Патологии мышления в психологии. Патология мышления

Этот файл взят из коллекции Medinfo

http://www.doktor.ru/medinfo

http://medinfo.home.ml.org

E-mail: [email protected]

or [email protected]

or [email protected]

FidoNet 2:5030/434 Andrey Novicov

Пишем рефераты на заказ - e-mail: [email protected]

В Medinfo для вас самая большая русская коллекция медицинских

рефератов, историй болезни, литературы, обучающих программ, тестов.

Заходите на http://www.doktor.ru - Русский медицинский сервер для всех!

Психиатрия лекция №3

ТЕМА: ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ.

Познавательный процесс у человека шел следующими путями: если обратиться к психологии: сначала было ощущение, которое непосредственно давало информацию о каких-то признаках, предметах внешнего мира, потом мы поднялись на более высокую ступень и обратились к восприятию, в процессе которого мы “ схватывали” образ в целом (конечно в ущерб некоторым его сторонам). Затем следовало представление - это воспоминание о воспринятом, причем образ вызывается в своем сознании. Этот образ имел еще меньше признаков, особенностей, которые характеризовали бы отдельный предмет или вещь. Это все то, что касается сферы восприятия. Теперь мы подвинулись дальше: имеем представление. Но мы живем не ими одними, мы оперируем понятиями, которые выражаются словом. Понятие слова выражает нечто характерное для предмета, не описывая его особенностей. Например, мы говорим “телевизор”. Там нет его величины по диагонали, цветной ил черно-белый, но всем разу понятно: телевизор и все тут. Мы образовали такое понятие путем слияние слов теле - передача и vision - смотрю. Вот это “понятие” - начало процесса мышления, кирпичик. Но оперируя одними понятиями, сложно иметь представление о том, с чем ты встречаешься. Поэтому следующая ступень - суждение. Телевизор новый, японский, SONY - это уже сужение, единица мысли. Самое простое суждение - однозначное - утверждение или отрицание: плохой - хороший. А в дальнейшем путем оперирования на еще более высокую ступень - умозаключения. Пример: исследуя пациента врач приходит к понятию что у него существует сердце, печень, легкие и т.д. но этого мало. Врач приходит к выводу что в сердце есть шумы - это суждение. А сопоставление суждений - диагноз - это будет умозаключение. Во так вот идет процесс мышления. Мышление - отражение непосредственно не только предметов и явлений, но связей между ними. Это более высокая ступень. Можно предложить другое определение. Представим себе судебное заседание. Выступают свидетели - пусть они будут ощущения, тогда как мышление - строгий судья, который проверяет правильность свидетельских показаний.

Мышление идет по пути ассоциации. Ассоциации - способность устанавливать связи между чем-то. Ассоциации могут быть логические, поверхностные.

Мышление, формы: конкретное, образное, абстрактное.

Мышление, функции: сравнение, конкретизация, абстрагирование, анализирование, синтез.

Мышление, методы: индукция, дедукция и т.д.

В процессе мышления мы абсолютно не всегда приходим к правильным выводам (например, раньше считали что солнце двигается вокруг Земли). Критерием истины является практика. Мышление появляется в речи, которая является средством связи между людьми; по речи мы судим о мышлении.

ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ.

Из сказанного выше понятно что существует как минимум 2 больших процесса мышления: процесс мышления (то есть как человек мыслит) и результат мышления (к каким выводам человек приходит).

Патология процесса мышления. Это очень важно в диагностическом и дифференциально-диагностическом отношениях, в выборе терапии в прогнозе. Важно сидеть и уметь слушать, как говорят больные.

Делится на 2 большие части:

1. Патология количественная (темпа мышления):

    ускоренное мышление. Характерно для маниакальных состояний. Человек говорит много, он на подъеме, в движении, оживленно жестикулирует, у него оживлена мимика и льется речь. Говорит он, как правило, монологом и без истощения, при этом часто отвлекается и быстро переключается с одной темы на другую, причем это зависит от характера ассоциаций, которые именно для этих больных всегда в них присутствуют. Это ассоциации поверхностные, легковесные. Например, по созвучию (практически 100% маниакальных больных без труда пишу стихи, так как им удается легко подобрать рифму: козы - морозы - дозы - березы и т.д.). Но ассоциации поверхностные, поэтому как больной вглубь темы не уходит. Точно также обстоит дело с легковесными ассоциациями (то есть по сходству). Например: соль - сахар - соль - все, похоже, по цвету; или по смежности: заговорил о матери, а переключился на отца, брата - так как смежные люди (родственные отношения). Могут быть ассоциации облегченные по контрасту: говорят о черном и переключился на белое, или же начал о хорошем и перешел на плохое. И так говорят, говорят, говорят.... . все что попадает в поле зрения больного тут е становится темой для разговора.

    Замедленное мышление - бывает у депрессивных больных. Действительно, все противоположно: ассоциаций мало, мысли короткие, еле цепляются одна за другую, при этом окрашены в черный цвет. Ни о чем хорошем не думается.

2. Качественные расстройства мышления, 2 группы расстройств:

    мышление бессвязное

    мышление атактическое (инакомыслие)

Откуда берет свой путь бессвязное мышление? Так вот когда нарушается ассоциативный путь.

    Бессвязное мышление - астеническое - часто у тяжелых соматических больных. Не довести мысль до конца, так как нет силы. В психиатрической практике встречается реже. Что же оно из себя представляет? Мышление становится рыхлым, мысли не доходят до конца. С одной стороны может наблюдаться ускорение мышления - больные говорят много и быстро, но при этом они отвлекаются и отвлекшись начинают повторять все сначала - так называемые персеверации. Наблюдается утрата ведущего представления. В своей наиболее выраженной форме астеническое мышление проявляется в виде аментивного мышления (аменция - острое бессмыслие). Очень тяжелое состояние помрачненного сознания, которое сопровождает тяжелые соматические и инфекционные заболевания. Человек дезориентирован во времени, месте и себе самом; с ним невозможно войти в контакт. Речь представляет набор слов, зачастую не связанных между собой. Атактическое мышление : в этом случае наблюдается искажение уровня обобщений. Искажаются сами понятия, неправильно формируются суждения. В слова вливаются другой смысл, на ходу больной продуцирует новые слова (неологизмы). А при построении мышления они пользуются второстепенными признаками предметов. Логика есть, но она нарушена - паралогика. Вся группа атактического мышления характерна для шизофрении. Симулировать такое мышление невозможно. Разновидности атактического мышления: а. Резонерское мышление - это бесцельное, пустое рассуждательство, зачастую высоконаучно, по-умному, по-научному. А если свести все вместе и задуматься, то становится непонятно о чем же человек говорит. Вроде бы и ни о чем. Долго и бесцельно. Еще называют бесплодным мудрствованием. Наблюдается на ранних этапах шизофрении, так как на поздних этапах наблюдается собственно атактическое или разорванное мышление. Б. разорванное мышление. Сохраняется грамматический строй предложения, а вот смысл непонятен. Пример “Доктор, а заболел налево” или “ Я чувствую себя шоколадно” (на самом деле больного лечили электрошоком, и он чувствует себя хорошо (ладно): шок - о - ладно). Таким образом, в слова вкладывается другой смысл. В. Шизофрения в исходе шизофрении. Бессвязный набор слов (словесный салат). Несколько похожа на аментивое мышление, но нет нарушения сознания.

    Также выделяют обстоятельное мышление. Наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии. Характеризуется инертностью (человек застревает на деталях), утрачивается способность отличать главное от второстепенного. Переключить очень сложно (лабиринтное мышление).

Патолог ические идеи (патология результата мышления).

    Навязчивые идеи

    сверхценные идеи

    бредовые идеи

Навязчивые идеи. Возникают в сознании человека с чувством насильственности и ненужности; человек понимает болезненность их. Обязательным компонентом является борьба, человек хочет от них отвязаться. Но на то они и навязчивые, что с ними справиться, и они всегда побеждают. Человек вынужден становится рабом этих идей. Пример: человек вышел на улицу и вдруг мысль: А закрыл ли я дверь? И хотя человек прекрасно помнит что дверь закрыта идеи эти настолько сильны что они вынужден подняться наверх и проверить замок двери.

Условия возникновения навязчивых идей - особый склад личности - тревожно-мнительный. Жизнь для такого человека это сущий ад, поскольку каждое новое дело или работа представляет собой новый сильный стресс.

    индифферентные (навязчивый счет окон в домах, людей на экскалаторе и т.д.)

    фобии (навязчивые страхи) - человек чего-то боится (страх темноты, страх закрытых пространств и т.д.). Страх проявляется в вегетативных расстройствах. Особое место занимают страхи ипохондрического характера, например, AIDS- фобия, канцерофобия и т.д.

    навязчивые действия - часто связаны с фобиями. Пример - страх загрязнения (дверь закрывается не за ручку, а за косяк) - мизофобия, ей страда В.В. Маяковский (имел в кармане прорезиненный мешочек с тряпочкой с антисептиком, где он обрабатывал руку после рукопожатия). И вот таких вот ритуалов может быть крайне много. Это характерно для абсессивного невроза.

Свер хценные идеи. Представляют из себя идеи возникающие на какой-то реальной основе, но в силу своей эмоциональной зараженности становятся главенствующими в психике. Критике к ней нет, в отличие от навязчивых идей. Пример: женщина обнаружила у себя уплотнение в молочной желез. Ей предложили операцию, на операции - киста. Сделали секторальную резекцию. Очнувшись после наркоза он видит что грудь на месте и у нее рождается сверхценная идея - неоперабельный рак. Разрезали и зашили. Переубедить ее невозможно больная со своими просьбами прооперировать снова, назначить химио- и лучевую терапию добирается до самых высоких инстанций. Но ведь она же здорова, но ни один врач переубедить ее не в состоянии, а лишь становится при этом его личным и злейшим врагом.

Еще одно отличие от навязчивых идей - это мягкость - стеничная, ригидная, целенаправленная. И в дальнейшем идея эта проводится через всю жизни. Это не патология, а пограничное расстройство. Могут быть идеи реформаторства, изобретательства, переустройства общества и т.д.

Бредовые идеи. Ложные суждения и умозаключения, которые не основаны ни на чем реальном, а основаны на болезненных причинах. Бредовые идеи не поддаются коррекции. В силу этого человек становится в особые отношения с обществом, он не может жить, так как раньше; меняются его убеждения, часто входит в противоречие с окружающим. В семье появляется новый и чуждый пришелец вместо родного и милого человека. Содержанием бреда может быть все что угодно. За последние 10 лет бредовые идеи приобрели новое содержание. Раньше все было проще: если вредят то соседи, КГБ, ЦРУ, ЦК КПСС; а сейчас вредит мафия, инопланетяне, экстрасенсы, маги, колдуны. Расцветают религиозный бред, а 10 лет назад считался архаическим не только у нас и за рубежом. То есть за последнее время общество наше регрессировало на много лет назад. Ф.И.Случевский назвал их “Психозы перестройки”.

Бредовые идеи (по структуре):

    бред преследования (персекуторный бред) - что-то случится, что-то произойдет. Бред воздействия (психического и физического) - биополя, телемосты, биогенераторы. Бред особого значения - все происходит не случайно, все имеет свой особый смысл. Бред ревности.

    Бред величия - наступает некоторая эйфоричность: я человек не такой, как все, а самый умный красивый, богатый, и т.д. характерен для поздних этапов заболевания.

    Депрессивный бред - бред бесперспективности, малоценности, виновности. Человека начинает копаться в своей жизни. Выход здесь один: покончить с собой.

Бредовы е идеи (по степени систематизации):

    систематизированные

    несистематизированные

Также выделяют первичный бред - просто ошибка суждения, это просто бред в чистом виде, которые возникает “ на ровном месте”, а также бред вторичный - содержание бреда черпается из галлюцинаций, из расстройств настроения и т.д. таким образом, подводя итог лекции следует отличить, что понимание процессов патологии мышления имеет большое значение в общей психопатологии, а также неоценимо для диагностики и дифференциальной диагностики психических заболеваний.

Последующие единичные понятия задуманы как вспомогательные понятия для описания и понимания, но ни в коем случае как понятия для того, чтобы разложить больного человека на единичные функции, а для того, чтобы представлять Dasein — а это значит, и становление, — как единое целое. Понятия отвечают такому представлению в том случае, если они употребляются правильно. Правильное представление помогает лучше понять человека, подойти к нему ближе — и, тем самым, является основой терапии.

Ф ормальные нарушения мышления

Под этим обозначением понимаются некоторые часто встречающиеся нарушения процесса протекания мышления. Во многих случаях они нозологически неспецифичны. Их наблюдение помогает точнее представить, что под силу больному (на что способен больной).

1) Задержанное (замедленное) мышление

Совокупное мышление идет замедленно, неравномерно, буксует, затруднено, как бы преодолевает препятствия. Затруднение процесса мышления в отношении темпа, содержания и целенаправленности не может быть преодолено, даже если больной явно прилагает усилие к этому.

Клинически замедленное мышление проявляется в затруднении (вплоть до отсутствия) речевого общения.

Замедление мышления может быть следствием общего снижения влечений (непродуктивность, аспонтанность, мыслительная «пустота») или имеет аффективную природу, или происходит вследствие бредовых препятствий (страх, вина).

2) Персеверация мышления

Мышление «пробуксовывает на месте», в голову приходит постоянно одна и та же мысль (или несколько мыслей), она постоянно повторяется без переработки и завершения.

В ряде случаев описываются «круги мыслей» — депрессивные раздумья, скорбное «штудирование», размышление.

3) «Блокады» мышления

Внезапный обрыв хода мыслей. Больной прекращает разговор, молчит, «теряет нить», после возобновления разговора начинает говорить на другую тему. «Шперрунги» происходят при ясном сознании, их нельзя путать с перерывом мыслительного процесса при абсансах.

Шперрунги могут также быть следствием внезапно возникшей беспомощности, при испуге, при чувстве внутренней пустоты и т. д. При бывает также «активная» блокада вследствие негативизма.

4) Обрыв мышления

Больной сам ощущает внезапное прерывание своего мыслительного процесса. Обрыв мыслей, как и «шперрунг», можно распознать по внезапному обрыву разговора.

5) «Растянутое» мышление

Под ним понимается континуальное затягивание течения мыслей. Оно распознается по вязкости и торпидности разговора и реагирования больного.

Замедленное мышление часто бывает «растянутым». «Растягивание» мышления встречается при помрачениях сознания, сомноленции, у депрессивных заторможенных больных, при , при злокачественных формах шизофрении.

6) Ускоренное и беглое мышление (скачка идей).

Скорость мышления и речи увеличена. Беглое мышление уже не является строго целенаправленным, напротив, часто меняет цель или теряет ее. Мышление легко отвлекается другими приходящими в голову посторонними мыслями.

В большинстве случаев исследователь еще может следвать за поверхностными и беглыми ассоциациями (в отличие от разорванности мышления и инкогеренции). См. также Тахифазия и логорея.

Сам больной может воспринимать скачку идей и вторжение мыслей как бег идей.

7) Суженное мышление.

Ограничение содержательного объема мышления, тематическое обеднение, фиксация на небольшом количестве представлений, уменьшение «духовной подвижности». При суженном мышлении отсутствует широта кругозора со включением различных точек зрения. В разговоре больной испытывает трудности при переходе с одной темы на другую. Сам больной может воспринимать сужение как неприхождение определенных мыслей, как «круги мыслей» и раздумье.

8) Обстоятельное мышление.

Мышление протекает с многоречивостью или педантично, фиксируя неважные подробности, и протекает нецеленаправленно. Второстепенное не отбрасывается.

Обстоятельное мышление может возникать вследствие снижения способности к абстрагированию, а также вследствие невозможности отграничить важное от неважного, когда первое и второе интеллектуально расцениваются как близкие (педантичность, ананкастность).

9) Неясное мышление.

Отсутствует акцентуация мышления, вследствие чего недостаточно ясно различаются предний и задний план, главное и побочное, и страдает целенаправленность мышления. Мышление во многих случаях может вообще быть нецеленаправленным, ускоренным, беглым и неотчетливым.

10) Паралогическое мышление.

Больные объединяют гетерогенные положения вещей (контаминация), сопрягают многочисленные, не обязательно соответствующие идеи, картины (сгущение, конденсация), заменяют употребляемые здоровыми понятия на другие (субституция) или могут соскальзывать с основной мысли на побочные (соскальзывание), теряют логическую связь, могут совершать мысленные «прыжки» (см. инкогеренция) или иметь заметно жесткое, «одноколейное» мышление.

11) Инкогерентное (бессвязное) мышление.

Мышление (а, соответственно, и речь) больного утрачивает логическую связность и эмоциональную понятность, разорвана вплоть до распада на отдельные случайно связанные отрывки (диссоциированное мышление).

Инкогеренция мышления может быть связана с любым изменением подвижности мышления. Построение предложения может быть нарушенным (параграмматизмы, парасинтаксис)вплоть до непонятного, бессмысленного смешения слов или слогов (). С другой стороны, существует такая бессвязность, при которой больной строит предложения синтаксически правильно, но содержание сказанного не улавливается здоровым человеком.

Нарушения ассоциативного процесса. Патология суждения. Навязчивые, сверхценные идеи. Определение бреда, этапы формирования бредовой идей, классификация бредовых идей по содержанию. Этапы формирования параноидного бреда. Основные бредовые синдромы: Кандинского-Клерамбо, Котара, Капгра, Фреголи.

Мышление - процесс познания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений между ними. Мышление способствует познанию действительности в обобщенном виде, в движении и изменчивости.

Симптомы нарушения ассоциативного процесса: нарушение темпа мышления, нарушение стройности мышления, нарушение целенаправленности мышления.

Нарушения темпа ассоциативного процесса .

Ускорение мышления. Речевая продукция конспективно отражает содержание мышления, логические построения минуют промежуточные звенья, повествование отклоняется по боковой цепи. Проявлением резкого ускорения темпа мышления является скачка идей (Fuga idearum). Такие расстройства характерны для маниакальных состояний. Другим вариантом ускоренного темпа мышления является мантизм (или ментизм), который представляет собой, возникающий помимо воли больного наплыв мыслей (характерный симптом шизофрении).

Замедление темпа мышления характерно для депрессивных, апатических, астенических состояний и легких степеней помрачнения сознания.

Нарушение ассоциативного процесса по стройности проявляется в следующих формах.

Разорванность - выражается в нарушении смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматического построения фразы. На более ранних этапах заболевания она может проявляться в нарушении смысловых связей не внутри предложения, а в процессе повествования между фразами, которые в отдельности имеют законченное смысловое содержание. Симптом остановки, блокирования мыслей или Sperrung (от немецкого - закупоривать) заключается во внезапном обрыве мыслей (эти симптомы характерны для шизофренического процесса).

Инкогерентное мышление - расстройство речи и мышления, при котором главными чертами являются нарушение грамматического строя речи, необъяснимые переходы от темы к теме и потеря логической связи между частями речи.

Бессвязность - проявляется не только в нарушении смысловой стороны речи, но и в распаде синтаксического строя предложения (наблюдается при расстройствах сознания в структуре синдрома аменции).

Вербигерации - своеобразные стереотипии в речи, доходящие в некоторых случаях до бессмысленного нанизывания сходных по созвучию слов.

Паралогическое мышление. При паралогическом мышлении не просто нарушается нормальная логическая сущность умозаключений, а возникает иная, свойственная только данному больному система логических построений. Сочетается с неологизмами - словами, отсутствующими в обычном словаре, созданными самим больным и не обладающими общепринятым смыслом.

Нарушение целенаправленности мышления.

Патологическая обстоятельность - излагая события, больной застревает в деталях, которые занимают все большее место в основной линии повествования, отвлекая больного от последовательной цепи изложения, делая его рассказ чрезмерно длинным.

Персеверация - болезненное повторение одного слова или группы слов, несмотря на стремление больного перейти к другой теме и попытки врача ввести новые стимулы.

Резонерство - склонность к бесплодному рассуждательству. Больной в своем повествовании пользуется декларативными заявлениями, приводит необоснованные доказательства.

Символизм - имеется общепринятая система символов, которая находит широкое использование в повседневной жизни (знаки дорожного движения). Символизм психически больного принципиально отличается тем, что он вкладывает в те или иные знаки, рисунки, цвета особый смысл, понятный только ему.

Аутистическое мышление - характеризуется отрывом от окружающей реальности, погружением в мир воображения, фантастических переживаний.

К патологии суждения относятся навязчивые, сверхценные, доминирующие, бредоподобные и бредовые идеи.

Навязчивые идеи . К категории навязчивых состояний относятся навязчивые мысли, сомнения, воспоминания, представления, желания, страхи, действия. Они возникают в сознании человека непроизвольно и препятствуют нормальному течению мыслительного процесса. Больные понимают их ненужность, болезненность и пытаются избавиться от них. Навязчивые явления разделяются на три группы:

1 - отвлеченные, т.е. не вызывающие яркой эмоциональной окраски навязчивые идеи,

2 - образные, с тягостными, эмоционально отрицательно окрашенными переживаниями и

3 - фобические, навязчивые страхи.

Сверхценные идеи - представляют собой аффективно насыщенные стойкие убеждения и представления. Они захватывают сознание целиком и надолго. Тесно связаны с реальностью и отражают личностные оценки больного и его устремления.

Сверхценные идеи по своему содержанию не являются нелепыми, они не носят характера чуждости в отношении личности. Патологичность сверхценных идей заключается не в их содержании, а в том непомерно большом месте, которое они занимают в психической жизни, чрезмерном значении, которое им придается.

Доминирующие идеи - это мысли связанные с реальной ситуацией, преобладающие в сознании человека на определенном промежутке времени и мешающие сосредоточиться на текущей деятельности.

Бредоподобные идеи - являются ложными умозаключениями, связанными с расстройствами воли, влечений, эмоциональными нарушениями. Они характеризуются отсутствием тенденции к систематизации, кратковременностью существования и возможностью частичной коррекции путем разубеждения.

Бред – ложное, непоколебимое убеждение, касающееся себя и/или окружения, которое не отвечает реальности и не разделяется другими людьми сходного социокультурального происхождения. Больной стойко убежден в этом, вопреки очевидности, этому противоречащей. Эта патологическая убежденность может выражаться в идеях преследования, отношения, слежки, ревности, в сознании собственной важности и превосходства, либо эти идеи касаются собственной идентичности или внешнего вида.

Бредовые идеи. Они характеризуются следующими критериями (по которым можно их дифференцировать со сверхценными, доминирующими и навязчивыми идеями):

· это ложные суждения или умозаключения, находящиеся в противоречии с действительностью,

· возникают на патологически измененной почве (то есть наблюдаются только в болезненном состоянии),

· в своем развитии подчинены законам «кривой логики»,

· не поддаются психологической коррекции,

· при полном отсутствии критики к ним у больного.

Бредовое восприятие - правильное сенсорное восприятие, внезапно приобретающее совершенно новый смысл или особое значение, обычно апокалептическое, мистического или угрожающего характера.

Начальной стадией формирования бредового синдрома является бредовое настроение, которое выражается в чувстве неопределенного внутреннего беспокойства, в тревожном предчувствии беды, появляется настороженность, подозрительность, уверенность, что вокруг происходят опасные изменения. Бредовое восприятие – такое восприятие окружающего, когда, наряду с обычным восприятием реально существующего объекта, появляется необычная, странная, не связанная логически с реальной действительностью идея с характером особого отношения к больному. Приобретая более очерченную форму, бредовое восприятие превращается в бредовое толкование, которое проявляется в том, что больной начинает толковать события, факты, слова окружающих в бредовом плане, но еще не связывает свои болезненные умозаключения в единую систему. В дальнейшем происходит оформление бредовых соображений в систему бредовых идей. Этот этап называется «кристаллизацией бреда».

Система бредовых идей формируется в закономерной последовательности и проходит через три этапа: паранояльный, параноидный, парафренный.

Паранояльный этап - монотематический, систематизированный бред толкования, при отсутствии нелепых суждений и галлюцинаций, положительно эмоционально окрашенный. Паранояльный бред может быть представлен бредовыми идеями сутяжничества, изобретательства, реформаторства, высокого происхождения, реже идеями отношения, ревности, ипохондрическими и пр.

Параноидный этап - характеризуется наличием бредовых идей преследования, воздействия, отравления, которые сочетаются с галлюцинаторными расстройствами. Бредовые переживания эмоционально отрицательно окрашены, политематичны, по мере течения заболевания становятся все более нелепыми и отрывочными, теряется их конкретная направленность.

Парафренный этап отличается нелепым, фантастическим, глобального масштаба бредом величия, сочетающегося с нарушением ассоциативного процесса.

По механизму возникновения выделяют первичный бред, обусловленный нарушением умозаключений и суждений и вторичный, чувственный бред, возникающий на основе галлюцинаторных, аффективных и др. переживаний.

Синдром Кандинского-Клерамбо характеризуется совокупностью взаимосвязанных симптомов:

· псевдогаллюцинации,

· бред преследования и воздействия,

· психические и физические автоматизмы.

Выделяют идеаторные автоматизмы: насильственно возникающий наплыв мыслей; возникновение чужих, сделанных мыслей; симптомы открытости и отнятия мыслей; звучания мыслей или повторения собственных или сделанных мыслей. Сюда включаются следующие феномены.

Эхо мыслей - ощущение, что собственные мысли повторяются или отдаются эхом (но не произносятся вслух) с интервалом в несколько секунд между мыслью и ее эхом. Повторяемая мысль, несмотря на идентичность содержания, может быть изменена качественно. Это явление должно быть отдифференцировано от вербальных слуховых галлюцинаций, повторяющих мысль больного. При «эхо – мыслей» сами повторы воспринимаются как мысль.

Вкладывание мыслей - переживаемые собственные мысли осознаются как чужие или внедренные в мозг извне. Вопреки убеждению, что мысли не его/ее собственные, индивид не может понять, откуда пришли чужие мысли. Убеждение в том, что мысль чужого происхождения, часто возникает одновременно с ощущением вкладывания мыслей.

Отнятие мыслей - ощущение, что собственные мысли отбираются или присваиваются внешней силой, так что индивид не имеет мыслей. Как и при вкладывании мыслей, индивид убежден в чужеродном происхождении вмешательства, и это убеждение часто возникает одновременно с ощущением отнятия мыслей.

Сенестопатический автоматизм выражается в разнообразных, крайне неприятных тягостных ощущениях, которые возникают с чувством, что они специально кем-то вызваны с целью воздействия. Кинестетический (речедвигательный) автоматизм представляет собой отчуждение движений и действий, которые осуществляются не по собственной воле, а в результате воздействия со стороны.

Физический автоматизм – расстройство, при котором больной совершает действия, расцениваемые им самим, как насильственные, навязанные извне.

Синдром Котара – сложный, депрессивно-параноидный синдром, сочетающий в себе нигилистический бред громадного масштаба, ипохондрические бредовые идеи и идеи собственной греховности.

Синдром Капгра - больные с этим синдромом утверждают, что они постоянно или периодически встречаются с двойником кого-то из близких людей.

Близким к синдрому Капгра является синдром Фреголи - бред положительного и отрицательного двойника и бред метаморфозы. Для этого психического феномена характерны бредовые идеи преследования, сочетающиеся с постоянным ложным узнаванием преследователя во многих окружающих больного лицах.

Бред положительного двойника заключается в том, что больной ранее незнакомых ему людей считает своими родственниками или близкими знакомыми. При бреде отрицательного двойника больной начинает считать чужими ранее хорошо ему знакомых людей.

Бред интерметаморфозы проявляется в высказываниях больного о том, что окружающие его люди подверглись каким-то значительным внешним или внутренним изменениям.

Патологию мышления принято рассматривать с точки зрения расстройства самого процесса образования той или иной его формы (понятия и проч.), а так же со стороны системы умозаключений, составляющей продукцию мышления.

Патология мышления разделяется на патологию ассоциативной деяте­льности /процесса мышления/ и патологию идей /результата мышления/ патологию формирования суждений/.

Нарушения темпа мышления

1) Болезненно ускоренное мышление . Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания). «Скачка идей» — крайняя степень ускоренного мышления. Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.

2) Болезненно замедленное мышление .

В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.

3) Нарушения стройности мышления.

Разорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, например: «Кто может выделить временное расхождение относительности понятий, включенных в структуру миробытия» и т.п.

При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.

4) Нарушение целенаправленности мышления

Резонерство (бесплодное мудрствование, рассуждательство). Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин, например, на вопрос врача «как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.

5) Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.

6) Символическое мышление . Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Примеры неологизмов: «зеркаластр, пенснэхо, электрическая эксквозочка». Этот вид мышления встречается при шизофрении.

7) Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления). Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.

8) Персеверация мышления . Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.

– это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование.

МКБ-10

F22 F42

Общие сведения

Мышление – познавательный психический процесс, реализующий опосредованный способ отражения действительности, формирующий мысль. Включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Общую этиологию мыслительных расстройств определить невозможно ввиду того, что они представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются по степени выраженности, содержанию, влиянию на эмоциональную сферу и поведение. Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз. Для людей с органическими поражениями ЦНС характерны количественные изменения – снижение обобщений, затруднения абстрагирования. У пациентов с эндогенными психозами часто определяются искажения в виде резонерства, разорванности.

Причины

В основе относительно стойких и глубоких нарушений мыслительных и интеллектуальных процессов лежат биологические факторы – изменения нейрогуморального баланса, сосудистые, травматические и интоксикационные поражения мозгового субстрата. Основанием для обратимых легких и умеренных расстройств могут стать особенности личностного реагирования на стрессовые и психотравмирующие воздействия. К наиболее распространенным причинам относят:

  • Биохимические изменения в мозге. Патологии кровообращения, интоксикации, дисметаболические болезни влияют на функционирование нервной системы. Нарушается поступление кислорода, гормонов и медиаторов, скорость и направленность нейропередачи.
  • Черепно-мозговые травмы. Мышление изменяется из-за структурных повреждений и функциональных сдвигов в головном мозге. Расстройства формируются в остром и отдаленном периоде ЧМТ .
  • Психозы. Психотические состояния органического, инфекционного и интоксикационного происхождения нередко сопровождаются бредом, бессвязностью мыслительных функций. Для шизофрении характерно резонерство, разноплановость.
  • Дегенеративные болезни ЦНС. Мышление нарушается при деменции , атрофии, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика . Часто определяется снижение уровня обобщения, сложности абстрагирования.
  • Эпилепсия. Выраженность и характер расстройства зависят от тяжести заболевания. У большинства больных эпилепсией мышление становится инертным, обстоятельным.
  • Воспаление ЦНС. Чаще всего местом локализации воспалительного процесса являются мозговые оболочки. Нарушается продукция и отток спинномозговой жидкости, повышается внутричерепное давление. При энцефалитах поражается непосредственно мозговое вещество.
  • Опухоли мозга. Новообразование увеличивается в размерах, раздражающе воздействует на нервные центры, провоцирует атрофию клеток и волокон, ишемию. Выраженность патологии мышления определяется локализацией опухоли головного мозга и стадией болезни.
  • Стрессы, неврозы. Сильное перенапряжение, эмоциональное потрясение, депрессия , тревога изменяют направленность и скорость мышления. Оно становится замедленным, сфокусированным на внутренних переживаниях.

Патогенез

Существует несколько психофизиологических теорий организации мышления. Отечественной наукой признана модель Павлова. Согласно ей, мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и закрепления необходима слаженная работа нескольких систем мозга. Первую образует подкорковая область, активизируемая безусловными стимулами. Вторую – полушария мозга без лобных отделов и речевых зон. Она начинает функционировать при подключении условной связи к безусловным реакциям. Третья система включает лобные доли и речевые анализаторы. Совокупность этих структур обеспечивает отвлечение от конкретно воспринимаемой информации, обобщение сигналов от нижележащих отделов мозга. Нарушения функционирования любой из систем приводят к расстройствам мышления. Изменения динамики нередко связаны с активностью подкорковых систем, в частности ретикулярной формации. Мотивационно-волевой компонент распадается при поражении лобных долей.

Классификация

Расстройства мышления носят разнообразный характер, не ограничены единственной схемой. Систематизации подвергаются отдельные параметры нарушений, вокруг которых группируются синдромы, встречающиеся у больных психиатрического профиля. Как правило, у одного пациента определяются более или менее сложные сочетания нескольких видов изменений мышления. Согласно общей классификации выделяют три типа расстройств:

  • Нарушения динамического компонента. В норме образование ассоциаций происходит в равномерном и умеренном темпе. При патологиях динамика этого процесса изменяется. Различают ускорение и замедление мышления, ментизм – ускорение образования ассоциаций, происходящее приступообразно, шперрунг – внезапную полную остановку ассоциативного процесса.
  • Нарушения операционального компонента. Основными мыслительными операциями являются обобщение, абстрагирование, синтез и анализ. При мыслительных расстройствах выявляется снижение (невозможность использовать категории) и искажение уровней обобщения (выделение латентных, второстепенных связей, а не существенных).
  • Нарушения мотивационно-личностного компонента. К данной группе относятся расстройства, основанные на снижении саморегуляции, целеполагания, направленности, способности адекватно оценивать ситуацию, вести диалог. Включены нарушения критичности мышления, связанные с невозможностью правильного осмысления ситуации, разноплановость, резонерство, расстройства саморегуляции – расплывчатость и разорванность суждений, обстоятельность, бессвязность, паралогичность.

Симптомы расстройств мышления

Ускорение мышления характерно для состояния мании и гипомании, проявляется быстрым темпом речи, скачками идей, большинство из которых остаются невысказанными. Нарушается целенаправленность и глубина рассуждений – больные говорят быстро и много, не успевают осмыслить собственную речь. При замедленности мышления, характерной для депрессии и астении , уменьшается количество ассоциаций за единицу времени. Снижается темп речи, пациенты испытывают трудности при подборе слов, формировании предложений. Ментизм обнаруживается при шизофрении. Носит характер насильственного симптома, возникает как приступ наплыва разноплановых мыслей, не оформленных в слова. При шперрунге больные ощущают внезапную «пустоту» в голове, отсутствие каких-либо мыслей и идей.

Снижение обобщения коррелирует с общим интеллектуальным развитием. При нулевом уровне пациенты не могут выделять отдельные признаки и свойства предметов. Они воспринимают их цельно, не в состоянии проанализировать: определить назначение, функциональные особенности, принадлежность к классу. Больные с конкретным уровнем обобщения объединяют предметы по внешним и ситуационным признакам. Их мышление привязано к наглядным образам, оперирование понятиями затруднено. Например, они объединяют лопату и собаку – они «на улице», ножницы и предметы мебели – они «в доме». Выделение категории «инструменты» им недоступно. На функциональном уровне обобщения пациенты способны определить характеристики предметов, которые не отображены визуально (действия, манипуляции). Это простой уровень абстрагирования. Пример: автомобиль и трактор объединяются, так как оба «едут», но не называются общим понятием «транспорт».

При изменении плавности и связности мышления наблюдается аморфность суждений. Она проявляется наличием логической связности частей предложения и отдельных предложений между собой, но утратой общего смысла повествования. В беседе создается впечатление, что больные «плывут», затрудняются выразить ключевую мысль. При резонерстве пациенты долго и бесплодно рассуждают по поводу темы разговора, не делают выводов и не отвечают на поставленные вопросы. Тематические соскальзывания – внезапное изменение темы, отсутствие логической взаимосвязи между предыдущим и следующим предложением. При таком симптоме возможна паралогичность мышления – искаженная логика, понятная только больному.

Обстоятельность характеризуется чрезмерным «застреванием» на деталях, вязкостью и тугоподвижностью ассоциаций. Пациенты углубляются в собственные рассуждения, фиксируются на малозначимых подробностях. Инкогерентное мышление – отсутствие связей между словами в предложении, а вергиберации – нарушение связности между слогами. Оба расстройства свойственны тяжелым формам шизофрении. Персеверации и речевые стереотипии – повторы отдельных слов, фраз и предложений. Наблюдаются при органических заболеваниях, тяжелых эндогенных патологиях.

По содержанию мышление подразделяется на аффективное, эгоцентрическое, параноидное, обсессивное и сверхценное. У людей с аффективной формой мышления преобладают эмоционально окрашенные представления, быстрая и непроизвольная изменяемость процесса при воздействии внешних стимулов (значимых и несущественных). При эгоцентрическом мышлении больные фиксированы на идеальности собственной личности, нужности и ненужности, полезности и вреда всего происходящего.

Параноидное мышление представлено бредовыми идеями. Бред – ошибочное умозаключение, формирующееся на патологической основе – измененной логике или аффективных переживаниях. Распространен бред отношения, преследования, величия, ревности, виновности, ипохондрический и эротический бред . У детей параноидная форма мыслительных процессов представлена бредоподобными фантазиями и патологическими страхами (нереальные миры, причудливые создания, боязнь угла комнаты). Сверхценное мышление ориентировано на ведущие личностные тенденции, изменяет направленность жизни больного – идеи организации революции, изобретения вечного двигателя. При обсессивном мышлении возникают стереотипно повторяющиеся мысли, воспоминания, страхи, ритуалы. Они непроизвольны и осознаваемы.

Осложнения

При тяжелых расстройствах мышления пациенты утрачивают способность правильно оценивать окружающую ситуацию, адекватно реагировать на происходящие события, организовывать и контролировать поведение. Становится невозможной продуктивная бытовая и профессиональная деятельность, наступает социальная дезадаптация. Больные нуждаются в постоянном наблюдении и уходе со стороны. Депрессивная направленность мышления, а также ярко выраженные формы бреда могут привести к формированию суицидального поведения, нанесению вреда окружающим.

Диагностика

При расстройствах мышления проводится комплексное обследование, включающее сбор анамнеза врачом-психиатром , психологическое тестирование, осмотр невролога . Дополнительно могут быть назначены инструментальные процедуры – ЭЭГ , МРТ головного мозга , УЗИ сосудов головного мозга . Первичную информацию о симптомах психиатр получает клиническим методом. В ходе беседы и наблюдения он оценивает адекватность реакций больного, способность поддерживать продуктивный контакт, целенаправленность, стройность речи. К специфическим методикам изучения мышления относятся:

  • Классификация. Тест направлен на определение способности мыслить категориями, выявляет недостаточность обобщения. В зависимости от того, какие группы предметов образует пациент, определяется нулевой, конкретный, функциональный или категориальный уровень, наличие искажений.
  • Исключение. Используется словесный и предметный вариант методики. Результат позволяет обнаружить способность к обобщению, склонность к актуализации латентных и второстепенных признаков (искажение).
  • Создание аналогий. Применяется тест «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Оценивается способность выстраивать последовательность суждений, устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Результаты могут указывать на тенденцию к резонерству, инертности.
  • Сравнение и исключение понятий. Для выполнения задания пациенту необходимо проанализировать признаки предметов и явлений, дифференцировать основные признаки от второстепенных, выделить категории. По результатам определяется сложность обобщения, обстоятельность, резонерство.
  • Интерпретация метафор и пословиц. Испытуемому предлагается пояснить переносный смысл фраз. Методика нацелена на диагностику способности к абстрагированию, склонности к паралогии, резонерским высказываниям.
  • Пиктограммы. Исследуются образы, нарисованные пациентом для запоминания слов. Отмечается их эмоциональная окрашенность, абстрактность и конкретность, детализация, схематичность, логичность и адекватность связи со стимулом.
  • Ассоциации. Используется проба на называние 50 слов, парные ассоциации. Результат указывает на темп мыслительной деятельности, обстоятельность, инертность, персеверации.

Лечение расстройств мышления

Терапия лиц с нарушениями мышления определяется характером основного заболевания. Лечебные мероприятия проводятся психиатром и неврологом, коррекционная и реабилитационная работа – клиническим психологом, социальным работником. При комплексном подходе помощь пациенту оказывается следующими методами:

  • Фармакотерапия. Схема лечения составляется индивидуально, выбор препаратов определяется ведущим заболеванием. При психотической симптоматике, в том числе при бреде, психомоторном возбуждении назначаются нейролептики. При нарушениях мозгового кровообращения, последствиях травм и интоксикаций используются ноотропы, сосудистые препараты. Людям с эпилепсией показаны противосудорожные средства.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом ориентированы на восстановление утраченных функций мышления. Применяются когнитивные тренинги , упражнения, требующие анализа ситуаций, сравнения объектов, установления логических последовательностей. Коррекционная работа осуществляется курсами, индивидуально или в группе.
  • Семейное консультирование. Проводится несколько бесед с близкими родственниками пациента. Психолог или врач рассказывает о механизмах происхождения заболевания, особенностях течения. Дает рекомендации по организации отдыха и труда больного, включению его в домашнюю работу, возвращению к профессиональной деятельности.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения нарушений мышления, прогноз выздоровления зависят от характера течения основной болезни. Благоприятный исход наиболее вероятен при невротических расстройствах , стрессовых реакциях. Профилактика заключается в своевременной диагностике неврологических и психических патологий, подборе адекватного лечения и выполнении всех назначений врача. Пациентам из групп риска – пожилым людям, больным с сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, лицам, имеющим наследственную отягощенность по психическим расстройствам – необходимо проходить профилактические обследования.

Поделиться