Обсессивно-компульсивный синдром: что это такое. Невроз навязчивых состояний (Обсессивно-компульсивное расстройство) Фрейд психоз навязчивых состояний

Согласно данным всех наших анализов, неврозы перенесения возникают благодаря тому, что «Я» не хочет воспринять мощного побуждения влечений, существующих в «Оно», и не хочет оказать содействия моторному отреагированию этого побуждения, или же это побуждение неприемлемо для объекта, который оно имеет в виду. «Я» защищается от него с помощью механизма вытеснения; вытесненное восстает против своей участи и, пользуясь путями, над которыми «Я» не имеет никакой власти, создает себе заместительное образование, которое навязывается «Я» путем компромиссов, то есть симптом.

Фрейд З. Невроз и психоз (1924)

Источник: З. Фрейд. Психоаналитические этюды. Одесса, 1926
Оригинальное название: Neurose und Psychose
Первоисточник: Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse, Band 10, Heft 1, Leipzig / Zurich / Wien, Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1924, S. 1-5
Перевод с немецкого: Я. М. Когана
Последняя редакция текста: сайт
Оригинальный текст:
Сверка с источником произведена

В моей недавно вышедшей в свет работе я указал на расчленение душевного аппарата; на основе этого расчленения можно в простой и наглядной форме изложить целый ряд соотношений. В других пунктах, касающихся, например, происхождения и роли «сверх-Я», остается еще много неясного и неисчерпанного. Можно потребовать, чтобы такое построение оказалось применимым к другим вопросам и способствовало разрешению их даже в том случае, если бы речь шла только о том, чтобы рассмотреть уже известное в новом понимании, иначе сгруппировать его и описать в более убедительной форме. С таким применением мог бы быть также связан выгодный возврат от седой теории к вечно юному опыту.

В вышеуказанной работе описаны многочисленные зависимости «Я», его посредническая роль между внешним миром и «Оно» и его стремление угодить одновременно всем своим господам. В связи с возникшим, с другой стороны, ходом мыслей, обсуждавшим возникновение и предупреждение психозов, я получил в результате простую формулу, выражающую, пожалуй, самую важную генетическую разницу между неврозом и психозом: невроз является конфликтом между «Я» и «Оно», психоз же является аналогичным исходом такого нарушения во взаимоотношениях между «Я» и внешним миром.

Конечно, мы поступим правильно, отнесясь недоверчиво к такому простому разрешению проблемы. Точно так же наше ожидание идет не дальше того, что эта формула в лучшем случае окажется верной лишь в самых грубых чертах. Но и это было бы уже кое-каким достижением. Мы тотчас же вспоминаем о целом ряде взглядов и открытий, подкрепляющих, по-видимому, наше положение. Согласно данным всех наших анализов, неврозы перенесения возникают благодаря тому, что «Я» не хочет воспринять мощного побуждения влечений, существующих в «Оно», и не хочет оказать содействия моторному отреагированию этого побуждения, или же это побуждение неприемлемо для объекта, который оно имеет в виду. «Я» защищается от него с помощью механизма вытеснения; вытесненное восстает против своей участи и, пользуясь путями, над которыми «Я» не имеет никакой власти, создает себе заместительное образование, которое навязывается «Я» путем компромиссов, то есть симптом. «Я» находит, что этот непрошеный гость угрожает и нарушает его единство, продолжает борьбу против симптома подобно тому, как оно защищалось от первоначального побуждения влечений, и все это дает в результате картину невроза. Возражением этому не может служить указание на то, что «Я», предпринимая вытеснение, следует, в сущности, велениям своего «сверх-Я», происходящим опять-таки из таких влияний реального внешнего мира, которые нашли свое представительство в «сверх-Я». Однако при этом получается, что «Я» было на стороне этих сил, что их требования были в «Я» сильнее требований влечений, присущих «Оно», и что является той силой, которая осуществляет вытеснение соответствующей части «Оно» и укрепляет противоактивность сопротивления. Обслуживая «сверх-Я» и реальность, «Я» попало в конфликт с «Оно»; таково положение вещей при всех неврозах перенесения.

С другой стороны, нам так же легко будет, следуя существующему у нас до настоящего времени взгляду на механизм психозов, привести примеры, указывающие на нарушение соотношений между «Я» и внешним миром. При аменции Мейнерта, острой галлюцинаторной спутанности, самой крайней, пожалуй, и самой яркой форме психоза, внешний мир либо вовсе не воспринимается, либо восприятие его остается без всякого действия. В нормальном случае внешний мир господствует над «Я» двумя путями: во-первых, путем все новых и новых, по возможности актуальных восприятий, во-вторых, путем сокровищницы воспоминаний прежних восприятий, образующих в виде «внутреннего мира» собственность и составную часть «Я». При аменции становится невозможным не только получение внешних восприятий; внутренний мир, являвшийся до сих пор заместителем внешнего мира в виде отображения его, лишается своего значения (активности); «Я» создает себе совершенно независимо новый внешний и внутренний мир, и два факта указывают с несомненностью на то, что этот новый мир построен в духе желаний, исходящих от «Оно», и что тяжелый, оказывающийся невыносимым отказ от желаний, связанных с реальностью, является мотивом этого разрыва с внешним миром. Нельзя не заметить внутреннего родства этого психоза с нормальным сновидением. Но условием для сновидения является состояние сна, к характерным чертам которого относится полный уход от восприятия и от внешнего мира.

О других формах психозов, о шизофрениях, известно, что они имеют исходом аффективную тупость, то есть они приводят к отказу от участия во внешнем мире. Относительно генезиса бредовых образований некоторые анализы показали нам, что мы находим бред в виде заплаты, наложенной на то место, где первоначально возник надрыв в отношениях «Я» к внешнему миру. Если существование конфликта с внешним миром не бросается в глаза гораздо больше, чем мы это знаем в настоящее время, то это имеет свое основание в том факте, что в картине психоза проявления патогенного процесса часто покрываются проявлениями попытки к излечению или к реконструкции.

Общим этиологическим условием для прорыва психоневроза или психоза остается всегда отказ, неисполнение одного из тех непреодолимых желаний детства, которые коренятся так глубоко в нашей филогенетически определенной организации. В конечном счете этот отказ всегда внешний, в отдельном случае он может исходить от той внутренней инстанции, которая взяла на себя защиту требований реальности. Патогенный эффект зависит от того, остается ли «Я» при таком конфликтном разногласии верным своей зависимости от внешнего мира и пытается ли «Я» заглушить «Оно», или же «Оно» побеждает «Я» и отрывает его таким образом от реальности. Но это простое на первый взгляд положение вещей усложняется существованием «сверх-Я», объединяющего в себе в какой-то еще неразгаданной связи влияния, исходящие из «Оно» и из внешнего мира, являющегося до некоторой степени идеальным прототипом того, на что направлены все стремления «Я», то есть на освобождение его от многочисленных зависимостей. При всех формах психического заболевания нужно было бы принять во внимание поведение «сверх-Я», что до настоящего времени не имело места Но мы можем а priori постулировать, что оно тоже должно давать болезненные раздражения, в основе которых лежит конфликт между «Я» и «сверх-Я». Анализ дает нам право предположить, что меланхолия является типичным примером этой группы, и мы обозначаем такие нарушения термином «нарцистические неврозы». Найдя мотивы для обособления таких состояний, как меланхолия, от других психозов, мы не пойдем вразрез с нашими впечатлениями. Но тогда мы замечаем, что мы можем дополнить нашу простую генетическую формулу, не отказываясь от нее. Невроз перенесения соответствует конфликту между «Я» и «Оно», нарцистический невроз – конфликту между «Я» и «сверх-Я», а психоз – конфликту между «Я» и внешним миром. Конечно, мы наперед не можем сказать, действительно ли мы получили нечто новое или же только увеличили число наших формул, но я полагаю, что возможность применения этой формулы должна дать нам все-таки смелость проследить дальше предложенное подразделение душевного аппарата на «Я», «сверх-Я» и «Оно».

Утверждение, что неврозы и психозы возникают вследствие конфликта «Я» с различными господствующими инстанциями, то есть что они соответствуют недочету в функции «Я» (а недочет этот сказывается в стремлении примирить все эти различные требования), – утверждение это должно быть дополнено другим рассуждением. Желательно было бы знать, при каких обстоятельствах и какими путями «Я» удается избежать заболевания при таких всегда, разумеется, существующих конфликтах. Это – новая область для исследования, в которой должны быть, конечно, приняты во внимание самые разнообразные факторы. Однако два момента могут быть тотчас же отмечены. Исход таких ситуаций будет, несомненно, зависеть от экономических соотношений, от относительной величины борющихся друг с другом стремлений. И далее: «Я» сможет избежать прорыва в каком-нибудь месте благодаря тому, что оно само деформирует себя, наносит ущерб своему единству. Благодаря этому непоследовательность, странность, глупость людей выступают в таком же свете, как и сексуальные их перверсии.

Невроз навязчивых состояний – болезненные расстройства, заключающиеся в возникающих независимо от желания и воли больного одних и тех же мыслей, представлений, воспоминаний, опасений, сомнений, действий.
Навязчивые состояния - это одно из заболеваний, входящих в группу Неврозов.

Причины.

Подавляющее большинство Навязчивых Состояний имеет чисто функциональную природу.
В основе их, как показали исследования И.И.Павлова и его учеников, лежат застойные очаги возбуждения или торможения в различных анализаторах (слуховом, двигательном и др.) или функциональных системах мозга.
Отдельные Навязчивые Состояния встречаются и у совершенно здоровых людей, появляясь как эпизод при усталости или эмоциональных напряжениях. Подобные Навязчивые Состояния при надлежащем лечении вполне устранимы.

Как болезненный симптом Навязчивые Состояния встречаются при следующих заболеваниях:

  • навязчивом неврозе,
  • психастении,
  • маниакально-депрессивном психозе,
  • шизофрении,
  • энцефалите,
  • эпилепсии и др. заболеваниях центральной нервной системы.

Клинические Симптомы.

В основе их лежат расстройства высшей нервной деятельности разной сложности – от чрезмерного (патологического) закрепления условного рефлекса до глубоких расстройств протекания нервных процессов в мозгу.
Неврозы навязчивых состояний могут ограничиваться однократными приступами, и продолжаться от нескольких дней или недель до нескольких лет. В других случаях такие приступы возникают неоднократно, а между ними человек чувствует себя вполне адекватно. Также могут быть периодические усиления проявлений болезни. Эти неврозы имеют тенденцию к хроническому течению и обострениям при воздействии на человека психологических травм или психотравмирующих ситуаций.

Больной сознает неуместность, нелепость и необоснованность этих возникающих у него явлений (этим Навязчивые состояния отличаются от бреда), стремится подавить их, отбросить, но это ему не удается.

1) Навязчивые мысли (Обсессии) могут проявляться по-разному:

  • Навязчивыми воспоминаниями - постоянно всплывающие яркие мысли о каком-то неприятном событии, произошедшем ранее.
  • Содержание Н.с. может быть самым различным: они могут заключаться также в Навязчивых сомнениях относительно того, выполнено ли какое-либо обыденное действие (погасил ли свет, выключил ли газ, запер ли дверь, в порядке ли одежда и т.п.); больной отчетливо помнит, знает, что все это выполнено, и тем не менее испытывает непреодолимую потребность еще и еще раз проверить все это.

2) У больного также могут быть необоснованные страхи и тревожные опасения, т. наз. Навязчивые Страхи (Фобии).

3) Навязчивые состояния могут проявляться и во всевозможных Навязчивых действиях (Импульсии) :

  • Движениях и действиях , совершаемых больным вопреки усилиям сдержать их и при полном сознании их необоснованности, нелепости; сюда относятся различного подергивания головой, щекой, губами, шмыгание носом и т.п.
  • К навязчивым действиям относится и употребление засоряющих речь слов, вроде добавления к каждой фразе слов «значит», «понимаете» и др,
  • Навязчивый счет - непреодолимое желание сосчитать встречающиеся предметы, или совершить более сложные действия с числами (перемножение номеров машин);
  • Н.с. могут заключаться в непреодолимой потребности мысленно произносить какие-нибудь ни к чему не относящиеся фразы или наборы слов, произносить мысленно или вслух нецензурные выражения («хульные мысли»).

Невыполненное навязчивое действие в одних случаях «сидит занозой» в сознании, отвлекает до тех пор, пока оно не будет осуществлено.
В других случаях навязчивые действия не замечаются страдающими им, и они производят эти действия, сами того не замечая.
Особенно мучительными для страдающих Н.с. являются навязчивости, заключающиеся в том, что неправдоподобное, вопреки сознанию, принимается за действительность. Так, у больного возникло опасение, что он во время охоты своим выстрелом убил мальчика, собирающего грибы. Это опасение возникло несмотря на его уверенность, что никакого мальчика в лесу не было.
Тем не менее, он тщательно обследует весь лес в пределах максимальной возможности. Появляется также страх нанести вред родным и близким.

Лечение Навязчивых Состояний.

Лечение навязчивых состояний проводят комплексными методами:

  • Лекарственные препараты (антидепрессанты и нейрометаболиты),
  • Психотерапевтическую терапию (психотерапия, психоанализ, гипноз ),
  • Физиотерапевтические методы лечения.

Обычно длительность курса психотерапии и психоанализа длится от 3-6-ти мес. до 1-2-х лет. В определенных случаях пациенты посещают сеансы психоанализа годами.

» я описал организацию душевного аппарата, на основе которой можно в простой и наглядной форме представить ряд отношений. В других пунктах, например касающихся происхождения и роли Сверх-Я, остается еще достаточно много неясного и незавершенного. Теперь можно потребовать, что-бы такое описание оказалось пригодным и полезным и в отношении других вещей, даже если бы речь шла только о том, чтобы рассмотреть уже известное в новом свете, сгруппировать его по-другому и описать более убедительно. С таким применением мог бы также быть связан удачный возврат от сухой теории к вечно зеленому древу опыта (1).

В упомянутой работе изображены разнообразные зависимости Я, его срединное положение между внешним миром и Оно, а также его стремление одновременно исполнить волю всех своих господ. В связи с ходом мыслей, возникшим с другой стороны, по поводу возникновения и предупреждения психозов, я в итоге пришел к простой формуле, которая выражает, пожалуй, наиболее важное генетическое различие между неврозом и психозом: невроз — это результат конфликта между Я и Оно, тогда как психоз — аналогичный исход такого же нарушения в отношениях между Я и внешним миром.

Несомненно, справедливо предостережение, что нельзя доверять столь простым решениям проблемы. Наши самые смелые ожидания также не идут дальше предположения, что эта формула в самых общих чертах окажется правильной. Но и это было бы уже хоть что-то. Сразу же вспоминается целый ряд выводов и находок, по-видимому, подтверждающих наш тезис. По результатам всех наших анализов получается сле-дующее: неврозы переноса возникают из-за того, что Я не хочет воспринять мощного импульса влечения в Оно и содей-ствовать его моторному завершению или оспаривает у него объект, на который он нацелен. В таком случае Я защищается от него с помощью механизма вытеснения; вытесненное противится такой участи и, используя способы, над которыми Я не властно, создает себе замещающее представительство, ко-торое навязывается Я путем компромисса, то есть симптом. Я, чувствуя, что этот незваный гость угрожает его единству и нарушает его, продолжает борьбу с симптомом так же, как оно защищалось от первоначального импульса влечения, и все это в результате дает картину невроза. Возражение, что Я, совершая вытеснение, следует, по существу, велениям своего Сверх-Я, в свою очередь происходящим от влияний реального внешнего мира, которые нашли свое представительство в Сверх-Я, не принимается. Но при этом получается так, что Я сражалось на стороне этих сил, что их требования были в нем сильнее требований влечений Оно и что Я является той силой, которая приводит в действие вытеснение этой части Оно и укрепляет контркатексис сопротивления. Служа Сверх-Я и реальности, Я оказалось в конфликте с Оно, и именно так обстоит дело при всех неврозах переноса.

С другой стороны, нам, исходя из нашего прежнего по-нимания механизма психозов, будет так же легко привести примеры, указывающие на нарушение отношений между Я и внешним миром. При аменции Мейнерта, острой галлюцинаторной спутанности сознания и бессвязности мыслей, самой крайней и, пожалуй, самой удивительной форме психоза, внешний мир либо вообще не воспринимается, либо его вос-приятие остается совершенно бездейственным (2). В норме внеш-ний мир проявляет свою власть над Я двумя способами: вопервых, посредством новых актуальных восприятий, во-вто-рых, благодаря запасу накопленных воспоминаний о прежних восприятиях, которые в виде «внутреннего мира» выступают как собственность и составная часть Я. При аменции не толь-ко становится невозможным получение новых восприятий, — но и внутренний мир, который прежде представлял внешний в виде его отображения, лишается своего значения (катекси- са); Я самовольно создает себе новый внешний и внутренний мир, и нет никаких сомнений в двух фактах: в том, что этот новый мир построен в духе импульсов-желаний Оно и что мотив этого разрыва с внешним миром — тяжелая, кажущаяся невыносимой фрустрация желаний, относящихся к реаль-ности. Нельзя не заметить внутреннего родства этого психоза с обычным сновидением. Но условием для сновидения является состояние сна, к характеристикам которого относится полный уход от восприятия и от внешнего мира (3).

О других формах психозов, о шизофрениях, известно, что их исходом бывает аффективная тупость, то есть они имеют тенденцию к отказу от всякого участия в жизни внешнего мира. Что касается возникновения бредовых образований, то некоторые анализы показали нам, что бред, словно постав-ленная заплата, встречается там, где первоначально возник разрыв в отношении Я к внешнему миру. Если условие конфликта с внешним миром не является гораздо более очевид-ным, чем мы знаем сейчас, то причина этого связана с тем, что в картине психоза проявления патогенного процесса часто перекрываются попытками исцеления или восстановления (4).

Общим этиологическим условием возникновения психо-невроза или психоза всегда остается фрустрация, неисполне-ние одного из тех непреодолимых детских желаний, которые так глубоко коренятся в нашей филогенетически обусловленной организации. В конечном счете эта фрустрация всегда внешняя; в отдельном случае она может исходить от той внутренней инстанции (в Сверх-Я), которая взяла на себя роль представительства требований реальности. Патогенный эффект зависит здесь от того, останется ли Я при таких конфликтных напряженных отношениях верным своей зависимо-сти от внешнего мира и попытается ли сковать Оно, или же Я позволит Оно одолеть себя и тем самым оторвать от реально-сти. Но это внешне простое положение вещей осложняется существованием Сверх-Я, которое в пока еще не совсем по-нятном сочетании объединяет в себе влияния Оно и внешнего мира и в известной степени служит идеальным прототипом того, на что направлены все стремления Я, то есть на прими-рение его многочисленных зависимостей (5).

Поведение Сверх- Я следовало бы учитывать — чего до сих пор не делалось — при всех формах психического заболевания. Но мы можем предварительно постулировать, что должны существовать такие патологические состояния, в основе которых лежит конфликт между Я и Сверх-Я. Анализ дает нам право предположить, что типичным примером этой группы служит меланхолия, и тогда для обозначения таких нарушений мы прибегнем к названию «нарциссические неврозы». Если мы найдем мотивы для того, чтобы отделить такие состояния, как ме-ланхолия, от других психозов, то это не будет идти вразрез с нашими впечатлениями. Но тогда мы заметим, что смогли до-полнить свою простую генетическую формулу, не отказываясь от нее. Невроз переноса соответствует конфликту между Я и Оно, нарциссический невроз — конфликту между Я и Сверх-Я, психоз — конфликту между Я и внешним миром. Правда, мы не можем пока сказать, действительно ли мы получили новое понимание или же просто пополнили коллек-цию своих формул, но я думаю, что возможность применения этой формулы должна все же придать нам смелость не упускать из виду предложенное разделение душевного аппарата на Я, Сверх-Я и Оно.

Утверждение, что неврозы и психозы возникают из-за конфликтов Я с его различными господствующими инстанциями, то есть что они соответствуют неполадке в функции Я, которое все же проявляет стремление примирить между собой все эти различные требования, следует дополнить другим рассуждением. Хотелось бы знать, при каких условиях и ка-кими средствами Я удается без заболевания уйти от конфликтов, которые, разумеется, всегда существуют. Это новая сфера исследования, в которой, конечно, будут учитываться самые разные факторы. Однако сразу же можно выделить два момента. Исход всех таких ситуаций, несомненно, будет зависеть от экономических соотношений, от относительных величин борющихся друг с другом стремлений. И далее: Я может избежать прорыва в том или ином месте благодаря тому, что само себя деформирует, лишается собственной целостности, возможно, даже расщепляется или распадается (6). Тем самым непоследовательности, странности и глупые выходки, совершаемые людьми, предстают в том же свете, что и сексуальные перверсии, которые, будучи принятыми, делают вы-теснение излишним.

В заключение следует задать вопрос, каким может быть аналогичный вытеснению механизм, благодаря которому Я отрешается от внешнего мира. Я думаю, что на этот вопрос нельзя ответить без новых исследований, но содержанием его, как и вытеснения, должно быть изъятие исходящего от Я катексиса (7).

1 - Ср. слова Мефистофеля в «Фаусте» Гёте, часть I, 4-я сцена.

2 - Однако это определение скорректировано в сторону ограничения пассажем в главе VIII опубликованной после смерти Фрейда работы «Очерк психоанализа» (1940а . С. 132), где говорится: «Проблема психоза была бы проста и ясна, если бы отход Я от реальности мог бы произойти полностью. Но, похоже, это встречается лишь в редких случаях, а возможно, вообще никогда не происходит. Даже о состояниях, которые так далеки от действительности внешнего мира, как то: галлюцинаторная спутанность сознания и бессвязность мыслей (аменция) — от больных после их выздоровления узнаешь, что и во время болезни в уголке их души, как они выражаются, скрывался нормальный человек, который, словно сторонний наблюдатель, следил за путаницей, которую вызывала болезнь».

3 - Ср. работу «Метапсихологическое дополнение к теории сновидений» (1917).

Обсессия (обсессивный синдром) – навязчивые мысли, идеи в голове, действия. Подобное расстройство является одним из наиболее сложных как для самой личности, так и в плане диагностики и лечения. Больной из-за этого заболевания переживает трудности в повседневной жизни, работе или учебе, общении с другими людьми, а также постоянно тратит своё время на выполнение тех или иных бесконечных действий, осмысление навязчивых образов и мыслей.

Обсессия: характеристика понятия

Каждой личности в той или иной степени присущи навязчивые мысли или действия. В голове можно постоянно прокручивать мысли о важном предстоящем событии (экзамене или собеседовании), можно беспокоиться о том, выключил утюг или нет, каждое утро совершать путь по одному и тому же маршруту. Всё это служит для того, чтобы понизить уровень тревожности, снять нервное напряжение.

Более того, около 40% людей испытывают нервное раздражение, плохие некомфортные ощущения при смене обычного порядка вещей.

Обсессия (невроз навязчивости) – это психическое расстройство, при котором возникают навязчивые состояния различного характера. Эти состояния появляются время от времени, и представляют собой непроизвольные идеи и мысли, действия, влекущие за собой формирование системы ритуалов.

Подобные состояния вызывают у личности нервное напряжение, стресс. Фиксация на плохих, болезненных мыслях в голове или идеях вызывает негативные эмоции, и тем самым может стать причиной развития депрессии или может спровоцировать невроз (невротическое расстройство). При этом больные не страдают от нарушения логического мышления.

Обсессия – не просто повторяющиеся неконтролируемые движения (компульсии) и не просто прокручивание плохих мыслей в голове или фиксация на них. Особенность синдрома заключается в осознанности этих навязчивостей у личности. Человек воспринимает обсессии и комульсии как нечто инородное, чуждое своему сознанию. Навязчивости воспринимаются как вторгающиеся, бессмысленные, иногда противоречащие собственной натуре, но бороться, справиться с ними индивид не может. Возвращение навязчивых идей и подобных состояний каждый раз приносит человеку нервное напряжение, усиливает тревогу, может вызывать приступы депрессии и невроза.

Виды навязчивых состояний (в зависимости от сферы проявлений):

  • моторные (компульсии);
  • эмоциональные (фобии);
  • интеллектуальные (навязчивые мысли).

Обсессия также может проявляться на уровне собирательства (излишнего накопления), желаний, образов, сомнений, идей.

В основном невроз навязчивых состояний имеет тематическое повторяющееся свойство. Самые распространенные темы – грязь, заражение, насилие, порядок, симметричность, сексуальность, агрессия. Что особенно, навязчивости подобного характера встречаются и у здоровых людей.

В отдельную группу можно выделить состояние навязчивости — «недостаточно хорошо», откуда у человека возникает ощущение незавершенности процесса. Чтобы справиться, победить такое состояние, устранить напряжение, ему приходится раз за разом повторять одно и тоже действие, например, включать и выключать свет.

Чтобы снять нервное напряжение, отвлечься от плохих идей или снизить уровень тревожности, человеку приходится создавать себе ритуалы. Это может быть счет, перепроверка, мытье и прочие постоянно повторяющиеся действия. Больной осознает их бессмысленность, но все равно прибегает к ним, так как они помогают хотя бы на время побороть страх или навязчивые мысли в голове.

Почему и откуда возникает обсессивный синдром – причины болезни

На данный момент в психиатрии не выделяются четкие причины, которые объясняли бы, откуда берутся навязчивости, почему возникают симптомы заболевания, поскольку расстройство могут вызывать другие нарушения психики и заболевания (невроз, шизофрения, депрессии и пр.).

Но все же, основные 3 причины, почему возникает обсессивный невроз, в науке выделяются:

  • Биологические факторы – анатомические особенности ЦНС и ВНС, нарушение обменных процессов нейромедиаторов, инфекционные заболевания, органические повреждения мозга, генетическая предрасположенность.
  • Психологические причины – депрессии, невроз, особенности психологического типа личности, акцентуации характера, семейное воспитание, заниженная или наоборот завышенная самооценка и прочие факторы.
  • Социологические причины – социофобии, длительные стрессовые состояния, нервное и эмоциональное напряжение, связанное с конфликтами в семье или на работе и пр.

Также симптомы навязчивых состояний развиваются и при др. заболеваниях:

  • шизофрения и бредовое расстройство;
  • депресии;
  • психоз;
  • невроз;
  • энцефалит;
  • эпилепсия.

Основные симптомы невроза навязчивости

Обсессивный синдром может проявляться как на физическом, так и на психологическом уровне.

Соматические симптомы расстройства:

  • брадикардия или тахикардия;
  • покраснее или наоборот бледность кожного покрова;
  • головокружения и отдышка;
  • усиленная перистальтика кишечника.

Психологические симптомы состояния навязчивости:

  • Навязчивые мысли и размышления («умственная жвачка» — бесконечные диалоги с самим собой, бесцельное обдумывание каких-то фактов, фантазий поступков, которое, как правило, носит негативный характер.
  • Навязчивые образы.
  • Обсессивные импульсы – желание совершать какие-то поступки, агрессивные или плохие действия. Это желание мучает больных, вызывает напряжение, они боятся, что могут его реализовать, но никогда не берутся воплощать его в жизнь.
  • Навязчивые сомнения – могут быть связаны с незавершенными действиями или различными фобиями.
  • Контрастные мысли — страшные или плохие мысли по отношению к родственникам, коллегам или другим людям, с ни чем не подкрепленной к ним резкой антипатией. Контрастные мысли часто сочетаются с образами и импульсами.
  • Обсессивные фобии – наиболее распространенные: страх микробов, грязи, боязнь чем-нибудь заразиться.
  • Навязчивые действия (компульсии) – система ритуалов, носящая защитный характер для личности.
  • Обсессивные воспоминания – часто болезненные, плохие, с присущим чувством раскаяния или стыда.
  • Реже возникают галлюцинаторные состояния.

Контрастные (агрессивные) навязчивые мысли

Контрастные мысли бывают весьма разнообразными. Обычно это негативные образы о причинении вреда, насилия. Главные симптомы таких мыслей и идей – желание причинить боль или вред. Часто подобное состояние может быть направлено на самого себя.

Типичные контрастные мысли: страх нанести кому-то вред или даже убить (задушить собственного ребенка или мужа, отравить или столкнуть с высоты). Такие состояния мучают больного, он испытывает ужасное напряжение, чувство вины за свои мысли, страх подчиниться своим желаниям. Контрастные мысли, идеи, импульсы никогда не реализовываются в реальной жизни.

Как избавиться от навязчивых мыслей: диагностика и лечение расстройства

Проблема лечения заболевания состоит в сложности постановки диагноза. Ведь симптомы навязчивости возникают и при многих других болезнях. Поэтому психиатр должен провести дифференциальную диагностику, в результате которой исключается:

  • невроз или неврастения;
  • шизофрения;
  • истерия;
  • депрессия или др. аффективное расстройство;
  • прочие соматические заболевания.

Проведение дифференциальной диагностики при неврозе и шизофрении у личности, в особенности при неврозоподобных и вялотекущих типах шизофрении довольно сложное.

Обсессия при шизофрении отличается рядом особенностей:

  • эмоциональная составляющая бледная,
  • отсутствуют навязчивые образы,
  • соблюдается некоторая монотонность и систематичность,
  • присутствует ригидность и однообразие в навязчивостях.

При вялотекущей шизофрении особо ярко выражена обсессия сомнений. В симптоматике малопрогредиентной шизофрении наблюдается критическое отношение к навязчивостям, они расцениваются как болезненные и чуждые самой личности, больной пытается с ними справиться. С прогрессированием болезни критичность стихает, снижается мучительное напряжение из-за бессильной борьбы с обсессиями.

Как лечить расстройство

Лечение синдрома условно можно разделить на три типа:

  • этиологическое;
  • психотерапевтическое;
  • патогенетическое.

Этиологическое лечение обсессии направлено на устранение причины, которая травмирует больного. Патогенетическое лечение, которое считается основополагающим в борьбе с навязчивостями личности, призвано устранить патологические изменения в головном мозге.

Лечение психотерапией считается довольно эффективным, о чем свидетельствуют различные клинические испытания. Применяются такие методы, как когнитивно-поведенческая и экспозиционная терапия, гипноз, аутотренинг, психоанализ.

Медикаментозные лекарства, которые используются для лечения болезни: антидепрессанты, нейролептики, таблетки транквилизаторов.

Чтобы победить расстройство, его лечение должно быть комплексным, и также включать в себя физиотерапию, полноценное питание, отдых.

Наравне с КПТ или в тех случаях, когда она не помогает, используют гипноз. Гипноз (суггестивная терапия) бывает эффективным на самых глубинных уровнях психики, также гипноз помогает бороться с фобиями. Лечение подобной терапией должен проводить только высококвалифицированный специалист.

Как избавиться от навязчивых мыслей и страхов самостоятельно?

Бороться с обсессией народными средствами невозможно, но самому вполне по силам. Для этого понадобятся следующие рекомендации:

  • Обсессивное заболевание – это хроническое расстройство, с которым придется бороться всю жизнь. Будут и моменты отступления болезни, будут и плохие моменты рецидивов.
  • Никогда не прекращайте бороться, не оставляйте работу над собой, не отчаивайтесь.
  • Не перекладывайте выполнение своих ритуалов на родных и близких.
  • Не корите себя за свои мысли, развивайте позитивное мышление.
  • Старайтесь избегать тех ситуаций, которые могут спровоцировать навязчивые мысли и состояния.
  • Постарайтесь найти хорошего психиатра, который поможет побороть ваш страх, и навязчивости с помощью терапии. Медикаментозное лечение в ряде случаев существенно уступает КПТ и др. методикам.
  • К методу ЭПР (экспозиции и предотвращения ритуалов) можно прибегать и самостоятельно. Он заключается в добровольном нахождении в ситуации, когда возникают навязчивые мысли, при этом больной должен сопротивляться импульсу и выполнить свой привычный ритуал. Если стараться находиться в этом состоянии как можно дольше, можно со временем добиться переносимости, и понять, что, не выполняя свои защитные ритуалы, ничего страшного вокруг не происходит.
  • Пытайтесь сокращать время на проведение своих ритуалов. Попробуйте осознать, что эти навязчивые мысли в голове и ритуалы – ложные и на самом деле абсолютно неважные.
  • Не пытайтесь отвлечься от навязчивых идей и образов, борьба с ними бессмысленна, впустите их в свое сознание, но не ведите с ними постоянный бесконечный «диалог».

В решении проблемы, как избавиться от навязчивых мыслей о человеке, страхов, действий можно самостоятельно прибегать к методу когнитивно-поведенческой терапии, в основе которой лежит знание о заболевании, осознанность и корректировка поведения.

КПТ осуществляется по следующему принципу:

  • Шаг 1. Смещение акцентов. Умение распознавать свои симптомы и называть их своими именами (модель мышления «это обсессия так думает, а не я; это компульсия хочет сделать, а не я).
  • Шаг 2. Понижении значимости , которое основано на осознании своего заболевания. Нужно понять, что навязчивые мысли – ложные, неправильные, ничего общего не имеющие с реальностью. А то напряжение , которое испытывается при невыполнении своих привычных ритуалов – не что иное, как результат биохимических процессов головного мозга. Принимая свою болезнь, относясь к ней как к медицинскому явлению, вы учитесь не бичевать себя за свои плохие мысли или страхи.
  • Шаг 3. Перефокусировка . Это сложный этап, требующий времени, воли и тренировки. Он основан на смене фокуса с навязчивости на какое-нибудь полезное или разумное дело. Когда возникает обсессия или компульсия, нужно обозначить для себя, что это симптом болезни и именно так к нему отнестись, постараться переключиться на что-нибудь другое, что приносит пользу или удовольствие.
  • Шаг 4. Переоценка . Выполняя все шаги комплексно, постепенно приходит переоценка значимости своих навязчивостей, вы научитесь не предавать им особого значения, существенно сокращая время на выполнение своих ритуалов.

Комплексно и эффективно лечить расстройство народными средствами невозможно. Но есть и другая сторона. Лечение народными средствами хорошо помогает в снятии некоторой симптоматики, нервного напряжения и возбуждения.

Дыхательная гимнастика, травяные седативные чаи помогут нормализовать эмоциональное состояние, как женщине, так и мужчине.

Обсессия – тяжелое расстройство, которое ощутимо портит жизнь больному, но желание его победить, систематическая борьба, упорная работа над собой позволит взять контроль над заболеванием, чтобы, наконец наступила спокойная счастливая жизнь, в которой не мучают плохие мысли, чувство вины, и не нужно тратить время на выполнение бессмысленных ритуалов и переживание беспочвенных страхов.

Психическое расстройство, в основе которого лежат навязчивые мысли, идеи и действия, возникающие помимо разума и воли человека. Навязчивые мысли зачастую имеют чуждое больному содержание, однако, несмотря на все усилия, он не может самостоятельно избавиться от них. Диагностический алгоритм включает тщательный опрос пациента, его психологическое тестирование, исключение органической патологии ЦНС при помощи методов нейровизуализации. В лечении используется комбинация медикаментозной терапии (антидепрессанты, транквилизаторы) с методами психотерапии (метод «остановки мысли», аутогенные тренировки, когнитивно-поведенческая терапия).

Общие сведения

Вероятно, невроз навязчивых состояний является многофакторной патологией, при которой наследственная предрасположенность реализуется под влиянием различных триггеров. Отмечено, что к развитию невроза навязчивых состояний предрасположены люди с повышенной мнительностью, гипертрофированной заботой о том, как выглядят их поступки и что подумают о них окружающие, лица с большим самомнением и его обратной стороной - самоуничижением.

Симптомы и течение невроза

Основу клинической картины невроза навязчивых состояний составляют обсессии - непреодолимо навязчивые мысли (представления, страхи, сомнения, влечения, воспоминания), которые не получается «выбросить из головы» или игнорировать. При этом пациенты достаточно критично относятся к себе и к своему состоянию. Однако, несмотря на многократные попытки преодолеть его, не достигают успеха. Наряду с обсессиями возникают компульсии, при помощи которых больные пытаются уменьшить тревогу, отвлечься от назойливых мыслей. В некоторых случаях пациенты осуществляют компульсивные действия скрытно или мысленно. Это сопровождается некоторой рассеянностью и медлительностью при выполнении ими служебных или домашних обязанностей.

Степень выраженности симптомов может варьировать от слабой, практически не влияющей на качество жизни пациента и его трудоспособность, до значительной, приводящей к инвалидизации. При слабой выраженности знакомые больного с обсессивно-компульсивным расстройством могут даже не догадываться о существующем у него заболевании, относя причуды его поведения к особенностям характера. В тяжелых запущенных случаях пациенты отказываются выходить из дома или даже из своей комнаты, например, чтобы избежать заражения или загрязнения.

Невроз навязчивых состояний может протекать по одному из 3 вариантов: с постоянным сохранением симптомов в течение месяцев и лет; с ремиттирующим течением, включающем периоды обострения, часто провоцируемые переутомлением, болезнью, стрессом, недоброжелательной семейной или рабочей обстановкой; с неуклонным прогрессированием, выражающемся в усложнении навязчивого синдрома, появлении и усугублении изменений характера и поведения.

Виды навязчивых состояний

Навязчивые опасения (страх неудачи) - мучительная боязнь, что не получиться должным образом совершить то или иное действие. Например, выйти перед публикой, вспомнить выученное стихотворение, совершить половой акт, заснуть. Сюда же относится эритрофобия - страх покраснеть при посторонних.

Навязчивые сомнения - неуверенность в правильности выполнения различных действий. Пациенты, страдающие навязчивыми сомнениями, постоянно переживают, закрыли ли они кран с водой, выключили ли утюг, правильно ли указали адрес в письме и т. п. Подталкиваемые неконтролируемой тревогой такие больные многократно проверяют выполненное действие, иногда доходя до полного изнеможения.

Навязчивые фобии - имеют самую широкую вариацию: от боязни заболеть различными заболеваниями (сифилофобия, канцерофобия , инфарктофобия, кардиофобия), страха высоты (гипсофобия), замкнутых пространств (клаустрофобия) и слишком открытых местностей (агорафобия) до боязни за своих близких и страха обратить на себя чье-то внимание. Распространенными среди больных ОКР фобиями являются страх боли (алгофобия), боязнь смерти (танатофобия), боязнь насекомых (инсектофобия).

Навязчивые мысли - упорно «лезущие» в голову названия, строки из песен или фразы, фамилии, а также различные мысли, противоположные жизненным представлениям пациента (к примеру, богохульные мысли у верующего больного). В некоторых случаях отмечается навязчивое мудрствование - пустые нескончаемые размышления, например о том, почему деревья вырастают выше людей или что будет, если появятся двухголовые коровы.

Навязчивые воспоминания - возникающие вопреки желанию пациента воспоминания некоторых событий, имеющие, как правило, неприятную окраску. Сюда же можно отнести персеверации (навязчивые представления) - яркие звуковые или зрительные образы (мелодии, фразы, картины), отражающие произошедшую в прошлом психотравмирующую ситуацию.

Навязчивые действия - многократно повторяющиеся помимо воли больного движения. К примеру, зажмуривание глаз, облизывание губ, поправление прически, гримасничанье, подмигивание, почесывание затылка, перестановка предметов и пр. Некоторые клиницисты отдельно выделяют навязчивые влечения - не поддающееся контролю желание что-либо сосчитать или читать, переставляя слова и т. п. В эту группу также относятся трихотилломания (выдергивание волос), дерматилломания (повреждение собственной кожи) и онихофагия (навязчивое обкусывание ногтей).

Диагностика

Обсессивно-компульсивное расстройство диагностируется на основании жалоб пациенты, данных неврологического осмотра, психиатрического обследования и психологического тестирования . Нередки случаи, когда до направления к неврологу или психиатру пациенты с психосоматическими навязчивостями безрезультатно лечатся у гастроэнтеролога, терапевта или кардиолога по поводу соматической патологии.

Значимыми для постановки диагноза ОКР являются возникающие ежедневно обсессии и/или компульсии, занимающие не менее 1ч в сутки и нарушающие привычное течение жизни пациента. Оценить состояние больного можно при помощи шкалы Йеля-Брауна, психологического исследования личности , патопсихологического тестирования . К сожалению, в некоторых случаях психиатры ставят пациентам с ОКР диагноз шизофрении , что влечет за собой неправильное лечение, приводящее к переходу невроза в прогрессирующую форму.

Осмотр невролога может выявить гипергидроз ладоней , признаки вегетативной дисфункции, тремор пальцев вытянутых рук, симметричное повышение сухожильных рефлексов. При подозрении на церебральную патологию органического генеза ( , энцефалит , арахноидит , аневризму сосудов головного мозга) показано проведение МРТ , МСКТ или КТ головного мозга .

Лечение

Эффективно лечить невроз навязчивых состояний можно только следуя принципам индивидуального и комплексного подхода к терапии. Целесообразно сочетание медикаментозного и психотерапевтического лечения, гипнотерапии.

Использование методов психоанализа в лечении обсессивно-компульсивного расстройства ограничено, поскольку они могут провоцировать вспышки страха и тревоги, имеют сексуальный подтекст, а во многих случаях невроз навязчивых состояний имеет сексуальный акцент.

Прогноз и профилактика

Полное выздоровление отмечается достаточно редко. Адекватная психотерапия и медикаментозная поддержка существенно уменьшают проявления невроза и улучшают качество жизни пациента. При неблагоприятных внешних условиях (стрессы, тяжелые заболевания, переутомление) невроз навязчивых состояний может возникнуть вновь. Однако в большинстве случаев после 35-40 лет отмечается некоторое сглаживание симптомов. В тяжелых случаях обсессивно-компульсивное расстройство отражается на трудоспособности больного, возможна 3-я группа инвалидности.

Учитывая черты характера, которые предрасполагают к развитию ОКР, можно отметить, что хорошей профилактикой его развития будет более простое отношение к себе и своим потребностям, жизнь с пользой для окружающих людей.

Поделиться