Учреждения скорой медицинской помощи. Скорая помощь

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.

Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т.д.

Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности предприятия.

На результативность деятельности предприятия (организации, фирмы), конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект в управлении персоналом. Именно с ним связано формирование численности персонала, его профессионально-квалификационного состава (в увязке с применяемой техникой, технологией, организаций производства и труда), эффективное использование персонала по времени, по квалификации, уровню образования и т.д. Однако все большее значение начинает приобретать социальная направленность в кадровой работе, смена акцентов в кадровой политике на учет интересов работника, повышение мотивированности труда, как условия более высокой его результативности. Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических посылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. Прежде всего, это отход от стихийности в решении кадровых проблем, от их «саморазрешения». Формирование, развитие и использование трудового потенциала работника и коллектива предприятия все в большей мере должны строиться на плановой основе. В этой связи возрастает роль кадрового планирования, его информационного обеспечения.

Плановое начало в работе с кадрами, казалось бы, не должно быть совершенно новым для отечественных предприятий. Однако с сожалением можно констатировать, что принцип плановости во многом остался лишь привлекательной идеей и не нашел реализации в кадровой работе.

Управление персоналом базируется на объективно присущих эффективному управлению производством методах, принципах, процедурах, содержание которых достаточно подробно излагается в курсе « Теория управления». Вместе с тем управление персоналом имеет свою специфику, свой объект и субъект управления, свою технологию.

Целью дипломной работы является анализ организации работы с персоналом предприятия и разработка рекомендаций по повышению эффективности использования персонала организации.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд взаимосвязанных задач:

Рассмотреть теоретические основы организации работы с персоналом предприятия;

Провести анализ влияния внутренней и внешней среды на работу персонала на примере «Муромское отделение» «Локомотивное депо Муром»;

Объектом исследования дипломной работы выступает Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» «Муромское отделение» «Локомотивное депо Муром».

Предметом исследования работы является система организации работы с персоналом предприятия в Открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» «Муромское отделение» «Локомотивное депо Муром» и показатели эффективности его использования.

Теоретическую и методическую основы дипломной работы составляют нормативные акты Российской Федерации, научная, учебная и справочная литература, отечественных и зарубежных авторов, публикации в периодических изданиях и материалы Интернет сайтов.

На современном этапе развития экономики, вопросам управления персоналом и социального развития предприятия уделяется большое внимание.

Законодательную основу регулирования отношений в сфере труда составляет Трудовой Кодекс Российской Федерации, в котором определены цели, задачи и основные принципы трудового законодательства, а так же определяются законодательные нормы регулирования трудовых отношений.

Согласно Трудовому Кодексу РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Различные аспекты управления персоналом рассматриваются в трудах таких авторов, как: Т.Ю. Базаров, Р. Беннетт, Х.Т. Грэхем, А.Я. Кибанов, Л.У. Стаут, В.В. Травин, П.Э. Шлендер и др. В данной литературе определяются теоретические вопросы управления персоналом и направления повышения эффективности его использования. В частности, на основе отечественного и зарубежного опыта, рассматриваются современные концепции, принципы и методы формирования, управления и развития человеческих ресурсов предприятия.

В литературе, посвященной анализу хозяйственной деятельности предприятия таких авторов, как: А.А. Канке, И.П.Кошевая, Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет и др., рассматриваются методы анализа персонала предприятия и эффективности его использования. Предлагаемые методики позволяют оценить уровень обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, качественные характеристики персонала предприятия, эффективность расходования денежных средств на оплату труда и социальное развитие, эффективность использования персонала предприятия, выявить сильные и слабые стороны системы управления персоналом, а также определить направления ее развития и совершенствования.

В публикациях периодических изданий и на сайтах сети Интернет, посвященных управлению предприятием и персоналом, таких как: Менеджмент в России и за рубежом, Кадры предприятия, Справочник по управлению персоналом, Генеральный директор и др., отражается передовой опыт отечественных и зарубежных компаний в сфере управления персоналом, раскрываются практические примеры решения возникающих проблем.

Информационную основу дипломной работы составили учредительные документы и годовая отчетность Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» «Муромское отделение» «Локомотивное депо Муром», за период с 2005 по 2007 гг.

ПРОЕКТ

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

П Р И К А З

Москва №______

«О совершенствовании организации деятельности скорой и неотложной медицинской помощи на территории Российской Федерации.»

3.12. Контроль и учет работы санитарного автотранспорта.

4. Организация работы станции
скорой медицинской помощи

4.1. Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляется фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) станции скорой медицинской помощи.

4.2. Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами станции скорой медицинской помощи, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения стационара с отметкой в "Карте вызова" времени их поступления.

4.3. В целях координации лечебно-профилактической работы, улучшения преемственности в обслуживании больных администрация станции проводит регулярные совещания с руководством лечебно-профилактических учреждений, расположенных в зоне обслуживания.

4.4. Станция скорой медицинской помощи не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность и судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения.

Выдает устные справки при личном обращении населения или по телефону о месте нахождения больных и пострадавших. При необходимости выдает справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению в соответствии со статьей 61 Основ законодательства. Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Приложение 2 к приказу

Федерации

от _________ N _____

Примерное ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности подстанции скорой медицинской
помощи

1. Общие положения

1.1. Подстанция скорой медицинской помощи является структурным подразделением станции скорой медицинской помощи, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний вне мест постоянного или временного проживания граждан, а также при несчастных случаях, травмах и отравлениях, осложнениях беременности и при родах вне зависимости от места пребывания граждан.

1.2. С целью приближения медицинской помощи к населению и сокращения времени доезда, подстанции скорой медицинской помощи создаются в городах с населением более 100 тысяч человек, с учетом местных условий (протяженности населенного пункта и рельефа местности). Районы обслуживания подстанций устанавливаются городским органом управления здравоохранением по представлению главного врача станции скорой медицинской помощи. Подстанции организуются с расчетом 20-ти минутной транспортной доступности до наиболее отдаленных точек обслуживания. Зоны обслуживания подстанций устанавливаются с учетом численности, плотности, возрастного состава населения, особенностей застройки, насыщенности района промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения. Границы зоны обслуживания являются условными, так как выездные бригады подстанции могут быть направлены при необходимости в зоны деятельности других подстанций.

1.3. Подстанцию скорой медицинской помощи возглавляет заведующий – , назначаемый и освобождаемый от должности в установленном порядке главным врачом станции скорой медицинской помощи.

1.4. Заведующий руководствуется в своей деятельности Законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Уставом станции скорой медицинской помощи, приказами и распоряжениями главного врача станции, настоящим положением и несет полную ответственность за работу подстанции.

1.5. Основной функциональной единицей подстанции скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная, интенсивной терапии и другие узкопрофильные специализированные бригады).

1.6. Бригады создаются в соответствии со штатными нормативами с расчетом обеспечения круглосуточной посменной работы.

1.7. В структуре подстанции скорой медицинской помощи предусматривается диспетчерская на один - (два) круглосуточных поста.

Подстанция скорой медицинской помощи должна размещаться в отдельно стоящем малоэтажном здании.

Перечень помещений подстанции и их площадь должна соответствовать действующим СНиП.

2.13. Информировать администрацию станции скорой медицинской помощи обо всех нештатных ситуациях, возникших в период выполнения вызова.

2.14. По требованию сотрудников Управления внутренних дел остановиться для оказания скорой медицинской помощи, независимо от места нахождения больного (пострадавшего).

2.15. Вести утвержденную учетную и отчетную документацию.

2.16. В установленном порядке повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать практические навыки.

2.17. Ежегодно проходить контроль теоретических знаний и практических умений в комиссии учреждения, утвержденной главным врачом.

3. Права

Фельдшер выездной фельдшерской бригады скорой медицинской помощи имеет право:

3.1. Вызвать, в случае необходимости, на помощь врачебную бригаду скорой медицинской помощи.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию организации и оказания скорой медицинской помощи, улучшению условий труда медицинского персонала.

3.3. Повышать свою квалификацию по специальности не реже 1 раза в 5 лет. Проходить в установленном порядке аттестацию и переаттестацию.

3.4. Принимать участие в работе медицинских конференций, совещаний, семинаров, проводимых администрацией учреждения.

4. Ответственность

Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи несет ответственность в установленном законодательством порядке:

4.2. Сохранность медицинской аппаратуры, приборов и санитарного имущества, находящихся в санитарном автомобиле.

Аналогичное положение можно использовать для водителя, работающего в отделении неотложной медицинской помощи

Приложение 12 к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации

от _________ N _____

Примерные штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи

1. Примерные штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала Станций скорой медицинской помощи, являющихся самостоятельными учреждениями

Наименование должностей

Количество должностей

Врачебный персонал

Главный врач – директор территориального центра медицины катастроф

1 должность на станцию, в составе которой территориальный центр медицины катастроф

Главный врач

1 должность на станцию

Заместитель главного врача по медицинской части

1 должность на станцию

Заведующий территориальным объединением подстанций – врач скорой медицинской помощи

Из расчета 1 должность на 6 подстанций

Из расчета 1 круглосуточный пост на станцию на каждые 20 тысяч выездов в год

Врач эпидемиолог

Из расчета 1 должность на 80 бригад скорой медицинской помощи

1 должность на подстанцию

Врач скорой медицинской помощи

Врач - интерн

Ежегодно определяется Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга

Заведующий оперативным отделом – врач скорой медицинской помощи (на правах заведующего отделением)

1 должность на станцию

Врач скорой медицинской помощи для осуществления контрольных выездов (линейно-контрольная служба)

Из расчета 1 пост на станцию с числом выездов свыше 75 тыс. в год, дополнительно 1 пост на каждые 250 тыс. выездов в год

Заведующий отделом госпитализации – врач скорой медицинской помощи (на правах заведующего отделением)

1 должность на станцию, имеющую в своем составе отдел госпитализации

Врач скорой медицинской помощи отдела госпитализации

Или из расчета 1 должность на каждые 5 круглосуточно работающих бригад СМП

Заведующий организационно-методическим отделом – врач СМП

1 должность

Врач - методист

Из расчета 1 должность на каждые 500 тыс. человек населения субъекта РФ

Врач-статистик

Из расчёта 1 должность на каждые 2 млн. человек населения субъекта РФ

Заместитель главного врача по гражданской обороне и медицине катастроф

1 должность на станцию

Врач-психотерапевт

1 должность

Медицинский психолог

1 должность

Средний медицинский персонал

Заместитель главного врача по работе со средним медицинским персоналом (главный фельдшер)

1 должность на станцию

Старший фельдшер

1 должность на подстанцию

1 должность на подстанцию

Из расчета 2–х круглосуточных постов на каждую подстанцию

Фельдшер (медицинская сестра)

Из расчета 2 должности, предусмотренные на каждую должность врача в составе врачебной бригады

Фельдшер

Акушерка

Из расчета 1 пост в смену работы санитарного автомобиля бригады по транспортировке рожениц

Старший фельдшер оперативного отдела

1 должность

Старший фельдшер (медицинская сестра) по приему вызовов и передаче их выездной бригаде

2 должности (по одной должности для сектора приема вызовов и сектора направления бригад)

Фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде

- Сектор приема вызовов: из расчета 1 круглосуточный пост на 200 обращений в сутки;

- Сектор направления бригад: из расчета 1 круглосуточный пост на 8 бригад скорой медицинской помощи;

Фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отдела госпитализации

- Из расчета 1 должность на каждые 5 круглосуточно работающих бригад СМП

Фельдшер (медицинская сестра) организационно-методического отдела

Медицинский статистик организационно-методического отдела

Из расчета 1 должность на каждые 1 млн. человек населения субъекта РФ

Младший медицинский персонал

Санитар (ка)

Фармацевтический персонал

Заведующий аптекой

1 должность на станцию

фармацевт

Из расчета 1 должность на каждые 100 тыс. выездов в год

2. Примерные штатные нормативы медицинского персонала отделений скорой и неотложной медицинской помощи в составе ЛПУ

Наименование должностей

Количество должностей

Врачебный персонал

Заместитель главного врача по скорой медицинской помощи

1 должность при наличии в штате станции не менее 40 врачебных должностей

Заведующий отделением – врач скорой медицинской помощи

1 должность на отделение скорой (неотложной) медицинской помощи с количеством выездов в год не менее 5 тысяч, если в учреждении не может быть введена должность заместителя главного врача

Заведующий подстанцией – врач скорой медицинской помощи (на правах заведующего отделением)

1 должность на подстанцию

Старший врач скорой медицинской помощи

Из расчета 1 круглосуточный пост на станцию(отделение) на каждые 20 тысяч выездов в год

Врач скорой медицинской помощи

Из расчета 1 пост на смену работы санитарного автомобиля

Врач – специалист (соответствующего профиля) выездных бригад

Из расчета 1 пост в смену работы санитарного автомобиля по оказанию соответствующей специализированной медицинской помощи населению

Врач - интерн

Ежегодно определяется органом управления здравоохранением

Средний медицинский персонал

Старший фельдшер

1 должность на станцию (отделение) с количеством выездов в год не менее 10 тысяч,

1 должность на подстанцию с количеством выездов в год не менее 10 тысяч,

Фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде

Из расчета 1 круглосуточный пост на 30 тысяч выездов в год, но не менее 1-го круглосуточного поста на станцию (отделение).

1 круглосуточный пост на подстанцию

Фельдшер (медицинская сестра)

Из расчета 1 должность, предусмотренные на каждую должность врача в составе врачебной бригады неотложной медицинской помощи;

Из расчета 2 должности, предусмотренные на каждую должность врача в составе врачебной бригады скорой медицинской помощи;

Фельдшер

Из расчета 2 должности на пост работы санитарного автомобиля в составе фельдшерской бригады;

Из расчета 1 пост на смену работы санитарного автомобиля в составе бригады по транспортировке больных

Фельдшер (в составе специализированной бригады)

2 должности, предусмотренные на каждую должность врача соответствующего профиля.

Медицинская сестра-анестезист группы анестезиологии-реанимации выездной бригады

2 должности, предусмотренные на каждую должность врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады

Медицинская сестра стерилизационного отделения

Из расчета норм нагрузки установленных для медицинских сестер централизованных стерилизационных отделений

Медицинский статистик

В станции с числом выездов в год: свыше 25 тысяч - 1 должность; свыше 50 тысяч - 1-2 должности; свыше 75 тысяч - 2 должности.

Медицинский регистратор стола справок

В станции с числом выездов в год свыше 25 тысяч - 1 должность, свыше 75 тысяч - 2 должности.

Младший медицинский персонал

Санитар (ка)

Из расчета 1 должность на смену работы бригады скорой медицинской помощи (в составе каждой бригады)

Санитар стрерилизационного отделения

1 должность (при наличии специального оборудования)

Примечание. 1. Количество смен работы санитарных автомобилей и их продолжительность определяется органом здравоохранения по подчиненности станции (отделения). Число выездов, выполняемых подстанциями, учитывается при определении числа выездов станции.

Определение числа должностей на один пост производится путем деления годового числа часов работы санитарного автомобиля в смену на годовой бюджет рабочего времени работников (врача, фельдшера и т. д.)

2. В городе не может быть организовано более одной станции или отделения скорой медицинской помощи (кроме отделений неотложной медицинской помощи). При этом станции с числом выездов в год менее 5 тысяч функционировать как самостоятельные учреждения не могут.

3. Штатные нормативы медицинского персонала отделений скорой (неотложной) медицинской помощи, предусмотренные настоящим Приложением, применяются при расчете численности должностей этих отделений, организованных в установленном порядке в составе центральных районных и районных больниц (поликлиник) сельских административных районов в порядке, предусмотренном штатными нормативами этих учреждений.

4. Должность заведующего оперативным отделом - врач, может вводиться в штаты станций скорой медицинской помощи, расположенные в городах с населением свыше 500 тысяч жителей.

5. 1. В случае, если центр медицины катастроф является структурным подразделением станции скорой медицинской помощи, штат центра медицины катастроф определяется на региональном уровне

Приложение 13 к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации

от _________ N _____

Отраслевая статистическая отчетность

Кому представляется ____________________________________________________________

наименование, __________________________________________________________________

адрес получателя ________________________________________________________________

Форма № 40

Почтовая - годовая

Представляют больницы,

станции (отделения) скорой

медицинской помощи

руководителям управления

здравоохранением города,

Область, край, республика _______________________________________________

Район ___________________________________________________________________

Учреждение ______________________________________________________________

Адрес учреждения ________________________________________________________

Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи

Численность обслуживаемого населения ___________________________

в том числе: сельского ___________________________

детского ___________________________

(3/11Штаты учреждения

Должности

№ строки

Всего на конец отчетного года

В том числе

Средний медперсонал

Младший медперсонал

водители

Прочий персонал

Физические лица (основные работники)

занятые неполный рабочий день

внешние совместители

(3/21Медицинская помощь при выездах

(3/2101) Число безрезультатных выездов (4/1 _____________________________

Отказано за необоснованностью вызова 2 _______________________).

Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ________________

Число пострадавших в ДТП _______________________________________

в том числе со смертельным исходом _____________________________

(3/2201) Из числа лиц, которым помощь оказана фельдшерскими бригадами - перевозка больных (4/1 _________________).

(3/2300) Число лиц, которым оказана амбулаторная помощь (4/1 ____________).

«___» __________________ 19___ г. Руководитель

_________________________________

фамилия, № телефона исполнителя

Начальник отдела

медицинской статистики

и информатики

Приложение 14 к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации

от _________ N _____

Положение об учебно-тренировочном центре станции скорой медицинской помощи

Общая часть

1.1. Учебно-тренировочный центр (УТЦ) организуется на станции скорой помощи, являясь её структурным подразделением, предназначен для организации поддержания уровня квалификации, обучения медицинского персонала не сопровождающегося итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, а также для подготовки преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП

1.2. Учебно-тренировочный центр возглавляет врач-методист, назначаемый и освобождаемый от должности главным врачом ССМП

1.3. В своей деятельности УТЦ руководствуется федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, решениями и документами Министерства образования, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Комитета по здравоохранению

1.4. УТЦ осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением

Основные задачи

2.1. Планирование и организация повышения квалификации медицинских работников ССМП

2.2. Организация аттестации медицинских работников ССМП

2.3. Методическое обеспечение обучения медицинского персонала ССМП

2.4. Осуществление методического обеспечения деятельности медицинского персонала ССМП

2.5. Изучение, анализ и распространение передового опыта работы сотрудников по внедрению инновационных технологий по всем направлениям деятельности медицинского персонала

2.6. Организация подготовки преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП

2.7. Методическая разработка вопросов содержания, форм, средств и методов подготовки преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП

3. Основные функции

3.1. Проведение перспективного, текущего планирования повышения квалификации медицинских работников ССМП

3.2. Участие в разработке и создании необходимого методического повышения квалификации медицинских работников ССМП

3.3. Осуществление связи с научными учреждениями, учреждениями последипломной подготовки специалистов

3.4. Организация проведения аттестации медицинского персонала ССМП

3.5. Проведение обучающих семинаров, направленных на повышение уровня теоретических знаний и практических умений медицинских работников ССМП

3.6. Организация и проведение экспертной оценки уровня теоретических знаний и практических умений медицинских работников ССМП

3.7. Организация проведения обучающих семинаров по подготовке преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП

3.8. Организация работы по разработке методического обеспечения обучающих семинаров для медицинских работников ССМП по подготовке преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП

3.9. Организация, проведение и участие в практических конференциях по актуальным вопросам СМП

Организация деятельности учебно-тренировочного центра (УТЦ)

4.1. Организационная структура и штатный состав УТЦ определяется и утверждается главным врачом

4.2. УТЦ ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел в части касающейся организации повышения квалификации и аттестации медицинских работников ССМП

4.3. Контроль за деятельность УТЦ осуществляется главным врачом ССМП

Скорая медицинская помощь является одной из гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам.

— экстренная медицинская помощь больным и пострадавшим при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях и травмах, которая оказывается на месте происшествия (на улице, в общественных местах, учреждениях, дома и в пути следования заболевшего в больницу).

Скорая помощь оказывается в случаях острых заболеваний, при массовых катастрофах, стихийных бедствиях, несчастных случаях, родах и нарушении нормального течения беременности, в местах общественного пользования, на улице и на дому.

Неотложная помощь оказывается больным на дому при обострении хронических заболеваний.

В нашей стране создана общегосударственная система организации скорой медицинской помощи, в которую входят станции скорой и неотложной помощи, больницы скорой помощи (или отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений), санитарная авиация.

Организация работы станции скорой и неотложной помощи

Для оказания скорой медицинской помощи предназначены станции скорой и неотложной помощи. Станции скорой медицинской помощи не занимаются систематическим лечением, они предназначены для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе (см. приказ Минздрава РФ от 26.03.2000 г. № 100). На станциях скорой помощи не выдают больничных листов, справок и других письменных документов больным или их родственникам.

Госпитализацией больных занимаются больницы скорой помощи и отделения экстренной госпитализации обшей сети больничных учреждений.

Станции скорой помощи оснащены специализированным санитарным транспортом, оборудованным аппаратурой для проведения срочной диагностики и лечения состояний, угрожаемых жизни. Работа станций скорой помощи организована побригадно. Различают бригады линейные (врач и фельдшер), специализированные (врач и два фельдшера), линейные фельдшерские (обычно используются для целенаправленной перевозки больных). В крупных городах обычно действуют следующие специализированные бригады: реанимационная, неврологическая, инфекционная, педиатрическая реанимационная, психиатрическая и т. д. Вся работа бригад документируется, врачом бригады заполняются карты вызова, которые после дежурства сдаются для контроля старшему врачу смены, а затем на хранение и статистическую обработку в организационно-методический отдел. При необходимости (по просьбе врачей обшей сети, следственных органов и т. д.) всегда можно найти карту вызова и выяснить обстоятельства вызова. Если больной госпитализирован, врач или фельдшер заполняет сопроводительный лист, который остается в истории болезни до выписки больного из стационара или до смерти больного. Отрывной талон сопроводительного листа больница возвращает на станцию, что позволяет вести учет ошибок бригады скорой помощи, улучшая тем самым качество работы бригад скорой помощи.

На месте вызова бригадой скорой помощи проводится необходимое лечение в максимально доступном объеме (а также в пути при транспортировке больного). В оказании помощи больным и пострадавшим основная ответственность возлагается на врача бригады, который руководит действиями бригады. В сложных случаях врач консультируется со старшим врачом смены по телефону. Чаще всего старший врач смены по просьбе врача линейной бригады направляет к месту вызова специализированную бригаду. Больных, нуждающихся в экстренной помощи, транспортируют на большие расстояния самолетами санитарной авиации, вертолетами.

  • 8. Здравоохранение. Определение. Современные системы здравоохранения, их характеристика. Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
  • 9. Руководство и управление здравоохранением в республике беларусь
  • 10, 11. Научные основы управления. Управленческий цикл. Стиль руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива.
  • 18. Инвалидность населения как медико-социальная проблема.
  • 20. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 21. Проблемы здоровья детского населения.
  • 22. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению.
  • 23. Диспансерный метод.Применение в деятельности врача-педиатра.
  • 24.. Организация специализированной лечебно-профилактической помощи населению (смп).
  • 25. Демография.Значение демографических данных для здравоохранения
  • 26. Статика населения. Переписи населения, значение для органов здравоохранения.
  • 27, 28. Динамика – движение населения.
  • 29,30, 31. Общие и специальные показатели рождаемости.Основные причины снижения рожд.
  • 32.Смертность населения.
  • 36. Неонатальная смертность
  • 37. Материнская смертность
  • 38. Мкб-10
  • 39. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика.
  • 40. Методика изучения заболеваемости по обращаемости за мед. Помощью.
  • 41. Методика изучения инфекционной заболеваемости.
  • 42. . Изучение заболеваемости детей и взрослого населения по данным проф. Осмотров.
  • 43. Изучение заболеваемости по причинам смерти.
  • 44. Заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности
  • 45. Организация лечебно-профилактической помощи детям.
  • 47. Амбулатория общей практики:
  • 48. Детская поликлиника, структура, функции.
  • 49. Разделы работы врача-педиатра:
  • 50. Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники, содержание работы. Профилактические осмотры.
  • 51. . Диспансеризация больных и здоровых в поликлинике. Контрольная карта диспансерного наблюдения. Показатели, характеризующие качество и эффективность диспансеризации.
  • 52. Содержание противоэпидемической работы участкового врача-педиатра. Прививочный кабинет детской поликлиники, его задачи, организация работы. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.
  • 54. Стационар детской больницы,структура,особенности работы. Показатели.
  • 55. Лечебно-охранительный режим в стационаре детской больницы. Профилактика вби.
  • 56. Женская консультация. Структура, функции и организация работы.
  • 57. Родильный дом. Структура, управление, задачи, организация работы
  • 58.. Организация скорой медицинской помощи населению.
  • 59. Организация медицинской помощи сельскому населению
  • 62. Областная больница.
  • 63.. Модель конечных результатов.
  • 65, 66. Санитарно-эпидемиологическая служба в Республике Беларусь
  • 67. Нетрудоспособность,определение,виды.
  • 68. Обязанности лечащего врача по экспертизе нетрудоспособности и вкк.
  • 69. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Листок нетрудоспособности (лн), его назначение, правила хранения и выдачи, порядок оформления.
  • 73. Порядок направления больных на мрэк
  • 74. Организация экспертизы инвалидности. Виды, состав мрэк
  • 75. Порядок освидетельствования больных во мрэк
  • 76.Особенности экспертиз инвалидности у детей
  • 77 . Реабилитация,виды реабилитации.
  • 80. Планирование здравоохранения. Основные принципы и методы планирования. Виды планов.
  • 81. Методы планирования:
  • 82 Госуд. Миним. Соц. Стандарты(гмсс)
  • 83. Разделы при составлении планов:
  • 88.Организация статистического исследования, этапы, характеристика. Содержание плана и программы статистического исследования.
  • 89 Виды статистических величин. Абсолютные и относительные величины.
  • Абсолютные величины
  • 90 Средние величины. Вариационный ряд, элементы ряда. Практическое использование средних величин в деятельности врача-педиатра.
  • 91 Средняя ошибка средней величины. Методика расчета при большой и малой выборке.
  • 92 Среднее квадратичное отклонение. Методика вычисления, применение в деятельности врача.
  • 93 Определение доверительных границ средних величин. Понятие о вероятности безошибочного прогноза.
  • 94 Оценка достоверности разности средних величин. Критерий “t” (Стьюдента).
  • 95 Средняя ошибка относительной величины. Методика расчета при большой и малой выборке.
  • 96 Определение доверительных границ относительных показателей. Понятие о вероятности безошибочного прогноза.
  • 97 Оценка достоверности разности относительных величин. Критерий “t” (Стьюдента).
  • 98 Статистический анализ.
  • 99 Динамический ряд. Определение. Методы выравнивания динамического ряда.
  • 100 Методика вычисления показателей динамического ряда.
  • 101 Стандартизация, ее сущность, виды. Прямой метод стандартизации Применение стандартизованных показателей в практике здравоохранения
  • 102 Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура.
  • 103 Роль госуд в рыночной экономике, методы регулир рынка.
  • 104 Рынок мед услуг и его особенности в рб.
  • 58.. Организация скорой медицинской помощи населению.

    Скорая и неотложная медицинская помощь городскому и сельскому населению оказывается по единому принципу.

    Скорая и неотложная медицинская помощь организуется для срочного оказания медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, возникших дома, на улице, во время работы и ночью при массовых отравлениях и других угрожающих жизни состояниях.

    Скорая и неотложная помощь - один из важнейших видов внебольничной помощи. Поэтому оперативность, объем и качество ее оказания являются серьезными критериями для оценки организации и доступности медицинской помощи в целом.

    Основные задачи станций скорой и неотложной медицинской помощи:

    1) оказание срочной медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях в возможно максимальном объеме на месте и во время транспортировки больного в медицинское учреждение;

    2) экстренная перевозка больных в стационары по заявкам лечебно-профилактических учреждений:

    а) нуждающихся в сопровождении медицинского персонала;

    б) нуждающихся в транспортировке на санитарных носилках;

    в) нуждающихся в срочном оперативном вмешательстве (острый аппендицит, ущемление грыжи, прободная язва желудка и т. д.);

    3) госпитализация рожениц и гинекологических больных в родильные дома и стационары.

    Во всех ЦРБ республики организованы отделения скорой медицинской помощи. В крупных районных центрах с населением свыше 50 000 человек созданы самостоятельные станции скорой медицинской помощи. Согласно нормативам, на каждые 10 000 жителей выделяется одна санитарная машина и утверждается 0,8 врачебной или фельдшерской бригады. Машины скорой помощи оснащены комплектом шин для иммобилизации конечностей при переломах и другим необходимым медицинским инструментари­ем и оборудованием. На станциях и в отделениях скорой медицинской помощи организуются врачебные или фельдшерские бригады. Бригады могут быть линейными или специализированными (травматологические, психоневрологические, педиатрические, интенсивной терапии). В состав врачебной бригады входят врач, средний медицинский работник (фельдшер) и санитар. В состав фельдшерской бригады входят фельдшер и санитар.

    Машины скорой помощи радиофицированы, имеют соответствующие надписи и оборудованы сиренами. Врачи и фельдшера выездных бригад оснащаются врачебными или фельдшерскими сумками (укладками), в которых имеется набор медицинских инструментов и лекарственных средств. Их перечень и количество утверждаются приказом органа управления. Вызов бригады скорой помощи осуществляется по единому для всей республики телефону - 103. Бригады скорой помощи в обязательном порядке направляются на роды, при кровотечениях, травмах, несчастных случаях, при наличии у больных острых болей в брюшной полос­ти и в области сердца, а также к больным детям первого года жизни.

    В республике функционирует 201 станций и отделений скорой помощи (из них 24 самостоятельные станции).

    59. Организация медицинской помощи сельскому населению

    Стационарная помощь:

    На селе – 400 учреждений (11 тыс. коек)

    В городах – 409 учреждений (107 тыс. коек)

    Мах – фельдшерско-акушерский здравпункт, фельдшерские здравпункты, необъединенные поликлиники и амбулатории.

    В селе наблюдаются тенденции изменения общественного здоровья:

    Повышается распространенность инфекционных заболеваний (tbs) – 70,1 случаев на 100 тыс;

    Повышается заболеваемость злокачественных новообразований – 394 случая на 100 тыс. (286 в городе);

    Заболеваемость хроническим алкоголизмом – 160 на 100 тыс;

    Продолжительность жизни на селе – у мужчин – 60 лет (в городе – 63), у женщин – 73 (74);

    Идет остарение населения;

    Идет хронизация патологии;

    Сверхсмертность у мужчин начиная с 40 лет.

    В РБ проживает 24,1% жителей на селе.

    Мед. обслуживание на селе: -ФАП; -Сельские врачебные амбулатории;-Сельские участковые больницы; -ЦРБ.

    Для села характерна: невысокая плотность жителей – 49 чел на1 кв. км.; от 400 и больше жителей создаются ФАП, там работает средний медицинский персонал, но может работать и врач стоматолог. Оказывается доврачебная помощь.

    Участковые больницы создаются на территории больше 1000…1500 жителей. Здесь оказывают первичную врачебную помощь, коек может быть до 100. Врачи: терапевт; педиатр; стоматолог.

    Слабое место в организации здравоохранения на селе – отсутствие специальных помещений. Они появляются в ЦРБ. ЦРБ предлагает квалифицированную и специализированную помощь по основным видам (хирургия, невропатология, инф. и т.д.). Должно быть приблизительно 20 специалистов в ЦРБ.

    Социально-экономические особенности связаны со способом сельскохозяйственного производства, показатель людности (приблизительно 200 жил. на населенный пункт мал). Социально-гигиенические факторы – образ жизни, привычки, традиции и обычаи сельского жителя.

    В основе оказания помощи лежит принцип участковости(административная территория района делится на сельские врачебные участки).

    Главная особенность в организации мед-сан помощи сельским жителям – этапность оказания помощи. Она состоит в том, что есть 3 этапа: СВУ; ЦРБ; Обл.

    Этапность – это вынужденная мера, она не означает уход от главной цели. Цель здравоохранения на селе состоит в приближении врачебной помощи к месту жительства, и обеспечить доступность и качество медицинской помощи.

    Отличие сельского врачебного участка – большой радиус обслуживания (расстояние от медицинского учреждения до самого отдаленного хутора). На территории района все сельские врачебные участки вместе с ЦРБ объединяются в ТМО. Им руководит главврач ЦРБ. В ЦРБ создается институт районных специалистов. Получает обязанности районного врача (хирурга, педиатра и т.д.) Они обязаны обеспечить доступность и качество медицинской помощи сельским жителям. С этой целью в ЦРБ создают организационно-методические кабинеты. Там работает врач-методист. А руководит один из заместителей главного врача. Он –заместитель по медицинскому обслуживанию населения района. Задача кабинета – обеспечить своевременные и качественные виды помощи населению района.

    Областные лечебные учреждения предназначены для оказания сельским жителям высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи по всем ее видам. В областной больнице организуют отделение плановой и экстренной консультативной помощи (сан. авиация). По вызову из СВУ или ЦРБ специалисты из области приезжают и оказывают помощь. 45% жителей села получают помощь на I и II этапах (стационарная помощь). 1089 коек имеют областные больницы.

    Пути повышения помощи (факторы):

    Факторы, зависящие от врача – качество медицинских услуг, зависит от уровня квалификации врача. Ввести врача общей практики – он не будет направлять на осмотр, он сам этим владеет (специализированная помощь).

    Зависящие от лечебного учреждения – доступность медицинской помощи, четкость в организации учреждений зависит и конечный результат (объем, виды, показатели состояния здоровья).

    Зависящие от правовой базы (нормативов) льготы на коммунальные услуги, на жилье. Есть нормативы нагрузки на врачебную должность – труд регламентируется приказами.

    Факторы, зависящие от населения – образ жизни и авторитет врача (его имидж, репутация.)

    60. Центральная районная больница: является основным учреждением для оказания квалифицированной медицинской помощи. Одновременно ЦРБ - центр организационно-методического руководства здравоохранением района.

    По мощности ЦРБ делятся на 5 категорий:

    Мощность ЦРБ и других структурных лечебных учреждений определяется среднегодовым количеством развернутых коек. Независимо от коечной мощности, численности обслуживаемого населения и радиуса обслуживания ЦРБ должна иметь определенный перечень структурных подразделений:

    1)поликлиника;

    2) стационар с лечебными отделениями по основным медицинским специальностям;

    3) приемное отделение;

    4) лечебно-диагностические отделения (кабинеты) и лаборатории;

    5) организационно-методический кабинет;

    6) отделение скорой и неотложной медицинской помощи;

    7) патологоанатомическое отделение (морг);

    8) хозяйственный блок (пищеблок, прачечная, гараж и т. д.).

    Если в районном центре нет самостоятельной детской больницы с консультацией и молочной кухней, родильного дома с женской консультацией, то женская и детская консультации и молочная кухня на правах структурных подразделений включаются в поликлинику ЦРБ.

    Задачи ЦРБ:

    1) обеспечение населения района квалифицированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;

    2) оперативное и организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, находящихся на территории района;

    3) планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения учреждений здравоохранения района;

    4) разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения;

    5) внедрение в практику работы всех лечебно-профилактических учреждений района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;

    6) разработка, организация и осуществление мер по расстановке, рациональному использованию и повышению квалификации медицинских кадров учреждений здравоохранения района.

    Руководит ЦРБ главный врач, он же - главный врач района. На него возложена ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района. У главного врача ЦРБ имеются заместители по поликлинике, по медицинской части, медицинскому обслуживанию населения района, медицинской экспертизе и реабилитации, по административно-хозяйственной части.

    Непосредственной организацией квалифицированной и специализированной медицинской помощи занимаются районные специалисты. Как правило, это заведующие соответствующими отделениями ЦРБ. Районный педиатр занимает штатную должность, все другие районные специалисты работают внештатно. В районах с численностью населения 70 000 человек и более вместо штатной должности районного педиатра введена должность заместителя главного врача по родовспоможению и детству.

    Руководитель ЦРБ осуществляет управление и контроль за деятельностью участковых больниц и других медицинских учреждений района,… и т.д. и т.п.

    61. Сельский врачебный участок - это территория с проживаю­щим населением, обслуживаемая врачами расположенного на ней медицинского учреждения. Территория СВУ обычно соответст­вует границам сельских административных единиц (одного, реже двух сельских Советов). На СВУ организуются либо сельские участковые больницы с амбулаториями, либо самостоятельные сельские врачебные амбулатории. Работой этих учреждений ру­ководят главные врачи - соответственно главный врач сельской участковой больницы или главный врач сельской врачебной ам­булатории. Им подчинены все сельские медицинские учрежде­ния, развернутые на сельском врачебном участке (ФАПы).

    Село, в котором находится участковая больница (амбулато­рия), называется пунктовым. Расстояние наиболее отдаленного селения от пунктового села называется радиусом участка.

    Задачи сельской участковой больницы (сельской врачебной амбулатории);

    1) планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению общей и инфекционной заболеваемости населения, заболеваемости с ВУТ, отравлений и травматизма;

    2) проведение лечебно-профилактических мероприятий по ох­ране здоровья матери и ребенка;

    3) внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных, прогрессивных форм и методов работы медицинских учреждений;

    4) организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных ФАПов;

    5) обеспечение стационарной (амбулаторной) врачебной по­мощью населения участка.

    В соответствии с этими задачами разработаны обязанности врача (врачей) сельского врачебного участка:

    1) ведение амбулаторного приема населения;

    2) стационарное лечение больных в сельской участковой больнице;

    3) оказание помощи на дому;

    4) оказание медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;

    6) проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдача листков нетрудоспособности;

    7) организация и проведение профилактических осмотров;

    8) своевременное взятие на диспансерный учет больных;

    9) проведение комплекса лечебных и оздоровительных меро­приятий, обеспечение контроля за диспансеризацией;

    10) активный патронаж детей и беременных женщин;

    11) проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий (профилактические прививки, участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями и объектами, водоснабжением, очисткой населенных мест и т. д.);

    13) проведение санитарно-просветительной работы;

    14) подготовка санитарного актива;

    15) организация и проведение плановых выездов врачей на ФАПы.

    Особое место в профессиональной деятельности врача сельского врачебного участка занимают вопросы охраны материнства и детства. При наличии в сельской врачебной амбулатории или сельской участковой больнице двух и более врачей приказом главного врача на одного из них возлагается ответственность за медицинское обслуживание детей на участке.

    Обязанности врача по обслуживанию детей на сельском врачебном участке:

    1) периодический врачебный осмотр детей раннего возраста, особенно детей 1-го года жизни;

    2) непрерывное профилактическое наблюдение за детьми раннего возраста;

    3) активное выявление больных и ослабленных детей, взятие их на диспансерный учет в целях динамического наблюдения и оздоровления;

    4) своевременный и полный охват детей профилактическими прививками;

    5) активное выявление заболевших, своевременное оказание им медицинской помощи и обеспечение, в случае необходимости, госпитализации;

    6) обеспечение регулярного медико-санитарного обслуживания детей в организованных коллективах, наблюдение за правильным нервно-психическим и физическим развитием детей;

    7) контроль за работой ФАПов по медицинскому обслуживанию детей;

    8) организация и проведение широкой санитарной пропаганды по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, оздоровлению внешней среды и быта семьи;

    9) консультации всех беременных для выявления акушерской и экстрагенитальной патологии, их своевременная госпитализация.

    Основными задачами скорой помощи на современном этапе являются:

    1. Оказание больным доврачебной и экстренной медицинской помощи.

    2. Доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

    В структуру скорой помощи входят станции и подстанции скорой помощи, отделения скорой помощи в составе больниц, больницы скорой помощи.

    Станции скорой медицинской помощи как самостоятельные ЛПУ создаются в городах с населением свыше 50 тыс. человек.

    В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций (в зоне 15-минутной доступности).

    В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных, районных и других больниц.

    Станция скорой медицинской помощи - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

    Подстанция скорой помощи является структурным подразделением городской станции скорой помощи, а отделение скорой помощи - структурным подразделением больницы (городской, центральной районной и т. д.).

    Возглавляют работу станций СМП главные врачи, а подстанций и отделений - заведующие. Каждой сменой руководит старший врач.

    В структуре станции , как и подстанции, скорой медицинской помощи предусмотрены:

    1) оперативный отдел (на подстанции - диспетчерская на 1-2 круглосуточных поста); 2) отдел связи;

    3) отделение медицинской статистики с архивом;

    4) кабинет для приема амбулаторных больных;

    5) помещение для хранения медицинского оснащения бригад и подготовки к работе медицинских укладок;

    6) помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией;

    7) комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей санитарных автомашин; 8) помещение для приема пищи дежурным персоналом;

    9) административно-хозяйственные и другие помещения;

    10) гараж, крытые стоянки-боксы, огороженная площадка с твердым покрытием для стоянки автомашин, соответствующая по размерам максимальному числу автомобилей, работающих одновременно;

    11) при необходимости оборудуются вертолетные площадки.

    Функции станции СМП:

    1. Круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений при катастрофах и стихийных бедствиях;

    2. Своевременная транспортировка больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.

    3. Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию;

    4. Обеспечение преемственности в работе с ЛПУ города по оказанию скорой медицинской помощи населению;

    5. Организация методической работы, разработка и проведение мероприятий по оптимизации оказания скорой медицинской помощи на всех этапах;

    6. Взаимодействие с органами местной власти, управлением внутренних дел, ГИБДД, пожарными частями и другими оперативными службами города;

    7. Проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянного неснижаемого запаса перевязочного материала и медикаментов;

    8. Извещение органов управления здравоохранением административной территории и соответствующих органов о всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания станции;

    9. Равномерное комплектование выездных бригад медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно табелю оснащения;

    10. Выполнение норм и правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;

    11. Контроль и учет работы санитарного автотранспорта.

    Основной функциональной единицей станций, подстанций и отделений скорой помощи является выездная бригада (фельдшерская или врачебная).

    В состав фельдшерской бригады входят 2 фельдшера, санитар и водитель;

    Врачебной бригады - 1 врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медсестра-анестезистка), санитар и водитель

    Различают: линейные и специализированные бригады. В составе специализированной бригады должен быть врач со стажем работе не менее 3 лет.

    Станция не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность и судебно-мед. заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения, однако при необходимости выдает справку с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных исследований и рекомендации по дальнейшему лечению.

    Показатели деятельности:

    1. Обеспеченность населения СМП = число вызовов СМП/ среднегодовая численность населения *1000 (318 вызовов на 1000 населения);

    2. Своевременность выездов бригад СМП = число выездов бригад СМП в течение 4 мин с момента поступления вызова/ общее число вызовов СМП *100 (не менее 99,0%);

    3. Расхождение диагнозов СМП и стационаров = число случаев расхождения диагнозов СМП и стационаров/ общее число госпитализированных больных из числа доставленных в стационары*100 (не более 5,0%);

    4. Удельный вес успешных реанимаций = число успешных реанимаций, выполненных бригадами СМП/ общее число реанимаций, выполненных бригадами СМП *100 (не менее 10,0%);

    5. Удельный вес летальных исходов = число летальных исходов в присутствии бригад СМП/ общее число вызовов СМП *100 (не более 0,05%).

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    У нашій країні для надання першої медичної допомоги створені спеціальні медичні заклади — станції швидкої медичної допомоги та пункти невідкладної допомоги (травматологічні, стоматологічні та ін).
    Робота станції швидкої допомоги багатогранна. На неї покладено обов’язок надавати першу медичну допомогу при травмах та раптових захворюваннях, доставляти хворих, що потребують екстреної хірургічної та терапевтичної допомоги, в лікарні, породіль — у пологові будинки. Машини швидкої допомоги зобов’язані безвідмовно виїжджати на будь-який виклик. Прибулий на місце події лікар або фельдшер швидкої допомоги надає першу медичну допомогу і забезпечує кваліфіковану транспортування потерпілого або хворого в стаціонар.
    Служба швидкої допомоги безперервно розвивається і вдосконалюється. В даний час у всіх великих містах Радянського Союзу на станціях швидкої допомоги є спеціалізовані машини (реанімобіль), оснащені сучасним обладнанням, що дозволяє надавати висококваліфіковану першу лікарську допомогу. Лікарі і фельдшери, які обслуговують ці машини, якщо необхідно, на місці події, в машині по дорозі до стаціонару хворому роблять переливання крові або кровозамінників, здійснюють зовнішній масаж серця або штучне дихання за допомогою спеціальних апаратів, дають наркоз, вводять протиотруту та інші лікарські препарати. Оснащення служби швидкої допомоги такими машинами значно покращило надання екстреної допомоги, зробило її високоефективною.
    На станціях швидкої допомоги є підрозділи, які здійснюють лише кваліфіковану транспортування хворих в хірургічні і терапевтичні стаціонари, інфекційні, психіатричні та інші спеціалізовані лікарні. Ці машини виїжджають за викликами лікарів поліклінік, медико-санітарних частин, пунктів невідкладної допомоги до хворих, які перебувають в цих лікувальних закладах.
    У нашій країні створена величезна мережа амбулаторій, поліклінік, медико-санітарних частин та фельдшерських пунктів на підприємствах, які надають невідкладну допомогу жителям відповідного району в денний час. Лікарі поліклініки обслуговують хворих на дому, при виникненні раптового важкого захворювання або нещасного випадку надають їм першу лікарську допомогу, визначають необхідність госпіталізації хворого, її терміновість і характер транспортування.
    В такі медичні установи, як аптека, лабораторія, стоматологічна поліклініка, санітарно-епідеміологічна станція, може в будь-який момент звернутися за допомогою потерпілий або раптово занедужав.

    Организация скорой медицинской помощи

    В цих установах повинен бути комплект обладнання та медикаментів, необхідних для надання першої медичної допомоги,- шафа-аптечка.
    В аптечці обов’язково повинні бути перекис водню, настойка йоду, нашатирний спирт, знеболювальні (анальгін, амідопірин), серцево-судинні засоби (настоянка валеріани, кофеїн, валідол, нітрогліцерин, кордіамін, папазол), жарознижуючі (ацетилсаліцилова кислота, фенацетин), протизапальні — сульфаніламіди і антибіотики; проносні засоби, кровоспинний джгут, термометр, індивідуальний перев’язувальний пакет, стерильні бинти, вата, шини.
    Найбільш часто за першою допомогою звертаються в аптеку. Тому природно, що всі фармацевти повинні вміти надати першу медичну допомогу, чітко знати, які медикаменти необхідно застосовувати при тому чи іншому раптовому захворюванні або нещасному випадку. Набір першої допомоги в аптеці повинен бути укомплектований додатково носилками, милицями, стерильним інструментарієм (затискачі, шприци, ножиці), подушками з киснем, набором лікарських препаратів в ампулах (кофеїн, кордіамін, лобелії, адреналін, атропін, глюкоза, корглікон, промедол, анальгін, амідопірин). Необхідно пам’ятати, що наркотики та сильнодіючі засоби знаходяться на строгому обліку, тому витрачені лікарські препарати повинні бути зареєстровані в спеціальному журналі.

    Методичка:

    СЛУЖБА НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    Служба неотложной медицинской помощи (НМП) является подразделением территориальной системы неотложной медицинской помощи. Врачи НМП должны в совершенстве владеть всеми необходимыми приемами и навыками оказания помощи пациентам до их прибытия в соответствующее стационарное отделение. И хотя многие аспекты деятельности НМП находятся не под прямым медицинским контролем, четкое медицинское руководство абсолютно необходимо для надежного и эффективного функционирования системы.

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

    Импульс к развитию современной системы НМП был дан в 60-х годах. В 1966 году Национальная академия наук опубликовала исторический "белый доклад", озаглавленный "Заболеваемость и инвалидизация вследствие несчастных случаев: пренебрежение к заболеваемости в современном обществе". Результатом этого стало принятие в 1966 году акта о национальной безопасности на автострадах, в котором Департаменту транспорта США предоставлялись полномочия в отношении оборудования машин скорой помощи и внедрения системы экстренной связи, а медицинской службе поручалась разработка программ обучения навыкам ока­зания догоспитальной помощи. Пантридж в Белфасте (Северная Ирландия) использовал в 1967 году мобильную бригаду для оказания помощи при заболеваниях коронарных артерий на догоспитальном этапе.

    В 1973 году специальным законом (93-154) определялись задачи улучшения неотложной медицинской помощи в общенациональном масштабе. В соответствии с этим законом были выделены следующие 15 положений, относящихся к системе НМП: 1) персонал; 2) обучение; 2) средства связи; 4) транспортировка; 5) дополнительные средства; 6) отделения для оказания помощи в критических ситуациях; 7) агентства общественной безопасности; 8) участие потребителей; 9) доступность помощи; 10) преемственность оказания помощи; 11) стандартизация сведений о пациенте; 12) общественная информация и образование; 13) независимый обзор и оценка; 14) связь при катастрофах; 15) договор о взаимопомощи.

    РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

    Государственная законодательная власть обеспечивает принятие законов, которые регламентируют меры общественной безопасности, определяют уровень и объем оказания неотложной медицинской помощи, требования к программам обучения, к необходимому оборудованию и оснащению, к медицинскому руководству, а также меры ответственности за состояние НМП. Деятельность служб НМП финансируется Департаментом общественного здравоохранения.

    РОЛЬ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ В ОКАЗАНИИ НМП

    Для реализации эффективной деятельности система НМП должна быть четко спланирована и организована на местах. Каждый регион при разработке и внедрении системы НМП должен определить источники ее финансирования и ее нужды, а также необходимый и реальный объем обслуживания. Весьма ценным руководством в этой деятельности могут стать указанные выше 15 положений, касающихся системы НМП.

    Персонал

    Кто должен обеспечивать догоспитальную медицинскую помощь? В городских условиях это, очевидно, возлагается на персонал службы общественной безопасности и персонал службы скорой помощи; в сельской же местности или в малонаселенных районах могут быть задействованы добровольцы, лесничие или лыжные дозорные. Не должно быть оставлено без внимания и само население. Общественный интерес и участие населения являются доминирующими составляющими в любой системе НМП.

    Обучение

    Подготовка граждан начинается с их обучения. В этом отношении важны курсы по оказанию НМП, включая сердечно-легочную реанимацию и другие виды первой помощи. Подобное обучение, разумеется, может использоваться для вовлечения широких масс населения; на таких курсах граждане осваивают элементарные навыки, необходимые для эффективного участия в оказании помощи. В некоторых регионах организуется система "двойного ответа", состоящая из двух звеньев - первых ответчиков, за которыми следует персонал скорой помощи. Первыми могут прореагировать пожарные, полицейские, лесничие или граждане-добровольцы. Обучение первых ответчиков навыкам оказания первой помощи может включать подготовку по линии Красного Креста или в рамках специальных курсов при Департаменте транспорта. Обучение персонала службы скорой помощи обычно успешно осуществляется на курсах неотложной медицинской специальной помощи (НМСП). Хотя в различных штатах подобные курсы организуются на разных уровнях, существует три признанных в общенациональном масштабе уровня НМСП: скорая помощь (НМСП-С), промежуточная помощь (НМСП-П) и парамедицинская помощь (НМСП-Парамед). На Курсах НМСП-С обучают необходимым навыкам оказания первой помощи, в том числе методам сердечно-легочной реанимации, а также основным приемам и методам, обеспечивающим немедленную догоспитальную помощь при жизнеугрожающих состояниях. Другие навыки и умения включают щадящее извлечение пострадавших, иммобилизацию и транспортировку пациентов в лечебные учреждения для оказания неотложной помощи. Обучение на курсах НМСП-П включает, кроме того, овладение техникой пункции и катетеризации вен, применения пневматических брюк, проведения зонда в желудок или эндотрахеальной интубации. Курсы НМСП-Парамед, помимо всего перечисленного выше, включают медикаментозную терапию неотложных состояний, интерпретацию ЭКГ, а также проведение кардиоверсии и дефибрилляции. В последнее время изучение проблемы показало, что обучение на курсах НМСП-С бригад скорой помощи оперативному использованию дефибрилляторов способно значительно повысить выживаемость после оста­новки сердца. Очевидно, врачам необходимо принимать участие в обучении и тренировках, чтобы быть уверенными, что практические навыки и оснащение бригад скорой помощи могут быть использованы надлежащим образом.

    Средства связи

    Универсальный номер телефона 911 для вызова неотложной помощи сделал ее общедоступной. Врачи должны поддерживать эту систему и стремиться к тому, чтобы ответы на звонки давали знающие, обученные надлежащим образом лица, способные оказать соответствующую (информативную) первую помощь звонящему после получения определенных сведений по телефону. Необходимо убеждать общественность в том, что прежде, чем звонить в госпиталь или врачу, нужно использовать универсальный телефон под номером 911. Как только подучена просьба о помощи, система должна гарантировать быструю отправку по назначению соответствующего персонала. Бригада машины скорой помощи должна иметь возможность быстро связаться (напрямую или как-то иначе) с данным госпиталем. Очень важно, чтобы бригада могла иметь оперативную связь с врачом, корректирующим и направляющим выполняемые бригадой стандартные процедуры и вмешательства. Наивысшей целью, которую преследует система коммуникции, является принятие мер раннего извещения, быстрой отправки соответствующих транспортных средств и персонала, Яписи необходимых сведений для госпиталя и обеспечения квалифицированного медицинского контроля.

    Транспортировка

    Для оказания сложной и эффективной медицинской помощи в тех районах, где должны быть осуществлены массовые мероприятия по спасению жизни людей, развертываются госпитали. Федеральные стандарты предусматривают использование специальных санитарных автомобилей. Наиболее важной их особенностью является то, что сопровождающий персонал в состоянии обеспечить поддержание жизненно важных функций, в том числе проходимость дыхательных путей и вентиляцию легких, для безопасной транспортировки пациента. Основные мероприятия по поддержанию функций проводятся с помощью соответствующей аппаратуры и специального оснащения персоналом, обученным на уровне НМСП-С.

    Более сложные мероприятия осуществляются соответствующим образом экипированной бригадой НМСП-Парамед или другим персоналом, умеющим проводить медикаментозную терапию и более совершенные медицинские процедуры.

    Авиационная амбулатория может быть оборудована либо на самолете, либо на вертолете. В обоих вариантах возможности оказания скорой помощи пострадавшим хорошие.

    Самолет-амбулатория имеет большую скорость полета, чем вертолет, но он недостаточно мобилен и требует наличия посадочной полосы. Его использование целесообразно при транспортировке пострадавших на значительные расстояния, когда за счет большей скорости компенсируются все потери во времени. Для транспортировки на небольшие расстояния особенно пригоден вертолет. Такой транспорт может использоваться для перемещения людей с места происшествия до госпиталя или для межгоспитальной эвакуации. Вертолет позволяет оказывать помощь пострадавшим в местах, не доступных другому транспорту. Кроме того, он обеспечивает щадящую транспортировку многих нуждающихся в этом пациентов. Его можно также использовать для доставки опытной бригады скорой помощи в те места, где такая помощь отсутствует. Помимо этого, вертолет может использоваться в тех случаях, когда необходима эвакуация сконцентрированных в одном месте лиц с различной патологией, которым требуется лечение в специализированных центрах (например, доставка большого количества обожженных в ожоговые центры).

    Организация работы скорой медицинской помощи

    Медицинский персонал может оказывать влияние на принятие решения при выборе маршрута полета, наиболее безопасного для пострадавших; однако очевидно, что необходимо следовать строгим правилам оперативной безопасности и приоритет в принятии решения должен отдаваться безопасности полета. Медицинскому руководителю вертолетной службы скорой помощи следует проявлять определенную осторожность, с тем, чтобы полет осуществлялся с учетом не только коммерческих интересов, но и медицинской целесообразности.

    Врачи, привлекаемые к авиационной транспортировке пациентов, должны знать некоторые особенности полета, связанные исключительно с его высотными характеристиками. По мере увеличения высоты парциальное давление кислорода уменьшается. На большой высоте гипоксия становится опасной, так как она приводит к снижению насыщения кислородом гемоглобина. Даже в кабине самолета поддерживается давление, соответствующее высоте 460-1220 м. Дополнительная подача кислорода должна быть обеспечена каждому пациенту, у которого могут возникнуть нарушения при уменьшении парциального давления кислорода. Другим эффектом понижения давления окружающего атмосферного воздуха является расширение баллонов на катетерах или эндотрахеальных трубках, заполненных воздухом на земле. В каждом случае воздух в них до подъема самолета должен быть замещен солевым раствором. Аналогично этому давление в пневматических брюках и в раздутых манжетках (при определении кровяного давления) с подъемом повышается, а при снижении высоты понижается. Воздух, находящийся во флаконах для внутривенной инфузии и во внутривенных катетерах, подобным же образом расширяется и сжимается, воздействуя тем самым на количество внутривенно вводимой жидкости. Наиболее важное значение, конечно, имеет воздушная эмболия. По этой причине предпочтительно использовать для внутривенного введения растворы в пластиковой таре.

    Главная Медицинский справочник Медицинский справочник «С» СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

    СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

    СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ — система организации круглосуточной экстренной мед. помощи при угрожающих жизни состояниях и острых заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения. В России этот вид мед. помощи оказывается мед. работниками станций См.п. или отделений при больницах. Станции С. м. п. являются самостоятельными учреждениями или входят в состав гор. больниц С. м. п. В отдалённых и труднодоступных районах См. п. могут оказывать также отделения экстренной и плановой консультативной мед. помощи областных (краевых) больниц. Неотложные мероприятия на месте происшествия включают оказание первой мед. помощи, меры профилактики шока, тромбоэмболии и др. угрожающих жизни больного состояний и обеспечение безопасности его транспортировки в стационар. В системе службы С. м.

    ОРГАНИЗАЦИЯ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    п. применяется бригадный метод, в т. ч. с использованием специализированных бригад (интенсивной терапии, травматологических, кардиологических, психиатрических и др.). В обязанности персонала станций См.п. не входят проведение экспертизы алкогольного опьянения, выдача листков нетрудоспособности, к.-л. письменных справок больным или их родственникам, составление судебно-мед. заключений.

    Пoд peд. B. Бopoдyлинa

    СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ и др. медицинские термины…

    В нашей стране для оказания первой медицинской помощи созданы специальные медицинские учреждения - станции скорой медицинской помощи и пункты неотложной помощи (травматологические, стоматологические и др.).

    Работа станции скорой помощи многогранна.

    99. Организация скорой медицинской помощи населению

    На нее возложена обязанность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и внезапных заболеваниях, доставлять больных, требующих экстренной хирургической и терапевтической помощи, в больницу, рожениц - в родильные дома. Машины скорой помощи обязаны безотказно выезжать на любой вызов. Прибывший на место происшествия врач или фельдшер скорой помощи оказывает первую медицинскую помощь и обеспечивает квалифицированную транспортировку пострадавшего или заболевшего в стационар.

    Служба скорой помощи непрерывно развивается и совершенствуется. В настоящее время во всех крупных городах Советского Союза на станциях скорой помощи имеются специализированные машины (реанимобиль), оснащенные современным оборудованием, позволяющим оказывать высококвалифицированную врачебную первую помощь. Врачи и фельдшера, обслуживающие эти машины, если необходимо, на месте происшествия, в машине по пути следования в стационар делают больному переливание крови или кровезаменителей, осуществляют наружный массаж сердца или искусственное дыхание при помощи специальных аппаратов, дают наркоз, вводят противоядие и другие лекарственные препараты. Оснащение службы скорой помощи такими машинами значительно улучшило оказание экстренной помощи, сделало ее высокоэффективной.

    На станциях скорой помощи имеются подразделения, которые осуществляют лишь квалифицированную транспортировку больных в хирургические и терапевтические стационары, инфекционные, психиатрические и другие специализированные больницы. Эти машины выезжают по вызовам врачей поликлиник, медико-санитарных частей, пунктов неотложной помощи к больным, находящимся в данных лечебных учреждениях.

    В нашей стране создана огромная сеть амбулаторий, поликлиник, медико-санитарных частей и фельдшерских пунктов на предприятиях, которые оказывают и неотложную помощь жителям соответствующего района в дневное время. Врачи поликлиники обслуживают больных на дому, при возникновении внезапного тяжелого заболевания или несчастном случае оказывают им первую врачебную помощь, определяют необходимость госпитализации больного, ее срочность и характер транспортировки.

    В такие медицинские учреждения, как аптека, лаборатория, стоматологическая поликлиника, санитарно-эпидемиологическая станция, может в любой момент обратиться за помощью пострадавший или внезапно заболевший. В этих учреждениях должен иметься комплект оборудования и медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи,- шкаф-аптечка.

    В аптечке обязательно должны быть перекись водорода, настойка йода, нашатырный спирт, обезболивающие (анальгин, амидопирин), сердечно-сосудистые средства (настойка валерианы, кофеин, валидол, нитроглицерин, кордиамин, папазол), жаропонижающие (ацетилсалициловая кислота, фенацетин), противовоспалительные - сульфаниламиды и антибиотики; слабительные средства, кровоостанавливающий жгут, термометр, индивидуальный перевязочный пакет, стерильные бинты, вата, шины.

    Наиболее часто за первой помощью обращаются в аптеку. Поэтому естественно, что все фармацевты должны уметь оказать первую медицинскую помощь, четко знать, какие медикаменты необходимо применять при том или ином внезапном заболевании или несчастном случае. Набор первой помощи в аптеке должен быть укомплектован дополнительно носилками, костылями, стерильным инструментарием (зажимы, шприцы, ножницы), подушками с кислородом, набором лекарственных препаратов в ампулах (кофеин, кордиамин, лобелии, адреналин, атропин, глюкоза, коргликон, промедол, анальгин, амидопирин). Необходимо помнить, что наркотики и сильнодействующие средства находятся на строжайшем учете, поэтому израсходованные лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в специальном журнале.

    Статья 35. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

    1. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

    2. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

    3. На территории Российской Федерации в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    4. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

    Медицинская эвакуация включает в себя:

    1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей)

    2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

    Скорая медицинская помощь

    Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

    7. Медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти вправе осуществлять медицинскую эвакуацию в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень указанных медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей)

    8. Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), в том числе по вызову медицинской организации, в штате которой не состоят медицинские работники выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи, в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.



    Поделиться