Нарушения памяти. Нарушение памяти Симптомы качественных расстройств памяти

Памятью называют психический процесс запоминания, а также сохранение и способность к последующему воспроизведению прошлого жизненного опыта. Память является важнейшим инструментом адаптации. Она позволяет человеку длительное время, иногда долгие годы удерживать мысли, прошедшие ощущения, сделанные выводы, полученные навыки. Память является основным механизмом работы интеллекта и его опорой.

Расстройства памяти чаще всего возникают при наличии органических патологий и носят стойкий, порой необратимый характер. Патологии могут быть симптоматическими, сопровождающие другие сферы психики. Временное расстройство памяти чаще всего встречаются при нарушениях сознания.

Основные классификации расстройств, нарушений памяти

Обычно их разделяют на количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии). К первой группе относят гипермнезию, гипомнезию, различные виды амнезии. То есть расстройства памяти это не только как воспринимается обществом в быту. Во вторую группу входят псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии. Остановимся на этой классификации подробнее:

Дисмнезии:

Гипермнезия

Для нее характерна непроизвольная, беспорядочная актуализация прошлого опыта. При этом прошлые воспоминания всплывают в мельчайших подробностях, мешая в усвоении повседневной информации. Больной отвлекается от новых впечатлений, у него ухудшается продуктивность мышления.

Гипомнезия

Состояние характеризуется значительным ослаблением памяти, причем страдают все составные части. Больной с трудом запоминает имена, даты. Человек забывает и не может вспомнить основные детали прошедших событий. Страдающие гипомнезией люди не могут воспроизводить информацию из недавнего прошлого. Они стараются записывать простые данные, которые раньше могли запомнить и вспомнить без труда. Причиной такой патологии чаще всего является сосудистые заболевания мозга, например, атеросклероз.

Формы амнезии

Под амнезией понимают собирательный термин, обозначающий целую группу расстройств памяти с выпадением некоторых её участков.

Ретроградная амнезия

Означает расстройство, развивающееся до появления основного заболевания. Часто встречаются при острых сосудистых заболеваниях мозга. Характеризуется выпадением воспоминаний того промежутка времени, который непосредственно предшествует развитию заболевания.

Конградная амнезия

При ней память утрачивается практически полностью на весь период болезни. она является не столько последствием определенных расстройств памяти, сколько считается невозможностью воспринимать какую-либо информацию. такое расстройство наблюдается у больных в состоянии комы.

Антероградная амнезия

Развивается на фоне событий, которые происходили после острого периода проявлений заболевания. При этом, человек вполне доступен контактам, может вполне адекватно отвечать на вопросы. Однако спустя какой-то промежуток времени, он уже не может вспомнить событий, произошедших накануне.

Фиксационная амнезия

Для этого расстройства характерно резкое снижение или полная утрата способности сохранять в памяти полученные сведения. Такие люди плохо запоминают совсем недавно произошедшие события, какие-то слова. Но они хорошо помнят произошедшее до основного заболевания, а также у них хорошо сохраняются профессиональные навыки.

Прогрессирующая амнезия

Это расстройство чаще всего наблюдается при прогрессирующем органическом поражении мозга. Характеризуется последовательным выпадением всё более глубоких слоёв памяти. При этом сначала возникает гипомнезия, затем наблюдается амнезия на недавние события, после чего человек начинает забывать и давно произошедшие события. Последними стираются из памяти организованные знания, эмоциональные впечатления, а также простейшие автоматические навыки.

Парамнезии

К этим расстройствам памяти относят искажения или извращения содержания прошлых воспоминаний.

Псевдореминесценции

Характеризуются замещением утраченных воспоминаний другими, когда события происходили в действительности, однако они были в другом временном промежутке.

Конфабуляции

Наблюдаются, когда провалы в памяти замещаются вымышленными событиями. Они являются свидетельством того, что человек теряет способность критически осмысливать ситуацию, оценивать ее. Такие больные забывают, что событий, которые всплывают в их памяти, никогда не было, они никогда не происходили. Больные искренне уверены, что такие фантастические события точно имели место.

Криптомнезии

Патологическое расстройство памяти, при котором выпадающие званья воспоминаний замещаются вымышленными событиями, когда-то прочитанными, слышанными, виденными во сне. В связи с этим криптомнезия не столько потеря собственно информации, сколько утрата способности определить её источник. В этом состоянии больные могут искренне присваивать себе создание каких-либо произведений искусства, научных открытий.

Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика)

Характеризуется ощущением того, что происходящие в настоящий момент события уже происходили в прошлом. Такие состояния часто сопровождают органические заболевания мозга, особенно при поражении теменно-височной области.

Для лечения расстройств используются препараты, которые улучшают микроциркуляцию головного мозга, восстанавливают метаболизм мозговых клеток, стимулируют активное запоминание.

Светлана, www.сайт

Расстройсва памяти - снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти, такие как запоминание, удержание, воспроизведение.

Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое - снижение, второе - выпадение памяти, третье - ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия - повышенная способность к запоминанию.

Гипомнезия - ослабление памяти. Может быть врожденной, а в ряде случаев сопровождает различные аномалии психического развития. Встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний. При выздоровлении память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях в мозговой паренхиме резко ухудшается запоминание и сохранение текущего материала. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохраняются.

Амнезия - отсутствие памяти. Выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени, наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др.

Различают :

  • ретроградную амнезию - когда утрачивается память на события, предшествующие заболеванию, травме и др.;
  • антероградную - когда забывается то, что было после заболевания.

Один из основоположников отечественной психиатрии С.С. Корсаков описал синдром, возникающий при хроническом алкоголизме и названный в его честь корсаковским психозом. Описанный им симптомокомплекс, встречающийся при других заболеваниях, называют корсаковским синдромом.

Корсаковский синдром . При данном нарушении памяти ухудшается запоминание текущих событий. Больной не помнит, кто с ним сегодня беседовал, посещали ли его родные, что он ел за завтраком, не знает имен медицинских работников, постоянно его обслуживающих. Больные не помнят событий недавнего прошлого, неточно воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.

К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии - конфабуляции и псевдореминисценции.

Конфабуляция . Заполнение пробелов памяти событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим психозом, с поражением лобных долей головного мозга.

Псевдореминисценции - искаженные воспоминания. Отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, причем как о настоящем, больные рассказывают о событиях, которые были, возможно, в далеком прошлом, возможно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни больных. Эти болезненные нарушения нередко наблюдаются у больных со старческими психозами.

Гипермнезия - усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. Кроме того, может наблюдаться у больных в состоянии маниакального возбуждения при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.

Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезиями, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности надо поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больного с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что его высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушится.

Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.

Нарушение памяти в психологии

Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций. Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память. Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.

Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:

  • гипомнезия – снижение или ослабление;
  • парамнезия – ошибки в памяти;
  • – выпадение событий (до или после).

Причины расстройства памяти

Почему наблюдаются расстройства памяти? На это есть множество причин как психологического, так и патологического характера, травматическое воздействие на человека. Нарушение памяти – психологические причины:

  • психоэмоциональное перенапряжение;
  • переутомление в следствие умственной или тяжелой физической работы;
  • произошедшая когда-то психотравма, вызвавшая защитную реакцию – вытеснение;

Расстройства функций памяти – причины органического характера:

  • длительное токсическое воздействие на мозг алкоголя, наркотических веществ;
  • неблагоприятная экология;
  • различные нарушения кровообращения (инсульт, атеросклероз, гипертензия);
  • онкология мозга;
  • вирусные инфекции;
  • болезнь Альцгеймера;
  • врожденные психические недуги и генетические мутации.

Внешние воздействия:

  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые роды с наложением щипцов на головку ребенка.

Виды нарушения памяти

Многие люди знакомы с понятием амнезия, ведь само слово очень часто фигурирует в разных фильмах или сериалах, где один из героев теряет память или притворяется, что ничего не помнит, а между тем, амнезия – это лишь один из видов нарушения памяти. Все виды расстройств памяти принято делить на две большие группы:

  1. Количественные – гипермнезия, амнезия, гипомнезия.
  2. Качественные – конфабуляция, контаминация, криптомнезия, псевдореминисценция.

Когнитивное расстройство памяти

Память относится к когнитивным функциям мозга человека. Любые нарушения расстройства памяти будут являться когнитивными и накладывающими отпечаток на все мыслительные процессы человека Когнитивные расстройства памяти принято делить на 3 вида:

  • легкие – поддаются медикаментозной коррекции;
  • средние – возникают раньше, чем в пожилом возрасте, но не критичны, часто связаны с другими заболеваниями;
  • тяжелые – эти расстройства, возникают при общем поражении мозга, например в результате прогрессирующей деменции.

Количественные расстройства памяти

Нарушение работы памяти – дисмнезии (количественные расстройства) психиатрами подразделяются на несколько видов. Самую многочисленную группу составляют разного рода амнезии, при которых происходит потеря памяти на определенный временной промежуток. Виды амнезий:

  • ретроградная – возникает на предшествующие травматической, болезненной ситуации события (например, период до наступления эпилептического припадка);
  • антероградная (височная) – происходит выпадение событий уже после случившейся травматической ситуации больной не помнит период, как он попал в больницу;
  • фиксационная – нарушение памяти, при котором не запоминаются текущие впечатления, человек в этот момент может быть полностью дезориентирован в пространстве и спустя несколько секунд все действия в текущем моменте забываются больным навсегда;
  • конградная – выпадение из памяти состояния во время делирия, онейроида, амнезия в этом случае может быть тотальной или фрагментарной;
  • эпизодическая - бывает и у здоровых людей при утомлении, например у водителей, длительно находящихся в дороге, при воспоминании они могут ярко могут помнить начало и конец пути, забывая, что происходило в промежутках;
  • детская – невозможность вспомнить события, происходящие до 3 – 4-летнего возраста (нормальное явление);
  • интоксикационная – при алкогольном и наркотическом опьянении;
  • истерическая (кататимная) – выключение из памяти психотравмирующих событий;
  • аффективная – выпадение событий, происходящих во время аффекта.

К количественным нарушениям памяти относятся и следующие расстройства:

  • гипомнезия («прорешливая память») – больной помнит только важные события, у здоровых людей это может выражаться в слабости памяти на даты, имена, термины;
  • гипермнезия – повышенная способность помнить события прошлого, неактуальные на данный момент.

Нарушение кратковременной памяти

Расстройства кратковременной памяти психиатрия связывает со многими факторами и причинами, чаще с сопутствующими заболеваниями и стрессогенными факторами. Кратковременная или первичная, активная память – важный компонент памяти вообще, ее объем составляет 7±2 единицы, и удерживание поступающей информации равно 20 секундам, если нет повторения след информации спустя 30 секунд становится очень хрупким. Кратковременная память очень уязвима, и при амнезии происходит выпадение из памяти событий, которые случились от 15 секунд до 15 минут назад.

Нарушение памяти и речи

Слухоречевая память основана на запечатлеваемых слуховым анализатором образов и запоминанием разных звуков: музыки, шумов, речи другого человека, выраженные Расстройства памяти и речи характерны для умственно-отсталых детей и вследствие поражения при травме или инсульте левой височной доли головного мозга, что приводит к синдрому акустико-мнестической афазии. Устная речь больным плохо воспринимается и из 4 произнесенных вслух слов воспроизводит лишь первое и последнее (эффект края).

Нарушения мышления и памяти

Все когнитивные функции головного мозга взаимосвязана, и если происходит нарушение одной функции, со временем, по цепочке начинают страдать и другие. Расстройства памяти и интеллекта наблюдается при болезни Альцгеймера, сенильной деменции. Если рассматривать, как происходит нарушение можно в пример привести, что человек в уме совершает множество операций, которые с помощью кратковременной и долговременной памяти в виде опыта сохраняются. При нарушениях памяти происходит утрата этого синтезированного памятью и мышлением опыта.


Расстройство памяти и внимания

Все расстройства внимания и памяти негативным образом сказываются на запоминании событий, ситуаций и информации. Типы нарушения памяти и внимания:

  • функциональные – возникают при невозможности сосредоточиться вниманием на определенном действии, что проявляется ухудшением запоминания, характерно при СДВГ у детей, стрессах;
  • органические - при олигофрении, синдроме Дауна, развитии деменции у пожилых людей.

Расстройства памяти при поражениях мозга

При поражении разных отделов головного мозга расстройства памяти имеют разное клиническое проявление:

  • поражение гиппокампа и «круга Пейпеца» - возникает грубая амнезия на текущие повседневные события, дезориентация в пространстве и времени, больные жалуются на то, что все выпадает из памяти, и они вынуждены все записывать, чтобы помнить;
  • поражение медиальных и базальных отделов лобных долей – характеризуется конфабуляциями и ошибками памяти, больные некритичны к своей амнезии;
  • локальные поражения конвекситальных отделов – нарушение мнестической функции в какой-либо определенной сфере;
  • нарушение памяти после инсульта может быть вербальным (больной не может вспомнить названия предметов, имена близких людей), визуальным – отсутствует память на лица и формы.

Нарушение памяти у ребенка

В основном, нарушения развития памяти у детей связывают с астеническим синдромом, который в совокупности представляет собой высокое психоэмоциональное напряжение, тревожность и депрессию. Неблагоприятный психологический климат, ранняя депривация, гиповитаминоз тоже являются провоцирующими амнезию у детей. Часто, у детей проявляется гипомнезия, выраженная в плохом усвоении учебного материала или другой информации, при этом наряду с нарушениями памяти страдают все когнитивные функции.


Расстройство памяти у пожилых людей

Сенильная деменция или старческое расстройство памяти, в народе именуемое старческим маразмом одно из часто встречающихся нарушений памяти у лиц пожилого возраста. Деменцией сопровождаются и такие недуги, как: болезнь Альцгеймера, Паркинсона и Пика. Кроме амнезии наблюдается угасание всех мыслительных процессов, наступает слабоумие с деградацией личности. Неблагоприятными факторами в развитии деменции являются сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз.

Симптомы нарушения памяти

Симптоматика нарушений разнообразна и зависит от того, в каких формах проявляются расстройства памяти, в основном, симптомы могут быть следующими:

  • утрата сведений, навыков, как обычных (чистка зубов), так и связанных с профессией;
  • дезориентация во времени и пространстве;
  • устойчивые пробелы на произошедшие «до» и «после» события;
  • палимпсест – выпадение отдельных событий при алкогольном опьянении;
  • конфабуляции – замещение пробелов памяти информацией фантастического характера, в которую больной верит.

Диагностика нарушений памяти

Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:

  • анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • компьютерная томография (КТ);
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:

  1. Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
  2. Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.

– это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

МКБ-10

R41.1 R41.2 R41.3

Общие сведения

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

Причины

Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром , вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

  • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
  • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
  • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
  • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов , инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
  • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ . Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона , хорея Гентингтона и пр.).
  • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях , шизофрении . Эпилепсия , являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
  • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении .

Патогенез

Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

Классификация

С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

  • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
  • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
  • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

Симптомы расстройств памяти

Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции , криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

Осложнения

Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

Диагностика

Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга , ЭЭГ , дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна . Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:

  • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
  • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
  • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
  • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

Лечение расстройств памяти

Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

  • Медикаментозную терапию. Для используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
  • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
  • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

Прогноз и профилактика

Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

Память – воспроизведение прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно применять ее на практике.

Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память придает устойчивость жизненному опыту. Память является важнейшей структурой, обеспечивающих формирование индивидуальности.

В настоящее время в науке нет единой и завершенной теории памяти. К двум известным ранее - психологической и физиологической - добавилась биохимическая. Психологическое учение о памяти «старше» физиологического и биохимического.

Одной из первых психологических теорий, которая возникла в XVII веке, была ассоциативная. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями внешнего мира. Память в русле данной теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности, сходству и контрасту.

Сущность теории сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех элементов. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти.

Но со временем возник ряд проблем, одной из которых стала проблема объяснения избирательности памяти, которая не могла быть понята исходя из ассоциативной теории памяти.

Расстройства памяти

Расстройства памяти очень разнообразны. Причины тех или иных расстройств памяти выявлены благодаря многочисленным клиническим наблюдениям больных с различными повреждениями мозга и глубокому анализу особенностей нарушения памяти у них. Оценку памяти больных проводят с помощью различных психофизиологических тестов. В последующих работах отечественных и зарубежных клиницистов был систематизирован большой материал клинико-психологических исследований, позволяющий сделать определенные заключения о причинах некоторых форм расстройств памяти. На основании изучения особенностей расстройств памяти больных с разными повреждениями мозга различают амнезии частные и общие.

Амнезия

Одним из самых частых расстройств памяти является амнезия - частичная или полная ее потеря. Пробелы памяти могут быть на определенные отрезки времени, на отдельные события. Такая частичная амнезия наиболее ярко выражена у человека, потерявшего сознание (например, при эпилептическом припадке), а также при сопоре, коме.

Прогрессирующая амнезия

У больных с тяжело протекающим церебральным атеросклерозом, органическим поражением центральной нервной системы может наблюдаться постепенно нарастающая потеря памяти. Это так называемая прогрессирующая амнезия. При ней из памяти в первую очередь исчезают текущие события; давно прошедшие явления относительно сохраняются (закон Ribot), что характерно прежде всего для пожилых людей. При травматическом поражении головного мозга или другой церебральной патологии органического генеза из памяти часто выпадают события, предшествующие заболеванию. Это характерный признак ретроградной амнезии.

Антероградная амнезия

Отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно за началом заболевания, например, за черепно-мозговой травмой, носит название антероградной амнезии. В клинике психиатрии нередко наблюдают фиксационную амнезию. Она проявляется в невозможности запоминания текущих событий, вновь поступающей информации. Указанное расстройство чаще всего встречается при корсаковском амнестическом синдроме.

Гипермнезия

Обострение воспоминаний - гипермнезия - одновременном незначительном изменении функции запоминания наблюдается при тяжелых инфекционных заболеваниях, а также в маниакольном состоянии. Необходимо отметить, что по мере выздоровления гипермнезия исчезает и фиксация памяти возвращается к прежнему уровню.

Гипомнезия

При тяжелых депрессивных состояниях, сопровождающихся выраженной тоской, угнетенностью, больные жалуются на обострение памяти на неприятные события, несчастья далекого прошлого. При этом в целом снижается процесс запоминания и развивается гипомнезия: вначале затрудняется воспроизведение терминов, имен, основных дат, в дальнейшем ослабляются фиксационные свойства памяти. Гипомнезией страдают лица пожилого возраста с атеросклеротическими поражениями сосудов головного мозга. Встречается она также и при травматической болезни.

Парамнезия

Качественные расстройства памяти - парамнезии - представляют собой ошибочные, ложные воспоминания. К ним относятся псевдореминисценции, характеризующиеся тем, что больной заполняет пробелы памяти событиями, совершившимися ранее, но не в то время, на которое он указывает. Например, больной, находясь в стационаре на лечении, в течение нескольких дней заявляет, что якобы вчера ездил в Полоцк. Он действительно был в Полоцке, но в другое время.

Конфабуляция

К качественным расстройствам памяти относятся и конфабуляции. Это такое состояние, когда провалы в памяти заполняются вымышленными, нередко фантастическими событиями, не имевшими места. По содержанию конфабуляции очень разнообразны, что определяется особенностью личности больного, его настроением, степенью развития интеллекта и способностью к воображению, фантазии. Псевдореминисценции и конфабуляции являются симптомами развития старческого слабоумия.

Криптомнезия

Иногда наблюдается такое ослабление памяти, при котором больной не может отличать факты и события, действительно имевшие место, от когда-либо услышанных, прочитанных или увиденных во сне. Это криптомнезии.

Причины расстройств памяти

Долгое время причины различных нарушений памяти истолковывались с точки зрения узколокалистических представлений об этой сложной психической функции. В частности, считалось, что центром памяти являются мамиллярные тела. Развивая эту точку зрения, ученые пришли к мнению, что патологические механизмы нарушений памяти - результат поражения высших отделов мозга (коры больших полушарий).

Весомым доводом в пользу данного тезиса послужило полное прекращение переноса информации из одного полушария в другое после перерезки мозолистого тела. Ответственность отдельных участков мозга за функцию памяти подтвердилась при оперативных вмешательствах, во время которых электрическое раздражение отдельных участков коры пробуждало у человека воспоминание давно прошедших событий.

Так, одна женщина во время операции услышала голос своего маленького сына, доносившийся со двора вместе с уличным шумом. Другой больной показалось, что она рожает и притом точно в такой обстановке, которая действительно была много лет тому назад.

При попытках ученых определить специфические зоны коры, ответственные за функцию памяти, было обнаружено, что следы ее активизируются, когда раздражению током подвергается височная доля. Вместе с тем было установлено, что локализации патологического очага в затылочной части нарушается зрительная память, а в височной - слуховая.

Поражение лобной доли приводит к нарушению смысловой памяти. Однако эти гипотезы не следует считать абсолютно доказанными, так как у некоторых больных обнаруживается нарушение памяти при отсутствии каких-либо органических изменений со стороны центральной нервной системы.

Даже самое тщательное клиническое обследование не выявляет ее органических изменений, например, у больных с расстройствами памяти при сильных душевных переживаниях, реактивных психозах (аффектогенная, психогенная амнезия).

Несмотря на то что раздражение отдельных зон коры вызывает оживление следов прошедших событий, они качественно отличаются от обычных воспоминаний чрезмерной отчетливостью и яркостью. Больные, как правило, заново переживают эти события и никогда не расценивают их как воспоминание.

Решая проблему механизма памяти, Сеченов и Павлов на основании данных многочисленных исследований установили, что в его основе лежат следовые условные рефлексы. В этом случае физиологическая основа памяти сводится к ассоциации следовых сигналов с сигналами, поступающими из окружающей среды.

Это подтверждается тем фактом, что у людей, страдающих психическими расстройствами в пожилом возрасте, при развивающемся снижении реактивной нервной системы отмечается ухудшение или полное отсутствие оживления старых и образования новых условных связей. В последние годы все более утверждается биохимическая теория памяти.

Она сводится к тому, что различные виды обмена веществ в головном мозге и в первую очередь рибонуклеиновой (РНК) под влиянием биоэлектрических потенциалов, исходящих из анализаторов, обуславливают образование белка, несущего закодированную информацию. При повторном поступлении в мозг информации, сходной с предыдущей, начинают резонировать те же нейроны, в которых сохранился след. Нарушение нуклеинового обмена, и, прежде всего РНК, приводит к расстройствам памяти.

Лечение и коррекция расстройств памяти

Сегодня существует немало препаратов, стимулирующих активность нервных клеток и улучшающих память. Дело в том, что человеческая память - весьма тонкая и хорошо отлаженная система, которая развивалась сотни миллионов лет и у здорового человека работает в оптимальном режиме. Не стоит забывать, что в запасе у природы уже существуют различные механизмы регуляции активности нервных клеток. А пока врачи рекомендуют использовать лишь мягкодействующие препараты, принимая их вместе с ежедневной дозой витаминов.

Существуют и другие способы коррекции памяти. Наиболее простой и доступный - полноценный сон и сбалансированное питание. Известно, что в большинстве случаев бедная белками и витаминами пища снижает возможность запоминания.

Способствует улучшению памяти включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой:

  • курага;
  • свекла;
  • финики;
  • орехи;
  • фасоль;
  • зелень;
  • проростки пшеницы.

А к чаю и кофе обычно прибегают во время напряженной умственной работы, в частности, когда нужно что-то быстро запомнить, - и поступают совершенно правильно.

Опыты доказали, что алкалоиды, кофеин и теофиллин, которые содержатся в чае и кофе, тормозят действие фосфодиэстеразы и тем самым препятствуют разрушению естественного источника клеточной энергии - циклического аденозинмонофосфата.

При этом в мозге возрастает не только его уровень, но и уровень всех веществ-медиаторов, которые имеют прямое отношение к запоминанию информации: адренокортикотропного гормона, вазопрессина, ряда гормонов гипоталамуса, благоприятствующих созданию положительных эмоций.

Таким образом, возникает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации (извлечение ее из «кладовых памяти»). И все это делает одна чашка кофе или чая! Для науки и практики важно, какими способами и средствами можно увеличить емкость мозга и активизировать процессы запоминания.

Вопросы и ответы по теме "Расстройства памяти"

Вопрос: У девушки в 20 лет был разрыв аневризмы головного мозга, ее прооперировали. Прошло уже три года, память до конца не восстановилась. Она забывает события прошлого дня, если запомнила какое-то событие, то не помнит когда это было. Может рассказать то чего с ней никогда не было. Ей выписывают лекарства для улудшения кровообращения. Может есть какие-то другие методы улудшения памяти? Восстановится ли память до конца?

Ответ: Нарушения памяти это частое явление после нейрохирургических операций, однако чаще всего память постепенно восстанавливается. Для улучшения памяти можно использовать ноотропы, например, Пирацетам, витамина группы В - они ускорят и общую реабилитацию после операции.

Вопрос: Маме 75 лет, 4 года назад мы (её близкие) стали замечать ухудшение памяти у мамы. Она по нескольку раз с интервалом в 2-3 минуты спрашивает одно и тоже, вечером она не помнит, что делала утром, очень хорошо помнит свои детские годы - годы войны, во времени ориентируеся, принимает только пирацетам и мемориум. Очень тяжело уезжать от неё, она как маленький ребёнок - вот-вот заплачет. Других болезней нет, консультировались у невропатолога, она сказала, что лекарств для восстановления памяти ещё не придумали. Что можно и нужно сделать нам для мамы, как её вылечить или хотя бы сделать так, что бы болезнь не прогрессировала? Заранее благодарна за ответ.

Ответ: К сожалению есть все основания полагать что ваша мать больна нейродегенеративным заболеванием - Болезнь Альцгеймера. При этой болезни действительно не существует по настоящему эффективного лечения. Обычно в таких случаях назначаются ноотропные вещества - ваша мать уже принимает их. Скорее всего вам придется смириться с угасанием ее памяти. Рекомендуем также сделать ЯМР головного мозга чтобы исключить другие причины амнезии (потери памяти).

Вопрос: Здравствуйте, мне 28 лет, но я не отличаюсь хорошей памятью. Я одно время даже просто так читал и запоминал, учил чтобы тренировать память, но так и осталось. Мне сложно что-то запомнить, могу сразу ж забыть, потом конечно вспомню, но поздно. Подскажите мне, может есть какие таблетки, которые способствуют улучшению памяти? Спасибо.

Ответ: Вам необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом и пройти обследование МРТ головного мозга и доплеровское исследование сосудов шеи и только после этого пройти курс лечения.

Вопрос: Здравствуйте! Отцу 65 лет, у него кратковременная потеря памяти. Почему?

Ответ: Высока вероятность того, что причиной данному явлению послужил рассеянный склероз или нарушения кровообращения головного мозга. В любом случае выявить причину данного явления может лишь врача невропатолог после личной консультации и проведения комплексного обследования.

Поделиться