Гигиеническое обоснование школьного режима. Ежедневная гигиена ребенка: о чем должен помнить первоклассник

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ

1. Развитие гигиены в первобытном и рабовладельческом обществах. Возникновение и развитие гигиены имеет многовековую историю. Истоками ее в первобытном обществе были эмпирические (опытные) знания, полученные путем наблюдений на протяжении жизни многих поколений. На основе этих знаний появились навыки, возникли обычаи, религиозные предписания, соблюдение которых способствовало предупреждению болезней и сохранению здоровья. Уже в те древние времена осознавалась важная роль предупредительных мероприятий. Так, рекомендовалось соблюдать чистоту жилища, тела, не загрязнять почву, употреблять в пищу безопасные растительные и животные продукты, выбирать для получения питьевой воды чистые, не заболоченные реки и озера, изолировать больных заразными болезнями и др.

О развитии эмпирической гигиены в рабовладельческий период наиболее ярко свидетельствуют идеи профилактики и предупредительные мероприятия, получившие распространение в странах Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет), Древней Греции и Древнем Риме.

Гигиенические правила, использовавшиеся в Древней Индии в те времена (4-3 тыс. до н.э.), позднее (1000-500 лет до н.э.) вошли в свод законов Ману и Аюрведу и другие исторические источники. В них рекомендовалось поддерживать чистоту в домах, бытовые отходы относить далеко от жилищ, избегать пресыщения. Существовали даже детально разработанные правила ухода за телом и обращения с посудой. Считалось полезным употреблять молоко, мед, свежую растительную пищу, отмечалось влияние на здоровье человека времени года, погоды и климата. Большое внимание уделялось и общественной гигиене. Так, уже в 4-3 тысячелетиях до н.э. в г. Мохенджо-Даро в Северо-Западной Индии существовали городская канализация, колодцы, купальни и бассейны, а также бани, нагревавшиеся горячим воздухом.

Остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб обнаружены и при раскопках в гг. Вавилоне и Ниневии в Мессопотамии, а в документах Ассиро-Вавилонского государства уже в 3-4 тыс. до н.э имелись законы об изоляции заразных больных во время эпидемии.

В Древнем Египте за 4-5 тыс. лет до н.э. с профилактической целью широко применяли массаж, омовение, принимали слабительные, мочегонные и потогонные средства. Уже тогда существовали рекомендации, касающиеся вопросов личной гигиены, половой жизни, изоляции больных, погребения умерших и др. Имелись также правила по устройству и содержанию улиц, осушению почвы. Во дворцах и кварталах знати сооружались водопроводы и другие элементы санитарного благоустройства. Греческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н.э., утверждал, что египтяне самые здоровые люди.

Ясные и сознательные представления «о многих условиях, вредных или благотворных для здоровья» и необходимости предупреждения болезней «которых еще нет в теле человека», сложились в Древнем Китае. С целью укрепления здоровья использовались водные процедуры, пребывание на солнце, массаж, гимнастика, рекомендовались «разумная умеренность», правильный распорядок дня, рациональная диета. Немаловажное значение придавалось и элементам общественного благоустройства. Так, имелись правила рационального размещения населенных мест, жилищ, обеспечения питьевой водой, удаления бытовых отходов.

Широкое развитие получили гигиенические знания в Древней Греции. Древние греки преуспели как в личной, так и общественной гигиене. В отдельных полисах (городах-государствах) уже в VII веке до н.э. имелись водопроводы с водоразборными портиками. В VI веке до н.э. появилась новая планировка городов, при которой жилые территории пересекались широкими, прямыми улицами. Эта планировка способствовала хорошему проветриванию и освещению жилых кварталов. В Афинах была сооружена канализация. Осуществлялся санитарный надзор за продажей пищевых продуктов и напитков, размещением и строительством зданий.

Древних греков отличало «стремление… к наивозможному развитию физических сил, целостности и красоты организма, в особенности у молодежи» (Ф.Ф.Эрисман). Оно достигалось спартанским воспитанием, основанным на физических тренировках, гимнастике, закаливании, участием в состязаниях, соблюдением так называемой «гигиастики» - диететики для здоровых.

В V-IV вв. до н.э. в Древней Греции появляются первые труды, обобщающие и систематизирующие накопленные гигиенические знания. Их автором был выдающийся врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). В своих знаменитых трактатах «О воздухах, водах и местностях», «О здоровом образе жизни» Гиппократ рассматривает значение воздуха, воды и почвы для жизни человека, рекомендует врачам изучать климат, условия местности, образ жизни, питание населения и др. Он советует заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели («Наставления»).

В Древнем Риме развитие общественной гигиены достигло еще большего расцвета. Было построено 30 акведуков (водопроводов), первый из которых - в 614 году до н.э. Акведуки были подняты на арках, высота которых достигала 30 м. В сутки в город подавалось до 1000 л горной воды на человека. Жидкие нечистоты и атмосферные осадки удалялись по разветвленной системе скрытых каналов, собирались в большой канализационный коллектор, достигавший 4 м в ширину и 5 м в высоту, и сбрасывались в р.Тибр. Акведуки и канализационные сооружения существуют в Риме и по сей день, являясь выдающимися памятниками санитарно-технических сооружений древности.

Замечательными оздоровительными комплексами были термы (бани), вмещавшие одновременно по 1800 и 3200 купающихся. В термах имелись холодные и горячие бани, бассейн, комнаты для массажа, дорожки для прогулок, гимнастический зал, стадион.

В Древнем Риме действовали законы, определявшие требования к строительству, продаже пищевых продуктов, питанию войск, использованию воды р.Тибр, захоронению умерших. Контроль за выполнением этих требований осуществлялся специально выделяемыми городскими чиновниками.

Несмотря на несомненные достижения, уровень гигиенических знаний в государствах Древнего мира все-таки был еще низок, а вводившиеся элементы общественной и личной санитарии являлись в основном привилегией богатых. Потому то частыми были опустошительные эпидемии, а средняя продолжительность жизни составляла 25-30 лет.

2. Развитие гигиенических знаний в средние века (VI­XIV вв. н.э.) и в период перехода от феодализма к промышленному капитализму (XV – XVIII вв. н.э.)



В эпоху феодализма в Западной Европе наступает мрачный период застоя и упадка во всех областях жизни, в том числе, и в развитии гигиены. Всесильная церковь запрещала лечение болезней, так как считала это вмешательством в волю всевышнего, жестоко преследовала посмевших поступать иначе, призывала к отказу от всяких гигиенических мер, проповедуя аскетизм. В итоге стал забываться и искореняться культ гигиены древних, а средневековые города превратились в рассадники заразы. Дома теснились в узких, кривых улицах, немощеных, изрытых колеями, полных грязи. Отбросы и помои выкидывались из окон, для освещения использовались масляные светильники или свечи, от которых стоял плотный смрад, а все вокруг покрывалось сажей. Мылись редко, в лоханях. Общественных бань не было.

Отсутствие какой-либо санитарии было одной из главных причин опустошительных эпидемий чумы, тифа, холеры, оспы, дизентерии и др., потрясавших средневековье. В 14 веке от чумы в Европе из 100-миллионного населения погибла четверть.

Единственное исключение в Европе в этот период представляла медицинская школа Салерно вблизи Неаполя (XII в.). Ее учеными на протяжении столетий складывался «Салернский кодекс здоровья», включавший тысячи стихов гигиенического характера. «Кодекс» был переведен на европейские языки и переиздавался сотни раз.

В отличие от Европы, средние века на Востоке были периодом процветания различных отраслей знания и, в том числе, медицинской науки и гигиены. Всемирную известность получил живший в то время (980-1037 гг.) крупнейший ученый, выдающийся врач – таджик Абу Али Ибн-Сина (Авиценна). В его фундаментальном 5-томном сочинении, «Каноне врачебной науки», освещаются многие вопросы гигиены. Так, Авиценнна обращает большое внимание на влияние места жительства на здоровье человека и дает рекомендации, которые недалеки от современных требований: «Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, насколько земля возвышенна или низменна, открыта или закрыта, какова там вода... доступно ли (данное место) ветрам или находится в котловане и какие там ветры - здоровые ли они или холодные, а также какие по соседству моря, болота, горы и рудники… Необходимо, чтобы окна и двери выходили на восток и на север, восточные ветры могли проникать в здание и солнце достигало в них любого места».

Особо подчеркивает Ибн-Сина наличие связи между временами года, климатом и отдельными заболеваниями, рассматривает вопрос о влиянии загрязненного воздуха, предполагает бесспорное существование невидимых для глаза возбудителей заболеваний, передающихся человеку не только через воду, но и через воздух.

В одной из книг «Канона» ученым приводятся высказывания о том, какую роль играет вода для организма и как выбрать воду для питья. Ибн Сина отмечает, что «лучшая вода - это вода ручьев, но не всех ручьев, а (протекающих) по чистой земле», причем вода должна быть «открыта для солнца». Ученый дает рекомендации и по улучшению качества питьевой воды: «Возгонка и перегонка один из (путей) исправления плохой воды, а если это невозможно, то кипячение». Весьма интересным с позиций современной водной токсикологии является совет не употреблять водопроводную воду. Это связано с тем, что вода в то время транспортировалась по свинцовым трубам и из-за этого «она заимствует силу свинца и часто вызывает язвы в кишках».

Среди многочисленных гигиенических идей Ибн-Сины значительное место занимают и вопросы гигиены питания. Он уделял большое внимание качественному составу пищи, режиму питания, созданию благоприятных условий для пищеварения, взаимосвязи режима питания с занятиями физическими упражнениями, ходьбой, посещением бани, принятием тех или иных лекарственных веществ, сезоном года. Ибн-Сина считал вредным переедание, для лиц преклонного возраста рекомендовал употребление молока, зелени, фруктов, инжира, слив и воздержание от острых, горьких и сушащих продуктов (маринадов и специй, соленых и вяленых изделий).

Взгляды и научное наследие Ибн-Сины явились основой для дальнейшего развития гигиены и медицинской науки в целом.

В XV-XVI вв. н.э., после длительного периода застоя, в Европе вновь получают развитие гигиенические знания и предупредительные мероприятия, чему способствовал переход от феодализма к промышленному капитализму. В это время начинают быстро развиваться мануфактуры, условия труда на которых были тяжелыми и приводили ко многим заболеваниям, что обусловило необходимость изучения, лечения и предупреждения болезней промышленных рабочих. В 1700 году появляется известный труд падуанского врача Б.Рамаццини (1633-1714) – «Размышления о болезнях ремесленников», в котором впервые были описаны условия труда и профессиональные заболевания рабочих 52 профессий. Работа Рамаццини не была первой в области профессиональной гигиены. Еще в 1437 году Ульрихом Элленбогом была написана книга «О ядовитых и вредных испарениях и дымах металлов», а знаменитым Парацельсом в 1532-1534гг. опубликованы работы о болезнях рудокопов и литейщиков. Однако в этих источниках рассматривались лишь некоторые профессиональные заболевания. Труд же Б.Рамаццини, на написание которого он потратил почти 50 лет, явился первым руководством, охватившим почти всю промышленную патологию, существовавшую в то время.

Введение машинного производства в XVIII-XIX веках привело к резкой интенсификации труда, непомерному увеличению рабочего дня, высокому травматизму, массовым профессиональным заболеваниям. Вызванный этим подъем рабочего движения и выступления прогрессивной общественности заставили правительства ряда стран Европы принять специальные санитарные законы, организовать санитарные советы. Появляются врачи и администраторы, занимающиеся вопросами санитарного благоустройства. Практическим руководством для них, отражавшим содержание и порядок осуществления санитарных мероприятий, явился вышедший в те годы фундаментальный труд «Система всеобщей медицинской полиции», написанный ректором Петербургской медико-хирургической академии И.П.Франком (1745-1821).

3. Становление гигиены как самостоятельной науки. До 19 века гигиена продолжала носить эмпирический характер. Развитие естественных наук в середине 19 века поставило гигиену на экспериментальные рельсы и положило начало как самостоятельной дисциплине. Основоположниками научно-экспериментальной гигиены были М.Петтенкофер, К.Флюге, М.Рубнер в Германии, Э.Паркс и Дж.Саймон – в Англии, М.Леви – во Франции, А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман – в России.

Макс Петтенкофер занимает почетное место в истории гигиены. Получив медицинское образование, он обучался затем у знаменитого химика О.Либиха. В 1865 году создал первую кафедру гигиены в Мюнхенском университете, а в 1879 году стал руководителем организованного им Гигиенического института. Будучи всесторонне образованным ученым, он впервые для оценки факторов окружающей среды применил химические, физические, микробиологические методы. Им была доказана необходимость санитарного благоустройства городов и жилищ. В научной школе, которую создал М.Петтенкофер, широко изучались гигиенические проблемы, связанные с воздухом, водой, почвой, питанием, одеждой и др.

В развитии гигиены в России в 18-19 вв. особую роль сыграли прогрессивные взгляды на значение предупредительных мероприятий гениального ученого М.В.Ломоносова, а также выдающихся основоположников отечественной клинической медицины – М.Я.Мудрова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина и др. В своем труде «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) М.В.Ломоносов говорил, что «в размножении и сохранении здоровья народа состоит имущество и богатство всего государства» и призывал в связи с этим заботиться о здоровье детей, обеспечивая надлежащее питание, быт, санитарные условия и др. Он занимался также изучением условий труда рудокопов, разработал теорию естественной вентиляции шахт. К его заслугам относится и развитие в России химии и физики - дисциплин, явившихся фундаментальными для создания базы научно-экспериментальной гигиены.

Одним из последователей М.В.Ломоносова был С.Г. Зыбелин - первый студент-медик, первый русский профессор медицины, первый врач, который в своей практической и преподавательской деятельности особое внимание уделял вопросам профилактики заболеваний. Его ученик, профессор Московского университета, М.Я.Мудров стал первым терапевтом-гигиенистом, основоположником военной гигиены. Он разработал целую систему гигиенических мероприятий по предупреждению заболеваний. В 1808 году М.Я.Мудров впервые начал читать в университете курс лекций по военной гигиене, а 9 июля 1809 года произнес актовую речь перед русскими врачами «О пользе предметах военной гигиены или науке сохранять здоровье военнослужащих». В своем выступлении он определил не только задачи военной гигиены, но и задачи гигиены в целом. М.Я.Мудрову принадлежит крылатое выражение: « … легче предохранить от болезней, нежели их лечить. И в сем состоит первая его (врача) обязанность». Его ученик, гениальный хирург, Н.И.Пирогов (1810-1882) в 1863 г. в «Замечаниях на проект общего устава Императорских российских университетов» писал: «…и почему гигиена причисляется как добавок к общей терапии и фармакологии – непонятно». Пренебрежение гигиеной Пирогов относил к числу исторических заблуждений. Он был убежден, что «будущее принадлежит медицине предохранительной». «Я верю в гигиену, вот где заключается истинный прогресс нашей науки» - говорил Н.И.Пирогов.

Убежденным сторонником профилактики были и другие основоположники российской клинической медицины. Выдающийся клиницист Г.А.Захарьин отмечал: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения…».

По новому Уставу 1863 года в российских университетах начало вводиться преподавание гигиены как самостоятельной дисциплины.

Таким образом, почву для развития гигиенической науки в России заложили не только социальные перемены, но и передовые воззрения представителей клинической медицины, общественного мнения, достижения физики, химии, физиологии, патологической физиологии.

Основоположниками научно-экспериментальной гигиены в России были Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П.Доброславин (1842-1889). Федор Федорович Эрисман, уроженец Швейцарии, но «из швейцарца превратился в русского, искренне любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» (И.М.Сеченов). В 1869 году молодой врач-окулист Ф.Ф.Эрисман переезжает из Цюриха в Петербург, где изучая зрение у более чем 4000 учащихся, убеждается, что развитию близорукости у детей способствуют «плохое освещение, нерационально построенные парты, неправильное положение при письме, плохая печать учебников и пр..». Он предлагает изменить освещение, иначе печатать учебники, сам конструирует парту, которая затем была введена во всех школах («парта Эрисмана») и даже сегодня является прототипом для школьной мебели.

Серьезно заинтересовавшись вопросами гигиены и санитарного дела, Ф.Ф.Эрисман пополняет свои знания по методологии гигиены в 2-х-летней стажировке у М.Петтенкофера, а затем продолжает свою деятельность уже как гигиенист. Он глубоко и всесторонне занимается изучением вопросов школьной гигиены, жилищных условий населения, качества питьевой воды и водоснабжения населения, условий питания фабричных рабочих и др. В 1872-1877 гг. Ф.Ф.Эрисман пишет первый, ставший широко известным труд – «Руководство по гигиене», а в 1877 году появляется вторая капитальная работа – «Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда».

После переезда в Москву в 1879 году Эрисман работает земским санитарным врачом Московского уезда. Совместно с врачами А.В.Погожевым и Е.М.Дементьевым он проводит масштабное санитарное обследование 1080 фабрик Московской губернии, условий труда и быта 114000 рабочих. Результаты работы были опубликованы в 19 томах и высоко оценены врачами и передовой общественностью. Под руководством Ф.Ф.Эрисмана были также впервые внедрены в санитарную практику санитарно-статистические методы исследования.

С 1882 по 1896 год Ф.Ф.Эрисман преподает в Московском университете, где с 1984 года возглавил организованную им впервые на медицинском факультете кафедру гигиены. По его инициативе в Москве открывается Гигиенический институт, а при кафедре организуется городская санитарная станция, проводившая исследования пищевых продуктов, воды и почвы. В 1887 году Ф.Ф.Эрисман издает новую книгу – «Курс гигиены», о чем И.М.Сеченов писал: «Работая не покладая рук, он был прекрасным профессором и нашел время написать обширный и очень ценимый специалистами учебник гигиены».

В 1892 году Ф.Ф.Эрисман организует Московское гигиеническое общество, первым и бессменным руководителем которого он был на протяжении ряда лет.

Своими высказываниями и свободомыслием Ф.Ф.Эрисман был неугоден царскому правительству, и, когда в 1896 г. ученый вместе с другими профессорами университета подписал прошение о пересмотре дел студентов, участвовавших в студенческих волнениях, его уволили из университета и вынудили покинуть Россию. Однако эти события не умалили заслуг Ф.Ф.Эрисмана, вся научная и практическая деятельность которого позволила ему занять ведущее место среди отечественных гигиенистов и стать одним из основателей российской гигиенической науки. «До него гигиена существовала в России лишь номинально, а в его руках она стала деятельным началом против многих общественных недочетов и язв. Он основал действительно рабочий гигиенический институт, служивший не только науке, но и обществу. Для земской медицины он сделал столько, что в среде земских медиков его имя ставится… рядом с именем С.П.Боткина и ставится справедливо» (И.М.Сеченов). Именем Ф.Ф.Эрисмана назван один из крупнейших гигиенических институтов России, ему воздвигнут памятник в Москве, в его честь учреждена премия.

Алексей Петрович Доброславин в 28 лет уже был профессором гигиены, а в 1871 году возглавил первую в России кафедру гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Им, вместе с Ф.Ф.Эрисманом, были заложены основы экспериментальной гигиены в России. Доброславин считал необходимым, чтобы все санитарные рекомендации имели веское научно-экспериментальное обоснование, а в практическую работу гигиенистов активно внедрялись лабораторные методы исследования. С этой целью он организует гигиеническую лабораторию, в которой проводятся разносторонние экспериментальные работы по гигиене жилища, питания, водоснабжения, школьной гигиене и др. Кроме того, по его инициативе в Петербурге создается специальная санитарная лаборатория для исследования пищевых продуктов, открывается первый гигиенический журнал «Здоровье», организуется «Русское общество охранения народного здравия». А.П.Доброславин становится основателем первой гигиенической школы в России, из которой вышли видные гигиенисты – М.Я.Капустин, С.В. Шидловский и др.

Широко известны труды А.П.Доброславина. В 1882 году выходит в свет фундаментальное руководство «Гигиена – курс общественного здравоохранения». В этом же году А.П.Доброславин начинает читать курс военной гигиены, а в 1885-1887гг. пишет новое руководство – «Курс военной гигиены». Немаловажную роль в разработке вопросов военной гигиены сыграло участие А.П.Доброславина, как гигиениста, в действующей армии во время русско-турецкой войны (1877-1878г.).

Благодаря А.П.Доброславину и Ф.Ф.Эрисману, их ученикам и последователям гигиеническая наука в России вышла на передовые позиции и способствовала дальнейшему развитию санитарного дела. В 70-80-х годах 19 века в крупных городах России и губерниях стали создаваться санитарные комиссии, санитарные советы и станции, появились первые санитарные врачи. А перед первой мировой войной санитарные бюро и комиссии были уже в 73 городах и 40 губерниях, в городах работали 342 санитарных врача, в земствах – 257. Вместе с тем, санитарное состояние многих населенных пунктов и санитарно-эпидемиологическая ситуация в дореволюционной России оставались неудовлетворительными. Практическое применение сильной русской научной гигиены оказалось гораздо слабее, чем на Западе, в силу незаинтересованности буржуазно-помещичьих кругов в проведении кардинальных мер по улучшению социальных условий населения, экономической отсталости страны, нищеты, низкой культуры и неграмотности народа. Недаром А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман определяли гигиену как науку, имеющую общественный социальный характер. «Ни одна гигиеническая мера не будет приносить пользы, если она встанет в противоречие с законами политической экономии» - говорил А.П.Доброславин.

4. Развитие профилактической медицины в период становления советского государства. Качественно новый этап развития отечественной гигиены наступает после Октябрьской социалистической революции. Молодая Советская республика столкнулась с небывалыми трудностями: гражданская война, иностранная интервенция, неурожайные годы, голод, разруха, нехватка медикаментов, топлива, крайне малое количество врачей, особенно санитарных, отсутствие санитарного законодательства усугубили и без того тяжелую санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране. В этих условиях, уже с первых дней своего существования Советская власть начинает коренную перестройку старой медицины в государственную. В марте 1919 года принятая VIII Съездом Российской коммунистической партии большевиков программа одной из основных задач Советского здравоохранения ставит проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся. В 1922 году Декретом Совнаркома РСФСР организуется государственная санитарная служба, а в 1927 году издается Закон «О санитарных органах республики». Профилактика, приобретшая государственный характер, в широком смысле слова становится фундаментом развития здравоохранения. Создается мощная централизованная государственная санитарная служба, представленная обширной сетью областных, городских, районных и ведомственных санитарно-эпидемиологических станций, специализированных санитарных и противоэпидемических учреждений, научно-исследовательских институтов, кафедр гигиенического профиля в медицинских вузах.

Большую роль в развитии гигиенической науки и санитарного дела в этот период сыграли Н.А.Семашко, З.П.Соловьев, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, А.Н.Марзеев, С.Н.Черкинский, В.А.Рязанов и др.

Н.А.Семашко (1874-1949) был первым наркомом здравоохранения. При его непосредственном участии осуществлялось становление санитарно-эпидемиологической службы Советской республики, разрабатывались теоретические аспекты советского здравоохранения. В 1922 году в Московском университете им была организована первая кафедра социальной гигиены. Его заместитель З.П.Соловьев (1876-1928) возглавлял военно-санитарную службу Красной Армии, проводил большую работу по организации гигиенического обеспечения войск, нормированию питания, строительства казарм и др. Он занимался также проблемами профессиональной гигиены и медицинского обеспечения рабочих на производстве. А.Н.Сысин (1879-1956) - первый начальник санэпидотдела Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. При его участии был подготовлен проект декрета «О санитарной охране жилищ», разработаны «Санитарные правила по постройке жилых зданий», «Временный стандарт качества воды, подаваемой в сеть хозяйственно-питьевых водопроводов» и др. Он руководил кафедрой гигиены в 1 Московском мединституте, затем кафедрой коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей. Основал и возглавил Институт общей и коммунальной гигиены АМН СССР (в настоящее время – Институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина). Им написаны 2 учебника по общей и коммунальной гигиене, издано двухтомное пособие «Основы коммунальной гигиены» и др. С.Н.Черкинский (1897-1980) был основателем гигиенической школы и научного направления по разработке проблем гигиены воды и водоснабжения. Он явился одним из разработчиков первых отечественных документов по стандартизации качества питьевой воды и воды источников водоснабжения, а также основ гигиенического нормирования химических веществ в водной среде. За работу «Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы» был удостоен премии им. Ф.Ф.Эрисмана. Академик В.А. Рязанов (1903-1968) занимался разработкой вопросов санитарной охраны атмосферного воздуха, возглавлял НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н.Сысина. Его монография «Санитарная охрана атмосферного воздуха» явилась фундаментальным трудом, впервые широко осветившим теоретические основы и практические мероприятия в этом направлении.

Нам нужно научиться управлять своим здоровьем. А для этого необходимо разобраться, от каких факторов оно зависит. В процессе роста человека ему прививают понятия о чистоте. И речь идёт не только о внешней чистоте (мытье тела, обтирание, душ), а и о внутренней чистоте человеческого организма – умение содержать внутренние органы в чистоте и порядке.

Гигиена – наука о чистоте. Викторина «Гигиена» содержит 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Почему раздел медицины «гигиена» получил такое название?

В честь древнегреческой богини Гигиеи +

В честь дочери бога здоровья Асклепия + (она и есть богиня Гигиея)

В честь животного гиена

2. Перед тем, как принять пищу, вы моете руки с мылом. Для чего вы это делаете?

Чтобы отмыть их от грязи, в грязи размножаются возбудители болезней +

Потому что заставляет мама

Чтобы поиграть с душистым мылом

3. Какая гигиеническая процедура полезнее?

Контрастный душ +
Обливание +
Обтирание +

4. Что такое гигиена?

Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья +

Система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья +

То же, что и стоматология

5. Как вы считаете, на сколько человек рассчитана одна расчёска?

На трёх человек
На двух человек
Только на одного человека +

6. Вопрос по типу: вредно-полезно. Отметьте: что полезно, а что вредно

Кушать плотно, «наверхосыточку» — вредно
Читать в постели — вредно
Делать зарядку на свежем воздухе – полезно
Прикасаться к глазам грязными руками – вредно
Круглый год спать с открытой форточкой – полезно
Принимать воздушные ванны – полезно
Смотреть целый день телевизор – вредно
Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно
Ухаживать за ногтями – полезно
Тщательно пережёвывать пищу – полезно
Сахар заменять мёдом, фруктами, ягодами, сухофруктами — полезно

7. Кто такой гигиенист?

Человек, соблюдающий гигиену
Врач, специалист по гигиене +
Человек, считающий, что гигиена – это пустая тата времени

8. Отгадайте загадки:

Организму для порядка
Каждый день нужна …(Зарядка ).

Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Вода )

Гладкое, душистое,
Ароматное, запашистое.
Важно, чтобы у каждого было
Что это такое?… (Мыло )

В воду садится, а мокрым не бывает.
Виден край, да не дойдешь. (Солнце )

В ванной комнате висит, болтается,
Все за него хватаются. (Полотенце )

Хожу-брожу не по лесам,
Как правило, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа )

9. Какие стихи о гигиене вы знаете?

«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое…»

«Чтоб прогнать тоску и лень.
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов…»

«Добрый день!
Я – чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами…»

10. Продолжите фразу:

«Чистота – залог …здоровья »
«В здоровом теле — …здоровый дух »
«Солнце, воздух и вода — …наши лучшие друзья »
«Чисто жить — …здоровым быть »
«Кто аккуратен — …тот людям приятен »

Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!

Гигиена школьника

Личная гигиена школьника - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранение и укрепление здоровья человека.

Личная гигиена подразумевает режим дня, регулярные приемы полноценной пищи, правильное чередование умственного и физического труда, гигиенические требования содержания в чистоте тела, белья, одежды, жилища. Правильный образ жизни человека связан с постоянным использованием элементов личной гигиены. Это помогает рационально организовать жизнь и сохранить здоровье.

Необходимо тщательно умываться и принимать душ утром и вечером. Причем умываться лучше проточной водой. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение.

Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливаются под ногтями (примерно 95% микроорганизмов, находятся на коже рук) кроме того, там могут оказаться и яйца гельминтов, поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Руки необходимо мыть с мылом несколько раз в день - после работы и туалета, перед едой. Ноги следует мыть перед сном.

Важное место в личной гигиене занимает соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков, чулок.

В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, чередовали учебные занятия с отдыхом. Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, но и недостаточно развиваются другие системы организма, прежде всего нервная и сердечно - сосудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.

Занятия физкультурой и спортом - необходимое условие, от которого зависит здоровье, работоспособность и хорошее настроение. Большие умственные, нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими физическими упражнениями, крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Регулярное занятие физической культуры и спортом повышают естественную сопротивляемость организма неблагоприятными влияниям окружающей среды, инфекциям.

Гигиеническое обоснование школьного режима

Режим дня школьника. Режим дня - динамическая система распределения нагрузки и отдыха, обеспечивающая сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Он основан на всестороннем учете особенности роста, развития, условий жизни ребенка и предназначен для установления физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется воспитание. Следовательно, режим является основой оздоровительного и приоффилактического воздействия на организм всех факторов воспитательной работы.

Вся природа живет в точных ритмах - вращение планет, времена года, день и ночь, жизнь и смерть. Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающую переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых в одно и тоже время, в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков, создает наилучшее условия для жизнедеятельности организма человека.

На родительском собрании классный учитель сообщает примерный распорядок дня, поясняя назначение каждого элемента режима дня успеваемости и сохранения здоровья школьника. Физиологически режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляется подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек, и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию, дает сон более глубокий, организм лучше восстанавливает силы, прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучшему усвоению пищи.

Психологическое стремление к переменам занятий - врожденное качество человека, поэтому систематическое чередование различных видов деятельности, смена умственной и двигательной работы отдаляют переутомление. Дети привыкают к режиму дня, и привычный режим жизни положительно влияет на их самочувствие, настроение, работоспособность. В частности, у школьников, привыкших выполнять домашнее задание в одни и те же часы, появляется к этому времени готовность всего организма к напряженной умственной работе. В этом случае им не приходится долго (вырабатываться). Соблюдения режима дня способствует не только укреплению здоровья школьника, но и его правильному воспитанию, формированию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, умение подчинить свои желания требованиям окружающей его действительности.

Особого внимания заслуживает соблюдения режима школьниками - акселераторами, а также детьми, ослабленными и страдающими хроническими заболеваниями. Акселерация у детей часто приводит к нарушениям регуляции сосудистого тонуса, что проявляется в увеличении артериального давления. У акселератов отличается склонность к сердечно - сосудистой патологии, желудочно-кишечным и аллергическим заболеваниям. Патологические проявления ослабляются, если дети соблюдают режим дня и находятся под наблюдением врачей.

В каждой семье режим дня организуется по - своему, что зависит от жилищно-бытовых условий семьи, отдаленности школы от дома, степени занятости детей в семейных делах, от занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках. Но основной план режима дня должен оставаться постоянным.

В первую очередь это касается сна. Возрастные физиологические формы сна совершенно обязательны. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность центральной нервной системы, отрицательно влияет на организм ребенка в целом. Довольно часто детские нервно - психические заболевания развиваются вследствие недосыпания. Свежий воздух в помещении, не очень мягкая кровать, чистая постель, соблюдение тишины способствует наиболее полноценному отдыху детского организма во время сна.

Профилактика бессонницы и нервности у детей. При систематическом нарушении гигиенических норм и правил организации сна детей повышается истощаемость нервных клеток. Это приводит к нарушению динамики процесса возбуждения и торможения, т. е бессоннице. У таких детей развивается нервность или неврастения. Дети, больные невростинией, повышенно раздражительны, быстро утомляются, рассеяны, обидчивы, эмоционально неустойчивы, что часто сопровождается плаксивостью. В школе они вялы и апатичны или, наоборот, сильно возбуждены и беспокойны. Они не могут сосредоточиться над заданным, легко отвлекаются на незначительные посторонние раздражители.

Причиной нервности школьника могут быть перенесенные инфекционные болезни, которые ускоряют истощения нервных клеток и нарушают нормальные ритмы деятельности всей системы организма.

Для оздоровления таких детей необходимо установить длительный щадящий режим, исключить умственное перенапряжение, сохраняя легкий физический труд и гимнастику, которые укрепляют организм. Полезны беседы с учащимися об охране здоровья.

Эффективным средством укрепления нервной системы является правильное проведение занятий по физическому воспитанию и мероприятия по закаливанию организма посредством воздушных, солнечных и водных процедур.

Двигательная активность школьников также повышает работоспособность школьников, улучшает состояние их здоровья и успеваемость. В режиме дня необходимо предусмотреть время на подвижные игры и спортивные занятия, так как большинство учащихся вынуждено в связи с большой учебной нагрузкой вести неподвижный образ жизни, не оставляют времени для занятий спортом.

Весеннее утомление учащихся также развиваются в результате недостаточной подвижности. Родители должны понимать, что только утренняя гимнастика дома и перед началом уроков в школе, физкультпаузы на уроках, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры не ликвидируют дефицита движения у детей. Необходимы также занятие спортом и физическим трудом. Физические упражнения жизненно необходимы для нормальной деятельности, роста и развития детского организма. Доказано - и достаточно широко известно, - что физическая инертность, малоподвижный образ жизни способствует расстройству обмена веществ, развитию тучности и атеросклероза, возникновению болезни сердца и легких.

Вопрос этот сейчас обострился. За последние десятилетия весьма уменьшился объем двигательной активности школьников. Многие часы они просиживают за рабочим столом в школе и дома, недостаточно бывают на свежем воздухе, мало ходят пешком, сидят за компьютерами, нередко вовсе не находят времени для занятия физической культурой и спортом. Отсюда недостатки в деятельности сердечно - сосудистой системы, большое число простудных заболеваний, быстрая утомляемость, вялость. Понятно, это не может не сказываться пагубно на учебных успехах. При малоподвижном образе жизни уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально - психическое состояние человека. Тот, кто лишает себя подвижности, рискует стать раздражительным, малообщительным, а затем вялым и равнодушным даже к тому, что раньше вызывало у него радостные эмоции.

Важным средством физического воспитания являются игры и упражнения во время перемен. После напряженного учебного труда школьники испытывают большее желание побегать, попрыгать, погулять. Дело учителя - позаботиться о том, чтобы это естественное стремление выражалось не в беготне и беспорядочной возне, а в разумном проведении перемены. Важно, прежде всего, установить, где и как проводят перемены дети, разъяснить им требования поведения на переменах и добиваться выполнении ими этих требований. Хорошо, если большую перемену дети будут проводить на свежем воздухе с использованием простейшего инвентаря для выполнений упражнений по физкультуре (скалки, мячи, обручи)

Гимнастика располагает богатейшим арсеналом разнообразных упражнений и способов их выполнения, что позволяет избирательно воздействовать на различные группы мышц, готовить человека к различным видам деятельности. Для формирования устойчивой привычки делать зарядку, прежде всего, необходимы согласованные усилия школы и семьи. Когда на уроках физкультуры начинается разучивание комплексов утренней гимнастики, учитель просит родителей проследить, чтобы дети использовали эти упражнения дома. Ребята быстро включаются в выполнение утренней зарядки, если ей занимаются несколько членов семьи.

Важным условием формированием привычки делать зарядку является режим. Если дети будут вовремя ложиться спать, они без труда встанут в нужное время и проделают необходимые упражнения. Лучше всего гимнастику проводить на открытом воздухе. Начинается она за 15-20 минут до уроков.

Спорт занимает заметное место во внеклассной и внешкольной работе со школьниками. Характерно стремление тех, кто занимается спортом, добиться более высоких результатов - выполнять классификационные спортивные нормы, занять первое место, установить рекорд. Спорт предполагает необходимую для этого специальную тренировку и участие в соревнованиях.

Режим питания. При правильном режиме питания школьники принимают пищу 4 раза в день в строго определенное время. Кроме того, необходимо строго определенное количество разнообразной пищи для удовлетворения энергетических затрат организма и обеспечения его правильного роста и развития.

Одним из наиболее частых нарушении гигиены питания является избыток в пищи углеводов (мучные изделия, сладости). В этом случае углеводы не полностью используются организмом на компенсацию энергетических затрат организма, а частично идут на образование жира, который откладывается про запас и ведет к ожирению.

В пищевом рационе школьника предусматривается белковые продукты ("строительный" материал для растущего организма), овощи и фрукты.

Кроме того, пища должна содержать растительное масло и витамины, которые повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному развитию и росту детей. В зимне-весенний период необходимо увеличить потребление школьниками продуктов, содержащих витамин С (квашеная капуста, лук), или добавлять его в молоко.

Профилактика отравлений у детей. Для предупреждения пищевых отравлений необходимо следить, чтобы дети употребляли в пищу съедобные ягоды в чистом виде и умели их отличать от ядовитых, не употребляли в пищу недоброкачественных рыбных и мясных продуктов, солянок и грибов. При этом необходимо также соблюдать правила мытья и содержания кухонной посуды, не применять в детских учреждениях ядовитых веществ для борьбы с грызунами, мухами, предпочтительнее использовать липучки.

Недопустимо употреблять в пищу залежанные консервы, мясные и молочные продукты, а также продукты, не прошедшие санитарно - бактериологический контроль.

Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых генетических навыков, успешнее проходит в начальных классах. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, так как последние вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление и негативизм в отношении режима и генетических процедур. Составит режим дня с учетом особенности семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее школьника научить выполнять его. И главное здесь - разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей, хотя на первых порах строгое выполнение режима кажется неудобным для ребенка, воспринимается им негативно. Чем конкретнее, целенаправленней и разумнее родители будут контролировать соблюдение школьниками режима дня, тем быстрее режимные моменты станут обязательными в поведенческом стереотипе ребенка.

Определенный диссонанс в режиме дня школьника вносят не учебные периоды времени. В выходные дни дети должны как можно больше находится на воздухе, заниматься подвижными играми и спортом.

Во время каникул вне организованного коллектива школьники больше двигаются, чаще бывают на воздухе, позже ложатся спать и рано встают. Резкий переход к школьному режиму может отрицательно повлиять на здоровье детей. Их необходимо постепенно приучать к нему.

Школьная гигиена как экспериментальная наука стала развиваться одновременно с развитием общей гигиены с середины ХIХ века. Однако как практическая область деятельности гигиена имеет большую историю. Как эмпирическая область знания гигиена детей, подростков и молодёжи была известна ещё на заре истории человечества.

В России развитие школьной гигиены , как и общей гигиены, протекало самобытно, и элементы гигиены были известны русскому народу ещё в далёкой древности. Известно, что наши предки ещё в глубокой древности были закалёнными и физически развитыми людьми. Наша народная поэзия в былинах восхваляет замечательные подвиги древних русских богатырей, их силу и удаль. Былины о древних русских богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Василии Буслаевиче и других - свидетельствуют о стремлении наших предков к закаливанию и физической силе. Целям закаливания и развития физической силы в то время служили стрельба из лука, борьба, плавание, езда верхом на лошади и другие физические упражнения. Эти средства воспитания закалённости и силы были одним из весьма существенных факторов, обеспечивших военные успехи Киевской Руси в её борьбе с печенегами и Византией.

С образованием Киевского государства в жизни нашего народа произошли значительные сдвиги в направлении его культурного роста и развития. Начали создаваться школы, но сведения о санитарно-гигиенических условиях, а главное, об их устройстве отсутствуют. Известно лишь, что в некоторых школах ещё в XIII-XIV вв. было организовано питание детей, даже приходящих.

Сведения о постройке специальных школьных зданий относятся к XVII в., когда в Москве в 1665 г. просвещённым деятелем того времени Симеоном Полоцким было основано Спасское училище. Судя по записи договора на постройку школьного здания для этого училища, видно, что оно было относительно больших размеров, в два этажа, и имело две классных комнаты, общежитие для учащихся и квартиру учителя. Ещё раньше основатель Киевской коллегии, оказавший сильное влияние на развитие образования не только на Украине, но и во всей России, - Пётр Могила в 1635 г. заложил и в течение нескольких лет построил большое двухэтажное здание для классов этого учебного заведения, а затем и здание для общежития учащихся. Представление об этих зданиях дают сохранившиеся до нашего времени их изображения.

В XVII в. в Московском государстве появились азбуковники, в которых помещался не только учебный материал, но и школьные правила, указания учителям и различные сведения о внутреннем распорядке школы, школьном режиме и быте учащих и учащихся. Все эти материалы представляют исключительный интерес в гигиеническом отношении.

В азбуковниках даётся ряд указаний по личной гигиене детей и подростков; в частности, встав от сна, предлагалось умывать лицо, полоскать рот и причёсывать волосы. В одном из азбуковников читаем:

В дому своем от сна востав, умыйся,
Прилучившегося плата краем добре утрися .

В азбуковниках предлагалось ученикам соблюдать чистоту в помещениях, производить уборку их в частности мыть столы и скамейки, аккуратно снимать по приходе в школу головные уборы и верхнюю одежду и т. п. Давались в них и указания об отоплении школьных помещений, о снабжении водой школы и порядке употребления её учащимися и пр. Давались также советы о правилах посадки учащихся:

Теснотою друг друга не соглетайтеся,
Коленями и лядвиями не прикосняйтеся .

Тот факт, что эти гигиенические указания приводятся не в одном из азбуковников, а во многих, говорит о том, что в школах Московского государства имели место элементы гигиенического воспитания учащихся.

Заслуживает упоминания знаменитый Епифаний Славинецкий, один из наиболее крупных русских учёных XVII в., хорошо знакомый с физиологией и медициной. Им написан замечательный труд «Гражданство обычаев детских», который в основном посвящен гигиене детей и их физическому воспитанию. В нём упоминается мытьё шеи, лица, глаз, уход за волосами и за зубами, уход за одеждой, гигиеническое поведение во время приёма пищи, режим питания детей, в частности питьевой режим, подвижные игры, сон детей и т. п. Сочинение Славинецкого только свидетельствует о том, что в России XVII в. вопросы гигиенической культуры занимали передовых деятелей того времени. Славинецкому принадлежит также заслуга перевода на русский язык солидного медицинского труда «Книга врачевская анатомия с латинска, от книги Андрея Весалия Брукселиска». Этот труд имел большое значение в деле распространения в Москве в XVII в медицинских и биологических знаний.

Таким образом, в России ещё в XVI-XVII вв. стали развиваться школьно-гигиенические идеи, и санитарно-гигиенические мероприятия внедрялись в практику школ. Между тем большинство школ Западной Европы в то время находилось в тяжёлом санитарном состоянии. Под школы приспосабливались обычно мрачные монастырские здания и деревенские избы. В школах, как правило, царила убийственная палочная дисциплина, уродовавшая детей и отражавшаяся на их нервной системе. Физические упражнения и другие гигиенические мероприятия в большинстве школ не проводились.

Передовые педагоги того времени в своих трудах по воспитанию и обучению подрастающего поколения выдвигают гигиенические мероприятия как важнейшую часть всей учебно-воспитательной работы. Особенно важны указания знаменитого чешского педагога Яна Амоса Коменского, современника русских учёных педагогов - Симеона Полоцкою и Енифания Славинецкого. В своём замечательном труде «Великая дидактика» Коменский уделил много места изложению вопросов физического развития и здоровья детского организма. Чрезвычайно интересны и ценны мысли Коменского о необходимости чередования труда и отдыха. Говоря о жизни человека, Коменский писал: «Естественный день имеет 24 часа; если применительно к жизни разделим его на три части, то 8 часов придётся на сон, столько же - на внешние занятия (именно: попечение о здоровье, на принятие пищи, одевание и раздевание, на разумный отдых, разговоры с друзьями и т. п.; наконец, на серьёзные работы останутся ещё 8 часов». Ясному уму Коменского было очевидно, что здоровье - это основа всякой работы и что воспитывая и обучая детей, необходимо одной из наиболее существенных целей иметь заботу об укреплении здоровья подрастающего поколения.

Коменский писал также о гигиене питания, гигиене обучения, о необходимости проведения школьных занятий в утренние часы, как наиболее удобные «во избежание переутомляемости школьников» и для лучшей успеваемости. Многие гигиенические идеи Коменского имеют ценность и по настоящее время.

В деле внедрения гигиенических идей в педагогику особенно большое значение имел философ, врач и педагог Джон Локк. Его труд «Мысли о воспитании», вышедший в свет в 1703 г., начинается с изложения и обоснования гигиены детства, с раздела «Физическое воспитание». Локк первым из врачей и педагогов дал теорию физического воспитания ребёнка и подростка, соответствующую уровню гигиенических знаний его времени. При этом Локк не ограничивал понимания физического воспитания одними лишь физическими упражнениями и спортом, а мыслил его как систему всестороннего гигиенического воздействия на растущий организм в условиях его воспитания.

Локк писал также о гигиене воздуха, о гигиене жилища, о закаливании детского организма, о гигиене одежды, о гигиене питания и пр. В разделе «Умственное воспитание» Локком даны указания о гигиене преподавания, о фехтовании, верховой езде, о гигиенических требованиях к детским и юношеским развлечениям и путешествиям. Локком же впервые была выдвинута идея о необходимости для растущего организма занятий физическим трудом, который он рассматривал как мощное средство воспитания и укрепления здоровья. Замечательны следующие слова Локка: «Говоря о здоровье, я намерен беседовать с вами не о том, как должен обращаться врач с больным или хилым ребёнком, но о том, что должны делать родители, не прибегая к медицине, чтобы сохранить и увеличить здоровье».

Однако ни Коменский, ни Локк, ни другие передовые деятели того времени не могли повернуть современную им школу на тот путь, который выдвигался ими. Физическое воспитание и гигиенические мероприятия в большинстве западноевропейских школ того времени не проводились, за исключением учебных заведений, в которых учились дети имущих классов населения. Таким образом, Западная Европа в XVI - XVII вв. в отношении развития идей школьной гигиены и школьно-санитарной практики отставала от России. Русские учёные являлись самобытными и оригинальными творцами в области разработки гигиенических идей и внедрения их в практику школы.

Развитие школьной гигиены в России становится особенно заметным с начала XVIII в. Пётр I, как организатор сословной Российской империи, выдвинул в качестве первоочередной государственной задачи создание сословных и в то же самое время профессиональных учебных заведений, которые действительно могли бы стать очагами культуры в стране. Гигиенические мероприятия, и особенно медико-санитарное обслуживание средних учебных заведений, в которых учились дети дворян, чиновников, купцов и духовенства, со времени Петра I получают в России значительное развитие.

Правда, медицинское обслуживание школ в России частично имело место и в предшествующем столетии. Известно, что при многих монастырях ещё в XVII в. имелись врачи и аптекари и даже больницы. Эти же врачи и аптекари обслуживали, наряду с монахами, и больных учеников, особенно тех из них, которые находились на интернатном положении. Но законодательным путём обязательность наличия при учебных заведениях врачей была регламентирована Петром I в 1721 г., когда был опубликован «Духовный регламент», составленный прогрессивным деятелем и сотрудником Петра - Феофаном Прокоповичем. В разделе «Домы училищные» говорилось: «Подобает быть в семинариум церкви, аптеке и доктору». Таким образом, аптека и доктор были поставлены в равное положение с церковью, что для того времени было весьма прогрессивным фактором, свидетельствующим о признании важности организации при учебных заведениях медицинской помощи.

В «Духовном регламенте» имеется ряд гигиенических указаний. Так, говорится и о месторасположении академии и семинарии, что место их должно быть «не в городе, но в стороне на весёлом месте», где нет народного шума. Здесь же говорится также о необходимости постройки специального школьного здания соответственно количеству учащихся. При здании школы обязательно наличие ограждённого земельного участка с садом. Прогулки в саду были строго регламентированы, учебный труд чередовался с отдыхом. «На всяк день два часа определить на гулянье семинаристом, а именно по обеди и по вечери, и тогда б не вольно никому учитися и ниже книжки в руках иметь, а гулянье было бы с играми честными и телодвижными летом в саду, а зимою в своей же избе. Ибо сие и здравию полезно есть, и скуку отгоняет. А еще лучше таковыя избирать, которые с потехою подают полезное некое наставление. Такое, например, есть водное на регулярных судах плавание, геометрические размеры, строение регулярных крепостей и прочая».

Кроме этого «Регламентом» рекомендовалось один-два раза в месяц, а особенно летом устраивать экскурсии на острова, на поля, за город в «места весёлые» и «хотя единожды в год в Санкт-Петербург». Таким образом, здесь сочетались оздоровительные мероприятия с общеобразовательными.

Дальнейшее развитие школьная гигиена получила во второй половине XVIII в. Большое место в постановке вопросов охраны здоровья детей и борьбы с детской заболеваемостью и смертностью принадлежит гениальному русскому учёному М. В. Ломоносову. В своём произведении «О размножении и сохранении российского народа» он выдвинул ряд социально-гигиенических проблем. В размножении и сохранении народа, по мнению Ломоносова, «состоит могущество и богатство всего государства». В этом произведении Ломоносов затронул вопросы гигиены быта, гигиены питания и др. Ему же принадлежит идея необходимости создания воспитательного дома, который подготовлял бы кадры мастеров и ремесленников, с одной стороны, а с другой, был бы средством борьбы с детской смертностью.

Особая заслуга в развитии школьной гигиены в России принадлежит государственному деятелю и педагогу второй половины XVIII в. И. И. Бецкому. В «Генеральном плане Московского воспитательного дома», «Уставе воспитательного общества благородных девиц», «Плане воспитательного училища для купеческих детей для коммерции» и других документах того времени Бецкой подробно развил вопросы гигиены применительно к учебно-воспитательной работе, рассматривая их как органическую составную часть всей педагогической работы. Во всех этих руководящих документах имеется очень много различных гигиенических указаний. В штатах учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для детей привилегированных классов населения, предусматривались врачи, основной обязанностью которых было «сохранение здоровья» учащихся.

В 1766 г. Бецким был издан первый труд по школьной гигиене в России: «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества». В этом труде даются указания о гигиене детей от отнятия от груди до 5-6 лет (одежда, пища, предупреждение болезней зубов, чувства, сон, уход за детьми, телодвижения). В разделе о детях от 5 до 10 лет говорится об одежде, пище, сне, о сохранении здоровья, лекарствах, привитии оспы, спокойствии духа, гигиене учения и наказаниях. Далее следует раздел о детях от 10-12 до 15-16 лет. В этом заключительном разделе также имеется материал об одежде, пище, питье, сне, чувствительности, о гигиенических требованиях к воспитанию, в частности музыке, о страстях, игре, темпераментах, гигиене трудовой деятельности, об «опасных от любви следствиях», о табаке, чистоте и о банях. Одно перечисление вопросов, включённых в этот труд, показывает, как всесторонне в нём были поставлены вопросы гигиены детей и подростков. При этом они уже тогда освещались в возрастном разрезе. Хотя в заголовке этого труда есть ссылка на «лучших авторов», но по существу его содержания он представляет собой оригинальное произведение, отражавшее успехи гигиенической мысли в русских учебно-воспитательных учреждениях. Во второй половине XVIII века в России появился ряд книг и учебных пособий как по вопросам медицины и гигиены, так и по воспитанию подрастающего поколения, в которых также были отражены вопросы гигиены. Так, в учебном пособии «О должностях человека и гражданина, книга к чтению определённая в народных городских училищах Российской империи», выдернувшем к 1791 г. пятое издание, были изложены вопросы гигиены (часть II «О попечении о теле»: глава I - «О здравии», глава II - «О благопристойности»).

В XVIII в. вопросы школьной гигиены развиваются не только в России, но и в Западной Европе. Знаменитый философ и педагог Жан-Жак Руссо в своём произведении «Эмиль или о воспитании» дал много интересных идей гигиенического порядка. При воспитании детей он исходил из «природы» ребёнка и считал необходимым учитывать возрастные особенности детей. Излагая содержание воспитательной работы в отдельные периоды, Руссо подробно останавливался на вопросах гигиены и физического воспитания. В основу этой работы он ставил закаливание организма. Им же был поставлен вопрос о половом воспитании подростков и молодёжи, которое он относил к последнему периоду воспитания, начинающемуся с 15 лет. Вопросы же гигиены половой сферы ребёнка у Руссо предусматривались в более младших возрастах. Так, он рекомендовал избегать у детей тесной одежды, которая может неблагоприятно отразиться на половых органах ребёнка.

Гигиенические высказывания имели место и в педагогических произведениях французских материалистов XVIII в. Гельвеций считал необходимым развивать организм ребёнка одновременно с его умственным развитием. Дидро особо останавливался на гигиене умственного труда детей.

Во время французской революции в проектах народного образовании было уделено много внимания школьной гигиене, в частности чётко был поставлен вопрос о расположении школы по отношению к месту жительства детей и впервые в Западной Европе была поставлена задача о необходимости введения в школах специальных школьных врачей. В этом направлении Западная Европа отстала от России на 50-60 лет, где первые врачи в учебных заведениях стали вводиться ещё в 20-х годах XVIII века. Интересно отметить, что в проекте учебного плана центральных школ, принятом Конвентом в 1794 г., в числе учебных предметов значилась гигиена. Как известно, все эти прогрессивные проекты так и остались неосуществлёнными.

Следует сказать о гигиенических и санитарно-педагогических взглядах знаменитого швейцарского педагога Песталоцци, ярко выраженных в его романе «Лингард и Гертруда», а также в других произведениях. Песталоцци выдвигал требование соблюдения известных правил при размещении детей и их посадке. Учёт сил детей в зависимости от возраста, гигиена обучения, личная гигиена детей, профилактика заразных болезней, доброкачественность воздуха в школьных помещениях и прочее - вот те идеи, которые были положены Песталоцци в основу его педагогических взглядов и деятельности.

Всё это говорит о том, что идеи школьной гигиены во второй половине XVIII и в начале XIX в. стали постепенно получать признание и рассматриваться как обязательный компонент учебно-воспитательной работы. Передовыми людьми того времени уже осознавалась необходимость гигиенической подготовки учителей, и местами гигиена была введена в учебный план учительских семинарий.

В XIX в. в России, томившейся в оковах феодально-крепостнического строя, тьмы, неравенства и эксплуатации, вопросы школьной гигиены стали предметом пропаганды таких замечательных передовых людей эпохи, как В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. В. Г. Белинский писал: «Развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний». Он указал на необходимость иметь в виду все стороны воспитания: «говорите детям - писал он, - об опрятности, о внешней чистоте...» Хорошо воспитанный ребёнок должен быть здоровым физически, гибким, ловким. Лицо его должно отражать на себе здоровье, весёлость, живость, ясность. Излишнее и преждевременное развитие детей Белинский считал вредным, так как «оно вредит здоровью - драгоценнейшему из всех благ жизни». Наряду с этим он считал недопустимым одностороннее развитие тела в ущерб интеллектуальности. Особое внимание Белинский уделял правильному режиму ребёнка и подростка, питанию, сну и играм.

Н. А. Добролюбов указывал на то, что «всякое изменение в организме должно отражаться и на его мозге». Поэтому он придавал большое значение укреплению здоровья растущего организма и указывал на роль гимнастики и физического труда как средств укрепления организма Добролюбов глубоко понимал сущность здоровья. Он писал: «Под здоровьем нельзя разуметь только нарушение благосостояния тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие всего организма и правильное совершение всех его отправлений». Добролюбов считал, что умственное развитие ребёнка неотделимо от его физического развития, от состояния здоровья его организма. Умственное развитие ребёнка и подростка, по мнению Добролюбова, неразрывно связано с его физическим развитием.

Д. И. Писарев проявил также большое внимание к вопросам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Для укрепления здоровья детей, по мнению Писарева, имеют значение рациональное питание, трудовое воспитание, гимнастика и гигиена учебно-воспитательной работы. Особое значение Писарев придавал наблюдению за состоянием здоровья учащихся и резко выступал против антигигиенических условий Школьных занятий. С чувством горечи Писарев писал: «Когда мы смотрим на слабого, бледного, вялого и притуплённого юношу, мы имеем право сказать с законной гордостью: «вот дело рук наших», так как школа делает всё наперекор детской природе и лишает детей даже чистого воздуха». Писарев был ярым противником продолжительных классных занятий, так как они влекут за собой искривление позвоночника и вызывают различные хронические болезни.

Одной из заслуг Писарева является пропаганда идей гигиены и их значения в русском обществе. В своей статье «Школа и жизнь», появившейся в 1865 г., он писал: «Известно, что лучшие из современных медиков полагают, что все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой рациональный образ жизни, при котором организм как можно реже приходил бы в расстроенное положение и, следовательно, как можно реже нуждался бы в починке. Гигиена, или изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, приобретает себе в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого мыслящего и сведущего человека. Совершенное игнорирование гигиены с каждым годом становится менее возможным для всех разнообразнейших отраслей государственного хозяйства».

Огромную роль в деле развития школьной гигиены в России сыграл знаменитый хирург и педагог Н. И. Пирогов. В его лице сочеталось образование врача с выдающимся призванием педагога. Будучи руководителем дела образования в Киевском и Одесском учебном округах, Пирогов ещё в 50-х годах прошлого века вводил в систему учебно-воспитательной работы основы школьной гигиены. Он прозорливо утверждал, что «будущее принадлежит медицине профилактической». Пирогов выдвигал требование строго индивидуализировать приёмы преподавания и воспитания и строить их в соответствии с психофизической природой детей. Он считал необходимым серьёзно изучать психофизическое состояние ребёнка и юноши и выдвигал перед учителем требование повседневной заботы о здоровье и физическом состоянии учащихся.

Ещё в первой четверти века в ряде гимназий имелись врачи. При Пирогове врачебное. обслуживание средних учебных заведений было усилено. Пирогов считал, что школьный врач, особенно если он работает в закрытых учебных заведениях, должен быть врачом-педагогом. В своей статье «О врачах-педагогах» он писал: «Я думаю, что никто не имеет столько права на занятие педагогических должностей в закрытых учебных заведениях, как врачи. Врач при закрытом заведении мог бы в одно и то же время быть с пользою и надзирателем за нравственною стороною учащихся, и преподавателем энциклопедии медицинских наук (фактически гигиены) в высших классах, и врачом гимназической больницы».

Н. И. Пирогов, являясь одновременно врачом и педагогом, глубоко вникал в сущность учебно-воспитательной работы. Особая его заслуга заключается в том, что он тесно связывал школьную гигиену с педагогическим процессом (в широком понимании этого слова) с целью рационального разрешения основных вопросов организации и проведения учебно-воспитательной работы среди детей, подростков и молодёжи.

Огромное значение в деле обучения и воспитания детей придавал физиологии и гигиене великий русский педагог К.Д.Ушинский. Так, он писал: «Мы уверены, что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных».

Особую роль придавал К. Д. Ушинский влиянию гигиенических факторов на психическую деятельность. Ушинский писал по этому поводу следующее: «Чем свежее здоровье, чем благоприятнее отношение организма к внешнему миру, чем быстрее и нормальнее действуют жизненные функции, тем благоприятнее с этой стороны настроение к развитию чувства радости. Всякому известно, сколько способствует прекращению печального настроения духа телесное движение и особенно движение на свежем воздухе при солнечном сиянии».

Весьма высоко оценивал К. Д. Ушинский гимнастику. О ней он писал так: «Гимнастика, как система произвольных движений, направленных к целесообразному изменению физического организма, только ещё начинается, и трудно видеть пределы её возможности, её влияния не только на укрепление тела и развитие тех или других его органов, но и на предупреждение болезней и даже излечение их. Мы думаем, что недалеко время, когда гимнастика окажется могущественным медицинским средством даже в глубоких внутренних болезнях». Ушинский не был врачом, но несмотря на это его слова оказались в отношении гимнастики пророческими.

Из вышеизложенной краткой исторической справки мы видим, что лучшие представители педагогической теории и практики ставили и пытались разрешить и в той или иной мере разрешали вопросы школьной гигиены. Но если на первых этапах своего развития вопросы школьной гигиены ставились в органической связи со всей педагогической работой, то в последующем периоде между гигиеной и требованиями теоретической педагогики наблюдается большой разрыв. В школах для детей господствующих классов наблюдается рост гигиенических требований, в то время как в школах для детей трудящихся эти требования почти не имеют места.

С развитием в XIX в. физиологии, физики, химии и микробиологии стали развиваться общая и школьная гигиена. Школьная гигиена в XIX в. получила научное обоснование, и разработка школьно-гигиенических вопросов стала делом специалистов-гигиенистов. Первым, кто научно поставил вопросы школьной гигиены, был профессор медицины И. П. Франк, работавший одно время директором Медико-хирургической академии в Петербурге, автор многотомного труда «Система совершенной медицинской полиции», первый том которого появился в 1779 г. Второй том, вышедший в свет в 1780 г., посвящен школьной гигиене и назывался «Об охранении здоровья учащегося юношества и о надзоре, необходимом при учебных заведениях». Этот труд охватывал вопросы гигиены школьного здания, гигиены оборудования и гигиены учебно-воспитательной работы. С середины XIX в. началась углублённая научная разработка отдельных вопросов школьной гигиены. В 1869 г. известный патолог Вирхов со всей глубиной поднял вопрос о заболеваемости учащихся в гимназиях. Учебные планы и программы средней школы того времени были перегружены учебным материалом, и школьная гигиена была принуждена бороться с таким положением. Вирхов представил доклад, в котором он указал на большую заболеваемость детей, подростков и юношей школьного возраста. Он поставил эти заболевания в зависимость от условий работы школы и назвал их «школьными болезнями». К числу их он отнёс расстройство зрения, в первую очередь близорукость, приливы и застои крови в черепной полости (головные боли и носовые кровотечения), искривления позвоночника, заболевания лёгких (туберкулёз и др.), застои крови и органах малого таза, вызывающие нарушение кровообращения в пищеварительных органах, заразные заболевания, повреждения членов, ушибы, раны и пр.

Основателями научной гигиены в России были А. П. Доброславин - профессор первой кафедры гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге и Ф. Ф. Эрисман - профессор первой кафедры гигиены в Московском университете. Научные основания гигиены, заложенные ими, в дальнейшем много дали для развития научной мысли в области школьной гигиены, которой они занимались лично.

А. П. Доброславин считал главными задачами гигиены «изучение законов прочного физиологического равновесия в организме при различных условиях общественной деятельности и изучение наиболее выгодных условий сохранения и развития производительных сил организма». Доброславин говорил не только о гигиене физической деятельности человека, но ещё в 1871 г. выдвигал необходимость физиологического и гигиенического изучения его психической деятельности и тесно связывал этот вопрос с педагогикой. Доброславиным также проводились углублённые исследования в области гигиены питания детей и подростков, учащихся в закрытых учебных заведениях.

Ф. Ф. Эрисманом были чётко установлены цели гигиенической науки. Особенно велики его заслуги в области школьной гигиены. Ещё в своём труде «Профессиональная гигиена умственного и физического труда» Ф. Ф. Эрисман уделил очень много внимания вопросам гигиены детей и подростков и особенно вопросам гигиены их умственной работы. Эрисманом опубликовано много работ по школьной гигиене, в частности им разработана конструкция парты, которая принята в большинстве наших школ с некоторыми усовершенствованиями. Им же разработан проект образцовой классной комнаты.

В 70-х годах XIX в. в России усилилось совместное сотрудничество врачей-гигиенистов и педагогов: оно имело место в педагогических журналах и на специальных съездах, совещаниях и выставках, посвященных вопросам обучения и воспитания. Характерно, что первый научный центр по школьной гигиене в России возник в стенах педагогического научного учреждения, а именно в Педагогическом музее военно-учебных заведений, при котором была создана школьно-гигиеническая комиссия, реорганизованная впоследствии в отдел. В ней с самого начала её существования работали виднейшие гигиенисты - А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман, П. Ф. Лесгафт и др. Как известно, все эти деятели были тесно связаны с практикой обучения и воспитания детей, подростков и молодёжи.

Существенно отметить и то, что этот отдел школьной гигиены педагогического музея занимался не только вопросами гигиены школьного здания и оборудования, но и гигиены учебно-воспитательной работы. Этот же отдел ведал вопросами физического воспитания. Экспериментальное изучение утомления учащихся впервые было осуществлено также в отделе школьной гигиены Педагогического музея.

Большую услугу делу развития школьной гигиены в России оказал Н. П. Гундобин - профессор педиатрии Военно-медицинской академии, автор замечательного труда «Особенности детского возраста». Н. П. Гундобину принадлежит приоритет в развитии возрастной морфологии и физиологии, являющихся теоретической основой школьной гигиены.

В 1905 г. при министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть во главе с профессором гигиены Г. В. Xлопиным. При ней была создана школьно-гигиеническая лаборатория. В России в то время было свыше 1 200 школьных врачей. Школьная гигиена неизменно была представлена в качестве самостоятельного раздела на международных и всероссийских гигиенических и педагогических конгрессах, съездах и выставках.

В 1905 г. в Москве выходит в свет в виде приложения к журналу «Вестник воспитания» капитальное руководство по школьной гигиене известного школьно-санитарного врача Д. Д. Векарюкова.

Мы привели лишь основные, наиболее существенные моменты из истории школьной гигиены.

Исследования и научная разработка школьно-гигиенических вопросов до Октябрьской социалистической революции получили весьма ограниченное применение в практике школы. Данные школьной гигиены применялись лишь в привилегированных учебных заведениях, в которых учились дети имущих классов: в кадетских корпусах, лицеях, «институтах благородных девиц», коммерческих училищах и других; в меньшей мере они применялись в казённых гимназиях и реальных училищах и почти совершенно отсутствовали в начальных школах, в которых учились дети трудящихся. Сельские, земские и особенно церковно-приходские школы, а также большинство городских училищ далеко не удовлетворяли элементарным требованиям школьной гигиены.

Выступая в 1908 г. на заседании Русского общества охранения народного здравия в присутствии членов Государственной думы, выдающийся русский физиолог профессор Н. Е. Введенский сказал: «Министерство финансов, желая извлекать доходы, завело винную монополию, устроило прекрасные лавочки, в то время как наши школы помещаются в хлевушках. Не основывайте государственного бюджета на разорении народа, на его спаивании, на деморализации, на его вырождении». В этих условиях лучшие стремления передовых врачей и педагогов внедрить гигиену в народные школы были крайне затруднены и малоуспешны.

Для школьной гигиены капиталистических стран типично то, что её требования, хотя и декларируются, но не проводятся в жизнь в школах, где учатся дети трудящихся, или же проводятся в самых ограниченных размерах с целью ограждения имущих классов от эпидемий. В лучшем случае школьная гигиена, в капиталистических странах ограничивает своё влияние лишь рамками самой школы и оставляет в стороне условия жизни детей, подростков и молодёжи вне школы, в семье, во внешкольных учреждениях.

Поделиться