Как тренировать внимание у школьника. Как повысить внимание и концентрацию у школьника

Мозг человека устроен так, что если бы у нас не было своеобразного фильтра в виде внимания, то количество информации из внешнего мира перегрузило бы его. Для нормальной и комфортной жизни внимание каждого человека должно иметь объем, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Если в любой из этих частей при развитии замечены отклонения, то у ребенка будет отставание в развитии.

Чтобы этого не произошло, для младших школьников разработаны специальные упражнения для развития и концентрации внимания.

Существует огромное количество игр для младших школьников, которые используются для развития произвольного внимания. Мы расскажем вам о самых интересных и лучших из них.

Первая игра состоит в том, чтобы дети попытались передать смысл стихотворения. Всех играющих нужно разделить на три команды. Ведущих в игре трое и каждый их них читает по четверостишию. Но не по порядку, а наоборот, сначала каждый читает первую строку своего четверостишия, потом вторую и так далее.

Развитие памяти и внимания. 5 игр с детьми на внимание и память

Детям может быть трудно сразу уловить смысл стиха, поэтому чтение можно повторить дважды. Каждая из команд должна понять и передать смысл своего стихотворения. Для этого задания лучше использовать сложные стихи, так тренировка произвольного внимания и особенности памяти будет происходить намного лучше.

Вторая игра называется «Запутанная перекличка» и ведущий будет один. Во время игры ведущий должен называть имена и фамилии играющих младших школьников. Но это упражнение на то и называется запутанным, что ведущий то имя называет правильно, но ошибается в фамилии, то фамилию путает, а имя говорит правильно. Все детки должны быть предельно внимательны, чтобы откликнуться на свое имя и фамилию. Эта игра будет очень живой и полезной для развития произвольного внимания.

Еще одна прекрасная игра называется «Собери из букв слово». Учитель должен предложить деткам определенный набор гласных и согласных букв. За пять минут каждый должен из этого набора букв собрать как можно больше слов.

Последняя выбранная игра для развития произвольного внимания – это «печатная машинка». Для задания нужно специально подготовить карточки с буквами, которые можно закрепить на одежде ребенка, чтобы всем было видно. Играть должен целый класс, чтобы все буквы от А до Я были разобраны. Ведущий должен произнести слово, а детки, как на пишущей машинке, должны хлопать, когда в слове появляется их буква, по принципу пишущей машинки.

Собери из разных букв

Развитие концентрации внимания

Концентрация и ее развитие крайне важно для любого ребенка. Для детей младшего школьного возраста быстрое получение навыков концентрации возможно при игре.

и внимание. Практические занятия с психологом

Первая игра довольно проста, но она позволяет легко способствовать концентрации внимания у младшего школьника. Всех детей нужно посадить в круг и каждых из них должен назвать свое имя и любимый фрукт. Но вот только если первый игрок назовет только свое имя и фрукт, то второй должен повторить слова первого и назвать свои. Последний играющий должен будет назвать имена и фрукты всех играющих. Такие игры прекрасно подходят для развития памяти и индивидуальной особенности мышления.

Прекрасно подходят для концентрации игры, в которых нужно раскрасить половинку картинки точно также, как раскрашена первая половинка. Можно усложнить это упражнение, попросив младшего школьника сначала дорисовать, а потом раскрасить картинки.

Для концентрации младших деток можно использовать самые обычные тексты в рабочих тетрадях. Вы можете попросить детей найти в тексте все буквы А и обвести их кружочком, а буквы Т подчеркнуть. После выполнения задания школьники могут поменяться тетрадками и проверить ошибки друг у друга, это тоже будет тренировкой концентрации и мышления.

Переключение внимания

Для каждого младшего школьника уметь переключать внимание с одного предмета на другой, для обучения этому можно использовать следующие игры и упражнения.

Первая игра поможет научить малыша переключать внимание, и будет развивать индивидуальные особенности мышления детей. Она называется «Считаем с помехами» и проводится в течение трех минут, играющий должен называть цифры от 1 до 20, но при этом записывать их в обратном порядке, от 20 к 1. После нужно посчитать сколько ошибок было допущено.

Прекрасно тренирует переключение и другие особенности памяти и мышления упражнение «Угадай слово». Детям дают записанные на доске примеры, которые нужно сосчитать. Если счет будет правильный, то можно будет, исходя из полученных цифр, узнать, такое слово было зашифровано ниже, в двух линиях. В первой нужно расположить буквы, а каждую букву подписать цифрой.

Простым вариантом игры станет упражнение для младших детей, основанное на том, что ведущий говорит слова, обозначающие разные предметы. Дети должны хлопать, когда ведущий назовет предмет какого-то определенного вида, например, письменные принадлежности. Так будет происходить развитие быстрого мышления у детей, а также произвольного внимания.

Развитие наблюдательности

Существует большое количество разных упражнений и вариантов игры, которые тренируют наблюдательность ребенка, а заодно занимаются развитием его памяти и особенности мышления. Если у детей наблюдается проблема с выше перечисленными параметрами личности, то мы можем предложить следующие упражнения для их корректировки.

Прекрасно подходят для тренировки наблюдательности и короткосрочной памяти картинки, на которых нужно найти отличия. На первый взгляд такие изображения абсолютно одинаковы, но когда малыш начнет присматриваться, он найдет отличия.

Для того чтобы лучше рассмотреть картинку и найти различия, кликните по ней и она увеличится.

Существуют прекрасные игры для тренировки наблюдательности и коррекции индивидуальной особенности памяти, для которых не нужны никакие приспособления. Нужно выстроить играющих в одну линию и попросить детей запомнить внешний вид каждого из тех, кто играет.

После этого одного младшего школьника нужно попросить выйти из комнаты, а участники игры должны внести мелкие изменения в свой внешний вид – перестегнуть пуговку, снять значок, распустить волосы. Вернувшийся в комнату игрок должен по памяти восстановить особенности внешности каждого игрока и назвать, что именно изменилось.

У этого упражнения есть вариации, когда вам нужно потренировать наблюдательность и индивидуальные особенности мышления и памяти ребенка, а также поспособствовать тому, что у детей будет происходить косвенное развитие произвольного внимания.

Вы должны будете положить перед малышом десять предметов и попросить его рассмотреть их внимательно, а потом попросите отвернуться. После этого измените расположение предметов или же замените одни на другие. Повернувшийся кроха должен сказать, что именно изменилось.

Распределение внимания

Для того, чтобы научить малыша правильно распределять свое внимание и проводить небольшую тренировку памяти, нужно использовать следующие простые упражнения:

  1. Школьник в течение одной минуты рисует квадратики на листочке и одновременно считает, сколько раз хлопнул в ладоши взрослый.
  2. Довольно сложное упражнение используется для распределения такой особенности мышления как внимание. Малыш должен одной рукой рисовать кружки, а другой треугольник одновременно. Это удается не всем и не сразу.

Похожие игры родители могут практиковать и придумывать сами. Нужно лишь постараться, чтобы ребенок делал два дела одновременно. К примеру, записывал слова и слушал стихи одновременно. Так будет вырабатываться помехоустойчивость, а также решаться проблема плохой памяти.

Обязательно стоит придумывать игры вместе с детьми. Так вы сможете проследить, как происходит развитие у ваших детей, а они в свою очередь смогут поиграть в самостоятельно придуманные игры на развитие произвольного внимания.

Неумение сосредоточиться, недостаток концентрации, плохая память – основная причина низкой успеваемости школьников в младших классах. Учащимся с неразвитым вниманием сложно сконцентрироваться на обучении, они плохо запоминают новую информацию. Как развить внимание и память у младших школьников – для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Какие игры и задания станут хорошей тренировкой для учащихся с недостаточно развитым вниманием?

Внимание – человеческое качество, позволяет отбирать нужную информацию, отбрасывая ненужную. Это фильтр, который защищает мозг от информационной перегрузки.

Свойства внимания:

  • объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;
  • избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;
  • устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;
  • умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;
  • распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

Гиперактивность и повышенная рассеянность – такую характеристику дают психологи многим современным школьникам начальных классов. Учащийся не может заставить себя сосредоточиться, упускает много базового материала, отстает в учебе. Педагог в начальных классах при помощи специальных приемов помогает адаптироваться ребенку в школе.

Специальные игры, упражнения, задания и приемы развивают внимательность и память у школьника, поддерживая интерес к учебе.

Виды внимания:

  • непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
  • произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
  • послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.

Педагогу и родителям ученика младшей школы не следует делать упор в упражнениях и играх на развитие только волевого внимания – это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка и взрослого. В заданиях нужно использовать приемы на развитие послепроизвольного внимания – это поможет сформировать способность сосредотачиваться усилием воли.

Объем внимания младшего школьника –2–5 единиц (может одновременно сосредоточиться минимум на двух предметах), распределение внимание слабое. У учащихся младших классов внимание неустойчивое в силу возрастной особенности процессов торможения.

Развивать увлеченность у младших школьников нужно ежедневно, используя различные приемы. На начальном этапе продолжительность занятий – 15–20 минут. Для детей с неустойчивым вниманием и плохой концентрацией продолжительность занятий –5–10 минут.

Занятия лучше строить в соревновательной форме для поддержания и развития лидерских качеств – задание нужно выполнить правильно и быстро. Многие дети проговаривают свои действия вслух – это помогает удерживать им в памяти инструкцию по выполнению задания.

Упражнения и задания для развития внимательности

Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному.

  • Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек. Педагог кладет перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.

По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику – выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.

  • Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учащихся, учат ребенка переключаться. Перед школьником положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дают синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.

Рекомендация для родителей. Дома можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед собой и ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.

Такие приемы делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.

Игры на внимание

Игры для развития внимание – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.

  • Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство.
  • Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
  • Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши.
  • Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
  • Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.

Задания для развития слухового внимания

Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.

  • Игра «Слушай команду» – развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша. Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся – выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений – поднять руки, присесть, согнуть левую ногу.
  • Упражнение «Телефон» – развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение – отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника – предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши.
  • Игра «Угадай звук». Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача учащихся – определить и рассказать, что он услышал.
  • Дома вместе с ребенком можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.

Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста – одна из основных задач педагога начальной школы. Хорошо развитое внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у школьника все виды и формы способности. А родителям нужно проводить занятия дома, для поддержания и закрепления школьных результатов.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

  1. В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
  2. Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).

Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

Все приходит с тренировкой

Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

  1. Проводите занятие в игровой форме;
  2. Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
  3. Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
  4. Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.

Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

Концентрация внимания

Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

  • «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

  • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»

  • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.

Легкий (без перекрестков)

Повышенной сложности (с перекрестками)

  • «Дорисуй рисунок» . Это задание вырабатывает усидчивость

  • Игра «Пианино» . Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.

Распределение внимания

Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

  • «Юлий Цезарь» . Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;
  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;

«Подсчет элементов» .Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

  • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.

Объем внимания

  • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
  • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.

Тренажер Викиум для младших школьников

Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!
Ваш Юрий Окунев.

Недостаток внимания является одной из причин плохой обучаемости детей младшего школьного возраста. Ребенку с дефицитом внимания, трудно сконцентрироваться на подаваемом материале, он испытывает трудности с запоминанием. Поэтому, так важно развивать это качество у детей. Специалисты рекомендуют заниматься с ребенком специальными играми и упражнениями на развитие внимания, которые можно выполнять в домашних условиях. Но чтобы правильно организовать такие занятия, родители должны разобраться, что же собой представляет понятие «внимание».

Что такое внимание

Внимание относится к наиболее важным человеческим качествам. Оно характеризует процесс отбора необходимой информации и отбрасывание ненужной. Человеческий мозг каждую секунду принимает тысячи сигналов из окружающего мира. Внимание является своеобразным фильтром, который «просеивает» всю поступающую информацию, оберегая наш мозг от «перегрузки».

Ученые определили свойства внимания, способные привести к отклонениям в деятельности и поведении ребенка:

  • объем внимания – при его снижении малыш не может сконцентрироваться на нескольких предметах одновременно, удерживать их в уме;
  • избирательность внимания – при ее недостатке малыш не способен сконцентрироваться на той части материала, которая нужна для решения поставленной задачи;
  • устойчивость и концентрация – при их снижении ребенок не может долго сохранять внимание, постоянно отвлекается;
  • переключаемость внимания – при плохом развитии этого свойства малышу трудно переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • распределение внимания – при его недостаточном развитии ребенку тяжело выполнять несколько дел одновременно;
  • произвольность внимания – при ее недостатке малышу трудно сосредоточивать внимание по требованию.

Для преодоления выше перечисленных недостатков необходима правильно организованная работа.

Главное правило занятий играми и упражнениями на развитие внимания – систематичность. Заниматься желательно каждый день, делая 1-2 выходных дня в неделю. Продолжительность занятий в первые дни должна составлять не больше 15-20 минут, постепенно увеличиваясь.

Упражнения на развитие внимания для младших школьников

Очень важно с первых занятий заинтересовать ребенка. В младшем школьном возрасте дети лучше воспринимают занятия, если они проходят в игровой форме, позволяют проявлять инициативу и фантазию.

Приведем наиболее популярные упражнения на развитие внимания для младших школьников.

«Что изменилось?» На столе раскладывают мелкие предметы, например, карандаш, спичка, ластик. Общее количество их должно быть 10-15 штук. В течение 30 секунд (можно считать до 30) ребенок должен рассматривать расположение предметов. Затем он оборачивается к столу спиной, и три-четыре предмета перекладывают на другое место. После этого ребенок оборачивается к столу и снова 30 секунд разглядывает предметы. Газетным листом накрываются предметы на столе, и малыш описывает, какие из них были переложены и куда именно.

«Найди домик». Ребенку предлагают рисунок, на котором изображены 7-8 разных животных, каждый из которых ищет свой домик. Можно, чтобы животное и домик соединяли линии. Попросите малыша, не проводя карандашом по линиям, определить, где чей домик. Если в первые занятия ему будет сложно это сделать, пусть воспользуется карандашом. В последующие занятия нужно, чтобы он находил домик без помощи карандаша.

«Раскрась вторую половину». Приготовьте картинку, раскрашенную наполовину. Попросите малыша раскрасить вторую половину, точно так, как раскрашена первая. На следующих занятиях усложните задание. Предложите ребенку сначала дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. Для таких рисунков подбирайте симметричные изображения, например, бабочка, домик, стрекоза, елка.

«Съедобное – несъедобное». Бросайте ребенку мячик, при этом называя предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, малыш должен поймать мячик, если несъедобный – пас мячом пропускается.

«Не собьюсь». Ребенок считает вслух от 1 до 31. Вместо чисел, включающих тройку, или кратных трем, нужно говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь, семь, …». Упражнение на развитие внимания, памяти и мышления для деток после семи лет.

«Найди отличия». Школьнику показывают ряд написанных цифр, например, 45789132. Дают ему посмотреть на них, затем цифры закрывают. Ребенок должен ответить, какие цифры он запомнил, сколько всего записано цифр, назвать соседей цифр 7, 9, 3.

«Счет с помехой». Ребенку младшего школьного возраста дают лист бумаги и ручку. Он должен называть числа от 1 до 20, одновременно записывая эту же числовую последовательность, но в обратном порядке. Таким образом, произнося «1», он записывает «20» и так далее.

«Какое что бывает?». Ребенку предлагают отвечать на вопросы, подыскивая максимальное число ответов. Можно задавать следующие вопросы:

  • что бывает высоким? (столб, дерево, дом, человек);
  • что бывает широким?
  • что бывает длинным?
  • что бывает круглым?
  • что бывает пушистым?
  • что бывает холодным?

Это хорошее упражнение на развитие внимания, памяти и мышления для детей младшего школьного возраста.

Вам письмо!

Цели: развитие внимания, памяти, мышления; знакомство с кратким содержанием популярных детских книг.

Описание . Педагог читает письмо сказочного героя, не называя его самого. Задача детей - вспомнить имя автора письма.

Вариант 1

«Здравствуйте, мальчики и девочки, мои юные друзья! Я уверен, что мы с вами знакомы.

Расскажу о своей жизни. Жил я очень бедно, еле концы с концами сводил, но однажды узнал волшебное слово, с помощью которого можно попасть в пещеру, где разбойники хранили несметные сокровища. Я человек скромный и взял только три мешка с золотом, хотя сокровищ с лихвой хватило бы, чтобы украсить сто царских дворцов.

Атаман разбойников решил отомстить мне - в восточном городе нет ничего более лёгкого, чем узнать о том, кто недавно разбогател. Разбойники придумали коварный план, чтобы рассчитаться со мной, но благодаря верной служанке мне удалось избежать печальной участи.

Назовите мое имя!» (Али-Баба.)

Вариант 2

«Добрый день, дети!

Расскажу вам о себе. Я бедная девочка, родом из сказки братьев Гримм. Меня решила погубить злая мачеха, потому что та хотела быть первой красавицей на свете и не могла допустить, чтобы я превзошла её красотой. К счастью, слуга мачехи, которому поручили меня убить, оказался добрым человеком и сохранил мне жизнь. А затем я нашла приют в доме семерых гномов.

Мои новые друзья работали в горах рудокопами, а я хлопотала по хозяйству. Нам было очень хорошо вместе, но волшебное зеркальце, которое было у моей мачехи, сказало ей, что я всё ещё жива. И злая женщина не успокоилась до тех пор, пока не нашла нашу лесную избушку и не угостила меня отравленным яблоком. Стоило мне откусить кусочек, как я замертво упала на землю.

Гномы очень горевали обо мне. Обливаясь горькими слезами, они положили меня в стеклянный гроб, который оставили стоять на высокой горе. Там меня увидел прекрасный королевич. Он полюбил меня и уговорил гномов позволить ему увезти меня с собой. А по дороге во дворец случилось чудо: от дорожной тряски кусочек отравленного яблока, который я, к счастью, не успела проглотить, выпал из моего горла, и я ожила. То-то было радости!

Вы узнали меня, ребята?» (Белоснежка.)

Вариант 3

«Здравствуйте, ребята! Вы наверняка слышали обо мне, так как я - героиня русской народной сказки. Рассказать вам о себе?

Жила я с матушкой и батюшкой, горя не знала, а после смерти родимой матушки женился батюшка на другой, думал дать мне новую матушку, а дал злую мачеху.

У мачехи было две дочери, злые, дурные да привередливые. Мачеха их любила и лелеяла, а меня они все вместе изводили работой, бранили да ругали. Только я с каждым днём всё хорошела и хорошела.

Однажды, когда у нас в доме погас огонь, послали они меня за огнём к Бабе Яге, мачехиной родственнице. Думала я, что назад уже не вернусь, ведь Баба Яга людей ест-жуёт, только косточки похрустывают. Если бы не куколка волшебная, которую мне матушка перед смертью дала, да не девушка-чернавушка, что у Бабы Яги по дому работала, никогда бы мне домой не вернуться.

Принца я, как Золушка, не встретила, золотом меня никто не наградил, но всё же сказка окончилась для меня очень счастливо.

Гак как же меня зовут?» (Василиса Прекрасная.)

Вариант 4

«Мои маленькие друзья, вы, конечно же, знакомы со мной!

Я появилась на свет из волшебного ячменного зёрнышка. Оно было волшебным потому, что моя названая матушка вырастила из него не ячмень, а прекрасный тюльпан. Когда бутон цветка распустился, оказалось, что в середине тюльпана сижу я. Добрая женщина очень заботилась обо мне. Я была рождена для счастья. Как же мне стало страшно и грустно, когда старая жаба решила выдать меня замуж за своего противного сыночка! К счастью, спасли меня милые маленькие рыбки.

Затем меня ждало новое огорчение - майские жуки не захотели принять меня в своё общество. Они считали меня уродиной, потому что я не была похожа на них.

Когда началась зима, я нашла приют в норке старой полевой мыши. Она была добрая и желала мне только хорошего, а потому считала, что будет просто замечательно, если я выйду замуж за её соседа-крота. Но став женой крота, я была бы навсегда лишена солнечного света и тепла. К счастью, мне удалось спасти от смерти милую щебетунью-ласточку, которая из благодарности унесла меня в благословенные тёплые края. Там я подружилась с прекрасными эльфами и, выйдя замуж за самого прекрасного из них, стала царицей цветов. А на свадьбу эльфы подарили мне прозрачные крылья. Они же дали мне новое имя - Майя.

Как же звали меня вначале?» (Дюймовочка.)

Вариант 5

«В Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная семья по фамилии Свантесон: папа, мама, Малыш, его старший брат Боссе и его старшая сестра Бетан. Почему же они стали героями сказки одной известной шведской писательницы?

Скажу без скромности: исключительно из-за меня. Ведь я - бесподобный мужчина в самом расцвете сил! Да еще с пропеллером: глядите, вот я нажимаю на кнопочку, расположенную у меня на животе, лопасти пропеллера начинают вращаться... Оп-ля! Теперь и пошалить можно!

Ой! У вас тут что-то упало... Разбилось вдребезги... Спокойствие! Только спокойствие! Дело-то житейское. А мне лично пора домой. Я ведь, знаете ли, живу на крыше. Путь неблизкий, а вы уж тут как-нибудь без меня приберитесь и разберитесь...

Я очень полюбил Малыша, мы с ним славненько развлекались, знаете ли. Поэтому книга о нас получилась очень толстая и веселая-превеселая. Ведь я обожаю пошутить над людьми, причем, заметьте, никогда не повторяю одну и ту же шутку дважды. Угадайте, кто лучший в мире шутник? А еще я лучшая в мире нянька, лучший в мире пожарный, выдумщик, собаковод, фокусник, лучший в мире внук и истребитель пирогов (кстати, фрекен Бок зря говорит, что мучное портит аппетит).

Кто же я?» (Карлсон.)

Вариант 6

«В некоторых семьях для ухода за детьми приглашают нянь, которых называют также воспитательницами или гувернантками. Они следят за маленькими детьми и помогают родителям их воспитывать. Одной из самых замечательных гувернанток на свете являюсь я - героиня сказочной повести одной английской писательницы.

Жизнь маленьких лондонцев Джейн, Майкла, Джона и Барбары резко изменилась, когда в доме семьи Бэнкс появилась новая няня.

Дети сразу догадались, что я необыкновенная. Мало того, что меня принесло восточным ветром! Представьте себе, что я въехала по перилам лестницы на второй этаж (взрослые говорят, что скатываться вниз по перилам нельзя, и это действительно гак, но ведь они никому не запрещают подниматься по ним вверх, поскольку это совершенно невозможно). И потом - у меня есть волшебная ковровая сумка, из которой я достаю самые разные разности, хотя эта сумка и кажется совершенно пустой. А главное, что у меня масса удивительных знакомых.

Читая книгу о маленьких Бэнксах, вы станете участниками невероятных приключений, прежде чем я, замечательная и загадочная няня, улечу прочь, подхваченная западным ветром.

Обязательно прочтите книгу Памелы Трэверс обо мне. А сейчас назовите моё имя». (Мери Поппинс.)

Вариант 7

«Здравствуйте, ребята! Вы, наверно, слышали обо мне. Я маленький и некрасивый. Только сердце у меня доброе и смелое, и уж если я взялся кому помочь, то обязательно доведу дело до конца.

Мой хозяин - Иван. Служил я ему не хуже, чем Сивка-Бурка своему хозяину. Вместе с Иваном мы добыли волшебную Жар- птицу, у которой все перья словно огнём горят, и привезли её царю. Затем по царскому приказу отыскали и доставили во дворец прекрасную Царь-девицу, потом отправились на поиски её перстня, что лежал в сундучке на дне океана. Для этого нам пришлось подняться на небеса и побывать в тереме Царь- девицы, где днём отдыхает Месяц Месяцович, а ночью - само Солнце, а потом чудо-юдо рыба-кит и другие обитатели морских вод помогли нам добыть перстень. А самое главное, что благодаря мне Иванушка избежал лютой смерти, к которой его

приговорил неблагодарный царь, и превратился в такого красавца, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Отгадали, как меня зовут?» (Конёк-Горбунок.)

Вариант 8

«О нас, брате и сестре, рассказал бельгийский писатель Морис Метерлинк в пьесе «Синяя птица», которая так понравилась взрослым, что они переделали ее в замечательную рождественскую сказку. Почему рождественскую? Да потому что действие в ней происходит под Рождество.

Если бы вы увидели нас, то решили бы, что брат - это Мальчик-с-пальчик, так похож на него, а сестренку вы бы точно приняли за Красную Шапочку. Наш отец - дровосек. Как все на свете дети, мы очень любим получать подарки и есть сладости, но это нам удается нечасто, так как наш отец очень беден. А книжку о нас написали потому, что с нами произошли самые невероятные сказочные приключения.

У нашей соседки феи заболела внучка, и эта фея попросила нас отправиться в волшебную страну, чтобы отыскать Синюю птицу - только она могла помочь выздороветь бедной девочке. Мы обошли всю волшебную страну, побывали в Стране воспоминаний и Царстве будущего, но так и не смогли найти волшебную Синюю птицу.

Мы очень горевали, потому что нам страстно хотелось помочь больной девочке. Дома у нас жила птичка. Мы ее очень любили, но все же решили отдать птичку девочке, потому что подумали: а вдруг эта птичка сумеет помочь больной? Самое удивительное, что когда мы подарили девочке свою птичку, она вдруг изменила цвет и стала синей!

Мы искали Синюю птицу в дальних волшебных странах, а оказалось, она рядом!

Назовите наши имена». (Тильтиль и Митиль.)

Игра в слова

Цель : развитие внимания, мышления.

Описание . Педагог предлагает детям расшифровать слова, составленные из букв данного слова с помощью кода.

Слово «конфета»

Зашифрованные слова:

д) S F Q W S R.

Ответы: а) вага; б) трава; в) шкура; г) шутка; д) куртка.

Слово «платформа»

Зашифрованные слова:

Ответы: а) тара; б) папа; в) лопата; г) трап; д) грата.

Буквы рассыпались

Цель: развитие внимания, мышления.

Описание . Детям предлагается из «рассыпанных» букв собрать слова на заданную тему.

Женские имена

РИИАН, ЛЬЯАНАТ, РИЛААС, АГОЛЬ, ТЕЕКАНАРИ, НА- ОКАС, ЕНЕАЛ, ААНН, РИМАЯ, КИВРОТИЯ.

Ответ: Ирина, Наталья, Лариса, Ольга, Екатерина, Оксана, Елена, Анна, Мария, Виктория.

Мужские имена

ДИВАМ, НАНОТ, ДАНРЕЙ, ТОЙЛИНАА, ИРЬГО, ИРЮЙ, ИМАХИЛ, ЛЕВАЙИР, СОБИР, ГИГИРРОЙ.

Ответ: Вадим, Антон, Андрей, Анатолий, Игорь, Юрий, Михаил, Валерий, Борис, Григорий.

Учебные дисциплины

ТУРАЛИРАТЕ, ТЕМАМАКАТИ, ВЕДЕПРИДОРОЕНИ, ЗИФ- ТУРАЛЬКУ, ЛОГЯИНОХЕТ, СОИРВАЕНИ, ООЗЯЛОГИ, ЕОГ- ФИЯРАГ, КАФИИЗ, ЗУМЫАК.

Ответ: литература, математика, природоведение, физкультура, технология, рисование, зоология, география, физика, музыка.

Животные

РЕЗАБ, РЫСАК, ДВЕДЕМЬ, РИЛКОК, ВОКОРА, ЯНИВСЬ, ФИЖАР, ГОБЕТЕМ, КРОДОЛИК.

Ответ: зебра, крыса, медведь, кролик, корова, свинья, жираф, бегемот, крокодил.

Постельные принадлежности

УШПОДАК, ВОЛОНАЧКА, ТЫНЯРОПС, ПОДОЛЬНИКДЕЯ, ОЛОЯДЕ, МАРСТА, ПЕЛД, ВИКПЕРЬЕ, ФЯТЮК, НИРАПЕ.

Ответ: подушка, наволочка, простыня, пододеяльник, одеяло, матрас, плед, перьевик, тюфяк, перина.

Орудия труда

ЛАИП, ПОЛАТА, ОКСА, ОТПОР, ГРИЛАБ, ГЛУП, ЩЕЛИК, БАНРУОК, КАЛЕЙ, ОМЛОКОТ, ЛИВЫ.

Ответ: пила, лопата, коса, топор, грабли, плуг, клещи, рубанок, лейка, молоток, вилы.

Спортивный инвентарь

КИНСА, КИКОНЬ, ИЖЛЫ, ХАМАТЫШ, ЯЧМ, ШЛЮКАК, ЛОВЕСДЕИП, ТЕНГАЛИ, КАКАСЛАК.

Ответ: санки, коньки, лыжи, шахматы, мяч, клюшка, велосипед, гантели, скакалка.

Мебель

ЛОКЕРС, НАДИВ, ОВКРАТЬ, БУТАРЕТ, ОЛСТ, ТУСЛ, КАФШ, БОКАЧМУТ, ФЕТУБ, МОКОД.

Ответ: кресло, диван, кровать, табурет, стол, стул, шкаф, тумбочка, буфет, комод.

Путаница

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Описание. На доске в произвольном порядке записаны слова, которые говорят герои произведения. Педагог читает текст, делая остановку в тех местах, где должна звучать речь героев. После повторного чтения дети подставляют подходящие по смыслу слова.

Слова главных героев

. «Скажи мне: что бы ты сделал, чего тебе нельзя делать, если бы тебе немедленно не вернули осла?»

. «Что бы я сделал? Я купил бы себе другого осла. Но теперь ты скажи мне: разве это было бы разумно при моём тощем кошельке?»

. «Если мне немедленно не приведут осла, произойдёт нечто ужасное, я сделаю то, чего я не должен делать».

Текст

У муллы украли осла. Разгневанный потерпевший бегает по базару и кричит во всю глотку: _______

Толпа любопытных заметно испугана этими словами, и вдруг неожиданно осёл оказывается около муллы, хотя никто не видел, кто его привёл. Тем не менее все рады, что дело так благополучно закончилось. Но тут один солидный человек спрашивает муллу: _________

Тогда мулла ответил: ________

(Восточная история.)

Ошибочка!

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Описание . Детям предлагается найти ошибку в русской пословице (если она есть) и исправить её.

Делу - время, потехе - минута. (Час.)

Поговорка - цветочек, пословица - семечко. (Ягодка.)

Глупа та птица, которой гнездо своё не нравится. (Не мило.)

Долог день до вечера, когда кушать нечего. (Делать.)

Один ум хорошо, а два - некрасиво. (Лучше.)

Кашу маслом не измажешь. (Испортишь.)

Без труда не вытянешь и щуку из пруда. (Рыбу.)

И Санкт-Петербург не сразу строился. (Москва.)

Не говори «ура», пока не перепрыгнешь. («Гоп».)

В тесноте, да не в засаде. (Обиде.)

Цыплят по весне считают. (По осени.)

Кончил дело - отдыхай смело. (Гуляй.)

Семь раз отмерь - семь раз отрежь. (Один.)

Ученье - свет, а неученье - мрак. (Тьма.)

Мал золотник, да всё равно пригодится. (Дорог.)

Нет друга - ищи, а нашёл - береги. (Всё правильно.)

Чай пить - не дрова палить. (Рубить.)

Будет и на нашей улице весна. (Праздник.)

Сам кашу пересолил, сам и расхлебывай. (Заварил.)

На вкус и цвет товарища нет. (Всё правильно.)

Любишь кататься - люби и саночки таскать. (Возить.)

Труд кормит, а лень нет. (Портит.)

Москва - всем городам столица. (Мать.)

У страха глаза большие. (Велики.)

В гостях хорошо, а дома плохо. (Лучше.)

Не спеши ногами, торопись делом. (Языком.)

Один раз солгал, другой раз тоже солжёшь. (Не поверят.)

Трусливому зайке и пенёк волк. (Всё правильно.)

Кто за всё берётся, тому всё удаётся. (Ничего не удаётся.)

Груша от яблони недалеко падает. (Яблоко.)

Деньгами горю не поможешь. (Слезами.)

Дареному коню в зубы не смотрят. (Всё правильно.)

Что посеешь, то и съешь. (Пожнёшь.)

На чужой роток не накинешь платок. (Всё правильно.)

Знает Мурка, чьё мясо съела. (Кошка.)

Жизнь дана на экстремальные дела. (Добрые.)

От скуки бери топор в руки. (Дело.)

Собирай по ягодке, наберёшь кувшинчик. (Кузовок.)

Двое пашут, а остальные руками машут. (Семеро.)

За тремя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Двумя.)

Не откладывай на завтра то, что хочешь сделать сегодня. (Можно.)

Грамоте учиться - всегда пригодится. (Всё правильно.)

Старый друг лучше двух подруг. (Новых двух.)

Слово заблудилось!

Цель : развитие внимания, памяти, мышления.

Описание. Среди слов каждой строки есть одно, о котором не шла речь в данной сказке. Задача детей: узнать это слово, а также назвать сказку.

Герда, Кай, розы, санки, поцелуй, вечность, ключик. («Снежная королева», Х.-К. Андерсен.)

Мука, тесто, окошко, волк, заяц, лиса, петух, дед, баба. («Колобок».)

Король, королева, тыква, феи, пир, подарки, шестнадцатилетие, веретено, сон. («Спящая красавица», Ш. Перро.)

Кум Тыква, профессор Груша, графини Вишни, маленький Вишенка, царь Горох, мастер Виноградинка, служанка Земляничка, принц Лимон, синьор Помидор. («Чиполлино», Д. Родари.)

Принцесса, королевство, дождь, перины, горошина, сапоги- скороходы, принц. («Принцесса на горошине», Х.-К. Андерсен.)

Пирожки, яблоки, река, сестра, браг, волк, избушка на курьих ножках, Баба Яга. («Гуси-лебеди».)

Маша, лес, избушка, стул, лиса, ложка, миска, кровать. («Три медведя».)

Девочка, короб, пирожок, яйцо, пенек, медведь. («Маша и медведь».)

Мама, бабушка, девочка, заяц, волк, корзинка, пирожки, лес. («Красная Шапочка», Ш. Перро.)

Алёнушка, Иванушка, сокол, след от копытца, козлёнок, купец, ведьма. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

Дед, баба, девочка, Кащей Бессмертный, костер, снег, облако. («Снегурочка».)

Синьор Помидор, Карабас Барабас, Тортила, Мальвина, Пьеро, Артемон, Дуремар. («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Толстой.)

Хвостик, воздушный шарик, пчёлы, мёд, сгущёнка, зеркальце, ружьё. («Винни-Пух и все-все-все», А. Милн.)

Крот, ласточка, привидение, эльфы, мышь, майские жуки, жаба. («Дюймовочка», Х.-К. Андерсен.)

Дед, баба, внучка, сани, рыба, лиса, волк, воз, хвост. («Лиса и волк».)

Мачеха, сёстры, принц, звездочёт, король, фея, часы, туфелька. («Золушка», Ш. Перро.)

Сирота, корова, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, яблонька, колдун. («Хаврошечка».)

Плюшки, варенье, мальчик, привидение, домоправительница, моторчик, кикимора. («Малыш и Карлсон», А. Линдгрен.)

Мельница, волшебная лампа, осёл, король, принцесса, кот, сапоги, людоед. («Кот в сапогах», Ш. Перро.)

Бармалей, Авва, Бумба, джинн, Кика, Чичи, Таня, Ваня. («Приключения доктора Айболита», К. И. Чуковский.)

Фургон, девочка, Гингема, Бастинда, Тотошка, Гудвин, водяной. («Волшебник Изумрудного города», А. Волков.)

Осёл, собака, кот, петух, слон, музыканты, разбойники. («Бременские музыканты», бр. Гримм.)

Деревня, вёдра, щука, печь, царь, Несмеяна, гном. («По щучьему велению».)

Корыто, землянка, невод, море, старуха, старик, внучка. («Сказка о рыбаке и рыбке», А. Пушкин.)

Поделиться