Условия и виды профессионального обучения инвалидов по направлению службы занятости. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалида: особенности, программа, проблемы, условия и отзывы Необходимость получения профессионального образования для инвалид

Каждый человек, имеющий инвалидность и желающий устроиться на работу, может обратиться за помощью в службу занятости. Ведь выходя на рынок труда, инвалиды оказываются в непростой ситуации. Работа по имеющейся профессии не всегда доступна из-за медицинских показаний и не подходящих условий труда, да и сама профессия может пользоваться недостаточным спросом у работодателей.

В этом случае можно пройти курсовую подготовку по направлению службы занятости, а инвалиды имеют приоритетное право на обучение перед всеми остальными безработными гражданами. Курсы, конечно, не гарантируют обязательного трудоустройства в будущем, но значительно повышают его шансы.

Они разделяется на профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Каждый вид обучения имеет свои особенности, условия направления и разную продолжительность.

Профессиональная подготовка – это наиболее длительный вариант обучения, который может продолжаться в течение 4-6 месяцев. Безработные граждане, не имеющие профессии, впервые приобретают основные теоретические знания и практические навыки, необходимые для дальнейшей работы.

Профессиональная переподготовка предполагает переобучение с одной профессии на другую. Можно освоить смежную профессию или полностью изменить свою направленность и обучиться новой профессии. Срок обучения составляет 1-4 месяца.

Повышение квалификации занимает от 2 до 4 недель и подразумевает повышение имеющегося разряда или освоение новых современных технологий работы по своей профессии, а также восстановление навыков, утраченных после длительного перерыва.

Любой вид курсовой подготовки является бесплатным, а во время обучения выплачивается стипендия в таком же размере, в каком было назначено пособие по безработице.

Курсы проводятся в специализированных учебных центрах, а также на базе образовательных учреждений начального или среднего профессионального звена. Перед направлением на обучение специалисты по трудоустройству обсуждают с инвалидом его профессиональные возможности, знакомят с требованиями работодателей. Затем выбирается вид обучения и профессия, которая должна соответствовать и состоянию здоровья, и личным предпочтениям, и быть востребованной. Новая профессия должна позволить инвалиду получать доход, реализуя свои способности, свои умения, накладывая как можно меньше ограничений к трудоустройству.

Чаще всего выбираются профессии прикладного характера (вязальщица, декоратор, швея, портной, скорняк) или те, которые по силам инвалидам и не требуют значительного физического напряжения (оператор, сметчик, бухгалтер, кладовщик, лифтер). Бывает, что инвалид обучается под будущее рабочее место, такое обучение может происходить в учебных центрах при промышленных предприятиях.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное образование инвалидов осуществляется в образовательных учреждениях различных типов и уровней.

Тема 4.1 трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

Режим деятельности и отдыха В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:

  1. Продолжительность смены для граждан, имеющих 1-ю и 2-ю группы, не должна быть больше 35 часов в неделю.
  2. Длительность ежедневной деятельности устанавливается в соответствии с медицинским заключением компетентного медучреждения.
  3. К работе в выходные, сверхурочно либо в ночное время инвалиды могут привлекаться исключительно по письменному их согласию и при условии, что она допускается по состоянию их здоровья.
  4. Гражданам с ограниченными возможностями, осуществляющим деятельность на предприятиях, полагается отпуск без содержания. Его продолжительность — до 60 календарных дней в год.

Курсовая работа

Настоящий Порядок устанавливает правила и условия организации государственными казенными учреждениями Амурской области — центрами занятости населения (далее — центры занятости населения) обучения незанятых инвалидов, признанных в установленном порядке безработными (далее — граждане), новым профессиям. 1.2. Обучение граждан новым профессиям обеспечивается путем их направления центрами занятости населения для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (далее — обучение) новым профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Профессиональное обучение может также проводиться под рабочие места, предоставляемые работодателями. 1.3.

Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.


(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ, в ред.

Трудоустройство инвалидов и их профессиональное обучение

Обучение граждан может быть групповым или индивидуальным, по форме организации — интегрированным, дистанционным, в виде специализированных групп. 1.8. Обучение граждан осуществляется бесплатно. 1.9. Обучение граждан в случаях, если невозможно организовать обучение по месту их жительства, организуется в другой местности, в том числе за пределами Амурской области.
Направление граждан для прохождения обучения в другую местность осуществляется только с их согласия. 1.10. При направлении граждан для обучения в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая: 1) оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно; 2) суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно; 3) оплату найма жилого помещения на время обучения.

Трудоустройство инвалидов – общие положения Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2018 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя.


Внимание

Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу.


Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов.
Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ) (см.

Порядок трудоустройства или прохождения профессиональной подготовки инвалидов

Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места. Особенности процесса Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания.
Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт.

В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат.

Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ.
Гражданин направляется на обучение новой профессии, если: 1) не имеет квалификации; 2) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации; 3) утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации. 2.2. Для направления на обучение гражданин представляет в центр занятости населения: 1) заявление о направлении на обучение по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) индивидуальную программу реабилитации, абилитации инвалида. Специалист центра занятости населения, в должностные обязанности которого входит прием заявлений, снимает копии с представленных гражданином документов, заверяет подлинность данных копий, приобщает к заявлению и возвращает оригиналы этих документов заявителю.

Инфо

Круглосуточная Юридическая консультация по телефону ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ: МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Трудоустройство инвалидов в РФ в 2018 году - льготы при приеме инвалида на работу Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями.


Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

В случае направления на обучение под рабочее место, предоставляемое работодателем, между центром занятости населения, гражданином и работодателем, предоставляющим рабочее место, заключается трехсторонний договор, форма которого утверждается приказом управления занятости населения области. 2.7. На основании заключенного договора гражданину выдается направление на обучение по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

2.8. В случае незаключения гражданином договора на обучение до начала обучения он имеет право повторно обратиться в центр занятости населения с заявлением и документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка. Приложение N 1.

Обеспечение занятости инвалидов. Профессиональное обучение инвалидов

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

Работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. - проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;



Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны государства путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права в сфере занятости, действующим федеральным законодательством. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150;

3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. N 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» стимулирование проводится путем:

а) выплаты работодателям из местных бюджетов и иных источников компенсации на покрытие доходов, недополученных вследствие применения на их предприятиях, в учреждениях и организациях труда инвалидов, применения других мер стимулирования их деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

б) оказания всемерной поддержки и помощи предприятиям, учреждениям и организациям, взявшим на себя полностью или частично функции по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

в) проведения мероприятия по привлечению внебюджетных средств для финансирования деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, которые содержат комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс.;

5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, в том числе и обучения предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно Положению об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утвержденному Приказом ФСЗ РФ от 18 апреля 1996 г. N 93, целью обучения основам предпринимательской деятельности является подготовка граждан к указанной деятельности, а также к работе в коммерческих организациях путем приобретения ими необходимых правовых, экономических, социальных, других профессиональных знаний, умений и навыков в избранной сфере предпринимательства. Обучению предшествуют услуги по профориентации, включающие в себя профинформирование, профконсультирование и профотбор. Организация обучения основам предпринимательской деятельности осуществляется в рамках действующих программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Комплектование учебных групп для обучения осуществляют учреждения профессионального образования с учетом образовательного и профессионального уровня граждан в согласованные с заказчиками сроки Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

При невозможности организовать обучение по месту постоянного проживания граждан они могут быть направлены с их согласия на обучение в другую местность. Обучение заканчивается аттестацией граждан, прошедших обучение, проводимой учреждениями профессионального образования в установленном порядке, в формах, предусмотренных учебными планами и профессиональными образовательными программами. Гражданам, успешно завершившим обучение основам предпринимательской деятельности, учреждениями профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков обучения Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. Обучение основам предпринимательской деятельности может включать в себя следующие основные направления подготовки граждан к трудовой деятельности в сфере предпринимательства: организация собственного дела, составление бизнес-плана, маркетинг, экспорт, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.;

6) организации обучения инвалидов новым профессиям. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. N 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» устанавливает право инвалидов в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение. Профессиональное обучение инвалидов проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает их возможность в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс..

При организации профессионального обучения инвалидам могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), пользующихся спросом на рынке труда. Профессиональное обучение заканчивается аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. Форма аттестации (квалификационные экзамены, зачеты, защита рефератов, выпускных письменных работ и др.) определяется профессиональными образовательными программами. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию после обучения, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного образца.

Профессиональное обучение безработных инвалидов включает в себя следующие виды обучения Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

Профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

Переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;

Обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

Повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

Профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности) Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. - повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

Стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» основными задачами лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными обстоятельствами Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы.

Вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача стационарного учреждения (для инвалидов - в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертной комиссии).

В стационарных учреждениях организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности. Лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах стационарных учреждений Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ

Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.

Для выполнения работ, необходимых для организации лечебно-трудовой деятельности, могут привлекаться специалисты и рабочие.

Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день.

На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности.

Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания, о чем делается соответствующая запись в истории болезни и индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Лечебно-трудовая деятельность каждого гражданина осуществляется под наблюдением и контролем врача стационарного учреждения, и результаты ее проведения фиксируются в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Перевод граждан с одного вида лечебно-трудовой деятельности на другой, увеличение ее продолжительности без разрешения врача стационарного учреждения, контролирующего лечебно-трудовую деятельность, а также без согласия самих граждан запрещаются.

В стационарных учреждениях помещение и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены труда, а также быть доступными для граждан с учетом их физического и психического состояния и возраста.

Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются в соответствии с действующим законодательством специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с учетом вида и характера деятельности Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

Гражданам, участвующим в лечебно-трудовой деятельности, выплачивается вознаграждение в размере 75 процентов стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25 процентов на счета стационарных учреждений, в которых проживают эти граждане, для использования на улучшение материально-бытового, социально-медицинского обслуживания граждан и на другие их нужды.

Администрация стационарного учреждения в случаях, установленных действующим законодательством, оказывает содействие в правильном и целесообразном расходовании денежных средств, полученных в результате лечебно-трудовой деятельности, тем гражданам, которые в силу особенностей заболевания не могут рационально их расходовать.

При отсутствии условий для организации лечебно-трудовой деятельности (одного из ее видов) в самом стационарном учреждении такая деятельность может быть организована вне его.

Взаимоотношения стационарного учреждения с другими учреждениями, предприятиями и организациями, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, определяются заключаемым между ними договором.

В договоре, в частности, предусматриваются обязанности учреждения, предприятия и организации, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, доступности для граждан рабочих мест, предоставлению помещений и рабочих мест, соответствующих санитарным нормам и правилам, организации надлежащего санитарно-бытового обслуживания Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, должны быть предварительно ознакомлены с ее условиями, порядком содержания и уборки оборудования, аппаратуры, инструментария и рабочего места, устройством оборудования и аппаратуры и их назначением, правилами, нормами и инструкциями по охране труда при выполнении тех или иных видов работ. О проведении инструктажа должна быть сделана соответствующая отметка в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Запрещается участие в лечебно-трудовой деятельности граждан, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда. Принуждение граждан к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Введение.

1. Трудоустройство инвалидов.

  • 1.1. Особенности трудоустройства инвалидов.
  • 1.2. Квотирование рабочих мест для инвалидов.

2. Обучение инвалидов.

  • 2.1. Профессиональное обучение инвалидов.
  • 2.2. Проблемы по трудоустройству и профессиональному обучению инвалидов.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Введение

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Численность инвалидов в Российской Федерации в последние годы постоянно увеличивается и составила в 2015 г. 13,2 млн. человек.

Из 3,96 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, осуществляют трудовую или иную деятельность только 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 3,14 млн. человек или 79,3% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

Численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, в последние сорок лет возросла почти в пять раз, тогда как численность инвалидов, получающих пенсию по инвалидности, снизилась на 1,2 млн. чел. (31%), из которых 0,5 млн. – дети-инвалиды. Особенно настораживает рост доли инвалидов среди населения: если в 1970–80-е гг. шло снижение инвалидизации населения, то в 1990-е гг. и в начале нового века наблюдается существенный рост. В последнее время произошла некоторая стабилизация данного процесса, но в целом число инвалидов в стране выросло в 10 раз, при этом число детей-инвалидов возросло в пять раз.

Данный анализ показывает, что увеличение первичной инвалидности наблюдалось в начале 1990-х годов: 1990 г. – менее 0,8 млн. чел., а начиная с 1992 г. – более одного миллиона человек в год. В последние годы, начиная с 2008 г., уровень первичной инвалидности несколько снизился и составляет 0,9 млн. чел. в год. Рекордное увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами, было зафиксировано в 2006 г. – 1,5 млн. чел.

Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны органов федеральной и субъективной государственной власти [ 2.ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ ].

Также Федеральным законом от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и статьями 92, 94,96, 99, 113 ТК РФ инвалиду предоставляются следующие льготы , .

Объектом работы являются проблемы занятости и трудоустройства населения.

Предметом – проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества.

Целью данной работы будет выявить проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.

Для ее достижения нам придется решить следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов.
  • 2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения.
  • 3. Исследовать технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства.

При написании работы будут использованы методы теоретического анализа первоисточников, систематизация, анализ нормативных актов, метод анкетирования, метод статистической обработки, метод наблюдения.

Для инвалидов, ищущих место работы, созданы специальные программы трудостройства. С помощью данных программ есть возможность получить дополнительное образование и устроиться на желаемую работу.

Непосредственное трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов обеспечивается специальной государственной программой гарантий , в которую в частности, входят:

  • законодательно установленные квоты по приёму на работу субъектов, являющихся инвалидами;
  • осуществление резервирование рабочих мест по специальностям, которые наиболее подходят для эффективного трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
  • создание данной категории субъектов, необходимых условий для осуществления трудовой деятельности в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации;

Кроме того, активно используются разного рода меры экономического стимулирования , в число которых, например, входят:

  • проведение льготной кредитно-финансовой политики по отношению к спецпредприятиям, на которых используется труд инвалидов;
  • стимулирование формирования предприятиями разного рода рабочих мест дополнительного типа, для осуществления трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;

  • создание необходимых условий для осуществления данной категорией субъектов активной предпринимательской деятельности.

Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

Профессиональная подготовка субъектов, являющихся инвалидами, может осуществляться осуществляется в разного рода образовательных учреждениях, как общего, так и специального профиля.

Кроме того, профессиональная подготовка означенных субъектов может осуществляться непосредственно по месту осуществления ими своей трудовой деятельности. В этом случае подготовка осуществляется в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации данных субъектов (индивидуальный график, экстернат, заочное обучение и т.п.).

В первую очередь проведение профессиональной подготовки или же переподготовки субъектов, являющихся инвалидами, осуществляется по профессиям и специальностям приоритетного характера, освоение которых позволяет данным субъектам быть в достаточной степени конкурентоспособными на современных рынках занятости.

Обеспечение трудоустройства инвалидов — квотирование

Что касается законодательно установленных квот , которые предусматривает программа трудоустройства инвалидов, то необходимо отметить следующие обстоятельства. Те организации, в которых численность личного состава превышает тридцать человек, квота по приему на работу субъектов являющихся инвалидами, рассчитывается в процентах от среднесписочного количества сотрудников.

Разного рода общественного типа объединения инвалидов, а также основанные ими организации, чей уставный капитал составлен из собственно вклада данного общественного объединения, подлежат освобождению от обязательного квотирования трудовых мест для субъектов являющихся инвалидами.

В том случае, если работодатель не обеспечил или же не имел возможности обеспечить выполнение установленной квоты по трудоустройству инвалидов, то он обязан ежемесячно вносить в госбюджет обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного субъекта, являющегося инвалидом в пределах предусмотренной квоты.

Некоторые особенности трудоустройства инвалидов

Программа трудоустройства инвалидов предусматривает, что в определённых законодательно установленных случаях, работодатель обязан трудоустраивать субъектов , являющихся инвалидами и, исходя из медицинских рекомендаций, устанавливать для них неполное рабочее время и прочие, являющиеся льготными условия для осуществления трудовой деятельности.

Кроме того, трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов предполагает, что рабочие места для субъектов, являющихся инвалидами, обязаны соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к рабочим местам для данной категории субъектов в зависимости от присвоенной им группы нетрудоспособности.

Производство Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов

Реабилитационные услуги для инвалидов

Федеральный закон от 24 ноября 1995 ᴦ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки (ст. 9).

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения они пользуются определœенными льготами — их зачисление производится независимо от плана приема.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

При получении профессионального образования инвалидам предоставляется возможность обучаться по индивидуальному графику. Инвалидами бывают использованы и заочная форма обучения, практика экстерната͵ а также обучение на дому. В период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 ᴦ. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» Минздравсоцразвития России, Министерству образования и науки РФ, Государственному комитету РФ по высшему образованию предложено организовать в подведомственных образовательных учреждениях профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов, в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 ᴦ. , в котором указано, что при обучении инвалидов во всœех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекоменда­ции МСЭК.

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться также непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ благодаря наличию на предприятиях широкой производст­венной базы и возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения. В целом всœе виды профессиональной подготов­ки инвалидов - это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степе­ни потери трудоспособности.

Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий, закрепленных в Законе от 24 ноября 1995 ᴦ., а также в Законе РФ «О занятости населœения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в от­ношении специальных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление квоты для приема на работу инвалидов;

3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подхо­дящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индиви­дуальной программой реабилитации;

6) создание условий для предпринимательской деятельности;

7) организация обучения инвалидов новым профессиям.

Закон обязывает местные органы власти обеспечить создание до­полнительных рабочих мест и специализированных предпри­ятий для применения труда инвалидов. Законодательством установ­лено для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работающих в кото­рых составляет более 30 человек , квоты для приема на работу инва­лидов. Общественные объединœения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общест­ва, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объ­единœений инвалидов, освобождаются от обязательного квотирова­ния. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанав­ливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

При несоблюдении предприятиями квоты для приема на работу инвалидов они вносят обязательную плату в Государственный фонд занятости населœения . Вместе с тем применяются и определœенные меры по созданию заинтересованности предприятия в приеме на ра­боту инвалидов. Им устанавливаются налоговые льготы, кроме того, из местных бюджетов и иных источников выплачиваются компенса­ции на покрытие доходов, недополученных вследствие применения труда инвалидов.

В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 августа 1995 ᴦ. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и нужномные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населœения.

Закон от 24 ноября 1995 ᴦ. предусматривает, что всœем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места͵ требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 человек в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).

Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от степени инвалидности.

Органы социальной защиты населœения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать. Сегодня, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности, возникает потребность в расширении нужномного труда инвалидов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 ᴦ. № 1285 «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность. Лечебно-трудовая деятельность гра­ждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в со­ответствии с планами-расписаниями и индивидуальными програм­мами реабилитации.

Определœение вида и продолжительности лечебно-трудовой дея­тельности осуществляется врачом стационарного учреждения кон­кретно для каждого гражданина с учетом его желания. Продолжи­тельность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 часов в день.

Читайте также

  • — Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов

    Реабилитационные услуги для инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки…

  • Согласно Закону о социальной защите инвалидов государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида.

    Профессиональное…

  • — Тема: Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов

    Согласно Закону о социальной защите инвалидов государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида. Профессиональное…

  • Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов

    Гарантии инвалидам в сфере образования

    В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

    1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

    Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

    2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:

      основного общего;

      среднего (полного) общего

      начального профессионального;

      среднего профессионального;

      высшего профессионального.

    3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:

    Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

    Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

      приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

      адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

    4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:

    В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

    5. Обеспечение:

      инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;

      инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

    6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:

      на уровне Российской Федерации;

      в отдельных субъектах РФ.

    7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст.

    "Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

    Особенности приема инвалидов в вузы

    Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования" предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:

    Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.

    К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:

    • слабослышащие;

    • слабовидящие;

      с тяжелыми нарушениями речи;

      с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

      другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

    "Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья" (пп. 21-21.1).

    "Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

    Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях" (п. 29).

    Особенности проведения вступительных испытаний в вузы

    Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе "Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования", утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно — в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

    Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?

    На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:

    Федеральные головные центры по обучению инвалидов

      по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана";

      по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата , — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный институт-интернат";

      по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" (г. Санкт-Петербург);

      по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный технический университет";

      по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет".

    Окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов

    Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера

    В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей.

    Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.

    Формы профессионального обучения безработных инвалидов

    Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах:

      профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

      обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;

      повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

      стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;

      повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.

    Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по указанным формам.

    Поделиться