Протокол графический диктант. Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты

Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.

Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.

Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.

Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение.

Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете (например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот.

Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять. Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка.

После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.

Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение. Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик.

Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно.

Существуют временные рамки работы с графическими диктантами

Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.

Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.

И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.

Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:

1 → - 1 клетка вправо

Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.

Подготовка к школе это длительный этап в развитии вашего ребенка. Начинать занятия следует не раньше, чем за год до этого момента. Педагоги и родители имеют огромный выбор самых разных упражнений и заданий по математике для достижения этой цели. Среди них немаловажное значение имеют графические диктанты по клеточкам для дошкольников.

Развлечение или трудное задание?

Для многих ребят такие картинки по клеточкам в тетради являются интересной игрой и увлекательным развлечением. Взрослому важно не превратить это занятие в скучную, утомительную обязанность, где малыша ругают за неудачи. И тогда ребенок всегда будет с удовольствием заниматься.

Но у многих малышей могут возникать трудности. Чаще всего они связаны с тем, что у ребенка еще не усвоен счет в пределах 10, он путает понятия «право-лево», «верх-низ». В этом случае взрослым необходимо помогать крохе не допускать ошибок, исправлять его, хвалить за положительный результат.

Возраст, с которого можно начинать заниматься

Начинать рисовать по клеточкам с ребенком можно уже с 4 лет. Первые домашние занятия в таком возрасте должны быть легкими. На первых порах можно выполнять задание вместе с малышом на доске или листе бумаги так, чтобы он видел, как необходимо двигаться. Для начинающих вполне подойдет рисование несложных геометрических форм. Начинать можно с изображения квадрата, прямоугольника, несложных узоров. Учить двигаться по диагонали можно с рисунков треугольника, трапеции, ромба.

В 5 лет ребенок вполне может нарисовать под диктовку без зрительной опоры простые картинки . Например, можно предложить ему изобразить на бумаге цветок. Также пятилетний дошкольник вполне может справиться с рисованием домика или самолета.

Для детей 6-7 лет задания можно начинать усложнять, внося в них проведение большего количества линий по диагонали. Примером такого задания может быть рисунок ракеты.

Методика проведения занятия

Начинать занятие следует с подготовки рабочего места и необходимых материалов . Рисунки выполняются в тетради в клеточку простым карандашом. Для того чтобы у ребенка была возможность исправить ошибку, потребуется ластик, с помощью которого убираются неверно проведенные линии. Взрослому следует подготовить или распечатать инструкцию с образцом выполнения задания. Можно не говорить ребенку, какой рисунок будет целью графического диктанта. После верного выполнения он увидит результат на своем листе.

Как правило, в инструкции предлагаются цифровые обозначения со стрелочками, типа 2, 3←. Цифры в этом случае обозначают количество клеток, на которое необходимо продвинуться в заданном направлении. На него указывает стрелка, которая нарисована рядом с цифрой. Так, в нашем примере следует читать: двигаемся на 2 клеточки вверх, 3 клетки влево. Начинают движение от точки отсчета, которую для младших ребят взрослый ставит сам, а старшим дошкольникам уже можно предложить поставить ее самостоятельно.

Перед тем как начать занятие для дошколят, нужно повторить с ними счет в пределах 10, понятия «право-лево», «верх-низ». Можно попросить кроху показать, что значит «двигаемся в правую сторону, двигаемся вверх, слева от, двигаемся вниз».

Само проведение графического диктанта попробуйте разнообразить включением в занятие скороговорок, чистоговорок, загадок, пальчиковой гимнастики, физминуток, обсуждения полученных результатов и беседа или рассказ. Желательно чтобы все, что включено в занятие, было по той же тематике, что и рисунок.

Перед проведением графического диктанта дайте ребенку установку на то, что необходимо стараться прорисовывать ровные, аккуратные линии и быть очень внимательным при выполнении задания.

После того как диктант закончен обязательно похвалите малыша за достигнутый результат, при необходимости вместе с ним найдите место, где он допустил ошибку и исправьте ее. Если у ребенка есть желание, то можно предложить ему раскрасить готовую картинку или заштриховать ее. Если ребенок еще не устал и хочет продолжать занятие, то можно попросить его самостоятельно придумать рисунок по клеточкам, а затем вместе с ним составить графический диктант по его фигурке.

Способы проведения графических диктантов

Провести графический диктант можно по-разному.

  • Для тех ребят, которые только начинают ими заниматься подойдет самый простой способ – под диктовку взрослого. В этом случае, педагог или родитель диктует малышу, на сколько клеток и в каком направлении необходимо двигаться.

Примером такого диктанта может служить диктант «Собака ». Задание выполняется крохой под диктовку инструкции взрослым.

  • Второй способ – это предложить ребенку лист бумаги, на которому написана инструкция к выполнению задания и поставлена начальная точка, от которой ребенку необходимо двигаться. Ребенок сам смотрит количество клеток и направление движения.

В качестве примера посмотрите графический диктант

  • «Машина»
  • «Лошадка»
  • «Кораблик»

  • Третий способ – рисование по симметрии. В таких диктантах ребенку предлагается лист, на котором изображена половина рисунка и проведена линия симметрии. Ребенок заканчивает рисунок, симметрично отсчитывая необходимое количество клеток.

Здесь половину елочки рисует взрослый и проводит линию симметрии. Детям предлагается дорисовать вторую половину симметрично.

  • Четвертый способ подойдет уже для старших детей. Здесь ребенку предлагается лист с образцом графического диктанта. Ребенок на своем листе должен нарисовать такую же картинку, как и в образце, самостоятельно отсчитывая необходимое количество клеток и определяя направление, в котором ему необходимо двигаться. Такие диктанты могут быть не только в виде проведения линий по клеточкам, но и с закрашиванием необходимого количества клеточек цветными карандашами полностью. В результате у малыша в тетради получается красочная, красивая картинка.

Простым вариантом может быть рисунок «Слона ». Предложите ребенку только готовое изображение и поставьте точку, от которой ему необходимо двигаться.

Таким же образом можно предложить ребенку нарисовать «Змейку», которая также является легкой для выполнения (инструкцию следует убрать, предложив только готовый вариант) или "Белочку".

Более сложными заданиями являются

И еще сложнее для выполнения будут вот такие схемы:

Польза от выполнения заданий

Положительные результаты от работы с графическими диктантами можно увидеть уже через 2-3 месяца, если регулярно предлагать их дошкольникам, хотя бы несколько раз в неделю. Существует даже диагностическая методика Д.Б. Эльконина, которая так и называется «Графический диктант». Ее целью является определить уровень развития у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности. Ведь именно они оказывают хорошую помощь в подготовке крохи к обучению в школе.

Выполняя графические диктанты, малыш подготавливает руку к письму, закрепляет понятия «право-лево», «верх-низ», учится ориентироваться в пространстве и на тетрадном листе, закрепляет счет в пределах 10. Дети учатся сосредотачиваться на том, что говорит взрослый, понимать его и работать в соответствии с предлагаемой им инструкцией. Без этого умения учеба в школе будет для них очень сложной.

Предлагаем посмотреть Вам видео как пишет графический диктант ребенок на практике.

Графические диктанты способствуют развитию умения удерживать внимание на конкретном задании, развивают пространственное воображение, мышление, фантазию, креативность, усидчивость. Малыш учится координировать свои движения.

Рисование по клеточкам помогает преодолеть такие часто возникающие в начальный период обучения у многих ребят трудности, как неразвитая орфографическая зоркость, рассеянность. Также они способствуют тому, что расширяется кругозор ребенка, увеличивается его словарный запас. Дети знакомятся с разными способами изображения предметов на листе бумаги.

Важные моменты

Выполнение графического диктанта является для ребенка увлекательной игрой. Именно она является для дошкольников ведущим видом деятельности. Взрослым, которые решили заниматься с ребенком, следует всегда помнить об этом.

  • Хвалите ребенка за удачно выполненный рисунок.
  • Не ругайте кроху за неудачно выполненную работу.
  • Помогите ему найти и исправить ошибку.
  • Не торопите ребенка в процессе рисования.
  • Не спешите переходить к более сложным вариантам рисунков, особенно если ребенок еще допускает ошибки в простых.
  • Поощряйте инициативу ребенка составить такой диктант самостоятельно.
  • Разрешайте ему раскрашивать или заштриховывать готовую работу, но не настаивайте на этом.
  • Помните о том, что дети не могут заниматься долго. Для старших дошкольников максимальная длительность занятия должна быть не более 25-30 минут.
  • Не настаивайте на продолжении работы, если малыш устал.
  • Проводите занятия разнообразно. Рассказывайте малышу интересные рассказы об изображенном предмете.
  • В первое время помогайте крохе, выполняя задание вместе с ним на своем листе или на доске, чтобы ребенок видел как, и куда необходимо двигаться, учился отсчитывать клеточки в нужном направлении.
  • Меню

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания , правильно воспроизводить заданное направление , самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. одна клеточка вправо. Одна . Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

  • 4 – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
  • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
  • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
  • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
  • 0 – сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается балл за самостоятельную работу. Сумма этих дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Другие новости по теме.

  • Задача данной методики: выявить уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучить возможности в области перцептивной и моторной организации пространства.

    Содержание: нарисовать линию карандашом согласно инструкции: "поставь карандаш на верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отводя карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Далее попробуйте нарисовать такой же узор самостоятельно.

    На выполнение данного узора предлагается примерно две минуты. А всё время выполнения этой задачи может составлять примерно 15 минут.

    Анализ полученных итогов.

    Выполнение данного задания без ошибок - 4 балла. За одну или две ошибки можно поставить 3 балла. За большее количество ошибок - 2 балла. В том случае, если недочётов больше, чем верно изображённых участков, то выставляется 1 балл.

    В том случае, если верно изображённых участков нет, то ставят 0 баллов. Данным способом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных результатов возможны следующие уровни выполнения:

    10-12 баллов - высокий; 6-9 баллов - хороший;

    3-5 баллов - средний; 0-2 балла - низкий.

    Изучение сформированности предпосылок учебной деятельности дошкольников осуществлено на базе подготовительной группы №3 ДОУ

    В группе девять человек: пять мальчиков и четыре девочки.

    Выбранная нами диагностика позволила оценить сформированность предпосылок учебной деятельности. Получены следующие результаты.

    Методика «Бусы».

    Вывод: прохождение методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, показало, что больше половины группы справляется с данным заданием на хорошем уровне, и примерно треть испытывает затруднения при его выполнении.Исследование сформированности предпосылок учебной деятельности будущих первоклассников реализовано на базе подготовительной группы №3 ДОУ №544.

    Количество человек в группе -девять: из них пять мальчиков и четыре девочки.

    Данная диагностика даёт возможность оценить сформированность предпосылок учебной деятельности. Получены такие результаты.

    Методика «Бусы».

    Таблица 1 - Результаты проведения методики «Бусы»

    Вывод: проведение методики, способной определить количество условий, которые способен запомнить ученик в процессе деятельности при запоминании на слух заданий, позволило выявить, что более половины группы выполнило предложенное задание на хорошем уровне, и в среднем треть испытывает трудности при выполнении данного задания. Методика «Домик».

    Таблица 2 - Результаты проведения методики «Домик»

    Заключение: выявляется умение ориентироваться на образец, точно копировать его, а также определяется степень развития произвольного внимания. Формирование пространственного восприятия в достаточной степени развита у половины детей, хотя некоторым дошкольникам требуется коррекция для развития данных умений.

    Методика «Узор».

    Таблица 3 - Результаты проведения методики «Узор»

    Заключение: 3 ученика продемонстрировали довольно высокую степень умения работать согласно правилам, то есть в своей деятельности в одно и тоже время использовали несколько правил. У 5 детей стремление работать по правилам отработано не в полном объёме, они способны ориентироваться только на одно правило. У 1 дошкольника выявили низкий уровень умения работать по определённому правилу, он неоднократно делал ошибки, путался в выполнении задания. Способность функционировать по определённому правилу на данной стадии не сформировано.

    Таблица 4 - Результаты проведения методики «Графический диктант»

    Заключение:устанавливая степень развития и формирования произвольной сферы ученика, а также изучая возможности в области перцептивной и моторной организации пространства, выявлено, что 4 ребёнка имеют значительную степень развития, 2 ученика - хорошую, 2 ученика - среднюю, 1 ученик - низкую.

    Самой главной проблемойвобразовательных учреждений в данный период, считается создание некой системы мониторинга достижений. Прогноз промежуточных результатов усвоения школьной программы. Она обязана гарантировать грамотный подход к оцениванию итоговых и промежуточных результатов, что позволяет реализовать оценку движения достижений первоклассников. Психологический мониторинг развития это особая комплексная программа, которая призвана оценивать необходимую информацию о психологическом состоянии учащихся, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях диагностики, исправлении и корректирования в рамках данной образовательной системы.

    В соответствии с новейшими федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга необходимо изучать физические, интеллектуальные и личностные качества школьника. Самое главное это, некие интегративные качества, такие как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и так далее. Основной ключевой образующей системы мониторинга становится проблема установления уровня и индивидуальных особенностей подготовки будущего первоклассника к обучению в образовательном учреждении.Результат мониторинга готовности учащихся к обучению в школе помогает нам:выявить характерные черты психологического развития учащихся, для более полного определения индивидуального подхода к каждому ученику в процессе моделированиявоспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе; выявить детей, с низким уровнем готовности к обучению в школе, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации; отсрочить на один год обучение детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования - нет, поэтому выбор остается прерогативой дошкольного учреждения.

    В настоящее время существует большое количество диагностического инструментария по определению уровня готовности к школе, который можно с определенной долей условности разделить на три группы:

    1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;

    2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;

    3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

    Необходимо принимать во внимание то, что одним из необходимых требованием к построению системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, которые позволяют получить необходимый объем информации.Анализируя взгляды различных авторов на эту проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе - это комплекс физического, психического и социального развития, который необходим школьнику для усвоения им школьной программы в полном объёме. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе обязательно включает: диагностику физиологической подготовки, диагностику психологической подготовки, диагностику социальной, или личностной подготовки.

    Имеется огромное количество методик оценки психологической готовности. Здесь важно понимать, что от того, какими методами пользуется каждый психолог, в полной мере зависят и полученные им результаты исследования.

    Одной из важных характеристик методов диагностики психологической готовности является прогностическая валидностъ, так как именно в прогнозе школьной успешности состоит одна из главных задач оценки психологической готовности. Не все из известных программ для определения психологической готовности имеют положительные психодиагностические показатели.

    Несмотря на это к широкому профессиональному применению должны быть рекомендованы только те диагностические материалы, применение которых показало их диагностическую ценность. Готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру и требует от нас комплексного исследования его физического, психического и социального развития. Анализ огромного количества имеющихся в настоящее время методик оценки уровня готовности к школьному обучению,ведёт нас к выбору диагностики

    «Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р., Барчук О . Которая в настоящее время является основой комплекса диагностических методик, входящих в состав системы психолого-педагогического мониторинга готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Потому, что, в привычной для ученика игровой форме позволяет отследить уровень развития огромного количества «учебно-важных качеств», в достаточно короткие сроки. В дополнение к этой диагностике, необходимо использовать методику «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.

    В дополнение к главному минимуму, при необходимости, нужно использовать спектр вариативных диагностик, включающих в себя:

    Перечень диагностических методик, направленных на исследование физиологического, личностного и интеллектуального компонентов готовности к школе;

    Диагностический материал по работе с родителями детей 6-7 лет, по вопросам их «готовности к школе». При формировании системы мониторинга, необходимо обращать внимание на то, что определение готовности детей к школьному обучению обязательно требует учета «готовности» и самих родителей обучающихся. Одним из дополнительных, важных факторов, является также изучение отношений между детьми и их родителями, нарушение этих отношений является важным факторов риска школьной дезадаптации. Здесь в систему мониторинга готовности детей к обучению в школе должны быть включены:

    Анкеты по вопросам готовности к школе, для родителей детей 6-7 лет; Тест - опросник родительского отношения к школе (А.Я Варга, В.В. Столин); Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)».

    Объект мониторинга: это физические (координация, уровень развития мелкой моторики), личностные (эмоции, коммуникативные навыки, самооценка, мотивационная сфера) и психологические (слуховое внимание, зрительное внимание, уровень притязаний, произвольность, речь, мышление, память, воображение) качества ребенка старшего дошкольного возраста.

    Периодичность: октябрь, апрель.

    Форма проведения: подгрупповая, примерно 5-6 человек. Содержания системы мониторинга:

    Диагностика «Дошкольная зрелость»БитяновойМ.Р., Барчук О.. Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.

    Ведущие: 1 участник ведет игру, 1-2 участника выполняют работу по заполнению карты наблюдений.

    Место и время проведения: зал (групповое помещение), желательно освобожденные от мебели. Проведение исследования согласно режиму дня старших дошкольников. Проводится в первой половине дня и желательно во вторник, среду или четверг.

    Описание системы мониторинга:

    ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ПОМОЩНИКИ ДОБРОГО

    ВОЛШЕБНИКА» -- про доброго волшебника Ням-Няма, который охраняет все детские сладости. Злой же волшебник Бузяка отобрал у мороженого цвет, вкус, запах... Это мороженое также оберегал добрый волшебник Ням-Ням. Перед игроками встают различные испытания, проходя которые они спасают из беды мороженое. Выполняя различные задания, учащиеся демонстрируют наличие тех качеств и процессов, необходимых для показа рабочей модели дошкольной зрелости. Игроки совместно с ведущим совершают путешествие по карте. А наблюдатели тем временем, не вмешиваясь в процесс игры, вносят записи в карту наблюдения и иногда помогают ведущему. В ход этой игры вводится, как одно из заданий.

    МЕТОДИКА «Мотивы УЧЕНИЯ» М.Р. Гинзбурга.

    Обработка результатов: за правильное выполнение любого задания, участникам вручаются осколочки (которые в дальнейшем переходят в баллы). Максимальное количество баллов, которое может получить участник -- 51.

    Примечание: Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга количественно не оценивается. По результатам участниковнеобходимо разделить на три группы.

    Вторая группа -- ученики с высокой дошкольной зрелостью, которые получили 75-100% из возможного количества баллов: 38-51 балл. Первая группа -- ученики со средней дошкольной зрелостью, которые получили 50-75% из возможного количества баллов: 26-37 баллов. Нулевая группа -- ученики с низкой дошкольной зрелостью, которые получили 0-50% из возможного количества баллов: 0-25 баллов.

    Таким образом, представленная система мониторинга готовности детей к обучению в школе позволяет:

    · Посмотреть уровень сформированности каждого из основных компонентов готовности к обучению в школе детей, увидеть сильные стороны его развития, своевременно диагностировать некоторые отклонения и на этой основе указать пути индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

    · Понять общую картину развития группы, с целью грамотного построения всей последующей воспитательно-образовательной работы, а также для оценки эффективности педагогического процесса в условиях данной группы.

    Диагностика ведётся в форме игры, которая является самостоятельной, цельной структурой. Игровая форма перед началом проведения исследования может помочь настроить учащихся на доброжелательное отношение к участникам диагностики. В это время игровая форма проведения помогает прививать интерес участников к различной деятельности. Она помогает создать целостную картину у ученика, который в начале игры усваивает мысль о том, что его ждет «путешествие», где он может себя по-разному проявить. Эта диагностика имеет подробное описание технологии проведения обследования, процедуры первичной обработки и индивидуального анализа данных, процедур качественной и количественной оценки результатов обследования, что в свою очередь заметно облегчает работу специалиста с данной методикой. Подгрупповая форма проведения диагностики даёт возможность получить необходимый объем информации в определённые сроки.

    Минусами данной диагностики является:

    Эта диагностика затруднительна из-за присутствия помощников ведущего (1 или 2 человека). Это не всегда удобно. В представленной методике практически нет заданий на сформированность у детей таких обязательных составляющих готовности к обучению в школе, как: общее физическое развитие ребенка; круг знаний и представлений о некоторых предметах и явлениях окружающей среды; мотивация к обучению (с этой целью в систему мониторинга включена методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга).

    Ведущей деятельностью учащихся начальных классов является учение. Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, обусловлен наличием положительных мотивов: желанием, стремлением, интересом, которые и являются составными частями потребностей этой деятельности. Формирование учебныхмотивов является одной из самых трудных задач в работе учителя. Учитель должен четко представлять всю сложность этой работы. Она требует от него глубокого знания принципов психологического влияния на учащихся. С целью развития у детей высокого уровня учебной мотивации целесообразно предложить следующие рекомендации:

    1. Читайте больше психолого-педагогической литературы, которая поможет подготовить ребенка к школе.

    2. Консультируйтесь у специалистов (педагогов, психологов).

    3. Уделяйте больше времени, внимания своему ребенку.

    4. Наблюдайте за тем, как ребенок общается со сверстниками, со взрослыми. Трудно ли вливается в новый коллектив.

    Главной задачей психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста - является использование более полной информации об индивидуальных особенностях развития дошкольников. При получении этих данных, можно разработать рекомендации для воспитателей и родителей, по оптимизации процесса воспитания и развития детей.

    1. По итогам мониторинга вырабатываются определённые советы для педагогов групп, в которых перечислен перечень (и способы развития) «слабых мест », именно тех качеств, которые у огромного количества детей не соответствуют возрастной норме.

    2. По итогам мониторинга вырабатываются советы построения работы с воспитанниками, имеющими низкий уровень дошкольной зрелости.

    3. По итогам мониторинга рекомендуется провести консультации и родительское собрание (в октябрь-ноябрь), где педагог-психолог до каждого родителя доводит результаты достижений его ребенка (конфиденциально); здесь же даются краткие рекомендации родителям как они могут организовать дома работу по оптимизации того или иного психического процесса.

    4. В родительском уголке группы педагог-психолог размещает папку рекомендаций по оптимизации процесса подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе «Ступеньки к школе».

    5. Педагог-психолог распространяет на группы подборки наглядной агитации (обзор методической литературы, материалы для оформления информационных стендов, буклеты, памятки) - по предшкольной тематике «В школу уверенным шагом».

    6. По итогам мониторинга педагог-психолог находит детей - кандидатов в «группу риска», проводит углубленную диагностику, оказывается необходимое психолого-педагогическое сопровождение, составляется комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка.

    7. По итогам повторного проведения мониторинга «Дошкольная зрелость» М. Битяновой, О. Барчук», также проводится аналогичный комплекс мер . Дети, повторно показавшие низкий уровень дошкольной зрелости, направляются на Психолого-медико-педагогическую комиссию, для определения дальнейшего образовательного маршрута.Применение данной системы мониторинга, позволяет эффективно организовывать воспитательно- образовательный процесс в подготовительных к школе группах ГБОУ СОШ 544

    Об этом можно судить на основании следующих критериев:

    · Анализ результатов исследования уровня дошкольной зрелости у детей 6- 7 лет (См. диаграммы № 1 и № 2).

    · Анализ степени удовлетворенности родителей детей 6-7 лет, качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (См. диаграммы № 3 и

    Диаграмма № 1. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет за 2015 -2016 учебный год.

    Диаграмма № 2. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 летза 2014-2015учебный год.

    Диаграмма №3. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2015-2016 учебный год

    Диаграмма №4. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2014-2015 учебный год

    Система мониторинга:

    В феврале-марте 2016 года было проведено психологическое обследование детей подготовительной школы по методикам «Определение мотивов учения» - М.Р.Гинсбурга, в сентябре-октябре 2016 года - по цветовому тесту Люшера.

    По результатам обследования детей в начале учебного года, по методикеМ.Р.Гинсбурга, было выявлено, что 1 (8,3 %) ребенок подготовительной «Б» группы, 1 (5%) ребенок подготовительной «А» группы, имеют 4 - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

    1 (5 %) ребенок подготовительной «А» группы, имеет 5 - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

    По результатам обследования детей в начале учебного года, по методике «цветовой тест Люшера», было выявлено, что 4 (19%) детей испытывают тревогу, беспокойство при мыслях о школе, у 1 (14,3%) ребенка отрицательное эмоциональное отношение к школе.

    В связи с низким уровнем учебной мотивации и негативным отношением к школе, некоторых детей, с детьми запланированы следующие виды деятельности:

    Проводить игры, упражнения, беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, ребусов на школьную тематику;

    Проводить просветительскую и консультативную работу с педагогами, родителями по развитию учебной мотивации дошкольников.

    По результатам проведенной работы, в конце учебного года - май - июнь 2015, было проведено повторное диагностическое обследование детей на выявление уровня мотивационной готовности к школе и выявление эмоциональных установок по отношению к школе.

    Качественный анализ результатов повторного диагностического обследования, по методике М.Р.Гинсбурга, показал, что 8 (73%) детей подготовительной «Б» группы, 10 (71%) детей подготовительной «А» группы, имеют 1 - очень высокий уровень мотивации, у этих детей преобладание учебных мотивов;

    3 (27%) детей подготовительной «Б» группы, 3 (21%) детей подготовительной «А» группы, имеют 2 - высокий уровень мотивации, преобладание учебного мотива, возможно присутствие социального и позиционного мотивов;

    1 (7 %) ребенок подготовительной «А» группы, имеет 3 - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов.

    По результатам обследования детей в конце учебного года, по методике «цветовой тест Люшера», было выявлено, что у 1 (8,3%) ребенка чувство тревоги, страха по отношению к школе.

    Результат:

    Увеличилась степень учебной мотивации у дошкольников.

    Изменилось отрицательное эмоциональное отношение учащихся к учёбе и к школе в целом на позитивное.

    В лучшую сторону изменилась педагогическая компетентность преподавателей, и родителей по проблемам формирования учебной мотивации у будущих школьников. Картотека игр и заданий для дальнейшего развития психологической готовности к школьному обучению.Использование диагностических методик на разных этапах исследования (констатирующем на этапе адаптации и контрольном в конце учебного года) показало, что результаты среднего уровня младших школьников, улучшились. Высокий уровень так же, несомненно, повысился. У всех детей низкий уровень после развивающего этапа полностью отсутствует.

    Для стабильности высокого уровня мотивации следует побуждать интерес детей к учебной деятельности.

    Источник: Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. (с.118).

    Возраст : учащиеся первого класса школы.

    Цель: исследование произвольности как компонента психо­логической готовности ребенка к школе.

    Ход работы. «Графический диктант» проводится одновременно со всеми учащимися класса в один из первых дней учебы. На тет­радном листе (каждому ученику выдается такой листок с указа­нием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали - 7 клеток).

    Педагог предварительно объясняет:

    «Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Нужно постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня - я буду гово­рить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Про­водите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочер­тите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так - к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева напра­во длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. Теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь - на три направо (слова сопровождаются вычер­чиванием линий на доске)».

    После этого предлагается перейти к рисованию тренировоч­ного узора.

    «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на са­мую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

    Во время работы над этим узором учитель ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последу­ющих узоров такой контроль снимается, и он следит только за тем, чтобы ученики не переворачивали свои листочки и начинали новый с нужной точки. При диктовке необходимо соблюдать дли­тельные паузы, чтобы они успевали закончить предыдущую ли­нию, и их следует предупредить, что необязательно занимать всю ширину страницы. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.

    Последующий текст инструкции таков:

    «Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Пригото­вились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

    Перед выполнением заключительного узора преподаватель обращается к испытуемым со словами:

    «Все. Этот узор не надо дальше рисовать. Мы займемся после­дним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. Одна направо. Три клетки вверх. Теперь продолжайте рисовать этот узор».

    Результаты диагностики:

    Анализируя результаты выполнения задания, следует порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельно­го продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свиде­тельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко вы­полнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздра­жители; второй показатель - о степени его самостоятельности в учебной работе. И в первом и во втором случае можно ориентиро­ваться на следующие уровни выполнения.

    Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в це­лом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются от­дельные ошибки.

    Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуе­мым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

    Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует дик­туемому, другой не соответствует.

    Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует дик­туемому.

    Скачать готовый расчет по данной методике

    По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

  • Поделиться