«Среда заела» или клиническая картина низкой самооценки. «Среда заела» или клиническая картина низкой самооценки Среда заедает

Ср. Вся трагедия для каждого из нас, мужчины или женщины, состоит в том, что мы не вовремя явились. Прежде, в сороковых годах, говорили: среда заела... П. Боборыкин. Из новых. 8, 10. Ср. Он был заеден средою и стал резок, но он все таки был… …

«Среда заела» - СРЕДА ЗАЕЛА выражение из пов. И. С. Тургенева Переписка, означающее трагич. подчинение человека лежащим вне его обстоятельствам жизни. Во 2 й пол. 19 в. употреблялось для характеристики определ. мировоззренч. позиции, исходящей из убеждения о… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Среда. Процессы развития и разрушения омонимии внутри самой лексико семантической системы языка, не связанные с живыми и активными иноязычными заимствованиями, охватывают весь строй соответствующего языка. В формулу Ж. Вандриеса: «Омонимия… … История слов

Толковый словарь Ушакова

1. СРЕДА1, среды, вин. среду, мн. среды, средам, жен. 1. Вещество, заполняющее пространство, и окружающие тела или явления; сфера (научн.). Воздушная среда. Воздух является средой, в которой распространяется звук. Преломляющая среда. Упругая… … Толковый словарь Ушакова

- (иноск.) общество, въ которомъ мы живемъ; условія жизни, которыя окружаютъ насъ. Ср. Какая, однакожъ, загадочная, запутанная среда! Какіе жестокіе неумолимые нравы! До какой поразительной простоты формъ доведенъ здѣсь законъ борьбы за… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

среда - I ы/, вин.; среду/; мн. сре/ды; ж. 1) Вещество, заполняющее какое л. пространство и обладающее определёнными свойствами. Воздушная среда/. Распространение света в однородной среде. Преломляющие среды. Фильтрующие среды. Питательная среда/. (жид … Словарь многих выражений

- (иноск.) общество, в котором мы живем; условия жизни, которые окружают нас Ср. Какая, однако ж, загадочная, запутанная среда! Какие жестокие неумолимые нравы! До какой поразительной простоты форм доведен здесь закон борьбы за существование.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

1. СРЕДА, ы, вин. среду; мн. среды; ж. 1. Вещество, заполняющее какое л. пространство и обладающее определёнными свойствами. Воздушная с. Распространение света в однородной среде. Преломляющие среды. Фильтрующие среды. Питательная с. (жидкая или… … Энциклопедический словарь

СРЕДА, ы, вин. среду, мн. среды, сред, средам, жен. 1. Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на к рой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Бесы. Приключения русской литературы и людей, которые ее читают , Батуман Элиф. "Лишний человек", "луч света в темном царстве", "среда заела", "декабристы разбудили Герцена"… Унылые…
  • Бесы Приключения русской литературы и людей которые ее читают , Батуман Э.. "Лишний человек", "луч света в темном царстве", "среда заела", "декабристы разбудили Герцена"… Унылые…

    Самый неприятный день недели не понедельник, а вовсе даже среда. Это научный факт, доказанный всеведущей статистикой, а точнее, двумя всеведущими статистиками — Питером Доддсом и Кристофером Данфортом , которые придумали новую методику измерения счастья (она же — гедонометр).

    Смысл вот в чем: «Если измерять уровень счастья традиционными методами, то есть задавать вопросы и предлагать людям оценивать свое состояние, ничего толком нельзя понять. Развелись они или выиграли в лотерею — ответы на вопросы выглядят плюс-минус одинаково. А мы берем информацию, которую люди выдают сами по себе, естественным образом, без принуждения».

    Иными словами, эта канадская парочка мониторит Facebook и Twitter , выискивает там посты со словами «я чувствую», «я ощущаю» и так далее, потом оценивает употребленные эпитеты по сложной девятибалльной шкале , («любовь» получает 8,72 очка, «самоубийство» — 1,25) составляет графики и делает выводы.

    Например, о том, что самоощущение у людей окончательно портится к среде (в понедельник все настроены по-боевому или вспоминают выходные). Или о том, что мрачнее всего картина мира (предсказуемым образом) у подростков, зато радужнее всего она выглядит у пользователей социальных сетей в возрасте от 55 до 65. Или о том, что коллективное сознание страшно переживало кончину Майкла Джексона (по данным Доддса и Данфорта, уровень счастья в блогах в этот день был самый низкий за несколько лет — хуже казалось только 11 сентября 2001-го), а избрание Обамы, наоборот, невероятно окрылило интернет-аудиторию.

    В общем, Twitter в очередной раз,

Чехова часто называют врагом пошлости. В своих рассказах и пьесах он предостерегал читателей от того, что случилось с доктором Старцевьш в рассказе "Ионыч". А случилось то, что определяют избитым выражением "среда заела". Однако стоит проанализировать рассказ и задуматься, действительно ли можно объяснить моральное падение Старцева только лишь воздействием окружающей действительности.

Некоторые литературные критики проводят аналогии между Дмитрием Старцевым и Чацким. Только в "Горе от ума" герой вырвался из окружающего общества и сохранил свое достоинство, а в "Ионыче" произошло иное - герой остаемся жить в том обществе, убожество которого ясно сознает. Он остается "по инерции", ется в эту жизнь и сам становится ее участником. Старцев, как и Чацкий, начинает испытывать раздражение против окружающих, пробует даже протестовать, в чем то кого-то убеждать. Но его протесты просто растворяются в окружающей атмосфере, их принимают вполне равнодушно, не обращая на инакомыслие Старцева ни малейшего внимания.

Говоря "среда заела", нужно учитывать и еще один немаловажный фактор время. Чехов испытывает своего героя не одной лишь обстановкой пошлости, по и тем обстоятельством, что обстановка эта остается неизменной изо дня в день, из года в год. Любой протест бессилен перед ходом времени и мало-помалу сходит на нет.

С течением времени любой человек в городе С. превращается в заведенную механическую куклу: как Иван Петрович с его плоскими шутками, как Вера Иосифовна с романами о том, чего никогда не бывает в жизни, как Котик, терзающая рояль, как Пава со своим нелепым номером. Лишь поначалу все это кажется интересным и даже оригинальным; но проходит время, а шутки, романы, пассажи на рояле и реплика Павы остаются неизменными. Ничего, кроме тоски и раздражения, это уже не вызывает. А ведь Туркины - самая "талантливая" семья в городе! Легко представить себе остальных его жителей.

Превращение Дмитрия Старцева в Ионыча закономерно, хотя этого и можно было избежать, хотя бы уехав из города. Но Старцев не уезжает. И вот к концу рассказа он из скромного доктора, ходившего пешком к своим пациентам, превращается в "языческого бога" на тройке с бубенчиками. Он, раньше клеймивший "тупых и злых" обывателей, сам стал принадлежать к их разряду. Туркины остались в своей пошлости неизменны, Старцев же деградировал, то есть скатился гораздо ниже даже их уровня. Это произошло незаметно и для него самого.

Но только ли вина закостенелого общества в том, что Старцев стал его частью? Может быть, есть в этом немалая доля собственной вины доктора? Может быть, переломным моментом в его жизни стала неудача в любви? Любовь к Котику была для него "единственной радостью". А волшебная ночь на кладбище, пусть не принесла ожидаемого, зато осталась неповторимой, запомнилась на всю жизнь. Действительно, эта ночь была единственным событием, которое не повторялось, не было рутинным, скучным, повседневным.

К сожалению, отказ Котика Старцеву был предрешен. Она ведь тоже была частью города С., тоже действовала по некой заложенной в ней программе. Катерина Ивановна считает жизнь в городе пустой и бесполезной, а между тем, она - часть этого города и мыслит теми же категориями, что все окружающие. Она хочет бежать от общества, от Старцева, ведь он в ее глазах обыкновенный, ничем не примечательный человек. Она потом осознала свое заблуждение, но, увы, было уже слишком поздно. Когда она влюбляется в него, его превращение в Ионыча уже почти завершилось.

Если подводить итоги, решать, кто же виноват в жизненной неудаче Старцева, то нельзя однозначно и безапелляционно сказать "среда заела". Нет, среда определила лишь форму, в которой должно было протекать существование Ионыча. Среда дала ему новые ценности, предложила наиболее выгодные суррогаты счастья. Но немалую роль в деградации Ионыча играл фактор времени, поскольку все люди в борьбе со временем бессильны. Человеком в тех условиях, в которые попал Старцев, оставаться было крайне трудно. Иллюзии, убеждения, юношеские идеалы часто разбиваются о реальную жизнь. Изначально хороший, добрый, любящий человек превращается в Ионыча - жадного, толстого, одинокого и скучного.

Чехов, показав, что затянутый в трясину пошлости человек сам становится пошлым обывателем, не прощает своему герою его падения. Своим рассказом автор призывает читателя всячески подавлять в себе Ионыча. Даже если надежды на успех почти нет, бороться с Ионычем в себе необходимо. Стремление сопротивляться деградации, сохранять в себе чистоту, нравственность, развивать интеллект - вот простая истина, которую утверждает Чехов не только в рассказе "Ионыч", но и во всех своих произведениях.

Среда Сегодня в обед пришли сразу два письма от Вас; их бы не читать, а разложить на столе, спрятать в них лицо и потерять рассудок. Но тут-то и выясняется, как это хорошо, что ты его уже почти потерял, потому что за остаток потом цепляешься как можно дольше. И потому мои 38

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Трудно говорить правду, ибо хоть она и одна, но живая, и потому у нее, как у всего живого, переменчивое лицо («krasna vubec nikdy, vazne ne, snad nekdy hezka»). Если б я отвечал тебе в ночь с понедельника на вторник, это было бы ужасно, я лежал в кровати как под пыткой, всю ночь я отвечал

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Ты пишешь: «Ano mas pravdu, mam ho rada. Ale F., i Tebe mam rada». Я читаю эту фразу очень внимательно, слово за словом, особенно на «и» задерживаюсь, все верно, ты не была бы Миленой, если б было неверно (а чем был бы я, если б не было тебя?), – и лучше даже, что ты пишешь это в Вене, чем если б

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Все-таки мужество дает свои результаты.Прежде всего: Гросс, наверное, во многом прав, если я верно его понимаю; в пользу его теории говорит по крайней мере то, что я еще жив, – а ведь вообще-то, если учитывать мой внутренний баланс сил, я давно уже не жилец на этом

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда То, что ты пишешь по поводу моей поездки (сеkas, az to Tobe bude nutne), я лучше пропущу, во-первых, это уже устарело, во-вторых, причиняет боль, впрочем, здесь и оправдание, почему вечерние субботние и утренние воскресные письма были полны такого отчаяния. И в-третьих, мы ведь,

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Твоей просьбы о прощении я не понимаю. Раз все миновало, само собой разумеется, что я тебя прощаю. Неумолим я был только до тех пор, пока все не миновало, а тогда это тебя не тревожило. Как бы я мог что-то тебе не простить, раз все это миновало! Какая же путаница, должно

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Твое утреннее письмо от понедельника. С того утра понедельника или, точнее, с обеда, когда благотворность поездки (что ни говори, любая поездка уже сама по себе отдых, тебя как бы берут за воротник и хорошенько встряхивают) уже несколько улетучилась, – с тех пор я

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Нет закона, который бы мне запретил еще раз написать тебе и поблагодарить за это письмо, где написаны, пожалуй, самые прекрасные слова, какие ты вообще могла мне написать: «Я знаю, что ты меня…»В остальном же ты давно согласна со мной, что нам теперь больше не стоит

III. Среда

Из книги Слезинка ребенка [Дневник писателя] автора Достоевский Федор Михайлович

III. Среда Кажется, одно общее ощущение всех присяжных заседателей в целом мире, а наших в особенности (кроме прочих, разумеется, ощущений), должно быть ощущение власти, или, лучше сказать, самовластия. Ощущение иногда пакостное, то есть в случае, если преобладает над

Целитель поневоле, или «Среда заела!»

Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

Целитель поневоле, или «Среда заела!» Как-то раз на званом ужине воспроизводила свое кредо отказа от передачи энергии в пользу обучения самостоятельному накоплению. Да, я всегда отказываюсь просто «давать рейки», а настаиваю на включение человека в процесс

«Текучка заела»

Из книги Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности автора Парабеллум Андрей Алексеевич

«Текучка заела» От многих людей приходится слышать фразу: «Не получилось что-то сделать, не успел, текучка не дала». Как будто есть что-то, что руководит вашей жизнью. Не вы управляете ею, а вами управляют какие-то внешние силы.До тех пор, пока вы не начнете очень жестко

Розы «заела» тля. Подскажите, что делать

Из книги 1001 ответ на важные вопросы садовода и огородника автора Кизима Галина Александровна

Розы «заела» тля. Подскажите, что делать Чтобы избавиться от тли, проще всего промывать листья 2–3%-ным раствором зеленого мыла либо любым растительным настоем (полыни, пижмы, ботвы картофеля или томатов, цитрусовых корок). Если вы применяете у себя на участке химические

53. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч»)

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

53. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч») А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него

Заела

Из книги Идеальная кожа. Как сделать мечту реальностью. Домашняя энциклопедия автора Желудова Тамара Петровна

Заела Трещины в углах рта, вызываемые микробами или грибками. Чаще всего возникают у детей. Характеризуются появлением в углах рта быстро вскрывающихся пузырей, на месте которых образуются трещины и желтоватые корки.Причинами могут стать воспалительные процессы в

«СРЕДА ЗАЕЛА...» (ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМСКОГО ВРАЧА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»)

Шилина Виктория Михайловна

студент 2 курса группы С-21 ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж», г. Белореченск

E - mail : lena .3363@ mail . ru

Мальцева Елена Александровна

научный руководитель, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, г. Белореченск

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал выражение «среда заела». Оно взято из повести И.С. Тургенева «Переписка» и обозначает «трагическое подчинение человека лежащим вне его обстоятельствам жизни», употребляется для характеристики определенных мировоззренческих позиций. Не секрет, под влиянием среды, пагубно воздействующей на человека, не только герои литературных произведений превращаются в апатичных обывателей, но и современные молодые люди, не имеющие нравственного стержня в себе, предают идеалы юности и становятся рабами «золотого тельца». Успокоение и мечты о сытой жизни убивают талант, энергию, мечту, веру в высокое. Исследователи людей, подвергшихся влиянию среды, утверждают: «Вылечить такую личность нельзя, а вот самому измениться можно». Именно такого героя мы встретили на страницах рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Величайший русский писатель-классик, практиковавший в качестве врача до конца жизни, в своих произведениях дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир как больного, так и самого врача.Знания, полученные в университете и практической деятельности, позволили ему сделать это с максимальной точностью. Чтобы понять человеческую психологию и верно изобразить душевный мир героев, ему пришлось соединить в себе опыт литератора и врача.

Вслед за Гоголем, имевшим дар «выставлять ярко подлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем» . Чехов в рассказе «Ионыч» показывает, как под влиянием окружающей среды могут угасать духовные задатки человека. Эта проблема стала ключевой в его творчестве.

Понимая трагизм мелочной действительности, Антон Павлович не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования» . Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. Постепенная деградация личности привела доктора Старцева к полному нравственному опустошению и погружению в мир обывательщины. Мы в своем исследовании пытались понять: что послужило причиной такого падения: среда, в которую погружается человек, или же его личностные качества?

В выборе темы решающую роль сыграл личный мотив, так как я решила связать свою дальнейшую жизнь с медициной. Мне интересно сравнить писательское видение этой проблемы и взгляд современной молодежи на роль сельского врача, его место в современном обществе. Так ли губительно влияние среды на не сформировавшегося еще человека? На мой взгляд, эти вопросы были и будут актуальны всегда.

Антону Павловичу всегда были интересны люди, чья «идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, упорство, стремление к намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, фанатичная вера в науку» делали их в глазах народа сподвижниками, олицетворяющими нравственную силу. Он не раз восхвалял врачей-тружеников в своих рассказах («По делам службы», «Случай из практики»). Нарисовав множество образов русских врачей-интеллигентов, Чехов рассказал и о том, как под влиянием окружающей действительности могут постепенно угаснуть в человеке его лучшие задатки. Он презирал обывателей, живущих в своем «футлярном мирке». Опасно моральное разложение, равнодушие, обывательский образ жизни. Именно таким и стал доктор Дмитрий Ионович Старцев.

Как же из доктора Старцева получился просто Ионыч? Мастер реалистического рассказа при помощи деталей, композиции, пейзажа, портретных характеристик проследил линию жизни героя, который сначала достиг материального благополучия, а потом пришел к моральной деградации. Однообразие жизни губернского города, праздность его жителей, духовная нищета, стремление к материальному благополучию - звенья одной цепи. Безделье разлагает человека, превращает его в существо, полностью замкнутое на быте. Желание жить спокойно, без хлопот - единственная цель существования этих людей. Примером такого бессмысленного бытия в рассказе служит семья Туркиных. Там не происходит никакого развития, труда над собой. Хозяйка пишет бездарные романы, а дочка играет на фортепиано весьма посредственно, шутки же отца плоские и избитые . Так что талантливость самой образованной семьи в городе на поверку мнимая. Даже любовь Старцева к глупенькой, но не лишенной поэзии девушке не смогла пробить толщу душевной рутины. Проблески нежности и наитие мечты исчезли так же быстро, как появились в счастливую, но кратковременную пору его жизни. Под очарованием любви он способен был на глупость (свидание на кладбище), на поэтическое восприятие мира. Но даже здесь мы чувствуем пустоту. А дальше сплошная проза, неприкрытая, жестокая правда жизни, в которой рисуется постепенное очерствение души молодого доктора, превращающегося в толстого, грубого, жадного Ионыча. Чехов сумел мастерски подметить особое настроение души, вызываемое прозябающим существованием.

По мнению Чехова, причина такого превращения - обывательская среда. Слишком мал тот духовный багаж, с которым он попадает в нее, именно «скудость человеческого запаса и не дает Старцеву сопротивляться» . А ведь в начале рассказа перед нами талантливый врач с высокими идеалами и помыслами, с желанием чего-то незаурядного, он еще иногда напевает: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…» . Тогда Дмитрий Ионыч всеми силами старался быть полезным людям, он почти не бывал в городе и все время отдавал работе. Она и составляла для него смысл жизни, ради нее он готов был пожертвовать свободным временем, отказывался от развлечений. Не зная отдыха, он проживал однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу совсем не раздражающими его. Трудолюбие для Чехова - один из важных показателей духовности человека. Ну, и что плохого в том, что человек хочет заработать? Что желает одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но врожденная способность к труду постепенно превращается в жажду наживы. Главным развлечением доктора становится пересчитывание денег по вечерам. Он много работает, но им движет уже не долг врача, а стремление к деньгам. Больные перестают его интересовать как люди, нуждающиеся в помощи. Ионыч видит в них только выгодных и невыгодных клиентов. Зачем ему одному столько денег? В театры и на концерты он не ходит. Он и сам не может этого объяснить. Один день его похож на другой, год сменяется следующим, ничего не меняется. Неизменность, обыденность жизни объясняет нам краткость рассказа. Важные события, в корне меняющие жизнь, происходят очень редко. Автор подчеркивает: всего за 4 года произошло его физическое и духовное ожирение: «голос у него изменился, стал тонким и резким», «так как горло заплыло жиром», «характер стал тяжелым и раздражительным» . Автор акцентирует: произошла самая страшная для человека потеря – потеря живого духовного начала, растрачено ценнейшее время. Человек сам несет ответственность перед обществом и самим собой за нерациональное использование жизни.

Путь от Старцева к Ионычу - обыкновенное, типичное явление русской действительности. Не случайно действие рассказа происходит в провинции. Российская «глубинка» в литературе всегда была воплощением мещанской среды, затягивающей человека в тину материальных интересов, убивающей в человеке духовное начало. Чехов подчеркнул не только силу среды, но и внутреннюю неспособность самого человека, не вступающего в борьбу со средой.

Из молодого энергичного человека, который мог бы сделать много полезного в жизни, преобразить мир, получается жирное и обрюзгшее существо, апатичное и равнодушное ко всему, для которого жизнь превратилась в хрустящие бумажки. Он вполне осознает свое моральное падение и не сопротивляется ему. Нет ничего тоскливее и бесполезнее, чем жизнь таких ионычей.

К сожалению, реалии нашего времени говорят о том, что подобного рода молодые люди - явление распространенное и в современном мире, таком далеком от Чехова. Желающих жить за счет других, тех, кто подчиняет свои потребности только достижениям материальных благ, достаточно и среди моих сверстников. А ведь жить в мире, где происходит постепенное обнищание души, ослабление воли и здоровой человеческой активности, опасно и страшно. Чехов негодовал: просто быть сытым недостаточно для счастья. Не «среда заела», говорит нам писатель, а человек не пытается бороться с ее влиянием! Рассказом «Ионыч» Чехов как будто обращается к нам всем с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать свои идеалы и любовь, беречь в себе человека. Надо, чтобы у каждого счастливого за дверью стоял человек с молоточком и напоминал, сколько в мире еще несчастных.

Мы провели небольшое исследование с использованием анкетирования. В опросе приняло участие 90 человек. Это студенты 1-2 курсов Белореченского медицинского колледжа в возрасте от 16 до 19 лет. Конечно, многие хотят помогать людям, быть полезными обществу, видеть положительный результат своего труда, но романтика молодости уступает прагматизму. Желания заработать больше денег, жить в большом городе и пользоваться всеми благами цивилизации у нашей молодежи не отнять. И все же хочется верить, призыв Чехова не замыкаться на своих мелких делах и проблемах, не быть равнодушным к судьбам других будет услышан представителями современного социума. Писатель предупреждает: нельзя подчиняться губительной среде, иначе произойдет духовное отупление. Героя Чехова настигла новая форма общественной болезни - деградация личности. Даже если надежды на успех в борьбе с этим явлением нет, бороться с ионычами в себе необходимо. Никто до Чехова и после него не смог так точно и лаконично уместить на нескольких страницах человеческую жизнь.

Список литературы:

1.Ежемесячные литературные приложения к журналу «Нива», 1898, № 9, сентябрь, стлб. 1-24. Подзаголовок: Рассказ Антона Чехова.

2.Строка из романса М.Л. Яковлева на слова Дельвига.

3.Художественное мастерство Чехова-прозаика. - [Электронный ресурc] - Режим доступа. - URL: http\\сsochinenie-classic.ru (дата обращения 19.10.2013).

4.Чехов А.П.. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Сочинения в 18 томах. Т. 10 М., «Наука» 1986. - 323-344 с.

5.Чехов А.П. Ионыч. М.: Художественная литература, 1981. - 447 с. (Б-ка классики. Рус. класич. лит-ра).

Поделиться