Пример сказки для взрослых. Сказкотерапия для взрослых

Разные психологические проблемы взрослой жизни - удивительно, но помогает решать одна из видов психотерапии - сказкотерапия. В интернете сейчас можно найти целые сайты упражнений и тренингов по сказкотерапии. Но мало кто понимает в чем ее суть вообще?

Мы часто моделируем в своей голове различные проекты выхода из любой ситуации, порой даже волшебные мифы и сказки не исключаем: верим в чудеса и пытаемся даже обмануть себя. Мы все еще дети. Эрик Берн - примерно так и сформулировал основную проблему нашего общества - нас легко надуть. Уж подтверждаю это самое собой - я шопоголик.
Когда мне предложили провести мастер-класс для взрослых учителей, показать элементы сказкотерапии - я немного замешкалась. Чаще работала с детьми, но тогда еще и методов для взрослых почти и не было! В интернете лишь работа с детьми, а то что было не вполне соответствовало сопоставлению - сказка и терапия. Понятно, что есть «сказка» и ясно, что такое «терапия» (лечение, восстановление, диагностика). Однако как их соединить так, чтобы удовлетворить новые запросы общества?

Так как информации было мало пришлось начать с источников - вспомнились слова великого психолога Эрика Берна. На тот момент только он мог дать ответы на мои вопросы как сделать метод «сказкотерапии» для взрослых. Не просто сделать, а создать что то похожее на отечественный опыт и что то вроде по типу опыта американских коллег. Получалось у меня с трудом. Эрик Берн в своих работах писал, что «люди всегда играют!», а значит их можно также как и маленьких детей изменить с помощью такой же игры. Позже, когда время ушло в нашем городе появились шикарные гештальт-игры. Массово проводились встречи знаменитого психологического центра для терапии взрослых, именно психотерапии с помощью различных игр. Например, мне понравилось участвовать в игре «Свадьба».

Какие методы использовали психотерапевты вначале первых занятий?

Скажу сразу, что просто возвращали в детство. Например, предлагали всем присутствующим рисовать свою сказку - картинку. Предлагали не торопится, в игре участвовало не более семи человек. Многие удивляли своим воображением, а кто то просто мучился не умея рисовать. Кто то из специалистов все десять занятий заставляли просто рисовать или продолжать рисовать сказку которую он любил в девстве… Могу сказать, что это не совсем тот метод, хотя тоже возможно продуктивный. скорее это метод арт-терапии - творчество и рисование. В сказкотерапии больше делается упор в разрешении конфликта или стресса в данный период времени. Очень эффективнее в методике самоопределения является методика сказкотерапии «маска». Присутствующим предлагается нарисовать лицо героя любимого на весь лист, не обязательно, чтобы лицо было похоже на героя. Главное, чтоб тот кто рисует знал, что это тот самый герой. Как только закончили, просить - проделать в глазках дырочки. Теперь надеваем эту маску на себя… в данный момент - эффект неожиданности. Нам как правило подсознательно нравятся определенные герои и мы хотим быть чем то похожими на них. Помню я тогда нарисовала себе «спящую царевну»… кто то даже Дракона рисовал, помню . Было забавно. Далее предлагалось походить по комнате с этой приложенной маской - пообщаться с другими героями - очень сильная вещь.

Из многих методик мне лично понравилась методика «самоопределение».

Как правило, на занятие приходит уставший от реальности человек и не ожидающий какого либо эффекта от занятия, у него огромный груз проблем, а мы пришли тут его жизни учить - поэтому сказкотерапия самый эффективный момент в первый день занятий - помогает расслабить и настроить испытуемого или клиента. С детьми то проще, я поэтому с ними и работала. А вот со взрослыми - они заплатили деньги, хотят понять что же в их жизни пошло не так. Разве рождается человек который будет мечтать о том, что будет жить в одиночестве, у него нет друзей, коллеги не понимают и семьи как таковой не т. Возможно бывают категории людей которым в принципе удобно быть одному, но он человек - как социальный адепт, долго один не сможет быть.

Так что же пошло не так?

На одном из занятий я предложила испытуемым нарисовать дорогу - кто то долго разрисовывал лес… а кто то проезжую часть и эти рисунки мне во многом помогли при диагностике их гештальт-состояния. Я спросила почему человек нарисовал лес? Оказывается подсознательно он именно лесную чащу и имел ввиду. когда то он рос в деревне, возле леса и ему часто снится сон о дедушке, деревне… он мечтает вернутся. Но обстоятельства ему не дают этого сделать. В итоге у него развилась какая то стена «конформизма». Ему неудобно жить так как он на данный момент живет .

Диагносту по гештальт-психологии сложно двигаться дальше - нужен тут другой специалист - «корекционник, корректор, терапевт по коррекции». Только поэтому я не стала предлагать ему другие пути решения проблемы, моя цель была «просто (тупо) провести три занятия по сказкотерапии».

Чем поможет направление гештальтпсихологиии - сказкотерапия?

Вообще во многих источниках вижу часто - что сказкотерапия - это один из видов гештальтпсихологии. Однако еще больше как самостоятельную ветвь развития. Что из утверждений верно или не верно - определит скорее будущая наука.
Со своей стороны могу точно сказать, что сказкотерапия как вид - еще только на первом этапе длинной лестницы в работе по психологии и психотерапии. Из возможных ста ступеней. К сожалению, наша отечественная наука в 80-х годах очень сильно отстала от психологии американской науки. Они реально в этом деле впереди, но с другой стороны мы не утратили свою «теоретику». Проще говоря с практикой пока у нас слабовато обстоит дело. Некоторые проблемы в школе все еще решает по привычке старой науки - невролог. Ну или на худой конец директор школы. Становление психологии взрослых еще темнее… Максимум пока на что мы можем рассчитывать это на игры - «мафия» кафе. Кстати хорошая вещь, советую, учит мощно. Сама прошла эту школу.
Но что же делать психотерапии со сказкотерапией взрослых? Записатся на прием к психологу - узнать подробнее где могут проводить эту работу в вашей местности. Почему рекомендую, просто потому что уже на первых занятиях психотерапии в виде «сказкотерапии» вы поймете действительно ли нуждаетесь в помощи решения своих проблем со стороны.

Какие книги есть для самопомощи в направлении именно сказкотерапии?

Все мы родом из детства ©
Начните себя с самого легкого - читаем книгу очень неплохую, книга написана простым языком и лично мне во многом помогла по некоторым вопросам.

Известно, что функция сказкотерапии для взрослых - помощь в трудной жизненной ситуации, в борьбе за себя. Сказкотерапия без возрастов, без каких либо ограничений во времени и пространстве… мы до сих пор верим в чудеса и сказки! Создавая вокруг себя различные мифы, моделируя самим себе выход из проекта своего жизненного пути… а вот поможет разобраться как ни странно именно терапия - сказка.

Даже подборка определенной литературы для самостоятельного чтения - вашим терапевтом - это результат работы диагностики по сказкотерапии.

Например, вот что я подобрала по результатам работы для того клиента, о котором писала выше.

На протяжении веков старшее поколение рассказывало младшим сказки, былины, всевозможные притчи и т.д. При этом они остаются не только средством развлечения и проведения досуга, но и передачи жизненного опыта, правил поведения и устоев, сформировавшихся в обществе. Сказкотерапия – это еще и метод лечения.

Сказкотерапия – что это?

Речь идет о методе, позволяющем развить в человеке творческие способности, расширить сознание, научиться конструктивно взаимодействовать с окружающим миром и побороть в себе внутренние страхи и комплексы. как метод психологической коррекции изучался многими известными психологами – Фрейдом, Зинкевич-Евстигнеевой, Лисиной, Вачковым и др. Особую важность сказка имеет для ребенка, ведь вовремя рассказанная былина может иметь тот же эффект, что и психологическая консультация для взрослого.

Сказкотерапия в психологии

Лечение сказкой помогает профессионалу решать его повседневные задачи. Сказкотерапия в психотерапии выступает не просто особым направлением, а вмещает в себя достижения педагогики, психологии, психотерапии, философии и традиций многих культур. Самые разные проблемы детей и взрослых – агрессивность, замкнутость, фобии, страхи и другие поддаются коррекции сказками. Особую роль в психологическом воздействии играет метафора. От точно подобранной метафоры зависит эффективность сказкотерапевтического приема.

При этом для каждого клиента подбирается соответствующий его проблеме жанр – детектив, любовная история, фэнтези, легенда, былина, миф и др. При работе с ребенком даже нет надобности что-то анализировать и делать выводы: работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне. При этом специалист устраняет не симптомы проблемы, а саму причину и в этом заключается главное преимущество сказкотерапии.


Сказкотерапия – виды сказок

Сказки делят по жанрам, по отдельно взятым детским проблемам и др. Выделяют следующие виды сказкотерапии:

  • дидактические сказания;
  • психокоррекционные;
  • психотерапевтические;
  • медитативные.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева включает в этот список еще и народные, художественные, авторские народные выдумки. К народным относят мифы и легенды, в которых волшебство и чудеса способствуют , животные воспитывают сострадание, а всевозможные страшилки помогают подготовиться и стойко перенести жизненные невзгоды. Художественные произведения вмещают весь опыт и наработки прошлых поколений, а авторские выдумки помогают тем, кто потерял надежду и не видит выхода из сложившегося положения.

Психологические сказки

Такие виды сказок берут на себя следующие функции:

  1. Воспитывают ребенка. Посредством услышанного малыш учится жить в социуме, перенимает правила и нормы поведения, принятые в обществе, усваивает моральные императивы.
  2. Психологические сказки для взрослых учат ответственности, стойкости перед жизненными невзгодами, заботе о ближних. Ведь в таких историях добро всегда побеждает зло, но главному герою приходится потрудиться, чтобы правда восторжествовала.
  3. Являются инструментом норратива – повествования. При этом слушающий накладывает рассказ о чужой жизни на сценарий собственной, что формирует правильную модель поведения.
  4. Психотерапии. Сказкотерапия помогает человеку избавиться от проблем, .

Психотерапевтические сказки

Эти рассказы раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогают взглянуть на ситуацию под другим углом. У них не всегда бывает счастливый конец, но значение неизменно проникновенно и проницательно. Такие приемы сказкотерапии заставляют человека задуматься о смысле жизни, отношении к близким и своей второй половинке, проблемах смерти и бытия и т.д. Специалист использует такие рассказы в тех случаях, когда другие не дают результата. Путем философствования на выбранную тему удается достичь нужного эффекта.


Психокоррекционные сказки

Метод помогает ребенку осознать свою проблему и найти конструктивный выход из нее. При создании рассказа в его основу кладут идентичную проблему, но не имеющую прямого сходства с уже имеющейся. В ходе повествования вырисовывается замещающий опыт, который психолог и предлагает ребенку для решения своей проблемы. Тем, кто интересуется, какие виды сказок использует специалист, можно ответить, что в сюжете главный герой всегда сталкивается с той же проблемой, что и ребенок. В результате находит правильное решение, справляется с трудностями и извлекает урок из своих действий.

Медитативные сказки

Уже по названию легко понять, что такие рассказы сродни медитации. Их читают, создав определенные условия: приглушив свет, включив подходящую для релаксации музыку и заняв удобную позу. Подобная методика сказкотерапии позволяет полностью погрузиться в процесс для накопления положительного образного опыта, избавиться от психоэмоционального напряжения и создать лучшую модель взаимоотношений, развить личностный потенциал. Отличительной особенностью этого вида сказок является полное отсутствие злых героев и конфликтов.

Дидактическая сказка

Этот тип самый простой и ненавязчивый. Его часто применяют при работе с дошкольниками и младшими школьниками. Методы сказкотерапии в этом случае преследуют цель передать ребенку какой-то новый навык, знание или умение. Закрепить результат помогает небольшое задание, которое малыш выполняет дома. Дидактические сказки могут быть предназначены и для взрослых, например, рассказывать о необходимости предохраняться. Но в основном их применяют по отношению к детям, помогая научиться вежливости и тактичности, усвоить правила дорожного движения и др.

Сказкотерапия для взрослых

Работать со сказкой можно самыми разными способами:

  1. Обсудить уже существующую былину.
  2. Сочинить сказку самостоятельно.
  3. Инсценировать уже написанный рассказ. То есть разыграть его как в театре.
  4. Выразить свои эмоции с помощью бумаги, кисти и красок.

Сказкотерапия как метод психокоррекции большое значение придает сочинительству, так называемым клиентским сказкам. При этом само написание рассказа осуществляется в три этапа:

  1. Замедление . Этот творческий процесс призван успокоить и настроить человека на написание рассказа. Психолог может предложить ему немного отвлечься и нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или поработать с глиной. Настроиться помогает и чтение специально отобранной сказки.
  2. Написание истории . Сказкотерапия – это непосредственный перенос на бумагу своих эмоций, чувств, переживаний, выраженных в форме волшебного творчества.
  3. Прочтение рассказа, завершение . На этом этапе клиент зачитывает специалисту свою историю, а после они вместе разбираются, в чем смысл сюжета, что хотел человек этим сказать.

Примеры сказок для взрослых:


Психология жертвы – сказкотерапия для взрослых

Существует немало пособий и методик, использующих терапию сказками в качестве помощи людям с установками на поведение жертвы. Особый интерес представляет такая сказкотерапия для женщин. Известный автор М. Одинцова так и назвала свою книгу: «Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых». В своей работе она растолковывает само понятие «жертва», описывает, как такая модель поведения подавляет личностный потенциал, не давая развиваться и расти. Цель сказкотерапии – преодолеть пораженческую психологию и выйти на новый – конструктивный уровень жизненного творчества.

Сказкотерапия – уверенность в себе

Неуверенные в себе люди просто малоинформированные, ведь неуверенность – это незнание. Однако, напрямую диктовать правила поведения и говорить: «Делай то и делай так», нельзя, ведь это вызовет обратную реакцию. Сказкотерапия со взрослыми и маленькими детьми заключается в том, чтобы подтолкнуть человека измениться. Сказка ничего не навязывает и не диктует, а просто предлагает различные пути решения проблемы.

Сказкотерапия в бизнесе

Практика сказкотерапии приносит свои плоды не только в образовании, психологии, но и профессиональной деятельности. На всевозможных тренингах и семинарах специалисты приводят в пример сказки, которые учат общаться с коллегами и партнерами. Актуальность сказкотерапии остается высокой, ведь это мощный инструмент ведения бизнеса. Сказочные истории иллюстрируют основные принципы работы в команде, помогают осознать деструктивность техник манипуляции и др. С их помощью можно сформировать личный и командный бренд, продвинуть свой товар или услугу на рынке.

Сказкотерапия – книги

К популярным изданиям относят:

  1. «Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку» И.В. Вачкова . Его книги по сказкотерапии предназначены для учителей, психотерапевтов, студентов. Они помогают развить в себе потенциальные способности, реализовать мечту, приобрести знания, которые помогут в жизни.
  2. «Сказки и сказкотерапия» Д. Соколова . Книгу написал терапевт по профессии и сказочник по жизни. В основе рассказанных историй лежат психологические теории и психотерапевтические техники, которые автор отработал на себе сам. Многие из них использовались в реальной терапевтической работе с пациентами.
  3. «Психотерапевтические сказки и игры» С.А. Черняевой . В издании собраны сказочные истории и методические рекомендации по работе с ними. Приводятся примеры работ и описания игр, которые можно применить в психотерапии. Сказкотерапия может помочь родителям, имеющим проблемных детей, психологам, педагогам и др.

Сказкотерапия как один из способов борьбы с жизненными трудностями. Правила проведения в домашних условиях. Подбор сказок для детей разного возраста и взрослых.

Содержание статьи:

Сказкотерапия - это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека.

Описание и функции сказкотерапии


Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, читатель неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для самого чтеца. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач . Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта . Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
  • Развитие мышления . Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.
  • Лечебно-психиатрическое направление . Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.
Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией. Психологи выделяют такие функции методики:
  1. Сглаживание барьеров между терапевтом и клиентом . Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу.
  2. Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем . Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в любимой сказке клиента или придуманной им самим.
  3. Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций . На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.
  4. Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов . Даже если человек пытается скрыть от психолога-терапевта беспокоящие его проблемы, не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.
  5. Отображение внутреннего конфликта . Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.
Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Познав суть сказкотерапии и научившись пользоваться ее технологиями, родители маленьких детей ограждают себя от проблем с подростками в будущем. Взрослые, порой под страхом не найти выхода со сложных жизненных ситуаций, обретают подсказки в обычных сказочных историях.

Особенности проведения занятий по сказкотерапии


Занятия затрагивают несколько аспектов жизни человека, которые в свою очередь раскрывают его архетипы и социальные установки. Через сюжет сказки можно узнать, чем именно живет в данный момент индивид и что его беспокоит. Только по завершению этого этапа можно будет выстраивать дальнейшее лечение.

Современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой . На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
  • Самостоятельное написание сказки . Человек составляет рассказ, который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.
  • Драматизация или инсценировка написанной сказки . Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
  • Работа над окончанием сказки . Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки . Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за партами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.

Структура занятий по сказкотерапии:

  1. Ритуал «погружения» в сказку . Создается настроение для совместной работы - прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
  2. Знакомство со сказкой . Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
  3. Обсуждение . Ведущий задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить аудиторию.
  4. Арт-терапевтическая работа . Рисование героев или самого интересного момента сказки.
  5. Ритуал «выхода» из сказки . Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в аудиторию.
  6. Подведение итогов . По ответам на поставленные вопросы терапевт интерпретирует личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это индивидуально или при всей группе.
Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, ведущий с легкостью сможет расположить ребенка или взрослого к себе и настроить его на продуктивную работу.

Как применять сказкотерапию для взрослых и детей

Сказкотерапия может применяться по-разному в зависимости от особенностей человека, с которым проводится работа. Учитывается возраст, психические и физические способности. Сказка благодаря своей простоте способна проникать в бессознательное каждого индивида и влиять на его личностные ориентиры, под воздействием которых предоставляется множество выходов с любой проблемной ситуации.

Как использовать сказкотерапию в работе с дошкольниками


Сказкотерапия для дошкольников является самым эффективным методом, направленным на всестороннее развитие малыша, и выступает одной из интереснейших технологий психоанализа и психотерапии. Занятие может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой (до 12-ти человек).

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.

Способы, которые помогут достичь успеха при работе с детьми:

  • Практическая деятельность на основе сказки . Необходимо выяснить, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр.), и включить его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для психоанализа.
  • Заинтересованность ведущего . Сказкотерапевт во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести до ребенка нужный смысл произведения и заинтересовать его.
  • Эмоциональное оформление сказок . Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.
  • Работа над настроением ребенка . Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.
Правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками:
  1. Учитывайте возраст детей . Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его.
  2. Дозировка представляемой информации . Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, помните, что все хорошо в меру. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.
  3. Терапевтическая направленность . После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
  4. Отсутствие нравоучений . Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.
  5. Подведение итога . После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.
Данный метод позволяет раскрыть душу малыша, обогатить его знаниями и сформировать характер. Учитывая все правила во время подготовки к занятию, ведущий получает возможность достичь поставленных целей и выстроить доверительные отношения со своими подопечными.

Сказкотерапия в работе с детьми школьного возраста


Сказкотерапия для детей школьного возраста помогает им раскрыться и избавиться от волнующих проблем. Для младших школьников рекомендуют использовать сказки, в сюжете которых присутствует волшебство, а в работу со старшими вносят уже сказки-притчи, ведь они несут смысл жизненной философии.

Формы проведения сказкотерапии:

  • Рассказывание или сочинение сказок . Во время рассказа ребенок выражает эмоции, которые он чувствует. На основе этого можно провести анализ его отношения к тому или иному событию и персонажу. Предлагая школьнику сочинить собственную сказку, ведущий дает возможность развивать фантазию и воображение.
  • Рисование сказки . Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.
  • Изготовление кукол . Создание персонажей своими руками позволяет развить моторику пальцев, улучшить внимание. Создавая куклу, дети вкладывают в нее свою душу и продумывают порядок действий, что тренирует мышление. Далее малыши играют с героями, могут инсценировать сказку и взять на себя ответственность за роль. Этот способ развивает коммуникативные навыки, обогащает опыт взаимодействий между людьми.
Сказки способствуют развитию личности и сознания, они заставляют верить в чудеса. Применяя в своей работе различные формы проведения занятий и поэтапно пользуясь ими, родители, учителя или психологи смогут развить у детей интерес к данному роду деятельности, что избавит их от проблемных проявлений.

Как применять сказкотерапию в работе с подростками


Подростковый возраст - это жизненный этап, на котором происходит становление личности. Сказкотерапия для подростков является инструментом, связывающим их внешний и внутренний мир. Благодаря сказкам молодежь учится взаимодействовать с окружающим миром, вступать в контакт с людьми и показывать свою индивидуальность.

Работа с подростками разделяется на три стадии:

  1. Начальная . На данном этапе совершается сплочение подростков на групповом занятии, обговариваются правила общения. Если участники незнакомы между собой, то на этой стадии происходит знакомство. Сказки выбирают простые по содержанию и легкие для восприятия, это позволит расположить детей к продуктивной деятельности. Начальный этап должен включать в себя переход в сказочный мир через заранее подобранное упражнение (волшебное слово, счет до определенного числа).
  2. Основная . Проходит работа над выявленной проблемой (борьба со страхами, повышение самооценки и пр.). Тут используют различные упражнения и проигрывание сюжетов по представленной сказке. Выбираются произведения, в содержании которых проявляется проблемный характер персонажей, а борьба с представленной ситуацией должна завершаться обязательно позитивно. В основную стадию можно включить рисование, что поможет в выявлении и преодолении существующей проблемы.
  3. Заключительная . Обсуждаются проблемные ситуации и способы их решения, проводится интерпретация рисунков. По завершению занятия обязательно нужно совершить ритуал выхода из сказочного мира, он может быть таким же, как вхождение, а можно добавить что-то новое.
Таким образом, метод сказкотерапии не ограничивается правильно подобранными сказками, а во многом зависит от потенциала подростков, настроенных на положительный результат под действием волшебной атмосферы.

Использование сказкотерапии в работе со взрослыми


На сегодняшний день сказкотерапия для взрослых стала популярной, ей все больше отдают предпочтение в диагностике и коррекции различных заболеваний.

Данный вид терапии можно применять такими способами:

  • Обсуждение уже написанного произведения . Открывает новые грани возможностей, человек объясняет содержание согласно своим убеждением, что раскрывает его сущность.
  • Написание сказки . Придумывать свое произведение можно вместе со специалистом, который поможет выявить по содержанию проблемный аспект и избавиться от него.
  • Проигрывание сказки . При данном способе происходит переживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию всех внутренних эмоций наружу.
Главным аспектом в работе со сказками является осознание, которое предоставляет возможность принять свои душевные процессы и контролировать их. Выход в волшебное пространство позволяет все неурядицы и проблемы переносить на персонажей. Нередко человек, воспользовавшийся сказкотерапией, обретает цель в жизни.

Какие выбрать сказки для сказкотерапии


Сказки для сказкотерапии подбираются, учитывая возраст и цели человека. Если у людей возникает желание самостоятельно написать произведение, то это еще лучше.

Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:

  1. Бытовые сказки («Каша из топора», «Курочка ряба», «Барин и собака», «Колобок» и пр.);
  2. Волшебные сказки («Кот в сапогах», «Дочь и падчерица», «Морозко», «Хрустальная гора» и пр.);
  3. Поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавель», «Чертов хвост», «Федины игрушки» и пр.);
  4. Героические сказки («Сивка-Бурка», «Илья-Муромец», «Добрыня и Змей», «Вавила и скоморохи» и пр.).
Рассказы, которые отбирают для сказкотерапии, должны четко разграничивать позитивных и негативных персонажей, главные герои обязательно сталкиваются с такими же проблемами, как и дети. Если они приблизительно одного возраста с ребенком, с которым предстоит работать, то такая сказка будет ему понятна и близка.

В подборе произведений можно отдавать предпочтение различным видам: русским народным, притчам, сказкам народов мира и авторским. Лучшим выбором могут стать рассказы, написанные психологами лично, которые направлены на предотвращение определенных проблем.

Для терапии со взрослыми нужно выбирать произведения, помогающие избавиться от внутренней сумятицы. Определившись, с чем будет проходить борьба, и выбирается соответствующая история (для улучшения взаимоотношений, здоровья, денежного положения, любви и пр.). Можно пользоваться книгами Рушеля Блаво, Разиды Ткач, Эльфики.

Если есть чувство, что прочитанное произведение находит отклик в душе, тогда выбор правильный, человек уже на полпути к избавлению от волнующих его неурядиц, вследствие чего наблюдается направленность полученных знаний на желаемый результат, предоставляются варианты, как избавиться от проблемной ситуации.

Как проводить сказкотерапию - смотрите на видео:


Сказкотерапия - это приятный метод лечения, который помогает как детям, так и взрослым. Его использование не ограничивается психологами и психиатрами, а наоборот приветствуется в дошкольной и школьной педагогике, а особенно в семейном воспитании.

Вы давно искали такое!

Уникальная книжка, соединившая в себе два эффективных развивающих подхода: головоломку и дидактическую сказку.

Здесь я собираю небольшую коллекцию своих сказок для разного возраста и на разные темы. Если Вам понравилась сказка и актуальна ее проблематика, обратите внимание, возможно, она входит в определенный , ссылка на который будет дана вверху страницы. Пройдя по ссылке на тематический сборник, вы сможете ознакомиться с другими сказками на эту же тему.

Сказка, направленная на повышение организованности и аккуратности, обращающая внимание ребенка на тот пример, который подает ему мама.

Сильное желание выигрывать - обязательная черта победителя. Поэтому и расстройства от поражений вещь естественная. Но как найти в поражениях позитив и конструктив, чтобы не так болезненно их переживать?

Сказка о перфекционизме.

Однв из самых волшебных сказок, в которой намешано очень много интересных мыслей, о мотивации, о неидеальности, о прощении и даже о концентрации внимания.

Медитативная сказка о смерти близких.

Сказка для детей, которым трудно делиться. Возраст 3-8 лет.

Красивая история о навязчивом стремлении к идеальности и безупречности.

Сказка для повышения уверенности в себе, для тех, кому прошлые неудачи мешают верить в себя. Возраст от 4 лет.

Сказка для повышения уверенности, для любого возраста. И для взрослых тоже, прочитайте и почувствуйте на себе как работает сказкотерапия.

Сказка о том, что быть здоровым намного приятнее, чем болеть.

Сказка, которая поможет в часы разлуки с мамой.

Сказка для адаптации в детском саду, вселяющая уверенность, что вечером мама всегда обязательно придет забрать ребенка домой. Смотрите видеосказку:

В этой сказке сбылась мечта девочки о новом мире, в котором играть на планшете и смотреть мультики можно было в любое время. Понравилось ли девочке жить в таком мире - читайте сами.

Расскажет о том, что жадность разрушает дружбу, и обратит внимание на природную щедрость мира.

Сказка о девочке, которая слышала только то, что хотела слышать.

Это терапевтическая сказка для мам. Если вы хотите прочувствовать на себе, как работает сказкотерапия, что чувствует слушатель и читатель, когда проблема сказки созвучна его переживаниям, прочитайте эту сказку для взрослых.

Еще одна сказка для неидеальных мам, написанная неидеальной мамой.

В этой сказке намешано столько идей, что даже сложно выбрать основную, так каждый, наверняка, может найти в ней что-то свое. Здесь и снижение эгоцентризма, и принятие себя, и принятие другого, и умение верить в себя, несмотря на мнение окружающих.

Против горшочных проблем.

Может ли быть настоящая дружба скоротечной и кто он такой, ис тинный друг? Такие вопросы предложит для размышления эта сказка о доверии в дружбе.

Сказка для повышения уверенности в себе, о том, что для того, чтобы увидеть настоящую ценность вещи, часто нужно время.

Сказка об интересе как о неотъемлемой составляющей счастья и радости. Стимулирует найти свой интерес в процессе обучения.

Взрослая красивая и романтичная сказка для повышения уверенности в себе, которую с удовольствием слушают и малыши. И даже если они не понимают всех сложностей сюжета, они наполняются верой в счастливый конец, мальчики представляют себя мужественными охотниками, а девочки - прекрасными и мудрыми хранительницами семейного счастья.

Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку.

Для тех, кто не застилает свою кроватку.

Которая легко и понятно объяснит деткам, почему нужно спать в своей собственной кроватке, а не вместе с мамой и папой.

Сказка для девочек, воспитываемых одинокими мамами.

Сказка для мальчиков, воспитываемых одинокими мамами.

Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку..

Красивая история для деток, которые не хотят стричь ноготки.

Новогодняя версия сказки, посвященная теме доверия, несущая в себе идею, что лучше давать мало обещаний, но быть хозяином своему слову, чем раздавать ничего не стоящие обещания направо и налево.

Это сказка для сладкоежек любого возраста.

Это сказка о том, как важно говорить со своими близкими, а не хранить в душе обиды на них.

Сказка для сладкоежек и грязнуль - пример негативного парадоксального внушения мыслей о чистоте.

Это сказка о женском счастье и о том, что если поверить в себя, можно измениться до неузнаваемости.

Сказка, которая поможет делать первые шаги в самостоятельности.

Это сказка о пользе чтения и образования, о том, что знания позволяют другими глазами смотреть на мир, наполняя жизнь интересом и счастьем.

Это сказка, направленное снижение эгоцентризма.

Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Эта сказка - настоящая скандинавская сага о двух королевских сыновьях, которая рассказывает что такое доверие и предательство.

Еще один пример трансформации метафорической истории в детскую сказку.

Серьезная и глубокая сказка о принце, на которого было наложено заклятие жадности, а также о настоящей дружбе, ибо страшные чары могло разрушить только это глубокое чувство.

Которая поможет снизить конкуренцию в братско-сестринских отношениях, а еще эта сказка о необходимости говорить с близкими о своих эмоциях и чувствах.

Это сказка о настоящей дружбе, написанная, как пример сказки по десяти словам, когда сначала составляется случайный список слов, а потом сочиняется сказка, в которую эти слова должны быть вписаны.

Это сказка об объятиях, которая напоминает об очень простом способе почувствовать внимание и любовь своих близких и рассказывает, как обниматься правильно.

Сказка для читателей постарше, в которой поднимается сразу много вопросов, это и доверие, и умение верить в свою мечту и силы, даже если близкие отказываются верить в тебя.

Сказка на одну из самых первых тем приучения к порядку и аккуратности - уборку игрушек.

Сказка о доверии в команде, о необходимости разделять отвественность между всеми участниками.

Сказка о компромиссе, о том, что уступить, это не значит проиграть или сдаться.

Сказка о том, что ласку и тепло в отношениях не нужно искать и ждать от окружающих, а нужно наполнять этим отношения самому.

Сказка, написанная для детей аллергиков, чтобы помочь им отказаться от тех аллергенов, которые они упели полюбить. Тем не менее, сказка является очень многоуровневой и может быть полезна всем в вопросах построения отношений.

Для отлучения от груди.

Тоже сказка на тему аллергии, которая, при этом, может восприниматься гораздо шире - как сказка об истинной поддержке.

Создана для того, чтобы помочь детям научиться свободно мечтать. В эту сказку встроена целая коллекция игр, развивающих фантазию, в которые ребенок сможет включиться прямо в процессе чтения или возможно воспользоваться идеями этих развивающих игр впоследствии.

Эта сказка об агрессии, о том, как взять эту сильную эмоцию под контроль и направить в конструктивное русло.

Взрослая сказка о взрослых отношениях, о ярлыках, которые мы иногда вешаем друг на друга.

Простая сказка с красивой и удивительно точной метафорой, которая расскажет об одном из способов повышения внимания.

В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями - проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. Андрей Владимирович Гнездилов - петербургский врач-психиатр, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета в Англии, автор нескольких сборников сказок, известен многим как доктор Балу.

Сказки эти необычные - терапевтические. Они перенесут Вас в загадочный и таинственный, причудливый и дивный мир. Все описанное в этих историях - это реальность, но реальность не внешняя, а внутренняя, психологическая. Героями становятся наши мысли, чувства, нереализованные стремления, впечатления от взаимоотношений и путешествий.

Книга будет интересна не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкоте­рапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консуль­тирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить "особым" детям в процессе формирования социальных навыков; как обу­чать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Несколько слов об игре............................................................... 5

Игровая терапия ...................................................................................11

1.Игровая терапия и психоанализ........................................13

2. Игровая терапия отреагирования.......................................14

3. Игровая терапия построения отношений.............................15

4. Недирективная игровая терапия........................................16

5. Игровая терапия в условиях школы...................................17

Сказочная игротерапия .......................................................................21

Игровой практикум..................................................................33

1. Искусство дебатов............................................................33

2. Шесть шляп...................................................................48

3. «Волшебный круг» .........................................................63

4. «Полотно счастья» ...........................................................89

Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и ограниченные возможности жизнедеятельности ....................... 100

1. Игры с пуговицами........................................................ 101

2. Рыбалка........................................................................ 103

3. Аквариум...................................................................... 103

4. Пуговичное ожерелье..................................................... 104

5. Пуговичное лото............................................................105

Игры со спичками ..............................................................................111

1. Знакомая незнакомка..................................................... 111

2. История одной спички................................................... 112

3. Спичечный узор............................................................ 113

Коммуникативные игры .................................................................... 115

1. Обыкновенное чудо........................................................ 115

2. Камень и веревка........................................................... 118

3. Волшебные руки............................................................ 120

4. Глина и скульптор......................................................... 121

5. Групповая скульптура....................................................122

6. Чудесные пироги........................................................... 123

7. Моя ладонь................................................................... 124

8. Ладонь друга................................................................. 125

Игры в песочнице ...............................................................................128

Общие принципы взаимодействия с клиентом .............................130

1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141

2. Серия игр «Песочная грамота» .......................................175

3. Познавательные игры.....................................................199

4. История России в играх на песке.....................................202

5. Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207

Цель этой книги - в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.

Введение......................................................11

Глава 1. Истоки волшебства Достоинства сказок ..........15

Как строится сказочный сюжет..............23

Многообразие сказочных форм................34

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.................47

Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

Создание сказочной среды. Введение ребенка в Сказочную страну.............123

Сценарии занятий. Два первых путешествия...................134

Методы регистрации...............................151

Глава 3. Новые разработки Постановка сказок на песке ...................159

Систематизация наблюдений и дальнейшие "шаги" ......179

Заключение....................185

Список литературы...............189

Приложения Святая вода...............191

Сказкотерапевтические театрализованные игры (сценарии).......237

Пусть сказка былью станет....................282

Игровая сказкотерапия для "особых" детей (в помощь дефектологам и родителям)............293

Дидактические игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы "особых" детей........299

Сценарий занятия "Путешествие в мир сказок"....................337

Сказочные сюжеты: тайный смысл и философское значение.............342

Поделиться