Когда начинает закладываться иммунная система будущего ребенка. Каким путем создается специфический иммунитет? Факторы, снижающие детский иммунитет

Ребенок появляется на свет с очень слабой иммунной системой. Она вырабатывает иммунные клетки, однако их недостаточно для того, чтобы выстроить надежный барьер для отражения атаки вирусов и бактерий. Поэтому защита детского организма строится на иммуноглобулинах О (они способны распознавать «чужаков» и бороться с хронической инфекцией), которые малыш получает от мамы внутриутробно в третьем триместре беременности. Если будущая мама здорова, то ребенок надежно защищен иммуноглобулинами, если нет (учитываются даже обычные ОРЗ), может возникнуть плацентарная недостаточность, и малыш недоберет клеток-спасателей. Впрочем, полученные внутриутробно антитела всего лишь три месяца защищают маленького человека от дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, менингита, скарлатины, ревматизма и других очень опасных недугов, но только при условии, что мама переболела ими или, по крайней мере, делала прививки от этих болезней.

К четвертому-пятому месяцу жизни ребенка выработка собственных иммуноглобулинов в его организме постепенно налаживается. Правда, это только иммуноглобулины М, которые первыми включаются в борьбу с вторгшимися «агентами», но, увы, не ограждают малыша от инфекционных заболеваний. К счастью, его до года более-менее надежно защищают получаемые с грудным молоком иммуноглобулины А, отвечающие за местный иммунитет носоглотки. Самый опасный период для иммунитета ребенка — с 6 месяцев до 1, 5— 2 лет. В это время материнские антитела постепенно утрачивают силу, а выработка собственных еще не налажена.

Количество собственных защитных клеток типа А начинает расти у детей только после 4-летнего возраста, поэтому иммунологи советуют отдавать ребенка в детский сад не раньше 4, 5 лет. В 5— 6 лет формирование иммунных клеток продолжается довольно медленно, это и объясняет подверженность дошкольников вирусным инфекциям.

Только к 7 годам показатели иммуноглобулинов М, О, А у ребенка приближаются к взрослой норме — вот почему специалисты рекомендуют отправлять детей в школу после 6 лет. Кстати, полноценная выработка противоглистного иммуноглобулина Е начинается не раньше 7 лет, поэтому гельминтоз — бич дошкольников.

Казалось бы, у подростков иммунитет должен окончательно «повзрослеть», но ему мешают… гормоны, активность которых временно ослабляет защитные силы организма — у тинэйджеров повышается чувствительность к туберкулезу, увеличивается риск развития хронических заболеваний. Как только гормональный фон молодых людей устанавливается, иммунная система крепнет. Последние аккорды в формировании защитных сил приходятся на период 18— 20 лет, но поддерживать и укреплять иммунитет нужно всегда.

Для иммунитета вредно:

Пеленание

Исследования неонатологов (врачей, наблюдающих детей до трехмесячного возраста) показывают, что пеленание может помешать формированию иммунитета. Если ребенок постоянно плотно завернут, его организм привыкает к теплу, и для переохлаждения достаточно даже минимального ветерка или перепада температуры. Иммунная система такого грудничка слабеет, а значит, не может активно противостоять болезнетворным микроорганизмам.

Вредные привычки родителей

Доказано, что даже пассивное курение разрушает в организме витамин С. Как известно, аскорбиновая кислота отвечает за наши адаптационные возможности и повышает сопротивляемость инфекциям.

Иммуностимуляторы

Иммунологи единодушны: препараты, подстегивающие иммунитет, вредят, если родители назначают их своим детям самостоятельно. Это касается даже эхинацеи, ведь принимать лекарства на основе этого растения рекомендуется только при гнойных процессах — отите, гайморите и т. п. При обычной простуде эхинацея может внести дисбаланс в работу защитных сил организма. Кроме того, иммуностимуляторы способны провоцировать расцвет аллергии, так как большинство из них изготавливается на травах.

Стерильность

Если стерилизовать посуду и игрушки, мыть пол специальными средствами и кипятить пеленки, организм малыша не научится вырабатывать антитела против обычных вирусов и бактерий, с которыми придется встретиться в детском саду и школе.

Интеллектуальный пресс

Современная школьная программа плюс дополнительные занятия по развитию интеллекта — солидная нагрузка на детский организм, в том числе и на иммунную систему. Механизм влияния постоянных мозговых атак таков: обремененные наукой дети устают, часто болеют, а это, в свою очередь, вредит формированию надежной защитной системы.

Для иммунитета полезно:

Материнское молоко

С ним ребенок получает все необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы, а также очень важные компоненты — антитела. Дети, находящиеся на естественном вскармливании, реже болеют, меньше страдают от аллергических заболеваний, отита, пневмонии. Чем дольше вы кормите грудью, тем выше сопротивляемость организма вашего ребенка.

Холод и движение

Эти факторы специалисты считают лучшими стимуляторами иммунитета. Вы очень поможете ребенку, если приучите его спать с открытой форточкой в любое время года, не станете захламлять организм малыша вредными сладостями и лишний раз выйдете с ним побегать и попрыгать на свежем воздухе.

Кисломолочные продукты

В кишечнике формируются иммунные клетки, синтезирующие иммуноглобулины, поэтому сбои в работе этого органа (запоры, расстройства) вредят не только пищеварительной системе, но и иммунитету. Лучший способ усилить защитную функцию организма — населить желудочно-кишечный тракт полезной микрофлорой, бифидо- и лактобактериями кисломолочных продуктов — йогурта, кефира, ацидофильного молока. Иногда недостаток полезных бактерий становится причиной развития аллергии.

Болезни

Иммунитету нужны тренировки в виде… болезней. Однако не каждый недуг способствует укреплению иммунной системы, а лишь тот (к примеру, ОРЗ, ОРВИ), который не дает тяжелых осложнений и не переходит в хроническую форму. Главное, чтобы тренировки не становились постоянными, истощающими защитные силы.

Иммунитет - важнейшее свойство организма человека. Иммунная защита сложна и многоступенчата, она начинает функционировать еще во внутриутробном периоде, совершенствуется и развивается непрерывно в течение всей жизни, защищает организм от проникновения чужеродных ему субстанций.

Выделяют два основных типа иммунитета: наследственный (видовой) и приобретенный (индивидуальный). Видовой иммунитет делает человека невосприимчивым по отношению ко многим заболеваниям животных (например, чуме собак) и наследуется последующими поколениями. Индивидуальный иммунитет вырабатывается на протяжении жизни каждого человека и по наследству не передается.

Также различают активный и пассивный иммунитет. Активный иммунитет вырабатывается самим организмом после перенесенного инфекционного заболевания или введения вакцины (прививки), которая содержит ослабленных или убитых возбудителей инфекции. Пассивный иммунитет появляется после введения в организм уже готовых антител, которые содержатся в сыворотках (а также передача антител от матери к ребенку во время беременности через плаценту). Активный иммунитет формируется с течением времени, сохраняется долго, пассивный появляется сразу, но скоро исчезает. Соответственно активный иммунитет (вакцины) используется для профилактики, а пассивный (сыворотки) - для лечения инфекционных заболеваний.

Иммунный ответ

Любое вещество, чья структура отличается от структуры тканей человека способно вызвать иммунный ответ. Он бывает не специфический и специфический. Не специфический иммунный ответ - это первый этап борьбы с инфекцией. Такой механизм запускается сразу же после попадания микроба в организм, практически одинаков для всех типов микробов и подразумевает первичное разрушение микроба и формирование очага воспаления. Воспалительная реакция это универсальный защитный процесс, который направлен на предотвращение распространения микроба. Не специфический иммунитет определяет общую сопротивляемость организма.

Специфический иммунный ответ -- это вторая фаза защитной реакции: организм распознает микроба и вырабатывает против него специальную защиту. Специфический иммунный ответ в свою очередь тоже бывает двух типов: клеточный и гуморальный. Организм может нейтрализовать чужеродную субстанцию (антиген), вырабатывая активные клетки, захватывающие и переваривающие антиген. Это клеточный иммунитет. Основными элементами иммунной системы организма являются особые белые клетки крови - лимфоциты. Если же антиген уничтожается с помощью специальных химически активных молекул -- антител, то речь идет о гуморальном иммунитете (от лат. «humor » - жидкость). Роль антител выполняют белки (иммуноглобулины) крови.

Особенности иммунитета новорожденных

Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. В этот период основная роль отводится наследственности, то есть особенностям иммунной системы у родителей. К тому же большое значение имеет благополучное протекание беременности, образ жизни будущей мамы (характер ее питания, соблюдение рекомендаций врача).

Синтез собственных антител у плода начинается примерно на 10-12 неделе беременности. Однако, плод способен выработать лишь ограниченное количество иммуноглобулинов. Основу же иммунитета у новорожденных составляют антитела матери. Процесс перехода антител от матери к плоду происходит в основном в конце беременности, поэтому недоношенные дети оказываются недостаточно защищенными от инфекций по сравнению с малышами, родившимися в срок.

Состояние иммунной системы ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от того, как младенца кормят. Роль грудного молока, защитные свойства которого хорошо известны, особенно велика. Доказано, что дети, вскармливаемые грудью, реже болеют инфекционными заболеваниями, так как в грудном молоке содержится много материнских антител и специальных клеток, способных поглощать микробы. Правда, полученные таким путем антитела, действуют только в кишечнике. Они хорошо защищают ребенка от кишечных инфекций. Кроме того, белки материнского молока лишены аллергенных свойств, поэтому грудное вскармливание является профилактикой аллергических болезней.

Интересно, что иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Это природная защитная реакция организма, смысл которой в предупреждении развития бурных иммунных реакций, которые могли бы развиться при контакте только что родившегося младенца с огромным количеством микроорганизмов в окружающем мире. Первые 28 дней жизни считаются первым критическим периодом в формировании иммунной системы. В это время малыш особенно восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию микробов. Кроме того, еще одной особенностью иммунитета детей первых месяцев жизни является неспособность ограничивать инфекцию: любой инфекционный процесс может быстро распространиться на весь организм ребенка, (это называется генерализацией инфекции). Именно поэтому нужно, например, очень тщательно ухаживать за заживающей пупочной ранкой.

Второй критический период - 3-6 месяцев жизни. Происходит постепенно разрушение материнских антител в организме ребенка. Но в ответ на проникновение инфекции в организме малыша развивается первичный иммунный ответ. Он характеризуется тем, что не оставляет иммунологической памяти. При следующей встрече с этим же микроорганизмом ребенок будет болеть, как в первый раз. В этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ, отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Также, тяжело и нетипично протекают детские инфекции, если ребенок не получил материнские антитела (мама сама не болела, не была привита, не кормила грудью). В этот же время возможно появление пищевой аллергии.

Третий критический период - 2-3 года жизни ребенка. Происходит расширение контактов с окружающим миром. При этом основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ. Система местного иммунитета остается неразвитой, дети особенно склонны к повторным вирусным инфекциям и воспалительным заболеваниям органов дыхания.

Четвертый критический период - 6-7 лет. Уровни иммуноглобулинов соответствуют параметрам у взрослых, однако местный иммунитет слизистых оболочек остается несовершенным. В 6-7 лет формируются многие хронические заболевания, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период - подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов, играющих большую роль в системе иммунной защиты. После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальной астмы и др.) у многих детей ослабевает.

Знание механизмов становления иммунитета и критических периодов в развитии иммунной системы ребенка крайне существенно не только для врачей, но и для мам. Это важно для сохранения здоровья наших детей и профилактики развития у них различных заболеваний. А, как известно, профилактика всегда эффективнее лечения.

Иммунитет ребенка – предмет страстной полемики между родителями. Одни – сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.

Что такое иммунитет и как он работает

Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.

При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается – тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о .

Какие органы формируют иммунную систему

Прямое влияние оказывают:

  • вилочковая железа;
  • костный мозг;
  • эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
  • лимфоидные образования кишечника;
  • лимфатические узы;
  • селезенка.

Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше – всего 6 граммов.

Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).

Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.

Виды иммунитета

Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству. Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.

В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Обзор популярных гомеопатических препаратов для иммунитета для детей

Это любопытно! Большое значение для крепкого здоровья имеет иммунологическая память: то есть способность организма накапливать информацию о перенесенных заболеваниях. Она помогает быстро реагировать на любое вторжение и останавливать болезнь. Крепкая память – хороший иммунитет, слабая – человек вырастает болезненным.

Пять критических периодов в жизни ребенка

Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.

Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.

Стадия

Возраст ребенка Что происходит с иммунитетом Риск для здоровья
1 период развития Первые 29 дней жизни Защитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли поступает с питанием, нет ли вредных привычек. Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови.
2 период развития 3-6 месяц Количество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти. Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное).
3 период развития С 6 до 24 месяцев Материнские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным. Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями.
4 период развития 4-6 лет жизни Формирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб. Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте.
5 период развития 12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков. заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо. Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией.

Давайте разберемся, каким образом формируются основные механизмы иммунитета. Как так получается, что у некоторых людей эффективный иммунитет, а у других – слабый.

Все дело в том, что еще до формирования плода, когда начинает образовываться яйцеклетка и происходит ее оплодотворение, родительские гены комбинируются, в результате чего по наследству передается генетическая информация, которая тесно связана с возможностями иммунной системы.

Любопытно, что у человека насчитывается более 36000 генов, причем около половины из них по-своему связаны с работой как иммунной системы, как и всей биологической защитой организма. По этому факту можно сделать вывод о том, насколько большое значение имеет иммунная система.

На некоторых уровнях развития плода активируются разнообразные генетические программы, благодаря которым в первую очередь создаются центральные, а затем периферические органы иммунной системы. Со временем эти органы заполняются клетками, которые создаются сперва в печени, а затем и в костном мозге. Из этих-то клеток после проведения нескольких операций дифференцирования и образуются клетки, формирующие иммунную систему, в первую очередь, лимфоциты, разделяемые на две группы.

Первая группа является наибольшей. Это группа Т-лимфоцитов, представляющих собой клетки из костного мозга, которые перемещаются в вилочковую железу (он же тимус). Так как слово «тимус» начинается с буквы «т», такие клетки называются Т-лимфоцитами. В тимусе, являющемся основным органом иммунной системы, лимфоциты проходят этап созревания, обучения и смены профиля, после чего передаются в кровь. По крови лимфоциты перемещаются по всему организму и реализуют работу иммунитета на клеточном уровне.

Все лимфоциты, прошедшие школу подготовки в тимусе, могут особым образом реагировать на какой-либо конкретный агент-раздражитель. Клетки полностью готовы к защите «Родины», т.е. нашего организма. Другими словами, это абсолютно созревшие лимфоциты, но обладающие еще некоторой толикой «наивности», поскольку ни разу не сталкивались со своим реальным противником, а именно, агентом инфекции.

Другой отряд лимфоцитов поменьше, в него входят В-лимфоциты (от первой буквы словосочетания «bone marrow» – костный мозг). В-лимфоциты перемещаются из костного мозга в селезенку и лимфатические узлы, после чего постоянно дежурят по всему организму. Такие лимфоциты – тоже наивные ребята, поскольку еще не обладают достаточным опытом в работе.

Третья группа клеток возглавляет отряд иммунитетной защиты и управляет работой как Т-, как и В-лимфоцитов. К этим клеткам относятся моноциты и дендритные клетки. Такие клетки обладают прекрасной возможностью обезвреживать различных агентов благодаря процедуре фагоцитоза. При этом клетки захватывают чужих агентов, обрабатывают с помощью ферментов, разрезают и уничтожают. Полученная переработанная информация далее передается Т- и В-лимфоцитам. Последние имеют на своей мембране специальные рецепторы, с помощью которых распознают чужеродную структуру (пептид) и особым образом воздействуют на эти фрагментированные элементы (как правило, короткие полипептиды, состоящие из десяти или больше аминокислот). При этом активируются В-лимфоциты, перемещающиеся в особый отдел лимфатических узлов, а также специальные В-зависимые зоны. Аналогичные зоны присутствуют и в селезенке.

После контакта с макрофагами, моноцитами или дендритными клетками Т-лимфоциты также переносятся в ближайший лимфатический узел, но в свою область, которая обозначается, как Т-зависимая зона. Там лимфоциты начинают преобразовываться в более специализированные клетки, предназначенные для выполнения особых защитных миссий.

Так выглядит начальный процесс, с которого активируется профессиональная, совместная работа клеток трех типов. При последующем взаимодействии с антигенами вирусов и бактерий эти особые клетки увеличиваются в размерах, а затем многократно делятся, создавая из одной клетки потомство, которое также называется «клоном».

Каждый клон специально предназначен для борьбы с конкретными агентами: гельминтами, простейшими организмами, вирусами и бактериями. Более того, агенты выбираются не только по типу их структуры, но и по отдельным элементам, таким как нуклеопротеиды, белки, полисахариды и т.д. На данном этапе и создается иммунитет. Следовательно, иммунитет определяется количеством клеток всех трех типов, их умение мгновенно реагировать на чужеродные агенты, распознавать их и создавать антитела.

Обычный человек и не догадывается, насколько бурные и увлекательные процессы происходят в его организме. То, что связано с иммунной системой, можно расценивать как противоборство двух программ. Изучим это на примере инфекционного заболевания.

У агента инфекции есть одна программа и задача. Он должен проникнуть в организм и как можно быстрее размножиться. Вторая программа, а именно, генетическая программа иммунной системы, обязана оперативно отреагировать и использовать все имеющиеся защитные средства для противоборства размножающемуся агенту. Иммунная система использует своих «солдат» в виде Т- и В-лимфоцитов, которые оснащены специальными «автоматами», которые «пулями», представляющими собой особые молекулы, расстреливают агентов инфекции.

Если иммунитет у человека в полном порядке и имеет достойный отряд защитников, то солдаты легко найдут врагов в любой области организма, будь-то кровеносная система, бронхо-легочная область, урогенительный тракт или кишечник. Лимфоциты обыщут каждый уголочек, чтобы обнаружить, истребить и удалить чужаков из организма. Их основная цель – очистить территорию от неприятеля, провести зачистку организма от банд враждебных агентов. К сожалению, в большинстве случаев человек не в состоянии гарантированно избежать инфицирования, поэтому вся защита организма полагается на иммунную систему. Организм должен уметь за себя постоять.

После того, как битва выиграна и территория освобождена, чуть В- и Т-лимфоцитов не гибнут честью храбрых, а приобретают и долго хранят в «памяти» информацию об агенте инфекции и его особенностях. Такой процесс называется иммунологической памятью. В будущем, если агент наберется смелости вернуться, память поможет в развертывании защитной реакции, которая будет в 2-3 раза быстрее и эффективнее, чем раньше. Таким образом, иммунная система снова отразит удар.

Вот таким образом создается и работает иммунная система, стремящаяся сформировать устойчивость (иммунитет) организма к инфекционным агентам различных типов, оперативно выявляя и уничтожая выявленную угрозу для жизни человека. Такую информацию могут конечно предоставить и медицинские центры г москвы , но разве не лучше получить ее в развернутом виде, с подробными объяснениями и иллюстрациями?

Инфекционный агент – сальмонелла (группа кишечных палочек) :

U-mama: Следующие по календарю прививки – от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита. Целый «букет», которые в поликлинике ставят в один день, – разве это не большая нагрузка на организм трехмесячного малыша?

С.К.: Мы боимся не столько реакции на прививки, сколько поствакцинальных периодов, то есть периодов, когда ребенок может заболеть. Потому что в этом случае родители считают, что виновата прививка и что нужно делать что-то особенное. На самом деле, прививка в этом, конечно, не виновата. На наш иммунитет в организме работает большое количество клеток, и лишь малая их часть приходится на каждый антиген, содержащийся в вакцине. Все остальные клетки свободны и готовы реагировать. Поэтому, когда мы вводим несколько антигенов в одной вакцине, это не нагрузка на иммунитет ребенка. Напротив, благодаря этому ребенок меньше раз придет в поликлинику, получит меньше инъекций, будет меньше поствакцинальных периодов, и, в конечном итоге, он будет меньше болеть.

U-mama: Иными словами, наличие нескольких антигенов в вакцине не оказывает отрицательного влияния на ребенка?

С.К.: В настоящее время количество антигенов в одной вакцине ограничено не иммунитетом ребенка, а нашими технологическими возможностями. На сегодняшний день в мире существует несколько вакцин, куда входят 6 компонентов: коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит, гепатит В и ХИБ. Но эта вакцина у нас не зарегистрирована, она используется только за рубежом. К большому моему сожалению. Потому что сейчас, по новому календарю прививок и по Национальному проекту «Здоровье», в 3 месяца ребенок будет получать три укола: АКДС, прививку от гепатита В и Имовакс Полио, французскую инактивированную вакцину от полиомиелита, которая по нацпроекту будет ставиться всем бесплатно (после поступления вакцины). У нас есть российская вакцина, где АКДС соединена с гепатитом В, но ее недостаточное количество, чтобы хватило на всех. Кроме того, сейчас многие предпочитают импортные вакцины, в частности, Инфанрикс (импортный аналог АКДС), а ее нет в одном шприце с гепатитом В.

U-mama: Почему по полиомиелиту перешли с российских капель в рот на Имовакс Полио?

С.К.: Этот переход на импортную вакцину сделан из-за побочных действий, они очень редки, но даже один случай на Свердловскую область заставил нас закупать вакцину Имовакс Полио раньше других областей. Вообще наша область очень продвинута в плане вакцинации. Вакцин больше, и они лучше; у нас очень грамотные специалисты и организаторы вакцинации, постоянно проводится обучение, конференции. Импортные вакцины у нас используют более широко, чем в других регионах и даже в Москве. Вакциной Приорикс, например, мы начали работать и закупать эту вакцину для всех детей раньше Москвы.

U-mama: Есть информация, что все имеющиеся случаи заболевания полиомиелитом – вакцинассоциированные. Так ли это?

С.К.: У нас могут быть случаи завозного полиомиелита. Совсем недавно «дикий» вирус обнаруживался в ближнем зарубежье. Своих случаев полиомиелита благодаря вакцинопрофилактике у нас нет. Но всегда есть путешественники, который могут его привезти. Поэтому от полиомиелита прививать надо. Переболеть полиомиелитом непривитому на 99% означает инвалидизацию.

U-mama: Опасны ли привитые полиомиелитом дети для непривитых?

С.К.: Да. Если ребенок получил капли в рот, а сосед у него не имел ни одной дозы прививки от полиомиелита, то в течение 60 дней у этого соседа может развиться вакциноспровоцированный полиомиелит, если есть проблемы с иммунитетом. Поэтому, кстати, в детских домах запретили прививать живой полиомиелитной вакциной.

U-mama: Есть ли еще подобные вакцины, после которых привитые могут заразить непривитых?

С.К.: Нет.

U-mama: На какой срок формируется иммунитет к полиомиелиту после прививки?

С.К.: Полиомиелит – живая вакцина, в нее входит три типа вирусов. К одному из них иммунитет вырабатывается хорошо, ко второму – чуть хуже, к третьему – еще чуть хуже, поэтому для полного пожизненного иммунитета нужно иметь пять прививок.

U-mama: Вопрос с форума по коклюшу: почему все-таки есть случаи заболевания коклюшем у привитых детей?

С.К. Пожизненный иммунитет дают только живые вакцины. Вакцина от коклюша – убитая. Иммунитета от такой вакцины хватает на несколько лет.

U-mama: А от других компонентов АКДС?

С.К.: Для столбняка достаточно одной прививки, для дифтерии – двух, но с ревакцинацией каждые 10 лет, а по коклюшу иммунитет будет только после четвертой и хватит его на пять лет. У некоторых детей этот срок будет меньше, потому что не все дают хорошую выработку иммунитета на убитую вакцину, и по коклюшу мы имеем всего лишь 80-85% иммунитета. Инфанрикс дает столько же, сколько российская АКДС вакцина, просто он идет с меньшим количеством побочных эффектов. Так что 15% остаются непривитые, а годам к четырем, когда выборочно проводятся серологические обследования в группах детских садов, мы имеем такую картину: по гепатиту В, например, иммунитета не имеет 1 ребенок, по дифтерии у 1 ребенка иммунитет слабый, остальные имеют, а по коклюшу только 3-4 ребенка из группы имеют иммунитет.

U-mama: Зачем же тогда ставить эту прививку?

С.К.: За рубежом коклюш начинают ставить в 2 месяца. Иначе это заболевание называют «стодневный кашель», когда случаются репризы с остановкой дыхания. Кому он опасен? Детям первого года жизни, когда может быть остановка дыхания, судороги, потеря сознания, а если это тяжелый случай, то гибель коры головного мозга от гипоксии. Поэтому прививка от коклюша нужна на первом году жизни. Таких маленьких детей мы должны защищать, потому что такие детки, заболевшие коклюшем, иногда доходят до реанимации. В более старшем возрасте коклюш имеет менее тяжелое течение, но кому понравится кашлять 3 месяца подряд, причем кашель этот может оказаться мучительным.

U-mama: От чего защищает прививка от дифтерии, ведь опасна не сама палочка?

С.К.: Прививка от дифтерии дает антитоксический иммунитет. Сама палочка чувствительна к антибиотикам, но ведь надо успеть эти антибиотики назначить. Если бы это было просто красное горло, небольшие налеты (которые, кстати, еще надо вовремя увидеть), это было бы не страшно. Но страшна токсическая форма дифтерии, когда страдает нервная система, сердце, перестают работать почки, и в этих случаях человеку без прививки нужна сыворотка. Сыворотка – лошадиная, гетерогенная, и на нее могут быть серьезные аллергические реакции. Ее вводят по специальной методике под строгим контролем.

U-mama: То есть она намного опаснее, чем вакцина.

С.К.: Естественно! Эта сыворотка ставится в таких условиях, что с больным приходится сидеть сутками, наблюдая за его реакциями. Я снова повторюсь: в вопросах вакцинации нужно всегда из двух зол выбирать меньшее. Когда ты знаешь, из чего ты выбираешь, ты можешь делать адекватный, рациональный выбор. А когда люди наслышались плохого о прививках и ничего не знают об инфекциях, им трудно выбрать. Они выбирают только из того, о чем они знают.

U-mama: Прививка от столбняка тоже дает антитоксический иммунитет? И противостолбнячная сыворотка тоже опасней прививки?

С.К.: Да. Вообще по столбняку хороший иммунитет вырабатывается вскоре после введения одной дозы вакцины. Это самый мощный анатоксин. Вы знаете, что столбняк не лечится. Но если ребенок получил хотя бы одну прививку, иммунитет у него будет. Столбнячный анатоксин, кстати, входит и в прививку Акт-ХИБ от гемофильной палочки, он служит там адьювантом – помогает выработке иммунитета на менее активные антигены.

О прививке против кори, краснухи и паротита

U-mama: Следующей по календарю идет прививка от кори, краснухи и паротита, которая лично у меня вызывает наибольшие сомнения в своей необходимости. Вопрос с форума: нужно ли ставить мальчикам прививки от краснухи, а девочкам – от паротита?

С.К.: Да, нужно ставить. Вирус, попав в организм, останется там на всю жизнь. Если это вирус дикий, то при определенных условиях он может «поднять голову». Возьмем ту же ветрянку. Многие считают, что от нее не надо прививать. Но, попав в организм, этот вирус никуда не денется. Вы в детстве благополучно переболели ветрянкой. Но в 15, в 30 или в 40 лет может случиться опоясывающий герпес: жуткие боли, пузырьки по ходу нервов. Это как раз «проснувшийся» вирус ветрянки. И так будет каждый год, и ладно если год, а то и каждые три месяца. В вакцине любой вирус ослабленный. В нем убрана эта инфекционность, а иммунитет после введения ослабленного вируса вырабатывается, и дикий вирус в организм уже не «сядет». У нас в организме останется вакцинный вирус, который никогда уже не даст опоясывающего герпеса.

U-mama: Вирус краснухи тоже может «проснуться»? Все же зачем прививать от краснухи мальчиков?

С.К.: Допустим, вы не привили мальчика. Он вырос, женился, и тут кто-то на него чихнул, и 25-летний мужчина заболел краснухой. А жена беременна, тоже без прививки и иммунитета, заболевает следом, и ребенку гарантированы врожденные уродства. Поэтому данная прививка необходима, чтобы остановить циркуляцию вируса. У нас была вспышка краснухи в начале прошлого года, болели в основном мальчики, потому что девочек мы вовремя прививали. А почему вы боитесь этой вакцины? Там находится тот же вирус, только ослабленный, без каких-то «плохих» свойств. Дикий же вирус останется у нас на всю жизнь, и еще не известно, когда он проснется и что из этого будет.

U-mama: Девочек от паротита нужно прививать тоже с целью остановки циркуляции вируса?

С.К.: Вирус паротита редко, но при определенных условиях может вызвать менингиты. И эта прививка также необходима для того, чтобы обезопасить мужчин от этого вируса (вирус паротита может вызвать бесплодие у мужчин), чтобы девочки не были переносчиками инфекции.

U-mama: Болеют ли сейчас корью и чем опасно это заболевание?

С.К.: Корь на сегодня редкость. От кори у нас привиты практически все, сложно найти непривитого. Но корь может быть завозная. И существует приказ прививать всех до 30 лет. Цель таких мер – предотвратить циркуляцию вируса и в последующем отказаться от вакцинации, что и было сделано с натуральной оспой.

U-mama: Если мать привита, по каким инфекциям она передает иммунитет ребенку?

С.К.: По всем, но иммунитет кратковременный. По кори, паротиту и краснухе – где-то до 9-10 месяцев, и прививку от этих заболеваний не делают раньше года, потому что теоретически у части детей антитела могут остаться и в год. И поэтому если мы в этот период введем вакцину, она тут же инактивируется. За рубежом, если не ошибаюсь, в Арабских Эмиратах, есть календарь прививок, когда первую прививку ставят в 9 месяцев и повторяют в год и три месяца, то есть тех, у кого иммунитет кончился, защитят в 9 месяцев, а тех, у кого не кончился, защитят в год и три. То есть там дети получают две дозы прививки.

U-mama: На какой период хватает иммунитета после прививки?

С.К.: Если ребенок привит корью, паротитом и краснухой, у него формируется пожизненный иммунитет, если он привит правильно. Я это подчеркиваю: привит правильно, то есть выработал иммунитет. В некоторых случаях он может не выработать иммунитет. Тогда нужна ревакцинация, которая проводится в 6 лет. В литературе это звучит как «исправление дефектов первичной иммунизации». Казалось бы, для чего тратить столько денег для исправления дефектов первичной иммунизации? Не проще ли сдать анализ? Нет, не проще. У ребенка надо взять кровь, сделать анализ, после чего выявить, что иммунитета нет, и поставить прививку. Конечный результат тот же, но несколько лишних этапов. Если мы сразу делаем прививку, а иммунитет от первой прививки уже есть, что у нас будет? Эта вакцина будет уничтожена в месте инъекции практически в момент введения или чуть позднее, в течение несколько часов. Ребенок ни коим образом не отреагирует. Поэтому безопасней, проще, дешевле поставить вторую прививку. Это касается кори, паротита и краснухи, то есть живых вакцин. Это касается и случаев, когда ребенок переболел краснухой. Диагноз краснухи ставится только тогда, когда он подтвержден лабораторно. В противном случае диагноз снимается. Если родители отказываются сдать кровь, но уверены, что ребенок переболел краснухой, мы такого ребенка будем дальше прививать, объясняя родителям, что это безопасно: если иммунитет есть, то после ввода вакцины она тут же уничтожается. Но зато у нас есть гарантия, что мы защитили этого ребенка.

U-mama: Но, может быть, есть смысл хотя бы подождать конкретно с этими прививками до более старшего возраста, ведь дети переносят эти инфекции довольно легко?

С.К. А зачем? Риск заразиться всеми этими инфекциями наиболее высок в период посещения детских дошкольных учреждения или начальной школы. Зачем ждать? Самая лучшая, самая очищенная импортная прививка стоит около 200 рублей. Лечение болезни обойдется, в лучшем случае, в 1000 рублей – жаропонижающие, антигистаминные и так далее.

U-mama: Дело, конечно, не в деньгах. Все же в случае естественной болезни иммунитет вырабатывается естественным образом, безо всяких уколов…

С.К.: То есть вам не нравится всего лишь инъекция?

U-mama: Нет, меня смущает неизученность долговременных последствий. Сколько лет прививке от кори, краснухи и паротита? Исторически не отслежено, что происходит с организмом с течением времени и насколько эти изменения связаны с вакцинацией.

С.К.: В прививке находится, по сути, тот же вирус, только ослабленный. И последствия вирусов неослабленных, наверное, все-таки изучены. Так вот последствия ослабленного вируса будут ничуть не тяжелее. Там ничего такого не добавляется с точки зрения иммунитета, там просто убираются нежелательные свойства. К примеру, за инфекционность отвечает один участок, за выработку иммунитета – другой, и эти части расщепляются, часть – вводится в организм, а часть – не вводится.

U-mama: Правильно ли я понимаю, что если мы знаем последствия от естественных инфекционных заболеваниях, то мы знаем и последствия от прививок с той разницей, что последствия от прививок меньше?

С.К.: Да, это так. Мы же не вводим что-то другое, мы вводим эти же вирусы. Что вам страшно? Ртуть, которую мы ежедневно вдыхаем? Следы белка, который мы ежедневно едим? Следы антибиотика, которые мы ежедневно можем употреблять с продуктами, с той же курицей? Нет, я – за вакцины. И мои дети привиты всем, чем можно.

Об индивидуальном подходе в вакцинации

U-mama: Большинство думающих родителей очень хотели бы, чтобы их детям в вопросах вакцинации был гарантирован индивидуальный подход. Давайте поговорим о том, как ставить прививки «с умом». Процитирую вопрос с форума: мне бы хотелось услышать конкретные рекомендации по последовательности действий родителей при постановке вакцин. Например, проверяется ли общее состояние здоровья ребенка?

С.К.: В большинстве случаев достаточно осмотра, общих анализов крови и мочи, которые делаются всем детям в 3 месяца, и достаточно хорошо расспросить маму.

U-mama: Какие обследования необходимы в случае, если ребенок-аллергик?

С.К.: Если ребенок-аллергик, необходимо выяснить, на что у ребенка реакции, когда они бывают, через какое время, чем родители снимают приступы аллергии, всегда ли ребенку помогает данный препарат.

U-mama: Если у ребенка «лезут» зубы, является ли это противопоказанием к вакцинации?

С.К.: Нет. Вакцинацию можно отложить на день-два – в самый момент дискомфорта ребенка. Прорезывание зубов – это не патология. Может быть небольшая температура, дискомфорт, не более того.

U-mama: Я поясню, чем могут быть вызваны вопросы про обследование ребенка до вакцинации. У него может быть, скажем, ослабленный иммунитет, и прививка даст какие-то негативные последствия. Те же режущиеся зубы все равно ослабляют иммунитет…

С.К.: Даже с ослабленным иммунитетом ребенок все равно выработает иммунитет после прививки. А режущиеся зубы не ослабляют иммунитет, ни в коем случае! Это дискомфорт, это локальная боль, к иммунитету не имеющая никакого отношения. Прорезывание зубов – это боль и небольшой стресс, все остальное – мифы.

U-mama: Нужно ли делать анализ крови перед вакцинацией?

С.К.: Всем детям в роддоме берут анализ крови, в 3 месяца обязательно сдают кровь и мочу, и если там есть какие-то проблемы, никто вас не привьет на плохом анализе. Поверьте мне, ни один врач не желает плохого своему пациенту, и ни одному врачу не хочется получать какие-то осложнения после прививки. Другое дело, что это может быть по незнанию, по недосмотру. Для оценки состояния ребенка перед вакцинацией достаточно анализа крови, мочи, осмотра ребенка и беседы с мамой. Если мама скажет, что ребенок периодически теряет сознание, естественно, этому ребенку не сделают никаких прививок без лечения у невропатолога. Если я смотрю ребенка и вижу увеличенную селезенку, я прежде отправлю его обследоваться на инфекции. Если я увижу в крови нейтропению, я тоже не сделаю такому ребенку прививку.

U-mama: Как подготовить ребенка к вакцинации? Помню, моему сыну-аллергику рекомендовали в свое время профилактический прием супрастина до и после прививки.

С.К.: А зачем нам готовить ребенка к вакцинации? Готовить нужно только определенных детей. Например, в случае, если ребенок с неврологической симптоматикой получает неврологическое лечение, и оно у него через неделю кончится, самой большой ошибкой будет прививка на фоне отмены препарата. Ребенок среагирует на отмену препарата, плюс мы еще сделаем ему прививку, которая даст температуру. А если ребенку три недели дают препарат, у ребенка все благополучно, и делают прививку до отмены препарата, то он переносит ее абсолютно безболезненно. Если ребенок-аллергик, в таких случаях я всегда говорю: не надо ничем «закусывать» прививки – теми продуктами, которые могут дать аллергическую реакцию. Если ребенок ко мне пришел, и я вижу, что у него сухие щечки, трещинки за ушами, красные брови, то есть имеются признаки аллергии, такому ребенку есть смысл дать антигистаминный препарат, лактофильтрум или другой сорбент, чтобы снять то, что у него есть. Если у ребенка ничего нет, а мы даем супрастин, он не работает: ему нечего связывать, нет выброшенного гистамина. А зачем вводить препарат (кстати, у любого препарата есть побочное действие), если он не будет работать? Поэтому я и говорю: надо, прежде всего, осмотреть ребенка, только тогда рекомендовать ему что-то конкретное.

U-mama: Какой вакциной прививать ребенка – импортной или российской? На форуме даже просили озвучить список наименее реактогенных вакцин.

С.К.: Как это звучит ни непатриотично, к импортным вакцинам я отношусь лучше.

U-mama: Почему?

С.К.: К ним жестче подходы и требования при их лицензировании. Я участвовала в тестировании новой вакцины и столкнулась с теми требованиями, которые предъявляют к вакцинам бельгийцы. Конечно, это несопоставимые по сравнению с нами вещи. Условия доставки, в каких случаях можно использовать вакцину, какие клинические исследования необходимо провести до использования, какие получить сертификаты и так далее. Наши вакцины таких уровней проверки не проходят. Наши вакцины и меняются реже, чем импортные. У всех вакцин очень жесткие условия хранения. Что происходит с вакциной, если не соблюдаются условия хранения и транспортировки? Если это живая вакцина, она инактивируется, и после ее введения ничего не произойдет, иммунитет не сформируется. Поэтому будет нужна ревакцинация для исправления дефектов первичной иммунизации. Если вакцина инактивированная, то идет нарушение ее структуры, она быстрее всосется, и будет больше местных и температурных реакций. Импортные вакцины сейчас создаются с тем условием, чтобы сутки их можно было хранить при комнатной температуре. Но, с другой стороны, однозначно рекомендовать абсолютно всем ставить импортные вакцины я тоже не могу. Приведу конкретный пример. Есть российская вакцина от кори и паротита, в основу которой входят следы перепелиного белка, и есть импортная вакцина Приорикс, куда входят следы куриного белка. Ребенок-аллергик, причем «настоящий» аллергик с непереносимостью куриного белка. Врач из лучших побуждений предлагает маме этого ребенка поставить ему импортную вакцину, и мы получаем аллергическую реакцию на следы куриного белка. Если бы мы поставили российскую вакцину, никаких реакций не было бы. Поэтому в данном случае российская вакцина была бы лучше.

U-mama: А можно ли по другим прививкам дать конкретные рекомендации?

U-mama: Что делать после прививки? В частности, многие участковые педиатры рекомендуют давать для профилактики жаропонижающее.

С.К.: Смотря какой препарат давать. Если это парацетамол, то он работает, когда температура высокая, и снижает ее только до 37,7°С. Этот препарат хорош при вирусных инфекциях, когда нам не нужна нормальная температура, а необходимо лишь немного ее снизить, чтобы ребенку было не тяжело, но чтобы иммунитет работал, организм боролся. Нурофен снижает температуру до 36,6°С. Вообще вариантом нормы считается поствакцинальная температура до 38,5°С. Обязательно надо снижать температуру, если у ребенка есть какие-то судорожные подергивания, тремор. Можно дать жаропонижающее, если температура после прививки начала подниматься, но просто «для профилактики» это не имеет смысла.

U-mama: Вопрос с форума: если ребенок перенес прививку без температуры и капризов, означает ли это, что организм не боролся?

С.К.: Нет, это означает, что данный ребенок относится к тем 80% детей, у которых изменения в иммунитете произошли на уровне, не заметном для глаз. Отсутствие температуры говорит о том, что у этого ребенка, скорее всего, не будет сильного иммунитета, но сильный иммунитет нам и не нужен, нам нужен средний иммунитет.

U-mama: Как отследить, сформировался ли иммунитет к заболеванию?

С.К.: Только сдав кровь на антитела. Такой анализ делают во многих лабораториях – например, на Декабристов, 38, и в других. Кроме туберкулеза, посмотреть можно антитела ко всем инфекциям.

U-mama: Ну и напоследок, цитирую с форума: есть ли шанс выжить в нашем обществе непривитым людям?

С.К.: Да, если вокруг вас будут привитые люди. Есть понятие индивидуального иммунитета, а есть понятие коллективного иммунитета. И вот коллективный иммунитет формируется как раз благодаря нашей деятельности.

Поделиться