Лекция: Сколиотическая болезнь. Нарушение осанки виды нарушений по ф штаффелю Какие существуют виды осанок и чем они отличаются друг от друга

Осанка - это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении .

«Привычное положение тела» - это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне системы условных рефлексов , так называемых двигательным стереотипом . Человек имеет только одну , присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

Осанка имеет прямую зависимость от текущего состояния человека, от его усталости и состояния.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Как сделать Осанку идеальной?

    ✪ Преимущества правильной осанки

    ✪ Осанка - зеркало состояния души и тела. Юлия Дувалина

    ✪ Видеосюжет «Красивая осанка» (1-4 классы)

    ✪ Правильная осанка. Урок 2. Вдовий горб.

    Субтитры

Этимология

Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», ср. такие слова как «сан », «сан овник», «приосан иться» . Так, у В. И. Даля :

«САН - высокий чин или званье, знатная должность, жалованное достоинство, почёт || Стар. стан, осанка , рост…».

Английский термин

Так американский преподаватель физкультуры Джесси Банкрофт в своей книге «The Posture of School Children» («Осанка школьников») пишет:

"The term «posture» is used in this book to denote the habitual carriage of the body, especially in the erect position. It involves the correct development and contours of spine, chest, shoulders, and other main segments, as well as their relation to each other in the upright position.

«Термин „Осанка“ применяется в этой книге для обозначения привычной выправки (манере удерживать тела), главным образом в положении стоя. Он включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела.» (перевод)

Типы осанки

Известны классические схемы Штаффеля (Staffel), иллюстрирующие различные типы осанки:

Первый, основной тип . Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид. Вертикальная ось начинается от середины черепа, проходит тотчас у заднего края нижней челюсти, идёт по касательной к вершине шейного лордоза, опускается, слегка срезая поясничный лордоз, проходит через средину линии, соединяющей центры головок бёдер, проходит спереди от коленных суставов и заканчивается немного дольше от линии, соединяющей шопаровы суставы.

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости включают остальные типы осанки по Штаффелю:

Второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина. Кривизны позвоночника едва намечены, он имеет инфантильный характер. Вертикальная ось пронизывает позвоночный столб по всей его длине и проходит через линию, соединяющую шопаровы суставы. Грудь уплощена, лопатки крыловидно отстоят от грудной клетки, живот втянут. Упругие свойства позвоночника при этом снижены. Он легко повреждается при механических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям.

Третий тип осанки - круглая спина. Её основная характеристика - увеличение физиологического кифоза грудного отдела и усиление компенсаторного лордоза шейного и поясничного отделов. Эластичность позвоночника повышена. Боковые искривления редки. Некоторыми авторами описаны другие типы круглой спины с включением в кифотическую деформацию поясничного отдела и исчезновение поясничного лордоза.

Четвёртый тип осанки по Штаффелю - сутулая спина. Доминирует грудной кифоз, остальные кривизны намечены слабо. Вертикальная ось проходит кзади от линии, соединяющей центры головок бедренных костей. Кроме того, нарушения осанки могут отмечаться и во фронтальной плоскости. Это, прежде всего, сколиотическая осанка. Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов.

Биомеханика осанки

Осанка - это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом , скелетным равновесием и мышечным балансом. [ ]

В строгом научном понимании осанка - это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении. Это построение определяется комплексом безусловных рефлексов - двигательным стереотипом. Двигательный стереотип «выстраивает» из сегментов тела (естественно считаясь с законами гравитации) ту или иную конструкцию тела, в той или иной степени пригодную для сохранения вертикального положения и движения. В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга относительно их скелета , образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам, действующим на тело. Динамика позы для предотвращения падения называется скелетный баланс.

Мышцы перемещают сегменты тела относительно друг друга. Но мышцы не должны и не могут находиться в состоянии длительного напряжения, поэтому тело стремится принять такое положение, при котором не требуется поддержка скелетной мускулатуры. Такое состояние называется мышечным балансом вертикальной позы . При удачном выравнивании не должно быть также нагрузки и на связочный аппарат, так как связки не способны к длительному сопротивлению. Не только мышцы и связки, но и кости должны нагружаться в соответствии с их формой, нагрузка должна быть направлена строго вдоль «оси прочности». Иначе кость под влиянием длительной и привычной нагрузки будет вынуждена изменить свою форму в соответствии с условиями нагружения.

Перегрузка мышц, связок, костей при неправильном привычном выравнивании, при плохой осанке является причиной дискомфорта, боли, заболеваний скелета.

Значение осанки

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки ,таза ,нижних конечностей , включая стопы. Сколиотическая болезнь и плоскостопие - крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Форма позвоночника, грудная клетка, не только наследуется, но и зависит от того сложного и крайне необходимого механизма построения вертикального положения тела человека и при стоянии, и при сидении, и при ходьбе человека или беге, именуемого осанкой. Реализуется важный закон биологии «функция определяет форму».

Положение сегмента тела при движении существенно сказывается на эффективности двигательное действие. Например, трудно представить эффективное двигательное действие сутулого человека, его движения всегда неуклюжи и могут закончиться травмой.

Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье , осанка и карьера), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина , физическая культура , военное дело , театральное искусство , эстетика , эргономика , которые дают следующие определения осанки:

Осанка - это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

В процессе эволюции человека постепенно сформировались признаки прямохождения: сбалансированная посадка головы, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкий таз, широкая и плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток во фронтальной плоскости. S-образный позвоночник является своеобразным амортизатором при осевых нагрузках. Как известно, выделяют изгиб вперед в шейном отделе - шейный лордоз , изгиб назад в грудном отделе - грудной кифоз , изгиб вперёд в поясничном отделе - поясничный лордоз. За счёт естественных изгибов увеличивается прочность позвоночника к осевой нагрузке. При резких и чрезмерных нагрузках позвоночник как бы «складывается» в S-образную форму, предохраняя диски и связки позвоночника от травмы, а затем расправляется как пружина. Прямостоящий скелет позволяет человеку передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на передний отдел стопы, что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость. Точка опоры приходится на носок. Усилие создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку. Своды стопы «гасят» инерционные нагрузки при приземлении, которые достигают до 200 % веса тела. Естественная, сбалансированная посадка головы позволяет длинным осям орбит быть обращёнными вперёд. Это отличительный признак человека от его человекообразных собратьев, у которых голова подвешена на затылочных мышцах (антропологи определяют положение головы по строению основания черепа и шейных позвонков). Сбалансированное положение головы исключает растяжение задних связок шеи и необходимость постоянного напряжения мышц шеи, главным образом, в отличие от животных, - мышцы - верхней трапеции. В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием цивилизации изменялись требования к опорно-двигательной системе . Если древние люди находились или в вертикальном или в горизонтальном положении (охотились, собирали, воевали, лежали, отдыхая), то уже в 17 столетии 10 % населения выполняли сидячую работу. В 21 столетии число таких работников увеличилось до 90 %. В процессе эволюции человек перестал приспосабливаться к окружающей среде и стал приспосабливать среду к себе, и это не могло не сказаться на осанке. Изобретение скамьи, стула (это, вероятно, XV век) существенно изменило биомеханику человека, появилась новая проблема - «осанка сидящего на стуле». Современный человек большую часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, ожидая, принимая пищу. Поза «сидя», оптимальная для выполнения конторской работы и обучения, является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно в этой позе чаще всего страдает осанка. Именно длительная поза сидя является причиной боли в спине и причиной различных заболеваний. XVIII век - век массового школьного обучения . Этот прогрессивный исторический процесс имеет и оборотную сторону - у 40-80 % детей выявляются нарушения осанки, а у 3-10 % из них - различные искривления позвоночника, главным образом, так называемые школьные сколиозы . С развитием цивилизации изменяются содержание, организация и методы людского труда. Офисные работники - новая массовая профессия, численность которых составляет более 60 % всего работающего населения. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы взрослого населения. Число таких заболеваний неуклонно растёт, они молодеют и эта тенденция, вероятно, сохранится в обозримом будущем.

См. также эволюция осанки.

Осанка - предмет изучения различных наук

Осанка является объектом исследования самых различных наук (эстетика , физиология , биомеханика , медицина , педагогика , физическая культура). Наиболее полно осанку изучают физическая культура и медицина .

  • Так, по определению С. И. Ожегова осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры). В. И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: «Без осанки - конь - корова».
  • Физическая культура рассматривает осанку комплексно : и как показатель физического развития и физического здоровья, и как фактор повышения эффективности движения, и как средство профилактики спортивного травматизма и заболеваний опорно-двигательной системы .
  • Медицина рассматривает осанку как показатель физического здоровья. Осанка - особенности, с какими человек активно удерживает туловище в вертикальном положении. Особенности осанки связаны, с одной стороны, с конституциональными условиями, с другой - с активной деятельностью мышц, находящихся под контролем психического состояния исследуемого. Таким образом, осанку человека нельзя считать чисто соматическим показателем. Она является в известной степени также показателем психических особенностей человека. Каждый взрослый имеет определённую, свойственную только ему осанку, характерную для него так же, как, например, форма лица, цвет глаз и т. п. Оценка осанки - важная составная часть исследования больного. С плохой осанкой связаны многочисленные проблемы, начиная с детского возраста и до глубокой старости. Это и сколиотическая болезнь детей школьного возраста, и кифосколиозы подростков, и остеохондроз позвоночника у взрослых, а также тяжёлые деформации скелета у пожилых людей и стариков. С плохой осанкой связаны не только заболевания позвоночника, но и заболевания суставов, стопы и внутренних органов.
  • С точки зрения науки физиологии , осанка рассматривается как двигательный стереотип (то есть комплекс безусловных и условных рефлексов), который наследуется и совершенствуется в течение индивидуального развития и воспитания .
  • Биомеханика рассматривает осанку как комбинацию положений всех суставов и сегментов тела в данный конкретный момент времени. «Осанка это застывшее движение». С точки зрения биомеханики, осанка, определяется скелетным равновесием, и характеризуется распределением центров тяжести отдельных сегментов тела. Осанка есть выражение и масштаб борьбы между силой тяжести и прямым положением тела. Осанка - комбинация положений всех суставов тела в данный конкретный момент времени. Осанка есть сочетание позиций всех суставов тела в некоторый данный момент, и статичное выравнивание тела лучше всего описывается в терминах позиций различных суставов и частей тела.
  • Школьное образование неразрывно связано с воспитанием и гигиеной осанки. В книге известного педагога Банкрофта «Осанка школьника» «Осанка» обозначает врождённую манеру держать тело, особенно в положении стоя. Она включает в себя правильное формирование позвоночника, груди, плеч и других сегментов тела, а также их отношения друг к другу в вертикальном положении. Ещё в начале прошлого столетия, в книге известного американского педагога Джесси Банкрофта «Осанка школьника» отмечена необходимость воспитания осанки для правильного формирования позвоночника, груди, плеч и других сегментов тела, а также формирования их правильного отношения друг к другу.

«Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре , школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением».

  • В военном деле на первый план выступает утилитарное значение осанки - осанка рассматривается как показатель, влияющий на эффективность действия военнослужащего . Воспитание и коррекция осанки традиционно входит в курс подготовки военнослужащих практически всех армий мира. Так, в руководстве по начальной военной физической подготовке США 1946 г. сказано: «Хорошая осанка очень важна для солдата. Во-первых, солдата часто оценивают по его внешности - мужчина с хорошей осанкой более напоминает хорошего солдата, он более овладевает вниманием окружающих. Во-вторых, общепринятый психологический факт - хорошая осанка связана с хорошим моральным духом - человек с хорошей осанкой чувствует себя лучше и более уверен. Человек с плохой осанкой не может чувствовать себя так уверенно, именно поэтому у него формируется негативная и неудобная поза . В-третьих, хорошая осанка позволяет телу функционировать наиболее эффективно».

Рассмотрим простой пример. Сутулая осанка, в положении сидя (справа изображена хорошая осанка).

Хорошая осанка - эффективный и надёжный путь профилактики таких болезней цивилизации, как боль в спине, сколиоз и остеохондроз позвоночника . Указывая на важность исследования осанки в ортопедической диагностике, известный советский ортопед Василий Оскарович Маркс подчёркивал, что «осанка является мерилом состояния всего тела» . Повторяющиеся или статические нагрузки способны изменить структуру органов опорно-двигательной системы. Постоянная направленность и величина нагрузки при привычном выравнивании скелета оказывают существенное влияние на структуру и форму кости. Особенно это ощутимо в чувствительные (сенситивные) к нагрузке периоды жизни, например, в период роста скелета у детей и подростков. Именно поэтому, нарушение осанки относят к ведущим этиологическим факторам школьного сколиоза . Осанку справедливо рассматривают как показатель здоровья позвоночника и это важное, но далеко не полное представление об осанке. Осанка касается также функции и формы нижних конечностей , нагружаемых при стоянии и ходьбе суставов , а также стопы.

Известный закон биологии гласит: «Функция определяет форму» .

Из этого вытекают прошедшие проверку временем и практикой постулаты:

Структура нагрузки повседневных движений влияет и на рост детского скелета (например, быстрее растёт более нагружаемая толчковая, обычно правая, нога), и на структуру скелета у взрослых. Например, внешняя форма костей может изменяться под влиянием различных видов спорта или профессиональных движений. Они становятся массивнее и толще за счёт увеличения костной массы в наиболее нагружаемых участках.

Статическая нагрузка может оказывать негативное влияние на структуру кости, вызывая её деформацию. Согласно известному закону Гютера-Фолькмана (Hueter-Volkmann) сжимающие нагрузки приводят к замедлению скелетного роста, а растягивающие - к его ускорению. Например, следуя этому закону, ограниченная асимметрия позвонка в результате локальной дисплазии приводит к увеличению деформации и к распространению прогрессирующей деформации на большую часть позвоночника, замыкая порочный круг сколиотической болезни .

Нечто подобное мы видим при синдроме патологического выравнивания нижних конечностей. Особенности развития сводов стопы, костей голени и бедра нарушают ось конечности, нарушенная ось конечности приводит к нерациональному распределению нагрузки, при которой возможна деформация стопы и суставов и ещё большее нарушение оси конечности. Это является причиной развития и прогрессирования заболеваний стопы, коленного и тазобедренного суставов, которые обознаются как плоскостопие и диспластические артрозы .

Изменение структуры скелета связано с самыми разнообразными внутренними и внешними причинами (конституция , диспластический фактор , остеопения, обувь …), но, безусловно, большое значение для этого имеет способ привычного выравнивания скелета (скелетного баланса), выражением которого является осанка.

Связочный аппарат и нормальная функционирующие мышцы без особого труда справляются с многочисленными и распространёнными отклонениями в развитии скелета. Но в определённые, сенситивные отрезки индивидуального развития возникает несоответствие возможности связочно-мышечного аппарата особенностям скелетного баланса. При этом возникает риск развития самых различных заболеваний, таких как сколиоз позвоночника во время ускоренного роста позвоночника или диспластический коксартроз в период возрастного снижения функции мышц и эластичности связок.

Нарушение двигательного стереотипа удержания вертикальной позы или естественных локомоций приводит к изменению нормальной схемы выстраивания сегментов тела и нижних конечностей , что в свою очередь является причиной прогрессирования кифосколиоза при сутулости у подростков, к развитию феморопателлярного артроза при «выключении» мышц-корректоров коленного сустава при ходьбе, к развитию шейного остеохондроза при нарушении выравнивания головы.

И скелетный баланс, и баланс мышц, и двигательный стереотип - всё это составные части осанки. При плохой осанке даже обычные статические нагрузки или «несущественные» дисплазии скелета могут оказаться чрезмерными, способными вызвать заболевание опорно-двигательной системы .

Осанка - показатель психического здоровья

С одной стороны, осанка оказывает влияние на психофизиологические показатели, а с другой стороны, состояние психики отражается на осанке. Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных» первый сформулировал «рефлекс осанки».

Осанка - это привычная поза человека в вертикальном положении тела.

Под термином "привычное положение тела" принимается человеком бессознательно, автоматически при сидении или стоянии, ходьбе. Человек имеет индивидуальную, присущую только ему, неповторимую осанку.

Слово "осанка" ассоциируется не только с выправкой, привычной позой, но и со словом "приосаниться", которое, в свою очередь, происходит от слова "сан" (чин). Ранее проецировалась привычная поза на положение человека в обществе. Хотя, возможно, слово "осанка" восходит корнями к санкритскому слову "асана", означающее сидячую позу, либо от корня "ось", характеризующее позвоночный столб человека как основополагающую ось организма.

В английском языке имеется три термина, означающее осанку человека. Это carriage, bearing и posture. Англичане считают, что наиболее характерна осанка человека в позе "стоя вольно".

Хорошая осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, разворота плеч, строение грудной клетки, а также гармоничное в целом соотношение всех этих составляющих осанки.

Типы осанки по Штаффелю (1898г):

  1. Нормальная осанка.
  2. Круглая спина (круглая спина представляет собой усиление грудного кифоза. Это так называемая "сутулость", которая тоже подразделяется на степени.)
  3. Плоская спина (плоская спина характерна сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и уменьшением угла наклона таза. При плоской спине характерно также присутствие уплощённой клетки и сколиозов).
  4. Плоско-вогнутая спина (усилен поясничный лордоз).
  5. Вогнуто-круглая спина (усилен грудной кифоз и поясничный лордоз).

Осанка определена конституцией человека, его генотипом, то есть, предопределена с рождения. Однако, природные данные можно исправить при развитии и росте каждого человека.

Чаще всего плохая осанка характерна при системных заболеваниях костно-мышечного корсета позвоночника, либо при неправильном образе жизни. Осанка - это способ построения биомеханической схемы строения человека.

От правильной осанки зависит не только самочувствие, но и жизнь человека. Осанка проявляется при движении, когда работает целый комплекс безусловных рефлексов (двигательные стереотипы).

Двигательные стереотипы выстраивают устойчивую конструкцию, в которой участвуют голова, торс, таз и ноги.

Равновесие, поддерживаемое телом человека, называют скелетным балансом организма.

Мышцы, которые участвуют в привычном движении человека в вертикальной позе, называются составляющими мышечного баланса осанки. Чрезмерная нагрузка на мышцы и связки при неправильной осанке является источником постоянного дискомфорта и болей, заболеваний скелета.

Значение осанки наиболее важно для детей, так как они находятся в повышенной зоне риска - в периоде роста скелетно-мышечной системы.

Любое упущенное родителями нарушение осанки может повлечь за собой формирование устойчивых искривлений позвоночника, которое исправляется очень сложно.

Сколиоз, плоскостопие - вот те диагнозы, которые должны насторожить врачей и родителей, и которые требует немедленного лечения.

Кроме того, что плохая осанка некрасива, она ещё и опасна, так как у человека с плохой осанкой зачастую смещён центр тяжести, и он менее устойчив при нарушении равновесия, часто падает.

Основная задача осанки - предохранение опорно-двигательной системы от заболеваний и травм за счёт равномерного распределения вертикальной нагрузки на спину. Правильная осанка - это лёгкая ходьба, здоровая спина и ноги.

Правильная осанка влияет не только на самочувствие человека, но и на эмоциональный уровень, самооценку, что тоже очень важно!

В Центре "Здоровья" Вашему ребенку врачи: невролог, хирург - ортопед, остеопат, психолог назначат адекватное комплексное лечение выше названных проблем, и успех лечения будет зависеть только от правильного его выполнения.

Пусть Ваши дети будут здоровы и счастливы!

Дефекты осанки, сколиотическая болезнь, приобретенные деформации стоп

Осанка человека связана с положением позвоночного столба и определяется статическими условиями, которые у человека имеют значительные отличия от всех других биологических систем, в связи с его вертикальным положением.

Известны классические схемы Штаффеля (Staffel), иллюстрирующие различные типы осанки:

Первый, основной тип . Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид. Вертикальная ось начинается от средины черепа, проходит тотчас у заднего края нижней челюсти, идет по касательной к вершине шейного лордоза, опускается, слегка срезая поясничный лордоз, проходит через средину линии, соединяющей центры головок бедер, проходит кпереди от коленных суставов и заканчивается немного кпереди от линии, соединяющей шопаровы суставы.

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости включают остальные типы осанки по Штаффелю:

Второй тип осанки : плоская или плоско-вогнутая спина. Кривизны позвоночника едва намечены, он имеет инфантильный характер. Вертикальная ось пронизывает позвоночный столб по всей его длине и проходит через линию, соединяющую шопа ровы суставы. Грудь уплощена, лопатки крыловидно отстоят от грудной клетки, живот втянут. Упругие свойства позвоночника при этом снижены. Он легко повреждается при механических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям.

Третий тип осанки - круглая спина. Ее основная характеристика - увеличение физиологического кифоза грудного отдела и усиление компенсаторного лордоза шейного и поясничного отделов. Эластичность позвоночника повышена. Боковые иск ривления редки. Некоторыми авторами описаны другие типы круглой спины с включением в кифотическую деформацию поясничного отдела и исчезновение поясничного лордоза.

Четвертый тип осанки по Штаффелю - сутулая спина. Доминирует грудной кифоз, остальные кривизны намечены слабо. Вертикальная ось проходит кзади от линии, соединяющей центры головок бедренных костей. Кроме того, нарушения осанки могут отмечаться и во фронтальной плоскости. Это, прежде всего, сколиотическая осанка. Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов.

Этиология - нерациональный режим, быт, условия труда, слабое физическое развитие. Соответственно - профилактика. Со времени выделения ортопедии как научной медицинской дисциплины одной из ее ведущих проблем является сколиотическая болезнь - "старый крест ортопедии" (Бизальский). Не следует пользоваться термином "сколиоз", который лишь отражает искривление позвоночника во фронтальной плоскости, в то время, как сколиотическая болезнь- это сложный симптомокомплекс, включающий в себя:

  • * искривление позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости,
  • * торсию тел позвонков,
  • * торсию ребер со сложной деформацией грудной клетки, включающей в себя постепенное формирование реберно-позвоночного горба,
  • * изменение симметричности плевральных полостей и емкости легких,
  • * смещение средостения,
  • * вторичное нарушение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
  • * нарушение биомеханики позвоночника с формированием вторичного остеохондроза позвоночника, с функциональными спондилолистезами и пр.,
  • * нарушение функции спинного мозга и его корешков с возможным развитием радикулярного синдрома и миопатии,
  • * вторичная деформация других отделов опорно-двигательной системы.

Усилиями многих поколений ортопедов шаг за шагом раскрываются различные звенья этиологии и патогенеза сколиотической болезни, разрабатываются методы лечения. Но и сегодня эта проблема остается решенной не до конца...

Частота сколиотической болезни: Гоффа - 27, 63%, Доллингер-27, 9%, А.И.Казьмин с соавт.-8%

Классификация сколиотической болезни:

По времени возникновения - врожденные и приобретенные.

Для врожденного сколиоза описывают особенности: редко обнаруживается до пятилетнего возраста, локализуется преимущественно в переходных областях: пояснично-крестцовом, пояснично-грудном, шейно-грудном, захватывает небольшое количество позвонков и чаще всего имеет небольшой радиус искривления, имеет малую наклонность вызывать компенсаторные деформации, имеет умеренную тенденцию к торсии.

Врожденные сколиозы могут возникать:

  • * В результате аномалий развития тел позвонков (расщепление тел, клиновидные полупозвонки, платиспондилия, микроспондилия, спондилолиз, спондилолистез.
  • * Аномалии смешанного типа: синдром Клиппель-Фейля, врожденный синостоз, деформация Шпренгеля и пр.
  • * Аномалии числа позвонков.

По этиологии:

Приведу две классификации: Кобба и Казьмина с соавт.

Классификация Кобба: 1 группа - сколиозы миопатического происхождения, в том числе и рахитический сколиоз; 2 группа - сколиозы неврогенного генеза (нейрофиброматоз, сирингомиелия, церебральный паралич, полиомиелит, радикулиты и пр. 3 группа - сколиозы из-за аномалий развития скелета (диспластические); 4 группа - сколиозы, связанные с торакальным синдромом (после торакопластики, ожогов, адгезивные процессы в плевральных полостях и пр.), 5 группа - идиопатические сколиозы (неустановленная причина).

Классификация Казьмина, Кона и Беленького: 1 группа - сколиозы на основе диспластического синдрома или дискогенный сколиоз; 2 группа - гравитационные сколиоз (миогенная контрактура, рубцы туловища, перекос таза и пр. 3 группа - сколиоз на почве миогенных нарушений.

Известны и другие, классификации сколиотической болезни. Так, М.О.Фридланд (1944) делит сколиозы на врожденные, рахитические, школьные, профессиональные, функциональные, травматические, рубцовые, паралитические, сирингомиелитические, р ефлекторно-болевые (антальгические).

Сколиозы делят на простые (имеющие одну дугу) и сложные (две или три дуги). При этом выделяют первичную дугу и вторичную (ые) -компенсаторную (ые).

По протяженности: тотальные и частичные. S-образный сколиоз.

Представляет определенный интерес деление сколиоза на структурный и неструктурный (например, антальгический).

По степени выраженности деформации В.Д.Чаклин (1965) выделяет 4 степени сколиотической болезни:

  • * небольшие боковые отклонения позвоночника и торсия. Первичная дуга искривления менее 10 градусов. Особенность - при разгрузке дуга почти полностью исчезает. Прямая рентгенограмма лежа часто не показательна. Возможны ошибки интерпретации рентгеновских данных.
  • * значительное отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, торсия тел, клиновидная деформация тел на вершине дуги, угол первичной дуги искривления - 21-30 градусов. Реберный горб, мышечный валик, дуга при разгрузке не исчезает;
  • * выраженная стойкая деформация, большой реберный горб, деформация грудной клетки, первичная дуга искривления 40-60 градусов, тела позвонков клиновидно деформированы на значительном протяжении дуги. дефект осанка сколиотический деформация стопа
  • * обезображивающая деформация туловища, деформация таза, передний и задний реберные горбы, выраженная деформация тел позвонков, спондилез, первичная дуга искривления 61-90 градусов.

Ранние клинические признаки сколиотической болезни.

  • * асимметрия надплечий,
  • * отклонения линии остистых отростков от средней линии,
  • * асимметрия высоты стояния лопаток и асимметрия расстояний между углом лопаток и линией остистых отростков,
  • * асимметрия "поясничных" треугольников,
  • * мышечный "валик",
  • * асимметрия расположения крыльев подвздошных костей.

Рентгенодиагностика и чтение рентгенограмм.

Рентгенография в положении стоя и лежа.

Признаки первичной дуги искривления: структурные изменения более выражены, первичная дуга более стабильна, тело часто отклонено в сторону вершины первичной дуги искривления (при неуравновешенных сколиозах).

Определение дуги искривления по Фергюссону: определяют положение трех точек - центры ниже- и вышележащего интактных позвонков, третья - в центре тела вершины искривления. Точки соединяются прямыми линиями, угол между ними измеряется тр анспортиром. Опре6деление искривления позвоночника по Коббу (точнее - Липману-Коббу, 1935). По верхнему краю верхнего нейтрального позвонка и по нижнему краю нижележащего позвонка проводятся линии, к которым в стороне от позвоночника восстанавливаются пе рпендикуляры до их взаимного пересечения. Тупой угол (при умеренных степенях искривления) - угол Кобба. Смежный с ним угол - угол искривления, который стал исчисляться более поздними исследователями.

Прогноз определяется по следующим данным:

  • * ранний (7-10 лет) сколиоз - большая вероятность прогрессирования,
  • * критический угол искривления (более 20 градусов) в сочетании с ранним возрастом (12-14 лет),
  • * быстрое прогрессирование, констатированное рентгенограммами в динамике (более 5 градусов за 6 месяцев),
  • * рентгеновские тесты:
  • * тест Риссера - появление ядер окостенения крыльев подвздошных костей и закрытие ростковой зоны. Закрытие ростковой зоны хороший прогностический признак, наличие признаков Риссер 1-3 признак опасности прогрессирования. Обычно призна к Риссера-4 появляется в возрасте 16-20 лет.
  • * расширение межпозвонковых щелей на вогнутой стороне искривления;
  • * остеопороз тел позвонков (Мовшович, 1969).
  • * локализация искривления - грудная локализация первичной дуги прогноз хуже.

Лечение сколиотической болезни.

При ранних формах:

  • * рациональный режим, жесткая постель, лечебная физкультура, плавание, рациональная мебель, ограничение срока пребывания в вертикальном положении (вплоть до занятий лежа), массаж, ЛФК ортезирование - корсеты, виды корсетов.
  • * хирургическое лечение, виды - металл с памятью формы, пружины Груца, эпифизеодезы, задний и передний спондилодезы, дистракторы Харрингтона, Райе, спондилотомии, резекции реберного и реберно-позвоночного горбов.

Сколиотическая болезнь взрослых - симптоматическое лечение, лечение остеохондроза позвоночника. При миэлопатии нейрохирургическое лечение вплоть до транспозиции спинного мозга.

ПЛОСКОСТОПИЕ

Плоскостопием (pes planus, pes valgus, pes plan-valg-abductus) называется деформация, заключающаяся в опущении продольного свода стопы. Плоскостопие может быть врожденным и приобретенным.

Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим, паралитическим. Оно может быть одно- и двусторонним.

Статическое плоскостопие наблюдается весьма часто (до 37-51 % - Роте, Брандис, Фридланд).

Этиология - несоответствие веса больного, нерациональная обувь, нерациональный труд, сопутствующая патология (лимфовенозная недостаточность и пр.)

Диагностика . Клиника - стопа удлинена, в средней части расширена, продольный свод опущен, стопа пронирована, ладьевидная кость вырисовывается сквозь кожу, вертикальная ось пятки пронирована, нижний конец голени имеет тенденцию к варусу, походка неуклюжая, стопы разведены. Боль - на подошве в центре свода, у внутреннего края пятки, на тыле стопы в ее центральной части, под наружной лодыжкой, под внутренней лодыжкой, между головками метатарзальных костей, в мышцах голени, в коленном и тазобедренном суставах, по наружной поверхности бедра, в спине (вследствие компенсаторного лордоза).

Индекс Фридланта - процентное соотношение высоты свода к длине стопы (норма - 29-31 процент, 27-29 процентов - сниженный свод, 25-27 процентов - плоскостопие, ниже 25 процентов - резкое плоскостопие).

Переводят термин «осанка» как carriage, bearing (что скорее означает выправку , позу ), но чаще применяют научный термин «en:posture».
Так американский преподаватель физультуры Джесси Банкрофт в своей книге «The Posture of School Children» («Осанка школьников») пишет:

"The term «posture» is used in this book to denote the habitual carriage of the body, especially in the erect position. It involves the correct development and contours of spine, chest, shoulders, and other main segments, as well as their relation to each other in the upright position.

«Термин „Осанка“ применяется в этой книге для обозначения привычной выправки (манере удерживать тела), главным образом в положении стоя. Он включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела.»(перевод).

Типы осанки

Типы осанок по Штаффелю

Традиционо осанку оценивают по состоянию естественых изгибов позвоночника по Ф. Штаффелю () :

Типы осанки:

  1. нормальная осанка - I;
  2. круглая спина - II;
  3. плоская спина - III;
  4. плоско-вогнутая спина - IV;
  5. вогнуто-круглая спина - V.
  • Круглая спина (сутулость) представляет собой усиление грудного кифоза . Если он сильно выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально-круглой.
  • Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза : грудная клетка уплощена; рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба - сколиозами .
  • При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз .
  • При плоско-вогнутой спине усилен только поясничный лордоз .

Биомеханика осанки

Осанка - это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом , скелетным равновесием и мышечным балансом.

Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом , вариантом развития скелета , балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека . Все они - генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания .

В строгом научном понимании осанка - это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении. Это построение определяется комплексом безусловных рефлексов - двигательным стереотипом . Двигательный стереотип «выстраивает» из сегментов тела (естественно считаясь с законами гравитации) ту или иную конструкцию тела, в той или иной степени пригодную для сохранения вертикального положения и движения. В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга относительно их скелета , образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам действующим на тело. Динамика позы для предотвращения падения называется скелетный баланс.

Сегменты тела и скелетный баланс

Мышцы перемещают сегменты тела относительно друг друга. Но мышцы не должны и не могут находиться в состоянии длительного напряжения, поэтому тело стремится принять такое положение, при котором не требуется поддержка скелетной мускулатуры. Такое состояние называется мышечным балансом вертикальной позы . При удачном выравнивании не должно быть также нагрузки и на связочный аппарат, так как связки не способны к длительному сопротивлению. Не только мышцы и связки, но и кости должны нагружаться в соответствии с их формой, нагрузка должна быть направлена строго вдоль «оси прочности». Иначе кость под влиянием длительной и привычной нагрузки будет вынуждена изменить свою форму в соответствии с условиями нагружения.

Перегрузка мышц, связок, костей при неправильном привычном выравнивании, при плохой осанке является причиной дискомфорта, боли, заболеваний скелета .

Значение осанки

Значение осанки особенно велико у детей , в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника , грудной клетки , таза , нижних конечностей, включая стопы . Сколиотическая болезнь и плоскостопие - крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения . Форма позвоночника , грудной клетки , не только наследуется, но и зависит от того сложного и крайне необходимого механизма построения вертикального положения тела человека и при стоянии, и при сидении, и при ходьбе или беге, именуемого осанкой. Реализуется важный закон биологии «функция определяет форму» .

Положение сегмента тела при движении существенно сказывается на эффективности двигательного действия. Например, трудно представить эффективное двигательное действие сутулого человека, его движения всегда неуклюжи и могут закончиться травмой .

Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье , осанка и профессиональная карьера …), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина , физическая культура , военное дело , театральное искусство, эстетика , эргономика , которые дают следующие определения осанки:

Осанка - это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

S-образный позвоночник - своеобразный амортизатор осевых нагрузок

В процессе эволюции человека постепенно сформировались признаки прямохождения: сбалансированная посадка головы, S-образный позвоночник , сводчатая стопа, широкий таз, широкая и плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток во фронтальной плоскости. S-образный позвоночник является своеобразным амортизатором при осевых нагрузках. Как известно, выделяют изгиб вперед в шейном отделе - шейный лордоз , изгиб назад в грудном отделе - грудной кифоз , изгиб вперед в поясничном отделе - поясничный лордоз . За счет естественных изгибов увеличивается прочность позвоночника к осевой нагрузке. При резких и чрезмерных нагрузках позвоночник как бы «складывается» в S-образную форму, предохраняя диски и связки позвоночника от травмы, а затем расправляется как пружина. Прямостоящий скелет позволяет человеку передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на передний отдел стопы , что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость. Точка опоры приходится на носок. Усилие создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку. Своды стопы «гасят» инерционные нагрузки при приземлении, которые достигают до 200 % веса тела. Естественная, сбалансированная посадка головы, позволяет длинным осям орбит быть обращёнными вперёд. Это отличительный признак человека от его человекообразных собратьев, у которых голова подвешена на затылочных мышцах (антропологи определяют положение головы по строению основания черепа и шейных позвонков). Сбалансированное положение головы исключает растяжение задних связок шеи и необходимость постоянного напряжения мышц шеи, главным образом, в отличие от животных, - мышцы - верхней трапеции. В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием цивилизации изменялись требования к опорно-двигательной системе . Если древние люди находились или в вертикальном или в горизонтальном положении (охотились, собирали, воевали, лежали, отдыхая), то уже в 17 столетии 10 % населения выполняли сидячую работу. В 21 столетии число таких работников увеличилось до 90 %. В процессе эволюции человек перестал приспосабливаться к окружающей среде и стал приспосабливать среду к себе, и это не могло не сказаться на осанке. Изобретение скамьи, стула (это вероятно XV век) существенно изменило биомеханику человека , появилась новая проблема - «осанка сидящего на стуле». Современный человек большую часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, ожидая, принимая пищу. Поза «сидя», - оптимальная для выполнения конторской работы и обучения, является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно в этой позе чаще всего страдает осанка. Именно длительная поза сидя является причиной боли в спине, и причиной различных заболеваний. XVIII век - век массового школьного обучения. Этот прогрессивный исторический процесс имеет и оборотную сторону - у 40-80 % детей выявляются нарушения осанки , а у3 %-10 % из них - различные искривления позвоночника, главным образом, так называемые школьные сколиозы . С развитием цивилизации изменяются содержание, организация и методы людского труда. Офисные работники - новая массовая профессия, численность которых составляет более 60 % всего работающего населения. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы взрослого населения. Число таких заболеваний неуклонно растет, они молодеют и эта тенденция, вероятно, сохранится в обозримом будущем

Осанка - предмет изучения различных наук

Осанка является объектом исследования самых различных наук (эстетика , физиология , биомеханика , медицина , педагогика , физическая культура). Наиболее полно осанку изучают физическая культура и медицина .

  • Так, по определению С. И. Ожегова осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры). В. И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: «Без осанки - конь - корова».
  • С точки зрения науки физиологии , осанка рассматривается как двигательный стереотип (то есть комплекс безусловных и условных рефлексов), который наследуется и совершенствуется в течение индивидуального развития и воспитания .

«Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре , школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением».

  • В военном деле на первый план выступает утилитарное значение осанки - осанка рассматривается как показатель, влияющий на эффективность действия военнослужащего . Воспитание и коррекция осанки традиционно входит в курс подготовки военнослужащих практически всех армий мира. Так, в руководстве по начальной военной физической подготовке США 1946 г. сказано «Хорошая осанка очень важна для солдата. Во-первых, солдата часто оценивают по его внешности - мужчина с хорошей осанкой более напоминает хорошего солдата, он более овладевает вниманием окружающих. Во-вторых, общепринятый психологический факт - хорошая осанка связана с хорошей моралью - человек с хорошей осанкой чувствует себя лучше и более уверен. Человек с плохой осанкой не может чувствовать себя так уверенно, именно поэтому у него формируется негативная и неудобная поза . В-третьих, хорошая осанка позволяет телу функционировать наиболее эффективно» (перевод автора The Standardized Physical Training Guide).

Сутулая осанка, в положении сидя (справа для примера изображена хорошая осанка)

Рассмотрим простой пример. Сутулая осанка, в положении сидя (справа изображена хорошая осанка).

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа . В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника , своды стопы , выравниваются нижние конечности.

У маленьких детей осанки как таковой еще нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип , и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6 - 9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника , выступающий живот, торчащие лопатки - это норма для 6 до 9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.

С возрастом связки становятся более жесткими, мышцы теряют эластичность, уменьшается подвижность суставов . К старости ухудшается и механизм управления осанкой (двигательный стереотип), по причине деградации нервной системы . В связи с этим способность сегментов тела к выравниванию ограничивается, осанка ухудшается, а возможность коррекции осанки снижается. В пожилом и старческом возрасте нарушается структура кости - возникает проблема, именуемая остеопороз и, связанная с этим процессом, деформация скелета (прежде всего позвоночника). Самые неприятные проявления остеопороза - почти ничем не спровоцированные, «случайные» переломы позвоночника, из-за чего нередко образуется так называемый «вдовий горб», чудовищно искривляющий осанку . Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и нервной системы приводят к нарушению осанки, а плохая осанка в свою очередь способствует деформации скелета.

Осанка - показатель физической культуры и здоровья человека

Осанка - это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата , привлекательной внешности, то есть осанка - понятие комплексное.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.

Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.

Хорошая осанка - эффективный и надежный путь профилактики таких болезней цивилизации как боль в спине, сколиоз и остеохондроз позвоночника . Указывая на важность исследования осанки в ортопедической диагностике, известный советский ортопед Василий Оскарович Маркс подчёркивал, что «осанка является мерилом состояния всего тела» . Повторяющиеся или статические нагрузки способны изменить структуру органов опорно-двигательной системы. Постоянная направленность и величина нагрузки при привычном выравнивании скелета оказывают существенное влияние на структуру и форму кости. Особенно это ощутимо в чувствительные (сенситивные) к нагрузке периоды жизни, например, в период роста скелета у детей и подростков. Именно поэтому, нарушение осанки относят к ведущим этиологическим факторам школьного сколиоза (см. сайт «Сколиоз» Ишала В.А.). Осанку справедливо рассматривают как показатель здоровья позвоночника и это важное, но далеко не полное представление об осанке. Осанка касается также функции и формы нижних конечностей , нагружаемых при стоянии и ходьбе суставов , а также стопы .

Известный закон биологии гласит: «Функция определяет форму» .

Из этого вытекают прошедшие проверку временем и практикой постулаты:

Структура нагрузки повседневных движений влияет и на рост детского скелета (например, быстрее растет более нагружаемая толчковая, обычно правая, нога), и на структуру скелета у взрослых. Например, внешняя форма костей может изменяться под влиянием различных видов спорта или профессиональных движений. Они становятся массивнее и толще за счет увеличения костной массы в наиболее нагружаемых участках.

Статическая нагрузка может оказывать негативное влияние на структуру кости, вызывая ее деформацию. Согласно известному закону Гютера-Фолькмана (Hueter-Volkmann) сжимающие нагрузки приводит к замедлению скелетного роста, а растягивающие к его ускорению. Например, следуя этому закону, ограниченная асимметрия позвонка в результате локальной дисплазии приводит к увеличению деформации и к распространению прогрессирующей деформации на большую часть позвоночника, замыкая порочный круг сколиотической болезни .

Нечто подобное мы видим при синдроме патологического выравнивания нижних конечностей. Особенности развития сводов стопы , костей голени и бедра нарушают ось конечности, нарушенная ось конечности приводит к нерациональному распределению нагрузки, при которой возможна деформация стопы и суставов и еще большее нарушение оси конечности. Это является причиной развития и прогрессирования заболеваний стопы , коленного и тазобедренного суставов , которые обознаются как плоскостопие и диспластические артрозы .

Изменение структуры скелета связано с самыми разнообразными внутренними и внешними причинами (конституция , диспластический фактор , остеопения, обувь …), но, безусловно, большое значение для этого имеет способ привычного выравнивания скелета (скелетного баланса), выражением которого является осанка.

Связочный аппарат и нормальная функционирующие мышцы без особого труда справляются с многочисленными и распространенными отклонениями в развитии скелета . Но в определенные, сенситивные отрезки индивидуального развития возникает несоответствие возможности связочно-мышечного аппарата особенностям скелетного баланса. При этом возникает риск развития самых различных заболеваний, таких как сколиоз позвоночника во время ускоренного роста позвоночника или диспластический коксартроз в период возрастного снижения функции мышц и эластичности связок.

Осанка - показатель психического здоровья

С одной стороны, осанка оказывает влияние на психофизиологические показатели, а с другой стороны, состояние психики отражается на осанке. Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных» первый сформулировал «рефлекс осанки»:

«Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоции.… Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить… Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции»

«Осанка выражает состояние души»,

Любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм Действительно, в ответ на отрицательные эмоции, рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, человек принимает так называемую пассивно-оборонительную позу .

Пассивно-оборонительная поза характеризуется приподнятыми и сведенными вперед плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной. При частом повторении такая поза может стать и часто становится привычной, закрепленной в стереотипе осанки. Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связаны с состоянием опорно-двигательной системы , в частности, с нарушением осанки. Синдром хронической усталости - наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегетососудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении - ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда «зажаты», для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка. Человек способен сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана известная методика психосоматической коррекции Фредерика Александера (1869-1955) английская статья Alexander Technique. Различные методы психосоматической коррекции эффективно помогают расслабить мышцы, снять излишнее напряжение. Мысли и тело человека неразрывно связаны, и изменения одного, влечёт за собой изменение другого. Воздействуя на свои мысли, мы регулируем мышечное напряжение. Измененене положение тела способно привести к изменению эмоционального состояния. Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку - выдвигают оба плеча вперед и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка, в свою очередь, способствует закреплению психо-эмоцинальных нарушений и формированию неврозов .

См. также

  1. Гигиена осанки

Литература

  1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / Л. П. Матвеев. - Изд. 4-е, стер. - СПб.; М.; Краснодар: Лань: Омега - Л. - 2004. - 159 с ISBN 5-8114-0483-2.
  2. Преображенский, А. Г. . Том II, 1916, c. 250.
  3. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка . М., 1964-73, с. 470.
  4. Толковый словарь живого великорусского языка (Владимир Иванович Даль, т. 1-4, 1863-66)
  5. Махабхарата . [В 18 кн.] М.-Л.-СПб,1950-2005 Кн.6. Бхишмапарва, или Книга о Бхишме http://realyoga.ru/Print/Portal/Library/1078/
  6. Хиетала В., Пономарев Н. Рациональная осанка - основополагающий фактор физического развития // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. - М.: 1998. - Т. 2. - С. 537-539. http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=590
  7. JESSIE H. BANCROFT The Posture of School Children New York 1925, PREFACE
  8. Зацепин Т. С. Ортопедия детского и подросткового возраста. М., Медгиз,1956, с.146
  9. KENDALL, F.P. McCREARY, E.K., & PROVANCE, P.G. (1993) Muscles, Testing and Function: with Posture and Pain. ISBN 0-7817-4780-5 Publisher: Lippincott Williams & Wilkins, 2005
  10. Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз. - М.: Медицина, 1981. - 272 с.


Поделиться