Психологическая характеристика образец. Психолого-педагогическая характеристика на ученика

1. Общие сведения об учащемся

Лариончиков Александр Дмитриевич, ученик 8 «А» класса школы №3. Возраст -- 14 лет, родился 15 августа 1995 года, до смерти своего опекуна (дедушки) проживал в деревне Хмельники Ростовского района. Состояние здоровья -- здоров, но имеет хронические заболевания нервной системы (невроз), возможно это связано с потерей родителей, близких родственников. В свободное от учебы время посещает спортивную секцию, любит играть в компьютерные игры в игровых клубах.

2. Характеристика условий воспитания

Мальчик является сиротой, так как родители погибли в автокатастрофе в 1999 году. До 2007 года опекунами Саши были бабушка и дедушка, но в 2007 году дедушка умер, а бабушка Левченко Мария Николаевна, не имеет возможности самостоятельно воспитывать внука в связи с состоянием здоровья и маленькой пенсией, поэтому временно мальчик проживает в социально-реабилитационном центре с марта 2009 года и обучается в школе №3.

Из беседы с бабушкой Саши можно определить, что «бабушка воспитывала внука как могла», методы воспитания бабушки - физическое наказание (ремнем), внушение, крик. В социально-реабилитационном центре воспитанием Саши занимаются социальные педагоги и воспитатели.

В центре Саша живёт в старшей группе мальчиков, количество которых составляет 6 человек. В комнате порядок и чистота, у каждого ребёнка есть своя постель, тумбочка, рабочее место для выполнения домашних заданий. Социально-реабилитационный центр является идеальным местом для необходимого ребёнку в сложившейся ситуации прохождения реабилитационного периода. Материально-бытовые условия, а так же питание очень хорошие, за детьми осуществляется постоянный надзор. Воспитатели очень хорошо отзываются о мальчике, говорят, что он «во всём положительный».

Методы: беседа с бывшим опекуном (бабушкой), социальным педагогом и воспитателями социально-реабилитационного центра г.Ростова, беседа с самим мальчиком.

3. Характеристика классного коллектива, членом которого является учащаяся

Мальчик в классе имеет несколько друзей, по данным социометрического исследования она принадлежит к статусу принятых.(см.Приложение 1)

Проведенное социометрическое исследование показало: эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Сильной изоляции полов не выявлено. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп, что социально-ориентированные ученики, очень зависимы от мнения группы, легко подчиняются требованиям. В случае, если референтной для них станет группа, например, характеризующаяся нарушением поведения, то эти ученики могут усвоить нормы этой группы. В этой связи, необходимо следить за сферой общения этих детей.

В основном друзьями Саши являются мальчики. К девочкам подросток относится с пренебрежением. Со своими друзьями Саша доброжелателен, но шутит и веселится очень редко, держится постоянно только одного друга, который так же является воспитанником социально-реабилитационного центра, с другими ребятами в классе контакты плохо налажены.

В силу природного ума мальчик сообразителен. Эти качества отмечает классный руководитель и многие одноклассники Саши, в основном девочки.

Помимо школьных друзей у Саши есть друзья в реабилитационном центре, которые проживают с ним в комнате. Как правило это ребята сверстники. По словам Саши, ему интересно общение с ними, поскольку они близки ей по образу мыслей, проблемам, понимают его. К взрослым людям, педагогам относится неоднозначно: некоторых педагогов в школе не любит, поэтому иногда грубо отвечает, перебивает на уроке. К воспитателям в центре относится более уважительно, чем к учителям в школе, не позволяет лишних высказываний, грубых выражений, ведет себя спокойно, не так нервничает, как в школе.

Методы: социометрия, беседа с классным руководителем, социальным педагогом в школе, центре, самими подростком.

4. Отношение учащегося к коллективу

Александр не очень любит свой класс, ему нравится общаться только с некоторыми ребятами, но по отношению к всему классу вобщем он дружелюбен, иногда инициативен, отзывчив.(Приложение 1) Саша является относительно активным членом коллектива, не всегда активно проявляет себя в коллективных делах, праздниках, мероприятиях. Если ему что-то не нравится в коллективных решениях или делах, она открыто высказывает это, не скрывает, не таит злобу. Считает, что с одноклассниками необходимо быть откровенным и честным. В дела класса Саша погружается редко, восновном помогает когда попросят. Часто раздражается по пустякам. Его считают в классе замкнутым, немного закрытым человеком, к которому редко можно обратиться за поддержкой, пониманием, советом. Он часто нервничает и раздражается, отмечают одноклассники.

Методы: социометрия, беседа с классным руководителем, беседа с одноклассниками.

Направленность личности -- личная. Саша не очень общительный, знает много интересных историй, шуток, но редко с другими ребятами редко делится. Активен в физической, трудовой деятельности. В классе его назначили физорогом, но он не очень хорошо справляется со своими обязанностями. Характеризуя направленность личности Александра необходимо отметить, что основными ценностями, которые являются для подростка первостепенными, выступают общение с некоторыми мальчиками в плане собственного самоутверждения, сила, некоторое превосходство. По словам подростка, если будешь сильным, то у тебя будет все: и деньги, и положение, и друзья и хороший дом с машиной.

Наиболее устойчивые интересы у Александра: спорт, компьютерные игры. Саша любит быть сильным, превосходить больше других физической силой, чем умственной или творческой.

Что касается развития способностей, то у Саши они выражены не достаточно хорошо, особенно художественные, эстетические, яснее выражены спортивные. Однако специального развития эти способности не получают, так как у подростка не возникаете желание записаться в спортивную школу, он занимается в детско-юношеском центре.

Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка.

6. Уровень притязаний учащегося

Уровень притязаний у Саши заниженный. Самооценка так же занижена.(Приложение 2) Причиной этого может быть так же его социальное, материальное положение в обществе. Подросток от многого отказывается, когда ему что-либо предлагают. Он часто говорит, что у него ничего не получается, ему не везет, он никогда не будет счастлив. Даже когда воспитатели или учителя его хвалят, он практически не отвечает на эти положительные отзывы, как будто это его не касается. Самовоспитание проявляется у подростка восновном в спорте, так как есть стремление к преодолению сложностей, трудностей, в соревнованиях проявляется его воля к победе, сила. В делах бытовых так же проявляется терпение и выдержка.

Методы: беседа с подростком, с воспитателями, социальным педагогом, классным руководителем; наблюдение. Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

7. Отношение ученика к различным видам деятельности

А) К учебе Александр относится не очень добросовестно. Дисциплинированность на среднем уровне, иногда позволяет себе грубые выражения в адрес одноклассников и учителей, но не агрессивно. Интерес к учебе низкий, нравятся и интересуют лишь несколько предметов (физика, алгебра, физическая культура, труд), другие же предметы, особенно иностранный язык не интересуют Сашу, по многим дисциплинам он имеет отрицательные оценки. Определить это помог опросник «Изучение отношения к учебным предметам», опросник и результаты в Приложении 3.

Б) К трудовой деятельности Александр относится добросовестно, это отмечают и учителя в школе и воспитатели в социально-реабилитационном центре. Никогда не отказывается от физического труда - поездки на колхозные работы, летние трудовые лагеря, не отказывает в помощи, когда просят что-то починить, принести, сделать. Отсюда можно сделать вывод, что Саша любит трудиться физически больше, чем умственно.

В) Общественная активность достаточно на низком уровне. В общешкольных и классных мероприятиях Александр участвует крайне редко, только если это спортивные соревнования или поездка в колхоз, планетарий. Даже порученная ему функция физорга в классе не поднимает его общественной активности, он скептически относится к этому распределению обязанностей в классе. В олимпиадах, осенних балах, праздничных мероприятиях Александр никогда не принимает участия, остается дома. А если приходит, то сидит тихо где-нибудь на дальних рядах.

Г) Выбор профессии для Александра не является проблемой. Он уже определился с профессией, с его слов - это профессия строителя(Сельскохозяйственный техникум).Его профессиональные предпочтения - строитель, спортсмен, электрик, водитель(Приложение 4).

8. Характеристика познавательной деятельности

А) Особенности восприятия, наблюдательности Александра были определены с помощью теста Мюненберга, результаты проведенной диагностики показали, по типу восприятия Саша - кинестетик. Кинестетики -- «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные дискуссии. В свой внутренний мир они пускают только «избранных».

Б) Для определения особенностей памяти, типа памяти была использованы 2 методики: методика «Оперативная память» и «Образная память». Методика «Оперативная память» применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку. Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает инструкцию по запоминанию чисел. Александр успешно справился с этим тестом, результаты показали, что у подростка очень развита кратковременная память, он полностью справился с заданием. (Приложение 5А) Результаты проведенной методики «Образная память» показал, что память на запоминание образов у Саши значительно слабее, чем память на числа, его результат ниже среднего.(Приложение 5Б) Исходя из результатов проведенных тестов, можно сделать вывод: Александр обладает хорошей оперативной памятью, краткосрочной, достаточно развита память на числа, логическую информацию, менее развита образная память. Ее необходимо развивать, для этого необходимо читать книги, пересказывать, описывать происходящее.

В) Продиагностировав внимание Саши при помощи методик на определение переключения и устойчивости внимания, а так же исходя из наблюдений за учащимся можно сделать вывод, что внимание у Александра неустойчивое(Приложение 5В), он достаточно часто отвлекается на уроках, это же относится и к переключению внимания. Ему трудно удержать внимание на длительный промежуток времени на каком-либо конкретном задании, предмете, даже если это его заинтересовало, интерес пропадает очень быстро и он отвлекается на все подряд. На самостоятельных и контрольных работах Саша не погружается в работу, а пытается списать, отвлечь других ребят, восновном сидящих поблизости. Неустойчивое внимание возможно сформировалось еще в дошкольном возрасте, так как ребенком практически никто не занимался. Не смотря на некоторую закрытость, замкнутость Саша очень часто открыто мешает и отвлекает других на уроках, переключая на себя внимание педагога. Рассеянность его внимания так же присутствует (из наблюдений). На вопросы учителя Саша часто отвечает невпопад или говорит на абсолютно неподходящие темы, так же отвечает не сразу, включается в заданный ему вопрос спустя некоторое время, это свидетельствует о рассеянности внимания. Возможно, чтобы устранить или хотя бы исправить некоторые трудности в внимании Саши, необходима работа социального педагога школы, классного руководителя и учителей, больше заинтересовывать предметом, давать творческие задания, в которые он мог бы погрузится полностью, напоминать постоянно о том, что надо быть внимательным, слушать.

Г) На основе результатов диагностики воображения Александра (Приложение 5Г) можно сделать вывод, что оно недостаточно развито, это может зависеть от воспитания ребенка, условий, в которых его воспитывали, от недостаточного кругозора, слабого восприятия. В процессе обучения у него сложилось воссоздающее воображение (результат тестирования), элементы творчества практически отсутствуют. Придумать, вообразить что-то необычное, новое Саша практически не способен, он только воссоздает уже существующее. Фантазия плохо развита, это показали наблюдения на уроках по изобразительному искусству, музыке. На уроке ИЗО ребятам предлагалось пофантазировать и нарисовать наш мир в далеком будущем. Мир нарисованный Александром ничем не отличался от сегодняшнего, современного - чего-то оригинального Саша не придумал, в отличие от других ребят, которые нафантазировали массу новых вещей, технологий, конструкций. Это подтверждает его больше воссоздающее воображение, чем творческое.

Д) По результатам диагностики преобладающий тип мышления - словесно-логический. Александру доступно понимание сложных логических отношений и выделение логических связей. Среди особенностей его мышления можно выделить умение устанавливать логический порядок в решении конкретных вопросов (это касается больше таких предметов, как физика, математика, химия); гибкость - умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения; критичность, характеризующуюся умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, принимать решения, только взвесив все «за» и «против». Образное мышление развито слабо - это доказали и тесты на воображение. Саша умеет рассуждать на заданную тему, но часто его речь непоследовательна, одна мысль сбивает другие, получается некоторый сумбур в речи и выражении мыслей. Но положительных результатов больше, чем отрицательных, поэтому можно сделать вывод, что мышление у Александра хорошо развито, но останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо совершенствоваться.

Е) Из наблюдений на различных уроках (литература,русский язык, история) можно сделать вывод о том, что у Александра небольшой словарный запас, он иногда испытывает трудности в точной передаче своих мыслей. Речь бывает несколько непоследовательная, с паузами. Иногда, когда волнуется, начинает говорить быстрее обычного. Больше развита речь письменная, на бумаге он более отчетливо, грамотно, последовательно выражает свои мысли, идеи, соображения.

Методы: наблюдение на уроках, беседа с классным руководителем, учителями-предметниками; тест Мюненберга; методика «Оперативная память»; методика «Образная память»; методика «Изучение переключения внимания»; методика «Особенности творческого воображения»; тест Липпмана «Логические закономерности».

9. Особенности эмоционально-волевой сферы

Эмоционально-волевая сфера у Александра ясно выражена. Реакция на педагогическое воздействие активна, иногда это выражается в грубых словах в адрес педагога. Саша старается сдерживать больше положительные эмоции, чем отрицательные (из наблюдений). На замечания учителя реагирует резко, с раздражением. Высокая степень возбудимости эмоций. Более развиты интеллектуальные чувства, менее моральные, эстетические чувства закрыты. Возможно Саша скрывает эстетические чувства, комплексует, боится их выразить. Смена эмоций медленная, так как требуется достаточно много времени, чтобы успокоиться после всплеска как правило отрицательных эмоций. Саша крайне редко выражает эмоциональное переживание, в этом он замкнут и закрыт, если какие-либо переживания и владеют им, он старается изо всех сил не показывать это. После эмоционального всплеска быстро уходит в себя, становится молчаливым, закрытым и вывести его из этого состояния сложно. Со слов педагогов «лучше его не трогать после эмоционального всплеска». Если случаются неудачи в учении, в общении с одноклассниками и учителями, Саша эмоционально неустойчив, может нагрубить, обозвать и сразу же закрыться и длительное время молчать. Мальчик полностью самостоятелен - все домашние задания выполняет сам, хотя часто и не выполняет их, отчего страдает его успеваемость. В реабилитационном центре воспитатели указывают на его целеустремленность и самостоятельность. Он любит физическую работу, соглашается на любую ее форму. Выполняет все добросовестно. Однако в школе его целеустремленности в учении не видно. Он не стремится достичь каких-то результатов в предметах. Со слов Саши: «я не люблю учиться, мне это не надо». Так как мальчик страдает хроническим неврозом его эмоционально-волевая сфера неустойчива, низкий уровень самообладания.

Методы: наблюдение в школе, реабилитационном центре; беседа с классным руководителем, учителями-предметниками, социальным педагогом в школе и центре, воспитателями;

10. Способности

Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом, и, как следствие на удовлетворенность в целом. Согласно результатам диагностики на определение способностей (см. Приложение 4) , у Александра ярче выражены общие способности, то есть в равной степени овладение знаниями и умениями, наиболее относится к специальным - это способность к долговременному физическому труду, меньше творческих способностей, изобретению, новому прочтению чего-либо. Способности - результат развития в какой- либо деятельности, такой деятельностью для Александра является физический труд, спорт, активный интерес он выражает конкретно к этому, мыслительная, эстетическая, общественная деятельность ему не интересна. Возможно способности к чему-то более интеллектуальному проявятся позже.

Методы: наблюдение, беседа с учащимся; методика «Карта интересов»

11. Темперамент

Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Согласно Методике диагностики темперамента Айзенка, по типу темперамента Александр - меланхолик.(см.Приложение 7) Ему трудно сосредоточится на чем-либо, его реакция часто не соответствует силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию, либо всплеск раздражительности, нервозности. При нормальных условиях - он сдержанный, тихий, при неблагоприятных - замкнутый, тревожный, раздражительный. По шкале интроверсии и экстраверсии Саша - интроверт. Он спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми компьютер, сдержан и отдален от всех, кроме конкретных людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок, как правило старается контролировать свои чувства, но нередко поступает агрессивно, выходит из себя. Обладает пессимистичностью. Так же результаты тестирования показали высокий нейротизм Саши, его эмоциональную неустойчивость, нестабильность. В сочетании с интроверсией, эмоциональная неустойчивость и вызывает трудности в воспитании подростка, трудности в общении с учителями, одноклассниками, проблемы с учебой. Нейротизм, по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональной нестабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной нервозностью, неустойчивостью, плохо адаптированный тип подростка.

Методы: Методика диагностики темперамента Айзенка.

12. Характер

Подростковый возраст называют «трудным». В этот период у ребенка заканчивают свое формирование важнейшие функциональные структуры головного мозга (электроэнцефалографические показатели у детей этого возраста становятся сходными со взрослыми). Ребенок за сравнительно короткое время становится сходным со взрослыми и по телесной организации. Мощный скачок в развитии происходит часто на фоне изменений в поведении, в котором могут проявляться раздражительность, утомляемость, негативные реакции, могут возникать различного рода психопатии. Согласно проведенной диагностике (см.Приложение 8)на определение акцентуации характера по методике Шмишека, по типу акцентуации характера Саша относится к дистимному типу. Подростки с дистимным типом характера отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, пессимистическое отношение к будущему; в беседе обычно немногословны, либо молчаливы, испытывают трудность в возникновении беспечно-веселого настроения. Общества, шумной компании обычно избегает. Отличительная черта - угрюмость. По отношению к учению характер Александра проявляется только на тех предметах, которые его интересуют, при этом свой интерес к ним он очень скрывает, с его слов, это боязнь привлечь к себе внимание своими успехами, а он не хочет выделяться. Классные часы, чаепития и праздники Саша игнорирует, не любит веселье, часто угрюм и раздражителен. К положительным чертам характера подростка можно отнести - любовь и интерес к физическому труду, ответственное отношение к такому труду, серьезность, активность в некоторых сферах жизни, помощи воспитателям и воспитанникам реабилитационного центра. К отрицательным чертам - молчаливость, угрюмость, замкнутость, подавленность, иногда внезапную агрессию, нервозность, безынициативность в школе, небрежное отношение к учителям в школе, к определенным предметам.

Методы: беседа с подростком, учителями; наблюдение; Методика диагностики акцентуации характера Шмишека.

13. Педагогические выводы

Проведя ряд исследований, было выявлено и подтверждено, что Александр является трудным подростком, так как у него плохо складывается социальная адаптация в школе, натянутые отношения с педагогами. Для корректировки поведения в школе, необходимо, на мой взгляд, давать нагрузку и задания по тем предметам, которые его активно интересуют, на которых он ведет себя адекватно, спокойно. Если его не интересуют и не привлекают гуманитарные дисциплины (английский, история, литература), то заставлять его выполнять задания наравне со всеми в классе не нужно. Задания должны быть - необходимый минимум, без напряжения и большой нагрузки. Так как подросток вырос восновном в неблагоприятной социальной обстановке (бабушка и дедушка не занимались воспитанием внука, при этом часто выпивали), то воспитателям реабилитационного центра нужно обратить внимание на снижение эмоциональной неустойчивости, нервозности, раздражительности. Больше общения, возможно, помочь сможет поездка в санаторий, лагерь. Если подросток любит физически трудиться, необходимо поощрять и хвалить его в этой деятельности, благодарить за помощь, даже за самую маленькую, чаще поручать ответственные дела, устроить летом на работу через социальное агентство молодежи. Учителям в школе необходимо быть лояльнее к подростку, не вступать с ним в спор, не отвечать на агрессию, а наоборот стараться успокаивать его, не давать повода к раздражительности, нервозности. Необходимо наблюдение врача невропатолога, психолога, социального педагога.

Каждый классный руководитель сталкивается с задачей написания характеристики на учеников своего класса: такие характеристики могут требоваться в органы опеки, в полицию и ПДН, для поступления в другую школу или колледж, в военкомат. И каждый раз придумывать что-то не хочется, лучше иметь готовый шаблон или образец.

Как писать характеристику на ученика?

Характеристику на ученика, как мы уже сказали, пишет классный руководитель, завуч или директор школы. При написании психологической ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.

Собственно, содержание характеристики может отталкиваться от того, для чего именно она нужна, кто ее требует. Минимальный объем характеристики — 800-900 символов, максимальный не ограничен и может содержать отчеты о работе со школьником — мини-досье на ребенка.

Характеристика, которая будет передана в стороннюю организацию, пишется на бланке школы, внизу ставится дата и подпись лица, подготовившего ее.

Готовые характеристики на ученика вы можете скачать на нашем сайте — выберите образец характеристики внизу. Составить полную характеристику можно по плану на этой странице. Рекомендуем скачать его и передать в методическое объединение классных руководителей.

План общей психолого-педагогической характеристики ученика

  • Общие сведения об ученике

Фамилия, имя. Дата рождения. Диагноз. Посещал ли детский сад. Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился.

  • История развития

Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в дошкольном возрасте.

  • Семья ребенка

Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение членов семьи к ребенку.

  • Физический статус

Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.)

Состояние моторики. Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Координация движений.

Состояние анализаторов (зрение, слух и т. д.)

Наличие хронических заболевание. Утомляемость.

  • Особенности познавательной деятельности

Внимание. Объем. Устойчивость. Переключаемость. Особенности произвольного и непроизвольного внимания.

Восприятие. Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность.

Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприятий.

Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени.

Память. Быстрота, полнота, прочность запоминания. Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного материала. Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания.

Осмысленность, точность, полнота воспроизведения. Использование приемов запоминания и припоминания.

Наличие и особенности логической (смысловой) памяти.

Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная)

Индивидуальные особенности памяти.

Особенности речи. Уровень речевого развития. Темп и ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмоциональная окраска речи.

Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря.

Грамматический строй речи.

Состояние диалогической и повествовательно-описательной речи.

Особенности письменной речи.

Мышление. Особенности анализа и синтеза. Сравнения: правильность и полнота. Наличие многоступенчатого анализа и сравнения. Особенности сравнения зрительно воспринимаемых объектов и словесного материала. Особенности обобщения и конкретизации.

Уровень развития мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое).

Уровень усвоения общих и абстрактных понятий.

Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.

Понимание главного в тексте, сюжете.

Способность делать самостоятельные выводы.

  • Эмоционально-волевая сфера

Глубина, устойчивость чувств. Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек.

Особенности воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявления негативизма.

Наличие дружеских и родственных чувств.

Наличие патологических влечений.

  • Общеучебные умения и навыки

Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью.

Умение планировать свою деятельность, работать по плану. Навыки самоконтроля.

Особенности и трудности усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, применения усвоенных знаний и умений.

Самостоятельность в усвоении и применении знаний. Умение подбирать собственные примеры к изученным правилам, объяснять свои действия.

Наличие и особенности переноса знаний и навыков в новую ситуацию.

  • Особенности усвоения отдельных учебных предметов

Отношение к учебным предметам.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание.

Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию.

Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Отношение к урокам труда и трудовой деятельности. Самостоятельность.

  • Особенности личности

Направленность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения.

Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Наличие конформизма.

Социализация личности.

  • Педагогические выводы и рекомендации

Название: «Характеристика на ученика» — подборка психологических и педагогических характеристик (более 50 шт.), а также инструкции и рекомендации по написанию собственных хар-ик.
Год издания: 2009 — 12
Формат: doc в rar. архиве
Кол-во страниц: много
Размер: 5,2 Мб
Качество: хорошее

Характеристика на ученика — один из самых востребованных документов в работе классного руководителя, завуча, педагога-психолога или социального педагога.

Используемые в образовательной практике хар-ки подразделяются на три основных типа — психологические, педагогические и психолого-педагогические. В данной подборке мы собрали все три вида характеристик, а также образцы, шаблоны и рекомендации по их написанию.

В архиве, который доступен для скачивания по ссылке расположенной в конце данной статьи вы найдете примеры готовых характеристик для учеников разных классов, образцы положительных хар-ик для успевающих учеников и негативных для слабых, рекомендации и шаблоны для самостоятельного написания ха-ки любого типа.

Всего в подборку включено более 70 готовых характеристик + бланки, шаблоны и рекомендации по их написанию.

В большинстве случаев хар-ка включает в себя следующие разделы:

1. Общие сведения об учащемся. (Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, информация о родителях и т.д.).
2. Состояние здоровья и физическое развитие.
3. Условия семейного воспитания.
4. Интересы ученика.
5. Интеллектуальное развитие.
6. Особенности темперамента.
7. Волевые качества.
8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями.
9. Уровень притязаний и самооценка
10. Морально-этические качества
Заключение.

  • Педагогические и психологические хар-ки (более 70 шт.)
  • Статья «Как правильно составить характеристику на ученика (школы, колледжа, вуза)? «
  • Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. Методические указания. (21 стр.)
  • Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу
  • Шаблон «Характеристика школьника»
  • Краткая хар-ка «трудного» ребенка
  • Схема составления психолого-педагогической хар-ки.
  • Карта психологической хар-ки личностного развития подростка
  • Бланк-схема «Характеристика ученика».

Всего более 100 документов!

Образцы характеристик:

Образец психологической характеристики первоклассника:

Характеристика ученика 1 класса

Общие сведения об учащемся:
Ф.И.О. ученика: Михаил К.
Дата рождения: 19.09.2003

Семья ребенка:
Состав семьи: социальная сирота, воспитанник детского дома

Состояние здоровья : нормальное

Жалобы классного руководителя : на уроках занимается посторонними делами, разгуливает по классу. Основное время учебного процесса может бегать по классу, ползать под столами, залезать в коробки. Поведение часто неадекватное: кричит без видимых причин. Программный материал не усваивает, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении.

В процессе психологического обследования К. М. отмечены следующие особенности:
В контакт вступает с трудом; наблюдается замкнутость, пассивность. Не проявляет заинтересованности в общении, контакт носит поверхностный характер. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности. Реакция на замечания присутствует, но выражена в слабой форме. Учебные навыки развиты в очень низкой степени. Техника чтения также очень низкая. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире часто дает неправильные ответы (объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания отрывочны и бессистемны).

Характеристика вербального интеллекта:
Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден; испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны и бессистемны. Навык выполнения простых счетных операций слабо развит, затрудняется выполнять арифметические задания на сложение и вычитание.

Эмоционально – волевая сфера : активен, деятелен, наблюдается двигательная расторможенность.

Внимание : внимание поверхностное, быстро истощается.

Память : уровень развития памяти низкий (сужен объём кратковременной оперативной памяти), однако грубых нарушений памяти не выявлено.

Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей.

Работоспособность : низкая

Характер деятельности : деятельность неустойчивая. В ситуации проведения обследования отмечается заторможенность (медлительность, ригидность психических процессов; некоторые задания не выполняет или выполняет медленно, долго думает, молчит, «графический диктант» выполнять отказался, затем начал выполнение); в других отдельных ситуациях (учебного процесса и на переменах) наблюдается расторможенность (ребенок проявляет активность).

Обучаемость : низкая, помощь использует недостаточно.

В целях обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, К. Михаил направляется для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения.

Педагоги-психологи МОУ СОШ №

[свернуть]

Образец: педагогическая характеристика на среднего ученика

Ученицы 10 «Г» СШ № 192 г. Минска
Харчук Анны Сергеевны
дата рождения 09.01.1990,
проживающей по адресу:
ул. 50 лет Победы 18-73
телефон 000-01-20

Харчук Анна учится в СШ № 196 с первого класса по программе 12 летнего обучения. За время учебы зарекомендовала себя как ученица со средними способностями. Средний балл обученности 5-6.

Регулярно выполняет домашние задания.

У Анны достаточно развиты учебные умения и навыки. Словарный запас, уровень грамотности соответствуют возрастной норме. Преобладает устная речь над письменной. На уроке изредка отвлекается, средний уровень усвоения учебного материала, интересуется гуманитарными науками, любит читать книги. Анна умеет планировать учебную работу, выделять главное в учебном материале и систематизировать его.

Пропусков уроков без уважительной причины не имеет.

В классе конфликтных ситуаций не создает, но стремится быть в центре внимания окружающих. Анна проявляет интерес к школьным и классным мероприятиям и принимает участие в них. Посещает подготовительные курсы в колледже связи.

Анна воспитывается в полной благополучной семье. Ребенку созданы все условия для формирования его как личности.

Директор СШ № 192

Кл. руководитель

[свернуть]

Характеристика на ученика 4 класса:

Иванов Д. (11лет)

Ученик 4 «а» класса МОУ СОШ № г. Бобруйск, 05.08.98г. рожд., проживающий по адресу: ул. дом кв.

Дмитрий обучается в СОШ № третий год. 1-2 класс обучался в СОШ №. Второй класс был продублирован.
Родители создают условия для развития ребенка. Постоянно оказывают помощь в подготовке домашних заданий. Мальчик всегда ухожен и подготовлен к школьным занятиям.

Д. легко и быстро устанавливает контакт, проявляет заинтересованность, охотно выполняет поручения, в случае непонимания задаёт вопросы.

Ребенок испытывает постоянные затруднения в обучении, с учебным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы класса.

Работоспособность : крайне низкая; на уроке часто испытывает сонливость, жалуется на головную боль. К концу урока количество ошибок увеличивается. Не всегда понимает требования учителя.

Внимание недостаточно устойчивое, быстро истощается.

Объем памяти не соответствует условно-принятым возрастным нормам.

Техника чтения низкая. Чтение незнакомых и слов сложной структуры – слоговое. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. С заданиями повышенной трудности не справляется. Не успевает писать задания «под диктовку». Контрольные работы вместе со всем классом выполнять не успевает, постоянно нуждается в индивидуальной помощи.

Учителем применялись различные виды помощи для преодоления обнаруженных трудностей, наиболее действенной оказалась — облегчение и индивидуализация заданий (без временных ограничений).

Обучаемость : низкая, помощь использует недостаточно. Может выполнить простое задание по образцу, однако, перенос знаний затруднен.

Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей, обобщении.

Запас общих представлений соответствует возрасту.

Отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны речи. Мальчик воспитывается в двуязычной среде.
Выписка из протокола психологического исследования по методике Векслера от 28. 02. 06г.

Ребенок эмоционально устойчив, очень доброжелателен. Замечаний к поведению в школе – нет. Взаимоотношения со сверстниками — ровные.

Критичность : адекватная (радуется одобрению, ждёт его; исправляет поведение в соответствии с замечанием).

В целях обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, Д. направляется для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения.

Педагог- психолог
Учитель 4 «а» класса

Образец психолого-педагогической характеристики ученика:

Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.

1. Общие сведения об учащемся

Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.

2. Условия семейного воспитания

Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в … В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.

Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.

Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.

Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.

3. Учебная деятельность учащегося

Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.

Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.

По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.

4. Трудовая деятельность учащегося

Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.

Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.

Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».

5. Психологические особенности личности учащегося

В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.

Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.

Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.

Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

6. Особенности познавательной деятельности

Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.

У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).

Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.

7. Общие психолого-педагогические выводы

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.

Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.

Составление характеристики на ученика или на группу учащихся - это одни из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся. Только грамотно составленная характеристика помогает новому педагогу быстрее наладить контакт с учеником (классом), получить представление о его личностных качествах, выстроить план дальнейшей педагогической работы и создать оптимальные условия для развития школьника, в то время как предвзято составленная характеристика может отрицательно сказаться на отношениях между педагогом и учеником.

В различные периоды требования к составлению характеристик на детей обуславливались теми или иными аспектами социально-исторического процесса и практически напрямую зависели от уровня развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка. На практике можно встретить множество характеристик составленных преподавателями, как по свободной форме, так и по рекомендациям педагогической науки. Эти формы значительно отличаются друг от друга по выделяемым показателям и имеют как достоинства, так и недостатки.

Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая на ученика характеристика:

  1. должна отображать его индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе обучения и поведении;
  2. разделить учеников по уровню преобладания тех или иных особенностей;
  3. показать отношение преподавателя к ученику;
  4. должна составляться по стандартной схеме;
  5. должна быть легко "читаемой" и понятной для педагогов, не знакомых с характеризующимися школьниками;
  6. процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.
На основании перечисленных выше требований была разработана " ", использующая метод экспертных оценок в графическом виде (эксперт - классный руководитель). Данная карта позволяет составить наиболее правильную и объективную характеристику на ученика.

Индивидуальные и психологические особенности учащихся отображены в карте в виде шкал, по краям которых расположены минимальная и максимальная степени выраженности этих особенностей. Один край шкалы соответствует крайней степени выраженности какой-либо особенности личности или поведения, а другой - показывает отсутствие проявления этой особенности в поведении или выраженность противоположной по качеству особенности. При заполнении карты необходимо на каждой шкале отметить (например, галочкой) степень выраженности той или иной особенности. Мера удаленности от краев шкалы характеризует школьника по оцениваемой психологической особенности.

Анализ оценок, выставленных педагогом по шкалам отношения, позволяет не только учесть отношение учителя к ученику, но и выявить наиболее конфликтные зоны общения.

Данная карта рекомендуется к заполнению и составлению на каждого учащегося в конце определенных периодов обучения, для выявления первостепенных задач в процессе обучения и воспитания ученика, а также, чтобы помочь новому учителю (в случае смены классного руководителя) в работе с классом:
3 класс - карта, с обобщенными сведениями об ученике, составляется для учителя средней школы (пока ещё не знакомого с учащимся) учителем начальной школы;
7 класс - карта составляется в период перехода учащегося к дифференцированному обучению (выбор профилирующего направления, техникума, ПТУ);
9 класс - карта составляется для выявления профессиональных наклонностей ученика, для его дальнейшей подготовке к поступлению в ВУЗ.

Если школьник обучается по одиннадцатилетней программе, тогда "Психолого-педагогическую карту учащегося" рекомендуется составлять в 4, 8 и 10 классах.

Для наглядного примера приведем несколько готовых характеристик на учеников разных классов (с пояснениями), которые были получены при помощи психолого-педагогической карты.



Поделиться