Основные причины дисфункции почек: симптомы и рекомендации по лечению. Умеренное нарушение статодинамических функций Выраженное нарушение

Вспомогательные средства реабилитации, такие, как трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни способствуют выполнению различных статодинамических функций человека: поддержанию вертикальной позы человека, улучшению устойчивости и мобильности за счет увеличения дополнительной площади опоры, разгрузки больного органа, сустава или конечности, нормализации весовых нагрузок, облегчению движения, сохранению удобного положения.
Оценку способности поддержания вертикальной позы проводят с помощью специальных устройств и определенных параметров, характеризующих процесс стояния, анализ их изменения при внешних и внутренних воздействиях на человека. Этот подход лежит в основе методик стабилографии, кефалографии и др.
Методика стабилографии заключается в регистрации и анализе параметров, характеризующих движение горизонтальной проекции общего центра массы (ОЦМ) стоящего человека.
Тело стоящего человека непрерывно совершает колебательные движения. Движения тела при поддержании вертикальной позы отражают различные реакции управления мышечной активностью. Основным параметром, по которому происходит регуляция мышечной активности, является перемещение ОЦМ человека.
Стабилизация положения ОЦМ осуществляется за счет стабилизации корпуса, которая в свою очередь обеспечивается на основе переработки информации о положении и перемещении его в пространстве за счет получения информации зрительным, вестибулярным, проприоцептивным аппаратом.
Другая методика – кефалография – это запись и анализ движений головы при стоянии. Эта методика довольно широко применяется в клинической практике.
Изменения в вестибулярном аппарате значительно нарушают обеспечение вертикальной позы и проявляются в изменении характера кефалограммы, стабилограммы и движений корпуса, направленных на поддержание вертикальной позы.
При таком состоянии человека требуется увеличение дополнительной площади опоры за счет вспомогательных средств реабилитации.
Кроме нарушений статистических функций происходят нарушения функции ходьбы человека при поражении ОДА.
Клиническими показателями подобных нарушений ОДА являются:
- укорочение конечностей;
- ограничение подвижности в суставах, выраженность и тип контрактуры;
- гипотрофия мышц нижних конечностей.
Наличие укорочения нижней конечности (НК) существенно влияет на структуру ходьбы и устойчивость при стоянии.
Устойчивость стояния характеризуется амплитудой колебания общего центра масс (ОЦМ) и при легком и умеренном укорочении НК нарушается незначительно. Даже при выраженном укорочении НК отмечается легкое и умеренное нарушение устойчивости. При этом выраженного нарушения колебаний ОЦМ не наблюдается, что свидетельствует об эффективности механизмов компенсации, направленных на поддержание устойчивости. Следствием укорочения нижней конечности является перекос таза. Укорочение более 7 см приводит к существенным изменениям стато-динамических функций. Исследование подобных нарушений проводится при помощи специальной стойки с преимущественным распределение весовой нагрузки на здоровую НК (более 60% массы тела) с использование укороченной НК в качестве дополнительной подпоры с выраженным плюснево-носковым стоянием.

Ограничение в подвижности суставов выражается прежде всего в нарушениях функций в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах, стопе, при этом могут определятся умеренная и выраженная степень нарушения их функции.
Тазобедренный сустав (ТБС)

- снижение амплитуды движения до 60º;
- разгибание – не менее 160º;
- снижение силы мышц;
- укорочение нижней конечности – 7-9 см;
- скорость локомоции – 3,0-1,98 км/ч;

- ограничение подвижности в виде снижения амплитуды движения в сагиттальной плоскости – не менее 55º;
- при разгибании – не менее 160º;
- выраженная сгибательная контрактура - разгибание менее 150º;
- снижение силы ягодичных мышц и мышц бедра на 40% и более;
- скорость локомоции – 1,8-1,3 км/ч.
Коленный сустав (КС)
1. Умеренная степень нарушения функций:
- сгибание до угла 110º;
- разгибание до 145º;
- декомпенсированная форма нестабильности сустава, характеризующаяся часто возникающей патологической подвижностью при незначительных нагрузках;
- скорость локомоции – до 2.0 км/ч с выраженной хромотой.
2. Выраженная степень нарушения функций:
- сгибание до угла 150º;
- разгибание – менее 140º;
- скорость локомоции до 1,5-1,3 км/ч, сильная хромота;
- укорочение шага до 0,15 м с выраженной асимметрией длин;
- коэффициент ритмичности – до 0,7.
Голеностопный сустав (ГСС)
1. Умеренная степень нарушения функций:
- ограничение подвижности (сгибание до 120-134º,разгибание до 95º);
- скорость локомоции до 3,5 км/ч.
3. Выраженная степень нарушения функций:
- ограничение подвижности (сгибание менее 120º, разгибание до 95º);
- скорость локомоции до 2,8 км/ч.
Порочное положение стопы.
1. пяточная стопа – угол между осью голени и осью пяточной кости менее 90º;
2. эквино-варусная или эквинусная стопа– стопа фиксирована под углом более 125º и более;
3. вальгусная стопа – угол между площадью опоры и поперечной осью более 30º, открыт вовнутрь.
4. вальгусная стопа – угол между площадью опоры и поперечной осью более 30º, открыт наружу.
При патологии ТБС страдают мышцы бедра и ягодичные мышцы, при патологии коленного сустава (КС) – мышцы бедра и голени, при патологии голеностопного сустава (ГСС) отмечается гипотрофия мышц голени.
Гипотрофия мышц нижних конечностей, отражающая состояние мышечной системы, оказывает определенное влияние н7а структуру ходьбы человека, в частности на длительность фаз опоры и переноса конечностей и при умеренной и выраженной гипотрофии наблюдается выраженное нарушение временных параметров.
Гипотрофия мышцы до 5% отнесена к легкой, на 5-9% - к умеренной, на 10%-к выраженной степени снижения силы мышц.
Уменьшение силы мышц сгибателей и разгибателей бедра, голени или стопы пораженной конечности на 40% по отношению к здоровой конечности, расценивается как легкое; на 70%-как умеренное, более 700%-как выраженное.
Уменьшение силы мышц при электролмиографических (ЭМГ)
исследованиях, характеризуется снижением амплитуды биоэлектрической активности (АБА) на 50-60% от максимальной при умеренном нарушении функции.
При выраженном нарушении функции АБА снижается значительно в мышцах дистального отдела конечностей до 100 мкв.
Выбор вспомогательных средств реабилитации должен проводится индивидуально для каждого пациента, с помощью которых он сможет достигнуть относительной самостоятельности (улучшения мобильности в квартире и на улице, самостоятельного самообслуживания, участия в производственном процессе и т. д.).

ИЗ ЗАЛА СУДА:

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

3.09.2012г мой сын в очередной раз обратился для проведения государственнойуслуги по медико-социальной экспертизе (далее – МСЭ)в бюро № 5 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области (далее – НСО).На комиссиях МСЭ специалистамиБюро № 5, Состава № 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО ему было отказано в признании необходимости мер социальной помощи, защиты и реабилитации(в признании его инвалидом)при наличиисложного комплекса заболеваний: (перечень заболеваний).

Раздел III приказа Минздравсоцразвития РФ № 295н от 11.04.2011г «Об утверждении Административного регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (далее – «Регламент») определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы в целях повышения качества предоставления государственной услуги и создания комфортных условий для ее получения.

Степень нарушения функций организма характеризуется различнымипоказателями и зависит от вида функциональных нарушений и методов их определения .

Во-первых, в актах освидетельствования и решениях Бюро №5, Составов № 4 и 2 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области не определены п.п. 10.2-10.13 степень выраженности расстройств функций организма,вызванных сложным комплексомзаболеваний (перечень заболеваний) , симптомы нарушений просто описаны в актах.

К основным видам нарушений функций организма человека в соответствии с п. 3, 4 приказаМинздравсоцразвития РФ № 1013н от 23.12.2009 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее - «Приказа № 1013н») относятся:

Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

Нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

Нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

Нарушения функций кровообращения,….. обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

Нарушение функций организма определяется при комплексной оценке различных показателей и характеризуется четырьмя степенями их выраженности:

1 степень - незначительные нарушения,

2 степень - умеренные нарушения,

3 степень - выраженные нарушения,

4 степень - значительно выраженные нарушения.

На основании п. 7 «Приказа 1013н» степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы , соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Акты освидетельствования МСЭ содержат информацию только по п. 10.1 об анализе нарушений организма (незначительные нарушения) по психическим функциям на основе применения следующих объективных методик: «10 слов Лурии», «Таблица Щульца, методика исключения предметов, проективная методика Люшера.

В актах отсутствует анализ других нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13 , указанных в п. 3 «Приказа № 1013н», определение каких-либо показателей этих нарушений при комплексе заболеваний (перечень заболеваний) , исходя из оценки отклонения от нормы биологического развития здорового человека.

В актах не указаны методы, которые применялись для определения количественного и качественного уровня показателей выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) каких-либо нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13 (кроме нарушения психических функций - п. 10.1), связанными с заболеваниями (перечень заболеваний).

НАПРИМЕР, при описании в актах симптомов (жалоб) нарушений функций организма: (перечень симптомов заболеваний) НЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ какими нарушениями эти симптомы являются (незначительными, умеренными, выраженными), исходя из каких норм определяется их отклонения при (перечень заболеваний), с использованием каких объективных методов .

В актах отсутствует описание существующих норм (в частности, норм наличия (симптом заболевания), норм количества (симптомы заболевания), норм наличия (симптом заболевание), соответствующих биологическому развитию (возрасту26 лет) человека,и шкалы оценки (незначительные, умеренные, выраженные) отклонений функций организма, от этих норм .

Во-вторых , на основании п. 56 «Регламента» по заявлению сына не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного потенциала и прогноза . В направлении (форма № 088/у-06) Поликлиники №…. эти показатели определены как низкий и сомнительный . В 2011 г Поликлиника №…. в направлении на МСЭ также указывала, что реабилитационный потенциал и прогноз «неопределенный и сомнительный». В актах МСЭ в 2011г реабилитационный потенциал и прогноз замененны на «благоприятный». В 2011г мой сын повторно перенес (заболевание)в тяжелой форме и по данным КТ головного мозга у него имеются новые очаги и новообразования вторичного характера, которые влияют на состояние его здоровья.

Возникает вопрос, как на комиссиях МСЭ определяют целесообразность и необходимость гражданинав проведении реабилитации и мер социальной защиты и разрабатываютиндивидуальные программы реабилитации (ИПР) без определения реабилитационного потенциалаи прогноза развития заболеваний?

Согласно «Регламента» на заседание Состава № 2 ГБ МСЭ руководитель ГБ МСЭ может пригласить с правом совещательного голоса специалиста службы занятости. По заявлению сына специалист не был приглашен на комиссию МСЭ. Он был направлен в центр занятости на проведение подбора профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям, но в направлении в центр занятости специалисты МСЭ не указали ни заболевания, ни противопоказания по ним. Поэтому в заключении центра занятости определен перечень профессий без учета заболеваний и противопоказаний по ним. Об этом сын направил письмо в ГБ МСЭ. Эта претензия об определении перечня профессий без учета противопоказаний по заболеваниям оставлена без внимания. В свою очередь,центр занятости на подобную претензию отреагировал и направил сыну письмо с приглашением на повторное проведение подбора профессий с учетом приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2012.

Повторный подбор профессий определил, что, несмотря на среднее специальное образование (менеджер),сыну рекомендована профессиональная деятельность в сфере специальностей, не требующих квалификации, по профессиям фасовщик, маркировщик, упаковщик. При этом неопределен режим работы (полный или неполный рабочий день), уровень напряженности и объем выполняемых работ.

«Приказ № 1013н» определяет, что способность к трудовой деятельности(в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы)1 степени – это способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации , тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

Нарушены требования к порядку процедуры представления государственной услуги по проведению МСЭ: не определение реабилитационного потенциала и прогноза при установлении необходимости в мерах социальной помощи, защиты и реабилитации; определение способности к трудовой деятельности и подбору профессий безучета противопоказаний по заболеваниям; не определена степень выраженности нарушения функций организма п.п.10.2-10.13 в связи с заболеваниями (перечень заболеваний); не указаны показатели , на основании которых может быть определена степень выраженности нарушений; не указаны методы , с использованием которых могут быть определены показатели и степень выраженности нарушений функций организма.

В третьих, в течение 2009-2012г Поликлиника № ….. при заполнении формы № 088/у-06 направления на МСЭне отслеживала динамику состояния здоровья сына с учетом сложного комплекса заболеваний (перечень заболеваний). В феврале 2011г в направлении на МСЭ указано, что последний приступ был в 2007 году, несмотря на то, что в Поликлинику №…. сын предоставил копии вызовов скорой помощи в 2010 г, кроме этого, в 2010 г у него было 75 приступов.

Заключения Бюро № 5, Составов 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО не являются комплексной оценкой различных показателей нарушений функций организма , не содержатинформацию о степени выраженности расстройств функций организма, связанных комплексом заболеваний (перечень заболеваний) исходя из существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. В настоящее время сын не может работать в связи с частыми проявлениями вышеуказанных симптомов, не получает в Поликлинике № …. по месту жительства какого-либо лечения, способствующего его социальной адаптации и реабилитации.

Ответ ГБ МСЭ по НСО на многочисленные обращения не содержит ответы по существу на все поставленные вопросы;вовремя не предоставлена копия акта освидетельствования Составом № 2; не даны разъяснения решений МСЭ Состава 4 и 2 исходя из существующих норм и методов определения нарушений функций организма при комплексе заболеваний; не объяснено , почему не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного прогноза и потенциала; повторно не определен перечень профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям и степень способности к трудовой деятельности.

Нарушена процедура проведения государственной услуги в соответствии с «Регламентом» и нормативными актамине определены (п.п.10.2-10.12) степень выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) нарушений функций организма в связи с заболеваниями;не определены реабилитационный потенциал и прогноз заболеваний; определена способность к трудовой деятельности с учетом противопоказаний по заболеваниям (перечень заболеваний).

Не определены существующие нормы, соответствующие определенному периоду (возрасту) биологического развития человека; не определены степень ограничений жизнедеятельности в результате заболеваний исходя из оценки отклонений от этих существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту 26 лет) биологического развития.

Не даны ответы по существу на все вопросы обращений, касающихся информации о состоянии здоровья, методах обследования, степени нарушения функций организма в результате сложного комплекса заболеваний.

Копия акта освидетельствования Составом № 2 ГБ МСЭ по НСО предоставлена только через два месяца, после направления судом в адрес ГБ МСЭ по НСО копии искового заявления.

В целях обеспечения прозрачности, объективности решений МСЭ и повышения качества и эффективности медико-социальных экспертных услуг, определения количественной оценки степени выраженности заболеваний, приводящих к нарушению функций организма и ограничениям основных категорий жизнедеятельности различной степени было направлено в суд исковое заявление о признании решения ГБ МСЭ по НСО незаконным в связи с несоблюдением требований проведения МСЭ.

Продолжение следует…….

Шаламова Ю.В.,

Просто гражданин, который через 4 года инвалидности отказалась от унизительной процедуры очередного освидетельствования в 5 раз, т.к. через полгода выхожу на пенсию по старости….

P .S . Но этого не может сделать мой сын в 26 лет, больной с рождения, не имеющий ни квалифицированной медицинской помощи, ни должного диспансерного учета и реабилитации, чтобы вылечиться, ни права на социальную защиту и реабилитацию.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

Показатели инвалидности, являясь важным - медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово «инвалид» происходит от латинского invalidus – слабый, немощный. Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойки расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты.

Таким образом, инвалидность – это социальная недостаточность. Что же такое социальная недостаточность? Социальная недостаточность это социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека.

3.1. Основные причины инвалидности:

1. Инвалидность вследствие общего заболевания является наиболее частой причиной инвалидности за исключением случаев, непосредственно связанных с профессиональными заболеваниями, трудовым увечьем, военной травмой и др.

2. Инвалидность в связи с трудовым увечьем устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

3. Инвалидность вследствие профессионального заболевания устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний.

4. Инвалидность с детства: лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается статус «ребенок-инвалид»; при достижении возраста 18 лет и старше этим лицам устанавливается «инвалидность с детства».

5. Инвалидность у бывших военнослужащих устанавливается при заболеваниях и травмах, связанных с выполнением военных обязанностей.

6. Инвалидность вследствие радиационных катастроф устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и др.


Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

· нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);

· нарушение органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);

· двигательные нарушения;

· висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;

· уродующие нарушения;

· нарушения, связанные с причинами общего характера.

· На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:

1-я степень – незначительно выраженные нарушения функций;

2-я степень – умеренно выраженные нарушения функций;

3 степень – выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т.е. к полной, либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность являются:

· способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;

· способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;

· способность к обучению, т.е. способность к восприятию знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);

· способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;

· способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;

· способность контроля за своим поведение, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

Нарушение статикодинамической функции тазобедренного сустава

1. Легкое нарушение характеризуется незначительным ограничением подвижности в суставе, легким (2-3 см) относительным укорочением одной из конечностей при наличии у больного остаточного подвывиха или вывиха. Рентгенологически при этом могут отмечаться признаки прекоксартроза, коксартроза 1 и 2 стадии.

А) В стадии компенсации боли. Хромота практически отсутствуют, может определяться легкий симптом Трендельбурга, незначительное снижение (до 4 баллов) мышечной силы. Если отмечено укорочение, оно полностью компенсировано перекосом таза. Опорные нагрузки на обе конечности равны или имеется небольшое снижение (до 45%) опоры на больную ногу. Коэффициент ритмичности равен 1,0.

Б) В стадии субкомпенсации отмечается болевой синдром при физических нагрузках, снижение опоры на больную конечность до 40%, обычно сопровождаемое снижением коэффициента ритмичности до 0,89-0,8 и легкой хромотой больного при длительной ходьбе, уменьшающейся после отдыха и приема обезболивающих медикаментов. Симптом Трендельбурга - легкий до умеренного, то есть основные компенсаторные механизмы направлены на разгрузку больной конечности.

В) Стадия декомпенсации отсутствует.

2. Умеренное нарушение статикодинамической функции характеризуется ограничением амплитуды движений в тазобедренном суставе в сагитальной плоскости доградусов или ограничением разгибания до 155 градусов, ограничением отведения и ротационных движений; умеренным укорочением хотя бы одной из конечностей, рентгенологической нестабильностью тазобедренного сустава и (или) рентгенологическими признаками коксартроза 1-3 стадии.

А) Стадия компенсации характеризуется теми же признаками, что и при легком нарушении статикодинамической функции.

Б) В стадии субкомпенсации, помимо вышеперечисленных изменений, отмечается умеренная (2-3 см) гипотрофия мышц бедра и голени, снижение мышечной силы до 3 баллов. Перекос и наклон таза компенсирует укорочение конечности на 2-3 см. Больные вынуждены использовать дополительные средства опоры (трость). Компенсаторно увеличен поясничный лордоз позвоночника. Возможно развитие компенсаторного сколиоза, начальных стадий вторичного остеохондроза и артроза в смежном суставе.

В) В стадии декомпенсации резко снижается опороспособность пораженной конечности с уменьшением опорной нагрузки меньше 40%, что связано с неполной компенсацией укорочения, перекосом и наклоном таза. Хромота, как правило, выраженная, сочетающаяся при одностороннем поражении со снижением коэффициента ритмичности до 0,8 и меньше. Больные могут использовать при стоянии и ходьбе вспомогательные средства опоры. Возможно развитие вторичного остеохондроза с корешковым и болевым синдромом, изменения оси нижних конечностей (чаще всего вальгусной деформации коленных суставов). Сила мышц бедра уменьшается до 2-3 баллов, выражена гипотрофия мышц бедра и голени (больше 3 см).

3. Выраженное нарушение статикодинамической функции характеризуется ограничением подвижности (меньше 30 градусов) в сагитальной плоскости в тазобедренном суставе или установкой конечности в положении сгибания под углом меньше 155 градусов, что приводит к появлению выраженного функционального укорочения (больше 6 см), не компенсируемого полностью перекосом и наклоном таза. Характерно также развитие приводящих контрактур с установкой конечности под углом меньше 90 градусов и отсутствие ротационных движений в тазобедренном суставе. К выраженному нарушению статикодинамической функции следует также относить сочетание клинической и рентгенологической нестабильности в одном из тазобедренных суставов.

А) Стадия компенсации практически не встречается.

Б) Стадия субкомпенсации характеризуется теми же изменениями, что и при умеренном нарушении статикодинамической функции.

В) Стадия декомпенсации, помимо изменений, однотипных с таковой, при умеренном нарушении статикодинамической функции характеризуется выраженным симптомом Трендельбурга, уменьшением силы мышц до 1-2 баллов, стойким болевым синдромом.

1. Характер нарушений статодинамических функций

Вспомогательные средства реабилитации, такие, как трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни способствуют выполнению различных статодинамических функций человека: поддержанию вертикальной позы человека, улучшению устойчивости и мобильности за счет увеличения дополнительной площади опоры, разгрузки больного органа, сустава или конечности, нормализации весовых нагрузок, облегчению движения, сохранению удобного положения.

Оценку способности поддержания вертикальной позы проводят с помощью специальных устройств и определенных параметров, характеризующих процесс стояния, анализ их изменения при внешних и внутренних воздействиях на человека. Этот подход лежит в основе методик стабилографии, кефалографии и др.

Методика стабилографии заключается в регистрации и анализе параметров, характеризующих движение горизонтальной проекции общего центра массы (ОЦМ) стоящего человека.

Тело стоящего человека непрерывно совершает колебательные движения. Движения тела при поддержании вертикальной позы отражают различные реакции управления мышечной активностью. Основным параметром, по которому происходит регуляция мышечной активности, является перемещение ОЦМ человека.

Стабилизация положения ОЦМ осуществляется за счет стабилизации корпуса, которая в свою очередь обеспечивается на основе переработки информации о положении и перемещении его в пространстве за счет получения информации зрительным, вестибулярным, проприоцептивным аппаратом.

Другая методика – кефалография – это запись и анализ движений головы при стоянии. Эта методика довольно широко применяется в клинической практике.

Изменения в вестибулярном аппарате значительно нарушают обеспечение вертикальной позы и проявляются в изменении характера кефалограммы, стабилограммы и движений корпуса, направленных на поддержание вертикальной позы.

При таком состоянии человека требуется увеличение дополнительной площади опоры за счет вспомогательных средств реабилитации.

Кроме нарушений статистических функций происходят нарушения функции ходьбы человека при поражении ОДА.

Клиническими показателями подобных нарушений ОДА являются:

Ограничение подвижности в суставах, выраженность и тип контрактуры;

Гипотрофия мышц нижних конечностей.

Наличие укорочения нижней конечности (НК) существенно влияет на структуру ходьбы и устойчивость при стоянии.

Устойчивость стояния характеризуется амплитудой колебания общего центра масс (ОЦМ) и при легком и умеренном укорочении НК нарушается незначительно. Даже при выраженном укорочении НК отмечается легкое и умеренное нарушение устойчивости. При этом выраженного нарушения колебаний ОЦМ не наблюдается, что свидетельствует об эффективности механизмов компенсации, направленных на поддержание устойчивости. Следствием укорочения нижней конечности является перекос таза. Укорочение более 7 см приводит к существенным изменениям стато-динамических функций. Исследование подобных нарушений проводится при помощи специальной стойки с преимущественным распределение весовой нагрузки на здоровую НК (более 60% массы тела) с использование укороченной НК в качестве дополнительной подпоры с выраженным плюснево-носковым стоянием.

Ограничение в подвижности суставов выражается прежде всего в нарушениях функций в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах, стопе, при этом могут определятся умеренная и выраженная степень нарушения их функции.

Тазобедренный сустав (ТБС)

Снижение амплитуды движения до 60º;

Разгибание – не менее 160º;

Снижение силы мышц;

Укорочение нижней конечности – 7-9 см;

Скорость локомоции – 3,0-1,98 км/ч;

Ограничение подвижности в виде снижения амплитуды движения в сагиттальной плоскости – не менее 55º;

При разгибании – не менее 160º;

Выраженная сгибательная контрактура - разгибание менее 150º;

Снижение силы ягодичных мышц и мышц бедра на 40% и более;

Скорость локомоции – 1,8-1,3 км/ч.

Коленный сустав (КС)

1. Умеренная степень нарушения функций:

Сгибание до угла 110º;

Разгибание до 145º;

Декомпенсированная форма нестабильности сустава, характеризующаяся часто возникающей патологической подвижностью при незначительных нагрузках;

Скорость локомоции – до 2.0 км/ч с выраженной хромотой.

2. Выраженная степень нарушения функций:

Сгибание до угла 150º;

Разгибание – менее 140º;

Скорость локомоции до 1,5-1,3 км/ч, сильная хромота;

Укорочение шага до 0,15 м с выраженной асимметрией длин;

Коэффициент ритмичности – до 0,7.

Голеностопный сустав (ГСС)

1. Умеренная степень нарушения функций:

Ограничение подвижности (сгибание доº,разгибание до 95º);

Скорость локомоции до 3,5 км/ч.

3. Выраженная степень нарушения функций:

Ограничение подвижности (сгибание менее 120º, разгибание до 95º);

Скорость локомоции до 2,8 км/ч.

Порочное положение стопы.

1. пяточная стопа – угол между осью голени и осью пяточной кости менее 90º;

2. эквино-варусная или эквинусная стопа– стопа фиксирована под углом более 125º и более;

3. вальгусная стопа – угол между площадью опоры и поперечной осью более 30º, открыт вовнутрь.

4. вальгусная стопа – угол между площадью опоры и поперечной осью более 30º, открыт наружу.

При патологии ТБС страдают мышцы бедра и ягодичные мышцы, при патологии коленного сустава (КС) – мышцы бедра и голени, при патологии голеностопного сустава (ГСС) отмечается гипотрофия мышц голени.

Гипотрофия мышц нижних конечностей, отражающая состояние мышечной системы, оказывает определенное влияние н7а структуру ходьбы человека, в частности на длительность фаз опоры и переноса конечностей и при умеренной и выраженной гипотрофии наблюдается выраженное нарушение временных параметров.

Гипотрофия мышцы до 5% отнесена к легкой, на 5-9% - к умеренной, на 10%-к выраженной степени снижения силы мышц.

Уменьшение силы мышц сгибателей и разгибателей бедра, голени или стопы пораженной конечности на 40% по отношению к здоровой конечности, расценивается как легкое; на 70%-как умеренное, более 700%-как выраженное.

Уменьшение силы мышц при электролмиографических (ЭМГ)

исследованиях, характеризуется снижением амплитуды биоэлектрической активности (АБА) на 50-60% от максимальной при умеренном нарушении функции.

При выраженном нарушении функции АБА снижается значительно в мышцах дистального отдела конечностей до 100 мкв.

Выбор вспомогательных средств реабилитации должен проводится индивидуально для каждого пациента, с помощью которых он сможет достигнуть относительной самостоятельности (улучшения мобильности в квартире и на улице, самостоятельного самообслуживания, участия в производственном процессе и т.д.).

Классификация основных видов нарушения функций организма при установлении инвалидности

К основным видам нарушения функций организма человека, которые определяются медико-социальной экспертизой, относятся:

Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);

Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, болевой, температурной и других видов чувствительности);

Нарушение статодинамической функций (головы, туловища, конечностей, подвижных функций, статики, координации движений);

Нарушения функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета и т.п.;

Речевые нарушения (не обусловлены психическими расстройствами), нарушение голосообразования, формы языка - нарушение устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи;

Нарушения, которые вызывают искажение (деформация лица, головы, туловища, конечностей, приводящих к внешнему искажения, аномальные дефекты пищеварительного, мочевых, дыхательного трактов, нарушение размеров туловища).

К критериям жизнедеятельности человека относят способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общения, обучения, выполнение трудовой деятельности.

Способность к передвижению - способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).

Параметры оценки : характер ходьбы, темп передвижения, расстояние, которое преодолевает больной, способность самостоятельно пользоваться транспортом, потребность в помощи других лиц при передвижении.

Способность к самообслуживанию - способность эффективно выполнять социально-бытовые функции и удовлетворять потребности без помощи других лиц.

Параметры оценки : интервал времени, через который возникает потребность в помощи: эпизодическая помощь (реже одного раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день - нерегулируемая помощь).

Способность к ориентации - возможность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь представление об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух (при условии нормального состояния психической деятельности и речи).

Параметры оценки : возможность различать зрительные образы людей и предметы на расстоянии и в разных условиях (наличие или отсутствие препятствий, знакомство с обстановкой), возможность различать звуки и устную речь (слуховая ориентация) при отсутствии или наличии препятствий и степени компенсации нарушения слухового восприятие устной речи другими способами (письмо, невербальные формы); необходимость использования технических средств для ориентации и помощи других лиц в различных видах повседневной деятельности (в быту, учебе, на производстве).

Способность к общению (коммуникативная способность) - возможность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать общественные взаимосвязи (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).

Основным средством коммуникации является устная речь, вспомогательным - чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).

Параметры оценки : характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также потребность в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.

Способность контролировать свое поведение - возможность вести в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами общественной среды.

Параметры оценки : способность осознавать себя и придерживаться установленных общественных норм, идентифицировать людей и объекты и понимать отношения между ними, правильно воспринимать, интерпретировать и адекватно реагировать на традиционную и необычную ситуации, соблюдать личную безопасность, личную гигиену.

Обучаемость - возможность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения. Возможность профессионального обучения - способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умением конкретной профессии.

Параметры оценки : возможность учиться в обычных или специально созданных условиях (специальное учебное заведение или группа, обучение в домашних условиях и др.); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств с привлечением помощи других (кроме преподавателя) лиц.

Способность к трудовой деятельности - совокупность физических и духовных возможностей человека, которая определяется состоянием здоровья, что позволяет ему заниматься различного вида трудовой деятельностью.

Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства согласно требованиям содержания и объема производственной нагрузки, установленного режима работы и условиям производственной среды.

Нарушение профессиональной трудоспособности - самая частая причина социальной недостаточности, которая может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены, или вторично на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду относительно конкретной профессии у инвалидов с ограничением других критериев жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично или восстановлена средствами профессиональной реабилитации, после чего инвалиды могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.

Заключение о неспособности к трудовой деятельности готовится только в случае согласия инвалида (кроме случаев, когда инвалид признан недееспособным).

Параметры оценки : сохранность или утрата профессиональной пригодности, возможность трудовой деятельности по другой профессии, которая по квалификации равна предыдущей, оценка допустимого объема работы в своей профессии и должности, возможность трудовой занятости в обычных или специально созданных условиях.

Степень ограничения жизнедеятельности - величина отклонения от нормы деятельности человека. Степень ограничения жизнедеятельности характеризуется одним или сочетанием нескольких указанных важнейших его критериев.

Выделяют три степени ограничения жизнедеятельности:

Умеренно выраженное ограничение жизнедеятельности обусловлено нарушениями функции органов и систем организма, приводящих к умеренному ограничению возможности обучения, общения, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, самообслуживанию, участию в трудовой деятельности.

Выраженное ограничение жизнедеятельности обусловливается нарушением функций органов и систем организма и заключается в выраженном нарушении возможности обучения, общения, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, самообслуживанию, участию в трудовой деятельности.

Значительное ограничение жизнедеятельности возникает вследствие значительных нарушений функций органов или систем организма, что приводит к невозможности или значительному нарушению способности или возможности обучения, общения, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, самообслуживанию, участию в трудовой деятельности, и сопровождается необходимостью в постороннем уходе (посторонней помощи).

Лицу, которое признано инвалидом, в зависимости от степени расстройства функций органов и систем организма и ограничения ее жизнедеятельности устанавливается I, II или III группа инвалидности.

I группа инвалидности разделяется на подгруппы А и Б в зависимости от степени потери здоровья инвалида и объема потребности в постоянном постороннем уходе, помощи или уходе.

Критерии установления инвалидности определенные пунктом 27 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 года N 1317.

Причины инвалидности устанавливаются в соответствии с пунктом 26 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 года N 1317.

При повышении групп инвалидности вследствие общего заболевания, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, ранения, контузии, увечья и иного заболевания, в случае возникновения тяжелого общего заболевания причина инвалидности устанавливается на выбор больного.

Если одной из причин инвалидности является инвалидность с детства, МСЭК в заключении об осмотре инвалида указывает две причины инвалидности.

Перекомиссия инвалидов проводится согласно пункту 22 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 года N 1317.

Медико-социальная экспертиза

Войти через uID

Каталог статей

СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЯ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПАРЕЗАХ И ПЛЕГИЯХ КОНЕЧНОСТЕЙ

ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области", Самара, 2011

Представлен обобщенный опыт неврологической практики по разработке стандартов соответствия степени нарушения функций конечностей при парезах и плегиях и степени нарушения статодинамических функций, что может быть использовано в практической деятельности неврологов как службы медико-социальной экспертизы, так и лечебно-профилактических учреждений.

Ключевые слова: парезы конечностей, плегии конечностей, степень выраженности нарушений

В практической деятельности каждый врач-специалист по медико-социальной экспертизе, в том числе и невролог, руководствуется классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1013н , которые выделяют 4 степени выраженности основных видов нарушений функций организма:

I степень - незначительные нарушения;

II степень - умеренные нарушения;

III степень - выраженные нарушения;

IV степень - значительно выраженные нарушения.

Исходя из более чем 20-летнего неврологического опыта работы в учреждениях медико-социальной экспертизы, авторы предлагают для единой оценки соответствия степени выраженности парезов и плегий конечностей и степени нарушения статодинамических функций, к которым приводят поражения нервной системы с очаговой органической симптоматикой, использовать в практике медико-социальной экспертизы следующие примерные стандарты, представленные в виде таблиц (табл. 1-5).

Нарушения статодинамических функций при верхних моно- и парапарезах

Выраженность нарушений статодинамических функций

Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов.

Выделяют следующие нарушения функций организма:

  • нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций)
  • нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, апалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.)
  • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
  • нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений)
  • висцеральные и метаболические нарушения (функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета)
  • нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела)

На основе комплексной оценки различных параметров, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, с учетом их качественных и количественных значений выделяют ЧЕТЫРЕ степени их выраженности:

1 степень - незначительные нарушения

2 степень - умеренные нарушения

3 степень - выраженные нарушения

4 степень - значительно выраженные нарушения.

Инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т. е. к полной либо частичной утрате способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

Способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц

Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц

Способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц

Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц

Способность контролировать свое поведение - неспособность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально- правовых и морально-этических норм:

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

Способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень - неспособность к обучению

Наиболее важным в медико-социальной экспертизе является экспертиза способности человека к трудовой деятельности, при этом определяется:

  • способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
  • способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
  • способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
  • способность к мотивации труда;
  • способность соблюдать рабочий график;
  • способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

  • при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;
  • при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при которых возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанное™ трудовой деятельности.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь, в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма устанавливают группу инвалидности.Критерии установления групп инвалидности

Критерием для определения ПЕРВОЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  1. способности к самообслуживанию третьей степени;
  2. способности к передвижению третьей степени;
  3. способности к ориентации третьей степени;
  4. способности к общению третьей степени;
  5. способности контролировать свое поведение третьей степени.

Критерием для установления ВТОРОЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  1. способности к самообслуживанию второй степени;
  2. способности к передвижению второй степени;
  3. способности к ориентации второй степени;
  4. способности к общению второй степени;
  5. способности контролировать свое поведение второй степени;
  6. способности к обучению третьей, второй степеней;
  7. способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.

Критерием для определения ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  1. способности к самообслуживанию первой степени;
  2. способности к передвижению первой степени;
  3. способности к ориентации первой степени;
  4. способности к общению первой степени;
  5. способности контролировать свое поведение первой степени;
  6. способности к обучению первой степени.

Экспертиза детской инвалидности построена на современной концепции ВОЗ, полагающей, что поводом для назначения инвалидности является не сама болезнь или травма, а степень тяжести их последствий, которые проявляются в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящих к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточ­ности.

Показаниями для установления инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных, приобретенных заболеваниях или после травм.

В соответствии с адаптированным вариантом «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» к категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Медицинские показания для определения инвалидности у детей включают в себя три раздела:

раздел 1 - перечень патологических состояний, приводящих к временному ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации ребенка при тяжелых, но обратимых расстройствах функций органов и систем и дающих право на установление инвалидности на срок от 6 месяцев до 2 лет;

раздел 2 - патологические состояния, приводящие к частичному ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации ребенка при прогнозируемой возможности полного или частичного восстановления нарушенных функций органов и систем. Различают две группы патологических состояний: 2А - с правом установления инвалидности сроком от 2 до 5 лет, т. е. переосвидетельствование проводится каждые 2-5 лет; 2Б - с правом установления инвалидности сроком до 5 лет и более, т. е. переосвидетельствование проводится не ча­ще, чем через 5 лет;

раздел 3 - патологические состояния, приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности и к социальной дезадаптации ребенка при резко выраженных необратимых нарушениях функций органов и систем. Медицинское заключение по патологическим состояниям, регламентируемым разделом 3, оформляет­ся однократно до 16-летнего возраста.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

На основании экспертного решения МСЭ оформляется заключение в виде «Справки МСЭ», которая выдается инвалиду. В справке отмечается группа и причина инвалидности, трудовые рекомендации, срок очередного переосвидетельствования. Помимо справок, МСЭ в трехдневный срок направляет в учреждение извещение о принятом решении.

В тех случаях, когда освидетельствованный не согласен с принятым решением, он в течение месяца может подать письменное заявление председателю МСЭ или руководителю районного отдела социальной защиты.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Группа инвалидности устанавливается гражданам, старше 16 лет. Экспертиза детской инвалидности не предусматривает дифференцировки по группам. При выявлении инвалидности в возрасте до 16 лет используется понятие «ребенок-инвалид».

Административное законодательство не только определило фактические основания применения, систему взысканий, но и предусмотрело реальные основания и правила их наложения.

Если мы говорим о применении какого-либо административного взыскания, то оно базируется на значительной численности принципов: законности, гуманизма, гласности, неотвратимости наказания и тому подобное.

Так же существует такое понятие как малозначительность административного правонарушения, которое по своей сути является не значительным нарушением, о чем и будет освещено ниже

Навигация по статье

Применение мер административной ответственности

Применение мер административной ответственности должно основываться на ряде принципов, одним из определяющих среди которых принцип неотвратимости. Сущность его состоит в том, что каждый субъект, совершивший наказуемое деяние, должен понести справедливое наказание.

Однако названный принцип в наше время по объективным и субъективным причинам действует далеко не всегда. Особенностью административного нарушения является то, что, в отличие от уголовного деяния, оно не характеризуется общественной опасностью.

Административные правонарушения являются социально вредными, то есть наносят или объективно могут нанести определенный вред охраняемым общественным отношениям.

Однако размер такого ущерба, возможность ее предотвращения или возмещения в правонарушениях с материальным составом и объективная возможность причинения вреда в формальных проступках также может влиять на вид и меру ответственности правонарушителя.

Характер правонарушения определяют признаки, характеризующие объективную сторону нарушения (действие, метод и орудие совершения правонарушения, время, обстановка).

Установление личности правонарушителя

Не менее важным при применении взыскания, предусмотренного санкциями, есть такой аспект, как установление личности правонарушителя.

Понятно, что совершение нарушения является следствием таких обстоятельств, как например, условий формирования личности, интересов, взглядов на жизнь и др.

Поэтому при назначении наказания учитываются все эти данные и только тогда, после глубокого анализа, можно назначить более приемлемую меру воздействия.

Необходимо отметить, что административные законы на данный момент не имеют указаний на данных о гражданах, которые бы учитывались при назначении наказания.

Поэтому необходимо определить лишь некоторые аспекты круга сведений о правонарушителе и документально их закрепить. Необходимо отметить, что выявление смягчающих обстоятельств недостаточно для решения вопроса об учете личности правонарушителя.

Необходимо еще разработать предложения, которые при наложении взыскания помогли более точно учитывать личность . Для изучения личности правонарушителя необходимо определить сведения, характеризующие ее социальный статус, изучить психологические свойства личности, а также ее физиологические особенности (наличие инвалидности и т. д.).

Вторым аспектом при наложении административного взыскания является учет степени вины нарушителя.

Формальный подход к признанию наличия или отсутствия преступления означает отход от принципа гуманизма и уголовно-правового воздействия, отвлечения от борьбы с настоящей преступностью. Это хорошо понимали в древнем Риме, где действовал постулат: de minimus non curat praetor. То есть: претор (судья) не занимается мелочами.

Условия, при которых можно расценивать малозначительность административного правонарушения, это:

  • Когда оно должно формально подпадать под признаки деяния, предусмотренного определенной статьей УК. Другие виды не могут подпадать под понятие малозначительного деяния. Они должны рассматриваться по нормам других сфер права: административного, трудового, гражданского и т. п.
  • Когда у малозначительного деяния должна отсутствовать общественная опасность.

Определение понятий и признаков

Так как малозначительное нарушение не является преступлением, оценка ему как таковому дается представителями правоохранительных органов. Решение принимается с учетом всех особенностей конкретного события.

Как правило, это — умышленное деяние, не повлекшее существенный вред. Эта несущественная вред может быть материальной (кража частного имущества на незначительную сумму), может быть организационной и др.

Малозначительность административного правонарушения — это качественные и количественные действия конкретного состава нарушения, которые лишают эти действия общественной опасности или уменьшают их до минимума (малый материальный ущерб, незначительное проявление с объективной стороны, неопределенная цель, мотив, незначительная вина правонарушителя и т. д.).

Для решения вопроса о том, является ли деяние преступлением или малозначительным деянием, могут иметь значение особенности субъекта действия.

Есть и совершенно противоположные соображения относительно того, что особенности субъекта не имеют принципиального значения, потому что правосудие существует на началах равенства граждан перед законом и судом, которая возможна только, когда основным в оценке деятельности лица будет деяние субъекта, а не один как лицо с ее положительными и отрицательными чертами.

Главным признаком преступления – является его общественная опасность, причинения им тяжкого, во многих случаях непоправимый вред или образования угрозы причинения такого вреда.

Наличие этих признаков исключает вопрос о малозначительности объекта посягательства (говоря об объекте, подразумеваем объект посягательства, а не объект, которому реально причинен вред посягательством).

Если деяние направлено на причинение значительного или неопределенного по объему ущерба, но реально был причинен незначительный вред, тоже нельзя говорить о малозначительности деяния. То есть о малозначительности административного правонарушения может идти речь только тогда, когда посягательство было незначительным или потенциальный вред мог быть мизерным.

Связь понятия малозначительности с понятием декриминализация

Незначительные деяния только тогда не являются преступными, когда их малозначительности является как объективной, так и субъективной, то есть по содержанию вины, когда лицо намеревалось причинить мизерный вред.

В случае же между намерением лица и фактически достигнутым ею результатом, ответственность должна отражать действительное направление и вине.

Учитывая, что объект преступления — это общественные отношения, можно сказать, что там, где нет посягательства на общественные отношения или такое посягательство носит малозначительный характер, в результате чего общественным отношениям не наносится вред, нет преступления.

Существует единственное исключение, когда объект становится малозначительным, то есть когда он теряет свою общественную значимость. Потеря значимости может быть по разным причинам: изменение ценностей, экономических условий, политической обстановки в стране т. д.

Таким образом, в таком случае понятие малозначительности имеет связь с таким понятием, как декриминализация.

Является важным определение понятий и признаков малозначительных административных правонарушений на основе обобщения действующего административного кодекса РФ, а также определение условий освобождения от административного преследования в случае совершения гражданином малозначительного правонарушения.

Проблемы малозначительности административного правонарушения в судебной практике выступали предметом исследований многих ученых, однако с развитием общественных отношений, увеличением количества нарушений административного не потеряли своей актуальности и сегодня.

Основываясь на ст. 2.9 КоАП дает сделать сказать, что освободить гражданина от административной ответственности имеет право только властный субъект, наделенный правом решать по существу соответствующую категорию дел. Это обстоятельство указывают слова «…орган, уполномоченный решать дело…».

То есть субъект, который не наделен таким правом, а уполномочен только открывать административное производство, освободить от ответственности нарушителя на основании ст. 2.9 КоАП не имеет право.

Порядок наложения административных взысканий

Принятие решения об освобождении от административной ответственности достаточно проблематичны по ряду причин:

  • Во-первых, объективно соответствующее противоправное деяние имеет все элементы состава правонарушения, то есть с формальной стороны оно является административно преследуемым деянием.
  • Во-вторых, законодатель не дает определения такого правонарушения и даже не называет его признаков.
  • В-третьих, в законодательстве нет малозначительных правонарушений, может создавать иллюзию, будто все административных правонарушениях с формальным составом незначительны, а это далеко не так.

Малозначительность административного правонарушения — это такие деяния, которые:

  • не являются большой общественной опасности
  • в совершении которых, нарушитель искренне раскаялся; не причинили значительный ущерб общественным интересам, правам граждан или другим, охраняемым законом, ценностям
  • если материальный ущерб, причиненный таким преступлением, является незначительной и была добровольно и в полном объеме возмещен правонарушителем до решения по существу

Вопрос о необходимости или нецелесообразности освобождения лица от ответственности при малозначительности нарушения в каждом отдельном случае решается правоприменительным органом.

Целесообразность освобождения лица от административной ответственности

На целесообразность освобождения лица от административной ответственности по мотивам малозначительности имеют место указывать те обстоятельства, которые смягчают ответственность, например факт отсутствия у нарушителя устоявшихся антиобщественных установок, подтверждается положительной характеристикой с места , службы, учебы, жительства, отсутствие фактов совершения противоправных поступков в прошлом, совершение нарушения по неосторожности и тому подобное.

Необходимость использования при малозначительности административного правонарушения в судебной практике такого мероприятия воздействия на граждан, как замечание, дает основание говорить о неизбежности реагирования государства на каждое нарушение, в реальную реализацию принципа неотвратимости ответственности.

Вместе с тем использование замечания, как способа реагирования на нарушения закона, не означает применения к правонарушителю принуждения, так как, во-первых, лицо остается свободной самостоятельно направлять свое поведение и прекратить, или продолжить совершение противоправного деяния со всеми его вытекающими последствиями. Во-вторых, в отличие от предупреждения, замечание в устной форме не значится среди вида наказаний, предусмотренных ст. 3.1 КоАП.

Освобождение от административной ответственности на этапе рассмотрения дела, в связи с малозначительностью нарушения согласно ст. 3.1 КоАП не считается обязанностью юридического органа.

В связи с этим указанный уполномоченный орган обязан рассмотреть все стороны совершенного нарушения, оценить обстановку и убедиться, что отсутствует значительный ущерб.

Как гуманизация уголовного законодательства разгрузит суды — на видео:

Что требуется усовершенствовать на законодательном уровне

Важно также учитывать личность нарушителя, характер нарушения, наличие факторов, смягчающих ответственность и т. п. Поэтому, считается необходимым ст. 2.9 об административном наказании изложить в такой редакции:

«При совершении лицом административного правонарушения, что не нанесло и объективно не могло нанести значительный ущерб охраняемым в административном порядке правам и интересам, и при условии осознания нарушителем противоправности своего поступка и прекращение противоправного поведения, уполномоченный орган может освободить его от ответственности. Устное замечание не является административным наказанием, а выступает мерой воспитательного воздействия, имеет целью предупреждение совершения правонарушений в будущем и объяснение правонарушителю сущности и последствий его противоправного поступка».

Применение административной дефиниции при определении малозначительности административного правонарушения в судебной практике не только упростит применения ст. 2.9 кодекса об административных нарушениях, но и позволит уменьшить количество злоупотреблений должностными лицами при решении административных дел.

Задайте свой вопрос в форму ниже

Поделиться