Развиваем слуховую память и внимание в играх и упражнениях. Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом Как развить слуховое внимание

Внимание, представленное в слуховой модальности. Как правило, в общей психологии внимание как целостный процесс не рассматривается состоящим из видов, поделенных по модальности (зрительное внимание, слуховое внимание, тактильное внимание). Это объясняется тем, что внимание – интеграционный процесс. Внимание, в отличие от других психических процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов. В этом, то есть, и заключается интеграционная специфика внимания – оно не привязано к той или иной модальности, оно свободно.

Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой. Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Тем не менее в практической психологии понятие «слуховое внимание» используется. Отчасти это объясняется практической задачей – например, развивать «слуховое внимание» у дошкольников в процессе подготовки к школе. Более грамотным здесь было бы говорить о развитии всего внимания как целостного процесса, о том, чтобы делать этот процесс более гибким и управляемым со стороны сознания ребенка (то есть формировать произвольное внимание).

Речь идет здесь о следующем. Внимание как интеграционный процесс обеспечивает направленность нашего сознания на тот или иной окружающий объект. Задействованными здесь оказываются и зрительное восприятие, и слуховое, и мышление, и эмоциональная сфера – если надо для дела, то активизируется любой психический процесс. Этот объект существует в окружающем поле, и сознанием он воспринимается как элемент этого поля, а не как «картинка» или «звуковой образ». Однако опорным для сознания является здесь зрительное восприятие, на него как бы ложатся, наслаиваются иные ощущения. Именно поэтому ребенку довольно тяжело дается понимание материала только на слух – ему не хватает наглядности. Некоторая тренировка «слухового внимания» вполне здесь может помочь.

Метод исследования слухового внимания: испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, который специально указывается экспериментатором.

Ребенок после однократного прослуши­вания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их вы­полнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключа ем ость и достаточный объем слухового внимания.

Прикрой ладонями глаза.

Прикрой ладонями уши.

Подними правое плечо.

Подними левую руку.

Согни левую ногу.

Правой рукой коснись правого плеча.

Правую ногу подними и отведи в сторону.

Левой ладонью прикрой правый глаз.

Правой ладонью прикрой левое ухо.

Правой рукой возьмись за левый ло­коть.

Левой рукой возьмись за правую пятку.

Правую ладонь положи на левое плечо.

Левую руку вверх, правую на пояс.

Левую ладонь положи на правое колено.

Правую руку к плечу, левую вперед.

Левую руку вытяни вперед, правую вверх.

Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.

Левую руку на голову, правую па колено.

Указательным пальцем левой руки кос­нись правого локтя.

Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.

Указательным пальцем левой руки до­тронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

Взрослый кладет перед ребенком несколь­ко листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушива­ния ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):

Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.

Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 ку­бика.

Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.

Нарисуй справа 2 синие палочки, а сле­ва 4 зеленых шарика.

Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.


Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.

Б левом верхнем углу нарисуй 3 ма­шинки, а в правом нижнем углу 4 чело­вечков.

В верхнем правом углу нарисуй 2 крас­ных мяча, а в левом нижнем углу 3 жел­тых цветка.

В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.

Ребенок после однократного прослушива­ния выполняет задания взрослого.

Подойди к двери и открой ее.

Расстегни вторую снизу пуговицу на ру­башке.

Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.

Подойди к правому подоконнику, возь­ми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.

2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеле­ные конфеты положи на красное блюдце.

Возьми с полки робота с зеленой голо­вой и поставь между грузовиком и га­ражом.

Возьми из-под кровати две красные ма­шинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.

Медведя отнеси в спальню и посади воз­ле телевизора, а тигренка отнеси на кух­ню и положи на табурет.


Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самоле­тик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.

Ребенок слушает описание действий, кото­рые можно выполнить с предметом, а за­тем выбирает его среди окружающих предме­тов или предметов, изображенных на картин­ке. Отгадав загадку-описание, ребенок не толь­ко показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор (Приложение 1).


Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уро­нишь, его можно разбить. (Ваза)

Этот предмет кладут на стол. В него мож­но набрать жидкость. Им можно стук­нуть по столу. Если уронишь, он не ра­зобьется. (Ложка)

Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, пото­му что он постоянно находится внизу. (Туфелька)

Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют ча­сто и с удовольствием. (Мяч)

Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо вклю­чать в розетку. (Телевизор)

Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удив­ляемся, иногда пугаемся. Его не вклю­чишь в розетку. (Книга)

Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивля­емся, иногда путаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)

Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный, телефон)

Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложне­ния задания слово «ПРОСЬБА» можно заме­нить близкими по значению и звучанию сло­вами «ПРОШУ*, «ПРОСИМ*, «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен толь­ко на ключевое слово «ПРОСЬБА».

Просьба, подними руки вверх.

Руки вниз.

Просьба, руки в стороны.

Руки вперед.

Присядь.

Просьба, встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба, покружись.

Просьба, похлопай в ладоши.

Опусти руки.

Просьба, топни правой ногой.

А теперь левой.

Сделай наклоны головой вправо и влево.

Просьба, присядь.

Поставь руки на пояс и попрыгай.

Остановись!


Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрос­лым, только тогда, когда услышит слово-коман­ду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориенти­роваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на на­личие слова-команды (Приложение 2).

Покажи все зеленые квадраты.

А где синие треугольники?

Покажи красный овал.

А синий прямоугольник?

Где желтый круг?

Покажи желтый круг и красный квадрат.

А где фигуры без углов?

Покажи все прямоугольники.

Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

Где 2 большие красные фигуры и 3 зе­леные маленькие?

Ребенок выполняет названные взрослым за­дания только тогда, когда они будут сказа­ны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.

Покружись.

Повернись ко мне спиной.

Присядь три раза.

Поставь руки перед грудью.

Хлопни в ладоши 4 раза.

Топни правой ногой 2 раза.

Подпрыгни 3 раза.

Поставь руки на пояс и наклонись впе­ред 5 раз.

Поставь руки за голову.

Сделай наклоны вправо и влево.

Попрыгай на одной ноге.

Правую руку вверх, а левую на пояс.

Левую руку к плечу, а правую в сторо­ну и пр.

Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жиз­ни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить (« не бывает»), ребенок стоит на месте.

Корова летает.

Лошадь выступает в цирке.

Рыба бежит к реке.

Лягушка громко разговаривает.

Курица дает молоко.

Петух кукарекает.

Муравей тащит бревно.

Слон залез в нору.

Лошадь спит в берлоге.

Воробей чирикает.

Кукушка ловит кошку.

Мама моложе дочки. -Папа старше сына.

Собака ведет мальчика на поводке.

В холодильнике жарится яичница.

На плите стоит миска.

Мальчик учит детей в школе.

У кошки родились утята.

Мальчики играют в футбол. -Жираф ударил тигра своим рогом.

Ребенок внимательно смотрит на рисунки животных и запоминает, кто и в каком ряду нарисован {Приложение. 3). Взрослый перечис­ляет нарисованных в каждом ряду животных, но называет их не по порядку. Ребенок исправ­ляет неточности и дает правильные ответы.

Вариант игры. Взрослый перечисляет раз­меры каждого животного (неправильные вари­анты даются от имени любого сказочного пер­сонажа (Незнайки). Ребенок исправляет неточ­ности и дает правильные ответы.

Собака больше лошади.

Рыба меньше комара, но больше кошки.

Комар больше лошади и т. д. Вариант игры. Взрослый называет пищу

каждого животного (правильные и неправиль­ные варианты). Ребенок исправляет неточно­сти и дает правильные ответы.

Собака жует траву.

Лошадь ест овес.

Рыба ест кошек.

Кошка ест рыбу и т. д.

Вариант игры. Взрослый называет место, где обитает каждое животное (правильные и не­правильные варианты). Ребенок исправляет не­точности и дает правильные ответы.

Лошадь живет в будке.

Комар живет в конюшне.

Рыба спит на диване.

Крокодил живет в реках Африки.

Если сочетания слов, названные взрослым, реальны"(«бывает»), ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр.), если они не реальны («не бывает»), ребенок стоит на месте.

Синий помидор.

Красное яблоко.

Сладкая селедка.

Квадратное яйцо.

Твердая вода.

Металлическая тарелка.

Тяжелая сковородка.

Пластмассовая кастрюля.

Бумажная сковородка.

Красный банан.

Шоколадный медведь.

Высокий жираф.

Жидкая сосулька.

Полосатый котенок.


Мягкий утюг.

Холодный суп.

Глубокая лужа.

Горячее мороженое.

Соленый компот.

Мелкая тарелка.

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также поря­док называния предметов с опорой на их изо­бражения (Приложение 4).

1. а Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик* в это время мирно

плавал в океане. б Ялик ползал по поляне, Ежик лаял на диване, Ну а пудель в это время мирно

плавал в океане. в Ялик лаял на диване, Пудель ползал на поляне, Ну а ежик в это время мирно

плавал в океане.

2. а Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке, Далматин же в это время громко

лаял у соседки. б Воробей дремал в беседке, Далматин сидел на ветке, Старичок же в это время громко

лаял у соседки. в Далматин дремал в беседке, Старичок сидел на ветке, Воробей же в это время громко

лаял у соседки.

Ребенок слушает каждую рифмовку и исправ­ляет несоответствия в порядке называния предметов с опорой на их изображения. Показывать предметы, изображенные на картинке, ребенку следует только в том порядке, в котором они пе­речислены в рифмовке {Приложение 5).

1. Есть у Петеньки-Петюшки В доме разные игрушки: Робот, самолет, лиса. Грузовик без колеса.

2. С рынка Танечка пришла, В двух пакетах принесла: Апельсины, дыню, сыр. Ананас, морковь, кефир.

* Взрослый поясняет ребенку, что ялик - это ши­рокая лодка с веслами. ** Взрослый поясняет ребенку, что далматин - это собака определенной породы.

3. Тянет скатерть пес за край. Мама! С пола собирай: Ластик, ручку, две конфеты, карандаш, лимон, котлеты.

4. В зимний холод нам нужны: Свитер, теплые гитаны, Шапка, шарф и сапоги. Куртка, варежки, носки.

Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет малень­кий объект, ребенок соединяет ладони вме­сте. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).


Внутренние причины нарушений речи у детей – те, что провоцируют нарушения слуха или задержку в психофизическом развитии: внутриутробные патологии (аллергии и иные заболевания матери во время беременности, наследственность, токсикоз беременности, резус-конфликт, акушерские патологии, курение и употребление алкоголя во время беременности, осложненные роды и т.д.); повреждения нервной системы (гипоксия и родовые травмы).


К внешним причинам речевых нарушений относятся: отсутствие эмоционального положительного окружения и общения; подражание выраженным речевым нарушениям; психические травмы (испуг, стресс, неблагоприятная обстановка в семье); общая физическая ослабленность, незрелость организма, недоношенность, рахит, нарушения обмена веществ, тяжелые заболевания внутренних органов и, особенно, головного мозга, травмы.


Другая причина речевых проблем у детей – нарушение слухового внимания. (Это не обязательно ознаечает, что у ребенка нарушения слуха. ) Как правило, нарушением слухового внимания страдают дети с гиперактивностью. Получается цепочка: гиперактивность – нарушение слухового внимания – нарушение речи. Разберемся, что такое гиперактивность, слуховое внимание, и в каком последовательности следует работать.


Гиперакти́вность - состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность – признак неуравновешенной нервной системы.

Как помочь ребенку?

Сразу обозначим, что в своей работе мы оказываем только педагогическое воздействие, не привлекая медикаменты.


В первую очередь, необходимо успокоить нервную систему ребенка. Для этой цели на занятиях мы слушаем классическую музыку (Моцарта, Бетховена, Баха) – и рекомендуем слушать ее дома. Можно использовать музыку фоном, а можно проводить минуты релаксации: удобная поза и полный покой. Однин из продуктивных методов в этом отношении – метод Томатиса , который мы используем в работе.


Также благоприятное успокаивающее воздействие оказывают игры с крупами (гречка, чечевица, горох), водой и песком. Для этих занятий необходима большая емкость, в которую ребенок может «закопаться по локти», пересыпать, переливать, имея полную свободу действий (мамам не придется бояться испачканного и мокрого пола). Игры с крупами и водой можно усложнять и давать определенные задания. Например: «Найди спрятанную игрушку», «Закопай игрушку», «Заполни емкость с помощью ложки», «Поймай рыбку» и др.


Чтобы ребенок направил свою энергию в нужное русло и проводил время с пользой для здоровья, необходимо добавить в его дневной график спортивные и подвижные игры. На этом этапе лучше играть с ребёнком индивидуально, поскольку командные игры могут еще больше расшатать его нервную систему. Кроме того, в командной игре детям необходимо соблюдать определенные правила и придерживаться установленных рамок – чего ребенок не в силах сделать на этом этапе.


Не обойтись и без ежедневных прогулок на свежем воздухе (конечно, правильно подобрав одежду). Кроме того, обязательно ходите в бассейн – плаванье поможет значительно улучшить состояние всего организма.


Теперь о проблемах слухового внимания.


Слуховое внимание - это способность сфокусировать сознание на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Когда мы сосредоточиваемся на слуховом раздражителе, четкость слуховых ощущений (чувствительность слуха) повышается.


Если слуховое внимание развито хорошо, ребенок различает в речевом потоке отдельные звуки речи, а это в свою очередь обеспечивает понимание значений слов. Словом, без речевого слуха речевое общение невозможно, а познавательная деятельность затруднена.


Нарушения слухового восприятия можно значительно скорректировать через специальные игры. К ним мы приступаем после того, как сняли перевозбуждение нервной системы ребенка и научили его хотя бы три минуты находиться на одном месте.

Игры для развития слухового внимания

1. Игра «Солнце или дождик?»


Цель: научить ребенка выполнять разные действия в зависимости от разных звуковых сигналов. Выработка навыка переключения слухового внимания.


Краткое описание: взрослый объясняет: «Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать в дом. Слушай внимательно и следи, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Взрослый проводит игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.


Игра «Угадай, на чем играю»


Цель: научить ребенка определять предмет по его звучанию. Выработка устойчивости слухового внимания.


Подготовительная работа: подберите музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, любые звучащие игрушки.


Краткое описание: взрослый знакомит ребенка с музыкальными игрушками. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит ребенка угадать, на чем он играл. Если ребенок еще не говорит, он может заглянуть за ширму и показать.


Другой вариант игры – на случай, если у ребенка есть второй набор игрушек (тех же, что у взрослого): ребенок должен издать звук тем же инструментом, какой услышал.


На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру повторять 5 – 7 раз.


3. Игра «Внимание!»


Цель:


Описание: взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч. Ребенок совершает то или иное действие с мячом по команде взрослого. Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.



Цель: развивитие слухового восприятия и внимания.


Описание: ребенок закрывает глаза, а взрослый (или взрослые) имитируют звуки, издаваемые разными животными (мычание, лай, мяуканье). Ребенок должен определить животное.


5. Игра «Нос – пол – потолок»


Договоритесь с ребенком, что, когда вы скажете слово «нос», ему надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», он должен показать на потолок. Соответственно, когда он слышит слово «пол», то показывает пальцем на пол. Затем вы начинаете говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показываете при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называете нос, а показывайте на пол. Ребенок же должен всегда показывать в правильном направлении, не сбиваясь вашими ложными подсказками.


Здесь мы предложили примеры игр, в которые можно играть в домашних условиях. В арсенале логопеда-дефектолога таких игр очень много.


Важно: как только мы снизили возбудимость ребенка и начали систематически работать на улучшение слухового внимания через игры, процесс речевого и психического развития уже запустился! С этого момента главное – регулярность работы.


Напоминаем, что эта статья адресована родителям тех детей, у которых нарушение речевого развития обусловлено в первую очередь гиперактивностью и недостаточным слуховым вниманием.


Игры на развитие слухового внимания

Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Цель.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

Часовой

Цель.

Оборудование. Повязки для глаз.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Где звенит?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик

Цель. Развитие слухового внимания, координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Угадай, что делать

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Угадай по звуку

Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.


С самого рождения человека окружает множество звуков: стук капель по оконному стеклу, раскаты грома, шуршание листьев под ногами, пение птиц, шелест падающих листьев, шум дождя, жужжание жука, шелест травы, журчание ручейка, плеск воды, хруст снега, музыка, речь людей….. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Способность сосредотачиваться на звуках необходимо для развития умения слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше вслушиваются в обращенную речь, различают и воспроизводят ее отдельные, доступные для ребенка элементы. Удерживают в памяти воспринятый на слух материал, учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи. Роль речи, как объекта внимания детей, особенно повышается, когда они сталкиваются с потребностью общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитание активного произвольного внимания к речи является одним из обязательных условий формирования внятной, правильной, четкой речи.

Развитие слухового внимания предполагает ряд направлений работы:

Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

Мир полон звуков- живых и неживых. Предложите ребенку прислушаться и сказать, какие звуки окружающего мира он слышит. Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки. Покажите малышу музыкальные инструменты, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

Дифференциация неречевых звуков

Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон звонит и т.п. Манят и удивляют голоса природы и в самом деле: бекас может петь хвостом, скворец умеет передразнивать лошадь, овцу, петуха, может выучить человеческие слова, дельфины разговаривают … ноздрей, летучие мыши умеют кричать так, что нам их…не слышно, рыбы переговариваются…плавательным пузырем, а пение солончакового крохотного сверчка разносится на километры!

Разве не удивительно!

Дифференциация тихих и громких звуков

Привлекайте внимание детей к громким ударам грома, к тихому шелесту листьев под ногами, к громкой речи, учите говорить шепотом, громко читать стихи, например:

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

С. Маршак

Произнося тихо, шепотом, загадочно, можно предложить вниманию детей следующие стихи:

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко прошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, Шорох, не шурши.

Навостри- ка уши-

Тишину послушай!

Слышишь?

Что ты слышишь?

Шеборшатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат-

Дружно шишку шелушат……

В. Суслов

Развитие умения определять направление и источник звука

Эти навыки помогут развить, простые доступные игры: «Где звучит?», «Найди колокольчик», «Где спрятался гномик?» и многие другие.

Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

В игре «Сосчитай хлопки», предложите ребенку сосчитать количество хлопков с закрытыми глазами, а так же с открытыми глазами. В работе с детьми 5-6 лет подойдут игры: «Сколько звуков в «А» в слове?» (Картина, барабан), «Придумай слово» (с заданным количеством того или иного звука), «Угадай слово по схеме» _О_И, _А_У_А, _А_И_А., предложив картинки (кони, радуга, малина).

Дифференциация звукоподражаний

Шумный БА-БАХ

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чиришка в листья-порх!

Шебуршонок в норку –шорх!

Тихо-тихо все сидят!

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Какие короткие слова- звукоподражания запомнились ребенку? Предложите их повторить.

Развитие умения локализовать и узнавать голос.

Эту задачу помогут решить игры: «Угадай, кто позвал?», «Чей это голос?».

Расскажите сказку «Три медведя», выразительно проговаривая слова каждого персонажа, тем самым, показывая ребенку, что по голосу можно различать героев произведения, близких, знакомых, друзей, которые живут рядом. Какое это интересное занятие узнавать окружающих по голосу!

Развития умения ориентироваться на смысл сказанного

Пойте короткие ритмичные песенки, декламируйте стихи, рассказывайте сказки, объясняя смысл незнакомых слов. Приучайте ребенка слушать произведения художественной литературы в звукозаписи, подбирая материал в соответствии с возрастом.

Развитие речевой памяти

Множество игр и упражнений способствуют развитию речевой памяти у детей: «Запомни и повтори» (Внимания ребенку предлагается несколько картинок, которые он должен запомнить. Картинки убираются и ребенок называет предметы, которые были изображены на этих картинках). «Что перепутал Незнайка?» (Знакомая сказка предлагается в неверном варианте. Ребенок исправляет ошибки).

Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова

Слово называет предмет и явления окружающего мира, свойства и качество предметов, действия и состояния.

Предмет и слово, его называющее, - это не одно и то же.

Возьмите в руки мяч или какую- ни будь другую игрушку. Мяч можно сдавить руками, он упругий. Его можно рассмотреть. Он шарообразный, гладкий, красный, с полосками. Его можно подбрасывать и ловить. Ударять им об пол, при этом мы слышим звенящий звук удара.

Мяч подпрыгнул несколько раз на полу и куда- то укатился. Его нет. Осталось только слово. Мы произнесли его несколько раз: «Мяч. Мяч. Мяч».

Мы не можем произвести со словом все те действия, которые проделывали с предметом. А что можно сделать со словом?

Слово можно услышать, произнести, выложить из букв или написать, прочитать.

Понимание речи зависит, как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите, делитесь с ребенком своими мыслями, впечатлениями, умозаключениями, но, не навязывая своего мнения. Общайтесь с ребенком, уважая его личность, жизненный опыт и накопленные знания.

Следует помнить о том, что полноценное формирование правильной речи ребенка возможно только при систематической работе по развитию слухового внимания.

Поделиться