Общее представление о психике. Психическое отражение

Появление собственной активности живого существа (в том числе ответной, т.е. реактивной) открывает новые возможности для взаимодействия с окружающими объектами, представленными субъекту активности предметами поля его действия (полезными или вредными). Теперь живое существо может стремиться обеспечить намеренный физический контакт с некоторыми объектами (например, пищей) или избегать физического контакта с объектами опасности для живого. Возникает возможность перехода от случайной встречи с объектом к намеренному поиску объекта или уходу от физического контакта с ним. Эта поисковая активность вызывается не внешними, а внутренними причинами живого существа, его жизненными задачами (потребностями).

Другими словами, возникает задача определения наличия и местоположения в пространстве нужного объекта и различения его как отличного от других предметов.

Помочь в решении этой задачи может способность объектов непосредственно вступать в физический контакт с живыми объектами, самостоятельно излучать некоторую энергию либо отражать внешние излучения, т.е. энергию какого-либо посредника (например, излучение Солнца и других светящихся объектов, звуковые и ультразвуковые излучения и т.д.). При этом живое существо часто само генерирует энергетические потоки (ультразвук, электромагнитное поле и т.д.). Эти излучения, отражаясь от объектов, начинают нести в себе признаки этих объектов и могут вступать в контакт с органами чувств живых существ до реального физического контакта объектов и живого существа, т.е. дистантно. Но биологическое отражение, способное создать лишь сигнал воздействия на живое существо, дает информацию только о наличии в среде источника физического (химического) воздействия. Оно часто не может указать ни направление, ни месторасположение воздействующего объекта в поле действия живого существа, ни форму и размер объекта. Нужна новая форма отражения. Возможность ее появления задается способностью нервной ткани к трансформации биологических сигналов (биотоков) в субъективные чувствования (переживания или состояния). Необходимо предположить, что нервные импульсы, благодаря особенностям нервных клеток, могут быть трансформированы в субъективные состояния самого живого существа, т.е. в световые, звуковые, тепловые и другие чувствования (переживания).

Теперь нам предстоит понять следующее.

  • 1. Каким образом происходит эта трансформация нервных импульсов в субъективные переживания и какими особенностями отличаются нервные клетки, чтобы давать субъективные состояния (переживания)?
  • 2. Остается ли субъективное переживание только состоянием живого существа или оно способно разделять носителя переживания и внешний мир? Если субъективное переживание (состояние) изначально неспособно разделять субъекта и внешний мир, то каков механизм такого разделения и как он формируется?
  • 3. Каково участие субъективных чувствований (результат трансформации нервных импульсов) в обеспечении локализации нужного сконструированного субъектом предмета в пространстве? Как создается это субъективное пространство? Как определяются направление и месторасположение в нем предмета? Как вообще строится образ объекта, т.е. предмет как представитель объекта, на основе субъективного чувствования?

Не все ответы нам сегодня видны, но без них ценность представлений о трансформации биологических сигналов в субъективные состояния (чувствования) оказывается небольшой. Мы знаем, что возникшая в эволюции способность к субъективным переживаниям (состояниям) как чувствованиям каким-то образом участвует в обеспечении живого существа информацией о форме, размерах и местоположении нужного объекта в пространстве, его передвижениях и других свойствах. Для объяснения этих процессов мы вынуждены вступить в область предположений, имеющих лишь частичные основания для их подтверждения либо не имеющих их совсем.

Сегодня мы достаточно определенно знаем, как образуются первичные следы взаимодействия в органах чувств. Более или менее подробно известно, как происходит вторичная трансформация первичных следов в биологические импульсы (например, в нервные импульсы от органов слуха, зрения, температурных и тактильных рецепторов и т.д.). Но мы не знаем механизма перевода (трансформации) нервных импульсов в субъективное состояние. Мы не знаем, каков механизм разделения в порождаемых образах состояния живого существа и информации о внешнем мире.

С другой стороны, мы понимаем, что субъективное чувствование (звук, например) и колебание воздуха – это не одно и то же. Первое остается сигналом внешнего события, хотя и изоморфным ему. Но мы также понимаем, что за способностью объекта устойчиво отражать свет зеленого спектра (или красного, желтого и др.) скрывается постоянное объективное качество самого объекта. Поэтому хотя субъективное переживание цвета воздействующей на организм волны электромагнитного излучения есть лишь сигнал, значок внешнего воздействия, ощущение цвета предмета есть отражение объективного свойства объекта. И когда мы получаем от одного и того же предмета три разных субъективных переживания – блеск при освещении, скользкость при тактильном ощупывании и холод при температурном ощущении, – то понимаем, что это три разных описания одного и того же качества предмета – его гладкости. Здесь чувствования начинают выполнять функции языка описания реальности, существующей вне нас, становятся чувственным языком, на котором мы (живые существа) пытаемся описать для себя внешний мир. А это означает, что субъективные переживания и ощущения есть результат двух различных процессов: первые возникают как трансформация биоимпульсов, а вторые строятся субъектом восприятия как простейшие образы объектов.

При этом мы должны помнить еще про одну функцию субъективных переживаний – на их основе и с их помощью живое существо открывает для себя расположенные в пространстве объекты, т.е. предметное поле, в котором оно действует. Как строится этот процесс, мы сегодня можем описать лишь в самом общем виде или, наоборот, в отдельных мелких деталях, не дающих общей картины формирования того, что называется образом объекта, образом ситуации и образом мира, т.е. того, что называется психическим образом.

Давайте в общем виде посмотрим, как формируется зрительный образ объектов, чтобы увидеть те нерешенные проблемы, которые до сих пор существуют при анализе психического отражения. Вспомним нашу схему отражения (рис. 2.4).

Рис. 2.4.

Первый этап – физическое отражение. Но теперь объект А и объект Б взаимодействуют не прямо, непосредственно, а через посредника. Появляется посредник С – источник света. Свет взаимодействует с объектом А (столом) и, отражаясь от него уже измененным (С + а), падает на глаз человека. Структуры глаза взаимодействуют со светом, и мы получаем первичные следы света (С + а) на сетчатке глаза (1). Далее эти первичные следы трансформируются в спайки нервных импульсов (2), идущих по зрительному нерву через подкорковые ядра к затылочным отделам коры головного мозга. Достигая первичных зрительных полей головного мозга, нервные импульсы трансформируются в световое чувствование (3). Но в норме, как известно, в этой ситуации мы видим не свет, а стол А (4), занимающий определенное место в пространстве. Возникает естественный вопрос: "Откуда взялся стол, если глаз взаимодействовал только со светом и в мозгу трансформировались следы света, а не стола? Где искать решение этой загадки – глаз имеет дело со светом, а мы видим стол?!"

Первое, на что обратили внимание пытливые читатели: глаз имеет дело не просто со светом, а со следами взаимодействия света со столом. После такого взаимодействия отраженный от стола свет меняется: по своему спектру, по направлению и расположению лучей в пространстве и другим показателям. Так что объективно – в следах взаимодействия света и стола присутствует информация о столе. Но по законам трансформации следов изображение стола как объемного предмета, расположенного в пространстве, возникнуть не может. Может образоваться картинка цветовых пятен с определенным контуром, но не образ стола, т.е. видение предмета, занимающего свое место в пространстве. Что же делает трансформированную субъективно переживаемую картинку видимым пространством с объемными предметами? Другими словами, мы должны задать себе вопрос: "Каким образом, через какие механизмы и способы зрительное субъективное чувствование (как субъективное состояние, как зрительная картинка) в очередной раз трансформируется в видимое предметное пространство, где расположены объекты желательные и нежелательные?" Ответ может быть только одним – никаким образом и никаким способом эта субъективная картинка не может превратиться в образ объекта. На сегодня единственно похожим на правду ответом является признание таким механизмом собственной направленной активности живого существа, строящего образы предметных условий своего поведенческого пространства, т.е. представляющего субъекту видимый внешний мир; активности, "растягивающей" зрительную чувственную картинку в видимое пространственное поле приспособительной деятельности и создающей в нем образы физических объектов как предметов потребностей или ориентиров. Задача порождения образов объектов возникает перед субъектом активности только тогда, когда приспособительное поведение создает необходимость открытия для субъекта деятельности предметных условий его поведенческого пространства. Другими словами, психика как открытие для субъекта его ноля действий изначально включена в деятельность живого существа как необходимое звено, как составная часть приспособительного поведения, на что обращали внимание И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.

Поскольку наряду с ответной активностью на взаимодействие с объектами мира живое существо обладает способностью к поисковой инициативной, т.е. идущей от него самого активности, мы можем предположить, что эта поисковая активность и специальная дополнительная активность обеспечивают создание образов объектов пространственного поля действия живого существа. Каким-то образом в построении образа ситуации участвует и ответная активность живого существа – его поведение, учитывающее наличие реального объекта и его свойства. Другими словами, для формирования образца предметного пространственного поля действия требуется особая активность живого существа, т.е. особое взаимодействие с окружающей средой. Мы еще плохо знаем, как происходит этот процесс психического отражения, но имеем множество свидетельств, что без собственной активности живого существа, направленной на построение образа ситуации (т.е. предметного поля действия субъекта), открытие поведенческого пространства с предметами не формируется. Психическому отражению, как мы видим, соответствует свой вид взаимодействия с миром.

Это положение остается верным не только для простой ситуации построения пространственного образа предмета, но и для более сложных случаев приобретения готовых знаний (обучение) и построения картины мира (наука). Без собственной активной работы ученика или ученого успеха не будет. Возникает естественный вопрос о природе этой особой активности. Пока ответ на этот вопрос только предположительный.

Живое существо – это существо активное. Оно поддерживает свое существование без всяких внешних поводов, обладая программой возобновления самого себя (т.е. программой самостроительства), для реализации которой нужны соответствующие внешние и внутренние условия. Эта изначально существующая активность живого существа в эволюции трансформируется во внешнюю двигательную активность и в активность во внутреннем плане, порождаемом на основе субъективных состояний как чувствований и образов предметных условий поведенческого пространства. Активность проявляется, прежде всего, в ответных адаптивных реакциях, в исследовательском инициативном поведении и в приспособительном поведении по удовлетворению различных потребностей (жизненных задач) живого существа.

Поскольку, как мы видим, образ объектов и ситуации в целом невозможен без самостоятельной активности живого существа, то надо предполагать, что первичная активность проникает и в сферу субъективных переживаний. Она проявляется не только в движениях всего тела, конечностей и органов чувств, "ощупывающих" предмет, но и в особой активности в плане субъективных явлений. Именно такую активность великий Г. Гельмгольц мог обозначить при анализе восприятий как "бессознательное умозаключение". Оценивая результаты своего направленного взаимодействия с объектом, живое существо строит на основе субъективных состояний (чувствований) определенных модальностей образ объекта своего поля действия.

При таком понимании психического отражения возникает серьезный вопрос о содержании понятия "психика". Что считать психикой? Субъективное состояние (переживание как чувствование), образ объекта или все вместе?

Ответ дать непросто, и он не может быть однозначным.

Мы установили, что на основе психического отражения совершается уже не ответная реакция, а поведение – сложно построенная, отсроченная по времени от первичного взаимодействия активность живого существа, решающего свои жизненные проблемы, часто инициируемые самим живым существом.

Биологическое отражение обслуживает реакции живого существа, а сложное, длящееся во времени поведение, с достижением промежуточных результатов, может основываться только на психическом отражении, обеспечивающем знания об условиях поведения и регулирующем поведение.

Понимание психики как одной из форм отражения позволяет говорить о том, что психика не появляется в мире неожиданно, как нечто неясное по природе и происхождению, но является одной из форм отражения и имеет свои аналоги в живом и неживом мире (физическое и биологическое отражение). Психическое отражение можно рассматривать как трансформацию вторичных следов в субъективное состояние (переживание), а на его основе построение субъектом активности предметного пространственного образа поля действия. Мы видим, что в основе психического отражения лежит первичное взаимодействие с окружающим миром, но для психического отражения нужна особая дополнительная активность живого существа по построению образов объектов в ноле поведения субъекта.

Мы уже говорили о том, как над первичными следами взаимодействия объектов (энергетических потоков и объектов), которые мы можем рассматривать как физическое отражение, надстраивается биологическое отражение в виде трансформированных в собственные процессы живого существа первичных следов взаимодействия с внешним миром и в виде адекватных ответных реакций организма.

Трансформированные в нервные импульсы следы первичного взаимодействия далее трансформируются в субъективные состояния (чувственные переживания) внешних воздействий. Эта субъективная форма отражения становится основой для открытия предметного поля действия живого существа, адекватно действующего в этом предметном пространстве с учетом свойств объектов, или, скажем другими словами, на основе субъективных образов объектов и ситуации в целом.

Понятно, что образы объектов и ситуации можно отнести к психическому отражению. Но возникает вопрос о самом субъективном переживании как чувствовании. Можно ли отнести его к психическому отражению или надо выделить особую форму – субъективное отражение (переживание), которое не есть психика? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть понятие психики более подробно.

  • Спиноза Б. (1632–1677) – нидерландский философ-материалист.
  • Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 429.
  • Там же.
  • Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 423.

1. Активность отражения . Психическое отражение человека активно, а не пассивно, т.е. люди, отражая объективный мир, сами на него воздействуют, изменяют его в соответствии со своими целями, интересами потребностями.

2. Целенаправленность отражения . Психическое отражение человека носит целенаправленный, сознательный характер, непрерывно связано с активной деятельностью.

3. Динамичность отражения. По мере развития в филогенезе и онтогенезе, с усложнением НС психическое отражение развивается: оно углубляется и совершенствуется.

4. Неповторимость, индивидуальность психического отражения. Каждый человек в силу особенностей строения его собственно нервной системы, в силу специфики своего жизненного опыта отражает объективный мир по-своему. Одинаковых картин мира у двух различных людей не существует.

5. Психическое отражение человека носит опережающий характер. Отражая объекты реального мира, человек выделяет, прежде всего, те из них, которые могут быть важны для его предстоящей деятельности.

6. Объективность психического отражения. Психическое отражение человека предполагает известное подобие между материальными характеристиками источника информации и тем, что представлено в психических образованиях субъекта. В любом отраженно образе, сколь удивительным бы он ни был, содержатся реально существующие элементы. Правильность отражения подтверждается практикой.

Благодаря выше перечисленным особенностям психического отражения, оно обеспечивает целесообразность поведения и предметной деятельности.

Явления, которые изучает психологическая наука

Продолжим обсуждение категорий и понятий психологии. Среди наиболее важных понятий можно назвать – «психические явления». Напомним, что психологичная наука изучает процессы активного отражения реальности субъектом в различных формах: ощущениях, чувствах, мыслительных формах и других психических феноменах. Иными словами, психические явления – формы, в которых существуют факты душевной жизни.

К психическим явления относятся:

1. Психические процессы

а) познавательные процессы: ощущения, восприятие, мышление, воображение, внимание, представление, память, моторика, речь;

б) эмоционально – волевые процессы: чувства, воля.

2. Психические свойства (особенности): способности, темперамент, характер, знания;

3. Психические состояния: апатия, творческий подъем, сомнение, уверенность, внимательность и т.д.;

4. Массовые психические явления.

Надо заметить, что термин «массовые психические явления» используют далеко не все авторы, говоря о психических явлениях.

Разделение всех проявлений психики на указанные категории весьма условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику явления. Понятие «психическое свойство», или «психическая особенность» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Понятие «психическое состояние» дает характеристику психической деятельности на определенный отрезок времени.

Все психические явления обладают общими свойствами , позволяющими объединить их - все они формы отражения объективного мира, поэтому их функции в основном схожи и служат ориентации человека во внешнем мире, регуляции и адаптации его поведения.

Один и тот же психический факт может быть охарактеризован и как процесс, и как состояние, и даже как свойство (т.к. обнаруживается определенная черта личности).

Каждый вид психических явлений призван выполнять определенные функции.

Например:

а) функции познавательных процессов: познание, изучение окружающего мира; создание субъективного образа объективного мира; разработка стратегии собственного поведения.

б) Функции психических свойств и состояний: регуляция общения человека с другими людьми; непосредственное управление поступками и действиями.

Все психические явления имеют общие, объединяющие их признаки. В то же время каждое явление психики несет в себе не один какой-либо признак, а некую совокупность. Обладание системой специфических черт позволяет отнести тот или иной феномен к фактам психического мира. Каковы же признаки явлений психики?

Специфика психических явлений

1. Полифункциональность и полиструктурность.

Психические явления имеют пересекающиеся функции, трудноопределимые структуры.

2. Недоступность для непосредственного наблюдения.

Внутренние механизмы и внутренние процессы в большинстве случаев недоступны для непосредственного наблюдения. Исключения составляют моторные акты.

3. Отсутствие четких пространственных признаков.

Большинство психических явлений не обладает четкими пространственными признаками, из-за чего практически невозможно точно указать и описать их пространственную структуру.

4. Высокая подвижность и изменчивость.

5. Высокая адаптивность.

Принципы психологии

1. Следующее важный для любой науки термин «принципы науки». Под научными принципами понимаются руководящие идеи, основные правила науки. Принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Для современной отечественной психологии в качестве общенаучной методологии выступает диалектический подход, а в качестве конкретнонаучной системно– деятельностный подход.

Основные принципы системно–деятельностного подхода:

1. пр. детерминизм;

2. пр. единства сознания и поведения (деятельности);

3. пр. развития;

4. пр. активности;

5. пр. системности.

Принцип детерминизма означает, что каждое явление имеет причину. Психические явления порождаются факторами внешней действительности, т.к. психика есть форма отражения объективной реальности. Все психические явления обусловлены деятельностью мозга. Психическое отражение определяется образом жизни и особенностями функционирования ЦНС.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что деятельность та категория, которая соединяет в себе единство внешнего и внутреннего: отражение субъектом внешнего мира, знание самого субъекта о наличной ситуации и активность взаимодействия субъекта со средой. Деятельность есть форма проявления активности сознания, а сознание внутренний план и результат деятельности. Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания.

Принцип развития означает, что психика развивается, реализуется в разных формах:

а) в форме филогенеза – становление структур психики в ходе биологической эволюции;

б) в онтогенезе – формирование психических структур в течении жизни отдельного организма;

в) социогенеза – развитие процессов познания, личности, межличностных отношений, обусловлено социализацией в разных культурах. Следствием социогенеза является развитие мышления, ценностей, нормативов поведения у представителей разных культур;

г) микрогенеза – формирование и динамика образов, представлений, понятий и т.д., определяемые наличной ситуацией и развертывающаяся в небольшие временные интервалы (навык, усвоение понятия и т.д.).

Высшие, генетически более поздние формы психики развиваются на основе низших, генетически ранних. При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение: когда количественные изменения переходят в качественные.

Каждая ступень психического развития обладает своим качественным своеобразием, имеет свои закономерности. Следовательно, неправомерно возведение рефлекторных механизмов поведения животных в ранг универсальных законов поведения человека. И мышление взрослого человека отличается от мышления ребенка не столько количеством знаний и умений, сколько иными способами мышления, использованием других логических схем, опорой на иные взрослые системы ценностей.

Психика человека обладает генетической многоплановостью, т.е. в психике одного человека могут сосуществовать структуры разных уровней – высших и низших:

· наряду с сознательной регуляцией имеется рефлекторная;

· логическое мышление соседствует с иррациональным, пралогическим.

Психика постоянно количественно и качественно изменяется. Характеристика психического явления возможна при одновременном уточнении его особенностей в данный момент, истории возникновения и перспектив изменения.

Принцип активности означает, что психика – активное отражение внешнего мира. Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений, что проявляется в избирательности, пристрастности субъекта по отношению к внешним воздействиям (повышенная чувствительность или игнорирование тех или иных стимулов в зависимости от потребностей или установок индивида) и регуляции поведения (побуждение к действию, соответствующее нуждам и интересам индивида).

Принцип системности . Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в связи с друг другом, и образующих целостность, единство. Человек включен в разнообразные связи отношения с действительностью (познание, общение, приспособление к условиям). Соответственно множеству таких связей человек обладает множеством психических свойств. При этом он живет и действует как единое целое. Развитие всего многообразия психических свойств человека не может быть выведено из одного основания. Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека.

Методы психологии

Приведем примеры наиболее распространенных современных психологических методов изучения.

Наблюдение - широко применяемый эмпирический метод. Метод наблюдения позволяет собрать богатый разнообразный материал, сохраняется естественность условий деятельности, необязательно получение предварительного согласия испытуемых, допустимо использование разнообразных технических средств. Недостатками наблюдения можно считать трудности контроля ситуации, длительность наблюдения, проблемность в дифференциации значимых и второстепенных факторов, влияющих на наблюдаемое явление, зависимость результатов от опыта, квалификации, пристрастий, работоспособности исследователя.

Эксперимент – центральный эмпирический метод научного познания. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связей между переменными. Эксперимент обеспечивает высокую точность результатов, осуществляется почти полный контроль за всеми переменными, возможны повторные исследования в аналогичных ситуациях. В то же время при экспериментальном исследовании условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности, испытуемые могут предоставлять недостоверные сведения, т.к. знают о своем участии в исследовании.

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод сбора информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, отвечающие основной задаче исследования.

Среди эмпирических методов часто используются такие методы, как: беседа, интервью, проективные методы, тестирование, анализ продуктов деятельности, физиологические и др.

Все многообразие психологических методов не исчерпывается выше приведенными, чтобы дать хотя бы общее представление о методах психологической науки попытаемся их систематизировать, иными словами, приведем одну из многочисленных классификаций методов психологии.

2. Характеристики отражения

3. Уровни психического отражения

1. Понятие психическое отражение . Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем специфический продукт: отраженное
Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. (По книге ЛЕОНТЬЕВА« Деятельность. Сознание. Личность" )

В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение , которое выступает в виде простой механической деформации.

Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость - отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.

Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.

Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.

Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.

2. Характеристики отражения . Особенности процесса Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями: – Активность. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.

- Субъективность. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

- Объективность . В то же время психическое отражение дает возможность строить "внутреннюю картину мира", адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического - его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

- Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Неповторимость Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.

- Опережающий характер . Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.

3. Уровни психического отражения. Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:

1. Сенсорно-перцептивный - это базовый уровень построения психических образов, в процессе развития возникающий в первую очередь, однако не теряющий актуальности в последующей деятельности. Субъект, основываясь на информации, поступающей благодаря стимуляции органов чувств реальными объектами, выстраивает собственную тактику поведения. Проще говоря, стимул вызывает реакцию: событие, происходящее в реальном времени, влияет на последующее действие субъекта, обуславливает его.

2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, образное мышление. За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя. Основная функция этого уровня психического отражения: планирование, контроль и коррекция действий во внутреннем плане, составления эталонов.

3. Вербально логическое мышление или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех понятий, определений и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности. Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.

В системе наук психологии должно быть отведено особое место. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человеку. Ведь психика - это то, что, как говорили раньше, было "за мгновение до опыта". Психика - это свойство высокоорганизованной материи (мозга). Так, великий философ Древней Греции Аристотель указывает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, поскольку "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Психическое отражение появляется на определенном этапе эволюции живой материи. А.Н. Леонтьев указывал на то, что для возникновения этого уровня отражения необходим ряд объективных условий.

Прежде всего, живые существа должны существовать в нестабильной среде. В этом плане суша представляется средой более опасной и требующей быстрого реагирования. Изменения погодных условий на суше могут быть катастрофическими для живых организмов, если они не могут в них ориентироваться и соответствующим образом реагировать.

Психика обеспечивает отражение и сохранение опыта жизнедеятельности, а также его воспроизводство и передачу другим поколениям. Психика - это образ прошлого со знаком, указывающим на возможность его использования в будущем. Таким образом, одной из основных функций психики является ориентировка в настоящем и будущем.

Если говорить о психике человека, то она обеспечивает единство и целостность личности. Следовательно, психика неоднородна, имеет качественные отличия у людей и животных, поскольку личность - это очень сложное явление, появляющееся у ребенка не сразу. Тем более психика человека отличается от психики иных живых существ, населяющих Землю. Что же включает в себя понятие психики?

Есть такое наиболее простое определение психики: "Психика - это свойство высокоорганизованной материи - мозга, заключающееся в отражении мира . Психика - это субъективный образ объективного мира". Таким образом, психика - это не нечто материальное. Она свойство материального объекта мозга, она способность отражать материальный мир в идеальном плане в плане образа и тем самым действовать с теми предметами или исследовать те явления, которые в данный момент отсутствуют. Психическое отражение позволяет постигать сущность процессов и явлений, абстрагируясь от их внешней формы, от неглавных, но ярких, "сильных" признаков, накапливать и сохранять эти знания и способы познания мира и передавать их следующим поколениям. В данном случае мы говорим, прежде всего, о психике человека, о той ее части, которую называют сознанием.

Как же человечество сумело сделать свою психическую жизнь предметом специального изучения? Когда психология, как наука о психическом отражении, стала наукой?

Еще два века тому назад психологии отказывали в праве называться самостоятельной наукой, мотивируя это тем, что к ней яко бы не приложима математика. Психика ведь это то, что было за мгновение до опыта.

Во второй половине Х1Х в. профессор-физик Г. Фехнер сумел применить математические методы к психологии. Но и сейчас нет-нет, да и встретишь подобные высказывания.

Наука должна уметь определить свой предмет, ту область действительности, которой она занимается и на выяснение законов которой претендует своими специфическими методами, приемами и средствами.

Психика (от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Центральная категория в этом определении – это активное отображение или отражение реальности.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отображение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями. Это субъективное, избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует и зависит от субъективных особенностей. Можно определить психику как "субъективный образ объективного мира" - это наше представление или картина мира, соответственно которой мы чувствуем, принимаем решения и действуем.

Фундаментальное свойство психики – субъективность - определило интроспекцию как основной метод её исследования с древних времен до появления первых научно-исследовательских центров в конце 19 века. Интроспекция – это организованное по специальным правилам самонаблюдение.

В отечественной психологии, в основном, принят рационалистический способ познания, основанный на логике и опыте, который связывает психику с деятельностью головного мозга, развитие которого обусловлено эволюцией живой природы. Однако психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его - во внешнем пространстве и мире.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.) формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Следовательно, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих, как это показано на рис.3.


Рис.3. Структура психического отображения субъектом внешнего и внутреннего мира.

Функции психики.

Определение и понятие психики, проанализированное выше, дает представление о функциях психики или отвечает на вопрос – зачем субъекту психика.

Ещё В.Джемс, основоположник функционального подхода в психологии (предтечи бихевиоризма – науки о поведении) считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире и поэтому его отражает. Соответственно, к функциям психики можно отнести: 1) отражение, 2) адаптацию, необходимую для выживания и взаимодействия с окружающей средой – биологической, физической, социальной. Из определения психики видно, что она выполняет также 3) регулятивную функцию, то есть направляет и регулирует активность субъекта и управляет поведением. Для того, чтобы регулировать поведение адекватно условиям внешней и внутренней среды, то есть адаптивно, необходимо в этой среде ориентироваться. Следовательно, логично выделить и 4) ориентационную функцию психики.

Названные выше психические функции 5) обеспечивают целостность организма, что необходимо не только для выживания, но и для сохранения физического и психического здоровья субъекта.

Современные отечественные психологи расширяют перечень традиционно рассматриваемых функций психики. Так, В.Аллахвердов в своих работах уделяет большое внимание 6) когнитивной или познавательной функции психики и рассматривает психику как идеальную познающую систему. Один из известных российских методологов Б.Ломов, исходя из системного подхода, выделяет 7) коммуникативную функцию психики, так как психика субъекта возникает и развивается во взаимодействии с другими, то есть она включена компонентом в другие системы (индивид внутри группы и т.д.).

Я.Пономарев обратил внимание на то, что поведение человека бывает неадаптивным, (например, творческое поведение – где человек при реализации своих идей иногда поступает вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения). Соответственно, им была добавлена 8) функция творческой активности, которая ведёт человека к созданию новой реальности, выходящей за рамки уже существующего.

Думается, что это неполный перечень функций психики, то есть того, зачем и для чего она нужна индивиду, личности и субъекту деятельности. Психологическая наука ждёт новых открытий на пути исследования психических явлений.

Поделиться