Хадж когда начало. Полезная информация для паломников

(‘ИБАДА ) (в соответствии с ханафитским мазхабом )

Часть I

ПОКЛОНЕНИЕ АЛЛАХУ (‘ибада )

  • Что такое поклонение?
  • Польза поклонения;
  • Виды поклонения;
  • Степени поклонения;
  • Богословско-правовые школы (м азхаб ) в Исламе.

Что такое поклонение?

Поклонение Аллаху (по-арабски«‘и бада ») – это возвеличивание Его и проявление благодарности за всё Им дарованное.

Аллах – Тот, Кто создал нас из ничего, одарил нас зрением, слухом и речью. По милости Аллаха мы обладаем разумом и удостоены привилегированного положения по сравнению с другими созданиями. Аллах даровал нам бесценные дары, начиная от кислорода, который мы вдыхаем, и заканчивая водой, которую мы пьем.

Аллах не оставил нас без Своего попечения – ниспослал пророков и Священные Писания, указав нам пути достижения счастья в этом мире и в Следующей жизни.

Аллах повелел нам быть благодарными Ему, овладевать знаниями о Нем и поклоняться Ему.

Если какой-либо человек одарит нас своей любовью, заботой, вниманием, множеством даров, то, конечно же, мы будем благодарны ему, с радостью выполним любое его поручение, просьбу. Так как же мы можем быть неблагодарны нашему Господу, одарившему нас жизнью и всем, что у нас есть? Целью нашей жизни должна стать вера и поклонение Великому Творцу. Через это мы сможем удостоиться чести войти в число Его любимых рабов и соединиться с бесконечным райским счастьем.

ПОЛЬЗА ПОКЛОНЕНИЯ

Наша душа, как и тело, нуждается в пище, но в пище не материальной, а духовной. Этой духовной пищей являются вера и поклонение Создателю. Поклонение Аллаху возвышает нашу душу, предотвращает совершение нами греховного и сохраняет самое ценное – веру.

Несмотря на то, что в жизни человек встречается с трудностями и попадает в, казалось бы, безнадежные ситуации, от погружения в отчаяние и уныние он спасает себя поклонением Аллаху. Благодаря этому человек приближается к Аллаху, находит убежище в Его милости и обретает спокойствие.

Кроме того, поклонение приносит пользу не только душе, но и телу. Перед молитвой-намазом мусульманин должен совершить омовение, которое способствует поддержанию чистоты тела и сохранению здоровья. Выполнение во время молитвы-намаза определенных движений обеспечивает человеку некоторую физическую активность. Соблюдение поста нормализует пищеварение. А такой вид поклонения, как милостыня, полезен для всего общества, так как решает проблемы нуждающихся.

Виды поклонений

Поклонение (и бада ) бывает трех видов:

1) Поклонение , совершаем ое самим верующим (поклонение телом). Например, совершение молитвы-намаза или соблюдение поста. Каждый мусульманин должен выполнять такое поклонение самостоятельно, его нельзя перепоручить другому. Также нельзя поститься или совершать молитву-намаз за другого человека.

2) Поклонение имуществом .К нему относятсявыплата милостыни (закят и садака ) и жертвоприношение (курбан ). В этом виде поклонения допускается поручительство. Например, человек отдает милостыню не лично в руки нуждающемуся, а передает часть своего имущество через посредника.

3) Поклонение , выполняем ое как самим верующим , так и его имуществом .К этому виду поклонения относится паломничество в Мекку (хадж и ‘умра ), когда человек расходует имущество для его совершения и своим телом выполняет обряды. Пожилые и больные люди, не имеющие физической возможности самостоятельно выполнить обряды паломничества, но обладающие средствами для его совершения, могут послать другого мусульманина совершить его вместо себя.

СТЕПЕНИ поклонения

Как правило, человек совершает поклонение, руководствуясь одним из следующих мотивов:

1. Поклонение Аллаху, ибо Он Единственный, Кто достоин абсолютного поклонения и благоговения.

Это наивысшая степень поклонения, так как, исполняя повеления Аллаха, верующий ожидает только Его довольства.

2. Поклонение с мечтой о Рае и/или из-за страха перед Адом.

Человек, выполняющий поклонение с таким намерением, соблюдает повеления Аллаха, но лучше, если он будет делать это только ради Аллаха.

3. Поклонение с целью скорейшего получения выгоды и для демонстрации перед окружающими своей «праведности». Это самая низшая степень поклонения. Перед Всевышним Аллахом она не будет считаться поклонением Ему, поскольку все, что делается не ради Создателя, не обладает ценностью и не вознаграждается.

богословко-правовые школы (МАЗХАБ ) В ИСЛАМЕ

РАЗЛИЧ ИЕ ВО МНЕНИЯХ – ЭТО МИЛОСТЬ АЛЛАХА

Как известно, со времен пророка Адама, мир ему, человечеству росло и совершенствовалось, подобно тому, как взрослеет человек. И поэтому Божественные законы (ш ариат ), ниспосылаемые через пророков людям, различались в зависимости от состояния конкретных племен и народов. Со временем, когда человечество словно «выросло» из детского возраста, люди в равной степени обрели способность получать одни и те же знания от одного и того же Учителя. То есть объективно не осталось потребности в различных законах, и Аллахом был ниспослан последний пророк – Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и закон, ставший доступным для всего человечества. Однако по причине того, что условия и места проживания, а также характеры, умственные и физические способности, сферы деятельности и т.п. у людей отличаются, применения отдельных положений данного закона могут быть различны.

Именно подобная гибкость в решении не основополагающих вопросов придает Исламу универсальный характер, позволяя ему существовать и развиваться в любых условиях и оставаться открытой для каждого человека на Земле. Эта гибкость также является доказательством Божественного происхождения Ислама, так как только Сам Творец, обладающий Абсолютным Всезнанием, изначально зная о разнообразии своих творений, об изменении условий их жизни, даровал именной такой Закон.

Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в разное время совершал одни и те же религиозные обряды с небольшими отличиями, давал разные советы на один и тот же вопрос, учил людей поступать по-разному в одинаковой ситуации. Но все, что касалось основ вероучения, было единым и неизменным. Все практические примеры Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его советы и наставления были правильными во всех случаях.

Ученые Ислама, тщательно изучив Священный Коран и Сунну Пророка, мир ему и благословение Аллаха, учитывая эти сходства и отличия, систематизировали полученные знания в богословско-правовые школы – мазхабы . В первые века распространения Ислама существовало более 10-ти мазхабов. Впоследствии многие из них перестали существовать из-за того, что не нашлось людей, которые продолжили бы их развитие. Поэтому в настоящее время в силу объективных причин сохранилось четыре признанных мазхаба. Каждый мазхаб носит имя своего основателя-имама: Абу Ханифы, Шафии, Малика, Ахмада ибн Ханбаля.

Отвечая на вопрос: «Истина бывает только одна, как же могут быть правильными решения четырех?» один из выдающихся исламских учёных сказал: «Вода для пяти разных болезней может принимать пять разных положений. Одному, судя по характеру его болезни, вода является лекарством, и поэтому она для него – необходима (ваджиб ) с медицинской точки зрения. Другому из-за его болезни вода вредна, как яд, и поэтому она ему категорически запрещена (харам ). Третьему от нее – небольшой вред, и она для него нежелательна (макрух ) с медицинской точки зрения. Четвертому человеку вода приносит пользу, не нанося вреда, она ему желательна (сунна ). Пятому от воды нет ни вреда, ни пользы, поэтому она для него нейтральна (мубах ), хочешь пей, хочешь нет. Итак, решение по одной и той же воде разделилось, и при этом все пять решений истинны. Так можно ли сказать, что вода только лекарство и она необходима (ваджиб ) всем, и любое другое решение неправильно?! Таким же образом положения (хукм ) Закона Аллаха изменяются по мазхабам в зависимости от людей, которые подчиняются им, причем изменяются они правильно, и каждое положение становится истиной и приносит пользу».

Учёные всех четырех мазхабов основывались на Коране и Сунне, а также на второстепенных источниках, таких как единогласное мнение мусульманских учёных(иджма ) , суждение по аналогии (к ы йас ) , предпочтительное мнение(истихсан ), применение обычного права(урф ) и другие. Каждый из них использовал второстепенные источники по своему усмотрению, в соответствии с собственной логикой, системой методов и приемов, используемых им при исследовании. Основы (асл ) вероучения у всех мазхабов едины, различия касаются незначительных вопросов (фуру ). Мнения ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества, они объясняют смысл Корана и Сунны и решения, вытекающие из них, в доступной для понимания форме. Следуя богословско-правовым решениям одного из мазхабов, мусульмане считают остальные три мазхаба также верными и истинными. Между мазхабами существуют прочные связи и на уровне ученых-богословов, и среди простых мусульман. Некоторые различия в способах поклонений и других второстепенных вопросах не мешают им с любовью относиться друг к другу, ибо это именно те различия, о которых Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что они являются милостью от Аллаха людям.

УЧЕНЫЕ – НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКОВ

Знание религии – это великий дар от Аллаха, которым Он украшает умы и сердца людей по Своей Воле. И об этом Аллах сказал в Коране:

«…Возвысит Аллах степени тому из вас, кто верует, кому дарованы знания (религии). И знает Аллах о том, что вы делаете» .

«Эти притчи Мы приводим людям, но постигают их только знающие» .

«Боятся Аллаха из рабов лишь знающие» .

«Свидетельствуют Аллах, а также ангелы и наделенные знанием, что нет Бога, кроме Него – Всемогущего, Мудрейшего» .

«Кому Аллах желает добра, тому Он дает понимание в религии. Я только раздающий, а дает Аллах» .

Абу Умама Бахили, да будет доволен им Аллаха, рассказывал, что когда Посланнику Аллаха упомянули о двух людях, один из которых был простым поклоняющимся, а другой – ученым, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Превосходство ученого над простым поклоняющимся, как мое превосходство над самым последним из вас. Истинно, Аллах, Его ангелы, все творения небес и земли, даже муравьи в своих норках и рыбы благословляют обучающего людей добру» .

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Того, кто следует по пути получения знаний, Аллах выводит на один из путей в Рай . Ангелы стелют под ним свои крылья от радости. За ученого просят прощение все творения небес и земли, и рыбы в воде. Поистине, превосходство ученого над поклоняющимся, как превосходство полной луны над всеми звездами. Поистине, ученые – наследники п ророков. И истинно, п ророки не оставляли в наследство динары или дирхамы, а оставляли в наследство знания. И кто взял его, тот получил огромный удел» .

Поэтому ученые единогласны в том, что выносить самостоятельные решения по богословско-правовым вопросам может не каждый мусульманин, а только ученый степени муджтахид . Претендующий на степень муджтахид должен удовлетворять следующим условиям:

1) в совершенстве владеть арабским языком;

2) знать наизусть Священный Коран и его основные толкования;

3) знать не менее трех тысяч хадисов с полным комментарием;

4) знать единогласное мнение мусульманских ученых (иджма ) по главным богословско-правовым вопросам;

5) владеть методологий мусульманского права (усуль аль-фикх );

6) вести строгую и благочестивую жизнь.

Муджтахидами высших степеней признаются имамы-основатели мазхабов. Всевышний Аллах одарил их мудростью и острым умом, силой воли и еще многими преимуществами, во главе которых искренняя богобоязненность, а затем – божественное озарение их сердец. Приведем краткие сведения об этих выдающихся учёных.

Основателем первого мазхаба является великий имам (имам аль-Азам ) Нуман ибн Сабит Абу Ханифа (699-767гг.). В юности он получил блестящее общее и богословское образование, был очень богобоязненным, щедрым, молчаливым, постоянно размышляющим человеком. Удостоился чести встречаться с некоторыми сподвижниками Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ночи великий имам проводил в дополнительных намазах. В одном намазе каждую ночь он полностью прочитывал Коран. В течении 40 лет он выполнял утренний намаз с омовением ночного.

Ханафитского мазхаба придерживается около 1/3 всех мусульман мира. Он распространен сегодня в Индии, Пакистане, Бангладеш, ЮАР, Иордании, Ливии, Судане, Ливане, части Китая, Турции, Центральной и Средней Азии, Египте, Афганистане и т.д. Большинство мусульман России – татары и башкиры также придерживаются ханафитского мазхаба.

Основатель второго мазхаба – Малик ибн Анас (713-795гг.) в юности учился под руководством около 100 ученых. Написал много книг, самая известная из которых «Аль-Муватта» – один из первых сборников хадисов. Он очень любил хадисы и никогда не читал их без омовения. Он был очень честен и никогда не стеснялся сказать «я не знаю», если не знал ответа на что-либо. Он никогда не делал различия между студентами, даже если среди них были короли.

Маликитский мазхаб распространен сегодня в Алжире, Тунисе, Марокко, Судане, части Египта и в других частях Африки.

Основатель третьего мазхаба – Мухаммад ибн Идрис А ш-Шафии (767-820гг.). Ученик Малика ибн Анаса, он получил хорошее образование. Его уважали за скромность, справедливость, доброжелательность и честность. Он имел великолепную память: в возрасте 9 лет знал Коран наизусть. Он был первым, кто написал книгу по методологии мусульманского права (у суль а ль-фикх ). В Рамадане он прочитывал весь Коран в своих намазах 60 раз. Свои ночи он делил на 3 части: треть проводил в молитвах, другую треть – в учении, а оставшуюся треть отводил для сна. Этот мазхаб сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности.

Шафиитский мазхаб распространен сегодня в Индонезии, Малайзии, Таиланде, части Индии и Шри-Ланки, Палестине, Уганде, Кении, части Египта, Сирии, ЮАР и др. Часть мусульман России, в основном представители северокавказских народов, также придерживаются шафиитского мазхаба.

Четвертый мазхаб основал Ахмад иб н Ханбаль (780-855гг.). Он получал знания у многих известных ученых и собрал большое количество хадисов. Его книга «Муснад» содержит более 40 тысяч хадисов. Он был лучшим учеником имама Аш-Шафии, который сказал о нем: «Я оставил Багдад, и не было там человека более ученого, скромного, честного и интеллигентного, чем Ахмад бин Ханбаль» . Имам Ахмад ежедневно выполнял 300 ракяатов дополнительных намазов. На его похоронах присутствовало более 800 тыс. мужчин и 60 тыс. женщин.

Ханбалитский мазхаб распространен сегодня в странах Персидского залива, а также в Ираке и Сирии.

Следуя наставлению Пророка, мир ему и благословение Аллаха, – «Обучайте людей (религии), облегчайте и не затрудняйте» , эти великие ученые облегчили обустройство повседневной жизни каждого мусульманина в соответствии с требованиями мусульманского права. Долг истинного мусульманина – быть искренне благодарным тем, кто посвятил свою жизнь глубокому изучению Корана и Сунны, обучению им других. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот не из моей общины, кто не уважает наших старших, не милосерден к нашим младшим и не почитает наших ученых» .

ПУСТЬ НЕЗНАЮЩИЕ СПРОСЯТ У ЗНАЮЩИХ

С детства для нас является естественным и привычным такой порядок вещей, при котором ищущий знания многие годы является учеником, постигая науку из уст более грамотных, набираясь опыта под их руководством, т.е. является последователем (мукаллидом). Это можно наблюдать в любой из областей знаний. Что же касается знаний по Исламу, то Аллах в Коране установил такой же порядок, повелев в Священном Коране:

«Так расспросите знающих, если сами не знаете» .

«Почему бы не отправить из каждой общины по группе, чтобы укрепиться в вере (узнать основы религии у Пророка) и по возвращении увещевать других» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Слушай внимательно! Весь мир и все, что в нем , лишено милости Аллаха, кроме трех: поминание Его (зикр ) и всего, что приближает к Нему, а также ученого и ученика религиозных знаний » .

«Изучайте Коран и обучайте ему других, получайте знания и передавайте их людям, изучайте свои обязанности (фард ) и обучайте им людей» .

«Верующий никогда не насыщается добром (т.е. знанием). Он слушает до тех пор, пока не достигнет Рая » .

«Поистине, ученые подобны звездам в небе, по ним определяют правильную дорогу в темноте на суше и на море. И если они потеряют свой свет, то идущие могут заблудиться» .

Всевышний Аллах направил Своего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он проповедовал Священный Коран и обучал ему. Благородные сподвижники, получив знания от него, в свою очередь передали их следующему поколению. Ученые написали книги по различным отраслям мусульманских знаний. Все мусульмане, следуя установленному Аллахом порядку, должны получать знания от ученых и из их книг. Таким образом, в соответствии с единогласным мнением ученых, если человек сам не является ученым, то он обязан быть последователем (мукаллидом ) и следовать (таклид ) мнению одного из муджтахидов, что соответствует Корану и Сунне. Мусульманин абсолютно свободен в выборе мазхаба и может по своему желанию придерживаться любого из них.

Мусульманские учёные едины во мнении, что отказ от следования за учёными – дорога к заблуждению, ибо Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах не заберет знание, лишая его Своих рабов. Он лишит знания, забирая к себе знающих. Так что, когда не останется ни одного ученого, люди изберут для себя невежественных руководителей. Их будут спрашивать, а они станут решать без знаний. Они сами заблудятся и введут в заблуждение других» .

«Будь ученым или учеником, или внимательно слушающим или любящим (знания и ученых). Не будь пятым, иначе погибнешь. Пятый – это тот, кто ненавидит знания и ученых» .

С первых проявлений сознательной деятельности одним из самых важных вопросов для людей выступает проблема смысла жизни. «Зачем, во имя чего я рождён и живу?», – именно это спрашивают у себя миллионы людей во все времена, пытаясь прийти к единственной истине. Ибо от этого зависит состояние души и тела, семьи, всего общества. Да, были и будут также миллионы людей, которые не тревожат свой ум этим важным вопросом, не мучаются от того, что истина ускользает от них. Такие личности живут повседневными заботами, вся их жизнь посвящена вопросам материального обеспечения, достижения собственного благополучия.

Они честно трудятся, воспитывают людей – в общем, весьма благопристойные граждане страны. Однако Всевышний Аллах дал человеку разум не только для того , чтоб кормить своё тело и семью, ибо этими вопросами озабочены также и животные. Творец дает человеку, как уникальному Своему созданию, жизнь для того, чтоб он задавал себе фундаментальные вопросы, выходящие за пределы обыденной жизнедеятельности. Мы приходим в этот удивительный мир Всевышнего для того, чтобы узнать свою божественную сущность и понять, что рано или поздно каждая личность, которая пришла от Аллаха, в определённый час к Нему же вернётся. Одна из самых главных наших задач – поклоняться Всевышнему Аллаху, помнить Творца и всегда благодарить Его за всё, что мы получаем в этой жизни.

Выполнение такой задачи, по сути, олицетворяет процесс трансформации нашей животной природы () в истинно человеческую природу, что выражает нашу божественную сущность. Поэтому Всевышний сказал:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ

«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу ». (сура «Аз-Зария»: 56)

Глубинный смысл аята говорит о том, что Аллаха ни в чём не нуждается, ибо Он – Абсолют. Весь смысл земного мира и сотворенного Создателем заключается в том, чтобы освободить души наши от животных пережитков и наполнить их божественной любовью. А то, что в человеке есть животно-природная часть, выражается в идее о том, что первый человек был создан из глины, и Всевышний вложил в него свой дух.

Таким образом, Ислам олицетворяет диалектическую сущность всего бытия , состоящего из противоположностей: земного и небесного; глиняной материи человека и его божественной души.

И в этом аспекте Ислама заключен весь смысл бытия потомков Адама и Евы , заключающегося в том, чтобы совершить переход от природного к божественному состоянию, освободившись от своей глиняной основы. А такой процесс просто невозможен без поклонения своему Творцу, ибо оно означает добровольный отказ от .

По сути, вся жизнь истинного мусульманина – это ежедневное поклонение Аллаху в самых разных формах. Самое главное – это признание абсолютного приоритета Аллаха во всём и всегда, то есть – на уровне души и сознания. Это означает, что мусульманин не просто повторяет священные слова, намеревается и стремится реализовать их в ежесекундном и ежедневном уровне бытия. Здесь должен работать принцип «Без дела религия мертва!».

Настоящим верующим можно признать человека, который каждое мгновение жизни НЕ ЗАБЫВАЕТ, что он есть творение Аллаха и должен жить поклонением Ему . Поэтому вряд ли будет истинной вера человека, который посетил пятничную молитву в мечети, а в субботу выпил водку во время юбилея друга.

Поклонение – это трудная задача , ибо требует постоянного ограничения , который обладает воистину дьявольской силой, ибо требует постоянного выполнения своих эгоистичных потребностей – вкусно поесть, выпить одурманивающий напиток, получить сексуальные радости, гордиться своим домом, машиной и так далее. Нет сомнений, что если человек увлечен этими иллюзорными ценностями, то он обязательно ЗАБУДЕТ про своего Творца и том, что всем обязан Ему.

Закономерно, что далее начнётся процесс полной потери человеческой сущности, хотя внешне он будет выглядеть вполне благопристойно. Однако душа начнет «сохнуть» и умирать, а далее начнётся смерть тела посредством болезней и несчастий. Единственное спасение от таких перспектив – это постоянное поклонение Всевышнему Аллаху. Поэтому обоснованным будет вывод о том, что отсутствие поклонения Аллаху есть признак неживого человека, ибо сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сравнивал людей, забывших своего Творца, с покойниками.

Следующий вариант поклонения Всевышнему – это выполнение требований ибады . Оно заключается в ежедневной молитве (намаз), в (и не только), в закяте – конкретной помощи нуждающимся, и хадже. Само по себе совершение намаза – это волшебное и чудесное действие, наполняющее душу любовью и благоговением Аллаху; это личная встреча со своим Создателем. При этом необходимо отметить, что такое состояние возможно только тогда, когда сердце полно радости от понимания того, что ты совершаешь земные поклоны Всевышнему Аллаху, и Он все это принимает как твой личный подарок Ему. Выполнение намаза и иных требований ибады без любви, с нерадостной душой и постным лицом вряд ли можно считать поклонением, даже если внешние требования выполнены безупречно.

Молитву и пост можно признать самыми действенными видами поклонения, ибо они связаны с трансформацией самых главных инстинктов человека – самосохранения и размножения. Отказ от еды, радостей души и тела наполняют человека божественной энергией и силой. Поэтому для атеиста представляется невероятным тот факт, что мусульманин легко выполняет самую трудную работу в тридцатиградусную жару, в то время как неверующий даже при отдыхе изнывает от жажды.

Именно в этом смысл Ислама – преодоление желаний своего эго и вручение себя своему Создателю. Поэтому поклонение Аллаху посредством постоянного выполнения требований адаба и ибады есть самое верное средство спасения своей души и тела для жизни в мире этом и «на небесах».

Поклонение – это высочайшее проявление любви и ее конечная степень, которой предшествуют и другие. Чувства, называемые любовью, по своей силе могут подразделяться на несколько степеней. Известно, что любовные чувства начинаются со взгляда, и как часто пристрастие к смотрению на соблазнительные образы обращает человека в рабство низменных страстей! Свободный взгляд накладывает отпечаток увиденного образа на сердце, из-за чего человек постоянно думает о нем, представляя его в своем сознании. Так рождается привязанность, которая незаметно переходит в сильное чувственное влечение, отчего влюбленный всем сердцем тянется к предмету своей любви. Затем влечение превращается в крепкую любовь, не покидающую сердце. Любовь может полностью овладеть человеком и принять чрезмерные формы, подтолкнув его к совершению греховных поступков. Чрезмерная любовь нередко доводит до степени любви-поклонения, которая выражается в преклонении, почитании и униженности перед любимым. Такое довольно часто случается в отношениях между противоположными полами, особенно в молодом возрасте. На этом этапе влюбленный окончательно теряет контроль над собой, становясь безумным поклонником возлюбленного и фактически его рабом, всецело зависящим от него. Пораженный этим сердечным недугом заявляет, что для него нет никого любимее, никого дороже, чем его возлюбленный, что в его сердце не осталось места ни для кого, кроме него. Он превозносит любимого надо всем сущим вместо того, чтобы так превозносить Всевышнего Аллаха. Он делает все, чтобы завоевать его любовь, пытается всеми способами расположить его к себе, но не стремится снискать довольство Аллаха. Он отдает предпочтение тому, что любит и выбирает его любимый, нежели тому, что любит и выбирает Аллах. Его сердце переполняется тоской и воспоминаниями о любимом и совсем не вспоминает Аллаха и не тоскует по встрече с Ним. Он опасается гнева своего возлюбленного и не страшится гнева Аллаха. Он боится потерять возлюбленного и не переживает за то, что его оставил Аллах. Он молит любимого о прощении, стоя на коленях, и нисколько не раскаивается за содеянное перед Аллахом. Он готов исполнять любые прихоти возлюбленного, унижаться перед ним, но отказывается покориться и повиноваться Аллаху. Если любимый не обращает на него внимания или бросает его, он начинает болеть, погружаясь в глубокую депрессию, считая, что смысл существования потерян и жить больше незачем. Это один из примеров, как человек может стать ничтожным рабом сотворенного вместо того, чтобы быть почетным рабом своего Творца. Подобное может происходить только с сердцем, лишенным искренней любви к Аллаху, ведь оно создано для того, чтобы превозносить надо всем своего Господа, любить самой сильной любовью исключительно Его, преклоняться и унижаться лишь перед Ним, и если оно не будет посвящать все это Аллаху, то непременно посвятит кому-то или чему-то другому, а затем будет обязательно наказано объектом собственной любви.

Любовь-поклонение – это сильнейшая любовь, совмещенная с полной униженностью, нижайшим преклонением и абсолютным повиновением. Если человек повинуется кому-то, унижается перед ним, испытывая при этом ненависть к объекту унижения и повиновения, то он не является его истинным рабом. Примером этому служит человеческое рабство и повиновение по принуждению. Если же человек полюбил кого-то, но при этом не унижается перед объектом своей любви, то он также не является его рабом. Сюда относится естественная любовь к родителям, жене, детям или друзьям. Истинное рабство обязательно содержит в себе самую сильную любовь, совмещенную с полной униженностью, крайним преклонением и неукоснительным подчинением. Это означает, что любящий привязан к любимому настолько, что готов по своей воле выполнять любые его повеления, избегать всего, что он запрещает, любить и ненавидеть ради него, превозносить как его самого, так и то, что он любит и выбирает. Именно такая любовь делает рабство поклонением, а человека – поклоняющимся рабом, поэтому она должна посвящаться только Аллаху, и никому другому. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне (одному)» [Коран 51: 56] .

Всевышний Аллах создал людей для того, чтобы они были только Его рабами, то есть покорились Ему в Его религии, поклонялись только Ему, выполняли Его установления и следовали Его пророкам. Только в этом случае рабство может быть почетным и похвальным качеством человека. Если же люди проявляют высокомерие и отказываются быть религиозными рабами Аллаха по своему выбору и желанию, то пусть знают, что они все равно рабы своего Творца, потому что подчинены Его воле и законам, которые Он установил в мироздании. Аллах – Творец и Управитель всех людей, признают они это или нет. Каждый из них видит, что очень часто все происходит без их желания и воли. Люди добиваются успеха и терпят неудачу, становятся сильными и слабеют, радуются и грустят, обогащаются и беднеют, пребывают в здравии и болеют, достигают молодости и стареют, рождаются и умирают. Это рабство является всеобщим и распространяется на каждого человека, так как никто не может выйти из-под власти Аллаха. Однако такое рабство не делает человека верующим и не спасет его от вечного пребывания в Аду. Необходимо, чтобы каждый человек стал рабом Аллаха по своему выбору, добровольно покорился своему Творцу в Его религии так же, как он покóрен Ему в Его мироздании. Поэтому Всевышний Аллах предостерег от того, чтобы в День Возвращения люди вернулись к Нему не исповедующими Его религию. Всеблагой Господь сказал: «Неужели они (неверующие) желают иной религии, помимо религии Аллаха (помимо Ислама, с которым Аллах послал пророка Мухаммада) в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле (как верующие, добровольно приня́вшие религию Аллаха) или по принуждению (как неверующие, которые покорны воле Аллаха в мироздании, хотят они того или нет), и к Нему (все) они будут возвращены (в День Суда)» [Коран 3: 83] .

Любовь-поклонение – неотъемлемый признак божественности Аллаха и Его личное неразделяемое право, поэтому такой любовью нельзя любить ни ангелов, ни пророков, ни праведников. Посвящение этой высочайшей любви Единственному Аллаху является сутью единобожия (по-арабски «таухи́д») и наивысшим проявлением веры, а придание Аллаху соучастников в этой любви – суть язычества (по-арабски «ши́рк») всех времен и народов и нижайшее проявление неверия.

Любые языческие (политеистические) религии и идолопоклонские культы основаны на любви к мнимым божествам, с которыми язычники с давних времен отождествляли небесные светила, природные явления, стихии, животных, растения, демонов, усопших и прочие вещи. Древние язычники изображали свои божества в виде статуй и статуэток, изготавливая их из драгоценных металлов, камня или дерева. Они служили своим божествам как душой, так и телом: любили их всем сердцем, страшились их кары, возлагали на них свои надежды, молили их о прощении, взывали к ним о помощи, делали им поклоны, приносили им жертву, совершали к ним паломничество. От них ничем не отличаются их современные последователи в лице буддистов, джайнистов, индуистов, синтоистов, дао́сов, зороастрийцев-огнепоклонников и неоязычников, активно возрождающих идолопоклонские культы предков в наши дни. Между тем, многие считают, что с распространением монотеистических религий и развитием цивилизации язычество себя изжи́ло. Но на самом деле с развитием цивилизации развилось и язычество, приняв новые формы, став менее заметным, более масштабным и разрушающим, проникнув почти в каждый дом, почти в каждое сердце. Современный язычник может считать глупым поклонение статуе, но вместе с этим не брезгует воздвигнуть идола в своем сердце.

По сути, богом может стать что угодно. Для этого достаточно полюбить кого-нибудь или что-нибудь так, как надлежит любить одного Аллаха. Кто полюбил настолько, что сделал свой идеал целью своих устремлений, связал с ним свое сердце, стал думать о нем и днем и ночью, превозносить его надо всем, прославлять и восхвалять его, подражать и повиноваться ему, унижаться перед ним, дружить с теми, кто любит его любимого, и ненавидеть тех, кто ненавидит его, отдавать предпочтение тому, что любит и выбирает его идеал, даже если его выбор пал на неверие, тот превратился в поклоняющегося ему раба и язычника, осознает он это или нет. Такое поведение свойственно больным фанатичной любовью к кумирам: певцам, музыкантам, актерам, телеведущим, топ-моделям, спортсменам, политическим деятелям, религиозным лидерам и прочим личностям, будь они живыми или мертвыми. Сюда же заходит почитание детьми киногероев и мультипликационных персонажей. Также к этому относится фанатичная приверженность торговой марке, моде, секте, партии, расе, нации, родине, знамени, идеологии, народному обычаю, политическому строю, музыкальному направлению, виду спорта, футбольной команде, компьютерной игре и другим ценностным ориентирам современного общества. А теперь задумайтесь, как с появлением и развитием фото- кино- и видеосъемки развилось и язычество, связанное с любовью к соблазнительным образам во всем их многообразии. Эта любовь навязывается практически везде: в прессе, радио, кино, песнях, рекламе, литературе, развлечениях. Она стала эталоном мировой медиаиндустрии, и спастись от этого может только тот, кто оберегает свой взор и полностью покорен Аллаху.

И, конечно же, следует обратить внимание на иконопочитание, принятое в православном и католическом христианстве. Оно выражается в поклонении образам Иисуса и его непорочной матери Марии. Христиане превознесли и возлюбили пророка Иисуса настолько, что возомнили его Самим Богом, а ведь он был всего лишь Его праведным рабом и таким же пророком, как Ной, Авраам, Моисей и другие. Он проповедовал служение и поклонение Аллаху и не призывал к поклонению себе. Он взывал с мольба́ми к Аллаху, а не к самому себе, был покорен Аллаху, а не самому себе. Аллах почтил его пророческой миссией к заблудшим сынам Израиля (потомкам Иакова), ниспослал ему Евангелие и поддержал его приход Божьими знамениями, чтобы люди уверовали в него как в посланника Аллаха и последовали за ним. Вместе с этим он был обычным человеком: появился на свет, выйдя из чрева своей матери, нуждался в ее опеке и заботе, был вскормлен ее молоком, утолял жажду водой, голод едой, справлял большую и малую нужду, скрывал одеждой свою наготу и укрывался в жилищах от зноя и холода. О христиане! Разве нуждающийся может быть Богом, а Бог может быть нуждающимся? Как же Творец может создать свою мать, а затем мать родить на свет своего Творца? Но если человеческая природа Иисуса очевидна для обладающего здравым рассудком, то что же заставило христиан обожествить его? Причина этого заблуждения кроется в их невежестве относительно божественности Аллаха и чрезмерном почитании пророка, которое довело их до степени любви-поклонения.

О христиане! Разве нуждающийся может быть Богом, а Бог может быть нуждающимся? Как же Творец может создать свою мать, а затем мать родить на свет своего Творца?

Разумеется, на этом заблуждение христиан не закончилось. Они так сильно почитали своих пророков и праведников, что стали возводить на их могилах храмы для поклонения Господу и писать их иконы. Со временем христиане начали поклоняться иконам пророков, апостолов, преподобных, святителей и великомучеников, считая, что они покровительствуют им в небесах и хода́тайствуют за них перед престолом Вседержителя. И каждый раз, с канонизацией новых угодников появляются новые божества, которым они также отдают часть любви-поклонения. А ведь так появилось первое язычество среди потомков Адама. Когда умерли праведники из народа Ноя, сатана внушил их соплеменникам: «Воздвигните в местах собраний праведников памятники и дайте им их имена». Люди любили своих праведников и из добрых побуждений хотели увековечить память об их благодеяниях, поэтому они решили создать их изваяния. Вначале памятникам никто не поклонялся, но после того, как умерло это поколение и знание о единобожии было забыто, им стали поклоняться. Всевышний Аллах сказал о христианах: «Они признали господами (т.е. сделали своими объектами поклонения и почитания) помимо Аллаха своих первосвященников и монахов (которые дозволяли им то, что запретил Аллах, и запрещали то, что Он дозволил), а также (сделали богом) Мессию (Иисуса), сына Марии. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме Которого нет иных божеств, достойных поклонения. Он превыше всего, что они придают Ему в соучастники! (т.е. Аллах превыше ложных божеств, которым они поклоняются наряду с Ним)» [Коран 9: 31] .

Почитатели икон, обожатели соблазнительных образов, фанатики кумиров и приверженцы несостоятельных идеологий ничем не отличаются от язычников, почитающих свои божества, так как каждый из них боготворит и превозносит своего любимого, отдавая ему такую любовь, которой достоин Единственный Аллах. Несмотря на это, каждый из них может верить в существование Бога-Творца, заявлять о том, что любит Его и даже поклоняться Ему, однако такая любовь не является чистой, так как поделена между Творцом и Его творениями. Всевышний Аллах не приемлет эту любовь, не прощает того, кто придает Ему соучастников в любви-поклонении, если он умер в таком состоянии, так и не покаявшись за свое язычество. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают соучастников (в Его Божественных особенностях)…» [Коран 4: 48] .

Всемогущий Аллах устрашает наказанием каждого, кто поклоняется Ему, любит Его, но вместе с этим отдает долю любви-поклонения кому-то другому. Всевышний сказал: «Среди людей есть такие, которые (несмотря на то, что до них дошли ясные доводы, подтверждающие единоличное право Аллаха на поклонение) придают Аллаху равных (т.е. идолов, которым поклоняются наряду с Аллахом) и любят их так же, как любят Аллаха (т.е. любят Аллаха и любят своих идолов такой любовью, которой достоин только Аллах). Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее (чем язычники, потому что любовь верующих является чистой, не смешанной с любовью к идолам). Если бы те, кто поступал несправедливо (совершал языческие деяния) увидели (в земной жизни, что случится с ними), когда они узреют наказание (в День страшного Суда), что вся сила целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения (то не стали бы придавать Ему соучастников в любви и поклонении)» [Коран 2: 165] .

Также Всевышний Аллах сообщил, что, пребывая в Аду, язычники осозна́ют ошибочность и абсурдность любви к божествам, которым поклонялись в мирской жизни. Всевышний сказал: «Препираясь там (в адском пламени), они скажут (тем, кого любили наряду с Аллахом): “Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда приравняли вас к Господу миров (возлюбили вас так, как подобает любить одного Аллаха)”» [Коран 26: 96–98] .

Адская обитель – это место каждого, кто возлюбил кого-то наряду с Аллахом, а что же сказать о том, чье сердце любит кого-то сильнее, чем любит Аллаха, или же совсем не любит Его, а полностью охвачено любовью к кому-то другому?! Кто не любит Аллаха, не превозносит Его надо всем сущим, не чтит Его установления, не любит то, что любит Аллах, тот уже поражен рабской любовью к сотворенному. Искушения с легкостью овладевают его сердцем, приковывая к себе цепями пагубных пристрастий, обращая его в рабство людей, идеологий, культов, материальных ценностей и даже ничтожных и низменных вещей. Все, что любится не ради Аллаха, обернется мукой и разочарованием. Любое дело, совершаемое не ради Аллаха, является бесполезным и ничтожным. Каждое сердце, не направляющееся к Аллаху, непременно постигнет убыток и несчастье.

Здесь стоит отметить, что любовь может быть естественной и изначально не содержать возвеличивания, преклонения и униженности. К такой любви относится любовь человека к лакомым яствам, вкусным напиткам, красивым одеяниям, изысканным ароматам, прекрасным женщинам, роскошному жилью, шикарным средствам передвижения и прочим благам. Также сюда относится любовь родителей к детям, детей к родителям, дружеская любовь между приятелями и тому подобное. В своей основе любовь к этим вещам не противоречит любви к Аллаху, но если любовь к ним отвращает человека от подчинения Господу и приводит его к ослушанию, то она становится греховной. Если же любовь к этим вещам доводит человека до степени сердечной привязанности, униженности и преклонения, то она становится сущим поклонением, а любящий – поклоняющимся рабом. Так, мужчина может быть рабом своей жены, если из-за любви к ней он будет потакать ее греховным желаниям и терпеть ее измену. Он может быть рабом денег, если ради них готов на все: продать свою совесть, честь, веру. Такой доволен только теми, кто дает ему заветные купюры, даже если дающие ненавистны Аллаху, и гневается на тех, кто отказывают ему в деньгах, даже если отказавшие благочестивы и праведны перед Аллахом. Воистину, настоящее богатство – это богатство сердца, а настоящее рабство – это рабство сердца.

Еще один пример – поклонение телесным наслаждениям и чувственным удовольствиям (гедонизм), когда получение приятных ощущений ставится главной целью жизни, и не важно, какой ценой она достигается. Такое поведение стало моральной нормой большинства современников. Для них мир – это супермаркет, предлагающий развлечения и услады. Они считают, что миром правит инстинкт, что они появились на свет ради получения удовольствий, а не для поклонения Всемогущему Господу. Всевышний Аллах сказал о тех, кто поклоняется своим страстям: «Видел ли ты того, кто сделал объектом своего обожествления (поклонения) свою прихоть? (Он делает все, что пожелает его душа, доволен этим Аллах или нет). Аллах ввел его в заблуждение на основании знания (после того, как до него дошло знание об истине, но он отверг ее), запечатал его слух (поэтому он не внемлет назиданиям Аллаха) и сердце (поэтому он не разумеет истину) и бросил на его взор покрывало (поэтому он не может узреть истинность доводов Аллаха). Кто же наставит его на прямой путь после того, как его ввел в заблуждение Аллах? (Конечно же, никто) Неужели вы не помяните назидание? (Неужели не уразумеете, что если Аллах поступит так с кем-то, то он никогда не встанет на прямой путь?)» [Коран 45: 23] .

Воистину, если человек желает добиться чистоты своего сердца, пусть отдаст предпочтение Аллаху перед своими страстями!

Известно, что любовь к кому-то не появляется без причины. Необходимо, чтобы личность обладала какими-то качествами, за которые она может удостоиться внимания и любви, и чем полнее эти качества, чем их больше, тем сильнее любовь. Этими качествами может быть красота, богатство, власть, сила, могущество, знание, доброта, забота, щедрость, милость и многие другие. Всевышний Аллах безгранично милостив, богат и щедр. Сколько бы Аллах ни расходовал на Свои творения с момента сотворения небес и земли, Его богатство не убавилось ни насколько. Он одаривает каждое Свое творение личным вниманием и индивидуальной заботой несмотря на то, что большинство их отворачивается от веры в Него. Все блага, которыми пользуются люди, даны лишь Аллахом. Если люди станут считать милости Господа, проявленные им, то не смогут сосчитать даже их виды, не говоря уже о каждой милости в отдельности. Пропитание и насыщение, здоровье и исцеление, безопасность и спасение, достаток и обогащение, знание и обучение, успех и продвижение, жизнь и молодость, благоденствие и радость – все это милости Аллаха, за которые Он достоин наивысочайшей наисильнейшей любви и особенной благодарности.

А если наряду с этими достоинствами Господа упомянуть Его господствующую власть, сокрушающую силу и безграничное могущество? Сила и могущество целиком принадлежат Аллаху. В установленный срок кара Господа нисходит на каждого, кто вздумал враждовать с Его религией, с Его пророками и верующими. Настоящим Владыкой является только Аллах, и никто не разделяет с Ним ни Его власть, ни Его владения. А что касается человека, то, в действительности, он владеет ничем. Все, чем владеет и над чем властвует человек, дано ему только во временное пользование. Сколько бы он ни гордился своей властью и имуществом, они непременно покинут его, или он расстанется с ними прежде, чем они от него уйдут.

А если к этим достоинствам добавить еще и красоту Всевышнего Аллаха? Аллах создал яркие цвета и прекрасные образы, придал Своим творениям красивый вид и соразмерную форму, наделил человека любовью к красоте и симметрии, и, если все это присуще Его творениям, значит, Сам Он еще более прекрасен и красив. По-настоящему красив только Аллах, так как Его красота не является сотворенной, в отличии от красоты творений. Человек не может представить красоту Аллаха, передать ее или постигнуть ее суть. Достаточно знать, что обитатели Рая, несмотря на свое пребывание среди нескончаемых райских благ, забудут обо всех удовольствиях, когда увидят своего Господа воочию. Все остальные услады померкнут перед этим блаженством. Они станут наслаждаться Его красотой, и для них не будет ничего любимее, чем взирание на прекрасный Лик их Милостивого Господа. Всевышний Аллах сказал: «Лица (верующих) в тот день будут сияющими (и красивыми), на Господа своего взирающими (т.е. будут видеть Аллаха глазами и наслаждаться взглядом на Него)» [Коран 75: 22–23] .

Воистину, на свете нет ничего более приятного и упоительного, чем любовь к Творцу и познание Его. Чем сильнее человек возлюбил и лучше познал своего Господа, тем лучше он будет поминать Его и поклоняться Ему. И тот, кто познает Аллаха через изучение Его наипрекрасных имен и высочайших качеств, непременно полюбит Его, и по-другому быть просто не может.

Поклонение Аллаху основано на этой высочайшей любви – любви-поклонении. Она сочетается с полной покорностью перед величием Аллаха и Его могуществом. При этом страх перед суровым наказанием Господа, надежда на Его всеобъемлющую милость и прощение ни на мгновение не покидают любящее сердце раба. Любовь, страх и надежда – три столпа, на которых зиждется поклонение. Они словно три могучих корня, питают дерево веры, которое возвышается в душе верующего и каждый миг приносит свои прекрасные плоды в виде благих деяний. Вера пробуждается и крепнет вследствие познания Аллаха, познания Его совершенных божественных качеств. Сердце раба Аллаха преисполнено чистой любовью к своему Господу, потому что Он настолько совершенен и прекрасен, что это никоим образом не поддается воображению. Раб Аллаха подчиняет Ему все свои помыслы, оставляя дурные и праздные мысли, ведь Аллах знает обо всем, что он замышляет. Он обращает к своему Господу все свои чаяния и полагается на Него во всех мирских и религиозных делах, ибо только Аллах способен привести его дела в порядок и даровать им успешный исход. Знание о том, что Аллах все видит, слышит и знает вселяет в сердце раба Аллаха сильный стыд перед своим Господом. Он стесняется взгляда Аллаха больше, чем стесняется взгляда праведного человека. Он стыдится совершать ненавистные Аллаху поступки даже тогда, когда остается наедине с самим собой. А если же случилось так, что раб Аллаха ослушался своего Господа и оступился, то его раскаяние не заставляет себя ждать. Он моментально оставляет греховный поступок и твердо решает никогда к нему не возвращаться. При этом его сердце наполняется неимоверным сожалением о содеянном, а его язык неустанно умоляет Господа о пощаде. Раб Аллаха стойко терпит выпавшие на его долю беды и испытания, довольствуясь тем, что ему предписал Аллах по Своей мудрости. В моменты бед он взывает с мольбами только к Аллаху, потому что только Он обладает абсолютным могуществом и способен отвести от него всякую беду. Раб Аллаха прибегает к Его защите от наущений сатаны и слабости своей души, которая влечет его ко всему низменному, ибо он не в состоянии одержать верх над ними своим разумом и силами. Раб Аллаха постоянно благодарит своего Щедрейшего Богатейшего Господа за Его неиссякаемые дары, которые нисходят на него денно и нощно. Воистину, все эти высочайшие сердечные деяния являются ничем иным, как поклонением, которое надлежит посвящать только одному Аллаху.

Аллах прекрасен во всех отношениях: Его достоинства вели́ки и неисчислимы, Его качества совершенны и лишены малейших недостатков, Его деяния правильны и идеальны, Его слова успокаивают сердца и излечивают души и тела, Его повеления несут пользу и мир, нет никого и ничего, подобного Ему, поэтому является обязательным, чтобы в сердце каждого человека, живущего на земле, Аллах занимал первостепенное место, чтобы был для него Самым Любимым, Самым Великим, чтобы он посвящал свою любовь-поклонение только Ему. Всевышний Аллах сказал: «Это (т.е. способность Аллаха удлинять день за счет ночи и удлинять ночь за счет дня, а также помощь, которую Он оказывает притесненным верующим) потому, что Аллах есть Истина (истинный Бог, достойный поклонения по праву), а все, чему они (многобожники) поклоняются помимо Него, есть ложь (заблуждение), а также потому, что Аллах – Возвышенный (нет ничего выше и совершеннее Него), Большой (нет ничего больше Него)» [Коран 22: 62] .

Эта любовь (любовь к Аллаху) является фундаментом Ислама, сутью единобожия и основой всех праведных дел, и чем она сильнее, тем крепче вера раба, тем усерднее его служение Господу. Эта любовь превыше любви к жене и детям, к власти и богатству, и даже к собственной душе. Ради этой высочайшей любви было создано абсолютно все: Вселенная, небеса, земля, человек. Ради этой любви разгорелась вражда между полчищами сатаны и потомками Адама. Ради провозглашения этой любви на земле были отправлены Божьи посланники к человечеству и ниспосланы Священные Писания. Ради этой любви будут воскрешены творения и произойдет Великий Суд. Ради этой любви были созданы Рай и Ад. Рай – это пристанище тех, кто посвятил любовь-поклонение Единственному Аллаху, а Ад – обитель тех, кто разделил эту любовь между Ним и Его творениями.

У правдивой искренней любви есть признаки, по которым можно судить, насколько любящий любит своего любимого и любит ли его вообще. Один из самых главных признаков искренней любви – это любовь к тому, что любит и выбирает любимый, и ненависть к тому, что он ненавидит и осуждает. Отсюда признаком подлинной любви к Аллаху является любовь к тому, что Он любит и повелевает, и ненависть к тому, что Он ненавидит и запрещает. Любовь к тому, что любит Аллах, называется любовью ради Аллаха. Эта любовь не противоречит любви к Аллаху, а напротив, является ее следствием и проявлением. Тот, кто искренне любит Аллаха, должен любить Его ангелов, Его Писания, Его пророков, Его религию, верующих в Него, потому что все это любит Великий Аллах. Любящий Аллаха любит Коран – Его Слово и последнее Писание до Судного Дня. Любовь к благодатному Корану выражается в его постоянном чтении, размышлении над его аятами и совершении дел в соответствии с ним. Сюда же относится любовь к пророку Мухаммаду – последнему посланнику Аллаха и Его рабу. Любовь к нему заключается в подражании его примеру и следовании его руководству, в выполнении того, что он повелел, и отстранении от того, что он запретил, в вере в то, о чем он сообщил, и в поклонении Аллаху именно так, как он узаконил и этому научил.

Многие люди заявляют о том, что они любят Бога, однако не главное, чтобы ты любил Бога, а главное, чтобы Бог любил тебя. Если же кто-либо претендует на то, что является возлюбленным Господа, то пусть знает, что единственный способ заслужить Его любовь и снискать Его довольство – это последовать пути Его последнего пророка Мухаммада. Всевышний Аллах сказал: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы (по-настоящему) любите Аллаха, то последуйте за мной (уверуйте в меня), и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милующий”» [Коран 3: 31] . Эти слова Всевышнего являются критерием, позволяющим отличать людей, которые действительно возлюбили Аллаха, от неверующих и грешников, которые любят Его только на словах. Следование пути пророка Мухаммада заключается в выполнении его велений и соблюдении его заповедей. Человек не может удостоиться любви Аллаха, если не признаёт истинность Корана и учение посланника Аллаха, напротив, такой заслуживает только справедливого и мудрого наказания Господа. Всевышний Аллах сказал: «Сказали иудеи и христиане: “Мы – сыны Аллаха (Его приближённые) и Его возлюбленные”. Скажи: “Почему же тогда Он наказывает вас за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил”» [Коран 5: 18].

Любовь к тому, что любит Аллах, и ненависть к тому, что Он ненавидит, являются поклонением Всевышнему. С этой стороны поклонение Аллаху – это очень широкое понятие, которое включает в себя выполнение всего, что любит Аллах и чем Он доволен, будь это слова, сходящие с языка, или дела, совершаемые как сердцем, так и телом. Это понятие затрагивает разнообразные стороны повседневной жизни и охватывает совершение всех праведных дел, угодных Господу. Например, поклонением являются такие дела, как любовь к Аллаху и Его посланнику, надежда на Его милость, страх перед Его наказанием, а также правдивость, верность, надежность, целомудрие, стыдливость, храбрость, благородство, щедрость, снисходительность, прощение, выполнение обещаний, благосклонное отношение к жене и детям, благочестие к родителям, доброе отношение к соседям, поддержание родственных связей, оказание помощи нуждающимся, изучение и распространение полезных знаний и многое другое. Даже такие, казалось бы, незначительные дела, как улыбка, вселяющая радость в сердце встречного, или устранение вреда и различного рода препятствий с пути, по которому ходят люди, считаются формой поклонения и приближения к Аллаху. Таким образом, поклонение представляет собой всю религию в целом, охватывая выполнение того, что повелел Аллах, и отстранение от всего, что Он запретил.

Важно, что любое дело поклонения может быть принято Всевышним Аллахом только при двух условиях:
Первое: наличие чистосердечного намерения, а именно, чтобы совершаемое богоугодное дело было посвящено одному Аллаху и было выполнено только ради Него. Такое уединение Аллаха в делах поклонения называется единобожием (по-арабски «таухи́д»). Чистосердечное поклонение одному Аллаху освобождает человека от оков пагубных страстей и разбивает цепи рабства сатане, ведь быть рабом Аллаха – значит не быть рабом всего остального.
Второе: соответствие совершаемого дела руководству пророка Мухаммада. Это значит, что дела поклонения должны совершаться только в соответствии с его учением (по-арабски «сýнна»).

Если человек искренне поклоняется Аллаху, но при этом его поклонение не соответствует руководству посланника Аллаха, то оно не будет принято Всевышним. Также если он будет поклоняться Аллаху, руководствуясь учением пророка Мухаммада, но его поклонение не будет чистосердечным, как, например, поклонение ради уважения, похвалы, славы, денег, титула и прочих мирских целей, то оно тоже будет отвергнуто Господом. Если же он поклоняется своему Господу искренне, следуя в этом установлениям пророка Мухаммада, то Аллах непременно примет Его благодеяния, полюбит его, простит ему грехи и щедро одарит вознаграждением. Всевышний Аллах сказал: «Скажи

Поделиться