Прикладная криминальная психология. Социальная психология в действии! Подходит ли Вам криминальная психология

Предмет и задачи криминальной психологии.

Предмет криминальной психологам. Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой, и конечно, криминальной психологией. В одном и том же объекте каждая из названных наук имеет свой предмет исследования, из которого вытекают свои задачи и определяется структура данной науки.
Криминальная психология, являясь самостоятельной ветвью более широкой науки - юридической психологии, изучает психические явления, факты, психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления.

Задачи криминальной психологии. Исходя из определения предмета, можно сформулировать следующие основные задачи криминальной психологии:

1) изучение психологии личности преступника, особенностей различных типов преступников, разработка их классификации;

2) изучение психологии преступления как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы психологической защиты и самооправдания человека, совершившего общественно опасное деяние);



3) изучение психологии преступных сообществ (виды сообществ - случайно возникшие, организованные преступные группы, преступные организации; особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности и др.);

4) психологическое изучение преступности как массового социального явления (основные ее психологические характеристики, тенденции, социально-психологические причины и т.д.);

5) исследование психологических механизмов воспроизводства преступности в обществе и разработка психологических способов ее профилактики;

6) разработка психологических аспектов виктимологии (виктимология - учение о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе психологических мер обеспечения личной безопасной жизнедеятельности.

История развития криминальной психологии.

Методы криминальной психологии.

Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Не составляет исключения и криминальная психология. Существуют основные методологические требования к проводимому исследованию: 1) исследование должно быть объективным; 2) изучать любое явление в развитии; 3) изучать в различных связях и отношениях; 4) системность в изучении; 5) конкретность.

Вместе с тем каждое психическое явление должно изучаться не каким-то одним универсальным методом, а комплексом различных взаимопроверяемых и взаимодополняемых методов. Только при этом условии можно избежать ошибок и односторонности в изучении личности преступника, преступного сообщества и преступности в целом, а также интенсифицировать процесс познания психических явлений в этой области.
Изучение личности преступника, преступных сообществ и психологии преступности в целом должно быть не эпизодическим, а систематическим, плановым, осуществляемым по научно обоснованной программе. Руководствуясь изложенными требованиями, необходимо выбирать в каждом исследовании соответствующие методы для получения объективных данных о конкретной личности правонарушителя, о психологии криминальной группы в той или иной области преступности. Для изучения психических явлений в области преступности в криминальной психологии и практики профилактики правонарушений используются различные методы.

Классификация методов криминальной психологии. Под методами понимается путь, способ исследования или деятельности. Все используемые в криминальной психологии методы принято делить на: 1) методы сбора информации и 2) методы анализа первичных данных.

Функции сбора информации реализуются посредством методов наблюдения, разнообразных опросов (беседы, анкетирование), экспериментов, обобщения независимых характеристик, экспертных оценок, социометрии, тестов и т.д.

Методами же анализа первичных данных являются: содержательный (качественный) и количественный (статистический); описательный; исторический; экспериментальный; моделирование.

Методы сбора и анализа информации тесно связаны и взаимодействуют, нередко взаимно перекрывая друг друга. Так, эксперимент или социометрический опрос могут служить и сбору информации, и ее обобщению, и внедрению в практику.

Различают также методы научного исследования (применяемые учеными для изучения проблемы) и методы, применяемые в практической деятельности, например, психологом школы, для изучения степени криминализации подростковой среды или изучения конкретной личности подростка с деликвентным поведением и воздействия на него.

Рассмотрим основные методы криминальной психологии.

Анализ уголовной статистики. Чтобы иметь общее представление о современной преступности (и в частности - о подростковой), психологи изучают общую уголовную статистику, выделяя в ней такие параметры:

Динамика преступности по времени, месту и объектам преступного посягательства;

Структура и характер совершаемых преступлений;

Степень организованности;

Профессионализация преступных проявлений;

Социально-демографическая характеристика преступников;

Виды и характеристика групповой преступи ости;

Влияние взрослых на подростковую преступность;

Проявление новых видов и способов преступного промысла;

Степень коррумпированности преступности;

Связь отечественной преступности с зарубежной.

Можно выделять и другие параметры для анализа. Проведенный анализ позволяет выделить приоритетные направления для криминально-психологического исследования.

Однако данные уголовной статистики лишь приблизительно отражают обитую картину состояния преступности, поскольку в нее не входят данные о латентной преступности. Поэтому анализ уголовной статистики дополняется различными опросами (анкетированием, интервью и др.).

Анкетный метод - это опрос определенной группы людей по заранее разработанным вопросам с целью получения количественных данных. Например, анкетным опросом можно изучить интересы, мнения девиантной группы подростков, мнения осужденных в колонии по тем или иным нравственным, правовым и другим вопросам, законопослушных граждан в оценке современной преступности, мер профилактики и т.д. Анкетированием можно охватить большую группу лиц, провести исследование в кратчайшие сроки. Однако к результатам анкетного опроса надо подходить осторожно, так как они в известной мере носят субъективный характер. При этом опрашиваемые (особенно правонарушители) должны быть убеждены, что анкетный опрос не будет использован им во вред и тайна опроса будет сохранена.

Анализ периодической печати. В периодической печати широко освещаются вопросы борьбы с преступностью. Многие издания специально имеют раздел "Криминальная хроника", где освещаются совершаемые преступления, дается характеристика личности или группы преступников, методы и способы совершения преступлений, способы сокрытия следов, поведение задержанных обвиняемых и подозреваемых и т.д. Данные прессы и телевидения подвергаются контент-анализу (качественному и количественному анализу). Для этого исследователь разрабатывает схему такого анализа исходя из исследуемой проблемы: например, пол, возраст преступника, образование, семейное положение, характер совершенного преступления, способ совершения, мотивы, цели, способы психологической защиты и самооправдания и т.п. По этой схеме он анализирует каждое сообщение СМИ, составляет соответствующую программу анализа и закладывает это в компьютер, выявляя с помощью его основные тенденции и особенности в изучаемой проблеме. К сожалению, контент-анализ СМИ пока мало используется для изучения криминально-психологических проблем.

Оценка экспертов. Это метод опроса компетентных людей в области борьбы с теми или иными видами преступлений. В изучении организованной преступности такими экспертами могут быть сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью. В изучении преступности несовершеннолетних такими экспертами часто выступают сотрудники отделов профилактики преступности несовершеннолетних, члены комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных ПТУ, воспитательных колоний и др.

Перед экспертами ставятся конкретные вопросы, на которые они должны дать квалифицированные ответы: высказать свое мнение, провести экспертную оценку, проранжировать выделенные параметры и т.д. Экспертные оценки отличаются большей объективностью и меньшей предвзятостью, используются для взаимной проверки информации, получаемой из других источников.

Психологический анализ уголовных дел. Для изучения психологических особенностей отдельных видов преступлений или категорий преступников отбираются соответствующие уголовные дела. Например, решили изучить роль несовершеннолетних в совершении преступлений во взрослой группе или статус и роль девушек в смешанной по признакам пола преступной группе подростков. Для этого отбираются и анализируются именно уголовные дела, касающиеся таких групповых преступлений. Дальше разрабатывается схема их анализа: например, численность группы, длительность ее существования, на какой основе она возникла, внутренняя иерархическая структура, какие функции выполняет подросток в группе взрослых, какие возрастные особенности учитывают преступники, поручая подростку задание (например, при краже через форточку - маленький рост, при квартирной краже "на прозвон" - внешний вид, вызывающий доверие, и т.п.). Собранная информация подлежит обработке, для чего составляется программа и данные вводятся в компьютер. Полученные данные подлежат интерпретации.


Криминальная психология - раздел юридической психологии, который изучает психологические причины и условия совершения преступлений и преступности, закономерности и механизмы подготовки и совершения правонарушений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины, ответственности и роль потерпевших в преступном деянии, а также разрабатывает психологически обоснованные теории и типологии (классификации) личности преступников и криминальных сообществ. Криминальное поведение отличается от правопослушного не только по своему содержанию, но и по психорегуляционным особенностям. В связи с этим предметом пристального внимания со стороны криминальных психологов выступают, с одной стороны, истоки асоциальности преступников, степень их антиобщественных взглядов и установок, криминальных привычек и навыков, а с другой - роль криминогенной ситуации, самого асоциального субъекта и потерпевшего в развитии преступного деяния. В XX в. учеными (особенно зарубежными) предложены разноплановые подходы для объяснения причин преступности и личности преступника. При этом психологические теории в отличие от кримино- лого-социологических концепций, в которых значительная роль принадлежит социокультурным детерминантам преступности, сориентированы на анализ личностных детерминант и влияние малых групп (семьи, референтных общностей и т.д.). С учетом научных традиций в современных зарубежных публикациях (R. Masters, С. Roberson, 1990; F. Ldsel, 1994 и др.) упоминается десять типов психологических теорий причин преступности и личности преступника: биопсихологические теории (Ломброзо, 1874; Кречмер, 1921; Шлап, Смит, 1928; Ланге, 1929; Штумпф, 1935; Хутен, 1939; Шелдон, 1949; Глюк, 1956; Роубак, Атлас, 1969; Фалек, Град- дик, Коллам, 1970 и др.); психоаналитические теории (Александер, Штауб, Карпмен, Бромберг и др.); теории черт личности (Олпорт, Айзенк, 1973; Гилфорд и др.); теории эмоциональных проблем (Курцберг и др., 1978; Бартол, 1980; Монахем, 1987); теории социально-когнитивного научения (Сатерленд, 1939; Глейзер, 1956; Бандура, 1972; Баргес, Эйкерс, 1966; теории умственной отсталости и душевных расстройств (Годдарт, 1915; Пульман, 1926; Зелани, 1933; Сатерленд, Гризи, 1974; Купер, Френсис, Сакс, 1986; Мелзбранд, Гьюз, 1986; Кенделл, 1986; Реттерстол, 1986 и др.); теории социопатической личности (Клеклей, 1941; Гоу, 1948; Шнайдер, 1958; Смит, 1978; Рид, 1986 и др;); теории социального контроля (Сайкс, Матза, 1957; Хирши, 1969 и др.); теории мыслительных моделей (Йохельсон, Саменов, 1976 и др.); теории Я-концепции и Я-психологии (Роджерс, 1948; Кохут, 1988 и др.).
Имелись попытки объединения идей из различных теорий. Так, Айзенк (1977), Уилсон и Хернштайн (1985) попытались объединить идеи теории научения и теории черт личности, а Хёр- ши (1969) и Эллиот, Охлин, Уилсон (1985) - идеи теории эмоциональных проблем и теории социального контроля. Наряду с разработкой психологических теорий преступности и личности преступника в последние десятилетия в зарубежной науке активизировались исследования в области проблематики комплексной дисциплины виктимологии (изучение преступлений с позиций отношений и личности жертвы), по выявлению «системы преступного поведения» (через изучение группового образа жизни преступников, генезиса их специфических субкультур и т.п.), сравнительного анализа эффективности различных программ профилактики и социального контроля.
В некоторых отечественных работах по криминологии (С.М. Иншаков, 1997) подчеркивается, что за рубежом в последние десятилетия растет авторитет «стигматизационного» (от лат. stigma - знак, клеймо) и «интеракционистского» (от англ. interact - взаимодействовать, воздействовать, влиять друг на друга) подходов. Их представители резко критикуют ученых, чьи теории сфокусированы лишь на идее психических дефицитов, расстройств, деформации отдельных свойств или внутриличностных конфликтов.
Особенностью развития отечественной криминально-психологической мысли в 1960-
1980-е гг. были многочисленные междисциплинарные дискуссии. Они позволили установить, что биологические и социальные факторы являются детерминантами криминального поведения не сами по себе, а интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника,

являющегося субъектом противоправного деяния. Было установлено, что для поведения большинства преступников характерны социально ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции. При этом в исследованиях А.Р. Ратинова (1979, 1981) доказано, что преступники отличаются от правопослушных граждан в отношении к таким ценностям, как общественно-полезная деятельность, нравственность, эстетическое удовольствие, брак, семья, дети. Преступники оказались людьми более фаталистичными (т.е. крайне отрицательно оценивающими свою прожитую жизнь и жизненные перспективы), у них занижены потребность и потенциал социальноприемлемой саморегуляции. Такие особенности, по мнению А.Р. Ратинова, свидетельствуют, что преступников от непреступников отличает не одно какое-то ведущее психологическое свойство, а неповторимое сочетание и особый удельный вес личностных свойств (своеобразный «симптомокомплекс»), который характеризует личность правонарушителя как человека с особой «жизненной философией» и поведенческими стереотипами.
Исследования, проведенные под руководством Ю.М. Антоняна (1996), показали, что в качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности. При этом отчуждение развивается чаще всего в результате эмоционального отвергания детей родителями (психологической депривации), из-за безразличия окружающих, растущей у делинквентов социально-психологической дистанции со средой, изолированности от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, учебные и трудовые коллективы и др.). Хотя изолированность не может рассматриваться в качестве фатальной причины преступного поведения, она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно-наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты. Поданным эмпирических исследований, наиболее отчужденными среди делинквентов являются бродяги, а среди них - алкоголики. Среди преступников наибольшая отчужденность наблюдается у рецидивистов, т.е. лиц, неоднократно отбывавших наказания в виде лишения свободы.
Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство, тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличенного представления об их могуществе и угрожающем характере. В итоге человек, ощущая субъективную угрозу безопасности, может предпринять попытки насильственных действий против людей, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае, по мнению Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева,
В.Е. Эминова (1996, 2000), человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе. Тревожность как причина преступного поведения наиболее присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением. Феномены тревожности и отчужденности диалектически между собой взаимосвязаны, поэтому при низких регуляционных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведения.
Антисоциальное поведение может быть обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и неосознаваемыми компонентами психики. В первом случае налицо так называемые «умышленные преступления», которые, согласно М.И. Еникееву (1996), в зависимости от регуляционных особенностей можно подразделить на три вида: I) преступления целевые, где всегда имеются определенные личные интересы (материальная выгода, карьера, месть и др.); преступления-самоцели, где сам процесс их совершения доставляет удовлетворение преступнику (хулиганство, сексуальное насилие и др.); 3) преступления как средства достижения других целей, где налицо неправильное понимание групповых или общественных интересов (например, ущемление прав граждан должностными лицами, осуществляемое якобы для пользы экономии и т.п.). При недостаточной осознанности преступного деяния поведение может обусловливаться прежде всего асоциальными стереотипами (привычками, навыками, установками). Они часто ведут к ситуативно-импульсивному поведению, особенно при низком уровне психической регуляции (чаще всего у несовершеннолетних, по данным В.Ф. Пирожкова, 1994). В отношении взрослых правонарушителей, по мнению М.И. Еникеева (1996), также можно говорить о ситуа- тивности поведения, но она обусловлена чаще всего характерологическими особенностями лич

ности. Последнее ставит под сомнение расхожее мнение юристов о наличии так называемых «криминогенных ситуаций», где обстоятельства сами по себе провоцируют преступление. Данные юридической психологии доказывают, что преступления совершаются не напрямую из-за ситуативных обстоятельств, а благодаря устойчивым личностным характеристикам, так как у каждого человека существует определенный уровень личностной валентности криминогенной ситуации (А.Н. Пастушеня, 2000).
Значительным достижением отечественной криминальной психологии 1970-1980-х гг. является разработка разноплановых типологий и классификаций личности преступников, а также опирающаяся на данные психодиагностических исследований разработка психологических портретов определенных категорий правонарушителей: несовершеннолетних, корыстных преступников, неосторожных правонарушителей, правонарушителей с психическими аномалиями, пра- вонарушителей-женщин.
С начала 1990-х гг. активно разрабатываются психологические проблемы преступных групп и криминальных сообществ. Благодаря результатам исследований и психологов в новый Уголовный кодекс РФ введен ряд статей, в которых дифференцированы различные формы групповой и организованной преступности. Стремясь активно участвовать в научном обеспечении борьбы с организованной преступностью, криминальные психологи проводят целенаправленные исследования по выявлению социально-психологических закономерностей их генезиса, психологическому анализу статусно-ролевой структуры и психологическому «портретированию» различных типов преступных лидеров («вдохновителей», «инициаторов», «организаторов»), а также по вскрытию механизмов и форм сплочения преступных групп и криминализации преступной среды (через изучение атрибутивных элементов и функций криминальной субкультуры).
Превентивная психология - раздел юридической психологии, изучающий природу и генезис отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические и другие факторы, обусловливающие социопатогенез. Разрабатываются научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспечению предупреждения, по диагностике и коррекции отклоняющегося поведения.
Сегодня объектом исследований отечественных превентивных психологов являются преимущественно социально-дезадаптивные дети и подростки («трудновоспитуемые», «педагого- гически запущенные»), чье отклоняющееся поведение на докриминальном уровне носит формы агрессивного, корыстного или социально-пассивного саморазрушающегося характера. Зарубежными учеными девиантное поведение рассматривается в более широком (преимущественно социокультурном) контексте, что нашло отражение в значительном количестве разноплановых исследований и построенных на их основе психологических теорий. При этом среди богатства теоретических подходов зарубежных ученых к феномену девиации условно можно выделить три ведущих: I) в аспекте социализации; 2) с позиции социальных реакций и 3) в плане социального контроля.
Актуальность разработки нового, более многопланового, базирующегося на достижениях психологической науки, подхода к проблеме профилактики и предупреждения отклоняющегося поведения, по мнению С.А. Беличевой (1993), состоит в том, чтобы в постсоветской России при построении правового государства отказаться от ранее существовавшей «карательной профилактики», основанной на императиве санкций, на жестком социальном и административном контроле, и внедрить научно обоснованную «охранно-защитную профилактику». Она должна представлять собой комплекс мероприятий социальной, правовой, медицинской, педагогической и психологической помощи и поддержки конкретным категориям граждан и их общностям.
Среди первостепенных задач превентивной психологии выдвигаются следующие: выявление закономерностей и механизмов отклоняющегося поведения, а также факторов, вызывающих социопатогенез, и разработка мер по их нейтрализации; психологическое обеспечение социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики, осуществляемой учреждениями и специальными службами различных ведомств (народного образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и др.). Как показали психологические исследования, для большинства девиантов и маргинальных групп населения характерно само- оправдательное отношение к совершаемому асоциальному поступку, причем в зависимости от
индивидуально-психологических и групповых особенностей проявляются конкретные психологические механизмы защиты (проекция, вытеснение, отрицание, подавление и др.). В связи с тем, что признание вины в совершенном преступлении встречается лишь у четверти убийц, воров, насильников и еще более редко - у хулиганов, разработка психотехник воздействия, обеспечивающих преодоление психологической защиты у девиантов, крайне важна для эффективности профилактической работы. Сегодня в отечественной превентивной психологии ведутся активные исследования по разработке типологий и психологических портретов детей и подростков с патогенной, психологической и социальной дезадаптацией. Однако прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного поведения ставит вопрос об изучении факторов и механизмов не только по конкретным видам отклоняющегося поведения, типичным для определенных возрастных групп, а и разработку более глубоких концепций о сути и механизмах социальной девиации (Ю.А. Клейберг,1997; В.Д. Менделевич, 2001).
Достижения превентивной психологии применяются в различных ведомствах, специалистами с различным уровнем психологической подготовки. Поэтому при реализации психологического обеспечения социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики с девиантами большое значение имеет разработка адекватных методических средств, причем в рамках профессиональной компетенции лиц, занимающихся профилактической деятельностью (психологи, социальные работники, социальные педагоги, воспитатели, сотрудники правоохранительных органов и др.). Необходимо создавать и диагностико-коррекционные комплексы (С.А. Бели- чева, 1993), которые позволят, с одной стороны, выявлять вид дефекта психосоциального развития, а с другой - определить комплексную коррекционную программу его устранения.
По результатам ранних (А.Р. Ратинов,1975; А.И. Долгова, 1982; Н.Ф. Кузнецова, 1984) и современных (В.П. Сальников, 1993; В.Н. Кудрявцев, 1997; А.Н. Славская, 1997) научных исследований, у многих россиян остается низким уровень правовой культуры, поэтому крайне необходимо расширение правовой пропаганды, правового просвещения и воспитания различных слоев населения. При реализации эффективных методов обучения, воспитания и социально-психологического воздействия (в том числе и через средства массовой информации) возникает возможность усиления функции общей превенции принятых законов. Для воспитания установок, предопределяющих правопослушное поведение, требуется применять целый комплекс воспитательно-профилактических мер, которые могли бы способствовать усилению нравственных и правовых начал в повседневном поведении. Представляется важным для целенаправленной разработки проблем превенции девиантного поведения создание научно-практических центров социальноправовой и психологической помощи. Они могли бы вести разработку и апробирование превентивных программ, предназначенных, с одной стороны, для различных категорий граждан, а с другой - для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. На основе результатов их деятельности в дальнейшем можно вносить предложения по совершенствованию нормативных актов по профилактике и предупреждению асоциального поведения.
В. М. Поздняков

Последнее обновление: 23/02/2015

Криминальный психолог - это человек, который изучает поведение и мысли преступников. Интерес к этой области резко вырос в последние годы благодаря ряду популярных телевизионных программ, в которых показывается работа вымышленных отделов правоохранительных организаций - например, «Мыслить как преступник» или «CSI: Место преступления …». Эта область тесно связана с судебной психологией, и в некоторых случаях эти два термина используются взаимозаменяемо.

Что на самом деле такое - карьера в криминальной психологии? Так ли это интересно, как это может показаться из всех этих сериалов?

Чем занимаются криминальные психологи?

По большей части, криминальный психолог исследует причины, толкающие людей на совершение преступлений. Кроме того, его также могут попросить изучить того или иного преступника с точки зрения риска рецидива - оценить вероятность того, что человек может снова совершить преступление в будущем. Либо же сделать обоснованные предположения о действиях, которые преступник может совершить после совершения преступления.

В дополнение к тому, что криминальный психолог помогает правоохранительным органам раскрывать преступления и анализировать поведение преступников, также он иногда участвует в судебных процессах в качестве эксперта, чьё мнение бывает необходимо.

Пожалуй, одной из самых известных обязанностей криминального психолога является составление профиля преступника; эта практика началась ещё в 1940-х годах. Сегодня такие организации, как, к примеру, ФБР, удачно используют профили, чтобы вычислять и задерживать жестоких преступников.

Цель составления профиля заключается в обеспечении правопорядка при помощи психологической оценки подозреваемого, составлении стратегии его поимки и разработке стратегии, которая может быть использована в процессе допроса.

Так действительно ли работа в этой сфере столь увлекательна, как это изображается в телесериалах вроде «Мыслить как преступник»?

«В сериале „Мыслить как преступник“ психологи наделены более активной ролью, чем та, которую они выполняют на самом деле», - пояснил Марк Т. Цукер в своей статье. - «Все мы любим острые ощущения от погони и задержания, однако психологи обычно не сопровождают офицеров при задержании подозреваемых. Кроме того, во многих случаях проходит несколько недель, месяцев или даже лет, прежде чем будет решена та или иная проблема, да и очень редко пазлы каждой загадки так быстро складываются вместе, как это происходит в шоу».

Где работают криминальные психологи?

Большую часть времени они проводят в офисах и судебных инстанциях, опрашивают людей, исследуют историю жизни правонарушителя или дают показания в суде.

В некоторых случаях они работают в тесном сотрудничестве с полицией и федеральными агентствами, чаще всего разрабатывают профили убийц, похитителей, насильников и других жестоких людей. Кроме того, криминальные психологи могут заниматься этой деятельностью в качестве частных консультантов, либо заниматься преподавательской деятельностью в университетах или специализированных учебных учреждениях.

Требования к образованию

В основном, криминальные психологи начинают с получения степени бакалавра в области психологии, а затем продолжают образование. Магистерская степень может открыть дверь в мир криминальной психологии, однако возможности трудоустройства зачастую ограничены.

Независимо от степени, подготовка конкретно к деятельности займет пять лет и будет включать в себя работу в классе, практическое обучение, исследования и диссертации. Для того, чтобы стать лицензированным психологом, нужно также пройти практику и сдать государственные экзамены.

Сколько зарабатывают криминальные психологи?

Средняя зарплата для криминального психолога может варьироваться в зависимости от того, где он работает и каким опытом обладает. По данным Payscale.com, криминальные или судебные психологи, работающие в национальных организациях, получают от $33,900 до $103,000.

Кроме того, Payscale.com сообщает, что в 2010 году психологи, занятые в правоохранительной или судебной системе, работающие на государственные и местные органы власти, клиники и частные компании, а также занимающиеся частной практикой получают больше, чем их коллеги из некоммерческих организаций.

Подходит ли Вам криминальная психология?

Учитывайте собственные возможности и цели. Эта профессия весьма специфична, Вам наверняка придётся столкнуться с действительно сложными ситуациями. Как криминального психолога, Вас могут приглашать на места преступлений, Вы будете изучать фотографии убитых или допрашивать подозреваемых в самых отвратительных преступлениях. Поэтому Вы должны быть готовы иметь дело с эмоциональным стрессом, к которому может привести такая работа.

Один из лучших способов определить, подходит ли Вам эта профессия - поговорить с настоящим криминальным психологом, узнать, нравится ли ему работа. Обратитесь в местные правоохранительные органы - возможно, Вам помогут организовать эту встречу.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Криминальная психология

(от лат. criminalis - преступный) - область юридической психологии . К. п. изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп . В отечественной К. п. отвергается учение о «прирожденном преступнике», реализуется диалектико-материалистический принцип развития, определяющий исследование всего многообразия явлений, прежде всего социальных, оказывающих влияние на формирование психологических особенностей правонарушителей.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Криминальная психология Этимология.

Происходит от лат. criminalis - преступный, греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Отрасль юридической психологии.

Специфика.

Изучает формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "криминальная психология" в других словарях:

    Криминальная психология - (англ. Criminal psychology, от лат. criminalis преступный) область юридической психологии, которая изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и… … Википедия

    Криминальная Психология - отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное… … Психологический словарь

    Криминальная психология - [лат. criminalis преступный] область юридической психологии. К. п. изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп. В отечественной К. п … Психологический лексикон

    Общий раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы деятельности психической в сфере регулируемых правом отношений, психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Стремится… …

    ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ Юридический словарь

    - (англ. correctional psychology) отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений (см. также Деликт). П. и.… … Большая психологическая энциклопедия

    Психология - Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    психология юридическая - научно практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология… … Большой юридический словарь

    Область психологии юридической. Изучает формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения, психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада… … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ - отрасль психологии юридической, изучающая психологию уголовных правонарушителей и психологические механизмы совершения преступлений … Юридический словарь

Книги

  • Криминальная психология. Преступные типы: о психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности , Познышев С.В.. В предлагаемом сборнике трудов выдающегося русского юриста и психолога Сергея Викторовича Познышева (1870 1942) рассматриваются проблемы изучения и типологии преступников, не потерявшие своей…

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему люди совершают преступления, что мотивирует их к нарушению закона? Думаем, что как минимум у вас возникали подобные мысли, хотя бы во время просмотра популярных детективных сериалов. Между тем, есть люди, которые занимаются изучением данной проблемы профессионально. Есть даже специальное направление психологии, изучающее поведение преступников – криминальная психология. Сегодня мы вкратце расскажем вам о том, что конкретно она исследует, на чем акцентирует внимание и к каким выводам приводит.

Криминальная психология: направления исследований и теоретические задачи

Криминальная психология – это особый раздел юридической психологии, которая в свою очередь является одним из разделов . Она занимается изучением психических явлений, служащих основой преступных деяний, а также самих преступных деяний, личностей преступников, преступных групп и условий преступности в обществе.

Объект научных изысканий криминальной психологии – это психические явления, приводящие к преступному поведению отдельных людей и групп людей. Также объектом служит и сама преступность в социуме.

Если говорить более конкретно, можно определить несколько объектов научного познания, которыми занимается криминальная психология:

  • психические явления, вследствие которых формируются криминогенные личности и криминогенные группы;
  • психические явления, обуславливающие криминогенные дефекты общественного сознания;
  • психические состояния и процессы, проявляющиеся в преступном поведении человека и групп людей (сюда относится восприятие объектов преступных посягательств и социальных ситуаций, мотивация преступной деятельности, особенности формирования преступных умыслов, особенности принятия решений о совершении преступных действий, реализация преступных умыслов и т.д.);
  • криминогенные особенности личности людей-преступников и преступных групп, являющихся субъективными предпосылками противоправного поведения;
  • особенности общественного сознания, выступающие катализаторами преступности в социуме.

Предмет криминальной психологии состоит в видах, качественных характеристиках, взаимосвязях психических явлений, продуцирующих преступное поведение людей, групп людей и преступность в обществе вообще, а также в механизмах и закономерностях, по которым формируются и проявляются описанные явления.

Отсюда можно заключить, что предмет криминальной психологии служит выражением аспектов и форм научного описания и толкования объектов ее изучения – психических явлений, приводящих к преступному поведению. А описание и трактовка данных явлений с позиции науки и углубление получаемых знаний следует считать теоретическими задачами криминальной психологии.

Если говорить о предмете и теоретических задачах данного направления науки более детально, можно сказать, что она занимается изучением:

  • психологических механизмов и закономерностей психической регуляции противоправного поведения;
  • психологических особенностей разного рода преступлений и правонарушений;
  • психологических механизмов и закономерностей формирования личности, склонной к криминальным деяниям;
  • характеристик социально-психологических явлений, свойственных преступным социальным образованиям;
  • психологических особенностей разных типов преступных групп различной величины;
  • типов, структур и качественных характеристик ведущих психологических свойств криминогенных личностей;
  • психологических особенностей личности преступников различных типов;
  • видов и характеристик социально-психологических явлений в обществе, продуцирующих преступные явления, а также закономерностей, по которым они формируются;
  • психологических закономерностей и механизмов воздействия социальных условий на преступность в отдельных социальных группах и социуме в общем и целом;
  • психологических закономерностей воздействия социальных условий, обстоятельств ситуаций и особенностей поведения потерпевших в результате преступного поведения.

Но теоретическими задачами криминальная психология, конечно же, не ограничивается. Они служат базой для перехода в практическую плоскость, т.е. к решению прикладных задач. О них мы поговорим в следующем разделе, но для начала предлагаем немного расслабиться и решить несколько задач на тему преступлений и проверить свою наблюдательность, сообразительность и дедукцию.

Криминальная психология: практические задачи

Практические задачи криминальной психологии диктуются теми сферами, где используются получаемые криминальными психологами научные данные. Однако все они сводятся к тому, что разрабатываются методические основы психологического исследования и анализа разных типов преступных деяний и разных типов личности преступников и преступных групп, а также основы изучения общественного правосознания.

Благодаря данным, получаемым через изучение объектов криминальной психологии, появляется возможность разрабатывать рекомендации, позволяющие более эффективно решать задачи и достигать цели правоохранительного характера.

Во-первых, научные сведения о личности людей, склонных к преступлениям, и знания о психической регуляции противоправного поведения нужны, чтобы максимально эффективно расследовать и раскрывать преступления.

Во-вторых, эти же знания обладают огромной ценностью для судопроизводства, т.к. помогают делать более правильную оценку характера и особенностей совершенных преступлений, изучать их объективную и субъективную сторону.

В-третьих, психологические знания об особенностях криминогенной личности позволяют максимально правильно оценивать личность виновного, чтобы назначить для него адекватное наказание. А знания об особенностях преступных групп позволяют устанавливать роли их участников и степени их участия, а также степень взаимовлияния их членов и особенности внутригруппового взаимодействия в процессе совершения преступных деяний.

Не менее серьезную роль играют психологические знания о криминогенной личности как в процессе исправления осужденных людей, так и в процессе индивидуальной профилактики разного рода преступлений.

Знания об индивидуально- и социально-психологических явлениях, служащих внутренними причинами преступных деяний, и знания о воздействии социальных условий на правовые позиции людей, крайне важны для предупреждения преступности в обществе.

Если же обобщить сказанное, мы придем к выводу, что информация, которой оперирует криминальная психология, может успешно применяться (и делает это) во множестве смежных с ней областей юридической психологии: исправительной, судебной, оперативной, экспертной, следственной, превентивной и других.

Вместе с тем, не менее серьезную роль в практической деятельности играет и методология, берущаяся на вооружение криминальной психологией. Безусловно, в рамках одной статьи мы вряд ли сможем рассмотреть этот вопрос во всех тонкостях, но основные данные представить все же можем.

Методологическая база

Методологическая база криминальной психологии – это целый комплекс методов, категорий и принципов исследования и научной интерпретации психических явлений, которые относятся к ее объекту. Кроме того, эта база состоит еще и из общепсихологических и частных конкретно-научных теорий, служащих основой для описания и толкования психических явлений – причин преступного поведения и преступности в обществе.

В криминальной психологии используются общие для психологии категории и теоретические знания, относящиеся к ее отдельным областям. Здесь можно выделить , которые раскрывают основные психологические категории, такие как:

  • психическое отражение;
  • деятельность;
  • сознание;
  • бессознательное;
  • установки;
  • эмоции;
  • мотивация и т.д.
  • причины и условия преступности;
  • преступность;
  • криминогенная личность;
  • преступное поведение;
  • виктимное поведение и т.д.

Огромное внимание в криминальной психологии уделяется психологическому аспекту явлений, обозначающих все вышеназванные термины. Специалисты руководствуются общепсихологическими теориями и разрабатывают относящиеся исключительно к криминальной психологии конкретно-научные теоретические положения.

Серьезным подспорьем в практике криминальной психологии оказываются еще и научные сведения, явления и понятия из области других гуманитарных и социальных наук. Это и психиатрия, и педагогика, и этика, и социология, и социальная философия, и другие направления, так или иначе соприкасающиеся с изучением поведения человека.

Стоит отметить, что результаты научных изысканий и научные разработки из сферы криминальной психологии применяются и многими из перечисленных отраслей психологии, гуманитарными, социальными и юридическими науками. К примеру, для системного психологического объяснения просоциального поведения человека нужно обладать знаниями о механизмах и закономерностях противоправного поведения.

Это же можно отнести и к научному подходу к проблеме воспитания социально добропорядочной личности. Чтобы эту проблему понять и раскрыть, необходимо иметь знания о явлениях противоположного характера, таких как криминогенные дефекты личности и закономерности, по которым они формируются.

Возвращаясь к юридическим наукам, можно заметить, что знания из области криминальной психологии способствуют более глубокому развитию криминологических учений о личности человека, склонного к преступлениям, условиях, причинах и предупреждении преступности.Развивается и уголовное право, т.к. появляется возможность глубже понимать субъективную сторону преступления, личность виновных, конкретные обстоятельства, способные смягчить или отяготить ответственность.

Для теории уголовно-исполнительного права криминальная психология служит источником ценных сведений об особенностях личности осужденного человека и степени его исправления. А для теории государства и права – источником знаний о правосознании и других не менее важных явлениях.

Кроме того, именно развитие криминальной психологии послужило зарождению , который можно рассматривать как один из практических ее методов.

Основополагающими идеями и правилами получения и толкования научных фактов, касающихся объекта и предмета исследований криминальной психологии, являются ее принципы. Эти принципы можно разбить на три большие группы: общепсихологические, философские и конкретно-научные.

Среди общепсихологических принципов выделяют:

  • принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических свойств, состояний и процессов;
  • принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения;
  • принцип личностного подхода;
  • принцип единства сознания и деятельности.

Философскими принципами выступают:

  • принцип развития, гласящий, что психические явления формируются, изменяются, преобразуются и прекращаются, и рассматривать их необходимо именно в таком ключе;
  • принцип системности, согласно которому психические явления нужно изучать в их совокупности, выделять среди них наиболее существенные и зависимые от них, выстраивать их структуры и раскрывать взаимосвязи;
  • принцип детерминизма, исходя из которого социальные условия и психические явления имеют причинные взаимосвязи.

Что касается конкретно-научных принципов, то к ним относят:

  • принцип дифференцированного подхода к психологическому изучению личности преступников, преступных групп и преступных деяний, призывающий выделять разные типы преступников и преступных групп, изучать особенности образования и механизмы разного рода преступных деяний, а также устанавливать их качественные отличия;
  • принцип криминогенетического подхода для объяснения формирования личности преступника, требующий учитывать влияние жизненных обстоятельств и социального окружения, влияние деятельности и поступков человека в течение жизни на формирование его социально-правовой направленности и правосознания;
  • принцип иерархии криминогенных факторов преступности, согласно которому изучение внутренних и внешних причин и условий преступного поведения происходит таким образом, что все это дифференцируется, исходя их того, насколько они существенны;
  • принцип примата личностных предпосылок преступного поведения, опирающийся на идею свободы воли человека и определяющий, что катализатором преступного поведения выступают личностные качества (внутренние предпосылки), а обстоятельства социальной ситуации не являются предопределяющими при совершении противоправных действий.

Нельзя не сказать и о методах исследования, применяющихся в криминальной психологии. На самом деле тут нет ничего необычного, потому что все эти методы используются и другими направлениями психологической науки. К ним относятся:

  • беседа;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • тестирование;
  • интервью;
  • биографический метод;
  • анализ продуктов деятельности (здесь ими выступают преступные деяния);
  • анализ независимых характеристик;
  • экспертная оценка;
  • эксперимент.

При помощи перечисленных методов специалисты в области криминальной психологии разрабатывают специальные методики для исследования психических явлений, соприкасающихся с ее объектами. Использование данных методов и производных от них методик психологических исследований позволяет решать специфические задачи криминальной психологии – как научные, так и прикладные. А теперь давайте подведем итог.

Коротко о значении криминальной психологии

Итак, что же можно сказать (помимо того, о чем мы уже говорили) в общем и целом о значении криминальной психологии? Для чего необходимо так тщательно и скрупулезно изучать особенности личности преступника, преступных групп и прочие смежные вопросы?

В первую очередь нужно отметить, что данные требования предписаны законодательством. На них основан принцип индивидуализации наказания, играющего в обществе огромную роль. Этот принцип – важнейший признак цивилизованного и гуманного отношения к человеческой личности.

Криминальная психология позволяет выносить правильные и адекватные заключения о мотивах преступлений, выступающих их субъективной стороной. И это уже можно смело назвать основой профессиональной квалификации совершенных противоправных действий.

С другой стороны, знание о мотивах преступников способствуют разработке мер по адекватному и эффективному воспитательному воздействию на отдельных людей в условиях исправительного режима. Такая информация помогает четко устанавливать, что конкретно необходимо подвергать ресоциализации через изменение ценностей, установок, норм и ценностей человека.

Информационная база, предоставляемая криминальной психологией, существенно упрощает и облегчает процесс предварительного следствия – досудебного расследования преступлений, а также проведение предупредительных работ, необходимых для заблаговременного пресечения совершения противоправных действий.

И, наконец, криминальная психология дает возможность в адекватной и полной форме объяснять мотивы преступников и доносить их до их же сознания, что зачастую помогает таким людям и свои сложности, а значит, и принимать ответственность за свои поступки и действия.

Таким образом, криминальная психология обладает огромным значением для общества, способствуя эффективному предупреждению и расследованию преступных деяний, а также объяснению психологических особенностей криминогенной личности и мотивов совершаемых преступлений.

Но, конечно, как мы и сказали, в рамках одной статьи рассмотреть такую сложную тему во всех деталях невозможно. Поэтому, если вам хочется изучить ее подробно, мы можем посоветовать почитать тематическую литературу.

  • А. Ф. Зелинский «Криминальная психология»
  • Ф. С. Сафуанов «Психология криминальной агрессии»
  • С. В. Познышев «Криминальная психология. Преступные типы»
  • В. Ф Пирожков «Криминальная психология»
  • В. В. Собольников «Основы криминальной психологии»
  • Чезаре Ламброзо «Человек преступный»
  • Габриэль Тард «Преступник и толпа»
  • Роберт Д. Хаэр «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов»
  • Курт Бартол «Психология криминального поведения»
  • Филип Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев»

Поделиться