Дипломная работа: Социально-правовая защита инвалидов. Социально-правовая защита инвалидов Нормативные основы социальной защиты инвалидов

Тема 17. Технологии социальной работы с инвалидами

1. Понятие инвалидности и ее виды.

2. Правовые основы социальной защиты инвалидов.

3. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов.

4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах.

Технологии социальной работы с инвалидами.

Понятие инвалидности и ее виды

Инвалид,- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп.

По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.



В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т.д.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т.п.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.


Правовые основы социальной защиты инвалидов

Социальному работнику необходимо знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов».

Вот несколько выдержек из этого правового международного документа:

«Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»;

«Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;

«Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;

«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;

«Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законодательные акты:

  • Закон о социальной защите инвалидов
  • Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев
  • Постановление о льготах инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов
  • Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях
  • Экспертиза нетрудоспособности
  • Права и льготы

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Ппредусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства, - организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.).

социально-консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатно оказываются социальные услуги:

1) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;

3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, сред-недушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150 % прожиточного минимума.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.

Сфера социального обслуживания инвалидов поделена на два основных сектора - государственный и негосударственный.

Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также - лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональный ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т.д.

Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50 % с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов. Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок, за пользование общественным транспортом, приобретение, технический уход за личным автотранспортом и т.д.

Помимо федеральных законов специалистам социальной работы необходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами. Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п.

Данные положения Закона «О социальной защите инвалидов» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.

Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие объемы социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.

Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др. Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации.

Тем отраднее знать, что подвижка в лучшую сторону началась. Например, в Москве сами инвалиды организовали реабилитацион-ный центр «Преодоление», который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам (весу, прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски. Для социального работника этот пример важен тем, что он подсказывает: среди инвалидов есть много талантливых мастеров организаторов.

Одна из задач социальной работы - найти этих людей, содействовать им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем самым помочь многим.

Время чтения: ~8 минут Марина Семенова 2526

Люди с ограниченными возможностями – это уязвимая часть общества, которая нуждается в понимании со стороны окружающих, одновременном элементарном сочувствии и отношении к ним, как к равным.

Каждая цивилизованная страна в построении своей соцполитики стремится уделять большое внимание проблемам, связанным с вопросами инвалидов. В России, которая является развитой страной, социальная защита инвалидов занимает приоритетное место.

Законодательные разъяснения, что такое соцзащита

Правовое регулирование социальной защиты инвалидов определяется рядом законодательных актов, которые прежде всего построены на общих принципах Конвенции по правам человека. В связи с чем, законодательная база стран постсоветского пространства в таких вопросах, как социально-правовая защита имеет общее направление.

В РФ действуют следующие нормативы, регулирующие положение людей с инвалидностью:

  • Обеспечение социальной направленности гарантировано статьёй 39 Конституции РФ.
  • ФЗ №181 регулирует меры предоставления соцзащиты недееспособному населению.
  • Нововведения в современную политику в отношении к неполноценным людям закреплены в ФЗ 419.
  • Раздел посвящённый правам и гарантиям для ограниченного по здоровью человека существует в ТК.
  • Пенсионное обеспечение прописано в ФЗ №166 и №173.

Человек, который по своему состоянию здоровья оформил статус инвалида на основании перечисленных нормативов, наряду с равными правами в отношении других граждан, имеет ряд привилегий от государства, которые направлены на преодоление барьера в жизни особенных людей и адаптации их к социуму.


Закон предполагает, что соцзащита инвалидов - это сбалансированный комплекс мер, предпринимаемых государством, во исполнение обязательств перед гражданами

Все принятые акты являются обязательными для реализации всеми субъектами РФ.

Виды социальной защиты инвалидов

В области медицины

На основании закона РФ об охране здоровья, люди с ограниченными возможностями независимо от возраста, имеют право на получение медицинской помощи различного характера. К такой помощи относится:

  • Получение лекарственных препаратов, выписанных лечащим врачом, бесплатно. Выдача лекарств происходит в аптеках, которые предварительно выиграли тендер на право обеспечения граждан льготными медикаментами. Для получения необходимо нужно иметь спецбланк заказа, подписанный главврачом больницы, где наблюдается нездоровый человек. Если организация не имеет выписанного препарата, то оформляется запрос на его доставку, и в течение двух суток лекарство должно быть предоставлено. Перечень бесплатных препаратов установлен Правительством. В 2019 году в него входит порядка 646 препаратов.
  • Возможность на реализацию мер по абилитации, согласно разработанной ИПРА.
  • Обеспечение техсредствами, согласно существующему реестру на их получение в местных органах соцзащиты. В зависимости от регионального положения такие средства могут выдаваться бесплатно или на льготных условиях.
  • Больных, имеющих проблемы с конечностями, наделяют протезно-ортопедическими изделиями, выдача которых происходит согласно периодичности и установленной очерёдности.
  • Нетрудоспособные лица могут рассчитывать на получение бесплатной медпомощи в поликлиниках государственной формы. Также на оказание услуг неполноценным людям без взимания платы ориентированы лечебные учреждения муниципального здравоохранения.
  • Государство предлагает ограниченным в передвижениях людям на уход за ними на дому. Обычно это касается пожилых граждан, которые одиноки и имеют оформленную недееспособность.
  • В случае неспособности самостоятельно обслуживать свои жизненные потребности возможно содержание таких людей спецучреждениях медицинского характера.
  • Оздоровление в профильном санатории. Реализовать эту привилегию можно путём подачи всех необходимых бумаг в местное отделение соцзащиты и записавшись в очередь на путёвки. Особенный человек имеет право на одноразовую бесплатную путёвку. Выбор санатория остаётся за госструктурой, но должен соответствовать направлению заболевания неполноценного лица;
  • С 2005 года от получения бесплатных лекарств и санаторных путёвок нездоровому человеку можно отказаться и заменить их ЕДВ. Это одна из формы монетизации государственной льготы. ЕДВ получают вместе с пенсионным снабжением, и эта выплата подлежит ежегодной индексации.

Социальное обслуживание

Этой мерой соцзащиты могут воспользоваться те граждане, которые не имеют возможности обеспечивать свои потребности самостоятельно. Согласно Закону «О социальном обслуживании граждан РФ» к мероприятиям соцобслуживания следует отнести:

  • Помощь соцработника, которая оказывается на дому. Перечень предоставляемых услуг закреплён в Положении об обслуживании .
  • Юридическая и психологическая помощь, которая предлагает консультации по возникшим вопросам.
  • Уход за нездоровым человеком во время нахождения его в спецпансионате или профильном интернате.
  • В России действует госпрограмма «Доступная среда», разработанная на период с 2011 по 2025 год. В рамках этой программы выполняется адаптация инфраструктуры и усовершенствуется сфера услуг.

Пенсия и налоги

Нетрудоспособным людям всех групп и детям с нарушением развития здоровья положена социальная пенсия, которая зависит от категории официально определённой категории недееспособности и характера причинения ущерба здоровью.

Средний размер пенсионного обеспечения недееспособного лица I группы после ежегодной индексации 2019 года составляет 13 500 рублей. Повышение этой суммы может осуществиться в следующем году после подсчёта индекса роста цен в стране.


Ещё лица с I группой инвалидности и дети-инвалиды могут рассчитывать на пособие по уходу за ними

Предоставлено такое пособие может быть трудоспособному лицу, которое не имеет никакого дохода посредством обращения в местное управление по защите населения, с соответствующими документами. Размер такого пособия составляет – 1500 рублей, а для неработающих попечителей малолетних инвалидов – 5500 рублей.

Опекуны детей-инвалидов имеют право на следующие льготы:

  • налоговый вычет в сумме 3000 рублей по НДФЛ;
  • четыре дня дополнительных выходных ежемесячно;
  • сокращение на пять лет пенсионного возраста.

Недееспособные люди 1 и 2 группы инвалидности имеют налоговые преференции. Согласно НК они освобождены от уплаты имущественного налога и имеют скидки по начислению земельного налога и транспортного сбора. В Республике Казахстан нездоровые лица этих категорий полностью освобождены от уплаты подоходного налога. Нотариальные услуги также оформляются со снижением оплаты на 50%. Все существующие вычеты за неполноценными особами этих категорий сохраняются.

В случае возникновения тяжб, в которых инициатором разбирательства является инвалид, то пошлина с него не взимается, при условии цены иска менее миллиона рублей.

Жильё и коммунальные услуги

Государство может предоставить жилище людям с ограничениями по здоровью всех групп. Для обеспечения жильём важно своевременно встать на квартирный учет.

Выделение жилплощади осуществляется неполноценному лицу и членам их семей, существует два реальных способа обеспечения их жильём:

  • Предоставляется жилище по соглашению о соцнайме.
  • Оформляется субсидия на приобретения жилплощади из бюджетных федеральных средств. Субсидия выдаётся, как сертификат и может использоваться только по целевому назначению.

Для нетрудоспособного населения существуют и другие льготы жилищного характера. К ним относятся:

  • выделение земучастка для строительства ИЖС вне существующей очерёдности и без проведения торгов;
  • скидка на оплату услуг ЖКХ всем категориям, в том числе и инвалидам 3 группы. Льгота начисляется индивидуально человеку с ущербом здоровья, члены семьи оплачивают коммуналку в полном объёме.


Обеспечение всех нуждающихся дополнительной жилплощадью в разных регионах страны является проблематичной и медленно решаемой из-за недостаточного госфинансирования

Транспортные льготы

Один раз в год нетрудоспособный человек имеет право на оформление бесплатных железнодорожных билетов. А также льготный проезд на дальнее следование по авиабилетам и жд билетам к месту курортного оздоровления и обратно. Для их получения, следует оформить талон в отделении ФСС по принадлежности. Проезд оплачивается не только нездоровому человеку, а и сопровождающему его лицу, при условии не перехода недееспособного лица на ЕДВ.

В отношении городского транспорта и автобусов пригородного назначения, каждый регион разрабатывает и внедряет понятие «соцбилет». Выглядит он, как именной документ, который покупается по фиксированной стоимости. При наличии такого соцбилета у человека возникает право проезда на всех видах городского транспорта без оплаты.

В случае наличия у ограниченного по здоровью лица автомобиля, он может рассчитывать на льготные места на парковке без оплаты. Для этого необходимо обозначить свою машину, как льготную, посредством вывешивания на стекло соответствующего спецзнака и иметь при себе подтверждающие документы.

Учёба и работа

На государственном уровне поддерживается воспитание детей-инвалидов, их обучение и трудоустройство взрослых людей с инвалидностью.

Малолетние инвалиды могут посещать обычные детсады и школы, если это поддерживается врачом, который наблюдает ребёнка. По этому вопросу в 2016 году в закон «Об образовании» включены новые главы об инклюзии. В случае невозможности посещения обычных заведений, существуют коррекционные воспитательные и учебные учреждения и формы семейного образования.

Для поступления в колледж или ВУЗ, достаточно пройти вступительный тест и набрать проходной балл. При соблюдении этих условий зачисление подростка-инвалида идёт вне конкурса.

Трудоустроенные инвалиды нормативно правовое регулирование своей рабочей деятельности осуществляют с соблюдением дополнительных гарантий. Статья 21 фз предусматривает квотирование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. На предприятиях со списочным составом более 100 человек государство закрепило от 2 до 4% мест за инвалидами. При этом работодатель обязан обустроить рабочее место особенного человека согласно с предписанием его ИПРА.

Максимальная длительность рабочей недели для инвалидов I и II категории не более 37 часов. Ежегодный гарантированный отпуск не менее 30 дней. Отпуск без содержания зарплаты может быть продлён до 60 дней и предоставлен по первому требованию нездорового человека. Привлечение к сверхурочной работе, ночным сменам и в праздничные дни законно только с письменного согласия инвалида. Под сокращение штата человек с ограниченными возможностями не попадает.

Инвалидность – это не проблема только индивидуального человека, но и показатель какие правовые основы существуют в стране в плане социального обеспечения населения. Ведь от многого зависит адаптация и мягкое преодоление барьеров между самодостаточными людьми и незащищёнными гражданами. Страна, имеющая широкий спектр соцуслуг и привилегий для особенных людей, считается высокоразвитой и цивилизованной.

Видео по теме

КУРСОВАЯ работа

Социально-правовой механизм

Защиты инвалидов в Российской федерации

Зиганшина Дарья Маратовна,

специальность 40.02.01

Право и организация социального обеспечения,

Руководитель ______________________________________ Абашина А.Д., к.п.н.

Введение….………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-правового механизма защиты инвалидов в РФ.

1.1.Инвалид как объект социального обеспечения в РФ……………………….5

1.2.Нормативно-правовые основы регулирования вопросов, связанных с инвалидностью……………………………………………………………………. 9

Глава 2. Социально-правовой механизм защиты инвалидов в РФ

2.1. Система государственной социальной поддержки гражданам, имеющим инвалидность……………………………………………………………………….17

2.2.Социальная реабилитация инвалидов в системе социального обслуживания в РФ………………………………………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………….33Список использованных источников…..……………………………………….…35

ВВЕДЕНИЕ

Объектами социальной политики в отношении инвалидов выступают все граждане,имеющие соответствующий статус, и люди,потенциально находящиеся под риском получить инвалидность. При этом в узком смысле акцент сделан на социальную защиту граждан, не способных в силу определенных причин обеспечить себе достойный уровень жизни. Для всех граждан государство создаёт общую систему взаимодействия в обществе, единые принципы. Одновременно проводит дифференцированную адресную (приоритетную) социальную политику в отношении инвалидов с учётом возможностей государства и общества, конкретного человека.

Решение проблемы инвалидности является приоритетным, актуальным направлением в реализации социальных обязательств государства. Политика в отношении инвалидов затрагивает все стороны жизни общества и связана прежде всего со сферами здравоохранения (профилактика, медико-социальное обслуживание, лечение), занятости (организация труда, профессиональная ориентация), образования (обучение и воспитание, получение профессии), социальной защиты (страхование, помощь, обслуживание и др.) культуры, спорта и др.Эффективным условием её функционирования будет служить выработка единой концепции государственной политики инвалидности как целостной системы мер, направленных на решение конкретных социальных проблем инвалидов в соответствии с уровнем социально-экономического развития страны в текущей перспективе.



Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведе­нием, а также заниматься трудовой деятельностью.

Цель курсового исследования: изучить социально- правовой механизм защиты инвалидов в РФ.

Объект исследования: социальная помощь инвалидам в РФ

Предмет исследования: социально-правовой механизм социальной защиты инвалидов в РФ.

Задачи:

1. Выяснить основы изучения социально-правового механизма защиты инвалидов в РФ

2.Проанализировать правовой статус инвалидов в РФ

3.Изучить оказание социальной поддержке инвалидам в РФ

4. Представить результаты исследования в виде выпускной курсовой работы

Глава 1 Теоретические основы изучения социально-правового механизма защиты инвалидов в РФ.

Инвалиды как объект социального обеспечения в РФ

Согласно российскому законодательству,инвалид- это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»

Целью государственной политики является «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, политических, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ от 1993 года , а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами РФ».

Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приорите­там и возможностям формирует социальную и экономическую поли­тику в отношении инвалидов.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образо­вания, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвали­дов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жиз­ни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа­лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отно­шении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где прожи­вает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики сво­его заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Иными словами, инвалидность - это проблема не одного чело­века, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы Постановление Правительства РФ № 805 от 16.12.2004 года «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико – социальная экспертиза (МСЭ) – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности,вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое.

Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления - важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы - как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью.

Объектом данного исследования является полный и всесторонний анализ положений действующего законодательства о социальной защите инвалидов.

Проблемы инвалидности сложны и многогранны. Оказание всесторонней помощи инвалидам предполагает реализацию комплексных программ и технологий их реабилитации, включающих медицинские, профессиональные и социальные разделы, а также своевременное и адекватное оказание адресной социальной помощи. Комплекс этих мер должен преследовать одну цель – расширение рамок независимости людей с ограниченными возможностями, реинтеграцию(интеграцию) их в привычный интеллектуальный, профессиональный, социальный круг.

Социальная политика по отношению к лицам с ограниченными возможностями осуществляется по двум направлениям:

С точки зрения общественных, глобальных проблем - изменения общественного мнения к проблеме инвалидности , формирования среды жизнедеятельности, создания системы социального и рационального трудоустройства и т. п.;

С точки зрения отдельного индивида - создание необходимых условий для адаптации к новым жизненным условиям с учетом индивидуальных особенностей.

Социальному работнику крайне важно знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН ʼʼО правах инвалидовʼʼ. Вот несколько выдержек из этого правового международного документа: ʼʼИнвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинстваʼʼ; ʼʼИнвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лицаʼʼ; ʼʼИнвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельностьʼʼ; ʼʼИнвалиды имеют право на

медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности^ на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживанияʼʼ; ʼʼИнвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатацииʼʼ.

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определœения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы ʼʼО социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидовʼʼ (1995 ᴦ.), ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ (1995 ᴦ.).

Еще раньше, в июле 1992 ᴦ. Президент Российской Федерации издал Указ ʼʼО научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидовʼʼ. В октябре того же года были изданы указы ʼʼО дополнительных мерах государственной поддержки инвалидовʼʼ, ʼʼО мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельностиʼʼ.

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

В Законе ʼʼО социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидовʼʼ сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всœех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всœех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др.
Размещено на реф.рф
(ст. 3 Закона).

Социальные услуги предоставляются всœем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединœениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населœения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых должна быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

полустационарное социальное обслуживание в отделœениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства, - организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.).

социально-консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, бывают оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатно оказываются социальные услуги:

1) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;

3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, сред-недушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150 % прожиточного минимума.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.

Следует подчеркнуть, что по состоянию на 1 января 1996 ᴦ. в полной или частичной оплате социальных услуг нуждались всœе без исключения граждане пожилого возраста и инвалиды 21 субъекта Федерации, где оплата труда всœего трудоспособного населœения составляла ниже 150% прожиточного минимума. Это такие регионы, как Новгородская, Псковская, Ивановская, Кировская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская, Читинская области; республики Марий Эл, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Удмуртия, Республика Алтай, Тыва. Здесь проживает свыше 20 млн. человек.

Понятно, что администрации этих регионов страны не в состоянии обеспечить не только оплату социальных услуг для пожилых и инвалидов, но и социальные пособия по безработице, бедности и другие, предусмотренные законодательством. Все населœение этих регионов от мала до велика получает доход ниже прожиточного минимума и нуждается в социальных пособиях. Все расходы на оплату социальных услуг пожилым и инвалидам вынуждены брать на себя федеральные органы.

В Законе ʼʼО социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидовʼʼ система социального обслуживания поделœена на два базовых сектора - государственный и негосударственный. Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, -а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединœения, в т.ч. профессиональный ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ. Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

Закон обязывает всœе органы власти, руководителœей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всœеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т.д.

Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50 % с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона).

Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединœений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от органи-

зационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписоч-ной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединœения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединœения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателœей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов. Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, ин-. струмешов, техники, оплату санаторно-курортных путевок, за пользование общественным транспортом, приобретение, технический уход за личным автотранспортом и т.д.

Помимо федеральных законов социальным работникам крайне важно знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

Социальному работнику также крайне важно знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. К примеру, Закон ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта͵ или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона). Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые

дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п. Данные положения Закона ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ попросту игнорируются всœеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.

Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие объёмы социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всœего крайне важно го с детства, прожить не в состоянии.

Средний размер пенсий по России на 1 января 1996 ᴦ. равнялся 185,5 тыс. рублей, а прожиточный минимум - 345 тыс. рублей. На такие пенсии, в случае если не иметь каких-либо дополнительных источников дохода, жить невозможно.

Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др.
Размещено на реф.рф
Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Οʜᴎ в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелœее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации.

Тем отраднее знать, что подвижка в лучшую сторону началась. К примеру, в Москве сами инвалиды организовали реабилитацион-ный центр ʼʼПреодолениеʼʼ, который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам (весу, прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски*. Важно заметить, что для социального работника данный пример важен тем, что он подсказывает: среди инвалидов есть много талантливых

* См.: Русский инвалид. - 1992. т- № 4. 195

мастеров организаторов. Одна из задач социальной работы - найти этих-г^дей, содействовать им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем самым помочь многим.

Нормативно правовые основы социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации закреплены в трех Федеральных законах:

1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон №181-ФЗ

2. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон №122-ФЗ

3. О государственной социальной помощи: Федеральный закон №178-ФЗ

Так же в статье 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам войны и инвалидам, имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности и не имеющим степени ограничения.

Имеются так же несколько подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы социальной защиты инвалидов, например:

1. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 года 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (с изменениями от 17 апреля 2002 года).

2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями от 7 апреля 2008)

3. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

Так же в законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов входят соответствующие положения Конституции Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Прежде всего, необходимо четко различать понятия «социальное обслуживание» и «социальная защита» инвалидов. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участи в жизни общества. Пенсионное обеспечение инвалидов не входит в систему социальной поддержки инвалидов.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом установлены в «Положении о признании лица инвалидом», утвержденным Постановлением Правительства РФ.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, поэтому медицинское освидетельствование оплачивается за счет фондов обязательного медицинского страхования.

Основаниями для признания граждан инвалидом являются:

– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

– ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

– необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

При этом наличие только одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Статьей 10 Федерального закона 181-ФЗ определены цели и направления федеральной программы реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

– восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

– профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

– социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

– физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Размер и порядок выплат ежегодных денежных компенсаций инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников определяются Правительством РФ.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона 181-ФЗ планировка и застройка населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона 181-ФЗ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона 181-ФЗ субъектам РФ переданы все полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Также субъекты РФ предоставляют инвалидам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки из утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг па 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. Кроме того, субъекты РФ обязаны обеспечить жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ. Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Субъекты РФ в соответствии со ст. 19 Федерального закона 181-ФЗ обязаны обеспечить инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков.

Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации, техническое обслуживание и ремонт которых производятся вне очереди с освобождением от оплаты или на льготных условиях. Порядок предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту технических средств реабилитации инвалидов определяется Правительством РФ.

Инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Организации, в которых более 50% работников – инвалиды, имеют льготы по налогам. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов РФ с участием общественных объединений инвалидов.

Органами исполнительной власти субъектов РФ созданы специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров. Перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание, также утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с Федеральным законом 181-ФЗ и содействовать удовлетворению их потребностей.

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных ст. 28.1 Федерального закона 181-ФЗ. С I января по 31 декабря 2005 года ежемесячные денежные выплаты выплачиваются в размерах, установленных п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ.

Сумма ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2006 года исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ежемесячной денежной выплаты и стоимости набора социальных услуг, осуществленной за период с 1 января 2005 года в соответствии с законодательством РФ.

В том случае, когда инвалид одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону 181-ФЗ и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по Федеральному закону 181-ФЗ, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Основные изменения в Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О социальной защите инвалидов» внесены Федеральным законом 122-ФЗ от 22 августа 2004 года. В основном, этими изменениями вышеперечисленные Федеральные законы перекладывают бремя социального обслуживания и социальной защиты инвалидов перекладывают на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, статья 18 закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года 122-ФЗ определяет: «Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Или, статья 28 закона «О социальной защите инвалидов» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года 122-ФЗ гласит: «Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов». Так же, в статье 17 закона «О социальной защите инвалидов» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года 199-ФЗ сказано: «Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации».

Учитывая разнообразие субъектов Российской Федерации с точки зрения экономических, финансовых и демографических характеристик, представляется, что различных субъектах Российской Федерации уровень социальной защиты и социального обслуживания инвалидов будет отличаться. Чтобы социальные услуги были доступны для всех нуждающихся, необходимы стабильные источники их финансирования, определяемые на федеральном уровне.

Необходимо отметить, что законодательством установлено неравное положение между общероссийскими и иными общественными организациями инвалидов. Например, статья 381 п. 3 Налогового кодекса устанавливает, что освобождаются от налога на имущество общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности. Так же статья 395 п. 5 Налогового кодекса определяет так же, что от земельного налога освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Названные конституционные положения конкретизированы в Федеральных законах «Об общественных объединениях» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Исходя из конституционного истолкования содержащихся в них норм, общественные организации инвалидов являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений. Они создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, т.е. выступают формой социальной защиты инвалидов (статья 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). По территориальной сфере деятельности такие организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными и независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом (статьи 14 и 15 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Таким образом, современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Однако требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой основы, так как данные проблемы находят свое отражение именно на региональном уровне, где реализуются основные положения существующего федерального законодательства, а Министерство социальных отношений (отвечающее за организацию социальной защиты инвалидов Челябинской области) опирается в своей деятельности, прежде всего, на федеральное законодательство,

Думается, что части льгот по налогообложению межрегиональные, региональные и местные общественные организации инвалидов должны иметь такие же льготы, как и общероссийские общественные организации инвалидов.

Отменить принцип начисления пенсий по степеням ограничения способности к трудовой деятельности, а также основанные на этом принципе последующие нормы закона и нормативные акты. Вместо этого начислять пенсии по инвалидности и предоставлять социальную защиту и реабилитацию – только по группам инвалидности.

Наполнить норму закона о квотировании рабочих мест для инвалидов реальным содержанием; предоставить работодателям компенсации затрат на создание рабочих мест для инвалидов на предприятиях всех форм собственности, всячески стимулировать трудоустройство инвалидов на открытом рынке труда в том числе и путем создания специальных центров по реабилитации и отделов в службах занятости, занимающихся профессиональной подготовкой инвалидов, разъяснительной работой среди работодателей и другими вопросами трудоустройства инвалидов.

Предоставить предприятиям, находящимся в собственности организаций инвалидов, государственный заказ на выпускаемую ими продукцию; принять целевые программы по модернизации предприятий, находящихся в собственности всероссийских обществ инвалидов (ВОГ, ВОИ, ВОС и др.), с целью улучшения трудоустройства и условий труда инвалидов и повышения их заработной платы.

Предоставить инвалидам реальное право выбора между частью социального пакета и транспортными льготами, такими как: обеспечение инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, в том числе и детей-инвалидов, достигших пятилетнего возраста, автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях; 50-процентная скидка со стоимости проезда на всех междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (туда и обратно) в другое время года; бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения. Причем это право не должно ограничиваться пределами региона проживания инвалида.

Поделиться