Сильная молитва иконе прибавление ума. Помощь высших сил на все случаи жизни: икона «Прибавление ума

Молитва первая

О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь

Молитва вторая

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Тропарь, глас 4:

О Преславная Мати Христа Бога нашего, / благих Подателя, / милостию Своею всю вселенную сохрани, / даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, / светом Сына Твоего души наша просвети, / едина Всепетая, // от Херувим и Серафим славимая.

Кондак, глас 2:

Яко Единицы умом нас просвещающую, / хвалим Тя, Пречистая, / Мати Разума, всю вселенную держащаго, / Красото мира видимаго и невидимаго, // лучами жизни нас озаряющая.

Образ Божией Матери любим и почитаем христианами со всего мира. Икона «Прибавление ума» имеет ряд особенностей, а также уникальную и загадочную историю появления.

Любой образ Богородицы связан с явлением божественного чуда. С икон Пресвятой Девы на людей нисходит благословение, высшая защита и небесное покровительство. Обратившись в искренней молитвенной просьбе к Божией Матери, вы обретете то, чего желает ваша душа и сердце.

История иконы

Икона «Прибавление ума» имеет уникальную историю, переплетающуюся с жизнью евангелиста, помощника апостола Павла — иконописца Луки. Предание гласит, что авторству Луки принадлежит прообраз Божией Матери, выкованный в статуе Лоретской иконы, с которого позднее был написан лик «Прибавление ума». Благовестник создал ряд почитаемых ликов Пречистой Девы, которые имеют статус реликвии.

Иван III, великий князь, обратил внимание западной католической культуры на русское достояние. Благодаря взаимной заинтересованности запада и России христиане смогли узнать о столь невообразимом и чудесном образе Лоретской иконы. В 1524 православная делегация устремилась в святой дом в городе Лорето, чтобы лично узреть лик Божией Матери. Они были потрясены святыней, привезенной из самого Назарета. На Руси появились первые списки Лоретской иконы.

Если верить сказанию, в 1547 году в столице впервые появились упоминания об иконе «Прибавление ума». Она была переписана на московский лад неизвестным иконописцем. Авторство образа было скрыто, но факты сохранили в себе предысторию. Праведный человек, ревностно увлекшийся исправленными священными книгами, сошел с ума. Его терзало безумие, в минуты возвращения здравого рассудка мужчина молился Богородице о прощении и возвращении прежней жизни. Пречистая Дева являлась несколько раз к душевнобольному, пока тот писал ее образ. По окончанию работы здравый ум вернулся к иконописцу, а сама икона была названа «Прибавление ума».

Описание иконы

Написанная икона «Прибавление ума» не отвечает православным традициям и канонам написания. Она вобрала в себя католические нормы иконописи. На ней изображены Иисус и Пресвятая Дева Мария, но не как мать с младенцем на руках. Их сплетает воедино богослужебное облачение. На головах святых венцы. Богоматерь и Сын Божий находятся подле входа в небесный портал, под аркой которого видно звездное небо. Покрывало или хитон скрывают внешнее облачение стоящих на иконе Сына и Матери. Их окружают ангелы и мерцающие лампады. В нижней части иконы, под ногами Святых, располагаются маленькие дома, символизирующие Иерусалим.

Где находится икона

Подлинник святого образа украшал Спасо-Преображенский собор, находящийся в городе Рыбинск, но в советские годы из-за гонений и запретов на вероисповедание оригинал был утрачен. До сих пор место его нахождения неизвестно. Оставшиеся чудотворные списки можно встретить в других городах нашей Отчизны:

  • город Москва, храм Тихвинской иконы Божией Матери;
  • город Тутаев, Покровский собор;
  • город Москва, церковь святой Татьяны при МГУ.

В чем помогает икона «Прибавление ума»

Если вы нуждаетесь в просветлении, особенно при судьбоносных решениях, не медлите и обратитесь к Божией Матери за советом и помощью в искренней молитве подле ее чудотворного образа. Молитвенная просьба к Богородице направит вас на путь истинный, поможет в познании новых наук, прибавит духовных знаний и крепкой веры для постижения проблем. Молитва перед этой иконой Пречистой Девы помогает:

  • при слабом умственном развитии;
  • в случаях тяжелых душевных терзаний;
  • при слабоумии, рассеянности, невнимательности;
  • для вразумления неразумных детей, для их послушания и упорства в изучении новых наук;
  • при расстройствах психики;
  • при обучении для быстрого освоения материала;
  • при выполнении умственной и сложной работы;
  • для успокоения сумасшедших;
  • для удачной сдачи экзаменов, защиты дипломных работ и диссертаций.

Молитва перед образом Богородицы

«Царица Небесная, Пресвятая Дева, Матерь Сына Божьего. Ты воцаряешься над архангелами и людьми, заступаешься за грешные души. Сжалься над нами, не исполнившими простые заповеди Божьи, нарушившими обещания крещения и иночества. За грехи отвечаем, как некогда отвечал сам Царь Саул, на которого снизошел гнев Господа в виде отчаянья и безрадостной жизни. А мы по его стопам идем. Ум наш суетный и гонимый предался забвению о благодати Господа. Души наши омрачены темной пеленой, в сердцах затаилась печаль, тоска, гнев, злопамятность, ненависть и прочие прегрешения. Не знаем мы о счастье и успокоении, поэтому и взываем к Тебе, Милостивая Мать. Замоли пред Сыном Своим грехи наши, попроси Его о спасении нашем. Пусть ниспошлет Он нам в помощь Ангела-Утешителя. И ум наш просияет, и воспоем мы тогда: возрадуйся, Богородица, прибавившая нам к спасению ума. Аминь».

Дни почитания

Икону «Прибавление ума» православные христиане почитают ежегодно 28 августа. В этот день празднуется еще одна икона: образ Божией Матери «София, Премудрость Божия». Дата совпадает не случайно. Чудотворная икона Богородицы имеет высшее покровительство и ходатайство пред Сыном Своим в вопросах прибавления ума и одарения духовным просвещением и разумом людей. Именно такое покровительство и принято называть Божественной Мудростью.

Уверовавшие в Господа люди находятся под крепкой и нерушимой защитой Высших Сил. Молитесь искренне в минуты отчаянья и в минуты радости. Благодарите святых за каждый прожитый день и за возможности, подаренные вам. Мы желаем вам крепкой веры, счастья и благословения. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

«Приобретай мудрость, всем имением твоим приобретай разум» - так говорил библейский царь Соломон. По преданию, перед началом царствования, Соломон просил у Господа не богатств и власти, а разумения. За этот выбор Бог благословил его и сделал мудрейшим из правителей, что принесло ему богатство и славу.

Важно! Христиане имеют великую Заступницу перед Богом за человеческий род - Богородицу. Она усиливает слабую веру и неумелую молитву, донося их до Бога. Милость Божией Матери является посредством Её образов. Один из них - икона «Прибавление ума» - напоминает христианину о главном богатстве, выборе царя Соломона.

Этот редкий и странный по написанию образ заставляет задуматься над его смыслом, показывает несовершенство человеческого ума в познании Бога. Молитва иконе «Прибавление ума» творит тихие чудеса: человек прозревает умом и начинает видеть главное - собственные грехи.

Два предания о происхождении образа

По преданию, «Богородица Премудрая» появилась в России в XVII в. после раскола, произошедшего в результате исправления церковных книг патриархом Никоном. Неизвестный художник долго размышлял над старыми и новыми текстами, какие из них правильные?

Икона «Прибавление ума»

Однажды, молясь Богородице о вразумлении, он увидел дивный Её образ. Вслед за этим Владычица повелела художнику написать икону, изображающую видение. Долго не мог он воспроизвести удивительный сюжет, забывая разные детали. Явление Божией Матери повторилось несколько раз, пока работа не была закончена.

Помолившись перед новым образом, художник почувствовал ясность ума, что позволило ему разобраться в мучившем его вопросе. Так была явлена редкая икона «Прибавление ума», имеющая также другие названия: Подательница ума или Филафета (греч. Правдолюбие).

Прообраз иконы в Италии

Исторические исследования приводят другие обстоятельства происхождения образа. Источником «Филафеты» могла быть католическая статуэтка Девы Марии, хранившаяся в г. Лорето (Италия). Деревянная фигурка Богоматери с Младенцем помещена в «Святом домике» - каменной хижине, где жила Мария. Сама хижина была разобрана и перенесена из Назарета в Италию греческой семьей, спасавшей святыню от нашествия арабов.

Статуэтка Девы Марии с младенцем

Скульптура изображает стоящую Богородицу с Христом на руках. Вся она так завешана украшениями, что открытыми остались только головки Марии и Младенца Иисуса. Жемчужные бусы покоятся на сшитом из ткани далматике - плаще без рукавов, надетом на статую. По мотивам скульптуры была написана икона Богоматери Лоретской, где Она вместе с Иисусом укутана драгоценной фелонью (плащ, принадлежность священнического облачения). При первом взгляде на Лоретскую икону видно её сходство с русской «Подательницей ума».

Читайте об отношении православия к другим религиям:

Образ Богоматери отправляется в Россию

В начале 16 века Василий III имел тесные контакты с Италией. В то время Православная и Католическая Церкви уже разъединились, и папы римские стремились взять Русскую Церковь под свою власть, предлагая Василию экономические и политические выгоды. Для этого нужно было лишь изменить некоторые догматы - основы православной веры.

Замысел пап не имел успеха, но Василий III всё же отправил послов на переговоры. Тогда уже было известно, что в Италии стоит «Дом Богородицы» и послы пожелали его увидеть. Папа Климент IV пригласил их в Лорето в надежде, что почитание общехристианских святынь сблизит православных с католиками.

Базилика Святого Дома в Лорето

Посетив святыню и услышав рассказы служителей Дома Богородицы, послы вернулись на родину и составили «Сказание о храме Святыя Богородицы», дошедшее до наших дней. Тогда же был сделан список Лоретской Девы, который распространился в России в виде иконы «Прибавление ума».

Обе истории дополняют друг друга. Божия Матерь пришла на русскую землю Своим «Умным Образом» в трудный период, когда каждый верующий должен был разобраться во множестве разногласий, вызванных церковной реформой.

Современным итальянцам так полюбился русский вариант Лоретской Богоматери, что и сейчас маленькие образки «Прибавления ума» раздаются у «Дома Богородицы» в Лорето.

Значение изображений

Самые древние образы выполнены на холсте, вопреки православной традиции писать иконы на досках. Происхождение странной формы одеяния Богородицы объяснено выше. Кроме того, здесь изображены:

  1. звёздное небо - символ рая, Небесного Царства. Святая Дева с Младенцем Христом стоит у райских врат и только через Её молитвы открывается человеку этот путь;
  2. белые здания под ногами Богоматери - Горний, Небесный Иерусалим. Также они могут изображать города, где пребывал «Дом Богородицы» во время своего путешествия из Палестины в Италию;
  3. серафимы - три шестикрылых Ангела над головой Богородицы и один - у ног. Серафимы - исполнители воли Божией. Большое количество крыльев означает их быстроту, а положение на образе - наибольшую близость к Богу;
  4. четыре ангела в апостольских одеждах со свечами изображают четырёх Евангелистов, несущих свет истины. Также они представляют четырёх главных Архангелов;
  5. две горящие лампады у райских врат - «светильники мудрых дев» из евангельской притчи, повествующей о девах, ожидающих Жениха. Мудрые девы взяли достаточно масла, чтобы их светильники горели до утра, а неразумные не имели запаса и опоздали на пир, пока искали, чем поддержать огонь.

Обычаи, связанные с образом «Прибавление ума»

В прошлые века в народе существовал благочестивый обычай помещать в церкви «обетные иконы». Иконописцу заказывали изготовление образа Божией Матери с определёнными святыми, к которым заказчики имели особое усердие в молитве. Икону жертвовали в храм, молясь об успехе какого-либо важного дела.

В качестве обетных икон писались и образа «Прибавление ума», причем сюжет мог меняться. Известен образ, где Богомладенец восседает на правой руке Богородицы, держа в руках символы царской власти. На обратной стороне доски написаны святые, помогающие в борьбе с блудом и пьянством.

Икона Божией Матери «Прибавление Ума», 1738 год. Иконописец игумен Савватий

На другой обетной иконе, из Рыбинска, кроме обычных изображений, приписан священномученик Антипа, к которому молятся при зубной боли. Есть сведения об иконе «Прибавление ума», написанной в XVIII в в молитве о построении храма. На ней написаны святые, которым посвящалась будущая церковь.

Еще о христианских обычаях:

К сожалению, большинство старинных списков было утеряно после революции.

Чтимые иконы в России

  • г. Тутаев (Романов-Борисоглебск) на берегах Волги украшен Свято-Покровским храмом, в котором находится чтимая икона «Прибавление Ума» XVII в. Икона признана чудотворной. К ней притекают за помощью учащиеся и одержимые слабоумием. Однажды священник храма, отвечая на вопрос прихожанина, произнёс, что обращение к Божией Матери помогает нам обрести истинный, божественный разум. Присутствовавшая здесь же бесноватая женщина вдруг промолвила не своим голосом, с трудом, как бы не по своей воле: «Это ты правильно сказал!»

Традиционно икону привозят из Тутаева в Ярославль к началу учебного года.

  • Покрово-Тервенический монастырь в Ленинградской области имеет часовню, где помещена единственная в России статуя Лоретской Богоматери. Здесь её называют «Прибавление Ума».
  • Московская Тихвинская церковь в Алексеево. Здесь находится старинная чудотворная икона XVII в., подаренная храму в то же время.
  • В музее г. Рыбинска хранится древний образ «Прибавление ума», выполненный в живописном «католическом» стиле. Вместо четырёх Ангелов на ней изображено два, один из них - с крестом. До революции икона хранилась в Спасо-Преображенском соборе города.

Посмотрите видео об Акафисте и истории иконы

У христиан существует большое количество изображений Богородицы. Сегодня особенно часто произносится молитва перед иконой «Прибавление ума». Но чтобы просьба была услышана, необходимо знать, о чем следует молить перед этой иконой.

Описание и сила иконы

«Прибавление ума» считается редким иконописным изображением. На ней показана Богородица, стоящая с младенцем на руках. Она изображена у входа в небесный портал. Фигуры укутаны в покрывало. Деву Марию и ребенка окружают ангелы, которые держат зажженные свечи. В нижней части изображения показаны небольшие домики, которые олицетворяют собой Небесный Иерусалим.

Представленное на иконе изображение Пресвятой Девы Марии имеет символическое значение, и выражает жертву искупления Христа. Эта жертва открывает перед всеми верующими путь к Небесному Иерусалиму.

Этот божественный лик имеет интересную историю написания, которая начинается в XVI-XVII веке. Инок-иконописец, написавший ее, хотел понять православное верование. Поэтому он приступил к изучению церковного писания. Причем изучал он писание как до раскола, так и после него.

Монах хотел избежать греходеяний и надеялся таким образом разобраться в том, как именно нужно возносить молитву, чтобы святые услышали прошение. Поэтому он усердно трудился над церковным писанием, что привело к помутнению его рассудка.

Когда на инока находило просветление, он с помощью молитвенного прошения просил Пречистую Деву избавить его от напасти. Богоматерь услышала просьбу и как-то явилась перед иноком во время произнесения им молебны. Она попросила его написать образ, основанный на ее явлении. Матерь Божья сказала, что перед этим написанным изображением он должен произнести молитву.

После чудесного явления монах сразу же взялся за работу. Но во время работы видение Богоматери то исчезало, то вновь появлялось. Когда она полностью исчезла, инока снова поглотило безумие. Он опять начал молиться Пресвятой Богородице. Во время этой молебны Царица Небесная снова явилась монаху и он смог завершить икону. После этого инок обрел свой рассудок, а образ стал считаться чудотворным. С тех самых пор молитва, произнесенная перед этим изображением, дарует душевное спокойствие и исцеляет недуги.

Молитвенное прошение перед иконой «Прибавление ума» может помочь в следующих ситуациях:

  • у человека плохая память и он часто мучается от своей забывчивости;
  • при наличии слабых умственных способностей;
  • наличие отставания в умственном развитии;
  • если ребенок непоседлив и не может усидеть на одном месте во время урока;
  • в период сдачи экзаменов для завершения школы, поступления в университет, во время сессии и любой проверки знаний;
  • помощь при выполнении работ в образовательной и научной сфере;
  • необходимость умственного просветления учащихся.

Кроме помощи в учебе, данная икона способна исцелять душевнобольных людей. Молитва помогает определить верный жизненный путь, найти правильное решение трудной задачи, разобраться с проблемами. Прошение позволит преодолеть все препятствия.

Молитва перед этой иконой также обладает лечебным эффектом. Она помогает в лечении лихорадочных состояний, а также защищает от нападения ядовитых и диких животных.

Для получения помощи от Богоматери необходимо искренне верить, произнося молитву перед образом. Только вера и терпение помогут получить помощь от Девы Марии для успешного решения описанных выше жизненных проблем.

Видео «Сила иконы «Прибавление ума» Божией Матери»

Из видео вы узнаете историю написания иконы Божией Матери «Прибавление ума», а также о силе молитвы перед ее образом.

Текст молитвы для чтения

О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго.

Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Прежде чем начать рассказ о первой написанной в России в традиции московской школы иконе Божией Матери «Прибавление ума», стоит рассказать о ее древнем изображении, которое в свое время послужило ее прообразом и вдохновило иконописцев на написание этого, ставшего столь почитаемым в Православии списка, вскоре после создания проявившего чудотворные свойства. Это известная на весь мир Лоретская икона Божией Матери и скульптурное изваяние Богоматери с Младенцем, находящиеся в итальянском городе Лорето, в Святом Доме, который, как ныне абсолютно достоверно доказали ученые, построен из камней Святого Дома, или Святой Хижины в Назарете, где родилась, росла и приняла Благовещение от Архангела Гавриила Пречистая Дева, а затем - обитало Святое Семейство. Святой Дом состоял из двух частей: скальной - выдолбленной в камне пещеры и каменной пристройки к ней. Гротовая часть теперь вошла в состав базилики Благовещения в Назарете как одна из ее главных святынь.

Святой Дом почитали все апостолы и ранние христиане, в него всегда входили с чувством особого духовного трепета, и, находясь в этих стенах, все испытывали особое, неизъяснимое благоговение, которое возникает и сейчас при посещении Святого Дома в Лорето. В раннехристианский период он стал одним из первых храмов христиан в Палестине. По Преданию, там же апостол и евангелист Лука написал на доске столешницы по благословению Пресвятой Богородицы Ее первую икону и вырезал из дерева скульптурное изображение в рост Ее и Богомладенца.

С первой четверти VII века практически весь Восток попал под исламское влияние. Был взят Константинополь, завоеваны все земли, где уже распространилось христианство – Персия, Сирия, Египет, Палестина, Северная Африка, юг Испании; мусульманские воители стремились подчинить и земли за Пиренеями. После четырех месяцев осады пал Иерусалим, и на месте разрушенного храма Соломона халиф Омар поставил мечеть. Пребывание христиан в Палестине, как жителей, так и паломников, становилось опасным для жизни. Паломники, которые возвращались, рассказывали о печальной участи и христиан, и святынь Святой Земли.

До начала XI века копилось возмущение христиан. В 989 крещена была Русь, но ростки христианства еще только набирали здесь силу, когда на Западе папская церковь вполне уже оформилась, обрела силу и воинственность, и с 1096 года началась пора крестовых походов против мусульманского Востока. До конца XIII века продолжалось это кровопролитное противостояние, и за этот период крестоносцы сумели вывезти на Запад множество христианских святынь, уцелевших за время мусульманского правления. С 1244 года, когда Османская империя распространила свою власть не только на Востоке, но и в землях юго-восточной части Европы вплоть до Италии и даже угрожала Риму, Иерусалим был утрачен для христианства. Но, благодаря крестовым походам, множество святынь веры было перевезено в Центральную и Западную Европу, дабы они избежали поругания и окончательного уничтожения. В мае 1291 года войска крестоносцев были вынуждены оставить Аккру, Тир, Сидон, Бейрут. Предание гласит, что разобранная каменная пристройка Святого Дома с иконой и скульптурным изваянием Богоматери с Младенцем, обернутыми фелонью, была одной из последних святынь, что они успели вывезти. Святой Дом перевезли в Далмацию, которая была областью Иллирии, исторической территории Хорватии, в VI веке присоединенной к Римской империи императором Августом. Было ли предпринято восстановление Святого Дома в Далмации - точных исторических сведений нет, но достоверно известно, что в 1294 году камни из стен Святого Дома, а также образ Пречистой были доставлены в итальянский портовый город Анкопу, а затем, приблизительно в период с 1465 по 1472 годы – в Лорето, где и состоялась полная реконструкция рукотворной части Святой Хижины.

Со временем история появления в Анконе Святого Дома превратилась в легенду, и жители города говорят уже, что Святой Дом явился сюда по морю, потому Лоретская Икона считается в католицизме покровительницей путешествующих по морю. О том, что Святой Дом пришел по волнам, есть свидетельство жителя Анконы Ринальдуччо: он утверждал, что его прапрадед лично видел и рассказывал, что Святой Дом прибыл «на волнах моря, как корабль». Но последняя найденная запись о прибытии Святого Дома говорит, что это могло было еще ранее – в 1440 году. Возможно, эмоциональное изложение события устами предка сеньора Ринальдуччо превратило путешествие Святого Дома по волнам на корабле в путешествие, как на корабле, поскольку случилось это по воле ангелов, покровительствовавших Эпиру – греческим землям, которые по северной границе примыкали к Иллирии, месту, куда поначалу из Палестины были доставлены камни, слагавшие стены Святого Дома. В Париже, в Национальном музее Средневековья и Термах Клюни хранится миниатюра XV века, изображающая Святой Дом, плывущий по морю на подобии плота, а над ним – Ангела Божия, охраняющего его во время пути. Суть миниатюры примиряет духовную и материальную суть события: да, Святой Дом прибыл по морю на корабле, но по Божией воле при посредстве и покровительстве сил бесплотных. В том же музее есть и еще одно произведение на ту же тему: изваянная из дерева скульптурная композиция, датируемая XV веком, «Легенда о Святом Доме в Лорето», в центре которой – скульптура с ангелами, которые несут Святой Дом на руках.

Место для воссоздания Святого Дома в Лорето также было выбрано не случайно: еще за век до перенесения его здесь была церковь «Святой Марии в лавровой роще». Здание святыни было восстановлено по точным чертежам, которые составили крестоносцы, прежде чем разобрать его в Назарете. Но у дома не было фундамента, стоял он у проезжей дороги, и жители опасались, что от резонанса в почве при проезде рядом здание может обрушиться, отчего и решили возвести вплотную вокруг Дома стены, которые, впрочем, быстро отошли от собственно его стен. В XV – XVI веках Святая Хижина в Лорето была окружена базиликой, сохранившейся поныне, и это место стало объектом всемирного полонения христиан, а все исследования ученых в 60-годах XX века совершенно точно доказали, что Святой Дом в Лорето в самом деле является той самой пристройкой пещеры в Назарете времени земной жизни Спасителя по всем исследуемым параметрам, как-то: техника обтесывания камней и кладки, сопоставление размеров сопредельных стен и плоскости их примыкания и так далее. Здесь, в алтаре под аркой за престолом, и находится ныне статуя Богоматери с Младенцем в окружении ангелов, ставшая прообразом иконы Божией Матери «Прибавление ума». Нынешнее изображение – вторично. Ученые полагают, что первое было вырезано не апостолом Лукой, а исполнено умбрско-макерджанским мастером гораздо позднее, в XIII – XIV веках. В 1921 году Святой Дом постиг пожар и древняя статуя сгорела, но скульптор Леопольдо Челани вырезал новую из древесины ливанского кедра по модели, воссозданной Энрико Кваттрини. Желая придать изваянию состарившийся вид, он зачернил его, но лик получился слишком темным. Сама же статуя Богоматери обернута в красный далматик, украшенный вышитыми золотыми крестами, драгоценными камнями и жемчужными нитями, глава Ее увенчана короной и окружена горящими лампадами – русский список повторяет все основные детали Лоретской святыни.

Кстати, православная версия иконы «Прибавление ума» теперь есть и в Лорето. Это отпечатки нашего русского списка, и паломники увозят с собой маленькие картонные иконки, под которыми по-итальянски написано: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». И на церковно-славянском: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости», тем самым напоминая и нам, что есть еще одно название этого образа, называемое «Ключ разумения», которое имеет то же историческое происхождение, но иной иконографический образ.

История возникновения образа Божией Матери «Прибавление ума» в России

С XVII века в рукописных сборниках исследователи-историки часто находили текст с названием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». Этот текст является списком с рукописи первой половины XVI века, в которой изложен рассказ русских послов Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова об их посещении Рима и Лорето. Царь Василий Иоаннович направил их к папе Клименту VII для укрепления связей, которые к тому времени уже были достаточно тесными благодаря браку его родителей – Иоанна III и его второй супруги Софии Палеолог. Отец Софии, Фома Палеолог, византиец, был деспотом Мореи, так назывался тогда современный полуостров Пелопоннес, мать, Екатерина Дзаккариа происходила из древнего генуэзского рода.

Рукопись хранилась в библиотеке Московской Духовной Академии, судя по приписке в конце, была современна событиям, изложенным в ней. Приписка была датирована 1528 годом от Рождества Христова по современному летоисчислению и гласила: «В лето 7036. Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».

Западная церковь была весьма заинтересована в присоединении Русской Церкви к католической в составе Флорентинской унии, о чем сохранился документ – письмо папы Льва X к Василию Иоанновичу от 1519 года. Позже и Климент VII начал переписку с Василием III, предлагая ему дружеские и союзнические отношения. Климент принял русских посланцев и предложил им посетить Святой Дом в Лорето. Это предложение было продиктовано не только и не столько духовными мотивами, сколько политическими – наличие общехристианских святынь, которых немало было вывезено с христианских земель Палестины, должно было поспособствовать усилиям присоединения Православной Церковь к католической унии. Посланцы вернулись, привезли с собой «Повесть…» с подробным описанием и святого Дома, и статуи Лоретской Богоматери, но следствия, которого мог ожидать папа Климент, не произошло. Напротив, по воле Божией чудесным образом свидетельство о Лоретской иконе преобразовалось на Руси в свой изумительный, совершенно русский, хотя несколько нетрадиционный, образ, написанный в московской школе иконописи.

В начале XX века русский этнограф и археограф А.А.Титов привел в одном из своих трудов рассказ настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора, протоиерея Владимира Мирославского об истории рождения образа «Прибавление ума».

Где-то сразу после событий, связанных с нововведениями в церковно-обрядовую и прочую жизнь Православия на Руси патриарха Никона, жил в Москве весьма благочестивый прихожанин, иконописец, который читал много церковных книг, изданных при патриархе Иосифе, а затем те же, но исправленные патриархом Никоном. Он прочел их все и стал думать, следование каким из них более угодно Богу, чтобы спасти ему душу свою. Он так долго и усердно думал, что в конце концов сошел с ума. В минуты, когда к нему на время возвращался разум, он молил Божию Матерь о полном вразумлении его и прекращении мук сумасшествия. Он молился столь горячо, что ему в видении явилась Божия Матерь с Младенцем Иисусом Христом, оба Они были обернуты фелонью с крестами, вышитыми по ней, над Ними парили Серафимы и ангелы со светильниками в руках, а у ног Их раскинулся Иерусалим, его образ в Вышних. Богородица велела ему написать Ее Пречистый образ таким, каким Она ему явилась в видении. Иконописец начал работу, но мог работать только в минуты просветления разума, видение было столь кратким, что он быстро забывал его, тогда он снова молился, чтобы Господь помог ему восстановить Ее образ. Так страдательно, но с любовью он написал этот образ, и, едва его закончил, как разум вернулся к нему. Образ же с тех пор и зовется «Прибавление ума», или «Подательница ума».

К иконе этой начали стекаться душевнобольные, находящиеся в нервном расстройстве, и многие получали исцеление – так говорят старожилы. Но более всего исцеление и помощь получали дети, имевшие сложности в обучении, да и икона получилась у иконописца радостная, яркая, дающая надежду на спасение из тьмы безумия и духовного, и мысленного.

Значение иконы

На иконе «Прибавление ума» Головы Матери и Сына увенчаны коронами, Богомладенец правой рукой благословляет предстоящих перед иконой. В левой у Него лежит держава – символ Царства. Над Ними на фоне звездного неба – три Серафима, вокруг ангелы со свечами-светильниками, у ног – Херувимы, и внизу Горний образ Иерусалима.

Конечно, и корона на голове, и алая фелонь, расшитая крестами, подобно лоретскому далматику, – все эти атрибуты свойственны западной иконописи, но, пропущенный через сердце русского иконописца, мастера московской школы, получился совершенно родной, русский образ Богоматери, держащей на руках своих Свет Истины, Солнце Правды.

Да, к этому образу обращаются за помощью, когда есть проблемы с ясностью мысли, в скудоумии и потере разума и памяти, но если быть последовательными и рассуждать, как те, кто хочет спасти прежде всего душу для Бога, то не обратиться ли к ней нам с молитвой о близких, о тех, кто, по обычным понятиям, не безумен. Вроде и рассудок у них в порядке, и интеллект на высоте, и все получается в материальной жизни, но душа далека от Бога и более того, сами они не желают принимать в расчет, что именно душа, не ум - самая великая драгоценность. Каким бы ни был ясным ум, твердой - память, душа без Бога, без Света Истины – бредет впотьмах и рискует забрести туда, откуда нет возврата.

Почему иконописец увидел именно этот образ, как узнал о нем? Более приземленно настроенные исследователи полагают, что среди рукописей и книг, которые читал иконописец, была и «Повесть…» о Святом Доме в Лорето. Он прочел ее, и подробное описание статуи Лоретской Богоматери отпечаталось в его подсознании, воплотившись потом в видении, потому он и увидел Богоматерь такой, какой потом изобразил. Но никогда нельзя отрицать Божественной сути происходящего, когда речь идет о святыне. Пусть так рассуждают сомневающиеся. Мы позволим себе иное объяснение – Пречистая желала, чтобы именно этот образ был в Православной иконописи, как равновесный католическому Лоретскому, образ, целиком и полностью принадлежащий России, воплощенный из сердца православного иконописца. И мы видим, что даже все западные заимствования – корона, звездное небо, необычность изображения доличного все равно несут на себе отпечаток Православной нашей Руси: они народны, и в них есть торжественность и величие и драматизм русской иконы. И обращаясь к этому прекрасному образу, каждый найдет, что просить у Богоматери перед ним – ясного состояния духа, светлого благочестия души, чтобы не увязла она в безумствах мира сего, а следовала за освещающей ее путь в сумерках земного бытия Истиной.

Поделиться