Как называется расстройство узнавания частей тела. Зрительная агнозия

Агнозия – это нарушение в восприятии предметов или явлений, которые мы воспринимаем с помощью зрения, слуха, кожи. Заболевание характеризуется тем, что человек не может соотнести объект восприятия и его свойства или функции. Нарушение восприятия может происходить по нескольким причинам, которые мы рассмотрим более подробно ниже. Агнозия не появляется самостоятельно, она всегда сопровождает какое-либо другое заболевание.

Для людей с проявлениями агнозии невозможно сопоставлять ощущения от полученного образа предмета или явления с его функциями. Человек иногда не может узнать самые элементарные вещи. Он описывает, например, ручку, но не объяснит ее назначение. При этом пациент здраво рассуждает и его сознание полностью сохранно. Это заболевание может проявляться в нескольких видах.

Агнозия – это общее название для целого ряда нарушений восприятия.

Существует несколько видов агнозии, которые классифицируются в зависимости от того, какие процессы происходят в головном мозге, и через какой анализатор (орган чувств) человек не воспринимает предмет.

Зрительная

Этот вид обширный, так как человек через глаза воспринимает многое: где он находится (пространство), читает (символы), видит разнообразные цвета вокруг себя. Поэтому зрительная агнозия подразделяется на следующие виды:

  • Буквенная – больной потерял способность узнавать символы на письме, то есть буквы и цифры, это заболевание ведет к тому, что человек не способен читать – этот навык у него распадается, хотя буквы и цифры он понимает. Причиной ее возникновения является поражение левого полушария, которое локализуется между затылочной и височной области.
  • Цветовая – сопровождается амнезией на название цветов, самостоятельно обозначить цвет больной не может. Иногда пациенты называют цвета на карточках (применяется психологическая методика – цвета Люшера), но сказать, какого цвета стол или картина они не в состоянии. Такие люди не представляют цвет, поэтому они не могут его различить. Причина – поражение затылочной области мозга.
  • Предметная – этот вид заболевания характеризуется тем, что видя, человек не может узнать предметы. Парадоксально, но на ощупь он их называет и описывает. Такие люди напоминают слепых – они живут наощупь и по звукам ориентируются. Причиной возникновения такого симптома является поражение нижней части затылочной области (18, 19 поля).
  • Оптико-пространственная – возникает по причине поражения верхнего затылка (верхняя часть 18 и 19 поля). Проявляется в том, что человек не может ориентироваться в пространстве, не понимает, где у предмета верх и низ, на карте не может разобраться в сторонах света. В зависимости от того, какое полушарие поражено, будет отличаться проявление этого вида агнозии. При поражении правого – человек не рисует, не может описать признаки предмета. При этом заболевании нарушается письмо и чтение.
  • Симультанная – человек не может одновременно воспринимать несколько предметов. Здесь дело не в концентрации внимания, а в нарушении взора, которая называется атоксия – глаза смотрят на один предмет и они неподвижны. Из-за этого страдает весь процесс восприятия, такие люди даже элементарно не могут перейти дорогу, поэтому в жизни им очень трудно, они практически недееспособны. Причиной такого заболевания является поражение затылка одностороннее или двустороннее.
  • Лицевая – встречается редко, в большинстве случаев как дополнение к другим видам нарушения восприятия. Человек при этой агнозии не может узнавать своего лица (тяжелая степень), лиц родственников, не может распознавать различные эмоции на лице у другого. Но при этом имеет возможность описать отдельные части лица. Возникает вследствие поражения правого полушария в затылочной области.

Слуховая

Больной не может воспринимать звуки, которые ему должны быть знакомы. При разговоре родственников, шуме машин, проигрывании мелодий, он ведет себя так, как будто не слышит вообще.

Все разнообразные звуки природы воспринимает как один звук. Такие люди не отличают детских и взрослых, мужских и женских голосов.


Соматоагнозия

Пациент неправильно оценивает свое тело, у него нарушено восприятие своих органов и частей тела. Такие люди уверенны, что у них вырос еще один палец на руке, конечности удлинились.

Астереогноз

Такие люди не могут узнавать предметы на ощупь. Если они закроют глаза, им сложно будет отгадать мяч, булавку, нож, ручку и другие известные предметы. При открывании глаз он с легкостью узнает все, что ему давали пощупать.

Анозоагнозия

Анозодиафория

Эта патология характеризуется тем, что пациент знает, что у него развивается какое-либо заболевание или оно внезапно возникло, но абсолютно к этому равнодушен, безразличен.

Факторы риска возникновения болезни

Агнозия развивается в результате изменений в головном мозге, с высокой вероятностью она может возникать при поражении затылочных и теменных частей головного мозга. Ошибочно полагать, что в этой болезни всему виной органы чувств. Они лишь посредники между процессами в головном мозге и окружающей средой.

Симптом действует локализовано, остальные органы чувств работают по назначению. Например, человек может не узнавать звуки мелодии, но слышать, как к нему обращаются.

Нарушения восприятия появляются в результате длительного отсутствия сознания или повреждений в головном мозге. Основными факторами риска возникновения агнозии являются:

  1. Нарушение кровообращения в головном мозге, чаще всего возникает при инсульте.
  2. Наличие новообразования разной этиологии в головном мозге.
  3. Хроническое нарушение поступления кислорода в головной мозг, которое переходит в деменцию (слабоумие).
  4. Результат черепно-мозговых травм, где механические повреждения затронули теменные и затылочные доли, иногда патология возникает из-за поражения также и височных отделов.
  5. После энцефалита и других видах воспаления головного мозга.
  6. При заболеваниях Альцгеймера и Паркинсона, в дополнение к патологическим процессам в головном мозге, часто возникает и эта патология.

Симптомы заболевания

Агнозия проявляется не сразу. Сначала поведение человека не расценивается всерьез, принимается за ошибки, невнимательность.

Человек и сам не признает наличие у него проблем с восприятием. Но если болезнь прогрессирует, пациент замечает дискомфорт, который возникает вслед за неудачей обычных действий. Дальнейшее течение болезни без вмешательства специалистов трудно предсказать. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту неврологу, психиатру, психотерапевту, чтобы не запустить патологические процессы в головном мозге.

Основными симптомами считаются (проявления представлены в общем, для каждого вида агнозии характерен свой набор симптомов):

  • безразличие к своему заболеванию;
  • нарушение восприятия частей и органов своего тела;
  • человеку сложно узнавать звуки, таким людям сложно понять, что это у них телефон звучит, или его родственник рядом разговаривает;
  • пациент не может определить предмет наощупь;
  • отсутствие чувства ориентировки на новом месте;
  • человек не может узнать близкие и знакомые лица;
  • избирательность в восприятии картины, человек может увидеть только один элемент, и не обратит внимание на окружающие его предметы;
  • пациент склонен к игнорированию половины определенно отмеченного пространства. Например, ему нужно съесть кашу именно слева, а справа он ее оставляет.

Лечение

Агнозия не лечится какими-то волшебными таблетками или прописанной беседой с психотерапевтом. Для ее лечения необходим комплекс занятий и некоторые медицинские средства, помогающие человеку более организованно мыслить и следить за происходящим в окружающей среде. В среднем полноценное лечение длиться до 3-х месяцев, в некоторых сложных случаях оно может затянуться до года.

Медикаментозная диагностика и лечение

Это заболевание отличается от других патологий в головном мозге тем, что на диагностику уходит много времени.

Это связано с тем, что в этом симптоме задействованы структуры головного мозга и другие органы, которыми занимаются разные специалисты медицинской науки. Например, при зрительной агнозии требуется консультация и диагностика психиатра, офтальмолога. Также может понадобиться консультация отоларинголога, кардиолога, логопеда, нейропсихолога.

Особое место в решении этой проблемы занимает диагностика. Проводятся специальные тесты на определение сохранности психических функций, проверяется работа слухового и зрительного анализатора. Дополнительно к тестам рекомендуется проведение МРТ или компьютерной томографии. Это дает возможность увидеть, есть ли поврежденные участки в головном мозге, особенно в области затылочных или теменных долей.

На сегодняшний день нет четко разработанного алгоритма действий при появлении агнозии. Это заболевание не возникает отдельно, поэтому сначала пациент проходит лечение основной болезни, которая повлекла за собой агнозию. В некоторых случаях назначаются препараты, улучшающие кровообращение в головном мозге, способствующие продуктивной работе когнитивных функций (памяти, мышления, внимания). Иногда при поражении головного мозга назначается операция.

Если не проводить должных лечебных мероприятий, возможно ухудшение состояния больного, тогда прогноз заболевания будет неблагоприятным. Специальных профилактических мер не существует, чтобы не допустить развитие агнозии, поэтому важно вовремя обращаться к врачу.

Другие виды помощи

Лекарства в лечении агнозии используются редко, чтобы восстановить восприятие. Они назначаются, чтобы вылечить основной недуг, который сопровождается нарушением этой функции психики. Определяющим в лечении этого заболевания являются дополнительные лечебные мероприятия.

Логопедическая помощь

При некоторых видах агнозии пациент может не понимать речь другого человека или же он понимает, но сказать не может. В этом случае требуется помощь логопеда. Медицинский педагог (как иногда называют логопедов) работает с человеком, помогая ему формировать слова, предложения, понимать их смысл.

Цель работы логопеда при проявлении симптомов агнозии заключается в следующем:

  • восстановление психической деятельности, преодоление возникших нарушений – логопед также проводит свою диагностику, чтобы узнать степень дефекта;
  • помощь в формировании общего образа предмета – специалист помогает обобщить свойства и функции основных предметов, с которыми сталкивается пациент;
  • формирование навыка называния предметов – при некоторых видах нарушения восприятия пациенты не могут называть то, что видят, логопед помогает преодолеть этот дефект;
  • развитие речи для выработки навыка развернутого высказывания – специалист работает над тем, чтобы человек при заболевании агнозия мог правильно и развернуто отвечать на разные вопросы, здесь цель – расширить словарный запас пациента и помочь правильно по смыслу подбирать слова;
  • восстановление чтения и письма – развитие речевых навыков способствует постепенному преодолению буквенной агнозии, логопед заново обучает пациента буквам, если это необходимо.

Особенно важна работа этого специалиста, если агнозия возникла в результате инсульта ишемического или гипертонического, когда нарушение затрагивает височные или теменные участки мозга.

Психотерапевтическое сопровождение

Для больных агнозией могут организовываться нейродефектологические группы, на которых проводятся специальные занятия, помогающие развивать функции психических процессов. Часто с такими людьми работают нейропсихологи, которые знают, какие области головного мозга за что отвечают, и как можно восстановить утраченные функции с помощью компенсаторных механизмов психики.

Психологи работают над восстановлением всех высших психических функций, так как они в целом дают человеку полную картину окружающей действительности. Чтобы восстановить восприятие, требуется слаженная работа памяти, мышления, внимания. На психологических занятиях пациент заново осваивает некоторые навыки, которые были утрачены в результате агнозии. Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группах, если есть такие же пациенты, возможно, с некоторыми другими формами этого заболевания.

Встречи с квалифицированными педагогами

Агнозия иногда сопровождается потерей навыка чтения и письма. Для его восстановления часто требуются уроки педагогов. На занятиях человек вновь обретает этот навык. Иногда приходится начинать с самых азов изучения русского языка. Какие именно навыки нуждаются в восстановлении, отмечает нейропсихолог, психиатр или психотерапевт, который занимается этим расстройством. По его рекомендации пациент посещает занятия, затем с помощью тестового материала проводится оценка его когнитивного развития и освоения материала. Если человек работает плодотворно, то уже после трехмесячных занятий он может нормально адаптироваться в социуме с помощью приобретенных навыков.

Трудотерапия (эрготерапия)

Агнозия иногда приводит к потере повседневных физических навыков. В этом случае особое место в лечебных мероприятиях занимает эрготерапия.

Это лечение заключается в том, что у пациента происходит не только восстановление различных двигательных функций, но также человек может постепенно адаптироваться к нормальной жизни, становится самостоятельным. Этот метод действенный именно в лечении агнозии, так как улучшаются когнитивные функции, эмоциональные возможности человека.

С помощью трудотерапии агнозия становится уже не существенно выраженной. Специально обученные врачи помогают восстановить чувствительность, разрабатывают мышцы, улучшают качество жизни пациента.

Агнозия – заболевание, которое доставляет массу неудобств как самому человеку, так и его окружению. В лечении этого явления важен комплексный подход и помощь квалифицированных специалистов. Важно вовремя обратиться за помощью, чтобы не запустить заболевание.

Если профессионально и всесторонне помогать человеку, страдающему этим недугом, время на восстановление восприятия сократится до 3-4 месяцев. Важно помочь человеку поверить в себя, для этого и его окружение должно быть позитивно настроено. Тогда при помощи логопеда, психолога и врачей необходимых специальностей пациент сможет жить полноценной жизнью.

  • Нарушение ориентировки в местности, нарушение способности понимать расположение мест на карте.
  • Отрицание наличия у себя заболевания или дефекта (например, слепота, слабость в конечностях), несмотря на очевидность имеющихся нарушений.
  • Безразличность к имеющемуся дефекту: например, человека мало беспокоит внезапно развившаяся слепота на оба глаза, отсутствие мышечной силы в ногах.
  • Нарушение узнавать предметы наощупь: представляют трудности в определении формы, текстуры предмета.
  • Нарушение узнавания звуков: например, человек не может понять характер звука и откуда он исходит, когда слышит входной звонок у себя дома, или слышит голос родственника
  • Нарушение восприятия своего тела: больной не может точно определить длину своих конечностей, их количество.
  • Нарушение способности узнавать лица знакомых: при этом человек может назвать пол, примерный возраст, но узнать лицо не способен.
  • Нарушение узнавания сложных зрительных образов: несмотря на сохранную способность узнавать отдельные элементы, человек, смотря на картину, узнает бокал на столе, но не осознает что наличие бокала на столе, а также кувшинов, еды и множества людей за столом говорит о том, что изображен праздник/пир.
  • Игнорирование половины видимого пространства: например, человек во время еды человек съедает кашу только с левой половины тарелки, при ходьбе человек задевает дверной косяк правым плечом (т.к. не видит помеху справа).

Формы

В зависимости от особенностей агнозии выделяют следующие ее формы.

  • Зрительная агнозия:
    • предметная агнозия - человек не узнает ранее известные ему предметы. Например, он не может сказать, что он видит перед собой, когда ему показывают книгу или телефон, но если ему сказать, что это, то он может указать применение этого предмета (книга для чтения, телефон для совершения звонков);
    • агнозия на лица (прозопагнозия): нарушение способности узнавать лица знакомых. При этом человек может назвать пол, примерный возраст, но узнать лицо не способен;
    • агнозия на цвета - человек не узнает цвета. Например, если попросить больного посмотреть на зеленый огурец и назвать его цвет, человек не сможет этого сделать. Однако если попросить вспомнить, какого цвета огурец, человек без труда скажет, что огурец зеленый;
    • симультанная агнозия (симультагнозия) - нарушение узнавания сложных зрительных образов несмотря на сохранную способность узнавать отдельные элементы (например, человек, глядя на картину, узнает бокал на столе, но не осознает, что наличие бокала на столе, а также кувшинов, еды и множества людей за столом говорит о том, что изображен праздник/пир);
    • игнорирование половины пространства (неглект) - при этом человек, не имея проблем со зрением, игнорирует половину видимого ему пространства. Например, во время еды он съедает кашу только с левой половины тарелки, при ходьбе задевает дверной косяк правым плечом (так как не видит помеху справа);
    • буквенная агнозия - человек не узнает буквы в тексте или отдельно написанные буквы (все или только часть из них). Он может путать буквы, испытывать затруднения при чтении, но если попросить написать какую-либо букву, то чаще всего он выполняет это задание без труда.
  • Слуховая агнозия - нарушение восприятия звуков. Человек может не узнавать голоса давно знакомых людей, родственников, шум машин на улице, пение птиц.
  • Топографическая агнозия - нарушение ориентировки в местности, нарушение способности понимать расположение мест на карте, а также нарушение ориентировки в знакомом пространстве: больные забывают дорогу домой, теряются в собственной квартире, не могут запомнить, находясь в больнице, путь в столовую, палату, туалет. При этом память остается сохранной.
  • Соматоагнозия - нарушение восприятия своего тела (размеры и количество конечностей, расположение рук). Человеку может казаться, что на руке больше пяти пальцев, что они стали очень длинными и т.п.
  • Астереогноз - нарушается способность узнавать предметы наощупь. Например, больной с закрытыми глазами с помощью прикосновений не может распознать очевидные предметы – булавку, ключ, ручку и т.д. При этом, открыв глаза, пациент узнает предмет.
  • Анозогнозия - отрицание наличия у себя заболевания или дефекта (например, слепота, слабость в конечностях). Если сказать пациенту, что он заболел, он удивится, будет отрицать это: он не замечает очевидных нарушений.
  • Анозодиафория - осознание пациентом своего дефекта при сохранении безразличия к нему. Например, человека мало беспокоит внезапно развившаяся слепота на оба глаза.

Причины

Агнозия развивается при поражении теменных и затылочных долей коры головного мозга. Это может происходить при следующих процессах:

  • острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
  • опухоли головного мозга;
  • хроническое нарушение кровообращения головного мозга с переходом в слабоумие (также проявляется плаксивостью, трудностями в освоении новых навыков, ориентации в бытовых ситуациях, нарушениями памяти);
  • последствия черепно-мозговых травм - например, при дорожно-транспортных происшествиях, падениях с высоты, ударах по голове;
  • последствия воспаления головного мозга (энцефалита);
  • болезнь Альцгеймера, связанная с накоплением в головном мозге амилоида (особый белок, который в норме быстро разлагается в мозге). Проявляется прогрессирующими нарушениями памяти;
  • болезнь Паркинсона - заболевание, характеризующееся развитием прогрессирующей мышечной скованности, тремора (дрожания) и нейропсихологических расстройств (в том числе апраксии).

Диагностика

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • как давно появились признаки агнозии (отрицание имеющегося дефекта, трудности в ориентировке по карте);
    • какое событие непосредственно предшествовало появлению этих признаков (черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения);
    • как быстро прогрессируют нарушения (развились ли они постепенно или возникли остро).
  • Неврологический осмотр: оценка психических функций человека, зрительных полей, остроты зрения, слуха. Поиск других неврологических нарушений, которые могут сопутствовать агнозии (нарушение чувствительности кожи, неспособность к чтению, счету).
  • Осмотр нейропсихологом: оценка состояния пациента с помощью специальных анкет и опросников, беседы.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы позволяют послойно изучить строение головного мозга и выявить возможные причины агнозии (очаги нарушения кровообращения, опухоли, последствия черепно-мозговой травмы).
  • Возможна также консультация
    • Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь).
    • Ведение здорового образа жизни (регулярные прогулки не менее 2-х часов, занятия физической культурой, соблюдение режима дня и ночи (ночной сон не менее 8 часов)).
    • Соблюдения режима питания и рациона (регулярное питание не менее 2-х раз в день, включение в рацион продуктов, богатых витаминами: фруктов, овощей).
    • Своевременное обращение к врачу при возникновении проблем со здоровьем.
    • Контроль артериального (кровяного) давления.

Агнозия – расстройство, характеризующееся сбоем в работе некоторых видов восприятия. Патологии подвержены люди любого возраста. Человек в результате агнозии может терять слух, перестает узнавать предметы, лица, или видит их искаженно. при слабовыраженных формах агнозии сохранен.

Агнозия - что это?

Человек ориентируется в окружающем мире благодаря сенсорным системам ЦНС. Способность запечатлевать, узнавать, воспроизводить и понимать символьные значения – это гнозис (др. греч. γνῶσις – знание). Агнозия это - утрата или нарушение перцептивных функций в результате поражений того или иного участка коры головного мозга и близлежащих отделов подкорки. Термин «агнозия» ввел в медицинскую научную среду немецкий врач-физиолог Герман Мунк, доказавший, что поражения определенных участков коры могут приводить к слепоте и глухоте.

Агнозия в психологии

Агнозия это нарушение больше органическое, приводящее к изменениям в . Психологи исследуют агнозии в плане адаптации человека на фоне патологических изменений. В психосоматике есть убеждения, что проблемы со зрением возникают у тех людей, которые бояться столкнуться со своими проблемами лицом к лицу, или не хотят видеть очевидных вещей, либо идет неприятие этого мира. Через органы слуха человеку поступает информация о мире, критика, похвала. Люди боящиеся конфликтов и критики могут иметь проблемы с аудиальными анализаторами.

Причины агнозии

Основные причины агнозий – это поражения или патологии отделов головного мозга. Также частыми причинами являются:

  • прогрессирующие доброкачественные и злокачественные новообразования головного мозга;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы открытого и закрытого типа при ушибах, авариях;
  • врожденные патологии ЦНС;
  • патологичные тяжелые роды;
  • психические заболевания (старческое слабоумие);
  • дегенеративные изменения головного мозга;
  • тяжелые инфекционные заболевания поражающие ЦНС (менингит, энцефалит);
  • расстройство мозгового кровообращения;
  • воздействие токсических веществ на мозг (ртуть, свинец, мышьяк, психоактивные вещества);
  • заболевание Альцгеймера.

Виды агнозии

Агнозия болезнь, которая редко встречается, но ярко проявляет себя разнообразием форм. Проявляется чаще в возрасте от 10 до 20 лет. агнозии бывают 3 видов:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • тактильная.

Промежуточные формы агнозий:

  • слухоречевая;
  • апперцептивная;
  • пространственная;
  • цветовая;
  • ассоциативная;
  • анозогнозия (синдром Антона-Бабинского);
  • болевая;
  • обонятельная.

Слуховая агнозия

Акустическая агнозия относится к сенситивному виду. Происходит нарушение узнавания звуков, речи в целом. Повреждение височной доли левого полушария приводит к расстройству фонематического слуха и проявляется следующим образом:

  • расстройство речи (сенсорная афазия);
  • утрата способности различать звуки речи;
  • речь больного представляет собой «словесный салат»;
  • нарушение чтения и письма.

Если поражена височная доля правого полушария:

  • шумы и звуки не распознаются вообще;
  • нарушается понимание интонации в речи других людей;
  • невозможность узнать и воспроизвести музыкальные мелодии;
  • нарушение узнавания близких людей по голосу.

Тактильная агнозия

Тактильная агнозия – это неспособность различать качественные характеристики, присущие предметам. Опознавание фактуры: мягкость-твердость, гладкость-шероховатость становится невозможным, при этом сенсорная основа тактильного восприятия сохранена. Тактильная агнозия возникает при поражении определенных зон коры верхней и нижней теменных областей. Астериогнозия – разновидность расстройства, при котором больной не распознает знакомые предметы на ощупь с закрытыми глазами.


Соматоагнозия

Соматоагнозия - это нарушение восприятия схемы собственного тела, внутреннего пространства. В некоторых классификациях соматоагнозию относят к тактильной агнозии. Существуют три основные формы соматоагнозии:

  1. Анозогнозия (синдром Антона-Бабинского, феномен корковой слепоты). Такое нарушение в восприятии больного, когда он отрицает наличие у него нарушений: паралича, слепоты, глухоты. Пациент считает, что он не парализован, а просто не хочет двигаться. Причина анозогнозии – поражение теменной доли субдоминантного полушария головного мозга при сосудистых нарушениях (чаще у мужчин преклонного возраста).
  2. Аутопагнозия . Пациент утрачивает знание о локализации у него различных частей тела. Иногда больной может ощущать присутствие у него «лишних» конечностей (третьей руки, ноги, раздвоение головы) или отсутствие частей тела (чаще на левой стороне). Причинами аутопагнозии могут выступать травмы, опухоли, инсульт тяжелой формы. Аутопагнозия является сопутствующим диагностическим признаком при психических заболеваниях: эпилепсия, шизофрения.
  3. Фингерагнозия . Данная форма характеризуется невозможностью различать пальцы руки с открытыми и закрытыми глазами не только у себя, но и у постороннего человека.

Пространственная агнозия

Понятие агнозии пространственной включает в себя оптический компонент. Этот вид агнозии отмечается симптомами расстройства восприятия пространства, его параметров, дезориентация в пространстве. Пространственная агнозия подразделяется по разновидностям нарушений:

  1. >Односторонняя пространственная агнозия. Причина – поражение теменной доли, в основном правой. Больной человек начинает видеть только правую часть пространства (читает текст только на правой части поля) левая игнорируется.
  2. Нарушения в восприятии движения и времени (акинетопсия). Скорость, движение объектов не воспринимаются. Человек не может прочитать схему и карты, не определяет время по движущимся стрелкам на часах.
  3. Топографическая агнозия – неузнавание знакомых маршрутов, полная дизориентация в пространстве, память при этом сохранена. Больные могут заблудиться дома в своей комнате.
  4. Агнозия глубины - развивается при поражении теменно-затылочной области (средний отдел). Проявляется в невозможности больным локализовать правильно в трехмерном пространстве объекты. Человек с агнозией глубины не различает параметры ближе-дальше, вперед-назад.

Зрительная агнозия

Самая многочисленная по проявлениям группа агнозий, причиной возникновения которых является поражение затылочных отделов коры и зрительные анализаторы становятся неспособными воспринимать и перерабатывать полученную информацию извне о предметах и явлениях. В медицине известны следующие формы агнозии зрительной:

  • предметная (нарушено узнавание предметов, но зрение сохранено);
  • цифровая (больной не может назвать цифры);
  • агнозии при деменции (псевдоагнозии – неузнавание силуэтов предметов и пунктирных рисунков: гриб, если сверху – помидор, если снизу - огурец).

Часто встречающиеся формы зрительной агнозии, на которых можно остановиться подробнее:

  • симультанная;
  • буквенная;

Буквенная агнозия

Второе название недуга - асимболия. Буквенная агнозия возникает при поражении левой теменной и затылочной долей. При этом нарушении человек правильно копирует, срисовывает предложенные образцы букв, цифр, но не может назвать их, не узнает и не запоминает. Буквенная агнозия влечет за собой развитие первичной алексии (неспособность к прочтению текста) и акалькулии (нарушение счета). Характерны проявления:

  • зеркальное восприятие букв;
  • буквы смешиваются по оптической близости и похожему расположению элементов в буквах («н» как «м», «р» как «в»).

Симультанная агнозия

Синдром Балинта или симультанная агнозия это нарушение целостного восприятия изображения, картины, серии снимков. Отдельные предметы и объекты воспринимаются правильно. Причина агнозии в поражении передней части затылочной доли. Проявляется в следующем:

  • затруднено и замедлено чтение;
  • сложности в перенаправления взгляда в другую сторону (взгляд неуправляемый);
  • нарушения в движении глазных яблок;
  • возможность воспринимать только один объект в изображении.

Прозопагнозия

Этот вид зрительной агнозии вызывает интерес у специалистов. Прозопагнозия или агнозия на лица формируется при поражении правой нижней затылочной доли или правой височной области. Существует врожденная форма прозопагнозии передающаяся генетически (чаще это легкие расстройства у 2% населения). Сопровождает болезнь Альцгеймера. Характерные проявления:

  • восприятие лица, не нарушено, но больной не идентифицирует его с конкретным человеком, не узнает;
  • возможность распознавать знакомого человека по отдельным элементам лица: усы, зубы, глаза, нос.

Случай прозопагнозии описан в книге врача-невропатолога «Человек, который принял жену за шляпу». Пациент П., страдающий агнозией мог узнавать свою жену только по голосу. В легкой степени прозопагнозия была зафиксирована у А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ю. Гагарина, Л.И. Брежнева. В том, что у него диагноз прозопагнозия - Брэд Питт, известный американский актер недавно поведал СМИ. Брэд очень расстроен, что на него обижаются друзья и знакомые, когда он частенько проходит мимо и не останавливается, чтобы поздороваться.


^

Виды слуховых агнозий


В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

  • собственно слуховую агнозию;

  • аритмию;

  • амузию;

  • нарушение интонационной стороны речи (просодики);

  • речевую акустическую агнозию.
^

Собственно слуховая агнозия


В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скрипа дверей, шума шагов, т.е. всех тех бытовых звуков, которые в норме человек различает без специального обучения.

Подобные звуки перестают для больных быть носителями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен, и они могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру. Таким образом, наблюдается принципиально то же самое нарушение, которое возникает и при зрительной агнозии, когда при полной сохранности зрения (остроты, полей зрения) нарушается способность понимать увиденное.

Подобные расстройства сравнительно редки. Для появления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области. Описан случай двустороннего поражения левой и правой височной области с симптомами выраженной слуховой агнозии. Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти, которые обычно проявляются в специальных экспериментах. Так больной, способный различать звуковысотные отношения, не мог выработать слуховые дифференцировки, т.е. запомнить два (или больше) звуковых эталона.

Аритмия

При поражении височной области мозга возникает аритмия. Ее симптомы хорошо изучены А.Р. Лурией и его сотрудниками и состоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух, и воспроизвести их. К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов (выпускание слогов, например «снеговик - сневик»).

В качестве эталонов детям предъявляются ритмические рисунки звуков, сгруппированных в определенные структуры. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма, а затем воспроизвести его. Такое различение и воспроизведение для любого здорового человека не представляет никаких сложностей. Больные, как правило, не способны определить количество звуков: они либо переоценивают или недооценивают количество ударов, не различая, сколько было звуков и как они чередовались друг с другом.

Амузия

Амузия - это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Амузия не всегда сопутствует афазическим расстройствам, что, в частности, описано А.Р. Лурией и Л.С. Цветковой, показавшими, что у больных, страдающих амузией, может быть значительное расхождение музыкальных и речевых способностей в виде афазии при сохранности музыкального слуха. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание. Больные рассказывают, что музыка для них потеряла смысл, что она вызывает приступы головной боли, т.е. стала активно неприятной. Амузия, по-видимому, связана с нарушением не столько звуковысотного слуха, сколько с более сложной способностью к музыкальной комбинаторике, музыкальной грамоте. Важно отметить, что если симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной области, то аритмия может возникнуть не только при право-, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).
^

Нарушение интонационной стороны речи


Симптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороны речи. Больные часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.

У них часто страдает пение. Известны описания больных, которые, хорошо повторяя отдельную фразу, не могли пропеть ее, так как в пении интонационный компонент речи усиливается.

Нарушения восприятия интонационных компонентов речи отмечается и тогда, когда угнетаются функции всего правого полушария мозга. В этих случаях человек не может на слух даже определить принадлежность голоса мужчине или женщине.

Если при затормаживании левого полушария человек становится как будто нечувствительным, невнимательным к речевым звукам, как бы не слышит того, что ему говорят, хотя полная словесная глухота отсутствует, то при затормаживании правого полушария человек слышит речь, но не знает, кто это говорит, и не понимает интонации высказывания. У таких детей нарушается способность к различению звуковых компонентов разной сложности, особенно состоящих из серии разных звуков. При грубых нарушениях они не могут четко различить и повторить даже одиночные звуки речи (например, [у] вместо [о]). В менее выраженных случаях ребенок ошибается в воспроизведении отличающихся только одним признаком звуков и легко воспроизводит пары сильно различающихся звуков (например, [р] и [м]).
^

Речевая акустическая агнозия


При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи, у него отмечаются явления, обозначаемые термином речевая акустическая агнозия. Он сохраняет достаточно острый слух; восприятие предметных звуков также остается сохранным.

Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи. При массивных поражениях левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы. В случаях ограниченных поражений дефект менее выражен - ребенок не может различать лишь близкие, отличающиеся только одним признаком (например, звонкостью), «оппозиционные» или «коррелирующие» фонемы, хотя хорошо улавливает как тембровые особенности речи, так и ее интонацию.

Речевая акустическая агнозия является основным источником нарушения речи - сенсорной афазии.
^

Диагностика слуховых агнозий


Диагностические методики, направленные на исследование слуховой агнозии, включают в себя ряд тестов для исследования слухового гнозиса, а также показателей, характеризующих неспецифические особенности нервных процессов, - возможность концентрации внимания, работоспособность, истощаемость, подвижность нервных процессов. Перед началом диагностики необходимо получить данные о степени сохранности собственно слухового анализатора (преимущественно изучаются данные аудиометрии), после чего проводится нейропсихологическое обследование ребенка с целью выявления локальных поражений слуховых зон коры головного мозга. При обследовании диагносту необходимо учитывать как возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так и степень развития высших психических функций.
^

Диагностика собственно слуховой агнозии


Для изучения этого нарушения используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.).

Ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай зву-ки, которые я тебе предложу. Ты должен их узнать и на-звать мне».

После чего ребенку предъявляется аудиозапись и анализируются результаты обследования. Нарушение слуховой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слуховой агнозии).

Диагностика слухоречевой памяти проводится с помощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3-4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом - лес - стол», «ночь - кот - мост - дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последовательности.

Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы, говоря, что остальные не запомнил. Это нарушение носит модально-специфический характер. Если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

В клинике психиатрических заболеваний под агнозией понимают патологический дефект процессов восприятия. Главной особенностью болезни является неспособность синтезировать информацию, полученную от органов чувств. У больных полностью сохранна восприимчивость к ощущению окружающей действительности, анализаторы и их рецепторы не повреждены, однако, способность к узнаванию предметов отсутствует.

Патологические заболевания процессов восприятия встречаются достаточно редко. Как утверждает статистика, менее 1% людей во всём мире страдают этим видом патологии. Однако заболевание носит стремительный и полиморфный характер, что значительно затрудняет адекватную жизнь и функционирование в социуме.

Особенности течения болезни и её виды

Заболевание возникает при поражении коры головного мозга и её структур, в частности, при нарушении работы ассоциативных зон. Агнозии связаны с повреждением участков мозга, отвечающих за анализ и синтез поступающей информации. Среди основных причин возникновения данной патологии выделяют:

  • травмы головного мозга (в том числе родовые травмы);
  • инфекционные заболевания (энцефалит, менингит);
  • опухоли головного мозга;
  • психические расстройства;
  • инсульты.

Самой частой причиной болезни являются травмы, в частности, повреждения височной, затылочной, теменной долей головного мозга.

Изучением специфики заболевания занимался А. Р. Лурия, отечественный нейропсихолог и доктор медицинских наук. Учёный выделил основные виды агнозий:

  • зрительная агнозия;
  • нарушение временного и двигательного восприятия;
  • соматическая агнозия;
  • тактильные нарушения;
  • слуховая агнозия;
  • нарушения понимания пространства (оптико-пространственный тип).

Нарушение зрительного восприятия является наиболее распространённым отклонением среди всех видов агнозий. С помощью зрительного канала человек получает близко 95% информации. К сожалению, наиболее травматичными считаются затылочная и теменная зоны головного мозга, отвечающие за зрение. Нарушение работы анализатора проявляется в неспособности узнавания предметов, местности, лиц, цвета, форм и прочее. Известен интересный случай, когда больной с патологией узнавания лиц, будучи фермером, не помнил, как внешне выглядят его жена и дети, но зато «знал в лицо» всех своих овец из стада.

Дефект временного и двигательного восприятия встречается в психиатрической практике реже всего, известны только несколько случаев данной патологии. Человек с данным расстройством не может адекватно воспринимать течение времени и движение объектов. Пациенты с нарушением двигательного восприятия вместо движений видят кадры, при смене которых появляется размытая иллюзия.

Одной из самых деструктивных и прогрессирующих патологий восприятия является соматическая агнозия. При данном нарушении наблюдается ложное восприятие собственного тела, например, ощущение отсутствия ног, при их сохранности. Известны случаи, когда людям с соматической агнозией казалось, что у них несколько пар рук и пальцев.

Тактильная агнозия проявляется в неспособности распознавать предметы путём тактильных ощущений. Кожные рецепторы всегда сохранны, однако, больной не может охарактеризовать предмет, его форму и текстуру. Предметная агнозия является одним из подвидов тактильной патологии восприятия. Главной особенностью предметной агнозии является то, что больной не может на ощупь распознать предмет. В данном типе тактильных патологий повреждена нижняя доля теменной области головного мозга.

Нарушение идентификации местности называется пространственной агнозией. Для синтеза информации этого блока затронута работа многих подкорковых структур и отделов. Наиболее частым проявлением пространственной агнозии является комплексное нарушение отделов мозга (височная, затылочная область и ретикулярная формация). Оптико-пространственная агнозия − наиболее тяжёлый вид данной патологии восприятия. Основным симптомом является неспособность идентифицировать параметры пространства (площадь, глубину, высоту). Среди оптико-пространственных агнозий наиболее часто встречается топографические нарушения, неспособность ориентироваться в знакомой местности.

Слуховая агнозия занимает второе место по встречаемости (после зрительной) среди особых нарушений восприятия. Данная патология наступает в результате поражения височных долей коры головного мозга. У больных данной патологией всегда сохранен слуховой анализатор и работа проводящих путей. Однако в связи с поражением височных долей головного мозга наблюдается неспособность к пониманию.

Слуховое нарушение восприятия подразделяется на два типа:

  • доминантный;
  • субдоминантный.

Доминантный тип представляет обширную группу нарушений и имеет свою классификацию:

  • дефект восприятия фонем;
  • нарушение смыслового понятия;
  • акустико-мнестический тип;
  • сенсорная агнозия.

Доминантный тип слуховой агнозии относится к нарушениям речевого восприятия. Данный тип нарушений наблюдается при локальном поражении левой височной доли. Под фонетическим отклонением понимают невозможность понимания смысла слова и его фонематической структуры. Больные часто могут повторить слово, но не понимают его значения. Под нарушением смыслового понятия слова понимают патологию распознавания семантики выражений и словосочетаний.

Акустико-мнестический тип характеризуется сложностью к запоминанию и пониманию речевого компонента. Главной особенностью выступает невозможность понятия длинных предложений, тогда, когда короткие фразы и словосочетания осмысляются. Часто данный тип отклонения протекает в комплексе с афазиями и контаминациями. Под первыми понимают нарушение сформировавшегося речевого компонента, больной не может говорить и понимать смысл слов и выражений. Контаминацией называют патологию информационного воспроизведения и изложения материала.

Сенсорная агнозия является дефектом идентификации речи, больной не может воспринимать и понимать обращённую к нему речь, теряется в синтезе даже самой лёгкой информации.

Субдоминантный тип заключается в неспособности больным распознавать неречевые звуки, например, объекты природы, звуки предметов. Дети, страдающие этим типом агнозий ещё в раннем возрасте не способны имитировать и подражать звукам животных, так как не слышат их. Одним из видов субдоминантного расстройства слухового восприятия является амузия, невозможность воспринимать музыкальные мелодии и звуки. У детей данная патология встречается гораздо чаще и характеризуется особой сложностью к узнаванию мелодий. Следующим отклонением неречевого компонента восприятия считается артимия, нарушение понимания ритма. Таким людям сложно правильно спеть песню, так как они не могут вовремя вступить и постоянно путают мотив мелодии. Акустические отклонения встречаются реже всего, так как для их функционирования используется относительно небольшой участок мозговых структур.

Слуховыми агнозиями часто страдают пациенты с психическими заболеваниями, например, при аутизме, истерическом расстройстве чувствительности. Один известный музыкант после травмы мозга не смог вспомнить ни одну из своих мелодий, зато, когда ему предложили нотный ряд, он воспроизвёл все свои произведения. Для распознавания данной патологии используют специальные пробы, например, человеку предлагают

В качестве терапии лечат основной недуг, который привёл к поражению ассоциативных зон коры. Бывают случаи, когда агнозии проходят сами по себе, утраченные функции самостоятельно восстанавливаются. В тяжёлых формах болезни пациентов учат приспосабливаться к тяжёлым условиям и жить со своим диагнозом. С больными сложными формами агнозий работают психотерапевты, нейропсихологии и дефектологи.

Логопед после инсульта

Поделиться