Практикум для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми. Фундаментальные исследования

Введение

1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности

1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие

1.3 Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности

2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста

2.1 Возрастные особенности младшего школьника

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П.Гаврилова, С.И.Галяутдинов, В.Д.Ермоленко, Л.В.Занков), в том числе и толерантности.

Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих диссертационных работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P.Валитова, В.Жанкелевич, В.М.Золотухин, Ж.Лессэ, Дж.Локк, А.П.Мчедлов, Э.Нарагхи, Н.К.Рерих, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Тишков, Л.Н.Толстой, Б.Уильяме и др.; психологи: А.Г.Асмолов, В.Е.Кемеров, Е.Ю.Клепцова, И.В.Крутова, Ф.М.Малхозова, В.Г.Маралов, А.П.Оконешникова, Г.У.Солдатова и др.

В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; социальные педагоги не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.

Таким образом, тема нашего исследования - Толерантность как принцип социально-педагогической деятельности.

Объектом исследования выступают принципы социально-педагогической деятельности.

Предмет исследования - принцип толерантности как принцип социально педагогической деятельности.

Выдвинута гипотеза: толерантность как принцип социально педагогической деятельности будет продуктивна если:

Применение принципа толерантности будет целенаправленно;

Будут учитываться возрастные особенности;

Будет показана связь принципа толерантности с жизнью;

Будет уважительное отношение к личности ребенка;

Будет опора на положительный опыт ребенка;

Будет учитываться социальная обусловленность процесса воспитания толерантности;

Будет завуалированы педагогические воздействия на активность ребенка;

Будет создана толерантная среда в образовательном учреждении;

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Описать теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности.

2. Определить содержание социально-педагогической деятельности в СОШ.

3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.

4. Выявить сущность принципа толерантности в начальной школе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, обозначены объект, предмет, выдвинутая гипотеза, цель и задачи исследования. В первой главе - теоретические аспекты социально педагогической деятельности в СОШ, рассмотрено понятие толерантность, содержание социально-педагогической деятельности в СОШ, методы и приемы применения принципа толерантности в социально-педагогической деятельности. Во второй главе рассмотрены возрастные особенности младших школьников, содержание социально-педагогической деятельности по применению принципа толерантности в начальной школе и выявлены условия социально-педагогической деятельности, которые способствую эффективному применению принципа толерантности, а так же разработаны рекомендации по применению принципа толерантности в условиях начальной школы. В заключении подведен итог по всей работе, в списке литературы представлены библиографические данные по проработанной литературе.

1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности

1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», массовые волнения в Москве, теракт в аэропорту Шереметьево… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть.

Тем не менее, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание.

Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Так как необходимо еще в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.

Главным шагом в развитие толерантного общества было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности». Которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы толерантности общества. Так же были приняты Федеральные Целевые программы. Одна из них: Федеральная Целевая программа «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ».

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №13»

Практикум для педагогов

«Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Подготовила: педагог-психолог

Сергиев Посад

2015 год

Мы – разные

На огромном белом свете

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные,

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик,

Кто-то слабый ученик.

У одних – большие ушки,

Кто-то рыж, а кто-то бел,

Кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить,

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств их преодоления, так что «копилка» толерантности постоянно пополняется.

Само понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое понимание толерантности. Они во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты.

В целом можно сказать, что толерантность это психологическая устойчивость личности в очень широком диапазоне: от нервно-психической устойчивости (от умения держать себя в руках, когда мы можем владеть своим психическим состоянием, мы можем привести себя в порядок, вовремя с релаксировать (не показывать неприятные эмоциональные состояния), до устойчивости к многообразию мира, к различиям – социальным, культурным, мировоззренческим, религиозным.

Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие, которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия – «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека». Она является составляющей толерантности, аккумулирует способности человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, и выражает психологическое принятие последней этим человеком. Эмпатия проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. «Развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков». Если человек чувствителен к боли других, то он ограничивает и собственную агрессию.

Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, требовательны, прибегают к неоправданным наказаниям, склонны к морализированию. Уровень сформированности эмпатии отражает уровень эмоциональной зрелости.

Коммуникативная толерантность является собирательной характеристикой человека: в ней находят отражение результаты воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и активно взаимодействуют с другими людьми.

Развитие толерантности начинается с общения, и в нем же она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вживаться в его мир.

Осознание себя через другого важно с позиций формирования толерантности, поскольку толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

Толерантная и интолерантная личность

Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью . Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус. Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию.

Г. Олпорт отмечает, что толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов, находится в ощущении постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности. Толерантные люди, в отличие от интолерантных, не перекладывают ответственность на других и не стремятся во всем обвинять окружающих. Интолерантные личности делают акцент на различиях между своей и "чужой" группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально. Толерантный человек, наоборот, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, стремясь к личной независимости. Стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми.

Нетерпимость достаточна, консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное уничтожение людей: геноцид, войны, терроризм.

Возникновение интолерантности к другому обусловлено психическими особенностями человека: ощущение возникающей угрозы со стороны внешнего мира (иногда только кажущееся) заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование враждебного отношения к "другим" - тем, кто в чём-то отличен.

Деление людей на «толерантных» и «интолерантных» достаточно условно, однако склонность проявлять себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой чертой личности.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человечества и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу.

Следующим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции, так как все это укрепляет представления человека о самом себе, делает их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека

Толерантность предполагает не смеренное выносливое отношение к неприятным людям или воздействие, а наоборот расположенность, доброжелательность, уважение, признание прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе, но главное при этом не забывать свои интересы.

Толерантность подразумевает активную позицию человека – сказать нет, а не принять. Умение быть не толерантным тогда, когда это требует ситуация, быть не толерантным к злу, к насилию.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в образовании, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в образовательных учреждениях.

Для образовательных учреждений проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Педагог был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе, поэтому педагогу самому важно понять важность процесса толерантных отношений.

Конечно же стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, воспитанникам, умение понять, простить их несовершенства.

А что значит хороший педагог? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.

Профессионально необходимыми проявлениями толерантности педагога являются выдержка и самообладание. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учащиеся не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое проявление толерантности педагога – справедливость. Ничто не укрепляет нравственный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предубеждение, предвзятость, субъективизм очень вредят образовательному процессу.

Необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой - у них слаборазвитая произвольность поведения, повышенная эмоциональность, импульсивность. Heгативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют отсутствием социального опыта и ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками.

Многие семьи как показывают исследования, не заинтересованы в формировании толерантности, потому что мир вокруг достаточно сложный, непростой, конфликтен. И родители бояться, что если ребенка вооружить только толерантными установками он не сможет за себя постоять. Он не сможет ответить злу, агрессии. Поэтому ценности толерантности в российских семьях на низком уровне.

Современный культурный человек - это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания , готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Наш современник должен иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, обладать толерантностью как основой жизненной позиции.

Идеальных людей не бывает! Надо понять и принять, что все люди разные!

Цель:

Познакомить с понятием «толерантность»;

Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.

Формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

Создание комфортного психологического климата в группе;

Способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения

Оборудование:

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Цель: установлению контакта между участниками.

Сейчас я порошу Вас всех встать в круг и мы с вами будем приветствовать друг друга. Но делать это мы будем необычным способом:

· складываем руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

· упираясь руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

· кладем левую руку на левое бедро, правую руку на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

· держа сложенные крест-накрест руки на груди (локти, смотрят в стороны).

На выполнение задания Вам дается только 5 минут. За это время вы должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Упражнение «Солнце светит для тех, кто…»

Цель: развитие чувства сплоченности.

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга. Цель стоящего в центре снова получить стул, на который можно сесть. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...» .Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы. Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. (Солнце светит для каждого, кто любит проводить отпуск на море, терпеть не может курильщиков, сидит на диете и т. д.). Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях. Игра продолжается до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Подведите итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно родственных душ?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

Упражнение «Черты терпимой личности»

Толерантной личности свойственны 15 характеристик.

Задание. В колонке «А» поставьте: «+ » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены.

Затем в колонке «В» впишите три черты, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Индивидуальная работа

Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Упражнение «Волшебная лавка»

Цель : дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Представьте, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но слабо выражены у этого участника.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Упражнение «Язык принятия» и «Язык неприятия»

Цель: формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,

Процедура проведения: “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия

Язык неприятия

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

Создание характеристики толерантного педагога

Команды в ходе дискуссии вырабатывают перечень характеристик, затем, каждая команда записывает свой список на доске. В процессе совместного обсуждения определяется наиболее полная характеристика.

Упражнение «Памятка на «черный день»

Мои лучшие качества

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области. Можно обозначить только свои лучшие качества.

«Я желаю себе и другим…»

Мяч передаётся по кругу. Кто держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Список литературы

1. Безюлева Г. В, Шеламова: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168с.

2. Безюлева Г. В, Шеламова в педагогике. – М.: Издательский центр АПО, 2002. - 92с.

3. Восторухина толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт рабоыт ДОУ города Москвы. – М.: Школьная Пресса, 2010. - 112с.

4. , Козлова конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии, 1993. №4.

5. Психодиагностика толерантности личности. Под. Редакцией, . – М.: Смысл, 2008. – 172с.

6. Щеколдина толерантности. - М.: "Ось-89", 2004. - 80 с.


    "ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ"

    ГОСУДАРСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

    К ИСТОКАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

    ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ

ВВЕДЕНИЕ

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории «толерантность». Мы полностью публикуем этот важный для нас документ (см. Часть 5). В нем суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

1. "ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ"

Понятие "толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество…

Однако сегодня для россиян, и не только россиян, толерантность – понятие далекое. Превалируют иные умонастроения: озлобление против "неумелого руководства страной", ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов...

"Самая опасная из нетерпимостей – это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни было идеологии как результат элементарных импульсов, – пишет Умберто Эко в своем эссе на тему этики. – Поэтому она не может ни критиковаться, ни сдерживаться рациональными аргументами". И такой нетерпимости в России много – как на уровне государственном, так и на персональном… К сожалению, мы склонны забывать, что "терпимость", в отличие от перемирия, нельзя объявить.

2. ГОСУДАРСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Носители разных взглядов на природу толерантности выводят различные формулы материализации ее принципов. Государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001–2005 годы. Государственным заказчиком, по поручению тогда еще председателя Правительства В.В. Путина, стало Министерство образования. В федеральной программе понятие "толерантность" применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами–членами ЮНЕСКО в 1995 году. Задачи документа – разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социальнополитической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. На первом этапе – в течение 2001 года – совершается разработка научнометодических основ. Полномасштабное внедрение созданных механизмов планируется на третьем этапе (2004–2005 годы) на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство.

С точки зрения правозащитников, необходимые шаги для преодоления нетерпимости в обществе – соответствующая политика государства, законодательная база и правильное применение законов. В стране имеется достаточная правовая основа в виде международных договоров и федерального законодательства для эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой дискриминации. И нужно использовать эти возможности, ратифицировать международные документы, внести изменения в некоторые законы (статьи 136 и 282 УК, ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об основах государственной службы РФ", в котором не предусмотрена дисциплинарная ответственность за проявление расизма, и др.).

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой–либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.

3. К ИСТОКАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж. Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П. Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.

Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, "толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец, "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.

4. НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В 90–х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. Например, толерантное отношение к видимым различиям (в мировой практике употребляется термин "визуальное меньшинство") означает невозможность нарушения прав по внешнему признаку, как это происходит в России применительно к выходцам с Кавказа ("фейс контроль" в метро и т.д.).

В более широком смысле – как терпимость и уважение ко всему "инакому" – понимают толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Педагог Всеволод Луховицкий, председатель правления Молодежного центра прав человека и правовой культуры (МЦПЧиПК), выводит обоснование толерантности из естественных прав человека, понятия человеческого достоинства. Елена Русакова, психолог, руководитель проектов центра, в статье "Методические аспекты работы по теме "Образ врага", обусловливает возникновение нетерпимости психическими особенностями человека.

16 ноября 1995 года резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности. Принятию Декларации предшествовали участившиеся в последнее время акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения.

Декларация состоит из Преамбулы и шести статей, в которых определяется содержание понятия толерантности от всемирного и государственного уровня до понимания на уровне отдельной личности, определяются социальные аспекты толерантности и воспитания, направленного на обеспечение установок толерантности в сознании и поведении каждого человека.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов .

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспита­ния толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.

Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.

Учащимся важно знать:

Место и роль ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;

Суть деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Лиги Арабских Государств, Организации Американских Государств, Организации Африканского Единства, Содружества Независимых Государств и др.;

Культуру народов и государств мира, их вза­имоотношения, взаимовлияние культур и традиций;

Экономические основы взаимодействия стран и народов, разделение труда между народами, кооперирование предприятий различных стран, передвижение капиталов, рабочей силы и товаров, создание производственных филиалов за пределами национальных территорий;

Требования ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинные причины отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обоснование необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;

Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В решении задач воспитания толерантности оптимальный вариант представляют методы, которые классифицируются следую­щим образом: диагностические, целеориентационные, планирования, организаторские, мобилизационно-побудительные, коммуникативные, формирующего воздействия, контрольно-аналитические и оценочные, координации и коррекции, совершенствования.

Выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания толерантности:

    убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера),

    стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),

    внушение и самовнушение (эмоциональная сфера),

    требование и упражнение (волевая сфера),

    коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),

    воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера),

    метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Обучение толерантности – первый, самый низкий, но чрезвычайно необходимый уровень в многокультурном становлении личности. Он предполагает развитие у индивида терпимости к культурным отличиям. Следующая ступень – развитие у школьников умений понимать культурные различия. Понимание и принятие другой культуры предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу. Третий уровень мультикультурного становления личности – уважение культурных различий. Утверждение культурных различий – 4 уровень. Человек утверждает себя и свою идентичность лучше всего в ходе деятельности.

Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

1) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

2) национальный состав коллектива учащихся;

3) проблемы в отношениях между детьми и их причины;

4) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы. Следует исходить из того, что основа толерантности – формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в коллективе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Не забывайте главное: проблемы и трудности, неизбежно возникающие во взаимоотношениях людей, всегда надо стараться решать путем переговоров, не доводя отношения до ссоры и агрессии.

Вопросы для самостоятельного осмысления

    Как вы понимаете выражение: «Толерантность – это гармония в многообразии»? Дайте пояснения.

    Какими, на ваш взгляд, методами можно обучать толерантности различные возрастные и социальные группы?

    Какие документы являлись основополагающими для разработки и принятия Декларации принципов толерантности?

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии? В психологии считают, что толерантность - это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность - культурная направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе - это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как менталитет толерантности, мировоззрение толерантности, толерантное поведение (23).

Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге Воспитание толерантности: сущность и средства Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе Многокультурное образование выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.. Обучение толерантности. Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов. Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.. Изучение и поддержка другой культуры. Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.. Уважение культурных различий. Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.. Утверждение культурных различий. Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость - значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной.

А.С. Макаренко отмечал, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Поэтому развитие этих отношений А.С. Макаренко считал главнейшей задачей воспитания.

Поделиться