Экстренная и неотложная медицинская помощь. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи Медицинская помощь оказываемая при внезапных острых заболеваниях

Круглосуточный стационар

Это лечебное учреждение, предназначенное для круглосуточного пребывания пациентов, непрерывного наблюдения и оказания им необходимой помощи.

Госпитализация в круглосуточный стационар осуществляется по направлению лечащего врача или врача - специалиста амбулаторно – поликлинического учреждения, а также при самостоятельном обращении пациента для оказания экстренной медицинской помощи при наличии показаний к госпитализации.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ

  1. Стационарная медицинская помощь оказывается в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
  2. Экстренно медицинская помощь оказывается независимо от места проживания, наличия личных документов, страхового медицинского полиса при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, при патологии беременности и родах всем обратившимся.
  3. Гражданин для получения плановой медицинской помощи обязан предъявить страховой медицинский полис обязательного страхования и документ, удостоверяющий личность, в медицинских организациях, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования.
  4. Направление пациента на стационарное лечение в плановом порядке осуществляет лечащий врач.
  5. При оказании плановой медицинской помощи в стационарных условиях допускается наличие очередности (в соответствии с «листом ожидания») на плановую госпитализацию не более 25 рабочих дней со дня получения направления на госпитализацию, с регистрацией даты обращения в установленном порядке.
  6. Очередность оказания стационарной медицинской помощи в плановой форме зависит от тяжести состояния больного, выраженности клинических симптомов, требующих госпитального режима, активной терапии и круглосуточного медицинского наблюдения.
  7. Очередность регистрируется врачом медицинской организации в «листе ожидания», о чем делается соответствующая запись в направлении на госпитализацию.
  8. Пациенты с экстренными и неотложными состояниями обслуживаются вне очереди.
  9. При оказании медицинской помощи в стационарных условиях:
    • пациент осматривается врачом в приемном отделении не позднее 30 минут с момента обращения в случае неотложной медицинской помощи, при госпитализации по экстренным показаниям – незамедлительно. При наличии показаний для планового стационарного лечения пациент осматривается не позднее 2 часов;
    • пациент может находиться в палате наблюдения приемного отделения до 12 часов с целью проведения лечебно-диагностических мероприятий в случаях, когда для окончательного установления диагноза требуется динамическое наблюдение.
  10. Пациент размещается в палатах на 4 и более мест с соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм. При отсутствии в профильном отделении свободных мест допускается размещение больных, поступивших по экстренным показаниям, вне палаты на срок не более одних суток.
  11. Размещение пациентов в маломестных палатах (боксах) осуществляется по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям. Перечень медицинских и эпидемиологических показаний к размещению пациентов в маломестных палатах (боксах) утвержден приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 535-н «Об утверждении перечня медицинских и эпидемиологических показаний к размещению пациентов в маломестных палатах (боксах)».
  12. Обеспечение пациента лечебным питанием осуществляется в соответствии с нормами, утвержденными министерством здравоохранения Российской Федерации;
  13. При необходимости ухода за ребенком в возрасте до четырех лет включительно (с ребенком старше четырех лет - при наличи медицинских показаний) член семьи (усыновитель, опекун), осуществляющий уход, имеет право на предоставление спального места и питания (с соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм), а также оформление листка временной нетрудоспособности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
  14. Объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и руководствами, другими нормативными правовыми документами. Пациент должен быть проинформирован по объему диагностических и лечебных мероприятий.
  15. При состояниях, угрожающих жизни, или невозможности оказания медицинской помощи в условиях данной медицинской организации, больной направляется в другую медицинскую организацию на следующий этап медицинской помощи в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, утвержденными министерством здравоохранения Российской Федерации.
  • 3. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи: определение, виды участков (количество прикрепленного населения по видам участков).
  • 4. Права и обязанности участкового врача-терапевта.
  • 5. Структура поликлиники. Критерии эффективности работы поликлиники.
  • 6. Основные разделы работы участкового врача-терапевта.
  • 7. Показатели эффективности работы участкового врача-терапевта.
  • 8. Организация работы кабинета (отделения) неотложной помощи поликлиники.
  • 9. Отделение профилактики: организация работы, структура, функции.
  • 10. Вакцинопрофилактика: нормативные документы. Организация работы кабинета вакцинопрофилактики. Противопоказания к вакцинации.
  • 11. Центр здоровья: организация работы, структура, функции.
  • 12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.
  • 13. Рецептурный бланк 148-1/у-88: назначение, правила оформления, регистрация, учет и хранение.
  • 18. Диспансеризация: цели, порядок проведения, формируемые группы здоровья по итогам проведения.
  • 19. Этапы проведения диспансеризации. Перечень обязательных обследований.
  • 20. Группы состояния здоровья, формируемые по итогам диспансеризации. Необходимые мероприятия в отношении каждой группы.
  • 21. Порядок проведения предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров.
  • 22. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными (опасными) условиями труда.
  • 23. Порядок проведения диспансерного наблюдения. Группы диспансерного наблюдения.
  • 24. Правила ведения документации при диспансерном наблюдении.
  • 25. Критерии качества и эффективности диспансерного наблюдения. Основания для прекращения диспансерного наблюдения.
  • 26. Порядок направления на санаторно-курортное лечение: показания, общие противопоказания, оформление документов.
  • 27. Оформление документации при направлении больного на санаторно-курортное лечение.
  • 28. Порядок направления на госпитализацию: виды, показания, оформление документации.
  • 29. Стационарзамещающие технологии в работе участкового врача терапевта.
  • 32. Определение понятий «трудоспособность» и «нетрудоспособность». Медицинский и социальный критерии нетрудоспособности.
  • 33. Лица, имеющие и не имеющие права на получение листа нетрудоспособности.
  • 34. Врачи, имеющие и не имеющие права на выдачу листа нетрудоспособности.
  • 35. Врачебная комиссия: организация работы, основные функции.
  • 36. Функциональные обязанности участкового врача-терапевта при проведении экспертизы временной нетрудоспособности.
  • 37. Функциональные обязанности заведующего отделением при проведении экспертизы временной нетрудоспособности.
  • 38. Основные категории жизнедеятельности, нарушений структуры и функции организма, степени их ограничения.
  • 39. Группы инвалидности, критерии их установления, сроки переосвидетельствования.
  • 40. Структура учреждений мсэ, функции.
  • Вопросы к зачету:

    1. Виды медицинской помощи, условия и формы ее оказания.

    Медицинская помощь оказывается в виде:

      первичной медико-санитарной помощи;

      скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

      специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

      паллиативной медицинской помощи.

    Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

      вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

      амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);

      в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

      стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

    Медицинская помощь оказывается в форме:

      экстренной медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

      неотложной медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента, не требующих экстренной медицинской помощи;

      плановой медицинской помощи, оказываемой при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

    2. Первичная медико-санитарная помощь: определение, виды.

    Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению:

    а) в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.

    Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:

      первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;

      первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики (семейных врачей), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;

      первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

    Статья 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 323) говорит о том, что в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. Схожая формулировка была в старых Основах законодательства об охране здоровья граждан в РФ (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, утратили силу с 01.01.2012), правда в ней фигурировало понятие « ». Что же представляет собой экстренная медицинская помощь и каково её отличие от неотложной формы?

    Попытку обособить неотложную медицинскую помощь от экстренной либо привычной каждому из нас скорой медицинской помощи предпринимали ранее чиновники Минздравсоцразвития России (с мая 2012 года - ). Поэтому приблизительно с 2007 г. можно говорить о начале некоторого обособления либо разграничения понятий «экстренная» и «неотложная» помощь на законодательном уровне.

    Однако в толковых словарях русского языка четких различий между данными категориями нет. Неотложный - тот, который не может быть отложен; срочный. Экстренный - срочный, чрезвычайный, неотложный. ФЗ № 323 поставил окончательную точку в этом вопросе, утвердив три разные формы оказания медицинской помощи: экстренную, неотложную и плановую.

    Экстренная

    Медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

    Неотложная

    Медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

    Плановая

    Медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

    Как можно убедиться, неотложная и экстренная медицинская помощь противопоставляются друг другу. На сегодняшний момент абсолютно любая медицинская организация обязана бесплатно и безотлагательно оказывать только экстренную медицинскую помощь. Так существуют ли какие-то существенные отличия двух обсуждаемых понятий?

    Главным отличием является то, что ЭМП оказывается при случаях, составляющих угрозу для жизни человека, а неотложная — без явных признаков угрозы жизни . Однако проблема заключается в том, что законодательством четко не определено, какие случаи и состояния считать угрозой, а какие нет. Более того, не ясно, что считать явной угрозой? Не описаны заболевания, патологические состояния, признаки, свидетельствующие именно об угрозе жизни. Не обозначен механизм определения угрозы. Кроме всего прочего, состояние может не быть угрозой для жизни в конкретную минуту, но неоказание помощи приведет в последующем к угрожающему жизни состоянию.

    Ввиду чего возникает вполне справедливый вопрос: как отличить ситуацию, когда необходима именно экстренная помощь, каким образом проводить грань между экстренной и неотложной помощью. Прекрасный пример отличия экстренной и неотложной помощи обозначен в статье профессора А.А. Мохова «Особенности законодательного регулирования оказания экстренной и неотложной помощи в России»:

    Признак Форма медицинской помощь
    Экстренная Неотложная
    Медицинский критерий Угроза жизни Явная угроза жизни отсутствует
    Основание оказания помощи Обращение пациента за помощью (волеизъявление; договорный режим); обращение других лиц (отсутствие волеизъявления; законный режим) Обращение пациента (его законных представителей) за помощью (договорный режим)
    Условия оказания Вне медицинской организации (догоспитальный этап); в медицинской организации (госпитальный этап) Амбулаторно (в т. ч. на дому), в рамках дневного стационара
    Лицо, обязанное оказывать медицинскую помощь Врач или фельдшер скорой помощи, любой медицинских работник Врач-специалист (терапевт, хирург, офтальмолог и пр.)
    Временной интервал Помощь должна быть оказана как можно быстрее Помощь должна быть оказана в разумный срок

    Но к сожалению, этого также недостаточно. В данном вопросе однозначно без участия наших «законодателей» не обойтись. Разрешение проблемы необходимо не только для теории, но и для «практики». Одна из причин, как уже было сказано ранее - обязанность каждой медицинской организации оказывать бесплатно медицинскую помощь в экстренной форме, в то время как неотложная помощь может оказываться на платных началах.

    Важно отметить, что «образ» экстренной медицинской помощи все еще остается «собирательным». Одна из причин - это территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ТПГГ), которые содержат (либо не содержат) различные положения касательно порядка и условий оказания ЭМП, критериев экстренности, порядка возмещения расходов на оказание ЭМП и так далее.

    Например, ТПГГ 2018 года Свердловской области обозначает, что случай оказания медицинской помощи в экстренной форме должен отвечать критериям экстренного случая: внезапность, острое состояние, угроза жизни . Некоторые ТПГГ упоминают о критериях экстренности, ссылаясь на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее - Приказ № 194н). Например, ТПГГ 2018 года Пермского края обозначает, что критерием экстренности медицинской помощи является наличие угрожающих жизни состояний, определенных в:

    • п. 6.1 Приказа № 194н (вред здоровью, опасный для жизни человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни, а также вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния, а именно: рана головы; ушиб шейного отдела спинного мозга с нарушением его функции и т.д.* );
    • п. 6.2 Приказа № 194н (вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью, а именно: шок тяжелой III - IV степени; острая, обильная или массивная кровопотери и т.д.* ).

    * Полный перечень определен в Приказе № 194н.

    По мнению чиновников министерства, неотложная медицинская помощь оказывается в том случае, если имеющиеся патологические изменения у пациента не являются опасными для жизни. Но из различных нормативно-правовых актов Минздравсоцразвития России следует, что существенных различий между экстренной и неотложной медицинской помощью нет.

    Некоторые ТПГГ указывают, что оказание медицинской помощи в экстренной форме осуществляется в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи , утвержденными приказами Минздрава России, по состояниям, синдромам, заболеваниям. А, например, ТПГГ 2018 года Свердловской области обозначает, что оказание экстренной помощи осуществляется в амбулаторных, стационарных условиях и условиях дневных стационаров в следующих случаях:

    • при возникновении экстренного состояния у пациента на территории медицинской организации (при обращении пациента за медицинской помощью в плановой форме, для проведения диагностических исследований, консультаций);
    • при самостоятельном обращении пациента или доставке его в медицинскую организацию (как ближайшую) родственниками или другими лицами при возникновении экстренного состояния;
    • при возникновении экстренного состояния у пациента в момент проведения лечения в медицинской организации, проведении ему плановых манипуляций, операций, исследований.

    Кроме всего прочего важно отметить, что при состоянии здоровья гражданина, требующем оказания медицинской помощи в экстренной форме, осмотр гражданина и лечебные мероприятия осуществляются по месту его обращения незамедлительно медицинским работником, к которому он обратился.

    К сожалению, ФЗ № 323 содержит лишь сами анализируемые понятия без «разделяющих» эти понятие критериев. Ввиду чего возникает ряд проблем, основной из которых является сложность определения на практике наличия угрозы для жизни. Как следствие возникает острая необходимость четкого описания заболеваний и патологических состояний, признаков, свидетельствующих об угрозе для жизни больного, за исключением самых явных (например, проникающие ранения грудной клетки, брюшной полости). Неясно, каким должен быть механизм определения угрозы.

    Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» позволяет вывести некоторые состояния, свидетельствующие об угрозе жизни. Приказ гласит, что поводом для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:

    • нарушения сознания;
    • нарушения дыхания;
    • нарушения системы кровообращения;
    • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
    • болевой синдром;
    • травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
    • термические и химические ожоги;
    • кровотечения любой этиологии;
    • роды, угроза прерывания беременности.

    Как можно заметить, это лишь примерный перечень, однако мы полагаем, что он может быть использован по аналогии при оказании иной медицинской помощи (не скорой).

    Однако из анализируемых актов следует, что нередко вывод о наличии угрозы для жизни делает либо сам потерпевший, либо диспетчер скорой помощи, основываясь на субъективном мнении и оценке происходящего лицом, обратившимся за помощью. В такой ситуации возможны как переоценка опасности для жизни, так и явная недооценка тяжести состояния пациента.

    Хочется надеяться, что наиболее важные детали будут вскоре в более «полном» объеме прописаны в актах. На сегодняшний момент медицинским организациям, вероятно, все же не стоит игнорировать врачебное понимание экстренности ситуации, наличия угрозы жизни пациента и срочности действий. В медицинской организации в обязательном порядке (а точнее в сильно рекомендательном) должна быть разработана локальная инструкция по экстренному оказанию медицинской помощи на территории организации, с которой должны быть ознакомлены все медицинские работники.

    Статья 20 Закона № 323-ФЗ гласит, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия (далее - ИДС) гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

    Однако ситуация оказания медицинской помощи в экстренной форме (что также считается медицинским вмешательством) подпадает под исключение. А именно допускается медицинское вмешательство без согласия лица по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние не позволяет выразить свою волю, или отсутствуют законные представители (пункт 1 части 9 статьи 20 ФЗ № 323). Аналогично основание и для разглашения врачебной тайны без согласия пациента (пункт 1 части 4 статьи 13 ФЗ № 323).

    В соответствии с п. 10 статьи 83 ФЗ № 323 расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению. О возмещении расходов на оказании ЭМП читайте в нашей статье: Возмещение расходов на оказание бесплатной медицинской помощи в экстренной форме.

    После вступления в силу Приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной)...» (далее - Приказ Минздрава № 121н) у многих граждан возникло вполне обоснованное заблуждение, что неотложную медицинскую помощь необходимо включать в лицензию на медицинскую деятельность. Вид медицинской услуги «неотложная медицинская помощь», подлежащий , указан также в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

    Однако Минздрав РФ в своем Письме №12-3/10/2-5338 от 23.07.2013 дал следующее разъяснение на данную тему: «Что касается работы (услуги) по неотложной медицинской помощи, то данная работа (услуга) введена для лицензирования деятельности медицинских организаций, которые в соответствии с частью 7 статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ создали в своей структуре подразделения для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме. В иных случаях оказания медицинской помощи в неотложной форме получение лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по неотложной медицинской помощи, не требуется».

    Таким образом, вид медицинской услуги «неотложная медицинская помощь» лицензированию подлежит только теми медицинскими организациями, в структуре которых в соответствии со статьей 33 ФЗ № 323 создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

    В статье использованы материалы из статьи Мохова А.А. Особенности оказания экстренной и неотложной помощи в России // Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. № 9.

    Подпишитесь на нас

    Статья 29. Организация охраны здоровья

    Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

    1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

    2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

    3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

    Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

    1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:

    1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

    2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

    3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

    4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

    2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

    5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

    1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

    2. К видам медицинской помощи относятся:

    1) первичная медико-санитарная помощь;

    2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;



    3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

    4) паллиативная медицинская помощь.

    3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

    1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

    2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

    3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

    4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

    4. Формами оказания медицинской помощи являются:

    1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

    2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

    3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

    Учреждения, входящие в систему здравоохранения РФ, оказывают населению различные виды медицинской помощи.

    Медицинская помощь - совокупность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, отравлениях, а также при родах, лицами, имеющими высшее и среднее медицинское образование.

    Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

    1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

    2) амбулаторно (в том числе на дому при вызове медицинского работника, в дневном стационаре), то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения;

    3) стационарно, то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.

    Существуют несколько классификаций видов медицинской помощи. Согласно «Основам» выделяют:

    Первичную медико-санитарную помощь, в том числе доврачебную, врачебную;

    Специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;

    Скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;

    Паллиативную медицинскую помощь.

    Наиболее массовым видом медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь.

    Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи гражданам и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний и их медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.

    Специализированная медицинская помощь включает в себя лечение заболеваний, требующих специальных методов диагностики и лечения, использования сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в специализированных амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.

    Высокотехнологичная медицинская помощь включает в себя применение новых, сложных и/или уникальных, а также ресурсоемких методов лечения, включая клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, устанавливаемым Минздравсоцразвития России.

    Скорая медицинская помощь - круглосуточная экстренная медицинская помощь при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах, отравлениях, преднамеренных самоповреждениях, родах вне медицинских учреждений, а также катастрофах и стихийных бедствиях (подробнее см. гл. 15).

    Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на улучшение качества жизни безнадежно больных граждан и членов их семей, с целью избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания. Паллиативная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по вопросам оказания паллиативной помощи.

    Другая классификация видов медицинской помощи основывается на номенклатуре учреждений здравоохранения , а также стоящих перед ними задачах:

    Амбулаторно-поликлиническая (внебольничная) медицинская помощь;

    Больничная (стационарная) медицинская помощь;

    Неотложная медицинская помощь;

    Скорая медицинская помощь;

    Санаторно-курортная медицинская помощь.

    По форме оказания медицинская помощь может быть:

    Плановая - медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью;

    Неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи;

    Экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных, опасных для жизни состояниях, острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, для устранения угрожающих жизни пациента состояний.

    Кроме того, медицинскую помощь с учетом этапов ее оказания и уровня специализации можно классифицировать следующим образом.

    Поделиться