Инвалиды детства право на образование. Обучение детей-инвалидов

В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.

Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.

Законодательные основы вопроса

Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.

Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:

  • № 181-ФЗ от 24.11.1995;
  • № 273-ФЗ от 29.12.12.
Подсказка: инклюзивное обучение - это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.

Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

  • включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
  • организации для них доступного обучения по месту проживания;
  • обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
  • принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
Скачать для просмотра и печати:

Условия организации обучения

Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:

  • путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
  • домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.

Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.

Они описаны в таблице:

Звено обучения Создаваемые условия
Младшее (садики) Создание специализированных дошкольных учреждений и групп
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек)
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников
Обеспечение ДОУ специалистами:
  • массажистами;
  • логопедами;
  • психологами;
  • тренерами и другими.
Консультирование родителей по вопросам воспитания
Создание инфраструктурной доступности:
  • пандусов;
  • расширенных коридоров и тому подобное
Среднее Разработка специализированных программ
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения
Предоставление качественного медобслуживания
Повышение инфраструктурной доступности зданий
Высшее и среднее специальное Предоставление преференций по зачислению на первый курс
Обеспечение дистанционной формой получения знаний

С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:

  1. Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
  2. Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.

Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:

  • удобные передвижные кресла;
  • подходящие канцелярские принадлежности;
  • литературу и другое.

Варианты предоставления обучения

Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

  • создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
  • подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.

Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:

  • в виде семейного обучения;
  • дистанционно;
  • надомное обучение.
Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

  • отдельные уроки;
  • кружки и дополнительные занятия;
  • массовые увеселительные мероприятия.

Домашнее образование


Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома.
Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:

  • заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
  • справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
  • заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.

Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:

  • заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
  • зачисляет ребенка в число учеников;
  • оформляет необходимую документацию;
  • составляет учебный план;
  • назначает учителей для его реализации.

Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.

Дистанционное обучение

Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:

  • веб, чат-занятия;
  • телеконференции;
  • телеприсутствие;
  • интернет-уроки.

Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:

  1. прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
    • материального положения семейства;
    • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
  2. получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
  3. получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
  4. прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
  5. развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
  6. принять участие в исследовательской деятельности;
  7. получать консультативную помощь специалистов:
    • психологов;
    • медиков;
    • педагогов и других.

Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.

Перечень привилегий для инвалидов


В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:

  • Прием малыша в детский садик без соблюдения очередности. Для этого необходимо подать заявление и приложить к нему справку МСЭ.
  • Снижение размера взноса за посещение малышом дошкольного учреждения. Данная привилегия предоставляется не во всех субъектах страны, на основании решений региональных властей.
  • Компенсацию за учебу несовершеннолетнего в домашних условиях. По нормам закона на учебу всех несовершеннолетних с возраста 6 лет и 6 месяцев бюджет выделяет средства. Если родители нанимают специалиста для занятий с ребенком, региональные власти могут компенсировать затраты на получение семейного образования. Не в каждом субъекте страны принят соответствующий закон, а значит местные власти могут компенсировать получение образования дома, а могут и не делать этого. На сегодняшний день такая программа принята в Пермского крае, Омской области, Свердловской области, Москве.
  • Комплексную реабилитацию ребенка в образовательном учреждении. В том числе, специалисты организуют работу по социализации ребенка. То есть помогают ему наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  • Льготу при поступлении молодого человека в ВУЗ. Абитуриенты с инвалидностью зачисляются на первый курс вне конкурса в пределах установленной квоты, если успешно сдали вступительные испытания. Кроме того, инвалиды I и II групп, дети-инвалиды имеют право на прием на подготовительные отделения в федеральные ВУЗы. Для получения преференции необходимо указать льготную категорию в заявлении на поступление в ВУЗ. К документу прилагается справка МСЭ о назначении группы инвалидности. Льгота распространяется на детей-инвалидов, инвалидов i и II групп, инвалидов с детства.
Внимание: преференция по зачислению в ВУЗ вне конкурса может быть использована только один раз в жизни. Важно: в июне 2018 г. инвалиды получили новые привилегии при поступлении в ВУЗ. Теперь они могут подавать документы по квоте одновременно в 5 учебных заведений сразу по 3 разным направлениям. Ранее они могли сделать только в рамках 1-го ВУЗа и 1-го направления.

Проблемы обучения детей и инвалидностью в России

В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

  • Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
    • в зданиях отсутствуют пандусы;
    • дверные проемы слишком узки для колясочников;
    • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.
  • Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
    • неуверенности в себе;
    • низкой самооценки;
    • депрессивного состояния.

Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:

  • детские сады;
  • группы в дошкольных учреждениях;
  • школы.

Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

  • готовятся специалисты;
  • поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
  • выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
  • формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.
Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих детей уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.


Образование инвалидов представляет собой доступное средство развития, адаптации лиц с отклонениями состояния здоровья на основе льготных условий, предусмотренных законодателем. Учеба для инвалидов организуется учреждениями власти, обеспечивается законодательными актами (), предполагает варианты реализации такого права. Обучение инвалидов предусмотрено как по общеобразовательной программе, так и при получении гражданами с инвалидностью высшего профессионального образования.

Право на образование

Независимо от того, определен ли факт наличия инвалидности, статуса ветерана или иного звания, отличающего человека, субъект наделен возможностью получать профессиональное образование, а также обязан проходить дошкольные и школьные программы обучения. Установление у лица каких-либо отклонений не может стать причиной упразднения такого права.

Инвалид, согласно , - человек с заболеваниями, травмами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и самостоятельного удовлетворения потребностей. Поэтому такие лица требуют специального подхода, обеспечения для них отдельных условий при реализации предусмотренных законом прав, в частности на получение образования.

В первую очередь, право на дистанционное обучение для инвалидов, образование в школе или на дому, при других условиях закрепляется в международном акте «Конвенция по правам инвалидов», которым должны соответствовать нормы федерального законодательства. Указанный пакт предполагает следующие положения относительно получения инвалидами образования:

  • недопустимо исключать инвалида по причине отклонений из системы образования;
  • обеспечение доступа к бесплатному общему образованию, а также среднему и высшему по месту проживания;
  • организация условий, которые делали бы комфортным обучение согласно индивидуальным потребностям инвалида;
  • поддержка инвалидной группы лиц на всех этапах получения образования;
  • организация обстановки, которая помогала бы инвалиду при получении знаний (домашние условия, специальные учреждения, дистанционный характер обучения, заочный режим и так далее).

Общие принципы реализации рассматриваемого института распространяются на каждого человека, получившего групповую инвалидную принадлежность, невзирая на то, взрослые ли это нетрудоспособные граждане или дети-инвалиды.

Опираясь на международные принципы, (статья 19) формирует направления при обеспечении учебы инвалидам:

  • обеспечение условий для использования инвалидами прав наравне с другими гражданами в части получения образования;
  • способствование развитию личности, адаптации, реабилитации, в особенности при обучении детей-инвалидов;
  • интеграция лиц с отклонениями в общество, развитие социальных, коммуникативных возможностей.

Наличие ограничений для указанной категории населения в период прохождения обучения считается прямым нарушением конституционных прав, что недопустимо и дает возможность инвалидам обращаться в уполномоченные органы для защиты собственных интересов.

Виды образовательных программ

В России положение граждан с инвалидностью, без учета конкретной группы, тяжести приобретенного заболевания, приравнивается к общему для остального населения. Ограниченный спектр возможностей из-за отклонений здоровья должен возмещаться не человеком, а государством. Одним из таких мероприятий выступает организация образовательных программ для инвалидов.

Инвалид имеет возможность свободно получать образование. Ребенок может сначала быть дошкольником, посещать детский сад, как и другие дети, после пойти в школу или специализированное учреждение, а далее поступить в вуз. Отсюда выводятся следующие направления образования:

  1. Дошкольное обучение. Доступность такого варианта не может быть ограничена. вправе проходить необходимые надомные мероприятия или же посещать школы.
  2. Общеобразовательные процессы. Здесь предполагается школьное обучение. Для некоторых детей можно организовать либо домашнюю программу, либо посещение школ, в том числе определяющих специфику работы с инвалидами.
  3. Среднее образование. Доступ в техникумы и училища не ограничивается. Подросток по возможности может выбрать то, что подходит.
  4. Профессиональное образование. Вузы принимают на учебу инвалидов и обеспечивают . Например, прохождение обучения бесплатно или упразднение вступительных испытаний.

Кроме того, даже при наличии инвалидности человек может проходить дополнительные виды образования, повышать профессиональные навыки, обучаться в автошколе и тому подобное.

Обеспечение образовательного права ребенка-инвалида в школе и иных учреждениях осуществляется государственными органами, ответственными за разработку специальных программ, направленных на адаптацию детей и реализацию ими своих возможностей. Подключаются также органы социальной защиты, которые непосредственно предоставляют условия для воспитания и развития малышей. Тот же принцип действует и при получении образования взрослыми инвалидами.

При реализации рассматриваемого права определяется такой вопрос: как оплачивается обучение ребенка-инвалида на дому, в школе, вузе и прочих заведениях? В большинстве случаев льготные программы предусматривают как бесплатное образование, так и организацию специальных условий для обучения.

Формы реализации права

Учебные планы для инвалидной категории граждан разрабатываются отдельно уполномоченными органами с учетом специфики состояния таких лиц, особенностей каждой группы и детской личности. При этом для использования конкретной формы следует установить ряд условий.

По общим правилам, ребенок-инвалид может учиться в обычных школах, не входить в специализированный класс, что в большей степени способствует социализации, поступать в вуз и готовиться к экзаменам, как и другие дети. Однако устанавливаются особые случаи, когда требуется применение специальных форм организации обучения таких граждан. К ним относят домашнее обучение, дистанционное, посещение специальных учреждений и программу семейного образования.

Первый вариант - позволить ребенку учиться дома. Здесь важно установление одного из видов заболеваний, предусмотренных . Согласно указанному акту, обучение детей-инвалидов на дому возможно при следующих болезнях:

  • новообразование злокачественного характера;
  • заболевание крови, эндокринной системы, иммунных механизмов;
  • расстройства психики;
  • заболевание глаз;
  • болезнь кровеносной, нервной системы, органов дыхания и пищеварения;
  • заболевание кожи, соединительных, костно-мышечных тканей;
  • нарушение мочеполового механизма;
  • последствия тяжелых травм.

Такой вариант не просто упраздняет необходимость посещать школу, но и предполагает дистанционное обучение детей-инвалидов на дому.

Второй вариант - удаленное или дистанционное обучение детей-инвалидов. Такой методический подход помогает колясочникам, травмированным, иным не передвигающимся лицам получать общее и высшее образование. Причем форма обучения в вузе может быть как очной, так и заочной.

Третий вариант - специализированные учреждения. Такие организации формируют коррекционные, компьютерные, иные специальные классы, направленные на индивидуализацию проблем обучающихся и приспособленные исключительно для детей с отклонениями. Также предполагается подготовка тех, кто получил тяжкие заболевания, ограничен в возможностях и не способен обучаться совместно со здоровыми людьми.

Еще один вариант - семейное образование. Этот вид предусмотрен в

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена:
1. на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2. развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3. интеграцию в общество.

Органы управления образованием и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации. Дети-инвалиды и их родители (законные представители) обеспечиваются информацией по вопросам получения образования и реабилитации.

При получении инвалидами образования, в т. ч. на дому и в форме семейного образования, им должна оказываться психолого-педагогическая поддержка.

Инвалиды могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях органы управления образованием с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию их обучения по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для такого обучения являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной (муниципальной) образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ.

При организации дистанционного образования детей-инвалидов необходимо также руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 и письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254, которым направлены рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ.

Меры, направленные на государственную поддержку детейинвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Они предусматривают:
1) создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную,коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;
2) обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;
3) законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
4) внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.

Официальный источник
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5
Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"
Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.получение детьми с ОВЗ качественного общего профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации о обеспечения полноценного участия в житзни общества,эффенкьтивной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного общего профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации и обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности .

Проблема специального образования и на современном этапе является актуальнейшей, т.к. до сих пор наблюдаются массовые нарушения конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и отсутствие прогресса в течение длительного времени в её решении. Остро стоит задача - оптимизировать систему специального образования в целях адекватного её развития. И в первую очередь с этой целью следует разработать оптимальную нормативно-правовую базу специального образования на федеральном и региональных уровнях, уровне образовательной организации.

Права детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены на различных уровнях в следующих нормативных документах:

Международный уровень (Международные нормативно-правовые акты)

  • Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
  • Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);
  • Декларации о правах умственно отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);
  • Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);
  • Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года);
  • Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).
  • Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка Испания, 7-10 июня 1994 года.
  • признает «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования»;
  • декларирует право лиц, имеющих особые потребности в области образования, на обучение в обычных школах, «которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей»;
  • призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…»;

Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями:

  • разработаны в качестве общего руководства для планирования действий в области образования лиц с особыми потребностями, опираются на национальный опыт участвующих стран, а также резолюции, рекомендации, стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;
  • каждый человек с каким-либо умственным или физическим недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той мере, в которой это может быть точно установлено;
  • родители пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей;
  • обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса;
  • в рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования;
  • службы поддержки имеют решающее значение для успешного проведения в жизнь политики в области инклюзивного образования.

Федеральный уровень

(Законодательно-правовые акты Российской Федерации)

  • Основным документом, регламентирующим деятельность всех взрослых, взаимодействующих с детьми, всех специалистов образовательных организаций, является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Именно положения Конвенции лежат в основе всех нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность системы образования.
  • Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, подписана 24 сентября 2008 года. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав детей-инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни в обществе лиц с ОВЗ.
  • Гарантии прав детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации.

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей с ограниченными возможностями здоровья. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в:

  • Семейном кодексе Российской Федерации;
  • Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  • Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года;
  • Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  • Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов;
  • Федеральном законе от 02 июля 1992 года (в ред. от 21.07.1998 г.) № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • Федеральном законе «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятый Госдумой 25 апреля 2012 года и одобренный Советом Федерации 27 апреля 2012 года;
  • Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ОВЗ»;
  • Письмо МО РФ от 26 апреля 2001года № 29/152 4-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями)»;
  • Письмо МО РФ от 24 января 2003 года № 01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью»;
  • Письмо МО РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Региональный уровень

(Законодательно-правовые документы региона области)

  • Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 года № 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области" (Принят Законодательным собранием Оренбургской области 21 августа 2013 г.)
  • Закон Оренбургской области от 30 августа 2012 года N 1066/310-V-ОЗ "Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области"
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 года № 642-пп «Об областной целевой программе «Дети Оренбуржья» на 2011 - 2013 годы»;
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 29 августа 2012 года N 740-пп « Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы .
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1253-п «Об организации медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников в государственных казенных образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении».
  • Постановление Правительство Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 553-пп « Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы .
  • Письмо министерства образования Оренбургской области от 25 сентября 2013 года № 01-23/5702 «Об организации учебного процесса в интернатных учреждениях и специальных (коррекционных) школах»

Локальные акты образовательной организации.

Правовую основу деятельности образовательной организации составляют не только нормативные документы федерального и регионального уровня, но и локальные акты. Причем только грамотно составленные локальные акты имеют юридическую силу.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном её Уставом (ч.1 ст.30 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация разрабатывает и принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (ч.1.ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч.2.ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Разработка локальных актов, регулирующих образовательные отношения, является обязательной для каждой образовательной организации. Локальный акт образовательного организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данного образовательной организации.

Процесс локального правотворчества проходит несколько стадий:

Инициативная стадия – возникновение идеи издания локального акта. На этой стадии, прежде всего, принимается решение компетентного органа о необходимости издания локального акта, о выработке проекта, обосновывается необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собирается и анализируется вся имеющаяся информация по данному вопросу (изучаются законодательство, инструктивно-методические материалы, информационные письма и т.д.);

Подготовка проекта локального акта – подготовка текста локального акта. В содержательном отношении это один из важнейших этапов правотворческого процесса. Подготовленный проект до его обсуждения и согласования должен быть проверен на соответствие законодательству Российский Федерации, а также правилам русского языка;

Обсуждение и согласование проекта локального акта. После разработки проекта локального акта он должен быть обязательно обсужден среди тех категорий участников образовательного процесса, чьи интересы он затрагивает.

Обязательной процедурой может быть согласование проекта локального акта с органами власти и лицами, не участвующими в его разработке, но имеющими к разработанному проекту самое непосредственное отношение. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Работодатель, в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ч.3 ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Принятие и утверждение локального акта. Процедура принятия утверждения локальных актов должна быть регламентирована уставом;

Введение в действие локального акта, последняя стадия правотворческого процесса. Процедура введения в действие локального акта неразрывно связана с доведением его содержания до сведения адресатов, так называемое обнародование локального акта. Существует две традиционные формы обнародования локальных актов:

1) ознакомление под роспись;

2) размещение локального акта на сайте образовательной организации (ч.1 ст.29 Закона « Об образовании в Российской Федерации»).

В общедоступном месте (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») в образовательных организациях в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации; правил внутреннего распорядка учащихся; списки органов государственной власти (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Локальный акт должен быть известен всем, чьи права и законные интересы он затрагивает.

Документально оформленный локальный акт имеет установленную форму и реквизиты. Локальные акты образовательного учреждения действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне её. Локальные акты образовательного учреждения издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

В деятельности образовательного учреждения ранее применялись локальные акты:

  1. Устав
  2. Положение о педагогическом совете
  3. Положение о классном руководстве
  4. Положение о логопедическом кабинете
  5. Положение о библиотеке
  6. Положение об аттестационной комиссии
  7. Положение о методических объединениях
  8. Положение о критериях оценки качества труда педагогов
  9. Положение о материальном стимулировании сотрудников
  10. Положение о системе оплаты труда работников
  11. Положение о защите персональных данных
  12. Правила внутреннего трудового распорядка
  13. Положение об общем собрании трудового коллектива
  14. Положение о школьном ПМПк
  15. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации
  16. Должностные инструкции сотрудников
  17. Приказы и распоряжения директора
  18. Правила поведения учащихся
  19. Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса
  20. Правила приема детей в школу
  21. Положение о постановке на внутришкольный учет учащихся и семей
  22. Положение о внутришкольном контроле Исчерпывающего ответа на вопрос о количестве локальных актов

образовательной организации нет, есть некоторый минимальный набор локальных актов, наличие которых является обязательным.

В настоящее время необходимо привести в соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, разработанными с целью его реализации, действующие ранее локальные акты и разработать новые, предусмотренные Законом. Образовательные организации должны оперативно реагировать на совершенствование законодательства путем своевременного внесения поправок в локальные акты, издания локальных актов в новой редакции.

Среди локальных нормативных можно выделить две группы:

  • акты, для которых законодательно определена не только сфера их применения, но и их конкретный вид:

Устав образовательной организации (ст.25 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Правила внутреннего распорядка учащихся (п.1 ч.3.ст.28 Федерального

Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Коллективный договор;

Образовательная программа (п. 6 ч.3.ст.28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Программа развития (п.7 ч.3.ст.28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  • акты, для которых законодательно определена лишь сфера их применения:

Локальный акт, регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану (п. 3 ч.1 ст.34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий право пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п.21 ч.1 ст.34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий порядок посещения по своему выбору мероприятий, которые проводятся в образовательной организации и не предусмотренные учебным планом (ч.4 ст. 34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (ч.6 ст. 45 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами образовательного учреждения (п.8 ч.3 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, закрепляющий нормы профессиональной этики педагогических работников (ч.4 ст.47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий работу комиссии по применения мер дисциплинарного воздействия (приказ Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;

Локальный акт, регламентирующий порядок обеспечения открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации (ст.29 Закона « Об образовании в Российской Федерации»).

Функция локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям данного образовательной организации с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.

Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения регламентируется следующими нормативными документами: - Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года. № 288.

Постановлением Правительства от марта 2000 г. № 212 «Изменения и дополнения, которые вносятся в типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ОВЗ».

Приказом МО РФ «Об утверждении форм свидетельств государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения,

Письмом МО РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» и дополнениями к нему от 26 декабря 2000 г. № 3.

Письмом МО РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой».

На сегодняшний день проблема нормативно-правовой базы в системе специального образования стоящая весьма остро, должна стать одним из базовых механизмов его развития, своеобразным фундаментом. Большинство п оложений Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятые в 1994 году нашли полное воплощение в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Хотя во многих региональных министерствах образования созданы отделы специального образования, имеются дефектологические факультеты, тем не менее нормативно-правовая база в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья пока еще не нашла должного отражения в законодательстве субъектов федерации. В системе образования регионов отсутствуют документы нормативно-правового характера о регулировании специального (коррекционного) образования (региональные законы «О специальном образовании», нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, независимого контроля соблюдения прав детей, слабо решаются вопросы социализации выпускников) , что не позволяет реализовывать перспективные подходы и задачи государства по развитию системы специального образования в направлении повышения его качественных характеристик, инновационной направленности и конкурентоспособности.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальном образовании».
  3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
  4. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 гг.
  5. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 266.
  6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000.- 367 стр.
  7. Конвенция ООН О правах ребенка.
  8. Декларация прав ребенка.
  9. Декларация о правах умственно отсталых лиц.
  10. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инвалиды до 18 лет являются особой категорией детей, которые нуждаются в особой опеке и заботе со стороны самых близких людей и общества, а также государственных органов. Россия по конституции является социальным государством. Поэтому администрации регионов и правительство Российской Федерации обязаны соблюдать права ребенка инвалида в РФ, а также предоставлять организационную и материальную поддержку детям-инвалидам, в том числе их родителям.

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов

Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону? По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы управления образованием.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.

Льготы и права семей с детьми-инвалидами

Федеральный закон о детях инвалидах в 2019 году говорит, что семьи с детьми-инвалидами могут бесплатно получать:

1. медицинские принадлежности (специальная обувь, кресла-коляски и так далее);

2. лекарства, предусмотренные законом;

3. 1 раз в год санитарно-курортное лечение, проезд оплачивается в оба конца;

4. медицинское лечение;

5. специальную литературу для детей, имеющих определенные проблемы со зрением.

Кроме того предусмотрены и другие льготы:

1. одному из работающих родителей дается 4 дополнительных выходных в месяц;

3. право на сокращенную рабочую неделю или сокращенный рабочий день при наличии детей на иждивении у них до 16 лет;

4. Запрет на снижение зарплаты или отказ в приеме на работу по мотивам, которые связаны с наличием ребенка-инвалида.

Транспортные льготы

1. Законом предусматривается бесплатный проезд детям инвалидам в общественном транспорте (кроме проезда на такси), а также их сопровождающему. Это может быть родитель, социальный работник или опекун (требуется предъявить удостоверения, подтверждающего личность).

2. оплата проезда к месту лечения ребенка инвалида также бесплатна. Может быть оформлен проездной для ребенка инвалида, либо предусмотрена денежная компенсация за проезд в случае оформления соответствующих бумаг;

3. дети-инвалиды также могут воспользоваться 50% скидкой на междугородные автобусы, авиалинии и поезда с октября по 15 мая. В другое время указанная скидка будет действовать только один раз.

4. при наличии в семье ребенка-инвалида от 5 лет, который имеет нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ее могут для транспортировки ребенка. Если автотранспортное средство не предоставляется, то родителям предусмотрены компенсации на использование специализированных автотранспортных средств.

Денежные выплаты

Что положено ребенку инвалиду от государства в 2019 году в части денежных выплат?

1. До апреля 2018 года сумма 11903,51 рублей. С детства инвалидам выплачиваются следующие суммы:

1) инвалидам III группы - 4 215,90 рублей;

2) при II группе - 9 919,73 рублей;

3) при I группе инвалидности - 11 903,51 рублей.

Размер пенсионных выплат подлежит индексации минимум раз в год.

Кроме этого предусмотрена ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг семьям с детьми-инвалидами. Размер ЕДВ определяется желанием семьи частично или полностью пользоваться социальными услугами в натуральной форме (при отказе выдается денежная компенсация).

Набор социальных услуг может быть заменен денежным эквивалентом. На 2019 год предусмотрен полный пакет социальных услуг в размере 1 048,97 рублей ежемесячно:

1. 807,94 рубля - обеспечение медицинскими изделиями, лекарствами по рецептам, лечебными продуктами питания;

2. 124,99 рубля - путевки на санаторно-курортное лечение;

3. 116,04 рубля – бесплатный проезд на междугородном транспорте или пригородном ж/д транспорте к месту, где выполняется лечение и домой.

Неработающему родителю, который ухаживает за инвалидом, предусмотрено специальное в виде пособия по уходу. На каждого ребенка-инвалида либо инвалида с детства первой группы предполагается выплата в размере:

1. 5500 рублей при уходе опекуном, усыновителем либо родителем;

2. 1200 рублей при уходе иным лицом.

При 2 и 3 группах после 18 лет пособие не положено. Один из родителей ребенка-инвалида может рассчитывать на досрочную пенсию.


20.03.2020
Поделиться