Как справиться с постоянной тревогой и душевным беспокойством? Повышенная тревожность: причины и способы с ней справляться. Советы психолога Тревожное состояние вызывает острые признаки вегето-сосудистой дистонии

Гештальт в работе с тревогой и тревожностью

Данная программа представляет собой серию групповых занятий по 40 минут. Групповой эффект от занятий заключается в возможности у участников группы получить поддержку и обратную связь от сверстников; увидеть, что они не одиноки в своих переживаниях, - это само по себе уже имеет терапевтический эффект. Кроме того, проблемы, вызывающие у людей тревогу, часто схожи между собой, и посредством присоединения во время индивидуальных сессий человек, не решившийся на индивидуальную работу, имеет возможность завершить свои незавершенные ситуации, оставаясь в тени.

Цель: снижение уровня личностной тревожности у учащихся основной и средней школы, склонных к тревожным реакциям.

Задачи:

Создание условий для исследования участниками группы своих личностных границ;

Обучение членов группы навыкам сосредоточения на дыхании;

Оказание участникам группы помощи в завершении незавершенных гештальтов;

Обучение членов группы навыкам эффективного взаимодействия (активного слушания, Я-заявления).

Целевая группа: учащиеся основной и средней школы, склонные к тревожным реакциям.

Теоретическое обоснование

Предметом изучения в гештальт-психологии являются отношения между организмом и средой. Это обусловлено тем, что ни один индивид не самодостаточен. Он может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое поле. Поведение индивида - функция этого поля; оно определяется природой отношений между ним и его средой. Если отношения взаимно удовлетворительны, то поведение индивида считается нормальным. Если отношения конфликтны, то поведение индивида описывается как ненормальное.

Функционирование человека в среде происходит на контактной границе между ним и его средой. Там же возникают и психологические события, которые являются предметом исследования в психологии. Под границей здесь понимается точка, в которой происходит отделение Я от не-Я. Наши мысли, действия, поведение, эмоции - это способ выражения и принятия событий, происходящих на границе. Граница в рамках гештальт-подхода представляет собой функцию поля организм/среда. Она позволяет индивиду чередовать пребывание в контакте с отделением от среды. Если граница между организмом и средой становится неясной или утрачивает свою проницаемость, то это приводит к нарушению контакта, осознавания и отделения себя от другого. Граница между организмом и средой должна поддерживаться в состоянии проницаемости, чтобы происходил обмен, и в то же время быть достаточно прочной для сохранения автономии.

Индивид вступает во взаимодействие со средой посредством двух систем: сенсорной и моторной. Сенсорная система обеспечивает ему ориентацию, а моторная - манипуляцию. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен найти в среде необходимые материалы, а затем манипулировать ими таким образом, чтобы органический баланс был восстановлен, и тогда гештальт будет завершен. Это можно представить в виде следующей схемы.

В результате выделения фигуры из фона возрастает мобилизация энергии - возникает возбуждение, необходимое для совершения манипуляции, удовлетворяющей потребности индивида. Возбуждение всегда сопровождается усиленным метаболизмом - окислением накопленных пищевых субстанций, и потому возникает насущная потребность в большом количестве кислорода. Организм реагирует на это учащением и увеличением амплитуды дыхания.

Если по каким-либо причинам (внутренним или внешним) манипуляция не может быть совершена, то организм старается заблокировать возникшее возбуждение с помощью контроля дыхания. Вместо спонтанного углубления дыхания - как вдохов, так и выдохов - человек продолжает дышать так, как он дышал перед возбуждением. Затем грудная клетка сжимается, чтобы усилить выдох и избавить легкие от углекислого газа (продукта окисления). Вместе с непроизвольным сжатием груди возникает тревога. Она возникает во всех случаях, когда организму не хватает кислорода.

Итак, тревога , с точки зрения гештальт-подхода, - это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения .

В тот момент, когда индивид старается заблокировать возникшее возбуждение посредством контроля дыхания, нарушается функция границы контакта. Она утрачивает свою проницаемость, что препятствует удовлетворению потребности и завершению гештальта.

Если индивид часто использует такой способ прерывания контакта со средой, то тревога накапливается и становится недифференцированной. Развивается такая черта личности, как тревожность. В рамках гештальт-подхода тревожность понимается как склонность индивида к тревожным реакциям.

Исходя из всего вышесказанного работа с тревожностью включает в себя три направления:

I. Обучение навыкам сосредоточения на собственном дыхании (помогает исследовать, каким образом различными структурами мышечных напряжений индивид останавливает полный выдох).

II. Исследование личностных границ (помогает восстановить способность к контакту с окружающей средой).

III. Перевод тревоги в возбуждение и нахождение таких путей удовлетворения потребностей, вызвавших это возбуждение, которые безопасны для других функций организма (помогает завершить незавершенные гештальты).

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: познакомить участников группы с целями групповой работы и друг с другом.

Материалы: бланки к упражнению «Мой личный герб» (см. Приложение 1), листы обратной связи (см. Приложение 2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Снежный ком».

2. Упражнение «Пары». В парах в течение минуты рассказать о себе, а затем в кругу рассказать о своем партнере от первого лица.

3. Упражнение «Мой личный герб». Участники рисуют свой герб на заранее приготовленных бланках, затем гербы вывешиваются и участники в течение 5 минут знакомятся с ними.

4. Ведущий объясняет цели и режим работы группы.

5. Шеринг или письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: создание в группе атмосферы безопасности.

Материалы: ватман, маркеры, газета, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Мозговой штурм «Ожидания/Соглашения». На ватмане цветными маркерами записываются сначала ожидания, затем соглашения или правила работы группы.

3. Упражнение «Все на борт». Вся группа должна уместиться на газетном листе и простоять 5 секунд, не касаясь пола.

Или упражнение «Узелки». Участники группы встают в круг, протягивают руки в центр и берутся за руки, образуя замкнутую цепочку; далее они должны распутаться в кругу, не размыкая рук.

4. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: обучение навыкам сосредоточения внимания на дыхании.

Материалы: гимнастические коврики, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Осознавание дыхания». Участникам предлагается лечь или сесть удобно, закрыть глаза и в течение 5–7 минут обращать внимание на свое дыхание, поочередно сосредоточиваясь на вдохе, выдохе, мышечных ощущениях, особенностях дыхания. (Подробно см.: Ф. Перлз . Практика гештальт-терапии. с.156.)

4. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проанализировать и осмыслить опыт, полученный во время выполнения упражнения.

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: исследование границы контакта.

Материалы: листы формата А3, цветные карандаши, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Мой мир». Участникам предлагается нарисовать на листах формата А3 мир, который существует вокруг них, оставив в центре пустое место размером с ладонь. Затем им надо нарисовать в центре себя и то, как они взаимодействуют с этим миром.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: создание условий для приобретения участниками группы позитивного опыта контактирования.

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Волшебные ладошки». Прохлопать друг друга в парах по очереди по всей поверхности тела в течение 15 минут.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Индивидуальная сессия (по итогам упражнения).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 6

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Я-заявление», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Я-заявление» (см. Приложение 3).

3. «Я-заявление» - практическая часть (см. Приложение 4).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия на границе контакта.

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Активное слушание», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Активное слушание» (см. Приложение 5).

3. «Активное слушание» - практическая часть (см. Приложение 6).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 8–14

Цель: создание условий для перевода участниками группы своей тревоги в возбуждение и безопасное удовлетворение потребностей, вызвавших это возбуждение (создание условий для завершения незавершенных гештальтов).

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проработать ситуацию вызывающую у него тревогу, беспокойство.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 15

Цель: подведение итогов, завершение групповой работы.

Материалы: кисточки для «обнималок» или свечи и фольга по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Подведение итогов групповой работы: анализ ожиданий, шеринг.

3. Упражнение «Обнималки». Участникам раздаются кисточки разных цветов, они в свободном порядке подходят друг к другу, благодарят за работу, говорят теплые слова на прощание и завязывают несколько нитей из своей кисточки на нить партнеру. В конце упражнения вместо кисточек у каждого участника получается разноцветное ожерелье.

Или упражнение «Свечи». Участники зажигают свечи, в свободном порядке подходят друг к другу, прощаются и капают воск на ладошку, застеленную фольгой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мой личный герб

Имя_______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист обратной связи

Дата____________________ Имя _________________

очень плохое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошее

3. Что вам сегодня на занятии понравилось?

4. Что вам сегодня на занятии не понравилось?
_________________________________________________________________

5. Что вам сегодня на занятии было полезно?
_________________________________________________________________

6. Пожелания, предложения психологу по ведению занятий
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Теория «Я-заявления»

«Я-заявление» - это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и какими вы видите ваши отношения в будущем. В «Я-заявлении» говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. «Я-заявление» строится следующим образом:

Я чувствую... когда кто-то (ты) ... потому что... . Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы... .

1. Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения, потому что они могут понадобиться мне самому. Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ты спрашивал меня, можно ли взять что-то из моих вещей.

2. Я чувствую себя брошенной, когда ты уходишь гулять с другими ребятами и не зовешь меня с собой, потому что считаю, что друзья должны быть всегда вместе. Поэтому в следующий раз зови меня с собой.

3. Я очень рассердился, когда узнал, что друг плохо говорил обо мне за глаза, потому что это нечестно. Поэтому в следующий раз, когда тебе что-то во мне не понравится, говори мне об этом прямо.

Правила построения «Я-заявления»

Я чувствую...

Используйте слова, которые точно описывают ваши чувства.

Не преувеличивайте чувства.

Не используйте «жертвенных» слов.

Когда кто-то...

Описывайте поведение точно (поведение - это то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется).

Не используйте обидных слов.

Потому что (я)...

Будьте максимально конкретны.

Делайте упор на то, как это влияет на вас.

Не преувеличивайте эффекта, так как это может вызвать защитную или скептическую реакцию.

Не используйте слов, которые хорошо звучат, но не являются правдой.

В следующий раз я бы хотел...

Говорите прямо о своих желаниях.

Будьте логичны и корректны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Практика «Я-заявления»

Потренируйтесь составлять высказывания в виде «Я-заявления», используя следующие ситуации:

1. Во время перемены ты с другом играешь в мяч. Вдруг проходящий мимо парень отбирает его.

Я чувствую ____________________________________________________

Когда кто-то ___________________________________________________

Потому что ____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ___________________________
________________________________________________________________

2. Ты долго простоял в очереди в столовой, как вдруг двое мальчишек подбежали и влезли впереди тебя.


_________________________________________________________________

3. Тебе подарили новую игрушку на день рождения. Когда ты пришел домой после школы, то увидел, что твоя сестра бросила ее в канаву перед домом и теперь она вся грязная и поцарапанная.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

4. Ты сидишь за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает тебя.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

5. Ты обедаешь в столовой, и вдруг кто-то подходит и берет твое печенье.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Теория активного слушания

1. Мозговой штурм «Черты хорошего слушателя».
2. Мозговой штурм «Черты плохого слушателя».
3. Техника активного слушания:

Действие Цели Как это сделать Пример
Поддержка Проявить интерес
Помочь собеседнику продолжить говорить
Воздерживайтесь от выражения согласия или несогласия
Используйте нейтральные слова
Используйте спокойные
интонации
Используйте невербальное общение
«Вы не могли бы рассказать об этом больше?»
Прояснение Яснее понять, о чем идет речь
Получить больше информации
Помочь говорящему увидеть другие точки зрения
Задавайте вопросы «Когда это произошло?»
Выражение
понимания идеи
Показать, что вы слушаете то, о чем вам говорят
Показать, насколько верно вы понимаете основные мысли собеседника
Выделяйте основные идеи и факты
Перефразируйте собеседника
«Значит, ты хочешь, чтобы она тебя больше не подводила?»
Выражение
понимания чувств
Показать, что вы понимаете, что чувствует человек
Дать человеку возможность переоценить свои чувства после того, как он услышит их от другого
Выделяйте основные чувства говорящего
Перефразируйте собеседника
«Мне кажется, тебя это очень огорчает»
Обобщение Собрать воедино все главные идеи, мысли, чувства
Создать базу для дальнейшего разговора
Повторите главные идеи и чувства «По-моему, главное из того, что я услышал, это...»
Заключение Продемонстрировать уважение к собеседнику Выразите уважение к чувствам и мыслям собеседника «Я очень ценю твое желание решить этот вопрос»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Практика активного слушания

1. Разбить участников по парам.

2. Попросить одного из пары рассказать о чем-то важном для него, а второго – специально не слушать его.

3. Поменять их ролями.

4. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их игнорировали.

5. Повторить упражнение, но попросить участников слушать своих собеседников, используя технику активного слушания.

6. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их слушали.

7. Спросить учащихся, чему они научились и где это можно использовать в повседневной жизни.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

2. Перлз Ф . Практика гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

3. Польстер И., Польстер М . Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

4. Йонтеф Г . Осознавание, диалог и процесс в терапии. Методическое пособие к семинарам под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

5. Робин Ж.-М . Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам / Под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

6. 21 урок о лидерстве. - Кемерово: АЮЛ, 1996.

6. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2005.

В 21 веке человек подвержен воздействию множества постоянных стрессовых факторов. Атака негативными новостями массмедиа, межличностные проблемы, глобальные военные конфликты, легко выводят из душевного равновесия. Плохое питание, экология, дополняя психологические сложности, могут вызвать состояние подавленности, депрессии, беспричинного чувства страха, сильного беспокойства.

Тревожность сопровождается симптомами:

  • Внезапное чувство тревоги паники, как будто что-то произойдет.
  • Постоянное состояние дискомфорта, рассеянная боль во всём теле, лёгкая тошнота.
  • Приступ беспричинного страха смерти, нарастающей опасности без видимого источника угрозы.
  • Тревога, которая усиливается под вечер. Подавленное, плохое настроение. Душевное смятение, не покидающая тоска.
  • Навязчивые опасения, дурные мысли о внезапной возможности умереть.
  • Ухудшение состояния утром после выпитого кофе – усиление тремора, волнения. Дышать становится тяжело, подташнивает, возникает необъяснимая тревожность, паника.

Психология, психиатрия описывает участившееся явление панических атак. Неосознанная защитная реакция спровоцирована продолжительными стрессовыми ситуациями, гнетущим чувством подконтрольности, беззащитности в социуме. Психотерапевт Уолтер Кеннон в 1932 году описал специфическое состояние организма: «борись или беги».

Термин подразумевает включение защитных механизмов, присутствующих в генах от момента появления вида Homo sapiens. Объяснимый феномен показывает, что приступы панических атак возникают беспричинно, без реальных угроз, провоцируют бегство, защитное нападение.

Симптомы беспричинного страха, панической атаки:

  1. Внезапный приступ ничем не спровоцирован. Появляется чувство нарастающей тревоги, паники.
  2. Неприятное «волнение» в грудной клетке, животе.
  3. Нарушение функции дыхания: учащённое, поверхностное может привести к синдрому ГВС (гипервентиляции лёгких). Следствие – головокружение, предобморочное состояние.
  4. Тошнота, «трепет», дрожь во всём теле.

Чувство паники вызвано постоянным перевозбуждением симпатической, нервной системы, которая контролируется спинным мозгом. Периферическая система отвечает за физиологию тела, которая не контролируется волей человека.

Тревожное состояние вызывает острые признаки вегето-сосудистой дистонии:

  • Побледнение кожных покровов, похолодание конечностей, слабость, чувство «комка», сжимающего горло.
  • Тремор, внутренняя дрожь, которую невозможно унять самостоятельно.
  • Гипергидроз – повышенное потоотделение стоп, ладоней, или всего тела.
  • Кардионевроз – беспричинное волнение провоцирует неправильное сердцебиение, тахикардию, частоту пульса до 150 ударов в минуту.
  • Частая причина паники – иррациональный, навязчивый страх смерти, онемение тела, покалывание в кистях рук, стоп.

Состояние вызвано постоянно растущими негативными переживаниями, сильными стрессовыми ситуациями физического и нервно-эмоционального характера. На бессознательном уровне человеческий мозг начинает воспринимать тело, как источник опасности, постоянно находится в режиме ожидания угрозы.

На этой стадии реакционной борьбы наблюдается повышенная выработка гормона адреналина, кортизола надпочечниками. Они провоцируют немотивированную агрессию, аутоагрессию, нервозность, грубость. Период длится недолго, за ним наступает подавленное состояние скуки, безразличия, вялости.

Регулярные приступы беспричинной паники провоцируют:

  • Инсомнию, бессонницу, на почве беспричинного страха. Сновидения кошмарного характера, связанные с постоянной тревогой, боязнью заснуть, частые пробуждения.
  • Постоянное отсутствие аппетита, эмоциональную апатию, анорексию, частое раздражение. Сонливость, повышенная слезливость, беспричинные перепады настроения.
  • Психогенную боль в области сердца, которая является причиной страха внезапной смерти. Головные боли, головокружение.
  • Навязчивые фобии, неопределённые мистические страхи, повышенную нервную возбудимость.
  • Дереализацию – внезапное состояние замутнённого восприятия действительности. Признак длительного перенапряжения психики.
  • Внезапные панические приступы являются причиной психосоматических заболеваний. Чувство тревоги, спровоцированное плохими мыслями, повышает артериальное давление.

Причины возникновения панических атак многообразны, зачастую присутствуют в комплексе, редко представлены единственным фактором. Предпосылки возможного расстройства нервной системы могут наблюдаться уже с детского возраста 7-8 лет, проявляются заметней к 18 годам.

Человек, начавший воспринимать себя как личность, попадает под комплекс неблагоприятных воздействий, травмирующих психику. У молодых людей, представителей пожилого возраста, симптомы и приступы паники протекают подобно.

Глубинные причины атаки страха, необъяснимой тревоги

  1. Эмоциональная депривация: недостаточно реализованные психоэмоциональные потребности, чувства. Наблюдается у одиноких мужчин и женщин разного возраста, маленьких детей из неблагополучных семей. Проявляется отсутствием поддержки, принятия. Панический синдром спровоцирован постоянным эмоциональным, тактильным голодом, отсутствием энергообмена с родителями, близкими людьми.
  2. Длительная скрытая или нелеченная депрессия, заболевания внутренних органов. Особенное влияние на эмоциональное состояние имеют неполадки органов эндокринной системы. Дисбаланс гормонов, выделяемых щитовидной железой, надпочечниками – одна из причин возникновения приступов непонятного беспокойства, накатывающего чувства паники.
  3. Токсические, вредные межличностные отношения по сценариям: обвинения, повышенных требований, манипулирования. Исключение возможности поговорить, восстановить справедливость. Потеря родного человека – частый фактор длительного невроза.
  4. Гормональная перестройка организма в подростковом возрасте, климактерическом периоде. Беременность, ранний послеродовый период. Сезонная нехватка солнечного дня, осенняя хандра.
  5. Преднамеренно созданные условия, где человек постоянно ощущает бессилие перед ситуацией, например – школьная программа, эмоциональная тирания в семье, преследование. Длительное пребывание рядом с источником провоцирует приступы паники, необъяснимой тревоги.

Чувство внезапного страха может возникнуть на фоне относительного эмоционального здоровья, в период, когда стрессор прекратил своё действие. Чувство тревожности появляется неожиданно, имеет тенденцию усиливать отрицательные симптомы в теле, сознании человека.

Как победить хроническую тревожность – что делать в самом начале?

  • Обратиться за консультацией психотерапевта.

Перед тем, как назначить терапию, врач обязан исключить заболевания: сахарный диабет, шейный остеохондроз, наличие онкологических опухолей. Назначить комплексный биохимический анализ крови, проверить баланс микроэлементов, витаминов.

  • Не применять самостоятельно препараты, убирающие симптомы внезапного панического страха, сильной тревожности.

Запрещено пить таблетки, не устранив причину. Анксиолитики, антидепрессанты, транквилизаторы помогут на короткий промежуток времени, постоянный приём спровоцирует зависимость. Часто после отмены наблюдается усиление чувства паники, постоянной тревоги, неоправданного страха смерти.

  • Необходимо пройти суточный мониторинг ЭКГ, пройти УЗИ сердца.
  • Избавиться от диет, ставших причиной нехватки полезных микроэлементов и витаминов. Длительное веганство, вегетарианство, сыроедение, исключение глюкозы быстро приводит к частым приступам панических атак.

Сбалансированное питание является первостепенным фактором лечения депрессии, панических атак. Постоянное наличие в еде должного сочетания белков, жиров, сложных углеводов способно предотвратить большинство внезапных тревожных состояний, спровоцированных голодом.

  • Перед лечением необходимо пройти обследование узких специалистов, исключить морфологические, структурные заболевания органов. Последним проводится осмотр психиатра. Панические атаки могут быть лишь частью иного патологического психокомплекса.
  • Медикаментозное лечение панических атак назначается после неэффективности работы над эмоциональным состоянием, устранения источника стресса.

Психотерапевт Евгений Батрак расценивает синдром панических атак, как пограничное состояние. На данном этапе болезнь не проявилась в полную силу, но симптомы, сигнализирующие о нарушениях работы нервной системы, уже ярко выражены.

Как заранее предупредить беспричинный приступ тревоги?

  1. Предупреждают панические атаки регулярные тренировки на свежем воздухе. Бег, плавание, любой подвижный вид спорта, дыхательные практики.
  2. Самостоятельное регулирование эмоционального фона. Почувствовав внезапно, что надвигается приступ, следует научиться отвлекать себя: больно ущипнуть, перестать думать о приближающейся атаке паники, перебивать негативные мысли заученными фразами из аутотренинга.
  3. Физические, эмоциональные перегрузки, все причины панических приступов – исключить. Планировать время заранее, выполнять безопасную работу, не вызывающую тревоги, страха.
  4. Внезапная, беспричинная тревога часто является причиной непродолжительного сна, работы без отпуска, эмоциональных перегрузок. Нужно спать не менее 8 часов в сутки, при частых стрессах наблюдается истощение нервной системы, по возможности – взять длительный отпуск.
  5. Устранить постоянные источники беспокойства, отрицательных переживаний, сменить место работы, или прекратить вредоносные отношения. Не сдерживать эмоции, найти подходящий способ их выражения: танцы, спорт, рисование. Любая творческая деятельность отвлекает от плохих навязчивых мыслей, волнения.

Состояние разбалансированной нервной системы приходит в норму достаточно медленно. Необходимо относиться к себе с терпением, соблюдать систематичность аутогенных успокаивающих тренировок, распорядка дня.

Как самостоятельно побороть внезапную тревожную атаку?

  1. Обеспечить себе доступ большого пространства, свежего воздуха. Преодолеть внезапную панику, тревожность, помогает рассредоточение внимания вокруг. Фиксирование причины внутреннего беспокойства усугубляет ситуацию.
  2. Контролировать глубину, частоту дыхательных движений. Сделать дыхание редкими, умеренно глубокими, избегать гипервентиляции. Поможет притупить чувство тревоги, снизит эмоциональное напряжение.
  3. Попросить о помощи, или не стесняться отказаться от неё. В зависимости от причин, самостоятельно справиться с приступами эмоционального беспокойства бывает легче.
  4. При внезапном ночном приступе паники, внутренней дрожи, страха – срочно встать поесть, выпить тёплый некрепкий чай. Сладкое есть необязательно. Процесс является отвлекающим фактором, постепенно повысит уровень глюкозы в крови, снизит ощущение тревоги.
  5. Во время частых, постоянных панических атак, убрать дополнительные раздражители – неспокойную музыку, фильмы, книги, телевизор, максимально ограничить пользование интернетом.

Ошибкой в оказании помощи людям, переживающим приступы внезапного страха, паники – незамедлительный приём лекарств, блокирующих эмоции. Это становится причиной истощения нервной системы, эмоциональной нечувствительности, зависимости от получаемой терапии. Эмоциональная лабильность, тревога, предполагают исключение отрицательного раздражающего фактора.

На два месяца можно исключить просмотр всех потенциально опасных вещей, избегать ситуаций, провоцирующих беспричинное волнение, панику. Соблюдать чёткий режим работы и отдыха, сбалансированно питаться, чтоб избежать нехватки микроэлементов, необходимых для здоровой нервной системы.

Если вы решите разобраться с излишней тревогой и страхами, осложняющими вам жизнь, то уверена - рано или поздно вы справитесь с этой задачей!

Здесь хочу уделить внимание тому, с чего стоит начинать такую работу…

Мне часто приходится слышать вопросы: «Скажите, как навсегда побороть страх?», «Как вообще перестать бояться?». Если отвечать на них так же коротко, то получается: «Никак!».

Потому что страх - необходимая для выживания человека эмоция, отсутствует она в опасных ситуациях у маленьких детей и людей слабоумных или сумасшедших. Так что, если планируете оставаться психически здоровым полноценным человеком - не рассчитывайте избавиться от страха совсем.

Другое дело, когда хочется научиться жить так, чтоб страх перестал осложнять жизнь, блокировать и связывать по рукам и ногам.

Как стать смелее, чтоб стремление развиваться и выходить за свои пределы было больше, чем желание оставаться в безопасности? Вот это уже более реальная задача, о ней и предлагаю поговорить.

Шаг первый - безоценочное отношение.

Ошибка, которую мы часто допускаем - это готовность бороться со страхами как с нашими злейшими врагами. Вспомните, приносило ли это вам успех? Обычно чем больше внимания мы направляем на борьбу со страхом, тем больше он парализует или заставляет суетиться, делать нелепые ошибки. Чем больше мы стараемся унять дрожь, тем она сильнее.

Что же с ним делать? Для начала - перестать оценивать. Бояться = не хорошо и не плохо, а естественно, это просто эмоция, которую нужно проживать, если она уже возникла.

Гораздо выгодней относиться к страху не как к врагу, а как к своей силе, своему мощнейшему оружию, которое дано, чтоб поддерживать и спасать вас в трудных ситуациях. Да, эта сила может доставить вам много хлопот, но только до тех пор, пока вы не берёте её в расчет, игнорируете или отвергаете, пока не научитесь владеть этим оружием!

Подведу итог:
первое - со страхом не надо бороться, это бесполезно, лучше с ним познакомиться и договориться о сотрудничестве.

Шаг второй - исследование.

Страх - обратная сторона агрессии, можно сказать, её полярность. Чем больше своей энергии вы не расходуете по назначению, не пускаете в дело (в обращение к людям, в конкретные практические действия) - тем больше этой энергии будет работать против вас в виде общей тревоги или в виде конкретных страхов чего-либо.

Как любую другую эмоцию, страх можно научиться регулировать - снижать или повышать интенсивность переживания, снимать лишнее напряжение в теле. Можно напрактиковаться выходить из ступора или суеты с помощью других эмоций, например, разозлившись, заинтересовавшись, почувствовав всю безмятежность и величие этого мира или немного придавив себя чувством долга.

Для каждого человека найдётся свой набор подобных «переключателей», нужно только начать исследовать себя. Это как рассмотреть под микроскопом всё, чего пугаетесь и как это проявляется в поведении; в каких ситуациях, что помогает и что мешает справляться с эмоциями.

Например, прямо сейчас составьте список всего, чего вы уже не боитесь, и вспомните, как вы пришли к этому? Уверена, что обнаружите в своём арсенале как минимум пару надёжных, проверенных практикой способов справляться с излишней тревогой. Берём их с собой в дальнейшую работу!

Шаг третий - практическая тренировка.

Ещё одна распространённая ошибка в работе со страхом - когда его преодоление мы делаем самой целью. Это автоматически запускает наше внутреннее сопротивление и делает работу бесконечно долгой, сильно утомительной и самое главное - бесполезной.

Конечно, развивая смелость и уверенность, необходимо регулярно совершать усилия, выходить из зоны комфорта и встречаться с пугающими нас ситуациями. Только это может позволить нам наработать привычку и успешный опыт. Но! Прежде, чем начать движение к пугающему, прежде, чем узнавать и приручать свой страх, ответьте себе на вопрос: ради чего делать всё это?

Это похоже на борьбу с вредной привычкой - кто-то десятилетиями борется с ней, и в лучшем случае приходит к чему? К её отсутствию = к нулю! Гораздо эффективне тратить время на формирование противоположной полезной привычки, а лучше не одной, а нескольких, они со временем вытеснят вредные и попутно сделают вашу жизнь лучше.

Итак, практика:
найдите и запишите всё, чего хотите в жизни, что нравится, что для вас действительно ценно, к чему вы не можете оставаться равнодушны, что вас приятно задевает или вдохновляет. Сделайте список всех хочушек - больших и маленьких!

Затем выберите из этого списка пункты, реализовать которые вам мешает ваша тревожность или конкретные страхи, выпишите их на отдельный лист на стену, а лучше ещё и в ежедневник. Считайте, что ваша индивидуальная программа тренировок по работе со страхами готова!

Осталось заручиться дополнительной поддержкой в лице друзей, коллег или собратьев по желаниям. Психолог, кстати, тоже может быть такой поддержкой. Вместе легче бывает преодолевать «срывы» и оставаться на пути к своим целям.

Давайте подведём итог.

  • Чтоб страхи и тревога перестали осложнять вам жизнь, необходимо взглянуть на них спокойно, без лишних оценок и глобальных выводов.
  • Затем - изучить все особенности их проявления у себя.
  • И после этого последовательно, шаг за шагом воплощать в жизнь свои желания, приручая и осваивая свои силы.

Пусть у вас всё получится. Побед и новых личных рекордов вам!


В жизни каждый из нас встречается с чувством тревоги. Буквально с рождения мы испытываем дискомфорт при встрече с тем, чего не знаем, боимся или на что не можем повлиять. Однако, у кого-то это краткосрочное, быстропроходящее и не сильно выраженное состояние, с которым человек легко и самостоятельно справляется.

А для кого-то это очень тягостное переживание, отравляющее жизнь. Оно выступает постоянным фоном, мешая нормальной жизнедеятельности, или накрывает, как девятый вал, полностью блокируя способность радоваться, мечтать, чувствовать уверенность, спокойствие, гармонию и вообще что-то делать. Поэтому очень важно понимать, что это за зверь, когда и почему приходит к нам и как его можно приручить.

Понимание того, что происходит, дает нам, как минимум, возможность выбора: что с этим делать и как себя вести.

Часто тревога индуцируется и подкрепляется разного рода страхами.

Формированию повышенной тревожности способствуют различные факторы: помимо личностных особенностей человека (включая его психические особенности, физиологию и личный опыт), это также наследие семьи, негативная картина мира инегативное представление о себе.

Наследие семьи

Говоря о «наследии», стоит учитывать семейную историюи опыт переживания трудных кризисных моментов в жизни семьи, а также унаследованный способ реагирования и обращения с тревогой.

1) У каждой семьи есть своя история, свои мифы и скелеты в шкафу - истории, о которых не любят рассказывать, но о которых помнят и переживают.
Если в жизни рода были без вести пропавшие, репрессированные и расстрелянные, о которых годами не могли получить информацию и долго скрывали этот факт, боясь и за свою жизнь, если случались несчастные случаи («пошел за хлебом, попал под машину», «лег на плановую операцию и умер», «подавился и умер»), естественно предположить, что тревога там выше, как минимум, в отношении того, что стало причиной смерти или переживаний родственников.

Часто «наследников» преследует страх чего-то ужасного (внезапной смерти близкого, трагедии), который в основе своей имеет страх смерти . Бывает так, что в семье не принято говорить о смерти, и детям не объясняют, что происходит. Тем не менее ребенок чувствует атмосферу, пытается сопоставить доступные ему факты и домыслить то, о чем молчат. Часто именно в детском возрасте проживаются фантазии на тему смерти и рождается определенное отношение к ней.

Очень травматично для ребенка присутствие при суициде или смерти, когда взрослые ведут себя неадекватно, не обращают на ребенка внимания, оставляя наедине со своими фантазиями и страхами, не утешают его и не объясняют, что случилось. Ребенок может считать себя виноватым, или связать в логическую цепочку некоторые совершенно не связанные события и во взрослой жизни боятся даже намека на совпадение.

Так, например, в одной семье за небольшой промежуток времени случился ряд смертей. Ребенка боялись травмировать и вообще избегали этой темы. Для девочки из доступной ей информации сложилась следующая последовательность: заболел – вызвал врача – исчез. Заболел – вызвал врача – исчез. Стоит ли удивляться, что когда заболела мама, и в их доме появился врач, с ребенком случилась истерика, девочка отказалась ходить в школу и отпускать маму из поля зрения. На рисунках в разных видах отображался страх чего-то ужасного (как страх смерти).

2) При нежеланной беременности (мыслях мамы об аборте), ожидании ребенка другого пола, отвергающих родителях, когда ребенок не чувствовал себя любимым и нужным, когда не удовлетворялись основные потребности в безопасности и было много причин тревожиться, во взрослом возрасте возможна скрытая депрессия на фоне постоянного отравленного ощущения радости при благополучной жизни.

3) Есть семьи со сниженным порогом тревожности, так называемые, низкодифференцированные семьи. Где принято беспокоиться даже по незначительным поводам. Будь-то невозможность дозвониться с первого раза, небольшая задержка с работы или из школы, предстоящая поездка или любое небольшое изменение в жизни семьи.

Когда рисуются страшные картины случившегося или будущего, на ноги поднимается вся родня, никто не может ни успокоиться сам, ни успокоить другого; тревога каждого разрастается, объединяется и становится общей. Часто это бывает при созависимых отношениях.

Вырастая в такой семье, ребенок перенимает поведенческие навыки общения и реагирования на определенные ситуации и воспроизводит их в своей взрослой жизни. Для взрослых, вышедших из таких семей, часто характерен беспричинный страх будущего или страх непредвиденного, которые в основе своей могут иметь страх потери контроля .

Как справляться с тревогой при «отягощенной наследственности»:

1. Часто бывает полезно узнать историю своей семьи. Скелет из шкафа, который увидел свет, перестает быть скелетом.

Для этого можно расспросить старшее поколение, чего боялись они, что на это влияло, как справлялись со своей тревогой. Уверена, вы узнаете много похожих на вашу ситуаций и сможете найти тех, пример кого воодушевит вас и подарит надежду.

Кроме того, вы можете неожиданно узнать, откуда взялась ваша тревожность. И что она не является вашей, а перешла к вам по наследству от мамы или бабушки. Которые своими «напутствиями» и «заветами» («делай то-то», «никогда не веди себя так, а то хуже будет») фактически напутствовали вас бояться того, чего боялись они сами. Но то, что пугало их, не факт, что будет пугать вас. Поэтому стоит пересмотреть их тревоги, научиться различать их беспокойство и свое, и вернуть им то, что не ваше и вам не подходит.

2. Если вас мучает постоянное ощущение подавленности и ничего в этой жизни не радует, лучше пройти тест Бека, который позволяет определить наличие у вас депрессии. Если опасения подтвердились, не стоит падать духом. Важно обратиться за консультацией к психиатру, так как в его компетенции назначить медикаментозную поддерживающую терапию. Без которой, в случае депрессии, к сожалению, не обойтись. Сейчас существует много разных щадящих схем. А позже с психологом или психотерапевтом проработать причины, вызвавшие это состояние и найти ресурсы с ним справиться.

3. Если вы родом из семьи, где принято много тревожиться, стоит выписать ситуации, где тревога наиболее сильна и понаблюдать за другими людьми или семьями, чтобы увидеть как можно по-другому вести себя в этих обстоятельствах. Так можно научиться альтернативным способам обращения с тревогой и расширить запас поведенческих навыков. То есть стать более адаптивным.

Также можно завести «тревожный» дневник, в который, как только чувствуете наступление тревоги, подробно записывать свои ощущения, место, где вы находитесь, события, которые этому предшествовали, продолжительность ощущений, возможные причины, людей, которые вас окружают, а также оценить по шкале от 0 до 10 силу выраженности переживаний. Это даст понимание, как часто, как сильно и при каких обстоятельствах наступает данное состояние.

Негативная картина мира

Причин формирования негативной картины мира может быть несколько. Это ненадежный тип привязанности в детстве (тревожный, избегающий или их комбинация), отвергающие родители и определенный стиль воспитания и обращения с ребенком, когда близкие взрослые не только не обеспечивали защиты и безопасности, но и сами прибегали к физическому наказанию и другим формам насилия.

При этом мир воспринимается, как небезопасный и полный испытаний. К нему нет доверия. Часто это происходит потому, что ребенок (особенно это касается младшего возраста) привыкает сам справляться с разными ситуациями, не получая необходимой поддержки и утешения. Когда рядом нет надежного любящего эмоционально-вовлеченного взрослого (например, ребенка часто подолгу оставляют одного, или взрослый физически рядом, но эмоционально недоступен, например, при депрессии у мамы) или взрослый рядом, но неадекватно реагирует на потребности ребенка (когда малыш хочет спать, с ним играют; когда болит живот, его кормят и т.д.)·

Также тревожность отмечается у тех, кто в детстве чувствовал себя небезопасно, за кого не заступались родители. Обеспечение защиты и безопасности – в основном, папина функция. Именно поэтому строгое воспитание с жестким режимом, а также частое использование физических наказаний за малейшую провинность (особенно когда отец бьет дочь) имеет далеко идущие последствия. И дело даже не в сложных отношениях с противоположным полом.·

Как справляться с тревогой при негативной картине мира?

1. Нужно научиться фокусироваться на положительных событиях.

В терапии я называю это «перевести прожектор с привычного негатива, на позитив». Важно не только ограничить то, что тревожит и расстраивает, но и научиться видеть хорошее вокруг.

Так, важно уменьшить просмотр новостных передач (по статистике из 10 новостей 7-8, если не больше, негативные, можете проверить), ограничить общение с «токсичными» людьми (теми, которые все время жалуются, критикуют вас, сравнивают, обесценивают; после общения с которыми, вы чувствуете себя уставшими, раздраженными или опустошенными), уменьшить время соприкосновения с тем, что не нравится.

В противовес в конце дня перед сном перечислить то, что было хорошего за день пусть даже это было что-то очень маленькое и мимолетное. Сделать это привычкой.

2. Стоит проанализировать, что вас радует, а что расстраивает.

Разделить лист на две части и записать минимум 10 пунктов в оба столбца. Найти время в течение дня и выполнять хотя бы один пункт из «радующей» колонки. Подумать, как меньше встречаться с негативными событиями.

3. Для создания и укрепления спокойного внутреннего ощущения помогает аутотренинг, йога, медитация, техники релаксации и дыхательные методики.

4. Если с родителями не было надежной привязанности (вы привыкли рассчитывать только на себя) и по разным причинам она сейчас невозможна, то можно поискать уже во взрослом возрасте тех, кто мог бы оказать вам поддержку, принятие, дать утешение и понимание. Среди коллег, подруг, учителей, дальних родственников, знакомых. Надо найти человека, кому вы сможете доверять, общение с которым понятно и комфортно. В некоторых случаях таким человеком может стать психолог.

5. Стать родителем самому себе: вырастить собственного внутреннего родителя, научиться успокаивать и заботиться о своем внутреннем ребенке самостоятельно. Для этого спрашивать себя (своего ребенка): «Чего тебе хочется? Как я могу утешить тебя?» Это может быть прогулка, общение с друзьями, книга на ночь, ванна с пеной, фильм, игра, хобби (конструирование, рисование, вязание, пение, игра на инструменте, пробежка, кулинария и т.д.)

6. Научиться защищать себя. Тут помогут разные тренинги обращения с агрессией и злостью или занятия спортом (бокс, приемы самообороны, любые игры в мяч). В личной терапии важно проработать отношения с родителями, если в семье практиковалось насилие или у вас есть опыт, когда вы не смогли защитить себя с другими людьми.

По мере того, как мы учимся защищать себя и свои границы, мы становимся увереннее, и мир вокруг уже не кажется таким пугающим и вызывающим тревогу.

Негативное представление о себе

Образ Я формируется при взаимодействии со значимыми другими. Именно поэтому критикующие, сравнивающие, оценивающие, гиперопекающие, а также родители с большими ожиданиями или завышенными требованиями обрекают своего ребенка на представления о себе, как о «плохом», «не достаточно хорошем», «не справляющемся», «неудачнике», «слабаке, которому все время нужна помощь».

Что приводит к внутреннему напряжению, неуверенности, заниженной самооценке, а вместе с этим к большому количеству страхов и тревоги. Они боятся нового, боятся неудачи, боятся не справиться, боятся любых изменений от этого может рождаться страх будущего или непредвиденного (что невозможно проконтролировать).

Часто испытывают постоянное отравленное ощущение радости при благополучной жизни , так как «живут не своей жизнью», стараясь соответствовать чьим-то ожиданиям, делать то, что дОлжен, а не то, что хочется. Когда везде чувствуешь себя недостаточно хорошим или не имеющим права.

Как справляться с тревогой, вызванной негативным представлением о себе?

1. Предстоит создать положительный образ себя. Это небыстро и непросто, но возможно. Для начала, чтобы оценить масштаб бедствия, несколько дней посчитайте сколько раз мысленно и вслух вы хвалите себя, а сколько ругаете. Это можно отмечать галочками в двух колонках по мере «ругания-хваления».

2. Если ругаете вы себя чаще, чем хвалите, то нужно в конце дня перед сном вспомнить прошедший день и найти минимум 5 поводов за что себя похвалить. Для тех, от кого родители ожидали слишком много («олимпийских побед» и «нобелевских премий») важно научиться даже в небольших поступках и достижениях видеть повод для радости и гордости собой. Часто такие люди привычно обесценивают себя и все что, не «красный диплом» (а часто и он тоже) вообще не замечается. Поэтому найдите то, что вчера вы еще не умели или не пробовали, а сегодня узнали, решились, сделали. Помните, прежде чем человек научился ходить, он тысячу раз упал, но это не помешало ему встать на ноги.

3. Перестаньте сравнивать себя с другими. Вы никогда не сравнитесь с оперным певцом мирового уровня, если ваш талант в другом. Зато ранитесь до бесконечности и приобретете пожизненный повод беспокоиться. Сравнивать можно себя только с самим собой вчерашним.

4. Утром, перед тем как встать, спросите себя: «Чем я могу себя сегодня порадовать?» и постарайтесь сделать это.

5. Опросите друзей на предмет своих сильных личностных качеств, которые могут вам помочь справиться с тревогой или страхом. Попросите их назвать не менее трех.

6. Нарисуйте или подробно опишите свою тревогу или страх. Посмотрите на нее издалека. Задайте себе вопросы: «Когда она появляется? Какие планы на вашу жизнь имеет? Какие ваши качества помогают ей нападать на вас? А какие делают ее слабее?» Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы справились с тревогой или страхом. Что помогло вам тогда?

Отдельно стоит сказать о детях с пограничными родителями или страдающими алкоголизмом или психическими заболеваниями. Так, при шизофрении отношения амбивалентны и часто протекают по принципу «люблю-ненавижу».

У таких людей в детстве много хаоса и двойных посланий (когда слова противоречат друг другу или смысл сказанной фразы не согласуется с невербальным сопровождением. Например, злым тоном говорится «конечно, я тебя люблю» или «ты мне так нужен, уходи!»)

Чтобы выжить, таким детям приходится самим справляться с часто возникающей тревогой и часто становиться родителем своим родителям. У них много подавленных эмоций и большие трудности в построении близких долгосрочных доверительных отношений. У них часто бывает беспричинный страх будущего и неспособность радоваться , даже если в настоящий момент все в их жизни хорошо.

Часто им кажется, что за любую радость, желание или осуществленную мечту им придется заплатить страданием. Им труднее всего учиться хвалить себя, позволять что-то делать для себя и мечтать. Внутренний голос родителя звучит ярко и сильно. В этих случаях предстоит большая работа и лучше воспользоваться помощью специалиста.

Как справляться с тревогой?

В каждой семье приняты свои способы справляться с тревогой. При этом они могут быть, как функциональными, так и дисфункциональными. К последним относится курение, алкоголь и другие виды зависимостей. Когда фактически человек избегает встречи с собой и своими чувствами, не решая проблемы.

Конфликт – это тоже дисфункциональный способ. При этом бывает так, что тревога одного партнера провоцирует возникновение тревоги другого и, сливаясь, эти две тревоги усиливают, продляют и подкрепляют друг друга. Кто-то уходит с головой в сериалы, игры, интернет, работу только, чтобы не жить реальной жизнью и не сталкиваться с тревожными переживаниями.

Наряду с дисфункциональными, есть способы, которые не только действительно помогают прожить некомфортные моменты, но и приносят пользу. Это спорт, чтение, творчество, общение, искусство и даже уборка.

  • Занимайтесь тем, что приносит радость.
  • Будьте в контакте с собой и своими чувствами.
  • Научитесь утешать своего внутреннего ребенка.
  • Представьте себя маленького, возьмите на ручки и спросите: «чего ты боишься, что я могу для тебя сделать?»
  • Выполняйте желания из детства (Одной женщине с повышенной тревожностью очень помог ее маленький ребенок, попросив совершать ежедневные прогулки перед сном и возможностью «как в детстве» забраться на сугроб и полежать на снегу; купить красивое платье или игрушку-талисманчик)
  • Учитесь выражать свои эмоции.
  • Научитесь ставить границы и защищать себя.
  • Умейте отличать свою и чужую тревогу (в созависимых отношениях часто сливаются и усиливают друг друга).

Метки: Тревожность ,


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Читать по теме:

"Мне 35, а я все еще не замужем! Я так и останусь одна!": как справиться с повышенной тревожностью

Тревожность - тягостное переживание, отравляющее жизнь. Оно идет постоянным фоном или накрывает, как девятый вал, полностью блокируя способность радоваться, мечтать, чувствовать уверенность, спокойствие, гармонию и вообще что-то делать.

Метки: Тревожность ,

11 признаков того, что вам не хватает эмоционального интеллекта

Первый признак – практически все в вашей жизни вызывает стресс. Когда вы подавляете ваши чувства, они быстро превращаются в неконтролируемые ощущения напряженности, стресса и тревожности. Неразрешенные и подавленные эмоции напрягают как ваш разум, так и тело.

Метки: Стресс , Тревожность , Управление эмоциями , Обида , Пассивная агрессия ,

11 вещей, которые должен услышать мужчина в депрессии

Другая ложь, которую депрессия нашёптывает вам: «Ты бесполезен, ты ничего не стоишь». Она разрушает самоуважение и искажает ваше представление о самом себе. Она наполняет ваш разум пессимистичными мыслями, которые только ухудшают ваше настроение: «Я ужасный человек. Я кошмарно выгляжу. Я недостоин любви».

Метки: Депрессия , Тревожность , Мужчины ,

Психолог Оксана Ткачук: "Избыточное реагирование, когда реакция больше, чем вызвавший её стимул, является показателем наличия травмы. Травмированный человек зачастую нейтральный стимул воспринимает как опасный. Это случается и в отношениях с людьми: безопасных людей они воспринимают как опасных, и наоборот. Таким образом, у травматиков постоянны ошибки восприятия."

Метки: Бессонница , Стресс , Тревожность , Психическая травма ,

Гипертрофия воли или путь самонасилия

Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В терапии часто замечал у клиентов, склонных к соматизации, высокий уровень напряжения, сложности с расслаблением, повышенную волевую активность: как будто они всегда находятся в состоянии готовности к действию. Я называю этот феномен гипертрофией воли или самонасилием."

Метки: Невроз , Стресс , Тревожность , Психосоматика ,

Психолог Глеб Ефименко-Коган: "Общение с холодом: кортизол снижается через общение с холодом. Холодный душ, обливания, холодные ванны – всё это снижает его концентрацию в крови. И при систематическом следовании этой рекомендации, можно забыть о панических атаках и тревожности. А что делать, если страх застал тебя врасплох и ты уже в этом состоянии?"

Метки: Страх , Тревожность ,

Экзистенциальная тревога и становление идентичности

Врач-психотерапевт Максим Пестов: "Экзистенциальная тревога выражает одну простую идею - ни один выбор не оказывается абсолютно правильным и окончательным, ни одна позиция не дает совершенных гарантий и преференций. В состоянии этой тревоги возникает ощущение, что жизнь катится в тартарары и не за что уцепиться, чтобы прервать это неизбежное падение. Это невозможно отменить, поскольку оно оказывается предельной данностью нашего бытия."

Тревога является наиболее часто предъявляемым переживанием клиента, с которым встречается психолог в консультационном процессе.

Термин «тревога» используется для описания эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями беспокойства, мрачных предчувствий, связанных с неопределенной, неизвестной опасностью. На психологическом уровне тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами (Прихожан А.М., 2009).

На физиологическом уровне тревога проявляется в изменении дыхания, в повышении артериального давления, в возрастании общей возбудимости, в специфических ощущениях в грудной клетке, в потливости, в учащенном сердцебиении. Внешними признаками тревоги являются суетливость, двигательное беспокойство, напряженная мимика.

Различают тревогу ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент, и тревогу как черту личности (тревожность) - повышенную склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей (Ханин Ю.Л., 1980; Сарасон И.Г., 1972; Спилбергер Ч., 1966).

В гештальт-подходе тревога тождественна «возбуждению» и включает как физиологическое возбуждение, так и недифференцированные эмоции. Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз считает: «...формула тревоги очень проста: тревога это брешь между сейчас и тогда» (Перлз Ф., 1994). Вместе с тем, Ф. Перлз рассматривает тревожность и страх с точки зрения отношения к внешней и внутренней угрозе и рассматривает тревожность как исходно чисто физиологическую реакцию (Перлз Ф., 1995).

С точки зрения гештальт-терапии, тревога возникает при нарушении сбалансированности в системе человек-среда. Постоянное состояние тревоги свидетельствует о заблокированности чувств и желаний, которые не допускаются к осознаванию.

В гештальт-терапии тревога, прежде чем подвергаться «переделке», должна быть осознана и присвоена, а не «утешена» и тем самым изгнана из поля осознания. В реальности основной стратегией обращения с тревогой является ее «взращивание», чтобы ее осознать и вернуть в состояние возбуждения (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004). Этому могут помочь вопросы и предложения: «Кому адресована твоя тревога?», «Что делает твоя тревога с тобой?», «Стань своей тревогой и прояви себя».

В терапевтической сессии тревога «сигнализирует» о незавершенных ситуациях. При этом она не обязательно осознается и выражается клиентом, она может скрываться за стереотипными формами поведения, способствующими избеганию осознавания. Задача терапевта – идентификация и мобилизация тревоги (Немиринский О.В., 1998).

Появление тревоги у клиента является признаком невротического прерывания контакта. Понимание тревоги как прерванного возбуждения предполагает, что именно те пласты опыта, которые вызывают тревогу, должны быть в фокусе терапевтического взаимодействия.

С точки зрения гештальт-терапии, человек может разными способами регулировать свое равновесие с окружающей средой, сталкиваясь с препятствиями на пути удовлетворения своих потребностей. Первый способ – творческое приспособление, позволяющее найти такой вариант контакта с внешним миром, который позволит удовлетворить свои потребности, а также сохранить гармонию как с внешним миром, так и с самим собой. Помимо этого гештальт-терапия выделяет следующие невротические механизмы, или виды сопротивлений (срывы цикла контакта), препятствующие достижению человеком психологического здоровья и зрелости: слияние (конфлюэнция), интроекция, проекция, ретрофлексия (Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Ф., 1951), эготизм (Гудмен П., 2001), дефлексия (Польстеры И. и М., 1997).

Конфлюэнция (слияние) есть неразличение границы между двумя явлениями: восприятием и воспринимаемым объектом, двумя людьми, т.е. нет осознавания различия между ними.

Интроекция есть процесс усвоения чуждых организму представлений или способов поведения под влиянием авторитетов, процесс принятия на веру понятий при слиянии с этими авторитетами.

Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал другим людям или объектам, пытался или хотел делать.

Черта личности невротика или его чувство, поведение, не ощущаемое им как своё собственное, а приписываемое чему-либо или кому-либо во внешней среде, есть проекция.

Дефлексия – это способ ухода организма от прямого контакта с окружающей средой путём постоянного изменения направления движения к объекту своей потребности до момента исчезновения энергии первоначального импульса.

Тревога появляется именно там, где избегается контакт. Поэтому гештальт-терапевт по ходу сессии может идентифицировать, с какой стадией цикла контакта связано переживание тревоги (Захарова Т.А., 2008). Та фаза цикла контакта, в которой появляется тревога, свидетельствует о характерном для клиента механизме прерывания контакта.

При каждом типе невротического контактирования наблюдается тревога, но она различается по причине своего возникновения и появляется тогда, когда клиент сталкивается с переживанием, блокированным защитой. Типы невротической саморегуляции личности имеют различия по проявлению феномена тревоги. Проведенное в реабилитационном центре социальной медицины экспериментальное исследование позволило выявить ряд взаимосвязей между проявлениями феномена тревоги и невротическими способами саморегуляции личности. Для большей части невротических типов защит удалось выявить наличие взаимосвязи между отдельными видами тревоги, предъявляемым и блокируемым (неосознаваемым) переживанием. Исследование динамики тревожного переживания показало, что типы невротического регулирования различаются между собой по параметрам силы, частоты возникновения и продолжительности удержания тревоги.

Так, с конфлюэнтным типом контакта связаны немотивированная тревога и застревание в неотреагированных переживаниях. При слиянии тревогу вызывает всякое выделение фигуры потребности. Тревога возникает при встрече с собственной личностной границей. Блокируемыми переживаниями при конфлюэнции являются радость, интерес и удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через предъявление невротических переживаний вины, презрения, отвращения и гнева.

При интроекции тревога появляется тогда, когда мир вокруг начинает изменяться. Тревога заменяет собой переживание желания, при этом не наступает следующая фаза цикла контакта – фаза мобилизации. Блокируемыми переживаниями при интроекции является гнев, вина, отвращение, стыд.

При проекции тревогу вызывает само переживание какого-либо чувства. Возникают затруднения по осознаванию, т.к. энергия тревоги сразу же разряжается агрессией. Блокируемым переживанием при проекции является презрение, а разрядка энергии тревоги происходит через гнев.

При ретрофлексии тревогу вызывает действие, адресованное другому человеку как объекту потребности (например, требование или просьба). Блокируемым переживанием является интерес, разрядка энергии тревоги происходит через стыд и отвращение.

При дефлексии человека тревожит прямой контакт с другими людьми, получение обратной связи, разделение с ними чувств. Тревога появляется при приближении к объекту, блокируемым переживанием является удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через презрение, отвращение, гнев.

Эготист переживает как тревогу утрату контроля. При эготизме тревогу вызывает ослабление произвольности, блокируемым переживанием является радость, а разрядка энергии тревоги происходит через вину и страх.

В гештальт-терапии с ситуативной тревогой работают так, как этого требует фаза цикла контакта, где за тревогой следует срыв: фрустрируют сопротивление, мешая клиенту растрачивать возбуждение.

Тревогу можно регистрировать в любой момент смены фигуры и фона в цикле контакта. Наблюдения за признаками тревоги и их редукцией делают восприятие сопротивления более ясным. Это помогает терапевту сориентироваться в происходящем, осуществить выбор, с чем в данный момент работать (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004).

Стратегии работы гештальт-терапевта с тревогой основаны на понимании необходимости вернуть человеку целостность, то есть помочь объединить себя самого и свою энергию.

Гештальт-терапевт проводит эксперименты, в рамках которых субъект может «соединиться» или вступить в отношения с собственной тревогой (Булюбаш И.Д., 2004). Например, клиенту может быть предложено идентифицироваться с тревогой, то есть изобразить трясущуюся фигуру, усилить тип движения, осознать, какие потребности и чувства стоят за этим движением (Петрова Е., Матков В., 2008). Человек может вступить в диалог с тревогой или символизирующей её фигурой, чтобы прояснить чувства и потребности текущего момента. Гештальт-терапевт может предложить клиенту описать свои ощущения, сконцентрировавшись на телесных переживаниях. Задача – помочь человеку понять, что больше подходит в данную минуту. Например, разозлиться на кого-то (испытать гнев) или выяснить, кого или чего клиент опасается (активизировать переживание чувства страха). В общем, все эти эксперименты направлены на увеличение внимания к себе и собственным потребностям в данный момент.

В гештальт-терапии тревога рассматривается и как феномен терапевтических отношений. Психотерапевт может обратить внимание на контекст актуальных терапевтических отношений, в которых появляется тревога.

Как личностная характеристика, тревожность является частью представления о себе. Изменение свойств характера в любом случае требует весьма длительной работы и возникает скорее непроизвольно, в контексте прочих изменений. Стратегически в гештальт-терапии предлагается экспериментировать с поведением, противоположным основной структуре защит (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004).

Таким образом, сам факт наличия тревоги в гештальт-подходе понимается как феномен, свидетельствующий о наличии заблокированной энергии, которая может быть возвращена организму специальными методами.

Поделиться