Общественные моральные нормы. Виды юридических лиц

Мораль: понятие, происхождение, функции, исторические типы.

По вопросу происхождения морали имеются существенные разногласия. Условно можно выделить три концепции ее возникновения:

Первая концепция происхождения морали религиозная, согласно которой мораль дается человеку от Бога. Поэтому первоначальным и высшим основанием морали религия считает «Божественный закон», имеющий ряд градаций. Высшая ступень – «вечный закон», коренящийся в божественном разуме, и поэтому вне веры в Бога нет и морали. Вторая ступень – «естественный нравственный закон», заложенный в человеческой душе актом божественного творения, вытекающий из природы человека и заключающийся в стремлении к слиянию его души с Богом. Низшая ступень – «человеческий позитивный закон» - совокупность моральных и правовых норм, установленных обществом и являющихся воплощением в повседневной жизни «естественного» закона, а через него – «вечного» закона.

Божественные законы носят непреходящий характер, и поэтому нравственная природа человека, согласно религиозной концепции, неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Религиозная концепция морали авторитарна: моральные требования в виде Божественного закона, «написанного в сердцах», даны человеку высшим авторитетом – Богом и сформулированы в декалоге – десяти библейских заповедях.

Вторая концепция натуралистическая, утверждающая, что мораль присуща человеку изначально и заложена самой природой.

Мораль является самой древней формой человеческого сознания, ее зачатки можно видеть уже в первобытном обществе. Более того, в соответствии с рядом научных теорий, в частности - с теорией Дарвина о происхождении нравственного чувства у человека, источником всех этических понятий и всего последующего развития нравственности является общественный инстинкт, присущий как человеку, так и всем общественным животным, то есть источником и основой нравственного начала является сама природа.

Соответствующая точка зрения находит поддержку выдаю­щегося представителя русской этической мысли П.А.Кро­поткина. На основе анализа сходства в психологии и поведении первобытных людей и животных П.А.Кропоткин сделал вывод о том, что именно общественная жизнь является естественным строем жизни. В умах первобытных дикарей главное место занимает род с его твердо установленными обычаями, предрассудками, поверьями, запретами, привычками и интересами. В этом постоянном отождествлении единицы с целым лежит происхождение всей этики, из него развились все последующие понятия о справедливости и еще более высокие понятия о нравственности.

Третья концепция социологизаторская, связывает возникновение морали исключительно с развитием общества. С этих позиций тайна нравственности заключена не в человеческом существе, а уходит своими истоками в социально-исторические условия и потребности общества. Нравственность рассматривается как ответ на эти потребности, ибо она организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми наиболее «выгодным», наиболее «удобным» для общества образом, обеспечивая его оптимальное существование.

Суть эволюционно-генетической теории заключается в понимании морали как инстинкта, унаследованного от животных предков. Разногласия ученых (представителей данной теории) сводятся к вопросу: продолжением какого инстинкта является человеческая мораль: эгоизма или альтруизма.

Одним из путей решения данного вопроса стал поиск генов, «отвечающих» за развитие альтруизма или эгоизма. Эта проблема нашла свое отражение и в криминологии. Речь идет о теории Чезаре Ломброзо, согласно которой существуют люди, склонные к аморальному и преступному поведению.

Сущность социально-исторической теории состоит в том, что нравственность (мораль) выделяется и развивается исторически, а не есть нечто данное с самого начала существования человеческого общества. При этом мораль формируется в процессе социального общения и усвоения культурного наследия общества.

Функции морали.

Для понимания сущности морали далеко не последнюю роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В про­цессе развития морали установился ряд функций. Выделим, на наш взгляд, основные:

Гносеологическая (познавательная) функция морали находит свое проявление в том, что мораль отражает взаимоотношения людей, проявляемые в их непосредственном общении. Это отражение воплощается в моральных чувствах, нормах, принципах, взглядах, оценках. Индивид, оценивая поступки свои и других, получает неизбежно известное представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей.

Ценностно-ориентирующая функция морали выражается в том, что всякая система моральных норм, принципов и идеалов представляет собой совокупность ценностей, которые служат ориентиром деятельности общества и личности. Человек, усваивая систему ценностей, выработанную обществом, формирует свои взгляды и убеждения, которые и служат для него средствами ориентации.

Регулятивная функция морали состоит в том, что мораль регулирует и направляет в определенное русло отношения между людьми. Непосредственным внутренним регулятором поведения являются чувства (чувство долга, совести и т.д.), внешним - нормы.

Мораль вы­ступает регулятором общественных отношений, субъектами кото­рых являются как отдельные индивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных отношений происходит саморегуля­ция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом.

Воспитательная функция морали состоит в том, что мораль концентрирует в себе нравственный опыт человечества и передает его содержание другим поколениям.

Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали. Мораль делает человека человеком. Потому-то нравствен­ное воспитание всегда считалось основой всякого воспитания. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеаль­ными нормами. В процессе нравственного воспитания меняется соотношение сущего и должного в пользу последнего.

Оценочная функция. Такая функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. Оценочная функция морали состоит в следующем:

Оценка производится через базовые понятия морального соз­нания: добро и зло, справедливость, долг, совесть; в моральном сознании сущее сопоставляется с должным; моральные оценки носят универсальный характер, распростра­няясь на все действия человека;

Моральная оценка опирается на моральные убеждения индиви­да и авторитет общественного мнения.

Мировоззренческая функция. Моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, ибо мораль не может быть сведена к простым нормам. Мораль должна обосновать, оправдать эти нормы, указать, во имя чего они должны выполняться, неми­нуемо выводя индивида на постановку смысложизненных вопро­сов. Решение же этих вопросов невозможно без какого-то пред­ставления о мире в целом.

Для того чтобы составить представление о мире, недоста­точно одних лишь выводов науки, так как научная картина мира и мировоззрение - это совсем не одно и то же. Мировоззрение, кро­ме знания, включает в себя сложную гамму чувств. Мировоззрение в моральном сознании формируется через призму специфических понятий (добро, зло). Решение вопроса о смысле жизни и счастье, понимании добра и зла во многом зависит от характера представ­лений о мире.

Прогностическая функция. Мораль устремлена в будущее, старается ухватить контуры будущих общественных отношений, прообразы человека будущего. В моральных правилах отражается желаемое бытие. В определенном смысле мораль есть отрыв от сущего – «забегание вперед». Своим содержанием мораль дает представления о том, какой действительность должна быть, чтобы удовлетворять каким-то требованиям. То есть мораль это требование лучшего.

Идеологическая функция. Мораль является важной основой общественной жизни, ее реальным смыслом. Она охватывает все виды человеческого бытия, выступая своеобразным вектором сознательной жизни.

Наконец, мораль охотно используется политиками. Способность морали усиливать или ослаблять политические позиции является очень важной составной частью идеологической функции морали.

В зависимости от способа производства на различных исторических этапах развития общества выделяются следующие типы морали : мораль первобытного строя, мораль рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного общества.

Мораль формируется стихийно, в процессе совместного труда, требовавшего общих коллективных усилий в условиях родового общества.

Ее возникновение связано с основными общественными потребностями :

во-первых, в регулировании отношения членов первобытного коллектива к труду;

во-вторых, в регулировании семейно-брач­ных отношений;

в-третьих, в укреплении социального единства рода.

Следует отметить наличие у первобытных племен этических требований, носящих как обязательный, так и желательный характер. Обязательными являлись нормы, направленные на поддержание родового быта. В процессе коллективного труда появились такие первые нравственные требования как:

Обязательность труда для каждого;

Дисциплина и распорядок труда;

Равное распределение продуктов труда;

Взаимная помощь и т.д.

В семейно-брачных отношениях формируются нормы, регулирующие отношения между полами, между родителями и детьми, между старшими и младшими. Эти нормы закрепляются в виде обычаев, традиций, ритуалов.

Совместный труд, общественная жизнь определили характерный для родового общества первобытный коллективизм, для которого свойственны:

Беспредельная преданность и верность своему роду и племени;

Самопожертвование в пользу общих интересов;

Привязанность к сородичам;

Взаимопомощь, сострадание.

Следует иметь ввиду, что коллективизм первобытного человека, как и мораль в целом, носит ограниченный характер. Этот коллективизм был законом только внутри племени. «Все, что было вне племени - было вне закона». В родовом строе правило «каждый за всех» не распространяется дальше своего рода.

Следует также отметить, что кроме рассмотренных форм (религиозной, классовой, профессиональной и т.д.) в любом человеческом обществе мораль предстает в 2-х основных формах :

во-первых , как личностные свойства, именуемые обычно моральными качествами (мужество, честность, щедрость, сдержанность);

во-вторых , как совокупность общественных норм поведения (не укради, не убей, и т.д.).

Моральные качества характеризуют личность с точки зрения ее способности общаться с себе подобными. Когда о человеке говорят, что он простой, скромный, уживчивый, то речь идет о таких свойствах, которые обнаруживаются в его взаимоотношениях с другими людьми.

Структура морали.

Рассмотрим точку зрения большинства современных исследователей, которая признает в морали три структурных элемента :

Нравственную деятельность;

Нравственные отношения;

Моральное сознание.

Нравственная деятельность людей - это основа морали. Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиции разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает в себя: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком или оценка со стороны окружающих.

Мотив – нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же во имя чего совершается данное дело (во имя справедливости или содержится злой умысел).

Цель - это то, что человек предполагает, планирует сделать. Для достижения цели используются определенные средства, которые по своему содержанию могут быть нравственными или безнравственными.

Например, в деятельности сотрудников органов внутренних дел при проведении допроса, преследующего положительную цель - раскрыть преступление, могут использоваться как положительные, нравственные (законные), так и отрицательные (незаконные) средства: угроза, психологический нажим, различные формы насилия и т.д.

Деятельность имеет определенный результат – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение (соответственно нрав­ственное или безнравственное).

Оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива. При этом важно отметить, что в целом нравственный характер деятельности зависит от выбора соответствующих целей и средств. Если один из этих элементов приобретет безнравственный оттенок, то и деятельность изменит свою направленность.

В любой человеческой деятельности между ее участниками складываются специфические отношения, которые являются вторым элементом морали.

Нравственные отношения , складываясь в процессе нравственной деятельности, являются условием осуществления этой деятельности.

В нравственных отношениях закрепляются устойчивые образцы поведения, которые выступают как единая связь норм и запретов. Таким образом, каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу моральных отношений.

Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, которая находит своё выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей.

В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

В зависимости от объекта нравственные отношения подразделяются на следующие виды:

Нравственные отношения личности и общества;

Нравственные отношения личности и личности;

Нравственные отношения личности к самой себе;

Нравственные отношения личности и человечества.

Третьим элементом общей структуры морали является моральное сознание - система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Со времен античности в человеческой душе выделяли три части разумную, волевую и чувствующую. Исходя из этого моральное сознание включает в себя два уровня отражения действительности : эмоционально-чувственный и рациональный .

На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм.

Моральные нормы - это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку.

Моральные нормы позволяют, с одной стороны, совершать необходимый (моральный) выбор действий и поступков в типичных ситуациях, а с другой стороны - осуществлять оценку и контроль за этими действиями и при помощи общественного мнения регулировать поведение людей.

В научной литературе различают позитивные и негативные нор­мы морали. Позитивные нормы предписывают необходимую ли­нию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Уступи место старшим»). Негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не завидуй», «Не оскорбляй»).

Нормы морали регулируют поведение человека. Более сложной формой морального сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение моральных требований.

Разум способен «обуздать» страсти. Однако встречаются ситуации, когда одного разума недостаточно. Не всегда оценка той или иной жизненной ситуации, поступка человека только с позиции разума является достаточно объективной. И здесь на помощь разуму приходят нравственные чувства.

Чувства - это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

По сравнению с рациональной сферой сознания чувства более субъективны. Нравственные чувства - это внутренняя реакция человека на поступок, совершаемый как им самим, так и другими людьми. Как следствие этой реакции возникает определенное отношение к поступку, которое может проявляться в виде внутриличностных переживаний: чувства стыда, раскаяния, угрызений совести и т.д., либо в виде переживаний, направленных вовне: сострадание, ненависть, равнодушие, злоба и т.д. Нравственные чувства весьма многообразны. К ним относятся: чувство любви к Родине, патриотизма, справедливости, чести, достоинства, сострадания и т.д.

Эмоционально-чувственный уровень морального сознания вклю­чает в себя совокупность нравственных чувств и переживаний.

Позитивным нравственным чувствам противостоят негативные: зависть, трусость, жестокость. По существу они являются безнравственными чувст­вами, т.к. лишены главного признака нравственности - осознания необходимости способствовать укреплению общественных начал человеческой жизни.

Что такое Мораль? Понятие по обществознанию.

  1. Мораль принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

    Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.
    Мораль изучает специальная философская наука этика.
    Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро созидательно, то зло это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.
    Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом общественным мнением и внутренним образом совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.
    Человек свободен в моральной деятельности он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).
    Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:
    оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
    (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
    регулятивную установление норм, принципов, правил поведения;
    контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
    интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
    воспитательную формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
    Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, Вода кипит при 100 градусах Цельсия), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, Ты должен исполнить обещание или Предательство это зло).

  2. КорОче - поучительный вывод. Теория, согласно которой все поступки либо хорошие, либо плохие.

Происхождение, сущность, исторические типы и формы морали

В любом обществе существуют определенные нормы, регулирующие взаимоотношения между его членами, некая организация их поведения. Соблюдение норм общественной жизни неизбежно, т.к. они содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки - добро это или зло, честно, справедливо это или постыдно, словом, они оценивают, что – «хорошо», а что – «плохо». Всяческие, даже серьезные нарушения их, касаются лишь частностей, лишь отдельных норм. Что же представляет собой мораль? В чем ее сущность? Какую роль она играет в жизни общества и человека?

Сущность морали нельзя понять, не выяснив, как она возникла, каковы ее истоки. Мораль является самой древней формой человеческого сознания, ее зачатки можно видеть уже в первобытном обществе. Более того, в соответствии с рядом научных теорий, в частности - с теорией Ч. Дарвина о происхождении нравственного чувства у человека, источником всех этических понятий и всего последующего развития нравственности является общественный инстинкт, присущий как человеку, так и всем общественным животным, то есть источником и основой нравственного начала является сама природа.

Соответствующая точка зрения находит поддержку выдающегося представителя русской этической мысли П.А. Кропоткина, отмечавшего, что «Дарвин, знавший природу, имел смелость сказать, что из двух инстинктов - общественного и личного - общественный сильнее, настойчивее и более постоянно присущий инстинкт, чем второй. И он был, безусловно, прав. Все натуралисты, изучавшие жизнь животных в природе, особенно на материках, еще слабо заселенных человеком, безусловно, были бы на его стороне. Инстинкт взаимной помощи действительно развит во всем животном мире, потому что естественный отбор поддерживает его и безжалостно истребляет те виды, в которых он почему-либо ослабевает. В великой борьбе за существование, ведущейся каждым животным видом против враждебных ему климатических условий, внешней обстановки жизни и естественных врагов, больших и малых, те виды имеют наибольшие шансы выжить, которые последовательнее держатся взаимной поддержки, тогда как те виды, которые этого не делают, вымирают. И то же самое мы видим в истории человечества». Таким образом, Дарвин пришел к заключению, что общественный инстинкт представляет общий источник, из которого развились все нравственные начала.

Наши первобытные предки жили среди животных и с ними, утверждает П.А. Кропоткин. Психология животных была первой психологией, изученной человеком. Среди своих ближайших сородичей, обезьян, человек видел сотни видов, живших большими сообществами, где все члены каждого сообщества были тесно соединены между собой. Он видел, как обезьяны поддерживают друг друга, когда идут на фуражировку, как осторожно переходят они с места на место, как они соединяются против общих врагов, как они оказывают друг другу мелкие услуги, вытаскивая, например, шипы и колючки, попавшие в шерсть товарища, как они тесно скучиваются в холодную погоду и т.д. В минуту опасности они проявляли поразительные чувства взаимной привязанности, не говоря уже о привязанности матерей к своим детям и старых самцов к своей группе. Первобытный дикарь видел и знал, что даже среди хищных животных есть один всеобщий закон: они никогда не убивают друг друга.

П.А. Кропоткин отмечает, что для наших предков каменного века общительность и взаимная помощь внутри рода должны были считаться делом таким обычным в природе, таким всеобщим, что они даже не могли себе представит жизни в другом виде. Для первобытного человека жизнь одинокого существа казалась странной и необычной, противной природе живых существ. В большинстве случаев, если отшельник - не мудрец, на время удалившийся от мира, чтобы обдумать его судьбы, или не колдун, он является «изгоем», изгнанным из своей среды за какое-нибудь тяжелое нарушение нравов общежития. Он совершил что-то, настолько противное обычному укладу жизни, что его выкинули из среды своего общества.

На основе анализа сходства в психологии и поведении первобытных людей и животных П.А. Кропоткин сделал вывод о том, что именно общественная жизнь является естественным строем жизни. В этом отождествлении, можно даже сказать - в этом растворении «я» конкретного человека в его роде и племени лежит зачаток всего этического мышления. Самоутверждение «личности» пришло гораздо позже. В умах первобытных дикарей главное место занимает род с его твердо установленными обычаями, предрассудками, поверьями, запретами, привычками и интересами.

В этом постоянном отождествлении единицы с целым лежит происхождение всей этики, из него развились все последующие понятия о справедливости и еще более высокие понятия о нравственности.

Таким образом, уже первобытный человек должен был приучаться отождествлять свое «я» с общественным «мы», вырабатывая первоначальные основы нравственности. Он видел, как ничтожен был бы каждый перед лицом грозной, суровой природы, если бы перестал быть частью рода. Он привыкал, вследствие этого, ограничивать свою волю волей других, а это составляет основное начало нравственности. Поскольку существует общежитие, в нем неизбежно складываются известные формы жизни, известные обычаи и нравы, которые, будучи признаны полезными и становясь привычными путями мышления, переходят в инстинктивные привычки, а потом и в правила жизни, которые ставятся под охрану суеверий и религии.

Иначе, нежели Ч. Дарвин и П.А. Кропоткин, рассматривает вопрос о происхождении нравственности крупнейший русский философ XIX века В.С. Соловьев (1853-1900 гг.). Признавая, что, несмотря на все разнообразие степеней духовного развития в прошедшем и настоящем человечества, на все индивидуальные отклонения и на все более широкие воздействия расы, климата и исторических условий, все-таки существует неразложимая основа общечеловеческой нравственности, В.С. Соловьев считает ошибочной точку зрения Ч. Дарвина на исключительно общественный характер нравственности человека и сближение ее с социальными инстинктами животных, утверждая, что существует особая человеческая природа со всеми своими отличительными чертами, между которыми важнейшее место занимают черты нравственные. По его мнению, первичная, естественная нравственность есть не что иное, как реакция духовной природы против грозящего ей подавления и поглощения со стороны низших сил - плотской похоти, эгоизма и диких страстей. Способность к такой реакции в человеке делает его существом нравственным, но оставаясь неопределенной в своей действительной силе и объеме, она не может сама по себе обосновывать нравственный порядок в человечестве.



Будучи глубоко религиозным человеком, В.С. Соловьев стремится обосновать религиозное начало нравственности, предполагая существование того, что выше нас, от чего каждый из нас зависит. Это чувство зарождается и проявляется, прежде всего, в отношении ребенка к родителям, поскольку в живом образе родителей воплощается для младенствующего человека идея Божества.

Всякое разумное существо, по мнению В.С. Соловьева, приходит к сознанию своей зависимости от чего-то невидимого и неведомого. Отрицать такую зависимость невозможно, т.к. мы фактически подчинены абсолютному, как бы мы его ни называли.

Заслуживает внимания точка зрения на происхождение морали крупнейшего немецко-американского философа и гуманиста XX века, психоаналитика Эриха Фромма (1900-1980гг.), полагавшего, также как и В.С. Соловьев, что источник норм нравственного поведения следует искать в самой природе человека, что моральные нормы опосредованны на его врожденных качествах и нарушение этих норм приводит к эмоциональному и психическому распаду. Человек, по его мнению, - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свои письмена, он - существо, наделенное энергией и определенным образом организованное, которое в процессе адаптации вырабатывает специфические ответные реакции на воздействие внешних условий.

Отличие человека от животных в том, что он адаптируется к внешним условиям не путем изменения собственной природы и приспособления к одному виду условий, для которых выработал специфические приспособленческие реакции и в этом случае он зашел бы в тупик специализации, который является судьбой каждого вида животных, делая невозможной историю. С другой стороны, человек не может адаптироваться также и к любым условиям вообще, не противодействуя тем, которые противны его природе, он и в этом случае не имел бы истории.

Человеческая эволюция, в соответствии с теорией Э. Фромма, основана на сочетании адаптационных способностей и устойчивых качеств человеческой природы, которая заставляет его никогда не прекращать поисков условий, наилучшим образом обеспечивающих его внутренние потребности. Именно моральный фактор играет решающую роль в исторических событиях, проявляясь тем или иным образом в действиях людей.

Таким образом, несмотря на различные точки зрения на происхождение морали, существующие в этической науке, не вызывает каких-либо сомнений то, что мораль существовала всегда, к ней причастны все, она формировалась и развивалась в процессе становления и эволюции человеческого общества.

Традиционно в основе классификации исторических типов морали лежит формационный принцип различения способов производства в соответствии с которым выделяются: мораль первобытного строя, мораль рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного общества.

Формируется мораль стихийно, в процессе совместного труда, требовавшего общих коллективных усилий в условиях родового общества.

Ее возникновение связано с основными общественными потребностями:

Во-первых, в регулировании отношения членов первобытного коллектива к труду;

Во-вторых, в регулировании семейно-брачных отношений;

В-третьих, в укреплении социального единства рода.

Следует отметить наличие у первобытных племен этических требований, носящих как безусловно обязательный, так и желательный характер. Обязательными для соблюдения всеми являлись нормы, направленные на поддержание родового быта.

В процессе коллективного труда появились такие первые нравственные требования как:

Обязательность труда для каждого;

Дисциплина и распорядок труда;

Равное распределение продуктов труда;

Взаимная помощь и т.д.

В семейно-брачных отношениях формируются свои нормы, регулирующие отношения между полами, родителями и детьми, старшими и младшими. Эти нормы закрепляются в виде обычаев, традиций, ритуалов, которые являлись главной регулирующей силой нравственных отношений. По мере развития общественной жизни, все более и более должно было выступать понятие о справедливости во взаимных отношениях. Первые зачатки справедливости, в смысле равноправия, нашли отражение в первобытных правилах: «око за око, зуб за зуб, рана за рану». В родовом быте человек научился следовать основному правилу всякой общности, получившему название «золотого правила нравственности» (не делать другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе), и сдерживать тех, кто не хотел подчиняться этому правилу. Затем в нем развилась способность отождествлять свою личную жизнь с жизнью своего рода. Понятие о добре и зле вырабатывалось, таким образом, не на основе того, что представляет добро или зло для отдельного человека, а на том, что составляет добро или зло для всего рода.

Совместный труд, общественная жизнь определили характерный для родового общества первобытный коллективизм, для которого свойственны:

Беспредельная преданность и верность своему роду и племени;

Самопожертвование в пользу общих интересов;

Привязанность к сородичам;

Взаимопомощь, сострадание.

Во имя рода его члены проявляли трудолюбие, выдержку, храбрость, презрение к смерти. В совместном труде рождалось и закалялось чувство долга, справедливости, чувство собственного достоинства.

Нормы, правила, обычаи были едиными и не писанными жизненными законами, передавались из поколения в поколение и соблюдались в силу общественного мнения. Их роль в жизни общества определялась тем, что они непосредственно сплачивали коллектив, регулировали поведение людей, выступали каналами передачи общественно-значимого опыта отдельному человеку.

Следует иметь ввиду, что коллективизм первобытного человека, как и мораль в целом носит ограниченный характер. Этот коллективизм был законом только внутри племени. «Все, что было вне племени - было вне закона». В родовом строе правило «каждый за всех» не распространяется дальше своего рода.

Таким образом, в жизни человека с самых древних времен вырабатывались два рода отношений: внутри своего рода и с соседними родами, что создавало почву для столкновений и войн. Хотя уже и на этом этапе делались попытки упорядочить взаимные соседские отношения. Входя в хижину, обязательно нужно было оставить свое оружие при входе, и даже в случае войны двух родов обязательно соблюдались некоторые конкретные правила.

Низкий уровень развития производства и человека, крайне суровые условия жизни и бессилие человека перед стихийными силами природы порождали суеверие и крайне жестокие обычаи и нормы: кровную месть, жертвоприношение, каннибализм, убийство стариков и слабых детей.

Появившиеся и развивающиеся религиозные верования предостерегают от нарушения установившихся норм, угрожая мщением предков и разных духов, устанавливая священные обряды, выражающие поклонение силам природы. Наиболее важные для существования человеческого общества нормы («не убей», «не укради» и т.п.) ставятся под охрану сверхъестественных сил, придавая морали религиозную форму. Нравственное и религиозное в человеке настолько тесно переплелись исторически, что отделить одно от другого чрезвычайно сложно, а нередко - и невозможно.

В дальнейшем в связи с разделение труда, ростом производительных сил и появлением частной собственности происходит разложение родового строя и возникновение классов, а, следовательно, формируется и классовая мораль. Эта историческая форма морали превращается в относительно самостоятельную форму общественного сознания наряду с религией, правом, искусством. Она перестает быть системой требований, адресованных всем членам общества, распадается на классовые формы: мораль рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, буржуазии и пролетариата. Господствующей в обществе моралью становится мораль правящих (привилегированных) классов, которая выражала их коренные классовые интересы, обосновывала классовое неравенство, защищала и оправдывала частную собственность, эксплуатацию.

Следует также отметить, что кроме рассмотренных форм (религиозной, классовой, профессиональной и т.д.) в любом человеческом обществе мораль предстает в двух основных формах:

во-первых, как личностные свойства, именуемые обычно моральными качествами (мужество, честность, щедрость, сдержанность);

во-вторых, как совокупность общественных норм поведения («не укради», «не убей», и т.д.).

Моральные качества характеризуют личность с точки зрения ее способности общаться с себе подобными. Когда о человеке говорят, что он простой, скромный, уживчивый, то речь идет о таких свойствах, которые обнаруживаются в его взаимоотношениях с другими людьми.

Моральные качества есть, прежде всего, качества характера. Они формируются в реальном опыте общения, борьбы, сотрудничества людей. В этом отношении они отличаются, а нередко и противостоят интеллектуальным свойствам личности, которые выражают познавательную мощь, способность проникнуть в глубь причинно-следственных взаимосвязей окружающего мира.

Мораль не имеет своей внешне строго и постоянно очерченной сферы. Она свойственна всякой общественно-значимой деятельности, всем общественным отношениям: политические решения характеризуются как гуманные или антигуманные; экономические - как справедливые и несправедливые; духовная позиция - как честная или бесчестная и т.д. Мораль представлена в каждом контакте человека с человеком.

Вся многообразная гамма телесных и предметных проявлений человеческой активности может служить способом выражения морали: мимика, жесты, речь, молчание, одежда, жилище и т.д. - за всем этим может скрываться определенная нравственная позиция.

Понятие молодости

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в ϶ᴛᴏм возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. При этом, когда общество стало более развитым и сложным, для того ɥᴛᴏбы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и ϲʙᴏю семью и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. Сегодня ϶ᴛᴏт момент ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст кᴏᴛᴏᴩых укладывается в данные временные рамки, называют молодежью. При этом не возраст будет решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Стоит сказать, для правильного понимания особенностей молодежи как социальной группы следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — ϶ᴛᴏ поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, уϲʙᴏения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, ɥᴛᴏбы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По ϲʙᴏему характеру молодость — ϶ᴛᴏ переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь будет вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Кстати, эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, присущих ϶ᴛᴏму возрасту.

Взросление — ϶ᴛᴏ прежде всего уϲʙᴏение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

В случае если рассматривать молодежь с позиции ведущих видов деятельности, то ϶ᴛᴏт период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность)

С позиции психологии молодость — ϶ᴛᴏ период обретения ϲʙᴏего Я , утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска ϲʙᴏего особого пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, ɥᴛᴏбы принимать правильные решения в многочисленных сложных ситуациях. При этом именно осознание данных ошибок формирует его собственный жизненный опыт.

С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет) Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Важно заметить, что одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди кᴏᴛᴏᴩых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

С общефилософской позиции молодость может рассматриваться как время возможностей , время устремленности в будущее. Артур Шопенгауэр (1788-1860) говорил: «С позиции молодости, жизнь — бесконечно долгое будущее; с позиции старости, ϶ᴛᴏ очень краткое прошлое». Молодость — ϶ᴛᴏ время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

С ϶ᴛᴏй позиции молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежьтрадиционно не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить ϲʙᴏи инновационные ценности.

Исходя из всех данных характеристик можно сказать, что молодежь — ϶ᴛᴏ специфическая социально-демографическая группа, характер кᴏᴛᴏᴩой определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.

Основные проблемы молодежи

Проблемы, с кᴏᴛᴏᴩыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, кᴏᴛᴏᴩые происходят в современности, только усугубляют данные проблемы.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В ϲʙᴏей массе молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

В случае если в периоды социальной стабильности данные проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт

Духовные факторы не менее важны. Отметим тот факт - что в современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, ϲʙᴏбоды, демократии, межнациональной терпимости, а на смену данным «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При ϶ᴛᴏм происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Не стоит забывать, что важнейшей проблемой духовного плана остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения.

Под поколением понимается интервал между средним возрастом детей и средним возрастом их родителей. В более общем смысле поколение — ϶ᴛᴏ объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни. Стоит сказать, для обозначения людей, у кᴏᴛᴏᴩых водном году произошло какое-то демографическое событие (рождение, вступление в брак, развод), употребляют понятие когорта . Напри мер, люди, рожденные в один год, составляют возрастную когорту .

Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль. То же касается инноваций: некᴏᴛᴏᴩые из них могут быть полезны для общества, а некᴏᴛᴏᴩые — губительны для него. По϶ᴛᴏму важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться.

Американский социолог Маргарет Мил (1901 -1978) в системе культуры выделяет три типа межпоколенческих отношений:

  • постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое , традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу;
  • конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее : и молодежь, и взрослые соᴏᴛʜᴏϲᴙт ϲʙᴏи действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура;
  • префигуративные — еще не определены, направлены на будущее . Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, имеет культурно-исторический ответ. В стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения. Но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих изменившимся условиям жизни. При этом даже при самом радикальном изменении данных условий многие традиционные ценности должны сохраниться для поддержания культурной преемственности поколений в обществе. Нельзя полностью отказаться от традиций, как, впрочем, нельзя полностью перекрыть дорогу новому.

Молодежь, с одной стороны, — ϶ᴛᴏ незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — ϶ᴛᴏ поколение, от кᴏᴛᴏᴩого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.

Молодежная политика

Молодежная политика — ϶ᴛᴏ система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Непосредственной целью государственной молодежной политики будет всестороннее развитие потенциала молодежи, что в ϲʙᴏю очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей — социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики будут:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, кᴏᴛᴏᴩые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок , поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.


Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующиеееэлементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек , когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций - санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм , фатализм , фанатизм , догматизм . Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об. общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Поделиться