Медико-психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами. Социальная работа с осужденными пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми Психологическое сопровождение осужденных являющихся инвалидами

Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.

Одной из наиболее социально-незащищенных категорий в исправительном учреждении являются инвалиды. Они имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите. Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что главную из всех социальных проблем личностного уровня – инвалидность, по объективным причинам разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ отбывают наказание около 22 000 инвалидов, половина из которых имеют инвалидность 1 и 2 групп, среди них достаточно высок уровень рецидивной преступности, составляющий более 20 %.

Большое число осужденных инвалидов имеют хронические заболевания или часто болеют, половина из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Внушительная часть рассматриваемой категории осужденных не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей.



Не являются отличительными от общей массы осужденных причины попадания инвалидов в места лишения свободы. Среди них, прежде всего, совершение тяжких и особо тяжких уголовных преступлений. Превалируют следующие составы преступлений: причинение тяжкого вреда, повлекшего за собой смерть, умышленные убийства, разбойные нападения, грабежи, преступления, связанные с незаконным распространением наркотиков, и т. д.

Осужденные, являющиеся инвалидами, отбывают наказание в исправительных учреждениях различных видов и режимов. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы, получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья. Но есть и такая категория осужденных, которые стали инвалидами в процессе пресечения совершаемых ими уголовных преступлений и в период исполнения уголовного наказания. Освидетельствование последних производится в процессе отбывания наказания территориальными экспертно-врачебными комиссиями по месту дислокации исправительных учреждений.

Исполнение наказания в отношении этих осужденных имеет свои особенности, обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия и льготы.

Во всех видах исправительных учреждений, за исключением исправительной колонии особого режима для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы и тюрем, где все осужденные содержатся в камерах, осужденные инвалиды содержатся в обычных жилых помещениях, в них они размещаются по отрядам или бригадам. Осужденным инвалидам I и II групп создаются улучшенные жилищно-бытовые условия. Как правило, это могут быть отдельные помещения, где размещаются осужденные инвалиды.

Основной проблемой в отношении проведения социальной работы осужденных инвалидов в учреждениях исполнения наказаний в той или иной мере являются проявления их социальных ограничений:

1. Физическое ограничение, или изоляция инвалида. Это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые ему мешают самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве.

2. Трудовая сегрегация, или изоляция. Из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его совсем.

3. Малообеспеченность. Эти люди вынуждены существовать либо на невысокую зарплату, либо на пособие, которое не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида.

4. Пространственно-средовой барьер. Сама организация жилой среды пока не является дружественной по отношению к инвалиду.

5. Информационный барьер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей значение непосредственно для них.

6. Эмоциональный барьер.Непродуктивные эмоциональные реакции окружающих по поводу инвалида. (сноска: Кузнецов М.И., Ананьев О.Г. Социальная работа с осужденными в ИУ: учеб.пособие для начинающих специалистов по социальной работе УИС – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – С. 61-62.)

Социальная среда жизнедеятельности осужденных инвалидов в исправительных учреждениях имеет ряд факторов, негативно влияющих на проводимую социальную работу с ними: монотонный образ жизни; ограниченность связей с внешним миром; бедность впечатлений; скученность, недостаток жизненного пространства; скудность выбора занятий; некоторая зависимость от других; длительное время общения с одними и теми же лицами; отсутствие интимного уюта; регламентированность деятельности исправительного учреждения.

Одной из наиболее трудных социально-правовых проблем является социальная адаптация осужденных-инвалидов, освобождаемых из исправительных учреждений после отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Решение указанной проблемы непосредственно связано с вопросами борьбы с рецидивной преступностью. Доля осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в местах лишения свободы, имеет тенденцию к увеличению. Из всех категорий освобождаемых инвалиды в рассматриваемом аспекте являются наиболее проблемными. Существенным образом ограничивает права осужденных лишение свободы, являясь наиболее серьезным видом уголовного наказания, приводит к их десоциализации, утрате социально полезных навыков и свойств. Поэтому инвалиды оказываются наиболее уязвленной категорией не только в местах лишения свободы, но и после освобождения.

Таким образом, по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом осужденные инвалиды в исправительных учреждениях составляют группу высокого риска. Эти люди нуждаются в постоянной социальной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, педагогической и др.), поддержке и защите. Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста по социальной работе, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением других специалистов. При этом необходимо учитывать, что инвалидность по объективным причинам разрешить окончательно не возможно. Поэтому вся деятельность специалиста по социальной работе с осужденными инвалидами в исправительных учреждениях должна быть дополнена психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка...

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами


В соответствии с (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2964; 1998, N 16, ст.1796, N 30, ст.3613; 2000, N 26, ст.2730; 2001, N 11, ст.1002; 2002, N 52 (ч.1), ст.5132; 2003, N 50, ст.4847, N 52 (ч.1), ст.5038; 2004, N 10, ст.832, N 27, ст.2711, N 35, ст.3607; 2007, N 7, ст.831, N 24, ст.2834, N 26, ст.3077; 2008, N 52 (ч.1), ст.6232; 2009, N 1, ст.17, N 11, ст.1261, N 39, ст.4537, N 48, ст.5717; 2010, N 15, ст.1742, N 27, ст.3416, N 45, ст.5745; 2011, N 7, ст.901, N 45, ст.6328, N 49 (ч.5), ст.7056; 2012, N 14, ст.1551, N 53 (ч.1), ст.7608; 2013, N 14, ст.1645, N 27, ст.3477, N 44, ст.5633, N 48, ст.6165; 2014, N 14, ст.1550, N 49 (ч.6), 6928; 2015, N 14, ст.2016, N 17 (ч.4), ст.2478), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4108; 2005, N 44, ст.4535, N 52 (ч.3), ст.5690; 2006, N 12, ст.1284, N 19, ст.2070, N 23, ст.2452, N 38, ст.3975, N 39, ст.4039; 2007, N 13, ст.1530, N 20, ст.2390; 2008, N 10 (ч.2), ст.909, N 29 (ч.1), ст.3473, N 43, ст.4921; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300; 2011, N 21, ст.2927, ст.2930, N 29, ст.4420; 2012, N 8, ст.990, N 18, ст.2166, N 22, ст.2759, N 38, ст.5070, N 47, ст.6459, N 53 (ч.2), ст.7866; 2013, N 26, ст.3314, N 49 (ч.7), ст.6396, N 52 (ч.2), ст.7137; 2014, N 26 (ч.2), ст.3515, N 50, ст.7054; 2015, N 14, ст.2108, N 19, ст.2806), а также в целях совершенствования профессиональной подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы

приказываю:

1. Утвердить:

программу прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - программа) (приложение N 1);

порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - порядок) (приложение N 2).

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А.Корниенко) обеспечить реализацию программы и порядка.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д.Алханова.

Министр
А.В.Коновалов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 октября 2015 года,
регистрационный N 39104

Приложение N 1. Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Приложение N 1
к приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации

1. Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - Программа), подготовлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых им для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, по обеспечению соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, предназначено для освоения:

основ психологии лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, способов применения психологических знаний для оказания им помощи в реализации своих прав и законных интересов;

положений законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении инвалидов, способов оказания консультационной помощи для решения вопросов социальной защищенности.

3. Программа рассчитана на 10 учебных часов и состоит из двух разделов:

1) психологическая подготовка;

2) подготовка в области социальной защиты.

4. Реализация Программы осуществляется в соответствии с примерным учебно-тематическим планом прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (приложение).

Приложение к программе. Примерный учебно-тематический план прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, ...

Приложение
к программе прохождения подготовки
сотрудниками учреждений
уголовно-исполнительной системы
в целях обеспечения соблюдения
прав, свобод и законных интересов
подозреваемых, обвиняемых и
осужденных, являющихся инвалидами

Примерный учебно-тематический план прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Наименование тем разделов

В том числе

теоре-
тических занятий

практи-
ческих занятий

Раздел I. Психологическая подготовка

Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами

Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

ВСЕГО:

Раздел I. Психологическая подготовка

Тема 1.1. Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами.

Психопрофилактическая работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами, состоящими на профилактическом учете.

Психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Психологическое сопровождение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

Тема 1.2. Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами

Психология конфликта. Понятие и методика работы.

Понятие психической саморегуляции. Техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами. Схема проведения психической саморегуляции.

Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

Тема 2.1. Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях

Приобщение к ведению здорового образа жизни и восстановление социально-полезных связей в социальной работе с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Технология восстановления в исправительных учреждениях утраченных документов, удостоверяющих личность осужденного, являющегося инвалидом, и подтверждающих право на получение социальных льгот и гарантий.

Оформление лицам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях, инвалидности, пенсий, льгот.

Технология социального сопровождения осужденных, являющихся инвалидами, в период их пребывания в исправительных учреждениях.

Технология подготовки к освобождению и оформления лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, для передачи в специальные дома инвалидов или центры социальной реабилитации.

Тема 2.2. Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях

Основные элементы организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Принципы и сущность планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Технология планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях социальному паспорту исправительных учреждений и наличию социальных проблем.

Примерное содержание специального плана работы группы социальной защиты с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Согласование плана социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами с другими планами, существующими в исправительных учреждениях (планы воспитательной работы, трудовой адаптации).

Взаимодействие сотрудников группы социальной защиты осужденных с другими отделами и службами исправительных учреждений при осуществлении социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Отечественный опыт организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Тема 2.3. Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

Физиологические, психологические, социально-психологические, медико-социальные особенности осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Создание улучшенных условий для проживания осужденным, являющимся инвалидами, в исправительных учреждениях - задача, предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством.

Профилактика социальной дезадаптации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях.

Проблемы общения, трудовой и досуговой занятости осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Критерии оценки состояния осужденных, являющихся инвалидами, включая оценку их профессиональных потенциальных возможностей с учетом имеющихся у них функциональных нарушений.

Система профессиональной ориентации как средство профессиональной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами.

Особенности использования ресоциализации для социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях различных видов режимов.

Формы привлечения государственных органов и общественности к решению проблем социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, освобождающихся из исправительных учреждений.

Приложение N 2. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Приложение N 2
к приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 сентября 2015 года N 221

1. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Подготовка в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в отношении сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, непосредственно работающих с осужденными и лицами, заключенными под стражу, а также состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и являющимися инвалидами.

3. Содержание подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, определяется программой прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

4. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в рамках служебной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.08.2012 N 169 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы" (зарегистрирован Минюстом России 13.09.2012, регистрационный N 25452).

5. Непосредственное руководство, а также контроль за организацией и состоянием прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляет начальник учреждения уголовно-исполнительной системы и его заместители.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 06.10.2015,
N 0001201510060033

Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Название документа: Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами
Номер документа: 221
Вид документа: Приказ Минюста России
Принявший орган: Минюст России
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060033
Дата принятия: 22 сентября 2015
Дата начала действия: 01 января 2016

Одной из наиболее социально незащищенных категорий в исправительном учреждении (ИУ) являются осужденные пожилого возраста и инвалиды. Они имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите.

Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей органов социальной защиты населения.

Среди осужденных пожилого возраста редко встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом постепенного снижения психофизиологических функций, увядания организма и изменений личности, что называется нормальной старостью. Естественно стареющие осужденные характеризуются физической и психической активностью, развитыми компенсаторными и адаптационными механизмами, высокой способностью к трудовой деятельности.

Нередко в исправительном учреждении отбывают наказание осужденные, у которых проявляются существенные патологические отклонения в процессе старения, связанные с различными заболеваниями, нарушением компенсаторных и адаптационных механизмов, дисгармонией жизненных процессов и их проявлений. Происходящая при старении перестройка механизмов высшей нервной деятельности составляет основу возрастных изменений психической деятельности и поведения человека. Прежде всего это касается такого сложного явления, как интеллект. В старости важнейшей становится способность к решению задач, связанных с использованием уже накопленного опыта и информации. В эмоциональной сфере наблюдается неконтролируемая склонность к враждебности и агрессивности по отношению к окружающим, ослабляется прогнозирование последствий своих поступков и действий других лиц. Среди психологических процессов, на которых в наибольшей степени отражаются возрастные изменения, является ослабление памяти. Возрастные изменения способны существенно изменить психический склад человека, его личность. Среди характеристик, считающихся типичными для пожилого возраста, - консерватизм, стремление к нравоучениям, обидчивость, эгоцентризм, уход в воспоминания, самоуглубленность, что в рассматриваемом нами случае усугубляется лишением свободы.

Престарелые осужденные неоднородны по уровню образования, трудовому стажу, состоянию здоровья, семейному положению, количеству судимостей и общему времени, проведенному в местах лишения свободы. Большинство из них не имеют достаточного трудового стажа, права на получение пенсии по старости. Все это вызывает у них неуверенность в своем будущем, а также боязнь старости и неприязненное отношение к ней, которая особенно усугубляется у одиноких, а также больных, физически немощных.

Специалист по социальной работе должен учитывать общие черты и особенности престарелых осужденных и осуществлять индивидуальный подход к ним при реализации различных технологий и мер психолого-педагогического воздействия с учетом общих закономерностей старения и индивидуального своеобразия личности престарелого.

Наряду с престарелыми осужденными в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами. Большое число осужденных инвалидов часто болеют или имеют хронические заболевания, половина из них испытывает затруднения в бытовом обслуживании, не может обойтись без посторонней помощи. Внушительная часть рассматриваемой категории осужденных не только социально дезадаптирована, но и лишена социальных связей. При этом необходимо учитывать, что главную из всех социальных проблем личностного уровня - инвалидность по объективным причинам - разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к состоянию своего здоровья и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

В учреждениях исполнения наказаний проведение социальной работы с осужденными инвалидами в той или иной мере затрудняют их социальные ограничения, которые необходимо учитывать социальному работнику:

  • ? физическое ограничение, или изоляция инвалида. Это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуальнопсихическими недостатками, которые мешают самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве;
  • ? трудовая сегрегация, или изоляция. Из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе;
  • ? малообеспеченность. Эти люди вынуждены существовать либо на невысокую зарплату, либо на пособие, которое не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида;
  • ? пространственно-средовой барьер. Сама организация жизненной среды не является дружественной по отношению к инвалиду;
  • ? информационный барьер. Инвалиды имеют затруднения в получении информации как общего плана, так и имеющей значение непосредственно для них;
  • ? эмоциональный барьер. Непродуктивные эмоциональные реакции окружающих по поводу инвалида .

Осужденные, являющиеся инвалидами, отбывают наказание в исправительных учреждениях различных видов и режимов. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья. Но есть и такая категория осужденных, которые стали инвалидами в процессе пресечения совершаемых ими уголовных преступлений и в период исполнения уголовного наказания. Освидетельствование последних производится в процессе отбывания наказания территориальными экспертно-врачебными комиссиями по месту дислокации исправительных учреждений.

Медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы МСЭ.

Заявление осужденного, направление на МСЭ лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы и другие медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья, направляются администрацией учреждения, где содержится осужденный, в территориальные учреждения государственной службы МСЭ. Для составления индивидуальной программы реабилитации инвалида освидетельствование осужденных в учреждениях государственной службы МСЭ осуществляется в присутствии представителя администрации ИУ, где отбывают наказание осужденные, направленные на экспертизу.

При признании осужденного инвалидом справка МСЭ установленной формы направляется в ИУ и хранится в личном деле осужденного.

Выписка из акта освидетельствования учреждения государственной службы МСЭ осужденного, признанного инвалидом, а также о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в дополнительных видах помощи направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения ИУ, для назначения, перерасчета и организации выплаты пенсии. В случае освобождения из ИУ осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка МСЭ выдается ему на руки.

В своей деятельности с осужденными пожилого возраста и инвалидами специалист по социальной работе делает упор на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т.п.), чтобы нейтрализовать отрицательные особенности процесса старения или хронического заболевания. Этого можно достичь, если сделать их жизнь деятельной. Поэтому особое внимание следует уделять организации свободного времени этой категории осужденных (этот навык потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов). Для поддержания интеллекта на определенном уровне имеет значение вовлечение этих осужденных в работу по самообразованию. Сохранение психофизических функций достигается посильной деятельностью и трудотерапией, развитием интеллектуальных интересов, постоянным расширением эрудиции.

Значительное место в работе с осужденными пожилого возраста и инвалидами в исправительном учреждении занимают организация и проведение с ними оздоровительно-профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера также и меры социально-психологические и социально-педагогические.

Санитарно-просветительная работа проводится с использованием различных форм и методов: лекции, беседы, консультации, громкое чтение литературы и радиовещание, выпуск санитарных бюллетеней, стенных газет, памяток, использование плакатов, лозунгов, диапозитивов, диафильмов, фотовыставок, демонстрация кинофильмов и др.

Согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I и II группы, могут привлекаться к труду только по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и социальной защите инвалидов. Поэтому при вовлечении этой категории осужденных в производительный труд необходимо учитывать физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психофизических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания). Работающим осужденным - инвалидам I и II группы, а также осужденным пожилого возраста уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены определенные льготы:

  • ? увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней;
  • ? привлечение к работе без оплаты труда только по их желанию;
  • ? увеличение размера гарантированного минимума до 50% от начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

Особое внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ.

Подготовка осужденных к освобождению включает несколько этапов:

  • ? учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;
  • ? основным элементом подготовки осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ является документирование. Это обеспечение осужденных, освобождающихся из ИУ, всеми необходимыми документами. Основным из них, без которого невозможно решение ни одного вопроса, связанного с ресоциализацией осужденного, является паспорт гражданина РФ. Вопросы получения паспортов актуальны для всех категорий утративших его по различным причинам;
  • ? восстановление социально полезных связей осужденных (направление с этой целью запросов в ОВД, переписка с родственниками и др.). Особую важность при этом приобретает взаимодействие специалиста по социальной работе с начальниками отрядов, а также сотрудниками других подразделений ИУ;
  • ? проведение индивидуальных бесед с каждым освобождающимся, в процессе которых выясняются жизненные планы на будущее. Кроме того, разъясняются порядок трудоустройства, права и обязанности граждан во время поиска работы, проясняются вопросы бытового устройства и др.;
  • ? оформление социальных карт на каждого осужденного с обязательной выдачей ее при освобождении на руки. В составлении социальной карты участвуют специалисты как администрации учреждения, исполняющего наказание, так и других служб. Карты составляются с целью обеспечения полного учета лиц, освобождающихся из учреждения, для представления в органы местного самоуправления, учреждения занятости населения, социальной защиты населения, здравоохранения и другие учреждения и организации по месту жительства;
  • ? оплата проезда осужденного до места следования при освобождении. При необходимости обеспечивается сопровождение до поезда и приобретение проездных документов;
  • ? разработка методических материалов, содержащих необходимую для освобождающихся информацию по вопросам социального обслуживания, медицинского обеспечения, оформления документов (паспорта, инвалидности, регистрации по месту жительства), трудоустройства, социальной поддержки. Данный методический материал позволяет освобождающемуся из учреждения, исполняющего наказание, сформировать определенные знания о социальной действительности;

Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. Пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий по инвалидности: трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению. После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

Основные документы, которые необходимо подготовить специалисту по социальной работе, для назначения пенсий:

  • ? заявление осужденного;
  • ? паспорт осужденного;
  • ? справки, подтверждающие место пребывания или фактического проживания гражданина на территории Российской Федерации;
  • ? страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • ? документы о трудовой деятельности - трудовая книжка; справка о среднемесячном заработке за периоды деятельности для начисления размера пенсионного обеспечения;
  • ? документы об установлении инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • ? сведения о нетрудоспособных членах семьи, смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, что умершая являлась одинокой матерью; о смерти другого родителя.

Специалист по социальной работе оформляет необходимые документы и направляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, контролирует своевременное перечисление пенсии и принимает меры по устранению недостатков. При отсутствии у осужденного трудовой книжки и других документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, направляются запросы для розыска указанных документов. Если трудовой стаж подтвердить не удается или трудового стажа нет, назначается государственная социальная пенсия по достижении 65-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин либо государственная социальная пенсия по инвалидности.

Каждый осужденный пожилого возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести. Немощные лица, инвалиды, неспособные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, сопровождаются сотрудниками медицинской службы. С лицами, не имеющими семьи и родственников, проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Важно разъяснить, что в учреждениях данного типа установлен постоянный контроль за соблюдением порядка передвижения подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции.

В отношении тех, кого нельзя направить в дома престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ.

Важным формальным элементом, направленным на успешную ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных пенсионного возраста, инвалидов и престарелых, освобождающихся из ИУ, является подготовка и выдача на руки «Памятки освобождающегося». Она включает: советы психолога; права и обязанности освобождающихся граждан; информацию о процедуре освобождения, о службе занятости, пенсионном обеспечении, об обращении в суд; о предоставлении возможной медицинской помощи; полезную информацию (о бесплатных столовых, домах ночного пребывания, службах социальной помощи, диспансерах, «телефонах доверия», паспортных службах и т.п.).

Таким образом, оказание социальной помощи осужденным пенсионного возраста, инвалидам и престарелым в ИУ представляет собой логично выстроенную систему мероприятий социального характера. При этом большое значение имеет практическая подготовленность данной категории отбывших наказание к освобождению. Ее результативность имеет существенное значение в решении вопросов социально-бытовой, трудовой реабилитации и социальной адаптации их к жизни на свободе.

Контрольные вопросы

1. Какие основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях вы можете назвать?

  • 2. В чем состоит специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными?
  • 3. Каковы основные формы социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях?
  • 4. В чем состоят особенности социальной работы с осужденными пожилого возраста и инвалидами в исправительных учреждениях?

Литература

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».

Кузнецов М.И., Ананьев О.Г. Социальная работа с осужденными в ИУ: учеб, пособие для начинающих специалистов по социальной работе УИС. Рязань, 2006.

Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учеб, пособие / С.А. Лузгин [и др.J; под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. Рязань, 2006.

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб, пособие / под ред. проф. А.Н. Сухова. М., 2007.

  • Кузнецов М.И., Ананьев О.Г. Социальная работа с осужденными в ИУ. Рязань, 2006.С. 61-62.
  • 3.1. Социальная диагностика: цель, этапы и методы проведения
  • Программа социальной диагностики инвалида
  • 3.2 Технология социального консультирования инвалидов
  • 3.3. Социальная реабилитация инвалидов
  • 3.4. Технология социальной адаптации инвалидов
  • 3.5. Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов
  • Положение инвалидов на рынке труда
  • Социальная поддержка безработных инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов
  • 5.1 Пенсионное обеспечение инвалидов
  • 5.2. Ежемесячная денежная выплата как форма социального обеспечения инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов
  • 6.1. Социальное обслуживание инвалидов в стационарных учреждениях
  • 6.2 Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов
  • 7.1. Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов
  • 7.2. Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами
  • 8.1. Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в современной России
  • 8.2. Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования
  • 8.3. Организация досуга молодых инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература:
  • Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов
  • 9.1. Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки
  • 9.2. Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов
  • 9.3. Социально-педагогическая помощь и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 10. Гендерные аспекты социальной работы с инвалидами
  • 10.1 Гендерные особенности инвалидности
  • 10.2 Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностью
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях
  • 11.1. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении
  • 11.2. Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве рф
  • 11.3. Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов
  • 12.1 Понятие и виды общественных объединений инвалидов
  • 12.2 Содержание деятельности общественных объединений инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами
  • 13.1. Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами
  • 13.2. Профессиональный этикет специалиста по социальной работе во взаимодействии с людьми особых потребностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Приложения о перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособным на региональных рынках труда
  • Порядок
  • Участия граждан пожилого возраста и инвалидов,
  • Проживающих в стационарных учреждениях
  • Социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медико-социальная экспертиза
  • Глава III. Реабилитация инвалидов
  • Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
  • Глава V. Общественные объединения инвалидов
  • Глава VI. Заключительные положения
  • Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов
  • Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеей от 13 декабря 2006 года
  • I. Общие положения
  • II. Цели, задачи и принципы деятельности вои
  • III. Члены всероссийского общества инвалидов
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов
  • 1 (IV). Всемирную программу действий
  • I. Цели, история вопроса и концепции
  • О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-фз
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания
  • Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава IV. Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава V. Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
  • I. Общие положения
  • II. Порядок разработки индивидуальной программы
  • III. Порядок реализации индивидуальной программы
  • I. Общие положения
  • II. Условия признания гражданина инвалидом
  • 11.3. Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях

    Всю социальную работу с осужденными инвалидами в период их пребывания в исправительных учреждениях проводят его сотрудники (прежде всего социальные работники, медработники, начальники отрядов и психологи). В России социальная работа в пенитенциарной сфере как самостоятельный вид профессиональной деятельности начала формироваться с 2001г. Это связано с преобразованием уголовно-исполнительной политики в сторону гуманизации, т.е. соблюдения прав осужденных, обеспечения оптимальных условий отбывания ими наказания, возвращения в общество.

    К этой работе могут привлекаться представители общественных организаций и религиозных конфессий, оказывающих содействие в этой работе УИС. Практика показывает, что руководители, а также социальные, воспитательные и медицинские службы ИУ на основании заключенных о сотрудничестве договоров с различными организациями в первую очередь создают возможности для получения от них социальной помощи именно слабо защищенным категориям осужденных, в которые входят осужденные инвалиды.

    Основными задачами социальной работы в исправительном учреждении являются:

    Организация и обеспечение социальной защиты всех категорий осужденных, особенно нуждающихся в ней (пенсионеров, инвалидов, утративших родственные связи, переведенных из воспитательных колоний, престарелых, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости, не имеющих определенного места жительства, больных неизлечимыми или трудноизлечимыми заболеваниями);

    Содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий отбытия наказания;

    Помощь в социальном развитии осужденного, включая повышение их социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;

    Помощь осужденным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т.д.).

    Развитие и укрепление социально полезных связей между осужденным и внешним миром;

    Содействие осужденному в получении помощи специалистов.

    Организация социальной работы с осужденными инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Изучая их, необходимо, прежде всего, установить: состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственные связи, специальности, мотивацию и цели жизни, наиболее характерные психические состояния аномалии поведения.

    Оформление пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом, которое осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965, и в соответствии с Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 20 января 1997 года № 1/30.

    Медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы, регулирующей эти вопросы. Заявление, направление и другие медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья направляются администрацией учреждения, где содержится осужденный, в территориальные учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Для составления индивидуальной программы реабилитации инвалида освидетельствование осужденных в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы осуществляется в присутствии представителя администрации исправительного учреждения, где отбывают наказание осужденные, направленные на экспертизу.

    При признании осужденного инвалидом, справка МСЭК установленной формы направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного. Выписка из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы осужденного, признанного инвалидом, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения, для назначения, перерасчета и организации выплаты пенсии. А выписка из акта освидетельствования о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в дополнительных видах помощи, направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного. В случае освобождения из исправительного учреждения осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка МСЭК выдаётся ему на руки.

    Выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, производится со дня вынесения приговора, но не ранее 1 июля 1997 года и во всех случаях не ранее дня, с которого назначена пенсия.

    Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, список и справку на каждого осужденного о его нахождении в исправительном учреждении. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие, требуемые для открытия выплаты документы.

    После освобождения инвалида из мест лишения свободы – пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета. И после того, как будут собраны и оформлены все необходимые документы, он снова будет получать пенсию.

    В работе с осужденными инвалидами специалист по социальной работе опирается на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т. п.), с тем, чтобы нейтрализовать отрицательные особенности заболеваний. Этого можно достичь, если исходить из основного принципа социальной работы с данной категорией осужденных - сделать их жизнь деятельной. Поскольку особое внимание инвалиды уделяют состоянию своего здоровья и пытаются найти средства его поддержания, важное значение имеет организация цикла лекций и бесед на медико-социальные темы. В клубе исправительного учреждения, библиотеке, в отрядах могут быть оборудованы уголки или стенды со специальной медико-просветительной литературой, вырезками из периодической печати, санитарно-просветительскими плакатами, рассчитанными на осужденных инвалидов: «Как поддержать здоровье», «Как справиться с тяжелым заболеванием», «Твой опыт и знания нужны обществу» и т.п.

    Санитарное просвещение - составная и неотъемлемая часть деятельности медицинской службы, проводимая в тесном взаимодействии с воспитательной, культурно-массовой и социальной работой. Так как важным аспектом всей работы исправительного учреждения является то, что в общество должен вернуться человек, который самостоятельно сможет адаптироваться к условиям после освобождения. Санитарно-просветительная работа проводится с использованием различных форм и методов: лекции, беседы, консультации, громкое чтение литературы и радиовещание, выпуск санитарных бюллетеней, стенных газет, памяток, использование плакатов лозунгов, диапозитивов, диафильмов, фотовыставок, демонстрация кинофильмов и др.

    При подборе работы для осужденных инвалидов следует иметь в виду, что при выборе профессии усиливается роль условий труда, что инвалиды I и II группы привлекаются к труду только по их желанию. Эффективная трудовая реабилитация осужденных инвалидов достигается поддержанием размеренного трудового ритма, не допускающего авралов, штурмов, аритмии в производственной деятельности.

    Организация социально-гигиенических мероприятий, включает в себя постоянный контроль над здоровьем осужденных инвалидов, медицинский уход, профилактику психопатологических отклонений путем занятия осужденных инвалидов общественно полезной деятельностью.

    С точки зрения профилактики здоровья этой категории осужденных недопустимы резкие изменения образа жизни в связи с переходом к другому виду трудовой деятельности или освобождением от труда по болезни. Такие резкие изменения вызывают состояния стресса, с которыми организм не всегда может справиться. Вовлечение с учетом состояния здоровья в какие-либо виды общественно полезной деятельности: поручения на участие в общественно полезных работах без оплаты труда, предоставление оплачиваемой работы на неполный рабочий день. Вовлечение в работу самодеятельных организаций. Приобщение к выполнению разовых поручений. Назначение ответственных лиц из их числа за какой-либо конкретный участок работы на общественных началах.

    Эффективным является создание специалистами по социальной работе групп взаимопомощи и обеспечение деятельности закрепленных осужденных от секции социальной помощи для обслуживания осужденных инвалидов, которые могут участвовать в проведении мероприятий по обеспечению надлежащих бытовых, санитарно-гигиенических и других необходимых дел для инвалидов.

    Для поддержания определенного уровня функционирования интеллекта имеет значение вовлечение инвалидов осужденных в работу по самообразованию. Сохранение психофизических функций достигается посильной деятельностью и трудотерапией, развитием интеллектуальных интересов, постоянным расширением эрудиции.

    Сотрудники должны научить инвалидов организовывать свой досуг, что потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов. Организация свободного времени и досуга осужденных инвалидов должна преследовать две цели: создание наилучших условий для восстановления физической и психической энергии и максимальное занятие свободного времени деятельностью, способствующей развитию у них общественных интересов. Для этого осужденные инвалиды привлекаются к культурно-массовой работе, участию в художественной самодеятельности, оформлению наглядной агитации, работе редакционной коллегии, пропаганде книг, ремонту имеющегося книжного фонда, самообразованию. Так же, целесообразно привлекать рассматриваемую категорию к посильному занятию физкультурой и спортом (соревнования по шахматам, шашкам, армрестлингу и т.п.).

    Организация и проведение с ними профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера и меры социально-психологические и социально-педагогические, имеет тоже не маловажное значение для подготовки этой категории осужденных к жизни на свободе.

    Специальное внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных инвалидов к освобождению из ИУ.

    С лицами, не имеющими семьи и родственников, проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить надлежащим образом соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Здесь действуют специальные нормы и правила поведения, которым необходимо следовать. Важно разъяснить, что в учреждениях данного типа установлен постоянный контроль над соблюдением порядка передвижения подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции.

    Необходимо заметить, что для обеспечения освобождающихся из ИУ инвалидов соответствующей одеждой и обувью, проводятся мероприятия по распределению и обеспечению получения различных видов помощи, поступающей от различных негосударственных организаций.

    В отношении тех, кого нельзя направить в дома для престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ. Инвалиды, не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, должны сопровождаться сотрудниками медицинской службы.

    Большое значение при организации социальной работы в целом, в исправительном учреждении УИС Минюста России по подготовке осужденных к освобождению, имеет правовое закрепление этой деятельности. Подготовка осужденных к освобождению законодательно закреплена в главе 22 Уголовно-исполнительного кодекса, которая озаглавлена как «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними» и в том числе осужденным инвалидам.

    Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы.

    Деятельность по подготовке осужденных к освобождению включает несколько этапов:

    1. Учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;

    2. Основным элементом подготовки осужденных инвалидов к освобождению из ИУ является документирование. Это обеспечение осужденных, освобождающихся из ИУ всеми необходимыми документами. Основным документом, без которого невозможно решение ни одного вопроса, связанного с ресоциализацией осужденного, является паспорт гражданина РФ. Вопросы получения паспортов актуальны для всех категорий утративших по различным причинам.

    3. Восстановление социально полезных связей осужденных (направление с этой целью запросов в ОВД, переписка с родственниками и др.). Особую важность при этом приобретает взаимодействие специалиста по социальной работе с начальниками отрядов, а также сотрудниками других подразделений ИУ;

    4. Составление индивидуальных бесед с каждым освобождающимся, в процессе которых выясняются жизненные планы на будущее. Кроме того, разъясняются порядок трудоустройства, права и обязанности граждан во время поиска работы, проясняются вопросы бытового устройства и др.;

    5. Оформление социальных карт на каждого осужденного с обязательной выдачей ее при освобождении на руки. В составлении социальной карты участвуют как специалисты администрации учреждения исполняющего наказание, так и других служб. Карты составляются с целью обеспечения полного учета лиц, освобождающихся из учреждения, для представления в органы местного самоуправления, учреждения занятости населения, социальной защиты населения, здравоохранения и другие учреждения и организации по месту жительства;

    6. Оплата проезда осужденного до места следования при освобождении. При необходимости обеспечивается сопровождение до поезда и приобретение проездных документов;

    7. Разработка методических материалов, содержащих необходимую для освобождающихся информацию по вопросам социального обслуживания, медицинского обеспечения, оформления документов (паспорта, инвалидности, регистрации по месту жительства), трудоустройства, социальной поддержки. Данный методический материал позволяет освобождающемуся из учреждения исполняющего наказание сформировать определенные знания о социальной действительности.

    9. Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. Пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий по инвалидности: трудовые пенсии; пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

    Основные документы, которые необходимо подготовить специалисту по социальной работе для назначения пенсий:

    Заявление осужденного;

    Паспорт осужденного;

    Справки, подтверждающие место пребывания или фактического проживания гражданина на территории РФ;

    Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

    Документы о трудовой деятельности - трудовая книжка; справка о среднемесячном заработке за периоды деятельности для начисления размера пенсионного обеспечения;

    Документы об установлении инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности;

    Сведения о нетрудоспособных членах семьи, смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; что умершая являлась одинокой матерью; о смерти другого родителя;

    Другие документы (их представление возможно в необходимых случаях). Специалист по социальной работе оформляет необходимые документы и направляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, осуществляет контроль над своевременным перечислением пенсии и принимает меры по устранению недостатков. При отсутствии у осужденного трудовой книжки и других документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, направляются запросы по розыску указанных документов. Если трудовой стаж подтвердить не удается или трудового стажа нет, назначается государственная социальная пенсия по достижении 65-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин либо государственная социальная пенсия по инвалидности.

    Важным формальным элементом, направленным на успешную ресоциализацию и социальную адаптацию осужденного инвалида, освобождающегося из ИУ, является подготовка и выдача на руки «Памятки освобождающемуся». Ее структура может включать: советы психолога; права и обязанности освобождающихся граждан; информацию о процедуре освобождения; информацию о службе занятости; о пенсионном обеспечении; об обращении в суд; о предоставлении возможной медицинской помощи; полезная информация (о бесплатных столовых, домах ночного пребывания, службах социальной помощи, диспансеры, телефоны доверия, паспортные службы и т.п.)

    Таким образом, социальная работа с осужденными инвалидами в исправительных учреждениях представляет собой логично выстроенную систему мероприятий социального характера. При этом большое значение имеет практическая подготовленность инвалидов к освобождению. Ее результативность имеет существенное значение в решении вопросов социально-бытовой, трудовой реабилитации и социальной адаптации их к жизни на свободе.

    А. Л. Коваленко - курсант 4 курса психологического факультета ВИПЭ ФСИН России

    За последние годы в мире существенно изменились представления о проблеме инвалидности и соответственно подходы к ее решению. Инвалидами в современных условиях признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля своего поведения, обучения).

    В «Конвенции ООН о правах инвалидов» инвалидами называются лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими . При этом констатируется, что инвалидность - это эволюционирующее понятие, результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовы- ми барьерами и мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

    Качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. Важно, чтобы эта цель достигалась не столько за счет благотворительной деятельности, сколько посредством реализации системы социальных, организационных, экономических, психологических и других мер, позволяющих инвалиду адаптироваться в новых условиях и найти свое место в жизни.

    Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество. Соответственно, каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

    Федеральный Закон № 181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет содержание отечественной государственной политики в данной области. Ее целью является обеспечение инвалидам, равных с другими гражданами, возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

    Несмотря на многочисленные меры социальной поддержки, закрепленные законодательством, люди с ограниченными возможностями (в том числе осужденные) продолжают сталкиваться с проблемами. Наиболее значимы из них такие:

    • - трудности трудоустройства и дискриминации в сфере занятости;
    • - физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда;
    • - ограничение доступа к образованию и удовлетворению социально-культурных потребностей;
    • - недостаточный объем и низкое качество услуг здравоохранения для осуществления медицинской реабилитации инвалидов;
    • - отсутствие комфортных бытовых условий и др.

    Ограниченные физические возможности являются причиной

    оторванности инвалидов от общественной жизни. Зачастую инвалиды чувствуют себя отверженными, испытывают моральные и психологические проблемы и ведут себя обособленно.

    Имеющиеся в стране государственные структуры, неправительственные организации, общественные объединения призваны осуществлять меры, направленные на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции в общество, профессиональной деятельности. Однако изучение опыта их деятельности позволяет утверждать, что данной категории населения предоставляются в основном услуги по социально-медицинской и социально-профессиональной реабилитации.

    Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, отбывающих наказание и освободившихся из ИУ, жизненно важно получение образования, поскольку оно является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения ее социального статуса. В личностном плане образование предоставляет свободу жизненного выбора целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для лиц, чей статус в связи с нахождением в условиях несвободы существенно преобразовался.

    Экономическая целесообразность получения профессии (и значит, профессионального образования) - это возможность достижения социальной полноценности, материальной независимости. Именно поэтому в области профессионального образования осужденных инвалидов очевидным приоритетом является интеграция, которая наилучшим способом обеспечивает им равные права и возможности в рациональном трудоустройстве и эффективной занятости

    Поделиться