Нейросенсорная несиндромальная тугоухость. Патология органов слуха у детей Наследственная глухота причины

Особенности слуха.

Краткая характеристика

Виды слуха

Релативный слух - способность улавливать различие между звуками различной высоты и интервалов.

Музыкальный слух - с пособность оценивать длительность звука (чувство ритма), определять интенсивность и тембр звука.

Абсолютный слух - способность безошибочно определять высоту отдельного звука.

Принцип аудиометрии

Аудиометрическое исследование слуха заключается в определении кривой порога слухового восприятия в зависимости от высоты и интенсивности сигнала. Аудиометрия дает возможность:

    определить остроту слуха в пределах полного диапазона слухового восприятия человеческого уха;

    иметь представление о соотношении между костной и воздушной звукопроводимостью;

    оценить пункт физиологической повышенной чувствительности к звукам, который находится на высоте 2048 Гц.

Что такое скотоматы?

Скотоматы - потеря слуха в виде островков глухоты.

В чем суть феномена выравнивания громкости?

Феномен выравнивания громкости заключается в следующем: если нормальное ухо воспринимает определенный слуховой раздражитель, интенсивность которого постепенно увеличивается, то степень слышимости равномерно возрастает; если сигнал усиливать, то слышимость его улучшается пропорционально усилению Феномен выравнивания громкости является патогномоничным для повреждения волосковых клеток кортиева органа и никогда не наблюдается при заболеваниях проводящего отдела.

Возрастные изменения в наружном ухе.

Наружный слуховой проход короткий и узкий, и в первое время расположен вертикально. У детей одного года наружный слуховой проход состоит их хрящевой ткани, и только в последующие годы основа наружного слухового прохода окостеневает. Барабанная перепонка толще, чем у взрослых, и расположена почти горизонтально.

Возрастные изменения в среднем ухе.

Полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью, что затрудняет колебания слуховых косточек. Постепенно эта жидкость рассасывается и вместо нее из носоглотки через слуховую (евстахиеву) трубу проникает воздух. Слуховая труба у детей шире и короче, чем у взрослых, что создает особые условия для попадания микробов, слизи и жидкости при срыгивании, рвоте, насморке в полость среднего уха. Этим объясняется довольно частое воспаление у детей среднего уха – отит.

Возрастные изменения восприятия высоты звука.

У новорожденных низкая слуховая чувствительность, которая к 7 – 8 дням жизни увеличивается настолько, что образуются условные рефлексы на звуковые раздражители. К концу 2-го и началу 3-го месяцев слух становится отчетливым. В первые 3 месяца дети реагируют миганием на громкий звук, старше 3 месяцев – миганием на речь. С 6 месяцев дети прислушиваются к звукам. Однако при рождении органы слуха еще не полностью сформированы. Стенки слухового канала окостеневают к 10 годам, а развитие органов слуха в целом заканчивается полностью только к 12 годам.

Возрастные изменения остроты слуха.

Различение звуков, при разнице между ними на 17 музыкальных тонов, обнаруживается у детей в 3,5 месяца; на 13 – 14 тонов – в 4,5 месяца; на 7 – 10 тонов – в конце 5-го месяца. Далее точность анализа звуков быстро возрастает. На 6-м месяце образуются дифференцировки в 3 – 5 тонов, на 6 – 7-м – в 1 – 2 тона. К 6 – 7 месяцам тонкость слуха ребенка почти соответствует норме взрослого человека. Верхняя граница слуха у детей выше, чем у взрослых, и доходит до 22 тыс. Гц, а иногда да-же до 32 тыс. Гц. Максимальная острота слуха в 14 – 19 лет определяется по наименьшей величине порогов слышимости; у детей 7 – 13 лет и у молодых людей старше 20 лет она ниже. Временной порог слухового анализатора с возрастом уменьшается. В 8 – 10 лет он равен 12 – 15 мсек, в возрасте 25 лет – 3 – 5 мсек, т.е. в 3 – 5 раз меньше.

Слух на слова у детей ниже, чем на тоны, и ниже, чем у взрослых. В 6,5 – 9,5 лет порог слышимости для высокочастотных слов 17 – 24 дБ, а низкочастотных 19 – 24 дБ, у взрослых для низкочастотных слов – 7 – 10 дБ. При костном проведении звуков порог слышимости частот 10 – 12 тыс. Гц почти не изменяется с 7 до 39 лет. Верхняя граница костной проводимости наибольшая от 11 до 15 лет (больше 25 тыс. Гц), а у детей 6 – 10 лет она меньше (19 тыс. Гц).

Патология органа слуха.

Краткая характеристика

Классификация глухоты

Глухота – полная утрата (полная глухота) или наиболее резкая степень поражения слуха, при которой сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки (свисток, гудок и т. д.) или хорошо знакомые слова, произнесенные громким голосом около уха (неполная глухота).

Глухота бывает двусторонней или односторонней.

Различают врожденную и приобретенную глухоту.

Нарушения слуха могут возникать в связи с патологическими изменениями: звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов. В зависимости от локализации патологического процесса в слуховом аппарате, существует еще и третий тип нарушений, а именно заболевания, связанные с нарушением функции как звукопроводящего, так и звуковоспринимающего отделов. Таким образом, принято различать глухоту (или тугоухость):

1) проводимости;

2) восприятия;

3) смешанную.

Характеристика глухоты проводимости

Глухота проводимости возникает, когда акустические колебания задерживаются, если на их пути возникает препятствие или увеличивается акустическое сопротивление среды. Такое

явление можно наблюдать при наличии инородного тела или серной пробки в наружном слуховом проходе, при врожденном его заращении, при остром воспалении среднего уха, при неподвижности слуховых косточек (отосклероз), при повышении давления внутри лабиринта и т.д.

В случаях глухоты проводимости понижается низкий регистр аудиометрической шкалы. Пороговая слышимость среднего и высокого регистра может быть на уровне физиологической нормы.

Костная проводимость при этом лучше, чем воздушная.

Поражение звукопроводящего отдела слухового аппарата проявляется в нарушении слухового восприятия низких частот и улучшении слухового восприятия высоких частот. Низкие гласные ы, у, о больные слышат хуже, чем высокие и, е, а. Согласные, в состав которых входят низкие составляющие частоты: б, м, в, д, г и т.д., больные слышат хуже, чем согласные, характеризующиеся высокими составляющими частотами: с, ж, ш, ч, щ.

Слуховое восприятие низких тонов нарушено и составляет для 128 Гц – 40 дБ, для 256 Гц – 50 дБ, для 512 Гц – 65 дБ.

Характеристика глухоты восприятия

Глухота восприятия возникает при повреждении кортиева органа и окончаний волокон улитковой ветви слухового нерва. Обычно отмечается значительная потеря слуха, а нередко и полная глухота. Слуховое восприятие высоких тонов очень ограничено или же полностью отсутствует, а так как составляющие частоты артикулированных звуков относятся к высокому регистру тональной шкалы, то слуховое восприятие звуков речи резко ухудшается или же вообще отсутствует. Это в основном относится к маленьким детям, у которых ассоциационные процессы артикулированной речи в высших центрах нервной системы еще не закреплены.

В случаях врожденной глухоты сифилитического происхождения или связанной с дегенеративными процессами во внутреннем ухе поражение слухового аппарата часто бывает двухсторонним, хотя имеются, как правило, количественные различия между правой и левой стороной. Болезненный процесс часто бывает необратимым. Слуховое восприятие обычно ограничивается до трѐх или четырѐх тонов: 128, 256, 512 и иногда 1024 цикл/сек. Костная проводимость нарушается. Кривая костной проводимости лежит ниже кривой воздушной проводимости («положительный Ринне»), феномен выравнивания громкости является положительным и патогномоничным для поражения кортиева органа.

При исследовании воздушной проводимости, а чаще костной, обнаруживаются островки глухоты (скотоматы). Этот симптом является патогномоничным для поражений кортиева орга

на. У детей иногда приходится наблюдать понижение слуха функционального характера при заболеваниях, локализирующихся в звукопроводящем отделе слухового аппарата. Такого рода нарушения слуха поддаются специальному лечению. Низкие гласные: ы, у, о, больные слышат лучше, чем высокие – и, э. Больные плохо слышат или же вообще не слышат согласных, характеризующихся высокими составляющими частотами (с, з, ц, ш, ж, ч и т.д.). Согласная р является лучше всего слышимой, по всей вероятности, благодаря ощущению вибрации, хуже всего больные слышат, кроме перечисленных выше, звук – л.

Паталогия преддверно-улиткового нерва

Нарушения слуха, обусловленные патологическими изменениями в стволе преддверно-улиткового нерва. Чрезвычайно трудно проанализировать нарушения слуха, обусловленные патологическими изменениями в преддверно-улитковом нерве, особенно в тех случаях, когда они связаны с патологическими изменениями в кортиевом органе или же заболеваниями, локализирующимися в области основания черепа.

Воспаление преддверно-улиткового нерва наблюдается довольно-таки часто при различного рода инфекционных заболеваниях, и прежде всего при гриппе. Возникающая при этом глухота по своему характеру напоминает глухоту, связанную с заболеванием звукопроводящего отдела, однако симптом выравнивания громкости при этом отсутствует, не наблюдается также островковое нарушение слуха, аудиограмма порогового слухового восприятия характеризуется падением кривой в области высоких частот, кривая костной проводимости лежит ниже кривой воздушной проводимости. В случаях патологических изменений в преддверно-улитковом нерве благодаря лечению можно добиться значительного улучшения состояния, в то время как поражение кортиева органа является причиной стойких и необратимых изменений слуха.

Глухота центрального происхождения

Глухота центрального происхождения. Эта форма глухоты развивается при заболеваниях центральной нервной системы. Нарушения слуха при этом характеризуются следующими общими чертами:

1)они всегда двухсторонние;

2)снижение слышимости касается как низких, так и высоких тонов;

3)отсутствует феномен выравнивания громкости;

4)не удается обнаружить островковой потери слуха;

5)утрачивается способность различать высоту акустических раздражителей, их интенсивность, а также продолжительность (ритм), в связи с этим возникают речевые расстройства: мелодические, динамические и ритмические;

6)при довольно-таки большом остаточном слухе по отношению к простым тонам, а также звукам и шумам музыкальных инструментов отмечается значительное понижение слышимости артикулированных звуков, и в связи с этим становится трудным понимание разговорной речи; это относится, прежде всего, к нарушениям слуха коркового происхождения.

Характеристика глухоты смешанной

Этот тип глухоты встречается особенно часто. Смешанная глухота наблюдается чаще у детей, чем у взрослых. Заболевания звукопроводящего отдела приводят к дегенеративным изменениям в кортиевом органе. Нарушения слуха вначале имеют функциональный характер, однако с течением времени они закрепляются, приводя в конечном итоге к глухоте смешанного типа. Ухудшается воздушная проводимость всех тонов, причём более резко выражено понижение пороговой слышимости высоких тонов. Может улучшаться костная проводимость низких тонов,

однако по отношению к высоким тонам она резко снижена, а в некоторых случаях больные во-все не слышат высоких тонов через кость.

Одной из наиболее часто встречающихся форм смешанной глухоты, лучше всего изученной отологами и сравнительно легкой для диагностики, является та, при которой заболевание локализируется в кортиевом органе. Феномен выравнивания громкости при этом – положительный, а наличие стойких островков глухоты подтверждает диагноз.

Двухсторонняя смешанная глухота представляет собой самую тяжелую форму увечья слухового аппарата. Нарушается слышимость артикулированных звуков, состоящих как из высоких, так и из низких формантов. В далеко зашедших случаях больные утрачивают способность понимать разговорную речь.

Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в наружном ухе

Патологические изменения в наружном ухе (воспалительные состояния, костные опухоли, серные пробки, инородные тела) вызывают глухоту проводимости. Врожденному заращению наружного слухового прохода при врожденных деформациях ушной раковины часто сопутствует не только деформация барабанной полости, но и недоразвитие внутреннего уха. В этих случаях глухота относится к смешанному типу.

Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в среднем ухе

Значительную роль в патологии слуха играет воспаление межкосточковых суставов, которое может привести к ограничению подвижности слуховых косточек и часто сопровождается нарушением функции внутреннего уха. Неподвижность цепи слуховых косточек отрицательно сказывается на проводимости низких тонов; осложнения со стороны внутреннего уха, которые могут иметь функциональный характер, обуславливают нарушение восприятия высоких тонов. Возникает чрезвычайно сложная картина смешанной глухоты, которую не всегда легко проанализировать.

Патологические процессы, протекающие в верхней части барабанной полости, особенно в заднем отделе, являются самым большим препятствием для акустических раздражителей и обуславливают гораздо большую потерю слуха, чем процессы, локализирующиеся в средней, а также нижней части барабанной полости. Вследствие хронического воспаления среднего уха, сопровождающегося некрозом и деструкцией костной стенки барабанной полости и слуховых косточек, возникают очень глубокие нарушения слуха. Длительные поверхностные воспалительные процессы могут привести к развитию гипертрофических изменений в слизистой оболочке, что проявляется в образовании полипов, которые заполняют иногда весь просвет барабанной полости и даже наружный слуховой проход, что обуславливает дальнейшее углубление глухоты проводимости. Каждая форма воспаления среднего уха может осложняться заболеваниями внутреннего уха. Глухота в таких случаях, имеет смешанный характер, проводяще-воспринимающий.

Причинами перехода болезненного процесса на внутреннее ухо является:

    деструкция кости и в особенности образование холестеатомы;

2. распространение инфекции по кровеносным сосудам;

3. поражение слуховых клеток кортиева органа, вызванное понижением проводимости слуховых раздражителей в среднем ухе.

Нарушение проходимости Евстахиевой трубы

Нарушение проходимости Евстахиевой трубы является первопричиной изменений в среднем ухе. Оно может возникнуть вследствие:

1)отека на аллергической почве. В связи с этим нарушается регуляция давления воздуха в барабанной полости, что в свою очередь ограничивает подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек;

2)закупорки просвета жидкой пищей. Это происходит в случаях врожденных пороков развития неба, а также нарушения функции замыкающего глоточного кольца;

3)распространения воспалительного процесса из верхнего отдела глотки, что обуславливает сужение просвета Евстахиевых труб. Это, в свою очередь, препятствует нормальной регуляции воздуха в среднем ухе, а также оттоку отделяемого слизистой оболочки.

Степень поражения среднего уха в таких случаях бывает различной. Однако до кортиева органа доходят ослабленные звуковые сигналы, что в свою очередь оказывает тормозящее влияние на кору головного мозга. Задерживается умственное развитие ребенка и развитие речи. Отмечается также отрицательное влияние на психику.

Характеристика отосклероза

Отосклероз характеризуется двухсторонним поражением внутреннего уха, причём интенсивность болезненного процесса обычно бывает различной. Шум в ушах является чрезвычайно неприятным для больного и раздражающим его моментом, способствующим более глубокому нарушению слуха. В условиях тишины степень нарушения слуха увеличивается, в шуме – уменьшается. Периоды ремиссии могут продолжаться очень долго, иногда и несколько лет. Причиной неожиданного ухудшения состояния может быть целый ряд моментов: утомление, тяжелое и длительное заболевание и т.д., а у женщин – беременность, роды, кормление ребенка и климактерический период. Наивысшая стадия развития заболевания отмечается между 35 и 45 годами.

Симптомы нарушения равновесия наблюдаются чрезвычайно редко.

При отоскопии не удается отметить значительных отклонений от нормы. Подвижность барабанной перепонки может быть нарушена в тех случаях, когда отосклеротический процесс распространяется на слуховые косточки. Проходимость Евстахиевой трубы сохраняется, продувание не сопровождается улучшением состояния. На рентгеновском снимке височной кости костная структура сосцевидного отростка выглядит совершенно нормально; его пневматизация не нарушена. Результаты исследования слуха зависят от локализации отосклеротического процесса. Одинаково часто встречается как глухота проводимости, так и глухота смешанного типа, в то время как никогда не приходится наблюдать глухоты восприятия и феномена выравнивания громкости. Воздушная звукопроводимость обычно равномерно понижена, хотя более нарушена слышимость низких тонов. Очень характерным для отосклероза является улучшение слышимости через кость.

Профилактика отосклероза

Целью профилактики отосклероза является задержка развития заболевания, которое при современном состоянии медицинской науки является неизлечимым. Следует избегать простуды, переутомления, а женщины должны избегать повторной беременности, особенно в тех случаях, когда после родов наступило понижение слуха, или же отосклероз проявился в каких-нибудь иных симптомах. Отосклероз является показанием для аборта. Лечение является исключительно лишь хирургическим.

Травматическая глухота

Вопрос глухоты, вызванной травмой, касается механического повреждения слухового аппарата при травмах черепа, поражения слухового аппарата вследствие акустических травм и повреждения слухового аппарата при резких изменениях атмосферного давления.

Переломы пирамиды височной кости имеют место гораздо чаще, чем это можно предполагать. Они могут явиться причиной глухоты, которая часто появляется спустя длительное время после травмы.

Переломы черепа могут быть продольными и поперечными. При первых – повреждается главным образом барабанная полость, при вторых – внутреннее ухо. Нередко возникают кровоизлияния в барабанную полость и внутреннее ухо, приводящие к нарушениям слуха.

Классификация глухоты детского возраста

С точки зрения этиологии глухота детского возраста подразделяется на три группы:

1) наследственную,

2) врожденную,

3) приобретенную.

Характеристика наследственной глухоты

Случаи наследственной глухоты встречаются гораздо реже, чем врожденной и приобретенной. О наследственной глухоте мы говорим тогда, когда она наблюдается у нескольких представителей одной и той же семьи или же как патологический признак передается из поколения в поколение. При подробном исследовании слуха очень часто у членов такой семьи обнаруживается глухота, правда, в некоторых случаях очень незначительной степени. Нередко имеют место островковые дефекты слуха, характерные для дегенеративных процессов в улитке. При наследственной глухоте, сопровождающейся недоразвитием костного лабиринта, отмечается нарушение функции кортиева органа.

Наследственная глухота может быть как доминирующим, так и рецессивным признаком.

В первом случае глухота сопровождается иными наследственными заболеваниями, как, например, поли- и синдактимией, и т.д., что никогда не наблюдается в тех случаях, когда глухота является рецессивным признаком.

Глухота рецессивного типа может проявляться не в каждом поколении, что является причиной диагностических трудностей. При этом типе глухоты величина остаточного слуха обычно бывает настолько мала, что практически человека можно считать полностью глухим. В исключительных случаях лица с наследственной глухотой могут слышать обычную разговорную речь на расстоянии 1 метра.

Характеристика врожденной глухоты

Врожденная глухота обуславливается:

1)недоразвитием слухового аппарата в период внутриутробной жизни. Задержка в развитии слухового аппарата возникает в тех случаях, когда отрицательный фактор начинает действовать уже в первой половине беременности, т.е. приблизительно на 4 – 5 неделе.

2)повреждением слухового аппарата плода в утробе матери.

Повреждение слухового аппарата может наступить во второй половине беременности, т.е. начиная с 5 или 6 месяца внутриутробного развития.

Врожденная глухота чаще всего относится к типу глухоты восприятия, глухота проводимости наблюдается лишь в 7 % случаев и обуславливается врожденным заращением наружного слухового прохода и деформацией ушной раковины.

Причины врожденной глухоты

Причинами врожденной глухоты могут быть:

1)болезнь матери в период беременности,

Инфекционное и особенно вирусное заболевание, которое переносит женщина в период беременности, может привести к повреждению плода, которое иногда проявляется в поражении

слухового аппарата. Если мать болеет инфекционной болезнью между 6 и 12 неделями беременности, то поражение слухового аппарата может выразиться в недоразвитии улитки и ее нервных элементов. Краснуха приводит к развитию двухсторонней глухоты, обусловленной патологическими изменениями в улитке, а также в мешочке преддверья. Другие инфекционные болезни, которые переносит мать, такие как ангина, тиф, паратиф, а также инфекционная желтуха, оказывают отрицательное влияние на развитие лабиринта плода. В тех случаях, когда мать болеет туберкулезом, может развиться туберкулёзный процесс в среднем ухе плода, приводящий к глухоте.

В случаях сифилиса матери у плода отмечаются дегенеративные изменения в клетках кортиева органа, а также разрывы рейснеровой и основной мембраны. Если не наступит самопроизвольный аборт, то ребенок рождается с пороком развития слухового аппарата. Наблюдающаяся при этом глухота относится к воспринимающему типу. Феномен выравнивания громкости всегда бывает положительным, и отмечается нарушение костной проводимости. В последнее время токсоплазмоз считают одной из ведущих причин врожденной глухоты. Диабет у матери бывает причиной самопроизвольных абортов в первые месяцы беременности, особенно у первобеременных.

2)Токсические факторы, повреждающие плод и оказывающие отрицательное влияние на его слуховой аппарат, находятся в тесной связи с условиями работы и питанием матери. Лекарственные вещества, которые женщина принимает в период беременности, вредные для организма газы, соли тяжелых металлов, с которыми беременная женщина сталкивается по характеру своей работы, могут быть вредными для развивающегося плода. Неправильное питание, авитаминоз, недоедание беременной женщины отражаются на развитии плода. Хинин, принимаемый, как средство против малярии, а также в абортивных целях, может вызвать глухоту.

3)гормональные расстройства, также относят к факторам, вредно действующим на слуховой аппарат. Характерным примером может быть глухота у кретинов, связанная с нарушением функции щитовидной железы. У кретинов часто обнаруживается утолщение слизистой оболочки среднего уха, а также деформация слуховых косточек. В ряде случаев подножная пластинка стремени также бывает утолщенной. Связь между косточками отсутствует. В органе равновесия, как правило, не удается обнаружить отклонений от нормы, в то время как в кортиевом органе неоднократно отмечаются дегенеративные изменения. Описанные выше изменения были обнаружены у новорожденных, умерших спустя несколько дней после рождения.

4)При несовместимости резус-факторов матери и ребёнка часто наблюдается врожденная глухота, этиологию которой в целом ряде случаев невозможно объяснить никакой другой

причиной. В физиологических условиях у 85 % людей белой расы резус-фактор положительный, а у 15 % – отрицательный. Серологический конфликт, заключающийся в несовместимости ре-зус-факторов, может обусловить развитие тяжелой формы желтухи, а также гемолитической анемии у новорожденного. Конфликт резус-

факторов является причиной увеличенного содержания в крови билирубина, что оказывает отрицательное влияние на состояние нервной системы. Болезненные симптомы со стороны нервной системы появляются в связи с токсическим воздействием желчных пигментов на основные ядра мозга. Желтуха ядер преддверно-

улиткового нерва может объяснить возникновение врожденной глухоты.

Классификация приобретенной глухоты

Приобретенная глухота подразделяется на:

1)глухоту, возникшую вследствие родовой травмы,

2)Глухота, развившаяся после рождения,

Диагностика глухоты в первые 2 года жизни ребенка часто представляет значительную трудность. О нарушениях функции слухового аппарата свидетельствуют следующие моменты:

1)ребенок утрачивает способность определять, откуда доносится звук,

3)совершенно не реагирует на высокие звуки, например, звонок у дверей, звонок телефона и т.п.

3)Глухота, появившуюся в более позднем периоде.

Аллергические заболевания в 2-х первых годах жизни ребенка почти всегда сопровождаются изменениями аллергического характера слизистой оболочки носа, носоглотки и Евстахиевых труб. Хотя Евстахиева труба является относительно широкой, отѐк ее слизистой оболочки часто приводит к закрытию ее просвета, следствием чего может быть воспаление среднего уха, которое часто характеризуется хроническим течением, без перфорации барабанной перепонки

и выделения гноя. Развивается, так называемая, скрытая форма воспаления, приводящая к стойкому поражению слухового аппарата. Нарушения слуха, возникающие в приведенных выше случаях, имеют прогрессирующий характер.

Возникшая вначале глухота проводимости переходит в смешанный тип глухоты, которая обнаруживается чаще всего лишь после 2 года жизни, т.е. в возрасте, когда слух у ребенка уже можно исследовать. Во внутреннем ухе обычно отмечаются нарушения функционального характера, т.к. доходящие до него раздражители являются слишком слабыми, чтобы вызвать возбуждение в кортиевом органе. Потеря слуха, связанная с процессом, протекающим в Евстахиевой трубе и в среднем ухе, составляет от 30 до 60 дБ, превышение этой границы отмечается лишь тогда, когда присоединяется поражение внутреннего уха.

Глухота как следствие родовой травмы

Глухота, возникшая вследствие родовой травмы.

Родовая травма может явиться причиной глухоты в случае:

1)кровотечения и недостатка кислорода,

2)диспропорции между размерами родовых путей и величиной головки ребенка, когда плод, с силой выталкиваемый сокращающимися мышцами матки повреждается, проходя через узкие родовые пути.

3)вмешательств, которые необходимо было произвести во время родов, например, применение щипцов и т.д.

1. Если к новорожденному дольше, чем в течение 5 минут не поступает кислород, то развиваются необратимые изменения в ядрах преддверно-улиткового нерва и глухота центрального происхождения. Имеется также опасность поражения кортиева органа, т.к. экспериментально установлено, что кратковременный

перерыв в поступлении кислорода сопровождается понижением электрического потенциала улитки.

2. Родовая травма возникает в тех случаях, когда имеется диспропорция между размерами родовых путей и величиной головки ребёнка, а также при неправильном положении плода. В таких случаях без соответствующей врачебной помощи погибает и мать, и ребёнок. Если же ребёнок выживет, то в будущем у него могут проявиться последствия родовой травмы. Вследствие диспропорции между родовыми путями и величиной плода могут возникнуть очаги кровоизлияния между надкостницей и костями черепа. Если, такая гематома инфицируется, то как осложнение может развиться воспаление мозговых оболочек, а также лабиринта.

Нарушения функции после перенесения воспаления лабиринта обнаруживаются гораздо позднее, когда мать, обеспокоенная тем, что ребенок не говорит, обращается к врачу.

Глухота в таких случаях характеризуется следующими признаками: поражением воспринимающего отдела, положительным феноменом

выравнивания громкости, наличием островков потери слуха. Воспаление лабиринта в большинстве случаев развивается вследствие распространения гематогенным путѐм инфекции, проникшей в кровь во время родов, если они происходили в нестерильных условиях.

Осложнением воспаления мозговых оболочек является глухота центрального происхождения, при которой отсутствует симптом выравнивания громкости, и не обнаруживаются островки потери слуха.

3. При ручной помощи во время родов, когда имеются сужения или неправильности встроении родового канала, можно сдавить мозг. Ребёнок рождается в состоянии асфиксии, дыхание при этом поверхностное, пульс замедленный. Если появляются судороги, то причиной их является субдуральное кровоизлияние. Переломы и трещины черепа наблюдаются чрезвычайно редко. Причиной кровоизлияний являются перемещения костей черепа, которые накладываются друг на друга, что приводит к развитию застойных явлений в кровеносных сосудах и разрывам их.

Особенности глухоты, возникающей в первые 2 года жизни

Воспаление мозговых оболочек в первые 2 года жизни ребенка является одной из наиболее частых причин приобретенной глухоты. Нарушение слуха, как правило, бывает двухсторонним, хотя слух понижается в различной степени с каждой стороны. После прекращения воспалительного процесса мозговых оболочек нарушение слуха продолжает прогрессировать, так что в конце концов исчезают и остатки слуха.

Результаты аудиометрических исследований, произведенных у детей между 2 и 3 годами жизни, свидетельствуют о полной глухоте на все частоты приблизительно в 10 % случаев. Остаточный слух, ограничивающийся способностью воспринимать тоны с частотой 256 и 512 цикл/сек, отмечался в 75 % случаев. В оставшихся 15 % случаев остаточный слух обеспечивал возможность слухового восприятия и тона с частотой 1024 цикл/сек. Слышимость гласных обычно бывает очень слабой. Ребенок слышит голос, но не различает отдельных гласных. Среди согласных ребенок лучше всего слышит р, г, б, хуже всего л.

Литература:

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

ВРОЖДЕННЫЕ И ПРИОБРЕТЕННЫЕ СТОЙКИЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

  1. Анализ структуры заболевания.

По различным литературным источникам, от 4 до 6% нашей планеты страдают теми или иными расстройствами слуха. Примем в соответствии академика Н.А.Преображенского, что общее число глухих и слабослышащих составляет 5%. Если считать сто население Земли достигло уже 5млрд. человек, то число людей всех возрастов с дефектами слуха составит цифру 250 млн. она близка численности населения такой страны, как США. Учитывая социально-психологический характер такого состояния, каким является тугоухость, указанная проблема, несомненно, имеет особо важное значение в детском возрасте. Отечественные и многие зарубежные оториноларингологии обращают внимание на выраженную зависимость распространения и характера различного поражения слуха от возраста детей. Анализ истории болезни позволил установить, что основная масса детей – 82% - орган слуха страдает в первые два года жизни, т.е. до развития речи и в период ее становления.

При наличие структуры заболеваний органов слуха, по данным регионов России в 1991-1992гг. преобладало сенсоневральная форма тугоухости (72,6%), кондуктивная форма тугоухости была диагностирована у 13,3%, смешанная – у 14,1 % больных. В последующие годы картина изменилась за счет увеличения количества детей с кондуктивными и смешанными формами тугоухости. Стойкие нарушения слуха – поражение слуховой функции, которые не обнаруживают существенного улучшения, как самостоятельно, так и в результате лечения, т.е. являются необратимыми.

Причины стойких нарушений слуха в детском возрасте позволяют подразделить их на три группы: наследственные, врожденные и приобретенные.

  1. Наследственные нарушения.

Генетические нарушения слуха проявляются глухотой и тугоухостью. Наследственная тугоухость является сенсоневральной, ее отличают необратимые изменения в структурах слуховой системы. Ее обычные характерные признаки:

Двухстороннее нарушение звуковосприятие;

Вовлечение в патологический процесс кортиевого органа;

Отсутствие вестибулярных расстройств.

Чаще всего наследственной является глухота. У 37% глухота передается по рецессивному типу, у 12% - по доминантному типу, у 2% - глухота связана с полом.

Наследственную глухоту разделяют на две категории:

Нарушение слуха как моносимптом;

Поражение слуха как второстепенный синдром в комплексе поражений различных органов и систем.

В первом случае различают следующие типы морфологических изменений слуховой системы, в зависимости от их распространенности и локализации:

Отсутствие внутреннего уха, а иногда и каменистой части височной кости при нормально развитых наружном и среднем ухе;

Различное недоразвитие костного и перепончатого отделов лабиринта (уменьшено количество завитков улитки, недоразвит вестибулярный лабиринт, расширен мешочек), отмечается при доминантной глухоте;

Недоразвитие сенсорных структур улитки;

Дегенеративные нарушения в клетках спирального ганглия и волокнах улиткового нерва.

Вторая категория наследственной глухоты наблюдается при многих наследственных болезнях, обусловленных заболеваниями наружных покровов тела, костной, нервной, эндокринной систем, заболеваниями внутренних органов.

Даже при синдроме леопарда (появление веснушек сразу после рождения) может быть глухота.

Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Иногда они сочетаются с другими дефектами: нарушениями зрения, интеллекта, заболеванием почек, косно-мышечной системы, кожи и др. расстройсвами. Наследственные нарушения внутреннего уха часто развиваются вместе с аномалиями наружного и среднего уха.

В настоящее время различаю свыше 60 типов наследственной глухоты при поражении внутреннего уха. Все их можно сгруппировать следующим образом:

Тип Мишеля (отсутствие лабиринта или части пирамиды восточной кости с нормальным развитием наружного и среднего уха);

Тип Мондини, Шайбе, Александера (различные дефекты развития лабиринта);

Дегенеративные изменения клеток спирального узла и волокон улиткового нерва, которые проявляются в зрелом возрасте.

Синдром Альпорта: появление в моче эритроцитов, лейкоцитов и белка.

Синдром Альстрема: тяжелое наследственное заболевание, наследуемое по аутосомно-рецессивному типу.

Синдром Кокейна: наследственное заболевание, передающиеся по аутосомно-рецессивному типу. После двух лет наблюдается отставание в психическом и физическом развитии.

  1. Врожденные нарушения

При эндо- или экзогенных патологических воздействиях на орган слуха плода в момент родов или в период новорожденности при отсутствии наследственного отягощенного фона могут наступать глухота или тугоухость, которые называются врожденными. Врожденные нарушения слуховой функции встречаются часто и проявляются в патологии, как звуковосприятия, так и звукопроведения, чаще они имеют характер сенсоневральной тугоухости.

Среди причин, влияющих на слуховую функцию плода, наиболее частыми являются токсикозы 1, 2 половины беременности и внутриутробные инфекции: особенно краснуха, перенесенная матерью в 1 триместре беременности. А также: корь, грипп, вирусный гепатит, ветряная оспа, эпидемический паратит, цитомегалия, токсоплазмоз, врожденный сифилис и др.

Важную роль в возникновении нарушения слуха играет ядерная желтуха новорожденных, обусловленная конфликтом матери и ребенка по резус-фактору или по групповой принадлежности крови. Считается, что слуховые нервы особенно чувствительны к билирубиновой интоксикации, которая возникает при ядерной желтухе новорожденных.

Доказано повышение частоты нарушения слуха недоношенных детей, особенно при несовместимости крови матери и плода по резус-фактору и групповой несовместимости крови при наличии дефектов слуха в родословной у этих детей, при сочетании недоношенности с различными врожденными пороками развития нервной системы и других органов.

Нарушение слуха могут наблюдаться и при алкоголизме матери.

  1. Приобретенные нарушения

Приобретенные нарушения возникают при самых разнообразных причинных, наиболее тяжелые при поражении звуковоспринимающего аппарата(внутреннего уха, слухового нерва).

Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого, среднего отита. Тугоухость является одним из основных симптомов хронического гнойного отита. Частой причиной тугоухости являются заболевания носа и носоглотки и связанные с ними нарушения проходимости слуховой трубы (аденоиды).

После рождения дефекты слуха могут возникать в связи с различными инфекциями:

Распираторными заболеваниями;

Гриппом; корью; скарлотиной, минингитом, эпидимическим паратитом (свинкой);

Осложняющимся воспалением среднего уха или вызывающими явлениями токсического неврита слуховых нервов.

Значительное место в генезе тугоухости при миненгите отводится нарушению защитных свойств геметоинцефалического и гематолабиринтного барьеров.

При эпидемическом паратите быстро развивается односторонняя глухота, сочетающаяся с односторонним выпадением вестибулярной возбудимости. При гриппе степень изменения слуха может быть различной – от полной внезапной глухоты на одно ухо, до постепенного медленного снижения до полной глухоты в различные сроки после заболевания.

При инфекционном гепатите нарушение слуха связывают с изменением проницаемости сосудистых стенок в связи с интоксикацией в результате ослабления обезвреживающей функции печени.

Различают две форма нарушения слуха в зависимости от динамики процесса:

Быстрая, острая;

Медленная, хроническая.

  1. Классификация стойких нарушений слуха

С чисто медицинской т.з. особо важными критериями для классификации служат:

Причины нарушения слуха;

Локализация процесса;

Течение поталогического процесса.

С психолого-педагогической т.з. на первый план выступают критерии, которые основываются на факторах, которые оказывают существенное влияние на развитие речи ребенка:

Степень нарушения слуха;

Время наступления слуховой недостаточности (с рождения или после формирования речи);

Характер возникновения нарушения (внезапное, постепенное).

В настоящее время критерием для разграничения двух основных категорий слуховой недостаточности – глухоты и тугоухости является разная степень потери слуха.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие чужой речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые звуки речи на близком расстоянии. Это не только снижение слуха более 80 дБ, но и потеря или снижение слуха на разных частотах, особенно речевых.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно остаточное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи, хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. Снижение слуха менее 80 дБ.

  1. Классификация тугоухости

Все применяющиеся в практике классификации тугоухости основаны на принципе определения остроты слуха количественным методом (таблицы №№ 8-9-10-11)

1.7. Классификация глухоты

1 группа – дети воспринимающие лишь самые низкие частоты (128-256Гц);

2 группа – дети, воспринимающие низкие частоты (до 512Гц);

3 группа – дети, вопринимающие низкие и средние частоты (до 1-0,24 Гц);

4 группа – дети, вопринимающие широкий диапазон частот (до 2-0,48 Гц и выше)

Таким образом по мере расширения частотного объема слуха явно увеличивается и способность к различению голоса и звуков речи, причем при наличии воприятия только низких частот (1 и 2 группы) способность к различению звуков речи практически отсутствует.

  1. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха

Разработал Л.М.Боскис. В основе лежит принцип развития речи. Она выделила в категории глухих и слабослышащих по две группы детей. Среди глухих:

  1. глухие без речи (глухонемые);
  2. глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

вреди слабослышащих:

  1. слабослышащие, обладающие развитой речью с небольшими недостатками (отклонение в грамматике, ошибки в письме и произношении);
  2. слабослышащие с глубоким недоразвитием речи (употребление отдельных слов, коротких фраз с неправильным построением)

Уровень развития речи зависит от степени снижения слуха, времени поражения слуховой функции, условий в которых находится ребенок до школы, индивидуальных особенностей.

По наблюдениям Боскис, можно выделить следующие периоды:

  1. потеря слуха до 1,5-2 лет, т.е. до периода формирования речи, ведет к полному отсутствию речи (условный период формирования речи определяется возрастом от 2 до 7 лет);
  2. потеря слуха от 3 до 3х лет, влечет за собой потерю той речи, которая уже сформировалась, когда слух ребенка соответствовал норме;
  3. потеря слуха в 4-5 лет ведет к почти полной утрате речи, если не принимаются меры для ее сохранения;
  4. потеря слуха к 7 годам, когда в основном закончилось формирование речи, увеличивает вероятность ее сохранения;
  5. потеря слуха после 7 лет, когда дети уже овладели грамотой может создавать условия для сохранения речи, при систематической работе над ней.

Существенное влияние на речевое развитие оказывают условия воспитания ребенка до школы. Чем раньше осуществляется квалифицированная помощь ребенку в овладении речи, тем успешнее идет ее формирование. Посещение детьми специальных учреждений: ясли, сады, группы при лабораториях развития слуха и речи и т.д.

А также целенаправленная работа с ними родителей, способствует дальнейшему успешному развитию речи детей в школе.

Таким образом, уровень развития речи является одним из ведущих критериев, способствующих отнесению детей с нарушением слуха в соответствующие группы.

Имею ограниченные возможности для слухового подражания маленькие дети обнаруживают склонность к зрительно-мышечному подражанию, речевым движению, которые они видят у окружающих.

Из всего сказанного следует, что глухота влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка (хотя поражения речевого аппарата нет), что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми.

  1. Профилактика нарушений слуха у детей

Стойкие нарушения слуха у детей являются результатом перенесенных заболеваний или наследственных дефектов слухового органа. Лечебные мероприятия в большинстве случает оказываются неэффективными. Психолого-медико-педагогическая коррекция и реабилитация, а также слухопротезирование дают определенные результаты, но не компенсируют в полной мере слуховую недостаточность. Поэтому клиницисты и сурдопедагоги, считают, что необходимы меры про предупреждению и устранению факторов, приводящих к тугоухости и глухоте.

Таким образом, нарушение слуха поддаются профилактике, а устранение их причин привело бы к значительному снижению детей с тугоухостью и глухотой. По данным ВОЗ в половине случаев тугоухость можно было бы предотвратить самыми простыми стредствами (таблица №№ 12-13-14)

Первые года жизни ребенка во многих аспектах являются критическими для развития речи, что обуславливает первостепенную значимость нарушений слуха. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и как следствие к инвалидизации детей.

Врач неонатолог родильного дома отделения патологии новорожденных и выхаживании недоношенных на основании наличия хотябы одного из факторов риска по тугоухости и глухоте в обменной карте новорожденного отмечает угрожаемый по тугоухости и указывает фактор. Кроме того, врач неонатолог при выписке из стационара проводит беседу с родителями, ориентируя их на обследование ребенка на обследование ребенка в течении первого года жизни, а больных и недоношенных детей – после выписки из стационара.

При подозрении на снижение слуха ребенка направляют на аудиологическое обследование в сурдолокопедический центр.

В связи с этим крайне желательно проведение поведенческого скрининга у всех детей первого года жизни.

Как правило, в сурдологопидические кабинеты не берутся на учет дети с односторонними и слабыми потерями слуха. Однако эти дети составляют группу риска и требуют систематического наблюдения.

Следовательно, совершенно необходимо внедрять ранние (с первых месяцев жизни) выявления, реабилитация нарушений слуха у детей при двусторонней и односторонней тугоухости, при сенсоневральной, смешанной и кондуктивной тугоухости, а также не только при тяжелой тугоухости и глухоте, но и при слабой и умеренной.


Результаты эпидемиологических исследований, проводимых в России в последние годы свидетельствует о том, что около 1 миллиона детей и подростков в нашей стране имеют патологию слуха, а Всесоюзное общество глухонемых насчитывает более 1.5 миллиона инвалидов по слуху. Расчёты показывают, что на каждую 1000 физиологических родов приходится рождение одного глухого ребёнка. Кроме того, в течение первых 2 – 3 лет жизни теряют слух ещё 2 – 3 ребёнка. У 14 % лиц в возрасте от 45 до 64 лет и у 30 % лиц старше 65 лет имеются нарушения слуха. По подсчётам специалистов к 2020 году более 30 % всей популяции земного шара будут иметь нарушения слуха.

Хороший слух – обязательное условие нормального психо-речевого развития малыша. Слабослышащий ребёнок часто отстаёт от сверстников в умственном развитии, ему трудно учиться в школе, неминуемы сложности в общении, выборе будущей профессии. Потеря слуха в раннем детском возрасте, до сформирования у ребенка речи, приводит к немоте и инвалидности.

Нарушения слуха в большинстве случаев в виде снижения его остроты могут быть обусловлены различными причинами (врождёнными и приобретёнными), среди которых большое значение имеют наследственность, недоношенность, желтуха новорождённых, церебральный паралич, побочное действие некоторых лекарственных веществ (талидомид), в первую очередь антибиотиков (стрептомицин, канамицин, мономицин, особенно в первые 3 месяца беременности) и мочегонных средств, отравление хинином, употребление алкоголя во время беременности, пороки развития, инфекционные (сифилис), в том числе вирусные (краснуха, ветрянка, корь, грипп) болезни, травмы головы, воздействие шума, возрастные изменения.

Снижение остроты слуха в таких случаях может достигать значительной выраженности, вплоть до глухоты. Тяжесть нарушений и трудность (часто невозможность) восстановления слуховой функции при этом связаны главным образом с поражением звуковоспринимающих (сенсорных) образований внутреннего уха и слухового нерва (нейросенсорная тугоухость).

Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень интенсивные звуки, в том числе и некоторые звуки речи, произнесенные громким голосом над ухом. Разборчивого восприятия речи при глухоте не достигается; этим глухота отличается от тугоухости, при которой достаточное усиление звука обеспечивает возможность речевого общения. Строгое разграничение глухоты и тугоухости представляет известную трудность, зависит от методики исследования слуха и в некоторой мере носит условный характер.

Обычно глухотой называют выраженное стойкое понижение слуха, которое препятствует речевому общению в любых условиях, даже с применением звукоусиливающей аппаратуры. Однако отдельные очень громкие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная невозможность восприятия любых звуков встречается крайне редко.

Тугоухостью называют понижение остроты слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но всё же возможно при создании определённых условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового аппарата).

Нарушение слуха в зависимости от патогенеза может иметь нейросенсорный или кондуктивный характер. При нейросенсорном нарушении отмечается патология звуковоспринимающего аппарата (чувствительных клеток улитки слухового нерва и мозговых структур). При кондуктивной глухоте (тугоухости) нарушение охватывает звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо, жидкость среднего уха).

Для ориентировочной оценки состояния слуха можно пользоваться шепотной и разговорной речью (речевая аудиометрия). При легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается больным с расстояния 1 - 3м, разговорная - с расстояния 4м и более. При средней степени Т. шепотная речь воспринимается с расстояния меньше 1м, разговорная речь - с расстояния 2 - 4м. При тяжелой степени тугоухости шепотная речь, как правило, вовсе не воспринимается, разговорная воспринимается с расстояния менее 1м. Более точное определение степени понижения слуха осуществляется с помощью тональной аудиометрии. К легкой степени тугоухости относят потерю слуха на тоны речевого диапазона в пределах 40дБ, к средней степени - около 60дБ, к тяжелой - около 80дБ. Большую потерю слуха относят к глухоте.

В диагностике тугоухости не утратили своего значения камертоны. Их используют преимущественно в условиях поликлиники, и особенно при необходимости обследования больного на дому. Для определения слухового порога (минимальная интенсивность звука, еще воспринимаемая ухом испытуемого при воздушном проведении), характеризующего остроту слуха, камертон помещают у входа в наружный слуховой проход таким образом, чтобы ось камертона (поперечная линия между его браншами) находилась на одной линии с осью слухового прохода в непосредственной близости от него; при этом камертон не должен касаться козелка и волос.

Выявление тугоухости у детей раннего возраста представляет значительные трудности, так как ребёнок не может дать ответа о наличии или отсутствии слухового ощущения. В последнее время исследование слуха у детей проводят с использованием вычислительной техники путем регистрации слуховых вызванных потенциалов, представляющих собой электрический ответ на звуковую стимуляцию, различный в зависимости от места отведения потенциала и его параметров (компьютерная аудиометрия).

По слуховым вызванным потенциалам можно судить о наличии слуховой реакции у ребенка любого возраста, а при необходимости - и у плода. Кроме того, это исследование позволяет сделать объективное заключение о степени тугоухости, месте поражения слухового пути, а также оценить перспективы реабилитационных мероприятий. Более широкое распространение в аудиологической практике получил метод объективной оценки слуха у детей по данным измерения акустического сопротивления (импеданса) среднего уха.

Тугоухость может быть генетически обусловленной. За наследственную глухоту отвечает как доминантный, так и рецессивный гены. Генетические нарушения являются едва ли не основной причиной нейросенсорной потери слуха у детей. Ими объясняются примерно половина случаев глубокой глухоты у детей.

Наиболее частые генетические нарушения: синдром Ашера, встречающийся у 3 – 10% больных с врождённой глухотой, 1 человек из 70 является носителем рецессивного гена синдрома Ашера; синдром Ваарденбурга, фиксируемый в 1 – 2% случаев; синдром Элпорта – 1%. Всего известно более 400 разных синдромов с различными типами наследования.

При синдроме Ашера отмечается глухота, вестибулярные расстройства и пигментная дегенерация сетчатки, приводящая к слепоте. Большинство людей, страдающих синдромом Ашера, рождаются с тяжёлой степенью потери слуха. Одним из первых заметных симптомов поражения зрения является плохое зрение ночью или в недостаточно совещённых местах – нарушение темновой адаптации (ночная слепота).

Ночная («куриная») слепота в большинстве случаев проявляется в подростковом возрасте. Позже наблюдается постепенная потеря бокового (периферического) зрения до, так называемого, «тоннельного», хотя центральное зрение долгое время может быть достаточно высоким, практически не страдая.

Симптомы синдрома Ашера обычно прогрессируют с годами. У многих людей, страдающих синдромом Ашера, наблюдаются также некоторые нарушения равновесия. Синдром Ашера наследуется по классическому рецессивному типу. При вступлении в брак двух гетерозиготных носителей гена существует вероятность 1: 4, что родившийся ребёнок будет страдать синдромом Ашера. В настоящее время способа распознать носителей гена не существует.

Синдром Ваарденбурга описан Ваарденбургом в 1951г. Среди детей с врождённой глухотой больные с синдромом Ваанренбурга составляют около 3 %. Варьирующаяся экспрессивность гена – важная причина широкого клинического полиморфизма этого синдрома. Это заболевание наследуется по аутосомно-доминантному типу. При синдроме Ваарденбурга наблюдается:

1) смещение кнаружи внутренних углов глаз и слёзных точек при нормальном расстоянии между зрачками и наружными углами глаз (99 %);

2) высокое широкое переносье (75 %), гипоплазия ноздрей и сросшиеся брови (50 %); «профиль римского легионера»;

3) нарушение пигментации, проявляющееся в виде седой или пегой пряди волос на голове, обычно надо лбом (17 – 45 %), гетерохромия радужной оболочки глаз (50 %), депигментированные участки на коже и глазном дне;

4) врождённая двусторонняя нейросенсорная глухота (20 %) или тугоухость вследствие гипоплазии кортиева органа.

Кроме этих признаков часто встречаются умственная отсталость, высокое нёбо, иногда с расщелиной, небольшие скелетные аномалии и пороки сердца. Наиболее тяжёлыми из всех проявлений синдрома Ваарденбурга являются нарушения слуха, встречающиеся в 20 % случаев.

Степень поражения слуха может варьироваться от субклинической до глубокой полной глухоты. Нарушения звуковосприятия чаще двусторонние, симметричные. Характерной чертой болезни является гипотрофия вестибулярного аппарата. При помощи калорической и вращательной проб вестибулярные расстройства выявляют почти у 75 % больных, то есть даже чаще, чем нарушения слуха.

Данные патоморфологического исследования свидетельствуют о том, что у больных с синдромом Ваарденбурга могут наблюдаться тяжёлые морфологические изменения во внутреннем ухе, например, аплазия типа Шейбе или даже полное отсутствие спирального органа и нейронов в спиральном узле. Эти изменения возникают в результате наследственного дегенеративного процесса, начинающего во внутриутробном периоде развития и разрушающего нормально сформированное ухо. По-видимому, доминантный ген, обуславливающий данный синдром, вызывает дефектное развитие зачатка, из которого впоследствии образуются клетки, имеющие разные функции, а именно – клетки сенсорного эпителия спирального органа, нейронов спирального узла, пигментные клетки, определённые группы мезенхимных клеток. Дефектное формирование зачатка ведёт к нарушению процессов миграции и дифференциации образующихся из него клеток, а в дальнейшем – к неполноценности соответствующих систем.

При синдроме Альпорта глухота сочетается с гломерулонефритом, приводящим к почечной недостаточности. Одним из симптомов нейрофиброматоза типа II также является глухота, обусловленная образованием двусторонней шванномы преддверно-улиткового нерва.

Синдром Пендреда описан в 1896г. Пендредом. Болезнь характеризуется сочетанием врождённой или выявляющейся в раннем детстве нейросенсорной глухоте с зобом, развивающимся в связи с нарушением биосинтеза гормонов щитовидной железы. Генетическое поражение внутреннего уха возникает при синдроме Пендреда внутриутробно, после рождения дегенеративные изменения в улитке только продолжают прогрессировать. У них отмечают прогрессирующую потрею слуха на первом году жизни. Примерно в половине случаев у детей с синдромом Пендреда наблюдается полная глухота, у остальных – тугоухость II – III степени. Резче нарушается восприятие высоких частот. Дефект слуха обычно двусторонний и симметричный. Почти у всех больных выражены вестибулярные нарушения.

Для диагностики синдрома Пендреда используется перхлоратная проба, подтверждающая нарушения функции щитовидной железы. У детей с синдромом Пендреда радиоактивность щитовидной железы понижена. Гормональная терапия, хотя и не воздействует на дефект слуха, приостанавливает развитие зоба и нормализует функцию щитовидной железы.

Заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу, поэтому родители больных детей обычно здоровы. Частота синдрома Пендреда, например, среди населения Англии достигает 1: 13 000.

Кроме синдромных форм наследственной глухоты выделяют несиндромные (изолированные) формы, которых на сегодняшний день открыто несколько. Первый ген изолированной наследственной глухоты был картирован на длинном плече 5-ой хромосомы у членов одной из семей из Коста-Рики. При этом тип наследования был аутосомно-доминантный. К картированныму гену изолированной глухоты, передающейся аутосомно-рецессивно, относится ген GJB2/коннексина26, передающий несиндромальную сенсориневральную DFNB1-глухоту, встречающуюся в европеоидной популяции.

Частота врождённой тяжёлой тугоухости или глухоты составляет 1:1000 новорождённых. Не менее половины из этих случаев генетически обусловлены. Чаще наследственные нарушения слуха не являются врождёнными, а развиваются в детстве или даже позже. В 80% случаев эти нарушения наследуются аутосомно-рецессивно, в 15 – 20% – аутосомно-доминантно и мене чем в 1% – рецессивно Х-сцепленно. Аутосомно-доминантная глухота бывает двусторонней и делится на 2 типа: детская, возникающая до 15 лет и взрослая, развивающаяся в более позднем возрасте. Х-сцепленную глухоту обнаружил в 1965г. Fraser Y.R. мальчики имели резкое нарушение восприятия на высоких частотах с порогом от 80дБ до 100 дБ.

Биология и генетика

Наследственные заболевания органов слуха: Наследственные нарушения слуха возникают под действием генетических факторов в том числе в результате врожденных дефектов. Некоторые исследователи в особую группу факторов снижения слуха выделяют факторы патологического воздействия на орган слуха плода не связанные с генетическим фоном. Несиндромальная форма тугоухости форма тугоухости при которой снижение слуха не сопровождается другими признаками или заболеваниями других органов и систем которые передавались бы по наследству вместе с...

29.Наследственные заболевания органов слуха:

Наследственные нарушения слуха возникают под действием генетических факторов, в том числе в результате врожденных дефектов. Некоторые исследователи в особую группу факторов снижения слуха выделяют факторы патологического воздействия на орган слуха плода, не связанные с генетическим фоном. Результатом такого воздействия, как и в случае наследственного заболевания, становится врожденная тугоухость.

Согласно данным последних исследований более 50 % всех случаев врожденной и ранней детской тугоухости связаны с наследственными причинами. Считается, что каждый восьмой житель Земли является носителем одного из генов, вызывающих рецессивную тугоухость.

Самым значимым для развития тугоухости оказался ген коннексина 26 (GJB2). Только одно изменение в этом гене, которое обозначается как мутация 35delG, отвечает за 51% всех случаев в рождении ранней детской тугоухости. Известны и другие изменения в этом гене.

Благодаря проведенным исследованиям, известно, что в нашей стране каждый 46 житель является носителем мутации 35delG. Поэтому, как это ни печально, вероятность встречи носителей измененного гена достаточно высока.

Среди всех случаев врожденной тугоухости и/или глухоты синдромальная патология составляет 20-30%, несиндромальная до 70-80%.

Несиндромальная форма тугоухости – форма тугоухости, при которой снижение слуха не сопровождается другими признаками или заболеваниями других органов и систем, которые передавались бы по наследству вместе с тугоухостью.

Синдромальная форма – тугоухость, сопровождающаяся (например, синдром Пендреда - это синдром, характеризующийся сочетанием нарушения слуха и нарушения функции щитовидной железы).

Сочетание нарушения слуха с патологией других органов и систем, рассматриваемое в рамках известных синдромов, в группе с делецией не выявлено.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76862. Лимфатический узел 181.03 KB
Лимфатические синусы в паренхиме узла делятся на краевой подкапсульный sinus mrginlis seu subcpsulris корковые sinus corticles мозговые sinus medullres воротный sinus chilris. По приносящим сосудам лимфа поступает в краевой синус из него в корковые из них в мозговые синусы а потом в воротный откуда начинаются выносящие лимфатические сосуды. Лимфатические узлы располагаются группами с вариабельным числом узлов в каждой 420 66404 всего образуется до 150 региональных групп. У висцеральных узлов наблюдается несколько...
76863. Лимфатические сосуды и узлы головы и шеи 182.17 KB
Они формируются из однослойной сети кожных лимфатических капилляров и посткапилляров и впадают в поверхностные лимфатические узлы расположенные на границе головы и шеи. Поверхностные лимфатические узлы головы. Они принимают лимфу от лобной теменной височной областей наружного уха слуховой трубы верхней губы и от околоушной железы а направляют её в поверхностные и глубокие шейные узлы.
76864. Лимфатические сосуды и узлы руки 180.47 KB
По поверхностным сосудам оттекает лимфа от кожи подкожной клетчатки поверхностной фасции поверхностных мышц используя крупные и длинные лимфатические сосуды трех групп латеральной медиальной и средней. Латеральные лимфатические сосуды 510 начинаются от кожи IIII пальцев латеральной поверхности кисти предплечья плеча проходят вместе с цефалической веной и впадают в подмышечные лимфатические узлы латеральную группу. Медиальные лимфатические сосуды 515 начинаются на IVV пальцах медиальной поверхности кисти предплечья...
76865. Лимфатические сосуды и узлы ноги 179.36 KB
sphen mgn а впадают в поверхностные паховые лимфатические узлы. Задние приносящие сосуды 35 начинаются от лимфатических сетей кожи подошвы пятки сопровождают малую подкожную вену и вливаются в подколенные лимфатические узлы. Глубокие приносящие сосуды начинаются из капиллярных лимфатических сетей мышц суставных капсул наружной оболочки эпиневрия периферических нервов надкостницы и проходят вместо с глубокими венами стопы голени бедра вливаясь в паховые лимфатические узлы.
76866. Пути оттока лимфы от молочной железы 182.41 KB
Они впадают в следующие лимфатические узлы. Непостоянные 15 межгрудные лимфатические узлы nodi lymphtici interpectorlis расположенные между большой и малой грудными мышцами. Выносящие из них сосуды направляются в предаортальные узлы но могут вливаться непосредственно в грудной проток и левый яремный ствол. Часть приносящих лимфатических сосудов обходит лимфатические узлы и напрямую вливается в выносящие сосуды или подключичные яремные и бронхомедиастинальные стволы что приводит к отдаленному метастазированию опухолевых клеток из...
76867. Лимфатические сосуды легких и грудные узлы 180.75 KB
Приносящие лимфатические сосуды возникают на уровне легочных сегментов переходят в долевые и воротные покидая легкие вместе с венами вливаются в следующие висцеральные лимфатические узлы грудной полости. Бронхопульмональные nodi lymphtici bronchopulmonles 425 внутриорганные узлы располагаются у сегментарных и долевых бронхов внеорганные узлы находятся в корне легкого у главного бронха. Трахеобронхиальные узлы nodi lymphtici trcheobronchiles: верхние 114 и нижние 330 лежат над и под бифуркацией трахеи.
76868. Лимфатические сосуды и узлы органов брюшной полости 186.2 KB
Из капиллярных сплетений начинаются приносящие лимфатические сосуды которые направляются к краям органа и вливаются в органные лимфатические узлы. Из сплетений приносящие лимфатические сосуды направляются к воротам органов где вступают в органные лимфатические узлы. Из них выходят выносящие сосуды большая часть которых вливается в межорганные и региональные лимфатические узлы меньшая в кишечные поясничные лимфатические стволы грудной проток.
76869. Лимфатические сосуды и узлы таза 179.97 KB
Приносящие сосуды возникающие из внутриорганных лимфатических сплетений направляются к не многочисленным висцеральным лимфатическим узлам: 1 околомочепузырным собирающим лимфу не только от мочевого пузыря но и от простаты мочеточников и начального отдела уретры; 2 околоматочным расположенным в параметрии между листками широкой маточной связки и собирающим лимфу от матки и маточных труб; 3 околовлагалищным лежащим на передней и задней стенках влагалища; в эти узлы лимфа вливается из шейки матки влагалища и его предверия; 4...
76870. Органы иммунной системы 181.19 KB
Основой всех иммунных органов является лимфоидная ткань: узелковая и диффузная создающая морфофункциональный клеточный комплекс лимфоцитов плазмоцитов макрофагов и других иммунных клеток. В костном мозге из стволовых клеток путем многократных делений до 100 раз и дифференцировки по трем направлениям эритропоэз гранулопоэз тромбоцитопоэз образуются форменные элементы крови эритроциты агранулоциты лимфо и моноциты тромбоциты а также Влимфоциты. Они участвуют в гуморальном иммунитете и становятся предшественниками...


Поделиться