Манипуляция по терапии зондирование. Методическая разработка для самостоятельной работы по профессиональному модулю: «выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» тема: «технология выполнения зондовых манипуляций как одно

1. В качестве парентерального раздражителя при желудочном зондировании

используют:

а) капустный отвар

б) 33 % сернокислую магнезии

в) 40 % глюкозу

г) + 0,1 % гистамин

2. Желудочное зондирование проводится с целью:

а) удаления содержимого желудка

б) + исследования секреторной функции желудка

в) определения формы и величины желудка

г) профилактики метеоризма

3. При проведении желудочного зондирования парентеральный раздражитель

вводится шприцем емкостью (мл.):

4. С целью открытия сфинктера Одди через дуоденальный зонд вводят раствор:

а) 0,025 % пентагастрина

б) + 33 % сернокислой магнезии

в) 0,05 % прозерина

г) 10 % хлорида кальция

5. При получении порции "А" дуоденального зондирования берется желчь:

а) печеночная

б) + дуоденальная

в) желудочный сок

г) желчного пузыря

6. Дуоденальную желчь получают из:

а) желчного пузыря

б) печени

в) + 12-ти перстной кишки

г) желудка

7. Порция "С" при дуоденальном зондировании имеет цвет:

а) зеленый

б) темно-оливковый

в) + золотисто-желтый

г) прозрачный

8. Содержимое желчного пузыря находится в порции:

9. После проведения желудочного зондирования исследуемый материал

отправляют в:

а) + клиническую лабораторию

б) бактериологическую лабораторию

г) биохимическую лабораторию

10. При появлении крови во время зондирования необходимо:

а) потянуть на себя зонд и продолжить манипуляцию

б) ввести в зонд физиологический раствор

в) поменять положение пациента

г) + зондирование прекратить

11. "Слепое" зондирование применяется с целью:

а) получения желчи для исследования

б) + опорожнения желчного пузыря

в) оценки размеров желчного пузыря

г) определения проходимости пузырного протока

12. Количество пробирок для дуоденального зондирования (шт.):

13. Предельный пункт продвижения оливы при дуоденальном зондировании:

а) + двенадцатиперстная кишка

б) желудок

в) печеночный проток

г) желчный пузырь

14. Для проведения дуоденального зондирования необходим:

а) толстый желудочный зонд

б) тонкий желудочный зонд

в) + дуоденальный зонд с металлической оливой

г) тонкий желудочный зонд со стеклянным переходником

15. При дуоденальном зондировании используется раздражитель:

а) + 33 % р-р сульфата магния

б) капустный отвар

в) 0,1 % р-р гистамина

г) 5 % р-р глюкозы

16. При фракционном желудочном зондировании используется парентеральный


раздражитель:

а) 40 % р-р глюкозы

б) 33 % р-р сульфата магния

в) + 0,1 % р-р гистамина

г) 10 % хлорида кальция

17. Перед желудочным зондированием последний приём пищи проводится:

а) утром в день исследования

б) в обед накануне исследования

в) + вечером накануне исследования, лёгкий ужин

г) в полдник

18. Для желудочного зондирования применяется зонд:

а) толстый желудочный

б) дуоденальный

в) + тонкий желудочный зонд

г) эндоскопический

19. В качестве пробного завтрака при желудочном зондировании можно

использовать:

а) + мясной бульон, 200 мл

б) раствор магния сульфата 25%-50мл

в) яблочный сок 200 мл

г) 0,9% раствор натрия хлорида 200 мл

20. При дуоденальном зондировании получают:

а) + 3 – 5 порций желчи

б) 7- 9 порций желчи

в) не делят на порции

г) столько, сколько медсестра приготовит пробирок

21. Для получения 2-й порции желчи вводят раздражитель:

а) 0,9 уо раствор натрия хлорида 50 мл

б) 0,01% раствор калия перманганата 50 мл

в) + 33% раствор магния сульфата 40 мл

г) 4% раствор натрия гидрокарбоната 50 мл

22. Цель оказания помощи при рвоте является:

а) + предотвращение асфиксии

б) освобождение желудка от пищи

в) освобождение кишечника от пищи

г) поддержать пациента физически

23. После дуоденального зондирования у пациента могут быть неприятные

последствия:

а) + снижение артериального давления

б) гипертония

в) усиленный аппетит

ЗАНЯТИЕ №34.

ЗНАТЬ:

2. Виды желудочных зондов.

Уметь:

Наименование элемента занятия Время в минутах.
1.Проверка присутствующих на практическом занятии, готовности к занятию и объяснения порядка проведения занятия. 2.Запись в дневниках по учебной практике темы занятия, записать - знать, уметь, отработать. 3.Опрос студентов с помощью тестов. 4. Объяснение и запись в конспект новой темы. 5.Отработать манипуляции по теме. - технику промывания желудка - технику проведения фракционного зондирования: а) с энтеральным раздражителем б) с парентеральным раздражителем - технику проведения дуоденального зондирования - обучение пациента методике «Ацидотест» Закрепить: - технику ухода и обработки ротовой полости - технику постановки грелки - методы и режимы дезинфекции и стерилизации изделий мед. назначения 6.Проверить у каждого студента правильность выполнения манипуляций. 7.Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы студентов, пояснения 5минут 10 минут 35 минут 90 минут 90 минут 30 минут 10 минут

Помощь при рвоте

Рефлекторный обратный выброс содержимого желудка называется рвотой

Состояние пациента в момент рвоты независимо от причин, вызвавших ее, тяжелое, и задача м/с – помочь ему справиться с этим тяжелым симптомом.

Последовательность действий:

1. попытайтесь успокоить пациента

2. усадите пациента (если позволяет его состояние) и наденьте на него клеенчатый фартук

3. поставьте к ногам таз или ведро

4. придерживайте при рвоте голову пациента, положив ему ладонь на лоб

5. после рвоты дайте пациенту прополоскать рот водой и помогите ему умыть лицо и вымыть руки

6. помогите пациенту лечь

7. унесите таз с содержимым из помещения, но оставьте рвотные массы в тазу, чтобы показать их врачу

Если пациент настолько ослаблен, что не может сидеть, или находится без сознания, то м/с должна сделать следующее:

1. повернуть пациента в постели на бок и зафиксировать его в этом положении с помощью подушек (если невозможно изменить положение пациента, надо повернуть на бок его голову во избежание аспирации рвотных масс, т.е. попадания их в дыхательные пути)

2. шею и грудь накрыть полотенцем

3. подставить ко рту пациента почкообразный лоток

4. по окончании рвоты обработать полость рта водой (при необходимости следует предварительно отсосать рвотные массы из полости рта грушевидным баллоном)

Если в рвотных массах появилась алая кровь (кровотечение из пищевода) или они имеют вид «кофейной гущи» (кровотечение из желудка), нужно немедленно:

v вызвать врача

v уложить пациента, приподняв ножной конец кровати

v положить на эпигастральную область пузырь со льдом

v запретить пациенту есть, пить, говорить

v приготовить кровеостанавливающие лекарственные средства

Дезинфекция рвотных масс производится путем заливания их маточным раствором хлорной извести из расчета 1:1 на один час или засыпанием сухой хлорной известью (200 г на 1 л рвотных масс).

Промывание желудка

ПОКАЗАНИЯ

Отравления: пищевые, лекарственные, алкогольные и т.д

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:

Язвы, опухоли, кровотечения ЖКТ, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

ОСНАЩЕНИЕ:

1.Стерильный толстый зонд, длиной 100-200 см, на слепом конце 2 боковых овальных отверстия на расстояние 45, 55, 65 см от слепого конца метки.

2.Стерильная резиновая трубка, длиной 70 см, стерильная соединительная стеклянная трубка, диаметр 8 мм.

3.Стерильная воронка вместимостью 1 литр

4.Стерильный глицерин

5.Таз для промывных вод

6.Ведро чистой воды комнатной температуры 18-20 0 на 10-12 литров и литровая кружка или кувшин(1 литр)

7.Резиновые перчатки, фартуки

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

1.Соберите систему для промывания: зонд, соединительная трубка, воронка.

2.Наденьте на себя и пациента фартуки, усадите его

3.Наденьте перчатки

4.Зонд смочите стерильным глицерином

5.Положите на корень языка пациента слепой конец зонда, предложите делать глотательные движения, глубоко дышать через нос

6.Как только П. сделает глотательное движение, продвигайте зонд в пищевод.

7.Доведя зонд до нужной метки (длина введённого зонда: рост-100см), опустите воронку до уровня колен пациента.

8.Держа воронку наклонно, влить в неё 1 л. воды

9.Медленно поднимите воронку на 30 см выше головы пациента.

10.Как только вода достигнет устья воронки, опустите воронку до уровня колен пациента.

11.Выливайте содержимое в таз до тех пор, пока вода не пройдет через соединительную трубку, но останется в резиновой и на дне воронки.

12.Начните наполнять воронку снова, повторяя все действия.

13.Промывайте так до «чистых» вод.

14.Измерьте кол-во вводимой и выделенной жидкости.

15.При необходимости промывные воды направьте в лабораторию.

16.Зонд выньте. Проведите предстерилизационную очистку всей системы.

ПРИМЕЧАНИЯ 1. Если при введения зонда у п. начался кашель, он начал задыхаться, немедленно извлеките зонд, т.к он попал в трахею, а не в пищевод.

Если п. нужно отправить промывные воды на исследование, то пункты 9, 10 повторить дважды, не выливая из воронки содержимое.

2. Промывание желудка пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии, и при отсутствии у него кашлевого и ларингеального рефлексов, для предотвращения аспирации жидкости проводят только после предварительной интубации трахеи, которую осуществляет врач или фельдшер.

3. В некоторых случаях промывание желудка осуществляют тонким желудочным зондом, введенным через нос: шприцем Жанэ, соединенным с зондом, воду нагнетают в желудок, затем отсасывают из него промывные воды, положение шприца при этом не меняют.

4. Промывание желудка можно провести и при отсутствии зонда. Пациент подряд выпивает 6-8 стаканов воды, после чего раздражением слизистой оболочки глотки или корня языка вызывает рвоту. Процедуру повторяют несколько раз.

Зондовые манипуляции

Желудочное зондирование (введение зонда в желудок) применяют как с диагностическими, так и с лечебными целями. С помощью зондирования можно получить желудочное содержимое с его последующим исследованием, осуществить промывание желудка. Введением зонда пользуются для откачивания желудочного содержимого при остром расширении (атонии) желудка, при высокой кишечной непроходимости. Применение зонда служит одним из способов искусственного питания. Промывание желудка проводят при отравлении различными ядами, употреблении недоброкачественной пищи, сужении (стенозе) выходного отдела желудка, при выделении через слизистую оболочку желудка различных токсических веществ, например мочевины при хронической почечной недостаточности. Противопоказаниями для промывания желудка являются органические сужения пищевода, острые пищеводные и желудочные кровотечения, тяжелые химические ожоги слизистой оболочки глотки, пищевода и желудка крепкими кислотами и щелочами (спустя несколько часов после отравления), инфаркт миокарда, нарушения мозгового кровообращения.

Промывание желудка проводится через рот (толстым желудочным зондом) или через нос (тонким желудочным зондом).

Промывание желудка можно провести и в домашних условиях: пациент быстро выпивает 6-8 стаканов промывной жидкости, после чего раздражением слизистой оболочки глотки или корня языка вызывают рвоту. Указанную процедуру повторяют несколько раз.

Изучение секреторной активности желудка является важнейшим методом оценки его функционального состояния. С этой целью в настоящее время используют различные зондовые и беззондовые методы исследования .

Зондовые методы

С помощью зондирования проводят фракционное исследование секреции желудочного сока, которое имеет большое значение для диагностики язвенной болезни, хронического гастрита с повышенной или пониженной кислотностью.

Для такого исследования применяется тонкий желудочный зонд. Для возбуждения желудочного содержимого используют различные раздражители (энтеральный и парентеральный). В качестве энтеральных раздражителей желудочных желез применяют капустный отвар или мясной бульон. а парентеральных – 0,1% раствор гистамина (0,01 мг на 1 кг массы тела) или 0,025% раствор пентагастрина (0,006 на 1 кг массы тела), причем, энтеральные раздражители приготавливают в лаборатории. При введении гистамина у пациента могут появиться: головокружение, тошнота, чувство жара, затрудненное дыхание, покраснение кожи, тахикардия, может снизиться АД. Поэтому используют пентагастрин, который не вызывает каких либо побочных явлений. Перед исследованием необходимо: определить массу тела, измерить АД, выяснить, не было ли раньше аллергических реакций.

Исследования проводят утром натощак. Вечером накануне пациент не должен употреблять грубую, острую пищу.

Первая порция, полученная сразу после введения зонда(утром натощак), характеризует желудочную секрецию в ночное время и носит название тощаковой секреции. В дальнейшем в течении часа, с интервалом 15 минут, в соответственно пронумерованные пробирки собирают четыре порции желудочного сока, которые составляют базальную секрецию, т.е.выделение желудочного сока в межпищеварительный период. После этого вводят стимулятор секреции и вновь в течение часа через каждые 15 минут получают четыре порции стимулированной секреции. Все извлеченные порции желудочного сока отправляют в лабораторию, где определяют его количество, цвет, консистенцию, запах, наличие примесей (желчь, слизь и др.). С помощью титрования желудочного сока 0,1 н. раствором едкого натра определяют свободную и общую кислотность в каждой порции, а затем по специальной формуле рассчитывают базальную и стимулированную продукцию (дебит) соляной кислоты.

Иногда приходится сталкиваться с ошибочными результатами фракционного желудочного зондирования. Во-первых, зонд после его введения в желудок может занимать неправильное положение (сворачиваться, находится в верхнем отделе желудка и т.д.). По этому, если получается мало желудочного сока, нужно с помощью рентгенологического исследования проверить положение зонда в желудке. Во-вторых, следует отказаться от слабых стимуляторов желудочной секреции (капустный отвар, мясной бульон и др. пробные завтраки), т.к. они не отражают объективно состояние желудочного кислотовыделения.

Беззондовые методы

Среди беззондовых методов исследования секреторной функции желудка наибольшее распространение получили:

· pH-метрия

· десмоидная проба

· применение ионообменных смол

· радиотелеметрия

Для оценки кислотообразующей функции желудка широко используется рН-метрия – определение рН-содержимого различных отделов желудка и 12-перстной кишки с помощью измерения электродвижущей силы, образуемой ионами водорода. Для этого исследования применяют специальный рН-метрический зонд. Нормальные показатели внутрижелудочного рН колеблются в пределах 1,3-1,7.

рН желудочного содержимого определяют иногда с помощью эндорадиозондов – специальных «пилюль» (радиокапсул ), снабженных миниатюрным радиопередатчиком. После проглатывания такой радиокапсулы датчик передает информацию о рН, температуре и гидростатическом давлении в просвете желудка и 12-перстной кишки, которая регистрируется принимающим устройством.

Десмоидная проба основана на определении времени появления метиленового синего в моче после введения его в желудок. Пациент проглатывает десмоидный мешочек (его готовят в лаборатории из тонкой резины, помещают в него 0,15 г метиленового синего и затягивают кетгутовой нитью №5). В присутствии соляной кислоты кетгутовая нить переваривается, а краска, растворившись в желудочном содержимом, через некоторое время окрашивает мочу. По интенсивности окрашивания мочи ориентировочно определяют активность желудочного сока.

Применениеионообменных смол для исследования желудочной секреции основано на способности смол обменивать ионы в кислой среде. Этот принцип используется в методике «Ацидотест », который основан на обнаружении в моче красителя, образующегося в желудке при взаимодействии принятой внутрь ионообменной смолы (желтые драже) со свободной соляной кислотой. В качестве энтерального раздражителя служит кофеин (белые таблетки). Интенсивность окраски мочи определяется по цветовой шкале в лаборатории.

Дуоденальное зондирование

Дуоденальное зондирование представляет собой введение зонда в двенадцатиперстную кишку с целью последующего получения ее содержимого. Это исследование играет важную роль в диагностике различных гастроэнтерологических заболеваний, в первую очередь желчного пузыря и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки. Дуоденальное зондирование применяют и с лечебной целью (например, для откачивания желчи при сниженной моторной функции желчного пузыря).

Дуоденальное зондирование проводят утром натощак.

На дуоденальном зонде (на конце с металлической оливой) имеет значение три метки: 4-5 (расстояние от резцов до субкардиального отдела желудка), 7-8 (расстояние до выходного отдела желудка), 8-9 (расстояние до большого дуоденального сосочка).

Положение зонда проверяется с помощью введения воздуха через шприц: если зонд находится в 12-перстной кишке, то введение воздуха не сопровождается никакими звуковыми явлениями; если же зонд в желудке, то при введении воздуха отмечается характерный клокочущий звук. Наиболее точным способом проверки положения зонда является рентгенологический контроль.

При дуоденальном зондировании получают три порции дуоденального содержимого. Первая порция (А – дуоденальная желчь) в норме прозрачная и имеющая золотисто-желтый цвет, представляет собой смесь желчи, панкреатического секрета и кишечного сока. При наличии примесей желудочного сока первая порция становится мутной.

После получения порции А через зонд вводят один из стимуляторов желчного пузыря: 25-40 мл 33% раствора сульфата магния, 30-40 мл 40% раствора глюкозы. Иногда парентерально используют желчегонные средства гормональной природы (питуитрин, холецистокинин). Через 10-15 минут начинает поступать вторая порция (В – пузырная желчь) коричневого или оливкового, а при застое желчи – темно-зеленого цвета.

При слабой концентрационной функции желчного пузыря не всегда удается отличить по цвету порции А и В. В таких случаях целесообразно применять хроматическое дуоденальное зондирование: после приема накануне исследования0,15 г метиленового синего в желатиновой капсуле, получаемая пузырная желчь окрашивается в синий цвет. При некоторых заболеваниях, например, закупорке камнем желчного протока, получить порцию В не удается.

После выделения пузырной желчи (в среднем 30-60 мл) через зонд начинает поступать порция С – печеночная желчь.

Характер и скорость желчевыделения можно уточнить при использовании так называемого минутированного зондирования , когда дуоденальный зонд переставляют в следующую пробирку каждые 5 минут.

Полученные порции дуоденального содержимого подвергаются микроскопическому исследованию, которое позволяет выявить признаки воспаления в желчном пузыре и желчевыводящих путях (лейкоциты, клетки эпителия), обнаружить различных бактерий и простейших (например, лямблий), определить нарушения коллоидного состояния желчи (большое количество кристаллов холестерина) и т.д.

Дуоденальное зондирование

ЦЕЛЬ МАНИПУЛЯЦИИ:

Получение для исследования желчи.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:

Желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

Утром, натощак.

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Зонд по типу желудочного, но на конце с металлической оливой, имеющий несколько отверстий. Олива нужна для лучшего прохождения через привратник.

2. Флаконы или пробирки для порций, помеченных «А», «В», «С».

3. Раздражитель: 40 мл теплого(38 градусов) 33% раствора сульфата магния.

4. Перчатки, полотенце, лоток, направление.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ЗОНДА:

1. Объяснить пациенту порядок проведения процедуры и получить его согласие.

2. Правильно усадить пациента: опираясь на спинку стула, наклонив голову вперед.

3. Вымыть руки, надеть перчатки.

4. На шею и грудь пациента положить полотенце, если есть съемные протезы, снять их.

5. Стерильным пинцетом достать зонд. Взять его в правую руку, а левой поддерживать свободный конец.

6. Смочить теплой кипяченой водой.

7. Предложить пациенту открыть рот.

8. Положите конец зонда на корень языка, предложите пациенту делать глотательные движения, дыша глубоко через нос.

9. Ввести зонд до 4-5 отметки.

ПОМНИТЕ!

ДОПЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Оснащение зондовых процедур для каждого пациента индивидуально.

2. Фракционное исследование желудочного сока с энтеральным раздражителем в настоящее время используется редко из-за технического неудобства и получения менее достоверных результатов исследования.

3. Фракционное исследование желудочного сока с помощью парентеральных раздражителей:

Парентеральные раздражители физиологичны, но действуют сильнее энтеральных, точно дозируются, и при их применении получаем чистый желудочный сок. При введении гистамина возможно возникновение побочных явлений в виде головокружения, чувства жара, снижения АД, тошноты, затруднения дыхания и так далее. При этих осложнениях рекомендуется срочно вызвать врача и приготовить к введению парентерально один из антигистаминных препаратов: димедрол, пипольфен, супрастин.

Пентагастрин побочных действий почти не вызывает. Вводят его подкожно в дозе 6 мкг (0,006 мг) на кг веса пациента.

ТАБЛИЦА РАСЧЕТОВ ДОЗ

5. Дуоденальное зондирование.

А) Для бактериологического исследования желчь от каждой порции набирается дополнительно в стерильные пробирки с соблюдением правил взятия материала на стерильность: до и после наполнения пробирок желчью необходимо провести их края над пламенем спиртовки и закрыть стерильной пробкой. Написать направление и доставить в бактериологическую лабораторию.

Б) Если нет порции «А», скорее всего зонд завернулся. Немного потяните его назад. Или, чтобы удостовериться в этом, отведите пациента в рентгенологический кабинет для осмотра.

В) Если после введения раздражителя нет порции «В» – значит, не открылся сфинктер Одди. Необходимо ввести пациенту 1,0 подкожно 0,1% раствора атропина для снятия спазма сфинктера. Если это не поможет – зондирование прекратить!

ЕСЛИ В ПРОЦЕССЕ ЛЮБОЙ ЗОНДОВОЙ ПРОЦЕДУРЫ В ПОЛУЧЕННОМ МАТЕРИАЛЕ КРОВЬ – ЗОНДИРОВАНИЕ ПРЕКРАТИТЬ!

5. БЕЗЗОНДОВЫЕ МЕТОДЫ.

ЗАНЯТИЕ №34.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Зондовые манипуляции.

ЗНАТЬ:

1. Цели, показания, противопоказания и возможные осложнения при выполнении зондовых манипуляций.

2. Виды желудочных зондов.

3. Особенности проведения промывания желудка у пациента в бессознательном состоянии.

4. Энтеральный и парентеральный раздражители желудочной секреции.

5. Беззондовые методы исследования желудочной секреции.

Уметь:

1. Объяснять пациенту сущность манипуляции и правила подготовки к ней.

2. Промыть желудок пациенту, находящемуся в сознании.

3. Взять промывные воды желудка для исследования.

4. Оказать помощь пациенту при рвоте.

5. Провести желудочное зондирование с энтеральным и парентеральным раздражителями.

6. Провести дуоденальное зондирование.

ГЛАВА 25 ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЕЧЕБНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ

ГЛАВА 25 ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЕЧЕБНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ

В практике работы детских лечебных учреждений большое значение придается проведению таких лечебных манипуляций, как постановка клизм, газоотведение, промывание желудка, катетеризация мочевого пузыря, дуоденальное зондирование и др. Их проведение требует тщательной подготовки, знания особенностей каждой конкретной манипуляции у детей различного возраста.

Постановка клизмы. При помощи клизмы в толстую кишку можно ввести различные жидкости с лечебной или диагностической целью. Различают клизмы очистительные, лекарственные, питательные.

Очистительные клизмы назначают для освобождения кишечника от каловых масс и газов. Они применяются при запорах, пищевых отравлениях, для подготовки больного к эндоскопическим методам обследования (ректоскопии, колонофиброскопии), рентгенологическому исследованию желудка, кишечника, почек, для выполнения ультразвукового исследования органов брюшной полости, перед операциями, введением лекарственных средств. Противопоказаниями являются воспалительные изменения в нижнем отрезке толстой кишки, геморрой, выпадение слизистой оболочки прямой кишки, подозрение на аппендицит, кишечные кровотечения.

Для очистительной клизмы используют воду комнатной температуры, которую вводят при помощи баллона с мягким наконечником. Для постановки клизмы детям первых 2-3 мес жизни используют грушевидные баллоны? 2 (вместимость - около 50 мл), 6 мес - ? 3 или 4 (75-100 мл), годовалым - ? 5 (150 мл), детям 2-5 лет - ? 5-6 (180-200 мл), 6-12 лет - ? 6 (200-250 мл). Для очистительных клизм детям старшего возраста используют кружку Эсмарха.

Перед употреблением грушевидный баллон стерилизуют кипячением. Наполняют его жидкостью (вода или лекарственные растворы), удаляют воздух, слегка сжимая баллон до появления жидкости из обращенного кверху наконечника. Наконечник смазывают вазелином. Ребенка грудного возраста обычно укладывают на спинус приподнятыми кверху ногами, детей более старшего возраста - на левый бок, с подтянутыми к животу нижними конечностями. Наконечник бал-

лона вводят осторожно. В положении больного на спине наконечник направляют вперед и несколько кпереди, далее, преодолев без усилия наружный и внутренний сфинктеры анального отверстия, немного кзади. Наконечник вводят на глубину 3-5 см детям младшего возраста, на 6-8 см - старшего возраста и постепенно сжимают баллон. После опорожнения баллона, не разжимая его, осторожно выводят наконечник. Для удержания введенной жидкости в кишечнике рукой сжимают на несколько минут ягодицы ребенка, после чего происходит дефекация (опорожнение). Количество жидкости для очистительной клизмы зависит от возраста ребенка и показаний к ее выполнению.

Допустимый разовый объем вводимой жидкости при постановке клизмы у детей.

Для введения большего количества жидкости, особенно детям старшего возраста, используют кружку Эсмарха. Процедуру выполняют в положении ребенка на левом боку с согнутыми и подтянутыми к животу ногами. Под ягодицы подкладывают клеенку, свободный край которой опускают в таз на случай, если ребенок не сможет удержать жидкость. Кружку Эсмарха наполняют водой комнатной температуры до 1 л и подвешивают на штативе на высоту 50-75 см. Открыв кран, выпускают воздух и небольшое количество воды из резиновой трубки. Резиновый наконечник смазывают вазелином и, раздвинув ягодицы ребенка, вводят в анальное отверстие. Первые 2-3 см наконечника продвигают кпереди по направлению к пупку, далее кзади параллельно копчику на глубину 5-8 см.

Скорость введения жидкости регулируется краном на резиновой трубке. При затруднении поступления жидкости, например в том случае, если кал твердый, трубку извлекают на 1-2 см и поднимают кружку Эсмарха на 20-30 см. Изменяют также направление наконечника, просят ребенка сильнее согнуть ноги, подвести их к животу, что приводит к расслаблению передней брюшной стенки. Если в процессе постановки очистительной клизмы появляется чувство распираний из-за скопившихся газов, то кружку следует опустить ниже уровня

кровати; после отхождения газов кружку постепенно поднимают. После завершения процедуры наконечник осторожно извлекают. Больной находится в положении лежа 8-10 мин до тех пор, пока не усилится перистальтика кишечника и не появится позыв на дефекацию.

Для усиления перистальтики кишечника к жидкости добавляют различные вещества: хлорид натрия (поваренная соль, 1-2 столовые ложки на 1 л воды), глицерин или растительное масло (1-2 столовые ложки), настой или отвар ромашки (1 стакан). При атонических запорах послабляющий эффект возникает при температуре жидкости 18-20 °С, при спастических - 37-38 °С.

По окончании процедуры грушевидные баллоны и резиновые наконечники моют горячей водой и кипятят. Кружку Эсмарха промывают, досуха вытирают и покрывают марлей.

К очистительным клизмам относятся масляные, гипертонические, сифонные.

Масляные клизмы применяют для мягкого очищения кишечника, а также при упорных запорах. Используют растительные масла (подсолнечное, льняное, оливковое, конопляное и вазелиновое), которые предварительно подогревают до температуры 37-38 °С. На грушевидный баллон надевают резиновый наконечник, осторожно вводят его на глубину 10-12 см в прямую кишку. Можно пользоваться шприцем с надетым на него резиновым катетером. Для процедуры используют от 20 до 80 мл масла в зависимости от возраста ребенка. После введения масла необходимо уложить ребенка на живот на 10-15 мин, чтобы масло не вытекало. Поскольку очистительный эффект наступает через 8-10 ч, процедуру рекомендуется делать вечером.

Гипертонические клизмы используют для стимулирования перистальтики кишечника. Показанием для гипертонической клизмы служат атонические запоры, противопоказанием - воспалительные и язвенные процессы в нижнем отделе толстой кишки. Для клизмы применяют гипертонические растворы: 5-10 % раствор хлорида натрия (1 столовая ложка на стакан воды), 20-30 % раствор сульфата магния. При помощи резиновой груши с наконечником вводят в прямую кишку 50-70 мл раствора при температуре 25-30 °С в зависимости от возраста ребенка. Послабляющий эффект обычно наступает через 20-30 мин, в течение этого времени больной должен лежать.

Сифонные клизмы ставят преимущественно детям старшего возраста. Показаниями являются необходимость удаления всех каловых

масс или ядовитых продуктов, попавших в кишечник в результате отравления химическими или растительными ядами. Такие клизмы рекомендуются при неэффективности обычных очистительных клизм, а также подозрении на кишечную непроходимость. Сифонные клизмы противопоказаны при аппендиците, перитоните, желудочнокишечных кровотечениях, заболеваниях прямой кишки, в первые дни после операции на органах брюшной полости.

Через резиновую трубку диаметром 0,8-1,0 мм и длиной до 1,5 м (один конец трубки заканчивается воронкой, другой - наконечником) в несколько приемов вводят в прямую кишку от 5 до 10 л чистой воды, подогретой до 37-38 °С, либо дезинфицирующей жидкости (слабый раствор перманганата калия, раствор гидрокарбоната натрия). Смазанный вазелином конец трубки вводят через анальное отверстие в кишечник на глубину 20-30 см. Воронку заполняют водой из кувшина и поднимают на высоту 50-60 см над кроватью, а затем опускают до уровня таза ребенка, не удаляя резиновую трубку из прямой кишки. По закону сообщающихся сосудов вода с содержащимися каловыми массами возвращается в воронку, и содержимое выливают в таз (рис. 66). Процедуру повторяют несколько раз подряд до появления чистой воды. Затем резиновую трубку осторожно извлекают, всю систему моют и кипятят.

Необходимо тщательно соблюдать все технические правила, а при постановке «высоких» клизм - помнить о таком грозном осложнении, как каловая интоксикация. Последняя возникает у больных с непроходимостью кишечника и при несвоевременной эвакуации введенной жидкости. Постановка сифонной клизмы проводится под обязательным контролем врача.

Лекарственные клизмы показаны при невозможности введения лекарственных средств через рот. Они подразделяются на клизмы местного и общего действия. В первом случае лекарственные клизмы применяются при воспалительных процессах в толстой кишке, а во втором - для всасывания лекарственных средств через слизистую оболочку прямой кишки и поступления их в кровь.

Лекарственные клизмы ставят через 10-15 мин после очистительных клизм, реже - после самопроизвольного очищения кишечника. Поскольку все лекарственные клизмы являются микроклизмами, используют обычный 20-граммовый шприц или резиновый баллон- «грушу» вместимостью от 50 до 100 мл. Вводимое лекарственное средство должно иметь температуру 40-41 °С, так как при более низкой

Рис. 66. Постановка сифонной клизмы. Объяснение в тексте

температуре возникает позыв на дефекацию, и лекарственное средство не всасывается. Объем лекарственных клизм зависит от возраста детей: больным первых 5 лет жизни вводят 20-25 мл, от 5 до 10 лет - до 50 мл, старшим детям - до 75 мл.

В состав лекарственных клизм могут входить различные лекарственные средства, включая успокаивающие, снотворные и т.п. Наиболее часто употребляются следующие клизмы: крахмальные (1 чайная ложка на 100 мл воды); из ромашки (15 г ромашки кипятят 2 мин в 250 мл воды, остужают до 40-41 °С, процеживают); из масла облепихи, шиповника. При судорогах и сильном возбуждении показаны хлоралгидратовые клизмы - применяют 2 % раствор хлоралгидрата.

Питательные клизмы используются редко, так как в толстой кишке всасываются лишь вода, изотонический раствор хлорида натрия (0,85 %), глюкозы (5 %), белки и аминокислоты - в очень ограниченном количестве. Выполняют питательные клизмы после очистительных с помощью капельницы (у детей младшего возраста) или кружки Эсмарха (у старших детей). Скорость введения жидкости регулируют винтовым зажимом: детям первых месяцев жизни вводят 3-5 капель в минуту, от 3 мес до 1 года - 5-10, более старшим - 10-30. Этот способ, называемый капельной клизмой, улучшает всасывание жидкости через слизистую оболочку прямой кишки, не усиливает перистальтику кишечника, не переполняет его, не вызывает болей. Таким образом в организм ребенка можно ввести 200 мл жидкости и более.

Газоотведение. Чаще всего газоотведение проводится детям раннего возраста, новорожденным и грудного возраста. Однако отведение газов показано и более старшим детям при заболеваниях кишечника, сопровождающихся метеоризмом или замедленным выведением газов. Перед проведением процедуры ставят очистительную клизму. Газоотводную трубку диаметром 3-5 мм и длиной 30-50 см предварительно смазывают вазелиновым маслом и вращательным движением вводят в прямую кишку как можно выше, чтобы наружный конец трубки выступал из заднего прохода на 10-15 см. Трубку оставляют на 20-30 мин, реже - на более длительное время. Процедуру можно повторить через 3-4 ч. Газоотводную трубку тщательно моют теплой водой с мылом, вытирают и стерилизуют кипячением.

Промывание желудка. Используется с лечебной или диагностической целью, а также для удаления из желудка недоброкачественной пищи, попавших в организм ребенка ядохимикатов, лекарственных средств, токсинов бактериального и растительного происхождения. Для процедуры необходимы желудочный зонд с двумя отверстиями на боковых стенках и воронка (заранее простерилизованные кипячением), а также таз. Для промывания желудка у детей старшего

возраста можно применять толстый зонд длиной 70-100 см и диаметром 3-5 мм. Для ориентировочного определения длины зонда, вводимого в желудок, у ребенка измеряют расстояние от переносицы до пупка. Для более точного определения длины зонда, равной расстоянию от зубов до входа в желудок, применяют формулу: 20 + и, где n - возраст ребенка.

Положение детей во время промывания желудка зависит от возраста, а в ряде случаев - и от тяжести состояния больного. Детей грудного возраста чаще всего укладывают на бок со слегка повернутым вниз лицом. Ребенка дошкольного возраста медицинская сестра или ее помощник берет на руки, обертывает его простыней (пеленкой), ноги ребенка плотно зажимают между своих ног, прижимают его голову к плечу. Другая медицинская сестра просит ребенка открыть рот или раскрывает его шпателем и быстрым движением вводит зонд за корень языка. Просит ребенка сделать несколько глотательных движений, во время которых медицинская сестра без насильственных движений продвигает зонд по пищеводу до предварительно сделанной отметки. Подтверждением того, что зонд находится в желудке, является прекращение рвотных движений. Детей старшего возраста для промывания желудка усаживают на стул, грудь закрывают клеенчатым фартуком или простыней (пеленкой).

После введения зонда в желудок к наружному концу его присоединяют стеклянную воронку вместимостью около 500 мл и наполняют приготовленной для промывания жидкостью: водой, 2 % раствором бикарбоната натрия или светло-розовым раствором перманганата калия комнатной температуры. Используя принцип сифона, воронку поднимают вверх и вводят жидкость в желудок (рис. 67, а). Когда жидкость дойдет до горла воронки, последнюю опускают ниже уровня желудка и ждут, пока из зонда через воронку желудочное содержимое выльется в таз (рис. 67, б). Воронку вновь заполняют чистой водой и процедуру повторяют до поступления из желудка чистых промывных вод (рис. 67, в). Детям раннего возраста промывание желудка можно проводить при помощи 20-граммового шприца.

После окончания процедуры снимают воронку и быстрым движением извлекают зонд. Воронку и зонд промывают сильной струей горячей воды, а затем кипятят 15-20 мин. При необходимости собранные промывные воды сливают в чистую прокипяченную посуду и отправляют для лабораторного исследования. Нередко промывание желудка, особенно при отравлениях, сочетают с промыванием кишечника, т.е. делают сифонную клизму.

Рис. 67. Промывание желудка. Объяснение в тексте

Желудочное зондирование (рис. 68). Для зондирования используют тонкие зонды? 10-15 диаметром 3-5 мм и длиной 1,0-1,5 м. Они заканчиваются слепо, а сбоку имеют два отверстия. Техника введения тонкого зонда аналогична введению толстого зонда при промывании желудка. На свободный конец зонда надевают 20-граммовый шприц для отсасывания желудочного содержимого. Процедуру проводят утром натощак. Для стимуляции секреции желудка используют различные пробные завтраки: мясной бульон, 7 % капустный отвар,

Рис. 68. Взятие желудочного сока:

а - инвентарь: штатив с пробирками, шприц, тонкий зонд; б - положение ребенка во время манипуляции

кофейный завтрак и пр. Наиболее часто применяется гистаминовая проба - подкожное введение 0,1 % раствора гистамина из расчета 0,008 мг на 1 кг массы тела. Используются и другие физиологические раздражители: пентагастрин, гисталог.

Дуоденальное зондирование (рис. 69). Для зондирования используют тонкий зонд с металлической оливой на конце и несколькими отверстиями. Исследование проводят утром натощак в процедурном кабинете. В положении больного стоя измеряют с помощью зонда расстояние от резцов до пупка. На зонде делают отметку. Усаживают ребенка на твердый топчан, берут металлическую оливу под III палец правой руки и вводят за корень языка, при этом больной делает несколько глотательных движений и глубоко дышит через нос. При появлении позывов на рвоту ребенок должен губами сжать зонд и глубоко дышать через нос. Пройдя через зев, олива и зонд продвигаются самостоятельно за счет перистальтики пищевода.

Рис. 69. Дуоденальное зондирование:

а - инвентарь: штатив с пробирками, 25% раствор сульфата магния, дуоденальный зонд, шприц; б - положение ребенка во время манипуляции

После попадания зонда в желудок больного укладывают на правый бок, на валик. Поверх валика необходимо положить завернутую в полотенце горячую грелку. Ноги больного согнуты в коленях.

О месте нахождения зонда судят по полученному содержимому. При нахождении зонда в желудке выделяется прозрачный или слегка мутный сок. Для получения желчи больной медленно и постепенно заглатывает зонд до отметки. Через 30-60 мин появляется желчь, о чем свидетельствует изменение цвета выделяемого содержимого. Различают несколько порций, получаемых при дуоденальном зондировании.

Порция 1 (А) является содержимым двенадцатиперстной кишки, светло-желтого цвета, прозрачная, имеет щелочную реакцию. Порция II (В) появляется после введения раздражителя (20-50 мл 25 % раствора сульфата магния или ксилита) для расслабления сфинктера общего желчного протока; жидкость из желчного пузыря прозрачная,

темно-коричневого цвета. Порция III (С) появляется после полного опорожнения желчного пузыря, представляет собой светлую желчь, поступающую из желчных протоков; она светло-лимонного цвета, прозрачная, без примесей.

Дуоденальное зондирование в среднем продолжается 2-2,5 ч. После получения всех трех порций зонд осторожно извлекают.

Катетеризация мочевого пузыря. Введение катетера в мочевой пузырь проводится с целью выведения из него мочи при отсутствии самостоятельного мочеиспускания, промывания и введения лекарственных средств, получения мочи непосредственно из мочевыводящих путей.

Катетеризацию проводят мягким катетером, который представляет собой трубку длиной 25-30 см и диаметром до 10 мм. В зависимости от величины катетеры делятся по номерам (от? 1 до 30). Верхний конец катетера закругленный, на боковой поверхности - овальное отверстие. Наружный конец катетера косо срезан или воронкообразно расширен, чтобы вставлять наконечник шприца для введения лекарственных растворов и промывания мочевого пузыря.

Перед использованием катетеры кипятят в течение 10-15 мин. После употребления их тщательно моют водой с мылом, протирают мягкой тряпкой. Хранят катетеры в эмалированной или стеклянной посуде с крышкой, обычно наполненной 2 % раствором карболовой кислоты.

Перед процедурой медицинская сестра моет руки с мылом, ногтевые фаланги протирает спиртом и йодом, надевает одноразовые перчатки.

Девочек предварительно подмывают. Для проведения катетеризации мочевого пузыря медицинская сестра становится немного справа от ребенка. Ребенка кладут на пеленальный стол. Левой рукой медицинская сестра раздвигает половые губы, правой рукой сверху вниз протирает ватой, смоченной дезинфицирующим раствором (фурацилин), наружные половые органы и отверстие мочеиспускательного канала.

Катетер берут пинцетом, верхний конец обливают стерильным вазелиновым маслом, вводят катетер в наружное отверстие мочеиспускательного канала и медленно продвигают вперед (рис. 70, а). Появление мочи из катетера указывает на нахождение его в мочевом пузыре. Наружный конец катетера располагают ниже уровня мочевого пузыря, поэтому, согласно закону сообщающихся сосудов, моча свободно вытекает наружу; когда моча перестает самостоятельно выделяться, катетер медленно выводят.

Рис. 70. Катетеризация мочевого пузыря у девочки (а) и мальчика (б)

Введение катетера мальчикам осуществить технически труднее, так как мочеиспускательный канал у них длиннее и образует два физиологических сужения. Больной во время катетеризации лежит на спине со слегка согнутыми в коленях ногами, между стопами помещают мочеприемник. Медицинская сестра берет в левую руку половой член, головку которого тщательно протирает ватой, смоченной раствором фурацилина и другого дезинфицирующего средства. Правой рукой берет политый стерильным вазелиновым маслом или глицерином катетер и медленно, с небольшим усилием, вводит его в мочеиспускательный канал (рис. 70, б).

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

Одним из современных методов исследования кислотообразующей и кислотонейтрализующей функций желудка является внутриполостная рh-метрия - определение рh содержимого различных отделов желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью измерения электродвижущей силы, образуемой ионами водорода. Для этого исследования применяют специальный рh-метрический зонд


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Оренбургский институт путей сообщения – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет путей сообщения»

Оренбургский медицинский колледж

ПМ.04, ПМ.07 Выполнение работ по профессии

Младшая медицинская сестра

МДК 04.03, МДК 07.03

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода.

По специальности 060501 Сестринское дело

По специальности 060101 Лечебное дело

Тема 3.10. «Зондовые манипуляции»

Лекция

Разработала

Преподаватель

Дрючина Н.В.

Согласовано

на заседании ЦМК

Протокол №_____

от «___»_______2014г.

Председатель ЦМК

Тупикова Н.Н.

Оренбург 2014 г.

Лекция

Тема 3.10. «Зондовые манипуляции»

Студент должен иметь представление: о видах желудочных и дуоденальных зондов.

Студент должен знать:

виды желудочных и дуоденальных зондов;

цели, противопоказания и возможные осложнения при проведении желудочного и дуоденального зондирования;

энтеральные и парентеральные раздражители желудочной секреции;

раздражители, применяемые при дуоденальном зондировании;

План лекции

1.Виды желудочных и дуоденальных зондов.

2.Энтеральные и парентеральные раздражители желудочной секреции.

3.Раздражители, применяемые при дуоденальном зондировании.

4.Цели, противопоказания и возможные осложнения при проведении желудочного и дуоденального зондирования.

Лекция

Тема 3.10. «Зондовые манипуляции»

1. Виды желудочных и дуоденальных зондов

Изучение секреторной активности желудка является важнейшим методом оценки его функционального состояния. С этой целью в настоящее время, как правило, используют различные зондовые методы исследования.

При зондовом методе исследования применяют тонкий желудочный зонд (многоразового или одноразового применения). Введя в желудок, зонд подсоединяют к шприцу или вакуумной установке для непрерывного извлечения желудочного сока. Вначале изучают содержимое желудка натощак, а затем так называемую стимулированную секрецию, полученную после введения различных веществ, усиливающих процессы секреции.

Для возбуждения желудочной секреции в последнее время применяют парентеральные и энтеральные раздражители. Какой из раздражителей использовать в конкретном случае, решает врач-лаборант. Все извлеченные порции желудочного сока отправляют в лабораторию, где определяют его количество, цвет, консистенцию, запах, наличие примесей (желчь, слизь и др)

Одним из современных методов исследования кислотообразующей и кислотонейтрализующей функций желудка является внутриполостная р h -метрия - определение р h содержимого различных отделов желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью измерения электродвижущей силы, образуемой ионами водорода. Для этого исследования применяют специальный р h -метрический зонд. Измерение р h в просвете желудка, пищевода или двенадцатиперстной кишки, проводимое в течение суток с учетом межпищеварительной и ночной секреции кислоты — самой опасной при язвенной болезни — ставит этот метод в ряд наиболее информативных, точных, физиологически обоснованных.

РН желудочного содержимого определяют иногда и с помощью специальных «пилюль» (радиокапсул), снабженных миниатюрным радиодатчиком. После проглатывания такой радиокапсулы датчик передает информацию о р h , температуре и гидростатическом давлении в просвете желудка и двенадцатиперстной кишки, которая регистрируется принимающим устройством. Утром натощак пациент проглатывает радиокапсулу, укрепленную на тонкой шелковой нити или на зонде (чтобы удержать капсулу в нужном отделе пищеварительного тракта). Затем на пациента надевают пояс, в который предварительно вмонтирована гибкая антенна для приема сигналов радиокапсулы, и включают лентопротяжный механизм.

Радиотелеметрический метод исследования является наиболее физиологичным при изучении секреторной и двигательной функции желудка.

Для дуоденального зондирования применяется зонд с металлической оливой на конце.

2.Приготовление пробных завтраков (энтеральные раздражители)

1. Капустный отвар. 7 % - 21 грамм сухой капусты на 500 мл воды. Кипятить 30 – 40 мин., пока не останется 300 мл, затем процедить через два слоя марли. Хранить в холодильнике.

Если нет сухой капусты, можно взять свежую - 500 г. свежей капусты на литр воды. Кипятить 30 мин., затем процедить через два слоя марли. Хранить в холодильнике.

2. Хлебный завтрак. 50 г. белого хлеба разминается и помещается в 400 мл. тёплой воды. После набухания, медленно нагреть смесь до кипячения и оставить до утра. Утром процедить через два слоя марли.

3. Мясной бульон. 1 кг. тощего обезжиренного мяса варить в двух литрах воды до готовности. 200 мл. тёплого бульона ввести в желудок через зонд.

4. Кофеиновый завтрак. 0,2 г. кофеина или 2 мл. 20 % кофеина растворяют в 300 мл. кипячёной воды.

Примечание: Пробные завтраки готовит постовая сестра отделения накануне исследования.

Парентеральные раздражители, используемые при

фракционном исследовании желудка

  1. Гистамина дигидрохлорид – 0,008 мг/кг – п/к;
  2. Гистамина фосфат – 0,01 мг/кг – п/к;
  3. Пентагастрин – 0,006 мг/кг – п/к.

Парентеральные раздражители физиологичны, действуют сильнее энтеральных, точно дозируются, при их применении получаем чистый желудочный сок.

4. Раздражители, применяемые при дуоденальном зондировании.

1. 25 % сульфат магния 40 мл.

2. 40 % раствор глюкозы 40 мл.

3. 10 % спиртовой раствор сорбита или холецистокинина.

а) ВЗЯТИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА ФРАКЦИОННЫМ МЕТОДОМ.

(желудочное зондирование)

ЦЕЛЬ: Оценить секреторную и моторную функции желудка и по их нарушению распознать характер заболевания.

ПОКАЗАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВРАЧ.

Противопоказания: желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

ОСНАЩЕНИЕ: стерильный желудочный зонд (одноразовый или многоразового использования), диаметром 0,5-0,8 см., один из стимуляторов секреции, шприц для инъекции (если раздражитель парентеральный), спирт 70%, перчатки, градуированные флаконы, шприц для извлечения желудочного сока, почкообразный лоток, полотенец, стерильный лоток (рис 1а)

б) ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖИМОГО 12-ТИ ПЕРСТНОЙ КИШКИ

(дуоденальное зондирование)

ЦЕЛЬ: уточнение состава желчи для диагностики заболеваний желчного пузыря, желчных путей, для бактериологических исследований, для суждения о функциональном состоянии поджелудочной железы.

ПОКАЗАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВРАЧ

желудочное кровотечение, опухоли, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

ОСНАЩЕНИЕ: стерильный зонд с оливой, полотенце, шприц для введения стимулятора, почкообразный лоток, стимулятор (25 % сульфат магния 40 мл. или 40 % раствор глюкозы 40 мл. или 10 % спиртовой раствор сорбита или холецистокинина), валик, перчатки, штатив с пробирками, грелка, стерильный лоток, салфетки, направление. (рис 2-а)

Осложнения: желудочное кровотечение, обморок, коллапс.

1.Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь - зондирование прекратить!

2.Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становится синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или трахею, а не в пищевод.

3.В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента корень языка обработать аэрозольным 10% раствором лидокаина.

4. При введении гистамина возможно возникновение аллергической реакции в виде головокружения, чувства жара, снижения АД, тошноты, затруднения дыхания и т.д. Тактика медсестры: срочно вызвать врача и приготовить к введению парентерально один из антигистаминных препаратов: димедрол, пипольфен. Пентагастрин побочных действий почти не вызывает.

5. Осложнение при подкожной инъекции – инфильтрат, абсцесс, оставление обломка иглы в мягких тканях, масляная эмболия, аллергические реакции, ошибочное введение под кожу другого медикамента вместо назначенного.

Вопросы для самоконтроля

1. Цели, противопоказания проведения зондовых процедур.

2. Оснащение зондовых процедур.

3. Тактика медсестры в случае: реакции на введение гистамина.

4. Виды желудочных и дуоденальных зондов.

5. Энтеральные и парентеральные раздражители желудочной секреции.

6. Раздражители, применяемые при дуоденальном зондировании.

7. Возможные осложнения при проведении желудочного и дуоденального зондирования.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2013.512с: ил. - 271- 289с.

2.Лекция преподавателя.

3. Приказ от 31 мая 1996 г. N 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях Здравоохранения Российской Федерации. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета эндоскопии».

Дополнительная:

1. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.- 582-598с.;

манипуляции.

      Установить доброжелательные отношения с

пациентом.

      Уточнить информированность пациента о лекарственном средстве и получить его согласие на проведение манипуля­ции.

      Надеть маску. Обработать руки гигиеническим уровнем с антисептиком и надеть стерильные перчатки.

      Проверить пригодность лекарственного средства (название, дозу, срок годности, физическое состояние).

1.6 Повторно убедиться в соответствии лекарственного

препарата с назначениями врача.

1.7 Набрать в шприц необходимое количество назначенного лекарственного средства, затем в этот же шприц набрать растворителя.

      Надеть на конус шприца иглу для внутривенной инъекции, выпустить воздух. Поместить на стерильный лоток.

      Приготовить не менее 5-ти шариков, смоченных спиртом и поместить на стерильный лоток.

    Выполнение манипуляции.

    1. Предложить пациенту лечь, при необходимости помочь ему. Освободить место для инъекции (место локтевой вены).

      Под локоть пациента подложить обрабатываемый валик. Наложить жгут на плечо пациента на 5 см выше локтевого сгиба, покрытое салфеткой или его одеждой.

Примечание: при наложении жгута пульс на лучевой артерии не должен измениться. Кожные покровы ниже места наложения жгута багровеют, вена набухает. При ухудшен наполнения пульса, жгут необходимо ослабить.

      Попросить пациента поработать кулачком

(сжать-разжать кулак).

      Исследовать вену пациента.

      Обработать место инъекции шариком со спиртом от периферии к центру (снизу-вверх), площадью 10x10 см 2 .

      Взять шприц в правую руку так, чтобы указательный палец фиксировал иглу сверху. Проверить проходимость иглы и отсутствие воздуха в шприце.

      Попросить пациента зажать кулак.

      Зафиксировать вену большим пальцем левой руки, проколоть кожу возле пунктируемой вены (игла срезом вверх!) и войти вену на 1/3 длины иглы.

      Потянуть поршень на себя для появления крови в шприце.

      Развязать жгут. Попросить пациента ослабить кулак. (Рис. 1)

      Потянуть поршень на себя, чтобы еще раз убедиться в том, что игла находится в вене.

      Не меняя руки, надавить на поршень левой рукой и медленно ввести лекарственный препарат вену, наблюдая за состоянием пациента и спрашивая о самочувствии, если пациента в сознании. В шприце оставить 0,5 мл лекарственного препарата.

      Приложить шарик со спиртом в месте прокола иглой кожи и резко выйти из вены.

      Попросить пациента согнуть руку в локтевом сгибе и подержать 5-7 минут. Затем забрать у пациента использованный шарик (в дез. раствор), убедившись, что у пациента свернулась кровь в месте прокола. Если пациент не в состоянии согнуть руку, то наложить давящую повязку.

    Окончание манипуляции.

3.1. Весь использованный материал поместить для дезинфекции.

3.2. Провести гигиеническую обработку рук.

3.3. Сделать записи о выполнении процедуры в медицинской документации.

Поделиться