Здоровье - принцип жизни. Здоровый образ жизни как ценность современного человека

Современное человечество сбилось с пути: cамое страшное - мы испортили себе сознание: мы не учим человека быть человеком, нас не учат любить друг друга. А любить - это самая сложная вещь, особенно тогда, когда люди полностью потеряли ответственность за то, что они делают»...

Современное человечество сбилось с пути: «Самое главное - мы испортили себе сознание. Люди полностью потеряли ответственность за то, что они делают» - Татьяна Черниговская (нейролингвист, провессор, доктор филологических и биологических наук)

«Проблема в том, что в нас нет любви. Нас не учат любить друг друга... А любить - вещь сложная. Любить - это не сюсюкать, это взять ответственность» - Армен Джигарханян, народный артист СССР

Это лишь небольшие фрагменты из удивительного документального фильма «Искушение Цивилизацией»

(302,65 МБ / 33:18 мин)

6:17 мин - чему на самом деле должны учить в школе?

«Мы не учим человека быть человеком. Мы учим добиваться успеха в мире материального: учим зарабатывать деньги, славу. Обеспечивать себя материальными благами. Образование не ставит целью вывести человека на более высокий уровень сознания. ... (Современные люди)Качество жизни видят исключительно в материальном, и не ищут его внутри себя. В результате складывается некая общая, стадная, концепция в основе которой лежат расхожие шаблонные суждения и рекламные слоганы.» - Дарио Салас Соммэр.

«от качества развития внутреннего мира индивида зависит и его персональное будущее, и будущее всего человечества.» Дарио Салас Соммэр

8:56 мин - в чём заключается опасность толпы? И что сгоняет всех людей в толпу?

11:50 мин - природа восприятия информации человеком и как мыслит человек.

«Безумие современной жизни лишило человека воли и здравомыслия, необходимых ему для того, чтобы поступать сознательно. Механическое, стереотипное поведение стало нормой и притупило высшие способности, не позволяя давать правильную оценку вещам и явлениям.» Дарио Салас Соммэр

15:00 мин - человек или биоробот: кто вы на самом деле?

15:46 мин - «Говорить о принятии решения самостоятельно, когда человек не может контролировать свои эмоции и страсти - это смешно»...

Современный человек должен тратить много энергии и усилий лишь для того, чтобы соответствовать постоянно меняющимся стандартам современного общества потребления. У такого человека просто не остаётся времени для глубокого рассуждения и осмысления своей жизни, неговоря уже о духовной сфере жизни человека. Вся его жизнь - постоянная погоня за шаблонными миражами счастья и успеха, насаждаемые искусственной современной культурой потребления. Такой человек не живёт, а бездумно потребляет, выжимая все соки как из себя, так и всего окружающего.

Постоянная спешка и нервозность, головные боли и стресс, депрессия и синдром постоянной усталости - ради чего всё это? И почему это происходит сейчас - время, когда уровень науки и научно-технического прогресса невероятно высок..., но обычный человек ощущает себя всё более и более потерянным, беспомощными и несчастным.

«Самое срашное - это что мы говорим и что мы делаем... » Армен Джигарханян, народный артист СССР

Для чего мы ежедневно формируем негативные информационные потоки, которые отравляют всё окружающее своим страхом, гневом, болью и ненавистью? Неужели мы думаем, что в этом мире нет причинно следственных связей и это мне не вернётся?

Согласно публичным данным, расходы государств на военные расходы в 2008 году составили около 1 500 млрд долларов. Достаточно было бы всего 0.01% от этих расходов, чтобы разработать научные методы оценки взаимодействия человека и Природы, и показать, что от качества развития внутреннего мира индивида зависит и его персональное будущее, и будущее всего человечества. Именно подобные конкретные действия смогли бы изменить ситуацию в мире, и позволили бы учёным восстановить утерянную честь искателей Истины, направив свои знания не на разрушение, а на созидание.

Мы окончательно запутались, заблудились: мы уже не способны видеть очевидные явления, мы перестали быть способными различать причины и следствия - взаимосвязи, которыми насквозь пронизана наша Вселенная. Как это с нами случилось?

Сер Артур Элингтон говорил, что человек может видеть только то, что есть в его сознании. Т.е. человек видит не то, что находится вне его, а своего рода фотографию, сделанную его сознанием. Если мы что-то видим, то лишь потому, что уже что-то об этом знаем. Яркий пример - дельфины или мужчина и женщина.Показательно, но дети очень легко видят дельфинов, тогда как взрослые - обнимающуюся пару.

Можем ли мы видеть как выглядит мир вообще, на самом деле? Можем ли видеть всю картину мира целиком? А не видя картину целиком, можно ли поступать правильно и безошибочно, так чтобы все поступки и действия приводили только к положительному результату для всех? Для этого необходимо руководствоваться наставлениями того, кто создал этот Мир.

Без изменения морали общества в целом мир ожидают глобальные катастрофы: финансовые, экологические, экономические и другие

«Порядок во Вселенной основан на взаимодействии всех её частей, как в живом организме: всё влияет на всё, всё со всем взаимосвязано» - Аристотель. Т.е. потеря связи - это смерть. В организме человека - это рак - группа клеток, которые начинают жить сами по себе: они потребляют неограниченное количество питательных веществ организма, забирая питание у других клеток. И что делаем мы, хозяева тела, с раком? И как Вы думаете, что будет делать Вселенная с теми живыми существами (современным человеком), которые буквально уничтожают Землю?...

25:02 мин - почему разоряются большие предприятия, страны и объединения?

«Общество, человечество в целом, не осознаёт себя единой семьёй, в которой от действия каждого зависит жизнь всех... Меня удивляет безумие современного человечества: у нас нет другой территории, у нас нет другой планеты, на которую мы можем перейти. ... » - Татьяна Черниговская (нейролингвист, провессор, доктор филологических и биологических наук) . А даже если бы и была другая планета, то насколько её бы хватило? Качество жизни определяет сознание живого существа .

Сегодня в наше время масса людей с высшим образованием, с первоклассными дипломами... , но мир ещё никогда не был так плох, что касается братства, умения жить рядом друг с другом, высших духовных ценностей.

Но самое страшное - человек полностью потерял доступ к самому себе, пытаясь заглушить собственную пустоту дешёвыми и доступными удовольствиями. Кого мы пытаемся обмануть?... Мир так устроен, что мы можем получать счастье и успех лишь через общение с окружающей средой, но современное общество постоянно пытается обходить этот закон, обособлять людей друг от друга.

28:58 мин - Что делать и где искать ответы? Что считать ориентиром?

«Самое лучшее, что мы можем для себя сделать - это успеть с собой познакомиться.» - Татьяна Черниковская
«познать себя, изучить себя... обрести более глубокое видение жизни»

В современном мире нет большей силы, чем деньги. Деньги развязывают войны и обеспечивают благосостояние целых стран и регионов. Из-за денег или с использованием денег совершается подавляющая часть преступлений. И в то же время благодаря деньгам люди создают величайшие изобретения, совершают подвиги, открывают новые земли и покоряют новые миры.

Деньги организуют современное общество и государство. Деньгам подчинена жизнь современных людей, государств и всего мирового сообщества.

Деньги - выдающееся достижение человечества. Они создали современную цивилизацию. Без денег человек до сих пор одевался бы в звериные шкуры, а в качестве рабочей силы использовал бы животных или себе подобных, превращенных в рабов.

Разве мог бы человек выйти в космос, создать искусственный разум и иные чудеса современной цивилизации, если бы не было денег.

Два величайших изобретения человека создали современную цивилизацию. Первое - это письменность, которая выделила человека из мира животных и создала возможность накопления опыта и знаний и передачи их потомкам и другим людям без прямого человеческого контакта. Второе - это деньги. Деньги создали возможность управления деятельностью человека и общества в плане обеспечения их пользы без прямого воздействия людей друг на друга.

Роль денег в истории постоянно возрастала, и сейчас наша цивилизация достигла такого состояния, когда их значение стало тотально определяющим. Еще сто, даже пятьдесят лет назад существовали большие человеческие сообщества, которые не знали денег или использовали их в своей повседневной жизни чрезвычайно ограниченно. Конец XX века - эпоха полной и тотальной «деньгизации» всего человеческого сообщества. В современном мире без денег человек не может обойтись так же, как без воды, воздуха и пищи. В сегодняшнем обществе человек, не обладающий деньгами, обречен в буквальном смысле на смерть, причем в кратчайшие сроки. Он может ходить по городу, магазины в котором ломятся от продовольствия, и умирать от голода, если у него нет денег.

Или другой пример. Представим крупный завод, оснащенный современным оборудованием, на котором квалифицированные рабочие и другие специалисты, сырье, а продукцию этого предприятия ожидают потребители. И тем не менее предприятие стоит и не работает. И причина всего лишь в том, что в некоем таинственном банковском компьютере нет каких-то цифр - на счете предприятия нет денег.

Даже пустыня, «политая» деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий.

Во что превращается жизнь людей в современном мире без денег, хорошо видно на примере Кампучии во времена Пол Пота. Три миллиона погибших - такова цена эксперимента по ликвидации денег.

Обществом можно управлять либо силой, либо с помощью денег.

О том, как разрушается механизм общественной и экономической жизни при расстройстве денежной системы, мы хорошо знаем из собственного опыта. Следствием этого стал общий кризис страны, охвативший государственную, экономическую, социальную, правовую и иные сферы жизни.

Деньги для нас -- способ выразить свои стремления, выполнить обязательства, добиться отмщения и воздаяния. Тайная власть денег связывает всех нас -- братьев и сестер, молодых и старых -- узами любви и зависти, жалости и злобы.

Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.

У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, но семейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономических слоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на наши интимные взаимоотношения, и на отношения с нашими детьми и родителями. Это проблема, которая всегда с нами.

Деньги -- это не просто наличность, позволяющая нам приобретать разные вещи. Имея деньги, можно купить образование, здоровье, безопасность. Можно купить время, чтобы наслаждаться красотой, искусством, обществом друзей, приключениями. Имея деньги, мы помогаем тем, кого любим, и предоставляем своим детям более обширные возможности. Имея деньги, можно покупать товары и услуги или приберегать такую возможность на будущее или для своих потомков. Деньги -- это инструмент правосудия, с помощью которого мы возмещаем ущерб, нанесенный другим. Справедливое распределение денег в семье и в обществе обеспечивает всем равные возможности. Деньги могут служить символом всего самого хорошего, что только есть в жизни: материальных благ, образования, здоровья, красоты, развлечений, любви и справедливости.

Хотя мы и знаем, как много хорошего в жизни связано с деньгами, каждому из нас прекрасно знакомы проблемы, которые они порождают. Денежные заботы могут причинить много горя. Богатство нередко как будто несет на себе печать проклятья и приносит больше несчастий, чем радостей. Многие из нас предаются самому горькому отчаянию из-за того, что зарабатывают слишком мало, или боятся, что из-за отсутствия денег нам или нашим детям будет плохо. Деньги -- не только символ всего хорошего в жизни, но и корень всех наших проблем.

Каждый понимает, что деньги часто оказываются причиной счастья или горя, однако почти во всех слоях общества существует всеобщее табу на любые разговоры о нашем личном отношении к деньгам. Считается дурным тоном говорить о том, что сколько стоит, кто сколько зарабатывает и у кого сколько денег. Поэтому деньги очень редко становятся темой открытого обсуждения между родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, друзьями и даже между терапевтом и его пациентом.

Деньги -- это разновидность энергии, движущая сила нашей цивилизации. Подобная ситуация возникла в ходе развития человечества лишь недавно; так было не всегда. В прошлом источником энергии, питавшей взаимодействия между людьми, являлись земля или скот, или рабы, или природные ресурсы (вода, соль, железо), или оружие. И хотя люди всегда использовали в качестве главного источника энергии что-то одно -- одну вещь или один природный ресурс -- ничто из этих вещей или ресурсов не смогло превратиться в тот колоссальный механизм, каким в наше время являются деньги -- единственное, что пронизывает все стороны человеческой жизни и составляет основной элемент современной культуры. Сегодня деньги -- это энергия, которая движет миром.

Деньги -- это нечто грязное. Первым, кто осознал, что деньги таят в себе скрытый смысл, был Фрейд. Однако он увидел лишь отрицательную их сторону. Для него деньги символизировали экскременты и ассоциировались с чем-то отвратительным и презренным. Может быть, именно поэтому о деньгах в большинстве слоев общества говорить не принято.

Фрейд восстал против лицемерия господствующей религии викторианской эры с ее осуждением того, что считалось "низменной" частью человеческой природы: тела, сексуальности и материальных вожделений. Он разрушил табу, которое запрещало рассматривать секс как важную часть человеческой жизни. Однако Фрейд не сделал того же с деньгами -- возможно, потому что считал, будто стремление к деньгам не есть первоначальное, инфантильное побуждение, а может быть, потому что во времена Фрейда деньги еще не стали тем универсальным источником энергии, каким они являются сегодня, -- единственным символом, олицетворяющим любые желания.

Табу, не позволяющее деньгам занять свое место в нашем понимании человеческой природы, все еще остается в силе. Даже терапевты, которые без всяких колебаний затрагивают всевозможные проблемы, имеющие отношение к сексу и власти, редко касаются всего, что связано с деньгами. Они не высказали почти никаких мудрых соображений на тот счет, как следует относиться к важной роли денег в развитии личности. Большинству людей и в голову не приходит посоветоваться с терапевтом, когда их одолевают финансовые конфликты. Однако из-за разногласий по поводу денег разваливается, возможно, больше браков, чем по любой другой причине. Обида, возникающая на денежной почве, вероятно, самая важная из всех проблем, создающих отчуждение между родителем и ребенком, братом и сестрой.

Для сегодняшнего мира деньги означают то же самое, что в средние века означало спасение души. Самые важные войны XX века велись не из-за религии, а из-за денег. Остается вопрос: есть ли в нашем современном представлении о людях место для духовности. И если есть, то каким образом духовность соотносится с деньгами.

В прошлом соотношение между нашими духовными обязательствами и материальными желаниями регулировала организованная религия. По мере того, как духовность переставала быть важным элементом нашего "я", наше самоощущение все в большей степени стало определяться материальными вожделениями, алчностью и пагубными пристрастия. Равновесие оказалось нарушенным, и материальные побуждения вышли из-под контроля.

Сегодня деньги -- главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же -- это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, "высшего" мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности.

Деньги тоже могут быть одним из элементов, делающих возможными проявления духовности. Они позволяют нам сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям. Где проходит грань между любовью к себе и любовью к другим. Ответ на этот вопрос означает разрешение дилеммы нашей двойственной природы.

В сегодняшнем обществе в качестве разменной монеты, служащей удовлетворению всех вожделений, выступают деньги -- энергия, движущая миром. В жажде денег находят свое отражение желание иметь Porsche (именно Porsche, а не просто автомобиль, на котором можно ездить); потребность обладать загородным домом (именно загородным домом, а не просто крышей над головой); потребность лакомиться пирожными и сластями (а не просто утоление голода). Жажда денег -- искусственная потребность, которая олицетворяет все остальные искусственные потребности -- быть стройной и красивой, а не просто здоровой и сильной; быть влиятельным и вызывать восхищение, а не просто иметь хорошую работу; потребность глубокомысленно общаться, а не просто приятно проводить время.

Все это -- искусственные потребности, и символическая жажда денег олицетворяет непреодолимое желание их удовлетворения. Для приобретения всех этих вещей мы предлагаем взамен свои тела, свое время, свою любовь и свое душевное спокойствие.

В жизни многих людей деньги оказываются главной разменной монетой любви. Когда мы кого-то любим, то стараемся что-то от него получить и в то же время что-то ему дать. Эта двойственность цели и придает проблемам любви такую сложность. Деньги влияют и на наш характер, делая нас либо эгоистами, либо альтруистами. Но если можно любить и в то же время быть любимым, то, когда речь идет о деньгах, нам часто приходится выбирать между эгоизмом и альтруизмом.

Для каждого из нас деньги составляют особый внутренний мир, скрытую жизнь, которая может никак не проявляться внешне. Внутри каждого из нас, возможно, сидит тайный скупец или филантроп. Мы терзаемся от мучительного чувства вины или от неутоленных желаний. Счастье и горе -- часть тайного смысла денег. Каждый относится к деньгам по-своему, и для многих из нас это отношение определяет характер всех остальных наших взаимоотношений. Мы видели, что тайный смысл денег может преломляться в различных измерениях и имеет широкий диапазон проявлений, вплоть до самых крайних. Например, деньгами можно воспользоваться, чтобы выразить свою враждебность или любовь, чтобы помогать людям или эксплуатировать их. От того, что именно мы хотим выразить посредством денег, и зависит характер наших взаимоотношений с окружающими.

О чем сейчас говорится на всех заседаниях парламента и правительства, на совещаниях у президента, в десятках тысяч газетных статей, в многочисленных передачах по телевидению… об отсутствии денег.

Но если задуматься, то это не может не вызвать удивление. Десять лет назад бюджет страны характеризовался суммами в десятки миллиардов рублей, и при этом постоянно шли разговоры об отсутствии денег. Сейчас счет в бюджете идет на сотни триллионов. И вновь мы слышим о катастрофической нехватке денег. А если бюджет будет составлять миллионы триллионов. Интересно, тогда скажут, что денег достаточно. Еще недавно мы получали зарплаты в сто-двести рублей и были довольны. Сейчас даже пенсионер получает тысячи рублей и жалуется на нехватку денег. А если он будет получать сто миллионов, уверены ли мы, что он станет богаче.

Таким образом, дело отнюдь не в количестве денег, а в чем-то совсем ином. Дело, прежде всего, в системе функционирования денег. А количество денег само по себе - вопрос второстепенный.

Вот почему важно знать и понимать, как деньги функционируют в современном обществе.

К сожалению, эти знания зачастую скрываются от общества. Люди, управляющие обществом посредством денег, отнюдь не горят желанием делиться с общественностью своими знаниями в этой области. Наоборот, в этой сфере специально создаются мифы и готовится дезинформация, общественное внимание отвлекается на всякие второстепенные вопросы от по-настоящему важных моментов.

деньги кредитный безналичный чек

Бесчеловечный мир, в котором живет современный человек, вынуждает каждого вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами. Происходящее вокруг обычного человека иногда становится непонятным и приводит к ощущению постоянного дискомфорта.

Ежедневный спринт

Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.

Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.

Информационное давление

Второй задачей, которую современный человек не может решить, считается обилие информации. Поток различных данных обрушивается на каждого одновременно со всех возможных источников - Интернета, масс-медиа, прессы. Это делает невозможным критическое восприятие, поскольку внутренние «фильтры» не справляются с таким давлением. В результате индивид не может оперировать реальными фактами и данными, поскольку не в состоянии отделить выдумки и ложь от действительности.

Дегуманизация отношений

Человек в современном обществе вынужден постоянно сталкиваться с отчужденностью, проявляющейся не только в рабочих, но и межличностных взаимоотношениях.

Постоянные манипуляции с людским сознанием со стороны средств массовой информации, политиков и общественных институтов привели к дегуманизации отношений. Зона отчуждения, образовавшаяся между людьми, мешает общаться, искать друзей или вторую половинку, а попытки сближения со стороны незнакомых людей очень часто воспринимаются как что-то абсолютно неуместное. Третья проблема социума 21-го века - дегуманизация - отражается в массовой культуре, языковой среде и искусстве.

Проблемы социальной культуры

Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.

Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство - литературу, живопись, музыку и кино.

Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.

Кризис ценностей

Ценностный мир каждого конкретного индивидуума может меняться несколько раз за жизнь, но в 21-м веке этот процесс стал слишком быстрым. Результатом постоянных изменений становятся постоянные кризисы, которые не всегда приводят к хэппи-энду.

Эсхатологические нотки, проскальзывающие в термине «кризис ценностей», не означают полного и абсолютного конца, но заставляют задуматься о направлении, в котором стоит прокладывать путь. Современный человек находится в перманентном состоянии кризиса с момента взросления, поскольку окружающий мир меняется намного быстрее, чем сложившиеся о нем представления.

Человек в современном мире вынужден влачить довольно жалкое существование: бездумное следование идеалам, тенденциям и определенным стилям, что приводит к невозможности выработать собственную точку зрения и свою позицию по отношению к событиям и процессам.

Повсеместные хаос и энтропия, царящие вокруг, не должны пугать или быть причиной истерики, поскольку перемены - это естественно и нормально, если есть что-то неизменное.

Куда и откуда катится мир?

Развитие современного человека и его основные пути были предопределены задолго до нашего времени. Культурологи называют несколько переломных моментов, результатом которых стало современное общество и человек в современном мире.

Павший в неравном бою под напором адептов атеологии креационизм принес весьма неожиданные плоды - повсеместное падение нравов. Цинизм и критичность, ставшие нормой поведения и мышления со времен эпохи Возрождения, считаются своеобразными «правилами хорошего тона» для современных и пресвященных.

Наука сама по себе не является смыслом существования общества и не в состоянии ответить на некоторые вопросы. Для достижения гармонии и равновесия адептам научного подхода стоит быть человечнее, поскольку неразрешенные задачи современности невозможно описать и решить, как уравнение с несколькими неизвестными.

Рационализация действительности иногда не позволяет увидеть что-то большее, чем цифры, понятия и факты, не оставляющие места множеству важных вещей.

Инстинкты против разума

Наследием от далеких и диких предков, когда-то живших в пещерах, принято считать основные мотивы деятельности общества. Современный человек так же привязан к биологическим ритмам и солярным циклам, как и миллион лет назад. Анропоцентричная цивилизация всего лишь создает иллюзию управления стихиями и собственной натурой.

Расплата за подобный обман приходит в виде личностной дисфункции. Невозможно всегда и везде контролировать каждый элемент системы, ведь даже собственному телу нельзя приказать перестать стареть или изменить пропорции.

Научные, политические и общественные институты наперебой твердят о новых победах, которые непременно помогут человечеству вырастить цветущие сады на далеких планетах. Впрочем, современный человек, вооруженный всеми достижениями последнего тысячелетия, не в состоянии справиться с банальным насморком, как 100, 500 и 2000 лет назад.

Кто виноват и что делать?

В подмене ценностей не виноват никто конкретный и виновны все. Современные права человека одновременно соблюдаются и не соблюдаются именно благодаря такому искажению - можно иметь мнение, но нельзя его высказывать, можно любить что-то, но нельзя об этом упоминать.

Глупый Уроборос, постоянно жующий собственный хвост, когда-нибудь подавится, и тогда во Вселенной наступит полная гармония и мир во всем мире. Впрочем, если этого не случится в обозримом будущем, у будущих поколений будет хотя бы надежда на лучшее.

Как занять свое свободное время? Среди вариантов заполнения своего досуга можно назвать прогулки, посиделки в кафе, посещение театра, концертов, а также часто выбираемый молодежью вариант – поход в кино, или просто просмотр в домашней обстановке хорошего фильма. Люди очень часто ходят в кинотеатры, так сказать, «зависают» при просмотре многочасового фильма дома или в гостях, в дороге. А вообще, в какой мере просмотр видеофильмов влияет на человека? И есть ли хоть какая-то польза в таком варианте времяпрепровождения? Ответ на эти вопросы попробовал найти студент II курса КДА Дмитрий Чеботарев.

Из всех видов искусства кино занимает уникальное место в современном мире, а соответственно и в жизни человека. Кинематограф - это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя. В свою очередь, общество требует от кинематографии новых достижений: усовершенствования технических приемов и креативности идей. Таким образом, между обществом и миром кино существует постоянная связь. И эта связь способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий. Более того, можно сказать, что киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино дает возможность человеку воспринимать жизнь немножко под другим углом, чем он ее воспринимал до того. Но надо понимать и помнить, что кино не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее лишь в некую иллюзию. Поэтому кинолента неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха... Кино объединяет людей - в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.

У нас, то есть зрителей, вызывает восхищение просмотренная кинолента: непревзойденная игра актеров и каскадеров, мастерство режиссеров, постановщиков и других членов съемочной команды. Но самой главной изюминкой кинофильма выступает его эмоциональность. Когда мы просматриваем кино, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с героями киноленты начинаем переживать, радоваться, удивляться и вообще как будто проживаем еще одну жизнь. Даже в том или ином фильме мы можем получить ответ на вопрос, который тревожил нас ранее. Хотя, с другой стороны, в этом может быть и подводный камень, ведь далеко не всегда эмоции бывают позитивными. Например, эмоции после просмотра фильма ужасов.

Кадр из фильма "Война миров Z"

Так, кинофильм формирует мировоззрение человека, обогащает или обкрадывает его душевно, насыщает эмоционально. Отсюда вырисовывается еще одна изюминка кинематографа - психологическое воздействие на человека. Ведь под его воздействием может возникать разнообразная гамма неповторимых чувств. Полнометражный фильм или целый телесериал может вызвать улыбку или слёзы, радость или грусть, возбуждение или ощущение душевного покоя. Кино может менять внутреннее состояние человека, его характер, поведение и даже привычки. И здесь мы можем найти очередную особенность кинематографа, а именно - передачу замысла создателя. Если намерение режиссёра было в том, чтобы человек задумался о некоторых идеях и проблемах, которые вложил в свою работу автор киноленты, и сделал для себя из этого вывод - так оно, как правило, и произойдет. Фильм - это мир идей, которые человек реализует в своем сознании.

Кинематограф действенно влияет на человека и занимает в его жизни определенное, важное место. И в этом моменте прослеживается некое отрицательное явление, которое рассмотрим ниже.

В этом контексте мы можем просмотреть «эволюцию» кинематографа.

Если провести грань между кинофильмами прошлого десятилетия и нынешнего времени, то можно увидеть процесс развития как в хорошую, так и в плохую сторону. Например, в советских фильмах милиционеры были показаны как честные, умные и достойные люди. Этой профессией гордились. А теперь во всех современных российских фильмах милиционеры и полицейские изображаются как подлые личности, не уважающие никого, и сами не подчиняются закону, который, между прочим, призваны блюсти. И у общественности складывается мнение, что полицейские - это нарушители закона и порядка, вымогатели, иными словами - отрицательные персонажи. Вот один из примеров влияния киноиндустрии на общественное мнение. Интересно, что в американских фильмах их полицейские - это уважаемые люди, к которым всегда идут за помощью, у них спрашивают совета. Помимо этого, можно увидеть и смену ценностей в кино. Если в тех же советских фильмах сцены интимного характера практически отсутствуют, то в современных кинолентах этот аспект выставляется напоказ для всеобщего обозрения как норма.

По уровню развития кинематографа в стране можно в какой-то степени судить о состоянии общества вообще. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, во всех обществах. Она проходит в форме борьбы с нацизмом, воспитания чувств любви к Родине, культа любви и наслаждения и т. д. В какой-то степени правильным будет утверждение, что через кино государство манипулирует населением. Через кинопродукцию, рассчитанную на массового потребителя, очень удобно, например, переписывать историю. Этого можно достичь, искажая в кинохронике факты прошлого, вырезая из нее «ненужные» места и т.д. Акцентируется внимание на том, что выгодно в данный момент для определенных влиятельных сил общества.

В настоящее время современное общество стало очень привязано к просмотру кинофильмов, особенно молодежь. Сейчас для многих даже не составит дилеммы такой вопрос: почитать книгу или просмотреть фильм? Ответ очевиден - фильм! Порой тратится очень много времени для просмотра очередной киноленты, но получает ли человек для себя взамен какую-то пользу, не считая удовольствия?

Как на это смотрит Церковь?

Православная Церковь не запрещает смотреть кинофильмы, проводить время в кинотеатрах, смотреть их в дома. Но нас волнует вопрос качества этой кинопродукции, то есть её прямое воздействие на человека, какие эмоции фильм пробуждает в душе человека.

Человек сегодня стал настолько привязан к инновационным технологиям, что даже сам не замечая того стал их заложником. Например, мы перестали читать печатные книги, потому что фактически вся информация уже есть в компьютере, а это намного быстрее и удобнее, чем книга. Читать про ту или иную историческую эпоху или про выдающегося деятеля искусства или государства незачем, потому что альтернативой выступает фильм на аналогичную тематику, сериал, телепередача и т.д. В принципе, на первый взгляд, здесь нет ничего плохого, ведь все это делается для удобства, экономии времени. Но именно в этом аспекте скрывается некая опасность - постепенный отход человечества от такого явления, как, например, чтение книг независимо от их формата. А ведь каждый православный христианин обязан читать ежедневно Священное Писание. Напоследок хотелось бы кратко обратить внимание на одну продукцию киноиндустрии, которая не так давно вызвала много шума в нашем обществе. Сегодня огромный всплеск популярности как по просмотру в кинотеатрах, так и по чтению книг имеет фильм «50 оттенков серого». Этот фильм еще лет 10-15 тому назад для массового зрителя вообще запретили бы. С христианской точки зрения он является безнравственным, пошлым и не имеющим смысла. Но еще поразительно то, что по состоянию на 20 февраля 2015 года установлено около 96 миллионов просмотров одного только трейлера к этому фильму. В противовес «безнравственной дыре» современного кинематографа хочется привести абсолютно противоположный продукт киноиндустрии 2012 г., который основанный на реальных событиях, под названием «Невозможное», или фильм «Только ты». К сожалению, на сегодняшний день они практически неизвестны. Несмотря на это, указанные фильмы наполнены настоящими христианскими ценностями: верности в семьях, искренней любви и высоконравственных поступков. Но так уж сложилось, что в наше время это показывать и об этом говорить не выгодно. Поэтому и не стоит удивляться распущенности нашего общества, и в частности, молодого поколения. Не стоит удивляться и тому, как в недавних «лихих 90-х», после показа сериала «Бригада», большинство юношей ходили с кличками «Космос», «Фил», «Белый» и бросались разными так называемыми «блатными словами». А что уж говорить о развратных фильмах, как «50 оттенков серого», которые разжигают страсти и опустошают человека изнутри, пагубно влияя на его действия и мысли.

На этом элементарном примере можно отчетливо увидеть, в какой мере действительно полезно нам так много времени тратить на ненужную для нас продукцию киноиндустрии. Нужно выяснить самим для себя, как мы проводим свое свободное время. По этому поводу следует привести слова святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10,23), по этому принципу должен действовать человек, занимая свой досуг.

Когда мы будем иметь во всем рассуждение, то тогда все чем бы ни заняли свое свободное время, то все пойдет нам на пользу и на обогащение нашей души. Тогда интерес к чему-либо «нехорошему», в том числе и к просмотру безнравственных и пустых фильмов исчезнет сам по себе.

Чеботарев Дмитрий, студент II курса КДА

По материалам журнала «Академический летописец»

Со словом «инстинкт» обычно ассоциируются самые низменные, дурные поступки человека. На самом же деле, согласно биологии, этим словом обозначаются врожденные программы поведения. Люди рождаются с огромным количеством инстинктов, лучшие из которых передаются из поколения в поколение.

Со словом «инстинкт» обычно ассоциируются самые низменные, дурные поступки человека. На самом же деле, согласно биологии, этим словом обозначаются врожденные программы поведения. Люди рождаются с огромным количеством инстинктов, лучшие из которых передаются из поколения в поколение.

© Маркос Рей

Каждому человеку присуща любовь к Родине – своей стране, в которой сотни городов, тысячи деревень, миллионы людей. Ради ее процветания все трудятся и терпят невзгоды. К этой Родине мы ощущаем сознательные чувства, сознательно стремимся привить к ней любовь всех окружающих.

Но у каждого человека есть еще одна родина, к которой любовь никто сознательно не прививал. И не нужно. Этой родиной является малюсенькая точка на карте страны, место, где каждый родился и начал взрослеть. Хоть это место, быть может, практически не отличается от тысяч и тысяч подобных – оно единственное и неповторимое. Образ этой родины человек носит с собой всю свою жизнь, не забывая ни на секунду. Неужто любовь к родине – инстинкт? Да. Именно. Это было выяснено с помощью перелетных птиц: птенцов увозили от родительского гнезда, а на задерживали до осени, до миграции в теплые края. После зимы птиц ждали по обоим адресам. Результат поразителен:

повзрослевшие птицы в большинстве случаев возвращались «домой» (на новое место), кроме тех, которые достигли некоего критического возраста – эти птицы возвращались в места, откуда их изначально увозили. Следовательно, птиц ы привязываются к определенному месту на земле в детстве… Это называется «импринтинг», что означает «впечатывание» информации в мозг. Инстинктивная родина не является местом рождения, а местом, где прошел самый эмоциональный отрезок детства. У современных людей наиболее яркий импринтинг осуществляется с 2 до 12 лет, следовательно, лучше всего самые большие переживания и радости запоминаются именно в этот промежуток времени жизни человека.

У каждого есть такие знакомые, которые всю жизнь занимались интеллектуальным трудом, возились с бумагами, ездили по командировкам, а работать руками как не любили, так и не умели. Дома не то что полку починить – крючок прибить – проблема. Вышли на пенсию… И переменились. Деревья сажаются и пересаживаются, грядки в идеальном порядке, а уж какие начали получаться компоты – восхитительный вкус. О таких говорят: проснулась тяга к земле. В этом случае, если скажешь: инстинкт, не удивятся, слишком очевидно.

Так почему же у человека возник инстинкт садовода, а уж тем более сохранился до сегодняшних дней? Дело в том, что потребовались десятки тысяч лет, чтобы разработать весь процесс превращения не приносящей пищи земли в плодоносную ниву. Около девяти тысяч лет назад появилось подсечное земледелие, что по факту является продуктом разума человека. Лес выжигали, вырубали, засеивали; земля плодоносила несколько лет, а потом поля снова жгли, рубили, сеяли… «Жги и руби» - название этого метода.

Несколько десятков тысяч лет занятий земледелием не мог пропасть бесследно, потому-то даже у современных людей виден этот инстинкт, эта непонятная, но лишь на первый взгляд, тяга к земле.

Любовь к собакам тоже является инстинктом , который появился у людей в первобытном обществе. Собака нужна была для выживания – взаимовыгодный союз двух слабо вооруженных хищников. Человек идет на охоту – собаки выискивают добычу, а человек ее убивает и оставляет своим «помощникам» не до конца обглоданные косточки, чтобы у этих животных оставалась тяга к своеобразному сотрудничеству. Долгие тысячи, а может те же десятки тысяч лет у человека был лишь один друг – собака, поэтому у современных людей (не у всех, конечно же) бессознательное влечение к собакам.

Собаки и люди практически не враждовали, но вот в древности леопардов и тигров – врагов человека - хватало; современные люди активно обращают внимание на желто-черные полоски, вне зависимости от места их нанесения. Это инстинкт… А вдруг тигр?! Надо бежать!

Этих опасных животных на улицах нет, но желто-черную окраску применяют во многих местах, на которых стоило бы акцентировать свое внимание, например на «лежачих полицейских» и других искусственных неровностях. На территории России работает мобильная телефонная сеть «Билайн». Ее логотип – черно-желтые горизонтальные полоски. Инстинкт заставляет акцентировать на этом внимание… А раз есть внимание – есть и интерес. Вот так крупная компания и «сыграла» на «человеческих чувствах».

Инстинкт хорошо сотрудничает с разумом. Древний повелитель поведения не требует слепого подчинения, но направляет желания и мысли, позволяя разуму полную свободу выбора. Жизнь меняется, инстинкт древен, потому и дан разум нам, чтобы находить ориентиры в различных неожиданных ситуациях.

У людей есть ощущение, что они действуют так, как их воспитывали, но никогда не приходит мысль, что побудителем к действию является что-то древнее, чуждое разуму. Так сложно поверить, что в мотивации поведения участие принимают инстинкты. Больше умеешь и знаешь – сытнее живешь и выживаешь, древнейший инстинкт, который в настоящее время пользуется огромным спросом.

Мы, люди, почти перестали бороться с инстинктами. Инстинкты не глушат разум. Лучше сотрудничать, верно? опубликовано

Поделиться