Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности. Симптомы и лечение задержки психического развития у детей Задержка умственного развития у детей причины

Развитие речи и мышления «тормозят» три основных фактора - болезни мамы во время беременности, родовая травма и дефицит родительского внимания к своему малышу после рождения. Большинство женщин начинают заботиться о здоровье крохи лишь после того, как узнают о его существовании.

Но «фундамент» будущего мозга закладывается уже в первый месяц беременности, когда многие мамы и не подозревают, что носят в себе новую жизнь, и поэтому невольно могут ей навредить.

В этот период особенно опасны гинекологические заболевания, простуды, курение, в том числе и пассивное, стрессы, «недоедание» белков и витаминов, необходимых для формирования нервной ткани. Серьёзному испытанию подвергается мозг малыша и во время родов. Часто при прохождении родовых путей нарушается его кровоснабжение, так как малыш тянет за собой пуповину, которая из-за тесноты «тоннеля» пережимается и перекручивается. Недостаток кислорода, или гипоксия, вызывает гибель нервных клеток. Чем длиннее и труднее роды, чем больше мозговой ткани повреждается.

Нередко в родах случаются черепно-мозговые травмы, ведь головкой малыш прокладывает себе дорогу, а на выходе из родовых путей он буквально «стучится» ею в узкие «ворота». Удары и давление могут повредить нежную сосудистую стенку, и ткани мозга пропитываются излившейся из сосуда кровью. В дальнейшем на месте «умной» нервной ткани формируются кисты и рубцы, которые «думать» не умеют. Функции умерших клеток берут на себя другие участки мозга. Основная задача лечения - помочь им освоить «смежные профессии», а также «научить» оставшиеся в живых клетки мозговых центров работать за себя и «за того парня».

Задержка умственного развития у детей - лечение

Ребёнок, страдающий целым букетом серьёзных заболеваний, нуждается в комплексном и адекватном лечении. Приём лекарственных препаратов должен быть постоянным, а дозы соответствовать возрасту и состоянию малыша.

Для усиления эффекта хороши и средства народной медицины, и нетрадиционные методы лечения. Но самым главным из них всё-таки остаётся «домашняя» терапия, овладеть которой под силу любому родителю. Нужно всего лишь любить малыша больше, чем себя, и каждую минуту желать ему скорейшего выздоровления.

Большинство чудес делают мамы своими руками, часто даже вопреки неутешительным прогнозам врачей. Ребёнок, страдающий задержкой развития, требует внимания родителей круглые сутки несколько лет подряд. Больше всего он нуждается в общении, «словотерапия» в данном случае творит чудеса.

Разговаривать надо постоянно, комментируя любое своё действие, и обязательно вовлекать в диалог малыша. Его «немота» похожа на ворота, в которые до года необходимо каждый день «стучаться», а затем «открывать» их всё шире и шире. Для этого ребёнку надо постоянно задавать вопросы, побуждая его к ответу. Нельзя отвечать за него, так же, как и предугадывать все его желания или выполнять их по его молчаливой указке. В этом случае у малыша не будет стимула к общению.

Зачем трудиться, открывать рот, напрягать голосовые связки, думать, как произнести звуки, если и так всё дают. «Хочешь игрушку? Скажи «Да». Зайчика или машинку? Не показывай, скажи». И так всегда и во всём. Это требует невероятных усилий со стороны окружающих малыша людей. Основная тяжесть, конечно, ложится на его родителей, но наибольших успехов достигают там, где в лечении словом участвуют все члены семьи.

Массаж ладошек при задержке умственного развития

Снять мозговой «тормоз» помогают не только слова, но и дела. С самого раннего возраста надо развивать крохотные пальчики. В головном мозге речевой центр и центр, отвечающий за мелкую моторику или «пальчиковую» работу, находятся очень близко друг к другу.

К тому же их объединяют тесные «родственные» связи. Рука в процессе формирования созревает раньше и как бы «тянет» за собой развитие речи, а вместе с ней и интеллект.

В старину говорили, что «слова ребёнок держит на ладошке, а ум прячет в подушечках пальцев». Ежедневный массаж ладонной области с «обниманием» и растиранием каждого пальчика растормаживает нервные клетки речевого центра и побуждает их к работе. Игры с пирамидками, верёвочками, пазлами, мозаикой не столько развлекают, сколько лечат.

Повседневные заботы о себе самом тоже помогают развивать ум и речь. Каждый ребёнок должен сам одеваться и обуваться, уметь завязывать шнурки и застёгивать пуговицы, заправлять рубашку и сворачивать носовой платок.

Мама, каждый день одевающая малыша с ног до головы, прячет его мозг в глухой «шлем», через который не пробиться никаким сигналам. Развитию речи и интеллекта очень помогают рисование и лепка. Пальчики работают, держа карандаш, ещё больше они трудятся, когда превращают кусок пластилина в фигурку. Чем больше умеют руки, тем подвижнее язык, тем острее ум.

Задержка психического развития - медовое лечение

Все средства народной медицины, в том числе и медовое лечение, в данной ситуации используются как вспомогательные. В первую очередь их лечебный эффект направлен на усиление действия лекарственной терапии и укрепление иммунитета.

Ребёнка, страдающего гипотиреозом и эпилепсией, надо беречь от простуд. Любой вирус может вызвать серьёзные осложнения со стороны имеющихся у малыша болезней, поэтому необходимо строить крепкий иммунный барьер.

Мёд как нельзя лучше справится с этой задачей, особенно если разнообразить его действие аскорбиновой кислотой и природными иммуномодуляторами. С этой целью можно взять 100 мл мёда, измельчённую мякоть лимона и аптечную баночку сока алоэ, смешать все компоненты и ежедневно «поднимать» иммунитет вкусной и натуральной биодобавкой, которую можно хранить в холодильнике.

Ребёнку до пяти лет её дают по ч. л. дважды в день, при условии, что у него нет аллергических реакций на компоненты смеси. Как для иммунной, так и для нервной системы полезно каждый вечер выпивать половину стакана тёплой воды или мятного чая, в котором растворены 2 ч. л. мёда. Медовые средства обеспечат глубокий спокойный сон, необходимый для успешного восстановления и созревания детского мозга.

С этой же целью делают вечернюю расслабляющую ванну с настоем календулы и мёда. 2 ст. л. цветков календулы необходимо залить 2 стаканами кипятка, полчаса настоять под крышкой, процедить, добавить 3 ст. л. мёда и вылить настой в ванну. Нелишними будут и нетрадиционные способы лечения, например гирудотерапия. Применение пиявок оправдано тем, что в основе имеющихся мозговых симптомов лежит кислородное голодание, возникшее из-за нарушения кровоснабжения мозга. В таких случаях в первую очередь всегда страдают кровеносные сосуды, на которых лежит основная забота о питании нервных клеток. Вернуть их к жизни при помощи только таблеток сложно. Пиявки же способны наполнить кровью даже самые мелкие капилляры, тем самым восстановив кровоснабжение «голодающих» мозговых центров.

Полезный «вампир» работает как живой насос. В месте его укуса сосуды расширяются, а в отдалённых областях сужаются, таким образом, кровь как бы перекачивается из «полнокровных» районов в «обескровленные», улучшая «самочувствие» последних. Чем больше крови поступит к нервным клеткам, тем лучше они будут работать. Противопоказанием для гирудотерапии служат заболевания крови, нарушающие свёртываемость. Все остальные болезни лечатся пиявками без побочных явлений.

Условие для успешной терапии только одно - грамотный врач-гирудолог, знающий своё дело в совершенстве. Лекари-самоучки с пиявками из деревенского пруда могут быть опасны.

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) - медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Причины ЗПР

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

1. Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

2. Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды задержки психического развития

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные - М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Симптомы ЗПР

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение задержки психического развития у детей

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни - вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.

Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях - медикаментозную терапию.

Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них олигофрении. Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития (ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

Они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

Их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

Эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Отставание в развитии может быть вызвано огромным количеством причин. Чаще всего – органическими повреждениями, возникшими либо ещё в перинатальном периоде, либо как следствие родовой травмы, либо после неудачных падений, ушибов и т.д. Остеопатическая помощь в этих случаях просто незаменима. Ведь остеопат сначала проводит полную, тщательную диагностику всех нарушений-отклонений в работе детского организма, потом приступает к лечению. В результате мягких и безболезненных манипуляций, остеопат устраняет:

  • все зажимы и блоки в системе мышц и связок
  • повреждения костных структур
  • нарушение тока жидкостей (крови, лимфы, ликвора)

… а также осуществляет тончайшую работу над структурами головного мозга, костей черепа, мозговых оболочек, нормализует все процессы и, тем самым, «будит» спящие зоны, отвечающие за те или иные аспекты развития ребёнка.

Все эти, наработанные более чем за сотню лет, методики остеопатического лечения позволяют достичь заметного прогресса в развитии ребёночка (а в составе комплексного лечения даже у детей с тяжёлыми нарушениями).

Задержка речевого и интеллектуального развития - очень распространенная проблема у детей. Чаще всего заболевание обнаруживают при подготовке к школе. Дети с задержкой интеллектуального развития отстают от остальных сверстников, сложнее усваивают школьные знания, имеют проблемы с поведением и игровую деятельность учебной.

Задержка речевого развития - это психическое расстройство, которое связанно с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии малыша.

Если малыш в 1 год практически не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, многие близкие люди и даже иногда специалисты часто говорят: здесь нет ничего страшного, нужно подождать, особенно если ребенок - мальчик. И большинство родителей ждут. Конечно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается упущенной возможностью для начала своевременной коррекции. Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития, способы коррекции и лечения которых существенно различаются.

Для того чтобы формирование речи происходило своевременно и правильно, необходимо согласованное функционирование ряда систем, составляющих речевой аппарат, который можно разделить на:

  • центральный (речевые зоны коры и ряд других важнейших структур головного мозга, зрительный и слуховой анализаторы);
  • периферический (трахея, гортань с голосовыми связками, язык, губы, твердое и мягкое небо).

Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов. Причиной нарушений в речевом развитии может послужить сбой или нарушение на любом из вышеперечисленных уровней. Это может быть обусловлено наследственно или произойти под влиянием родовой травмы, гипоксии, инфекции и т.д.

В зависимости от уровня поражения, мы можем иметь различные варианты речевых нарушений:

  • Наиболее простой и распространенный вариант, когда не грубо нарушено звукопроизношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  • При нарушении иннервации периферического речевого аппарата возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае намного трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  • При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  • Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает речь взрослых, в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников, словарный запас бедный, он часто ошибается при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение, такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
  • Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении определенных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  • Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко.
  • В детском возрасте встречается элективный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью как невротическое проявление. Но подобным образом могут начинаться и психиатрические заболевания.
  • Заикание

Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Поэтому все дети, у которых речевое развитие задержано, должны быть протестированы на предмет интеллектуального развития. Это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.

Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что ребенок плохо слышит.

Диагностика

Что же необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  • Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  • Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  • Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  • Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  • При необходимости начать лечение и логопедические занятия.


Лечение

При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог. Разработан способ лечения задержек речевого развития с помощью транскраниальной микрополяризации. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая - в 10 раз меньше чем при самой простой физиотерапевтической процедуре - электрофорезе. Однако, в случаях когда нарушение речевого развития является следствием тяжелой психиатрической патологии (аутизм, умственная отсталость), применение этого метода лечения не показано, так как при этих заболеваниях данная методика не эффективна.

Лечение задержки речевого развития должно быть комплексным. Остеопатия хорошо себя показала в лечении детей с ЗРР. Чем раньше привести ребенка к остеопату, тем меньше сеансов понадобится для лечения.

В настоящее время исследователи еще не обладают диагностической моделью интеллектуального развития. В то же время твердо установлено, что у детей с задержкой чтения наблюдаются нарушения вербальных способностей, оцениваемых с помощью шкал Векслера. Эти результаты совпадают с рядом фактов, подтверждающих существование выраженной зависимости между трудностями усвоения речи и языка, с одной стороны, и задержкой чтения - с другой.

Типичная картина возникновения дефектов выглядит следующим образом.
У ребенка наблюдается задержка в усвоении речи. Затем у него возникают трудности в обучении чтению, а позже сохраняется только серьезное расстройство звуко-буквенного анализа слов. Наблюдаемая связь с задержкой развития речи является, по всей видимости, основной и, вероятно, отражает причино-следственные отношения. Этот вывод вряд ли покажется странным, поскольку чтение связано с письменной формой, а речь с устной формой языка, а повреждение одной из форм языка обычно связано с повреждением и другой его формы.

С задержкой чтения значительно коррелируют и другие задержки развития психических функций. Среди них наиболее важной является функция вербального кодирования и упорядочивания информации. В исследованиях было обнаружено, что плохо читающие дети имеют трудности и в выполнении предъявляемых либо на слух, либо зрительно заданий, содержащих в качестве стимульного материала комбинацию точек и тире. Это может объясняться тем, что таким детям нелегко осуществлять вербальное перекодирование подобной стимуляции (например, одна точка, два тире и три точки), поэтому им приходится запоминать картину всей последовательности.

У многих детей встречаются затруднения при выполнении любого типа задания, включающего установление отношений порядка или последовательности между вещами. Так, например, эти дети с трудом запоминают порядок месяцев в году. Подобная проблема установления порядковых отношений, вероятно, относится к общим трудностям усвоения языка.

Другим распространенным нарушением является путаное представление ребенка о правом и левом. Исследования показывают, что специфическая задержка чтения не имеет значимой корреляции с отсутствием доминантности правой или левой руки, но коррелирует с трудностью в различении правого от левого, особенно при определении правых и левых частей тела у других людей. Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с широким кругом других нарушений развития, включая неловкость движений и затруднения в дифференциации форм. Однако несмотря на то, что эти феномены важны при анализе индивидуальных случаев, они гораздо менее распространены, чем нарушения развития речи и установления отношений порядка.

По крайней мере у некоторых детей эти различные задержки развития, по-видимому, возникают под влиянием биологических факторов, связанных с работой мозга. Высказывалось предположение, что специфическая задержка чтения может быть вызвана относительным повреждением нормального процесса роста и созревания определенных специфических зон его коры. Важный аргумент в пользу этой точки зрения состоит в том, что нарушения развития, коррелирующие с задержкой чтения, не встречаются у детей более младшего возраста, а у плохо читающих детей эти нарушения уменьшаются по мере того, как они взрослеют.

Приведенные рассуждения носят предварительный характер, поскольку процесс созревания мозга у людей невозможно измерить непосредственно. Весьма вероятной кажется гипотеза, согласно которой мозг развивается неравномерно. Обычно некоторые части мозга опережают в своем созревании другие его части, это наблюдение позволяет предположить то, что по аналогии с этим развитие любой специфической мозговой функции может быть аномально задержанным. К сожалению, неизвестно, как все происходит на самом деле.

Поделиться