Синдром ранней детской невропатии причины возникновения проявление. Синдром ранней детской невропатии

Синдром ранней детской невропатии или «врожденной детской нервности» (В.В. Ковалев, 1979) является наиболее распространенным синдромом психических расстройств в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). Основное место в структуре синдрома занимает резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей повышенной чувствительностью, психомоторной и аффективной возбудимостью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым).

В грудном и раннем детском возрасте в симптоматике невропатии на первый план выступают разнообразные соматовегетативные расстройства и нарушение сна. Среди соматовегетативных расстройств преобладают нарушения функции органов пищеварения (частые срыгивания, рвота, запоры, нередко сменяющиеся поносами, снижение аппетита или избирательность в пище, расстройства питания), дыхания (дыхательная аритмия), сердечно‑сосудистые расстройства (бледность и мраморность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, неустойчивость пульса и др.). Отмечаются и другие вегетативные нарушения, как, например, субфебрилитет, не связанный с соматическими заболеваниями, нарушение сна, проявляющегося в виде недостаточной глубины и в нарушении формулы сна (сонливость днем и беспокойство в ночное время).

У детей нередко встречается повышенная чувствительность к различным раздражителям в виде появления или усиления двигательного беспокойства, аффективного возбуждения, плаксивости под влиянием обычных слуховых, зрительных и тактильных раздражений, изменения положения тела, небольшого изменения получаемой пищи и т. д. Подобные реакции могут возникать при «чувстве дискомфорта», связанного с голодом, жаждой, мокрыми пеленками, изменением температуры и влажности воздуха в помещении и т. п.

У многих детей, наряду с вегетативными нарушениями и повышенной чувствительностью, могут наблюдаться инстинктивные расстройства в форме повышенного чувства самосохранения, выражением которого является боязнь и плохая переносимость всего нового. Страхи проявляются в усилении соматовегетативных расстройств: отказа от еды, падения веса, усиления капризности и плаксивости при любой перемене обстановки, изменения режима, условий ухода, помещения в детское учреждение. У этих детей часто отмечается повышенная склонность к аллергическим реакциям, инфекционным и простудным заболеваниям.

С возрастом выраженность соматовегетативных реакций ослабевает, однако длительно сохраняются пониженный аппетит вплоть до анорексии, избирательность в еде, замедленное пережевывание пищи, расстройства функции кишечника, трудности засыпания, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. Постепенно могут появляться новые симптомы: повышение аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, большая впечатлительность, склонность к страхам, боязнь всего нового.

Как пишет Г.Е. Сухарева, в зависимости от преобладания черт тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей, можно выделить два клинических варианта ранней детской невропатии:

При одном (астеническом ) – дети робкие застенчивые, тормозимые, повышенно впечатлительные, легко истощаемые;

При другом (возбудимом )варианте дети аффективно возбудимые, раздражительные, двигательно расторможенные.

Патогенетическую основу невропатических состояний представляет несформированность высших центров вегетативной регуляции, связанных с их функциональной незрелостью и пониженным порогом возбудимости. Синдром невропатии довольно часто входит в структуру резидуально‑органических нервно‑психических расстройств, возникающих в результате внутриутробных или ранних органических поражений головного мозга («органическая» или «резидуальная» невропатия по С.С. Мнухину, 1968). В этих случаях проявления органической невропатии обнаруживаются уже в роддоме. Они носят более грубый и монотонный характер (новорожденные плохо берут грудь, беспокойны, стонут или плачут). В дальнейшем эти явления сочетаются с разнообразной минимальной мозговой дисфункцией (ММД), повышенным внутричерепным давлением, задержкой психомоторного развития и речи.

По данным Е.И. Кириченко и Л.Т. Журбы (1976), в дифференциальной диагностике необходимо обратить внимание на то, что при «истинной» невропатии личностные компоненты выражены сильнее, в то же время как у детей с «органической» невропатией более заметны церебропатические симптомы и симптомы двигательной расторможенности.

С возрастом у детей при «истинной» невропатии могут наблюдаться нарушения функционирования внутренних органов, на фоне которых формируются соматические расстройства. Так, при нарушении функции желудочно‑кишечного тракта с возрастом возникают различные гастриты, колиты и возможны функциональные нарушения (срыгивания или рвота, отказ от еды), проявляющие себя в стрессовой ситуации (поступление ребенка в детский сад или в присутствии незнакомых людей). У детей с преобладающими нарушениями со стороны дыхательной системы в последующем легко формируются различные воспалительные процессы (бронхиты, трахеиты) и астматические (спазматические) состояния. У детей с проявлениями функциональных расстройств сердечно‑сосудистой системы в раннем возрасте, в дальнейшем, при неблагоприятных условиях (физическая или психическая перегрузка), формируются устойчивая или периодически возникающая тахикардия, экстросистолия, болевые ощущения в области сердца. Эти симптомы могут наблюдаться у людей разного возраста, но начало они берут в раннем детстве. Необходимо подчеркнуть, что в дошкольном возрасте из группы детей с ранней детской невропатией формируются две самостоятельные группы: одни дети с явлениями гиперактивности, другие – тихие, малоактивные, нуждающиеся в побуждении к действию.

Воспитатели и педагоги в дошкольном учреждении должны обратить внимание на особенности каждого ребенка и из беседы с родителями выявить основные проявления отклонений в развитии и оказать необходимую помощь в организации деятельности, привлечению внимания к игре, конструированию, к помощи в уборке рабочего места, к занятиям музыкальной ритмикой, соблюдению режима.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите различия понятий «симптом» и «синдром».

2. Каковы причины возникновения синдрома ранней детской невропатии?

3. Расскажите о проявлениях синдрома ранней детской невропатии.

4. Какие болезненные состояния развиваются на фоне ранней детской невропатии?

5. Расскажите о формах работы воспитателя в дошкольном учреждении с трудными детьми.

6. Назовите методы профилактики детской невропатии.

Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности), который обозначается также синдром гиперактивности, встречается в возрастном периоде от 1,5 до 15 лет, однако наиболее выражено проявляется в дошкольном возрасте. Основными компонентами гипердинамического синдрома считаются: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и, часто, импульсивность поступков, нарушение концентрации активного внимания. В ряде случаев наблюдаются: агрессивность, негативизм, раздражительность, взрывчатость, склонность к колебаниям настроения. В школьном возрасте постоянно отмечаются нарушения школьной адаптации, часто наблюдаются затруднения в усвоении знаний, в овладении навыками письма и чтения, нарушения пространственного синтеза (Л.Т. Журба, Е.М. Мас‑тюкова, 1980).

Поведение детей характеризуется стремлением к постоянным движениям, крайней неусидчивостью. Они беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трогают и берут в руки предметы, попадающие в их поле зрения, задают много вопросов, часто не слушают на них ответы. Их внимание привлекается на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними. В связи с повышенной двигательной активностью и общей возбудимостью дети легко вступают в конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями или педагогом из‑за нарушения режима дня, при выполнении классных заданий и т. п.

Гипердинамический синдром наиболее часто встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга, что послужило его отождествлению с так называемым синдромом «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что гипердинамический синдром формируется на фоне ММД и может сочетаться и с другими синдромами, являющимися следствием раннего повреждения мозга. На это указывают сведения в анамнезе детей, родители которых обращаются за специализированной помощью. В группе риска выявляется патология внутриутробного периода, досрочные роды, родовая травма и асфиксия новорожденных, перенесенные заболевания в первые годы жизни. Изменения в состоянии головного мозга подтверждаются на ЭЭГ и ЭХОграмме. В этих случаях гипердинамический синдром входит в структуру психоорганического дефекта, сочетаясь с расстройствами высших психических функций (гнозис, праксис, пространственной ориентировки), интеллектуальными, церебрастеническими и психопатоподобными нарушениями (Ю.И. Баршнев, Е.М. Белоусова, 1994).

Приведем следующий пример выписки из истории болезни Вовы, 6 лет, родители которого обратились за медико‑педагогической помощью в связи с трудным поведением мальчика.

Со слов матери стало известно, что мальчик от первой беременности, протекавшей с токсикозом. Мать несколько раз находилась в больнице для сохранения беременности. Роды у матери наступили в срок, длительные с акушерской помощью. Ребенок родился в асфиксии. Грудь взял сразу, но сосал слабо. Все этапы физического развития в пределах возрастной нормы, несколько запаздывало речевое развитие. Мальчик часто болел простудными заболеваниями. В детский сад для детей с нарушениями речи Вова пришел в 3,5 года и сразу обратил на себя внимание своей неусидчивостью, двигательным беспокойством, неумением играть с игрушками. Все дети играют, Вова тоже принимает участие в игре, но занятие ему быстро надоедает. Мальчик начинает мешать окружающим, ломать постройки. Если дети рисуют, то он мешает им, зачеркивает рисунки, забирает карандаши и т. п. (из характеристики воспитателя). Постоянно возникает конфликтная ситуация. Дети обижаются, шумят, иногда возникает драка между ними (элементы агрессии). Посадив мальчика за стол, педагог работает с ним одним, все остальные дети занимаются своим делом. Конфликты в группе становятся все чаще, что привело мать с мальчиком на консультацию к врачу‑психоневрологу, психологу и дефектологу.

При осмотре: мальчик пониженного питания, бледный, развитая сосудистая сеть под кожей у висков. В неврологическом статусе: недостаточное отведение правого глазного яблока, несколько сглажена носогубная складка справа, движение артикуляционной мускулатуры выполняется недостаточно, кончик языка отклоняется влево. Сухожильные рефлексы оживлены, симптом Бабинского справа. Мелкая моторика не сформирована. На основании проведенного неврологического обследования можно говорить о минимальной мозговой дисфункции.

При обследовании в кабинете дефектолога: мальчик беспокоен, задает много вопросов, рассматривает все предметы и игрушки на столе, внимание неустойчивое, быстро истощаемое. Обследуемый ничем не заинтересовывается, ходит по кабинету, не учитывает дистанцию, называет врача и педагога на «ты». На вопросы отвечает пространно, но легко сбивается и переходит на другую тему. Словарный запас достаточный, фразовая речь распространенная. Запас общих сведений ниже возрастной нормы.

На ЭХОграмме выявляется расширение боковых желудочков, что указывает на гипертензию. На диске глазного дна видны извитые узкие кровеносные сосуды. Выявленные данные указывают на минимальную мозговую дисфункцию (ММД) и гипертензионный синдром.

В данном случае гиперактивность сочетается с нестойкостью активного внимания и является следствием органического поражения центральной нервной системы в виде ММД и гипертензионного синдрома. Мальчик нуждается в лечебных мероприятиях по нормализации внутричерепного давления и общеукрепляющему лечению, в дальнейшем наблюдении и особых условиях обучения. Проведена беседа с педагогом и матерью о формах воспитания ребенка, организации учебной деятельности, соблюдения режима дня.

Можно провести дифференциальную диагностику между детьми с разными формами нарушенной активности (табл. 1).

Описание презентации Невропатология и психопатология детского возраста Невропатология по слайдам

Невропатология — область клинической медицины, изучающая заболевания нервной системы (головного и спинного мозга, периферической и вегетативной нервной системы). Психопатология — общее учение о психических болезнях

Главная и специфическаяфункция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. Низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных органов и систем, осуществляют связь и взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности. Высший отдел ЦНС — кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования — регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой. ФУНКЦИИ ЦНС

I. Закладка ЦНС (внутриутробное развитие) 1. Стадия нервной трубки. 2. Стадия мозговых пузырей. 3. Стадия формирования отделов мозга. РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА

II. Онтогенез ЦНС После рождения происходит: рост тел нейронов, дальнейшее формирование ядер головного мозга, дифференциация клеток и миелинизация аксонов РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА

2 года — заканчивается формирование пирамидных клеток коры. 4 -7 лет — клетки большинства областей коры становятся близкими по строению клеткам коры взрослого человека. 10 -12 лет — полностью заканчивается развитие клеточных структур коры полушарий большого мозга. РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА II. Онтогенез ЦНС

Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я» ; Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; Способность самоуправления своим поведения в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это; Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Критерии психического здоровья (по ВОЗ)

Симптом – терминологическое обозначение патологического признака. Позитивные симптомы — признаки патологической продукции (вновь возникающие болезненные признаки: бред, галлюцинации, тоска, страх и т. д.). Негативные симптомы — признаки обратимого или стойкого ущерба, изъяна, выпадения того или иного психического процесса (амнезия, абулия, апатия и т. д.). Синдром – закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом. Психическая болезнь — сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья

1. Инфекции. 2. Травмы. 3. Опухоли. 4. Сосудистые нарушения. 5. Наследственность. 6. Дегенеративные причины. 7. Нарушения питания. 8. Заболевания сердца, легких, почек, печени, поджелудочной железы, эндокринных органов. 9. Интоксикации различными химическими веществами. ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЦНС

1. Двигательные расстройства. 2. Расстройства тактильной чувствительности. 3. Боль. 4. Изменение функции других типов чувствительности. 5. Эпилептические припадки. Симптомы заболеваний ЦНС

1. Сосудистые. 2. Инфекционные. 3. Хронически прогрессирующие. 4. Наследственные. 5. Травматические патологии. Виды заболеваний ЦНС

1. Нарушения мозгового кровообращения острого характера (инсульты). 2. Хронически текущая сосудисто-мозговая недостаточность, становящаяся причиной изменений со стороны мозга. Симптомы: . головные боли; . тошнота и рвота; . снижение чувствительности; . нарушения двигательной активности. СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Энцефалиты 2. Менингиты 3. Арахноидит 4. Полиомиелит 5. Опоясывающий лишай 6. Цитомегаловирус 7. Вирус Коксаки 8. Мононуклеоз 9. Токсоплазмоз 10. Бешенство 11. Сифилис и проч. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

Симптомы: повышенная температура; нарушения сознания; сильная головная боль; тошнота и рвота. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Рассеянный склероз 2. Миастения и др. Симптомы: . начальная стадия; . системность поражения; . нарастание признаков. ХРОНИЧЕСКИ ПРОГРЕССИРУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

2. Различные формы эпилепсии. 3. Нервно-мышечные болезни. 4. Моногенные опухоли центральной нервной системы. 5. Болезни, характеризующиеся нарушением развития нейронов и их миграции. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция). 2. Невропатия. 3. Органические нарушения нервной системы. 4. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие. 5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость. 6. Психические заболевания. Нервно-психические нарушения у детей

Симптомы: повышенная утомляемость; отвлекаемость внимания; плохая переносимость шума, яркого света, духоты; укачивание в транспорте с тяжелой рвотой и головокружением; частые головные боли; перевозбуждене ребенка к концу дня, если темперамент холеричный; заторможенность, если темперамент флегматически. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция)

— повышенная нервная чувствительность Симптомы: эмоциональная неустойчивость; вегето-сосудистая дистония; нарушения сна; нарушения обмена веществ; соматическая ослабленность организма; психомоторные нарушения; минимальная мозговая ослабленность (ММО). О невропатии как общей нервной ослабленности можно говорить при наличии трех из перечисленных признаков. НЕВРОПАТИЯ

проявление остаточной (резидуальной) мозговой недостаточности (ОМН) Симптомы: психопатоподобное поведение; выраженная потребность к психомоторной разрядке; отсутствие чувства вины и самодисциплины; рано возникают различные нарушения поведения и патологические формы сексуальных влечений; быстрая утомляемостью и истощение активности, заторможенность чувств и влечений (церебрастенический синдром). ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ НС

Симптомы: расторможенность или повышенная тормозимость вместе с неуживчивостью; недружелюбие; устойчивость отклонений в поведении, трудность их психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие

— врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрения (врожденное слабоумие); – приобретенное слабоумие – деменция; — пограничная интеллектуальная недостаточность — состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие пограничное положение между нормой и олигофренией (в т. ч. ЗПР). ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ, УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Характеризуется неспособностью к творческому мышлению, правильным суждениям и умозаключениям. Умственная отсталость(mental retardation)–

состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностейв МКБ-10 умственная отсталость

Эндогенно-наследственные факторы (рецессивно наследуемым: фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм, синдром Корнелии де Ланге и др. ; доминантно наследуемые; полигенно обусловленные; хромосомной патологии); экзогенные (органические и социально-средовые) воздействия. Причины умственной отсталости

в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений; Клинические формы уо I. Олигофрения эндогенной природы

г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения). Клинические формы уо I. Олигофрения эндогенной природы

а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом; г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных. Клинические формы уо II. Эмбрио- и фетопатии

III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией; б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве); в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами. Клинические формы умственной отсталости

Атипичные формы олигофрении (связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др.). Клинические формы умственной отсталости

1) снижение памяти, особенно при усвоении новой информации, как вербальной, так и невербальной; 2) снижение других функций переработки информации, включая абстрактное мышление; 3) снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих признаков: а) эмоциональная лабильность, б) раздражительность, в) апатия, г) огрубление социального поведения. Деменция. Признаки.

Органические заболевания мозга (в результате повреждения, сосудистых заболеваний и т. д.), психическое заболевание, которое приводит к деменции как конечное состояние текущего заболевания (например, при шизофрении, эпилепсии). Виды деменции

Следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте, характеризуется явным контрастом между наличием знаний, навыков, отражающих уровень развития, достигнутым ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруживаемыми во время обследования. следствие мозгового заболевания в дошкольном или еще более раннем возрасте, характеризуется резко выраженным психомоторным возбуждением, повышением элементарных влечений, слабость инстинкта самосохранения, крайняя нечистоплотность и неряшливость. Формы органической деменции

1. дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка; 2. энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза; 3. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации; 4. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социо-культуральная умственная отсталость» по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблеме умственной неполноценности). Пограничные формы интеллектуальных нарушений

нарушения познавательной деятельности, рамки которой, во многом, определяются социальными критериями, а именно: уровнем требований, предъявляемых обществом к обучаемости и поведению ребенка, его умственному и личностному развитию. Задержка психического развития (ЗПР)

1. ЗПР конституционного генеза; 2. ЗПР соматогенного генеза; 3. ЗПР психогенного генеза; 4. ЗПР церебрально-органического генеза. Классификация задержки психического развития

Неврологический осмотр пациента: сознание, интеллект, ориентация в пространстве и времени, чувствительность, рефлексы и проч. ; анализ клинических показателей; компьютерная томография головного мозга; магнитно-резонансная томография (МРТ); ангиография и ультразвуковое исследование; люмбальная пункция; рентгенография или электроэнцефалография. Диагностика заболеваний НС

УО ЗПР ОНР стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга. незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. нарушение формирования всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте. Дифференциальная диагностика

УО ЗПР ОНР — восприятие искажено или не сформировано; — нарушена избирательность; — нарушена обобщённость; — характерны трудности восприятия пространства и времени, — страдает целостность восприятия; — общая пассивность восприятия; — отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; — нарушена ориентировка в пространстве. — отсутствует целенаправленнос ть, планомерность в обследовании объекта; — нарушена ориентировка в пространстве. Ощущение, восприятие

УО ЗПР ОНР — характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; — характерна некритичность. — не равномерно развиваются виды мышления; — нарушены динамические стороны мыслительных процессов. — характерна ригидность мышления; — отстаёт в развитии наглядно-образная сфера мышления. Мышление

УО ЗПР ОНР — характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании); — опыт крайне беден; — отсутствует учебный мотив. — характерна низкая познавательная активность; — избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий. — в обычные сроки развивается интерес к игровой и предметной деятельности. Познавательная деятельность

УО ЗПР ОНР — низкая устойчивость; — трудности распределения; — замедленная переключаемость; — отсутствие концентрации на задании. — неустойчивость; — сниженная концентрация; — снижение объёма, избирательности; — повышенная отвлекаемость. — недостаточная устойчивость внимания; — ограниченные возможности его распределения. Внимание

УО ЗПР ОНР — лучшее запоминание внешних признаков; — с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи; — свойственна эпизодическая забывчивость. — снижен объём запоминания; — лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального. — сохранна смысловая, логическая память; — снижена вербальная память, продуктивность запоминания. Память

УО ЗПР ОНР — слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость; — отсутствие контроля над настроением. — эмоциональное развитие задержано; — испытывают трудности в адаптации. — быстрая утомляемость, отвлечения на посторонние раздражители. Эмоционально-волевая сфера

УО ЗПР ОНР — завышенная самооценка; — не являются инициаторами общения. — взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения; — занижена самооценка. — навязчивое чувство страха, впечатлительность; — склонны к негативизму, агрессивности либо рациональности, обидчивости. Особенности поведения

УО ЗПР ОНР — отсутствует период словотворчества; — бедный пассивный и активный словарь; — шаблоны, штампы, персеверации; — не понимают логико-временные конструкции; — не критичны к своему дефекту; — грубые нарушения в письменной речи. — звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме; — в речи присутствуют негрубые аграмматизмы; — период словотворчества затянут во времени. — затянут период словотворчества; — раннее появление понимания обращённой речи; — критичны к своему речевому дефекту; — перенос ошибок в устной речи на письмо. Развитие речи

Синдром ранней детской невропатии или «врожденной детской нервности» (В.В. Ковалев, 1979) является наибо­лее распространенным синдромом психических расстройств в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). Основное место в структуре синдрома занимает резко повышенная возбуди­мость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей повышенной чувствительно­стью, психомоторной и аффективной возбудимостью и быст­рой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пуг­ливости, страха перед всем новым).

В грудном и раннем детском возрасте в симптоматике невро­патии на первый план выступают разнообразные соматовегетативные расстройства и нарушение сна. Среди соматовегетативных расстройств преобладают нарушения функции органов пищеварения (частые срыгивания, рвота, запоры, нередко сме­няющиеся поносами, снижение аппетита или избирательность в пище, расстройства питания), дыхания (дыхательная арит­мия), сердечно-сосудистые расстройства (бледность и мраморность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, не­устойчивость пульса и др.). Отмечаются и другие вегетативные нарушения, как, например, субфебрилитет, не связанный с со­матическими заболеваниями, нарушение сна, проявляющего­ся в виде недостаточной глубины и в нарушении формулы сна (сонливость днем и беспокойство в ночное время).

У детей нередко встречается повышенная чувствительность к различным раздражителям в виде появления или усиления двигательного беспокойства, аффективного возбуждения, плаксивости под влиянием обычных слуховых, зрительных и тактильных раздражений, изменения положения тела, не­большого изменения получаемой пищи и т. д. Подобные реак­ции могут возникать при «чувстве дискомфорта», связанного с голодом, жаждой, мокрыми пеленками, изменением темпе­ратуры и влажности воздуха в помещении и т. п.

У многих детей, наряду с вегетативными нарушениями и повышенной чувствительностью, могут наблюдаться инстин­ктивные расстройства в форме повышенного чувства самосо­хранения, выражением которого является боязнь и плохая переносимость всего нового. Страхи проявляются в усилении соматовегетативных расстройств: отказа от еды, падения веса, усиления капризности и плаксивости при любой перемене об­становки, изменения режима, условий ухода, помещения в детское учреждение. У этих детей часто отмечается повышен­ная склонность к аллергическим реакциям, инфекционным и простудным заболеваниям.

С возрастом выраженность соматовегетативных реакций ослабевает, однако длительно сохраняются пониженный ап­петит вплоть до анорексии, избирательность в еде, замедлен­ное пережевывание пищи, расстройства функции кишечника, трудности засыпания, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. Постепенно могут появляться новые симп­томы: повышение аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, большая впечатлительность, склонность к страхам, боязнь всего нового.

Как пишет Г.Е. Сухарева, в зависимости от преобладания черт тормозимости или аффективной возбудимости в поведе­нии детей, можно выделить два клинических варианта ран­ней детской невропатии:

При одном (астеническом) - дети робкие застенчивые, тор­мозимые, повышенно впечатлительные, легко истощаемые;

При другом (возбудимом) варианте дети аффективно воз­будимые, раздражительные, двигательно расторможенные.

Патогенетическую основу невропатических состояний представляет несформированность высших центров веге­тативной регуляции, связанных с их функциональной не­зрелостью и пониженным порогом возбудимости. Синдром невропатии довольно часто входит в структуру резидуально-органических нервно-психических расстройств, возникаю­щих в результате внутриутробных или ранних органических поражений головного мозга («органическая* или «резидуальная» невропатия по С.С. Мнухину, 1968). В этих случаях проявления органической невропатий обнаруживаются уже в роддоме. Они носят более грубый и монотонный характер (новорожденные плохо берут грудь, беспокойны, стонут или плачут). В дальнейшем эти явления сочетаются с разнообраз­ной минимальной мозговой дисфункцией (ММД), повышен­ным внутричерепным давлением, задержкой психомоторного развития и речи.

По данным Е.И. Кириченко и Л.Т. Журбы (1976), в диффе­ренциальной диагностике необходимо обратить внимание на то, что при «истинной» невропатии личностные компоненты выражены сильнее, в то же время как у детей с «органиче­ской» невропатией более заметны церебропатические симп­томы и симптомы двигательной расторможенности.

С возрастом у детей при «истинной» невропатии могут на­блюдаться нарушения функционирования внутренних орга­нов, на фоне которых формируются соматические расстрой­ства. Так, при нарушении функции желудочно-кишечного тракта с возрастом возникают различные гастриты, колиты и возможны функциональные нарушения (срыгивания или рвота, отказ от еды), проявляющие себя в стрессовой ситуа­ции (поступление ребенка в детский сад или в присутствии незнакомых людей). У детей с преобладающими наруше­ниями со стороны дыхательной системы в последующем легко формируются различные воспалительные процессы (бронхиты, трахеиты) и астматические (спазматические) состояния. У детей с проявлениями функциональных рас­стройств сердечно-сосудистой системы в раннем возрасте, в дальнейшем, при неблагоприятных условиях (физическая или психическая перегрузка), формируются устойчивая или периодически возникающая тахикардия, экстросистолия, болевые ощущения в области сердца. Эти симптомы могут наблюдаться у людей разного возраста, но начало они берут в раннем детстве. Необходимо подчеркнуть, что в дошколь­ном возрасте из группы детей с ранней детской невропатией формируются две самостоятельные группы: одни дети с явле­ниями гиперактивности, другие - тихие, малоактивные, ну­ждающиеся в побуждении к действию.

Воспитатели и педагоги в дошкольном учреждении долж­ны обратить внимание на особенности каждого ребенка и из беседы с родителями выявить основные проявления отклоне­ний в развитии и оказать необходимую помощь в организации деятельности, привлечению внимания к игре, конструирова­нию, к помощи в уборке рабочего места, к занятиям музы­кальной ритмикой, соблюдению режима.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите различия понятий «симптом» и «синдром».

2. Каковы причины возникновения синдрома ранней детской невропатии?

3. Расскажите о проявлениях синдрома ранней детской не­вропатии.

4. Какие болезненные состояния развиваются на фоне ран­ней детской невропатии?

5. Расскажите о формах работы воспитателя в дошкольном учреждении с трудными детьми.

6. Назовите методы профилактики детской невропатии.

Невропатия - это наиболее распространенная форма психоневрологических нарушений у детей раннего возраста, которая проявляется выраженной вегетативной дисфункцией, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В детской неврологии чаще применяется термин «ранняя детская нервность », а в психиатрии - «невропатия ». Синонимами невропатии являются ранняя детская нервность, врожденная нервность, конституциональная нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез . Невропатия не является конкретной болезнью, а представляет собой фон, предрасполагающий к возникновению в последующем неврозов, неврозоподобных состояний, психозов, патологического развития личности.

Причины развития невропатии, ранней детской нервности

Причины развития невропатии разнообразны. Большое значение имеет наследственность и легкое органическое поражение головного мозга на ранних этапах его развития (перинатальный период, до родов, во время родов, в первые месяцы жизни).

Возникновение невропатии следует рассматривать с позиций возрастных изменений мозга в постнатальном периоде. В течение первых трех лет жизни наибольшая нагрузка приходится на вегетативную нервную систему, так как регуляция вегетативных функций (рост, питание и других) формируется раньше, чем регуляция моторики.

Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков

Врачи выделяют 4 возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков :

1 уровень: соматовегетативный (от 0 до 3 лет).

2 уровень: психомоторный (от 4 до 10 лет).

3 уровень: аффективный (от 7 до 12 лет).

4 уровень: эмоционально-идеаторный (от 12 до 16 лет).

При соматовегетативном уровне реагирования различные патологические процессы, воздействующие на организм, часто приводят к полиморфным вегетативным расстройствам.

Типы синдромов невропатии у детей

Неврологи, рефлексотерапевты, невропатологи, микроневрологи различают 3 клинико-этиологических типа синдромов невропатии .

1. Истинная (конституциональная) невропатия.

2. Органическая невропатия.

3. Невропатия смешанного генеза (конституционально-энцефалопатическая).

Симптомы невропатии у детей, нервный ребенок

Клиника (симптомы) невропатии характеризуется выраженной вегетативной дисфункцией, повышенной возбудимостью и нередко быстрой истощаемостью нервной системы. Эти нарушения выражено проявляются в первые два года жизни, а затем нивелируются или переходят в другие пограничные нервно-психические расстройства. Особенно характерны общее беспокойство и нарушение сна. Дети часто кричат, плачут, не хотят оставаться одни, постоянным криком требуют повышенного внимания. Извращается формула сна: сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Наблюдаются пробуждения с внезапным криком. В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи. Про таких детей говорят: "Нервный ребенок, ребенок стал нервным".

Ночные кошмары у детей

Ночные кошмары - это пароксизмальные состояния психогенного характера во время сна. В отличие от ночных страхов наступают в фазу парадоксального сна. Ночные кошмары встречаются у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Ночные кошмары отмечаются при хронических соматических болезнях, в продромальном периоде инфекционных болезней (заболеваний), при ринитах, аденоидах, переедании на ночь.

Страшные сны у детей

Наблюдается возрастная динамика увиденных образов во время страшных снов . В 3 - 4-летнем возрасте увиденные образы обычно отражают переживания и впечатления ребенка в дневное и особенно вечернее время (просмотр вечером фильмов ужасов, боевиков, воспоминание о страшных персонажах сказок, отрицательных героях телепередач). Ребенок просыпается после устрашающего сновидения, может дрожать, плакать, но находится в сознании и утром помнит о случившемся. Эти образы дети воспринимают как реальность, и в случае повторения подобного днем часто развивается невроз страха. В возрасте от 7 до 12 лет образы во сне становятся более разнообразными, воспринимаются не только зрительно, но и чувственно, напоминая галлюцинаторные переживания.

Галлюцинации

Галлюцинации - это ложное восприятие без реально существующего объекта. Различают галлюцинации зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные (тактильные), общего чувства. Галлюцинации, возникающие при засыпании, называются гипнагогическими, при пробуждении - гипнапомпическими. Галлюцинации встречаются при различных психических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, реактивных психозах, шизофрении. У детей галлюцинации обычно носят фрагментарный неразвернутый характер, отличаются яркостью. Содержанием их часто являются персонажи детских сказок, просмотренных фильмов ужасов. Галлюцинации могут сопровождаться чувством страха.

Ночные страхи, лечение ночных страхов

Ночные страхи - это пароксизмальные состояния во сне, характеризующиеся психомоторным возбуждением с вегетативными расстройствами. Страхи ночью возникают в фазе медленного сна. Ночные страхи встречаются у 5% детей, преимущественно раннего и дошкольного возраста.

Ночные страхи в большинстве случаев носят психогенный характер и обусловлены острыми и хроническими психотравмирующими ситуациями и воздействиями. Страхи по ночам иногда возникают на фоне хронических соматических болезней и/или резидуальной (остаточной) церебральной микроорганической патологии (неврозоподобные ночные страхи). В редких случаях ночные страхи являются проявлением эпилепсии и рассматриваются как фокальные эпилептические припадки. Сарклиник (частная медицинская практика Саратов) проводит лечение ночных страхов у детей в Саратове.

Симптомы ночных страхов

Ночные страхи характеризуются рядов симптомов . Уснувший ребенок внезапно садится или стает, становится беспокойным: кричит, плачет, с выражением ужаса на лице зовет родителей, хотя и не узнает их. Такое состояние обычно сопровождается выраженными вегетативными нарушениями: широкие зрачки, гиперемия (покраснение) лица, учащенный пульс и дыхание, потливость (повышенная выделение пота). Продолжительность приступа обычно от 5 до 15 минут, после чего ребенок засыпает и не помнит о случившемся. В отдельных случаях утром остаются смутные воспоминания о страшном сне.

Характерные клинические проявления (симптомы, клиника ночных страхов ) не вызывают особых затруднений при диагностике ночных страхов. Как церебрального пароксизма во время сна. Ночные страхи обязательно необходимо отличать от ночных кошмаров. В то же время дифференциальная диагностика невротических, неврозоподобных и эпилептических приступов ночных страхов требует пристального внимания. На эпилептический характер данных пароксизмов могут указывать однотипность ночных страхов, элементарность их внешних проявлений (особенно двигательных), редкая повторяемость (большие интервалы между приступами), наличие в прошлом или настоящее время других припадков (обмороки, фебрильные судороги).

Обморок

Обморок - это кратковременная потеря сознания вследствие острой гипоксии головного мозга. У детей наблюдается в основном после 4 - 5 лет, но может встречаться и в раннем возрасте, в том числе и на первом году жизни. Причинами возникновения обмороков у детей являются различные психогенные факторы (испуг, болевые ощущения), вегетативная лабильность, переутомление, интоксикации, резкий переход из горизонтального положения в вертикальное, болезни сердечно-сосудистой системы, легочной системы.

Симптомы обморока, предвестники обморока, предобморочное состояние

Обмороки проявляются в виде последовательных стадий предвестников (предобморочное состояние), нарушения сознания и восстановительного периода. Предобморочное состояние продолжается от 10 до 15 секунд, иногда от 5 до 60 секунд. Симптомами предобморочного состояния являются ощущение общего дискомфорта, несистематизированное головокружение, нечеткость видения окружающих предметов. Объективно определяются бледность кожных покровов, снижение артериального давления (АД), похолодание конечностей, гипергидроз. Резко снижается мышечный тонус, и ребенок медленно оседает, хватаясь руками за окружающие предметы. Наступает кратковременное нарушение или потеря сознания (простой обморок). В отличие от эпилепсии обычно не бывает внезапного падения с ушибами и повреждениями. Если при этом возникают судороги, обморок является конвульсивным. Он обычно наступает при потере сознания, длящейся более 20 секунд, и часто проявляется тоническим спазмом в основном разгибательного типа, иногда с предшествующими и последующими единичными подергиваниями. Возможны миоклонические судороги в области мимической мускулатуры. Генерализованных тонико-клонических припадков во время обморока, как правило, не отмечается. Восстановительный период продолжается несколько минут. В последующем дети ощущают общую слабость, иногда наблюдаются общая слабость или плач. У детей 1-го года жизни обмороки имеют определенные особенности: в 50% случаев отсутствует предобморочное состояние, преобладают простые обмороки, реже встречаются конвульсивные обмороки. У детей, особенно раннего возраста, встречаются симптоматические обмороки, которые возникают при врожденных пороках сердца, нарушениях сердечного ритма.

Синдром Джеруэлла - Ланге - Нилсена

Синдром Джеруэлла - Ланге - Нилсена - это врожденная тугоухость или глухота с преходящими трепетанием и мерцанием желудочков сердца. На фоне кардиальных нарушений часто возникают кратковременные синкопальные состояния, во время одного из которых может наступить смерть.

Синдром Веннефольда - Крингельбаха

Синдром Веннефольда - Крингельбаха - это сочетание обморока с желудочковой фибрилляцией без тугоухости или глухоты. Этот синдром встречается редко и является разновидностью синдрома Джеруэдда - Ланге - Нилсена.

Синдром Морганьи - Адамса - Стокса

Синдром Морганьи - Адамса - Стокса - это острейшая ишемия головного мозга вследствие нарушения ритма и проводимости сердца. Церебральные нарушения проявляются в виде внезапной потери сознания с судорогами или без судорог. Припадку может предшествовать чувство стеснения в груди, головокружение. На электрокардиограмме (ЭКГ) во время пароксизма выявляются асистолия, трепетание или мерцание желудочков, возможна полная или частичная атриовентрикулярная блокада.

Синдром Хегглина

Синдром Хегглина - это нарушение сократительной функции миокарда вследствие электролитных сдвигов в содержании натрия и калия. Во время кардиальных пароксизмов (отмечается укорочение систолы, второй тон сердца возникает преждевременно или сливается с первым) нередко наступают обморочные состояния.

Синдром Вольфа - Паркинсона - Уайта

Синдром Вольфа - Паркинсона - Уайта - это пароксизмальная тахикардия вследствие нарушения внутрижелудочковой проводимости. Приступы тахикардии обычно возникают и сопровождаются бледностью, иногда преходящей в цианоз, гипергидрозом, снижением артериального давления (АД). На высоте пароксизма могут быть обмороки.

Ночная миоклония Симмондса

При невропатии рано возникают вздрагивания во сне типа миоклонических подергиваний (ночная миоклония Симмондса ), а также и в бодрствующем состоянии. К концу первого года и на втором году жизни такие дети, сидя, раскачиваются перед сном, слишком подвижны, сосут пальцы, кусают ногти, ударяются головой о кроватку, чешутся. У взрослых создается впечатление, что ребенок специально наносит себе повреждения, чтобы еще больше кричать и проявлять общее беспокойство.

Ранний признак невропатии

Ранний признак невропатии - это отказ от груди. Он связан с вегетативной дисфункцией у ребенка, нет координированной деятельности желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Такие дети сразу после того, как начнут сосать грудь, становятся беспокойными, кричат, плачут. Причиной такого состояния могут быть временный пилороспазм, спазмы кишечника и другие нарушения. Вскоре после кормления могут появиться срыгивания, рвота, часто наблюдаются кишечные расстройства в виде усиленной или пониженной перистальтики, вздутия живота, запоров, поносов, которые могут чередоваться. С начала прикорма грудной ребенок избирательно реагирует на различные питательные смеси, отказывается от приема пищи. Иногда попытка кормления или один вид пищи вызывает у ребенка резко отрицательное поведение. Нарушение аппетита может нарастать. Переход к более грубой пищи вызывает, прежде всего, нарушение акта жевания. Дети жуют медленно, неохотно или вообще отказываются от пищи. В отдельных случаях могут наступить явления дезинтеграции жевательно-глотательного акта, когда медленно пережеванную пищу, ребенок не может проглотить и выплевывает. Такое состояния характерно при поражении глубинных структур головного мозга, регулирующих вегетативные функции и эмоциональные реакции.

Дети с ранней детской нервностью, невропатией, вегетативные нарушения, очень нервные дети

Дети с ранней детской нервностью очень чувствительны к изменению погоды, что способствует усилению вегетативных нарушений. Они плохо переносят детские инфекционные заболевания, простудные заболевания, ОРВИ (ОРЗ). В ответ на повышение температуры тела у них могут наблюдаться генерализованные судорожные припадки, бред, общее возбуждение. Неинфекционное повышение температуры тела сопровождается нарастанием невротических и соматовегетативных нарушений. У детей с нервным диатезом выявляется снижение порога чувствительности к различным эндогенным и экзогенным воздействиям. Дети болезненно реагируют на индифферентные раздражители: звук, свет, изменение положения тела, тактильные воздействия, мокрые пеленки. Особенно выражена реакция на инъекции, медицинские манипуляции, различные виды обследования. Все это быстро фиксируется, в дальнейшем вид аналогичной обстановки сопровождается выраженным страхом. Постоянно возникающий повышенный инстинкт самосохранения выражается в страхе новизны. В ответ на небольшое изменение внешней обстановки резко усиливаются капризность и плаксивость. Такие нервные дети очень привязаны к дому, маме, постоянно ходят за ней следом, боятся даже кратковременно оставаться одни в квартире или комнате, отрицательно реагируют на приход посторонних людей, не вступают с ними в контакт, ведут себя очень робко и застенчиво.

Существуют определенные клинические отличия в зависимости от формы невропатии (ранней детской нервности).

Синдром истинной невропатии у детей, симптомы, лечение

При синдроме истинной невропатии психопатологические и вегетативные расстройства обычно начинают проявляться не сразу после рождения, а на 3 - 4 месяце жизни. Это обусловлено тем, что нарушение вегетативной регуляции начинает проявляться только при более активном взаимодействии с окружающей средой, с появлением эмоциональных реакций социального характера. В этих случаях на первое место выступают нарушения сна, также могут отмечаться и разнообразные отклонения в эмоциональной и волевой сфере, в работе желудочно-кишечного тракта. Общее психомоторное развитие таких детей, как правило, нормальное, иногда идет некоторое опережение возрастных норм. Ребенок довольно рано может удерживать головку, сидеть, ходить он начинает в возрасте до 1 года.

Синдром органической невропатии у детей, симптомы, лечение

Синдром органической невропатии проявляется уже с первых дней жизни. Отмечаются повышенная нейрорефлекторная возбудимость, признаки легкого органического поражения нервной системы. При этих признаках наблюдаются периодическое чередование повышенного мышечного тонуса и пониженного мышечного тонуса (мышечная дистония). Часто повышена спонтанная двигательная активность. Иногда отмечается горизонтальный нистагм, легкое сходящееся косоглазие, общее усиление врожденных безусловных рефлексов периода новорожденности. Может наблюдаться выраженный гипертензионный синдром, который проявляется небольшим напряжением родничков и их выбуханием. Личностный компонент невропатического синдрома таких детей менее выражен, чем при синдроме истинной невропатии, на первое место обычно выступают церебрастенические расстройства. Личностные и эмоциональные нарушения у детей в этом случае мало дифференцированы, наблюдается инертность психических процессов. Специалистами «Частной медицинской практики Саратова» отмечается, что при синдроме органической невропатии дети в большинстве случаев на 2 - 3 месяца позже своих сверстников начинают самостоятельно стоять, ходить. Может отмечаться общее недоразвитие речи, отставание речевого развития, чаще легкой степени выраженности.

Синдром смешанной невропатии у детей, симптомы лечение

Синдром смешанного генеза занимает промежуточное, среднее положение между синдромом истинной невропатии и синдромом органической невропатии. Он характеризуется наличием как конституциональных, так и органических неврологических расстройств. Часто на первом году жизни клинические проявления данной патологии больше зависят от энцефалопатических расстройств. На втором году жизни нарастают проявления синдрома истинной невропатии.

Диагностика невропатии, ранней детской нервности

Диагностика невропатии, ранней детской нервности основывается на раннем возникновении характерных симптомов (характерная клиника), появление которых в большинстве случаев не связано с неврологическими и соматическими заболеваниями постнатального периода. В случае возникновения эмоциональных, поведенческих расстройств, вегетативных дисфункций после перенесенных экзогенных болезней имеется четкая корреляционная причинно-следственная связь между этими состояниями. В таких случаях часто встречается задержка психомоторного развития, которая не характерна для синдрома истинной невропатии. Поведенческие и вегетативные расстройства могут встречаться у детей даже первых месяцев жизни после психотравмирующих воздействий, при внезапном изменении внешней обстановки. Большую роль играет комплексный анализ причинно-следственных отношений.

С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются. У детей часто выявляются различные вегето-сосудистые нарушения, изменения в поведении и эмоциональной сфере, постепенно формируются конкретные формы , патологически привычки детского возраста, неврозоподобные состояния. При отсутствии своевременного лечения невропатии создается благоприятный фон для формирования психопатий.

Психопатии у детей, симптомы, признаки, лечение

Психопатии - это аномалии личности, характеризующиеся тотальностью психопатических особенностей, их относительной стабильностью и малой обратимостью, приводящих к социальной дезадаптации.

У детей с синдромом истинной невропатии вегетативные нарушения в большинстве случаев регрессируют, а на первый план выступают психические отклонения, которые характеризуются повышенной аффективной возбудимостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, склонностью к недифференцированным страхам. На этом фоне под влиянием острых или хронических психотравмирующих конфликтных ситуаций часто возникают системные или общие в виде , . При синдроме невропатии смешанного характера специалисты Частной медицинской практики в Саратове часто наблюдали аффективные респираторные припадки, различные виды реакций протеста. У таких детей была повышенная возбудимость, отмечалась эгоцентричность, они были очень упрямыми и капризными. У данных детей часто отсутствует соответствие между слабо представленными органическими неврологическими расстройствами и четко выраженными невропатическими нарушениями. Мы проводим лечение психопатии в Саратове .

Лечение невропатии, ранней детской нервности в Саратове, лечение невропатии у детей в России

В Сарклиник проводится лечение нервных детей, лечение невропатии, ранней детской нервности, врожденной нервности, конституциональной нервности, невропатической конституции, эндогенной нервности, нервного диатеза, ночных кошмаров, ночных страхов, нарушений поведения, эмоционально-поведенческих изменений, вегетативно-сосудистых нарушений, психопатии, перевозбуждения детей, неврозоподобных состояний, последствий психотравмирующих, стрессовых и конфликтных ситуаций в Саратове.

Методы лечения невропатии у детей, ранней детской нервности в Сарклиник

Лечение включает в себя разнообразные методики рефлексотерапии, линейно-сегментарный рефлекторный массаж, гауша терапия, акупунктурные методики, лазерорефлексотерапия, металлорефлексотерапия, магниторефлексотерапия, цуботерапия и др.

Как лечить невропатию, как вылечить раннюю детскую нервность у детей

Комплексное дифференцированное лечение пациентов с невропатией проводится с широким использованием новых рефлексотерапевтических методов. Терапия позволяет добиться отличных результатов даже при выраженных симптомах нарушений нервной системы у детей. Если у Вас нервный ребенок (возраст от 6 мес, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 - 18 лет), ребенок очень нервный, ребенок стал нервным, обращайтесь в Сарклиник, врач знает, что делать и как лечить. Нервные расстройства, нервная возбудимость у детей успешно лечатся. Лечение нервной системы у детей необходимо проводить как можно раньше. Сарклиник можеь укрепить нервную систему ребенка, вылечить нервный срыв.

Повышенная нервная возбудимость, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, лечение повышенной возбудимости

Сарклиник проводит лечение синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости у детей , у ребенка, у грудничка, у малыша в Саратове. Повышенная нервная возбудимость успешно лечится. Врач знает, как лечить возбудимость.

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Фото: Creatista | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Ребенок, изображенный на фото, - модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Ранняя детская нервность (невропатия, врожденная нервность, конституционная нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез и др.) - наиболее распространенная форма психоневрологических нарушений у детей раннего возраста, которая проявляется выраженной вегетативной дисфункцией, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В детской неврологической клинике обычно применяется термин «ранняя детская нервность», психиатры чаще пишут о невропатии. Это состояние не является конкретной болезнью в истинном понимании, а представляет собой лишь фон, который предрасполагает к возникновению в последующем неврозов и неврозоподобных состояний, психозов, патологического развития личности.

Причины возникновения ранней детской нервности. В возникновении ранней детской нервности решающее значение придается наследственности и органическому поражению головного мозга на ранних этапах его развития (до родов, во время родов и в первые месяцы жизни). Роль конституционно-генетических факторов подтверждается данными семейного анамнеза. Во многих случаях один или оба родителя были повышенно возбудимыми, а в родословной часто встречаются лица с выраженными эмоциональными расстройствами, тревожно-мнительными чертами характера. Не меньшее значение имеют резидуально-органические церебральные расстройства, при которых поражение мозга наступает преимущественно до и во время родов. На это указывают большая частота патологического течения беременности у матери - генитальные и экстрагенитальные заболевания, особенно сердечно-сосудистой системы, гестозы беременности, явления угрожающего выкидыша, предлежание плода, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, преждевременные роды, асфиксия плода, родовая черепно-мозговая травма и т.д.

Причиной органического поражения головного мозга могут быть также различные инфекции, интоксикация, гипоксические состояния в первые месяцы постнатального онтогенеза.

Механизмы развития ранней детской нервности. Механизм возникновения ранней детской нервности следует рассматривать с позиции возрастной эволюции мозга в послеродовом периоде. Как известно, в определенные периоды жизни этиологические факторы могут вызывать аналогичные изменения со стороны нервной системы и психической сферы. Это обусловлено преимущественным функционированием определенных нервных структур, которые обеспечивают ответные реакции организма и его адаптацию к окружающей среде. В течение первых 3 лет жизни наибольшая нагрузка приходится на вегетативную нервную систему, так как регуляция вегетативных функций (питание, рост и др.) формируется раньше, чем регуляция моторики. В этой связи В. В. Ковалев (1969, 1973) выделяет четыре возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков: соматовегетативный (от рождения до 3 лет), психомоторный (4-10 лет), аффективный (7-12 лет) и эмоциональ-но-идеаторный (12-16 лет). При соматовегетативном уровне реагирования различные патологические процессы, воздействующие на организм, в основном приводят к полиморфным вегетативным расстройствам.

Классификация ранней детской нервности. В соответствии с результатами исследований отечественных и зарубежных авторов различают три следующих клинико-этиологических типа синдромов невропатии (ранней детской нервности): синдром истинной, или конституционной, невропатии, синдром органической невропатии и синдром невропатии смешанного генеза (конституционально-энцефалопатическая). Г. Е. Сухарева (1955) в зависимости от преобладания тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей различает два клинических варианта невропатии: астенический, характеризующийся застенчивостью, робостью детей, повышенной впечатлительностью, и возбудимый, при котором преобладают аффективная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

Клинические проявления ранней детской нервности. Для ранней детской нервности характерны выраженная вегетативная дисфункция, повышенная возбудимость и, нередко,быстрая истощаемость нервной системы. Указанные нарушения в виде различных сочетаний особенно четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, а в дальнейшем постепенно нивелируются или переходят в другие пограничные нервно-психические расстройства.

При обследовании таких детей обращает на себя внимание общий вид ребенка: выраженная бледность кожных покровов с циа-нотичным оттенком может быстро сменяться гиперемией, уже на втором полугодии жизни в отдельных случаях могут быть обморо-коподобные состояния при перемене положения тела из горизонтального в вертикальное. Зрачки обычно расширены, их величина и реакция на свет могут быть неравномерными. Иногда в течение 1-2 месяцев наблюдается спонтанное сужение или расширение зрачка. Пульс обычно лабильный и неустойчивый, дыхание аритмично.

Особенно характерны повышенная возбудимость, общее беспокойство и нарушение сна. Такие дети почти постоянно кричат, плачут. Родителям трудно установить причину беспокойства ребенка. Он вначале может успокаиваться во время кормления, но вскоре и это не приносит желаемого облегчения. Стоит его во время плача взять на руки и покачать, как он будет этого требовать в дальнейшем настойчивым криком. Такие дети не хотят оставаться одни, они своим постоянным криком требуют повышенного внимания. Практически во всех случаях резко нарушен сон: извращается его формула- сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Нередко и при абсолютной тишине ребенок просыпается с внезапным криком. В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи, дифференцировать которые можно лишь на 2-3-м году жизни.

Рано возникают кратковременные быстрые вздрагивания во сне. Такие состояния, как правило, не имеют ничего общего с генерализованными и фокальными припадками, а назначение противосудо-рожных средств не приводит к уменьшению частоты подергиваний. Характерно также наличие общих вздрагиваний в бодрствующем состоянии, которые обычно наступают под влиянием даже незначительных раздражителей, а иногда и спонтанно. Уже к концу первого - на втором году жизни они сидят, раскачиваются перед сном, излишне подвижны, не находят себе места, сосут пальцы, кусают ногти, чешутся, ударяются головой о кроватку. Создается впечатление, что ребенок специально наносит себе повреждения, чтобы еще больше кричать и проявлять беспокойство.

Ранним признаком невропатии являются нарушения пищеварения. Первое его проявление - отказ от груди. Причину этого состояния установить трудно. Возможно, вследствие вегетативной дисфункции у ребенка не наступает сразу координированная деятельность желудочно-кишечного тракта. Такие дети, лишь начав сосать грудь, становятся беспокойными, кричат, плачут. Не исключено, что причиной такого состояния является временный пилороспазм, спазмы кишечника и другие нарушения. Вскоре после кормления могут появиться срыгивания, рвота, довольно частые кишечные расстройства в виде усиленной или пониженной перистальтики, вздутия живота, поносов или запоров, которые могут чередоваться.

Особенно большие трудности возникают с началом прикорма грудного ребенка. Он нередко избирательно реагирует на различные питательные смеси, отказывается от приема пищи. В ряде случаев только попытка кормления, в том числе грудного, или один вид пищи вызывают у него резко отрицательное поведенческое состояние. Нарушение аппетита постепенно нарастает. Переход к более грубой пище также вызывает ряд негативных изменений. Это прежде всего нарушение акта жевания. Такие дети жуют медленно, неохотно или вообще отказываются от приема плотной пищи. В ряде случаев могут наступить явления дезинтеграции жевательно-глотательного акта, когда медленно пережеванную пищу он не может проглотить и выплевывает изо рта. Нарушение приему пищи и снижение аппетита могут перейти в анорексию, которая сопровождается трофическими изменениями.

Такие дети весьма чувствительны к изменению погоды, что способствует усилению вегетативных нарушений. Они плохо переносят детские инфекции и вообще различные простудные заболевания. В ответ на повышение температуры тела у них часто возникают генерализованные судорожные припадки, общее возбуждение, бред. В ряде же случаев повышение температуры тела носит неинфекционный характер и сопровождается нарастанием сомато-вегетативных и неврологических нарушений.

При наблюдении за детьми, страдающими ранней детской нервностью, выявляется снижение порога чувствительности к различным экзо- и эндогенным воздействиям. В частности, они болезненно реагируют на индифферентные раздражители (свет, звук, тактильные воздействия, мокрые пеленки, изменения положения тела и т.д.). Особенно негативная реакция на инъекции, обычные обследования и манипуляции. Все это быстро фиксируется, а в дальнейшем только вид аналогичной обстановки сопровождается выраженным страхом. К примеру, такие дети, которым делали инъекции, очень беспокойно ведут себя во время осмотров врача и любого медицинского персонала (страх белых халатов). Постоянно возникает повышенный инстинкт самосохранения. Он выражается в страхе новизны. В ответ на небольшое изменение внешней обстановки резко усиливаются капризность и плаксивость. Такие дети очень привязаны к дому, к матери, постоянно ходят за нею следом, боятся даже кратковременно оставаться одни в комнате, отрицательно реагируют на приход посторонних лиц, не вступают с ними в контакт, ведут себя робко и застенчиво.

Установлены также некоторые клинические отличия в зависимости от формы ранней детской нервности. Так, при синдроме истинной невропатии вегетативные и психопатологические расстройства обычно начинают проявляться не сразу после рождения, а на 3-4-м месяце жизни. Это обусловлено тем, что нарушение вегетативной регуляции начинает проявляться лишь при более активном взаимодействии с окружающей средой - проявление эмоциональных реакций социального характера. В таких случаях на первое место выступают нарушения сна, хотя довольно четко представлены и нарушения пищеварительного тракта, а также разнообразные отклонения в эмоционально-волевой сфере. Общее психомоторное развитие таких детей, как правило, нормальное, и может даже идти с некоторым опережением средних возрастных норм; ребенок может довольно рано удерживать головку, сидеть, ходить нередко начинает в возрасте до года.

Синдром органической невропатии, как правило, проявляет себя уже с первых дней жизни. Еще в роддоме у такого ребенка возникает повышенная нервнорефлекторная возбудимость и выявляются признаки легкого органического поражения нервной системы. Они характеризуются изменчивостью мышечного тонуса, который периодически может быть то несколько повышенным, то сниженным (мышечная дистония). Как правило, повышена спонтанная мышечная активность.

У таких детей личностный компонент невропатического синдрома менее выражен, чем при синдроме истинной (конституционной) невропатии, а на первое место выступают церебрастеничес-кие расстройства. Эмоциональные и личностные нарушения у больных этой группы малодифференцированны, определяется инертность психических процессов.

При синдроме органической невропатии может наблюдаться небольшая задержка темпов психомоторного развития, они в большинстве случаев на 2-3 месяца позже своих сверстников начинают самостоятельно стоять, ходить, может отмечаться общее недоразвитие речи, обычно легкой степени выраженности.

Синдром невропатии смешанного генеза занимает среднее по-, ложение между двумя приведенными выше формами. Он характеризуется наличием как конституционных, так и слабовыраженных органических неврологических расстройств. При этом на первом году жизни клинические проявления данной патологии больше зависят от энцефалопатических расстройств, в то время как в последующие годы она приближается к проявлениям синдрома истинной невропатии. Общее психомоторное развитие таких детей в большинстве случаев нормальное, хотя может быть несколько замедленным, но крайне редко ускоренным.

Диагностика. Диагноз ранней детской нервности и различных ее клинических вариантов не представляет особых затруднений. Он основывается на раннем возникновении (первые дни или месяцы жизни) характерных симптомов, появление которых в большинстве случаев не связано с соматическими и неврологическими заболеваниями в послеродовом периоде. В случае возникновения вегетативной дисфункции, эмоциональных и поведенческих расстройств после перенесенных экзогенных заболеваний имеется четкая причинно-следственная связь между этими состояниями. Кроме того, в таких случаях часто встречается различной степени выраженности задержка психомоторного развития, которая не характерна для синдрома истинной невропатии.

Различные вегетативные и поведенческие расстройства могут встречаться у детей, даже первых месяцев жизни, после психо-травмирующих воздействий (обычно при внезапном изменении внешней обстановки). Здесь также существенную роль играет анализ причинно-следственных отношений.

Течение и прогноз. С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются, что в определенной степени зависит от формы данной патологии. Лишь в единичных случаях к дошкольному периоду жизни исчезают все психоневрологические расстройства и ребенок становится практически здоровым. У него нередко выявляются различные вегетативно-сосудистые расстройства и эмоционально-поведенческие изменения, нарушения со стороны двигательной сферы и постепенно формируются конкретные формы неврозов (в том числе патологические привычки детского возраста) или неврозоподобные состояния. При длительной сохранности клинических проявлений невропатии создается фон для формирования психопатий.

У детей с синдромом истинной невропатии вегетативные нарушения в большинстве случаев регрессируют, а на первый план выступают психические отклонения в виде повышенной аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, склонностью к недифференцированным страхам. На этом фоне под влиянием острых или хронических психотравмирующих конфликтных ситуаций часто возникали системные или общие неврозы в виде тиков, заикания, энуреза, энкопреза и др.

У больных органической невропатией в возрасте 4-б лет преимущественно наблюдаются вегетативно-сосудистые расстройства, синдром двигательной расторможенности (гиперактивности) и неврозоподобные состояния моносимптомного характера. По нашим данным, весьма характерна трансформация вегетативно-сосудистых нарушений в более очерченный синдром вегетативной дисто-нии. Так, на третьем году жизни часто возникают вегетативные пароксизмы во время сна (ночные страхи и ночные кошмары) или в бодрствующем состоянии (например, обмороки). К концу дошкольного возраста такие дети часто жаловались на болевые ощущения в области сердца, живота, периодически у них наступали нарушения дыхания. Постепенно к среднему школьному возрасту развивается вегетативная дистония с наличием постоянных (чаще) или пароксизмальных нарушений.

В более ранние сроки возникает синдром двигательной расторможенности (гиперактивности), который становится заметным уже на втором году жизни. Он проявляется необузданностью поведения, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, частой переключаемостью на другие виды деятельности, отсутствием целенаправленности, инертностью и быстрой истощаемостью психических процессов.

Моносимптомные расстройства на фоне органической невропатии по внешним проявлениям аналогичны таковым при истинной невропатии (энурез, энкопрез,тики, заикание), но механизм их возникновения различный. При этом главную роль играют не психо-травмирующие факторы, а соматические заболевания. Истинные неврозы у этих детей возникают относительно редко.

При синдроме невропатии смешанного характера часто появляются аффективные респираторные припадки, различные виды реакций протеста. Такие дети повышенно возбудимы, эгоцентричны, они проявляют патологическую упрямость и капризность при достижении своих желаний. Отмечено также, что у них отсутствует соответствие между слабо представленными органическими неврологическими расстройствами и четко выраженными невропатическими нарушениями.

Лечение. При лечение ранней детской нервности независимо от ее клинических форм первостепенное значение имеет организация правильного режима и воспитания ребенка. Это прежде всего касается кормления и сна, которые должны осуществляться в одно и то же время. Однако ребенок из-за выраженного беспокойства и вегетативных нарушений часто выходит из определенного режима. Поэтому следует по возможности выявить различные моменты, которые вызывают беспокойство и плач, и попытаться их устранить. Если же у ребенка после кормления возникают частые сры-гивания, рвота и постепенно развивается отвращение к еде, то не следует кормить его насильно. Это только усугубит нежелательные проявления. В таких случаях следует кормить реже, чтобы возникло чувство голода. Необходимо также избегать перевозбуждения детей, особенно перед сном. Отношение к ребенку должно быть спокойным, требовательным - соответственно возрасту. Излишние раздражители, в том числе изобилие игрушек, стремление дать ему максимум положительных эмоций только усугубляют невропатические нарушения. Когда же с возрастом возникают страхи, постоянная привязанность только к одному члену семьи (чаще к матери), не следует пугать его, насильно от себя отталкивать, а лучше воспитывать мужество, стойкость, постепенно приучать к самостоятельности и преодолению трудностей.

Медикаментозное лечение назначается при необходимости врачом, включает общеукрепляющие средства и седативные препараты, в том числе и ноофен. Следует широко использовать водные процедуры (ванны, плавание, души, обтирания), занятия вместе со взрослым гигиенической гимнастикой.

Поделиться