Пути эффективного применения тестирования на уроках биологии. Способы применения интерактивов на уроках биологии

Традиционных методов устного и письменного контроля обуче­ния при всех их плюсах явно недостаточно. Особый интерес вызвал метод тестовой проверки знаний обучающихся. Слово " тест " (англ. test - проба, проверка, испытание) литературе обычно употребляется в следующем смысле: " тест - это кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого".

Тестом назы­вается стандартное задание, по результатам выполнения кото­рого судят о знаниях, умениях и навыках или личностных характеристиках исследуемого лица. В последние годы метод тестовой проверки знаний находит все большее применение. Это связано с внедрением единого государственного экзамена.

Постепенно сложилась система контрольно-коррекционного тестирования как механизма проверки знаний обучающих­ся и как средство изучения нового материала, позволяющее осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Под технологией тематического тестирования понимается совокупность способов обучения биологии, отличающуюся тем, что с целью сокращения времени на выявление учащимися основных содержательных элементов темы, а также повышения их мотивации сопутствующими процессу тестирования элементами игры, соревновательности и объективности оценки уровня усвоения материала, разрабатываются способы представления обязательного минимума содержания каждой темы вариантами тестовых заданий, что в итоге обеспечивает более успешную реализацию федерального компонента Государственного стандарта общего образования по биологии.

Психолого-педагогическое обоснование сложившейся технологии

1. Тестирование один из способов повышения интереса к предмету, работая с тестом, можно полу­чить много новой информации, не содержащейся в учебниках, но знание, которой необходимо. Это достигается при условии творческого подхода учителя и учеников к составлению тестовых заданий. Творчество, поиск, исследования, сотрудничество учителя и обучающихся рождает хороший результат. Важно, чтобы тестовые задания были яркими, запоминающимися. Тогда они вызывают дополнительный интерес у ребят.

2. Использование разноуровневых тестов позволяет каждому обучающемуся «поднять свою планку». Это создает ситуацию успеха, повышая уровень мотивации. Задача учите­ля заключается в том, чтобы правильно и терпеливо управ­лять этим процессом, улучшая этим психологический климат во взаимоотношениях с обучающимися.

3. Тестовая проверка знаний выступает как метод стимулирования ответственности в учении. Практика пока­зывает, что с увеличением нагрузки, обучающиеся, допустив­шие ошибки, стремятся их исправить не из-за боязни иметь низкие оценки по предмету, а из-за того, что они понимают опасность накопления пробелов в знаниях.

4. Применение тестирования для измерения уровня знаний, умений, личностной ориентации подчеркивает основ­ную функцию теста диагностическую.

5. Тест это не только инструмент контроля; зада­ния такого типа весьма способствуют усвоению новой информации, формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний.

6. Использование тестов позволяет в короткий промежуток времени урока проверить знания многих обучающихся, создавая этим самым резерв времени учителя для решения других задач, способствует повышению уровня накопляемости оценок, освобождает учителя от изнурительной работы по проверке письменных заданий.

7. Не подлежит сомнению, что использование тестов активизирует мыслительную деятельность обучающихся, повышает их интерес к предмету.

8. Использование тестов способствует систематичес­кому повторению ранее изученного материала в том случае если на уроке используются тесты не только по изучаемой теме, но и по изученным ранее.

9. Тесты являются эффективным заданием для само­контроля. Они помогают обучающемуся разобраться в том, что они знают, а что не знают. При неправильном ответе обнаруживается потребность уточнить, осмыслить правиль­ный ответ.

10. Применение тестов наряду с другими формами контроля дает учителю информацию о степени усвоения обучаю­щимися учебного материала. Использование данных о результатах контроля дает возможность строить обучение, ориен­тируясь на эти результаты, что позволяет повысить его эффективность.

Поскольку выполнение заданий осуществляется индивидуально, это дает возможность составлять различные по сложности задания, изменять время на выпол­нение каждого из них, т.е. использовать элементы диф­ференцированного подхода к обучению, что особенно важно в настоящее время.

11. Одним из наиболее важных преимуществ тесто­вых заданий является высокая степень объективности выс­тавляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов. В обычных условиях на оценку ответа обучающе­гося действует целый ряд объективных и субъективных факторов: личное отношение учителя к обучающемуся, к клас­су в целом, дисциплины, настроения педагога и т.д. Иногда обучающемуся только кажется, что его ответ оце­нен неправильно, но не редко школьники подмечают верно отсутствие четких критериев при выставлении оценок.

12. Тесты на сегодняшний день единственный вид контроля который может осуществляться с помощью средств машинной техники. Навыки, приобретённые, нашими выпуск­никами в школе помогают им при поступлении в вузы и сни­мают многие проблемы в процессе их учебы в институтах.

13. Тестирование положено в основу единого государственного экзамена. Разработка тематических тестов и использование их в учебном процессе будет способствовать обретению учащимися навыков работы с ними и большей уверенности при проверке знаний в формате ЕГЭ.

14. Недостатком тестирования является то, что это «немая» форма проверки знаний. И тут на помощь приходят «говорящие» тесты. Суть этой работы такова: ученик, отвечая по тесту, объясняет вариант своего ответа. Для некоторых обучающихся важно иметь постоянно перед глазами вопросы, так как часто эти воп­росы забываются и отвечающий умолкает, не зная, о чем говорить. Кроме того тесты позволяет задействовать сильных учеников для работы со слабыми. Тесты составляются так, что они являются алгоритмом ответа для обучающихся. Тест является составной частью методики. Однозначным является факт, что применение тестов способствует реализация триединой дидакти­ческой цели (ТДЦ) урока обучать, развивать, воспитывать.

Обучение биологии, как и любому предмету, предполагает прежде всего развитие внимания обучающихся. Предлагаемые учителем тестовые задания способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант правильного ответа. Очень важно развитие внимания, прежде всего через хорошо продуманную и организованную самостоятельную работу.

Тестирование ставит обучающихся перед необхо­димостью:

    самостоятельно анализировать учебный материал, находить в нем главное (главные факты, теоретические положения, определения) и абстра­гироваться от второстепенного;

    анализировать, выделять, сравнивать и обобщать существенные признаки и связи;

    вырабатывать умения дискутировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Тестирование способствует развитию памяти обучаю­щихся, это связано с многократными повторениями и примене­нием на уроках различных, по возможности новых связей и отношений.

Тесты являются эффективным средством самоконтроля за степенью усвоения учебного матери­ала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, наме­чать способы устранения допущенных ошибок и пробелов.

Тестирование помогает осуществлять личностный; индивидуальный подход в обуче­нии, что он помогает раскрыть возможности ребенка, создать условия для того, чтобы он мог проявить себя.

Тестирование нельзя абсолютизировать, рассматривать его как универсальный метод проверки знаний обучающихся. Он эффективен в том случае, если оптимально сочетается с другими методами.

Методика применения тестовых заданий предполагает соблюдение учителем ряда условий

1. Задания обучающимся должны предлагаться визуально, ибо восприятие большого количества слов на слух не всегда продуктивно, хотя иногда и необходимо.

2. Обучающиеся должны не только назвать, но и обос­новать, почему ими избран данный вариант ответа.

Работая над составлением тестовых заданий учитель должен придерживаться следующих общеизвестных педагогических прин­ципов:

Связь обучения и воспитания с окружающей жизнью;

Научная ценность материала;

Доступность;

Учет индивидуальных особенностей обучающихся;

Систематичность;

Последовательность.

При составлении тестовых заданий необходимо обращать внимание на то, чтобы вопросы соответствовали обяза­тельному минимуму содержания среднего (полного) общего обра­зования, содержанию программ по биологии.

Тестовое задание, предложенное ученику должно содержать в себе дополнительную информацию по данному вопросу, которая бы обучала, развивала, воспитывала ученика. Такие тесты вызывают всегда повышенный интерес.

В большинстве случаев выполне­ние тестовых заданий требует от обучающихся чисто интеллек­туальных умений, а ответы характеризуют уровень знаний и степень сформированности умений.

При составлении тестовых заданий необходимо исходить из того, что уровень подготовки, уровень интеллектуального развития у каждого ребенка разный, а это значит, что степень сложности заданий должна быть различной. В основе образовательные стандарты.

Разноуровневые тестовые задания являются одним из инструментов дифференцированного обучения школьников. Следуя принципу доступности, предлагается ребятам такие задания, которые в данный момент они могут выполнять. Задание повышен­ной сложности до выполнения, которого ребенок еще не готов обречено на невыполнение, что психологически травмирует его. Успешное же выполнение задания создает ситуацию успеха, рождает чувство удовлетворенности и является побудительным мотивом учиться лучше.

Важным фактором является то, что применение разноуровневых тестов позволяет осуществлять коррекцию знаний обучающихся. По мере усвоения материала на уровне простых заданий можно и нужно повышать степень их сложности, не забывая о принципе доступности, и так постепенно, двигаясь от простого к сложному, можно обучающегося подвести к базовому уровню, а в перспективе к продвинутому. В практике такие случаи встречаются, только не следует этот процесс форсировать. В данном случае необходимо терпение учителя. Это первое. Второе, успех возможен лишь в том случае, если тестирование будет сочетаться с другими формами работы, особенно с индивидуальной.

Развитию мышления обучающихся спо­собствует сотворчество их и учителя. Одной из форм этого сотворчества является составление тестовых заданий обучаю­щимися под руководством учителя. Эта работа осуществляется в процессе учебной деятельности и во внеучебное время. Высокий уровень увлеченности этим делом, стремление соста­вить тестовое задание лучше других, оригинальнее застав­ляет ребят работать не только с учебником, но и с другой литературой. Роль учителя не только в оказании методической помощи, но и в создании психологического комфорта.

Сотворчество учителя и обучающихся способствует обучению, воспитанию и развитию детей, позволяет не только раскрывать, но и использовать творческий потенциал каждого ребенка.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тест всегда ставит перед обучающимися весьма отчет­ливо сформулированный вопрос и предложенные варианты отве­тов. Любой тест состоит из двух частей: вначале уче­нику предлагается конкретный вопрос, сосредотачивающий его внимание на определенном изученном материале, а затем указываются варианты ответов. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно, упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ и др.

Результаты тестирования лучше поддаются статистической обработке, чем балльные оценки; качество самих тестов также может быть проверено математико-статистическими методами.

Каждый тест состоит из вопросов и ответов, подобранных и построенных в соответствии с определенными принципами. Характер вопросов в значительной степени определяется спецификой и логикой того учебного предмета, для проверки которого данный тест предназначается.

Вопросы тестов можно свести к двум основным типам: основанные на узнавании и основанные на припоминании и дополнении.

    ТЕСТ МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Он дает возможность проконтролировать знание обучающимся фактического матери­ала как важного, так и второстепенного, определить причины, значение событий и т.д. Этот тест состоит из собственно задания и наборов ответов на него.

I. 1. Растения делятся на низшие и высшие:

а) по размерам;

б) по наличию органов;

в) по наличию цветка.

2. Клеточная стенка растений образована:

а) целлюлозой;

б) целлюлозой и жирами;

в) белками.

II. 1. Какой из перечисленных компонентов экосистемы является редуцентом?

а) муха б) ящерица в) дождевой червь

2. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания – это:

Ответ обучающегося заключается в выборе того варианта ответа, который по его мнению является правильным.

    ТЕСТ АЛЬТЕРНАТИВА

Альтернативные тесты сводятся к тому, что ученик должен ответить на предложенный вопрос "да" или "нет".

Альтернативные тесты применяются реже других разновидностей избирательных тестов. Их применение имеет, однако, определенные перспективы при проведении фронтального устного опроса, особенно при использовании при этом оборудования автоматизированных классов.

    1.Водоросли низшие растения? (да)

2. Они могут быть одно – и многоклеточными? (да)

3. Водоросли имеют органы? (нет)

4. Все органические вещества хорошо растворяются в воде (нет).

5. Жиры являются источником энергии и воды (да).

6. Химические элементы в клетке - совсем другие, чем в неживой природе (нет).

7. Железо накапливается в яблоках, а йод - в морской капусте (да).

8. Одни и те же элементы входят в состав живой и неживой природы, что свидетельствует об их единстве (да).

9. Самое распространенное неорганическое вещество - вода (да).

10. Чем активнее работает орган, тем в его клетках меньше воды (нет).

11. Гемоглобин - это красный белок нашей крови (да).

12. Чтобы быть здоровым, человек должен в сутки получать с едой 100 г белка (да).

13. Углеводы нужны только растениям (нет).

14. Нуклеиновые кислоты осуществляют хранение и передачу наслед­ственных признаков (да).

15. В состав клетки входят органические и неорганические вещества (да).

2. Укажите, какие утверждения верны.

    Все микробы – бактерии.

    Все заболевания человека вызываются бактериями.

    Скопления бактерий называются колониями.

    Бактерии видны только в микроскоп.

    Клетки бактерий имеют ядро.

    Бактерии размножаются делением клетки.

    Бактерии- древние обитатели нашей планеты.

    Бактерии могут жить без доступа воздуха.

    Формы бактерий разнообразны.

    Некоторые бактерии могут фиксировать атмосферный азот.

    ТЕСТ РАНЖИРОВКА

Его главная задача в том, чтобы проверить умения обучающихся расположить по степени важности предложенные факты.

Например: Ткани:

    Эпителиальная.

    Соединительная.

    Мышечная.

    Нервная.

Особенности строения тканей:

А. Клетки звездообразной формы со множеством отростков.

Б. Имеется три разновидности ткани, основной особенностью которых является способность клеток сокращаться.

В. Клетки лежат рыхло; межклеточное вещество хорошо развито.

Г. Клетки плотно лежат в один или несколько слоев и способны к быстрой регенерации; имеется большое количество желез.

Функции тканей:

а) двигательная;

б) осуществляющая взаимосвязь тканей;

в) защитная;

г) опорная, транспортная, защитная.

    УСТНЫЙ ТЕСТ

Он применяется при устных ответах, обучающихся в случае их затруднений при ответах на допол­нительные или уточняющие вопросы. Стремясь получить желае­мое вопрос задается в форме теста.

Например:

    Одним из признаков, характерных для агроэкосистемы, является:

    Многообразие видов живых существ различных экологических групп, совместно обитающих на определенной территории;

    Способность к саморегуляции и длительному устойчивому развитию;

    Преобладание естественного отбора в развитии агроэкосистемы;

    Потребность в дополнительном вложении энергии со стороны человека.

    Следствием нарушения глобального круговорота углерода на Земле является:

    Увеличение транспортных выбросов в атмосферу;

    Истончение озонового слоя;

    Сокращение численности видов растений;

    Парниковый эффект.

Практика показывает, что если обучающийся внимательно слушал на предыдущем уроке объяснение учителя и готовился дома, он обязательно правильно сориентируется в предложен­ном учителем варианте ответов и выдаст учителю нужную информацию, т.е. данный прием оправдан.

    ТЕСТ – СООТВЕТСТВИЕ

Тесты этого вида состоят из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которых следует установить соответствие.

Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями (соедините стрелками)

Ткани Функции

Г. Механическая 4. Защита

Д. Секреторная 5. Опора

воды, продуктов фотосинтеза

    ТЕСТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Например:

Свойства клеток:

    Обмен веществ.

    Биосинтез.

    Распад органических соединений.

    Рост.

    Размножение.

    Возбудимость.

Содержание понятий:

А. Увеличение размеров и массы клетки.

Б. Воспроизведение себе подобных путем деления клетки пополам.

В. Образование белков, жиров, углеводов и их соединений из более простых веществ.

Г. Совокупность химических превращений (расщепление, синтез), обеспечивающих рост, жизнедеятельность клетки и обмен веществ с окружающей средой.

Д. Способность реагировать на физические и химические изменения окружающей среды.

Е. Образование веществ более простого строения из сложных веществ.

    ТЕСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Наиболее удачные тестовые задания, составленные обучающимися старших классов используются на уроках вместе с тестами учителя. Их количество и качественные характеристики постоянно возрастают.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩХСЯ

Чтобы обучающиеся не ограничились усвоением изучаемого в неизменном виде предлагаются познаватель­ные тестовые задания. Вместе с содержанием и приемами изложения эти задания оказывают ребятам направление и характер учебной деятельности.

Одно из основных требований современной дидак­тики предполагает сочетание содержательно и методически полноценного изложения с продуманной системой вопросов и заданий, эффективно организующих и направляющих познава­тельную деятельность обучающихся. Вспомним известное выска­зывание К.Д. Ушинского «Часто в самом классе научаются воспитанники убивать время, учитель толкует новый урок, ученик, зная, что найдет этот урок в книге, старается только смотреть на учителя и не слушать ни одного слова из того, что, что он говорит. На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трех, а остальные в это время считают себя свободными решительно от всякого дела. Таким образом прово­дит иной счастливый мальчик большую часть дней целой недели и приобретает гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и ничего не думая».

Разнообразные тестовые задания, сочетаясь в обучении с различными структурными элементами учебного материала и приемами его изложения, усиливает организующую, а главное направляющую роль преподавания учителя и повышает качество работы обучающихся. Конечно, если, при этом учитель не только систематически ставит задания перед учениками, но и так, же систематически проверяет результаты выполнения их учениками в соответствии со своими познавательными возмож­ностями.

Использование во взаимосвязи с одним и тем же учеб­ным материалом разноуровневых заданий открывает перед учи­телем путь к дифференцированному подходу в организации позна­вательной деятельности обучающихся. Под руководством учителя разные по обучаемости ученики могут работать на уроках одно­временно минимум на двух уровнях познавательной самостоятель­ности, например на воспроизводящем и преобразующем или воспроизводящем и творческо-поисковом.

При работе с тестами организуется и направляется познавательная деятельность обучающихся на всех или почти на всех этапах урока: при изучении нового материала и закреплении знаний, при повторении ранее изученного, в ходе проверки знаний, в ходе домашней и внеурочной работы.

СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Применение тестов как одного из механизмов проверки знаний обучающихся может быть успешным лишь в том случае, если учитель способен сформировать у них познавательный интерес, потребность в получении знаний, положительное отношение к учебе, чувство долга, ответст­венности и другие мотивы учения. Это возможно лишь при условиях умелого сочетания метода тестирования со всеми другими метода­ми организации и осуществления учебной деятельности и стабильности результатов. Важно и то, чтобы тестовые задания несли в себе определенный эмоциональный заряд, а не отличались сухостью формулировки вопросов. Я убежден, что метод тестиро­вания эффективен, и он активно работает на формирование позна­вательных интересов.

Работа обучающихся с тестовыми заданиями на уроках вызывает у них положительные эмоции по отношению к данному виду деятельности, эти эмоции имеют познавательную сторону, наличие непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удив­ления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысления в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания обучающихся, которые делают эти процессы интен­сивно протекающими и оттого более эффективным в смысле дости­жения целей. Это непосредственно связано с созданием ситуации успеха у ребят, испытывающих определенные затруднения в учебе.

Известно, что без переживания радости успеха невозмож­но по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодо­лении учебных затруднений. Подбирать для обучаю­щихся тесты необходимо таким образом, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них зада­ние, а затем переходили бы к выполнению более сложных.

Для ситуации успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Очень важно поощрить первые успехи обучающихся, что способст­вует зарождению общественно- ценных мотивов которые играют особо важную роль в учебной мотивации вообще.

Важным является тот факт, что в учебном процессе необходимо оптимально применять требования и поощрения, так как при несоблюдении чувства меры неизбежны в первом случае мотивы страха, боязни, а в другом при неумеренных стимулированиях развитие честолюбивых мотивов, которые создают постепенно стрессовые состояния, изматывающие неявную систему.

Аксиомой является тот факт, что мотивация, самостимулирование учения очень сложный процесс, который нуждается в педагогическом управлении и терпеливом воспитании. В этой связи важной для себя задачей учитель считает создание обстановки доверия, уважения, внимания во взаимоотношениях с обучающимися. В эпоху высокого темпа жизни, при таком потоке разноречивой информации, при современных учебных нагрузках психика ребенка может не выдержать, если не применять особого такта, учительс­кой ласки, если не создавать в классе психологического уюта.

СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЯЮЩИХСЯ

Практика убеждает в том, что применение тестов как одного из механизмов проверки знаний обучающихся может быть успешным лишь в том случае, если учитель способен сформировать у них познавательный интерес, потребность в получении знаний, положительное отношение к учебе, чувство долга, ответст­венности и другие мотивы учения. Это возможно лишь при условиях умелого сочетания метода тестирования со всеми другими метода­ми организации и осуществления учебной деятельности и стабильности результатов. Важно и то, чтобы тестовые задания несли в себе определенный эмоциональный заряд, а не отличались сухостью формулировки вопросов.

Работа обучающихся с тестовыми заданиями на уроках вызывает у них положительные эмоции по отношению к данному виду деятельности, эти эмоции имеют познавательную сторону, наличие непосредственно мотива, идущего от самой деятельности. В этой связи свою задачу учитель видит в обеспечении возникновения положительных эмоции по отношению к учебной деятельности через приобщение обучающихся к творческой деятельности.

Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удив­ления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысления в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания обучающихся, которые делают эти процессы интен­сивно протекающими и оттого более эффективный в смысле дости­жения целей. Это непосредственно связано с созданием ситуации успеха у ребят, испытывающих определенные затруднения в учебе.

Известно, что без переживания радости успеха невозмож­но по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодо­лении учебных затруднений. Вот почему тесты подбираются для обучаю­щихся таким образом, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них зада­ние, а затем переходили бы к выполнению более сложных.

Для ситуации успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Очень важно поощрить первые успехи обучающихся, что способст­вует зарождению общественно- ценных мотивов которые играют особо важную тюль в учебной мотивации вообще.

Важным является тот факт, что в учебном процессе необходимо оптимально применять требования и поощрения, так как при несоблюдении чувства меры неизбежны в первом случае мотивы страха, боязни, а в другом ─ при неумеренных стимулированиях развитие честолюбивых мотивов, которые создают постепенно стрессовые состояния, изматывающие неявную систему.

Важную роль в формировании побудительных мотивов к изучению биологии играет тот факт, что, работая с тестами, можно получить много новой информации, не содержащейся в учебнике, знание которой необходимо. Важно только, чтобы эта информация была яркой, запоминающейся. Это зависит от содержания тестовых заданий, от умения автора тестов сформулировать вопрос. Качественная информация относительно легко запоминается обучающимися.

Аксиомой является тот факт, что мотивация, самостимулирование учения очень сложный процесс, который нуждается в педагогическом управлении и терпеливом воспитании. В эпоху высокого темпа жизни, при таком потоке разноречивой информации, при современных учебных нагрузках психика ребенка может не выдержать, если не применять особого такта, учительс­кой ласки, если не создавать в классе психологического уюта.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Диапазон использования тестовых заданий довольно широк и их можно использовать при творческом подходе учителя к данному вопросу на уроках любого типа.

Урок комбинированного типа

Традиционный урок, включающий в себя проверку знаний обучающихся, организацию восприятия, осознания и зак­репления в их памяти первоначальной информации (изучение нового материала). В подтверждение выше изложенного вывода Ушинского можно привести данные исследований. На вопрос «О чем вы думаете или что делаете во время ответов своих товарищей?» - 54% опрошенных обучающихся ответили: «Думаем о раз­ном, кроме изучаемого материала», 3% занимались посторонними делами.

Схема отдельно взятого урока

Оргмомент

Он включает в себя психологический настрой обучающихся на интенсивную работу на уроке и постановку конкретных целей.

Проверка знаний обучающихся

В 8 классе это индивидуальный или фронтальный опрос, в 11 классе это либо собеседование по теме, либо индивидуальный опрос. На это уходит, как правило, 10 - 12 минут. Параллельно с этим группа обучающихся выполняет тестовые задания. К этому виду деятельности можно привлекать неограниченное количество обучающихся. Остальные в это время выполняют другие задания учителя. Это может быть работа с дополнительной литературой, с материалом учебника и т.д., направленная на получение знаний.

Организация восприятия, осознания и закрепления первоначальной информации в памяти обучающихся (изуче­ние нового материала)

Изложение содержания нового материала осуществляется оптимальным методом. В любом случае время на закрепление его должно быть не менее 10 - 12 минут. Это дает возможность при закреплении использовать тестовые задания.

Рационально организованный труд учителя на уроке позволяет, используя ключ к тестам, проверить и оценить выполненные задания, Это снимает проблему низкой накопляемости оценок и повышает КПД урока.

Важным вопросом является дозировка заданий, т.е. сколько заданий может выполнить обучающийся за отведенные ему 10 - 12 минут. Дозировка должна быть оптимальной. Практика показывает, что минимум 10 – 15 заданий свободно выполняет любой обучающийся, не имеющий серьезных пробелов в знаниях. Хорошо подготовленный может выполнить больше. Чем больше заданий выполняет обучающийся, тем объективнее будет оценка.

Допущенные ошибки исправляют сразу же. Если на это нет времени на уроке работу над ошибками проводят во внеуроч­ное время. Результаты выполнения тестовых заданий анализи­руются. Данные этих анализов являются основой работы по повышению результативности тестирования.

На уроке комбинированного типа, на уроке изучения и закрепления нового материала тестовые задания используются для первичного закрепления знаний. В этом случае обучающийся получает тестовые задания либо в ходе объяснения учителем нового материала, либо после объяснения.

Задания содержат вопросы только по изучаемой на данном уроке теме. Учитель в ходе объяснения может акцентировать внимание обучающихся на этих вопросах, а может этого не делать. В любом случае этот прием способствует активизации внимания ребят, что очень важно. Здесь уже дозировка будет иной. Ее объем составляет, как правило, 2 - 3 теста.

Подведение итогов урока

Труд каждого работавшего на уроке должен быть оценен. Это однозначно. Оценка играет стимулирующую роль. Всегда сообщать и если нужно комментировать оценки за устные ответы, за выполнение тестовых заданий, за другую работу выполненную обучающимися на уроке. Неудовлетворенность оценкой побуждает каждого работать лучше. Это очень важно в психологическом плане.

Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний

Практика использования тестовых заданий на этих уроках хорошо себя зарекомендовала. Здесь может быть несколь­ко вариантов.

Первый. Отдельные обучающиеся выполняют тестовые задания в то время, когда остальные повторяют и обобщают узловые вопросы изученной темы. При этом варианте с тестами работают хорошо подготовленные обучающиеся. В течение урока по этим заданиям может работать еще одна - две группы, успешно выполняющие задания могут получить дополнительные. Это создает элемент состязательности (кто больше, но не в ущерб качества). Каждому в конце урока сообщается оценка.

Второй. 25 - 30 минут урока все обучающиеся занимаются повторением и обобщением основных вопросов темы. В оставшееся время весь класс работает с тестами. Для этого задания размножены, и они делятся на несколько вариантов.

Третий. 25 - 30 минут весь класс повторяет и обобщает пройденную тему, а в оставшееся время каждый обучающийся работает над составлением тестовых заданий по этой теме.

Тестовые задания являются полноправной составляющей в системе проверки результатов. За что кроме тестового задания обучающийся может получить оценку? За устные ответ (на отдельный вопрос темы, собе­седование по теме, рецензию на ответ товарища или за дополнение к ответу и т.д.), за письменный ответ (контроль­ная или срезовая работа, доклад, реферат и т.д.). Тестирование наряду с другими формами применяется при теку­щем, промежуточном и итоговом контроле.

Сложившаяся система применения тестовых заданий на уроках повышает его результативность. Это выражается в том, что в течение всего урока обучающиеся заняты конкретным делом, увеличивается объем работы, выпол­няемой каждым учеником, повышается степень усвояемости нового материала.

Абсолютное большинство обучающихся с жела­нием работает с тестовыми заданиями. Желание иметь высокий результат побуждает более основательно работать с материа­лом учебника, с дополнительной литературой, что, безуслов­но, оказывает положительное влияние на формирование мышления.

Повышение качества знаний, увлеченность предметом, стремление получить больше информации при психологическом комфорте способствует повышению уровня воспитанности обучающихся.

Систематическое целенаправленное использование тестовых заданий экономит время учителя, что является одним из факторов оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов каждого обучающегося, анализ результатов этого отслеживания позволяет конкретно и целенаправленно заниматься индивидуаль­ной работой по предмету.

Наибольшее распространение получили тесты с вопросами первого типа, часто называемые избирательными тестами . К каждому вопросу предлагается несколько ответов на выбор, ученик должен найти среди них правильный.

Среди избирательных тестов, в свою очередь, можно выделить:

а) альтернативные тесты,

б) тесты множественного выбора,

в) тесты перекрестного выбора.

Одной из разновидностей избирательных тестов являются тесты перекрестного выбора или тесты на сопоставление, предназначенные для установления ответов к ним, записанных в произвольном порядке.

Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями (соедините стрелками).

Ткани Функции

А. Покровная 1. Рост организма

Б. Образовательная 2. Запасание питательных веществ

В. Проводящая 3. Выделение веществ

Г. Механическая 4. Защита

Д. Секреторная 5. Опора

Е. Основная 6. Транспорт питательных веществ,

воды, продуктов фотосинтеза

Сюда же можно отнести и тесты на систематизацию, используемые для определения умения упорядочить те или иные понятия по определенному признаку и т.д.

Тесты на припоминание и дополнение, т. е. тесты второго типа строятся обычно так: ученику предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные числа, слова или выражения, он должен заполнить пропуски.

Лишайники – это _______ организмы. Они состоят из гриба и _______. Зеленая _______ образует _______ вещества, используемые _____, который снабжает _______ водой и растворенными в ней ______ солями. Лишайники размножаются в основном _______ - частями _______.

Вместо оформления полного ответа ученик ограничивается здесь только вписыванием выражений, несущих основную информационную нагрузку, чем достигается экономия времени и учеников, и учителя.

Вставьте пропущенные буквы в слова и прочтите их вслух, правильно расставляя ударения.

Ни_шие ра_тения, вод_росли, хламид_монада, ж_зненные фо_мы, хр_матофор, клет_чная ст_нка, ц_ллюлоза, в_куоль, сло_вище, авт_трофы, фот_синтез.

Строение семян и их функции

Цель:

    изучить особенности строения семян двудольных и однодольных растений;

    развивать умения работать с лабораторным оборудованием и раздаточным материалом;

    продолжить формирование умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: семена фасоли (набухшие и сухие), зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарий, таблицы «Строение семян».

Ход урока:

    Проверка знаний по теме «Цветок и плод».

Проверочная работа

    Венчик цветка прежде всего:

А) защищает главные части цветка;

Б) украшает цветок;

В) привлекает насекомых запахом.

2. Цветком с двойным околоцветником называется тот, у которого:

А) есть пестики и тычинки;

Б) есть лепестки и чашелистики;

В) есть венчик и пестик;

Г) есть цветоножка и венчик.

3. Цветки, у которых есть пестики и тычинки называются:

А) пестичными;

Б) тычиночными;

В) раздельнополыми;

Г) обоеполыми.

4. Закончите следующие предложения:

В центре цветка вишни хорошо заметен пестик. Он окружен тычинками.

Это главные части цветка. Белые лепестки образуют венчик. Наружные зеленые листочки чашелистики образуют чашечку.

5. Исключите лишнее понятие:

Пестик, тычинка, лепесток, чашечка, рыльце.

Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. 6. Найдите слово, которое означает то же самое, что и слова в скобках.

(легкий плащ) = (часть цветка) = (пыльник )

    Изучение нового материала

Плоды у покрытосеменных растений многообразны как и цветки. Глубокие изменения происходят в завязи пестика. Ее стенки разрастаются за счет усиленного деления клеток и увеличения их размеров. В клетках завязи накапливаются различные вещества: белки, крахмал, сахара, масла, витамины. Основные функции плода – формирование, защита и распространение семян.

Об особенностях строения, развития, функционирования семян сегодняшний урок.

1.Особенности строения семян двудольных растений.

Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению.

Форма семян:

    Шаровидная;

    Дисковидная;

    Линейная. (запись в тетрадь)

Размеры: мелкие, изредка до нескольких сантиметров. (запись в тетрадь)

Поверхность: гладкая, блестящая, шероховатая, бороздчатая, ребристая, опущенная волосками. (запись в тетрадь)

Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура, питательная (запасающая) ткань и зародыш.

Семя

↓ ↓ Семенная кожура запасающая ткань (эндосперм)

Зародыш

зародышевый корешок зародышевый стебелек

семядоли (семядоля) почечка

Семенная кожура и зародыш – это обязательные составляющие семян. Эндосперм присутствует не у всех. В самом зародыше также есть особенности строения, характерные для разных групп растений. Так, если количество семядолей две, то такие растения называются двудольные.

    Изобразите схему строения семян двудольных растений на примере семени фасоли. (учебник стр. 41, тетрадь).

    Особенности строения семян однодольных растений.

Совсем по - другому устроены семена лука, риса, пшеницы. Их зародыш имеет только одну семядолю. Такие растения называются однодольные. Семядоли нужны зародышу для накапливания и использования запаса питательных веществ. Число их у разных растений различно, а у некоторых их функцию – содержание запаса питательных веществ зародыша – выполняет эндосперм.

    Изобразите схему строения. (учебник стр. 41, тетрадь).

Лабораторная работа «Строение семени»

Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

Оборудование: набор семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, зерновки пшеницы), препаровальные иглы, ручные лупы.

Ход работы:

    Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.

    Снимите семенную кожуру фасоли. Какова ее роль для семени?

    Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимаете?

    Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.

    Сделайте вывод и запишите.

    Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.

Число семядолей в зародыше, как признак двудольных или однодольных, упоминается совместно с другими характеристиками.

    Заполнение таблицы.

Характерные признаки двудольных и однодольных растений

Признаки

    Закрепление

    Чем могут отличаться зрелые семена разных растений?

    Что входит в состав семян?

    Чем семя фасоли отличается от семени пшеницы?

    Каковы отличия растений однодольных от двудольных?

    Каковы условия для прорастания семян?

    Домашнее задание

Исключите лишнее:

Ржкоуа

Кршеоко

Клестебе

Чапчеок

Чатликсише

Задания

на дополнение, вставку пропущенных терминов

Закончите определение понятия ткань:

Ткань – это ……….. клеток, сходных по ……….. , ………… и выполняемым ………. .

Зная определение, вы легко допишите его, вставив следующие слова:

группа, строению, происхождению, функциям.

Задания

на выявление ошибок в тексте

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

Объясните их.

    Зоология – это наука о строении животных.

2. Слово «зоология» происходит от греческого «зоон», что значит жизнь.

3. Без животных не могут существовать ни растения, ни человек.

4. Во-первых, животные преобразуют неорганические вещества в органические. 5. Во-вторых, животные имеют огромное хозяйственное значение.

Задания

на определение последовательности событий, явлений, процессов

На выполнение таких заданий надо уметь представить себе процесс или действие, о котором идет речь.

Расставьте в правильной последовательности стадии цикла развития медузы, начиная со взрослого животного:

А. колония полипов

Б. яйцо

В. взрослая медуза

Г. полип

Д. личинка

Задания

с выбором нескольких правильных ответов

Назовите специальности ученых, занимающихся изучением только животных:

А. эколог

Б. зоолог

В. гидробиолог

Г. этолог

Д. ихтиолог

Е. палеонтолог

Задания

на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями

Соотнесите науки с объектом их изучения:

Науки

Ответ:

1

Курсовая работа

Применение тестовых заданий на уроках биологии


3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями

4. Виды тестовых заданий.

5. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки.

Литература


1. Значение проверки знаний учащихся по биологии

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.

Изучение состояния биологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.

Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.

В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.

Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)

Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.

Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.

В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.

Особенности использования информационных технологий на уроках биологии.

Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства , но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике.

Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий?

Совершенствование биологического образования требуется на всех уровнях. При этом особое значение приобретает изучение биологии в школе.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организации форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем .

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

В своей педагогической практике я довольно широко использую информационные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды – вот неполный перечень использования компьютера на уроке.

По данным исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3 увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения .

Применение ИКТ в преподавании биологии успешно реализуется в следующих направлениях:

· Внеклассная деятельность. Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ технологий во внеклассной деятельности . Они помогают сделать мероприятия зрелищными, интересными и познавательными не только для учащихся, но и для родителей.

· Подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии и эффективна для самостоятельной работы дома. При этом тесты могут быть представлены как в электронном виде, так и в интерактивном режиме.

· Учебная деятельность.

Каждый урок или этап обучения требует своего подхода в использовании компьютерных технологий.

1. на уроках освоения нового материала эффективно использовать демонстрационные программы, которые позволят в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, иллюстрирующих жизнь растений и животных, деление клетки или биосинтез белка или других, заранее подготовленных, видеосюжетов о процессах в клетке, в тканях, в организме;

2. на уроках закрепления нового материала - контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, использование готовых тестов, программ тестирования, заданий с самопроверкой электронных учебников по биологии;

3. на уроках-практикумах - готовые лабораторные и практические работы , виртуальные экскурсии и т. д.

Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным, т. к. повышается мотивацияучения, через раскрытие практической значимости изучаемого материала, предоставлении возможности испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

В настоящее время уже существует достаточно большое количество электронных учебников, которые помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы. Как правило, весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения.

Чаще учителем используются мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

На сегодня существует небольшой ассортимент электронных учебников. Есть программные продукты, посвященные изучению отдельных тем, разделов биологии. В своей деятельности я использую CD-диски: «Невидимая жизнь водоемов (Управление по охране окружающей среды Пермской области)», «Экология (общий курс)», «1С: Репетитор «Биология», «Зоология (мультитедиа образовательная программа)», «Биология 6 – 11 класс (лабораторный практикум)» и другие.

Другой тип компьютерных услуг – доступ к ресурсам Интернет, которые мы используем для разработки виртуальных экскурсий по музеям и ботаническим садам. Огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет-сайтах и может быть использовано на уроках как учителем, так и детьми.

Большое внимание уделяю реферативной и исследовательской деятельности учащихся, и здесь не обойтись без компьютера: обработать собранную в ходе эксперимента информацию, подготовить электронные таблицы и документы в текстовом редакторе.

Все чаще в практику моей педагогической деятельности входят уроки не просто с межпредметными связями, а такие, где проводится тонкая интеграция различных наук, на первый взгляд, совершенно не имеющих ни какого отношения к биологии. Это позволяет учащимся осознать тесную взаимосвязь предметов школьного курса, а преподаваемый таким образом материал становится более наглядным и понятным. Сегодня, в период перехода человечества к новому типу общества – информационному, главную роль будет играть информация. Вот почему сейчас очень важно всесторонне и тщательно изучать с детьми способы получения и передачи информации. Эти проблемы подробно изучаются в рамках таких дисциплин, как биология и информатика, которые затрагиваю пути и способы передачи информации как в живой так и в не живой природе, а значит могут быть освещены на интегрированном уроке «Информация и способы ее передачи» (биология - информатика).

Использование компьютера, как электронного наглядного пособия, позволяют дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка, через эмоционально-чувственное восприятие, а следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации.

Опираясь на оперативность обработки материала, начала применять тестирование по отдельным темам курса. Персональный компьютер позволяет проводить тесты быстро, мгновенно обрабатывать результаты. Тесты позволяют проверить теоретические и практические знания, умения и навыки.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии, к исследовательской работе, к участию в проектах и конкурсах в целях повышения качества образования.

Таким образом, информационные технологии в преподавании биологии позволяют: коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; изучать явления и процессы в микро - и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Способ учебной деятельности, когда удачно подобранная традиционная технология наилучшим образом грамотно совмещена с компьютерной, приведёт к наибольшей оптимизации и эффективности процесса перевода знаний учителя на уровень восприятия ученика.

Список литературы

1. Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г.

2. Информационные технологии в образовании /Авт. - составитель.- Минск: Красико - Принт, 2008 г.

3. Педагогические технологии / Под общей редакцией – М.: ИКЦ «МарТ», 2006 г.

4. Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в общем образовании» Саратов-2010.Саратов: изд-во ГОУ ДПО»СарИПКиПРО», 2010 г.

5. Селевко технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г.

Учитель биологии МКОУ «Хлебенская ООШ» Новоусманского района Студеникина Вера Инокентьевна, vera . studenikina 2012@ yandex . ru

Проверка знаний и умений — важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности.

Изучение состояния биологической подготовки учащихся - непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении.

Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы , методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.

Нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

Устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.). Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля.

систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении.

Тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.

Классификация тестов по уровням усвоения.

Тесты на опознания

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Тесты с частицей «НЕ»

Тестовые задания на задания биологических терминов

Тестовые задания с использованием рисунков.

Тесты с выбором нескольких правильных ответов

Тест «на подстановку»

Тестовые задания на классификацию объектов и процессов

Тестовые задания на определение последовательности событий

Тесты составляются таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели применяются задания различной степени сложности. Для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа.

Таким образом, сочетание тестовых заданий с традиционными вопросами позволить повысить достоверность результатов проверки знаний и умений учащихся, а также выявить их умение логично излагать мысли, аргументировать факты, прибегать к доказательствам.

На первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Тест успеваемости - это система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить и измерить уровень знаний и умений.
Повышению достоверности полученных знаний способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.

Семенова Н.В. 1 , Рябцов С.Н. 2 ,Рябцова Ю.А. 3

1 К.п.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, Оренбургский государственный педагогический университет, 2 К.б.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, магистрант 2 курса, Оренбургский государственный педагогический университет, 3 Социальный педагог МОАУ «СОШ №69» г. Оренбург, магистрант 2 курса

ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ И ЕГЭ

Аннотация

Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний. Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе. При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, информационный рабочий лист, показатель успешности.

Semenova N.V. 1 , Rabtsov S.N. 2 , Ryabtsova Y.A. 3

1 PhD in Pedagogy, Associate Professor of General biology, ecology and mob, Orenburg state pedagogical University, 2 PhD in Biology, Fssociate Professor of General biology, ecology and mob, the 2-year student, Orenburg state pedagogical University, 3 Social teacher MOAU SOSH №69, the 2-year student

THE USE OF ONLINE TESTING AND ELECTRONIC INTERACTIVE WORKSHEETS IN BIOLOGY LESSONS AND IN PREPARATION FOR OGE AND EGE

Abstract

The use of ICT at different stages of the lesson helps to deepen students knowledge and creates the optimal conditions for the acquisition and assimilation of knowledge. The use of ICT in teaching practice enables student self-development, which is one of the most important tasks in the educational process. The modern pace of life and workload of teachers, information and communication technologies would greatly relieve the teachers, and to increase the interest of pupils to the subject and to diversify forms of training.

Keywords: information technology, information worksheet, the rate of success.

Новые информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь и в образовательный процесс. Использование информационно коммуникационных технологий открывает перед нами целый ряд возможностей, которые были недоступны нам при использовании традиционных методов и средств обучения.

При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.

Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний.

Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе.

Большое внимание применению ИКТ уделялось в ходе педагогической практики со студентами, проходившей на 3 и 4 курсах в МОБУ СОШ города Оренбурга №52. Уроки проводились в 8 «А» классе на 3 курсе и в 9 «А» классе на 4 курсе.

В ходе проведения уроков применялись как уже всем привычные и широко распространённые средства, как например презентации, так и малоиспользуемые в рамках урока – онлайн-тестирование.

На 3 курсе была проведена контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма», где ученикам предлагалось пройти её в форме онлайн-тестирования. Для работы использовалась платформа «Мастер-Тест», описание которой располагается ниже. Занятие проходило в компьютерном классе. Перед началом работы был проведён инструктаж. На выполнение контрольной работы было выделено 30 минут. Как только ученики завершали решение работы, они видели свой результат. Одновременно результат работы выводился и в профиле преподавателя, что позволило учителю сразу видеть проверенные работы учеников, и в оставшееся время на уроке провести анализ контрольной работы, указав и разъяснив наиболее часто допускаемые ошибки.

После окончания занятия ученикам было предложено оценить такую форму проведения контрольной работы, ответив на вопрос: «Является ли данная форма тестов более удобной перед традиционным (бумажным) вариантом» Для ответа было предложено четыре варианта ответов:

1) Всё понравилось;

2) Не увидел (а) разницы;

3) есть недостатки;

4) Не понравилась.

По результатам опроса было выявлено, что 16 учащимся 8 «А» класса такая форма тестирования показалась более удобной, 4 ответили, что в такой форме есть свои недостатки, 3 ученика не заметили разницы, и лишь 1 ученику не понравилось.

Таким образом, такая форма проверки знаний показала себя с положительной стороны и имеет ряд плюсов:

– автоматизированная проверка и выдача результатов

– экономия времени на уроке и использование оставшегося времени для анализа результатов

– экономия ресурсов, электронные тесты являются менее, экономически затратными, чем бумажные.

На 4-м курсе в ходе педагогической практики было решено использовать положительный опыт применения онлайн-тестов и был разработан курс по подготовки к ОГЭ для 9-го класса.

На сегодняшний день подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ – одна из важных задач школы, которая становится особенно актуальна в старших классах. Всем известны проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при непосредственной сдаче ЕГЭ и при подготовке к нему и одна из главных заключается в нехватки учебного времени. В связи с этим возникают проблемы с поиском альтернативных способов подготовки помимо уроков. Как показала практика, наиболее удобным способом является применение online-тестирования.

Существует два основных способа работы с онлайн-тестами.

Первый заключается в использование сайтов, где уже разработаны готовые онлайн-тесты и автоматизированная проверка. Наиболее популярными и надёжными являются такие, как:

– Решу ЕГЭ (reshuege.ru/)

– Открытый банк заданий ЕГЭ от ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege)

– ЕГЭ-портал (http://4ege.ru/)

– ЕГЭ РУ (http://ege.ru/)

Данные сайты обладают целым рядом достоинств, среди которых можно выделить:

– Огромная база заданий, как по ЕГЭ, так и по ОГЭ

– Автоматизированная проверка

– Широкий выбор тем и параметров сложности

– Постоянно пополняющаяся база заданий

Однако, при использование этих сайтов учитель не может контролировать учеников, кроме как с его слов, что значительно затрудняет работу с этими источниками. Именно поэтому данные сайты лучше всего использовать для самопроверки.

Для более эффективной работы существуют сервисы, которые позволяют самостоятельно разрабатывать свои тесты. Вот некоторые из них:

– Банк Тестов (http://www.banktestov.ru/)

– QUIZLET (https://quizlet.com/)

– Google формы (https://drive.google.com)

– Мастер-Тест (http://master-test.net/)

Для работы на практике были выбраны последние две платформы.

Мастер-Тест является наиболее удобным и больше остальных подходит для учебных целей.

Сайт позволяет возможность создания двух профилей – «учитель» и «студент».

Профиль учителя имеет возможность создания тестов для проверки знаний учащихся по своему предметы. На сайте есть возможность «привязки» учеников к определённому преподавателю, что позволяет давать доступ к заданию только необходимому кругу людей. Помимо этого есть обратная связь, что позволяет решить проблему связи с учеником и учителем. Также на сайте выводится статистика, которая показывает всех учеников и их результаты.

Профиль учащихся позволяет видеть доступные ему тесты и решать их, а также статистику и рейтинг по сравнению с другими учениками.

Мастер-Тест при создание тестов позволяет выбирать следующие параметры для создания тестов:

  1. Тип вопроса.

Выделяют такие типы, как:

– однозначный ответ – вопрос с несколькими вариантами ответа, на который есть только один верный вопрос

– множественный ответ – на один вопрос может быть два и более правильных ответов

– слово – используется при создание заданий, где требуется ответ в одно слово или вставить пропущенный фрагмент в предложение

– номер – применяется в заданиях, где ответ необходимо записать в числовом формате

– сопоставления – удобен при заданиях, в которых необходимо сопоставить какие-либо явления, процессы и объекты

  1. Добавление мультимедиа (добавление изображения)

Этот параметр особенно актуален в рамках предмета биологии, где наглядность является одной из главных задач

  1. Вес вопроса

Количество баллов за один вопрос от 1 до 10

  1. Время

Общее время на прохождение всего теста, а также начало прохождения теста.

  1. Результат

Позволяет выбрать какие параметры результата будет показываться при прохождение теста, можно выбрать следующее

– Задать текст, отображаемый, если будет получено определенное количество баллов

– Отображать процентное соотношение набранных баллов к максимальному количеству балов

– Отображать количество набранных баллов

– Отображать правильные ответы после прохождения теста

– Отображать количество правильных ответов

После создания теста можно провести тестирование одного или нескольких студентов, опубликовать тест или скачать как текст, что бы использовать без доступа к интернету.

Для работы с учениками в рамках курса по подготовке к ОГЭ было разработано 10 тестов, вводный, 8 тематических и один итоговый:

  1. Вводное тестирование
  2. Клетка
  3. Бактерии
  4. Грибы и Лишайники
  5. Органы растений
  6. Многообразие растительных организмов
  7. Беспозвоночные и хоровые животные
  8. Человек и его здоровье
  9. Эволюционное учение
  10. Итоговое тестирование

Так, как приступать к прохождению тестирования нельзя без подготовки и разбора темы, перед тем, как проходить тесты с учениками проходило занятие по данной теме, где разбирались все необходимые аспекты данной темы. Также после каждого занятия ученикам в электронном виде на почту присылалась вся необходимая информация, необходимая для усвоения той или иной темы. Лишь после изучения теоретических аспектов, ученики проходили тестирование через приложение Мастер-Тест. Сразу после прохождения его результаты были доступны как ему самому, так и учителю.

После прохождения каждого теста, проводился его анализ, и в случае допущения ошибок на почту ученика отправлялся их разбор с указанием правильного решения ситуации.

По окончанию курса был проведён итоговый тест, для того, что бы оценить насколько был повышен уровень знаний по сравнению с вступительным. Данные представлены ниже в виде диаграммы:

Средний показатель успешности выполнения теста вводного тестирования 60,6 %, а уровень итогового тестирования 74,5 %. Таким образом, уровень знаний учеников повысился на 13,9 %, что говорит об успешности данной формы занятий.

Тесты это прекрасная удобная форма контроля, не требующая много затрат, однако она не всегда является удобной. Например, при помощи тестирования невозможно подготовиться к части С, им именно здесь нам поможет сервис Coogle Формы и Coogle Диск. Этот сервис удобно использовать для создания электронных дидактических материалов по биологии в виде так называемого интерактивного рабочего листа. Под электронным дидактическим материалом понимают документы, целенаправленно разработанные для использования в учебном процессе с помощью прикладных программ общего назначения (или учебных программных сред) и построенные в соответствие с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета.

Создание таких интерактивных рабочих листов удобно реализовывать через приложение Гугл Диск.

Гугл Диск – облачное хранение данные принадлежащие компании Google Inc., Позволяющее пользователям хранить свои данные на сервисах в облаке и делиться с ними с другими пользователями в интернета.

Разработанные идеи Интерактивно рабочего листа (ИРЛ) как электронный рабочий лист, созданный учителем предназначен в большей степени не для повторения пройденного материала, а овладение новым способом действием, направленным на преобразование исходного листа, актинию работу ученика с ним. Как и любой дидактический материал, интерактивный рабочий лист должен содержать рабочую часть и инструкцию для работы с ним.

Учитель, работая с интерактивным листом, должен содержать инструкцию и рабочую часть.

Информационный рабочий лист был дополнением к тестовой форме проверки знаний и являлся также обязательной частью. После выполнения заданий информационного рабочего листа с ним проводились аналогичное действия, что и с тестом – анализ и разбор ошибок на электронную почту ученика.

В случае необходимости и серьёзных затруднений при выполнение заданий ученик мог воспользоваться онлайн-консультацией с преподавателем посредством скайп, где пользуясь режимом «показать рабочий стол» учитель мог видеть действия ученика непосредственно при выполнение заданий и давать необходимые пояснения.

Литература

  1. Зенкина С.В., Борис С.И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии. // Биология в школе. – 2010. – №2.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.2011 – 112 с.
  3. Суматохин С.В. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании. // Биология в школе. – 2008. – №4.
  4. Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги? // Биология в школе. – 2010. – №4.

References

  1. Zenkin S. V., Boris, S. I. Interactive objects in e-learning resources in biology. // Biology at school. – 2010. – No. 2.
  2. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Theory of learning in the information society. M. 2011 – 112.
  3. Sumthin S. V. New information technologies in General biological education. // Biology at school. – 2008. – No. 4.
  4. Timofeev A.V. Information technology – friends or enemies? // Biology at school. – 2010. – No. 4.
Поделиться