Истерический невроз у детей симптомы. Симптомы истерического невроза

При истерическом неврозе у детей отмечается резкая смена настроения: ребенок во время приступа смеется и плачет, кричит, проявляет агрессию. Дети в этот период не контролируют собственное поведение. Приступ развивается в виде ответной реакции на раздражающий фактор, причем интенсивность его усиливается в момент, когда окружение начинает проявлять внимание к пациенту. Лечение истерик проводится посредством коррекции поведения.

Причины истерии у детей

Истерия у детей развивается под действием следующих факторов:

  • возраст;
  • внешнее воздействие;
  • особенности воспитания.

Дети в первый и третий год жизни проявляют негативное отношение к окружающим. В эти периоды малыш часто упрямится, отказываясь выполнять просьбы родителей, не слушается их. Такое поведение не указывает на расстройство психики, а характеризует становление личности.

Спровоцировать истерию в переходные периоды могут следующие факторы:


Основной причиной развития невроза у детей являются ошибки в воспитании. Давление со стороны родителей вызывает внутренний конфликт. Дети пытаются приспособиться к таким условиям жизни либо сопротивляются этому, что вызывает повышенное нервное напряжение. Истерические приступы вызывает также непоследовательное поведение родителей. Например, если мать запрещает что-то, а отец разрешает, то у ребенка вновь развивается внутренний конфликт, так как дети не понимают требований взрослых, как правильно поступить.

Появление истерики может быть обусловлено стремлением подражать сверстникам. Если один малыш начинает громко кричать, то и второй с высокой долей вероятности начнет вести себя аналогичным образом.

Симптомы истерик у детей

Симптомы и лечение истерического невроза у детей определяются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента.

Если личность характеризуется повышенной внушаемостью, то у такого ребенка приступы возникают чаще.

В первый год жизни истерический невроз проявляется в виде следующих симптомов:

  • тело напрягается;
  • глаза закрываются, но отсутствуют слезы;
  • кулаки сжимаются;
  • дети стучат, кусаются, царапаются.

После завершения приступа состояние пациента нормализуется.



В три года клиническая картина истерии носит более выраженный характер. Во время приступа дети падают на пол, изгибая спину в дугу, бьются головой об окружающие предметы. У ребенка возникает истерический смех, который исчезает после нормализации состояния. Также отмечаются кратковременная остановка дыхания, нарушение координации и судороги.

По окончании приступа истерии у детей симптомы расстройства проявляются в виде головокружения и тошноты.

В старшем возрасте характер и выраженность клинической картины меняется. Истерика у подростка проявляется в виде:

  • повышенной ранимости, эмоциональности;
  • жалоб на несуществующие патологии;
  • фантазерства.

Такое поведение объясняется стремлением подростка привлечь к себе внимание. В остальном истерический невроз протекает по аналогичной схеме, что и .

Профилактика и лечение истерического невроза

Истерики у подростков и детей носят временный характер и обусловлены особенностями развития психики в этом возрасте. Поэтому специфическая терапия невроза в данном случае не проводится. Дети перестают быть истеричными, когда проходит возрастной кризис.

  • сбалансировать режим отдыха и нормализовать сон;
  • общаться с детьми, прислушиваясь к переживаниям;
  • предоставлять возможность выбора действий;
  • объяснять причины запретов.

Родителям при истерическом неврозе у малышей и подростков необходимо оставаться спокойными и не наказывать за такое поведение.

Важно также не уступать требованиям детей при истерике, так как проявление слабости у одного из родителей, бабушек или дедушек станет сигналом для ребенка, что таким образом он может получить требуемое. Поняв, что взрослые твердо стоят на своем, дети, как правило, становятся более спокойными и количество истерик значительно сокращается.

Осложнения

Большинство приступов истерики у ребенка не дают осложнений. В этот момент пациенты контролируют свое поведение, поэтому не могут нанести серьезного вреда собственному организму. Однако, если истерический припадок возникает часто, а родители не предпринимают соответствующих мер, то у детей возникают трудности с адаптацией в новом социуме. Возможно развитие депрессии и неврологических нарушений: глухота и слепота (в том числе и полные), снижение когнитивных способностей.

Истерический невроз у детей носит временный характер и чаще обусловлен особенностями развития психики в определенный период. Специфического лечения при таком расстройстве не предусмотрено. При необходимости родители могут дать ребенку успокаивающий препарат на растительной основе.

Под истерическим неврозом чаще всего подразумевают один из наиболее распространенных видов невроза, который может возникнуть из-за фактора, который в той или иной степени травмирует психику.

Существует несколько разновидностей этого заболевания, но все они в той или иной степени оказывают сильнейшее влияние на нервную систему.

Невроз в запущенном состоянии может спровоцировать истерическую психопатию, что чревато полной асоциализацией больного.

Истерический невроз провоцирует демонстративное поведение больного, он пытается манипулировать окружающими, считая при этом, что он просто хочет привлечь к себе внимание.

Симптоматика при этом ярко выражена, пациент в некоторых случаях даже пытается выдумать признаки какой-либо болезни. Все больные неврозом обычно страдают от повышенной внушаемости.

Что служит первопричиной?

В качестве главной причины появления такого заболевания следует рассматривать сильный стресс, который привел к сбою в работе некоторых механизмов нервной системы.

Слишком сильное нервное напряжение может быть вызвано конфликтом внутриличностного характера или же внешними проблемами. В некоторых случаях приступ истерии может быть вызван мелкой ссорой или даже просто плохим настроением.

Чаще всего невроз появляется после тяжелой психотравмы , а также, если человек на протяжении длительного времени находится в сложной психологической обстановке.

Причины расстройства у женщин

Чаще всего истерический невроз проявляется у женщин, мужчины подвержены этому заболеванию намного реже. Представительницы прекрасного пола намного острее переносят экстремальные и сложные ситуации, и в некоторых случаях начинают нервничать даже и-за мелочей.

Это объясняется особенностями строения женской ЦНС, поэтому при исследовании причин появления невроза у дам необходимо тщательно разбираться в ситуации.

По мнению психологов, причинами появления невроза у женщин чаще всего является чувство беспокойства, которое они испытывают, думая о своих близких.

Некоторые женщины, обладая чувством гиперответственности, давят им своих окружающих, не давая даже шагу ступить свободно.

Особенно сильно в этом случае страдают дети, которые просто не учатся быть самостоятельными, и на всю жизнь остаются «сидеть на шее» у родителей.

Впрочем, нельзя забывать и о стрессовых ситуациях, в которых сегодня оказывается каждый человек, так или иначе контактирующий с социумом. Каждый воспринимает их по-своему, и важно научиться реагировать спокойнее на все происходящее.

Детская истерия имеет свою подоплеку

Согласно статистическим данным исследований, истерический невроз у детей и подростков сильно распространен, и пострадать от него может абсолютно любой ребенок.

Причины появления невроза самые разнообразные, однако, на первом месте стоят допущенные в процессе воспитания неточности .

Это проявляется во фразах, которые используются взрослыми для подавления воли подростка, например, если ему ежедневно говорить о том, что он не добьется никакого успеха, он начнет в это верить.

Ребенок может пытаться опровергнуть принятое насчет него мнение, и здесь родителям очень важно не препятствовать это и разглядеть в своем чаде действительно самостоятельную и взрослую личность.

Чаще всего ребенок волнуется, если к нему предъявляют слишком высокие требования, и достичь поставленных целей он не может.

В большинстве случаев, подростки, страдающие от невроза, перекладывают собственную вину на совершенно других людей, поскольку собственные силы не способны оценить адекватно.

Единственный разумный выход в этой ситуации – создать спокойную обстановку для ребенка, тогда ситуация изменится.

Характерная картина болезни

На истерический невроз указывает большое количество симптомов:

  1. В первую очередь, к ним относятся нарушения в произношении слов .
  2. В некоторых случаях, снижается громкость голоса, появляется заикание, мутизм , появляется истерическое произнесение слова по слогам, которое происходит демонстративно громко.
  3. В некоторых случаях отмечаются нарушения слуха и зрения . Человек, страдающий от истерии, может временно ослепнуть на один или даже на оба глаза. Что же до глухоты, она, как правило, возникает только лишь на одно ухо, вторым человек прекрасно слышит.
  4. Сюда же следует отнести и нарушения чувствительности , а также проблемы с работой опорно-двигательного аппарата.
  5. При неврозе достаточно часто возникают перебои в работе различных внутренних органов , речь, как правило, идет об исчезновении аппетита, болях в сердце, изменении сердечного ритма и т.д. Если речь идет именно о такой стадии невроза, то здесь уже необходимо вмешательство грамотного специалиста.
  6. Если же говорить о нарушениях психического характера , то здесь все будет зависеть от психотипа конкретного человека. Кто-то проявит излишнюю театральность, кто-то будет драматизировать происходящие события, для кого-то будет важно находиться в центре мира и т.д.

Признаки истерического невроза у молодых мам

Молодые мамы очень сильно подвержены неврозу, и главная причина этому – тревога за своего ребенка.

Большая часть женщин с грудными детьми зачитывается журналами для мам, в которых можно найти кучу разных (иногда даже противоречащих) правил по воспитанию малыша.

Некоторые девушки принимают эти советы всерьез и умудряются вставать по 7-8 раз за ночь, чтобы просто удостовериться в том, что их ребенок спокойно спит.

В некоторых случаях невроз перерастает в , происходит это в тех случаях, когда семья постоянно находится в состоянии повышенной раздражительности.

Если молодая мама не найдет способа отдохнуть, она рискует подхватить , и тогда она попросту не сможет выполнять все свои обязанности.

Проявление у детей

Подростки, страдающие от этого нервного заболевания, чаще всего жалуются на головную боль и бессонницу. Такие дети часто пребывают в депрессиях, находятся в ожидании чего-то плохого, иногда ведут себя отчужденно.

В некоторых случаях наблюдается несколько мыслей одновременно, что иногда приводит к шизофрении.

Отдельно стоит отметить, что дети знакомятся с большим количеством литературы, получают новую информацию и проецируют ее на себя, приписывая себе чужую симптоматику.

Нельзя сказать, что речь идет о фантазии ребенка, поскольку такую модель поведения он выбирает неосознанно.

Симптоматика может постоянно изменяться, это затрудняет работу с данным типом невроза. Все зависит от ситуации, в которой находится ребенок.

Младшие дети постоянно закатывают истерики, подростки замыкаются в себе, а родители стесняются обращаться к специалистам, надеясь, что все пройдет само собой.

Диагностический подход

Как определить, страдает ли близкий человек от истерического невроза? Следует рассмотреть жизнь человека в трех проекциях: специфика его личности, общая картина, и роль пациента в конфликтной ситуации.

Не существует единых критериев, позволяющих определить, действительно ли истерический невроз имеет место быть.

Из-за сложности при диагностировании, психологи чаще всего сводят симптоматику расстройства к болезненным физиологическим проявлениям.

Речь идет о вегетативных, сенсорных, двигательных и психических нарушениях, которые так или иначе проявляются при наличии данного заболевания.

По мнению психологов, с помощью истерии можно отслеживать все текущие изменения в социуме.

Поскольку чаще всего невроз наблюдается у представительниц прекрасного пола, по клинической картине можно отследить, как положение дам изменилось в социуме на текущий момент времени.

Как лечить расстройство?

При лечении истерического невроза очень важно добиться того, чтобы человек чувствовал себя максимально комфортно в сложившихся обстоятельствах.

Прежде чем психотерапевту определиться, как лечить истерический невроз, нужно вычислить «корень зла», из-за которого пациент постоянно нервничает, иначе можно серьезно навредить больному.

Специалист, назначающий план лечения, должен быть максимально осторожен.

Методики и подходы

Самое главное, что необходимо сделать пациенту для излечения – прекратить «играть на публику» . Психотерапевт обязан выяснить, в чем заключается травмирующий фактор, после чего попытаться избавиться от него вместе с больным.

Кроме того, важно добиться купирования всех проявлений истерики, если таковые были, особенно это касается женщин.

В особо сложных случаях психотерапевты используют различные виды терапий, в том числе и гипнотическую, для решения ситуации.

Параллельно с сеансами пациенту необходимо пройти лечение, которое может включать в себя и лекарственные препараты. По мнению некоторых психологов, истерию можно вылечить с помощью трудотерапии.

Огромную роль в лечении пациента будет играть его семья . В том случае, если родственники больного будут постоянно обращать внимание на его недуг, все лечение будет напрасным.

Психотерапевт должен заранее проработать данный момент при составлении плана работы с конкретным пациентом.

Профилактика

По словам специалистов, профилактика неврозов представляет собой целый комплекс мер, которые подвластны далеко не всем пациентам.

В первую очередь, необходимо научиться рационально относиться к собственной жизни, контролировать эмоции и не обращать внимания на небольшие неурядицы.

Если пациент будет помнить о том, что у каждой проблемы есть решение, он сможет избавиться от своего заболевания.

В качестве резюме

Согласно статистике, от истерического невроза страдает порядка 10% населения планеты. Однако, стать пациентом психотерапевта с подобным диагнозом может каждый, поскольку поводов для стресса хватает каждому.

Если вдруг вы обнаружили у себя симптомы невроза, не стоит паниковать, намного больше пользы вы принесете себе и своим близким, если успокоитесь и попытаетесь изменить свою жизнь.

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

Виды неврозов в детском возрасте

Страх у ребенка может быть проявлением невроза.
  1. Невроз страха (тревоги). Проявляется появлением приступообразно возникающего (часто в момент засыпания) страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным.

В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

  1. Невроз навязчивых состояний . Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.

Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

  1. Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
  1. Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.

Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.


Дети, страдающие неврастенией - плаксивы и раздражительны.
  1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.

Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

  1. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
  1. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
  1. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.

Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

  1. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм , разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
  1. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).

Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

  1. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.

К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

  1. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
  1. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.

При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

  • плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
  • тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
  • зацикленность на конфликтной ситуации;
  • снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
  • повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
  • трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
  • повышенная потливость, учащенное сердцебиение, .

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, . В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Тема детских неврозов очень распространена в настоящее время и активно обсуждается педагогами, психологами и врачами. С каждым годом число детей, стоящих на учете у невропатолога неуклонно растет. Все чаще в наш центр обращаются родители, чьи дети страдают заиканием, тиками, энурезами и прочими невротическими расстройствами. В этой статье мы поговорим о том, что такое невроз, какие формы невроза встречаются, где лежат его корни и как можно предотвратить развитие у ребенка невроза.

Невроз у детей - это такое нарушение здоровья, которое затрудняет приспособление организма к условиям жизненной среды, искажает восприятие человеком событий и приводит к развитию заболеваний нервной системы.

Общепризнанны три формы невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний и

истерический невроз, н еврастения

К неврастении чаще всего приходят детки с комплексом «гадкого утенка». При движении к неврастении ребенок с одной стороны мучительно страдает от неуверенности в себе, но с другой - пытается бороться и сохранить чувство собственного достоинства. Когда удается победить неуверенность и страх, он действует решительно и смело. Когда же побеждает чувство неуверенности в себе — он отказывается от натиска и действия. Эта борьба разных состояний получила название «внутренний конфликт». Ребенок, имеющий внутренний конфликт, контрастен — одновременно смел и боязлив.

И если вдруг этот ребенок столкнется с сокрушительной неудачей или тяжелым унижением, которое выявит его несостоятельность, то произойдет острая психическая травматизация. Часто бывает, что ребенок старается изо всех сил, но результаты его труда оцениваются как плохие, или же над ним посмеялись, унизили, избили, а он проявил слабость и не сумел достойно ответить. В этом случае он окончательно и бесповоротно разуверился в себе. Его внутренний конфликт исчез, и он сделал выбор в пользу отказа от чувства достоинства.

Смириться со своей никчемностью тяжело даже для взрослого человека, а для ребенка это и вовсе кажется невыполнимой задачей, поскольку это может серьезно исказить его судьбу. Поэтому, для сохранения психики ребенка в действие вступает психологическая защита. Ее суть заключается в неком неосознаваемом самообмане: ребенок искренне убежден, что он хорош всегда и во всем, а вина лежит на окружающих; что не он слаб, а жизнь несправедлива к нему. В результате чувство достоинства, и чувство несостоятельности исчезает . При неврастении ребенок неосознанно предъявляет родителям «невротическую астению», проявляющуюся в виде усталости и слабости. Всем своим обликом он как бы заявляет родителям: «Вы же видите, что я еле жив, что же вы от меня требуете, оставьте меня в покое». И его оставляют в покое: ему начинают во всем уступать жалеть его, отгораживать от ответственности. В итоге, ребенок получает то, чего неосознанно желал: он капитулировал и сохранил при этом чувство достоинства, потому что уверен: «Если бы я был здоров, я был бы суперменом!

Невроз навязчивых состояний

К неврозу навязчивых состояний склонны дети, при воспитании которых или в связи с неблагоприятными обстоятельствами их жизни чрезвычайно усиливается стремление к безопасности и тревожность. Для таких детей свойственна фиксированность только на себе, на своей безопасности, на своем благополучии, на своих проблемах с игнорированием интересов и проблем всех других людей; крайняя тревожность и мнительность относительно себя и своего здоровья, благополучия.

К неврозу навязчивых состояний может привести наличие различных фобий — страха чего-то или кого-то. Например, ребенок панически боится заражения «микробами», часами моет руки. Другой опасается транспорта и никогда не переходит дорогу самостоятельно. Третий панически боится мостов, четвертый опасается острых предметов, отворачивает от себя острия ножей и вилок. Это могут быть фобии темных подъездов, лифтов, автоматически закрывающихся дверей, толпы, пустынных и прочих мест, из которых затруднен выход. В этих фобиях наблюдается осознанный устойчивый страх смерти или несчастного случая.

Безопасность и благополучие для такого ребенка тесно связаны с благополучием родителей. Болезнь или любая другая угроза себе или родителям, все, что грозит благополучию, — острая психическая травматизация для такого ребенка . Вся жизнь такого ребенка направлена на создание и поддержание безопасности. В этом случае на помощь ребенку приходит психологическая защита, которая проявляется в виде символических ритуалов. И это уже истинный невроз навязчивых состояний.

Подобные ритуалы повсеместны, и многие суеверные люди часто используют их в особых ситуациях (стучат три раза по дереву или трижды плюют через левое плечо). Однако, дети, страдающие неврозом навязчивых состояний, защищаясь от тревоги и страха, стремятся постоянно воспроизводить ритуальные действия, чтобы достичь «сверхбезопасности» . Они особым образом взмахивают руками, при ходьбе притоптывают, пройдя несколько шагов, делают полный оборот, как бы выполняя команду «кругом», и только после этого идут дальше. Они поминутно приседают, или обходят темные пятна на дороге, или поднимаются по лестнице, перешагивая, например, только через две ступени. Иногда такие дети ритуально ходят только зигзагами. Они не садятся в транспорт с непринимаемым номером; дотрагиваются с целью обезопасить себя до всех или каких-то определенных предметов. Дети с неврозом навязчивых состояний определенным образом садятся и встают, раздеваются и одеваются, складывают одежду так, чтобы брюки были обязательно сверху или снизу. Ритуалы, навязчивые действия успокаивают их. Так они защищаются от страхов, в основе которых страх смерти, беды, неблагополучия.

При этой форме невроза вместо мужественной борьбы с трудностями, вместо естественного интереса ко всему в этом прекрасном мире, вместо счастливого, беззаботного детства ребенок замыкается только на своих узкоэгоистических проблемах, на состоянии своего здоровья и, главное, замещает реальную жизнь иллюзорным миром символики.

Трихотилломания — навязчивое выдергивание волос, бровей и ресниц, очень распространенная форма невроза навязчивых состояний. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета — для чего. Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение. Порой он и сам недоумевает, глядя в зеркало на результат своих действий. Он обещает больше не делать этого, держится какое-то время. Но вот он отвлекся, читает или смотрит телевизионную передачу, а пальцы автоматически уже в волосах…

Известно, что к волосам на голове, бровям, ресницам, как и к бороде, у человека издревле особое отношение. Остричь человека, обрезать ему бороду нередко считалось оскорблением, бесчестьем, потерей достоинства. Так и ребенок неосознанно лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства вины или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения. Как правило, в семье детей с трихотилломанией остро стоит вопрос принятия. Возможно, родители слишком грубы по отношению к ребенку, жестко критикуют его действия или отвергают его внешний вид. Дети воспринимают такое неприятие как собственную виновность, никчемность. Они не ищут виновных на стороне, они считают, что, раз их не любят, значит, они плохие.

Таким образом, при трихотилломании имеет место символический ритуал навязчивых действий. Обезобразив себя, ребенок ощущает неосознаваемое удовлетворение, защищая, таким образом, свое чувство достоинства: «Я плохой, я в чем-то виноват, но я сам наказываю себя!»

Истерический невроз

Истерический невроз возникает, как правило, у детей, отличающихся крайней эгоцентричностью, требовательностью, склонностью всегда и во всех случаях, что бы ни случилось, обвинять других. Ребенок может гневно осуждать бабушку за то, что он ударил ее и у него болит рука. Такие дети отличаются «социальным инфантилизмом»: они как бы задерживаются в развитии на этапе раннего детства, когда «все можно», и от ребенка в данном случае ничего не требуют. Характерно игнорирование понятий «надо» и «нельзя», «стыдно». Властвует «хочу!» и «не хочу!».

Однако и у этих детей есть чувство несостоятельности, поскольку низка самооценка из-за ощущения ими своей беспомощности в реальной жизни. Поэтому сорваться в невроз такому ребенку легко, любая неудача или презрение окружающих подрывает их самомнение. И это будет истерический невроз.

Пока у такого ребенка «все в порядке», пока родители ему «служат» , прикрывая его от требований реальной жизни, устраняя все трудности и угрозы, он все-таки как-то учитывает интересы других и понимает, что есть некие границы дозволенности и приличий. Внутренний конфликт у таких детей разворачивается между «не хочу», «но надо», между «хочу», «но нельзя», «стыдно».

Острая психическая травматизация для такого ребенка — все, что конфликтно противоречит «хочу» или «не хочу». Это резко возросшие требования к нему, когда с его «хочу» или «не хочу» перестают считаться и вместо этого начинают что-то требовать от него (такое часто случается в яслях или детском саду, школе, при встрече со сверстниками). Ребенок воспринимает такие условия шокирующими, ухудшающими условия его жизни. Тогда внутренний конфликт разрешается в пользу эгоцентричности, «надо», «нельзя» и «стыдно» отбрасываются. Однако подобное надо объяснить себе и другим. И возникает психологическая защита в форме «бегства в болезнь», «инвалидной реакции». Ведь больные люди имеют свои привилегии, право на льготы, послабления, защиту от трудностей и сложностей жизни.

И он защищается поведением, которое принято характеризовать как идущую из древности форму приспособления слабых. Известно, что животные, неспособные себя защитить, при опасности нередко демонстрируют мнимую смерть и хищник не видит их, поскольку они неподвижны, или отказывается от «мертвого». Подобно этому, ребенок в стрессовой ситуации имеет тенденцию к «замиранию». Истеричный невроз - это приспособление слабых, поэтому он имеет место даже у самых маленьких.

При истерическом неврозе ребенок приспосабливается через удивительную способность неосознанно воссоздавать модель любого заболевания. Например, он может перестать посещать детский сад, школу, заболев гриппом. Неосознаваемо следует «приказ» центру терморегуляции — и температура тела повышена. «Надо» — и паралично повисает рука, опускаются веки, начинается сильный кашель, рвоты и т.д.

В отличие от неврастении, когда неосознанно хотят, чтобы «оставили в покое», истерический невроз — это решение своих эгоистических проблем руками других. Истерический симптом всегда имеет адресата. Почти всегда он адресуется родителям. Мать волнует болезнь ребенка — и он болеет. Она нервничает, если у ребенка плохой аппетит, — и он не ест. Если события не повернуть вспять, так будет всегда, даже когда он станет взрослым, только сменится адресат: им могут стать муж, сослуживцы и т.д. У ребенка, страдающего истерическим неврозом, как и при неврастении или неврозе навязчивых состояний могут быть тики. Но если в первом случае ребенок стремится их скрыть, то при истерии как раз в кабинете врача они наиболее часты и демонстративны.

Ребенок с истерическим неврозом уверен, что тяжело и хронически болен. И таков он везде — дома и вне его. Если он не желает ходить в детский сад и отпускать от себя мать-служанку, на его пороге он бледнеет, у него обморок, рвота, высокая температура. В итоге он и не будет посещать детский сад. Но не стоит забывать, что каждая новая льгота или поблажка закрепляют и усиливают его истерический невроз.

Распространенные формы истерического невроза:

  1. Энкопрез — недержание кала. Есть и обратная реакция, когда дети, напротив, задерживают дефекацию на пять — семь дней, повергая родителей в панику. Энкопрезом чаще страдают мальчики в возрасте от 4-5 до 8, редко до 14-15 лет. Как истерический симптом он возникает у мальчиков, матери которых особенно тревожно следят за регулярностью физиологических отправлений ребенка. При энкопрезе ребенок постоянно упускает кал, пачкая трусики, при этом, как бы, не чувствуя этого. Иногда дети измазывают калом кровать матери, одеяло, стенку кровати. Таким образом, они символически как бы закрепляют за собой определенную территорию и саму мать. Энкопрез как истерический синдром часто возникает при появлении в семье отчима или младшего ребенка (как и в случаях с истерическим недержанием мочи), а также при угрозе развода родителей. Энкопрез отвлекает внимание матери от младшего; отец, собравшийся уйти из семьи, остается в ней, поскольку «тяжело болен ребенок»; отчим, шокированный странным заболеванием ребенка и тяжелым запахом в квартире, как правило, быстро исчезает, и мать снова безраздельно принадлежит ребенку.
  2. Элективный мутизм . Чаще встречается у девочек. Как правило, дома, с родными, такая девочка болтлива, а в детском садике молчит, и воспитатели не могут добиться от нее ни слова. Это позволяет ей быть на особом положении. Ее водят только за руку. Ее знает весь персонал. Ее буквально охраняют, мать после работы стремглав мчится за ней. Если такую больную вовремя не излечить, то и в школе она также промолчит один-два года, и тогда преодоление болезни окажется очень трудным, ибо количество льгот возрастает. В конце концов, она способна добиться того, что вообще перестанет посещать школу, а школа в лице учительницы сама придет к ней на дом.

Остро возникающие неврозы.

Это особый вид невроза, который может возникнуть без наличия у ребенка определенных психологических особенностей. Причина его возникновения заключается в очень резкой и тяжелой психической травматизации. Она потрясает ребенка до самых глубин и мгновенно изменяет его отношение к себе, к другим и к жизни. Характер психической травматизации определяет в подобных случаях форму невроза. Если она нестерпимо унизила, тогда имеет место неврастения; она сильно испугала, пережиты ужас, угроза жизни или благополучию — невроз навязчивых состояний; она угрожает личным интересам ребенка — и тогда возникает истерический невроз.

Невроз как результат одного, мгновенного удара направлен против повторения подобного переживания. Классический пример возникновения «мгновенного» невроза — случай с ребенком, который забрался в холодильник, а дверца захлопнулась. Он бился телом о дверцу, но она не открылась. Холод, темнота, нехватка воздуха заставили ребенка поверить в приближающуюся смерть. И ребенок замер, сдался, психологически пережив смерть. Его нашли, спасли, утешили, но ситуация неосознанно зафиксировалась в психике, и возникла установка: «Буду всегда осторожен». Возникли символические ритуалы, в основе которых борьба со страхом смерти, несчастного случая, то есть невроз навязчивых состояний.

Говоря о психической травматизации, следует заметить, что она не всегда очевидна, особенно у детей. То, что взрослым представляется чушью, у ребенка может вызвать психологический шок. Напротив, ребенок не всегда способен понять, что разыгравшееся на его глазах — трагедия. У детей свои ценности, свои понятия о страшном, о жизни и смерти.

Итак, для развития невроза любого типа характерно:

  1. Наличие у ребенка определенного психологического типа, который складывается в определенных условиях воспитания (предневроз);
  2. Наличие внутреннего конфликта, в котором находится ребенок;
  3. Психическая травматизация, приводящая к разрешению внутреннего конфликта;
  4. Активизация защитной психологической функции (в роли которой и выступает сам невроз).

Как предупредить и излечить невроз?

Очевидно, что невроз - это не просто привычка, а очень серьезное заболевание. Поэтому, его легче предупредить, нежели излечить. Однако, вылечить невроз тоже вполне реально, но это требует гораздо больших усилий и совместной работы родителей и психотерапевта.

Для начала, отметим, что ребенку, страдающему неврозом, никогда не говорят: «Возьми себя в руки». Как раз этого он и не может сделать без преодоления самого невроза, и такое требование только усиливает у него чувство несостоятельности.

Если ребенка дразнят за его внешний вид, говоря ему, что он «толстый», или «слабак», не стоит его утешать или говорить, чтобы он не обращал на это внимание. Ребенок сталкивается с реальностью, которая, увы, бывает жестока. И вместо того, чтобы утешать его, подкрепляя в нем чувство несостоятельности, его следует готовить к жизни в этом мире и равноправному общению со сверстниками. Если у ребенка лишний вес, ему нужно прописать определенный режим, диету и физические упражнения. Чтобы привнести в сознание ребенка струйку гордости собой, его учат плавать и ездить на велосипеде, хорошо владеть своим телом, играть в мяч и хоккей, уметь не только то, что умеют другие, но дополнительно и еще что-то. Конечно, это требует большего времени и внимания, которого у родителей часто не хватает.

Постепенно малыш убедится в том, что он действительно сильный и не хуже других, а то и лучше. Таким образом, чувство несостоятельности ослабевает и, в конце концов, изживается. Только успехи побеждают робость. Только преодоленные неудачи и трудности ликвидируют страх неудачи, страх перед трудностями и порождают мужество и оптимизм.

Невроз, как у мальчика, так и у девочки — свидетельство дефицита мужественности как духовной категории. Мужественность и оптимизм, воспитываемые в ребенке примером жизни родителей, их поступками, — лучшая профилактика невроза для сына и дочери. Невроз как болезнь воспитания и лечится более всего воспитанием или, вернее, перевоспитанием. И устранить невроз можно только одним путем: устранить чувство несостоятельности, вооружив ребенка знаниями, умениями, навыками, здоровьем, силой, ловкостью, способностью достойно защитить свое достоинство. Воспитать ребенка таковым можно, но лишь если родители сами изначально таковы или стремятся стать таковыми.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим еще раз: невроза не бывает у уверенных в себе, у подготовленных к реальной жизни, у способных нормально и достойно адаптироваться в жизни, а главное, у людей, лишенных эгоцентричности!

Тот, кто интересуется всем вокруг себя, кто любознателен, кто чувствует чужую боль, кто искренне сочувствует чужой боли, кто любит и бережет природу, кто оптимистичен, способен любить других так же, как себя, — невроза не имеет.

Подробнее о детской психотерапии, детских психологах в г.Челябинске:

Функциональное расстройство психики, которое развивается в результате длительных эмоциональных переживаний называется неврозом. Эта патология имеет обратимый характер. Детский невроз, к сожалению, далеко не редкость в современном мире. Недуг сопровождается частыми сменами настроения, утомляемостью, вегетативными нарушениями и так далее.

Виды неврозов

Виды неврозов достаточно разнообразны:

  • невроз страха;
  • невроз навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический невроз;
  • ипохондрический;
  • невротическое заикание;
  • дыхательный невроз;
  • неврастения или астеническая форма;
  • анорексия – пищевой невроз;
  • невротические тики;
  • невротические нарушения сна;
  • невротическийэнурез или энкопрез.

Невроз у детей может развиться в любом возрасте – как у ребенка в 2 года, так и у подростков.

Истерия

Неврозы у детей дошкольного возраста чаще всего наблюдаются в форме истерии. Проявляется данное состояние в падении на пол и ударами ногами или головой о пол, в это время ребенок кричит и плачет.

Не так часто, но встречаются приступы мнимого удушья, которые наблюдаются при отказе выполнять требования малыша или, когда ребенок наказывается. Особенно это распространенное явление у детей 3 лет. В подростковом возрасте истерия может проявляться в сенсорных расстройствах – так называемая истерическая слепота, ухудшение чувствительности рецепторов кожи и слизистых.

Неврастения

Чаще наблюдается у детей 10 лет и подростков. Данное состояние может быть следствием чрезмерных нагрузок в школе, дополнительных занятий, но в большинстве случаев встречается у физически слабых детей. Проявляется в раздражительности, нарушениях сна, плаксивости, неусидчивости, быстрой утомляемости.

Неврозы навязчивого состояния

Этот вид патологии делится на 2 подвида – невроз навязчивых движений и фобии. Однако, встречаются и смешанные формы. Первый подвид чаще возникает у ребенка 4 лет – выражается в непроизвольных вздрагиваниях, шмыганье носом, подергиваниях, движениях кистями, топанье ногами и прочее. Такие явления наблюдаются при психологическом напряжении. Движения непроизвольные и возникают помимо желания малыша. Фобический невроз представляет собой различные страхи – замкнутого пространства, темноты, у детей 7-8 лет могут наблюдаться фобии отвечать у доски и так далее.

Энурез

Ночное недержание мочи. В большинстве случаев этим недугом страдают дети с наследственной предрасположенностью, психотравмирующими факторами, тревогами.

Важно! Физические наказания не решают, а еще больше усугубляют проблему.

После 5 лет ребенок начинает переживать из-за данной патологии, у него падает самооценка, стараясь не допустить неосознанное мочеиспускание, ребенок старается не спать, в результате чего к этому виду невроза присоединяются и другие – плаксивость, фобии, тики.

Пищевой невроз

Выражается в нарушении аппетита – ребенок может очень медленно принимать пищу, долго жевать, срыгивать, отмечается плаксивость во время еды, а также обильная рвота.

В некоторых случаях может иметь место невроз глотки – ребенок не может проглотить пищевой ком, в результате чего возможна рвота или удушающее состояние.

Справка! Непосредственной причиной данной формы невроза может стать насильственная попытка родителей накормить ребенка или сильное перекармливание.

Причины неврозов у детей

Причины развития детских неврозов кроются ранимости детской нервной системы. Психика ребенка еще недостаточно сформирована, дети не имеют опыта реакции на стрессы, и не могут четко сформулировать и выразить свое эмоциональное состояние.

Большим значением в развитии детских неврозов является рост случаев патологического течения беременности и родов, особенно тогда, когда наблюдается внутриутробная гипоксия плода.

Толчком для невроза может стать:

  • унаследованная от родителей предрасположенность к нервным заболеваниям;
  • стрессы;
  • ситуации, которые могут травмировать незрелую детскую психику.

Также запустить механизм развития патологии могут:

  • тяжелые заболевания;
  • недосып;
  • нездоровый семейный климат;
  • чрезмерное физическое или психоэмоциональное напряжение.

Кто более подвержен данной проблеме?

Признаки невроза чаще наблюдаются у детей, находящихся в группе риска, это:

  • дети 2-5 и 7 лет, поскольку эти периоды имеют специфические особенности – попытка осознать и отстоять свое место в мире и острое реагирование на обстоятельства;
  • дети, которые имеют очень выраженную позицию собственного «я»;
  • физически слабые дети;
  • дети, которые длительное время вынуждены находиться в сложных ситуациях.

Симптоматические проявления

Симптомы патологии во многом зависят от характера ребенка, его воспитания, модели поведения взрослых, которые он имеет перед глазами, а также от типа нарушения психики.

Как проявляется невроз, и на что стоит обратить внимание родителям:

  • наличие выраженные детских страхов;
  • заикание;
  • ступор;
  • слезливость и изменение мимики;
  • плохой аппетит;
  • раздражительность;
  • различные нарушения сна;
  • ребенок желает находиться в одиночестве, нет коммуникабельности;
  • чрезмерная утомляемость;
  • высокая внушаемость;
  • повышенная чувствительность;
  • головные боли;
  • нерешительность;
  • припадки истерического характера;
  • мнительность;
  • недержание мочи или кала.

Диагностика неврозов

Крайне важно диагностировать невроз и начать его лечение в раннем возрасте. Диагностические мероприятия проходят в несколько этапов:

  • анализ жизни ребенка с психологической точки зрения;
  • анализ семейного климата и оценка отношений между ребенком и другими детьми и взрослыми;
  • беседа с ребенком в игровой форме, в ходе которой специалист будет задавать специально разработанные вопросы;
  • наблюдение за ребенком в процессе игры;
  • оценка и анализ рисунка ребенка, по которому можно понять его желания и переживания;
  • сбор семейного анамнеза.

Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

При обнаружении хотя бы одного из перечисленных выше симптомов, родители должны обратиться к педиатру и рассказать о своих опасениях. При подозрении на невроз, детский врач может дать направление к детскому невропатологу, который расскажет чем лечить и выпишет препараты, снимающие головные боли, нормализующие сон и устраняющие раздражительность. Возможно будет назначен массаж, который можно будет получать в специализированных учреждениях или проводить в домашних условиях. Если такое лечение не будет эффективным, потребуется помощь психотерапевта.

Медикаментозное лечение включает в себя прием общеукрепляющих средств, травяных успокоительных настоев или транквилизаторов.

Целью психотерапевтических сеансов является нормализация семейных отношений и отношений родителей с ребенком, во время которых родители приобретают навыки плавильного взаимодействия с ребенком.

Что касается неврологического заикания, то после работы психолога к процессу подключается специалист по дефектам речи, он будет заниматься по собственной методике, которая подразумевает дыхательную гимнастику, лечебный массаж, игровую форму лечения.

Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

Основным профилактическим моментом, который направлен на предотвращение развития у ребенка невроза является понимание родителями причин, способных дать толчок для подобной патологии. Когда родители будут достаточно осведомлены в этом вопросе, они смогут обращать более пристальное внимание на воспитание ребенка, и сумеют обойти «острые углы» в этом вопросе.

В семье должна быть максимально благоприятная погода для роста и развития ребенка, для этого необходимо:

  • адекватно организовывать физические нагрузки для ребенка;
  • вовремя лечить возможные заболевания;
  • сбалансировать питание;
  • следить за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал и спал по ночам;
  • организовать правильные воспитательные мероприятия, чтобы сформировать в ребенке сильную личность.

Профилактика неврозов гораздо более проста, чем их последующее устранение.

  • давать ребенку противоречивые установки – за один и тот же поступок то наказывать, то игнорировать,
  • высмеивать недостатки ребенка;
  • игнорировать вопросы ребенка по поводу ваших собственных поступков;
  • пугать ребенка врачами, полицией, детским домом, сказочными героями;,
  • сравнивать ребенка с его друзьями, особенно не в пользу вашего ребенка;
  • за любую повинность без выяснения причины сразу применять наказание;
  • практиковать телесные наказания.

Невроз у ребенка – это ситуация, от которой нельзя отмахиваться, и думать, что все пройдет само собой. Возможно с возрастом проявления неврозов не будут такими яркими, но невротику будет гораздо сложнее адаптироваться к окружающему миру и добиться в нем успеха и самореализации.



Поделиться