Формирование осанки. Формирование правильной осанки у детей от а до я

Татьяна Бойко

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка .

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки , проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей , своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника : шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым , ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка , для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская , круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка ) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении , стоянии, ходьбе.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей , предрасположенность к определенному виду нарушений осанки . В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка , но и исправить , создать новый вариант осанки .

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется . Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка . Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку . Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.



Предупредить возникновение неправильной осанки легче , чем проводить работу по ее исправлению . Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей .

Главные причины нарушения осанки недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.


Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Основным средством и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.


В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание , лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.


Упражнения для малышей чаще носят игровой характер : имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана» .

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно , энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др .

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме , например : «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение» ; «Делай как я» и др.


Для формирования правильной осанки полезны упражнения , выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела .

Волшебная палочка

Исходное положение – ноги на ширине плеч, опущенные руки держат палку за концы. Поднять руки вверх, завести палку за спину. Сделать наклон влево, затем вправо . Вернуться в исходное положение.

Маленький силач

На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?

Ласточка

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад , руки в стороны и замереть.

Повторить упражнение с левой ноги.

Велосипед

Исходное положение – лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы» . Упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку .

Кошка сердится

Исходное положение – стоя на четвереньках. Пусть ребенок представит себя кошкой : «Вот она сердится, фырчит, выгибает спинку. Прогнулась, потянулась. Успокоилась, расслабилась, снова стала доброй!»

Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.

Лягушка на берегу

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.


Литература.

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград : Учитель, 2009.

3. Красикова И. С. Осанка . Воспитание правильной осанки . Лечение нарушений осанки . / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.

Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. Поэтому формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в области физического воспитания детей и подростков. При фиксации нормальной (правильной) осанки в основной стойке голова держится без наклона в сторону, грудная клетка развернута, живот подтянут, ноги разогнуты с наибольшим приближением к вертикали, выпрямленное в целом тело фиксировано без излишних напряжений – с минимальными по сравнению с другими вертикальными стойками усилиями. При благоприятных условиях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной.

В силу различных причин вероятны более или менее стойкие отклонения в осанке от нормы, особенно в первый период ее становления и в период старения. Как известно, дефектами осанки часто являются чрезмерный поясничный лордоз («прогнутая осанка»), чрезмерный грудной кифоз («сутулая осанка»), наклонная осанка, изогнутая осанка.

Нарушением осанки считается также отсутствие или наличие недостаточных изгибов в сагиттальнойплоскости («плоская спина»). У детей, обладающих «плоской спиной» , отмечается склонность к образованию боковых искривлений позвоночника – сколиозов.

Нередко плохой осанке сопутствует частичное или полное плоскостопие – опущение продольного или поперечного свода стопы. Плоскостопие очень часто остается незамеченным, а это дефект достаточно распространен. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения.

Различают нормальную, плоскую и полую стопу.

По данным ряда массовых обследований, проведенных в последние годы в различных демографических регионах, те или иные дефекты осанки отмечаются у 40 – 50% школьников от общего числа обследованных. Часто их порождают не патологические причины, но и в таких случаях они представляют собой отнюдь не безвредные аномалии. Укореняясь, они могут не только существенно

ухудшать биомеханические свойства опорно-двигательного аппарата, но и неблагоприятно сказы-

ваться на функциях внутренних органов и со временем наносить немалый ущерб здоровью. Кроме того, наличие неправильной осанки может приводить к не менее тяжелым моральным переживаниям, связанным с осознанием своей физической неполноценности.

Степень нарушения осанки может быть различной: неустойчивые функциональные изменения, которые выражаются в неправильных позах тела и исчезают в положении прямой стойки; устойчивые функциональные изменения, не сглаживающиеся при изменении положения тела; фиксированные нарушения, связанные с изменением не только мышечной, но и в костно-связочной системе двигательного аппарата. Для исправления последних требуются длительные и систематические занятия лечебной (корригирующей) гимнастикой.

Чаще всего изъяны в осанке предотвратимы и поддаются исправлению с помощью постоянного контроля и специальных упражнений на формирование правильной осанки.

Задача учителя – воспитывать у детей стойкую привычку держать тело в правильном положении. Научиться контролировать осанку необходимо как можно раньше. Поэтому учитель физической культуры должен сделать все зависящее от него, чтобы в начальных классах обучить детей держать тело в правильном положении. Необходимо требовать соблюдения правильных исходных положений при выполнении гимнастических упражнений, обращать внимание на положение плеч и головы. В старших классах на эту работу потребуется больше времени и энергии, так как нарушения осанки требуют настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а также со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны контролировать осанку ребенка дома.

Как же проверить свою осанку? Простейший способ проверки осанки, который легко осуществить в домашних условиях, следующий. Встать у вертикальной плоскости (у стены или у двери с ровной поверхностью), касаясь ее затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами, пятками. При этом подтянуть свое тело так, чтобы голова оказалась в таком положении, когда козелковая точка находится на одной горизонтали с нижней границей носа, и чтобы у вертикальной плоскости прилегали плечи, лопатки, икроножные мышцы. Положение в лицевой плоскости проверяется по вертикальной линии, нарисованной на зеркале. Для более тщательной проверки осанки используются специальные методики.

Большое значение для сохранения правильной осанки имеют позные рефлексы. Как их применять для формирования осанки, можно увидеть на следующем примере. Нужно принять положение основной стойки, выпрямиться, расправить плечи, поднять подбородок. После того как это положение зафиксировано, резко опустить голову, наклонив лицо вниз. При таком движении вы заметите, как неожиданно и быстро сломалась вся ваша выпрямленная поза тела: непроизвольно свелись плечи, согнулась спина, прогнулась поясница, а живот выпятился. Такое изменение позы тела связано с тем, что опущенное положение головы рефлекторно расслабляет те мышцы туловища, которые должны поддерживать тело в заданной позе в вертикальном положении. Если голову поднять вверх, все тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот втягивается. При таком положении головы человек непроизвольно принимает позу правильной осанки. Однако для тренировки правильной осанки недостаточно обучиться только тому, чтобы уметь красиво поднимать голову. Надо еще потренироваться носить ее гордо, независимо от своих эмоций. Для этого тренируют «мышечный (мускульный) корсет», т.е. те группы мышц, которые держат тело в позе правильной осанки, а таких мышц более 300. Общепринятые каноны правильной осанки обусловлены медицински и биомеханически. Это те позы, которые обеспечивают наилучшие условия для функционирования внутренних органов, равномерное распределение механической нагрузки на части скелета, а также минимальные энергозатраты на поддержание равновесия. За эталон красивой осанки, которой надо подражать, обычно принимают осанку балерины, гимнастки. На постановку осанки у балерин, как на один из важных показателей профессионального мастерства, уходят годы упорного труда.

«Осанка это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двига­тельного аппарата и всего организма».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

У РЕБЕНКА»

Что такое осанка?

«Осанка это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма».

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

При нарушении осанки происходит изменение костного скелета, ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

К нарушению осанки приводят некоторые заболевания, например: рахит, ожирение, инфекционные заболевания, плоскостопие, врожденная слабость опорно-двигательного аппарата, а также неполноценное питание, недостаточное содержание в пище белка, минеральных солей, витаминов, неравномерное распределение нагрузки (неправильно подобранная мебель, неудобная одежда, обувь, длительное катание на велосипеде, прыжки на одной ноге, неправильная поза при рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах).

Нарушение осанки приводит к снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, изменяют рессорную функцию позвоночника, что в свою очередь отражается на деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушение осанки относится к предпатологическим состояниям, некоторые при своевременно начатых реабилитационных мероприятиях проходят бесследно.

При незначительном нарушении осанки назначают лечебную гимнастику.

Воспитание правильной осанки можно рассматривать как важное условие общего укрепления организма между тем не во всех семьях уделяется этому внимание. За положением спины многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает из-под контроля. Нельзя сидеть скрестив голени, зацепившись ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот возникают в результате неправильной позы ребенка. Со слабостью мышц надо бороться с помощью утренней гимнастики, подвижных игр, катания на санках, лыжах, коньках, игр с мячами, скакалками.

После долгого сидения ребенку необходимо подвигаться, выполнить несколько упражнений.

Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы научить ребенка не наклонять голову, надо предложить ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г).

При прыжках в длину, с высоты, со скакалкой надо следить за мягкостью приземления. При этом надо упражнять правую и левую руки, чтобы развивать мышцы симметрично.

Для контроля за осанкой применяется такой прием: ребенка ставят спиной к стене, чтобы он касался затылком, спиной, ягодицами и пятками. Отойдя от стены, ребенок должен сохранять эту позу. Хорошо подвести ребенка к зеркалу в этой позе, поставить боком, чтобы он сам посмотрел, какая у него прямая спина, как это красиво смотрится.

Во время сна ребенок должен лежать вытянувшись на спине, на животе, на боку, но не «колокольчиком». Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка - высокой.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом,

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; - расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно

соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Расстояние между грудной клеткой ребенка и краем стола - ладонь прижать во внутрь большим пальцем.

Дома можно использовать любой стол, подложив на стул деревянные дощечки, а под ноги ребенка - скамеечку.

Освещение должно находиться слева от ребенка. Кроме настольной лампы должен быть включен и общий свет.

Укреплению осанки способствуют занятия любым видом спорта, особенно плаванием.

Хорошо дома иметь спортивные снаряды в виде качелей, каната, веревочной лестницы, колец. Если условия в квартире не позволяют разместить домашний стадион, то всегда можно укрепить хотя бы перекладину в коридоре или дверном проеме. Укрепляйте осанку у детей и Вы сохраните им здоровье.

ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ

1. Проверка осанки у шведской стенки или у стены без плинтуса - прижаться затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками.

2. Сделать шаг от стены и закрепить спинку, точно также, как у стены: - подняли руки вверх и отвели ногу назад на носок, посмотрели на руки, приняли исходное положение (повторить 5 -7 раз).

3. И.о.: руки на пояс, пятки вместе, носки врозь, - приседания с прямой спиной, руки вперед.

4. Ходьба по залу, следить за осанкой.

5. Правую руку вверх, левую вниз, рывки руками.

6. «Цапля» руки на пояс, высокое поднимание колена.

7. Ходьба по залу на носочках, руки в замок, поднять вверх и вывернуть. Ходьба на пятках, руки на пояс.

8. И.п.: лежа на полу, на животе, руки под подбородком, пятки вместе, поднять правую ногу, затем левую.

9. То же, только поднять обе ноги вместе, руки вытянуть вперед.

10. И.п.: то же, но руки вытянуть вперед, - поднимаем правую руку и левую ногу одновременно и наоборот.

11. И .п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх - вдох, вниз - выдох.

12. «Пистолетик» - руки вдоль туловища, лодыжки вниз, правая нога вверх, левая нога согнута к колену правой ноги, затем наоборот.

13. «Полумостик» - руки вдоль туловища, ноги согнуть и поставить на стопы (повторить 5 - 7 раз).

14. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, сесть по-турецки, затем опять лечь.

15. Лечь на живот, руки под подбородок, ноги работают как в воде, дыхание произвольное («кролем»).

16. Поплыли брассом, работают руки и ноги.

17. Проверка осанки, руки под подбородком, пятки вместе, дыхание произвольное.

18. Взяли палочку и положили на лопатки, приподняли плечевой пояс, голову повыше (повторить 5 - 7 раз).

19. Лежа на спине, руки за голову, «Велосипед» (медленно).

20. Диафрагмальное дыхание, ноги согнуть и поставить на стопы, одна рука лежит на животе, другая - на груди. При вдохе надувается живот и при этом же сдувается.

21. Горизонтальные ножницы - приподнять ноги невысоко и скрестные движения ногами.

22. Лежа на спине, руки вверх - вдох, вниз руки - выдох.

23. Повернулись на живот, руки под подбородок - проверка осанки.

24. Проверка осанки у шведской стенки.

25. Ходьба по залу, руки вверх - вдох, вниз - выдох.

26. Махи рук в правую и левую сторону, с закручиванием корпуса.

Для детей с нарушением осанки не реже 2 раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского и педагогического персонала. Для эффективности работы в выходные дни мы рекомендуем Вам проводить вышеуказанные мероприятия.


Ровная спина, развернутые плечи, красивая походка – не только черты привлекательности человека, но и свидетельство здоровья его опорно-двигательного аппарата. Как ни жаль, сегодня многие из школьников уже имеют разного рода нарушения осанки. Чтобы помочь ребенку избежать проблем с позвоночником, начинать об этом беспокоиться следует еще до школы, с раннего детства – самого благодатного периода для укрепления и сохранения здоровья. Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста осуществляется не одномоментно и не каким-то определенным воздействием, а посредством применения целого комплекса мероприятий.

Немного анатомии

Правильная осанка, слегка отведенные назад и опущенные плечи, прямой корпус, подтянутый живот, ровно стоящие ноги, начинает формироваться с самого рождения. У младенца на первом году жизни образуются все изгибы позвоночника: шейный и поясничный лордоз, грудной кифоз, что обеспечивает естественное, без излишнего напряжения мышц, положение тела в пространстве. От того, насколько внимательны взрослые будут к поддержанию у детей правильной осанки, зависит здоровое состояние организма, полноценное развитие внутренних органов, общая физическая подготовленность и красота фигуры.

Нарушенной осанкой считается:

Причины возникновения и последствия неправильной осанки

Генетическая предрасположенность к неестественным искривлениям позвоночника, его травмы и врожденные патологии – лишь малая часть причин появления неправильной осанки. Чаще проблемы возникают при нарушениях режима питания, недостаточной двигательной активности, безразличном отношении взрослых к развитию у ребенка привычки стоять, сидеть и ходить, контролируя правильное положение тела, не грамотном подборе одежды, при ношении обуви, размер которой слишком мал или велик, а также при выборе мебели не по росту.

Следствиями нарушения осанки могут быть весьма серьезные патологии в организме. Из-за смещения естественного положения позвоночника при ослабленном мышечном корсете внутренние органы, находящиеся в грудной и брюшной полостях, могут перестать нормально функционировать:

  • снижается жизненная емкость легких;
  • нарушается работа сердца, желудочно-кишечного тракта, подвижность суставов;
  • появляется быстрая утомляемость, частые головные боли.

Кроме того, из-за негармонично сложенной фигуры у детей в более старшем возрасте развивается заниженная самооценка и возникают проблемы с психологическим здоровьем.

Вырастить детей здоровыми – главная задача заботливых и мудрых взрослых, родителей и педагогов, поэтому формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста так важно. Какими способами можно достичь этого?

Питание и режим

Период дошкольного детства – это интенсивное развитие всех органов и систем организма ребенка, в том числе и опорно-двигательного аппарата. Поддержать этот процесс, в первую очередь, помогает наличие в рационе разнообразных и полезных блюд. Кальций, содержащийся в молоке и молочных продуктах, крупах, мясе, укрепит кости, а овощи и фрукты насытят организм витаминами.

Формированию у ребенка хорошей осанки способствует и продуманный режим. Солнце, воздух и вода по-прежнему остаются лучшими друзьями здоровья, поэтому пренебрегать прогулками, особенно в солнечную погоду никак нельзя. Солнце – лучший источник витамина D, который препятствует развитию рахита у младенцев. Дети постарше должны гулять каждый день минимум по два часа, а заниматься во время прогулки предпочтительнее подвижными играми, бегом и ходьбой – это обеспечивает нормальное развитие всей костно-мышечной системы, повышает жизненный тонус, обеспечивает положительные эмоции.

Плавание

Купание и плавание – отличный способ поднять настроение дошкольника и одновременно укрепить мышцы спины.

Важно ограничивать время нахождения дошкольника в одной и той же позе: сидеть за монитором компьютера и перед телевизором более 20-30 минут нельзя, поскольку это расслабляет позвоночник и снижает общий тонус мышц.

Одновременно с этим взрослые должны контролировать положение конечностей и спины во время игр за столом.

Грамотно построенный режим дня подразумевает достаточное время, отведенное на дневной и ночной сон. Он способствует расслаблению мышц, отдыху всего организма, накоплению сил для активного времяпрепровождения во время бодрствования.

Двигательная активность

Потребность в движении у детей в возрасте до 7 лет довольно высокая: дошкольники в большинстве своем предпочтут спокойной ходьбе стремительный бег, тихим играм – салочки, догонялки и спортивные соревнования. Взрослым необходимо давать малышам возможность двигаться как можно больше. Осанка у детей дошкольного возраста от этого станет только лучше, суставы не потеряют свою подвижность, а мышцы будут в тонусе.

Утренняя гимнастика

В детском саду двигательная активность детей обеспечивается разными способами. С утра организм разбудит 10-минутная утренняя гимнастика. До обеда воспитанники получат возможность развить физические навыки на занятиях по физкультуре и при купании в бассейне. После занятий необходима любимая всеми малышами прогулка, насыщенная играми с движением и всевозможными упражнениями на скорость, ловкость, гибкость, координацию и равновесие. Проснуться после тихого часа помогут зарядка пробуждения и закаливающие процедуры, а вечером – снова на прогулку, за зарядом бодрости и отличного настроения.

Родителям следует сохранять примерно такой же объем физических нагрузок для дошкольников в выходные дни, праздники и в период отпуска. Тогда вряд ли взрослым придется столкнуться с проблемой нарушения осанки у своих малышей.

Специальные упражнения

Осанка у детей дошкольного возраста формируется и за счет специально подобранного комплекса различных упражнений. При их выполнении важно следить за правильным, естественным положением тела и добиваться качества выполнения каждого упражнения.

Хорошим профилактическим средством, предупреждающим нарушения осанки, являются различные виды ходьбы: обычная, на носочках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, ходьба с перешагиванием через препятствия. Ходьбу можно разнообразить, предложив ребенку ступать по ортопедическим массажным коврикам, по ребристой доске, по канату.

Ползание – еще один вид упражнений, предупреждающий развитие неправильной осанки. Рекомендуется научить ребенка ползать не только на четвереньках с продвижением вперед, но и задним ходом, в зигзагообразном направлении, а также лежа на животе или спине с отталкиванием ногами или руками.

Если дома или в физкультурном зале детского сада есть шведская стенка, профилактика нарушений осанки станет более эффективной: лазание укрепляет мышечный корсет, одновременно развивая четкую координацию движений. Лазать можно не только по направлению вверх и вниз, но и передвигаясь вбок. При страховке и поддержке взрослого можно практиковать чередование передвижения с висом на руках (при страховке и поддержке взрослого).

Бег – любимое занятие детей-дошкольников. Видов бега множество – на носочках, змейкой, с препятствиями, их можно чередовать в разных вариантах.

Чтобы закрепить навык постоянного сохранения правильной осанки, ребенку можно предлагают выполнить статическое упражнение: встать, выровнявшись спиной к стене, коснуться одновременно затылком, лопатками, локтями, ягодицами, пятками. После фиксации корпуса отойти, сохранив правильную осанку, затем вернуться, чтобы проверить себя. Также результативными будут упражнения, где исходное положение – правильная осанка у стены: подняться на носочки и опуститься, поднимать, сгибая в колене поочередно, правую и левую ногу. Зафиксировать положение у стены, положив на голову мешочек с песком, затем пройти с ним по комнате, вернуться и проверить сохранность осанки.

С удовольствием дети выполняют упражнения с ортопедическим мячом. Они заставляют работать разные группы мышц, а опора, то и дело пытающаяся ускользнуть из-под малыша, заставляет его координировать свои усилия для сохранения равновесия.

Обычный резиновый жгут тоже может стать помощником в формировании . Ребенок берет жгут в руки и попеременно натягивает его в стороны, а также попеременно в разные. Заставляя активно напрягаться мышцы рук и спины, он тем самым тренирует их на силу и выносливость.

Профилактические меры

К таким мерам относятся:

  • подбор мебели;
  • контроль освещения;
  • подбор обуви;
  • подбор одежды;
  • ограничение нагрузок на позвоночник.

Современные дошкольники проводят большое количество времени, практически неподвижно сидя за столом: выполняют задания, читают, играют за компьютером, рисуют, лепят, играют с пазлами, конструктором. Родители и педагоги, заботясь о здоровой осанке ребенка, должны предусмотреть наличие грамотно подобранной мебели. Важно, чтобы стол и стул подходили малышу по росту, тогда во время занятий спина будет оставаться прямой, ноги – иметь твердую опору, локти – не свисать с края стола. Нельзя допускать, чтобы дети, увлекаясь игрой, горбились или долгое время сидели, наклонившись в одну сторону. Идеально, если родители приобретут для малыша ортопедический стул, повторяющий естественные изгибы позвоночника. Но если такой возможности нет, желательно следить за тем, чтобы у спины была опора, а голова слегка наклонялась вперед. Под поясничный отдел можно подложить плотный валик.

Правильное освещение во время занятий рисованием – слева и сверху, довольно яркое, но не слепящее глаза.

Во время сна мышцы должны полностью расслабляться, поэтому пригодится ортопедический матрац – достаточно твердый, но комфортный для лежачего положения. Подушку лучше выбирать небольшую, плоскую, чтобы на ней покоилась только голова, а не плечи.

Требования к подбору обуви дошкольника простые, но не менее важные. Малышам следует приобретать удобную обувь из натуральных материалов, подходящего размера, причем с небольшим каблучком. Плоская подошва или слишком высокий каблук могут привести к нарушению свода стопы, которое, в свою очередь, может спровоцировать развитие плоскостопия. Для обеспечения комфорта во время движения обувь маленького ребенка должна зашнуровываться или застегиваться, прочно обхватывая ногу, но не создавая при этом ощущение тесноты.

В одежде важно, чтобы она соответствовала по размеру. Слишком свободная или тесная одежда приведет к тому, что малыш будет постоянно поправлять ее, приподнимая плечи, из-за чего осанка может ухудшиться. Взрослым надо следить за тем, чтобы ребенку не приходилось время от времени поправлять лямки платьев и сарафанов. Если малыш будет бояться наклониться или прогнуться, чтобы заправленные в юбку или шорты концы рубашки, футболки не вылезли, его спина также будет в постоянном напряжении, что не приведет к здоровью. Главный принцип подбора одежды – это удобство и обеспечение свободы движений.

Формированию у детей правильной осанки способствует и предупреждение перенапряжения позвоночника. Родители и педагоги не должны допускать, чтобы дошкольник переносил тяжести, непомерные для его возраста. Свои личные вещи ребенок может носить в небольшом рюкзачке, оптимальном для детей этого возраста аксессуаре, сохраняющем здоровье позвоночника.

Если же малыш собирается поднимать что-то с пола, взрослым стоит проконтролировать, как он это делает. Нельзя наклоняться за предметом и поднимать его, резко разгибая спину. Правильный способ – сгибание ног в коленях с сохранением прямой спины и подъем без наклона вперед.

Дошкольный возраст – благодатное время для развития физических качеств, укрепления здоровья ребенка и сохранения правильной осанки, которая в основном формируется за счет профилактических мер и внимательного отношения к этому взрослых, окружающих малыша. Любовь, забота и знание основных правил ухода за позвоночником дошкольника позволят родителям и педагогам вырастить детей счастливыми и успешными.

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения (проф.В.П.Правосудов). Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений (В.П.Правосудов).

Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она неустойчива, так как в период роста организму ребенка свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие постепенно уменьшается, и к окончанию роста осанка стабилизируется.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед - лордоз, или назад - кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника - сколиоз встречаются весьма часто среди детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста. Это чаще всего физически ослабленные дети, перенесшие в раннем детстве тяжелые заболевания или страдающие какой-нибудь хронической болезнью. Поэтому очень важно для таких детей правильно организовать физическое воспитание с самого раннего детства. Это способствует нормальному развитию костного скелета и мышечной системы ребенка (особенно мышц спины и живота). Если имеются отклонения в развитии этих систем, то возникают различные нарушения осанки, которые могут в дальнейшем служить причиной искривления позвоночника.



Осанка вырабатывается в процессе роста и развития ребенка. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища.

В утробе матери позвоночник плода представляет собой равномерную дугу. Сразу после рождения ребенка позвоночник выпрямляется почти до прямой линии. С этого момента начинается формирование осанки. Когда малыш начинает удерживать голову в поднятом положении, в шейной части позвоночника образуется изгиб вперед (шейный лордоз); когда ребенок начинает сидеть, в грудном отделе позвоночника образуется изгиб, обращенный назад (кифоз), а когда начинает ходить, образуется изгиб позвоночника с выпуклостью, обращенной вперед в поясничной части (поясничный лордоз).

Дефекты осанки и искривление позвоночника могут возникнуть еще в грудном возрасте. Причин, вызывающих нарушение осанки, много. Одни из них определяются состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, другие - окружающей его обстановкой. Среди всех факторов и причин важную роль в воспитании хорошей осанки играет полноценное питание. Недостаток в пище витаминов, минеральных солей отрицательно отражается на состоянии скелета и мышц ребенка и предрасполагает к развитию плохой осанки.

Наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Постоянное ношение малыша на одной руке, попытка слишком рано сажать, ставить на ножки или учить ходить ребенка, слишком мягкая и провисающая постель, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку, не соответствующая росту ребенка мебель, одежда, неправильное сидение за столом, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, езда детей на велосипеде для взрослых под рамой, привычка стоять с опорой на одну ногу, продолжительная болезнь (рахит) или частые заболевания, ослабляющие организм, неудовлетворительный общий режим ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим) и многое другое способствуют формированию неправильной позы и осанки.

Самое распространенное нарушение осанки - сутулость . У сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные.

Кифотическая осанка характеризуется усилением шейной и поясничной кривизны.

При лордотической осанке резко выражена изогнутость позвоночника вперед в поясничном отделе. А выпрямленная осанка (плоская спина) характеризуется малой выраженностью изгибов позвоночника.

Вначале нарушения осанки не вызывают изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие поддержанию неправильной позы, не устраняются, то возникают изменения в позвоночнике. Позвоночник начинает искривляться, появляется сколиоз.

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника. Кроме бокового искривления.

Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника (неправильное развитие) - лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков, незаращение дужек, клиновидные позвонки и т. п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма.

Среди приобретенных сколиозов выделяются:

Рахитический, вследствие перенесенного рахита;

Привычные или, как их называют, школьные сколиозы, возникающие на фоне неправильных привычных поз и неправильной осанки;

Статический сколиоз, возникающий при неправильном боковом стоянии таза; это часто наблюдается при неодинаковом развитии нижних конечностей (одна конечность короче другой);

Паралитический сколиоз, возникающий на фоне поражения мышц туловища; это чаще связано с перенесенным полиомиелитом.

По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:

Первая степень сколиоза характеризуется незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии.

Вторая степень характеризуется заметным отклонением позвоночника от средней линии.

Третья степень сколиоза характеризуется стойкой и более резко выраженной деформацией грудной клетки, наличием большого реберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников и школьников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование, лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке).

Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания.

Поза за столом во время занятий должна быть удобной и не напряженной. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см, между грудью и столом – 8-10 см (проходит ладонь). Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели, скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.

Поделиться