Причины возникновения зпр психогенного происхождения. Как выявить у ребенка задержку психического развития и помочь? Диагностика ЗПР церебрально-органического происхождения

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией . Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Причины задержки психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы , резус-конфликт , гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции , внутричерепные родовые травмы , недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия , грипп , нейроинфекции , рахит), черепно-мозговые травмы , эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки , авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация задержки психического развития (ЗПР)

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны , непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма , хроническая диспепсия , сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность , пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом , низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование , диагностическое обследование речи , изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, . Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж , водолечение .

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории – детей с задержкой психического развития.

М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1968, 1973) было обращено внимание на роль эмоционального развития в формировании личности ребенка с ЗПР, а также на значение нейродинамических расстройств (астенических и церебрастенических состояний). Соответственно была выделена задержка психического развития, возникающая на основе психического и психофизического инфантилизма , связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и задержка, возникающая на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приведших к астеническим и церебрастеническим состояниям организма.

В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К.С. Лебединской была предложена классификация типов ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

  • Конституционного происхождения;
  • Соматогенного происхождения;
  • Психогенного происхождения;
  • Церебрально-органического происхождения.
  • Каждый из этих типов может быть осложнен рядом болезненных признаков соматических, энцефалопатических, неврологических, и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.

    Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности

    Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

  • причины биологического характера;
  • причины социально - психологического характера.
  • К причинам биологического характера относят:

  • различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
  • недоношенность ребенка;
  • родовые травмы;
  • различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни - пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
  • нетяжелые мозговые травмы.
  • Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

  • ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
  • дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
  • искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или авторитарный тип воспитания.
  • В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:

    Инфантилизм - нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

    Астения - резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально -астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

    Охарактеризуем подробнее каждый из типов ЗПР.

    Задержка психического развития конституционального происхождения – так называемый гармонический инфантилизм (не осложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, наличие семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма. Однако нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами внутриутробными или первых лет жизни. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

    В этой группе можно выделить также:

  • Дисгармонический инфантилизм (заболевание гипофизарный нанизм) – недостаток гормонов роста, причина в нарушениях эндокринной системы. Дети отличаются повышенной утомляемостью, рассеянным вниманием, педантичностью и хорошими мыслительными навыками.
  • Гипогенитальный инфантилизм – недоразвитие вторичных половых признаков. Дети склонны к рассуждениям на любые темы в течение длительного времени.
  • Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедлении темпа психического развития детей значительная роль принадлежит стойкой астении* , снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

    В астеническом состоянии ребенок не способен справиться с учебной нагрузкой. Зачастую проявляются следующие признаки утомляемости:

  • в сенсорной сфере – перестает слышать;
  • в моторной сфере – снижается физическая сила, ухудшается координация движений (осанка, почерк);
  • в когнитивной сфере – ухудшается внимание, пропадает интерес к заданиям, умственная деятельность становится менее продуктивной;
  • в эмоционально-волевой сфере – отмечается повышенная чувственная впечатлительность, привязанность к матери, тормозимость контакта с незнакомыми людьми, плаксивость, несамостоятельность.
  • Оздоровительно-коррекционная работа с детьми с астеническими состояниями включает следующие направления:
  • Лечебно-оздоровительные мероприятия, включающие медикаментозное лечение;
  • Организация охранительного режима учебной работы с учетом состояния ребенка: строгое чередование отдыха и учебы; снижение количества уроков; лишний день отдыха; в течение урока ребенку дать отдохнуть, сменив виды деятельности;
  • Психо-коррекционные мероприятия направлены на формирование навыков учебно-познавательной деятельности и коррекцию негативных тенденций (повышение уровня самооценки, коррекция страхов и т.д.).
  • Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Как известно, неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.

    Этот тип задержки психического развития следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

    ЗПР психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленной явлением гипоопеки – условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

    Вариант аномального развития личности по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой-изнеживающим воспитанием. При котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

    Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи. Так называемый тип «Золушки». В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативе и в дальнейшее приводит к дезадаптации.

    Развитие ребенка в условиях противоречивого воспитания. Дети вынуждены приспосабливаться к взрослым, что приводит к отсутствию стержневых установок и формированию неустойчивой личности.

    Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных этапов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития. Изучение анамнеза показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

    Анамнестические данные часто указывают и на замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

    В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения. В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегето-сосудистой дистонии.

    Церебрально-органическая недостаточность прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР – как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательный деятельности. Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Само стремление к игре нередко выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях. Зачастую в игру превращается деятельность, требующая целенаправленной интеллектуальной деятельности, например приготовление уроков.

    В зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона можно выделить 2 основных вида органического инфантилизма: неустойчивый – с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью и тормозимый – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью.

    Для ЗПР этого типа характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью внимания, памяти, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.

    Психолого-педагогические исследования, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, констатируют, что у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в «правом-левом», явления зеркальности в письме, затруднения в различении сходных графем.

    Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

    В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), а также от времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. В результате изучения психических процессов и возможностей обучения детей с ЗПР был выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой сфере, поведении и личности в целом. Были выявлены следующие общие для ЗПР различной этиологии черты:

  • низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
  • незрелость эмоций и воли;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • обедненный словарный запас;
  • несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
  • неполная сформированность игровой деятельности.
  • Память: Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

    Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

    Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В исследовании Т. В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на туже букву.

    В исследовании Н.Г. Поддубной изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия как по продуктивности, так и по точность и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза.

    Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое их обучении.4

    ТА. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты: таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

    Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

    Снижение объема памяти и скорости запоминания,

    Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

    Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

    Преобладание наглядной памяти над словесной,

    Снижение произвольной памяти.

    Нарушение механической памяти.

    Внимание : Причины нарушенного внимания:

    Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.

    Несформированность механизма произвольности у детей.

    Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации - нарушение интереса.

    Исследователь детей с ЗПР Л.М. Жаренкова отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

    Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.

    Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.

    Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.

    Восприятие . Причины нарушенного восприятия: при ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

    Недостатки восприятия:

  • Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия. Особенности восприятия:
  • Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.
  • Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
  • Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
  • Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
  • Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
  • Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер - зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
  • Задача педагога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.

    Особенности мыслительной деятельности детей ЗПР

    Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

    На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

  • уровень развития внимания;
  • уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок);
  • уровень развития речи;
  • уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)6.
  • У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт - все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.

    Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

    У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь - активное средство логического мышления ребенка.

    Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

    Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

    Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

    3.Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

    4.Стереотипность мышления, его шаблонность.

    Наглядно-образное мышление .

    Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия - все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

    Логическое мышление .

    У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

  • Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
  • Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
  • Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
  • У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

  • Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).
  • Дедукция (от общего к частному).
  • Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления - осуществление вывода из двух посылок - еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.7 По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

    Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.

    Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

  • Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
  • Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
  • Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.
  • Педагог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и использовать индивидуальный подход.
  • Вопросы для самоконтроля:

  • Сколько типов ЗПР выделила К.С. Лебединская? Назовите их.
  • Что провоцирует развитие задержки психического развития соматогенного происхождения?
  • Охарактеризуйте общие черты, присущие категории детей с задержкой психического развития?
  • Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.

    Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них . Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

    Причины задержки психического развития у ребенка

    Сегодня проблемы задержки психического развития во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

    К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

    Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, и ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

    Симптомы задержки психического развития у ребенка

    Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

    Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

    Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

    Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

    У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных . Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

    Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

    Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

    — они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

    — их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

    — эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

    Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

    В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

    Лечение задержки психического развития у ребенка

    Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

    Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

    Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

    Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

    Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

    В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

    Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

    Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!

    Здравствуйте! Первые 25 лет своей жизни я прожил в коммуналке с цыганами, что несомненно нанесло вред моей психике. В возрасте 2-х лет, они меня отравили, так что я полгода провалялся в больнице, моя мама же, всю жизнь проработала на заводе, иногда совмещая это с подработками, и не могла в полной мере участвовать в моём воспитании. В период, когда я там лечился, она меня не посещала в больнице из-за занятости, таким образом, когда меня наконец выписали, я представлял собой ужасающее зрелище. Стоит упомянуть хотя бы гниющую и отваливающуюся кожу на теле. Поскольку семья была неполная, и мама всегда была на работе, в детстве мало кто мог положительно влиять на мое развитие. Соседи в других комнатах постоянно дрались и ругались между собой, я никогда не видел в их семьях любви или какой-то доброты, нормальных взаимоотношений. Мало того- примерно когда мне было 12 лет, их главный куда-то ушел, а заместо него притащили какого-то зловонного инвалида. Их бабушка-цыганка с ним воевала до самой смерти. Причем умерла она от того, что не могла питаться самостоятельно из-за общего паралича- причем её сожитель кормить её не смог или не стал- то есть она умерла от голода. И это за стеной от меня. В 14 лет, мама устроилась на подработку сторожем в библиотеку- и я стал её помогать- постоянно работать после уроков в школе сторожем и гардеробщиком. Окончил обычную школу, причем в старших классах демонстрировал высокий уровень интеллекта- занимался в клубе интеллектуальных игр и даже несколько лет играл в профессиональной команде знатоков. Поскольку дома было лучше не находиться- я много времени проводил в библиотеках, очень много читал.После школы сменил несколько мест учебы- среди них был педагогический университет. Там готовили будущих чиновников в сфере образования, руководителей образовательных учреждений, преподавателей педагогики и психологии. Казалось бы, там должны были мне помочь. Но не тут-то было. Под крышей государственного педагогического университета расположился коммерческий институтик, созданный с единственной целью- набрать детей богатых родителей и получить с них максимальную выгоду. Меня туда приняли по нескольким причинам, и экзамены сданные на отлично были вовсе не главной из них.Когда мама работала на заводе, и одновременно числилась сторожем в библиотеке, её любил гендиректор этого завода,человек очень влиятельный в нашем городе, а учитывая то, что я с рождения не знал отца- то для всех я был приёмным сыном этого босса. Опять же сыграли роль успехи в хобби- что? где? когда? Туда набирали как раз ребят, проявивших себя в общественной деятельности. А учитывая, что это заведение только что открылось- то принимали вообще всех подряд, парней зачисляли на бюджет поначалу вообще с двойками за экзамен. Конечно же, эта вольница объясняется приманкой или первым набором, когда нужно набрать полный курс. Следующие наборы конечно же происходили среди отличников, медалистов и самых разных талантов. Я никогда не был коллективистом, ни в школе, ни в клубе, ни в институтах. До сих пор есть некоторые странности памяти и внимания. Но тогда мало кого это интересовало. Я надеялся, что мои проблемы психологического плана там решат- и ошибся. Когда первая волна романтики студенчества сошла на нет, открылось истинное лицо окружающих. Администрация под любыми предлогами вымогала взятки, которые правда на нашем курсе платили не все. Те, кто не мог- и я в том числе- никогда не блистали в учебе и общественной жизни. Иногда проводились праздники, приемы гостей. Но меня беспокоило другое. Меня не уважали не студенты, ни преподаватели.Сейчас мне 33 года- и я ощущаю себя законченным маньяком. Продолжение следует.

    Здравствуйте! Очень необходима помощь! Мой сын с рождения очень хорошо развивался физически и умственно. Так было примерно до 4-5 лет. Потом папа (видимо из ревности) подключился к его обучению и тут началось… Сначала ребенок почти напрочь забыл многие буквы (буквы знал почти все, т.к. мы играли с буквами по-своему и ему эта игра очень нравилась, но еще не читал, т.к. цели такой не ставили) и начал их с трудом запоминать и путать — это итог папиного обучения ребенка чтению. Следом постепенно затормозились мышление и логика. Это только то, что касается области образования. Про остальные психо-эмоциональные проблемы очень долго рассказывать.

    Сейчас ему 8,5 лет. Из одного из лучших он превратился, пожалуй, в худшего ученика в классе, не может запомнить и понять элементарного, а если понял, редко может применить свои знания в самостоятельных и практических работах. В одном и том же задании может ошибаться бесконечное количество раз, выполняя каждый раз его как новое. Почти не проявляет познавательной активности, не пытается, а порой сопротивляется учиться чему-то новому, отрабатывать какие-то навыки. Такое желание может быть лишь вспышкой, до дела редао доходит.

    Я подозреваю у него задержку психического развития, проявившуюся на фоне эмоционального давления со стороны отца, который исходится гневом за любую ошибку ребенка, орет и всячески оскорбляет его.

    Обращалась к школьному психологу в надежде, что он сможет помочь нам скорректировать возникший недостаток и поможет нашему папе научиться вести себя по-другому, а не так деспотично, как он это делает, покажет отцу, что возникшие проблемы — это не недостаток ребенка, не его лень и нежелание, а следствие неверного и чрезмерно грубого обращения с ребенком.
    Часто возникают мысли о том, чтобы забрать детей и уйти. Но детям нужен отец. Тем более, что он очень хороший отец, когда не испытывает приступов гнева. Дети любят его, он хорошо и грамотно может рассуждать, прекрасно организовывает досуг детей. Когда ходил к школьному психологу, то произвел на последнего очень хорошее впечатление. Может, поэтому педагог не увидел проблем? Но проблема есть, и она усугубляется.
    Я в отчаянии и не знаю, что делать. Вчера сын несколько раз сказал, что повесится, если папа снова станет так кричать.
    Я вижу, что он очень старается понять и, выполняя школьные упражнения, уверен, что делает все правильно и так как надо. Но выходит, что нет: то он забудет отступить нужное количество строчек (это симтематически) между уроками, хотя во втором классе этого не должно быть, ну или хотя бы не носить систематический характер. То же самое касается таких элементарных вещей, как проставление точек в конце предложений, подчеркиваний с помощью карандаша и линейки, выполнения заданий по образцу и проч. Проблемы со счетом. При списывании допускает массу ошибок. Дома пишем с ним диктанты со словарными словами — ни одной ошибки, либо 1 в довольно большом объеме слов для его возраста (10-20 слов); в школе — ошибка на ошибке, причем в тех же словах. Если раньше учителя говорили, что он может быть отличником, только аккуратности не хватает, то теперь не знают как подтянуть его на тройку. Это не по всем предметам, а только там, где требуется четкое и быстрое мышление, логика, внимание.

    Я много пишу об учебе не потому, что меня очень волнуют его оценки и хочу сделать из него отличника, а потому, что это самые наглядные примеры, которые проще и лучше всего демонстрируют проблемы и недостатки, с которыми мы столкнались. Это: низкий уровень внимания, запоминания, возможно концентрации и переключения. Ему нужно все говорить, что делать, сам он редко проявляет инициативу, очень медлительный. Иногда случаются проблески, но лишь как краткосрочные озарения. Иногда мой сын начинает производить впечатление умственно-отсталого. Педагоги, работавшие с ним в д/саду (до подготовительной группы) не верят в то, что он может плохо учиться и плохо усваивать программу. Но это факт, который сильно беспокоит меня, потому что я связываю его именно с психическим развитием, а точнее теми факторами, которые на это повлияли: деспотическое, жестокое обращение отца, завышенные требования с его стороны, его желание скорее сделать ребенка взрослым и проч.
    Муж ко мне плохо прислушивается. Вот и надеялась на школьного психолога. Может, в его профессиональные обязанности не входит подобного рода работа? Тогда подскажите, пожалуйста, куда обратиться? И верно ли вижу, что у ребенка ЗПР?

    • Здравствуйте, у меня ситуация очень похожа на вашу. Читаю как про своего ребенка. Напишите мне пожалуйста, очень хочу узнать что вы делали и произошли ли изменения какие-то.
      Olya90sherban(собака)gmail.com

    Добрый день, а есть ли подобный диагноз у взрослых. Мне 30 лет. Друзей практически нет, девушки нет и не было. После окончания школы общался практически только с мамой. Ни в вузе учился долго периодически отчисляли и заново поступал. В итоге закончил ВУЗ только в 27 лет. После этого устроился на работу и начались подвижки в коммуникативных навыках. Тем не менее не ощущаю себя на 30 лет, а скорее подростком-юношей лет на 20 максимум. Очень застенчив в общении до сих пор. Не может ли это быть связано с задержкой психического развития? Насколько это критично и есть ли какой-то шанс что это пройдет (застенчивость).

    Добрый день! Помогите советом, куда можно обратиться. У нас внук возраст 2 года, не разговаривает, сидеть и ходить начал с большим опозданием. Очень любознательный и общительный мальчик, но в 2 года не реагирует на вопросы, т.е. почти на все. Например может показать собачку, может не показать. Не реагирует на имена, просьбу показать что-то, сделать что-то. Тревогу начали бить с 6 месяцев, сначала невролог в поликлинике успокаивала, говорила, что все в норме. А сейчас говорят ждите, может быть все нормализуется. Но ведь время уходит! Проехали всех врачей в Самаре, всех целителей в Самарской области и не только. Не смогли попасть на прием только к доктору остеопату Еремину. С уважением, Владимир.

    • Добрый день, Владимир. Рекомендуем обратиться за помощью к неврологу, психологу, нейропсихологу, дефектологу-логопеду.
      Вы правильно делаете, что пассивно не дожидаетесь, когда ваш малыш сам заговорит. Необходимо, чтобы с ребенком дома занимались и проводили занятия для стимуляции развития и формирования скоординированной работы различных структур мозга. Например, развивая мелкую моторику рук можно добиться речевой активности у ребенка. Упражнения достаточны просты: следует давать малышу разминать пластилин, тесто, глину; нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха; мять бумагу или ее рвать; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком; играть с конструктором (чтобы принцип соединения деталей был различным); собирать пазлы, играть в мозаику, нанизывать бусины на шнурок, расстегивать и застегивать липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии и прочее.

    Здравствуйте! Большое спасибо за статью! Мы хотим взять девочку 6 лет из приюта под опеку. Психологи там говорят, что у неё задержка эмоционального развития, то есть сейчас она как в 4 года. Можно ли ей помочь и со временем развить, улучшить ситуацию при условии её жизни в семье?
    С уважением,
    Светлана

    • Здравствуйте, Светлана.
      Задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – боязливостью, неуверенностью, плаксивостью, несамостоятельностью и прочее.
      Оздоровительно-коррекционная работа с таким ребенком включает следующие направления:
      — лечебно-оздоровительные мероприятия, включающие медикаментозное лечение;
      — строгое чередование отдыха и учебы, лишний день отдыха от занятий; в течение занятий давать ребенку отдыхать, меняя виды деятельности;

      Добрый вечер, Nergui. То что Ваша внучка не разговаривает — это еще не означает, что у нее аутизм.
      Обычно речь у аутичного ребенка проявляется довольно рано, а уже в дальнейшем сходит на нет.
      Старайтесь больше эмоционально общаться с девочкой, читайте детские книги, рассматривайте вместе картинки, играйте с ней, давайте возможность лепить из пластилина, песка, глины, рисовать красками. Это позволит развить мелкую моторику рук, что напрямую связано с развитием речевой функции и она обязательно заговорит.

    Задержка психического развития конституционального происхождения диагностируется у детей с проявлениями психического и психофизического инфантилизма. В переводе на русский язык инфантилизм (лат.infantilis) означает «младенческий, детский». В психологической литературе под ним подразумевается отсталость развития, проявляю­щаяся сохранением во взрослом состоянии физического строения или черт характера, присущих детскому возрасту.

    Термин «инфантилизм» впервые был предложен Э. Ласегом (Е.Lasegue) в 1864 году для обозначения сохраняющихся у некоторых взрослых людей физических и психических признаков, свойственных детям. По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» ввел в начале XIX века немецкий психиатр Ж. Антон (G. Anton). Автор рассматривал его как «парциальный инфантилизм», в отличие от «тотального инфантилизма» при умственной отсталости. Во взрослой психиатрии данный термин применяется достаточно часто в рамках анализа изменений личности при различных психических заболеваниях (цит. по: Лебединский, 1985).

    Распространенность психического инфантилизма, по данным некоторых авторов, составляет 1,6% среди детской популяции.

    Его причинами чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга: инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов. Ряд авторов связывают инфантилизм у детей с конституционально-генетической предрасположенностью и психогенными факторами в виде особенностей воспитания по типу гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т. п. (К. С.Лебединская, 1982; В. В. Ковалев, 1985).

    В клинической практике выделяются две формы психического ин­фантилизма: простой и осложненный (В. В. Ковалев, 1973; Т. А. Власова и М. С. Певзнер, 1973; М. С. Певзнер, 1982; и др.) В дальнейших исследованиях были выделены четыре его основных варианта: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный инфантилизм.

    Гармонический (простой) инфантилизм проявляется в равномерной задержке темпа физического и психического развития. Название «гармонический инфантилизм» было предложено Г. Е. Сухаревой (Сухарева, 1959, 1965). Его клиническая картина характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста, так как у них наблюдается инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием в поведении игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.

    В раннем возрасте у ребенка признаки эмоционально-волевой незрелости выявить достаточно сложно, и поэтому психический инфантилизм значительно чаще диагностируется в школьном и подростковом возрасте. Однако уже в первые годы жизни у детей с психическим инфантилизмом специалисты могут наблюдать снижение познавательной активности, симбиотическую связь с матерью, задержку в развитии навыков самостоятельности.

    В дошкольном возрасте у таких детей наблюдается недоразвитие интеллектуальных интересов, что проявляется в повышенной отвлекаемое утомляемости, особенно когда от ребенка требуются волевые усилия для выполнения сложных заданий. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, но в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.

    При поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом наблюдается преобладание игровых интересов над познавательными. Им трудно длительно сосредоточиваться на задании, проявлять усидчивость на протяжении всего урока, подчиняться правилам дисциплины (М. С. Певзнер, 1972). И нередко в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. «Гармоничность» психического облика часто нарушается в школьном и взрослом возрасте, поскольку незрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию ребенка.

    Между тем возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. При правильной организации учебно-воспитательной работы дети с подобным пропорциональным сочетанием психической и физической незрелости догоняют своих сверстников в общем психическом развитии. Постепенно возрастает их индивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, наблюдается развитие воображения и фантазий. По наблюдениям клиницистов, проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к десяти годам (В. В. Ковалев, 1979).

    Клинико-психологические исследования показывают, что при простом психическом инфантилизме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную. Однако в структуре психического дефекта определяющим симптомо-комплексом является эмоционально-волевая незрелость. Это наглядно проявляется в повышенной эмоциональности, неустойчивости, неса­мостоятельности детей, в повышенной внушаемости, в стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, в беспечности, неумении подчинять свое поведение требованиям взрослых и вместе с тем в чрезмерной зависимости от близких (В. В.Лебединский, 1985). Типичными для детей с психическим инфантилизмом в младшем школьном возрасте является преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В пубертатном периоде у таких детей могут наблюдаться личностные дисгармонии, проявляющиеся в акцентуациях характера по неустойчивому или истероидному типу (В. В. Ковалев, 1985).

    Интеллектуальная недостаточность у детей с простым инфантилизмом имеет вторичный характер, определяемый отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Она проявляется в преобладании конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. При выполнении интеллектуальных задач у школьников наблюдается недостаточная целенаправленность, склонность к подражательной деятельности (3. И. Калмыкова, 1978; Т. В. Егорова, 1973; В. В. Лебединский, 1985).

    В исследованиях психологов было выявлено, что недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с неосложненным инфантилизмом негативно отражается на формировании познавательных процессов. Например, в исследованиях особенностей восприятия у младших школьников с простой формой инфантилизма было обнаружено недостаточное развитие ориентировочной основы деятельности, что затрудняло выбор эффективной стратегии при решении перцептивных задач и обусловливало снижение скорости их выполнения (Сафади Хасан, 1997).

    Особое место в структуре задержки психического развития у детей с инфантилизмом занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В то же время в процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается. Эти данные подчеркивают зависимость интеллектуальной продуктивности у детей с инфантилизмом от мотивации.

    Исследования памяти детей с психическим инфантилизмом показало, что им свойственен более высокий уровень развития зрительной памяти по сравнению со слухоречевой. Многие дети испытывают существенные трудности в организации мнемической деятельности и ее контроле. Например, в процессе игры эффективность запоминания у них значительно выше, что подчеркивает положительную роль установки в эффективности мнемических процессов у детей с психическим инфантилизмом (Сафади Хасан, 1997).

    Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется и в особенностях мыслительной деятельности детей с психическим инфантилизмом. Исследования показывают достаточную сформированность мыслительных операций, но неравномерную познавательную активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности (В. В.Лебединский, 1985).

    Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму, с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, эгоцентризм и пр. (Г. Е. Сухарева, 1959).

    Патологические черты характера могут проявляться у ребенка уже и начале второго года жизни в виде упрямства, аффективной неустойчивости. В дошкольном возрасте они могут находить отражение в реакциях протеста, в стремлении ребенка настоять на своем, обидеть других детей или близких и пр. У детей школьного возраста черты незрелости могут лежать в основе повышенной аффективной неустойчивости, в склонности ребенка к застреванию на источниках конфликта, в патологической лживости и пр. В подростковом возрасте черты незрелости эмоционально-волевой сферы нередко проявляются в девиантном поведении и в патологических чертах характера. Как подчеркивает В. В. Ковалев, структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии. Наиболее часто у детей с данным видом инфантилизма формируются психопатии истероидного, неустойчивого и возбудимого типа (В. В. Ковалев, 1985).

    Дисгармонический инфантилизм в чистом виде встречается достаточно редко. Наиболее распространенным вариантом конституциональной формы ЗПР является органический инфантилизм, который развивается вследствие органического повреждения мозга. Органический инфантилизм характеризуется сочетанием психического инфантилизма с психоорганическим синдромом. (Г. Е. Сухарева, 1965; С. С. Мнухин, 1968; К. С. Лебединская, 1982; В. В. Лебединский, 1985; и др.). В. В. Ковалев рассматривает органический инфантилизм как форму резидуально-органической психической патологии смешанного (дизонтогенетически-энцефалопатического) патогенеза (В. В. Ковалев, 1979). Органический инфантилизм возникает чаще всего в связи с последствиями ранних органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций или травм.

    В клинической картине, как и при простом инфантилизме, имеются, признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, непосредственность, повышенный интерес к игровой деятельности, но в сочетании с пограничной интеллектуальной недостаточностью, обусловленной нарушением ряда предпосылок интеллектуальной деятельности: внимания, памяти, психической работоспособности (В. В. Ковалев, 1985). Эмоционально-волевая незрелость остается ядерным признаком и проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Кроме того, наблюдается снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. С возрастом у детей с органическим инфантилизмом более отчетливо проявляется интеллектуальная недостаточность - в снижении школьной успеваемости.

    Интеллектуальная деятельность детей с органическим инфантилизмом отличается инертностью, слабой переключаемостью мыслительных процессов. Игровая, а затем и учебная деятельность отличается однообразием, снижением познавательной активности, незаинтересованностью в оценке своих действий, низким уровнем притязаний. Выраженное недоразвитие предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности) негативно отражается на интеллектуальной продуктивности детей, но не вызывает нарушения собственно интеллектуальных функций, таких как способность к обобщению и абстрагированию.

    При психологическом исследовании младших школьников с органическим инфантилизмом были выявлены трудности переключения внимания, сниженный объем памяти, как в зрительной, так и в слуховой модальностях, недоразвитие зрительно-пространственных функций (И. А. Юркова, 1971; В. В. Ковалев, 1979; В. В.Лебединский, 1985; И. И. Мамайчук,Е. Г. Трошихина, 1997;идр.). Обучение в массовой школе у таких детей вызывает значительные трудности, как правило, они обучаются в классах для детей с ЗПР или во вспомогательных школах.

    Исследования личности детей с инфантилизмом выявило ее дисгармоничную структуру, неадекватную самооценку, неадекватные способы эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию. Причем наиболее стойкие личностные нарушения наблюдались у детей с осложненным психическим инфантилизмом. В отличие от младших школьников с неосложненным инфантилизмом у детей с органическим инфантилизмом наблюдалось достоверное снижение показателя адаптации, склонность к повышенной фиксации на источнике конфликта, неадекватные способы разрешения конфликтной ситуации, а также примитивные способы психологической защиты (регрессия, вытеснение) (И. И. Мамайчук, Е. Г. Трошихина, 1997). В их поведении наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. У части детей наблюдаются неврозоподобные реакции.

    Внутри органического инфантилизма В. В. Ковалев выделяет отдельные варианты: церебрастенический, невропатический, диспропорциональный, эндокринный и психогенный (В. В. Ковалев, 1985).

    При церебрастеническом варианте эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздражительной слабости и мягкой интеллектуальной недостаточности.

    Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием астеноневротических проявлений в виде повышенной тормозимости, пугливости, робости, внушаемости, неуверенности в себе, трудности адаптации в детских коллективах с симптомами выраженных соматовегетативных нарушений.

    При эндокринных вариантах клиническая картина определяется сочетанием признаков инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональной дисфункции. Например, у детей с недоразвитем гениталий (гипогенитализм) наблюдается инфантилизм в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрствованием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склонностью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстройствами внимания и логической памяти. К. С. Лебединская, исходя из особенностей эмоционально-волевой незрелости, выделяет неустойчивый и тормозимый варианты органического инфантилизма (К. С. Лебединская, 1982).

    Психогенный инфантилизм, как особый вариант инфантилизма, в отечественной психиатрии и психологии изучен недостаточно. Этот вариант рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания (Е. И. Кириченко, 1962; К. С. Лебединская, 1982).

    В литературе имеются отдельные упоминания о том, что ранняя социальная и психическая депривация влечет за собой аффективную незрелость, повышенную лабильность, снижение самоконтроля поведения, с определенной долей вероятности влияя на формирование у детей с возрастом эмоционально-незрелой личности.

    Эмоционально-волевая незрелость личности может сформироваться и при воспитании по принципу гиперпротекции. При таком типе воспитания наряду с инфантильностью формируются эгоцентризм, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению.

    Деспотичное воспитание детей с использованием физического наказания и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности.

    Для психогенного инфантилизма характерна социальная незрелость личности, которая может проявляться в недоразвитии морально-нравственных установок, ценностных ориентацией, в снижении самоконтроля поведения. Все это способствует формированию девиантного поведения (И. И. Мамайчук, 2002).

    В процессе дифференциальной диагностики конституциональной формы ЗПР от других нарушений психического развития необходимо использовать комплексный клинико-психолого-педагогический подход.

    Прежде всего необходимо отличить органический инфантилизм от умственной отсталости. В отличие от умственно отсталых детей у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, что проявляется в возможности обобщений предметов по существенным признакам, в полноте сравнений предметов. Дети с инфантилизмом способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности.

    Кроме того, если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность (в частности, при органическом инфантилизме), то она обладает своей спецификой - на первом плане оказывается нарушение предпосылок интеллекта - и имеет тенденцию к сглаживанию. В связи с этим главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Важной представляется и дифференциальная диагностика простого инфантилизма от дисгармонического. Последний может в дальнейшем проявляться в психопатическом развитии личности ребенка, способствовать развитию аффективной возбудимости, эксплозивности, нарушению влечений, расстройствам социального поведения.

    При соответствующем обучении дети с инфантилизмом способны получить среднее или неполное среднее образования, им доступно профессиональное образование, средне специальное и даже высшее. Однако при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика, особенно при осложненном инфантилизме, что может проявляться в психической и социальной дезадаптации детей и подростков.

    Итак, если оценивать динамику психического развития детей с инфантилизмом в целом, то она преимущественно благоприятна. Как показывает опыт, проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию.

    К. С. Лебединской в 1980 г. был предложена классификация ЗПР. В основу данной классифи­кации легла этиопатогенетическая систематика. Выде­ляют 4 основных типа ЗПР:

    ♦ конституционального характера;

    ♦ соматогенного характера;

    ♦ психогенного характера;

    ♦ церебрально-органического характера.

    Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незре­лости и нарушении познавательной деятельности. Кро­ме того, нередко могут возникать осложнения в сома­тической и неврологической сферах, но основное отли­чие - в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: струк­туры инфантилизма и особенностей развития всех пси­хических функций.

    Зпр конституционального происхождения

    При этом виде задержки психического развития эмо­ционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведе­ния, поверхностность представлений, легкая внушае­мость. У таких детей даже при обучении в общеобразо­вательной школе сохраняется приоритет игровых инте­ресов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфанти­лизма, при которой наиболее ярко выражено недоразви­тие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встре­тить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специаль­ной коррекционной школе.

    Зпр соматогенного происхождения

    Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболева­ния, инфекции, детские неврозы, врожденные и приоб­ретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, ко­торые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог меж­личностных связей.

    При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в спе­циальных санаториях. Дальнейшее становление и обу­чение этих детей зависит от их состояния здоровья.

    Зпр психогенного характера

    Центральным ядром данной формы задержки психи­ческого развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на пси­хику ребенка оказывалось травмирующее влияние не­благоприятных социальных условий, то это может при­вести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. В этом слу­чае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологичес­ким состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недо­развития.

    Поделиться