Специальные налоговые режимы кратко. Специальный налоговый режим: понятие и виды

На данный период времени, в соответствии со ст.18 НК РФ:

«Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени…».

Специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)

Представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

В общем случае организации, начисляющие единый сельхозналог, освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели - от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте).

Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.

Налоговой базой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 346.3 НК РФ.

Налоговым периодом признается квартал. Ставка налога составляет 6 процентов. Чтобы рассчитать размер налога, нужно определить налоговую базу, то есть разность между доходами и расходами, и умножить ее на 6 процентов. Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который равен одному календарному году. Иным словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Отчитываться по единому сельскохозяйственному налогу нужно один раз в год. Декларацию необходимо предоставить не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом. Отчетность по итогам полугодия не предусмотрена.

2) Упрощенная система налогообложения (УСН)

Главой 26.2 НК РФ установлена упрощенная система налогообложения (УСН), применяется организациями и ИП наряду с иными режимами налогообложения, переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно при подаче заявления в период с 1 октября по 30 ноября, если по итогам 9 месяцев доходы, определяемые в соответствии со ст.248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб.

В связи с применением УСНО, налогоплательщики освобождается от уплаты следующих налогов:

· организации: от налога на прибыль организаций; налога ни имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));

· индивидуальные предприниматели: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

Производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Для применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

· организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

· страховщики;

· негосударственные пенсионные фонды;

· инвестиционные фонды;

· профессиональные участники рынка ценных бумаг;

· ломбарды;

· организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

· организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

· нотариусы, занимающиеся частной практикой;

· организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей.

Объектом налогообложения признаются:

А) доходы;

Б) доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или ИП, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Если доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов и налоговая ставка – 15%.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст.346.19).

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

3) Единый налог на вмененный доход - ЕНВД.

Главой 26.3 НК РФ установлена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;

Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;

Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога,

Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на доходы физических лиц (полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Налогоплательщики ЕНВД уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (ст.346.29).

Уплата производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст.346.30). Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода (ст.346.31).

4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Особенностью данного специального налогового режима является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы главы 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.

Глава 26.4 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 года, до этого все налоговые отношения по соглашениям о разделе продукции (далее СРП) регулировались Федеральным Законом № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.

Налогообложение при СРП предполагает замену уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме.

Главой 26.4 НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.

Согласно первому - традиционному (обычному) варианту происходит раздел как произведенной продукции, так и прибыльной. Доля инвестора в произведенной продукции для возмещения его затрат не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе - 90% общего объема произведенной продукции.

Второй вариант раздела продукции – прямой- используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не должна превышать 68% от произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32%.

При первом варианте соглашения инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· плату за негативное воздействие на окружающую среду;

· плату за пользование водными объектами;

· государственную пошлину;

· таможенные сборы;

· земельный налог;

· акцизы.

При этом установлено, что суммы указанных выше налогов, за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, должны в дальнейшем быть возмещены инвестору в составе возмещаемых расходов.

Вместе с тем, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Система налогообложения в РФ.

Налоговый кодекс РФ определил принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также основы установления региональных и местных налогов. В нём чётко прописано правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, агентов, сборщиков налогов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учёта финансовых ресурсов и налогового учёта, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов.

Налоговым кодексом РФ создана единая комплексная система налогов, определены функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации , принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. Основной постулат налогового законодательства состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговая система - совокупность налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Следует отметить, что понятие налоговая система шире, чем система налогообложения, так как она характеризуется не только экономическими, но и правовыми показателями. В России налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • 1) объект налогообложения;
  • 2) налоговая база;
  • 3) налоговый период;
  • 4) налоговая ставка;
  • 5) порядок исчисления налога;
  • 6) порядок и сроки уплаты налога.

К необязательным элементам Кодекс относит налоговые льготы.

В РФ трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами Налоговым кодексом могут устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.

В то же время, наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существуют особые,

отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение

которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определялись виды налогов (сборов), но понятия "специальный налоговый режим" этот Закон не содержал. Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 09.07.1999 N 154-ФЗ) специальные налоговые режимы определялись как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом. Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст.18 Кодекса были внесены изменения, касающиеся в том числе и рассматриваемых режимов.

Специальные налоговые режимы, применяемый в РФ:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. (единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Упрощенная система налогообложения (УСНО).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Выбор режима налогообложения

Налоговый режим предприятие выбирает самостоятельно при регистрации юридического лица либо к качестве индивидуального предпринимателя. По большому счету у всех два варианта - общий режим или специальный. Чтобы не ошибиться в выборе, необходимо оценить масштаб будущего бизнеса, его затратность и многое другое.

Вид и размер налогов, а также порядок их уплаты и представления отчетности определяются тем налоговым режимом (системой налогообложения), который выберет предприятие.

4 варианта уплаты налогов для юридических лиц.

Общий налоговый режим.

Специальные налоговые режимы:

.

.

.

Если на территории муниципального района, городского округа, Москвы или Санкт-Петербурга определенные виды деятельности переведены на ЕНВД и ваша компания осуществляет здесь именно такую деятельность, то платить налоги с дохода от нее придется в рамках ЕНВД .

Перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД, определен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса . Уточнения по видам деятельности, переведенным на ЕНВД , можно найти на сайтах управлений ФНС России по субъектам Федерации www.rXX.nalog.ru , где XX - код субъекта Российской Федерации.

При осуществлении определенных видов деятельности компании уплачивают ряд других налогов, помимо заданных в рамках выбранного режима. Например, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, акцизы. А еще налоги, связанные с наличием конкретных видов имущества (земельный, транспортный, на имущество организаций).

Организация на общем режиме обязана:

Вести бухгалтерский учет.

Представлять в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Уплачивать основные налоги - на добавленную стоимость (НДС ) и на прибыль .

Правила ведения бухгалтерского учета определены в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъектам малого предпринимательства. Любой специальный налоговый режим предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым).

После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя мы продолжаем платить налоги, которые до этого уплачивали как физическое лицо.

4 налога, которые мы продолжаем платить:

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - при получении заработной платы, а также доходов от продажи или сдачи в аренду недвижимости.

Транспортный налог - если на вас зарегистрирован автомобиль.

Земельный налог - если вы являетесь собственником (владельцем) участка земли.

По земельным участкам, используемым для предпринимательской деятельности, налог исчисляется и уплачивается индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Налог на имущество физических лиц - если вы собственник недвижимости (дачи, квартиры, гаража и пр.).

Кроме того, у вас появляется обязанность уплатить налог с доходов от предпринимательской деятельности. Вид и размер налогов, а также порядок их уплаты и представления отчетности определяются тем налоговым режимом (системой налогообложения), который вы выберете.

5 вариантов уплаты налогов для индивидуальных предпринимателей.

Общий налоговый режим.

Специальные налоговые режимы:

Упрощенная система налогообложения (УСН) .

Упрощенная система налогообложения на основе патента .

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) .

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) .

Общий налоговый режим является основным и применяется по умолчанию, если индивидуальный предприниматель не подал в налоговый орган заявление о переходе на один из специальных налоговых режимов.

Главные налоги, которые предприниматель должен уплачивать при общем режиме:

налог на доходы физических лиц (НДФЛ) ;

налог на добавленную стоимость (НДС) .

Специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъекту малого предпринимательства. Любой специальный налоговый режим предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым).

Список видов деятельности, по которым можно применять патентную УСН, приведен в гл. 26.3 Налогового кодекса и насчитывает 47 позиций. Если индивидуальный предприниматель одновременно занимается и видами деятельности, которых нет в этом списке, он вправе использовать по ним обычную «упрощенку».

Предоставляет предпринимателям возможность задействовать самые разные схемы расчетов с государством. Есть общий механизм исчисления сборов в бюджет, который характеризуется достаточно большим объемом финансовой нагрузки на бизнес. Есть различные специальные режимы налогообложения, задействование которых предполагает существенное снижение налогового бремени на предприятия. Воспользоваться соответствующими преференциями в части уплаты государству налогов и сборов могут предприниматели, осуществляющие деятельность в самом широком спектре отраслей. Каждый из них может выбрать специальную систему налогообложения, наилучшим образом совместимую со спецификой бизнес-модели, величиной выручки, а также ее соотнесением с издержками. Какого рода спецрежимы сбора налогов устанавливает российское законодательство? Как выбрать из них оптимальный?

Понятие спецрежима налогообложения

Специальный налоговый режим - система сбора платежей налогоплательщиков в бюджет, которая устанавливается в порядке, предусмотренном НК РФ и иными правовыми актами. Данные спецрежимы могут предусматривать порядок исчисления платежных обязательств, отличающийся от стандартного, а в ряде случае - освобождение от них отдельных плательщиков.

Понятие специального налогового режима закреплено в российском законодательстве. Основной источник права здесь - Налоговый кодекс. Специальный налоговый режим российские исследователи определяют как механизм сбора платежей в бюджет для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, который рассматривается как альтернативный общей системе налогообложения или ОСН. Собственно, соответствующие формулировки закреплены на уровне главного, как мы отметили выше, источника налогового права в России - НК РФ. Так, в Налоговом кодексе сказано, что спецрежимы могут освобождать плательщика от обязательств, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ, то есть тех, что характеризуют главным образом как раз-таки ОСН.

К специальным налоговым режимам относятся, если следовать положениям НК РФ:

  • ЕСХН.
  • ЕНВД.
  • Налог для плательщиков, выполняющих соглашения о разделе продукции.
  • Налог для предпринимателей, работающих по патенту.

Рассмотрим специфику отмеченных видов налогов подробнее.

ЕСХН

ЕСХН, или единый сельскохозяйственный налог, - специальный налоговый режим, который установлен для предпринимателей-аграриев. Также к налогоплательщикам, которые имеют право пользоваться преимуществами ЕСХН, относятся рыбохозяйственные организации. Рассматриваемый спецрежим позволяет плательщикам не перечислять в бюджет налоги:

  • на прибыль предприятий (не считая сбора, который уплачивается с выручки по дивидендам либо некоторым разновидностям долговых обязательств);
  • на имущество предприятий;
  • НДС (не считая сбора, который уплачивается на таможне при импорте товаров в РФ, а также при договорах простого товарищества, либо доверительного управления собственностью).

ЕСХН - налоговый режим, на который предприниматели могут переходить добровольно. Для того чтобы сделать это, бизнес должен направить в ФНС уведомление - по месту ведения коммерческих активностей. Однако, начать пользоваться преференциями, которые гарантирует данный специальный налоговый режим, фермер сможет только со следующего года. Начать работу по ЕСХН сразу могут только новые организации, которые только что прошли государственную регистрацию - либо успели подать соответствующее уведомление в ФНС в течение 30 дней после получения правоустанавливающих документов.

Условия перехода на ЕСХН

Воспользоваться преимуществами ЕСХН могут только те бизнесы, которые имеют выручку от сельскохозяйственной деятельности более 70% от общего дохода. Не могут работать по ЕСХН:

  • компании, осуществляющие выпуск подакцизных товаров;
  • фирмы, занимающиеся игорным бизнесом;
  • государственные и муниципальные учреждения.

Объект налогообложения по ЕСХН

Объект налогообложения по ЕСХН - прибыль бизнеса, то есть разница между доходами и расходами. Ставка ЕСХН составляет 6%. Данный налог можно считать, таким образом, одним из самых выгодных в российской системе налогообложения. База для исчисления налога по ЕСХН может быть, кроме того, уменьшена на величину убытков, зафиксированных в предыдущий год.

УСН

Многие российские предприятия предпочитают выбирать упрощенный налоговый режим или систему налогообложения. Для этого бизнес должен соответствовать следующим критериям:

  • штат сотрудников не должен превышать 100 человек;
  • выручка бизнеса - не более 60 млн рублей в год;
  • остаточная стоимость фондов не должна превышать 100 млн рублей;
  • если налогоплательщик - юрлицо, то доля собственности других организаций в нем не должна превышать 25%.

УСН не могут применять фирмы, имеющие филиалы либо представительства.

УСН позволяет бизнесам не платить:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (за исключением объектов недвижимости, по которым налоговая база соответствует их кадастровой стоимости);

Перейти на УСН, как и в случае с ЕСХН, можно, направив в ФНС уведомление по установленной форме. Аналогично этому, работать по «упрощенке» бизнес сможет только со следующего года. Исключение - если организация новая, и ее собственники успели направить в ФНС уведомление в течение 30 дней после государственной регистрации. Также следует отметить, что при переходе на УСН с ЕНВД работа по «упрощенке» возможна с того месяца, когда организация перестала работать по ЕНВД.

Виды УСН

УСН - система налогообложения, которая может быть задействована предпринимателем с точки зрения расчетов с бюджетом в двух вариантах. Во-первых, бизнес может уплачивать государству 6% от выручки. Во-вторых, есть вариант с перечислением в бюджет 15% от чистой прибыли.

Выбор одной из двух отмеченных схем зависит от самого предпринимателя. Использовать УСН, по которому государству уплачивается 6% от выручки целесообразно бизнесам, которые не имеют больших расходов. Это могут быть, например, консалтинговые организации, а также любые другие, что специализируются на оказании услуг. В свою очередь, промышленные бизнесы, строительные компании, торговые организации, скорее всего, будут иметь меньшую рентабельность вследствие больших расходов. Поэтому им выгоднее будет работать по УСН, отдавая в бюджет 15% от прибыли. При этом регионы РФ могут устанавливать льготные налоговые режимы по УСН для соответствующей схемы, по которым ставка может быть уменьшена до 5%.

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 18 НК РФ

Статья 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы (действующая редакция)

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения;

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 18 НК РФ

Комментируемая статья определяет ключевые понятия такого института налогового права, как специальный налоговый режим.

В Налоговом кодексе РФ закреплено, что федеральные, региональные и местные налоги обязательны к уплате на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципального образования, за исключением случаев использования специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Устанавливая баланс между публичными и частными интересами в налоговом праве, формируя благоприятные условия для осуществления отдельных экономически и социально значимых видов предпринимательской деятельности, Налоговый кодекс РФ, наряду с общим налоговым режимом, предусматривает применение специальных налоговых режимов, создающих более благоприятные экономические и финансовые условия для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к малому бизнесу, являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или участниками соглашений о разделе продукции.

Специальный налоговый режим может быть определен как совокупность налоговых норм (институт налогового права), предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

В Российской Федерации применяется пять разновидностей специальных налоговых режимов.

Исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов содержится в комментируемой статье Налогового кодекса РФ, а правовые характеристики каждого специального налогового режима установлены во второй части Налогового кодекса РФ и в ряде случаев уточнены и дополнены в законах субъектов Российской Федерации и решениях представительных органов муниципальных образований в соответствии с полномочиями, переданными на региональный и муниципальный уровни.

В ранее действовавших редакциях Налогового кодекса РФ упоминались и другие специальные налоговые режимы (система налогообложения в свободных экономических зонах, закрытых административно-территориальных образованиях), впоследствии исключенные из налогового законодательства.

Условия использования налогоплательщиками специальных налоговых режимов перечислены в соответствующих одноименных главах второй части Налогового кодекса РФ. В них определены требования к налогоплательщикам, позволяющие им воспользоваться специальными налоговыми режимами, - допустимые виды предпринимательской деятельности, предельные размеры доходов, численности занятых и т.д. Кроме того, Налоговый кодекс РФ четко определяет суть трансформации налоговой обязанности при использовании специального налогового режима по сравнению с общим налоговым режимом. Например, налогоплательщики-организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а также не признаются налогоплательщиками по НДС. При этом иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим налоговым режимом, установленным законодательством о налогах и сборах.

Вместо тех налогов, от которых налогоплательщики освобождаются, они уплачивают налоговые платежи, которые рассчитываются по правилам, установленным для данного специального налогового режима. Так, например, индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 6 процентов от налоговой базы, определяемой как денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода, устанавливаемого на календарный год законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Переход на одни специальные налоговые режимы осуществляется по заявлению налогоплательщика (например, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения), а на другие - в императивном порядке, в силу непосредственного указания закона (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 2013 г.; с 1 января 2013 г. переход на ЕНВД также стал осуществляться по заявлению налогоплательщика).

Особняком среди специальных налоговых режимов стоит система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Действие этого специального налогового режима регулируется Налоговым кодексом РФ вместе с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Этот специальный налоговый режим имеет особое значение для российской экономики, поскольку призван стимулировать приток инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.18 , 88, 100, 101, 346.25, 346.27, 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации...

  • Решение Верховного суда: Определение N 1-АПГ14-11, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статьи 18 и 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации) В силу статьи 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности установленный законом субъекта Российской Федерации...

  • +Еще...

    Российские предприятия могут работать в рамках широкого спектра режимов налогообложения. Среди них есть как те, что наилучшим образом адаптированы для бизнесов с небольшой выручкой, так и те схемы, что позволяют предприятиям иметь разумную платежную нагрузку при больших показателях прибыли. Как выбрать оптимальный вариант налогообложения российскому предпринимателю?

    Общий режим уплаты налогов

    Первый возможный вариант расчетов предпринимателя с государством – общий режим налогообложения. Считается одним из самых обременительных для плательщика, так как предполагает перечисление в государственный бюджет: налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество. Рассматриваемый режим налогообложения предприятия предусматривает ведение бухучета и предоставление в ФНС налоговой отчетности. В ряде случаев обязательства компаний дополняются необходимостью предоставления сведений в Росстат и ФСС.

    Главное преимущество работы при общем режиме налогообложения – предприятие не будет иметь ограничений на взаимодействие с юридическими лицами, которые платят НДС. Другой очевидный плюс – не нужно платить налог на прибыль, если компания работает в убыток, который к тому же можно перенести на другие отчетные периоды и уменьшить тем самым величину платежей в бюджет в будущем.

    Дополнительные сборы для плательщиков по общей системе налогообложения

    Если фирма работает по общему режиму исчисления и уплаты налогов, то в ряде случаев ее обязательства перед государством могут дополняться необходимостью уплаты дополнительных сборов. Например, это могут быть:

    • акцизы, регулируемые положениями главы 22 НК РФ;
    • предусмотренные главой 25.1 НК РФ сборы за пользование биологическими ресурсами ;
    • водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ;
    • налог на добычу природных ресурсов, предусмотренный главой 26 НК РФ.

    Иные платежные обязательства фирм, работающих по УСН, могут быть связаны с уплатой региональных сборов. В числе таковых:

    • транспортный налог, регулируемый главой 28 НК РФ и правовыми актами, принимаемыми в субъектах РФ;
    • налог на имущество, установленный главой 30 НК РФ, а также региональными законами.

    Основной режим налогообложения также предполагает уплату в случаях, которые предусмотрены законом, местного земельного налога. Он регулируется положениями главы 31 НК РФ, а также муниципальными правовыми актами.

    Упрощенный режим

    Многие предприятия выбирают упрощенный режим налогообложения. Такое название он имеет, во-первых, в силу того, что при нем платежных обязательств компании перед государством становится меньше (не надо платить налог на прибыль, НДС и НДФЛ), а во-вторых, требования по отчетности устанавливаются не такие строгие.

    Для того чтобы иметь возможность выбрать режим налогообложения, о котором идет речь, предприятие должно соответствовать ряду критериев. Во-первых, численность сотрудников фирмы не должна превышать 100 человек. Во-вторых, стоимость основных фондов предприятия должна быть не более 100 млн. рублей. В-третьих, для организаций, претендующих на работу по УСН, есть ограничение по годовой выручке – соответствующая величина составляет 68 820 000 рублей в 2015 году.

    Не могут работать по УСН:

    • банки;
    • страховые организации;
    • инвестфонды;
    • трейдинговые фирмы;
    • ломбарды;
    • компании, имеющие представительства либо филиалы;
    • бизнесы, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых;
    • организации, занимающиеся выпуском подакцизных продуктов;
    • игорные бизнесы;
    • адвокаты, нотариусы;
    • фирмы, подписавшие соглашения о разделе продукции;
    • юрлица, доля в которых более чем на 25% принадлежит бюджетным структурам.

    Основное преимущество УСН – низкие налоговые ставки. Существует 2 способа расчета предприятия с государством:

    • перечисление сборов с выручки по ставке 6%;
    • налог с прибыли в размере 15% от соответствующего показателя.

    Есть вместе с тем и недостатки УСН. В числе таковых: в ряде случаев проблематично заключать контракты с фирмами, которые выбрали общий режим налогообложения. Дело в том, что контрагент не будет иметь правовых оснований для получения вычетов по НДС, величина которых может быть весьма значительной для него.

    Как перейти на УСН

    Как перейти на УСН предпринимателю? Существует две основные схемы решения данной задачи.

    Во-первых, если человек уже занимается бизнесом и решил перейти на УСН, то до 31 декабря года, предшествующего тому, когда желательна работа фирмы по УСН, ему нужно направить в территориальное подразделение ФНС уведомление в установленной форме. В данном документе должна быть зафиксирована остаточная стоимость основных фондов, а также величина выручки по состоянию на 1 октября.

    Во-вторых, предприниматель может перейти на УСН сразу же после регистрации бизнеса в ФНС. В этом случае он может направить в налоговую службу соответствующее уведомление одновременно с подачей документов на регистрацию либо в течение 30 дней после завершения соответствующей процедуры.

    Можно отметить, что плательщик, который перешел с УСН на другую схему налогообложения, сможет вернуться на «упрощенку», проработав по иной схеме минимум 1 год.

    Преимущества УСН для ИП

    Отдельно стоит отметить, что ИП, работающие по УСН, имеют следующие преимущества: не нужно уплачивать НДФЛ, не считая сборов, которые перечисляются с:

    • процентных доходов по банковским депозитам;
    • экономии по кредитным ставкам;
    • дивидендов;
    • налога на имущество физлиц (по объектам, используемым в предпринимательских активностях).

    ИП вместе с тем не освобождаются от обязательств, предусмотренных статусом налогового агента.

    ЕНВД

    Другая распространенная система налогообложения – ЕНВД. Она предполагает уплату единого вмененного налога в фиксированном размере, который определяется государством. Основное его преимущество – размер выручки бизнеса значения не имеет. Фирма может работать по ЕНВД, только если занимается определенными видами деятельности. В числе таковыми:

    • оказание бытовых услуг гражданам;
    • предоставление сервисов, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и мойкой транспортных средств;
    • оказание транспортных услуг;
    • предоставление зданий и жилых помещений в аренду, гостиничный бизнес (если площадь спальных помещений составляет не более 500 кв. м по каждому объекту);
    • общепит;
    • розничная торговля;
    • предоставление платных мест на автостоянках.

    Существует также ряд ограничений на применение ЕНВД. Так, данный режим налогообложения не могут применять:

    • фирмы, которые предоставляют сервисы общепита в школах, больницах, учреждениях социальной помощи;
    • ИП, которые работают по патенту в рамках того же вида деятельности, что предусмотрен ЕНВД;
    • фирмы, в которых работает более 100 человек;
    • компании, в которых более 25% принадлежит другим организациям;
    • так называемые крупнейшие налогоплательщики.

    Также право на использование ЕНВД фирмой теряется, если она перестала вести деятельность, которая попадает под данный режим налогообложения.

    Преимущества ЕНВД

    Предприниматели, рассматривая льготные режимы налогообложения относительно ОСН, часто выбирают ЕНВД, так как данная схема характеризуется рядом преимуществ. Рассмотрим их.

    Во-первых, для ЕНВД, как и для УСН, установлен упрощенный порядок отчетности перед ФНС – при условии, что фирма не ведет деятельность, попадающую под ОСН. Так, структура налоговой декларации по ЕНВД весьма проста – в ней всего лишь 5 страниц. Их заполнение не предполагает особой сложности для бизнесов, так как основная часть показателей, которые фиксируются в документе, определяется законодательно.

    Во-вторых, в структуре определения налоговой базы при ЕНВД используются корректирующие коэффициенты. Их величина позволяет учитывать различные факторы, влияющие на доход и величину налога. Так, например, коэффициент K2 учитывает сезонность, режим работы, а также специфику географии деятельности предпринимателя.

    В-третьих, ЕНВД предполагает учет работы в рамках фактического периода ее осуществления. Например, коэффициент K2 может быть изменен, если плательщик занимался бизнесом в течение более короткого периода в сравнении с отчетным. Соответствующий показатель корректируется, если предприниматель по каким-либо объективным причинам не осуществлял деятельности.

    ЕНВД – добровольный или обязательный?

    Важный нюанс, касающийся применения ЕНВД, – данный налог с 2013 года является добровольным, а в предыдущие периоды предприятие должно было работать по нему обязательно, если вид деятельности соответствовал критериям данного сбора. Сейчас фирма, осуществляющая активности, по которым можно применять ЕНВД, должна уведомлять ФНС, если соответствующие виды деятельности – основные.

    ЕСХН

    Законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные режимы налогообложения для предпринимателей, ведущих деятельность в конкретных сегментах. Например, для фермеров, которые могут воспользоваться возможностью вести расчеты с государством, выплачивая единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН. Сельхозпроизводители, выбравшие данную схему налогообложения, освобождаются от необходимости уплаты:

    • налога на прибыль;
    • налога на имущество.

    Если фермер зарегистрирован как ИП, то он не должен платить также НДФЛ, налог на имущество физлиц. Так же, как и в случае с УСН, плательщики ЕСХН должны исполнять предусмотренные законом обязательства для налоговых агентов.

    Патентная система

    Специальные режимы налогообложения НК РФ также включают патентную систему. Какова ее специфика?

    Патентная система предполагает уплату налога в величине, которая определяется как потенциально возможная для соответствующего вида деятельности. Критерии, по которым данный показатель вычисляется, устанавливаются НК РФ, а также региональными правовыми актами. Можно отметить, что одновременно с патентной системой фирма может применять иные режимы налогообложения, которые предусмотрены законодательством РФ.

    Выбор режима налогообложения: потенциал роста бизнеса

    Потенциал роста бизнеса – не менее важный критерий выбора оптимальной схемы налогообложения. Дело в том, что в силу специфики российского законодательства у предприятий не всегда есть возможность частого изменения способов расчета с государством. Как правило, если фирма начала работать в календарном году по определенной схеме, переключиться на иные виды режимов налогообложения до следующего периода будет проблематично. Поэтому, начиная предпринимательскую деятельность в календарном году, следует просчитывать, каков потенциал роста бизнеса.

    Если ожидается большая выручка к концу года, то, возможно, начинать активности имеет смысл уже по той схеме, которая предполагает уплату фиксированных сборов (ЕНВД). Рассматриваемый критерий коррелирует также с такими факторами как сезонность. Бывает, что в той или иной сфере предпринимательских активностей летом выручка выше, чем зимой. Зная подобные закономерности, владелец компании может адаптировать применяемый режим налогообложения к сезонному фактору.

    Резюме

    Итак, мы рассмотрели основные схемы, по которым российские предприниматели могут выполнять обязательства перед бюджетом. Законодательством России предусмотрены весьма комфортные, не предполагающие большой платежной нагрузки, режимы налогообложения. РФ в этом смысле стоит в числе наиболее привлекательных для предпринимателей государств, особенно для начинающих бизнесменов.

    Рассмотренные нами режимы налогообложения в ряде случаев облегчают не только платежную нагрузку на бизнес, но также и отчетные процедуры. Взаимодействие с государством предприниматели осуществляют не только в аспекте финансовых обязательств, но также и в контексте выполнения необходимых формальностей. В этом смысле начинающим бизнесменам также будет легче начать коммуникации с госструктурами – при пользовании специальными режимами налогообложения, которые характеризуются простотой отчетных процедур.

    Есть определенные нюансы, касающиеся определения того, какой режим налогообложения подходит для конкретного бизнеса. Однако мы рассмотрели критерии, которые вполне полезны с точки зрения выбора одной из схем расчетов с бюджетом.



    Поделиться