Православный календарь. Церковные праздники

Во вре-мя Страст-ной неде-ли, Пас-хи, а за-тем всей Свет-лой сед-ми-цы усоп-шие глас-но не по-ми-на-ют-ся. Про-дол-жа-ет-ся по-ми-но-ве-ние на Ли-тур-гии: за про-ско-ми-ди-ей, на су-гу-бой ек-те-нии («о всех преж-де по-чив-ших»), а так-же в тай-ных мо-лит-вах по-сле за-до-стой-ни-ка, - так да-же на Пас-ху мо-лят-ся об усоп-ших.

Но са-ма Пас-ха Гос-под-ня ― это празд-ник по-бе-ды над смер-тью, да-ро-ва-ние Хри-стом жиз-ни веч-ной все-му ро-ду че-ло-ве-че-ско-му. И в та-кие свет-лые дни по-ми-но-ве-нию усоп-ших при-да-ет-ся осо-бый от-те-нок.

Об-ря-до-вое по-ми-но-ве-ние на-чи-на-ет-ся по-сле Фо-ми-ной неде-ли

По-не-дель-ник Ра-до-ни-цы (сле-ду-ю-щая сед-ми-ца по-сле Свет-лой) ― это пер-вый день, ко-гда, соб-ствен-но, со-вер-ша-ет-ся ря-до-вое за-упо-кой-ное по-ми-но-ве-ние.

С са-мой древ-но-сти опи-са-на тра-ди-ция, ко-гда по-сле Пас-халь-ных тор-жеств хо-ди-ли на клад-би-ща. Но для че-го? Преж-де все-го, для мо-лит-вы.

В на-ши же дни по-ход на клад-би-ще ― ско-рее, некий по-вод для «ма-ев-ки», «пик-ни-ка на обо-чине», а так-же и для встре-чи с даль-ни-ми род-ствен-ни-ка-ми, ко-то-рых ви-дишь раз в го-ду. Ну и по-вод по-кра-со-вать-ся пе-ред од-но-сель-ча-на-ми, чтобы быть «как все», или да-же «луч-ше всех».

Ес-ли уж речь идет о тра-пе-зе, как о древ-ней-шем цер-ков-ном уста-нов-ле-нии, то смысл ее со-сто-ит в ми-ло-стыне. Как ска-за-но в Еван-ге-лии: «Ко-гда де-ла-ешь обед или ужин, не зо-ви дру-зей тво-их, ни бра-тьев тво-их, ни род-ствен-ни-ков тво-их, ни со-се-дей бо-га-тых, чтобы и они те-бя ко-гда не по-зва-ли, и не по-лу-чил ты воз-да-я-ния. Но, ко-гда де-ла-ешь пир, зо-ви ни-щих, увеч-ных, хро-мых, сле-пых, и бла-жен бу-дешь, что они не мо-гут воз-дать те-бе, ибо воз-даст-ся те-бе в вос-кре-се-ние пра-вед-ных» ().

Та-ких лю-дей зва-ли, чтобы они по-мо-ли-лись об усоп-ших. К при-ме-ру, мать бла-жен-но-го Ав-гу-сти-на, по мест-но-му обы-чаю, с ра-до-стью ва-ри-ла ка-шу и кор-ми-ла ею ни-щих, тво-ря ми-ло-сты-ню во бла-го ду-шам усоп-ших.

Смысл по-хо-да на клад-би-ще, ― это, преж-де все-го, мо-лит-ва

Ещё бо-лее важ-но - прий-ти в этот день в цер-ковь на служ-бу и по-мо-лить-ся об усоп-ших. Да-же в неболь-ших при-ход-ских хра-мах бо-го-слу-же-ния все рав-но со-вер-ша-ют-ся - пусть да-же и не Ли-тур-гии, а толь-ко па-ни-хи-ды. А при-дя в Ра-до-ни-цу на клад-би-ще (втор-ник вто-рой сед-ми-цы по-сле Пас-хи), на мо-ги-лы близ-ких, не сле-ду-ет де-лать то-го, что оскорб-ля-ет их па-мять, да и Са-мо-го Бо-га.

На-при-мер, сей-час тра-ди-ци-он-ным «ат-ри-бу-том» по-ми-но-ве-ния ста-ло рас-пи-ва-ние на мо-ги-лах ал-ко-голь-ных на-пит-ков. Это нон-сенс, та-ко-го быть не долж-но. На-став-ле-ние рю-мок, вы-ли-ва-ние вод-ки в мо-ги-лу, по боль-шо-му сче-ту, ― яв-ное от-вер-же-ние Еван-гель-ских норм. Ведь ска-за-но, что Цар-ство Бо-жие ― это не пи-ща и пи-тие (). По-лу-ча-ет-ся, на-ми ру-ко-во-дит ти-пич-ное язы-че-ское пред-став-ле-ние о том, что по-кой-ник дол-жен есть и пить.

С дру-гой сто-ро-ны, без-от-каз-но «сра-ба-ты-ва-ет» яв-но нехри-сти-ан-ское по-ня-тие о том, что ес-ли мы тут пьем, едим и ве-се-лим-ся, зна-чит, и по-кой-ни-ку «там» хо-ро-шо. Как не по-смот-реть, язы-че-ство, да и толь-ко.

А ведь глав-ное на Ра-до-ни-цу ― это по-мя-нуть, то есть, по-мо-лить-ся о по-чив-ших, а не на-сы-тить-ся и упить-ся. Пьян-ствуя же, мы сви-де-тель-ству-ем о том, как не лю-бим на-ших усоп-ших.

По-ми-ная усоп-ших, луч-ше сде-лать все пра-виль-но - по-Еван-гель-ски

На-вер-ня-ка каж-дый зна-ет, где непо-да-ле-ку жи-вет ста-ру-ха, для ко-то-рой бу-хан-ка бе-ло-го хле-ба ― уже ла-ком-ство, по-то-му что она не в со-сто-я-нии его се-бе ку-пить. Где-то жи-вут вдо-вы, си-ро-ты, ин-ва-ли-ды… Пой-ти в этот день к ним, при-не-сти им что-то по-ку-шать, убрать у них до-ма ― эти де-ла ми-ло-сер-дия при-не-сут и нам са-мим, и ду-шам на-ших усоп-ших род-ных го-раз-до боль-ше поль-зы, неже-ли соб-ствен-но тур-по-ход на клад-би-ще.

Ведь по-мо-лить-ся об усоп-ших мож-но в лю-бом ме-сте, в лю-бое удоб-ное вре-мя - а уж осо-бен-но в хра-ме Бо-жи-ем. Но сде-лать доб-рое де-ло и по-про-сить, чтобы по-мо-ли-лись об упо-ко-е-нии ра-ба Бо-жье-го имя-рек ― вот са-мое луч-шее про-ве-де-ние Ра-до-ни-цы.

Итак, смысл тра-пезы ― это ми-ло-сты-ня, наш по-ход на клад-би-ще ― для мо-лит-вы. А у нас по-лу-ча-ет-ся, что та-кие «по-хо-ды» пре-вра-ти-лись в бес-смыс-лен-ную тра-ди-цию, ко-гда не все по-ни-ма-ют ее смыс-ла и пред-на-зна-че-ния.Для че-го это все? Ну дру-гие идут, и мы идем. Не дай Бог быть ху-же ко-го-то!

По-ход на клад-би-ще имен-но в пас-халь-ные дни не име-ет смыс-ла. Цер-ковь для все-го уста-нав-ли-ва-ет свое вре-мя: вре-мя по-ми-нать усоп-ших, и вре-мя ра-до-вать-ся по-бе-де над смер-тью.

Пас-халь-ная сед-ми-ца ― это по-бе-да над смер-тью, и да-же в цер-ков-ном уста-ве ска-за-но, что ес-ли на пас-халь-ную сед-ми-цу вы-па-да-ет тре-тий, де-вя-тый или со-ро-ко-вой день пре-став-ле-ния усоп-ше-го, по-ми-на-ние пе-ре-но-сит-ся.

Мо-лит-ва, ми-ло-сты-ня, воз-дер-жа-ние от язы-че-ских обы-ча-ев ― вот это ос-нов-ное.

Су-ще-ству-ет тра-ди-ция - при-гла-шать на мо-ги-лы свя-щен-ни-ка

В се-лах, как пра-ви-ло, ни-кто ни-ку-да не спе-шит, свя-щен-ник со-вер-ша-ет об-щую па-ни-хи-ду, и мо-жет по-дой-ти к каж-дой мо-ги-лоч-ке, спеть «Со свя-ты-ми упо-кой» или от-слу-жить ли-тию. В го-ро-дах с этим слож-нее. Огром-ные клад-би-ща, и род-ствен-ни-ков за-ча-стую при-хо-дит-ся по ты-ся-че на свя-щен-ни-ка. Как быть?

В этом во-про-се скры-ва-ет-ся еще один нема-ло-важ-ный ню-анс по-ми-но-ве-ния усоп-ших. Ес-ли уж мы при-шли на клад-би-ще, глав-ное - чтобы серд-це бы-ло об-ра-ще-но к Бо-гу, и в нем зву-ча-ла мо-лит-ва. Но не долж-но быть тще-слав-но-го же-ла-ния, чтобы вот имен-но «к мо-ей мо-ги-лоч-ке» по-до-шел ба-тюш-ка, имен-но у мо-е-го род-ствен-ни-ка от-слу-жи-ли.

Бог не счи-та-ет мет-ры бли-зо-сти свя-щен-ни-ка до мо-ги-лы усоп-ше-го, и уж тем бо-лее Бог не со-чув-ству-ет на-ше-му тще-сла-вию. Ес-ли хо-чет-ся, чтобы имя по-чив-ше-го срод-ни-ка или близ-ко-го че-ло-ве-ка бы-ло воз-не-се-но в мо-лит-вах, для это-го есть Ли-тур-гия, осо-бые дни по-ми-но-ве-ния, есть и лич-ное чте-ние Псал-ты-ри ― все это боль-шое уте-ше-ние для душ усоп-ших.

Вспом-ни-те ис-то-рию Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ры, ко-гда на пас-халь-ное при-вет-ствие пре-по-доб-но-го Ди-о-ни-сия свя-тые от-цы, в пе-ще-рах по-чи-ва-ю-щие, от-ве-ти-ли «Во-ис-ти-ну Вос-кре-се!». По-че-му бы и нам, при-дя с мо-лит-вой на клад-би-ще, не ска-зать на-шим усоп-шим «Хри-стос Вос-кре-се!», про-чи-тать у мо-гил-ки Пас-халь-ный ка-нон, сти-хи-ры Пас-хи. Это дей-стви-тель-но ду-хов-ная ра-дость, ко-то-рой мы де-лим-ся с успо-ши-ми.

К во-про-су о «гроб-ках», «крас-ных гор-ках», «чер-ных неде-лях»

Эти дни не от-но-сят-ся к ка-те-го-рии об-ще-цер-ков-ных устав-ных по-ми-наль-ных дней, но обы-чай име-ет на-столь-ко ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние, что стал прак-ти-че-ски по-все-мест-ным. Его си-ла ве-ли-ка чрез-мер-но, и его зна-че-ние в «на-род-ном со-зна-нии» по-рой пре-вос-хо-дит все обыч-ные ро-ди-тель-ские суб-бо-ты.

Се-го-дня Ра-до-ни-ца ста-но-вит-ся все ме-нее и ме-нее цер-ков-ной. На-про-тив: всё бо-лее на-пол-ня-ет-ся язы-че-ски-ми и про-сто про-ти-во-цер-ков-ны-ми обы-ча-я-ми и по-ня-ти-я-ми. Для боль-шин-ства Ра-до-ни-ца - ма-ло-по-нят-ный ри-ту-ал: ни-кто тол-ком не зна-ет, что оно озна-ча-ет, но на клад-би-ще идут прак-ти-че-ски все.

В на-ро-де его име-ну-ют «гроб-ка-ми», «крас-ной гор-кой», а са-му Ра-до-ни-цу «чер-ной неде-лей». Ре-гио-наль-ных осо-бен-но-стей пре-ве-ли-кое мно-же-ство, рав-но как и на-зва-ний по-ми-наль-ных дней ― «еже по обы-чаю».

Неосо-знан-ные обы-чаи

В со-цио-ло-гии 20-25 лет ― это по-ко-ле-ние. Со-вет-ское вре-мя «вы-би-ло» из цер-ков-ной тра-ди-ции це-лых три по-ко-ле-ния. Опре-де-лен-ные зна-ния мож-но бы-ло бы пе-ре-дать от ба-буш-ки к внуч-ке, но через три по-ко-ле-ния ― это ма-ло-ве-ро-ят-но. Пра-во-слав-ные тра-ди-ции ис-чез-ли, а что-то на-нос-ное оста-лось. И ко-гда со-вер-ша-ют-ся по-ми-на-ния, боль-шин-ство совре-мен-ни-ков вряд ли мо-жет чет-ко от-ве-тить, для че-го то или иное де-ла-ет-ся.

Вот, на-при-мер, вспом-ни-те обы-чай в се-ле, ко-гда несут гроб и оста-нав-ли-ва-ют-ся на пе-ре-крест-ках. Для че-го? Де-ло в том, что рань-ше во вре-мя несе-ния гро-ба с усоп-шим от до-ма к хра-му для от-пе-ва-ния на каж-дом пе-ре-крест-ке со-вер-ша-лась ли-тия, чи-та-лось Еван-ге-лие за упо-кой (во мно-гих мест-но-стях Укра-и-ны этот доб-рый обы-чай со-хра-нил-ся). Это очень хо-ро-шо, очень по-учи-тель-но, всё се-ло воль-но-неволь-но мо-лит-ся…

А в со-зна-нии боль-шин-ства лю-дей остал-ся лишь фраг-мент обы-чая: несут по-кой-ни-ка, на пе-ре-крест-ке оста-но-ви-лись, а для че-го - неве-до-мо. И та-ко-го очень мно-го.

Даль-ше. Да-же и в не очень ве-ру-ю-щих се-мьях в со-вет-ские вре-ме-на ста-вил-ся порт-рет по-кой-но-го, воз-ле ко-то-ро-го за-жи-га-лась све-ча. Хо-тя по ло-ги-ке ве-щей ― све-ча за-жи-га-лась пе-ред ико-ной. И та-ких при-ме-ров мас-са…

Да-же ми-ло-сты-ня пре-вра-ти-лась в ка-кой-то стран-ный ри-ту-ал раз-да-я-ния кон-фет: дет-ки на Ра-до-ни-цу хо-дят по клад-би-щу с ку-леч-ка-ми, а им го-ра-ми скла-ди-ру-ют кон-фе-ты, пе-че-нье, фрук-ты. При этом щед-рые «по-да-те-ли» ни на се-кун-ду не за-ду-мы-ва-ют-ся: за-чем это? Идея хо-ро-шая, это ж ми-ло-сты-ня! Но по боль-шо-му сче-ту это пре-вра-ти-лось в раз-вле-че-ние.

Что уж го-во-рить о бу-тыл-ках, со-би-ра-е-мых мест-ны-ми «тру-же-ни-ка-ми ты-ла» по-сле вы-пи-ва-ния остав-лен-ных на мо-гил-ках «ри-ту-аль-ных ста грам-мов»… Вы-хо-дит, мы соб-ствен-но-руч-но по-мо-га-ем па-да-ю-щим упасть?

Что по-ду-ма-ют лю-ди…

Пред-ставь-те, сколь-ко долж-но прой-ти лет, чтобы лю-ди, чи-та-ю-щие эти стро-ки, со-гла-си-лись с тем, что здесь ска-за-но, и это-му на-учи-ли де-тей.

Но в от-вер-же-нии язы-че-ских тра-ди-ций для мно-гих скры-ва-ет-ся ужас-ный и очень бо-лез-нен-ный во-прос: «А что лю-ди по-ду-ма-ют, что ска-жут?»

…Умер один из мо-их род-ных. Сра-зу по-шли рас-спро-сы, на-до ли за-ве-ши-вать зер-ка-ла? - Нет, в этом нет смыс-ла; зер-ка-ла не за-ве-си-ли. А что вил-ки в ка-че-стве сто-ло-вых при-бо-ров нель-зя класть на стол по-ми-наль-ной тра-пезы? - Мож-но, по-ло-жи-ли на сто-ле вил-ки. И всё, про-блем не бы-ло!

Итак, мы са-ми мно-гое про-во-ци-ру-ем, без-дум-но со-гла-ша-ясь с окру-жа-ю-щи-ми и по-вто-ряя чу-жие ошиб-ки. Все го-во-рят: на-до ид-ти на клад-би-ще, - пой-дем и мы. Все го-во-рят, на-до по-ста-вить рюм-ку, - по-ста-вим и мы. Все го-во-рят, на-до раз-дать кон-фе-ты, - раз-да-дим и мы…

Мо-жет, не нуж-но бо-ять-ся стать «бе-лой во-ро-ной» - не лить по при-ме-ру со-се-дей вод-ку на мо-ги-лу, не осквер-нять па-мять по-чив-ших по-пой-ка-ми и об-жор-ством, спо-кой-но тво-рить ми-ло-сты-ню на фон об-ще-го нетрез-во-го ве-се-лья?

Так, на-вер-ное, по-сту-пать луч-ше, неже-ли устра-и-вать пас-халь-ные де-бо-ши.

За-чем свя-щен-ник на клад-би-ще?

Мо-лит-вы над гро-бом, на мо-ги-ле усоп-ше-го со-вер-ша-лись все-гда. Так что се-го-дня Цер-ковь ни на йо-ту не от-хо-дит от то-го, что де-ла-лось 10-15 ве-ков на-зад.

В этом, кста-ти, мо-жет быть и мис-си-о-нер-ский смысл. Од-но де-ло, ко-гда си-дит пря-мо-та-ки ком-паш-ка лю-дей, вы-пи-ва-ю-щих воз-ле мо-ги-лы, и дру-гое - ко-гда при-шед-ший свя-щен-ник у мо-ги-лы про-из-но-сит свя-щен-ные сло-ва, про-из-но-сит свя-щен-ные пес-но-пе-ния. Для мно-гих ― это жи-вая про-по-ведь. Без свя-щен-ни-ка по-се-ще-ние клад-би-ща есть сле-до-ва-ние непо-нят-но-му ри-ту-а-лу, а так кто-то по-мо-лит-ся, пусть и неосо-знан-но, а кто-то за-ду-ма-ет-ся о Веч-ном.

При-сут-ствие свя-щен-ни-ка на клад-би-ще име-ет так-же и некий дис-ци-пли-нар-ный эф-фект, ко-гда и вы-ру-гать-ся стыд-но бу-дет, и го-лос по-вы-сить, и пес-ню спеть - все-та-ки ба-тюш-ка ря-дом. Так что на-ли-чие свя-щен-но-слу-жи-те-ля по-мо-га-ет обла-го-ра-жи-вать эту за-ча-стую ди-кую сре-ду.

От се-дой древ-но-сти хри-сти-ане в по-сле-пас-халь-ные дни при-хо-ди-ли для осо-бен-ных мо-литв на мо-ги-лы усоп-ших хри-сти-ан. И се-го-дня важ-но, чтобы из обы-ча-ев Ра-до-ни-цы ушло все на-нос-ное, язы-че-ское, чтобы всё, про-ис-хо-дя-щее на клад-би-щах в эти дни, про-ис-те-ка-ло бы из хри-сти-ан-ской люб-ви к по-кой-ным, а не из же-ла-ния сде-лать «как у лю-дей» или из про-сто-го тще-сла-вия.

Чем боль-ше бу-дет нас, пра-во-слав-ных, тем боль-шая ве-ро-ят-ность то-го, что ра-но или позд-но клад-би-ща пре-вра-тят-ся в свя-щен-ные ме-ста мо-лит-вы, а не пре-воз-но-ше-ний и уве-се-ле-ний.

Епи-скоп Фила-рет (Зве-рев)

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православные поместные церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю).

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью . Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах иконостаса храма священнослужители тихо поют стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". После этого отодвигается завеса (занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря) и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а хор храма поет окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женщинам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у входа ко Гробу Господню. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!". Затем настоятель произносит стихи древнего пророчества святого Царя Давида: "Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его…", а хор и народ в ответ на каждый стих поют: "Христос воскресе из мертвых…". Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

12 двунадесятых праздников Православной Церкви:

За неделю до Пасхи – Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье

40-й день после Пасхи – Вознесение Господне

50-й день после Пасхи – Троица

Сплошные седмицы:

Мытаря и фарисея – неделя перед сырной неделей

Сырная (масленица)- неделя перед пасхальной неделей

Пасхальная (Светлая) – пасхальная неделя с понедельника по воскресенье

Троицкая – неделя после Троицы

Родительские субботы:

Для поминовения умерших, всех вообще, Православная Церковь установила особенные времена – субботы , известные под именем родительских . Таких суббот три: Мясопустная – на мясопустной, иначе пестрой неделе перед Великим постом . Так как в воскресенье за этою субботою воспоминается Страшный Суд, то в эту субботу, как бы пред самым страшным судом, церковь молится пред Судиею – Богом о помиловании умерших чад своих. Троицкая – пред Троицыным днем; после торжества победы Спасителя над грехом и смертью прилично молиться за усопших в вере во Христа, но во грехах, чтобы и умершие удостоены были воскресения для блаженства со Христом на небе. Дмитровская – перед днем св. великомученика Димитрия Солунского, т.е. перед 26 октября по ст. ст. . Московский князь Димитрий Донской, разбив татар, в эту субботу совершил поминовение воинов, павших на брани; с того времени и учреждено в эту субботу поминовение.

Празднование Пятниц в течение года : - день святой Пятницы; - временные пятницы (именные пятницы), т.е. те, которые отмечались в определённое время перед главными годовыми праздниками: 1-я пятница – в первую неделю Великого поста; 2-я – перед Благовещением; 3-я – на Страстной неделе; 4-я – перед Вознесением; 5-я – перед Троицей; 6-я – перед Рождеством Иоанна Предтечи; 7-я – перед Ильиным днём; 8-я – перед Успением Богородицы; 9-я – перед днём Кузьмы и Демьяна; 10-я – перед днём архангела Михаила; 11-я – перед Рождеством Христовым; 12-я – перед Богоявлением. Так же отмечали обетные пятницы, когда в случае произошедших несчастий давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные. Таких пятниц соблюдают девять: Обжорная (на третьей неделе Великого поста); Страстная; Спасовая; Временная (при совпадении дня Параскевы с пятницей); Разгульная (в эту пятницу происходит угощение молодым зятем тёщи и тестя за непорочность невесты киселём с маслом); Молебная; Кающаяся; Праздничная (в день святой Параскевы); Девятая (на первой неделе Петрова поста).

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Её во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

ПЕРЕХОДЯЩИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Это праздники, которые на каждый год определяются по лунному календарю: Пасха – после дня весеннего равновесия (22 марта) первое воскресенье, которое выпадает на полнолуние, далее через 40 дней после Пасхи – Вознесенье, через 50 дней после Пасхи – Троица. В обратную сторону от Пасхи – за неделю до Пасхи – Вербное воскресенье (вход Господен в Иерусалим), 7 недель до Пасхи – Великий пост, за неделю до поста, с понедельника – масленица. Более подробно смотри далее:

Скоро Масленая неделя. В некоторых районах России называлась Пестрой. На Пестрой жениться – с бедой породниться. Пестрота – символ творения мира. Пестрая неделя предшествует Масляничной.Празднование Масляницы связано с рождением животворящего солнышка. Вот и выходит, что до того, как солнце осветит мир своими лучами и расцветит его красками, была пестрота, бело-черно, а уж потом краски появились. Пестрой неделе предшествовала Сплошная неделя, когда в течение всей недели ели только постную пищу. И жениться на Пестрой неделе или выходить за муж, значит, иметь жизнь пеструю.

Воскресенье (за неделю до Сретенья или после). Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5. (Сплошная неделя). – первая приготовительная неделя к Великому посту. В лице фарисея Церковь указывает нам на гордость, которая есть первое препятствие к покаянию… В лице мытаря – на смирение, которое есть первое условие покаяния… Прежде всего необходимо, чтобы мы глубоко осознавали свои грехи и искренне о них сожалели… Гордость мешает нам видеть свою греховность, толкает нас на самооправдание, нераскаянность, на утаивание грехов из ложного стыда перед духовным отцом… Будем просить Господа даровать нам смирение, а вместе с ним истинное покаяние. С этой же недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва «Покаяния отверзи ми двери…».

Седмица сплошная. Пост в среду и пятницу отменяется. Обжорная пятница – зять приглашал тестя с тещей на угощение – хлебать гороховый кисель с конопляным маслом. Трапеза является формой ритуального обмена. Хозяин от имени Бога наделяет всех участников их долей, а в ответ принимает знаки почтения. Хозяин, хозяйка и дети – это видимые участники трапезы. Но кроме них в трапезе всегда участвуют Бог, ангелы, бесы и души умерших. Все участники, и видимые, и невидимые, имеют постоянные места. Хозяин должен сидеть не в самом углу под иконами, а немного поодаль, оставляя тем самым место для Бога. Души умерших тоже имеют свои постоянные места на божнице. Иконы всегда расставлялись так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, т.к. здесь и размещались души. За столом положено молчать. Безмолвие – признак не только застолья, но и близкого присутствия смерти, так как на столе находится не просто пища, а жертва. Вкушение пищи есть пропускание через себя внешнего мира, его проглатывание и усвоение.

Воскресенье. Неделя о блудном сыне. Глас 6. – вторая приготовительная неделя к Великому посту. В притче о блудном сыне Господь показывает нам, что даже самый падший человек может восстать (подняться) и что Бог принимает кающегося грешника с отеческой любовью. При рождении мы получаем от Господа известную долю имения – разнообразные таланты, способности и благодатные дарования. Но мы уходим от Отца нашего Небесного в дальнюю страну, т.е. в область греха, и там расточаем своё имение – теряем благодать. Потеряв благодать, мы начинаем ревностно служить бесам за те жалкие утешения, которыми они нас награждают. Но душа не может насытиться такою пищею. Обращаясь к Богу с раскаянием, Он нам всё прощает, Он предваряет нас Своей благодатью, принимает нас в дом Свой и наделяет больше, чем прежде, благодатными дарами.

Суббота Вселенская родительская (мясопустная). Поминание усопших (за неделю до Великого поста). Глас 6.

Воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 7. – третья приготовительная неделя называется мясопустною, или сырною, а в народе – Масленицей, потому что в эту неделю разрешается вкушать сыр, молоко и яица. Заговенье на мясо (не положено вкушать). Ныне Святая Церковь напоминает нам о Страшном Суде. Уже посылала она нас учиться у мытаря смиренному вопиянию: «Боже, милостив буди мне грешному!». Уже внушала она нам не предаваться падению, а вслед блудного сына, восстав, идти к милосердному Отцу и умолять Его … принять хоть как наемником…. Ныне живописуя картину Страшного Суда, она еще громче говорит: покайтесь.

Всё свершится по мгновению ока: и суд будет без следствий, и осуждение без справок с законами, и возражений не будет. По мановению Божию, отделятся праведники от грешников…

Если не имеешь праведности, за которую мог бы стать с теми, кои одесную Судии, то поревнуй заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния. О едином грешнике кающемся радуются все Ангелы, - говорит Господь. Это они радуются за ту неизреченную радость, какою обрадован будет грешник, покаявшийся в день суда…

Понедельник. Седмица сырная (масленица) – сплошная. В среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц. Празднование Масленицы (Седмица сырная) - сплошная - неделя в феврале или в марте.

Масленица еще называлась Зятницей. Не потешиться на широкую Масленицу – значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить. Поэтому Масленицу праздновали широко. Первый день Масленицы – понедельник - встреча . Из соломы делают чучело и ставят его на снежной горе. Обрядовое посещение молодоженами на Масленичной неделе родителей невесты и жениха, родственников и всех, кто принимал участие в свадьбе. Молодые ехали к теще и оставались у нее сутки или же до конца праздничной недели. Для зятя теща специально пекла блины, творожники, пироги. Яйца, мука, масло, сметена, творог - основные составляющие масляничных блюд. Все они символизируют собой творение мира, берущего начало из молочной реки. Молодые могли гостить в доме у жены до Чистого понедельника. Этот обряд носил название отвязываться от родителей, после чего молодая окончательно отвязывалась от своего родительского дома, в знак чего им вручали чашку (или чашки) и две ложки. Второй день – вторник - заигрыши. Начинаются развлечения: катания на санях, гуляния, представления. Для молодоженов устраивали купание в снегу - попарно укладывали в яму и забрасывали снегом, маслили снегом по лицу. Молодожены не имели права избегать общественных гуляний, присутствовать на катальной горке или кататься по селу в санях. Третий день – среда - лакомка. Готовят блины и прочие яства. Тещи приглашали своих зятьев на блины, созывали всех родных. Масленица блинами хвалится, а всякий блин посланцем солнца является. Блин в народной культуре олицетворял соединение четырех стихий: мука – земля, вода, на которой замешано тесто – водная стихия, огонь - на котором было зажарено – огненная стихия, воздух, находящийся в дырочках блина – стихия воздуха. Блин являлся прототипом просфоры – Тела Господня, которым причащаются христиане. Для того чтобы блин или просфора стали Телом Бога, необходимо было произвести обряд – прочесть молитву. Четвертый день – широкий четверг – масленичный разгул. Пик игр и веселья. Символ Масленицы – приготовленная из соломы кукла. Одевали во все старое, негодное, что являлось символом уходящего и старого времени. Сжигая Масленицу, уничтожали и прогоняли зиму и смерть. В этот день устраивали качели, балаганы, ставили столы с явствами. Пятый день – пятница - Масленица – тещины вечерки. Прием у родственников жены. Шестой день – заловкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных со стороны мужа к себе в гости, а особенно сестер мужа – золовок. Молодуха подавала на тарелочке вкусный блинок, сдобренный сметанкой, коровьим маслицем, медком, да чтобы варенья земляничного вдостоль было, да наливочки вишневой. Недаром на Масленицу родню в гости звали. Можно было за столом все раздоры позабыть, семейный лад поддержать, а кому-то и восстановить.

Воскресенье - Прощеный день. Прощеное воскресенье- целовальник. Глас 8. Заговенье на Великий пост. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. По завершению вечерней трапезы все члены семьи усердно молились и после этого выполняли обряд прощения. Начинали его самые младшие, обращаясь с положенными словами по очереди к старшим. У младших просить прощения не полагалось (прощение – прощаться). Последней прощалась мать с отцом. Глава семьи не просил прощения ни у кого из своих близких. « Если не будете прощать людям согрешения их, - возвещает Евангельское учение, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Последний воскресный день перед началом Великого поста. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Великий пост. Страстная пятница - Великая пятница (Великий Пяток) . Строгий пост. Полное воздержание от пищи. Воспо­минание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Немедленно поутру первосвященники… составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? Они опять закричали: распни Его! Воины отвели Его внутрь двора… и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него… И били Его по голове тростью, и плевали на Него… Когда же насмеялись над Ним… повели Его, чтобы распять. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона… нести крест Его. И привели Его на место Голгофу… и распяли Его… В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»…А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить… Иисус же, возгласив громко, испустил дух…

В этот день красят яйца и пекут куличи. Сжигали накопившийся за зиму мусор. Яйцо – символ рождения, перехода из небытия в бытие. Яичко расписывается воском, т.к. воск – это небесное молочко, которым наша небесная мать нас кормит. Яичко воплощает собой символ единства. Вода набиралась из трех ручьев. В ней разводили натуральные краски. Яичко клали на зерна, которые являются символом рода-племени. Яички могут быть писанками, а могут быть крашенками. Сосна на писанке – символ здоровья. Черный цвет – цвет начала, из которого все происходит. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни. Ребенку делали яичко-писанку на вишневом фоне, не на черном. Голубь – символ души. Сеточка – символ судьбы. Белый цвет – начало всех начал, судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка – символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Дубок – символ силы. Точечки – символ плодородия. Сливки – символ любви. Хмель – символ плодородия тоже. Любая ягодка – символ плодородия матери. Цветочки – девичество.

Откуда пошел обычай красить на Пасху яйца: - Одна из учениц Спасителя Мария Магдалина проповедовала в Риме. Однажды со словами «Христос Воскресе!» она преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Удивился император и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить. Так же трудно поверить, что это белое яичко может стать красным!». И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашеные яйца.

Воскресенье Светлое Христово. Пасха. Православный праздник Светлое Христово Воскресение, Пасха (в воскресенье апрель – начало мая) . Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!» , на которое отвечают: «Воистину Воскресе! ». Такими радостными словами приветствуют друг друга христиане в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Воскресение – важнейшее событие земной жизни Христа Спасителя, завершение Его земного служения. Акт окончательной победы над смертью, преобразующий грядущее воскресение мертвых и открытие человечеству жизни вечной. Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диавалу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа, венец, суть нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Перед началом торжественного пасхального богослужения плащаница вносится в алтарь и полагается на Престоле. В доме готовятся к Пасхе, все моют и чистят, оку­ривают можжевельником все помещения. На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю. Если Пасха солнечная, жди солнышка и на Троицу. … По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу…, и говорят между собою: кто отвалит камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален… И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее… Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с ним, плачущим и рыдающим; но они… - не поверили. Радость Воскресения апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб. Пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом: большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» - приветствуя друг друга целованием и словами «Христос Воскресе!». Придя домой, а иногда прямо в храме устраивают пасхальный пир.

Первый день Пасхальной недели понедельник Светлой седмицы продолжали ходить друг к другу в гости и поздравлять с воскрешением Христа. Нет поста в среду и пятницу.

Второй день Пасхальной недели Купальница – вторник Светлой седмицы . В этот день обливали водой тех, кто проспал заутреню. Девушки в этот день ходили пряники ловить. Они становились в круг на церковной площади, а парни бросали в них пряники и конфеты. Так же начинались молодежные игры. Продолжаются игры с яйцами. Чтобы быть удачным в играх, нужно было в Чистый четверг рано утром украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку.

Третий день Пасхальной недели – Хороводницы – среда Светлой седмицы . Начинались хороводы, которые продолжались до Троицы.

Четвёртый день – четверг Светлой седмицы .

Пятый день Пасхальной недели Прошеный день – пятница Светлой седмицы . Прошение – тесть с тещей звали, просили, зятя на молодое, моленное пиво.

Шестой день Пасхальной недели Ублажение гордых – суббота Светлой седмицы . В этот день родственники молодой посещали дом новобрачных. А родственники молодого ублажали молодуху, если она им нравилась, отсюда и название дня – ублажение гордых.

Артос – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется и раздается как святыня в благословение верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. По Вознесении Спасителя ученики Христовы, когда сходились на общую молитву, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

Седьмой день Пасхальной недели Красная горка. Красная горка – это праздник, когда девочек впервые вводят в девичий хоровод на место тех, кто вышел замуж. Девушкам-невестам устраивали смотрины.

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха - Фомино воскресение. Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого пасхального дня, отчего и назван Антипасхой, что значит «вместо Пасхи».

В тот же первый день недели вечером… пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои… Как послал Меня Отец, так и я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати учеников, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. … Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай пест твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Начало второй недели после Пасхи: седмица 2-я по Пасхе. Фомина, проводная . Навий день – (или вторник или четверг) на Фоминой неделе. Кто в этот день перелезет через забор, у того родится навья (мертвая) косточка в ступне или пясти, которая никогда не гниет и может быть причиной смерти.

Радоница – вторник (9-й день после Пасхи) – празднуется веселее Масленицы, что дает ощущение беспрерывности жизни. Родуницы или роженицы – это богини, находящиеся при боге Роде. Если учесть, что православная Пасха справляется в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, то выходит, что Радуница отмечается на второй н еделе (вторник) после этого полнолуния– самое хорошее время для зачинания ребенка. Поминовение усопших. На Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы, ради великой духовной радости Воскресения Христова, в храмах отмечаютсявсе заупокойные богослужения, панихиды и лития (разрешается лишь подавать на службу записки об упокоении); даже отпевание усопших в это время совершается по особому пасхальному чину. Для того, чтобы мы могли должным образом поминуть наших усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу (само название происходит от слова «радость» и означает общую духовную радость живых и умерших о Воскресшем Христе). В этот день в храмах совершаются заупокойные богослужения и панихиды; верующие, приходя на кладбища, посещают могилы своих сродников и близких.

Среда- день постный, пища с маслом.

Пятница – день постный, пища с маслом.

Воскресенье. Начало третьей недели после Пасхи. Неделя святых жен – мироносиц . Во второе воскресение по Пасхе чествуются женщины, следовавшие за Христом и послужившие Ему после Его смерти (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и др.). Послужили Христу при погребении и Его тайные ученики: Иосиф Аримафейский и Никодим. Много понадобилось слов и уверений Господу, чтобы убедить апостолов в Своём Воскресении. Но достаточно было одного апостольского глагола, чтобы жены-мироносицы поверили в радостную весть. Любовь и верность – вот что отличает жён-мироносиц. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них (Луке и Клеопе) на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати (апостолам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (всем). Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет». Евангелие от Марка, 16, 9-16. Неделя жен-мироносиц традиционно считается церковным «женским днем», когда в лице учениц Господа ублажаются добродетели женской души.

В воскресенье в неделю жен-мироносиц праздновался бабий праздник моргосье. Моргосье – от слова моргосить, что означает кокетничать, подмигивать, строить глазки. Праздник проводился для того, чтобы задобрить Маргостью, насылающую морготину (тошноту, головокружение) на беременных. В этот день все женщины почитались именинницами.

Понедельник. Седмица третья по Пасхе.

Среда. Пища с маслом.

Пятница. Пища с маслом.

Воскресенье. Начало четвёртой недели после Пасхи – о расслабленном. (о пьянстве).

Понедельник. Седмица 4-я по Пасхе.

Среда. Преполовение Пятидесятницы, т. е. празднуется в этот деньполовина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день вспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимаются благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Находясь между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается и приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. День постный. Пища с маслом.

Пятница.

Воскресенье. Начало пятой недели после Пасхи – о самаряныне. (Прелюбодеяние). Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь благословил словами: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…».

Понедельник. Седмица 5-я по Пасхе.

Среда. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. День постный. Рыба.

Пятница. День постный. Пища с маслом.

Воскресенье. Начало шестой недели после Пасхи – о слепом. Глас 5. Иисус проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии… Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим… Иисус сказап ему: веруешь ли ты в Сына Божия? Он отвечал: а Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Понедельник. Седмица 6-я по Пасхе.

Среда. Отдание праздника Пасхи. День постный. Рыба.

Вознесение Господне. Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. Иисус Христос явился им и беседовал с ними. «Они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сиё ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сиё, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Вознесенье Господне (сороковой день после Пасхи – май - начало июня) – весна возносится на небо, а лето красное опускается на землю. В этот день окончательно заканчивались пасхальные торжества. Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется. В память Вознесения Господня на небо пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Зачастую пироги пеклись с луком. Часто лесенки делались с семью перекладинами, что указывало на семь небес. По народному объяснению, лесенки пекли для того, чтобы Христу легче было подняться, вознестись на небо. Кое-где пекли блины – Христу на онучи (подвертки, портянки).

После Вознесенья семь дней отмечается церковью Попразднство Вознесения Господня. На восьмой день – отдание праздника Вознесения Господня.

Пятница. День постный. Пища с маслом. Вскоре после Вознесения Господь послал Своим ученикам и апостолам и всем составлявшим тогда малое стадо Христово – Духа Божественного, Который исполнил всех их чрезвычайными дарами: святостью, мудростью, даром языков, чистейшей и пламенной любовью, ревностью к славе Божией и о спасении душ человеческих, миром, радостью и т.д.

Воскресенье. Начало седьмой недели по Пасхе – святых отцов I -го Вселенского Собора (325). Память святых отцов семи Вселенских Соборов.

Понедельник. Седмица 7-я по Пасхе.

Среда. День постный. Пища с маслом.

Пятница. День постный. Пища с маслом.

Суббота. Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших. Троицкая вселенская родительская суббота отмечается накануне праздника в честь Пресвятой Троицы. Праздник Троицы – день воспоминания Божественного промысла о мире, по которому все люди, избравшие праведную жизнь, сподобляются вечной радости в общении с Богом, своим Творцом и Спасителем. Это также день рождения Церкви, объединяющей живых и усопших.

Поэтому накануне дня Святой Троицы Церковь молится об усопших, испрашивая им у Бога милости, прощения грехов и вечного блаженства. Этот день является праздником единства Церкви земной и Церкви Небесной.

Воскресенье. Неделя восьмая по Пасхе – День Святой Троицы или - Пятидесятница. Праздник посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов, бывшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом. Воскресный день Пятидесятницы не относится ни к какой седмице.

Отмечается через (семь недель) 50 дней после Пасхи. Три – число, связанное в традиционной культуре с образом великой Тройственной богини. Она (задолго до христианства) едина в трех лицах – дева, мать и старуха. Начало Троицкой, Всесвятской недели. С понедельника через неделю после Святой Троицы начало Петрова Поста (до 12 июля).

В Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона – десяти заповедей на Синайской горе; и как в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и Воскресения Христовых, «исхода» людей из грешного мира в Царство Божие, так и праздник Пятидесятницы стал дарованием «нового Закона», сошествием Духа Святого на учеников Христовых. Момент сошествия Духа Святого обычно называют рождением Церкви. В этот день Дух Святой сошел на первых учеников Христовых и соделал из них Церковь. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать». Дух Святой, сошедший на учеников, пребывает всегда в Церкви многоразличными действиями и дарами. В этот день впервые после Пасхи поется молитва Святому Духу «Царю Небесный». А на вечерне в день праздника впервые за этот период в Церкви совершаются коленопреклоненные молитвы. В богослужении праздника сошествие Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества. В центр православного храма в этот день выносится икона Святой Троицы. Этот день именуется Троицей, потому что именно сошествие Святого Духа явило нам попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения Диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. По традиции, в этот день храмы изнутри украшаются цветами и зеленью (обычно небольшими березками).

Понедельник – седмица 1-я по Пятидесятнице. Сплошная. День Святого Духа – «Духов день». Этот праздник был установлен Церковью ради величия Пресвятого Духа - третьего Лица Святой Троицы. Сообщаясь христианину в Таинствах церковных, Дух Святой обогащает его многоразличными дарами. Святой Дух именуют также Утешителем, потому что Он может ободрить и успокоить нас; «вместо Христа» мы приняли Его и чрез Христа Его имеем. В этот день земдя именинница, так как в этот день она сотворена и потому нужно дать ей отдых. По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки, их не бывает до самой осени. Не верь теплу до Духова дня! Придет Свят-Духов день – будет на дворе как на печке. Свят-Дух весь белый свет согреет. В этот день без опояски (пояса) выходить не полагалось, а то паче чаяния подступится сила какая, навлечет злые чары да болезни. А пояс поможет, обережет.

Среда. Поста нет.

Пятница. Поста нет.

Суббота. Отдание праздника Пятидесятницы.

Воскресенье – неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8. Заговенье на Петров пост. Святая Церковь каждый день творит память святых. Но чтобы не оставить без чествования угодников Божиих, подвизавшихся безвестно, не явленных Церкви, то святая Церковь установила день, в который прославляет всех угодивших Богу, чтобы не оставалось никого, не прославляемого ею. (Это совершается в первую неделю по Пятидесятнице). Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа она узаконила потому, что все святые сделались и становятся святыми по благодаянию Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотой и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, достойная Нового Неба и Новой Земли. Поревнуем же и мы идти вслед за святыми Божиими. Как это делать – учит Евангелие… . (Святитель Феофан Затворник).

Большую часть своего детства я провела в деревне у бабушки, очень набожной старушки. Вместо детских стихов бабушка учила меня молитвам . В пять лет я уже знала «Отче наш», «Богородицу», «Трисвятое» и «Символ веры», а на праздники гордо выстаивала всю службу рядом с другими прихожанами местной церкви.

Неделя после Пасхи

Деревенские праздники отличаются особой атмосферой. Иногда мне казалось, что после Пасхи они не заканчиваются до самой Троицы. Но особое место в традициях занимают «гробки», когда весь местный люд от мала до велика одевается в самые красивые одежды, собирает корзины с едой и питьем и идет проведать умерших родственников на кладбище.

В такие дни тихое кладбище превращается в шумное застолье, где каждый считает своим долгом помянуть в миру тех, кого рядом нет. А те, кто выдержит до вечера, собираются возле реки и продолжают веселье. Очередная гулянка продолжаается уже под новым именем, ведь после «гробков» принято «закликать весну».

© DepositPhotos

Помню, как я завидовала детям, которые веселились до полуночи и приносили с могил сладости и пакеты с конфетами… Просила бабушку пойти со всеми хоть разочек, но она никогда не разрешала. «Гробки» мы проводили в церкви, а после обедни шли на кладбище, когда там практически никого не было.

Тогда мне было многое непонятно и обидно. Но сейчас я понимаю, почему моя дорогая бабушка, царство ей небесное, вела себя именно так. И спасибо ей за этот бесценный опыт.

© DepositPhotos

Традиция разделять праздник Христового Воскресения вместе с усопшими родственниками сохранилась и сейчас. И хотя дни поминовения называются по-старому: Фомино воскресенье, Антипасха, Радоница, но празднуют их по-другому. Поминовение усопших всё больше превращается в обычную пьянку.

© DepositPhotos

Языческой Красной горкой называют Фомино воскресенье , которое в 2018 году приходится на 15 апреля. Это праздник имеет древние дохристианские корни, когда славяне праздновали окончательный приход весны. Но с утверждением христианства этот день стал первым днем Радоницкой недели.

Многие из нас забыли, что первая неделя после Пасхи особенная. Церковь призывает не печалиться о временной разлуке с близкими, а радоваться победе над смертью, полученной в обмен на Распятие и Воскрешение Христа.

© DepositPhotos

Радость Пасхи следует разделить с усопшими родственниками, ведь они умерли в надежде на воскресение и вечную жизнь.

Поминовение усопших отражает человеческую веру в единого Бога , веру в то, что даже после смерти люди останутся преданными Ему. Пасхальное поминовение на кладбище (Радоница) совершается на девятый день после Пасхи, во вторник 17 апреля. В этот день люди собирают праздничные обеды с куличами и яйцами и отправляются на могилы родственников.

© DepositPhotos

Но если нет возможности прийти на кладбище во вторник, можно помянуть усопших в Родительскую субботу или Фомино воскресенье. Для себя важно решить главный вопрос: «Зачем я иду на кладбище? В миру помянуть, закусить и выпить?»

Намного важнее помолиться о душе умершего, а любая пьянка недопустима! Церковью установлен строгий порядок поминовения для мирян через неделю после Пасхи .

© DepositPhotos

Порядок поминовения умерших


Любое поминовение должно совершаться только с благочестивыми намерениями. Радоница - это не переживание о смерти, а радость нового рождения своих близких в вечной жизни. Подготовься к этому празднику заранее и выучи или перепиши поминальные православные молитвы.

© DepositPhotos

Молитва об усопшем христианине

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» .

Наверняка большинству известно, что отмечая Пасху, мы славим Воскресение Христово и, соответственно, победу жизни над смертью. Это большой и светлый праздник для православных верующих во всем мире, поэтому даже дни, когда после Пасхи, названы Радоницей. Считается, что подобное название восходит к слову “радость” и как бы говорит людям о том, что они не должны слишком углубляться в тоску и печаль по умершим, а, наоборот, могут возрадоваться их переходу в Небесное Царство, где их ждет другая – новая и вечная – жизнь.

Когда после Пасхи стоит поминать умерших?

По традиции Радоница наступает во вторник спустя 9 дней после Пасхи, именно в этот день принято посещать кладбища, поминать родных и близких, завершивших свое земное существование. Также по окончании вечерней службы и литургии верующие совершают полную панихиду, которая обязательно включает в себя и традиционные пасхальные песнопения. До наступления этого дня явное и гласное поминовение усопших не совершается.

Исходя из этого, недавно появившаяся тенденция приходить на кладбище непосредственно в день Пасхи противоречит древним канонам православной церкви. Праздник Воскресения Христова – это день исключительно светлый и радостный, в который принято отрешаться от скорби, печали и уныния. Если человек умирает на Пасху, его хоронят и отпевают по особенному пасхальному чину.

Однако Радоница – это тоже не повод для стенаний, горести, слез по родным и близким, ушедшим в иную жизнь. Прежде всего, это возможность снова “встретиться” и пообщаться с дорогими сердцу людьми, выразить упования, надежды, мечты, разделить свои мысли с теми, кто прожил с нами бок о бок свою жизнь.

В современном обществе поход на кладбище после Пасхи воспринимается как некий переход от великого религиозного события к отмечанию майских праздников. Многие собирают у могил всех близких и дальних родственников, друзей, знакомых и устраивают некое грандиозное застолье. Наверное, мы стали забывать, что смысл пасхального поминовения заключается прежде всего в молитве за тех, кто был рядом с нами, за тех кого мы любим и ценим всем сердцем, и отнюдь не в пьянстве и насыщении разнообразными кулинарными изысками и лакомствами. Если речь и идет о трапезе, то основной ее посыл состоит в милостыне, в том, чтобы разделить пищу с бедными и страждущими, дать им возможность тоже помолиться и помянуть тех, кого более нет в живых.

В Радоницу рядом с могилами умерших нельзя:

Очень важно, чтобы дни, когда поминают усопших после Пасхи, не превращались в период праздных увеселений, пьянок и напрасных превозношений к могилам, ведь все, что происходит на Радоницу, должно исходить от чистого сердца и выражать искреннюю христианскую любовь к живым и умершим.

Поделиться