Вокальный тик у ребенка симптомы. Как лечить вокальный тик Лечить вокальный тик

Тики - это молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще лица и конечностей.

Какие тики чаще всего встречаются?

Чаще всего отмечаются моргания, поднимания бровей, подергивание щеки или угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и др.

Что такое тики?

Вокальные тики - это повторения одних и тех же звуков. Чаще всего отмечается покашливание, «прочистка горла», хмыканье, шумное дыхание, шмыганье носом.

Что может спровоцировать появление тиков?

В большинстве случаев первому появлению тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов, таких как начало обучения в школе, бесконтрольные просмотры телепередач, продолжительная работа на компьютере, конфликты в семье, разлука с одним из родителей, госпитализация и перенесенное заболевание.

Являются ли тики следствием нарушения работы мозга?

У детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается активный процесс образования связей и группировок нервных клеток в мозге. При нарушении этого процесса межнейронные связи формируются недостаточно крепкими и могут разрушаться. Это приводит к дальнейшему дисбалансу и нарушению нормального созревания нервной системы, что в свою очередь может проявиться в виде тиков, или других симптомов, таких как заикание, энурез, .

Что означает предрасположенность к тикам?

Очень часто у родителей или родственников детей с тиками отмечались подобные проявления в детстве, поэтому считается, что тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью.

В каком возрасте чаще всего появляются тики?

Врачи отмечают возрастные периоды, когда тики появляются наиболее часто. Это «кризисные» периоды 3, 5-7 и 12-15 лет. Вызвано это тем, что в этом возрасте происходят так называемые «скачки» в развитии коры головного мозга.

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков - они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

Правда ли, что тики усиливаются во второй половине дня?

Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры или выполнении интересного задания (чтении захватывающего рассказа), которое требует полной сосредоточенности. Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики могут появляться вновь.

Способ сознательного задержания тиков на определенный промежуток времени, получил широкое распро¬странение. Однако такой метод борьбы с тиками путем сознательных волевых усилий («напряжением воли») не всегда приносит желаемые результаты, а иногда даже может привести к их усилению.

Пройдут ли тики после взросления ребенка?

В возрасте 16-18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. А к 20 годам тики сохраняются лишь у 10% пациентов.

Стоит ли заниматься тренировкой задерживания тиков?

Известно, что тики значительно усиливаются во время просмотра телевизионных передач, особенно в случае из¬менения освещенности экрана и мелькания кадров. Это обуслов¬лено тем, что яркий мерцающий свет обладает способностью изме¬нять биоэлектрическую активность головного мозга. По этой при¬чине просмотр телевизионных передач детьми с тиками должен быть максимально ограничен или (лучше) запрещен в течение 1— 1,5 месяца. В последующем при снятии соответствующего запрета во время просмотра телевизора не следует выключать элект¬рический свет, чтобы избежать резкого светового контраста.

Как узнать, что ребенок переживает внутреннее волнение?

Дети, переживающие внутреннее волнение чаще используют в общении жесты и мимику. Во время задумчивости или смущения у них могут учащаться гортанное покашливание (хмыканье, сопение), или появляться такие движения, как перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Признаками переживаний также могут быть зубной скрежет во сне, ночное недержание мочи или страшные сны.

Какие препараты применяют при тиках?

При тиках назначают . В сложных случаях врачи назначают сильнодействующие лекарственные средства, такие как антидепрессанты и противосудорожные препараты. Практически все эти средства имеют большой спектр ярко выраженных побочных явлений и должны назначаться под постоянным контролем врача.

Почему после удачного лечения через короткий промежуток времени тики появляются вновь?

Как правило, это характерно для первой тикозной атаки, которая хорошо поддается лечению. Однако при возобновлении тиков отмечается так называемое «переливание» тиков - перестал покашливать, но стал поводить плечами. Это объясняется тем, что седативные средства (фитопрепараты) устраняют только внешние проявления в виде повышенного возбуждения, но не воздействуют на основу тиков.

Что представляет из себя основа тиков?

В основе тиков лежит нарушение баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Преобладание возбуждающих влияний в сочетании с провоцирующими факторами может привести к появлению тиков.

Существует ли эффективный и безопасный препарат для лечения тиков?

Да, такой препарат существует - это Тенотен детский. Тенотен детский нормализует нарушенные процессы торможения и возбуждения в головном мозге и восстанавливает естественный процесс созревания нервной системы, что приводит к уменьшению, а в некоторых случаях полному прекращению тиков.

Какова схема лечения Тенотеном детским?

Тенотен детский применяется по 1 таблетке 3 раза в день (в утреннее и дневное время) на протяжении 2-6 месяцев. При необходимости возможно повторение курса через 1-2 месяца.

Какие побочные эффекты бывают у Тенотена детского?

Почему лечение тиков занимает такое продолжительное время?

Для того чтобы вылечить тик, необходимо помочь нервной системе ребенка адаптироваться и восстановить нормальный темп развития, причем необходимо сделать это плавно, не спеша, чтобы не причинить излишний вред неокрепшему организму. Тенотен детский обеспечивает постепенное течение этого процесса, бережно восстанавливая естественные функции нервных клеток.

Вокальный тик у взрослых и детей – неврологическое нарушение, проявляющееся в виде непроизвольных звуков или невольном произношении слов. Это одно из проявлений системного невроза. Вокальные тики у детей приводят к нарушению процесса учебы, часто являются помехой для социализации в среде сверстников. Лечением данной патологии занимается .

Проявления вокальных тиков

Вокальный тик у ребенка – симптом сложного невротического расстройства. Проявляется в непроизвольном произнесении звуков, покашливании, шмыганье, сопении. Часто это нарушение сочетается с синдромом дефицита внимания, другими проявлениями невроза. Ребенок в состоянии некоторое время контролировать свое поведение, но это ведет к повышенному напряжению нервной системы.

Вокальный тик у ребенка, симптомы которого могут быть различны, может проявляться в следующем:

  1. Копролалия: ребенок невольно произносит нецензурные и ругательные слова.
  2. Эхолалия – повторение одного и того же слова.
  3. Палилалия – неразборчивая, сбивчивая, быстрая речь.
  4. Неясная речь сквозь зубы при синдроме Туретта (см. ).

Чаще всего вокальные тики наблюдаются у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Однако они встречаются и у подростков, и даже взрослых людей.

Обычно их приступам предшествует нервное перенапряжение или умственное переутомление. Хотя иногда для прекращения тиков требуется лишь отвлечь ребенка каким-нибудь развлечением, игрой или заданием. Расстройство способно серьезно навредить отношениям с одноклассниками в школе или сверстниками в детском саду.

Наряду с речевыми нарушениями, возможны , заикание, неусидчивость на уроке, энурез, синдром дефицита внимания, подрагивание мышц (фасцикуляции). Заболевание мешает сосредоточению на учебе. Проявления могут включать покашливание, шмыганье носом, проверку голоса. Помимо этого дети могут грызть ногти, волосы. Симптомы усиливаются, как правило, к концу дня.

Причины

Вокальные тики у детей взрослых связывают с неврологической патологией. Основные причины этих расстройств:

  1. Невротические состояния.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Родовые травмы.
  4. Заболевания головного мозга (синдром Туретта, экстрапирамидные расстройства – гиперкинезы: хорея, атетоз).
  5. Дефицит витаминов и микроэлементов наряду со злоупотреблением глутаматсодержащими препаратами.

Черепно-мозговые и родовые травмы могут повреждать центры головного мозга, связанные с воспроизведением речи. Вокальные тики могут быть также одним из симптомов органического поражения головного мозга при экстрапирамидных расстройствах, эпилепсии, рассеянном склерозе. Иногда это проявление интоксикаций. При этом нарушается передача нервных импульсов и перевозбуждается кора головного мозга.

Неврозы, вызванные неспокойной обстановкой дома или в школе, также способны вызывать расстройства нервной системы, приводящие к вокальным тикам. Скандалы в семье, плохие отношения с одноклассниками или одногруппниками могут спровоцировать сбивчивую речь, произнесение нежелательных звуков.

Часто эти расстройства появляются на фоне нервного истощения: неврастенических нарушений или психологических травм. Иногда состоянию предшествует смерть близких родственников или переживание сильного стресса: острого или хронического.

Возможно возникновение расстройства при дефиците важных микроэлементов, ведущее к повреждению нервной системы. Дефицит витаминов группы В, особенно В6, В1, В12, магния, кальция и калия способствует нарушению проведения нервных импульсов.

Диагностика и лечение вокальных тиков

При обнаружении вокальных тиков необходимо нанести визит неврологу. Инструментальные обследования включают МРТ головного мозга или УЗИ, электроэнцефалограмму для исключения органических патологий. При шмыганье носом и поправке голоса исключают заболевания лор-органов.

При невротических состояниях необходимо построить режим дня пациентов таким образом, чтобы обеспечить полноценный сон. Нельзя допускать нервного перенапряжения, умственных перегрузок, тем самым можно предотвратить вокальные тики у детей, лечение которых представляет комплексную проблему. Необходимо также избегать продуктов, провоцирующих перевозбуждение нервной системы: шоколада, чая и кофе, какао.

При вокальных тиках у детей смягчают учебную нагрузку, устраняют стрессовые факторы в процессе обучения, насколько это возможно. Классного руководителя или воспитателя детского сада необходимо предупредить обо всей серьезности нервного расстройства у ребенка. Если имеется такая возможность, школьника можно перевести на домашнее обучение. При наличии голосовых тиков следует принимать успокаивающие ванны с аромамаслами: лавандовые, хвойные. Взрослым людям рекомендуется взять отпуск и отдохнуть в санатории.

Медикаментозная терапия

Дополнительно назначаются витамины и минеральные вещества, содержащие витамины В1, В6, В12, а также кальций, магний, калий. Они способствуют улучшению деятельности нервной системы, устранению ее перевозбуждения.

Для успокоения избыточной активности применяются такие препараты, как , Биотредин. Они содержат тормозные медиаторы нервной системы, снижающие ее перевозбуждение. Фенибут, Пикамилон влияют на рецепторы к гамма-аминомаслянной кислоте, которая успокаивает психику и улучшает засыпание, нормализует сон.

Массаж тела, иглоукалывание снижают стрессовое перенапряжение и проводятся в вечернее время, лучше перед временем сна. Лечебная физкультура в дневное время поможет выплеснуть заглушенные эмоции, тем самым снизив напряжение.

Заключение

Речевые расстройства могут корректироваться и проходить сами собой при взрослении, однако в любом случае следует оказывать психологическую и медикаментозную помощь. Как проявляются вокальные тики при синдроме Туретта, смотрите в видео.

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы. При нормальном уровне интеллектуального развития детей заболеванию нередко сопутствуют когнитивные нарушения, двигательные стереотипии и тревожные расстройства.

Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции.

До сих пор не существует единого мнения о возникновении тиков. Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам — хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

На эффективность работы дофаминергической системы могут повлиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовой травмы или наследственная недостаточность обмена дофамина. Имеются указания на аутосомно-доминантный тип наследования; вместе с тем известно, что мальчики страдают тиками примерно в 3 раза чаще девочек. Возможно, речь идет о случаях неполной и зависимой от пола пенетрации гена.

В большинстве случаев первому появлению у детей тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов. До 64% тиков у детей провоцируются стрессовыми ситуациями — школьной дезадаптацией, дополнительными учебными занятиями, бесконтрольными просмотрами телепередач или продолжительной работой на компьютере, конфликтами в семье и разлукой с одним из родителей, госпитализацией.

Простые моторные тики могут отмечаться в отдаленном периоде перенесенной черепно-мозговой травмы. Голосовые тики — покашливания, шмыгания носом, отхаркивающие горловые звуки — нередко встречаются у детей, часто болеющих респираторными инфекциями (бронхитами, тонзиллитами, ринитами).

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков — они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

К отдельному виду гиперкинезов следует отнести тики, возникающие в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Такие тики проходят самостоятельно через некоторое время после прекращения общения, но в некоторых случаях подобное подражание является дебютом заболевания.

Клиническая классификация тиков у детей

По этиологии

Первичные, или наследственные, включая синдром Туретта. Основной тип наследования — аутосомно-доминант-ный с различной степенью пенетратности, возможны спорадические случаи возникновения заболевания.

Вторичные, или органические. Факторы риска: анемия у беременных, возраст матери старше 30 лет, гипотрофия плода, недоношенность, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.

Криптогенные. Возникают на фоне полного здоровья у трети больных тиками.

По клиническим проявлениям

Локальный (фациальный) тик. Гиперкинезы захватывают одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру; преобладают учащенные моргания, зажмуривания, подергивания углов рта и крыльев носа (табл. 1). Моргание является самым устойчивым из всех локальных тикозных расстройств. Зажмуривание отличается более выраженным нарушением тонуса (дистонический компонент). Движения крыльев носа, как правило, присоединяются к учащенному морганию и относятся к неустойчивым симп-томам лицевых тиков. Единичные лицевые тики практически не мешают больным и в большинстве случаев не замечаются самими пациентами.

Распространенный тик. В гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп: мимические, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. У большинства больных распространенный тик начинается с моргания, к которому присоединяются заведение взора, повороты и наклоны головы, подъемы плеч. В периоды обострений тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий.

Вокальные тики. Различают вокальные тики простые и сложные.

Клиническая картина простых вокальных тиков представлена преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. При обострении тикозных гиперкинезов вокальные феномены могут изменяться, например покашливание переходит в хмыкание или шумное дыхание.

Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неровной, неразборчивой речью (палилалией). Эхолалия является непостоянным симптомом и может встречаться в течение нескольких недель или месяцев. Копролалия обычно представляет собой статусное состояние в виде серийного произнесения ругательств. Нередко копролалия значительно ограничивает социальную активность ребенка, лишая его возможности посещать школу или общественные места. Палилалия проявляется навязчивым повторением последнего слова в предложении.

Генерализованный тик (синдром Туретта). Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

В таблице 1 представлены основные виды моторных тиков в зависимости от их распространенности и клинических проявлений.

Как видно из представленной таблицы, при усложнении клинической картины гиперкинезов, от локального к генерализованному, тики распространяются по направлению сверху вниз. Так, при локальном тике насильственные движения отмечаются в мышцах лица, при распространенном переходят на шею и руки, при генерализованном в процесс вовлекаются туловище и ноги. Моргание встречается с одинаковой частотой при всех видах тиков.

По тяжести клинической картины

Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов у ребенка в течение 20 мин наблюдения. При этом тики могут отсутствовать, быть единичными, серийными или статусными. Оценка степени тяжести используется для унификации клинической картины и определения эффективности лечения.

При единичных тиках их количество за 20 мин осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречаются у больных локальными формами и в стадии ремиссии у больных с распространенным тиком и синдромом Туретта.

При серийных тиках за 20 мин осмотра наблюдается от 10 до 29 гиперкинезов, после которых наступают многочасовые перерывы. Подобная картина характерна при обострении заболевания, встречается при любой локализации гиперкинезов.

При тикозным статусе серийные тики следуют с частотой от 30 до 120 и более за 20 мин осмотра без перерыва в течение дня.

Аналогично моторным тикам, вокальные тики также бывают единичными, серийными и статусными, усиливаются к вечеру, после эмоциональной нагрузки и переутомления.

По течению заболевания

Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-IV), выделяют преходящие тики, хронические тики и синдром Туретта.

Преходящее , или транзиторное , течение тиков подразумевает наличие у ребенка моторных или голосовых тиков с полным исчезновением симп-томов заболевания в течение 1 года. Характерно для локальных и распространенных тиков.

Хроническое тиковое нарушение характеризуется моторными тиками продолжительностью более 1 года без вокального компонента. Хронические вокальные тики в изолированном виде встречаются редко. Выделяют ремиттирующий, стационарный и прогредиентный подтипы течения хронических тиков.

При ремиттирующем течении периоды обострений сменяются полным регрессом симптомов или наличием локальных единичных тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или интеллектуальных нагрузок. Ремиттирующий подтип является основным вариантом течения тиков. При локальных и распространенных тиках обострение длится от нескольких недель до 3 мес, ремиссии сохраняются от 2-6 мес до года, в редких случаях до 5-6 лет. На фоне медикаментозного лечения возможна полная или неполная ремиссия гиперкинезов.

Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов в различных группах мышц, которые сохраняются на протяжении 2-3 лет.

Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные или генерализованные, усложнением стереотипий и ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогредиентное течение преобладает у мальчиков с наследственными тиками. Неблагоприятными признаками является наличие у ребенка агрессивности, копролалии, навязчивостей.

Существует зависимость между локализацией тиков и течением заболевания. Так, для локального тика характерен транзиторно-ремиттирующий тип течения, для распространенного тика — ремиттирующе-стационарный, для синдрома Туретта — ремиттирующе-прогредиентный.

Возрастная динамика тиков

Чаще всего тики появляются у детей в возрасте от 2 до 17 лет, средний возраст — 6-7 лет, частота встреча-емости в детской популяции — 6-10%. У большинства детей (96%) тик возникает до 11 лет. Наиболее частое проявление тика — моргание глазами. В 8-10 лет появляются вокальные тики, которые составляют примерно треть случаев всех тиков у детей и возникают как самостоятельно, так и на фоне моторных. Чаще первоначальными проявлениями вокальных тиков являются шмыгания носом и покашливания. Для заболевания характерно нарастающее течение с пиком проявлений в 10-12 лет, затем отмечается уменьшение симптоматики. В возрасте 18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. При этом нет зависимости между тяжестью проявления тиков в детстве и во взрослом возрасте, но в большинстве случаев у взрослых проявления гиперкинезов менее выражены. Иногда тики впервые возникают у взрослых, но они характеризуются более мягким течением и обычно продолжаются не более 1 года.

Прогноз для локальных тиков благоприятный в 90% случаев. В случае распространенных тиков у 50% детей отмечается полный регресс симптомов.

Синдром Туретта

Наиболее тяжелой формой гиперкинезов у детей является, без сомнения, синдром Туретта. Частота его составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на 10 000 у девочек. Впервые синдром описал Жиль де ля Туретт в 1882 г. как «болезнь множественных тиков». Клиническая картина включает моторные и голосовые тики, дефицит внимания и обсессивно-компульсивное расстройство. Синдром наследуется с высокой пенетратностью по аутосомно-доминантному типу, причем у мальчиков тики чаще сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а у девочек — с обсессивно-компульсивным расстройством.

Общепринятыми в настоящее время являются критерии синдрома Туретта, приведенные в классификации DSM III пересмотра. Перечислим их.

  • Сочетание моторных и вокальных тиков, возникающих одновременно или с различными интервалами времени.
  • Повторные тики в течение дня (обычно сериями).
  • Локализация, количество, частота, сложность и тяжесть тиков меняется со временем.
  • Дебют заболевания до 18 лет, продолжительность более 1 года.
  • Симптомы болезни не связаны с приемом психотропных препаратов или заболеванием ЦНС (хореей Гентингтона, вирусным энцефалитом, системными заболеваниями).

Клиническая картина синдрома Туретта зависит от возраста пациента. Знание основных закономерностей развития болезни помогает выбрать правильную тактику лечения.

Дебют заболевания развивается в 3-7 лет. Первыми симптомами являются локальные лицевые тики и подергивания плеч. Затем гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, появляются вздрагивания и повороты головы, сгибание и разгибание кисти и пальцев, запрокидывание головы назад, сокращение мышц живота, подпрыгивания и приседания, один вид тиков сменяется другим. Вокальные тики часто присоединяются к моторным симптомам в течение нескольких лет после дебюта заболевания и усиливаются в стадии обострения. У ряда больных вокализмы являются первыми проявлениями синдрома Туретта, к которым в последующем присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов происходит в период продолжительностью от нескольких месяцев до 4 лет. В возрасте 8-11 лет у детей отмечается пик клинических проявлений симптомов в виде серий гиперкинезов или повторных гиперкинетических статусов в сочетании с ритуальными действиями и аутоагрессией. Тикозный статус при синдроме Туретта характеризует тяжелое гиперкинетическое состояние. Для серии гиперкинезов характерна смена моторных тиков вокальными с последующим появлением ритуальных движений. Больные отмечают дискомфорт от избыточных движений, например боль в шейном отделе позвоночника, возникающую на фоне поворотов головы. Наиболее тяжелый гиперкинез представляет собой запрокидывание головы — при этом пациент может повторно ударяться затылком о стену, нередко в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями рук и ног и появлением мышечных болей в конечностях. Продолжительность статусных тиков колеблется от нескольких суток до нескольких недель. В некоторых случаях отмечаются исключительно моторные или преимущественно вокальные тики (копролалия). Во время статусных тиков сознание у детей полностью сохранено, однако гиперкинезы не контролируются пациентами. Во время обострений заболевания дети не могут посещать школу, у них затрудняется самообслуживание. Характерно ремиттирующее течение с обострениями длительностью от 2 до 12-14 мес и неполными ремиссиями от нескольких недель до 2-3 мес. Длительность обострений и ремиссий находится в прямой зависимости от тяжести тиков.

У большинства больных в 12-15 лет генерализованные гиперкинезы переходят в резидуальную фазу , проявля-ющуюся локальными или распространенными тиками. У трети больных с синдромом Туретта без обсессивно-компульсивных расстройств в резидуальной стадии наблюдается полное прекращение тиков, что можно рассматривать как возрастзависимую инфантильную форму заболевания.

Коморбидность тиков у детей

Тики нередко возникают у детей с уже имеющимися заболеваниями со стороны центральной нервной системы (ЦНС), такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), церебрастенический синдром, а также тревожные расстройства, включающие генерализованное тревожное расстройство, специфичные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство.

Примерно у 11% детей с СДВГ встречаются тики. Преимущественно это простые моторные и вокальные тики с хроническим рецидивирующим течением и благоприятным прогнозом. В отдельных случаях затруднен дифференциальный диагноз между СДВГ и синдромом Туретта, когда гиперактивность и импульсивность появляются у ребенка до развития гиперкинезов.

У детей, страдающих генерализованным тревожным расстройством или специфичными фобиями, тики могут быть спровоцированы или усилены волнениями и переживаниями, непривычной обстановкой, длительным ожиданием какого-либо события и сопутствующим нарастанием психоэмоционального напряжения.

У детей с обсессивно-компульсивными расстройствами голосовые и моторные тики сочетаются с навязчивым повторением какого-либо движения или занятия. По всей видимости, у детей с тревожными расстройствами тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, способом успокоения и «переработки» накопившегося внутреннего дискомфорта.

Церебрастенический синдром в дет-ском возрасте является следствием перенесенных черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Появление или усиление тиков у детей с церебрастеническим синдромом нередко провоцируется внешними факторами: жарой, духотой, изменением барометрического давления. Характерно нарастание тиков при утомлении, после длительных или повторных соматических и инфекционных заболеваний, увеличении учебных нагрузок.

Приведем собственные данные. Из 52 детей, обратившихся с жалобами на тики, было 44 мальчика, 7 девочек; соотношение «мальчики: девочки» составило «6: 1» (табл. 2).

Итак, наибольшее число обращений по поводу тиков отмечалось у мальчиков в возрасте 5-10 лет с пиком в 7-8 лет. Клиническая картина тиков представлена в табл. 3.

Таким образом, чаще всего отмечались простые моторные тики с локализацией преимущественно в мышцах лица и шеи и простые вокальные тики, имитирующие физиологические действия (кашель, отхаркивание). Подпрыгивания и сложные вокальные высказывания встречались гораздо реже — только у детей с синдромом Туретта.

Временные (транзиторные) тики продолжительностью менее 1 года наблюдались чаще, чем хронические (ремиттирующие или стационарные). Синдром Туретта (хронический стационарный генерализованный тик) отмечался у 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки) (табл. 4).

Лечение

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. До назначения медикаментозной или иной терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания и обсудить с родителями способы педагогической коррекции. Необходимо разъяснить непроизвольный характер гиперкинезов, невозможность контроля их усилием воли и, как следствие этого, недопустимость замечаний ребенку по поводу тиков. Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках, восприятии его личности в целом, без вычленения «хороших» и «плохих» качеств. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

При решении вопроса о назначении медикаментозного лечения необходимо учитывать такие факторы, как этиология, возраст пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Медикаментозное лечение необходимо проводить при тяжелых, выраженных, упорных тиках, сочетающихся с нарушениями поведения, неуспеваемостью в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию в коллективе, ограничивающих его возможности самореализации. Лекарственная терапия не должна назначаться, если тики беспокоят только родителей, но не нарушают нормальную активность ребенка.

Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, — нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Их эффективность при лечении гиперкинезов достигает 80%. Препараты обладают анальгезирующим, притивосудорожным, антигистаминным, противорвотным, нейролептическим, антипсихотическим, седативным дейст-виями. К механизмам их действия относятся блокада постсинаптических дофаминергических рецепторов лимбической системы, гипоталамуса, триггерной зоны рвотного рефлекса, экстрапирамидной системы, торможение обратного захвата дофамина пресинаптической мембраной и последующего депонирования, а также блокада адренорецепторов ретикулярной формации головного мозга. Побочные эффекты: головная боль, сонливость, нарушения концентрации внимания, сухость во рту, повышение аппетита, возбуждение, беспокойство, тревога, страх. При длительном применении могут развиться экстрапирамидные нарушения, включающие повышение мышечного тонуса, тремор, акинезии.

Галоперидол: начальная доза составляет 0,5 мг на ночь, затем ее повышают на 0,5 мг в неделю до достижения терапевтического эффекта (1-3 мг/сут в 2 приема).

Пимозид (Орап) по эффективности сравним с галоперидолом, но дает меньше побочных эффектов. Начальная доза составляет 2 мг/сут в 2 приема, при необходимости дозу повышают на 2 мг в неделю, но не выше 10 мг/сут.

Флуфеназин назначается в дозе 1 мг/сут, затем дозу увеличивают на 1 мг в неделю до 2-6 мг/сут.

Рисперидон относится к группе атипичных нейролептиков. Известна эффективность рисперидона при тике и связанных с ним нарушениях поведения, особенно оппозиционно-вызывающего характера. Начальная доза — 0,5-1 мг/сут с постепенным ее повышением до достижения положительной динамики.

При выборе препарата для лечения ребенка с тиками следует учитывать наиболее удобную для дозирования форму выпуска. Оптимальными для титрования и последующего лечения в детском возрасте являются капельные формы (галоперидол, рисперидон), позволяющие наиболее точно подобрать поддерживающую дозу и избежать неоправданной передозировки лекарства, что особенно актуально при проведении длительных курсов лечения. Предпочтение также отдается препаратам, обладающим относительно низким риском развития побочных эффектов (рисперидон, тиаприд).

Метоклопрамид (Реглан, Церукал) является специфическим блокатором дофаминовых и серотониновых рецепторов триггерной зоны ствола мозга. При синдроме Туретта у детей применяется в дозе 5-10 мг в день (1/2-1 таблетка), в 2-3 приема. Побочные действия — экстрапирамидные расстройства, проявляющиеся при превышении дозы 0,5 мг/кг/сут.

Для лечения гиперкинезов в последние годы применяют препараты вальпроевой кислоты. Основной механизм действия вальпроатов заключается в усилении синтеза и высвобождении γ-аминомасляной кислоты, которая является тормозным медиатором ЦНС. Вальпроаты являются препаратами первого выбора при лечении эпилепсии, однако интерес представляет их тимолептический эффект, проявляющийся в уменьшении гиперактивности, агрессивности, раздражительности, а также положительное влияние на выраженность гиперкинезов. Терапевтическая доза, рекомендуемая для лечения гиперкинезов, значительно ниже, чем при лечении эпилепсии, и составляет 20 мг/кг/сут. Из побочных эффектов отмечены сонливость, повышение массы тела, выпадение волос.

При сочетании гиперкинезов с обсессивно-компульсивным расстрой-ством положительный эффект оказывают антидепрессанты — кломипрамин, флуоксетин.

Кломипрамин (Анафранил, Кломинал, Клофранил) является трициклическим антидепрессантом, механизм действия — торможение обратного захвата норэпинефрина и серотонина. Рекомендованная доза у детей с тиками — 3 мг/кг/сут. К побочным эффектам относятся преходящие нарушения зрения, сухость во рту, тошнота, задержка мочи, головная боль, головокружение, бессонница, возбудимость, экстрапирамидные расстройства.

Флуоксетин (Прозак) — антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, обладающий низкой активностью по отношению к норэпинефриновой и дофаминергической системам головного мозга. У детей с синдромом Туретта хорошо устраняет беспокой-ство, тревогу, страх. Начальная доза в детском возрасте составляет 5 мг/сут 1 раз в день, эффективная — 10-20 мг/сут 1 раз утром. Переносимость препарата в целом хорошая, побочные эффекты возникают относительно редко. Среди них наиболее значимыми являются тревожность, нарушения сна, астенический синдром, потливость, снижение массы тела. Препарат также эффективен в комбинации с пимозидом.

Литература
  1. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2005.
  2. Мэш Э., Вольф Д. Нарушение психики ребенка. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА ПРЕСС, 2003.
  3. Омельяненко А., Евтушенко О. С., Кутякова и др. // Международный неврологический журнал. Донецк. 2006. №3(7). С. 81-82.
  4. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М.: Медицина, 2004.
  5. Феничел Дж. М. Педиатрическая неврология. Основы клинической диагностики. М.: Медицина, 2004.
  6. L. Bradley, Schlaggar, Jonathan W. Mink. Movement // Disorders in Children Pediatrics in Review. 2003; 24(2).

Н. Ю. Суворинова , кандидат медицинских наук
РГМУ, Москва

Детские неврозы пугают и озадачивают родителей, особенно если такие психические состояния связаны с проявлением тиков. В поисках причин и ответов на свои вопросы взрослые обходят десятки врачей, но зачастую прояснить ситуацию не удается. Единственное, что получают родители - рецепт на психотропный препарат, кормить которым ребенка адекватным родителям совершенно не хочется. В этой статье мы поможем разобраться в том, с чем связаны невротические тики, каковы причины неврозов и как помочь ребенку без тяжелых медикаментов.

Что это такое?

Под понятием «невроз» скрывается целая группа психогенных расстройств. Плохая новость для мам и пап заключается в том, что все неврозы склонны к весьма затяжному, хроническому течению. А хорошая - в том, что неврозы обратимы, и в большинстве случаев ребенку полностью удается избавиться от таких состояний.

В силу того, что дети не всегда могут словами рассказать, что их тревожит или беспокоит, постоянное нервное напряжение трансформируется в невротическое состояние, при котором нарушения наблюдаются как на психическом, так и на физическом уровнях. Меняется поведение ребенка, может замедлиться психическое развитие, появиться склонность к истерии, страдает умственная деятельность. Иногда внутреннее напряжение находит своеобразный выход на физическом уровне - так возникают нервные тики. Они не бывают самостоятельными расстройствами и всегда появляются на фоне невроза или неврозоподобного состояния. Однако сам невроз вполне может протекать и без тиков. Тут многое зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей воспитания, состояния нервной системы и других факторов.

Невроз практически не встречается у грудничков, но затем частота таких расстройств у детей начинает стремительно расти, и в детсадовском возрасте неврозы в той или иной степени имеются примерно у 30% детей, а к среднему школьному возрасту число невротиков вырастает до 55%. Неврозы имеются почти у 70% подростков.

Нервные тики в большинстве своем - проблема исключительно детская. Мало на свете взрослых, которые вдруг под воздействием стресса начали страдать тиком. Но есть такие взрослые, которые вынесли невротические тики из своего детства, поскольку чаще всего нарушение закладывается именно в детском возрасте.

Тики самых разных видов чаще всего встречаются у детей в возрасте от 5 до 12 лет. Примерно четверть всех детей-невротиков страдает теми или иными тиками. У девочек физические проявления нервных состояний бывают в 2 раза реже, чем у мальчиков аналогического возраста. Специалисты объясняют этот факт тем, что психика девочек более лабильна, она быстрее претерпевает возрастные изменения и проходит период становления.

Невроз и тики представляют собой нарушения высшей нервной деятельности. Современная медицина полагает, что эти состояния способствуют возникновению самых разных болезней и патологий. Появилось даже целое направление - психосоматика , которое изучает возможные связи психологических и психических состояний с развитием тех или иных заболеваний.

Так, считается, что проблемы со слухом чаще всего возникают у детей, родители которых были слишком авторитарны и подавляли чадо, а заболевания почек свойственны детям, мамы и папы которых часто конфликтуют между собой и нередко оскорбляют своего ребенка словесно и физически. Поскольку неврозы являются обратимыми состояниями, задача родителей как можно скорее запустить процесс обратного развития, а для этого нужно обязательно найти причину состояния ребенка и все силы бросить на ее устранение.

Причины

Поиск причин невроза у ребенка - всегда очень сложная задача. Но если посмотреть на проблему с медицинской точки зрения, то область поиска значительно сужается. Невроз, а следственно, и невротические тики, всегда связаны с развитие конфликта - внутреннего и внешнего. Неокрепшая детская психика с большим трудом может противостоять многим обстоятельствам, которые не кажутся взрослым из ряда вон выходящими. Но для детей такие обстоятельства бывают весьма тяжелыми, вызывающими психологические травмы, стресс, перенапряжение интеллектуальной, умственной и эмоциональной сферы.

Ученые и врачи до сих пор спорят, как именно реализуется механизм развития нарушения нервной деятельности. Трудность изучения этого вопроса связана в первую очередь с тем, что механизмы довольно индивидуальны, неповторимы для каждого малыша, ведь ребенок - это отдельная личность со своими страхами, привязанностями и способностью сопротивляться стрессам.

Наиболее частыми причинами возникновения неврозов и неврозоподобных состояний считаются:

  • неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры, развод родителей);
  • тотальные ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, дефицит внимания, вседозволенность или излишняя строгость и требовательность родителей по отношению к малышу);
  • особенности темперамента ребенка (холерики и меланхолики больше склонны к развитию неврозов, чем сангвиники и флегматики);
  • страхи, фобии малыша, с которыми он в силу возраста не способен справиться;
  • переутомление и перенапряжение (если малыш недосыпает, посещает одновременно несколько секций и две школы, то его психика работает «на износ»);

  • психологические травмы, стресс (речь идет о конкретных травмирующих ситуациях - смерть близкого человека, вынужденное расставание с одним из родителей или с обоими, физическое или моральное насилие, конфликт, сильный испуг);
  • сомнения и опасения за безопасность в будущем (после переезда на новое место жительства, после перевода ребенка в новый садик или в новую школу);
  • возрастные «кризисы» (в периоды активной перенастройки нервной системы и психики - в 1 год, в 3-4 года, в 6-7 лет, в период полового созревания - риски развития неврозов повышаются в десятки раз).

Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.

Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

  • перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
  • психическое потрясение, сильный испуг , ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
  • желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
  • усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).

Истинные причины могут остаться и неизвестными, поскольку область человеческой психики еще недостаточно изучена, и не все нарушения в поведении ребенка врачи могут объяснить с точки зрения науки.

Классификация

Все детские неврозы, несмотря на недостаточность научных данных о причинах и механизмах развития, имеют строгую классификацию, обозначенную в международной классификации болезней (МКБ-10):

  • неврозы навязчивых состояний или мыслей (характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, конфликтом потребностей и норм поведения);
  • неврозы страха или фобические неврозы (связанные с сильным и бесконтрольным страхом перед чем-то, например, боязнь пауков или темноты);
  • истерические неврозы (дестабилизация эмоциональной сферы ребенка, при которой наблюдаются нарушения поведения, истерические приступы, двигательные и сенсорные нарушения, возникающие у ребенка в ответ на ситуации, которые ребенок считает безвыходными);
  • неврастения (самый распространенный вид заболевания в детском возрасте, при котором ребенок испытывает острый конфликт между требованиями к самому себе и фактической невозможностью этим требованиям соответствовать);
  • невроз навязчивых движений (состояние, при котором ребенок бесконтрольно совершает определенные циклические движения с раздражающей методичностью);
  • пищевой невроз (невротическая булимия или анорексия - переедание, постоянное чувство голода или отказ от пищи на фоне нервного неприятия);
  • панические атаки (нарушения, характеризующиеся приступами сильного страха, который ребенок не может контролировать и объяснить);
  • неврозы соматоформные (состояния, при которых нарушается деятельность внутренних органов и систем - невроз сердца, невроз желудка и т. д.);
  • невроз вины (нарушения в деятельности психики и нервной системы, развившиеся на фоне мучительного и в большинстве случаев неоправданного чувства вины).

Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа тоже имеют свою классификацию.

Они бывают:

  • Мимическими – при непроизвольном повторяющемся сокращении мышц лица. Сюда относятся лицевые тики, глазные, тики губ и крыльев носа.
  • Вокальными – при самопроизвольном нервном сокращении голосовых мышц. Звуковой тик может проявляться как заиканием, так и навязчивым повторением определенного звука, покашливания. Голосовые тики очень распространены среди детей, особенно дошкольного возраста.
  • Моторными - при сокращении мышц конечностей. Это подергивания руками и ногами, взмахи и всплески руками, которые повторяются часто и не имеют логического объяснения.

Все тики делятся на локальные (когда задействована одна мышца) и на генерализированные (когда в процессе движения работает целая группа мышц или сразу несколько групп). Также тики бывают простыми (при элементарном движении) и сложными (при более сложных движениях). Обычно у детей в результате сильного стресса или других психогенных причин развиваются первичные тики. О вторичных врачи говорят только в случае, если тики сопровождают патологии головного мозга (энцефалит, травмы).

Довольно редко, но все-таки бывают и тики наследственные, они называются синдромом Туретта.

Какие именно тики у ребенка, установить нетрудно, гораздо сложнее обнаружить истинную причину, в том числе и связь с неврозом. А без этого полноценное лечение не представляется возможным.

История изучения

Впервые невроз был описан еще в XVIII веке шотландским доктором Кулленом. Вплоть до XIX века люди с невротическими и неврозоподобными тиками считались одержимыми. На борьбу с мракобесием в разное время вставали известные люди. Зигмунд Фрейд объяснял неврозы конфликтом между истинными потребностями организма и личности и социальными и моральными нормами, которые в ребенка вкладываются с детства. Этой теории он посвятил целый научный труд.

Академик Павлов не без помощи своих знаменитых собак заключил, что невроз - это нарушение высшей нервной деятельности, которое связано с нарушениями нервных импульсов в коре полушарий мозга. Общество неоднозначно восприняло информацию о том, что невроз свойственен не только людям, но и животным. Американский психолог Карен Хорни в XX веке заключила, что детский невроз - не что иное, как защитная реакция от негативного воздействия этого мира. Она же предложила всех невротиков разделить на три группы - тех, кто стремится к людям, патологически нуждается в любви, общении, участии, тех, кто старается отдалиться от общества и тех, кто действует вопреки этому обществу, чье поведение и поступки имеют цель доказать всем, что они многое могут и успешнее всех остальных.

Врачи-неврологи и психиатры нашего времени придерживаются разных точек зрения. Но в одном они солидарны - невроз не является болезнью, скорее, он представляет собой особое состояние, а потому его коррекция и желательна, и возможна во всех случаях.

Симптомы и признаки

Неврозы у детей и возможные сопровождающие их тики имеют различную симптоматику, которая зависит от вида и типа нарушения. Однако всем невротическим состояниям свойственна группа признаков, которая прослеживает у всех детей - невротиков.

Психические проявления

Невроз ни в коем случае нельзя считать психическим расстройством, поскольку нарушения возникают под воздействием внешних обстоятельств, тогда как большинство истинно психических болезней связано с факторами внутренними. Большинство болезней психики не имеют признака обратимости и являются хроническими, а невроз можно преодолеть и забыть о нем.

При настоящих болезнях психики у ребенка наблюдаются нарастающие признаки слабоумия, деструктивного изменения личности, отсталости. При неврозе таких признаков нет. Психическое заболевание не вызывает у человека неприятия, больной расценивает ее как часть себя и не способен к самокритике. При неврозе ребенок понимает, что что-то делает не так, не правильно и это не дает ему покоя. Невроз доставляет неудобства не только его родителям, но и ему самому, за исключением некоторых видов тиков, которые малыш просто не контролирует, а потому не считает значительными.

Заподозрить у ребенка невроз можно по следующим изменениям:

  • Настроение ребенка меняется часто , неожиданно и без объективных на то причин. Слезы могут за считаные минуты стать смехом, а хорошее настроение за секунды смениться на депрессивное, агрессивное или иное.
  • Почти всем видам неврозов у детей свойственна выраженная нерешительность. Ребенку очень сложно самостоятельно принять даже просто решение - какую майку надеть или какой завтрак выбрать.
  • Все детки с невротическими изменениями испытывают определенные трудности в общении. Одним сложно налаживать контакты, другие испытывают патологическую привязанность к людям, с которыми общаются, третьи не могут долго поддерживать общение, боятся сказать или сделать что-то не так.
  • Самооценка детей с неврозом не бывает адекватной. Она либо завышена и это не может остаться незамеченным, либо занижена и ребенок искренне не считает себя способным, талантливым, успешным.
  • Все без исключения дети с неврозами время от времени испытывают приступы страха и тревоги. Причем для тревоги нет объективных причин. Этот симптом может быть выражен слабо - лишь изредка чадо высказывает опасения или ведет себя настороженно. Бывает и так, что приступы имеют выраженный характер, вплоть до панических атак.
  • Ребенок с неврозом никак не может определиться с системой ценностей, понятия «хорошо и плохо» для него несколько размыты. Его желания и предпочтения часто противоречат друг другу. Нередко ребенок даже в дошкольном возрасте проявляет признаки цинизма.

  • Дети при некоторых видах невроза часто бывают раздражительными. Особенно это свойственно неврастеникам. Раздражительность и даже гнев могут проявляться в самых простых жизненных ситуациях - не получилось с первого раза нарисовать что-то, развязались шнурки на ботинках, сломалась игрушка.
  • У деток-невротиков почти нет стрессоустойчивости. Любой маленький стресс вызывает у них приступы глубокого отчаяния или выраженной немотивированной агрессии.
  • О неврозе может говорить излишняя плаксивость, повышенная обидчивость и ранимость. Такое поведение не стоит списывать на характер ребенка, в норме эти качества уравновешены и не бросаются в глаза. При неврозе они гипертрофируются.
  • Часто ребенок зацикливается на ситуации, которая его травмировала. Если невроз и тики были вызваны нападением соседской собаки, малыш часто переживает эту ситуацию снова и снова, страх растет и превращается в боязнь всех собак вообще.
  • Работоспособность ребенка с неврозом снижена. Он быстро устает, не может долго концентрировать память, быстро забывает ранее усвоенный материал.
  • Дети-невротики тяжело переносят громкие звуки, внезапные шумы, яркий свет и перепады температур.
  • При неврозах всех типов наблюдаются проблемы со сном - ребенку бывает очень трудно заснуть, даже если он устал, часто сон бывает беспокойным, поверхностным, малыш часто просыпается, не высыпается.

Физические проявления

Поскольку существует связь между неврозом и работой внутренних органов и систем, нарушение не может не сопровождаться признаками физического свойства.

Они могут быть самыми разными, но наиболее часто неврологи и детские психиатры отмечают такие симптомы:

  • Ребенок часто жалуется на головные боли, покалывания в сердце, нарушения сердцебиения, одышку и боли неясного происхождения в области живота. При этом медицинские обследования на предмет поиска заболеваний указанных органов и областей не выявляют никаких патологий, анализы ребенка тоже находятся в пределах нормы.
  • Дети с неврозами часто бывают вялыми, сонными, у них нет сил на совершение каких-то действий.
  • У деток с неврозами нестабильное артериальное давление. Оно то повышается, то понижается, при этом бывают приступы головокружения, тошнота. Часто врачи ставят диагноз - вегето-сосудистая дистония.
  • При некоторых формах невроза у детей наблюдаются вестибулярные нарушения , связанные с затруднениями при необходимости держать равновесие.

  • Проблемы с аппетитом свойственны подавляющему большинству невротиков. Дети могут недоедать, переедать, испытывать практически постоянное чувство голода или, наоборот, почти никогда не чувствовать сильного голода.
  • У детей с невротическими нарушениями нестабилен стул - запоры сменяются диареей, часто возникает рвота без особых на то причин, довольно часто случаются несварения.
  • Невротики очень потливы и чаще других детей бегают в туалет по малой нужде.
  • Часто неврозы сопровождаются идиопатическим кашлем , не имеющим обоснованной причины, в отсутствие каких-либо патологий со стороны органов дыхания.
  • При неврозе может наблюдаться энурез.

Кроме того, дети с неврозами более подвержены острым вирусным инфекциям, простудным заболеваниям, у них слабее иммунитет. Для того чтобы сделать вывод о том, есть ли у ребенка невроз или предпосылки для его развития, следует оценивать не один-два отдельных симптома, а большой список признаков как физического, так и психологического свойства вкупе.

При совпадении более чем 60% симптомов из указанных выше, обязательно следует записаться на прием к врачу.

Проявления тиков

Нервные тики заметны невооруженным взглядом. При первичных тиках все непроизвольные движения носят характер локальных. Они редко распространятся на большие группы мышц. Чаще всего в них задействованы лицо и плечи ребенка (моргание, подергивание губами, раздувание крыльев носа, пожимание плечами).

Тики не заметны в состоянии покоя и усиливаются только тогда, когда ребенок находится в стрессовой ситуации.

Наиболее часто первичные нарушения проявляются как:

  • моргание;
  • хождение по замкнутому кругу или по прямой туда-сюда;
  • зубовный скрежет;
  • всплески руками или странные движения кистями рук;
  • наматывание прядей волос на палец или вырывание волос;
  • странные звуки.

Наследственные и вторичные тики обычно проявляются у ребенка ближе к 5-6 годам. Они почти всегда носят генерализованный характер (с задействованием групп мышц). Проявляются и морганием, и гримасами, неконтролируемым выкрикиванием ругательств и нецензурных выражений, а также постоянным повторением одного и того же слова, в том числе услышанного от собеседника.

Диагностика

В диагностике неврозов существует большая проблема - гипердиагностика. Врачу-неврологу порой бывает проще поставить такой диагноз ребенку, чем заниматься поисками истинной причины нарушений. Именно поэтому статистика свидетельствует о стремительном росте количества детей-невротиков за последние несколько десятилетий.

Не всегда ребенок с плохим аппетитом, нарушениями сна или переменчивостью настроения является невротиком. Но родители требуют от специалиста помощи, и врачу не остается ничего другого, кроме как, поставить диагноз и назначить лечение. Ведь опровергнуть диагноз «невроз» невероятно сложно, а потому обвинить доктора в некомпетентности никто не сможет.

Если имеются подозрения на невроз у ребенка, родителям недостаточно посетить одного только участкового невролога. Нужно будет показать чадо еще двум специалистам - детскому психиатру и психотерапевту. Психотерапевт постарается максимально разобраться в том, в какой психологической обстановке живет ребенок, для детей среднего и старшего школьного возраста может быть использован метод гипнотического сна. Особое внимание этот специалист обращает на отношения между родителями, между родителями и ребенком, между ребенком и его ровесниками. Если понадобится, то будет проведена серия тестов на поведенческие реакции, анализ рисунков малыша, исследование его реакций в ходе игрового процесса.

Психиатр обследует ребенка на предмет связи невроза с нарушениями функций мозга, для этого будут использованы специфические тесты, может быть назначено МРТ головного мозга . Невролог - специалист, с которого должно начинаться обследование и которым оно потом завершается.

Он подытоживает данные, полученные от психиатра и психотерапевта, анализирует их заключения и рекомендации, назначает:

О наличии невроза как такового можно судить в случаях, если:

  • у ребенка не выявлено патологий головного мозга и проводимости импульсов;
  • у ребенка не выявлено психических заболеваний;
  • у ребенка нет и не было в недавнем прошлом черепно-мозговых травм;
  • малыш соматически здоров;
  • невротические проявления повторяются на протяжении от полугода и более.

Лечение

Лечение невроза всегда начинается не с приема таблеток, а с коррекции отношений в семье, где живет и воспитывается малыш. В этом помогают психологи и психотерапевты. Родителям следует изменить свое отношение к чаду, устранить или исправить свои педагогические ошибки, постараться оградить ребенка от сильных стрессов, пугающих и травмирующих ситуаций. Очень полезна совместная деятельность - чтение, творчество, прогулки, занятия спортом, а также последующее детальное обсуждение всего, что было проделано, увидено или прочитано вместе.

Если ребенок научится формулировать свои чувства и эмоции в конкретной ситуации, ему будет легче избавиться от травмирующих воспоминаний.

Брак, который трещит по швам не обязательно сохранять ради ребенка, у которого по этому поводу развился невроз. Родители должны хорошо взвесить, как будет лучше - без одного из родителей, который скандалит, пьет, применяет насилие или с ним.

Однако следует помнить, что один родитель, который спокоен, уверен в себе, который любит и ценит малыша, лучше для ребенка, чем два издерганных и страдающих родителя.

Очень многое в лечении невроза ложится на плечи семьи. Без ее участия доктор ничего не сможет сделать, а таблетки и уколы не принесут никакого результата. Поэтому медикаментозное лечение не считается основным видом терапии при неврозах. Родителям же в их нелегкой задаче готовы помогать и невролог, и психолог, и психотерапевт, у которых есть интересные методы оказания помощи детям-невротикам.

Виды терапии

В арсенале психотерапевта и детского психолога есть такие методы коррекции состояния малыша, как:

  • лечение творчеством (специалист лепит, рисует и вырезает вместе с малышом, одновременно беседуя с ним и помогая разобраться в сложном внутреннем конфликте);
  • пет-терапия (лечение посредством общения и взаимодействия с домашними животными);
  • игровая психотерапия (занятия по специальным методикам, в ходе которых специалист будет внимательно наблюдать и оценивать поведенческие и психологические реакции ребенка на стресс, неудачи, азарт и т. д.);
  • сказкотерапия (понятный для детского понимания и занимательный способ психокоррекции, позволяющий ребенку принять модели правильно поведения, расставить приоритеты, определиться с личными ценностями);
  • аутотренинг (метод расслабления на физическом и психическом уровнях, отлично подходящий для подростков и детей старшего школьного возраста);
  • гипнотерапия (метод коррекции психики и поведения путем создания новых установок во время погружения в транс. Подходит только старшим детям и подросткам);
  • групповые занятия у психотерапевта (позволяют скорректировать неврозы, связанные с трудностями в общении, в адаптации к новым условиям).

Хороший результат приносят занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Ведь главный вид терапии при неврозе, равных которому по эффективности нет, – любовь, доверие, взаимопонимание между ребенком и членами его семьи.

Медикаменты

Медикаменты для лечения простых и неосложненных видов невроза обычно не требуются. Доктор может порекомендовать растительные препараты, обладающие успокаивающим действием: «Персен », аптечный сбор пустырника. Ребенку в качестве вспомогательных средств можно давать чай с мелиссой, мятой, пустырником , делать ванны с отварами этих трав.

В некоторых случаях доктор назначает ноотропные препараты «Пантогам », «Глицин ». Они требуют систематического и длительного применения, поскольку обладают накопительным свойством действия. Для улучшения мозгового кровообращения назначают «Циннаризин » в возрастной дозировке. Если лабораторные анализы показывают недостаток кальция или магния в организме ребенка, что тоже способствует неврологическим нарушениям, врач назначает соответственно «Глюконат кальция » или его аналоги, а также «Магний В6» или другие препараты магния.

Список препаратов, которые могут быть назначены при нервных тиках, значительно обширнее. Он может включать в себя нейролептики и психотропные препараты. Обязательное условие для назначения таких мощных и серьезных препаратов - тики должны быть вторичными, то есть связанными с нарушениями деятельности головного мозга и центральной нервной системы.

В зависимости от характера тиков и других особенностей поведения (агрессивности, истеричности или апатии) могут быть назначены «Галоперидол», «Левомепромазин», «Фенибут », «Тазепам», «Сонапакс » . При сильных судорожных тиках доктор может посоветовать ботокс и препараты ботулотоксина. Они позволяют «выключить» конкретную мышцу из патологической цепочки нервных импульсов на время, за которое эта связь может перестать быть рефлекторной. Любое лекарство при серьезных невротических расстройствах должно быть назначено и одобрено врачом, самолечение неуместно.

Большинству детей-невротиков помогают препараты, которые способствуют налаживанию нормального крепкого сна. Уже через несколько недель ребенок становится более спокойным, адекватным, доброжелательным. Врачи не советуют использовать сильные снотворные средства при детском неврозе. Достаточно будет легких препаратов или гомеопатических средств вроде капель «Баю-Бай», «Дормикинд », «Зайчонок».

Физиотерапия и массаж

Всем деткам с неврозами полезен массаж. Не обязательно обращаться к дорогостоящим услугам специалистов, ведь лечебный массаж при таких нарушениях не показан. Достаточно будет расслабляющего массажа, который любая мама может сделать самостоятельно в домашних условиях. Главное условие - не делать тонизирующих приемов, которые имеют обратное действие - возбуждающее и бодрящее. Массаж должен быть именно расслабляющим. При проведении такого воздействия нужно избегать надавливаний, пощипываний, глубокого разминания.

Расслабляющего эффекта удается достичь при нежных поглаживаниях, круговых движениях руками без усилий, легких растираниях кожи.

При наличии нервных тиков первичного характера можно добавить дополнительные массажные приемы для места, затронутого непроизвольным сокращением мышц. Массаж лица, кистей рук, плечевого пояса также должен быть расслабляющим, неагрессивным, размеренным. Достаточно делать массаж один раз в день, вечером, перед купанием. Для малышей важно, чтобы массаж доставлял им удовольствие, поэтому проводить его желательно в игровой форме.

При тиках вторичных требуется профессиональный лечебный массаж. Лучше обратиться к хорошему специалисту, который за несколько сеансов обучит маму или папу всем необходимым приемам, чтобы затем они могли проводить курсовое лечение ребенка самостоятельно. Среди физиотерапевтических методов довольно часто и вполне успешно практикуется иглоукалывание. Возрастных ограничений у метода нет, правда, при условии, что ребенок соматически здоров.

Не стоит недооценивать и эффект от лечебной физкультуры. Дети в 2-3 года вполне уже могут посещать такие занятия вместе с родителями. Специалист при составлении плана занятий для конкретного малыша, учтет все моторные проявления невроза, обучит специальным упражнениям, которые позволят расслаблять и напрягать нужные группы мышц, чтобы избавить ребенка от проявления тиков.

Ребенку с неврозом и тиками пойдет на пользу плавание. В воде у ребенка расслабляются все группы мышц, а физическая нагрузка на них при движении является равномерной. Не обязательно записывать чадо в секцию профессионального спорта, достаточно раз в неделю посещать бассейн, а малышам - устраивать заплывы в большой домашней ванне.

О том, какое лечение для данного вида расстройств рекомендует доктор Комаровский , смотрите в следующем видео.

Профилактика

Избежать развития неврозов у ребенка помогут меры, которые максимально подготовят психику ребенка к возможным стрессовым ситуациям:

  • Адекватное воспитание. Ребенок не должен расти в тепличных условиях, чтобы не вырасти слабовольным и неуверенным в себе неврастеником. Однако и чрезмерная строгость и даже родительская жестокость тоже способны изуродовать личность малыша до неузнаваемости. Не стоит прибегать к шантажу, манипуляциям, физическому наказанию. Лучшая тактика - сотрудничество и постоянный диалог с ребенком с самого раннего возраста.
  • Семейное благополучие. Не так важно, в полной или неполной семье растет малыш. Большее значение имеет микроклимат, который царит дома. Скандалы, пьянство, тирания и деспотизм, физическое и моральное насилие, ругань, крики - все это дает благодатную почву для развития не только неврозов, но и более сложных психических проблем.

  • Режим дня и питание. Сторонники свободного режима более часто сталкиваются с невротическими нарушениями у своих детей, чем родители, которые с самого рождения приучили ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Особенно важен режим для детей младшего школьного возраста, которые и без того находятся в состоянии сильного стресса - начало учебы в школе требует от них выдержки и терпения. Питание детей должно быть сбалансированным, богатым витаминами и всеми необходимыми микроэлементами. Фастфуд должен быть нещадно ограничен.

  • Своевременная психологическая помощь. Совсем оградить ребенка от стрессов и негативных воздействий на психику не получится, как бы ни старались родители. Однако они должны быть достаточно чуткими, чтобы заметить малейшие изменения в поведении и настроении своего ребенка, чтобы своевременно отреагировать и помочь малышу разобраться в произошедшем. Если собственных сил и знаний для этого не хватает, следует обратиться к психологу. Такие специалисты сегодня есть в каждом детском саду, в каждой школе, и их задача - помочь ребенку, независимо от его возраста, преодолеть трудную ситуацию, найти правильное решение, сделать адекватный и осознанный выбор.
  • Гармоничное развитие. Ребенок должен развиваться в нескольких направлениях, чтобы стать целостной личностью. У деток, родители которых требуют от них только спортивных рекордов или отличной учебы в школе, шансы стать невротиками, выше. Хорошо, если ребенок сочетает спорт с чтением книг, с занятиями музыкой. При этом родители не должны завышать своих требований и изводить чадо своими завышенными ожиданиями. Тогда неудачи будут восприниматься как временное испытание, а переживания ребенка по этому поводу не пересилят компенсаторные способности его психики.

– внезапные повторяющиеся движения, возникающие из-за непроизвольного сокращения различных мышечных групп. Проявляются навязчивыми мимическими, моторными и вокальными действиями: морганием, зажмуриванием, подергиванием носом, ртом, плечами, пальцами, кистями, поворачиваниями головы, приседаниями, подпрыгиваниями, вздрагиваниями, покашливаниями, шумным дыханием, произнесением звуков, слов. Комплексная диагностика включает осмотр невролога, консультацию психиатра, психодиагностическое обследование. Лечение основано на соблюдении дневного режима, психотерапии, психокоррекции, приеме медикаментов.

Общие сведения

Синонимичные названия тиков – тиковые гиперкинезы , нервные тики. Распространенность составляет 13% у мальчиков, 11% у девочек. Тики у детей возникают в промежутке от 2 до 18 лет. Пиковые периоды – 3 года и 7-10 лет, эпидемиологический показатель достигает 20%. Наименее вероятен дебют заболевания после 15 лет, наиболее высокий риск развития отмечается у первоклассников – кризис семи лет и начало школьного обучения становятся провоцирующими факторами «тиков первого сентября». У мальчиков заболевание протекает тяжелее и хуже поддается терапии. У значительной части пациентов выявляются сезонные и суточные обострения симптоматики, гиперкинезы усиливаются в вечернее время, осенью и зимой.

Причины тиков у детей

Гиперкинезы развиваются как результат комплексного воздействия биологических и внешних факторов. С рождения у ребенка существует определенная предрасположенность (биологическая основа) к данной патологии, которая реализуется под влиянием заболеваний, стрессов и других негативных воздействий. Причины гиперкинезов у детей могут быть разделены на следующие группы:

  • Нарушения внутриутробного развития. Результатом гипоксии , инфекции, родовой травмы становится дисбаланс корково-подкорковых связей. При воздействии неблагоприятных факторов он проявляется тиками.
  • Отягощенная наследственность. Заболевание передается по аутосомно-доминантному типу. Поскольку мальчики болеют чаще, предполагается зависимость от пола пациентов.
  • Стрессовые ситуации. Провоцирующим фактором может стать школьная дезадаптация, повышенная учебная нагрузка, увлечение компьютерными играми, семейные конфликты, развод родителей, госпитализация. Заболеваемость увеличивается во время возрастных кризисов.
  • Черепно-мозговые травмы . Тики могут являться отдаленными последствиями травматического повреждения ЦНС. Наиболее характерны гиперкинезы моторного типа.
  • Некоторые заболевания. Нередко длительные болезни с симптомами, включающими двигательный компонент, приводят к формированию тиков. Например, после респираторных инфекций наблюдаются покашливания, шмыганье носом, горловые звуки.
  • Психоневрологические патологии. Тики развиваются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью , церебрастеническим синдромом , тревожными расстройствами . Гиперкинезы дебютируют на фоне обострений основного заболевания.

Патогенез

Патогенетическая основа тиков продолжает исследоваться. Центральное место отводится функциям базальных ганглиев. Основные из них – хвостатое ядро, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция. В норме они находятся в тесном взаимодействии с лобными долями коры больших полушарий, лимбическими структурами, зрительными буграми и ретикулярной формацией. Связь подкорковых ядер и лобных отделов, отвечающих за контроль действий, обеспечивается дофаминергической системой. Снижение уровня дофамина, нарушения нейронной передачи в подкорковых ядрах проявляются дефицитом активного внимания, недостаточной саморегуляцией двигательных актов, расстройством произвольности моторики. Функционирование дофаминергической системы нарушается в результате внутриутробного поражения ЦНС, наследственных изменений метаболизма дофамина, стрессов, ЧМТ.

Классификация

Тики у детей классифицируют с учетом нескольких факторов. По этиологии гиперкинезы разделяют на первичные (наследственные), вторичные (органические) и криптогенные (возникающие у здоровых детей). По симптоматике – на локальные, распространенные, вокальные, генерализованные. В зависимости от тяжести болезни различают единичные и серийные тики, тикозный статус. В соответствии с Международным классификатором болезней по характеру течения выделяют:

  • Транзиторные тики. Носят характер локальных и распространенных гиперкинезов. Проявляются как подмигивания, лицевые подергивания. Полностью проходят в течение года.
  • Хронические тики. Представлены моторными гиперкинезами. Подразделяются на три подтипа: ремиттирующий – обострения сменяются полным регрессом или локальными единичными тиками при нагрузках; стационарный – стойкие гиперкинезы на протяжении 2-4 лет; прогредиентный – отсутствие ремиссий, формирование тикозных статусов.
  • Синдром Туретта . Другое название – комбинированные вокальные и множественные моторные тики. Заболевание начинается в детском возрасте, выраженность симптомов уменьшается к концу подросткового периода. В легкой форме тики продолжаются у взрослых.

Симптомы тиков у детей

Локальные (фациальные) тики – гиперкинезы, захватывающие одну группу мышц. Среди проявлений в 69% случаев наблюдаются учащенные моргания. Реже встречаются зажмуривания, подергивания плеча, крыльев носа, уголков рта, наклоны головы. Моргания устойчивы, периодически сочетаются с другими лицевыми тиками. В зажмуриваниях преобладает дистонический компонент (тонус). Отличительная черта лицевых тиков – они практически не замечаются детьми, не мешают им в повседневных делах. По тяжести клинической картины локальные тики чаще являются единичными.

При распространенных гиперкинезах патологическим движением охвачено несколько групп мышц: лицевые, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, живота, спины. Обычно тики дебютируют морганием, позже присоединяется заведение взора, подергивания рта, зажмуривания, наклоны и поворачивания головы, подъем плеч. Течение и тяжесть симптомов различны – от единичных транзиторных до хронических с развитием тикозного статуса в обострении. Дети испытывают трудности при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации, вызывающих эмоциональное напряжение (тревогу, страх). Возникают проблемы при письме, сборе мелких деталей конструктора, длительном чтении.

Простые вокальные тики часто представляют собой покашливания, шмыганье носом, шумные вдохи и выдохи. Реже наблюдаются повизгивания, насвистывания, проговаривание простых высоких звуков – «а», «у», «ай». В периоды обострения нервных тиков вокальные симптомы могут меняться, что ошибочно расценивается как новый дебют. Пример: ребенок покашливал, в ремиссии вокальных симптомов не наблюдалось, позже появилось шумное дыхание. Сложные вокализмы возникают у 6% пациентов с болезнью Туретта. Представляют непроизвольное произнесение отдельных слов.

Озвучивание ругательств называется копролалией. Беспрерывное повторение целых слов и обрывков – эхолалией. Вокализмы проявляются единичными, серийными и статусными тиками. Усиливаются при утомлении, после эмоциональных и умственных нагрузок, негативно сказываются на социальной адаптации ребенка – произнесение не соответствующих ситуации слов, ругательств ограничивает активность в общении, препятствует установлению новых контактов. В тяжелых случаях пациент неспособен посещать школу, общественные места.

При болезни Туретта клиническая картина определяется возрастом ребенка. Заболевание дебютирует в возрасте от 3 до 7 лет. Первично возникают лицевые тики, подергивания плеч. Гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, отмечаются повороты и запрокидывание головы, разгибание/сгибание кистей, пальцев, тонические сокращения мышц спины, живота, приседания, подпрыгивания. Через 1-2 года присоединяются вокализмы. Редко голосовые тики предшествуют моторным. Пик симптоматики наблюдается с 8 до 11 лет. Развиваются серийные, статусные гиперкинезы. При обострениях дети не могут ходить в школу, нуждаются в помощи, бытовом обслуживании. К 12-15 годам заболевание переходит в резидуальную стадию с локальными и распространенными тиками.

Осложнения

К осложнениям приводят тяжелые формы гиперкинезов – серийные тики, тикозные статусы, хроническое прогредиентное течение. У детей формируются нарушения восприятия, снижение функций произвольного внимания, затрудняется координация движений, выработка двигательных навыков. Развивается школьная неуспеваемость – пациенты с трудом осваивают письмо, плохо воспринимают новый материал, имеют проблемы с запоминанием. Отставание в учебе дополняется социальной дезадаптацией – мышечные подергивания, непроизвольные движения, вокализмы становятся причиной насмешек, отстраненности сверстников.

Диагностика

Диагностика тиков у детей проводится группой специалистов – неврологом , психиатром , психологом . Объем диагностических мероприятий определяется индивидуально при первой врачебной консультации. Полученные данные используются для дифференциальной диагностики, составления прогноза течения болезни, подбора наиболее эффективных способов лечения. Комплексное обследование включает:

  • Опрос, осмотр невролога. Врач уточняет анамнез (осложнения беременности, родов, наследственную отягощенность), расспрашивает о начале заболевания, нарастании, частоте, выраженности симптомов, наличии сопутствующих неврологических патологий. При осмотре оценивает общее состояние, двигательные функции, рефлексы, чувствительность.
  • Беседу с психиатром. Специалист акцентирует внимание на психическом развитии и психологических особенностях ребенка. Определяет связь дебюта гиперкинезов со стрессовой ситуацией, чрезмерными эмоциональными нагрузками, методом воспитания, семейными конфликтами.
  • Психодиагностическое исследование. Психолог проводит исследование эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка, используя проективные методы (рисуночные тесты), опросники, тесты на интеллект, внимание, память, мышление. Результаты позволяют предположить течение заболевания, выявить провоцирующие факторы.
  • Инструментальное исследование. Дополнительно врач-невролог может назначить ЭЭГ , МРТ головного мозга . Итоговые данные необходимы для дифференциального диагноза.

Специалисты дифференцируют тики с дискинезиями, стереотипиями, компульсивными действиями. Отличительные признаки тикозных гиперкинезов: ребенок способен повторить, частично контролировать движения, симптомы редко возникают при произвольном, целенаправленном действии, их выраженность усиливается к вечеру, при усталости, утомлении, эмоциональном напряжении. При увлеченности пациента тики практически полностью исчезают.

Лечение тиков у детей

Терапия гиперкинезов реализуется в рамках комплексного дифференциального подхода. Подбор методов лечения определяется формой заболевания, выраженностью симптомов, возрастом больного. Основные задачи – сократить частоту и выраженность симптомов, улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать познавательные функции. Используются следующие методы:

  • Соблюдение режима дня. Предусматривает предупреждение голода, усталости, умственного и эмоционального истощения, физическую и интеллектуальную активность, следование графику приема пищи, отхода ко сну и пробуждения. Время просмотра телепередач, компьютерных игр сокращается до минимума.
  • Семейная психотерапия . Причиной тиков может быть хроническая психотравмирующая ситуация, стиль воспитания. Сеансы психотерапии включают анализ внутрисемейных отношений, проработку негативного отношения к тикам. Участников обучают методам, помогающим справиться с тревогой, напряжением, проблемами ребенка.
  • Индивидуальная, групповая психотерапия. Наедине с психотерапевтом пациент рассказывает о переживаниях, страхах, отношении к заболеванию. Методами когнитивно-поведенческой терапии прорабатываются комплексы, осваиваются способы релаксации, саморегуляции, позволяющие частично управлять гиперкинезами. На групповых встречах тренируются навыки общения, разрешения конфликтов.
  • Психокоррекция. направлены на развитие отстающих когнитивных функций. Выполняются упражнения на коррекцию пространственного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля. В итоге ребенок испытывает меньше трудностей при школьном обучении.
  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются неврологом. Подбор средств, продолжительность лечения, дозировка определяются индивидуально. Базовая терапия основана на применении противотревожных лекарств (анксиолитики, антидепрессанты) и медикаментов, уменьшающих выраженность двигательных явлений (антипсихотики). Дополнительно показаны ноотропы, сосудистые препараты, витамины.
  • Физиотерапия. Сеансы оказывают успокаивающее действие, нормализуют процессы возбуждения и торможения в нервной системе, уменьшают симптомы болезни. Используется электросон , гальванизация сегментарных зон, лечебный массаж , электрофорез воротниковой зоны, озокеритовые аппликации на шейно-воротниковую зону, аэрофитотерапия, хвойные ванны .
  • БОС-терапия . Метод биологической обратной связи представлен комплексом процедур, позволяющих пациенту прочувствовать и освоить управление определенной физиологической функцией. При гиперкинезах ребенок через компьютерную программу получает информацию о состоянии мышц, в процессе тренинга осваивает произвольное расслабление и сокращение.

Прогноз и профилактика

Прогноз тиков определяется тяжестью заболевания, возрастом дебюта. Благоприятный исход более вероятен у детей, заболевших в 6-8 лет, при правильном лечении гиперкинезы исчезают за 1 год. Раннее начало с первыми симптомами в 3-6 лет характерно для течения патологии до конца подросткового возраста. Профилактика заключается в организации правильного режима, чередовании отдыха и труда, сокращении времени игр на компьютере, просмотра фильмов, телепередач. Важно предупреждать ситуации стресса, своевременно лечить соматические болезни, не допуская перехода в хроническую форму.

Поделиться