Огромная роль папства в эпоху зрелого средневековья. Методическая разработка "средневековая цивилизация в европе"

Эпоха средних веков Вариант 1.

А1. Период с конца V в. до середины XI в. в истории Западной Европы получил название:

1) эллинизм 2) эпоха царей 3) раннее Средневековье 4) зрелое Средневековье

2. Завершение периода Средних веков связывают с:

3) падением Западной Римской империи 4) завоеванием турками-османами Византии

3. Характерная черта средневекового общества:

1) господство свободного предпринимательства 2) сеньориально-вассальная структура общества

3) слияние государственной власти и собственности 4) использование рабского труда в промышленности

4. Форма правления, при которой представители сословий участвуют в управлении государством:

1) сословная деспотия 2) ограниченная монархия

3) теократическая монархия 4) вассально-ленная монархия

5. Событием, ускорившим процесс создания национальных государств в Англии и Франции, стала:

1) Реконкиста 2) Столетняя война 3) экспансия крестоносцев на Восток 4) «великая схизма»

6. Причина появления средневековых городов в X-XI вв.:

1) прекращение войн 2) появление университетов

3) развитие ремесла и обмена 4) появление централизованных государств

7. Коммунальные движения в Средневековье способствовали:

1) усилению роли церкви 2) укреплению феодальных отношений

3) созданию органов городского самоуправления

4) повсеместной ликвидации феодальной зависимости крестьян

8. Представители городского сословия в Средние века:

1) плебеи 2) вассалы 3) бюргеры 4) граждане

9. Проявлением кризиса Средневековья в XIV-XV вв. стал:

1) рост численности рабов 2) демографический кризис 3) приход на территорию Европы гуннов

4) раскол христианского мира на римско-католическую и православную церкви

10. Итог кризиса средневекового общества:

1) зарождение капитализма 2) гибель варварских государств

3) уничтожение европейской цивилизации 4) укрепление традиционных устоев общества

11. Столица Римской империи была перенесена в город Византий императором:

1) Юстинианом 2) Карлом Великим 3) Октавианом Августом 4) Константином I Великим

12. Период наивысшего могущества Византийской империи:

1) II-IV вв. 2) IV - первая половина VII в. 3)VII-XII вв. 4) XII-XV вв.

13. Причина гибели Византийской империи:

1) захват крестоносцами Константинополя 2) духовный раскол византийского общества

3) наступление периода феодальной раздробленности 4) пресечение династии Палеологов

14. Крестьян, владеющих землей на условии несения воинской повинности в пользу государства, в Византии называли:

1) стратегами 2) стратиотами 3) рекрутами 4) нобилями

15. Византия сыграла большую роль в распространении на Руси:

1) театра 2) ислама 3) демократии 4) иконописания

16. Принятие ислама арабами привело к:

1) знакомству с античной культурой 2) распространению иконописи и азбуки

3) политическому объединению арабских племен

4) признанию Арабского халифата правителями Западной Европы

17. Началом мусульманского летоисчисления является:

1) 476 г. 2) 610 г. 3) 622 г. 4) 1492 г.

18 . Реконкистой называют:

1) отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов

2) завоевание турками территории Балканского полуострова

3) эпоху расцвета культуры в Италии 4) поход крестоносцев на Восток

19. На Востоке в отличие от Западной Европы:

1) существовал сословный строй 2) существовала феодальная лестница

3) феодалы в своих землях обладали полным суверенитетом

4) правитель пользовался абсолютной властью над подданными

20. Причина расцвета арабской культуры:

1) соединение духовных традиций Востока и Запада 2) повсеместное распространение латинского языка

3) создание университетов во всех крупных городах 4) распространение греческого алфавита

21. В Индии, как и в других государствах Востока, в Средние века существовала:

1) республика 2) система варн 3) власть-собственность 4) частная собственность на землю

22. Деление индийского общества на касты способствовало:

1) быстрой модернизации страны 2) сохранению стабильности в обществе

3) росту политической напряженности в стране

4) установлению полной зависимости общества от центральной власти

23. Правителя средневекового Китая называли:

1) Сыном Неба 2) хорезмшахом 3) фараоном 4) ханом

24. Особенность Японии в Средние века:

1) сильный бюрократический аппарат 2) массовые коммунальные движения

3) сохранение сильной мусульманской общины 4) отсутствие у императора реальной высшей власти

25. Утвердившийся в Китае принцип равных возможностей означал, что каждый житель страны мог:

1) независимо от своего происхождения стать чиновником

2) в результате череды перерождений перейти в другую касту

3) на народном собрании быть избранным в органы государственной власти

4) обратиться с прошением к императору

26. Те же обязанности, что рыцари в Западной Европе, в Японии выполняли:

1) самураи 2) легионеры 3) кшатрии 4) шэньши

В1. Все термины, за исключением одного, относятся к понятию «индуизм». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) культ 2) карма 3) брахман 4) монотеизм 5) переселение душ

2. Какие понятия из приведенных ниже характеризуют духовный мир Средневековья? Запишите цифры, соответствующие верным ответам.

1) ереси 2) готика 3) тотемизм 4) схоластика 5) пантеон богов

3. Какие события относятся к истории арабских государств? Запишите цифры, соответствующие верным ответам

1) борьба с крестоносцами 2) создание десятичной системы исчисления

3) попытка восстановления Римской империи 4) создание новой монотеистической религии

5) появление сословно- представительных учреждений

Эпоха средних веков Вариант 2.

1. Период с XIV-XV вв. в истории стран Западной Европы получил название:

1) эллинизм 2) эпоха борющихся царств

3) Каролингское возрождение 4) позднее Средневековье

2. Начало периода Средних веков связывают с:

1) возникновением христианства 2) образованием первых империй

3) падением Западной Римской империи 4) падением Константинополя и Византии

3 . Характерной чертой феодального общества является:

1) демократизм 2) корпоративность

3) власть-собственность 4) коллективная собственность на землю

4. Наследственное земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы, в Средние века:

1) феод 2) колонат 3) полис 4) интердикт

5. Огромная роль папства в эпоху зрелого Средневековья объяснялась:

1) слабостью светских правителей 2) единством христианской церкви

3) отказом церкви от собственности 4) могуществом византийских императоров

6. Рост средневековых городов способствовал:

1) Великому переселению народов 2) развитию товарно-денежных отношений

3) росту урожайности сельскохозяйственных культур 4) возникновению феодальной собственности на землю

7. Причиной коммунальных движений в Средние века стало:

1) стремление феодалов подчинить своей власти города 2) повышение стоимости коммунальных услуг

3) распространение социалистических учений 4) возникновение университетов

8. Вероучение, отличающееся от системы религиозных представлений, признанных церковью:

l) ересь 2) схоластика 3) схизма 4) уния

9. Проявлением кризиса Средневековья в XIV-XV вв. стал рост:

1) влияния церкви 2) влияния рыцарства 3) численности населения

4) числа военных конфликтов и народных восстаний

10. В результате кризиса средневекового общества произошло:

1) усиление позиций бюргерства 2) прекращение миграции населения

3) укрепление натурального хозяйства 4) усиление феодальной раздробленности

11. Столицей Римской империи город Византий стал в:

1) 330 г. 2) 476 г. 3) 395 г. 4) 1453 г.

12. Возникновение на территории Византийской империи Латинской, Никейской империй и других государств стало следствием:

1) Столетней войны 2) восстания иконоборцев 3) захвата крестоносцами Константинополя

4) захвата турками-османами столицы государства

13. Значение Византийской империи в истории:

1) заложила основы демократии 2) остановила продвижение варварских племен на Запад

3) стала связующим звеном между Античностью и Новым временем 4) стала родиной истории и философии

14. Синоним понятия «автократия»:

1) аристократия 2) православие 3) самодержавие 4) феодализм

15. Успешная исламизация местного населения на захваченных арабами территориях объяснялась:

1) высоким жизненным уровнем населения 2) экономической политикой, проводимой арабами

3) заключением унии между римским папой и халифом

4) отсутствием конфликтов среди правящей верхушки халифата

16. Религия ислам возникла в:

1) V в 2) VI в 3) VII в 4) VIII в

17 Сунниты и шииты - это названия:

3) научных школ 4) племен

18. На Востоке в отличие от западноевропейского феодализма:

1) сохранилась крестьянская община 2) существовала частная собственность

3) экономика носила аграрный характер 4) государство являлось верховным собственником земли

19. Значение арабской культуры состояло в распространении:

1) искусства иконописи 2) техники строительства крупных соборов

3) греческой системы воспитания и образования 4) открытий и изобретений, сделанных в разных регионах

20. В Индии, в отличие от других государств Востока, в Средние века существовала:

1) демократия 2) власть-собственность

3) варно-кастовая система 4) сильная теократическая монархия

21. Распространение индуизма в индийском обществе способствовало:

1) сохранению традиционализма 2) росту социальной напряженности

3) созданию сильного централизованного государства

4) быстрому перемещению людей по социальной лестнице

22. Особенность Китая в Средние века:

1) нападения внешних врагов 2) частые народные восстания

3) верховная собственность правителя на землю 4) чередование периодов централизации и децентрализации

23. Утвердившийся в Китае принцип конфуцианства «Государство - это большая семья» означал, что в стране:

1) была высокая рождаемость

2) все жители были связаны между собой кровнородственными узами

3) легко можно было изменить социальный статус в результате череды перерождений

4) считалось важным повиноваться власти и поступаться личными интересами ради государственных

24. Государственная религия в средневековой Японии:

1) иудаизм 2) буддизм 3) конфуцианство 4) христианство

25. В период сегуната в Японии:

1) усилилась власть императора 2) прекратились междоусобные войны

3) проводилась политика изоляции от других стран 4) установилась республиканская форма правления

26. «Закрытие» Японии от внешнего мира в XVII в. привело к:

1) установлению режима сегуната 2) быстрому развитию капитализма

3) консервации феодальных порядков 4) выселению всех жителей из приморских городов

В1. Какие черты свидетельствуют о господстве традиционного общества в Японии в Средние века? Запишите цифры, соответствующие верным ответам.

1) мифологическое сознание 2) отсутствие сословных границ 3) господство рыночных отношений

4) поглощение личности государством 5) основа общества - крестьянская община

2. Какие понятия из приведенных ниже характеризуют социально-политическое развитие средневекового общества? Запишите цифры, соответствующие верным ответам.

1) деспотия 2) сословия 3) вассалитет 4) демократизм 5) корпоративность

3. Все термины, за исключением одного, относятся к понятию «касты». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) кшатрии 2) бюргеры 3) брахманы 4) неприкасаемые 5) дважды рожденные


С конца 4 в. папы были озабочены консолидацией церкви и защитой ее от варварских нашествий. В периоды этих нашествий папы и епископы Римской империи приобретали владения и власть, выпущенную из рук агонизирующей римской администрацией. Такое сосредоточение в руках епископов не только церковных, но и политических полномочий привело к серьезным проблемам. Однако в период раннего Средневековья двое пап, Григорий I (590-604) и Николай I (858-867), особенно решительно выступали за укрепление и развитие папства.

Григорий I. Будучи отпрыском аристократического римского рода, Григорий до избрания его папой был монахом, а позднее - представителем папы в Константинополе. Григорий Великий был ревностным поборником прерогатив Римской кафедры. Он протестовал против титула "вселенского патриарха", который усвоил себе патриарх Константинопольский, и переписывался с епископами в Испании, Северной Африке, Равенне, Медиолане и Иллирии с целью положить конец расколу и подавить ересь. Папа Григорий стал инициатором обращения вестготов и лангобардов и направил в Англию св. Августина Кентерберийского с целью обращения в христианство англов и саксов. В пределах своей митрополии Григорий Великий назначал и смещал епископов, наводил порядок в епархиях и побуждал нерадивое духовенство обратиться к исполнению своего долга. Кроме того, он осуществлял и совершенствовал управление обширными церковными владениями в Италии.

Николай I. Считается, что в правление Николая I папство достигло высшей точки на первой ступени своего развития. Папа Николай принудил Лотаря II, правителя Лотарингии, покинуть свою наложницу и возвратиться к законной жене Тьетберге. Кроме того, он отменил решение одаренного, но слишком независимого архиепископа Хинкмара Реймского, низложившего одного из своих епископов-суффраганов, и отлучил от церкви архиепископа Равеннского за бунт против папской власти. Однако исторически более важным оказался его конфликт с замечательным ученым, патриархом Константинопольским Фотием. В 863 папа Николай отлучил Фотия от церкви на том основании, что предшественник последнего был насильственно принужден к отречению. В 867 Фотий, в свою очередь, отлучил Николая в результате спора о том, в чьей юрисдикции должна находиться Болгария. Эти споры до крайности обострили отношения между Римом и Константинополем.

Папство и франки. В 8 в. сложился союз между папством и молодой франкской династией Каролингов. Франки прониклись почтением к Риму и папству под влиянием англосаксонского миссионера св. Бонифация. Папам была необходима поддержка франков ввиду политической угрозы со стороны лангобардских правителей Италии и враждебных отношений с византийскими правителями, вызванных тем, что в споре об иконопочитании папы осудили иконоборцев. В 751 Пипин Короткий обратился за поддержкой к папе Захарию, который подтвердил его права на престол короля франков. Папа Стефан I повторно помазал Пипина на царство в Сен-Дени в 754. В 774 Карл Великий, унаследовавший от отца, Пипина, корону Франкского государства, сделался также правителем Лангобардии; одновременно папа перестал быть номинальным подданным византийского императора и был признан суверенным владыкой Рима под франкским протекторатом. Хотя папы к тому моменту были в течение некоторого времени фактическими правителями прилегающей к Риму области, события 774 привели к возникновению Папского государства. Наконец, в 800 Карл Великий был коронован папой Львом III как император. См. также ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Упадок папской власти. После смерти Карла Великого (814) в Западной Европе наступил политический кризис. Как и другие учреждения, папство стало жертвой политического и социального хаоса этой эпохи и утратило власть, престиж и моральный авторитет. Папы этого времени были ставленниками тех или иных римских политических партий или назначались германским императором.

Средневековье и папы – два понятия, которые мы непременно вспомним, рассматривая историю Европы. Как никто другой, папы имели власть вершить судьбы не только отдельных людей, но и целых государств. Даже короли прислушивались к советам папы.

Каждый верующий правитель должен был получить одобрение папы в любых начинаниях, от женитьбы, до объявления мира или войны. В средневековье и папы, и короли представляли правящую верхушку общества, однако влияние Церкви было столь велико, что порой короли не могли и шагу ступить, не посоветовавшись с епископом из Рима или же самим Папой.

Не всегда папство было столь влиятельно. В эпоху античности римским епископам не удалось утвердить сове главенство из-за резкого сопротивления со стороны восточно-римского духовенства. Средневековье и папы тесно связаны, ибо потрясения в странах Европы в начале Раннего Средневековья позволили папству установить свое превосходство не только в религиозной, но и в светской жизни. Ключевую роль сыграл союз папства с влиятельнейшими на то время королями государства франков. В середине 8 века папы стали монархами в собственном папском государстве в Средней Италии, это был дар короля Пипина Короткого.

Папа Римский избирается и избирался пожизненно. В раннем средневековье и папы, и другие высшие епископы избирались. Причем в голосовании участвовали даже светские лица. Однако после Латеранского собора (1059) папу римского могли избирать только коллегия кардиналов (конклав). Поначалу пап именовали «наместниками апостола Петра», во времена Высокого Средневековья они титуловались «наместниками Иисуса Христа». Именно в это время и появился специфический головной убор пап – двойная тиара, которая символизировала соединение в руках папы двух систем власти: духовной и светской. Неоднократно папы римские выступали с доктринами о том, что их власть превосходит королевскую. В частности, с подобными речами выступали Николай I, Григорий VII, Иннокентий III. Пик власти папства приходится на 13 век. Основой власти пап был бюрократический аппарат, в который входили сотни чиновников-священнослужителей.

Однако и до 13 века папы неоднократно провозглашали свою власть верховной над всеми другими властителями и правителями. Папой Григорием VII был создан документ, получивший название «Диктат папы». Этот документ был своего рода сформулированной программой для папы и не был предназначен для широкого круга читателей. Вот некоторые положения из этого документа: «Только папа обладает властью назначать и короновать императора», «Наименование «папа» относится только к римскому епископу», «Только папа имеет право называться вселенским епископом», «Никто не имеет права судить папу». Судебное решение папы не могло быть обжаловано, лишь папа мог признать книгу канонической, духовенство было обязано полностью подчиняться папе, только папа мог назначать и смещать епископов. Папа считался наместником Бога на Земле, что означало сочетание в его руках светской и духовной власти, которой обязаны подчиняться все люди вне зависимости от титула и иного звания.

Средневековье и папы оставили неизгладимый след в истории Европы. Помимо влияния на духовную жизнь общества, Церковь была ещё и крупнейшим землевладельцем. Иерархия духовенства была организована по феодальному образцу, многие служители церкви могли быть вассалами светских феодалов. Многие задавались вопросом: для кого священники держат все эти землевладения? Данное непонимание породило одну из крупных проблем средневековья – борьбу светской, в лице королей, и духовной, в лице священников, власти. В 756 году папа Стефан II в Центральной Италии создал собственное государство при поддержке франкских королей. Тот факт, что епископ был одновременно светским правителем в дальнейшем стало обычным явлением, особенно в Германии. Во время коронации Карла Великого папа Лев III отметил, что законность власти обуславливается благословением папы. Папа Иоанн VIII заявлял, что он в праве смещать императоров. Однако в 10-11 веках в Италии наступила политическая анархия, папство пришло в упадок, а духовенство попало в зависимость от светских феодалов. Во время церемонии инвеституры епископ должен был преклонить колени перед светским правителем и получить от того посох и кольцо – знаки своего сана.

Монастырь Клюни в Бургундии возглавил борьбу за изменение жалкого положения церкви. С этого времени началось так называемое «Клюнийское движение». Его сторонники выступали за укрепление и совершенствование церковной организации и дисциплины, стремились установить строгий контроль имущества церкви, стремились развить систему образования для духовенства. Главной же их целью стало титулование папы как «наместника Бога на земле», он признавался единственным носителем одновременно духовной и светской власти.

И вот к 13 веку папство достигло своего пика влияния. Папа Иннокентий III принудил европейских государей признать главенство пап. Основным оружием папы был интердикт – запрет на территории какого-либо государства совершения богослужений и обрядов, а также крещение новорожденных, вступление в брак, похороны умерших. После этого могли следовать проклятия и отлучение строптивого правителя от церкви, что ставило последнего вне закона, а также освобождало его подданных от клятвы верности, что в свою очередь провоцировало восстания.

Однако безграничная власть папства была не слишком продолжительной. Во времена правления папы Бонифация VIII в 1308 году произошел конфликт папы с Филиппом Красивым, королем Франции. Приближенные правителя довели папу до смерти, и после этого папы были принудительно переселены во французский город Авиньон. Борьбу светских правителей против пап поддерживало патриотическое духовенство, а также многие представители интеллигенции. Поэт Данте, философ Оккам, юрист Бонаграций придерживались суждений, близких высказанному Джоном Уиклефом (оксфордским профессором): «Король держит королевство непосредственно от Бога, а не от папы». Королевский суверенитет, власть светских правителей, не ограниченная церковью или феодалами в национальном государстве – вот итоги развития ключевых политических сил средневековья: папства, монархии, городов и феодальной знати.

Средневековье и папы запомнились не только политическими и экономическими конфликтами. Это было время, когда Церковь была важнейшей инстанцией во всех сферах жизни людей. Особенно люди боялись Суда Божьего, всячески стараясь «искупить» или «выкупить» свои грехи. Когда было разрешено выкупать индульгенции за деньги, то доходы Церкви стали расти с каждым днем, потому что каждый богобоязненный гражданин стремился умилостивить Всевышнего и искупить свои грехи.

Средневековье и папы – любопытные исторические явления, занимающие многих исследователей. Интересно прослеживать усиление влияние папства, затем его ослабевание, особенно если рассматривать этот процесс в контексте событий, происходивших тогда в Европе. Как ни странно, но даже в современном обществе папа Римский является достаточно важной фигурой даже в сфере международных отношений.

Поделиться