Презентация для детей сердце главный орган. Презентация "строение и работа сердца"

Сердце человека

Слайдов: 9 Слов: 318 Звуков: 0 Эффектов: 0

Сердце было и остается органом, который указывает на все состояние человека. Учебные вопросы: Каково строение сердца? Что такое фазы сердца? Что такое сердечный цикл? Что происходит с сердцем при различных физических нагрузках? Дидактические цели проекта: Методические задачи: Возможна ли жизнь человека с искусственным сердцем? - Сердце человека.ppt

Строение сердца

Слайдов: 15 Слов: 237 Звуков: 0 Эффектов: 29

Строение сердца. Аристотель. Вильям Гарвей. Строение сердца рыб. Строение сердца земноводных. Строение сердца пресмыкающихся. Строение сердца птиц. Строение сердца млекопитающих. Кровеносная система человека. Найдите верхушку сердца. Определите, каковы размеры сердца. Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образованием, покрывающим сердце? Определите правую и левую половину сердца. Назовите камеры сердца. Найдите аорту – самую крупную артерию и лёгочную артерию. Найдите сосуды, впадающие в правую и в левую половины сердца. На рисунках найдите створчатые клапаны. - Строение сердца.ppt

Работа сердца

Слайдов: 11 Слов: 732 Звуков: 0 Эффектов: 21

Строение и работа сердца. Что такое сердце? Камень твёрдый? Яблоко с багровой красной кожей? Строение сердца. Сердце имеет четыре камеры – два предсердия и два желудочка. Мышечная стенка желудочков значительно толще стенки предсердий. Средний слой (миокард) – мощный мышечный слой. Внутренний слой (эндокард) – внутренний эпителиальный слой. Сердце расположено почти в центре грудной полости и несколько смещено влево. Обозначьте на схеме части сердца цифрами. Интересно знать… Сердечный цикл. Кровь из предсердий поступает в желудочки. Кровь из желудочков поступает в легочную артерию и аорту. - Работа сердца.ppt

Строение и работа сердца

Слайдов: 15 Слов: 510 Звуков: 1 Эффектов: 23

"Строение и работа сердца". Воспитать навыки гигиены сердечно-сосудистой системы. Что такое сердце? Камень твёрдый? Яблоко с багрово-красной кожей? Э. Межелайтис. Вспомните особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих? Расположение сердца в грудной клетке. Сердечный цикл – 0.8 с Сокращение предсердий – 0.1 с Сокращение желудочков – 0.3 с Расслабление желудочков и предсердий – 0.4 с. Кровеносные сосуды Артерии – сосуды, которые несут кровь от сердца. Вены – сосуды, которые несут кровь к сердцу. Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. - Строение и работа сердца.ppt

Сердечная система

Слайдов: 7 Слов: 162 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Научиться обосновать вредное влияние алкоголя, никотина, гиподинамии на ССС. Основные заболевания сердечно-сосудистой системы. Гипертония стенокардия аритмия инфаркт миокарда и др. Влияние курения: спазм сосудов, нарушение кровоснабжения органов, гангрена ног и др. Гиподинамия - недостаточная физическая активность. Отказ от курения и злоупотребления алкоголем. Избегание стрессов, переутомлений и др. негативных ситуаций. Рациональное и сбалансированное питание. - Сердечная система.ppt

Сердечно сосудистая система

Слайдов: 10 Слов: 405 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вступление. По полученным данным находим индекс степ-теста. Гарвардский степ-тест. Сердце. Располагается в грудной клетке загрудинно. Обеспечивает ток крови по кровеносным сосудам. Работа сердца описывается механическими явлениями (всасывание и выталкивание). Обладает автоматизмом. Стенка сердца состоит из трех слоев - эпикарда, миокарда и эндокарда. Расположение сердца. Форма определяется возрастом, полом, телосложением, здоровьем, другими факторами. Масса сердца - приблизительно 220-300 г. Сердечно-сосудистая система человека. Кровеносные сосуды делятся на: Артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены. -

АОУ СПО ТО «Ялуторовский медицинский колледж» Анатомия и физиология сердца

  • составитель:
  • Остякова ТС
  • 2011г
план
  • 1. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы
  • 2. Строение сердца
  • 3. Клапаны сердца и их функция
  • 4. Топография сердца
  • 2. 1. Основные физиологические свойства сердечной мышцы
  • 2. Сердечный цикл и его фазы
  • 3. Внешние проявления деятельности сердца
  • 4. Показатели сердечной деятельности
  • 5. Электрокардиограмма и её описание
  • 6. Регуляция сердечной деятельности
Учебные цели:
  • Знать:
  • топографию и строение сердца;
  • фазы сердечного цикла;
  • основные свойства сердечной мышцы;
  • законы сердечной деятельности;
  • регуляцию деятельности сердца.
Расположение сердца
  • Сердце (лат. - cor)– это четырёхкамерный полый мышечный орган, располагающийся в грудной полости, в переднем средостении. Ограниченно: по бокам легкими, спереди грудиной и рёбрами, снизу – диафрагмой, а сзади комплексом заднего средостения.
Строение сердца
  • Сердце имеет вид трехгранной пирамиды, поваленной на бок. Расширенная часть – основание фиксировано на крупных сосудах, а верхушка направлена от центра грудной полости вперед, влево и чуть вниз.
Границы сердца
  • Левая – идет по дугообразной
Границы сердца
  • Верхняя – проходит по верхнему краю хрящей III пары ребер
  • Правая – проходит на 2 см правее правого края грудины
  • Левая – идет по дугообразной
  • линии от хряща III левого ребра до проекции верхушки сердца
  • Верхушка сердца – расположена в пятом межреберье по среднеключичной линии на 1-2 см ближе к грудине
Строение сердца Строение стенки сердца
  • Эндокард-
  • внутренний слой
  • Миокард- средний
  • слой (мышечный)
  • Эпикард –
  • наружный слой
  • Перикард-
  • околосердечная
  • сумка
Эндокард
  • Образован эластичной соединительной тканью – эндотелием .
  • Выстилает все полости сердца и плотно сращен с подлежащим мышечным слоем, покрывает сосочковые мышцы с их сухожильными нитями.
  • Образует створки четырех клапанов сердца.
Миокард
  • Образован поперечнополосатой сердечной мышечной тканью.
  • Кардиомиоцит – клетка сердечной мышцы.
  • Миокард «уложен» в несколько разнонаправленных слоев и крепится к элементам «сердечного скелета».
Эпикард -
  • Серозная оболочка
Перикард -
  • серозная оболочка – околосердечная сумка, состоящая из двух листков, между которыми находится серозная жидкость.
  • Функции околосердечной сумки:
  • Ограничительная (создает, поддерживает форму сердца, уберегает от внезапного растяжения);
  • Защитная (от бактерий);
  • Уменьшает трение сердца;
  • Перикардиальная щель смягчает толчки при ударах, падениях, ходьбе.
Внутреннее строение сердца Сосуды сердца
  • 2 Коронарные артерии
  • отходят от аорты
  • Собственные вены сердца. Впадают в венечную пазуху, которая открывается в правое предсердие.
Автоматизм сердца
  • Способность сердечной мышцы приходить в состояние возбуждения и ритмического сокращения без внешних воздействий.
  • Андрей Везалий
  • 16 век
Проводящая система сердца
  • Осуществляет автоматизм сердечных сокращений
  • Регулирует и координирует сократительную деятельность сердца
  • Построена особыми атипическими мышечными волокнами
Проводящая система сердца
  • Синусно-предсердный узел
  • (А.Кис – М. Флека) состоит из клеток первого типа – водителеля ритма
  • Предсердно-желудочковый узел (Л.Ашофф – С.Тавара) состоит из клеток второго типа, передающих возбуждение
  • Предсердно-желудочковый пучок (В.Гиса) делится на правую и левую ножки. Состоит из клеток третьего типа передающих возбуждение к клеткам миокарда желудочков.
  • Волокна Пуркинье- приводят к возбуждению желудочки
Сердечный цикл
  • Складывается из трех фаз
  • Систола предсердий – 0,1 с
  • Систола желудочков – 0,3 с
  • Общая пауза –
  • 0,4 с
  • Полный цикл работы сердца- 0,8 с
Тоны сердца
  • 1 тон - систолический (низкий, глухой, продолжительный –возникает при захлапывании 2-х и 3-х створчатых клапанов)
  • 2 тон – диастолический (короткий, высокий – кровь выходит в желудочки при захлапывании полулунных клапанов)
Места прослушивания тонов сердца
  • Митральный клапан - выслушивается в области верхушки сердца - V межреберье по средне- ключичной линии
  • Трехстворчатый клапан- в месте прикрепления мечевидного отростка к телу грудины справа
  • Аортальный клапан– во втором межреберье справа у края грудины
  • Клапан легочного ствола – во втором межреберье слева у края грудины
ЭКГ
  • Электрокардиограмма – это кривая записи биотоков сердца.
  • Зубцы Р, Q, R, S, T.
  • Р – отражает возбуждение предсердий
  • Q, R, S – отражают процесс возбуждения миокарда желудочков
  • Т – прекращение возбуждения в желудочках
Регуляция работы сердца
  • Нервная регуляция
  • Симпатические нервы от симпатического ствола. По ним импульсы из ЦНС вызывают усиление и учащение сердечной деятельности.
  • Парасимпатические ветви от блуждающего нерва. По ним импульсы из ЦНС вызывают ослабление и замедление работы сердца, вплоть до его остановки.
Регуляция работы сердца
  • Гуморальная регуляция
  • Ацетилхолин, избыток ионов натрия урежают и ослабляют работу сердца
  • Норадреналин, адреналин, избыток ионов кальция усиливают и учащают работу сердца, стимулируют обменные процессы в сердце, повышают расход энергии. Адреналин вызывает расширение венечных сосудов и способствует улучшению питания миокарда.

Как работает наше сердце.

Составила Смирнова Вера Николаевна

Воспитатель ГБДОУ №131

Невского района г. Санкт - Петербурга

Программные задачи.

Познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма и разъяснить роль вен и артерий в работе сердечно–сосудистой системы.

Обучать правилам сохранения здорового сердца.

Формировать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца.

Развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи.

Вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.

Развивать чувство ритма: определение метроритмической пульсации, передачи хлопками ритма рисунка.

Холодное, но не космос, Горячее, но не пламя, Ему не хочется покоя. Стучит оно в груди тук – тук – тук

Сердце самый важный орган Есть у каждого из нас Как насос качает воду Каждый день и каждый час Находится оно внутри. Как в домике упрятано Его ты с детства береги Заботливо, старательно. Занимайся физкультурой Бегай, прыгай и скачи Тренируй мускулатуру Не нужны будут врачи.

– Наше сердце похоже на насос. Оно присматривает за реками, которые текут от него и в него впадают, (показываю на рисунке) Представьте себе пароходы, которые везут грузы. Так и сердце, сокращаясь, выталкивает красную реку крови в "Артерии" (показываю). По ней пароходы с "кислородом" и питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в путешествие по всем клеточкам нашего организма. Но самое удивительное: кровяные "пароходики", отдавая полезные вещества, забирают из организма вредные и везут их по синим венам. Эти реки – сосуды так и называются – Артерии и Вены

Попробуйте разжимать и сжимать кулак.

Так работает наше сердце.

Давайте посмотрим на рисунок. Красным цветом нарисованы артерии по ним кровь течет от сердца, а синим – вены по ним кровь возвращается к сердцу.

Это наше сердце и легкие. Из сердца кровь течет по артериям (выкладывает красные следы) раздает каждой клеточке питательные вещества и кислород и забирает у них углекислый газ. Насыщенная углекислым газом кровь по венам (сини следы) возвращается к сердцу.

Как вы думаете, где кровь может взять новую порцию кислорода? Правильно в легких потому, что мы вдыхаем кислород. Поэтому, вернувшуюся в сердце кровь, оно перекачивает сначала в легкие, где она отдает углекислый газ (мы его выдыхаем), забирает кислород и поступает опять в сердце. И начинается новое путешествие крови по нашему организму

Так течёт кровь по сосудам (артериям и венам) не переставая, полезные и вредные

для организма вещества, как эти мячи перемещаются из красной корзины в синюю

и наоборот

правила здорового сердца:

1. Не переутомляться

Если вы будете соблюдать эти правила, то сердце у вас будет сильным и здоровым. Значит, оно будет хорошо работать, не будет болеть.

2. Спать днем

Кушать надо по режиму и полезную пищу.

4. Полезная для сердца еда.

6. Не нервничать.

Покажи героя с добрым сердцем. Со злым сердцем.

Врачи, чтобы прослушать биение сердца используют фонендоскоп. По тому, как сердце бьется, они могут определить, здоров или болен человек. Давайте рассмотрим устройство фонендоскопа. Через этот прибор удары сердца слышны лучше. После занятия, все кто захочет, сможет прослушать сердце друг друга.

правила здорового сердца:

1. Не переутомляться

2. Спать днем.

3. Вечером вовремя ложиться спать

4. Кушать полезную еду

5. Тренировать сердце (бегать, прыгать, выполнять физические упражнения, закаляться)

Cлайд 1

Cлайд 2

Сердце человека располагается в грудной полости. Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце находится в середине между правым и левым лёгкими и слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперёд, и немного влево, поэтому удары сердца ощущаются слева от грудины. Сердце взрослого человека весит примерно 300г. Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Масса сердца составляет 1/200 массы тела человека. У тренированных к мышечной работе людей, размеры сердца больше.

Cлайд 3

Какое оно, моё сердце? Сердце За сутки сокращается примерно 100 тыс. раз, перекачивая более 7 тыс. л. крови, по затрачиваю Е, это равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1 м. За год делает 40 млн. ударов. За жизнь человека сокращается 25 млрд. раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан. Масса – 300 г, что составляет 1\ 200 массы тела, однако на его работу затрачивается 1\ 20 всех энергетических ресурсов организма. Размер – с сжатый кулак левой руки.

Cлайд 4

Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 150 куб. см. крови. Какой объём крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков? ЗАДАЧА. РЕШЕНИЕ. 70 х 40 = 2800 раз сокращается за 1 урок. 2800 х150 = 420.000 куб. см. = 420 л. крови перекачивается за 1 урок. 420 л. х 6 уроков = 2520 л. крови перекачивается за 6 уроков.

Cлайд 5

Чем же объясняется такая высокая работоспособность сердца? Перикард (околосердечная сумка) – это тонкая и плотная оболочка, образующая замкнутый мешок, покрывающей сердце с наружи. Между ним и сердцем находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при сокращении. Коронарные (венечные) сосуды сосуды питающие само сердце (10 % от общего объёма)

Cлайд 6

Сердце – это четырёхкамерный полый мышечный орган, напоминающий уплощённый конус и состоящий из 2 частей: правой и левой. Каждая часть включает предсердие и желудочек. Сердце находится в соединительнотканном мешке - околосердечной сумке. Сердечная стенка состоит из 3 слоёв: Эпикард – наружный слой, состоящий из соединительной ткани. Миокард – средний мощный мышечный слой. Эндокард – внутренний слой, состоящий из плоского эпителия. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Мышечные стенки желудочков значительно толще стенок предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь, проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения.

Cлайд 7

Cлайд 8

сердце П.П Л.П. П.Ж. Л.Ж В левой половине сердца находится артериальная кровь В правой половине сердца находится венозная кровь

Cлайд 9

Стенки камер состоят из сердечных мышечных волокон – миокарда, соединительной ткани и многочисленных кровеносных сосудов. Стенки камер различаются по толщине. Толщина левого желудочка в 2,5 - 3 раза толще стенок правого Клапаны обеспечивают движение в строго одном направлении. Створчатые между предсердиями и желудочками Полулунные между желудочками и артериями, состоят из 3-ёх кармашек Двустворчатые в левой части Трёхстворчатые в правой части

Cлайд 10

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длительность менее 0, 8 сек. Предсердия Желудочки II фаза Створчатые клапаны закрыты. Продолжительность – 0, 3 с I фаза Створчатые клапаны открыты. Полулунные – закрыты. Продолжительность – 0,1 с. III фаза Диастола, полное расслабления сердца. Продолжительность – 0, 4 с. Систола (сокращение) Диастола (расслабление) Систола (сокращение) Диастола (расслабление) Диастола (расслабление) Диастола (расслабление) Систола - 0, 1 с. Диастола - 0, 7 с. Систола - 0, 3 с. Дистола - 0, 5 с.

Cлайд 11

Сердечный цикл – это сокращение и расслабление предсердий и желудочков сердца в определённой последовательности и строгой согласованности во времени. Фазы сердечного цикла: 1. Сокращение предсердий – 0,1 с. 2. Сокращение желудочков – 0,3 с. 3. Пауза (общее расслабление сердца) – 0,4 с. Заполненные кровью предсердия сокращаются и проталкивают кровь в желудочки. Эта стадия сокращения называется систолой предсердий. Систолы предсердий приводят к попаданию крови в желудочки, которые в это время расслаблены. Это состояние желудочков называют диастолой. В один и тот же момент предсердия находятся в состоянии систолы, а желудочки в состоянии диастолы. Затем следует сокращение, то есть систола желудочков и кровь поступает из левого желудочка в аорту, а из правого – в лёгочную артерию. Во время сокращения предсердий створчатые клапаны открыты, полулунные – закрыты. Во время сокращения желудочков – створчатые клапаны закрыты, полулунные – открыты. Затем обратный ток крови заполняет «кармашки» и полулунные клапаны закрываются. В состоянии паузы створчатые клапаны открыты, а полулунные – закрыты

Cлайд 12

Cлайд 13

Почему же сердце, совершая такую огромную работу, сокращается без заметного утомления?

Cлайд 14

Cлайд 15

Изменение частоты и силы сердечных сокращений происходит под влиянием импульсов центральной нервной системы и поступающих с кровью биологически активных веществ. Нервная регуляция: в стенках артерий и вен заложены многочисленные нервные окончания – рецепторы, которые связаны с ЦНС, благодаря чему, по механизму рефлексов осуществляется нервная регуляция кровообращения. К сердцу подходят парасимпатические (блуждающий нерв) и симпатические нервы. Раздражение парасимпатических нервов снижает частоту и силу сердечных сокращений. При этом скорость тока крови в сосудах уменьшается. Раздражение симпатических нервов сопровождается ускорением сердечного ритма. РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ:

Cлайд 16

Гуморальная регуляция – на работу сердца влияют различные биологически активные вещества. Например, гормон адреналин и соли кальция увеличивают силу и частоту сердечных сокращений, а вещество ацетилхолин и ионы калия уменьшают их. По приказу гипоталамуса мозговое вещество надпочечников выделяет в кровь большое количество адреналина – гормона широкого спектра действия: суживает кровеносные сосуды внутренних органов и кожи, расширяет венечные сосуды сердца, повышает частоту и силу сердечных сокращений. Стимулы выбрасывания адреналина: стресс, эмоциональное возбуждение. Частое повторение этих явлений может вызвать нарушение деятельности сердца. Проект по теме

«Как работает наше сердце»

Нестеренко Мария Алексеевна

3 а класс

МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты

Руководитель – Куйдан Галина Васильевна

Оглавление

Вводная часть

    Актуальность темы.

    Цель проекта.

    Задачи проекта.

    Гипотеза проекта.

Основная часть

    Методы исследования.

    Результаты исследования.

Заключение

Вводная часть

Актуальность темы.

Актуальность темы моего проекта я вижу в том, что в последнее время увеличилось количество людей, страдающих заболеванием сердца. Многие люди не представляют, как устроен этот орган и что помогает сохранить его в рабочем состоянии долгие годы.

Цель проекта.

Узнать об устройстве сердца, его функциях, профилактике сердечных заболеваний.

Задачи проекта.

    Собрать, изучить материал о строении и работе сердца.

    Провести анкетирование среди одноклассников и выяснить, что они знают о сердце.

    Выяснить, какие негативные факторы жизни человека влияют на работу сердца.

    Узнать о том, какие бывают болезни сердца.

    Узнать о профилактических мероприятиях, которые помогут сохранить сердце.

    Привлечь внимание одноклассников к проблеме сердечных заболеваний.

    Изучить научные методы определения качества работы сердца.

    Создать информационный буклет для одноклассников о сердце.

Гипотеза проекта.

Если знать, как устроено сердце, как оно работает, проводить профилактические мероприятия по его укреплению, то можно сохранять сердце здоровым долгие годы.

Основная часть

Методы исследования:

1. Изучение литературы.

2. Изучение источников сети Интернет.

3. Анкетирование.

4. Наблюдение.

5. Практическое исследование.

6. Эксперимент.

Результаты исследования

Исследование № 1

Задача: узнать, как устроено и как работает сердце.

С самого раннего детства все люди знают, что внутри у них есть специальный «моторчик», который постоянно работает, не останавливается ни на минуту. Приложив руку к груди, мы можем ощутить сердцебиение. А вот как устроен этот загадочный орган и как он работает, к сожалению, многие не знают. Вот и я в этом году столкнулась с этой проблемой. При изучении темы по окружающему миру «Строение тела человека» мне пришлось подготовить выступление по теме «Как работает наше сердце». Как оказалось, я знаю о работе сердца только поверхностно. Пришлось углубиться в научную литературу, энциклопедии, изучить учебник по биологии моего старшего брата, найти фотоматериалы в сети Интернет.

Итак, что же я узнала. Заглянув в Большой Энциклопедический словарь, я смогла найти определение:

«СЕРДЦЕ, центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам…

У человека сердце заключено в околосердечную сумку (перикард) и расположено в средостении грудной полости. У взрослых длина сердца 12-15 см, поперечный размер 8-11 см, масса (без крови в камерах) в среднем у женщин 240 г, у мужчин 330 г. Сердце взрослого человека (в нормальных условиях) сокращается 55-80 раз в 1 мин, прогоняя 4,5-5 л крови; за одно сокращение выбрасывается 60-75 мл крови. Функция сердца осуществляется посредством попеременного сокращения (систола) и расслабления (диастола) мышц предсердий и желудочков».

А как же устроено сердце? Разобраться с этим вопросом мне помог Интернет. Я смогла увидеть наглядно, как устроен этот орган и как он работает.

Сердце - мышечный орган, перекачивающий кровь по телу через кровеносную систему. У человека сердце находится позади грудной кости, между нижними отделами легких. Разделено продольной мышечной стенкой. Правая часть сердца содержит только венозную кровь (бедную кислородом), а левая - только артериальную (обогащенную кислородом). Каждая часть состоит из двух камер: предсердия и желудочка, которые соединены клапанами. Средний ритм работы сердца у взрослых во время отдыха - 60-80 ударов в минуту.


Последовательность отдельных сокращений сердца происходит с периодом примерно 0,9 сек.; (А) предсердия (1, 2), наполняется кровью; стенки предсердий, сокращаясь (В), выталкивают кровь через удерживающий трехстворчатый (3) и митральный (4)клапаны в желудочки (5,6). При сокращении толстых мышечных стенок желудочков (C) предсердие-желудочковые клапаны закрываются, а полулунные клапаны (7, 8) открываются. Из обоих желудочков (D) кровь выбрасывается по разным маршрутам: свежая обогащенная кислородом кровь - в аорту, использованная кровь - в легочную артерию (10).

Вывод: сердце – мышечный орган, имеющий сложную систему клапанов. Основная функция сердца – приводить в движение кровь.

Исследование № 2

Задача: выяснить, что знают мои одноклассники о сердце.

На уроке окружающего мира после изучения темы «Строение тела человека» мы всем классом заполнили таблицу, где указали название систем органов человека, перечислили органы, входящие в эти системы, привели описание, как работают данные органы.


В конце урока, по согласованию с учителем, я провела своё анкетирование среди одноклассников. Необходимо было ответить на пять вопросов:

1. Где у вас находится сердце?

2. Какая основная функция сердца?

3. Как тренировать сердечную мышцу и зачем это нужно?

4. Какие сердечные заболевания существуют?

5. Что помогает работе сердца, а что мешает?

В анкетировании приняли участие 25 человек (всего в классе 26 учащихся).

Результаты анкетирования следующие:

    23 ученика (92 %) смогли правильно указать месторасположение сердца;

    25 учеников (100 %) правильно указали основную функцию сердца;

    20 учеников (80 %) указали на необходимость физических упражнений при тренировке сердечной мышцы, только 10 учеников (40 %) смогли указать, что тренировка усиливает кровообращение, а это способствует улучшению работы всех органов человеческого организма;

    10 учеников (40 %) смогли назвать такие болезни, как: порок сердца, инфаркт миокарда;

    12 учеников (48 %) смогли назвать среди помощников при работе сердца такие факторы, как: спорт, здоровое питание, закаливание, среди врагов сердца были названы такие факторы, как: курение, употребление алкоголя, малоподвижный образ жизни.

Вывод: мои одноклассники имеют общее представление о работе сердца, не совсем знакомы со способами тренировки сердца и её значением, не знают названия основных сердечных заболеваний.

Исследование № 3

Задача: выяснить, какие факторы жизни человека влияют на работу сердца.

Разобраться в данном вопросе мне помогла научная литература и Интернет.


Во-первых, на работу сердца влияет наше питание. Существует великое множество фруктов и овощей всевозможных форм, цветов и размеров, очень полезных для сердца. Если они есть в нашем ежедневном рационе, шансы заполучить инфаркт сильно уменьшаются. Лучше употреблять их в свежем виде. Вообще, свежие продукты – главная составляющая здоровой диеты. Свежие продукты намного богаче веществами, которые разрушают свободные радикалы в кровотоке и защищают сосуды, чем обработанные. Обед «прямо с грядки» идеально позаботится о сердце. На самом деле есть много полезных для сердца продуктов - жирная рыба, цельные злаки, бобы, орехи, чай и другие. Ключ к здоровью сердца в разнообразии рациона. Не нужно искать какой-то один волшебный продукт, который спасет вас от сердечно-сосудистых заболеваний, питание должно состоять из разных продуктов, каждый из которых играет свою роль в работе сердца. Вот несколько примеров здоровой еды:

Лосось – как уже говорилось выше, это, прежде всего, Омега-3. Можно приготовить эту рыбу на гриле, пожарить на масле или отварить и положить в салат.

Овсянка – кто не знает, как важна она для здоровья. Она обеспечивает сердце не только кислотами омега-3, но и множеством необходимых микроэлементов – магнием, калием, фолиевой и никотиновой кислотами, кальцием и растворимыми пищевыми волокнами. Лучший способ есть овес - это сварить из него кашу и добавить в нее свежие ягоды. Овсяное печенье с изюмом тоже неплохое угощение для сердца.

Морковь – это альфа-каротин и пищевые волокна. Самый лучший способ есть морковь в тертом виде с оливковым маслом.

Апельсины – богаты витамином С, но еще они могут обеспечить наше сердце калием и фолиевой кислотой. Лучше всего получать эти вещества в виде апельсинового сока.

Черный шоколад – всего одна плитка шоколада в день снизит давление, но надо выбирать шоколад с содержанием какао не ниже 70 процентов.


Во-вторых. На работу сердца влияют физические нагрузки. Для укрепления сердца и сосудов очень полезны динамические нагрузки, особенно на свежем воздухе – занятия бегом, езда на коньках, лыжах, велосипеде, плавание, аквааэробика, гимнастика, выполнение определённых физических упражнений. Гимнастикой можно заниматься в любое время, всё зависит от вашего распорядка дня. Тренировка сердечной и скелетных мышц усиливает кровообращение, а это способствует улучшению работы всех органов человеческого организма. Прекрасные результаты тренировки сердечной мышцы даёт занятие бегом и ходьбой. Ходьба на работу, в магазин на прогулку - этот элемент тренировки должен постоянно присутствовать в жизни человека. Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний эффективна баня. Использование банных процедур ускоряет обмен веществ в организме, улучшает кровообращение и тренирует сердечно-сосудистую систему, делая её неуязвимой для заболеваний. Благодаря воздействию пара изменяется интенсивность работы сердца и сосудов – сосуды расширяются, усиливается кровоток, чаще становится пульс. А вот про статические, силовые упражнения сердечникам лучше забыть, так как они не только перегружают позвоночник и суставы, но и способствуют повышению артериального давления, что при сердечно-сосудистых проблемах опасно. Поэтому тренажерный зал – не для всех. Если перетрудить неподготовленную к высоким нагрузкам сердечную мышцу, то она не сможет прокачать необходимое количество крови. В результате могут возникнуть многие проблемы, самые опасные из которых – гипоксия (нехватка кислорода), а также компенсационное расширение сердечных сосудов и гипертрофия сердечной мышцы. Но даже при занятиях полезными для сердца видами спорта нагрузки должны быть умеренными, во всяком случае, на первых порах. Наращиваться они должны постепенно, но при этом регулярно, а каждая тренировка должна начинаться и заканчиваться контролем пульса.

На работу сердца могут влиять и негативные факторы. Курение. Зачастую, слыша популярное предупреждение «Курение вредит здоровью", мы просто улыбаемся и думаем: «Меня это совсем не касается». Однако, часто именно эта причина становится ведущей в развитии или усугублении различных заболеваний, будь то сигареты, трубки, или кальян, все формы курение одинаково вредны. В чем причина? Всё очень просто, табак содержит никотин, который при курении попадает в кровь, а с током крови в мозг человека, возникает чувство удовлетворения и эйфории, а вместе с тем открывается дверь для зависимости. Каждая сигарета содержит около 1 мг никотина и, если курильщик выкуривает 20-30 сигарет в день, то его количество, может быть катастрофическим для организма. Курение повышает сердцебиение, что является одной из основных причин высокого кровяного давления. Некоторые канцерогены, такие как окись углерода содержащиеся в сигарете, образуют вещество, которое уменьшает способность крови переносить кислород. Сужение артерий, закупорка сосудов и увеличение уровня холестерина – всё это негативные последствия курения, которые непосредственно приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Неправильное питание является одним из основных факторов риска развития хронических сердечных заболеваний. С одной стороны диеты, которые не всегда основываются на правильном и сбалансированном питании, а с другой жирная пища, фаст-фуд и напитки, содержащие красители и консерванты, различные химические добавки, вредные для всего организма человека и для сердца в том числе.

Алкоголь и наркотики. Чрезмерное употребление спиртного приводит к повышению кровяного давления, сердечной недостаточности, инсульту. Все типы наркотических и психотропных веществ особенно, такие как героин, кокаин и другие подобные тяжелые наркотики вызывают сокращение сердечного клапана и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.

Сидячий образ жизни. К сожалению, физическая активность, столь необходимая для организма человека, для многих из нас непозволительная роскошь, в виду отсутствия свободного времени. Сидячий образ жизни и долгие часы работы за компьютером сделали нас очень восприимчивыми к заболеваниям. Немногие из нас могут похвастаться тем, что делают зарядку по утрам, а уж о тренировках в тренажерном зале вообще речь не идёт. Хотя всё знают, что физические упражнения вызывают быстрый приток крови ко всем органам и тканям и, тем самым, например, укрепляют связки и мышцы. Плавание, езда на велосипеде, бег трусцой и т.д., должны стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, это особенно актуально для людей, которые имеют проблемы с сердцем.

Вывод: положительно влияют на работу сердца такие факторы, как: правильное питание, умеренные физические нагрузки; негативно влияют на работу сердца: курение, неправильное питание, употребление алкоголя и наркотиков, сидячий образ жизни.

Исследование № 4

Задача: узнать, какие существуют основные заболевания сердца.

Чтобы изучить этот вопрос, я обратилась за консультацией к медицинской сестре нашей школы и учителю биологии.

Итак, что же я узнала. Оказывается болезней сердца очень много. Это могут быть врождённые болезни и приобретённые человеком в процессе жизни.

Аритмия - нарушения ритма биения сердца. Выявляется это болезнь достаточно просто - необходимо замерить пульс человека - норма колеблется в районе 60-90 ударов в минуту; лучше, конечно, обратиться к врачу и сделать ЭКГ.

Атеросклероз - хроническое заболевание, которое способно поражать достаточно крупные и средние артерии. Суть в том, что во внутренней оболочке этих артерий откладываются липопротеины.

Варикоз - или, чаще встречающееся название, варикозное расширение вен. Патологический процесс, заключающийся в поражении сосудов или вен, несущих кровь. При этом резко увеличивается размер диаметра просвета. Следствие - образование "узлов" - это и есть те самые расширения, препятствующие нормальному кровотоку.

Гипертоническая болезнь - проявляется в виде повышения АД (артериального давления). Головная боль, шум в ушах - все это признаки проявления гипертонии. Эта болезнь достаточно опасна, т. к. приводит к поражению большинства жизненно важных органов.

Инфаркт миокарда - поражение сердечной мышцы. Возникает вследствие закупорки коронарной, или ее ветвей, артерии. Довольно часто является следствием атеросклероза, а также ожирения.

Пороки сердца - бывают не только врожденными, но и приобретенными. Любые разновидности этого заболевания лечатся преимущественно хирургическим путем.

Стенокардия - является формой ишемической болезни. Проявляется в резкой боли в области сердца. Лечится также, медикаментозно. Необходима консультация с соответствующим врачом.

Тромбоэмболии - закупорка кровеносных сосудов тромбами. Наиболее опасна тромбоэмболия лёгочной артерии и её ветвей.

Практически все эти заболевания лечатся медикаментозно при обнаружении на начальном этапе. Некоторые лечатся хирургическим путем. Симптоматика различна: резкая боль в середине груди, а также несколько неприятные ощущения в руках, спине, локтях, челюсти и в других местах верхней части тела.


Вывод: сердечных заболеваний достаточно много, они могут быть врождёнными, но чаще становятся приобретёнными, так как человек часто не следит за своим здоровьем. Если человек обнаружил какие-либо симптомы этих заболеваний, в т. ч. даже малозначительные покалывания в области сердца, то стоит незамедлительно обратиться к врачу. В этом деле лучше все пересмотреть, чем недосмотреть что-либо важное.

Исследование № 5

Задача: изучить научные методы определения качества работы сердца.

Как оказалось, самый простой метод определения работы сердца – это умение определять пульс или частоту сердечный сокращений. На уроках физической культуры перед уроком и после физических нагрузок мы довольно часто это делаем. А вот правильно ли? Опять пришлось углубиться в научную литературу. Оказалось, что пульс можно определить в различных местах нашего организма.

На уроке окружающего мира мы также выполняли практическую работу по теме «Измерение пульса». Это оказалось достаточно интересно. Мы пробовали измерять пульс в себя, у своего соседа по парте. При выполнении практической работы мы заполняли таблицу, куда вносили данные о состоянии пульса в покое и после небольшой физической нагрузки. При определении пульса мы пользовались часами с секундной стрелкой. Как оказалось, пульс у разных людей даже после одинаковой нагрузки может быть разным. После проведения практической работы мы сделали определённые выводы, и внести их в рабочую тетрадь.



Однако, существуют более научные методы определения качества работы сердца: это снятие показателей электрокардиограммы, ультразвуковое исследование сердца, проведение анализа крови. Данные методы определения качества работы сердца проводят с помощью специальной техники в медицинских учреждениях.



Вывод: среди научных методов определения качества работы сердца можно выделить: определение пульса, измерение артериального давления, проведение электрокардиограммы, ультразвукового исследования сердца, проведение анализа крови.

Исследование № 6

Эксперимент

Задача: убедиться на опыте, что при увеличении физической нагрузки увеличивается частота пульса.

Известно, что частота пульса у разной категории людей разная. Как оказалось, чем старше возраст, тем реже у человека пульс. В среднем эти показатели выглядят таким образом

На уроке физкультуры мы измерили частоту пульса в спокойном состоянии перед уроком, после незначительной разминки, после спортивных эстафет.




Результаты нас удивили. В среднем, к концу выполнения эстафет частота пульса увеличилась на 15-20 ударов, а у некоторых ребят на 25 ударов. В этот момент сердцу пришлось работать более интенсивно.

Вывод: частота пульса зависит от того, как и сколько крови и кислорода предстоит перекачивать сердцу. Обычно сердцу приходится больше трудиться, когда вы выполняете физические упражнения.

Заключение

Сердце человека – большой труженик! От его напряжённого труда зависит работа всего организма. Люди по достоинству оценили работу этого органа и учредили специальный праздник.

Всемирный день сердца (World Heart Day), отмечаемый ежегодно 29 сентября, впервые был организован в 1999 году по инициативе Всемирной федерации сердца. Эту акцию поддержали Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО и другие значимые организации. Цель введения новой даты - повысить осознание в обществе опасности, которая вызвана эпидемией сердечно-сосудистых заболеваний в мире, а также инициировать всеобъемлющие профилактические меры в отношении ишемической болезни и мозгового инсульта во всех группах населения. Всемирный день сердца проводится под девизом «Сердце для жизни».

Изучив строение и работу сердца, познакомившись с распространёнными заболеваниями сердца, я смогла убедить одноклассников более серьёзно относится к своему главному «моторчику», вести здоровый образ жизни и сохранять своё здоровье.

Гипотеза моего исследования подтвердилась: если знать, как устроено сердце, как оно работает, проводить профилактические мероприятия по его укреплению, то можно сохранять сердце здоровым долгие годы.

В нашем классе появилась выставка под названием «Я познаю мир», где мои одноклассники подготовили информацию о важной работе других органах нашего организма. Для всех ребят я подготовила информационный буклет о сердце. Работать над проектом мне очень понравилось. В будущем я бы хотела стать врачом и лечить людей, чтобы они жили долго и счастливо.

Главная ценность человека – здоровье. Берегите его!




Использованные источники информации

1. Анатомия человека/М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. - М.: Учебная литература. - 1995 г.

2. «Большой Энциклопедический словарь», - М.: 2000 г.

3. Боянович Ю.В. Анатомия человека: карманный атлас. Ю.В. Боянович. - Харьков: торсинг, Ростов - на -Дону.: Феникс, 2001 г.

4. Крокер Марк. Анатомия человека / Крокер Марк.: М: РОСМЭН 2000 г.

5. Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова. Анатомия и физиология. Москва "Медицина", 1989 г.

6. Интернет ресурсы:

Поделиться