Навязчивые движения у ребенка 9 лет лечение. В чем причины синдрома навязчивых движений у детей? Способы диагностики состояния

Невроз навязчивых движений (синдром навязчивых движений, обсессивно-компульсивное расстройство) – одна из форм обсессивно-компульсивного расстройства, характеризующаяся непреодолимым стремлением пациента совершать стереотипные повторяющиеся действия.

Симптомы навязчивого поведения у детей

Эта форма ОКР у детей и подростков может проявляться следующим образом:

  • ребенок грызет ногти;
  • наматывает на палец волосы;
  • сосет палец;
  • потирает руки;
  • дергает мочку уха;
  • чешет затылок или кончик носа;
  • топает ногой;
  • кусает губы;
  • мотает головой;
  • шмыгает носом и др.

Действия могут быть самыми разнообразными и назвать их все сложно. Общее во всех этих проявлениях – их частые повторения.

Важно отличать навязчивые действия от нервных тиков. Тик – это непроизвольное движение мышц; его нельзя остановить усилием воли, в то время как навязчивое движение ребенок может прекратить, если специально акцентировать на этом его внимание.

Часто неврозу навязчивых движений сопутствуют другие симптомы, свидетельствующие о психологическом неблагополучии ребенка или подростка. Это могут быть необоснованные истерики, потеря аппетита, капризность, нарушения сна, энурез, навязчивые мысли.

Развернутую клиническую картину невроза можно наблюдать у детей в возрасте старше 9 лет. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают навязчивые движения как что-то неестественное, поэтому столь распространенные у малышей дошкольного возраста сосание пальцев и обгрызание ногтей обычно не расценивают как симптомы невроза. Дети более старшего возраста и подростки переживают из-за своих «вредных привычек», их мучают мысли о своей ущербности, но освободиться от навязчивостей они не могут.

Невроз не является психической болезнью, однако требует своевременного лечения.

Причины возникновения навязчивых движений у детей

Главная причина невроза – это психическая травма, но прямую связь между травмой и неврозом не всегда можно проследить. Синдром навязчивых движений у детей и подростков чаще является не непосредственной реакцией на травматичную ситуацию, а результатом ее длительной проработки и неспособностью адаптироваться к изменившимся условиям. В результате эмоционального перенапряжения в определенных отделах мозга возникает возбуждение. Ребенку необходимо как-то от него избавиться. Навязчивые действия как раз и являются такой разрядкой.

Выделяют три группы факторов, которые могут спровоцировать обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков.

Биологические факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • паталогии беременности и родов, приводящие к гипоксии плода
  • хронические болезни.

Психологические факторы:

  • особенности темперамента ребенка или подростка;
  • особенности характера ребенка или подростка – неврозу наиболее подвержены робкие, эмоциональные, педантичные и легковнушаемые дети;
  • психотравмирующие ситуации.

Социальные причины:

  • нежеланность ребенка;
  • трудная адаптация к детскому саду (особенно в возрасте до 3 лет);
  • неправильное воспитание;
  • отделение ребенка раннего возраста от матери (вообще нежелательно отдавать в дошкольное учреждение ребенка в возрасте младше 3 лет);
  • распределение ролей в семье (исследования выявили, что невроз чаще возникает в семьях, где доминирующую позицию занимает мать, а отец как бы оттеснен на второй план);
  • конфликты в семье;
  • развод родителей.

Важно помнить! Основным фактором, способствующим, возникновению таких расстройств как невроз навязчивых движений и невроз навязчивых состояний у детей, является не характер и темперамент ребенка, не его болезненность, а ошибки воспитания и психологические проблемы родителей!

Родительская требовательность и придирчивость, сверхтревожные мысли, постоянные разборки, жестокие наказания за поведение, расцениваемое родителями как плохое, приводят в колоссальное возбуждение неокрепшую детскую психику. А ранимость и эмоциональность ребенка становятся лишь благодатной почвой, в которой замечательно «приживаются» ростки невроза.

Пример: отец недоволен недостаточной мужественностью своего сына-подростка. Он называет его «тюфяком», «тряпкой». Сын не согласен с обвинениями отца, он не считает себя таким уж «слюнтяем» и пытается доказать это отцу. Однако отец в упор не замечает успехов сына. У подростка формируется внутренний конфликт: его собственные мысли о себе и мысли о нем отца вступают в явное противоречие. В результате возникает сильное напряжение, от которого он может попытаться избавиться с помощью навязчивых движений.

Часто родители усугубляют ситуацию, относясь к симптомам невроза как к плохому поведению, желанию ребенка привлечь к себе внимание.

Следует отметить, что синдром навязчивых движений у детей является обратимым расстройством нервной системы. Часто при устранении психотравмирующей ситуации и нормализации отношений в семье его симптомы исчезают совсем.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей необходимо начать лечить как можно раньше. Лечением может заниматься только квалифицированный врач-психотерапевт, психиатр или невролог.

Основной метод лечения – психотерапия. Хорошо зарекомендовали себя такие ее методы, как:

  • арт-терапия;
  • песочная терапия;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • игровая терапия;
  • танцевально-двигательная терапия и др.

Очень важно также семейное консультирование родителей, так как без установления причины невроза и нормализации атмосферы в семье лечение будет малоэффективным.

В качестве дополнительных средств лечения врач может прописать седативные либо тонизирующие лекарственные препараты (здесь очень важно правильно подобрать дозу). В особо запущенных случаях врач может назначить сеансы гипноза.

  1. Если вы заметили у вашего ребенка симптомы невроза навязчивых движений, обратитесь за первичной консультацией к неврологу, медицинскому психологу или врачу-психотерапевту.
  2. Не относитесь к симптомам невроза как к плохому поведению: не наказывайте и не критикуйте ребенка за них.
  3. Если невроз проявляется в присутствии других людей, не оправдывайтесь перед ними, не отягащайте состояние ребенка чувством стыда и вины, не провоцируйте у него мысли о своей неполноценности.
  4. Реагируйте на навязчивые движения спокойно, но старайтесь переключить внимание ребенка на какие-то другие действия: например, предложите ему сделать какую-то поделку или попросите принести вам что-нибудь.
  5. Почаще беседуйте с ребенком, пытайтесь понять его внутренний мир, побуждайте озвучивать свои мысли.
  6. Проводите как можно больше времени с ребенком на свежем воздухе, поощряйте общение со сверстниками и подвижные игры.
  7. Помните, что невроз навязчивых движений – это ваша общая проблема с ребенком. Возможно, что-то не ладится в ваших с ним отношениях, или между членами вашей семьи существуют явные или неявные конфликты. В любом случае, чтобы выявить причины расстройства и решить проблему необходимо, обратиться к грамотному специалисту. Вместе с тем уясните: никакое лечение не поможет вашему ребенку, если вы не создадите психологически благоприятный климат в семье.

Навязчивые движения у ребёнка являются довольно распространённым явлением. Их сложно так как они представляют собой постоянное повторение однообразных движений на протяжении длительного периода времени. К примеру, родителей может начать волновать вопрос, почему раскачивается, мотает головой и так далее.

Попытаемся более подробно разобраться с таким понятием, как "синдром навязчивых движений". Кроме этого, рассмотрим симптоматику, причины возникновения, способы лечения и профилактики расстройства.

Почему появляется синдром навязчивых движений

Кто наиболее подвержен этому виду расстройства? В чём заключается причина навязчивых движений?

Чаще всего ими страдают дети, которые очень часто находятся в стрессовых ситуациях, воспитываются в неблагополучных семьях, либо малыши после перенесённых черепно-мозговых травм. Но бывают и случаи, когда навязчивые движения у ребёнка появляются без видимых (для родителей и окружающих) причин. В любом из случаев важно выявить фактор, который способствует развитию расстройства, и вовремя его устранить, чтобы не усугубить ситуацию ещё больше.

Симптоматика навязчивых движений

Существует множество вариантов проявления этого вида расстройства. Заботливых родителей должны насторожить ситуации, когда их ребёнок очень часто:

  • щёлкает пальцами либо сосёт их;
  • грызёт ногти;
  • качает головой либо раскачивается всем телом;
  • часто шмыгает носом (не включая наличие насморка);
  • делает взмахи руками либо раскачивает ногой;
  • щипает кожу на руках или других частях тела;
  • часто моргает;
  • часто поворачивает шею или наклоняет её на один бок;
  • закручивает на палец волосы.

При этом важно повториться, что о наличии проблемы можно говорить не при однократном выполнении вышеописанных действий, а при их регулярном повторении.

С чем могут сочетаться навязчивые движения

У маленьких детей симптомы расстройства в большинстве случаев проявляются самостоятельно. Может наблюдаться постоянное повторение какого-либо одного либо сразу нескольких признаков.

Что касается детей школьного возраста, то у них навязчивые движения могут сопровождаться энурезом, заиканием или невротической бессонницей. В особенности это касается невроза ожидания, который проявляется в результате страха совершить ошибку (например, при ответе возле доски и так далее). При этом навязчивые движения у ребёнка могут сопровождаться тиком в виде покашливаний, шмыганья носом, миганий, хмыканья. Их усиление обычно наблюдается во время волнения, страха, переживаний, тревоги.

Являются ли навязчивые движения у ребёнка нормой?

Что говорят по этому поводу врачи, в том числе и всем известный доктор Комаровский? Навязчивые движения не всегда свидетельствуют о наличии проблем с психикой. В случаях несильной выраженности они могут в скором времени исчезнуть самостоятельно. Важно помнить, что часто подобные действия являются очередным этапом познания мира и взросления.

Но если ребёнок уже долгое время щёлкает пальцами, мотает головой либо наблюдаются другие симптомы проблемы, стоит обратиться к участковому педиатру для проведения специальной диагностики и, возможно, назначения необходимого вида лечения.

Диагностика расстройства

Нельзя забывать, что навязчивые движения у детей не являются отдельным заболеванием, но могут свидетельствовать о наличии более серьёзных проблем. И только с помощью специальной диагностики можно исключить либо выявить наличие патологий. К примеру, причиной постоянно повторяющихся движений может быть наличие таких заболеваний:

  1. Обсессивно-компульсивное расстройство.
  2. Трихотилломания.

При этом проявляться они могут абсолютно в любом возрасте, как у полностью здоровых детей, так и у тех, которые отличаются замедленными темпами развития интеллекта.

Терапия при неврозе навязчивых движений

Как избавиться от такой проблемы, как навязчивые движения у детей? Лечение предусматривает разные виды терапии, в зависимости от степени проявления и тяжести симптомов расстройства.

Если в одних случаях медикаментозное лечение не требуется, то в других применяются лекарственные средства. Наиболее эффективно сочетание психотерапевтических сеансов у детского психолога и медикаментозной терапии. Вместе с тем родители должны понимать, что для успешного выздоровления ребёнка им тоже придётся приложить некоторые усилия.

В первую очередь стоит пересмотреть свои методы воспитания. Недопустимо применения криков и рукоприкладства по отношению к ребёнку. Взгляд и голос всегда должны быть спокойными и доброжелательными.

Кроме этого малыша нужно приучать к самостоятельности, аккуратности и чистоплотности, причём с самого раннего возраста. Нелишним будет проведение закаливаний, общение со сверстниками, совместное чтение и так далее. При этом важно не переусердствовать и не допустить как физического, так и умственного переутомления.

Желательно каждый день хотя бы по несколько минут танцевать вместе с ребёнком. Нужно подобрать веселые и ритмичные песни, которые будут нравиться в первую очередь самому малышу.

Медикаментозное лечение

После того как была выявлена истинная причина, почему ребёнок грызёт ногти или совершает другие навязчивые движения, педиатром может быть принято решение о необходимости медикаментозного лечения.

Чаще всего назначают такие препараты:

  • "Аспаркам".
  • "Глицин".
  • "Циннаризин".
  • "Пантогам".
  • "Персен".
  • "Мильгамма".

Нельзя забывать, что подобные средства можно применять только по назначению врача, так как они оказывают влияние на центральную нервную систему. Используются они только в крайних случаях, когда наблюдаются серьёзные отклонения либо заболевание находится в очень запущенной стадии.

Лечение с помощью народной медицины

Народные средства избавления от расстройства можно использовать в сочетании с основной терапией. Одни из них помогают развлекать ребёнка и отвлекать от проблемы, а другие - успокоить его нервную систему.

Рассмотрим несколько возможных вариантов:

  1. Успокаивающие ванны. Во время ежедневных водных процедур можно использовать такие травы, как череда, ромашка, лаванда, мята. Они успокаивают нервную систему и снимают напряжение.
  2. Казалось бы, такое простое средство, но оказывает оно отличный эффект. Для его приготовления нужно разбавить чайную ложечку мёда в стакане тёплой (ни в коем случае не горячей!) воды и дать выпить ребёнку непосредственно перед самим сном.
  3. Отвар из овсяных зёрен. Для его приготовления необходимо промыть овсяные зёрна и варить их до полуготовности на медленном огне в литре воды. После этого процедить полученный отвар и добавить в него одну ложку мёда. Давать его ребёнку нужно по стакану один раз в день.

Профилактика появления расстройства

В силах каждого из родителей - не допустить или хотя бы уменьшить вероятность появления у ребёнка навязчивых движений или каких-либо других психических отклонений и неврозов.

В первую очередь способы профилактики заключаются в достаточном количестве общения с малышом. Важно каждый день выделять хотя бы некоторое время на то, чтобы поговорить с ребёнком (независимо от его возраста, даже с младенцем), почитать ему сказки, найти совместные развлечения (рисование, лепка, танцы, активные игры и так далее). Это поможет установить доверительный контакт и сделает ребёнка более спокойным.

Следующий этап - это ограждение от стрессовых ситуаций. Конечно же, всё предусмотреть невозможно, но в силах родителей - сделать всё возможное, чтобы ребёнок был максимально подготовлен к ним. Для этого можно, например, разыграть сценки с разными непредвиденными ситуациями, чтобы в случае их возникновения малыш не растерялся и не испугался, а знал, как правильно действовать.

Необходимо установить распорядок дня и чётко его придерживаться. Кроме этого важно приучать ребёнка к самостоятельности и ответственности.

Ещё один важный момент, о котором уже вспоминалось выше: ни в коем случае нельзя допускать умственных и физических переутомлений, так как они не лучшим образом сказываются на психическом равновесии. Для можно также использовать способы, которые были описаны в разделе "Лечение с помощью народной медицины", - успокаивающие ванны с травами и морской солью, вода с мёдом на ночь и так далее.

Главное, что необходимо запомнить абсолютно всем родителям: здоровье ребёнка (в том числе и психологическое) находится полностью в их руках.

Ритм современной жизни очень динамичен, а поток информации настолько бурный, что и взрослые, и дети часто пребывают в состоянии хронического стресса.

Детям приходится труднее – их психика еще не окрепла настолько, чтобы без последствий справиться с влиянием тревожащих отрицательных факторов.

Как средство защиты, возникает невроз навязчивых состояний у ребенка и невроз навязчивых движений, как одна из его составляющих. Другими проявлениями такого расстройства могут быть страхи и навязчивые мысли.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Невроз навязчивых движений, или обсессивно-компульсивное расстройство – систематическое непроизвольное выполнение человеком определенных действий.

Ребенок или взрослый воспринимает их добровольными, однако подобные движения производятся не по собственной воле, а как безотчетные защитные действия для ослабления внутренней тревоги при навязчивом состоянии.

Сложность в том, что тревожащие мысли при выполнении ритуальных навязчивых движений отступают ненадолго, чтобы потом вернуться с еще большей настойчивостью, провоцируя новые навязчивости.

Возникает замкнутый круг: человек с таким расстройством повторяет ставшие привычными движения снова и снова, при каждой ошибке, вызвавшей напряжение, и навязчивые состояния становятся все более частыми.

Причины

Лечение невроза навязчивых движений у детей невозможно без правильного определения причин расстройства, которые устанавливаются при тщательном обследовании ребенка.

Выделяют 3 основных группы факторов возникновения и развития неврозов навязчивых состояний у детей:

Биологические Наследственная склонность, патологии при внутриутробном развитии и в родах, перенесенные болезни, хроническое недосыпание, умственное или физическое перенапряжение.
Психологические
  • Недостаточная слаженность функций нервной системы, процессов торможения и возбуждения, особенности природного темперамента ребенка и соответствующий темп его деятельности. Попытки родителей «идти против природы» приводят к высокому психоэмоциональному напряжению у детей.
  • К примеру, ребенку-холерику противопоказаны множественные табу и ограничения, препятствующие двигательной активности, яркому и свободному проявлению чувств и эмоций. В условиях неоправданно жестких «рамок» его активность становится еще более бурной, «взрываясь» внешними проявлениями гиперактивности.
  • С ребенком-флегматиком проблему могут вызвать насильственные попытки ближайшего окружения ускорить темп его действий. Эффект при этом возникает противоположный ожидаемому – ребенок не только «тормозит» еще сильнее, но и становится зажатым, упрямым, замкнутым.
  • Ситуации, сопровождавшиеся сильным испугом, или любые другие обстоятельства, травмировавшие психику ребенка.
Социальные
  • нежеланность рождения, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  • отсутствие или недостаточный объем эмоциональных связей с матерью, ее холодность, нестабильные проявления характера, быстрая смена настроений;
  • затрудненный контакт с отцом, который много работает или сознательно сдерживает эмоции;
  • раннее прерывание матерью декретного отпуска и выход на работу с перепоручением ухода за ребенком бабушке или няне;
  • стремление матери иметь ребенка, соответствующего всем ожиданиям общества, ее чрезмерная обеспокоенность о соблюдении социальных норм, жесткая принципиальность, требовательность в выполнении правил поведения и общения с окружающими, отсутствие гибкости;
  • трудности адаптации при начале посещения детсада, особенно в возрасте до 3 лет;
  • стрессы при переездах, перемене обстановки, привычного уклада и окружения – например, при продолжительной болезни и пребывании в больнице без матери, поездках на лето к деревенским родственникам или в оздоровительный, спортивный или языковой лагерь для детей;
  • конфликтные ситуации, ссоры в семье;
  • развод родителей.

Симптомы

Невроз навязчивых движений у детей дошкольного возраста и младших школьников может проявляться:

При эмоциональном перенапряжении
  • не проходящими в течение долгого времени тиками: двигательными – наморщивание кожи на лбу, частые моргания, подергивание одним или обоими плечами, повороты шеи, постукивание ладонью по столу, бедру или колену, притопывания, и респираторными – покашливание, втягивание носом воздуха, «хмыканье»;
  • машинально выполняемыми действиями – обгрызание ногтей и кожи вокруг них, покусывания пальцев, ковырянье в носу, посасывание воротничка или манжета, кручение пуговиц и других предметов, наматывание на палец пряди волос, выщипывание ресниц и бровей и тому подобные неприятные движения.
При фобиях – навязчивыми страхами
  • замкнутых пространств;
  • грязи и микробов;
  • воды;
  • высоты;
  • темноты;
  • предметов, которые могут поранить – острых, горячих.

У подростков при неврозе навязчивых состояний наблюдаются те же симптомы, но преобладают тики и навязчивые страхи – устных ответов в классе и публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, удушения пищей при еде, внезапных болезней и смерти и другие.

Возникает заболевание чаще всего у 5-9-летних детей.

Лечение невроза навязчивых движений у детей

Невротическое расстройство с навязчивыми движениями у детей достаточно легко корректируется, но проблема решается не одним назначением медикаментов, а комплексно – сочетанием лекарственной и поведенческой терапии. Цель лечения – уменьшение патологических проявлений или полное избавление от них.

При возникновении навязчивых движений у ребенка в первую очередь нужно получить консультацию детского невролога и психиатра.

Если расстройство возникло вследствие разбалансированности нервной системы, ее повышенной возбудимости, то в некоторых случаях потребуется использование фармакологических препаратов, а также средств народной медицины и гомеопатии.

Такое лечение должно быть краткосрочным: его основная цель – облегчение состояния ребенка в остром периоде болезни.

Базовыми методами в лечении неврозов навязчивых состояний являются психотерапевтические – поведенческая терапия, применяемая детскими психологами. Ее особенности:

  1. В основе лежит создание ситуаций, когда ребенок под контролем специалиста непосредственно сталкивается с чем-то пугающим, чтобы снять тревогу и отсрочить момент обострения заболевания.
  2. Для избавления от потребности в совершении навязчивых движений специалисты систематически и последовательно обучают ребенка с навязчивостями адекватному выражению эмоций, умению «гасить» внутреннюю тревогу, уместным способам проявления агрессии.
  3. Иногда дети с неврозом навязчивых состояний просто «не помнят», как в норме следует выполнять какое-либо действие. В этом случае полезно общение: наглядный пример ровесников, родителей, учителей помогает адекватно воспринимать ситуации и выбирать необходимые формы поведения.
  4. Обязательная составляющая психотерапевтической работы – взаимодействие с родителями для выявления и устранения источника тревожности у ребенка, оздоровления психологического климата в семье, коррекции методов воспитания. Совместные усилия специалистов и родителей успешно помогают детям преодолеть трудный период и полностью избавиться от симптомов заболевания.

Не следует перекладывать всю ответственность на профессионалов – родителям тоже нужно приложить усилия, чтобы быстрее справиться с навязчивостями у ребенка.

Важно также проинформировать об особенностях здоровья и возможных поведенческих проявлениях ребенка школьных учителей или воспитателей в садике, чтобы избежать негативных замечаний в его адрес и поддразниваний ровесников.

При появлении тревожных симптомов оттягивать с лечением нельзя – если невроз навязчивостей не вылечить вовремя, он переходит в хроническое состояние и корректируется гораздо сложнее.

Профилактика

Профилактические действия для избежания невротизации необходимо проводить и с детьми, вылечившимися от невроза, - для дальнейшего восстановления, и с абсолютно здоровыми – для предупреждения патологии.

Источником невроза у детей часто являются психологические травмы, которые потом теряются в глубинах подсознания и дети даже не помнят о них, но проблема остается и приводит к навязчивым состояниям.

Поэтому нужно с особой внимательностью отследить травмирующие факторы, и постараться не допускать их влияния на еще не сформировавшуюся детскую психику.

Чтобы научить ребенка без ущерба справляться со стрессом в сложных ситуациях, родителям нужно развивать и воспитывать его с рождения, прививая умения и навыки:

  • преодоления трудностей и опасностей;
  • выдержки и терпения;
  • настойчивости и трудолюбия.

Уже в раннем детстве малыша следует приучать к опрятности и аккуратности, выполнению гигиенических правил, систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Психологические нюансы профилактики:

  1. Похвала – тонкий инструмент воспитания, необходимо использовать его взвешенно и адекватно достижениям ребенка. Недопустимы как чрезмерная восторженность, и, как следствие, постоянное ожидание ребенком восторгов от окружающих, неуверенность и обиды в случае отсутствия похвал, так и отсутствие реакции или принижение успехов ребенка.
  2. Нельзя постоянно дергать детей, напоминая об их недостатках, и требовать безупречного послушания – так ребенок станет ведомым, замкнутым и безынициативным, напряженно ожидающим подсказок и замечаний от взрослых.
  3. Запреты и ограничения следует использовать в случае реальной потребности в их введении и с обязательным объяснением ребенку причин и необходимости таких мер.
  4. Крайне важный момент – своевременное установление и поддержание близкого эмоционального контакта с ребенком, создание доверительных отношений с ним. Возможность в любое время обратиться к родителям с мучающим вопросом, от трудностей в выполнении домашнего задания до сложностей первой влюбленности, даст возможность разрешить его до возникновения глубоких проблем и не допустить продолжительного стресса и ушедших «вглубь» негативных эмоций.

Помните: первоосновой и залогом здоровой психики у детей является эмоциональное благополучие, доброжелательная обстановка и атмосфера в семье.

Именно в период дошкольного детства может возникать синдром навязчивых состояний – определенная реакция детей на психологические травмы или разного рода ситуации. Высокая подверженность дошколят неврозам в большей степени объясняется кризисными проявлениями: они возникают как противоречия между возрастающей самостоятельностью малыша и необъективным отношением к нему взрослых. Появление таких состояний отражается на поведении ребенка и отрицательно влияет на его психическое развитие. Что могут предпринять родители, чтобы оградить дошкольника от факторов, травмирующих его психику?

Большинство детских неврозов проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок входит в промежуточный этап между детством и самостоятельностью

Какие причины влияют на появление неврозов?

Родители просто обязаны знать причины, провоцирующие появление невроза у детей. Степень его проявлений зависит от возраста малыша, характера травмирующей ситуации, а также связана с эмоциональным откликом на нее дошкольника. Специалисты утверждают, что чаще всего причинами могут быть:

  • различного рода психологические травмы в семье и детском саду;
  • неблагоприятная окружающая обстановка (частые ссоры между родственниками, развод родителей);
  • ошибки в семейном воспитании;
  • перемена привычного образа жизни ребенка (новое место жительства, перевод в другое дошкольное учреждение);
  • чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка на детский организм;
  • сильный испуг (рекомендуем прочитать: ).

Такая классификация достаточно условна, так как дошколята по-разному реагируют на какое-либо психологическое воздействие, но именно эти причины, по оценкам специалистов, могут влиять на изменения в психике и поведении детей, а в дальнейшем - на проявление у них невроза. Если родители будут внимательны к своим детям, то они вовремя заметят странности в их поведении - это даст возможность предотвратить невроз или справиться с ним в довольно легкой форме.

Специалисты также обращают внимание родителей, что наиболее подвержены негативу дети особого склада личности: дошкольники с повышенной тревожностью, с такими характерными чертами, как мнительность, робость, внушаемость, обидчивость. Если к ребенку предъявляются завышенные требования, то в зоне риска находятся самолюбивые дети, тяжело переживающие собственные неудачи.

Симптомы проявления неврозов у детей

Как узнать, что у ребенка возник невроз? Какие симптомы должны насторожить родителей? Психологи предупреждают, что на проявление неврозов могут указывать:

  • часто повторяющиеся тревожные мысли ;
  • непроизвольные, многократно совершаемые движения ;
  • сложные поведенческие действия, так называемые.

Самым распространенным синдромом невротического состояния, которое вызывает навязчивые мысли, является страх. Малыш может бояться темноты, посещения детского сада, врача, замкнутого пространства и т (подробнее в статье: ).д. При этом у него часто появляются мысли о том, что он никому не нужен, родители не любят его, а сверстники не хотят с ним дружить.

Кроме навязчивых мыслей, в дошкольном возрасте нередко возникают многократно повторяющиеся действия, которые затем переходят в невроз навязчивых движений. В этих случаях ребенок может часто вздрагивать руками, притоптывать ногами, трясти головой. При наличии такого синдрома он постоянно шмыгает носом, учащенно мигает глазами, грызет ногти, накручивает волосы на палец, щелкает пальцами (рекомендуем прочитать: ). Иногда дошкольники усердно занимаются гигиеническими процедурами: неоднократно моют руки, специально шмыгают, а затем тщательно вытирают нос, постоянно поправляют одежду, волосы.

Трудно перечислить все симптомы, при которых обнаруживается невроз навязчивых движений, так как они могут проявляться у каждого ребенка индивидуально. Но взрослые должны знать их главный признакчастое непроизвольное выполнение .

«Ритуальные» навязчивые движения

В наиболее сложных случаях навязчивые движения приобретают форму «ритуалов», которые носят характер защитной реакции ребенка на травматический фактор. «Ритуалы» могут состоять из постоянного набора навязчивых движений. Например, специалистам известен случай определенных действий во время подготовки ко сну, когда мальчику необходимо было подпрыгивать нужное количество раз. Или ребенок может начинать какие-либо действия только с определенных манипуляций - например, обходит предметы исключительно слева.

Кроме раздражающих навязчивых движений неврозы обычно сопровождаются общим ухудшением здоровья ребенка. Так, часто малыш становится раздражительным, истеричным, плаксивым, он страдает бессонницей, часто вскрикивает, плачет по ночам. У него ухудшается аппетит, работоспособность, присутствует вялость, замкнутость. Все это может отразиться на отношениях с ближайшим окружением ребенка (взрослыми, сверстниками), нанести ему дополнительную психологическую травму.



Даже такое распространенное и безобидное на первый взляд действие, как обкусывание ногтей, тоже является характерным признаком возможного невроза

Необходимость лечения навязчивых состояний у детей

Не надо ждать, что невроз навязчивых движений у детей пройдет со временем, так как пренебрежительное отношение к проблемам ребенка только усугубит его положение. Известный специалист по вопросам детского воспитания и развития доктор Комаровский говорит о необходимости устранения причин, вызывающих синдром навязчивых мыслей и движений. Он указывает, что неврозы дошкольников являются не заболеванием, а расстройством психики, поражением эмоциональной сферы. Поэтому в период дошкольного детства родители обязаны знать особенности развития дошкольников, характеристику возрастных кризисов (подробнее в статье: ). Взрослым, внимательно относящимся к своим детям, нетрудно заметить первые признаки симптома навязчивых состояний (даже такого простого, как шмыганье носом) и обратиться за консультацией к специалисту. Психолог или психоневролог после обследования малыша и выявления причин невроза назначит дальнейшее лечение.

Профилактика и лечение детских неврозов

Методика профилактики и лечения детских неврозов достаточно разработана в медицинской практике, при своевременном обращении дает хорошие результаты. При лечении, как правило, учитываются личностные и психологические особенности малыша: его темперамент, уровень психического развития, особенности эмоционального восприятия. В зависимости от уровня расстройства, длительность терапевтического и психологического воздействия занимает разное время.

При легкой форме невроза применяются общеукрепляющие упражнения и психотерапевтические методики (игровая психотерапия, поведенческая терапия, предполагающая «встречу» ребенка со страхом, аутогенные тренировки, арттерапия) (подробнее в статье: ). Для восстановления психических и поведенческих реакций ребенка, которые в разной степени нарушаются при неврозе, применяется комплексное лечение, включающее медикаментозные средства и психотерапевтические техники.

Особенностями методики является использование определенных приемов:

  • моделирование ситуаций, пугающих ребенка, когда он «проживает» свой страх, чтобы снять тревогу;
  • для избавления от навязчивых мыслей и движений идет обучение дошкольника умению управлять эмоциями, подавлять тревогу, справляться с агрессией;
  • организация полезного общения (примеров поведения) с окружающими людьми, сверстниками, родителями, воспитателями;
  • консультирование родителей с целью устранения источника невроза (построение правильных взаимоотношений в семье, коррекция методов воспитания);
  • проведение психогимнастики для коррекции мыслей, эмоций, поведения дошкольника.

Чтобы лечить последствия невроза, а в дальнейшем предотвратить его проявления у дошколят, необходима совместная работа специалистов, родителей. Лучше, если такая профилактика будет организована с самого рождения малыша.

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

Виды неврозов в детском возрасте

Страх у ребенка может быть проявлением невроза.
  1. Невроз страха (тревоги). Проявляется появлением приступообразно возникающего (часто в момент засыпания) страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным.

В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

  1. Невроз навязчивых состояний . Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.

Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

  1. Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
  1. Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.

Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.


Дети, страдающие неврастенией - плаксивы и раздражительны.
  1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.

Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

  1. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
  1. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
  1. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.

Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

  1. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм , разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
  1. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).

Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

  1. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.

К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

  1. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
  1. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.

При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

  • плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
  • тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
  • зацикленность на конфликтной ситуации;
  • снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
  • повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
  • трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
  • повышенная потливость, учащенное сердцебиение, .

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, . В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Поделиться