Психологическая структура личности. Психические свойства личности Общее понятие о личности

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

3.4.1. Характер в структуре личности. Группы черт характера

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.

Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами. Черт характера очень много (св. 1,5 тыс. слов в «Словаре Ожегова»), их можно условно разделить на несколько блоков или групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Основные группы черт характера: коммуникативные,

трудовые, самооценка и волевые

П
ервая группа. Прежде всего, это качества, в которых выражаются убеждения, идеалы, направленность, это общественный смысл всех других черт характера. В них проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Эти черты можно назватькоммуникативными , к ним относятся патриотизм, коллективизм, доброта, общительность, чуткость, вежливость, тактичность, преданность, честность, правдивость, искренность и др., отрицательные - эгоизм, черствость, лживость, лицемерие...

Следующая группа – это качества, в которых отражается отношения человека к самому себе, (самоуважение, самопринятие, самообвинение, самокритичность, скромность, гордость, эгоизм…), что выражается всамооценке : завышенной, заниженной, адекватной.

Т
ретья группа – отношение человека к труду, результатам своего труда (трудолюбие, инициативность, настойчивость, аккуратность, ответственность, безразличие, лень, безответственность и т.п.). Эти качества называются деловыми .

Иногда психологи выделяют группу черт характера, которые показывают отношение человека к вещам, тогда говорят об аккуратности, бережливости, щедрости, скупости, неряшливости, небрежности, педантичности и др.

Особое место занимаютволевые черты. Волю называют основой характера, ее становым хребтом (стремление добиваться успехов, настойчивость, упорство и др.) Воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.

Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру.

Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступках. Воля проявляется и в умении сдерживать себя, затормозить нежелательные действия. Здесь говорят о выдержке, терпении, самообладании.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует и другие подходы к определению структуры характера, так в рамках одного из них черты личности человека подразделяют на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Основу личности составляет её структура , т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования, в которой традиционно выделяют четыре подструктуры: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, представления. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незаме­ченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмо­циональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы.

Эмоциональные процессы – личная значимость и оценка внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. К ним относятся: чувства, эмоции, настроения. Эмоции и чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности. Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоция – это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Нельзя, например, чувство патриотизма, долга, ответственности за порученное дело считать эмоцией, хотя эти чувства проявляются в психической жизни людей, как поток эмоциональных переживаний.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его дея­тельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют дея­тельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность че­ловека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы.

Волевые процессы. Воля- это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

2. Психические состояния – целостные особенности всех психических процессов, протекающих у сотрудников в данный момент или в какой-либо отрезок времени. Человек всегда находится в каком-нибудь психическом состоянии («спокоен», «взволнован», «заинтересован», «раздражён» и т.п.). Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что характерной об­щей особенностью психических состояний является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими лич­ность человека.

3. Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Ни у кого не вызывает сомнения, что знания предшествуют навыкам. Но вопрос: что раньше: навык или умение? был спорным и следы этих разногласий сохранились и сейчас.

Психические образования заметно влияют на степень социализации человека в целом . Немаловажную роль играют стереотипы поведения:

а) культурные стереотипы (как приветствовать других),

б) социальные стереотипы (образ представителя другой со­циальной группы - пример: образ сотрудника ОВД);

в) оценочные стереотипы (что хорошее, что плохое).

4. Психические свойства устойчивые, повторяющиеся, типичные для данного человека особенности его психической деятельности. Они не только тесно связаны с психическими процессами, но и формируются под влиянием их многократного повторения. Психическими свойствами являются: направленность (потребности, мотивы, цели, убеждения и т.п.), темперамент, характер и способности личности.

Психический мир человека гораздо многообразней, чем это можно представить схематично. Однако данная структура дает хоть какое-то представление о психике человека. Изучение психики личности представляет для нас интерес как в отношении работы над собой, своими профессионально-психологическими качествами, так и для лучшего понимания других людей, умения находить к ним подход и устанавливать психологический контакт вне зависимости от правового статуса человека.

Для того, чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде, и многом другом.

Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода. Или человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод или жажду, но жертвовать собственной жизнью.

Потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Потребность всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Широкую известность получила концепция мотивации поведения человека А.Маслоу.

А.С. Макаренко в «Книге для родителей» писал: «В самом человеческом желании нет жадности. Если человек пришел из дымного города в сосновый лес и дышит в нем счастливой полной грудью, никто никогда не будет обвинять его в том, что он слишком жадно потребляет кислород. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством».

В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность - это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.

Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Так, в процессе познания первостепенное значение приобретают гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности и характер, а в процессе общения - характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость и др.).

Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется «естественными» качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью в различные сферы жизнедеятельности социума.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе Я-концепции, личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.

Понять личность - значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она руководствуется.

Формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения называется специализацией.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация - освоение личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

Опыт раннего детства - формирование психических функций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудновосполнимы в более зрелом возрасте);

Социальные институты - системы воспитания, обучения и образования;

Взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация - не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы», а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными социальными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.

У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает «подгонки» новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация - присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе.

В архаичных и тоталитарных обществах социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципами взаимодействия между поколениями являются равенство и сотрудничество, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных общечеловеческих ценностей.

Дефекты социализации наиболее возможны в кризисные периоды жизни индивида. Особая «хрупкость» психики присуща подростковому возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем: в изменении внешности, голоса, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение.

Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмоционально насыщенного применения. Относятся же к подростку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда - подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение уличной романтикой.

Не правы те, кто утверждает, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность.

Первоначальная разновидность отклоняющегося поведения - делинквентное поведение - система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, ригидностью (негибкостью) поведения, склонностью к аффективным реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания - гиперопекой или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды. Первые проявления делинквентного поведения - прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризирование слабых сверстников, шантаж, угон мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующих поведенческих стереотипах; формируется асоциальный стиль поведения, который при определенных условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных Ценностей - такова первопричина социально дезадаптивного поведения.

Социальная неадаптированность личности, ее отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством асоциальному проявлению личности на ранних стадиях ее формирования. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной ориентацией, но и с несформированностью у нее способов психологической самозащиты. Трагедия человека - с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет особенно важное значение.

Фундаментальная социальная потребность человека - потребность в самоуважении, в личностном признании - должна находить отклик в социально-положительной среде. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом личность.

Несостоявшийся общесоциальный масштаб личностного самоизмерения индивид заменяет доступным для него асоциальным суррогатом. И вот уже физически слабый паренек, начавший пить и курить, начинает чувствовать себя «настоящим парнем». А первые его успехи в «деле» создают ему ореол «своего парня».

Утрированные поощрения главарей льстят его болезненному самолюбию. И только в этой асоциальной субкультуре индивид начинает находить смысл своего существования. У индивида укрепляется мотивация девиантного (отклоняющегося) поведения. Антинормативность становится нормой - таков парадокс девиантности.

Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив - семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности.

В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (цельность личности).

Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание «радости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализации своих способностей в трудных условиях, толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодействия.

В построении жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна, т. е. способна к коррекции поведения.

На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск.

Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность. Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна - подвергает себя самоконтролю на основе своей Я-концепции.

Личность живет и действует на основе той конструкции, которую она сформировала в своей голове под влиянием конкретных жизненных условий.

Все регуляционные компоненты человеческой деятельности - познавательные, волевые и эмоциональные процессы - функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности.

Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассматривать их как комплексы психорегуляционных возможностей индивида. Личность - целостное психическое образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные возможности индивида (тип его

высшей нервной деятельности) закономерно определяют его темперамент - общие психодинамические особенности.

Эти особенности служат общим психическим фоном для проявления других психических возможностей индивида - познавательных, эмоциональных, волевых. Психические возможности, в свою очередь, связаны с направленностью личности, ее характером - общеадаптивными способами поведения.

Когда мы даем общую классификацию психических явлений (психические процессы, психические состояния, психические свойства личности), мы абстрагируем, искусственно дифференцируем, разъединяем эти явления. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем психические явления, личностно объединяем их.

Свойства личности составляют динамическую систему ее функциональных возможностей. Психические свойства многосистемны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность, 3) способность и 4) характер.

Система этих психических качеств и образует структуру личности.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ § 7.1. ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»?Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика определения свойств личности Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения,

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Передача психических состояний от личности к личности В процессе взаимодействия родители и подростки неразрывно связаны друг с другом. Они проявляют себя в совместном общем эмоциональном поле, в котором прежде всего видны их психические состояния. К ним относятся

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Социализация личности. А. А. Реан Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить.

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

3. Понятие и структура личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Социально-психологические особенности лич-ностиВ процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга,

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

55. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он

автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Характерные изменения психических процессов и личности при различных психических заболеваниях Любое психическое заболевание проявляется нарушением психической деятельности. Возникновение большинства психических заболеваний обусловлено эндогенными факторами, к

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

9.2. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности Возрастные особенности экстраверсии - интроверсии. Н. В. Бирюковой с соавторами (1976) показана возрастная динамика параметра экстраверсия - интроверсия (рис. 9.1). Число интровертов среди детей снижается от

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§ 1. Правовая социализация личности Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.Правовая социализация личности - включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью

Из книги автора

Глава 4 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Из книги автора

69. Взаимосвязь темперамента и других свойств личности Темперамент и отношения. Картина поведения человека в рамках темперамента может определяться отношениями человека, которые временно маскируют или видоизменяют естественные, или, точнее, характерные, для данного

Поведение личности – это реализация ее психических регуляционных качеств в социально значимой сфере жизнедеятельности.

Поведенческие акты человека взаимосвязаны, системны. Деятельность, поведение возникают на основе потребности, их реализация начинается с мотивационных побуждений. При этом сознание направляется на существенные для деятельности объекты – они становятся объектами познания: отражаются отдельные свойства объектов (ощущения), предметы и ситуации в целостном виде (восприятие), система закономерных связей между явлениями (мышление), прогнозируется развитие ситуации (воображение), учитывается предшествующий опыт (память).

Движение к цели регулируется волей, а чувственное отражение текущей значимости явлений и связанные с ним экстренные реакции осуществляются механизмом эмоций.Все регуляционные компоненты человеческой деятельности – познавательные, волевые и эмоциональные процессы – функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности.

Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассматривать их как комплексы психорегуляционных возможностей индивида. Личность – целостное психическое образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные возможности индивида (тип его высшей нервной деятельности) закономерно определяют его темперамент – общие психодинамические особенности. Эти особенности служат общим психическим фоном для проявления других психических возможностей индивида – познавательных, эмоциональных, волевых. Психические возможности, в свою очередь, связаны с направленностью личности, ее характером – общеадаптивными способами поведения. Когда мы даем общую классификацию психических явлений (психические процессы, психические состояния, психические свойства личности), мы абстрагируем, искусственно дифференцируем, разъединяем эти явления. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем психические явления, личностно объединяем.

Темперамент, характер, ценностные ориентации личности – все это проявления комплексов регуляционных возможностей индивида.Свойства личности составляют динамическую систему ее функциональных возможностей.

Психические свойства многосистемны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Совокупность психических свойств образует психический склад личности. Разрешая жизненные проблемы, человек исходит из своих психических возможностей, применяет свои способы взаимодействия со средой, осуществляет индивидуальный стиль жизнедеятельности.

Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность, 3) способности и 4) характер.

Система этих психических качеств и образуетструктуру личности.

Глава 2. Темперамент

Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов

Темперамент(от лат. temperamentum – соотношение, смешение частей, соразмерность)– комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов –сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов (рис. 89).

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – у сангвиников, желтой желчи (холэ) – у холериков, слизи (флегмы) – у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) – у меланхолика.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям(экстраверсия) или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям(интроверсия).

Рис. 89. Типы высшей нервной деятельности и соответствующие им темпераменты.

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.

В отдельных видах темперамента происходит "смешение" рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: "Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым"*.

* Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951. С. 300.


Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерический темперамент. "Холерический тип, – отмечает И. П. Павлов, – это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся*. "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу"**.

* Павлов И. П. Указ. соч. С. 299–300.

** Павловские среды. Т. 2. М.-Л., 1949. С. 533.

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент. "Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни"*.

* Павлов И. П. Указ. соч. С. 300.

Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Поделиться