Презентация на тему возрастные особенности нервной системы. Возрастная физиология

возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности

План

1. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза. 1

2. Основные этапы развития высшей нервной деятельности. 6

3. Возрастные особенности психофизиологических функций. 9

1. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза

Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды.

Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему составляют спинномозговые и черепные нервы, их корешки, ветви, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека. Согласно анатомо-функциональной классификации, нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию тела – кожи, скелетных мышц. Вегетативная нервная система регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение, иннервирует все внутренние органы, железы, гладкую мускулатуру органов, сердце.

Нервная система развивается из эктодермы, через стадии нервной полоски и мозгового желобка с последующим образованием нервной трубки. Из ее каудальной части развивается спинной мозг, из ростральной части формируется сначала 3-х, а затем 5-ти мозговых пузырей, из которых в дальнейшем развиваются конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг. Такая дифференцировка центральной нервной системы происходит на третьей-четвертой неделе эмбрионального развития.

В дальнейшем объем головного мозга увеличивается более интенсивно, чем спинного, и к моменту рождения составляет в среднем 400 г. Причем у девочек масса головного мозга несколько ниже, чем у мальчиков. Количество нейронов к моменту рождения соответствует уровню взрослого человека, но количество ветвлений аксонов, дендритов и синаптических контактов значительно возрастает после рождения.

Наиболее интенсивно масса головного мозга увеличивается первые 2 года после рождения. Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет. Окончательное созревание головного мозга заканчивается к 17-20 годам. К этому возрасту, его масса у мужчин в среднем составляет 1400 г, а у женщин – 1250 г. Развитие головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже в возрасте 2-4 лет.

Спинной мозг . В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг. Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается в позвоночном канале. У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека – на уровне II поясничного позвонка.

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга. Масса спинного мозга у новорожденного составляет около 5,5 г, у детей 1-го года – около 10 г. К 3 годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 7 годам равна примерно 19 г. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого. Уменьшение его просвета происходит главным образом в течение 1-2 годов, а также в более поздние возрастные периоды, когда наблюдается увеличение массы серого и белого вещества. Объем белого вещества спинного мозга возрастает быстро, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, формирование которого происходит в более ранние сроки по сравнению со сроками формирования проводящих путей.

Продолговатый мозг . К моменту рождения он вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении. Его масса достигает 8 г у новорожденного. Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением. По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Ядра продолговатого мозга формируются рано. С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем.

Мозжечок . В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка – червь, а затем – его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. У 15-летнего ребенка масса мозжечка – 150 г. Кроме того, быстрое развитие мозжечка происходит и в период полового созревания.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого – почти в 5 раз. Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков. У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рождения и заканчивается к 3-5 неделям жизни. Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.

Мост . У новорожденного расположен выше, чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

Средний мозг . Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито. Хорошо развито красное ядро, его крупноклеточная часть, обеспечивающая передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий.

У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

Промежуточный мозг . Отдельные формации промежуточного мозга имеют свои темпы развития. Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. С возрастом происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни.

В эмбриональном периоде развития закладывается подбугорная область, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4-5-м месяце происходит накопление клеточных элементов будущих ядер, на 8-м месяце они хорошо выражены.

Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам.

Кора больших полушарий . До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой борозды, которая окончательно формируется только ко времени рождения. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: боковая, центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные борозды хорошо выражены, и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых борозд и извилин продолжается и после рождения.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро. Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого.

К 9 месяцам становятся более отчетливыми первые три слоя коры, а к году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам. В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.

В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность. На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная. Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, уменьшаются.

  • Размер: 4.9 Mегабайта
  • Количество слайдов: 98

Описание презентации Презентация физиология ВНД и СС дети по слайдам

Возрастные особенности развития центральной нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Часть

Высшая нервная деятельность – это деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. К высшей нервной деятеьности относят гнозис (познание), праксис (действие), речь, память и мышление, сознание и др. Поведение организма является венцом результата высшей нервной деятельности. Психическая деятельность – это идеальная, субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Психика – свойство мозга осуществлять психическую деятельность. Сознание – идеальное, субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга.

История науки Впервые представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга было широко и подробно сформулировано основоположником отечественной физиологии И. М. Сеченовым и представлено в труде «Рефлексы головного мозга» . Идеи И. М. Сеченова получили дальнейшее развитие в трудах еще одного выдающегося отечественного физиолога – И. П. Павлова, открывшего пути объективного экспериментального исследования функций коры большого мозга, а также разработавшего метод условных рефлексов и создавшего целостное учение о высшей нервной деятельности. Первые обобщения, касающиеся сущности психики, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Гален). Исключительное значение для развития материалистических взглядов в изучении физиологических основ психической деятельности имело обоснование Ренэ Декартом (1596-1650) рефлекторного механизма взаимоотношения организма и среды. На основе рефлекторного механизма Декарт пытался объяснить поведение животных и просто автоматические действия человека.

Безусловный рефлекс - относительно постоянная, видоспецифическая, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Наследственно закрепленные безусловные рефлексы могут возникать, тормозиться и видоизменяться в ответ на самые разнообразные раздражения, с которыми сталкивается индивидуум. Условный рефлекс – это выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции. Условный рефлекс образуется на основе безусловного (врожденного) рефлекса.

И. П. Павлов в свое время разделил безусловные рефлексы на три группы: простые, сложные и сложнейшие безусловные рефлексы. Среди сложнейших безусловных рефлексов он выделил следующие: 1) индивидуальные - пищевой, активно- и пассивно-оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры; 2) видовые - половой и родительский. По мнению Павлова, первые из этих рефлексов обеспечивают индивидуальное самосохранение особи, вторые - сохранение вида.

Витальные ● Пищевые ● Питьевые ● Оборонительные ● Регуляция сна - бодрствования ● Экономии сил Ролевые (зоосоциальные) ● Половые ● Родительские ● Эмоциональные ● Резонанса, “ сопереживания” ● Территориальные ● Иерархические Саморазвития ● Исследовательские ● Имитационные ● Игровые ● Преодоления сопротивления, свободы. Важнейшие безусловные рефлексы животных (по П. В. Симонову, 1986, с изм.) Примечание: в силу особенностей терминологии того времени, инстинкты названы безусловными рефлексами (эти понятия близки, но не идентичны).

Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта) Инстинкт - это комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации. Внешние раздражители, составляющие пусковую ситуацию, получили название «ключевые раздражители» . Концепция «драйва и драйв-рефлекс» по Ю. Конорскому Драйвовые рефлексы - это состояние мотивационного возбуждения, которое возникает при активации « центра соответствующего драйва » (например, голодовое возбуждение). Драйв - это голод, жажда, ярость, страх и т. д. По терминологии Ю. Конорского, драйв имеет антипод - « антидрайв » , т. е. такое состояние организма, которое наступает после удовлетворения определенной потребности, после выполнения драйв-рефлекса.

В основе многих действий человека лежат наборы стандартных программ поведения, которые достались нам от наших предков. На них влияют особенности физиологических процессов, которые могут проходить по-разному в зависимости от возраста или пола человека. Знание этих факторов существенно облегчает понимание особенностей поведения других людей, а учителю позволяет более эффективно организовывать процесс обучения. Особенности биологии человека позволяют ему использовать стандартные программы поведения, которые способствуют выживанию в условиях от крайнего севера до тропических лесов и от малолюдных пустынь до гигантских мегаполисов

Сколько инстинктивных программ есть у детей? У детей работают сотни инстинктивных программ, которые обеспечивают их выживание на ранних этапах жизни. Правда, некоторые из них утратили свое прежнее значение. Но некоторые программы являются жизненно важными. Так, за освоение ребенком языка отвечает сложная программа работающая по принципу импринтинга.

Почему в карманах детей полно всякой всячины? В детстве люди ведут себя как типичные собиратели. Ребенок еще ползает, но уже все замечает, подбирает и тянет в рот. Став постарше, он значительную часть времени собирает всякую всячину в самых разных местах. Их карманы набиты самыми неожиданными предметами — орехами, косточками, раковинами, камешками, веревочками, зачастую вперемешку с жуками, пробками, проволочками! Все это является проявлением тех же древних инстинктивных программ, которые сделали нас людьми. У взрослых эти программы часто проявляются в виде тяги к коллекционированию самых разнообразных предметов.

Строение нервной ткани Нервная ткань: Нейрон является главной структурно-функциональной единицей нервной ткани. Его функции связаны с восприятием, обработкой, передачей и хранением информации. Нейроны состоят из тела и отростков - длинного, по которому возбуждение идет от тела клетки - аксона и дендритов, по которым возбуждение идет к телу клетки.

Нервные импульсы, которые генерирует нейрон, распространяются по аксону и передаются на другой нейрон либо на исполнительный орган (мышцу, железу). Комплекс образований, служащих для такой передачи, называется синапсом. Нейрон, передающий нервный импульс, называется пресинаптическим, а принимающий его - постсинаптическим.

Синапс состоит из трех частей - пресинаптического окончания, постсинаптической мембраны и расположенной между ними синаптической щели. Пресинаптические окончания чаще всего образованы аксоном, который ветвится, формируя на своем конце специализированные расширения (пресинапс, синаптические бляшки, синаптические пуговки и т. п.). Строение синапса: 1 - пресинаптическое окончание; 2 - постсинаптическая мембрана; 3 - синоптическая щель; 4 - везикула; 5 - эндоплазматическая сеть; 6 - митохондрия. Внутреннее строение нейрона Нейрон имеет все органоиды, характерные для обычной клетки (эндоплазматическую сеть, митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы рибосомы и т. д.). Одно из основных структурных отличий нейронов от остальных клеток связано с наличием в их цитоплазме специфических образований в виде глыбок и зерен различной формы - вещества Ниссля (тигроида). В нервных клетках также хорошо развит комплекс Гольджи, есть сеть фибриллярные структуры - микротрубочек и нейрофиламентов.

Нейроглия, или просто глия - совокупность вспомогательных клеток нервной ткани. Составляет около 40 % объёма ЦНС. Количество глиальных клеток в среднем в 10-50 раз больше, чем нейронов. Виды нейроглиальных клеток: ] - эпендимоциты; 2 - протоплазматические астроциты; 3 - волокнистые астроциты; 4 - олигодендроциты; 5 - микроглия Эпендимоциты образуют одинарный слой клеток эпендиму, активно регулируют обмен веществами между мозгом и кровью, с одной стороны, и ликвором и кровью, с другой. Астроциты расположены во всех отделах нервной системы. Это самые крупные и многочисленные из глиальных клеток. Астроциты активно участвуют в метаболизме нервной системы. Олигодендроциты гораздо мельче, чем астроциты, выполняют трофическую функцию. аналогами олигодендроцитов являются шванновские клетки, которые также образуют оболочки (как миелиновые, так и безмиелиновые) вокругволокон. Микроглия. Микроглиоциты самые мелкие из глиальных клеток. Основная их функция - защитная.

Строение нервных волокон А - миелиновое; Б - безмиелиновая; I - волокно; 2 - миелиновый слой; 3 - ядро шванновской клетки; 4 - микротрубочки; 5 - Нейрофиламенты; 6 - митохондрии; 7 - соединительнотканная оболочка Волокна делятся на миелиновые (мякотные) и безмиелиновые (безмякотные). Безмиелиновые нервные волокна покрыты только оболочкой, образованной телом шванновской (нейроглиальной) клетки. Миелиновая оболочка представляет собой двойные слои клеточной мембраны и по своему химическому составу является липопротеидом, т. е. соединением липидов (жироподобных веществ) и белков. Миелиновая оболочка эффективно осуществляет электрическую изоляцию нервного волокна. Она состоит из цилиндров длиной 1, 5-2мм, каждый из которых образован своей глиальной клеткой. Цилиндры разделяют перехваты Ранвье - не покрытые миелином участки волокна (их длина 0, 5 — 2, 5 мкм), играющие большую роль в быстром проведении нервного импульса. Поверх миелиновой оболочки у мякотных волокон есть еще наружная оболочка - неврилемма, образованная цитоплазмой и ядром нейроглиальных клеток.

Функционально нейроны делятся на чувствительные (афферентные) это нервные клетки, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды организма. , двигательные (эфферентные) управляющие сокращениями поперечно — полосатых мышечных волокон. Они образуют нервно-мышечные синапсы. Исполнительные нейроны управляют работой внутренних органов, включая гладкомышечные волокна, железистые клетки и др. , между ними могут быть вставочные нейроны (ассоциативные) связь между чувствительными и исполнительными нейронами. Работа нервной системы основана на рефлексах. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе. Она состоит из пяти отделов: рецептор; чувствительный нейрон, передающий импульс в ЦНС; нервный центр; двигательный нейрон; рабочий орган, реагирующий на полученное раздражение.

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90– 95 %.

Рецептор - чувствительное образование, которое трансформирует энергию раздражителя в нервный процесс (электрическое возбуждение). За рецептором идет чувствительный нейрон, находящийся в периферической нервной системе. Периферические отростки (дендриты) таких нейронов образуют чувствительный нерв и идут к рецепторам, а центральные (аксоны) входят в ЦНС и формируют синапсы на ее вставочных нейронах. Нервный центр — это группа нейронов, необходимая для осуществления определенного рефлекса или более сложных форм поведения. Он перерабатывает информацию, которая поступает к нему от органов чувств или от других нервных центров и в свою очередь посылает команды к исполнительным нейронам или другим нервным центрам. Именно благодаря рефлекторному принципу нервная система обеспечивает процессы саморегуляции.

Ученые, внесшие большой вклад в развитие условнорефлекторной теории И. П. Павлова: Л. А. Орбели, П. С. Купалов, П. К. Анохин, Э. А. Асратян Л. Г. Воронин, Ю. Конорский и многие другие. Правила выработки классического условного рефлекса При сочетаниях вслед за индифферентным стимулом (например, звуком колокольчика) должен идти значимый стимул (например, пища). После нескольких сочетаний индифферентный стимул становится условным стимулом – т. е. сигналом, предсказывающим появление биологически значимого стимула. Значимость стимула может быть связана с любой мотивацией (голод, жажда, самосохранение, забота о потомстве, любопытство и т. п.)

Примеры некоторых классических условных рефлексов, используемых в лабораторных условиях на животных и людях в настоящее время: — Слюнной рефлекс (сочетание любого УС с пищей) – проявляется в виде выделения слюны в ответ на УС. — Различные оборонительные реакции и реакции страха (сочетание любого УС с электроболевым подкреплением, резким громким звуком и т. п.) – проявляется в виде различных мышечных реакций, изменения частоты сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции и др. — Мигательные рефлексы (сочетание любого УС с воздействием на область глаза струей воздуха или щелчком по переносице) – проявляется в мигании веком — Реакция отвращения к пище (сочетание пищи в качестве УС с искусственными воздействиями на организм, вызывающими тошноту и рвоту) – проявляется в отказе от соответствующего вида пищи несмотря на голод. — и др.

Виды условных рефлексов Натуральными называются условные рефлексы, которые образуются на раздражители, являющиеся естественными, обязательно сопутствующими признаками, свойствами безусловного стимула, на базе которого они вырабатываются (например, запах пищи при ее приготовлении). Искусственными называются условные рефлексы, образующиеся на стимулы, которые, как правило, не имеют прямого отношения к подкрепляющему их безусловному стимулу (например, световой раздражитель, подкрепляемый пищей).

По эфферентному звену рефлекторной дуги, в частности по эффектору, на котором проявляются рефлексы: вегетативные и двигательные, инструментальные К вегетативным условным рефлексам относятся классический слюноотделительный условный рефлекс, а также целый ряд двигательно-вегетативных рефлексов - сосудистые, дыхательные, пищевые, зрачковый, сердечный и т. п Инструментальные условные рефлексы могут формироваться на базе безусловно-рефлекторных двигательных реакций. Например, двигательные оборонительные условные рефлексы у собак вырабатываются очень быстро, сначала в виде общедвигательной реакции, которая затем достаточно быстро специализируется. Условные рефлексы на время - особые рефлексы, образуются при регулярном повторении безусловного раздражителя. Например, кормление ребенка через каждые 30 минут.

Динамика основных нервных процессов по Павлову Распространение нервного процесса из центрального очага на окружающую зону называется иррадиацией возбуждения. Противоположный процесс – ограничение, сокращение зоны очага возбуждения называется концентрацией возбуждения. Процессы иррадиации и концентрации нервных процессов составляют основу индукционных отношений в центральной нервной системе. Индукцией называется свойство основного нервного процесса (возбуждения или торможения) вызывать вокруг себя и после себя противоположный эффект. Положительная индукция наблюдается в том случае, когда очаг тормозного процесса сразу или после прекращения тормозящего стимула создает в окружающей его зоне область повышенной возбудимости. Отрицательная индукция имеет место, когда очаг возбуждения создает вокруг себя и после себя состояние пониженной возбудимости. Схема опыта для изучения движения нервных процессов: + 1 - положительный раздражитель (касалка); -2 - -5 - отрицательные раздражители (касалки)

Виды торможения по И. П. Павлову: 1. Внешнее (безусловное) торможение. — постоянный тормоз — гаснущий тормоз 2. Запредельное (охранительное) торможение. 3. Внутреннее (условное) торможение. — угасательное торможение (угашение) — дифференцировочное торможение (дифференцировка) — условный тормоз — торможение запаздывания

Динамика условнорефлекторной деятельности Внешнее (безусловное) торможение есть процесс экстренного ослабления или прекращения отдельных поведенческих реакций при действии раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды. Причиной могут быть различные условнорефлекторные реакции, а также различные безусловные рефлексы (например, ориентировочный рефлекс, оборонительная реакция - испуг, страх). Другой разновидностью врожденного тормозного процесса является так называемое запредельное торможение. Оно развивается при длительном нервном возбуждении организма. Условное (внутреннее) торможение является приобретенным и проявляется в форме задержки, угашения, устранения условных реакций. Условное торможение является активным процессом в нервной системе, развивающимся, как и условное возбуждение, в результате выработки.

Угасательное торможение развивается при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным. Угасательное торможение часто называют угашением (англ. extinction). Условный тормоз образуется при неподкреплении комбинации из положительного условного раздражителя и индифферентного. При торможении запаздывания подкрепление не отменяется (как в рассмотренных выше видах торможения), а значительно отодвигается от начала действия условного раздражителя.

В ответ на многократные или монотонные стимулы непременно развивается внутреннее торможение. Если такая стимуляция продолжается, то наступает сон. Переходный период между бодрствованием и сном назван гипнотическим состоянием. И. П. Павлов разделил гипнотическое состояние на три фазы в зависимости от размеров области коры полушарий, охваченной торможением, и соответствующей реактивности различных мозговых центров в процессе реализации условных рефлексов. Первая из этих фаз называется уравнительной. В это время сильные и слабые стимулы вызывают одинаковые условные ответы. Парадоксальная фаза характеризуется более глубоким сном. В этой фазе слабые раздражители вызывают более интенсивный ответ, чем сильные. Ультрапарадоксальная фаза означает еще более глубокий сон, когда ответ вызывают только слабые стимулы, а сильные приводят к еще большему распространению торможения. За этими тремя фазами следует глубокий сон.

Тревожность — свойство, определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряженности человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации. Эмоциональная возбудимость — это легкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия. Импульсивность характеризует быстроту реагирования, принятия и исполнения решения. Регидность и лабильность обусловливают легкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям: региден тот, кто трудно приспосабливается к изменившейся ситуации, кто инертен в поведении, не меняет свои привычки и убеждения; лабилен тот, кто быстро приспосабливается к новой ситуации.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА К центральной нервной системе относятся те части нервной системы, тела нейронов которой защищены позвоночником и черепом - спинной и головной мозг. Кроме того, головной и спинной мозг защищены оболочками (твердой, паутинной и мягкой) из соединительной ткани. Головной мозг анатомически делят на пять отделов: ♦ продолговатый мозг; ♦ задний мозг, образованный Варолиевым мостом и мозжечком; ♦ средний мозг; ♦ промежуточный мозг, образованный таламусом, эпиталамусом, гипоталамусом; ♦ конечный мозг, состоящий из больших полушарий, покрытых корой. Под корой располагаются базальные ганглии. Продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг являются стволовыми структурами головного мозга.

Головной мозг находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи он покрыт мозговыми оболочками с многочисленными кровеносными сосудами. Масса головного мозга у взрослого человека достигает 1100 – 1600 г. Головной мозг можно разделить на три отдела: задний, средний и передний. К заднему отделу относятся: продолговатый мозг, мост и мозжечок, а к переднему - промежуточный мозг и большие полушария. Все отделы, включая большие полушария, образуют ствол мозга. Внутри больших полушарий и в стволе мозга имеются полости, заполненные жидкостью. Головной мозг состоит из белого вещества в виде проводников, соединяющих части мозга между собой, и серого вещества, расположенного внутри мозга в виде ядер и покрывающего поверхность полушарий и мозжечка в виде коры.

Продольная щель большого мозга разделяет большой мозг на два полушария - правое и левое. От мозжечка полушария большого мозга отделяются поперечной щелью. В полушариях большого мозга объединяются три филогенетически и функционально различные системы: 1) обонятельный мозг, 2) базальные ядра 3) кора большого мозга (плащ).

Кора головного мозга представляет собой многослойную нейронную ткань с множеством складок общей площадью в обоих полушариях примерно 2200 см 2, ее объем соответствует 40 % массы головного мозга, ее толщина колеблется от 1, 3 до 4, 5 мм, а общий объем равен 600 см 3. В состав коры головного мозга входит 10 9 – 10 10 нейронов и множество глиальных клеток. В коре выделяют 6 слоев (I–VI), каждый из которых состоит из пирамидных и звездчатых клеток. В I – IV слоях происходит восприятие и обработка поступающих в кору сигналов в виде нервных импульсов. Покидающие кору эфферентные пути формируются преимущественно в V–VI слоях. Структурно-функциональная характеристика коры большого мозга

Затылочная доля получает сенсорные импульсы от глаз, опознает форму, цвет и движение. Лобная доля контролирует мышцы по всему телу. Область моторных ассоциаций лобной доли отвечает за приобретенную двигательную активность. Передний центр зрительного поля контролирует произвольное сканирование глаз. Центр Брока переводит мысли к внешней, а затем и внутренней речи Височная доля распознает основные характеристики звука, его высоту и ритм. Область слуховых ассоциаций («центр Вернике» - височные доли) понимает речь. Вестибулярная область в височной доле воспринимает сигналы от полукружных каналов уха и интерпретирует чувства гравитации, баланса и вибрации. Обонятельный центр отвечает за ощущения, вызываемые запахом. Все эти области непосредственно связаны с центрами памяти в лимбической системе. Теменная доля распознает прикосновение, давление, боль, тепло, холод без зрительных ощущений. В ней же находится вкусовой центр, ответственный за ощущение сладкого, кислого, горького и соленого.

Локализация функций в коре большого мозга Сенсорные зоны коры Центральная борозда отделяет лобную долю от теменной, боковая борозда отделяет височную долю, теменно-затылочная борозда отделяет затылочную долю от теменной. В коре различают чувствительные, двигательные зоны и ассоциативные зоны. Чувствительные зоны отвечают за анализ информации, поступающей от органов чувств: затылочные - за зрение, височные - за слух, обоняние и вкус, теменные - за кожную и суставно-мышечную чувствительность.

Причем в каждое полушарие поступают импульсы от противоположной стороны тела. Двигательные зоны расположены в задних областях лобных долей, отсюда идут команды для сокращения скелетной мускулатуры. Ассоциативные зоны расположены в лобных долях мозга и ответственны за выработку программ поведения и управления деятельностью человека, их масса у человека составляет более 50% от общей массы головного мозга.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, выполняет рефлекторные и проводниковые функции. Рефлекторные функции связаны с регуляцией работы органов дыхания, пищеварения и кровообращения; здесь находятся центры защитных рефлексов - кашля, чихания, рвоты.

Мост связывает кору полушарий со спинным мозгом и мозжечком, выполняет в основном проводниковую функцию. Мозжечок образован двумя полушариями, снаружи покрыт корой из серого вещества, под которой находится белое вещество. В белом веществе есть ядра. Средняя часть - червь соединяет полушария. Отвечает за координацию, равновесие и оказывает влияние на мышечный тонус.

В промежуточном мозге различают три части: таламус, надбугорную область (эпиталамус, в состав которого входит эпифиз) и гипоталамус. В таламусе расположены подкорковые центры всех видов чувствительности, сюда приходит возбуждение от органов чувств. В гипоталамусе содержится высшие центры регуляции автономной нервной системы, он контролирует постоянство внутренней среды организма.

Строение и функции головного мозга Здесь находятся центры аппетита, жажды, сна, терморегуляции, т. е. осуществляется регуляция всех видов обмена веществ. Нейроны гипоталамуса вырабатывают нейрогормоны, осуществляющие регуляцию работы эндокринной системы. В промежуточном мозге находятся и эмоциональные центры: центры удовольствия, страха, агрессии. Входит в состав ствола мозга.

Строение и функции головного мозга В состав переднего мозга входят большие полушария, соединенными мозолистым телом. Поверхность образована корой, площадь которой около 2200 см 2. Многочисленные складки, извилины и борозды значительно увеличивают поверхность коры. Кора человека насчитывает от 14 до 17 млрд. нервных клеток, расположенных в 6 слоев, толщина коры 2 - 4 мм. Скопления нейронов в глубине полушарий образуют подкорковые ядра.

Для человека характерна функциональная асимметрия полушарий, левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, там же находятся речевые центры (центр Брока отвечает за произношение, центр Вернике - за понимание речи), правое полушарие - за образное мышление, музыкальное и художественное творчество.

Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему располагаются вдоль краев больших полушарий, как бы “окаймляют” их. Важнейшие структуры лимбической системы: 1. Гипоталамус 2. Миндалина 3. Орбито-фронтальн ая кора 4. Гиппокамп 5. Мамиллярные тела 6. Обонятельные луковицы и обонятельный бугорок 7. Перегородка 8. Таламус (передняя группа ядер) 9. Поясная извилина (и др.)

Схема расположения лимбической системы и таламуса. 1 — поясная извилина; 2- лобно-височная и подмозолистая кора; 3 — глазничная кора; 4 — первичная обонятельная кора; 5 — миндалевидный комплекс; 6 — гиппокамп (не заштрихован) и гиппокампальная извилина; 7 — таламус и сосцевидные тела (по Д. Плугу) Лимбическая система

Таламус работает как «распределительная станция» для всех поступающих в мозг ощущений, кроме обонятельных. Он также передает двигательные импульсы из коры головного мозга по спинному мозгу на мускулатуру. Кроме того, таламус распознает ощущения боли, температуры, легкого прикосновения и давления, а также участвует в эмоциональных процессах и работе памяти.

Неспецифические ядра таламуса представлены срединным центром, парацентральным ядром, центральным медиальным и латеральным, субмедиальным, вентральным передним, парафасцикулярным комплексами, ретикулярным ядром, перивентрикулярной и центральной серой массой. Нейроны этих ядер образуют свои связи по ретикулярному типу. Их аксоны поднимаются в кору большого мозга и контактируют со всеми ее слоями, образуя не локальные, а диффузные связи. К неспецифическим ядрам поступают связи из РФ ствола мозга, гипоталамуса, лимбической системы, базальных ганглиев, специфических ядер таламуса.

Гипоталамус контролирует работу гипофиза, нормальную температуру тела, потребление пищи, состояние сна и бодрствования. Он также является центром, ответственным за поведение в экстремальных ситуациях, проявления ярости, агрессии, боли и удовольствия.

Миндалина обеспечивает восприятие объектов как имеющих то или иное мотивационно-эмоциональное значение (страшный/опасный, съедобный и т. п.), причем она обеспечивает как врожденные реакции (например, врожденный страх перед змеями), так и приобретенные в ходе собственного опыта индивида.

Миндалевидное тело связано с зонами мозга, ответственными за обработку познавательной и чувственной информации, а также с зонами, имеющими отношение к комбинациям эмоций. Миндалевидное тело координирует реакции страха или беспокойства, вызванные внутренними сигналами.

Гиппокамп использует сенсорную информацию, поступающую из таламуса, и эмоциональную из гипоталамуса для формирования кратковременной памяти. Кратковременная память, активизируя нервные сети гиппокампа, может далее перейти в «долговременное хранилище» и стать долговременной памятью для всего мозга. Гиппокамп является центральной частью лимбической системы.

Височная кора. Участвует в запечатлении и хранении образной информации. Гиппокамп. Выступает первым пунктом конвергенции условных и безусловных стимулов. Гиппокамп участвует в фиксации и извлечении информации из памяти. Ретикулярная формация. Оказывает активирующее влияние на структуры, участвующие в фиксации и воспроизведении следов памяти (энграммы), а также непосредственно включается в процессы формирования энграмм. Таламокортикальная система. Способствует организации кратковременной памяти.

Базальные ганглии управляют нервными импульсами между мозжечком и передней долей мозга и тем самым помогают контролировать движения тела. Они способствуют контролю за тонкой моторикой лицевых мышц и глаз, отражающих эмоциональные состояния. Базальные ганглии связаны с передней долей мозга через черную субстанцию. Они координируют мыслительные процессы, участвующие в планировании порядка и слаженности предстоящих действий во времени.

Орбито-фронтальная кора (расположена на самой нижней передней стороне лобной доли), видимо, обеспечивает самоконтроль над эмоциями и сложные проявления мотиваций и эмоций в психике.

НЕРВНЫЙ КОНТУР ДЕПРЕССИИ: ВЛАСТЕЛИН НАСТРОЕНИЯ Для больных депрессией характерны общая заторможенность, подавленное настроение, замедленные реакции и нарушения запоминания. Создается впечатление, что активность мозга существенно снижена. В то же время такие проявления, как тревожность и нарушения сна, заставляют предположить, что некоторые участки мозга, напротив, гиперактивны. С помощью визуализации структур мозга, наиболее затронутых при депрессии, было обнаружено, что причина такого рассогласования их активности кроется в дисфункции крохотного участка - поля 25. Это поле непосредственно связано с такими отделами, как миндалевидное тело, отвечающее за развитие страха и тревожности, и гипоталамус, запускающий реакции на стресс. В свою очередь, данные отделы обмениваются информацией с гиппокампом (центром формирования памяти) и островковой долей (участвующей в формировании восприятий и эмоций). У лиц с генетическими особенностями, сопровождающимися сниженным переносом серотонина, размеры поля 25 уменьшены, что может сопровождаться повышенным риском депрессии. Таким образом, поле 25 может быть своего рода «главным контроллером» нервного контура депрессии.

Обработка всей эмоциональной и познавательной информации в лимбической системе имеет биохимическую природу: происходит выброс определенных нейротрансмиттеров (от лат. transmuto - передаю; биологические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов). Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются такие нейро-трансмиттеры, как гамма-аминомасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию.

Сроки Развитие ЦНС в преднатальный период онтогенеза Стадия эмбриона 2- 3 недели Формирование невральной пластинки 3- 4 недели Закрытие невральной трубки 4 недели Образование трех мозговых пузырей 5 недели Образование пяти мозговых пузырей 7 недели Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов 2мес. Рост мозговой коры с гладкой поверхностью Стадии плода 2, 5 мес. Утолщение мозговой коры 3 мес. Начало формирования мозолистого тела и роста глии 4 мес. Рост долек и борозд в мозжечке 5 мес. Формирование мозолистого тела, рост первичных борозд и гистологических слоев 6 мес Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формирование межполушарной асимметрии и межполовых различий 7 мес. Появление шести клеточных слоев, борозд, извилин, асимметрии полушарий 8- 9 мес. Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии в строении мозга, особенно в области височных долей

Первый этап (от внутриутробного периода до 2- 3 лет) Закладывается базис (первый функциональный блок мозга) для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий. Первый функциональный блок мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Структуры мозга первого блока находятся в стволовых и подкорковых образованиях, которые одновременно тонизируют кору и испытывают ее регулирующее влияние. Главным мозговым образованием, обеспечивающим тонус, является ретикулярная (сетевидная) формация. Восходящие и нисходящие волокна ретикулярной формации представляют собой саморегулирующееся образование мозга. На этом этапе впервые заявляют о себе глубинные нейробиологические предпосылки формирования будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка.

Еще внутриутробно ребенок сам определяет ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то возможна родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности организма самого ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптироваться к действию сил гравитации и др. Успешность рождения зависит от достаточности церебральных систем мозга. По этим причинам велика вероятность дизонтогенетического развития детей, рожденных при помощи кесарева сечения, недоношенных или переношенных.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8- 1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11- 1/12, у ребенка 5 лет – 1/13- 1/14, у взрослого – 1/40. Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний. В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых. По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов. Желудочки мозга. 1 — левый боковой желудочек с лобным, затылочным и височными рогами; 2 — межжелудочковое отверстие; 3 — третий желудочек; 4 — сильвиев водопровод; 5 — четвертый желудочек, боковой карман

Второй этап (от 3 до 7- 8 лет). Характеризуется активизацией межгиппокампальных комиссуральных (комиссуры - нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) систем. Эта зона мозга обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания. На этом отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии, формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха), функциональной активности. Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.

Второй функциональный блок принимает, перерабатывает и хранит информацию. Он расположен в наружных отделах новой коры мозга и занимает ее задние отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Эти зоны мозга принимают зрительную, слуховую, вестибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции.

Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Например, известно, что фонематический слух (смыслоразличение звуков речи) является функцией левого полушария. Но, прежде чем стать звеном звукоразличения, он должен сформироваться и автоматизироваться как тональное звукоразли-чение в правом полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающим миром. Дефицит или несформированность этого звена в онтогенезе фонематического слуха могут привести к задержкам речевого развития.

Развитие лимбической системы позволяет ребенку устанавливать социальные связи. В возрасте от 15 месяцев до 4 лет в гипоталамусе и миндалевидном теле генерируются примитивные эмоции: ярость, страх, агрессия. По мере развития нервных сетей образуются связи с кортикальными (корковыми) отделами височных долей, ответственными за мышление, появляются более сложные эмоции с социальным компонентом: злость, печаль, радость, огорчение. При дальнейшем развитии нервных сетей формируются связи с передними отделами мозга и развиваются такие тонкие чувства, как любовь, альтруизм, сопереживание, счастье.

Третий этап (от 7 до 12- 15 лет) Происходит становление межполушарного взаимодействия. После созревания гипоталамо-диэнцефальных структур мозга (стволовой отдел) начинается созревание правого полушария, а затем левого. Созревание мозолистого тела, как уже отмечалось, завершается только к 12- 15 годам. Созревание мозга в норме происходит снизу вверх, от правого полушария к левому, от задних отделов мозга - к передним. Интенсивный рост лобной доли начинается не ранее 8 лет и заканчивается к 12- 15 годам. В онтогенезе лобная доля закладывается первой, а заканчивает свое развитие последней. Развитие центра Брока в лобной доле делает возможным обработку информации за счет внутренней речи, что значительно быстрее, чем при вербализации.

Специализация больших полушарий у каждого ребенка происходит с разной скоростью. В среднем образное полушарие испытывает скачок роста дендритов в 4- 7 лет, логическое полушарие - в 9- 12 лет. Чем более активно используются оба полушария и все доли мозга, тем больше дендритных связей формируется в мозолистом теле и миелинизируется. Полностью сформированное мозолистое тело передает 4 млрд сигналов в секунду через 200 млн нервных волокон, большей частью миелинизированных и соединяющих два полушария. Интеграция и быстрый доступ информации стимулируют развитие операционного мышления и формальной логики. У девочек и женщин в мозолистом теле нервных волокон больше, чем у мальчиков и мужчин, что обеспечивает у них более высокие компенсаторные механизмы.

Миелинизация в разных зонах коры также протекает неравномерно: в первичных полях заканчивается в первом полугодии жизни, во вторичных и третичных полях продолжается до 10- 12 лет. Классические исследования Флексинга показали, что миелинизация двигательных и чувствительных корешков зрительного тракта завершается в первый год после рождения, ретикулярной формации - в 18 лет, ассоциативных путей - в 25 лет. Это значит, что в первую очередь формируются те нервные пути, которые играют наиболее важную роль на ранних этапах онтогенеза. Процесс миелинизации тесно коррелирует с ростом когнитивных и двигательных способностей в дошкольные годы.

К моменту прихода ребенка в школу (в 7 лет) у него развито правое полушарие, а левое актуализируется только к 9 годам. В связи с этим обучение младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом - через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения. К сожалению, в школе принято сидеть смирно, не двигаться, буквы и числа учить линейно, читать и писать на плоскости, т. е. левополушарным способом. Именно поэтому обучение очень скоро превращается в натаскивание и дрессировку ребенка, что неизбежно приводит к снижению мотивации, стрессам и неврозам. В 7 лет у ребенка хорошо развита только «внешняя» речь, поэтому он мыслит в буквальном смысле вслух. Читать и мыслить ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет развита «внутренняя» речь. Перевод мыслей в письменную речь - это еще более сложный процесс, когда задействуются многие зоны неокортекса: чувствительная, основная слуховая, центр слуховых ассоциаций, основная зрительная, моторная зона речи и познавательный центр. Интегрированные схемы мышления передаются в область вокализации и базальный ганглий лимбической системы, что делает возможным построение слов в устной и письменной речи.

Возраст Этапы развития области головного мозга Функции От зачатия до 15 мес Стволовые структуры Основные потребности выживания - питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения 15 мес - 4, 5 г Лимбичсская система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками 4, 5-7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления 7- 9 лет Левое (логическое) полу шарие Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук 8 лет Лобная доля Совершенствование нав ы-ков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и коо р-динация движений глаз: слежение и фокусирование 9- 12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации всем мозгом 12- 16 лет Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов 16- 21 год Целостная система интеллекта и тела Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей 21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков

К черепным нервам относятся: 1. Обонятельные нервы (I) 2. Зрительный нерв (II) 3. Глазодвигательный нерв (III) 4. Блоковый нерв (IV) 5. Тройничный нерв (V) 6. Отводящий нерв (VI) 7. Лицевой нерв (VII) 8. Преддверно-улитковый нерв (VIII) 9. Языкоглоточный нерв (IX) 10. Блуждающий нерв (X) 11. Добавочный нерв (XI) 12. Подъязычный нерв (XII) Каждый черепной нерв направляется к определенному отверстию основания черепа, через которое и покидает его полость.

Спинной мозг (вид с дорсальной стороны): 1 - спинномозговой узел; 2 - сегменты и спинномозговые нервы шейного отдела спинного мозга; 3 - шейное утолщение; 4 - сегменты и спинномозговые нервы грудного отдела спинного мозга; 5 - поясничное утолщение; 6 - сегменты и спинномозговые нервы поясничного отдела; 7 - сегменты и спинномозговые нервы крестцового отдела; 8 - концевая нить; 9 - копчиковый нерв Шейное утолщение соответствует выходу спинномозговых нервов, направляющихся к верхним конечностям, поясничное утолщение соответствует выходу нервов, следующих к нижним конечностям.

В спинном мозге насчитывается 31 сегмент, каждый соответствует одному из позвонков. В шейном отделе - 8 сегментов, в грудном - 12, в поясничном и крестцовом - по 5, в копчиковом - 1 Участок мозга с двумя парами отходящих от него корешков называется сегментом.

Оболочки спинного мозга (шейный отдел): 1 - спинной мозг, покрытый мягкой оболочкой; 2 - паутинная оболочка; 3 - твердая мозговая оболочка; 4 - венозные сплетения; 5 - позвоночная артерия; 6 - шейный позвонок; 7 - передний корешок; 8 - смешанный спинномозговой нерв; 9 - спинномозговой узел; 10 - задний корешок Мягкая, или сосудистая, оболочка содержит разветвления кровеносных сосудов, которые затем внедряются в спинной мозг. Она имеет два слоя: внутренний, сросшийся со спинным мозгом, и наружный. Паутинная оболочка является тонкой соединительнотканной пластинкой). Между паутинной и мягкой оболочками находится подпаутинное (лимфатическое) пространств о, заполненное цереброспинальной жидкостью. Т вердая оболочка - это длинный просторный мешок, охватывающий спинной мозг

Твердая оболочка связана с паутинной в области межпозвоночных отверстий на спинномозговых узлах, а также у мест прикрепления зубчатой связки. Зубчатая связка, а также содержимое эпидурального, субдурального и лимфатического пространств предохраняют спинной мозг от повреждений. По поверхности спинного мозга проходят продольные борозды. Эти две борозды делят спинной мозг на правую и левую половины. По бокам от спинного мозга отходят два ряда передних и задних корешков. Оболочки спинного мозга на поперечном разрезе: 1 - зубчатая связка; 2 - паутинная оболочка; 3 - задняя подпаутинная перегородка; 4 - подпаутинное пространство между паутинной и мягкой оболочками; 5 - позвонок в распиле; 6 - надкостница; 7 - твердая мозговая оболочка; 8 - субдуральное пространство; 9 - эпидуральное пространство

На поперечном срезе спинного мозга видно серое вещество, которое лежит внутрь от белого вещества и напоминает очертания буквы H или бабочку с расправленными крыльями. Серое вещество проходит по всей длине спинного мозга вокруг центрального канала. Белое вещество составляет проводниковый аппарат спинного мозга. Белое вещество осуществляет связь спинного мозга с вышележащими отделами ЦНС. Белое вещество залегает на периферии спинного мозга. Схема поперечного среза спинного мозга: 1 - овальный пучок заднего канатика; 2 - задний корешок; 3 - субстанция Роланда; 4 - задний рог; 5 - передний рог; 6 - передний корешок; 7 - тектоспинальный путь; 8 - вентральный кортикоспинальный путь; 9 - вентральный вестибулоспинальный путь; 10 - оливоспинальный путь; 11 - вентральный спиномозжечковый путь; 12 - латеральный вестибулоспинальный тракт; 13 - спиноталамический тракт и тектоспинальный тракт; 14 - руброспинальный тракт; 15 - латеральный кортикоспинальный путь; 16 - дорсальный спиномозжечковый путь; 17 - путь Бурдаха; 18 - путь Голля

Спинномозговые нервы представляют собой парные (31 пара), метамерно расположенные нервные стволы: 1. Шейные нервы (CI-CVII), 8 пар 2. Грудные нервы (Th. I-Th. XII), 12 пар 3. Поясничные нервы (LI-LV), 5 пар 4. Крестцовые нервы (SI-Sv), 5 пар 5. Копчиковый нерв (Co. I- Со II), 1 пара, реже две. Спинномозговой нерв является смешанным и образуется путем слияния принадлежащих ему двух корешков:) заднего корешка (чувствительного), и переднего корешка (двигательного).

Основные функции спинного мозга Первая функция - рефлекторная. Спинной мозг осуществляет двигательные рефлексы скелетной мускулатуры самостоятельно. Примерами некоторых двигательных рефлексов спинного мозга являются: 1) локтевой рефлекс - постукивание по сухожилию двуглавой мышцы плеча вызывает сгибание в локтевом суставе благодаря нервным импульсам, которые передаются через 5- 6 шейные сегменты; 2) коленный рефлекс - постукивание по сухожилию четырехглавой мышцы бедра вызывает разгибание в коленном суставе благодаря нервным импульсам, которые передаются через 2- 4-й поясничные сегменты. Спинной мозг участвует во многих сложных координированных движениях- ходьбе, беге, трудовой и спортивной деятельности и др. Спинной мозг осуществляет вегетативные рефлексы изменения функций внутренних органов - сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной и других систем. Благодаря рефлексам с проприорецепторов в спинном мозге производится координация двигательных и вегетативных рефлексов. Через спинной мозг осуществляются также рефлексы с внутренних органов на скелетные мышцы, с внутренних органов на рецепторы и другие органы кожи, с внутреннего органа на другой внутренний орган.

Вторая функция: проводниковая осуществляется за счет восходящих и нисходящих путей белого вещества. По восходящим путям возбуждение от мышц и внутренних органов передается в головной мозг, по нисходящим - от головного мозга к органам.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни. Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга. Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3– 5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7- 10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху.

Строение вегетативной нервной системы Часть периферической нервной системы участвует в проведении чувствительных импульсов и направляет команды к скелетным мышцам — соматическая нервная система. Другая группа нейронов контролирует деятельность внутренних органов — вегетативная нервная система. Вегетативная рефлекторная дуга состоит из трех звеньев - чувствительного, центрального и исполнительного.

Строение вегетативной нервной системы Вегетативная нервная система подразделяется на симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы. Центральную часть образуют тела нейронов, лежащих в спинном и головном мозге. Эти скопления нервных клеток получили название вегетативных ядер (симпатических и парасимпатических).

«Науки изучающие человека» - Многоклеточные животные. Класс. Вид. Психология - психические процессы и особенности поведения человека. Приматы. Тип. Царство. Черепные, или Позвоночные. Тема урока: Науки, изучающие организм человека. Науки, изучающие организм человека: (название – что изучает). Место человека в систематике живого мира.

«Влияние на организм человека» - Жировое перерождение сердца Расширение кровеносных сосудов Усиление теплоотдачи организмом. Задачи урока: Участок головного мозга, отвечающий за получение человеком удовольствия. Итоги урока. Эффект дополнительного стимулирования центра удовольствия. Урок биологии: Влияние асоциальных факторов на экосистему человека Учитель: Бутенко Ж. А.

«Чтобы зуб не болел» - Апельсиновый сок портит эмаль зубов. Чёрная птица. с. Ольшанец 2012 год. Чтобы зубы не болели. Щетина обычной зубной щётки может захватить 3-4 зуба. Строение зуба. Теперь приступите к чистке внешней (щёчной) поверхности зубов. Люди, забывающие чистить зубы два раза в день, подвергают себя риску. Большие коренные зубы в задней части рта перемалывают пищу.

«Пропорции человека» - Повышен риск артериальной гипотонии. Мезоморфный тип. Мезоморфный Брахиморфный Долихоморфный. Данные возрастных изменений пропорций тела у мальчиков: Долихоморфный тип. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. КМ - средняя линия. Пропорции тела. Возрастные изменения пропорций тела.

«Органы организма» - 3 класс "Мы и наше здоровье. Печень. 6. Как называется невидимое царство живой природы? 1. Как называется всё, что нас окружает, но не сделано человеком? У земноводных пульс реже. Организм человека". Проверим? 4. Что изучает зоология? Лёгкие. 7. Какой вид растений никогда не цветёт? 9. Особая чувствительность человеческого организма к некоторым продуктам?

«Печень» - G. Yeoh. Сегментарное строение печени. Желчь, вырабатываемая печенью. Печень участвует в регуляции уровня глюкозы (сахара) в крови. Гепатогенез. Сигналы, индуцирующие формирование печени (гепатогенез)(Zaret, 2004). Воротная вена обеспечивает 75-80%, а печеночная артерия 20-25% общего кровоснабжения печени.

Всего в теме 13 презентаций

краткое содержание других презентаций

«Периферический отдел нервной системы» - Вегетативные рефлексы. Симпатическая иннервация. Вегетативный отдел нервной системы. Метасимпатическая нервная система. Висцеральные афференты. Принцип деятельности вегетативного отдела. Симпатический отдел нервной системы. Роль парасимпатической иннервации. Физиология и этология животных. Периферический соматический отдел нервной системы. Особенности. Влияния вегетативной иннервации. Парасимпатическая иннервация.

«Автономная вегетативная нервная система» - Возбуждение симпатической системы. Отросток первой клетки (преганглионарный) оканчивается в нервном узле. Эффекты парасимпатической системы. Постганглионарные нейроны. Функции, не нужные для преодоления внезапной нагрузки. Вегетативные нервные узлы располагаются за пределами ЦНС. За что отвечает соматическая часть нервной системы. Центральная и периферическая части. Симпатическая НС. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы.

«Биология «Нервная система»» - Крупный нейрон. Двигательные нервные окончания. Тельце Фатера. Нейрон состоит из тела (сомы) и отростков. Механорецепторы. Тельца Руффини. Структурные элементы нервной системы. Общие принципы организации нервной системы. Цель работы. Тактильные рецепторы. Особенности организации нервных окончаний. Нервные окончания. Нервная система. Концевые колбы Краузе. Синаптические нервные окончания. Эпидермис.

«Центральная нервная система» - Кора больших полушарий головного мозга. Рефлексы, осуществляемые с участием центров спинного мозга. Тонические рефлексы. Средний мозг. Продолговатый мозг и варолиев мост. Чувствительные нейроны располагаются в 3 и 4 слоях коры. Физиологическая роль центральной нервной системы. Стато-кинетические рефлексы. Центральная нервная система (ЦНС) – это головной и спинной мозг. У животных исследуется ряд рефлексов.

«Особенности высшей нервной деятельности человека» - Собака ест из миски. Функции мозга. Виды торможения психической деятельности. Высшие отделы нервной системы. Особенности высшей нервной деятельности человека. Условия выработки условных рефлексов. Выработка условного рефлекса. Инсайт. Основные характеристики условного рефлекса. Собака начинает есть. Фистула для сбора слюны. Классификация условных рефлексов. Выделяется слюна. Условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности.

«Вегетативный отдел нервной системы» - Мезенцефальный отдел. Парасимпатотонические кризы. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Сакральный отдел. Рефлекторный нервный путь слюноотделения. Вегетативная нервная система. Бульбарный отдел. Фармакологические пробы. Дермографизм. Ортоклиностатический рефлекс. Функции внутренних органов. Пиломоторный рефлекс. Проба с пилокарпином. Болезнь Рейно. Симпатотонические кризы. Слюноотделение.

Слайд 2

Возрастные изменения

Возрастные изменения нервной системы определяют важнейшие проявления старения целостного организма человека (сдвиги в психических и поведенческих реакциях), снижение умственной и мышечной работоспособности, репродуктивной способности, адаптации к среде и др.

Слайд 3

При старении наблюдается снижение веса мозга, истончение извилин, расширение и углубление борозд, расширение желудочково-цистернальной системы. Происходит уменьшение количества нейронов и замещение их глиальными элементами; в отдельных участках коры головного мозга потеря нейронов может достигать 25-45% (по отношению к их числу у новорожденных). В спинномозговых узлах людей 70-79-летнего возраста количество нервных клеток на 30,4% меньше, чем у 40-49-летних.

Слайд 4

Рассеянность

В процессе старения изменяется интегративная деятельность нервной системы: медленнее образуются условные рефлексы, снижается подвижность и сила основных нервных процессов, ухудшаются процессы сосредоточения и концентрации внимания, память.

Слайд 5

Лабильность

Существенные возрастные сдвиги возникают в вегетативных ганглиях. В частности, изменения восприятия, переработки и передачи информации в нервных клетках связаны со снижением их лабильности.

Слайд 6

Ритмы

Для пожилых людей характерно замедление альфа-ритма, но усиление медленных колебаний (тета- и дельта-волны), снижение возможности усвоения навязанных ритмов.

Слайд 7

Нарушения ходьбы

Постепенно длина шагов сокращается, походка становится замедленной, человек начинает сутулиться. Все Движения становятся менее плавными. Человеку сложно снимать брюки, стоя попеременно на одной и другой ноге. Изменяется почерк, все движения рук и кистей теряют ловкость. Несомненно, этот комплекс двигательных нарушений связан с утратой нейронов в спинном мозге, мозжечке и головном мозге, а также с потерей мышечной массы.

Слайд 8

Падения

Падения представляют собой существенную угрозу для жизни у пожилых лиц без явной неврологической симптоматики. В среднем 30 % таких лиц, живущих в своем доме, падают один или несколько раз в год. Падения обусловлены многими причинами, некоторые из которых упомянуты только что, при изложении нарушений походки. Важным провоцирующим фактором является возрастное снижение зрения и вестибулярной функции.

Слайд 9

Состояние анализаторов

Наряду с психологическими изменениями с возрастом меняется и функционирования органов чувств У пожилых людей с годами уменьшается аккомодационная способность, часто развивается старческая дальнозоркость, поле зрения сужается, острота слуха снижается, что может привести к развитию легкой формы тугоухости. Восновном эти изменения не достигают резких проявлений.

Слайд 10

Болезни

Отдельно стоит упомянуть о такой патологии головного мозга как болезнь Паркинсона. В ее основе лежит нарушение подкорковых структур, которое заключается в недостатке некоторых химических веществ, что и приводит к нарушению связей между ними. Основным проявлением данной болезни, является часто повторяющиеся движения тела (или отдельного участка), которые происходят без воли больного. Все начинает с небольших подергиваний определенных групп мышц, что очень осложняет совершение некоторых действий. Например, нарушается письмо, начинают выпадать предметы из рук, человек испытывает затруднения при одевании.

Слайд 11

Старческая деменция – одна из самых страшных патологий человеческого мозга. Одной из причин деменции служит так называемая болезнь Альцгеймера. После прохождения человеком отметки 60 лет риск появления этой болезни возрастает с каждым последующим годом его жизни. В первую очередь, старческая деменция вызвана снижением количества нейротрансмиттеров. Снижение уровня их содержания в организме нарушает деятельность многих отделов головного мозга, в том числе и отвечающих за память, обучение и иные когнитивные функции. Таким образом проявляются внешние симптомы болезни Альцгеймера.

Посмотреть все слайды

Поделиться