Скачать бесплатно Фесенко Ю.А. Пограничные психические расстройства у детей и подростков Пограничные психические заболевания у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя заболевания психики у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям. Так же, как у взрослых больных, детские психические заболевания диагностируются на основании ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств. Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает особенно сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, как симптомы психических нарушений.

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка. Поведенческие виды переходят в симптомы, если их возникновение происходит слишком часто, нарушают способность ребенка к нормальному функционированию внутри семьи, или их возникновение не соответствует возрасту. Если родители заметили странности в поведении, то необходимо обследовать ребенка у врача. В настоящее время нет лабораторных тестов, которые производят специфическую диагностику психических расстройств. Врачи используют в работе такие методы, как рентгеновское исследование, анализ крови, которые необходимы для исключения соматических заболеваний, побочных эффектов лекарственных средств, являющихся причиной симптомов.

В том случае, если физическое заболевание не выявлено, ребенка направляют на консультацию к психологу или подростковому психиатру, которые являются специалистами по детским психическим расстройствам. Психиатрами и психологами применяются особые тесты, которые применяются для оценки психического состояния пациента. Диагноз врача основан на выявлении у ребенка типичных симптомов. Также, врач основывается на собственных наблюдениях и замечаниях родителей, учителей пациента. Их мнение необходимо, так как в основном дети затрудняются самостоятельно объяснить, в чем заключаются их проблемы, также они не могут понять, в чем проявляется их болезнь.

Причины психических болезней у детей

Причин детских психических заболеваний ничуть не меньше, чем взрослых, и большинство из них спровоцировано комбинацией определенных факторов, которые практически невозможно предугадать, и следовательно, предотвратить. Но, если признаки удается своевременно распознать, и лечение начато без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы. Ученые установили, что в условиях современного мира приблизительно каждый пятый пациент врачей психиатров является несовершеннолетним, психическим заболеваниям подвержено не менее пяти процентов детей нашей планеты.

Психические детские расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка. Но если профессиональная помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, в том числе, к некоторым из них можно приспособиться. Также имеются и такие болезни, которые оставляют детей инвалидами. В основном, специалисты диагностируют у детей такие психические проблемы, как синдром навязчивости, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или ему свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний первазивные нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления, и также , и прочее. Бывает, что медики применяют обозначение «Пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями. Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные методики.

Лечение психических заболеваний у детей

Для родителей всегда является проблемой выбор врача, в случае возникновения у ребенка психического нарушения. Следует не ограничиваться консультацией у психиатра, и использованием медикаментозных лечебных методов. Будет правильно, если сразу после рождения младенца осмотрит остеопат, и другие специалисты. Многие расстройства психики необходимо лечить длительное время. И если лечение взрослых пациентов имеет определенные проверенные схемы, то детская психиатрия разработана в меньшей степени. В настоящее время эксперты постоянно ведут исследования в поисках эффективных видов борьбы с детскими психическими болезнями.

На сегодняшний день применяются те же самые препараты, которыми лечат взрослых, разумеется, в иных дозировках. В основном, среди методик лечения детей, имеющих психические нарушения, применяется несколько вариантов. При применении медицинских препаратов могут быть достигнуты хорошие результаты. Детям назначаются антипсихотики, противотревожные препараты, в том числе, стабилизаторы настроения и различные стимуляторы. Значительная роль в детской психиатрии отведена психотерапевтическим методам. Психотерапевт помогает ребенку справиться с заболеванием, выбирая для этого специальные стратегии.

Среди видов психотерапии для детей наиболее приемлема когнитивно-поведенческая терапия, поддерживающая терапия, а также межличностная и . Очень важно определить адекватное лечение, если у ребенка появились симптомы психического нарушения. Дети, у которых не лечили психические расстройства, страдают этими проблемами и в дальнейшем, такие люди подвержены алкоголизму, и даже суициду.

Название: Пограничные нервно-психические расстройства у детей.
Фесенко Ю.А.
Год издания: 2010
Размер: 5.88 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

Представленная книга "Пограничные нервно-психические расстройства у детей" рассматривает довольно актуальную проблему детской психиатрии - пограничные расстройства. В издании охарактеризованы диагностические показатели пограничных расстройств у детей при применении компьютерного кросскорреляционного анализа электроэнцефалограммы, дана классификация, клинико-диагностическая картина и варианты лечения нарушений речи, тиков, энуреза. Описан синдром дефицита внимания в детской психологии и синдром гиперактивности у детей, неврозы и детские неврастении, энкопрез, детский стресс, отдельная глава посвящена лечебно-диагностическим методами у детей. В заключении представлена аналитическая психология юнгианской школы. Книга "Пограничные нервно-психические расстройства у детей" Ю.А. Фесенко рассчитана на врачей-психиатров, детских психологов, неврологов и специалистов смежных специальностей.

Название: Посттравматические бессознательные состояния
Александрова Е.В., Тенедиева В.Д., Потопаов А.А.
Год издания: 2015
Размер: 43.57 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В книге "Посттравматические бессознательные состояния" под ред., Александрова Е.В. и соавт., рассматриваются фундаментальные и клинические аспекты данной медицинской проблемы. Освещены вопросы анатомо... Скачать книгу бесплатно

Название: Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание
Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г.
Год издания: 2018
Размер: 13.42 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Психиатрия. Национальное руководство" под ред., Ю.А. Александровского и соавт., является вторым дополненным и переработанным изданием, которое хорошо знакомо практикующим врачам профи... Скачать книгу бесплатно

Название: Расстройства психосоматического спектра. Патогенез, диагностика, лечение
Сторожаков Г.И., Шамрей В.К.
Год издания: 2014
Размер: 1.38 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В практическом руководстве "Расстройства психосоматического спектра. Патогенез, диагностика, лечение" под ред., Сторожакова Г.И., и соавт., рассматриваются вопросы анатомо-физиологических основ психо... Скачать книгу бесплатно

Название: Психиатрия. Научно-практический справочник
Тиганов А.С.
Год издания: 2016
Размер: 50.5 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Справочное руководство "Психиатрия. Научно-практический справочник" под ред., Тиганова А.С., рассматривает весь спект психиатрической патологии, что является практическим руководство для практикующих... Скачать книгу бесплатно

Название: Клиническое руководство по психическим расстройствам. 3-е издание.
Барлоу Д., Эйдемиллер Э.Г.
Год издания: 2008
Размер: 9.17 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Клиническое руководство по психическим расстройствам" как современное клиническое руководство по психиатрии рассматривает практические вопросы дисциплины, где отражены паническое расстройство и... Скачать книгу бесплатно

Название: Справочник по психиатрии.
Жариков Н.М., Хритинин Д.Ф., Лебедев М.А.
Год издания: 2014
Размер: 1.06 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Теоретические и практические вопросы психиатрии в справочнике "Справочник по психиатрии" дают наиболее полное представление о данном разделе медицинской науки. В справочнике рассмотрены диагностика ра... Скачать книгу бесплатно

Название: Общая психопатология
Марилов В.В.
Год издания: 2002
Размер: 4.06 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Книга "Общая психопатология" под ред.. Марилова В.В., рассматривает общие вопросы изучения расстройств психиатрического профиля. Представлены патологические состояния восприятия, расстройства мышления... Скачать книгу бесплатно

Название: Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии
Чуркин А.А., Мартюшов А.Н.
Год издания: 2010
Размер: 31.03 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии" под ред., Чуркина А.А., и соавт., рассматривает сокращенную версию криетриев диагностики в психиатрической практике с по...

Е.Л. НИКОЛАЕВ

КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Существующая традиция исследования пограничных психических расстройств (ППР), как правило, базируется на анализе данного уровня нарушений у больных взрослого возраста. Так, в современном широко признанном руководстве по пограничной психиатрии Ю.А. Александровского , где подробно рассмотрены особенности клиники, диагностики, лечения и профилактики пПр, тема детей и подростков вообще не представлена. Тем не менее в данной возрастной группе ППР встречаются довольно часто, о чем свидетельствует ряд исследований , в том числе выполненных в этнокультурном аспекте . Исследования подобного рода в Чувашии до сих пор не проводились. В связи с чем с целью изучения особенностей клинико-нозологической структуры ППР у детей и подростков Чувашии проведено следующее исследование.

Клинико-психопатологическим методом проанализировано 361 обращение в Республиканский психоневрологический диспансер детей и подростков по поводу психических расстройств непсихотического характера в течение одного календарного года.

Результаты. Средний возраст больного ребенка составляет 9,46±3,45 года (минимальный - 3 года, максимальный - 17 лет). Нозологическая структура ППР у больных детей и подростков в соответствии с критериями МКБ-10 представлена в таблице. Клинические группы психических расстройств сформированы на основе принятого в МКБ-10 разделения психических расстройств у детей и подростков на специфические для этого возрастного периода (Р8, Р9) и неспецифические (остальные диагностические рубрики).

Тем не менее представляется уместным рассмотреть клинику психических нарушений с учетом отечественных традиций систематизации, в соответствии с которыми различимо, что большинство обращений детей и подростков в данном исследовании вызвано заболеваниями резидуально-органической природы, которые представлены разнообразными клиническими синдромами. Органический характер поражения головного мозга не только определяет своеобразие клинических симптомов возникающего на его основе расстройства, но и является биологическим субстратом для возникновения симптомов невротического регистра. Во всех рассматриваемых случаях достоверность органической дисфункции головного мозга верифицирована данными неврологического, электрофизиологического, нейропсихологического и ультразвукового исследований.

Разбирая структуру резидуально-органических расстройств по В.В. Ковалеву , можно отметить, что среди синдромов нарушения развития отдельных систем мозга в группе данного исследования представлены больные со специфическим расстройством артикуляции речи (1,7%). У таких детей, чаще у мальчиков (83,3%), на фоне сохранного интеллекта и речевого аппарата нарушено воспроизведение отдельных звуков, хотя понимание чужой речи не страдает. Неправильное произношение мешает школьному обучению, контактам со сверстниками и больше всего вызывает тревогу у родителей, которые довольно поздно осознают, что данная аномалия самопроизвольно не исчезает.

В структуре неврозоподобных синдромов резидуально-органической природы можно выделить несколько видов расстройств, характерных для детско-

подросткового возраста. Прежде всего, это гиперкинетические расстройства (10,2%), которые манифестируют в раннем дошкольном периоде и практически с одинаковой частотой встречаются у мальчиков (51,3%) и девочек (48,7%).

Клинико-нозологическая структура ППР у больных детей и подростков

Клиническая группа и ее основные диагностические категории Абс. %

Психические расстройства детско-подросткового возраста (Г8, Г9) 194 53,7

Специфические расстройства развития речи (Р80) 6 1,7

Гиперкинетические расстройства (Р90) 37 10,2

Расстройства поведения (Р91) 32 9,0

Эмоциональные расстройства детского возраста (Р93) 43 11,9

Тикозные расстройства (Р95) 29 7,9

Поведенческие и эмоциональные расстройства с началом в детском возрасте (Р98) 47 13,0

Невротические расстройства (Г4) 96 26,6

Тревожно-фобические расстройства (Р40) 6 1,7

Обсессивно-компульсивное расстройство (Р42) 4 1,1

Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации (Р43) 53 14,7

Соматоформные расстройства (Р45) 10 2,8

Неврастения (Р48) 22 6,2

Органические психические расстройства (Г0) 55 15,3

Психические расстройства вследствие дисфункции головного мозга (Р06) 49 13,6

Органические расстройства личности и поведения (Р07) 6 1,7

Поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями (Гб) 10 2,8

Расстройство приема пищи (Р50) 2 0,6

Расстройства сна неорганической природы (Р51) 8 2,3

Расстройства зрелой личности и поведения (Г6) 6 1,7

Смешанное и другие расстройства личности (Р61) 4 1,1

Расстройство привычек и влечений (Р63) 2 0,6

Всего 361 100,0

Наиболее частые жалобы, которые предъявляются родителями, детей с ППр, - расторможенность, неуправляемость, импульсивность, проявляющиеся в различных ситуациях. В обстоятельствах, требующих внимания и настойчивости, такие дети быстро теряют интерес. Они часто прерывают один вид деятельности или меняют его на другой, что не соответствует возрастным показателям нервно-психического развития. В ответ на ограничения со стороны родителей дети становятся агрессивными, склонными к нарушению социальных норм и правил, что нередко заставляет их еще более усиливать репрессивные меры. В условиях школьного обучения такие симптомы становятся наиболее заметными, так как негативным образом отражаются на возможностях ребенка к обучению. Неспособность внимательно слушать и повторять, следовать инструкциям и завершать начатые задания, стремление избегать умственных нагрузок, суетливость и излишний шум в играх, отсутствие адекватной реакции на социальные ограничения приводят ребенка к состоянию школьной дезадаптации, отражающей общую дезадаптацию личности.

Эмоциональные расстройства детского возраста являются одной из наиболее представленных рубрик в группе резидуально-органических нарушений (11,9%). Они отражают тревожно-фобическую симптоматику, в основе которой лежит страх сепарации при необходимости посещать детское дошкольное учреждение (39,5%), спать отдельно от родителей (37,2%), а также - страх оставаться одному в помещении (27,9%) и потери значимых близких (14,0%).

Астенический неврозоподобный синдром с эмоциональной лабильностью, утомляемостью, неприятными физическими ощущениями характерен для органического эмоционально лабильного расстройства (9,7%), в то время как в

клинике органического диссиоциативного расстройства преобладает истеро-формный синдром (3,9%) с аффективно-вегетативными приступами. Данные нарушения отнесены к эмоциональным расстройствам резидуально-органического генеза, так как характеризуются не только эмоциональными симптомами. В клинической картине у детей и подростков также отмечены когнитивные и вегетативные нарушения, определяемые органической природой заболевания.

В подростковом периоде чаще диагностируются такие психопатоподобные (по В.В. Ковалеву) синдромы, как расстройство поведения и органическое расстройство личности. Здесь четко прослеживается отягощенность не только пре-, пери-, но и постнатальной патологией, дополнительной травма-тизацией головного мозга. При расстройстве поведения (9,0%), больше представленном у мальчиков (59,4%), значительное место занимает выраженное нарушение соответствующих возрасту социальных норм, что проявляется агрессивным поведением в семье (65,6%), прогулами уроков в школе (46,9%), кражами из дома или общественных мест (25,0%), грубостью и сопротивлением авторитетам (18,8%). При органическом расстройстве личности (1,7%) на фоне признаков церебральной астении отмечаются эмоционально-волевые нарушения, заострение и фиксация патохарактерологических черт. Страдает выраженность эмоций, потребностей, влечений, наблюдается стойкая неспособность продолжать целенаправленную деятельность, сексуальная расторможенность, лживость и асоциальность поведения.

В числе собственно невротических расстройств у детей и подростков ведущее место занимают реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации (14,7%). Ведущими психотравмирующими факторами здесь являются семейные конфликты, разрыв семейных отношений, уход одного из членов семьи (развод, смерть, заключение). Клинические проявления носят полиморфный характер -апатия, тревога, гипотимия в сочетании с агрессивностью и дисфоричностью, диссомния, асоциальное поведение. В тяжелых случаях наблюдаются заторможенность, пассивность. Параллельно больные имеют низкую самооценку, ощущают себя никчемными, уверены, что окружающие их недооценивают.

Тревожно-фобические расстройства в виде социальных фобий выявлены среди подростков (1,7%). Страх распространяется на ситуации, связанные с необходимостью пребывания в небольших группах людей. Причем больные не пытаются спрогнозировать негативные последствия своего страха, а ограничиваются простой констатацией факта наличия тревоги. Панические атаки в данном контингенте относительно редки (16,7%).

Сравнительно редки среди детей и подростков обсессивно-компульсивные расстройства (1,1%), развивающиеся преимущественно в школьном возрасте у детей с повышенным чувством морального долга и отражающие наличие внут-риличностного невротического конфликта между «должен» и «хочу».

Более распространенными являются соматоформные расстройства (2,8%) в виде соматоформной вегетативной дисфункции, которая отображает неосознаваемую попытку решения ребенком психологических проблем при помощи соматических симптомов. Не подтверждаемые лабораторными и инструментальными данными о расстройстве со стороны желудочно-кишечного тракта (30,0%), дыхательной (20,0%) и сердечно-сосудистой систем (20,0%) симптомы, на которые указывает ребенок, заставляют родителей водить его по врачам и искать «причину» заболевания до тех пор, пока они не попадут к психологу или психотерапевту.

Формированию у детей школьного возраста другого невротического расстройства - неврастении (6,2%) - способствует воспитание детей с астеническими чертами в духе повышенных требований (77,3%). Внутриличностный

конфликт между «должен» и «могу» здесь приводит к возникновению таких симптомов, как повышенная утомляемость (68,2%), регулярные головные боли (59,1%), нарушение сна (63,7%), тревожность (63,7%), раздражительность, эмоциональная лабильность (54,5%).

К разряду системных неврозов, когда в клинической картине преобладают симптомы функциональных нарушений одной или нескольких соматических систем, относят логоневроз, невротические тики, невротические энурез и энко-през . В исследуемой группе детей и подростков встречаются соответствующие им по МКБ-10 поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся преимущественно в детском и подростковом возрасте (13,0%). В их структуре представлены заикание (74,5%), неорганический энурез (19,1%) и неорганический энкопрез (6,4%). При заикании речь ребенка характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, а также остановками, нарушающими ее ритм и размерность. При энурезе наблюдается несвойственная такому возрасту ребенка неспособность произвольного контроля мочеиспускания в ночное и дневное время, при энкопрезе - выделения кала в местах, не предназначенных для этой цели. Данные нарушения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. У 37,1% больных отмечается отягощенная аналогичным нарушением наследственность, у 34,3% - сопутствующие невротические симптомы в виде тревожности и неуверенности.

Возникновение тикозных расстройств (7,9%) у детей чаще связано с нарушенными внутрисемейными отношениями. Непроизвольно возникающие мышечные движения, мигание, гримасничанье, откашливание, шмыганье возникают в ситуациях повышенного эмоционального напряжения и проходят в ночное время или в период сна. У 24,8% больных отмечаются сопутствующие нарушения речи в форме заикания или речи взахлеб.

Среди поведенческих расстройств, связанных с физиологическими нарушениями, у детей и подростков отмечены расстройства сна неорганической природы (2,3%) в форме снохождения (37,5%) и тревожных сновидений (62,5%). Данные парасомнии как анормальные эпизодически состояния, возникающие во время сна, носят в отличие от аналогичных у взрослых непсихогенный характер и больше отражают онтогенетические особенности развития ребенка.

Синдром нервной анорексии как один из видов расстройств приема пищи (0,6%) встречается в данном исследовании исключительно у девочек-подростков. Преднамеренное снижение массы, вызываемое и поддерживаемое самими больными, сопровождается у них тревожной депрессивной симптоматикой с доминированием сверхценных идей дисморфофобического содержания. Семьи данных больных относятся к разряду дисгармоничных.

Расстройства психопатического круга (расстройства личности и поведения), отмеченные только у подростков, представляют собой завершающее формирование патохарактерологических отклонений от нормы (1,7%). Их диагностика у подростков затруднена мозаичностью и полиморфностью клинической картины. Аномально-личностное реагирование здесь в большей степени представлено чертами шизоидного, ананкастного, истерического и эмоционально лабильного типов.

Сравнительно новой формой расстройства личности и поведения в группе детей и подростков является расстройство привычек и влечений в виде компьютерной виртуальной аддикции (1,7%). Она проявляется навязчивым стремлением проводить максимальное время в игре за компьютером, предпочтением подростком реальным ситуациям живого человеческого общения виртуальной реальности. Факторами риска здесь служат резидуально-органическая недостаточность мозга, алкоголизация одного из родителей (100 %). Больные с данным

расстройством демонстрируют высокий уровень социальной фрустрированно-сти в межличностных отношениях и страх отвержения.

Обобщенный анализ анамнестических данных обследованных всех клинических групп выявляет у 4,7% детей и подростков эпизоды суицидальных попыток в прошлом. Их преморбидный тип личности чаще всего характеризуется чертами акцентуации по истерическому (53,0%), неустойчивому (17,6%) или возбудимому (11,8%) типам. В качестве основных причин совершения попыток самоубийства больными указываются конфликтные ситуации с родителями (41,2%) и сверстниками (35,3%), что проявляется у них ощущениями незаслуженной обиды или недооценки и сопровождается демонстративношантажными аутодеструктивными реакциями (88,2%).

В соответствии с данными корреляционного анализа тяжесть и глубина психической дезадаптации при ППР у детей и подростков в большей степени связаны с возрастом ребенка (/-=0,14; р<0,005), его полом (/-=0,14; р<0,005) и стадией жизненного цикла семьи (/=-0,30; р<0,001). Таким образом, более тяжелые состояния наблюдаются у детей младшего возраста, мужского пола, родившихся в период поздних брачных отношений родителей.

Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на то, что в структуре ППР у детей и взрослых преобладают заболевания резидуально-органического характера в клинической картине изучаемых нарушений значительное место занимают симптомы, определяемые воздействием психосоциальных факторов, преломляющихся через систему семейных отношений. Данный факт определяет у детей и подростков с ППР высокую значимость лечебно-реабилитационных мероприятий психотерапевтической и психопрофилактической направленности.

Литература

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 2000. 496 с.

2. Бахарева О.С. Клинико-типологические особенности психических расстройств у детей и подростков в удэгейско-нанайской популяции приморского края: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Владивосток, 2004. 24 с.

3. Дашиева Б.А. Пограничные нервно-психические расстройства у бурят и русских, учащихся сельских общеобразовательных школ: транскультуральный аспект: Дис. ... канд. мед. наук. Томск, 2004. 226 с.

4. Зимина И.А. Состояние психического здоровья подростков в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2004. 24 с.

5. Кекелидзе З.И., Портнова А.А., Певцов Г.В. и др. К этнокультуральным особенностям острой реакции на стресс у якутских школьников, пострадавших при пожаре в поселке Сыгды-был // Психическое здоровье и безопасность в обществе: Науч. мат. Первого нац. конгр.по соц. психиатр. М., 2004. С. 64.

6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995. 560 с.

7. Кузенкова Н.Н. Пограничные психические расстройства у подростков допризывного возраста (эпидемиологические, клинико-динамические, реабилитационные аспекты): Дис. ... канд. мед. наук. Томск, 2003. 235 с.

8. Лазебник А.И. Клинико-социальные и этнокультуральные особенности суицидального поведения у подростков Удмуртии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2000. 27 с.

9. Пальянова И.А. Пограничные нервно-психические расстройства у учащихся системы начального профессионально-технического образования: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Томск, 2004. 31 с.

10. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия. СПб., 2005. 1120 с.

11. Якубенко О.В. Клиника, медико-психологическая коррекция и профилактика пограничных нервно-психических расстройств у школьников-подростков: Дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2001. 168 с.

НИКОЛАЕВ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ родился в 1968 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат медицинских наук, доцент факультета управления и психологии Чувашского университета, главный психотерапевт Чувашской Республики. Область научных интересов - социокультурные исследования в психиатрии и психологии, психотерапия. Автор более 140 научных работ, в том числе нескольких монографий и учебных пособий.

Пограничные психические расстройства у детей и подростков

По мере накопления опыта наблюдений и углубления знаний о человеческом организме и психической деятельности врачи, психологи и педагоги всё ближе подходили к заключению, что между психофизической «нормой» и «аномалией развития», а также между «здоровьем» и «болезнью», в том числе - душевным здоровьем и психическим расстройством, нет чётко разделяющих их границ, а существует некая «пограничная полоса», охватывающая широкий диапазон психофизических нарушений.


Ещё Ч. Дарвин, обнаружив в общей совокупности многочисленных видов уродств, факт постепенного их «перехода» в обыкновенные вариации «нормы», пришёл к выводу о невозможности их строгого разграничения. Иначе говоря, если бы не встречались физические либо психические аномалии, то едва ли возник вопрос о том, что такое «норма». С другой стороны, потребность установления критериев отклонений в развитии возникла как необходимость практического определения самой «нормы».
Понятие «нормы» применительно к организму, психике, личности, как и представление о «здоровье», неоднозначно. Под словом «нормальный» нередко подразумевается «обычный», «типичный», «правильный», «идеальный», «наиболее распространённый», т.е. нечто среднестатистическое. Применительно к человеку такая «норма» не может служить исчерпывающим определением, поскольку в реальной действительности она включает не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от неё - варианты «нормы».
Наряду со «статистическими», «идеальными» и «социальными нормами», выделяют ещё «субъективную норму» человека, когда речь идёт об отклонении не от состояний, свойственных всем остальным людям, а от состояния, в котором до того индивид постоянно находился в соответствии со своими прежде сложившимися установками, взглядами, возможностями и жизненными обстоятельствами. /Д. Шульте/.
Одним из определений «нормы» для живых и социальных систем может служить представление о ней как «функциональном оптимуме», т.е. зоне оптимального функционирования системы, охватывающей одновременно более или менее широкие отклонения /«варианты нормы»/ и имеющей определённые резервы, обеспечивающие адекватное приспособление к изменениям к окружающей среды. /Ю.А. Александровский/. Иначе говоря, по мнению автора определения, нормальной живой системой является такая, которая сохраняет свою жизнеспособность и гибкую адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды. Сдвиг за зону оптимального режима работы организма, центральной нервной системы и психической деятельности можно рассматривать уже как явление патологическое, либо «пограничное» между нормой и патологией.
Под «пограничными психическими расстройствами» подразумевают далеко неоднородную по своим проявлениям и механизму происхождения совокупность психических нарушений, которая занимает как бы промежуточное положение между «психической болезнью» /«психозом»/ и «психическим здоровьем». Притом пограничные расстройства рассматривают не в виде «моста» между психической болезнью и психическим здоровьем, а как своеобразную группу неспецифических симптомокомплексов, сходных по степени выраженности своих проявлений и ограничивающихся «невротическим уровнем» («невротическим регистром») психических нарушений (Александровский Ю.А., Ганнушкин П.Б., Гуревич М.О. и др). К группе пограничных расстройств у детей и подростков обычно относят невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и патохарактерологические развития, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные состояния, а также пограничные формы интеллектуальной недостаточности и другие, реже встречаемые расстройства.
Под «психозом» или собственно психической болезнью понимают такую степень выраженности расстройств психической деятельности человека, при которой нарушено адекватное восприятие реального мира и поведение, отражающее эти расстройства. В зависимости от причинных факторов психозы могут быть относительно кратковременными, /например, реактивный, т.е. возникший вследствие массивной психической травмы; интоксикационный /в результате отравления/; инфекционный; травматический /в состоянии острой черепно-мозговой травмы/, а также хроническими /шизофрения, маниакально-депрессивный и др./. Грубые по степени выраженности формы слабоумия приравниваются к психозу.
В зарубежной клинической психологии и Международной классификации болезней 10-го пересмотра /МКБ-10, ВОЗ, 1994/ термин «психические болезни» не употребляется, а используется понятие «психические расстройства», объединяющие все виды психических нарушений у человека, включающие и психозы /см. раздел 5-й МКБ «психические и поведенческие расстройства»/.
К критериям «психического здоровья» экспертами ВОЗ отнесены:
-осознание и ощущение непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
-чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
-критичность к себе, своей собственной психической деятельности и её результатам;
-соразмерность психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;
-способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
-умение планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать намеченное;
-способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций, требований и обстоятельств.
Психическое здоровье, как известно, является составной частью здоровья человека в целом, под которым принято понимать не просто отсутствие какой-либо болезни, а состояние полного физического, психического и социального благополучия /по определению ВОЗ/.Поэтому, как и во всякой иной системе, любой из этих компонентов целостного здоровья находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими его компонентами.
В связи с сравнительно негрубыми психическими нарушениями, отличающими их от психоза, пограничные расстройства относят к так называемой «малой психиатрии», но очень большой в смысле частоты и сложности наблюдаемых явлений. Не случайно известный отечественный психиатр П.Б. Ганнушкин подчёркивал, что «малая психиатрия, психиатрия пограничная, есть область более сложная, требующая гораздо большего опыта, навыков и знаний, чем психиатрия большая, где речь идёт о душевнобольных в узком смысле слова» /С. 55/. Учитывая важность этих знаний для работы учителя, Озерецкий Н.И., Гуревич М.О., Кащенко В.П., Э. Крепелин, Филипп Ж., Бонкур П., другие российские и зарубежные врачи писали в начале XX века о необходимости преподавания детско-подростковой пограничной психопатологии студентам педагогических вузов.
Проблема диагностики и организации помощи детям с пограничными психическими расстройствами осложняется наличием ряда особенностей, свойственных этим нарушениям.
Одной из таких особенностей является трудность определения границ, где кончается крайний вариант «психической нормы» и начинается качественно иное состояние, приобретающее более отчётливое клиническое проявление по мере приближения к болезненному расстройству. Состояние перехода от «психической нормы» до клинически выраженного пограничного психического расстройства, /например, невроза/ различными авторами обозначаются по-разному: «предболезненные», «функционально-адаптивные», «доклинические», «донозологические» состояния, «варианты субклинического реагирования», «препсихопатические реакции», «период повышенного риска» и др. /Селье Г., Семке В.Я., Семичов С.Б., Вахов В.П. и др./. Так, например, к донозологическим формам пограничных психических расстройств у детей и подростков считают возможным относить возрастные психологические кризисы /Сахаров Е.А., 1997/. В такой же мере к субклиническим формам реагирования можно относить кратковременные состояния декомпенсации у лиц с теми или иными формами акцентуаций характера, не достигающие степени стойких невротических или психопатических реакций. Не случайно Ганнушкин П.Б. писал о пограничных расстройствах как полосе, имеющей две границы - «одна от здоровья, другая от болезни», которые характеризуются неустойчивостью и неопределённостью.
Другая особенность пограничных психических расстройств состоит в трудностях проведения их строгой дифференциации, т.е. разделения на те или иные клинические формы, что, тем не менее, не даёт оснований для отказа от существующих критериев их определения. Эта особенность - не признак несовершенства современных знаний о психике человека, а отражение объективной реальности того, что «… чистых явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может…. Само понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающая предмет до конца во всей его сложности» /Ленин В.И./.
Следующей особенностью пограничных психических расстройств, имеющей чрезвычайно важное значение для практических психологов и педагогов, является то, что при изменении внешних или внутренних условий, облегчающих или отягощающих функционирование организма и психики ребёнка, они могут приближаться то к «норме», то к патологии («компенсация» - «декомпенсация»). Чем выше уровень требований, предъявляемых «пограничному субъекту», тем труднее для него сохранить свойственные «норме» целесообразные функции. (Гуревич М.О.).
Так, например, дети с так называемой задержкой психического развития, успешно обучающиеся в условиях «класса компенсации либо коррекции» или соответствующего типа спецшколы, легко декомпенсируются и снижают качество обучения при возвращении в типовые условия общеобразовательного учреждения. Другой пример: подросток, в прошлом перенёсший черепно-мозговую травму, с наступлением эндокринной перестройки в подростково-юношеском возрасте обнаруживает заметное снижение психической работоспособности, обострение аффективных черт характера, неустойчивость настроения, самочувствия и другие несвойственные ему ранее психологические особенности, не связанные с какой-либо внешней причиной.
Напротив, здоровые дети, перенёсшие какое-либо длительное инфекционное заболевание, связанное с пребыванием в больничном стационаре, легко догоняют своих сверстников по возращении в школу; как правило, и пубертатный период протекает у них гармонично, если не осложняется неблагоприятными внешними факторами.
Наряду с понятиями «пограничное психическое расстройство» и «донозологическое состояние», в медицинской и психолого-педагогической литературе нередко встречается словосочетание «дети группы риска» , которое имеет различные значения, а потому требует в случае его применения соответствующего разъяснения со стороны автора.
Так, например, в медицине в группу риска включают практически здоровых детей, но проживающих в семьях больных туберкулёзом, психозами, алкоголизмом, наркоманиями и т.п. В эту группу входят дети, перенёсшие те или иные перинатальные вредности, но не обнаруживающие признаков очевидной патологии. Иначе говоря, речь идёт о детях, имеющих риск, т.е. вероятность, возникновения той или иной патологии, которая на момент исследования себя не обнаруживает, хотя психиатры к группе риска склонны относить и «донозологические формы» пограничных психических расстройств.
Детей с «задержками психического развития» либо с грубыми антидисциплинарными нарушениями поведения в силу недоразвития эмоционально-волевых свойств личности, можно рассматривать как детей с пограничными психическими расстройствами, уже нуждающимися в соответствующей психолого-педагогической коррекции, но одновременно они могут быть отнесены и к группе риска детей в силу высокой вероятности возникновения у них деликвентного, т.е. противоправного поведения. Поэтому правильная организация психолого-педагогической помощи детям с теми видами пограничных психических расстройств, которые создают трудности в обучении или вызывают поведенческие нарушения в школе и за её пределами, служит одновременно задаче ранней профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Таким образом, пограничные психические расстройства, широко распространённые в детско-подростковой популяции, на наш взгляд, должны быть включены, в сферу компетентности практического психолога любого образовательного учреждения, что позволит на практике обеспечить широко декларируемый «принцип индивидуально-ориентированной работы» с детьми, испытывающими те или иные личностные проблемы, а также эффективное взаимодействие со смежными специалистами.

Автореферат диссертации по медицине на тему Пограничные нервно-психические расстройства у детей и подростков 10-16 лет, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения

МИНС^ДОЕодудЯрСТВЕННЫИ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

БАЗЫЛЬЧИК Сергей Викентьевич

ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10-16 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Специальность: 14.00.18 - психиатрия

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте радиационной медицины Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Научные руководители:

доктор медицинских наук, профессор Ф. К. ГАЙДУК доктор медицинских наук, профессор Л.Н. АСТАХОВА

Официальные оллоненп*

доктор медицинских наук, профессор Г. А. ОБУХОВ кандидат медицинских наук Е Д. КОРОЛЕВ

Ведущая организация - Витебский ордена Дружбы Народов медицинский институт.

Защита состоится ____1993 г. на

заседании специализированного совета К 077.01.03 Минского государственного медицинского института (2200116, г. Шнек, пр. Дзержинского, 83).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Минского государственного медицинского института

Учекьй секретарь ежцяажикрованкого совета кандидат медицинских наук,

доцент В.К.К0Ш&Ш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ. Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии, психопатоподобные и иеврозоподобние >асстройства зкзогенно-органической и соматической природы) запинает ведущее место в структуре психической патологии (Ю. А. Алек-:андровский, 1976; В.Д Карвасарский. 1930; Б. Д. Петраков, 1972; \ К. Ушаков, 1987). Последние десятилетия характеризуются неуклон-1ым ростом пограничных состояний во всем мире (А.А. Чуркин, 1990; 5. Д. Карвасарский, 1080).

По данным ряда авторов (Ю. А. Александровский с соавт, 1991; 3. И. Табачников с соавт., 1992; Е IL Краснов с соавт., 1992) проживание в условиях сложившейся после аварии на Чернобыльской АХ сронической психотравмирующей ситуации способствует росту погранич-!ых нервно-психических расстройств. Однако ропросы этиопато1енеза ¡«являемых нарувений во многих отношениях ло настоящего времени ос:аются спорными. Наряду с работами, в которых указывается на ведущую роль психогенных и соматогенных факторов (КХА. Александ-ювский с соавт., 1931 ; С. И. Табачников с соавт., 1992) в рлде ¡убликаций предполагается прекмущзственно экзогенно-органический енез патологических изменений, связанный с пораиаицим воздейс- вием ионизирувдгй радиации на ЦНС (ЕН. Краснов с соавт., 1992; 1Т. Кондратенко с соавг. , 1991; Л. А. Крьжановскач, 1992).

Абсолютное большинство исследований посвящено изучеиию влия-!ия чернобыльской азарии на психическое здоровье взрослого насеж ШЛ. Среди дотай и подростков исследования более малочислен", пр" ¡том болаоз внимания уделялось изучению психологических осабен-гостеа (ЕА. Татенко с сочзт.. 1992; А. \1 Карпухина, 1«92;). К Отшк, 1902), Ло иастояйэго временя остается мало изученным »опрос о состояния психического здоровья сетей, лрожин<иощих на егрктсрии, загрязнен,чей радионуклид?.®. S доступной на» литера-

туре мы нз встретили описания популяционных исследований, проведенных с целью изучения распространенности и клинических особенностей психических нарушений у детей, подвергшихся воздействию радиационного фактора. ПроОлема осложняется недостаточной сформ-ленностьы, }

Поделиться