Достижение педиатрии как науки в 21 веке. Принципы доказательной педиатрии

Клиницисты всегда искали базу для своих решений на основании максимально доступной доказательности. Однако подобные решения часто принимают интуитивно, на основании клинического опыта, который сложно обобщить, исследовать или оспорить. Практика доказательной медицины осуществляет системный подход, который позволяет клиницистам эффективно использовать наилучшие доказательные данные, в основном результаты научных исследований, для оказания помощи в клинических вопросах. Различие между таким подходом и старомодной клинической практикой заключается в том, что клиницисты должны знать, как соотнести свои клинические проблемы с вопросами, на которые можно получить ответ, изучая литературу, и анализировать доказательность, используя правила эпидемиологии и биостатистики. Иногда наилучшими доказательными данными могут служить высококачественные, систематические обзоры рандомизированных контролируемых исследований, которые можно приложить напрямую к конкретному пациенту. В других случаях недостаток более значимых исследований может означать, что врач должен основывать свое решение на предыдущем опыте, с небольшим количеством похожих пациентов. Важным фактором является то, что при любом решении клиницист знает степень доказательности и, следовательно, степень недостоверности. Такой подход требует от клиницистов давать указания о доказательности, которой они пользуются, а другие люди, участвующие в принятии решения (пациенты, родители, руководители и другие клиницисты) могут оспаривать и оценивать доказательность самостоятельно.

Почему практикуется доказательная педиатрия?

Здесь приведено много примеров из прошлого, в которых из-за недостаточной доказательности клиницисты причиняли вред , например:

Слепота в результате РПН . В 1950 г. после отдельных сообщений многие неонатальные отделения начали всем недоношенным младенцами давать дополнительный кислород извне независимо от их потребностей. Это снизило смертность, однако не было проведено правильно организованных исследований для оценки новой терапии. Потребовалось несколько лет, чтобы осознать, что она также приводит к потере зрения в результате РПН.

Рекомендация о том, что младенцы должны спать лежа на животе , что увеличивает риск СВСМ. Медицинская рекомендация, распространённая в период 1970-1980 гг., класть младенцев спать на живот предположительно основывалась на физиологических исследованиях у недоношенных детей, у которых была отмечена лучшая оксигенация, когда они лежали на животе при уходе за ними. Кроме того, на аутопсиях некоторых младенцев, погибших от СВСМ, выявлялось наличие молока в трахее, которое предположительно было аспирировано, а это более вероятно при положении лежа на спине. Однако сбор более достоверной информации из популяционных исследований и исследований случай-контроль показали, что уход за доношенными младенцами, лежащими на животе, был связан с увеличение смертности от СВСМ. Доказательная медицина позволяет врачам прогнозировать вероятность (или риск) важных исходов. К примеру, при обсуждении с родителями прогноза у ребёнка, перенесшего фебрильные судороги, врач может предположить, что «риск развития эпилепсии составляет 1 к 100» вместо использования расплывчатых формулировок, таких как «у него/ нее вряд ли разовьется эпилепсия».

Заключительный анализ доказательных данных тоже становится всё более важным с ростом оказания медицинской помощи бригадами, а не одним специалистом. Каждый член бригады должен понимать обоснования решений и вероятность различных клинических исходов для того, чтобы принимать собственные клинические решения и представлять последующую информацию пациентам и родителям.

До какой степени педиатрическая практика базируется на правильной доказательной медицине?

Существует две педиатрические специальности , основу которых составляют достоверные высококачественные доказательные данные, обосновывающие клиническую практику: педиатрическая онкология и, в меньшей степени, неонатология. Протоколы ведения практически всех пациентов с онкологическим заболеванием становятся частью мультицентровых исследований, направленных на выявление наиболее эффективной терапии. Эти исследования национальные или даже интернациональные и включают краткосрочные и отдалённые результаты. В общем, доказательная база для педиатрии беднее, чем медицины для взрослых, и для этого есть причины.

Относительно небольшое число детей с серьёзными заболеваниями, требующими диагностики и лечения. Чтобы преодолеть это, требуются мультицентровые исследования, сложные для организации и дорогие.

Дополнительные этические ограничения .
- Отбор детей для дополнительных исследований или назначения нового лечения значительно ограничен из-за неспособности ребёнка дать согласие. Некоторые родители предполагают, что участие в исследовании может означать, что их ребёнок будет получать лечение хуже, чем стандартная терапия, и могут возникнуть неизвестные побочные эффекты.
- Существует порядок, согласно которому родители могут дать информированное согласие после острого начала серьёзного заболевания, например досрочное рождение, менингококковая септицемия.

Фармацевтические компании ограничивают финансирование исследований, посвященных использованию препаратов у детей, выделяемых средств недостаточно для преодоления сложностей, в том числе этических, при проведении исследований. В результате приблизительно в 50% случаев медикаментозная терапия у детей нелицензированная.

Вследствие этого недостаточно развита культура рандомизированных контролируемых исследований в педиатрии по сравнению с медициной для взрослых.

Для доказательной практики , продолжающей распространяться, клиницисты должны распознавать необходимость задать вопросы, особенно касающиеся процедур и вмешательств из обычной практики. Однако доказательная медицина не поваренная книга. Неоспоримая доказательность очень редка, клинические решения комплексные, а медицинскую помощь оказывают не механики, а врачи. Доказательное здравоохранение не может это изменить, однако это необходимое орудие, помогающее клиницистам вместе с пациентами принимать рациональные, информированные решения. Кроме того, доказательная педиатрия позволяет клиницистам озвучить первостепенные задачи, требующие исследования, и таким образом определить программу, имеющую важное значение для удовлетворения нужд здравоохранения.

Доказательная педиатрия :
Требует разделения клинической проблемы на вопросы поиска литературы, а затем оценки достоверности для принятия решения.
Менее развита, чем во взрослой практике.
Должна применяться везде, где есть возможность, однако клинические решения должны быть комплексными и доказательная база обычно информирует, а не определяет принятие клинического решения.

Примеры степеней доказательности, применяемых в педиатрии

I. Чёткие доказательные данные об улучшении
Сурфактантная терапия у недоношенных младенцев. Метаанализ систематического обзора Cochrane показывает, что смертность среди недоношенных младенцев с РДС снизилась на 40% после лечения сурфактантом по сравнению с плацебо.
Эти доказательные данные были проанализированы и быстро внедрены в клиническую практику.

РДС - распространённая причина смерти и заболеваемости в отделениях интенсивной терапии новорождённых.
Существуют определённые механизмы развития РДС, т.е. недостаточность сурфактанта.
Эффект от применения сурфактанта становится заметен сразу, у кровати больного - настройки аппарата ИВЛ обычно уменьшаются сразу после введения препарата.
Потенциальная польза и побочные эффекты чётко определены и установлены.
Неонатологи составляют относительно небольшую группу врачей, которые часто организуют встречи, что способствует проведению национальных и интернациональных исследований и быстрому распространению их результатов.
Существует значительная финансовая поддержка при участии фармацевтической промышленности.

II. Чёткие доказательные данные, однако требуется соблюдать равновесие между преимуществами и наносимым вредом
Терапия антибиотиками детей со средним отитом. Существует баланс между риском и преимуществами.

III. Нет чётких доказательных данных в педиатрии
Слабительные, увеличивающие объём каловых масс для лечения запоров. Слабительные, увеличивающие объём каловых масс, такие как метилцеллюлоза или шелуха исфагулы (ispaghula), используют для лечения запоров у детей. Это не подтверждено доказательными данными. Не существует систематических обзоров и не проводилось рандомизированных контролируемых исследований этих агентов у детей.

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. Возникновение педиатрии……………………………………………………….3

3. Основоположник педиатрии – С.Ф. Хотовицкий………………………………3

4. XIX – XX вв. Достижение высокого уровня развития педиатрии……….........5

5. Н.Ф. Филатов – один из основоположников российской педиатрии………….5

6. Работы Н.П. Гундобина о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей……………………………………………………………..6

7. Вклад А.А.Киселя в развитие советской педиатрии после Великой Социалистической революции…………………………………………………..7

8. Возникновение Центра педиатрических исследований (Г.Н.Сперанский)…..9

9. Открытие Институтов охраны здоровья детей и подростков в Ленинграде, Научно-исследовательского по охране здоровья матери и ребенка в Москве……………………………………………………………………………10

10. История педиатрии на Западном Урале………………………………………..11

11. XX в. Дифференциация и интеграция основных отраслей детской медицины (детская хирургия, невропатология, психиатрия, офтальмология, неонатология, перинатология, аллергология и др.)…………………………..14

12. Профилактическая направленность и этапность лечения в педиатрической деятельности…………………………………………………………………….18

13. Библиографический список…………………………………………………….21

Введение.

Медицина представляет практическую деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности.

Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением людей.

Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не соединение готовых, раз и навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса роста и обогащения.

История медицины не ограничивается изучением прошлого. Развитие медицины продолжается все более ускоренно на наших глазах. Прошлое, настоящее, будущее – звенья в цепи исторического развития. Изучение помогает лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления и уяснение современного его состояния помогают лучше понять и научно предвидеть (прогнозировать) пути его развития в будущем.

История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Особенно глубокие изменения в медицине произошли в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции и связанных с ней коренных преобразований во всех областях общественной жизни и культуры.

Лечение детских болезней издавна было связано с практикой родовспоможения и развитием представлений о заразных болезнях. Об этом свидетельствуют руды выдающихся врачей древнего мира (Сорана из Эфеса, Галена) и средневековья (Абу Бакра ар-Рази, давшего классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и других). Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV – начале XVI в.

Педиатрия как разветвление медицины возникла недавно. Самостоятельная профессия врач-педиатр тоже сравнительно молода. Однако короткие статьи и предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению встречаются в древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. Еще во времена Гиппократа встречаются упоминания о стабильном росте и развитии детей. В 15 - 16 веках выходят книги, в которых описывались детские болезни, однако в них недоставало рекомендаций. Начиная с 17 века, педиатрия все больше привлекает внимание медиков, а уже в 18 веке появляется учебная литература. Все это было следствием высокой смертности детей. Начинают открываться педиатрические больницы. Первая такая больница была открыта в 1802 году в Париже для детей от 2 до 15 лет. Впоследствии в ней готовили специалистов по детским болезням. В 1834 году открывается педиатрическая больница в Санкт - Петербурге. В 1865 годы были открыты кафедры детских болезней, медико-хирургической академии. А К. А. Раухфус построил несколько детских больниц в разных городах России. Со временем курс о детских заболеваниях стали читать в университетах.

Педиатрия как самостоятельная наука стала формироваться в 1830 – 1860-х гг.

Педиатрия - это область медицины, которая занимается лечением детей. Она основана не только на болезнях раннего периода жизни детей, но и на всех аспектах их жизни и развития. Её основоположником считается педиатр Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885). Став ординарным профессором кафедры акушерства, женских и детских болезней, он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней из 36 лекций и в 1847 г. издал его в расширенном виде под названием «Педиятрика». Это было первое в России в процессе развития оригинальное руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, качественно изменяющихся в процессе развития.

Изучение детского организма показало, что ребенок это не взрослый человек в миниатюре его организму свойственны как количественные, так и качественные отличия от взрослого.

Развитие клиники внутренних болезней, связанное с внедрением методов перкуссии, аускультации и патолого-анатомических исследований, привело к созданию системы обследования ребенка, которая позволила детализировать симптоматику детских болезней.

Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины ХIХ в. по подготовке специалистов в области детских болезней.

Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Санкт-Петербурге в 1834 г. (ныне Детская инфекционная больница № 18 им. Н. Ф. Филатова).

В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек - первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне Детская клин ическая больница № 13 им. Н.Ф. Филатова).

Третья детская больница в России - Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей - была открыта в Петербурге в 1844 г. Ее основное отличие от всех существовавших в то время детских больниц заключалось в том, что она специализировалась на лечении детей до трехлетнего возраста.

Детские больницы содержались в основном за счет благотворительных средств и частных пожертвований – государственные субсидии были незначительными.

В конце XIX - начале XX в. отечественная педиатрия достигает особенно высокого уровня, чему в значительной мере способствует плодотворная деятельность таких ученых-педиатров, как Н. Ф. Филатов и Н. П. Гундобин. Они изучили и описали большое количество детских болезней, издали ряд учебников, учебных пособий и трудов.

В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861), а затем практического (-1866) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней, который читал Н. А. Тольский (1832-1891), и завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил Н. Ф. Филатов.

Нил Федорович Филатов (1847- 1902) - один из основоположников российской педиатрии, создатель крупной научной школы - развивал клинико-физиологическое направление. Он впервые выделил и описал ветряную оспу (1872) и скарлатинозную краснуху (1885), открыл ранний признак кори - отрубевидное шелушение эпителия на слизистой полости рта (пятна Филатова - Вельского - Коплика). Его труды «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей» и «Краткий учебник детских болезней» многократно переиздавались. Большой популярностью пользовались лекции Филатова, записанные и изданные его учениками С. Васильевым, В. Григорьевым и Г. Сперанским.

В 1892 г. Н. Ф. Филатов организовал Московское общество детских врачей. Становление и развитие педиатрии как самостоятельной научной дисциплины связано с деятельностью многих выдающихся врачей мира. Среди них К. А. Раухфус, Д. А. Соколов, А. Н. Шкарин, Н. С. Корсаков, В. Б. Жуковский, Г. Н. Сперанский, И. В. Троицкий (Россия), К. Пирке (Австрия), М. Пфаундлер (Германия), В. Ютинель и Ж. Крюше (Франция), Г. Коплик и Дж. Гетчинсон (Англия) и многие другие.

В 1902 г. передовые педиатры различных стран Европы пришли к идее объединения своих усилий и создали Лигу по борьбе с детской смертностью, которая, несмотря на активную деятельность отдельных врачей, была все-таки высокой. Первый Международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

В 1911 году был издан журнал «Педиатрия». Появилось общество по борьбе с детской смертностью и общество педиатров, организовывались съезды детских врачей, на которых решались вопросы о том, как можно помочь новорожденным. М. С. Маслов написал книги о хронических расстройствах и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др., чем внес большой вклад в педиатрию.

Задача педиатрии заключается в том, чтобы состояние здоровья ребенка позволяло ему максимально реализовывать свой врожденный потенциал жизни.

Педиатрия делится на: профилактическую, клиническую, научную, социальную и экологическую.

Клиническая педиатрия - это комплекс мероприятий, основанный на диагностике, лечении и на процессе выздоровления больного ребенка.

Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», « Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Клинические лекции», и другие работы явились основой русской педиатрической литературы и быстро поставили ее в один ряд с зарубежной, насчитывающей тогда уже многие годы существования. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку врачей-педиатров.

Работы Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей.

Такая работа Н. П. Гундобина и его учеников, как «Особенности детского возраста», не потеряла своего научного значения и в наше время.

После Н. П. Гундобина кафедру педиатрии в ВМА возглавил А.П.Шкарин. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей и отделение для детей грудного возраста, что позволило расширить разработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

Однако условия царской России не обеспечивали быстрого роста и расцвета педиатрии и гигиены. Профилактические детские учреждения, детские ясли и сады, создаваемые, как правило, на благотворительные средства, были единичными; медленно росла сеть детских больниц и поликлиник, условия жизни и обучения детей малоимущего населения продолжали оставаться очень тяжелыми.

После Великой Октябрьской социалистической революции большой вклад в развитие советской педиатрии внесла плеяда выдающихся ученых. Среди них можно назвать имена профессоров Московской школы. Это Александр Андреевич Кисель (1859-1931), ученик Н. И. Быстрова и С. П. Боткина, много сделавший для изучения ревматизма, хронических неревматических полиартритов, туберкулеза, малярии.

Наибольшую известность в ХХ столетии получили школы Г.Н. Сперанского и А.А. Киселя. Академиками РАМН М.Я. Студеникиным, ВА. Таболиным, Ю.Ф. Домбровской и их школами успешно проводились исследования болезней детей всех возрастов. Общепризнанными стали исследования детского хирурга Ю.Ф. Исакова и его учеников, показывающих мастерство во всех сферах оперативного вмешательства при заболеваниях детей.

Александр Андреевич Кисель (1859-1938 гг.) в течение 48 лет работал в детской Ольгинской больнице в Москве, был заведующим кафедрой детских болезней высших женских курсов, далее в ММИ научным руководителем Центрального института охраны здоровья детей. Он автор более 600 работ. Известный своими исследованиями детского туберкулеза (бугорчатки), разработкой активного метода борьбы с ним, организацией противотуберкулезной работы, пропагандой профилактического направления, Кисель ввел понятие «Хроническая туберкулезная интоксикация» и установил ее признаки, доказал ревматическую природу хореи. Большое внимание он придавал строгому соблюдению гигиенического режима дома и в школе - чистоте помещения, воздуха, питания и др. По его рекомендациям стали создаваться лесные школы. Особое внимание Кисель уделял лабильной детской психике, физкультуре, воспитанию положительных эмоций, развитию чувства красоты: «В нашем воспитании, - говорил он, - мало уделяется места развитию в ребенке чувства красоты».

Кисель призывал врачей опираться на широкое профилактическое мероприятие государственного характера, развивая социально-профилактическое направление и не только по отношению к больным, но и здоровым детям. «Предохранительные меры, - писал он, - особенно желательны по отношению к тем детям, которые пока имеют совершенно здоровый вид или у которых имеются очень незначительные изменения». «Наша задача - предупредить заболевание». Он также подчеркивал необходимость неустанной профилактической и лечебной работы между приступами или обострениями болезней. «Болезнь наносит вред человеку главным образом не во время коротких приступов, обострений (например при малярии), а во время очень продолжительных промежутков (межприступные периоды), которые могут тянуться не только месяцами, но даже годами», - считал А.А. Кисель.

Возникновение основного центра педиатрических исследований.

Перу Г. Н. Сперанского принадлежит учебник по этой патологии - «Учебник болезней детей раннего возраста», многие годы служивший главным руководством для врачей отделений новорожденных и патологии младшего возраста. В течение многих лет Г. Н. Сперанский был редактором журнала «Педиатрия» и возглавлял Всесоюзное научное общество детских врачей.

Георгий Нестерович Сперанский (1873-1969 гг.) - один из основоположников педиатров в СССР, член-корреспондент АН СССР, академик РАМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. После окончания медицинского факультета Московского университета работал в клинике детских болезней у Н.Ф. Филатова, один из организаторов системы охраны материнства и младенчества, по его инициативе создан институт педиатрии АМН СССР; с 1932 г. Сперанский - заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Он автор более 200 научных работ, им обоснованы методы вскармливания и ухода за детьми, антенатальной профилактики, лечения заболеваний плода и новорожденных. Ряд работ Сперанского посвящен респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям детей, он разработал классификацию этих болезней. По его инициативе организован журнал «Педиатрия» и журнал по изучению раннего детского возраста, редактором которого он был.

Сперанский - председатель Всесоюзного общества педиатров. Ученый был почетным членом ряда научных обществ. В числе книг Г.Н. Сперанского - «Питание здорового и больного ребенка» (1959 г.), «Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста» (1964 г.).

А.А. Кисель и Г.П. Сперанский воспитали большую школу педиатров, среди которых В.Г. Таболин, В.А. Власов, З.А. Лебедева, А.А. Колотунин и многие другие.

В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета (с 1930 г.- Московский медицинский институт, с 1990 г. - Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет.

Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927-1936).

В течение десяти лет (1926-1936) ой возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК).

В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с огромной потребностью во врачах педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минестерства здравоохранения РСФСР. Позднее научно-исследовательские институты были открыты в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Казани, Свердловске, Горьком, Минске, Тбилиси, Баку, Алма-ате и других городах.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка Минестерства здравоохранения СССР. Он возглавляет все фундаментальные научные исследования по охране здоровья матери и новорожденного. Успехи в развитии системы охраны здоровья детей в СССР обусловлены достижениями отечественной педиатрической науки.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи, в том числе недоношенным детям и новорожденным, детям с рецидивирующими и хроническими заболеваниями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями почек, желудка и кишечника, обменными нарушениями. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

История педиатрии на Западном Урале начинается с 1920 года, когда медицинский факультет Пермского университета избрал заведующим кафедрой детских болезней приват-доцента из Казани Павла Ивановича Пичугина, и 23 февраля 1920 года студентам четвертого курса медицинского факультета была прочитана первая лекция по детским болезням. В те годы в Перми не было не только детской больницы, но даже амбулатории, и наряду с преподавательской деятельностью П.И. Пичугин занялся организацией клинической базы кафедры.

7 октября 1923 года начала работать, созданная Пичугиным детская амбулатория. 34 года кафедра детских болезней, возглавляемая П.М. Пичугиным, работала по проблемам детского туберкулеза, аномалий конституции, хронических расстройств питания, ревматизма, глистных заболеваний. П.И. Пичугин воспитал несколько поколений врачей-педиатров. Созданная им клиника детских болезней по заключению наркомата здравоохранения была одним из лучших медицинских учреждений того времени. К 1929 году уже было подготовлено 25 врачей педиатров, окончивших ординатуру у П.И. Пичугина.

Под руководством профессора П.И. Пичугина опубликовано более 50 научных работ, защищены 3 кандидатских диссертации (Л.Б. Красик - 1938 год, Г.М.. Рутенберг - 1954 год, Р.А. Зиф - 1946 год), «Записки по детским болезням» П.И. Пичугина - один из первых советских учебников по педиатрии.

С 1954 года по 1972 год кафедрой детских болезней заведовал доцент Лев Борисович Красик. Л.Б. Красик родился 28 мая 1904 года; в 1926 году окончил медицинский факультет Пермского университета и был принят ординатором на кафедру детских болезней. 1 сентября 1931 года стал штатным ассистентом детской клиники. 9 марта 1938 года им была защищена кандидатская диссертация о венозном давлении у детей, 23 декабря 1938 года - присвоено ученое звание доцента. Это было трудное время: высокая заболеваемость, смертность детей, особенно от эпидемического и туберкулезного менингита. Кафедра оказывала огромную помощь области, работа требовала больших лабораторных знаний. Лаборантов не было. Кровь, мочу, спинномозговую жидкость Лев Борисович исследовал сам, обучая лаборантов и врачей. Одновременно с лечебной работой выполнял большую педагогическую – занятия, лекции.

Преподавание педиатрии велось на трех факультетах: лечебном, санитарно-гигиеническом и стоматологическом. Лучшие студенты поступали в клиническую ординатуру по педиатрии, в дальнейшем из них формировался коллектив кафедры. Под руководством доцента Л.Б. Красика выполнено 5 кандидатских диссертаций (Г.К.Князькова, Н.М.Авдеева, А.М. Никитина, С.Г. Софронова, Н.Ф. Чурина). Научная тематика кафедры была связана с болезнями печени, ранней диагностикой туберкулеза, ревматизмом, патологией недоношенных и другими проблемами.

При активном содействии Л.Б. Красика были открыты детский санаторий "Светлана" и "Орленок".

Под его руководством изданы сборники научных трудов и методические пособия по различным разделам педиатрии. Лев Борисович Красик был необычайно дисциплинированным, пунктуальным человеком, всего себя отдавал работе, того же неукоснительно требовал и от сотрудников кафедры. За долгие годы его заведования на кафедре прошли обучение сотни врачей-педиатров, были подготовлены высококвалифицированные кадры, закончившие клиническую ординатуру, ставшие преподавателями и организаторами детского здравоохранения Перми и области, ведущими специалистами в различных областях педиатрии. Лев Борисович после выхода на пенсию продолжал консультативную работу, работал над усовершенствованием диспансеризации детского населения. Умер Лев Борисович 17 марта 1982 года.

В 1971 году в Пермском медицинском институте был открыт педиатрический факультет, в связи с чем встал вопрос о формировании целого ряда кафедр педиатрического профиля. Кафедрой детских болезней лечебного факультета с 1972 по 1983 год заведовала профессор А.И. Егорова, на плечи которой легли заботы по организации курса пропедевтики детских болезней и кафедры факультетской педиатрии. Сотрудники кафедры пропедевтики детских болезней, базой которой стала первая на Западном Урале клиника детских болезней, чтут и сохраняют традиции. На кафедре созданы стенды и альбомы, посвященные истории клиники и ее основателю, профессору П.И. Пичугину.

Кафедра постоянно сотрудничает с практическим здравоохранением оказывает научную консультативную и методическую помощь больницам, санаториям, школам и дошкольным учреждениям города и области. Большое внимание уделяется последипломной подготовке специалистов. Научная работа проводится в тесном сотрудничестве с Пермским техническим университетом, Клиническим институтом экопатологии детского возраста, кафедрами и подразделениями ПГМА.

Результаты научных исследований активно внедряются в работу практического здравоохранения и в учебный процесс. В период с 1983 года сотрудниками кафедры опубликовано более 500 научных работ.

На заре XX века началась дифференциация и интеграция основных отраслей медицины. Внутри педиатрии на протяжении XX столетия выделялись самостоятельные дисциплины: детская хирургия, детская невропатология, детская психиатрия, детская офтальмология, неонатология, перинатология и многие другие.

В педиатрии значительно шире изучаются физиологические особенности организма, роль возрастных факторов и влияния окружающей среды на развитие и рост ребенка.

Большое внимание советскими педиатрами уделено всестороннему изучению вопросов возрастной физиологии, особенностей развития высшей нервной деятельности, возрастной морфологии, закономерностей становления реактивности организма и физического развития, вопросов возрастной гигиены.

Система воспитания детей дошкольного возраста, разработанная советскими педиатрами и физиологами получила мировое признание, она послужила основой построения работы детских учреждений в нашей стране и в ряде зарубежных стран.

Весьма ценными достижениями советской педиатрии нужно считать изучение вопросов вскармливания здорового и больного ребенка. На основе научных исследований разработаны и внедрены новые молочные смеси, предназначенные для вскармливания детей раннего возраста, предложены обогащенные пищевые концентраты, диетические продукты для детей с различными заболеваниями.

Разработка основ физиологии и патологии раннего детского возраста позволила обосновать и внедрить комплекс эффективных мероприятий по снижению детской смертности, выяснены многие важные особенности внутриутробного развития, взаимоотношений организма матери и плода, влияния на развивающийся плод различных факторов внешней и внутренней среды.

Изучаются аллергические заболевания у детей; были разработаны принципы диагностики поллинозов, пищевой в лекарственной аллергии. Предложены и внедрены новые методы аллергологической диагностики (кожные пробы и провоцирующие тесты), а также принципы специфической гипосенсибилизации.

Разработаны принципы питания, режима, физического воспитания и санаторно-курортного лечения детей с аллергическими заболеваниями.

Несомненные успехи достигнуты в разработке научно обоснованных методов комплексного лечения, интенсивной терапии и реанимации детей с тяжелым течением пневмонии и дыхательной недостаточностью, включающих управляемое дыхание, бронхоскопию, коррекцию гомеостаза.

В разработке этих методов активное участие приняли детские хирурги, по инициативе которых были созданы палаты интенсивной терапии и отделения реанимации.

Создана система этапного лечения ревматизма у детей, широко внедрена в практику его профилактика, что позволило значительно снизить заболеваемость и частоту формирования пороков сердца. Широкое внедрение научных рекомендаций по борьбе с ревматизмом у детей было обеспечено путем создания кардиологических кабинетов. Разрабатываются методы раннего выявления начальных форм артериальной гипертензии, устанавливается ее частота и распространенность в связи с различными условиями окружающей среды.

Значительно изменилась структура заболеваемости детей инфекционными заболеваниями. Использование новейших достижений иммунологии, вирусологии, патологической физиологии позволило установить закономерности инфекционного процесса, иммунных реакций и аллергии при острых детских инфекциях. Большим достижением последних лет было выяснение эффективности лейкоцитарного интерферона как лечебного средства при вирусных заболеваниях. Внедряются новые вакцины для профилактики инфекционных болезней (кори, эпидемического паротита). Новым направлением в педиатрии является развитие неинфекционной иммунологии детского возраста, изучающей становление, развитие и нарушение специфической иммунологической реактивности ребенка.

Больших успехов достигла хирургия детского возраста: разработаны методы коррекции врожденных пороков развития, резко снизилась летальность от гнойных хирургических заболеваний, развиваются методы интенсивной терапии и реанимации.

Развитие нефрологии и урологии детского возраста тесно связано с достижениями иммунологии, биохимии, генетики, общей патологии. Отмечается изменение характера почечной патологии у детей, снижение частоты острого стрептококкового нефрита и относительное возрастание частоты рецидивирующих затяжных и хронических заболеваний почек, нередко ведущих к развитию хронической почечной недостаточности.

Значительно чаще, чем прежде, выявляются наследственные и врожденные болезни почек, обменные нефропатии, нефротический синдром у детей раннего возраста. Внимание педиатров-нефрологов привлекают различные формы гломерулонефрита, диагностика которых осуществляется на основе функциональных иммунологических и гистоморфологических методов. Получила развитие специализированная помощь детям с заболеваниями почек, организуются нефрологические стационары, а также санатории.

Проблемы гастроэнтерологии детского возраста разрабатываются в ряде научных центров - Институте педиатрии АМН СССР, Горьковском НИИ педиатрии, 2-м Московском ордена Ленина медицинском институтеимени Н.И.Пирогова и др. Проведенные исследования позволили получить важные сведения о распространенности желудочно-кишечных заболеваний, а также новые данные о патогенезе гастродуоденитов, синдроме нарушенного кишечного всасывания.

Изучение анемий у детей позволило добиться значительных успехов не только в их лечении но и профилактике. Крупным достижением отечественной педиатрии является разработка методов иммунотерапии гемобластозов у детей, позволивших значительно увеличить продолжительность ремиссии.

Основными достижениями эндокринологии детского возраста являются выяснение патогенеза и разработка лечебной тактики при диабетическом кетоацидозе, выяснение патогенеза ожирения у детей, получение данных об эндокринных взаимодействиях матери и плода, изучение наследственных и приобретенных заболеваний щитовидной железы.

Научные исследования в области невропатологии детского возраста направлены на разработку методов диагностики и лечения органических заболеваний нервной системы, а в последние годы сосредоточены на проблемах внутричерепной родовой травмы, наследственных болезней нервной системы.

Значительное влияние на развитие педиатрии оказала медицинская генетика, благодаря чему стала известна 6ольшая группа наследственных болезней детей.

Коммунистическая партия и советское государство уделяли огромное внимание охране здоровья подрастающего поколения, рассматривая это как важнейшую государственную задачу. В СССР созданы государственные системы охраны здоровья детей и подростков, охраны материнства и детства. Характерно, что в дореволюционной России насчитывалось всего 600 детских врачей, а в 1976 г. их было более 96 тысяч. Конституцией СССР гарантировано осуществление специальных мероприятий по охране труда и здоровья женщин; создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства.

В педиатрической службе особенно ярко реализуется ведущий принцип организации советского здравоохранения, как профилактическая направленность. В организации охраны детства особенно обязательной является диспансеризация, в которой воплощен синтез профилактической и лечебной медицины.

Постоянный и непрерывный процесс внедрения научных достижений в практику детского здравоохранения осуществляется одновременно с совершенствованием всей системы организации здравоохранения детского возраста. На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне прочно находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.

Заметно усиливается тенденция этапности лечения больных детей с хроническими заболеваниями: поликлиника - стационар - санаторий. Особое значение в профилактической работе среди детского населения приобретает развитие сети медико-генетической службы.

Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 в. вышло в свет десятитомное руководство по педиатрии в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения.

Заключение.

Советская клиническая медицина развивается в клинико-физиологическом и профилактическом направлениях. На новом, более высоком уровне развития находятся открытые ранее методы диагностики и техническая вооруженность врача-клинициста.

Достижения советской медицины велики во всех проявлениях – в ее связях с естествознанием, ее философских диалектико-материалистических концепциях, успехах науки, создании многочисленных крупных научных медицинских школ, широкой практической, профилактической деятельности, развитии общественных начинаний, деятельности обществ, съездов, медицинской периодической печати, привлечении трудящихся к делу охраны здоровья народа.

Медицинская наука и здравоохранение неразрывно гармонически связаны друг с другом. Государственный характер советского здравоохранения в значительной степени обусловливает возможности и пути развития медицинской науки.

Библиографический список.

1. П.Е.Заблудовский и др. «История медицины». Учебник.М.: «Медицина», 1981.

2. Ю.П. Лисицин «История медицины». Учебник. М.: «ГЕОТАР-МЕД» 2004.

3. Т.С.Сорокина «История медицины». Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: «Академия» 2005.

4. Б.В.Петровский «Большая медицинская энциклопедия», том 18,

М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982.

5. Шабалов Н.П. «Педиатрия». Учебник. С.-П.;СпецЛит 2002г.

План лекции

1. Педиатрия, как наука. Этапы развития. Вклад отечественных педиатров в развитие науки.

2. Структура педиатрической службы в Российской Федерации.

3. Демографические показатели в РФ.

  1. Роли медицинской сестры в условиях реализации «Национального проекта в здравоохранении».

Педиатрия – это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid – ребенок и iatria – врачевание.

В становление педиатрии в России существенный вклад внес профессор-акушер Н.М. Максимович-Амбодик. В своей работе «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» он описал отдельные болезни новорожденных и дал рекомендации по уходу за ребенком после рождения.

Первый русский профессор-терапевт С.Г.Забелин в своих трудах описал правила вскармливания ребенка грудью и показал значение грудного вскармливания для развития здорового ребенка.

Следующий этап развития педиатрии в России связан с организацией детских больниц и изданием первых руководств по педиатрии. Первые больницы были открыты в Петербурге в 1834 году и в Москве – в 1842 году. В последующем им обеим было присвоено имя выдающегося русского педиатра Н.Ф.Филатова.

Основателем отечественной педиатрической школы считается С.Ф. Хотовицкий, который выделил педиатрию в отдельную отрасль медицины. Он первым начал читать курс детских болезней студентам Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1847 году Хотовицкий впервые в России написал руководство по детским болезням «Педиятрика». Ему принадлежат известные слова: «Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого, ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам».

Дальнейшее развитие педиатрии связано с открытием кафедр детских болезней в 1865 году в Петербургской Медико-хирургической академии и в 1873 году в Московском университете с детской клиникой. В этот период педиатрия выделилась в самостоятельную специальность. В 80-х годах XVIX века кафедры детских болезней и детские клиники стали постепенно открываться во многих городах России: Казани, Томске, Саратове, Юрьеве и т.д.

Большой вклад в развитие педиатрии внес ученый, клиницист, педагог Н.Ф.Филатов, создавший школу педиатров в Москве. Им было написано несколько трудов по педиатрии: «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях», где описал наиболее характерные признаки детских инфекционных болезней: особенности скарлатинозной сыпи (бледный носогубный треугольник Филатова), «скарлатинозное сердце», ранний признак кори, симптом железистой лихорадки и т.д. В 1892 году он возглавил в Москве общество детских врачей.

Педиатрия – по определению основоположника русской педиатрии С.Ф. Хотовицкого, данного в 1847 году - «есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей».

Иными словами основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни.

«Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Более чем 100 лет назад выдающийся отечественный педиатр М.С. Маслов (1961 год) так определил задачи педиатрии: « Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углубленного изучения особенностей детского организма в разные возрастные периоды ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего его развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Поэтому основное направления педиатрии – профилактическое».

Задачи профилактической медицины – это воссоздание здоровья у здоровых по формуле: здоровые родители – здоровый образ жизни и труда – здоровый ребенок (А.М.Разумов).

Исследователи доказали, что ребенок – постоянно развивающийся организм от рождения до своего совершеннолетия.

Дети в своем развитии переживают 6 «критических» периодов, во время которых наиболее высока вероятность повреждения организма и развития болезней:

1.Наиболее драматичным периодом является этап внутриутробного развития эмбриона (1-й триместр беременности) и плода (3-й триместр беременности). В это время высока вероятность гибели зарождающегося организма, возникновение врожденных аномалий и внутриутробных инфекций.

2.Период новорожденности (0-28 дней жизни). К моменту появления на свет развитые жизненно важные органы и системы ребенка обеспечивают ему самостоятельное существование.

3.Период грудного возраста – от 28 дней до 1 года. Очень важное и ответственное время. К году малыш – уже сознательное существо, активно откликающееся на все окружающее. Вес ребенка уже в 3 раза больше, чем при рождении, да и рост увеличился на 25 см.

4.Ясельный возраст – от 1 до 3 лет. В этот период осваиваются основные навыки и функции – развивается речь, ребенок начинает многое понимать, сам одевается, все больше интересуется окружающим миром. Очень многое в этот период зависит от правильного воспитания ребенка.

Ранний дошкольный период – с 3 до 7 лет – характеризуется становлением высшей нервной системы, большинства биохимических параметров, ускорением роста, формированием хронических заболеваний, невротизации. Очень важно помочь ребенку правильно и гармонично развиваться.

5.Школьный возраст – ответственная пора становления человеческой личности. Надо помочь ребенку воспитать характер, выбрать дело по душе и определить профессию для будущей жизни. И здесь у педагога и родителей может быть хороший помощник – врач-педиатр.

6.Подростковый период – от 15 до 18 лет – крайне ответственный период взросления. В организме подростка происходит значительная перестройка многих функциональных систем, начинается половое созревание. Сопровождается оно значительными сдвигами в эндокринной системе, при обычном или даже замедленном развитии других систем – центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и др. Такие «ножницы» могут быть причиной различных функциональных нарушений–нестабильности артериального давления, головных болей, болей в интенсивно растущих костях, сердечной слабости при физической перегрузке и др.

Педиатр – это самый главный врач для малыша и его мамы, так как он берет на себя ответственность за здоровье вашего ребенка. Педиатр – это и доктор, и консультант, и даже учитель для родителей. Задача педиатра – научить маму понимать своего малыша, знать особенности его возрастного периода. Мама, умеющая правильно оценить состояние своего ребенка – лучший помощник для детского врача. В процессе общения педиатра с родителями малыша решающую роль играет взаимопонимание и доверие.

Постоянный врач, знающий индивидуальные особенности именно вашего ребенка, сможет дать четкие и конкретные рекомендации. Ребенок и мама не должны бояться, лишний раз обратиться к врачу, ведь именно этот визит может оказаться особенно важным.

Педиатрия занимает в медицине особое место.

Именно педиатр производит оценку нервно-психического и физического развития маленького пациента, оценивает его школьную зрелость.

В рамках приема врач определяет к какой группе здоровья относятся дети, подбирает наиболее благоприятные рекомендации относительно вскармливания ребенка и его воспитания; осуществляет меры профилактики хронических заболеваний.

Осмотр педиатра для ребенка может быть плановым и внеплановым.

Плановый осмотр:

До рождения ребенка: при постановке на учет в женской консультации по беременности будущая мама направляется к педиатру на дородовый патронаж;
- после выписки из роддома ребенок наблюдается педиатром и патронажной мед. сестрой 4 раза в течение первого месяца;
- до 1 года ребенок ежемесячно в день здорового ребенка посещает детскую поликлинику, где осматривается педиатром, оцениваются антропометрические данные, нервно-психическое развитие, даются рекомендации по рациональному вскармливанию ребенка, проводятся плановые профилактические прививки. По определенному графику ребенок консультируется узкими специалистами, проходит лабораторную и УЗИ-диагностику;
- с 1 года до 2 лет – регулярность осмотров 1 раз в 3 месяца(1г 3мес; 1г 6мес; 1г 9мес; 2 года).
- с 2 до 3 лет – кратность осмотров – 2 раза в год;
- после 3 лет ребенок проходит плановую диспансеризацию 1 раз в год. с целью выявления инфицированности туберкулезом всем детям до 18 лет ежегодно проводится проба Манту, а с 15лет – флюорографии органов грудной клетки.

Внеплановый осмотр педиатром при любых симптомах:

Повышение температуры тела; - катаральные явления (кашель, одышка, осиплость голоса); - головная боль, боли в животе, боли в суставах, пояснице, позвоночнике; - сыпь на кожных покровах; изменение стула (диарея, запор); - нарушение сознания; - вялость, повышенная утомляемость или возбудимость, беспокойное поведение; - отрыжка, рвота, метеоризм, кишечная колика; - нарушение развития речи; - нарушение физического развития; - угасание или прекращения навыков, которые ребенок уже приобрел и т.д.

Заболевания у детей протекают иначе, чем у взрослых; в лечении детей применяют иные дозировки лекарственных средств, чем у взрослых. Некоторые препараты не допустимы для лечения в педиатрии. у детей чаще возникают осложнения при заболеваниях, чем у взрослых.

На все интересующие вопросы, с удовольствием ответит врач-педиатр Ярославцева Елена Викторовна. Запись по телефону 722-722.

Поделиться