Признаки духовных явлений. Существенные признаки духовных традиций как детерминанты жизнедеятельности российского общества


(отрывок из книги Тозера, перевод В.П. Зинченко)
Понятия о духовности у различных христиан разные.
В некоторых кругах считается наиболее духовным человек с хорошими речевыми способностями, который может без умолку говорить на религиозные темы; другие считают признаком духовности шумную возбужденность, а некоторые думают, что самый духовный в церкви тот, кто молится всегда первым, длиннее и громче всех остальных.
И действительно, энергичное свидетельство, частые молитвы и громкое славословие могут вполне совмещаться с духовностью, но мы должны понимать, что эти качества сами по себе еще ничего не доказывают. Истинная духовность проявляется в некоторых преобладающих желаниях. Эти постоянные, глубокие желания становятся столь сильными, что оказывают побуждающее влияние и контролируют весь ход жизни. Я перечислю их, хотя и не ручаюсь, что порядок перечисления будет соответствовать степени важности.

1. Первое - это желание быть прежде всего святым, а потом уже счастливым. Жажда счастья среди христиан настолько превосходит стремление к святости, что часто показывает фактическое отсутствие святости. Истинно духовный человек знает, что Бог дает избыток радости лишь после того, как мы станем способны ее воспринять, не повредив нашим душам, и не раньше. Джон Уэсли сказал о членах одной из первых методистских общин, что он сомневается, будут ли они совершенными в любви, потому что они посещают собрания для того, чтобы приобщаться к религии, а не для того, чтобы стать святыми.

2. Человека можно считать святым, если он желает видеть славу Христа, умножающуюся во всей его жизни, даже если ради этого ему придется потерпеть на какое-то время бесчестье или лишение. Такой человек молится: «Да святится имя Твое» и про себя добавляет: «Чего бы это мне ни стоило, Господи». Жить для славы Божьей стало для него своего рода духовным рефлексом. Он уже сделал выбор во всем, в чем затрагивается слава Божия, еще до того, как наступит сам момент выбора. Он не торгуется со своим сердцем по данному вопросу. Слава Божья - это его жизненная необходимость, он жадно глотает ее, как задыхающийся - воздух.

3. Духовный человек желает нести свой крест. Многие христиане принимают несчастье или скорби со вздохами и называют это своим крестом, забывая, что такие вещи встречаются одинаково и у святых и у грешников. Крест - это несчастья сверх обычных, которые приходят к нам, как результат нашего послушания Христу. Этот крест не возлагается на нас насильно, мы берем его добровольно, вполне осознавая все возможные последствия. Мы выбираем для себя послушание Христу, и таким образом выбираем несение креста. Нести крест - значит быть привязанным к Личности Христа, подчиненным Христу, как Господу и послушным заповедям Христа. Человек, который таким образом привязан, подчинен и послушен и есть духовный человек.

4. Далее, христианин является духовным тогда, когда он видит все с Божьей точки зрения. Способность все взвешивать на Божественных весах и оценивать так, как оценивает это Бог, является признаком жизни в Духе. Бог смотрит не только снаружи, но также и насквозь. Его взгляд не останавливается на поверхности, но проникает в истинную суть вещей. Плотской христианин смотрит на предмет или на ситуацию снаружи и, поскольку он не видит дальше этого, то все его радости и горести зависят только от видимого. Духовный человек способен смотреть насквозь, как смотрит Бог, и думать о вещах так, как думает Бог. Он стремится видеть все так, как видит Бог, даже если при этом приходится смиряться и с мучительной болью осознавать свое невежество.

5. Следующее желание духовного человека - лучше праведно умереть, чем неправедно жить. Признак истинной зрелости человека Божьего - его равнодушие к земным благам. Христианин, сознание которого порабощено любовью к земному и телесному, смотрит на смерть с замирающим от ужаса сердцем, но живущий по Духу становится все более безразличным к числу своих земных лет и, в то же время, все более озабоченным тем, какой образ жизни он здесь ведет. Он не покупает себе немногие счастливые дни жизни ценой компромисса или падения. Он не боится в любой момент умереть, потому что пребывает во Христе, зато боится позволить себе неправедные поступки, и это сознание, словно гироскоп, держит в равновесии его мысли и дела.

6. Желание видеть успех других за свой счет - еще один признак духовного человека. Он желает видеть других христиан выше себя и счастлив, когда они идут на повышение, а его самого обходят. В его сердце нет зависти, и ему приятно, когда его братья в почете, потому что такова воля Божия, а воля Божья - это для него небо на земле. Если так угодно Богу - значит, и ему хорошо, и если Бог желает возвысить над ним кого-либо другого, он этим вполне доволен.

Сейчас ведется множество разговоров о духовности, но мало кто может объяснить, в чем она выражается. Человек, обладающий духовной зрелостью, не может быть злым, завистливым, лицемерным, он не стремится к деньгам и власти, не ищет оправдания плохим поступкам.

Его единственное и неистребимое желание – нести добро и свет.

Можно ли дать определение духовности

Духовность – это высшая природа человека, его сознание, воля и образ мыслей. Он сам наполняет себя духовным содержанием в процессе...

Когда человек читает, слушает, участвует в чтении книги Зоар, и делает это более-менее правильно, он должен проверить меру своего продвижения. Разумеется, мы не можем точно оценить наше продвижение, поскольку не понимаем, в каких начальных условиях находимся, каковы наши свойства, чего мы должны достичь.

Ни начало, ни конец пути нам не раскрыты. Но в любом случае этапы продвижения и разницу между состояниями мы можем примерно определить – по своим ощущениям.

Человеку должно быть все легче...

1. Боли в теле, особенно в шее, плечах и спине. Это результат интенсивных изменений на уровне ДНК, во время пробуждения внутри «Христова Семени». Это пройдет.

2. Чувство глубокой печали без особых причин. Ты высвобождаешь свое прошлое (эту жизнь и все остальные), и это вызывает чувство печали. Это похоже на чувство, которое мы испытываем, когда покидаем дом, где мы жили много-много лет, и переезжаем на новое место.

Не важно, как сильно мы хотим въехать в новый дом, всегда присутствует печаль...

Одним из коварных признаков духовной гордыни является – иллюзорное неосознание в себе гордыни. Порою Человек, достигший в духовном росте первых результатов, начинает говорить окружающим, что либо у Него нет проблем с эго, либо начинает демонстрировать, какое усилие над собой Он совершает для того, чтобы ослабить хватку эго.

Это является проявлением тщеславия, порожденным самим эго. Все люди проходят испытание на чувство собственной важности, которое является вибрационно противоположным чувству...

Вопросы духовного развития интересовали наиболее видных ученых и философов на протяжении всей истории человечества. На сегодняшний день мы имеем огромное количество трудов и точек зрения, которые пытаются объяснить протекающие в Духовном Мире процессы, и показать человеку дорогу в Духовный Мир.

Но как обычному непосвященному разобраться во всех этих теориях, если они порой противоречат друг другу?

За всю свою предыдущую историю человечество наработало так называемое мифологическое сознание...

Признаки истинных Ахмади ПРИМЕЧАНИЕ: Нижеприведенный текст является кратким изложением Пятничной Проповеди. После «Ташаххуда», «Тааввуза», «Тасмии» и суры «Аль-Фатиха», Пятый Халиф Обетованного Мессии и Имама Махди Хазрат Мирза Масрур Ахмад, да пребудет с ним могучая помощь Всевышнего Аллаха, сказал: Родиться Ахмади или принять учение Ахмадията не достаточно для того, чтобы стать истинными Мусульманами-ахмади. Действительно, принятие Хазрата Обетованного Мессию (мир ему) является первым шагом на...

Мы теряем маленькие частички нашей души каждый раз, когда игнорируем наши инстинкты или желания. Чем больше мы пытаемся угодить другим, тем большую часть своей души мы теряем, пишет Higher Perspective.

Духовная смерть наступает после того, как мы переживаем травмирующие события или теряем себя настоящих.

Наша душа сгибается под весом ответственности, стресса, обстоятельств и трагических событий. Все это, а также другие трудности на нашем жизненном пути, наносят урон душе.

Вот 7 признаков того...

Есть еще другая форма лечения, очень редко наблюдаемая, в которой человек, обла-дающий особыми духовными способностями, может так подействовать на больного человека, что вся система последнего внезапно как бы переменяется и, раскрывшись действию высших сил, в то же время приходит в нормальное состояние.

Это истинное духовное лечение встречается так редко, что очень мало кому приходится с ним стал-киваться. Очень часто “духовным лечением” называют другие формы оккультного ле-чения, но люди...

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согла­сия между научными направлениями исследования психиче­ских явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно раз­витым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

    психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непо­средственно – в самонаблюдении,

    психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлени­ям,

    объективно могут быть измере­ны только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной зада­чи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

    предметность : психический процесс объек­тивно протекает в своем органе-носителе – нервной и мы­шечной системах организма, – а в своих конечных, резуль­тативных параметрах строится субъективно и только в тер­минах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;

    неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю пси­хики не представлена внутренняя динамика изменений со­стояний собственных органов, которые обеспечивают реа­лизацию психического процесса;

    чувственная недоступность : психические процессы недо­ступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;

    спонтанная активность психики , которая не всегда подчи­нена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социо­логических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психи­ческих явлений может быть продолжен:

    Л.С. Выготский : психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.

    А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин : исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как ре­зультат ориентировочных составляющих выполняемых дей­ствий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспече­ние активной ориентировки субъекта во внешней среде оби­тания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопреде­ляют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, кото­рые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

    Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая ма­териальных причин активность души.

    Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но­сителю: у человека возникает ощущение, что психику он на­блюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».

    Иллюзия спонтанной активности : у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определять­ся его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь ко­торый человеку дан объект, в различных ситуациях может вес­ти к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

    иллюзия отождествления образа с объектом : то, что пред­ставляется («кажется»), принимается за реальность;

    иллюзия отождествления объекта с его образом : реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.

Уроки 44-46. Содержание и формы духовной деятельности

Итог

Творческая деятельность

Творческая деятельность

Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)

В чем заключается социальная сущность деятельности?

Какова структура деятельности?

Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

Каковы мотивы деятельности?

Как соотносятся потребности и интересы?

В чем особенности творческой деятельности?

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание Выучите § 17, выполните задания.

Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся на поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры, роли духовной деятельности в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Не секрет, что сегодняшний мир значительно поднял и укрепил материальные стимулы. Но еще когда-то в древности было произнесено: «Не хлебом единым...»

В «Школьном философском словаре» дается следующее толкование этих категорий:

Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.

Сложные, но очень интересные вопросы мы исследуем сегодня на уроке.

Итак, как же происходит процесс создания и освоения духовных ценностей? Какие особенности имеет этот процесс? По ходу моего рассказа вы должны в своих тетрадях записать в виде тезисов ответы на данные вопросы.

На прошлом уроке мы выяснили структуру любой деятельности. Духовная деятельность не является исключением. Она протекает по той же схеме:

Цель -> средства -> результат

Результат - формирование духовных ценностей. - Что же такое духовные ценности и чем они отличаются от всех прочих?

Исследователи подразумевают под ценностью то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, для группы людей или для всего человечества. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. В наши дни даже появилась специальная наука аксиология - наука, изучающая ценности.


Философы обращают внимание на следующие отличительные признаки духовных явлений:

Идеальность. Создавая произведения искусства и культуры, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя и развивая индивидуальные творческие способности.

Общественный характер духовных ценностей. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат повышению социальных взаимодействий. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Например: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея».

В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы. Знаки и символы окружают нас повсюду и от того, как быстро и точно мы расшифровываем их тайный язык, зависит общий уровень культурной компетенции личности.

Таким образом механизм психического процесса относится к органам в которых он протекает а его результат к внешнему миру. Субъектность – итоговый результат психического процесса не может быть сформулирован на физиологическом языке внутренних явлений в органеносителе то есть по физиологическим изменениям невозможно понять на что реагирует организм. ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО Предметность.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Отличительные признаки психических процессов

Психические процессы выделяются из совокупности всех физических явлений рядом признаков

  1. Предметность (феномен психической проекции) - механизм любого психического процесса описывается в терминах физиологии, однако результат психического процесса можно описать только словами, которые обозначают признаки внешнего мира. Например, ощущение можно описать лишь через признаки объекта, которые его вызывает: форма, цвет, размеры, запах, вкус. Таким образом, механизм психического процесса относится к органам, в которых он протекает, а его результат - к внешнему миру. То есть в психике пространственно … место, где формируется психический образ, и место, куда он проецируется. Правильная локализация – результат работы парных анализаторов.
  2. Субъектность – итоговый результат психического процесса не может быть сформулирован на физиологическом языке внутренних явлений в органе-носителе, то есть по физиологическим изменениям невозможно понять, на что реагирует организм. Фактически субъектность является оборотной стороной предметности.
  3. Чувственная недоступность – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Внешнему наблюдению доступны только физиологические процессы, проходящие в органе. Самому субъекту открыты только результаты физиологических процессов.
  4. Спонтанная активность – поведение не может быть непосредственно выведено из физиологических сдвигов внутри организма или из физических свойств, воздействующих на него стимулов, то есть психическая активность производит впечатление свободной, независимой от внешних и внутренних факторов. Чем психика проще, тем меньше степень свободы и чем психика сложнее, тем свободнее особь в своих поступках.

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО

  1. Предметность.

Исходный признак какого-либо акта как психического эмпирически выражается прежде всего в существовании двух рядов фактов, совершенно по-разному выражающих отношение этого акта к внутренней динамике процессов, протекающих в его органе.

  1. – механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе физиологических понятий и на том же общефизиологическом языке, что и механизм любого физического акта жизнедеятельности.
  2. – конечные, итоговые характеристики любого психического процесса в общем случае могут быть описаны только в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых с органом этого психического процесса совершенно не связано и которые составляют его содержание.

Так, восприятие или представление, являющиеся функцией органа чувств, нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости и т.д. воспринимаемого или представляемого объекта. Мысль может быть описана лишь в терминах признаков тех объектов, отношения между которыми она раскрывает, эмоция – в терминах отношений к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают, а произвольное решение или волевой акт не могут быть выражены иначе, чем в терминах тех событий, по отношению к которым соответствующие действия или поступки совершаются. Таким образом, процессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата в психическом акте отнесены к разным предметам: первая – к органу, вторая – к объекту.

  1. Субъектность.
  2. – в картине психического процесса, открывающей носителю психики свойства ее объектов, остается совершенно скрытой, не представленной вся внутренняя динамика тех сдвигов в состояниях органа-носителя, которые данный процесс реализуют.

Итоговые, конечные параметры психического процесса не могут быть сформулированы на собственно физиологическом языке тех явлений и величин, которые открываются наблюдению в органе-носителе. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений в их субстрате является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.

  1. Чувственная недоступность.
  2. – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.

Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в субстрате, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик психического процесса другого человека.

Человек не воспринимает своих восприятии, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов.

Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятии и мыслей другого человека, ни их собственно психическая "ткань", или "материал". Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.

  1. Спонтанная активность.

Следующая специфическая характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Эта особенность, истоки которой глубоко скрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими опосредствованиями во времени и пространстве, заключает в себе совершенно особое своеобразие активности психического процесса.

Это форма активности, которая не только "оживляет", но и "одушевляет" физическую плоть организма. Не что иное, как именно особый характер активности, лежит в основе первичного эмпирического выделения "одушевленных" существ (животных) как частной формы живых организмов.

Особенность: на всех уровнях поведения – от простейшего локомоторного акта до высших проявлений разумности и нравственности в произвольном человеческом поступке – конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую активность психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однозначной равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может действовать "на много ладов"; психическая активность проявляется и эмпирически различается как активность свободная.

  1. Психофизическая и психофизиологическая проблема. Закон Вебера-Фехнера.

Психофизическая проблема – вопрос о взаимоотношении психического и физического.

Психофизиологическая проблема – проблема связи психических явлений с физиологическими процессами, происходящими в организме. Другими словами, почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, которые изучает физика, и не как ряд электрических импульсов в нейронных цепях или распределение электрических потенциалов в различных частях коры, предмет изучения физиологии. То есть психофизическая и психофизиологическая проблемы заключаются в изучении феномена проективности и субъективности.

При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата», с другой – необходимо учесть зависимость её от объекта, который она отражает. Материализм пытается свести решение психофизической проблемы к одной лишь первой зависимости и рассматривает психику, как нечто производное; идеализм, напротив, утверждает первенство и независимость психики. В традиционной психологии господствовали дуалистические теории, разъединявшие, противопоставлявшие друг другу психику и организм. Современная психология исходит из принципа психофизиологического единства, внутри которого и психическое, и физическое сохраняют свои специфические свойства.

Одной из открытых закономерностей между психическим и физическим является закон Вебера-Фехнера.

В ряде экспериментов, начиная с 1834 г., Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они ощущались как разные. Это соотношение выражено в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной (Δу/Δу=к ). Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы между ощущениями можно рассматривать как равные, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (интеграл) едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Отношение между величиной раздражителя и величиной ощущения он выразил в логарифмической формуле: E = k , где k и С – некоторые константы. Это и есть психофизический закон Вебера-Фехнера. Однако ряд открытых явлений не укладывается в закон Вебера – Фехнера. В частности, это касается протопатической чувствительности, когда прикосновение либо не вызывает ощущения вообще, либо вызывает боль.

В 20 веке Стивенс уточнил закон Вебера-Фехнера, заменив логарифмическую функцию степенной: S = k

Ю. М. Забродин предложил свое объяснение психофизического соотношения, сформулировав обобщенный вариант основного психофизического закона, в котором объединены логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.

Весьма сложна, и до сих пор нет ее окончательного и общепринятого решения. Формально она может быть выражена вопросом : как соотносятся процессы физиологические и психические? В широком смысле это - вопрос о месте психического в природе; в узком - проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае ее правильнее называть психофизиологической.

Предлагалось два основных варианта решения, получивших названия принципа взаимодействия психофизического и принципа параллелизма психофизическо го. Однако оба они наталкиваются на существенные трудности.

Можно предложить иное решение проблемы психофизической. Оно схоже с монистическим вариантом параллелистического решения: имеется единый материальный процесс, а физиологическое и психологическое - просто две его различные стороны. Но требуется глубже и четче понять, что это за единый процесс и что представляют собой его различные стороны. С гносеологических позиций, в любой науке вырабатывается некая система представлений о закономерностях мира, но далее происходит онтологизация этих представлений: объект объявляется тем, что о нем сейчас думают. Можно говорить о реальном мире и мире наших представлений, теорий о нем - модельном мире. Тогда процесс онтологизации описывается как превращение модельного мира в мир реальный; ошибка, в которую при этом впадают, называется синдромом Пигмалиона. Сама онтологизация - процесс естественный и необходимый в науке. Но в критические периоды ее развития - в периоды смены теорий - разграничение реального и модельного миров полезно и даже необходимо. К таким критическим проблемам и относится проблема психофизическая. Что же это за единый процесс, сторонами коего являются процессы физиологические и психические? И в каком смысле нужно понимать их как стороны единого процесса? Строго говоря, ответить на этот вопрос невозможно, ибо для описания некоего процесса нужно выбрать согласованную систему понятий - уже выделить какой-то аспект, какую-то сторону процесса. Для частичного преодоления этой трудности можно взглянуть на вещи с возможно более общей и непривычной позиции-с позиции «марсианина», глядящего на со стороны и обладающего к тому же необыкновенными возможностями. Наблюдая один и тот же процесс - жизнедеятельность людей - через разные «фильтры», он мог бы видеть то эмоциональные состояния, то потоки и скопления информации, то биохимические процессы, то математические формулы модельного мира... Итак, мозговые и психические «процессы» (не имеющие самостоятельного существования) оказываются лишь двумя сторонами из многих сторон, выделяемых из процесса жизнедеятельности. «Фильтры», выделяющие эти стороны - это прежде всего методы познания. Следует только опасаться онтологизации этих сторон.

ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА

- основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Основан на наблюдении немецкого физиолога Э. Вебера, который установил (1830—34), что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.)

З : логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е=klogP + c, где k и с - некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8910. Общие положения семиотики психических расстройств и методы исследования в психиатрии. Классификация психических расстройств 14.17 KB
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции по психиатрии 1. Тема Общие положения семиотики психических расстройств и методы исследования в психиатрии. В лекции освещаются следующие вопросы указанной темы: Понятие симптома и синдрома в психиатрии нозологическая специфичность симптомов и синдромов.
5587. Эпидемиология психических расстройств 19.79 KB
Знание о целях и направлениях эпидемиологических представлений и методов в психиатрии. Представление о способах получения сведений о частоте и распространенности психических расстройств, а также трудностях и границах применения эпидемиологических методов в психиатрии.
13444. Нейродинамическое описание природы психических явлений 79.24 KB
Предполагается что детальное изучение активности индивидуальных нейронов должно прояснить как они осуществляют кодирование и декодирование информации и в конце концов позволить получить исчерпывающие представления о механизмах информационных процессов мозга. В наиболее общем виде она сводится к тому что нейрон является не только морфологической но и функциональной единицей нервной системы связанной с кодированием и декодированием воспринимаемой информации ее запоминаем воспроизведением и т. Не останавливаясь в деталях на этих...
5774. Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида 21.6 KB
Перу Майна Рида принадлежит также целый ряд книг описывающих путешествия растительный и животный мир Азии Африки и Америки Охотники за растениями Ползуны по скалам. Успешно выступал Майн Рид и в роли популяризатора научных достижений своего времени Зоология для детей Популярное описание различных человеческих рас.
19246. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 38.38 KB
Этапы и особенности англосаксонской системы права. Характеристика основных черт англосаксонской системы права. Англосаксонскую правовую семью часто называют еще семьей общего права common lw.
18275. Процесс и отличительные черты адаптации ребят детского возраста к дошкольному учреждению 133.05 KB
Поступление малыша в дошкольное учреждение и изначальный период нахождения его в группе характеризуются существенными переменами находящейся вокруг среды его стиля жизни и работы и способно вызвать чувственный стресс. Поступление малыша ранешнего возраста в ДОУ сможет быть сопровождаемым задачей его адаптации к свежим условиям т. Зарождение у малыша так именуемого адаптационного синдрома считается прямым следствием его эмоциональной неготовности к выходу из семьи. Долгое присутствие малыша в стрессовом состоянии сможет привести к развитию...
15731. Учебники по истории образовательной системы «Школа 2100» для старших классов, их отличительные особенности 91.01 KB
Российский опыт создания школьных учебников по истории. Анализ школьных учебников истории ОС «Школа 2100» для старших классов. Методика работы с учебников по истории 10-го и 11-го классов ОС «Школа 2100»...
7575. Исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний подростков с успешностью обучения в школе 42.36 KB
Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.
4342. Понятие государства и его признаки 4.48 KB
Понятие государства и его признаки. В самом общем виде понятие государства представляет собой особую организацию власти которая осуществляет управление обществом обеспечивает в нем порядок в интересах всех его членов но может при этом преимущественно защищать интересы господствующих классов. Ему присущи следующие признаки: Территория – это пространственная основа государства его физическая материальная опора. На территории государства проживает население где в полной мере действует власть политическая.
4767. Понятие и признаки преступления 37.31 KB
Материальным признается такое определение преступления, в признаки которого включаются блага и ценности, защищаемые уголовным законом путем угрозы применения уголовного наказания. В соответствии с этим определением преступление - это деяние, которое опасно для общества при посягательстве на указанные объекты
Поделиться