Выборы в 1 государственную думу 1993. Принятие конституции рф и выборы в государственную думу

Первые выборы в Государственную Думу России, проводившиеся в декабре 1993 года, проходили в условиях, которые вряд ли можно считать способствующими нормальному демократическому процессу.

Выборы с запахом пороха

4 октября 1993 года по приказу президента Ельцина здание парламента страны - Верховного Совета РСФСР - , а затем штурму. Большинство оппозиционных лидеров, включая вице-президента Александра Руцкого и спикера парламента Руслана Хасбулатова , оказались в тюрьме. Деятельность целого ряда политических партий, выступивших на стороне парламента во время кризиса власти, вызванного Указом № 1400, была запрещена. Под запретом оказались и оппозиционные СМИ.

В этих условиях говорить о возможности проведения нормальной избирательной кампании не приходилось. Тем не менее, она была начата.

Согласно закону, Госдума избиралась по смешанному принципу: 225 депутатов избирались по партийным спискам, еще 225 - по одномандатным округам. К участию в выборах по партийным спискам было допущено 13 политических партий, блоков и объединений.

На этом этапе ключевым стал вопрос об участии в выборах КПРФ. Радикальные коммунистические организации, участвовавшие в обороне Верховного Совета, были запрещены. Члены Компартии также активно участвовали в протестных акциях, однако высшее руководство КПРФ в лице Геннадия Зюганова в момент обострения кризиса в начале октября 1993 года призвало своих сторонников не поддаваться на провокации и не участвовать в уличных выступлениях.

Власти колебались: с одной стороны, президент Ельцин, объявив события в Москве 3-4 октября 1993 года «коммуно-фашистским мятежом», фактически поставил коммунистов вне закона. С другой стороны, неучастие коммунистов в выборах грозило привести к невысокой явке избирателей и, тем самым, к делегитимизации Госдумы.

В итоге КПРФ до выборов была допущена.

Политик, которого не приняли всерьез

При этом оппозиционные партии проводили избирательную кампанию в состоянии информационного вакуума, поскольку основные СМИ контролировались властями и сторонниками правых партий.

Зато достаточно много времени на телевидении получил Владимир Жириновский , которого власти, по всей видимости, не принимали всерьез.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступает на митинге перед жителями города Гаврилов-Ям во время предвыборной поездки, 1991 год. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Жириновский, обладавший ярким ораторским даром и прекрасными актерскими данными, ситуацию использовал блестяще. В тот момент, когда страна переживала настоящий шок, вызванный кровавой трагедией октября 1993 года, лидер ЛДПР сумел дистанцироваться от всех участников происшедшего, позиционировав себя как «третью силу».

Жириновский умело обращался к разным группам избирателей, находя особый подход к каждому. Многие психологи затем отмечали, как виртуозно лидер ЛДПР работал с женской аудиторией, обещая дамам решить все их проблемы и «найти каждой мужчину».

Как уже говорилось, в 1993 году Жириновского многие не принимали всерьез — и напрасно. 47-летний политик еще не успел примелькаться, за ним не было груза пустых обещаний, он не успел запятнать себя в крупных политических конфликтах. Жириновский не принадлежал бывшей номенклатуре КПСС, и одновременно не входил в число тех, кто осуществлял «шоковые реформы» в 1992-1993 годах. Для тех, кто успел разочароваться и в коммунистах, и в демократах, партия Жириновского была отличным вариантом для «протестного» голосования.

Испорченный праздник

В Москве в период предвыборной кампании было запрещено проведение уличных акций оппозиции. Так, не было выдано разрешение на митинг в честь 7 ноября. Пришедших на Октябрьскую площадь встречали ОМОН и… снайперы на крышах близлежащих зданий.

Исключение было сделано лишь для проведения панихиды на 40-й день после расстрела парламента, однако ее участникам было запрещено произносить политические речи.

В целом, нужно сказать, что полный контроль над СМИ сыграл с властями злую шутку. У них создалось впечатление, что протестные настроения в стране полностью подавлены, и результатом выборов станет полная победа провластного движения «Выбор России», а также других объединений, лояльных режиму Ельцина.

Уверенность была столь большой, что телевидение подготовило программу «Встреча Нового политического года», во время которой в прямом эфире должны были подводиться итоги выборов. На шоу, ведущей которого стала Тамара Максимова , были приглашены представители общественности, известные актеры, музыканты, в том числе и те, кто за два месяца до этого требовал от власти жестких мер в отношении оппозиции под лозунгом «Раздавите гадину».

Праздника, однако, не вышло. Первые же предварительные итоги показали, что уверенное лидерство захватила ЛДПР Владимира Жириновского. Мало того, по пятам за «Выбором России» шла КПРФ, которая, с точки зрения властей, в подобных условиях должна была балансировать на грани «проходного» 5-процентного барьера.

Телезрители, наблюдавшие за происходящим, увидели ликующего Жириновского, и абсолютный шок и растерянность среди приглашенных сторонников власти. Это состояние лучше всего отразило истеричное выступление публициста Юрия Карякина , венцом которого стала фраза: «Россия, ты одурела!».

Неготовность либеральной части общества признать не устраивающие ее итоги выборов, которая впоследствии станет делом обыденным, тогда проявилась впервые.

«Встреча Нового политического года» была свернута досрочно. Одна из ведущих российских газет на следующий день после выборов вышла с довольно едкой шапкой «С новым политическим гадом!».

Президент Жириновский

Но эмоции эмоциями, а итог заключался в том, что ЛДПР с почти 23 процентами голосов заняла первое место по партийным спискам. «Выбор России» набрал 15,5 процента, КПРФ — 12,4. Кроме того, в первую Думу по партийным спискам прошли «Женщины России», Аграрная партия, «Яблоко», ПРЕС и Демократическая партия России. «Выбору России», благодаря итогам выборов одномандатных округах, удалось догнать ЛДПР по общему числу депутатов. Однако общая расстановка политических сил в Госдуме оказалась таковой, что оппозиционные силы получили большинство над блоками, лояльными президенту Ельцину.

Новая Конституция, принятая в тот же день на референдуме, тем не менее, делала президента хозяином положения. Однако стало очевидно, что Борис Ельцин, учинивший кровавый разгон Верховного Совета при помощи танков, вновь столкнулся с ситуацией противостояния с оппозиционным ему парламентом.

Власть извлекла серьезный урок из выборов 1993 года. Выяснилось, что народ, получив свободное право выбора, голосует не так, как считает правильным власть, а так, как сам считает нужным.

Российский народ, ограбленный при помощи «шоковой терапии» и потрясенный расстрелом парламента, предпочел своему недавнему герою Борису Ельцину Владимира Жириновского.

На всех последующих выборах власти начнут предпринимать усилия по «корректировке» неправильного волеизъявления.

Во время противостояния Ельцина и Верховного Совета стороны, пытаясь договориться, рассматривали вариант досрочных выборов парламента и президента. Президентские выборы, по такому сценарию, должны были пройти летом 1994 года.

Если бы они действительно состоялись, то триумф ЛДПР на выборах в Госдуму-1993, вполне возможно, дополнился бы и победой Жириновского на президентских выборах.

Каким бы путем тогда пошла Россия, неизвестно. Но вряд ли веселый популист Жириновский смог бы справиться с этой ролью хуже, чем Борис Ельцин.

12 декабря 1993 г. состоялись всенародное голосование по проекту Конституции и выборы в новый парламент. Выборы про­водились по смешанной избирательной системе: 225 из 450 депу­татов избирались по общефедеральному округу голосованием по спискам с барьером в 5% голосов, 225 - в одномандатных окру­гах простым большинством голосов. В голосовании приняло участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции проголо­совало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты голосования и текст принятой Конституции были опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день является днем вступления в силу Конституции Российской Федерации. Народ Российской Федерации учредил новую политическую систему.

На проходивших одновременно с референдумом выборах депутатов Государственной Думы неожиданного успеха до­билась Либерально-демократическая партия, возглавляемая В.В. Жириновским. Это был результат одновременного сниже­ния популярности Президента и противостоявших ему полити­ческих сил после событий 3-4 октября 1993 г. В составе ново­го парламента не было устойчивого большинства - ни пропре­зидентского, ни оппозиционного. Это означало, что Президент и правительство не могли опереться на поддержку Думы в прове­дении рыночных преобразований.

Президент Б.Н. Ельцин внес в Государственную Думу указ № 1400 и еще 64 указа, изданных им за период между 21 сентября 1993 г. и време­нем начала работы нового парламента. Однако Дума уклонилась от рассмот­рения их по существу. Вместо этого 23 февраля 1994 г. она объявила ам­нистию в связи с событиями 19-21 августа 1991 г. и 21 сентября - 4 октяб­ря 1993 г. Однако эта попытка поставить точку на прошлом не удалась: Б.Н. Ельцин воспринял амнистию как вызов, радикальные оппозиционеры - как признание своей правоты.

Социально-экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. В 1993 г. внутренний валовой продукт (ВВП) сок­ратился по сравнению с 1992 г. на 8,7%. Инфляция составила 839%. Комментируя итоги года, премьер-министр B.C. Черно­мырдин произнес слова, ставшие крылатыми: «Мы хотели, как лучше, а получилось как всегда». Приверженцы Президента Б.Н. Ельцина объясняли экономический кризис сопротивлени­ем реформам со стороны Верховного Совета. Но ликвидация Верховного Совета не улучшила положение в экономике: в 1994 г. спад ВВП составил 12,7%, инфляция - 215,1%.

3. Развитие федерализма. Военно-политический кризис в Чечне

В Татарстане выборы и всенародное голосование проводи­лись, но явка избирателей оказалась ниже 25%, поэтому ни вы­боры, ни референдум в республике не состоялись. 15 февраля 1994 г. был заключен Договор о разграничении предметов веде­ния и взаимном делегировании полномочий между органами го­сударственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти Республики Татарстан. Договор завершил период неопределенности статуса бывшей автономии, констати­руя, что Татарстан находится в составе Российской Федерации.

Наиболее острая ситуация сложилась на Северном Кавказе. На территории Чечни референдум и выборы 12 декабря 1993 г. не проводились. Руководство Чечни настаивало на государ­ственной независимости республики. В 1992-1994 гг. в южных регионах России регулярно захватывались автобусы с залож­никами, разворовывались поезда, из Чечни изгонялось нече­ченское население.

Российское руководство решило пойти на силовые меры. В ноябре 1994 г. Президент Б.Н. Ельцин отдал приказ о подав­лении вооруженного мятежа в Чечне. Российское командование недооценило противника. Зимой 1994/95 г. шли кровавые сра­жения за город Грозный. Летом 1995 г. группа боевиков во главе с Ш. Басаевым захватила заложников в больнице в городе Буденновске Ставропольского края. После переговоров премьер-министра B.C. Черномырдина с Басаевым бандиты ос­тавили город и беспрепятственно ушли в Чечню.

В конце 1995 г. боевые действия активизировались на всей территории республики. В декабре развернулись ожесточенные бои в Гудермесе - втором по величине городе республики. Затем были атака боевиков на дагестанский город Кизляр, бои в селе Первомайском, атака мятежников на Грозный 6-8 марта 1996 г. После операции в Грозном чеченское командование пере­шло к оборонительным действиям в удерживаемых населенных пунктах и ста­ло наносить удары по российским коммуникациям. К концу апреля федераль­ным силам удалось переломить ход военных действий в свою пользу. В ночь на 22 апреля был уничтожен президент самопровозглашенной республики Ичкерия Д. Дудаев. Правительственные войска нанесли ряд поражений боевикам.

Летом 1996 г. федеральный Центр по инициативе секрета­ря Совета безопасности А.И. Лебедя предпринял еще одну попыт­ку разгромить мятежников. Но она оказалась безуспешной. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Республика Дагестан) представи­телями Федерации и чеченских региональных властей были под­писаны соглашения об урегулировании ситуации. Итогом догово­ренностей стали окончание военных действий и вывод федераль­ных войск из Чечни. 27 января 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Фактически Чечня стала независимой.

Подписанный договор не решил проблему. Чеченское ру­ководство установило связи с международными террористичес­кими центрами. Террористический интернационал рассматри­вал Чечню как свой плацдарм для наступления на Россию и в Европу. Лидерами террористов стали эмиссар возглавляемой Усамой Бен Ладеном «Аль-Каиды» Э. аль-Хаттаб и Ш. Басаев.

На территории Чечни была сформирова­на террористическая инфраструктура, включающая лагеря подготовки боеви­ков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористи­ческих организаций, поставок оружия и поступления денежных средств.

При этом в Чечню продолжали поступать федеральные средства. Однако получаемые из Москвы деньги тратились не восстановление республики, а на подготовку и оснащение новой армии.

Попытка остановить развал страны дала неоднозначный результат. Руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Однако в ходе военной кампании было доказано не только то, что сецессия (выход отдельного региона из состава страны) возмож­на, но и то, что платой за выход является война. Это резко ох­ладило горячие головы. Сепаратистские движения в регионах России перестали быть влиятельной политической силой.

Итоги выборов 1993 г.

Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Правительственный блок «Выбор России» выступал под лозунгами либеральных реформ в экономике и усиления президентской власти. Несмотря на официальную, государственную поддержку, 12 декабря «Выбор России» потерпел поражение - его кандидаты в Государственную Думу получили лишь около 15 % голосов (всего в выборах приняло участие немногим более 50 % российских избирателей). Этот неожиданный результат отразил недовольство избирателей падением уровня жизни и протест против жестких действий властей в октябре 1993 г. Наибольшего успеха по партийным спискам - 23 % - добилась Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, выступавшая с позиции национал-популизма. Третье место заняла Коммунистическая партия (КПРФ), возглавляемая Г. А. Зюгановым - 12%. Итоги выборов расценивались как поражение реформаторов.

Председателем Госдумы был избран Рыбкин И.П.. Тогда же была избрана и верхняя палата парламента - Совет Федерации, в неё вошли по 2 депутата от каждого субъекта РФ (в 1995 г. в Совет Федерации стали входить «по должности» выборные главы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ). Председателем СФ стал Шумейко В.Ф.

В составе нового парламента не бы­ло устойчивого большинства - ни пропрезидентского, ни оппозиционного. Это означало, что Президент и пра­вительство не могли опереться на поддержку Думы в проведении рыночных преобразований.

Президент Б.Н. Ельцин внес в Государственную Ду­му указ № 1400 и еще 64 указа, изданных им за пери­од между 21 сентября 1993 и началом работы нового парламента. Однако Дума уклонилась от рассмотрения их по существу. Вместо этого 23 февраля 1994 г. она объявила амнистию в связи с событиями 19-21 авгус­та 1991 г. и 21 сентября - 4 октября 1993 г. Социально-экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться.

Вопросы и задания:

1. В чем заключались основные причины противостояния Ельцина и Верховного Совета России?

2. Когда и почему был заключен Федеративный договор?

3. Какие вопросы были вынесены на референдум в апреле 1993 г.?

4. Можно ли было избежать кровавых событий в Москве в октябре 1993 г.?

5. Каковы главные черты Конституции РФ 1993 года?

6. Как изменилась система власти в РФ?

7. Работа с документами:

1) На основании приведенного документа дайте оценку ликвидации системы Советов в России. Почему это было сделано?

ИЗ УКАЗА № 1400 ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 21 СЕНТЯБРЯ 1993 г.

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года...

Основываясь на статьях 1, 2, 5, 121 Конституции РФ, итогах референдума 25 апреля 1993 года, постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ. До начала работы нового двухпалатного парламента РФ и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ...

2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...

5. Назначить выборы в Государственную думу Федерального Собрания РФ на 11-12 декабря 1993 года...

9. Заседания Съезда народных депутатов РФ не созываются. Полномочия народных депутатов РФ прекращаются.

10. Предложить Конституционному Суду РФ не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания РФ...

17. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания.

Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

2) Прочитайте информацию о политических партиях и движениях, принимавших участие в выборах в Государственную думу в 1993 г. Проанализируйте результаты выборов в Государственную думу 12 декабря 1993 г. Попробуйте спрогнозировать характер взаимоотношений Президента и парламента.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ, УЧАСТВОВАВШИЕ В ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 12 ДЕКАБРЯ 1993 Г.

Блок «Выбор России» объеди­нил сторонников продолжения радикальных либеральных реформ. В него вошли объединенные Всероссийской ассоциацией приватизируемых и частных предприятий предприниматели, ряд небольших по числен­ности демократических партий, некоторые творческие союзы, а так­же члены правительства и президентской администрации. Это дало основание рассматривать блок как главную «партию власти». Блок выступал под девизом: «Свобода, собственность, законность», а возглавил его вице-премьер Е. Т. Гайдар. Предвыборные плакаты с его изображением сопровождались словами: «Говорят все, делает он!»

Партия российского единства и согласия (ПРЕС), развивала идеи федерализма и местного самоуправле­ния. Она выступала под девизом «В единстве и согласии - к обновленной России». Партию возглавил вице-премьер правительства, министр по делам национальностей и региональной политики С. М. Шахрай. Объединив управленцев-профессионалов, партия заявила, что не является ни проправительственной, ни оппозиционной.

Избирательный блок «Яблоко», названный так по первым буквам фамилий учредителей и лидеров (Г. А. Явлинский, Ю. Ю. Болдырев, В. П. Лукин), выступал под девизом «Достоинство, порядок, справедливость», ставил целью построение в России гражданского общества и правового государства с учетом историко-культурных особенностей страны; обеспечение экономических и политических свобод граждан; создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Блок заявил о себе как о демо­кратической оппозиции Б. Н. Ельцину.

Основной оппозиционной силой была Коммунистическая партия Российской Федерации. Она выступала за ненасильственное возвращение страны на социалистический путь развития. В экономическом плане настаивала на формировании многоукладного рыночного хозяйства с эффективным государственным регулированием и активной социальной политикой; в политической сфере ставила задачей «избавление России законными методами от правящего политического режима». Возглавляемая Г.А. Зюгановым КПРФ стала наиболее массовым общественным объединением, насчитывая в своих рядах более 500 тыс. членов.



Союзником КПРФ по оппозиции была Аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин). Она отстаивала интересы агропромышленного комплекса и тех его работников, которые связаны с предприятиями коллективных форм собственности - бывшими колхозами и совхозами. Аграрная партия выступала против частной собственности на землю, за постепенный переход к рыночным отноше­ниям и за государственную поддержку АПК.

На роль третьей силы, выступавшей с государственнических, национально-патриотических позиций, претендовала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Она выступала за возрождение Российского государства в границах СССР, сильную президентскую республику с регулируемой и социально ориентированной рыночной экономикой. Остро ставила проблемы армии, защиты прав русскоязычно­го населении в республиках бывшего Союза ССР, положения беженцев из зон межэтнических конфликтов. Известность ЛДПР была во многом связана с личностью ее лидера В. В. Жириновского, который проявил себя как яркий оратор популистского плана, способный своими адресными обращениями привлекать симпатии достаточно широкого числа, в первую очередь «обездоленных», избирателей

Общее число избирателей - 106 170 835.

Число бюллетеней, выданных избирателям, - 58 187 755 (54,81%).

Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках, - 57 697 698.

Число действительных бюллетеней - 53 751 696 (50,63% от числа избирателей).

Название Число голосов (%) Количество мест в Думе
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 12 318 562 (22,92)
Выбор России 8 339 345 (15,51)
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 6 666 402 (12,40)
Политическое движение «Женщины России» 4 369 918 (8,13)
Аграрная партия России (АПР) 4 292 518 (7,99)
Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин 4 233 219 (7,86)
Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) 3 620 035 (6,73)
Демократическая партия России (ДПР) 2 969 533 (5,52)
Российское движение демократических реформ (РДДР) 2 191 505 (4,08)
Гражданский союз во имя стабильности 1 038 193 (1,93)
Будущее России - Новые имена 672 283 (1,25)
Конструктивно-экологическое движение «Кедр» 406 789 (0,76)
Достоинство и милосердие 375 431 (0,70)
Против всех 2 267 963 (4,22)

Одновременно с голосованием по Конституции были проведены первые выборы в новую Государственную думу. В парламент прошли по итогам голосования по партийным спискам: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 21,7%, блок «Выбор России» - 14,33%, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 11,46%, «Женщины России» - 7,51%, Аграрная партия России - 7,38%, блок «Яблоко» - 7,26%, Партия российского единства и согласия (ПРЕС) - 6,22%, Демократическая партия России (ДПР) - 5,10%

НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России

Признавая незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, сознавая, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а также в целях реализации права народа непосредственно решать наиболее важные вопросы

государственной жизни п о с т а н о в л я ю:

4. Утвердить прилагаемое Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

5. Установить, что в случае принятия Конституции Российской Федерации всенародным голосованием она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.

ИТОГИ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ

Выборы в Государственную Думу впервые состоялись 12 декабря 1993 года одновременно со Всенародным референдумом по новой Конституции Российской Федерации.

Первый созыв 1993-1995 гг. (в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, избирался на два года).

Официальные результаты выборов:

Общее число избирателей, включенных в списки - 106.170.835

Число бюллетеней, выданных избирателям - 58.187.755 (54,81%)

Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках - 57.697.698

Действительных бюллетеней (база для расчета процентов) - 53.751.696 (50.63% от числа избирателей) Недействительных бюллетеней - 3.946.002 (6.84%)

Величина 5-процентного барьера - 2.687.585 голосов

Против всех - 2.267.963 (4.22%).

Пятипроцентный барьер преодолели:

1. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 22.92% (59 мест)

2. Выбор России 15.51% (40 мест)

3. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 12.40% (32 места)

4. Политическое движение "Женщины России" 8.13% (21 место)

5. Аграрная партия России (АПР) 7.99% (21 место)

6. Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин 7.86% (20 мест)

7. Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) 6.73% (18 мест)

8. Демократическая партия России (ДПР) 5.52% (14 мест).

По одномандатным округам ЛДПР провела 5 кандидатов, «Выбор России» - 24 кандидата, Аграрная партия - 16, КПРФ - 10, блок «Явлинский - Болдырев - Лукин» - 7, ПРЕС - 4, «Женщины России» - 2. Не преодолевшие 5% барьера на выборах по спискам «Гражданский Союз» провел в округах 10 кандидатов, РДДР - 5, блок «Достоинство и милосердие» - 3, блок «Будущее России - новые имена» - 2 и один депутат был избран от «Кедра».

Председатель Государственной Думы - Рыбкин Иван Петрович.

Было принято 464 закона, из них подписано Президентом - 320.

ПОРТРЕТ ЭЛЕКТОРАТА

Даже беглый анализ избирательной статистики позволяет выявить ряд закономерностей. Выбор России и РДДР получили наилучшие результаты в мегаполисах (в первую очередь Москве, Санкт-Петербурге и на Урале). ЛДПР - в "горячих" пограничных (Псков, Белгород, Ставрополь) и наиболее удаленных регионах (Чита, Сахалин). Коммунисты - в сельских округах европейской части России (за Уралом представители КПРФ не выиграли ни одного мажоритарного округа). У АПР при очевидной близости к коммунистам гораздо меньше различий между географическими регионами и в то же время среди всех 13 партий, участвовавших в выборах, наибольший разброс электората. Среднеквадратичное отклонение составляет у аграрников 95% от математического ожидания, если брать в расчет все 225 округов, и 83%, если учитывать только "русские" регионы без национальных республик и автономных округов. Это очень высокий показатель. У следующих за АПР Выбора России, Яблока и РДДР в "русских" регионах отклонение составляет не более 50%. У ПРЕС в "русских" регионах разброс меньше 30% от средней, а все максимальные результаты достигнуты в республиках и автономных округах.

Обычно аналитики выделяют в России 4 типа электората: демократический (скорее все-таки либеральный), коммунистический (левый), патриотический (национально ориентированный) и неопределившийся ("болото"). Иногда выделяют еще специфический электорат партии власти. Однако собственно у партии власти электорат очень мал, а сторонники ПРЕС или НДР рекрутируются обычно из различных слоев населения. Еще один тип электората выделяют относительно редко, однако как раз с его определением нет никаких проблем. Речь идет об иноэтническом (нерусском электорате). Разумеется, внутри данного типа существуют весьма глубокие различия, общее же заключается в том, что федеральные политические партии не могут обратиться к иноэтническому населению, минуя местные элиты, как это они делают в большинстве "русских" регионов. Определить количество иноэтнического электората также несложно - около 10%. Обычно именно округа в республиках и автономных округах дают наиболее отличающиеся от средних по России значения. В 1993 г. такими территориями оказались Башкирия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Дагестан, Тува, Карачаево-Черкессия, Ямал и другие. Иноэтнический электорат представляет собой отдельную, весьма объемную и выходящую за рамки данного материала тему. Далее мы сосредоточимся преимущественно на "русских" регионах.

Попытки дать точное определение другим типам электората сводятся к банальным "сторонники реформ" - "противники реформ", что, во-первых, вовсе не является независимой переменной, а во-вторых, дает весьма низкую корреляцию с избирательными цифрами. Вообще говоря, категории "демократический", "коммунистический" и т.д. электорат не имеют точного определения и используются скорее на эмоциональном уровне. Математический анализ, однако, свидетельствует о глубоком расколе между избирателями либеральных (Выбор России, Яблоко, РДДР) и левых (КПРФ, АПР) партий. Отрицательная корреляция между ними достигает 0,76, что для идеологических партий, получивших вместе всего около половины голосов по федеральному округу, является чрезвычайно высоким показателем.

Подобное часто возникает при более устойчивых расколах - этнических, религиозных и т.д. Такие случаи можно наблюдать и в России - многие из титульных этносов российских республик практически не голосуют за ЛДПР, РОС или другие партии с устойчиво "державным" образом. Предположения о глубоком расколе между различными типами электората подтверждает и корреляция между либералами и ЛДПР (-0.75). Однако естественное в таком случае предположение о близости электората ЛДПР и левых вовсе не соответствует действительности. Корреляция ЛДПР и всех левых составляет 0,52 (средний уровень), а между ЛДПР и КПРФ всего 0,26 (слабая связь).

Графически полученные соотношения можно представить себе в виде почти равнобедренного треугольника, где "демократический" электорат равноудален от левого и ЛДПР-овского. Таким образом, функциональное определение либерального электората может быть следующим - это те избиратели, которые голосуя выбирают не из левых и левых национал-патриотов. Соответственно левый электорат это те, кто ни при каких обстоятельствах не проголосует за "либералов". Разумеется, данные определения носят всего лишь функциональный, а не строго научный характер. Разумеется, вовсе не все левые, тем более в 1993 году, голосовали за коммунистов и аграрников, и вовсе не все либералы за Выбор России, однако подобный подход позволяет с достаточной точностью определить количественные характеристики различных типов электората.

В отличие от левых и либералов, идентичность других типов электората выражена значительно слабее (это подтверждают существенно меньшие значения коэффициента корреляции между остальными партиями), однако дать им функциональные определения все-таки возможно. Национал-демократы - это те, кто, выбирая из некоммунистов и нелибералов, считает Россию национальным государством русского народа. В связи с запретом РОС, ФНС и других их союзников по Верховному Совету, этим избирателям оставалось голосовать по общефедеральному округу только за ЛДПР, что и сделали те, кто все-таки пришел на выборы. Этот тип электората в России вовсе не многочисленен, как иногда считается, - где-то в районе 15% и сосредоточен на русском Севере, в некоторых пограничных регионах и частично в Сибири. При голосовании сторонники национал-демократической идеи часто голосуют вместе с протестным электоратом. В отличие от коммунистов, где многие также голосуют протестно, но против очевидного врага в лице "демократов", протестный электорат голосует против всех больших идеологий - и против либералов, и против коммунистов, и против федеральной власти. На практике это приводит к поддержке либо региональных партий власти, либо партий с паллиативной, либо квазиидеологией. ЛДПР, Женщины России, отчасти ПРЕС и АПР стали основными получателями этих голосов. Размытость протестного электората не позволяет точно определить его количество, однако, по-видимому, это все-таки не более 15-17% с очень серьезными колебаниями во времени. Именно в этой категории избирателей в наибольшей степени прослеживается отказ от участия в голосовании.

В 1993 выйти за пределы своего базового электората удалось только ЛДПР. Главная причина здесь, на наш взгляд, в том, что ЛДПР оказалась в глазах общественного мнения единственной партией, нескомпрометировавшей себя сентябрьским кризисом, что позволило либерал-демократам одновременно играть на разных полях. За ЛДПР в конечном итоге проголосовало большинство национал-демократов, значительная часть протестного электората, деморализованные сторонники левых и даже часть оппозиционных демократов.

В. Брутер. История современных российских выборов. Год 1993

“РОССИЯ, ТЫ ОДУРЕЛА!”

Результаты думских выборов шокировали кремлевских наблюдателей. Сохранились документальные записи того, как наиболее известные из них собрались в ночь с 12 на 13 декабря в телецентре "Останкино", где в прямом эфире, открывая бутылки шампанского, политический, артистический и интеллектуальный бомонд комментировал предварительные данные с избирательных участков. Передача, задуманная как грандиозная демонстрация победы Кремля, завершилась конфузом… Гости, приглашенные праздновать победу партий, поддерживаемых администрацией Бориса Ельцина, один за другим покидали студию. Седовласый шестидесятник Юрий Карякин в отчаянии бросил в микрофон знаменитую реплику: "Россия, ты одурела!”

В.В. ПУТИН

Истоки отечественного парламентаризма можно искать в таких институтах народного представительства как вече, княжеские и боярские думы, земские соборы, которые на протяжении многовековой истории России служили диалогу между властью и обществом. Однако самостоятельная законодательная власть начинается с образованием в 1906 году Государственной думы - первого всероссийского представительного органа, наделенного законодательными полномочиями.

Десятилетия советского народовластия были далеки от современного понимания роли и места органов законодательной власти в политической системе общества. Съезды народных депутатов конца восьмидесятых - начала девяностых годов прошлого столетия заложили основы перехода от советской модели законодательной власти к парламентской демократии.

Самым принципиальным изменением в системе государственной власти того времени стало введение в 1991 году поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными органами власти.

Хотя Съезд народных депутатов и Верховный Совет как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, многие их права отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти.

Перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, стали причиной острых правовых и политических противоречий во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей. В сентябре-октябре 1993 года это привело к их открытому конфликту, который завершился роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета и ликвидацией системы Советов.

21 сентября 1993 года Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым предписывалось «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации». Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением 12 декабря 1993 года прошли первые выборы в Государственную Думу, - нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации, нового федерального органа законодательной власти страны.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Первого Созыва

Выборы проводились по смешанной системе:

  • по пропорциональной системе 225 депутатских мандатов по единому общефедеральному избирательному округу распределялись между избирательными объединениями (блоками) в зависимости от количества поданных за них голосов;
  • по мажоритарной системе избиралось по одному депутату в каждом из 225 одномандатных округах.
  • о выдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной думы по общефедеральному округу заявили 35 общественных объединений. Списки кандидатов на регистрацию представило 21 избирательное объединение. Центризбирком зарегистрировал списки 13 из них.

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В 5 округах выборы не состоялись, в одном выборы не проводились (Чеченская республика).
8 из 13 избирательных объединений (блоков) преодолели пятипроцентный барьер, дававший право на получение мандатов по общефедеральному округу.

Таблица 1. Итоги выборов

Число депутатских мандатов,

«Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР)

«Выбор России»

«Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ)

«Женщины России»

«Аграрная партия России» (АПР)

«Явлинский, Болдырев, Лукин»
(«ЯБЛОКО»)

«Партия российского единства и согласия» (ПРЕС)

Демократическая партия России (ДПР)

Другие объединения (блоки)

Кандидаты, выдвинутые группами избирателей и в порядке самовыдвижения

В состав Государственной Думы вошли представители 32 национальностей. На момент избрания насчитывалось 58 женщин-депутатов (чуть более 13 % депутатов). Две трети депутатов были в возрасте от 20 до 50 лет. Около 95 процентов депутатов - специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием; свыше трети – доктора или кандидаты наук; почти каждый десятый - член-корреспондент академии наук или академик. В Думу первого созыва было избрано 68 бывших народных депутатов Российской Федерации.

В первые дни работы Дума приняла решение предоставить официальный статус фракциям, созданным на основе избирательных объединений, прошедших в Думу по общефедеральному округу, независимо от численности, и депутатским группам, насчитывающим не менее 35 депутатов. Каждый депутат вправе состоять не более чем в одной фракции или группе.

В результате были зарегистрированы 8 фракций и две депутатских группы.

Депутатские объединения Число депутатов

Фракция ЛДПР

Фракция «Выбор России»

Фракция КПРФ

Фракция «Женщины России»

Фракция АПР

Фракция «ЯБЛОКО»

Фракция ПРЕС

Фракция ДПР

Депутатская группа «Новая региональная политика»

При формировании организационных структур Думы депутаты пошли по пути пропорционального представительства всех фракций и депутатских групп.

Председателем Государственной Думы был избран И.П. Рыбкин (фракция АПР).

На основе фракционного представительства был создан рабочий орган - Совет Думы. В него вошли Председатель Думы, руководители 8 фракций и 2 депутатских групп.

В Думе было создано 23 комитета и мандатная комиссия, по статусу приравненная к статусу комитета.

В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной. Объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19 - 21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября - 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии позволили в определенной мере преодолеть противостояние, сложившееся в обществе после событий октября 1993 года.

В результате последовавшей активизации законотворчества Думой были приняты:

Федеральные конституционные законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»;

Первая часть Гражданского кодекса - экономической конституции страны, правовой основы рыночных отношений;

Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы.

В связи с вступлением в действие новой Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.

В экономической сфере был принят ряд законов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики, реализацию конституционных прав на частную собственность и свободу законной предпринимательской деятельности, регулирующих правоотношения в отдельных областях экономической деятельности. Большое значение имело принятие з аконов «О сельскохозяйственной кооперации» и «О фермерском хозяйстве».

В социальной сфере обстановка вынуждала законодателей к принятию в основном ситуативных решений по повышению уровня минимальной обеспеченности различных категорий малообеспеченных граждан. В то же время закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров действует и поныне.

  • впервые на законодательном уровне были урегулированы вопросы: заключения, исполнения и прекращения международных договоров России;
  • участия Российской Федерации в международных миротворческих акциях;
  • оперативно-розыскной деятельности.

К несомненному успеху Думы можно отнести введение в нормальное русло бюджетного процесса в стране. Федеральный бюджет на 1996 год был принят Думой до начала финансового года, а не после, как было многие годы до этого.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды важную роль сыграло принятие закона об экологической экспертизе.

Во всех сферах правового регулирования, которые затрагивались депутатами, решалась задача приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией России.

За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. 310 принятых законов вступило в действие.

Дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту; структурированному по партийному признаку.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва

1. Формирование, состав и структура

В выборах 1995 года активно участвовали 69 избирательных объединений (блоков), из которых в итоге 43 были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации для участия в выборах. От этих избирательных объединений (блоков) в выборах по единому федеральному избирательному округу баллотировались 5700 кандидатов на 225 депутатских мандатов. На выборах в одномандатных округах на 225 мест в Государственной Думе претендовали свыше 2600 зарегистрированных кандидатов в депутаты.

Высокой оказалась и активность избирателей. В выборах участвовали более 69,5 миллиона граждан, или 64,7 процента от общего числа избирателей. По сравнению с выборами 1993 года число избирателей, пришедших на избирательные участки в день голосования 17 декабря 1995 года, увеличилось на 11 миллионов человек.

Выборы состоялись во всех избирательных округах.

Пятипроцентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ) , «Наш дом – Россия» (НДР), « Либерально - демократическая партия России» (ЛДПР) и « ЯБЛОКО».

Таблица 1. Итоги выборов

Наименование избирательных объединений (блоков)

Число депутатских мандатов,
полученных по итогам голосования за федеральные списки кандидатов полученных по итогам выборов в одномандатных округах

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

157

Всероссийское общественно–политическое движение «НАШ ДОМ – РОССИЯ»

55

ЛИБЕРАЛЬНО–ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ (ЛДПР)

51

Общественное объединение «ЯБЛОКО»

45

Другие объединения (блоки)

65

Депутаты из числа кандидатов, выдвинутых избирателями

77
450

В Думу второго созыва были избраны 46 женщин. Их представительство по сравнению с Думой первого созыва сократилось с 13 до 10 процентов.

В депутатском корпусе были представлены все возрастные категории: на момент избрания 11 депутатов были моложе 30 лет, а возраст 44 депутатов превысил 60 лет. В то же время, подавляющее большинство депутатского корпуса было в возрасте от 30 до 60 лет. Средний возраст депутатов составил 47 лет.

Самую многочисленную профессиональную группу составили 275 депутатов, имевших предыдущий опыт парламентской деятельности в органах законодательной и представительной власти всех уровней.

Объединения-победители образовали парламентские фракции. Согласно Регламенту Государственной Думы таким правом наделены все преодолевшие на выборах пятипроцентный барьер по федеральному избирательному округу. Депутаты, не вошедшие во фракции, были вправе образовать и зарегистрировать депутатские группы при условии, что их численность составляет не менее 35 человек. В итоге сложились следующие депутатские объединения:

Таблица 2. Депутатские объединения

Депутатские объединения Число депутатов

Фракция КПРФ

146

Фракция НДР

66

Фракция ЛДПР

51

Фракция « ЯБЛОКО»

46

Депутатская группа « Российские регионы»

43

Депутатская группа « Народовластие»

38

Аграрная депутатская группа

36

Депутаты, не состоящие в депутатских объединениях

22

Председателем Государственной Думы был избран депутат Г.Н.Селезнев (фракция КПРФ).

В Думе первого созыва были образованы 23 комитета и Мандатная комиссия, на правах комитета. Депутаты Думы второго созыва приняли решение о создании пяти новых комитетов:

Комитета по делам ветеранов;
Комитета по конверсии и наукоемким технологиям;
Комитета по проблемам Севера;
Комитета по культуре;
Комитета по туризму и спорту.

В итоге в Государственной Думе второго созыва были созданы 28 комитетов и Мандатная комиссия.

2. Основные итоги деятельности

Депутатам второго созыва от Думы первого созыва в наследство досталось около 500 законопроектов, находившихся на разных стадиях рассмотрения. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве.

Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 - вступили в силу.

Среди них федеральные конституционные законы:

«О судебной системе Российской Федерации»,
«О Правительстве Российской Федерации»,
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»,
«О военных судах Российской Федерации».

Вступили в силу крупные кодифицированные акты:

Вторая часть Гражданского кодекса,
первая часть Налогового кодекса,
Бюджетный кодекс,
Уголовный кодекс,
Уголовно-исполнительный кодекс,
Лесной кодекс,
Воздушный кодекс,
Градостроительный кодекс.
Кодекс торгового мореплавания,

Большое значение для страны имело принятие ряда федеральных законов.

В сфере государственного строительства – это законы:

«О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»,
«О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»,
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В сфере обороны и безопасности:

«Об обороне»,
«О статусе военнослужащих»,
«О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

В финансово-экономической сфере:

О рынке ценных бумаг
О переводном и простом векселе
Об ипотеке (залоге недвижимости)
Об иностранных инвестициях в Российской Федерации

Заметным событием судебной реформы стало вступление в силу законов:

«О мировых судьях в Российской Федерации»,
«Об исполнительном производстве»,
«О судебных приставах».

Дума второго созыва передала свыше 700 законопроектов депутатам следующего созыва.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

1. Формирование, состав и структура

Выборы состоялись 19 декабря 1999 года и в них приняли участие 66 840 638 граждан Российской Федерации, что составило 61,85 % от общего числа избирателей.

В бюллетень для голосования по федеральному избирательному округу было включено 26 избирательных объединений (блоков). В одномандатных избирательных округах на 225 мест в Государственной Думе претендовали 2216 кандидатов в депутаты.

В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в Государственную Думу состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе № 31 выборы состоялись 20 августа 2000 года.

Более двух третей - 336 избранных депутатов, - были выдвинуты от избирательных объединений (блоков), причем не только по федеральному избирательному округу, но и в ряде одномандатных избирательных округов. Соответственно менее одной трети избранных депутатов на выборах были выдвинуты группами избирателей или стали кандидатами в порядке самовыдвижения.

Таблица 1. Итоги выборов

Наименование избирательных объединений (блоков)

Число депутатских мандатов,
полученных по итогам голосования за федеральные списки кандидатов полученных по итогам выборов в одномандатных округах

«Коммунистическая партия Российской Федерации»

«Межрегиональное движение «Единство» («МЕДВЕДЬ»)

«ОТЕЧЕСТВО - ВСЯ РОССИЯ»

«Союз Правых Сил»

«БЛОК ЖИРИНОВСКОГО»

«Объединение «ЯБЛОКО»

Другие избирательные объединения (блоки)

Депутаты из числа кандидатов, выдвинутых группами избирателей и в порядке самовыдвижения

Как и в предыдущих составах, абсолютное большинство депутатов Думы третьего созыва составили мужчины: в Думе первого созыва было 59 депутатов-женщин, в Думе второго созыва - 46, в Думе третьего созыва - 34.

По возрастным группам депутатский корпус распределился следующим образом: в возрасте до 30 лет - 13 депутатов, от 31 года до 40 лет - 85 депутатов, от 41 года до 50 лет - 141 депутат, от 51 года до 60 лет - 153 депутата, свыше 60 лет - 52 депутата. Таким образом, большинство составили депутаты в возрасте от 40 до 60 лет. В то же время около 100 депутатов - люди в возрасте до 40 лет.

Среди профессиональных групп самую большую по численности, - 174 депутата, - составили депутаты Государственной Думы, переизбранные на новый срок. Если же учесть всю предшествующую деятельность депутатов Государственной Думы третьего созыва, то из 445 депутатов свыше 300, то есть две трети состава депутатского корпуса, в свое время были депутатами законодательных и представительных органов власти разных уровней.

В Думе третьего созыва было зарегистрировано 6 фракций и 3 депутатские группы.

Таблица 2. Депутатские объединения

Депутатские объединения Число депутатов

Фракция КПРФ

Фракция « Единство»

Фракция «Отечество - Вся Россия»

Фракция «Союз Правых Сил»

Фракция «ЯБЛОКО»

Фракция ЛДПР

Депутатская группа «Народный депутат»

Депутатская группа «Регионы России» (Союз независимых депутатов)

Агропромышленная депутатская группа

Депутаты, не состоявшие в депутатских объединениях

В целях объединения усилий депутаты, состоявшие в различных фракциях и депутатских группах, наряду с комитетами и комиссиями образовали несколько межфракционных депутатских объединений: «Энергия России», «Солидарность», «Сибирское соглашение», «Дружба народов - единство России», «Граница России».

На выборах Председателя Государственной Думы третьего созыва большинство голосов получил Г.Н. Селезнев, занимавший эту должность в Государственной Думе второго созыва.

Из 28 комитетов, существовавших в Думе второго созыва, 11 подверглись реорганизации и изменили свои названия, 17 комитетов сохранили прежние названия. По сложившейся традиции, вопросы о руководстве комитетов решались в рамках пакетного соглашения, в соответствии с которым распределение руководящих должностей в комитетах происходило с учетом численности депутатского объединения. При этом допускалось иметь до девяти заместителей председателя комитета, то есть по одному от каждого депутатского объединения.

Помимо комитетов депутаты создали ряд комиссий. Некоторые из них занимались регулированием только внутренних вопросов деятельности Государственной Думы. Это уже упоминавшаяся Мандатная комиссия, а также Счетная комиссия и Комиссия по этике. Другие комиссии и рабочие группы создавались для более углубленного анализа актуальных проблем внутренней и внешней политики, подготовки предложений по совершенствованию законодательства в соответствующих сферах.

2. Основные итоги деятельности

Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов. Среди них 8 кодексов Российской Федерации, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации и часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации. В число подписанных Президентом федеральных законов входит 156 принятых законов о ратификации международных договоров и соглашений.

Принятые законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны. В сфере государственного устройства были приняты федеральные конституционные законы:

«О Государственном гербе Российской Федерации»,
«О Государственном флаге Российской Федерации»,
«О Государственном гимне Российской Федерации»,
«О военном положении»,
«О чрезвычайном положении»,
«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и другие.

Кроме того, были приняты федеральные законы о новом порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, об основах системы органов местного самоуправления. Поддержку получил и внесенный Президентом Российской Федерации закон «О системе государственной службы Российской Федерации».

Российская политическая система получила закон «О политических партиях» и блок законов, вносящих изменения и дополнения в избирательное законодательство.

В сфере судебно-правовой реформы наиболее существенным явилось принятие Думой Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов.

Много внимания депутаты третьего созыва уделяли законодательству о социальной защите военнослужащих, работников правоохранительных и других органов, входящих в так называемый силовой блок. Думе удалось принять закон «Об альтернативной гражданской службе».

Что касается экономической сферы, то фундаментальные перемены произошли в земельном законодательстве. Приняты Земельный кодекс Российской Федерации и закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Центристское большинство Думы третьего созыва обеспечило принятие законодательных инициатив Правительства о коренном реформировании систем электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Другие принятые Думой законы были направлены на снижение административного бремени на сферу предпринимательства, укрепление прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, развитие ипотеки, создание наиболее благоприятных условий для малого бизнеса, формирования системы гарантирования вкладов физических лиц в банках.

В социальной сфере следует отметить принятие Трудового кодекса. Одно из центральных мест в социальном законодательстве занял блок законов по пенсионной реформе.

Было принято несколько новых законов, учитывающих многонациональный характер населения нашей страны, специфику жизни людей и потребности развития районов Севера и Дальнего Востока и приравненных к ним местностей.

В разработке законодательства, принятого Государственной Думой третьего созыва, активно участвовали различные субъекты права законодательной инициативы. Важной характеристикой этого периода явилось наращивание удельного веса законопроектов, разработанных в Правительстве Российской Федерации. Со своей стороны, депутаты Государственной Думы также внесли немало законодательных инициатив по актуальным направлениям социальной и экономической политики, ставших федеральными законами.

Значительную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В.Путин. Глава государства активно использовал свое конституционное право законодательной инициативы и внес в Думу ряд ключевых законопроектов: о ратификации стратегически важных для России договоров и соглашений; о государственной символике; о политических партиях; о системе государственной службы; о гражданстве и целый ряд других.

Государственная Дума третьего созыва обеспечила преемственность в законодательной деятельности, проявила зрелость, конструктивность, профессионализм и ответственность, способствовала усилению влияния органов законодательной ветви власти при решении стратегических вопросов развития общества и государства и внесла тем самым большой вклад в развитие и укрепление парламентаризма в России.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва

1. Формирование, состав и структура

Выборы состоялись 7 декабря 2003 года на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Для участия в выборах Центризбирком зарегистрировал 18 политических партий и 5 избирательных блоков.

В выборах в Государственную Думу четвертого созыва приняли участие 60 712 300 российских граждан, что составило 55,75 процента от общего числа внесенных в списки избирателей.

По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов.

Пятипроцентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок.

В одномандатных избирательных округах партия «Единая Россия» получила 102 депутатских мандата, КПРФ - 12, избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз)» - 8. Представители ЛДПР в одномандатных округах не были избраны.

Еще 32 кандидата были избраны по одномандатным избирательным округам при поддержке ряда других политических партий и избирательных блоков. Кроме того, по 67 одномандатным избирательным округам победы добились кандидаты, выступавшие на этих выборах в порядке самовыдвижения.

Таблица 1. Итоги выборов

Наименование избирательных объединений (блоков)

Число депутатских мандатов,
полученных по итогам голосования за федеральные списки кандидатов полученных по итогам выборов в одномандатных округах

Политическая партия «Единая Россия»

Политическая партия «КПРФ»

Политическая партия «ЛДПР»

Избирательный блок «Родина»

Другие объединения (блоки)

Депутаты из числа кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения

Из 447 избранных депутатов 44 - женщины. В Думе третьего созыва было 34 депутата-женщины. Девяти депутатам на момент их избрания в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации еще не исполнилось 30 лет. В возрастной категории от 30 до 39 лет находились 72 депутата, от 40 до 49 лет - 134 депутата, от 50 до 59 лет - 182 депутата, от 60 и старше - 50 депутатов. Средний возраст депутата Государственной Думы четвертого созыва составляет 49 лет.

Одной из главных отличительных черт Государственной Думы четвертого созыва является самый высокий по сравнению со всеми предыдущими созывами уровень преемственности состава ее депутатского корпуса. В 2003 году на следующий срок своих полномочий были избраны 207 депутатов Государственной Думы третьего созыва. Кроме того, после выборов 2003 года в Думу вернулись несколько депутатов первого и второго созывов, и общее число депутатов, уже имеющих опыт работы в ней, составило 224, то есть почти половину всего депутатского корпуса.

Таблица 2. Депутатские объединения

На должность Председателя Государственной Думы был избран руководитель фракции «Единая Россия» Б. В. Грызлов.

Депутаты Государственной Думы четвертого созыва провели перераспределение вопросов ведения между комитетами Государственной Думы, повлекшее реорганизацию и изменение названий ряда комитетов. Также было признано целесообразным восстановить созданный в Государственной Думе первого созыва Комитет по охране здоровья, освободив его от регулирования вопросов спортивной деятельности. Одновременно депутаты решили создать Комитет по физической культуре и спорту. Образование этого комитета увеличило общее число комитетов Государственной Думы с 28 в Государственной Думе третьего созыва до 29 в Государственной Думе четвертого созыва.

При решении вопроса об избрании председателей комитетов Государственной Думы четвертого созыва, располагая более чем 300 голосами из 450, новое парламентское большинство приняло решение о том, что «Единая Россия» будет нести всю полноту политической ответственности за конечные результаты деятельности Государственной Думы четвертого созыва. Поэтому фракция «Единая Россия» выдвинула своих кандидатов на должности председателей всех 29 комитетов палаты, которые и были избраны на заседании Государственной Думы 16 января 2004 года. При формировании комитетов был соблюден принцип пропорционального представительства депутатских объединений. На должности первых заместителей и заместителей председателей комитетов были избраны также представители других фракций с учетом их численности.

Помимо комитетов в соответствии с Регламентом палаты были образованы Комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики и Счетная комиссия.

Все другие комиссии депутаты вправе образовывать по мере надобности. В настоящее время зарегистрированы следующие комиссии Государственной Думы:

По противодействию коррупции;
по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия - Алания 1- 3 сентября 2004 года;
по проблемам Северного Кавказа;
по вопросам практики применения избирательного законодательства Российской Федерации;
по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контролю за их обеспечением в иностранных государствах.

2. Основные направления законодательной деятельности

В своем выступлении на первом заседании Государственной Думы четвертого созыва 29 декабря 2003 года Президент Российской Федерации В. В. Путин напутствовал депутатов следующими словами: «Вам, вновь пришедшим в Государственную Думу депутатам, предстоит продолжить и дальше развить традиции заметно окрепшего отечественного парламентаризма и, разумеется, вписать свою страницу в его историю. Хотел бы здесь подчеркнуть: только от вас зависит, какой она будет, от вас в значительной степени будет зависеть экономический прогресс в России, рост реальной демократии и уровня жизни наших граждан».

Основным приоритетом деятельности Дума нового созыва стало законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны: рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны и безопасности.

Время начала работы Думы совпало со сменой Правительства Российской Федерации, проведением административной реформы, изменением структуры и функций федеральных органов исполнительной власти. В связи с осуществлением этих мероприятий, направленных на совершенствование государственного управления, Дума оперативно внесла необходимые коррективы в федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», « О чрезвычайном положении» и в другие законодательные акты. Кроме того, был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Принятие двух федеральных конституционных законов было вызвано процессом объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект Российской Федерации. Помимо этого был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа».

Внесены изменения в федеральные конституционные законы:

«О Конституционном Суде Российской Федерации»;
«О судебной системе Российской Федерации»;
«Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В новой редакции был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Другой принятый закон, прямо касающийся обеспечения конституционных прав и свобод граждан, - это Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Совершенствуя избирательное законодательство, депутаты определили направление развития отечественного парламентаризма на перспективу. Переход на пропорциональную систему выборов депутатов Государственной Думы создал правовую основу повышения роли партий, как на выборах, так и в политической системе России в целом. Наряду с укреплением партий, предложен дополнительный механизм взаимодействия общественности и органов власти – Общественная палата Российской Федерации, закон о которой уже вступил в действие.

Изменения, внесенные в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, были направлены на либерализацию некоторых норм, предусматривающих ответственность за преступления, не относящиеся к категории особо тяжких, вместе с тем другие изменения, напротив, - усилили уголовную ответственность за противоправные действия террористического характера. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях были нацелены на решение задач, связанных с необходимостью повышения безопасности на дорогах.

Государственная Дума активно участвует в реализации очередного этапа налоговой реформы, направленной на общее снижение налогового бремени. Из принятых законодательных решений в налоговой сфере особую значимость имеет снижение ставок единого социального налога, а также о тмена налога на имущество, передаваемое в порядке наследования.

По инициативе Президента РФ были приняты поправки в Гражданский кодекс, речь идет о сокращении срока исковой давности с десяти до трех лет по недействительным сделкам.

Государственная Дума смогла активизировать работу над законами, которые годами «лежали под сукном». В частности, приняты законы о государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов; поправки в закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Наконец, принят закон о концессионных соглашениях, ждавший своего часа почти десять лет. Значительный общественный интерес вызвало принятие законов об особых экономических зонах.

Дума завершила работу над основной частью законов в сфере развития жилищного рынка и ипотечного кредитования. Принятием этого пакета законов был сделан важный шаг к разрешению проблем, копившихся годами.

Путем внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» был расширен круг лиц, отнесенных к категории участников Великой Отечественной войны. В Государственной Думе четвертого созыва идет целенаправленная работа по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума. Большие усилия депутаты предпринимают во имя укрепления здоровья нации, уделяя особое внимание молодому поколению россиян. Приняты федеральные законы, ограничивающие курение табака, продажу и потребление пива в общественных местах.

После террористической атаки в г. Беслане депутатами Государственной Думы уделяется особое внимание вопросам борьбы с терроризмом. В числе важнейших из принятых мер в этой связи можно назвать принятие Федерального закона «Об изменении порядка замещения должностей глав субъектов Российской Федерации», внесение ряда изменений в нормы Уголовного кодекса, определяющие ответственность за преступления террористического характера.

В контексте расширения международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом Государственной Думой были ратифицированы Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, а также Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре. Развивая сотрудничество в борьбе с терроризмом и обеспечении безопасности, депутаты ратифицировали важнейшие межгосударственные документы в этой сфере: Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и ряд других.

Государственная Дума продолжает уделять серьезное внимание и другим аспектам международных отношений. Важным международно-правовым документом, направленным на повышение стабильности и укрепление безопасности на европейском континенте, является ратифицированное Думой Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружениях в Европе. Этапным событием стала ратификация Государственной Думой Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В итоге Россия присоединилась к глобальным усилиям по снижению антропогенной нагрузки на климат Земли, что способствует повышению международного авторитета нашей страны.

Государственная Дума активизировала участие в формировании правовой основы расширения международного экономического сотрудничества, в первую очередь со странами СНГ. Ратифицированы Соглашение о формировании Единого экономического пространства, Договоры с Украиной о российско-украинской государственной границе и о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

Количественные характеристики законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва приведены в Таблице 3.

Таблица 3 (Дата актуализации данных 18.10.2005)

Показатель Всего Федеральные конституционные законы Ратификации

Количество законопроектов, внесенных в Государственную Думу

Количество законопроектов, принятых Советом Государственной Думы к рассмотрению Государственной Думой

Количество законопроектов, рассмотренных Государственной Думой в первом чтении

Количество законопроектов, всего рассмотренных Государственной Думой (или в первом, или во втором, или в третьем чтении)

Количество законопроектов, принятых Государственной Думой только в первом чтении

Количество законопроектов, принятых Государственной Думой только во втором чтении

Количество законов, принятых (одобренных) Государственной Думой - всего

Из них новых законов (впервые принятых Государственной Думой в данный период)
повторно принятых законов (впервые принятых до данного периода и отклоненных (или возвращенных в Государственную Думу без рассмотрения) Советом Федерации или Президентом РФ)

Количество законов, отклонявшихся (или возвращавшихся в Государственную Думу без рассмотрения) из принятых (одобренных) Государственной Думой в данный период - всего

Из них только Советом Федерации
только Президентом РФ
и Советом Федерации, и Президентом РФ

Количество законов, подписанных Президентом РФ, из принятых (одобренных) Государственной Думой в данный период (впервые или повторно)

Количество законов, подписанных Президентом РФ в данный период

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1994-2005 ГОДЫ

В сфере государственного строительства заложены законодательные основы построения правового демократического государства, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод личности, совершенствования федеративных и национальных отношений, формирования и функционирования системы органов законодательной, исполнительной и судебной властей, независимого надзора за режимом законности в стране, становления и развития местного самоуправления, значимых институтов гражданского общества, института уполномоченных по правам человека на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, государственной и муниципальной службы.

В экономической сфере приняты основополагающие законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики, в том числе Гражданский, Арбитражный процессуальный, Воздушный и Градостроительный кодексы. Созданы правовые основы становления и развития гражданско-правовых отношений, реализации конституционных прав на частную собственность и свободу законной предпринимательской деятельности, регулирующей роли государства в российской экономике. Урегулирован судебный порядок разрешения экономических споров. Созданы определенные условия для эффективного перераспределения собственности, развития малого предпринимательства, повышения активности инвестиционной деятельности. Принят ряд законов, регулирующих правоотношения в отдельных отраслях народного хозяйства.

В социальной сфере законодательство формировалось в условиях изменения содержания государственных социальных гарантий, сохранения социальной напряженности, сокращения финансовой базы социальной политики. Базовым для регулирования основных отношений в этой сфере явился закон о прожиточном минимуме. В то же время обстановка часто вынуждала законодателей к принятию ситуативных решений по повышению уровня минимальной заработной платы и минимальной пенсии, по изменению пенсионного обеспечения и социальной защиты различных категорий граждан. Значительное число законов было принято по вопросам семейных отношений, культуры, науки, образования, охраны здоровья. Урегулирован порядок разрешения коллективных трудовых споров.

В бюджетной, налоговой и финансовой сферах созданы правовые основы бюджетного устройства, бюджетного процесса и межбюджетных отношений, налоговой системы, управления и контроля за состоянием государственного долга. Постоянно совершенствовались законодательство, регулирующее деятельность Центрального банка Российской Федерации и банковской системы в целом, организация страхового дела. Приняты новые законы, обеспечивающие создание и функционирование рынка ценных бумаг, восстановление и защиту вкладов граждан, усиление контроля за соблюдением финансового законодательства.

В сфере обороны и безопасности приведено в соответствие с Конституцией Российской Федерации и значительно расширено законодательство по вопросам обороны. Впервые урегулированы участие России в международных миротворческих акциях и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами. Реформировано уголовное и уголовно-исполнительное законодательство. Усовершенствовано законодательство о правоохранительных органах и их деятельности, регламентирован оборот оружия и наркотических средств.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды созданы определенные условия для рационального использования и восстановления природных ресурсов, урегулирован ряд вопросов обеспечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности.

В сфере международных отношений законодательно установлен порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации, регламентированы процедуры внесения, рассмотрения и принятия закона о ратификации (денонсации) международных договоров Российской Федерации. За данный период приняты и вступили в силу сотни законов о международных договорах Российской Федерации. Среди них такие значимые решения Российской Федерации, как присоединение к Уставу Совета Европы, образование Союза Беларуси и России, Экономического союза стран СНГ и многие другие.

Поделиться