Каждый человек, имеющий инвалидность и желающий устроиться на работу, может обратиться за помощью в службу занятости. Ведь выходя на рынок труда, инвалиды оказываются в непростой ситуации. Работа по имеющейся профессии не всегда доступна из-за медицинских показаний и не подходящих условий труда, да и сама профессия может пользоваться недостаточным спросом у работодателей.
В этом случае можно пройти курсовую подготовку по направлению службы занятости, а инвалиды имеют приоритетное право на обучение перед всеми остальными безработными гражданами. Курсы, конечно, не гарантируют обязательного трудоустройства в будущем, но значительно повышают его шансы.
Они разделяется на профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Каждый вид обучения имеет свои особенности, условия направления и разную продолжительность.
Профессиональная подготовка – это наиболее длительный вариант обучения, который может продолжаться в течение 4-6 месяцев. Безработные граждане, не имеющие профессии, впервые приобретают основные теоретические знания и практические навыки, необходимые для дальнейшей работы.
Профессиональная переподготовка предполагает переобучение с одной профессии на другую. Можно освоить смежную профессию или полностью изменить свою направленность и обучиться новой профессии. Срок обучения составляет 1-4 месяца.
Повышение квалификации занимает от 2 до 4 недель и подразумевает повышение имеющегося разряда или освоение новых современных технологий работы по своей профессии, а также восстановление навыков, утраченных после длительного перерыва.
Любой вид курсовой подготовки является бесплатным, а во время обучения выплачивается стипендия в таком же размере, в каком было назначено пособие по безработице.
Курсы проводятся в специализированных учебных центрах, а также на базе образовательных учреждений начального или среднего профессионального звена. Перед направлением на обучение специалисты по трудоустройству обсуждают с инвалидом его профессиональные возможности, знакомят с требованиями работодателей. Затем выбирается вид обучения и профессия, которая должна соответствовать и состоянию здоровья, и личным предпочтениям, и быть востребованной. Новая профессия должна позволить инвалиду получать доход, реализуя свои способности, свои умения, накладывая как можно меньше ограничений к трудоустройству.
Чаще всего выбираются профессии прикладного характера (вязальщица, декоратор, швея, портной, скорняк) или те, которые по силам инвалидам и не требуют значительного физического напряжения (оператор, сметчик, бухгалтер, кладовщик, лифтер). Бывает, что инвалид обучается под будущее рабочее место, такое обучение может происходить в учебных центрах при промышленных предприятиях.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное образование инвалидов осуществляется в образовательных учреждениях различных типов и уровней.
Тема 4.1 трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов
Режим деятельности и отдыха В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:
- Продолжительность смены для граждан, имеющих 1-ю и 2-ю группы, не должна быть больше 35 часов в неделю.
- Длительность ежедневной деятельности устанавливается в соответствии с медицинским заключением компетентного медучреждения.
- К работе в выходные, сверхурочно либо в ночное время инвалиды могут привлекаться исключительно по письменному их согласию и при условии, что она допускается по состоянию их здоровья.
- Гражданам с ограниченными возможностями, осуществляющим деятельность на предприятиях, полагается отпуск без содержания. Его продолжительность — до 60 календарных дней в год.
Курсовая работа
Настоящий Порядок устанавливает правила и условия организации государственными казенными учреждениями Амурской области — центрами занятости населения (далее — центры занятости населения) обучения незанятых инвалидов, признанных в установленном порядке безработными (далее — граждане), новым профессиям. 1.2. Обучение граждан новым профессиям обеспечивается путем их направления центрами занятости населения для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (далее — обучение) новым профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.
Профессиональное обучение может также проводиться под рабочие места, предоставляемые работодателями. 1.3.
Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ, в ред.
Трудоустройство инвалидов и их профессиональное обучение
Обучение граждан может быть групповым или индивидуальным, по форме организации — интегрированным, дистанционным, в виде специализированных групп. 1.8. Обучение граждан осуществляется бесплатно. 1.9. Обучение граждан в случаях, если невозможно организовать обучение по месту их жительства, организуется в другой местности, в том числе за пределами Амурской области.
Направление граждан для прохождения обучения в другую местность осуществляется только с их согласия. 1.10. При направлении граждан для обучения в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая: 1) оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно; 2) суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно; 3) оплату найма жилого помещения на время обучения.
Трудоустройство инвалидов – общие положения Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2018 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя.
Внимание
Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу.
Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов.
Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ) (см.
Порядок трудоустройства или прохождения профессиональной подготовки инвалидов
Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места. Особенности процесса Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания.
Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт.
В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат.
Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ.
Гражданин направляется на обучение новой профессии, если: 1) не имеет квалификации; 2) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации; 3) утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации. 2.2. Для направления на обучение гражданин представляет в центр занятости населения: 1) заявление о направлении на обучение по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) индивидуальную программу реабилитации, абилитации инвалида. Специалист центра занятости населения, в должностные обязанности которого входит прием заявлений, снимает копии с представленных гражданином документов, заверяет подлинность данных копий, приобщает к заявлению и возвращает оригиналы этих документов заявителю.
Инфо
Круглосуточная Юридическая консультация по телефону ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ: МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Трудоустройство инвалидов в РФ в 2018 году - льготы при приеме инвалида на работу Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями.
Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.
В случае направления на обучение под рабочее место, предоставляемое работодателем, между центром занятости населения, гражданином и работодателем, предоставляющим рабочее место, заключается трехсторонний договор, форма которого утверждается приказом управления занятости населения области. 2.7. На основании заключенного договора гражданину выдается направление на обучение по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
2.8. В случае незаключения гражданином договора на обучение до начала обучения он имеет право повторно обратиться в центр занятости населения с заявлением и документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка. Приложение N 1.
Обеспечение занятости инвалидов. Профессиональное обучение инвалидов
В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Занятыми считаются граждане:
Работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. - проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны государства путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права в сфере занятости, действующим федеральным законодательством. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.
2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150;
3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. N 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» стимулирование проводится путем:
а) выплаты работодателям из местных бюджетов и иных источников компенсации на покрытие доходов, недополученных вследствие применения на их предприятиях, в учреждениях и организациях труда инвалидов, применения других мер стимулирования их деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;
б) оказания всемерной поддержки и помощи предприятиям, учреждениям и организациям, взявшим на себя полностью или частично функции по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;
в) проведения мероприятия по привлечению внебюджетных средств для финансирования деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;
4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, которые содержат комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс.;
5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, в том числе и обучения предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно Положению об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утвержденному Приказом ФСЗ РФ от 18 апреля 1996 г. N 93, целью обучения основам предпринимательской деятельности является подготовка граждан к указанной деятельности, а также к работе в коммерческих организациях путем приобретения ими необходимых правовых, экономических, социальных, других профессиональных знаний, умений и навыков в избранной сфере предпринимательства. Обучению предшествуют услуги по профориентации, включающие в себя профинформирование, профконсультирование и профотбор. Организация обучения основам предпринимательской деятельности осуществляется в рамках действующих программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Комплектование учебных групп для обучения осуществляют учреждения профессионального образования с учетом образовательного и профессионального уровня граждан в согласованные с заказчиками сроки Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.
При невозможности организовать обучение по месту постоянного проживания граждан они могут быть направлены с их согласия на обучение в другую местность. Обучение заканчивается аттестацией граждан, прошедших обучение, проводимой учреждениями профессионального образования в установленном порядке, в формах, предусмотренных учебными планами и профессиональными образовательными программами. Гражданам, успешно завершившим обучение основам предпринимательской деятельности, учреждениями профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков обучения Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. Обучение основам предпринимательской деятельности может включать в себя следующие основные направления подготовки граждан к трудовой деятельности в сфере предпринимательства: организация собственного дела, составление бизнес-плана, маркетинг, экспорт, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.;
6) организации обучения инвалидов новым профессиям. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. N 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» устанавливает право инвалидов в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение. Профессиональное обучение инвалидов проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает их возможность в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс..
При организации профессионального обучения инвалидам могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), пользующихся спросом на рынке труда. Профессиональное обучение заканчивается аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. Форма аттестации (квалификационные экзамены, зачеты, защита рефератов, выпускных письменных работ и др.) определяется профессиональными образовательными программами. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию после обучения, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного образца.
Профессиональное обучение безработных инвалидов включает в себя следующие виды обучения Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.
Профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
Переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;
Обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
Повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;
Профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности) Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. - повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
Стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» основными задачами лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными обстоятельствами Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы.
Вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача стационарного учреждения (для инвалидов - в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертной комиссии).
В стационарных учреждениях организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности. Лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах стационарных учреждений Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ
Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.
Для выполнения работ, необходимых для организации лечебно-трудовой деятельности, могут привлекаться специалисты и рабочие.
Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день.
На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности.
Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания, о чем делается соответствующая запись в истории болезни и индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.
Лечебно-трудовая деятельность каждого гражданина осуществляется под наблюдением и контролем врача стационарного учреждения, и результаты ее проведения фиксируются в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.
Перевод граждан с одного вида лечебно-трудовой деятельности на другой, увеличение ее продолжительности без разрешения врача стационарного учреждения, контролирующего лечебно-трудовую деятельность, а также без согласия самих граждан запрещаются.
В стационарных учреждениях помещение и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены труда, а также быть доступными для граждан с учетом их физического и психического состояния и возраста.
Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются в соответствии с действующим законодательством специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с учетом вида и характера деятельности Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.
Гражданам, участвующим в лечебно-трудовой деятельности, выплачивается вознаграждение в размере 75 процентов стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25 процентов на счета стационарных учреждений, в которых проживают эти граждане, для использования на улучшение материально-бытового, социально-медицинского обслуживания граждан и на другие их нужды.
Администрация стационарного учреждения в случаях, установленных действующим законодательством, оказывает содействие в правильном и целесообразном расходовании денежных средств, полученных в результате лечебно-трудовой деятельности, тем гражданам, которые в силу особенностей заболевания не могут рационально их расходовать.
При отсутствии условий для организации лечебно-трудовой деятельности (одного из ее видов) в самом стационарном учреждении такая деятельность может быть организована вне его.
Взаимоотношения стационарного учреждения с другими учреждениями, предприятиями и организациями, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, определяются заключаемым между ними договором.
В договоре, в частности, предусматриваются обязанности учреждения, предприятия и организации, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, доступности для граждан рабочих мест, предоставлению помещений и рабочих мест, соответствующих санитарным нормам и правилам, организации надлежащего санитарно-бытового обслуживания Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, должны быть предварительно ознакомлены с ее условиями, порядком содержания и уборки оборудования, аппаратуры, инструментария и рабочего места, устройством оборудования и аппаратуры и их назначением, правилами, нормами и инструкциями по охране труда при выполнении тех или иных видов работ. О проведении инструктажа должна быть сделана соответствующая отметка в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.
Запрещается участие в лечебно-трудовой деятельности граждан, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда. Принуждение граждан к лечебно-трудовой деятельности не допускается.
Введение.
1. Трудоустройство инвалидов.
- 1.1. Особенности трудоустройства инвалидов.
- 1.2. Квотирование рабочих мест для инвалидов.
2. Обучение инвалидов.
- 2.1. Профессиональное обучение инвалидов.
- 2.2. Проблемы по трудоустройству и профессиональному обучению инвалидов.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Введение
В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.
Численность инвалидов в Российской Федерации в последние годы постоянно увеличивается и составила в 2015 г. 13,2 млн. человек.
Из 3,96 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, осуществляют трудовую или иную деятельность только 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 3,14 млн. человек или 79,3% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.
Численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, в последние сорок лет возросла почти в пять раз, тогда как численность инвалидов, получающих пенсию по инвалидности, снизилась на 1,2 млн. чел. (31%), из которых 0,5 млн. – дети-инвалиды. Особенно настораживает рост доли инвалидов среди населения: если в 1970–80-е гг. шло снижение инвалидизации населения, то в 1990-е гг. и в начале нового века наблюдается существенный рост. В последнее время произошла некоторая стабилизация данного процесса, но в целом число инвалидов в стране выросло в 10 раз, при этом число детей-инвалидов возросло в пять раз.
Данный анализ показывает, что увеличение первичной инвалидности наблюдалось в начале 1990-х годов: 1990 г. – менее 0,8 млн. чел., а начиная с 1992 г. – более одного миллиона человек в год. В последние годы, начиная с 2008 г., уровень первичной инвалидности несколько снизился и составляет 0,9 млн. чел. в год. Рекордное увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами, было зафиксировано в 2006 г. – 1,5 млн. чел.
Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны органов федеральной и субъективной государственной власти [ 2.ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ ].
Также Федеральным законом от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и статьями 92, 94,96, 99, 113 ТК РФ инвалиду предоставляются следующие льготы , .
Объектом работы являются проблемы занятости и трудоустройства населения.
Предметом – проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества.
Целью данной работы будет выявить проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.
Для ее достижения нам придется решить следующие задачи:
- 1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов.
- 2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения.
- 3. Исследовать технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства.
При написании работы будут использованы методы теоретического анализа первоисточников, систематизация, анализ нормативных актов, метод анкетирования, метод статистической обработки, метод наблюдения.
Для инвалидов, ищущих место работы, созданы специальные программы трудостройства. С помощью данных программ есть возможность получить дополнительное образование и устроиться на желаемую работу.
Непосредственное трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов обеспечивается специальной государственной программой гарантий , в которую в частности, входят:
- законодательно установленные квоты по приёму на работу субъектов, являющихся инвалидами;
- осуществление резервирование рабочих мест по специальностям, которые наиболее подходят для эффективного трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
- создание данной категории субъектов, необходимых условий для осуществления трудовой деятельности в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации;
Кроме того, активно используются разного рода меры экономического стимулирования , в число которых, например, входят:
- проведение льготной кредитно-финансовой политики по отношению к спецпредприятиям, на которых используется труд инвалидов;
- создание необходимых условий для осуществления данной категорией субъектов активной предпринимательской деятельности.
стимулирование формирования предприятиями разного рода рабочих мест дополнительного типа, для осуществления трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов
Профессиональная подготовка субъектов, являющихся инвалидами, может осуществляться осуществляется в разного рода образовательных учреждениях, как общего, так и специального профиля.
Кроме того, профессиональная подготовка означенных субъектов может осуществляться непосредственно по месту осуществления ими своей трудовой деятельности. В этом случае подготовка осуществляется в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации данных субъектов (индивидуальный график, экстернат, заочное обучение и т.п.).
В первую очередь проведение профессиональной подготовки или же переподготовки субъектов, являющихся инвалидами, осуществляется по профессиям и специальностям приоритетного характера, освоение которых позволяет данным субъектам быть в достаточной степени конкурентоспособными на современных рынках занятости.
Обеспечение трудоустройства инвалидов — квотирование
Что касается законодательно установленных квот , которые предусматривает программа трудоустройства инвалидов, то необходимо отметить следующие обстоятельства. Те организации, в которых численность личного состава превышает тридцать человек, квота по приему на работу субъектов являющихся инвалидами, рассчитывается в процентах от среднесписочного количества сотрудников.
Разного рода общественного типа объединения инвалидов, а также основанные ими организации, чей уставный капитал составлен из собственно вклада данного общественного объединения, подлежат освобождению от обязательного квотирования трудовых мест для субъектов являющихся инвалидами.
В том случае, если работодатель не обеспечил или же не имел возможности обеспечить выполнение установленной квоты по трудоустройству инвалидов, то он обязан ежемесячно вносить в госбюджет обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного субъекта, являющегося инвалидом в пределах предусмотренной квоты.
Некоторые особенности трудоустройства инвалидов
Программа трудоустройства инвалидов предусматривает, что в определённых законодательно установленных случаях, работодатель обязан трудоустраивать субъектов , являющихся инвалидами и, исходя из медицинских рекомендаций, устанавливать для них неполное рабочее время и прочие, являющиеся льготными условия для осуществления трудовой деятельности.
Кроме того, трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов предполагает, что рабочие места для субъектов, являющихся инвалидами, обязаны соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к рабочим местам для данной категории субъектов в зависимости от присвоенной им группы нетрудоспособности.
Производство Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов
Реабилитационные услуги для инвалидов
Федеральный закон от 24 ноября 1995 ᴦ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки (ст. 9).
Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения они пользуются определенными льготами — их зачисление производится независимо от плана приема.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
При получении профессионального образования инвалидам предоставляется возможность обучаться по индивидуальному графику. Инвалидами бывают использованы и заочная форма обучения, практика экстерната͵ а также обучение на дому. В период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере.
Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 ᴦ. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» Минздравсоцразвития России, Министерству образования и науки РФ, Государственному комитету РФ по высшему образованию предложено организовать в подведомственных образовательных учреждениях профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов, в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.
Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 ᴦ. , в котором указано, что при обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации МСЭК.
Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться также непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ благодаря наличию на предприятиях широкой производственной базы и возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения. В целом все виды профессиональной подготовки инвалидов - это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степени потери трудоспособности.
Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий, закрепленных в Законе от 24 ноября 1995 ᴦ., а также в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями:
1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специальных предприятий, применяющих труд инвалидов;
2) установление квоты для приема на работу инвалидов;
3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
6) создание условий для предпринимательской деятельности;
7) организация обучения инвалидов новым профессиям.
Закон обязывает местные органы власти обеспечить создание дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий для применения труда инвалидов. Законодательством установлено для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работающих в которых составляет более 30 человек , квоты для приема на работу инвалидов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
При несоблюдении предприятиями квоты для приема на работу инвалидов они вносят обязательную плату в Государственный фонд занятости населения . Вместе с тем применяются и определенные меры по созданию заинтересованности предприятия в приеме на работу инвалидов. Им устанавливаются налоговые льготы, кроме того, из местных бюджетов и иных источников выплачиваются компенсации на покрытие доходов, недополученных вследствие применения труда инвалидов.
В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 августа 1995 ᴦ. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и нужномные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения.
Закон от 24 ноября 1995 ᴦ. предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места͵ требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.
В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 человек в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).
Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от степени инвалидности.
Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать. Сегодня, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности, возникает потребность в расширении нужномного труда инвалидов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 ᴦ. № 1285 «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность. Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.
Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания. Продолжительность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 часов в день.
Читайте также
Реабилитационные услуги для инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки…
Согласно Закону о социальной защите инвалидов государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида.
Профессиональное…
Согласно Закону о социальной защите инвалидов государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида. Профессиональное…
Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов
Гарантии инвалидам в сфере образования
В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.
1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.
2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:
основного общего;
среднего (полного) общего
начального профессионального;
среднего профессионального;
высшего профессионального.
3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:
Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:
В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
5. Обеспечение:
инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.
6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:
на уровне Российской Федерации;
в отдельных субъектах РФ.
7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст.
"Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Особенности приема инвалидов в вузы
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования" предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:
Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.
К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:
слабослышащие;
слабовидящие;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.
"Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья" (пп. 21-21.1).
"Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях" (п. 29).
Особенности проведения вступительных испытаний в вузы
Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе "Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования", утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно — в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?
На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:
Федеральные головные центры по обучению инвалидов
по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана";
по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата , — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный институт-интернат";
по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" (г. Санкт-Петербург);
по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный технический университет";
по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет".
Окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов
Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера
В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей.
Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.
Формы профессионального обучения безработных инвалидов
Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах:
профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;
обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;
повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;
повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.
Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по указанным формам.