Тема: Домашние животные
Цель: Активизация лексики по теме.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах.
2. Развивать диалогическую и связную речь, логическое мышление, слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
Оборудование: маски домашних животных, запись «на скотном дворе», игрушка - котенок, презентация к занятию, мольберт, разрезная картинка кошки, на обратной стороне картинки животных, картинки-части «собака», мнемотаблица к рассказу «Кошка», печенье рыбки для сюрпризного момента
Предварительная работа. Заучивание сценки «Спор животных», физминутки, объяснение обозначений в мнемотаблице.
Ход занятия
Введение в тему
Логопед: Куда мы попали, послушайте, какие звуки вы слышите. Кто это кричит?
Ребёнок: Лошадь, корова, собака и т.д.
Логопед: Как одним словом их назвать. Мы попали на скотный двор, где живут домашние животные. Давайте послушаем, о чем они говорят.
Основная часть.
Сценка «Спор животных» (О.С. Гомзяк)
Логопед: Однажды домашние животные завели спор о том, кто самый нужный для хозяина. Корова сказала...
Ребёнок: Я самая нужная, потому что даю молоко.
Логопед: А кот ей ответил:...
Ребёнок: Нет, я самый нужный, потому что ловлю мышей, которые поедают хозяйские запасы.
Логопед: Но собака была с ним не согласна...
Ребёнок: Я самая нужная, потому что охраняю хозяйский двор.
Логопед: В спор вмешалась лошадь и сказала...
Ребёнок: Я перевожу для хозяина тяжёлые грузы. Поэтому я самая нужная.
Логопед: Очень долго они спорили, но так и не смогли решить. Кто самый нужный.
Ребята! А кто же самый нужный.
Ответы детей, не участвующих в сценке.
Ребенок: Мы все нужные, потому что приносим… (все дружно - пользу)
Логопед: Какую пользу приносит корова, кот, лошадь, собака?
Ребёнок: Корова дает молоко и мясо
Ребёнок: Кот ловит мышей
Ребёнок: Лошадь перевозит тяжелые грузы
Ребёнок: Собака сторожит дом
Логопед: Слышите, кто-то плачет? (звук котенка) Да это же котенок. (игрушка) Что случилось?
Логопед: Поможем ребята, тогда отправляемся в путешествие.
Ребёнок: Это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у козы про маму котенка.
Ребёнок: Коза, ты не видела маму котенка?
Логопед: Чем питается корова?
Ребёнок: Корова питается травой, сеном.
Логопед: Чем питается кошка?
Ребёнок: Кошка питается рыбой.
Логопед: Чем питается собака?
Ребёнок: Собака питается косточками.
Логопед: Чем питается коза?
Ребёнок: Коза питается травой, сеном.
Логопед: Чем питается кролик?
Ребёнок: Кролик питается морковкой.
Логопед: Чем питается лошадь?
Ребёнок: Лошадь питается травой, сеном
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением козы и перевернем ее другой стороной.
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у собаки про маму котенка.
Ребёнок: Собака, ты не видела маму котенка?
(дети по очереди называют части тела).
Логопед: Чем покрыто тело собаки.
Ребёнок: Тело собаки покрыто шерстью
Логопед: Это чьи уши?
Ребёнок: Это собачьи уши.
Логопед: Это чей хвост?
Ребёнок: Это собачий хвост.
Логопед: Это чья голова?
Ребёнок: Это собачья голова
Логопед: Это чья лапа?
Ребёнок: Это собачья лапа.
Логопед: Сложите из частей целое - собаку. (Играйка-собирайка Нищева Н.В.)
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением собакаи и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у лошади про маму котенка.
Ребёнок: Лошадь, ты не видела маму котенка?
Игра «Скажи наоборот».
У коровы длинный хвост, а у свиньи...(короткий.)
У свиньи толстые ноги, а у овечки...(тонкие.)
У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть...(мягкая.)
У козы острые рога, а у барана...(тупые.).
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением лошади и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у коровы про маму котенка.
Ребёнок: Корова, ты не видела маму котенка?
(надевается маска одному ребенку)
Физминутка (Нищева Н.В.)
Я рогатый. (Показывают «рожки» из пальчиков.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Я хвостатый. (Показывают «хвостик»: отводят
руку за спину.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Я ушастый, (Показывают «ушки» из ладошек.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Очень страшный. (Показывают «рожки» из пальчиков.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Испугаю, (Топают.)
Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)
Забодаю. («Бодаются».)
презентация "Домашние животные"
PPTX / 5.9 Мб
играйка-собирайка собака (Нищева Н.В.)
DOCX / 261.6 Кб
разрезная картинка
DOCX / 2.04 Мб
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением коровы и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у овцы про маму котенка.
Ребёнок: Овца, ты не видела маму котенка?
Ребёнок: У коровы - теленок.
Ребёнок: У собаки - щенок
Ребёнок: У лошади - жеребенок
Ребёнок: У козы - козленок
Ребёнок: У овцы - ягненок
Ребёнок: У свиньи - поросенок
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением овцы и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Нет, это не моя мама
Логопед: Давайте спросим у свиньи про маму котенка.
Ребёнок: Свинья, ты не видела маму котенка?
Логопед: Скажите, куда пойдет корова?
Ребёнок: Корова пойдет в коровник.
Логопед: Куда пойдет свинья?
Ребёнок: Свинья пойдет в свинарник.
Логопед: Куда пойдет лошадь?
Ребёнок: Лошадь пойдет в конюшню
Логопед: Куда пойдет собака?
Ребёнок: Собака пойдет в конуру (будку)
Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением свиньи и перевернем ее другой стороной.
(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)
Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?
Ребёнок: Да, это моя мама
Логопед: Вот и мама нашлась. Кто это?
Ребёнок: Кошка
Логопед: Посмотрите, какая она красивая, большая, пушистая.
Миша, расскажи нам о кошке по схеме.
(рассказ о кошке).
Итог занятия .
Логопед: Где мы с вами побывали?
Ребёнок: Мы побывали на скотном дворе
Логопед: Кого мы искали?
Ребёнок: Мы искали кошку
Логопед: Кого встретили в путешествии?
Ребёнок: Мы встретили козу, собаку, лошадь, корову, овцу, свинью, кошку
Логопед: Что любит есть кошка?
Ребёнок: Кошка любит есть рыбу.
Логопед: Котенок и кошка благодарят вас и приготовили вам сюрприз, вот таких рыбок.
Динамичное и познавательно насыщенноное
Представлен сценарий непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «На ферме». Игровая форма обучения, закрепление предлогов, составление описательного рассказа о животном, ИКТ, образование притяжательных прилагательных и приставочных глаголов.
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «На ферме».
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение и обобщение знаний детей по лексической теме «Домашние животные». Закрепление названия профессии (фермер)
- Формирование навыка составления описательного рассказа о домашнем животном с опорой на план-схему, навыка связности, развернутости и непрерывности высказывания
- Употребление имен существительных единственного числа в Т.п.
- Образование притяжательных прилагательных и их практическое употребление в речи (согласование с именами существительными в роде и числе)
- Понимание пространственного значения предлогов на, с, под, из-под, за, из-за, к, от
- Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок:
-вы, -про; -об, -пере; -за
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память
- развивать мелкую моторику рук
- формировать динамическую организацию двигательного акта («кинетическую мелодию»): координацию, переключаемость движений
- корригировать проявления СДВГ
- совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
Коррекционно-воспитательные задачи:
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению
- совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества
- воспитывать навыки культуры поведения
Словарная работа:
номинативная лексика : названия домашних животных и их детенышей, названия частей тела, жилища животных (конура, свинарник, конюшня, коровник), сено, овес, трава, картошка, яблоки, мясо, кости, молоко, творог; ферма, фермер
предикативная лексика - заботится, заблудился, мяукает, мычит, ржет, лает, хрюкает; выбежал, пробежал, оббежал, перепрыгнул, залез.
адъективная лексика - лошадиные, коровьи, собачьи, кроличьи, свиные, кошачьи
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал -
- ноутбук, презентация «На ферме»
- игрушка Щенок
- авторские наглядно-игровые пособия: «На ферме», «Чудо-куб» (макет предложных конструкций)
Раздаточный материал -
- Карточки-схемы предлогов по количеству детей
- комплект предметных картинок «Кадры» с частями туловища животных к игре «Чей? Чья? Чьи?»
- Картинка Камера видеонаблюдения
Предварительная работа:
- Беседа о ферме и ее обитателях, пользе домашних животных для человека
- Рассматривание и обсуждение символов на игровом поле «На ферме»
- Составление описательных и сравнительных рассказов о домашних животных
- Дидактические игры «Чей? Чья? Чьи?», «Угадай животное», «Назови семью»
- Разучивание кинезиологического упражнения «По деревне мы шагаем?»
Методические приемы по ходу занятия:
1.Вводная часть
Организационный момент: игра с мячом
- Основная часть
Просмотр видео-фрагмента
Постановка проблемного вопроса
Игровая мотивация деятельности (оказать помощь Тане)
Кинезиологическое упражнение
ИКТ: актуализация детского опыта, работа над построением фразы
Динамическое упражнение «По деревне мы шагаем»
Составление описательного рассказа с опорой на план-схему с выполнением заданий на развитие ММР
Поощрение
Отбор картинок в соответствии со словесной инструкцией педагога
Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»
Постановка проблемного вопроса: В какую сторону побежал щенок?
Сюрпризный момент: нахождение игрушки
Практическое упражнение « Догони-ка!»
3.Заключительная часть
Рефлексия, вопросы к детям
Художественное слово
Активные методы обучения:
Игровые: дидактические игры «Чей? Чья? Чьи?», «Найди спрятавшееся животное»
Средства обратной связи: составление описательных рассказов
Решение проблемных задач: Ребята, что случилось у Тани? О чем попросила вас Таня? Можно ли угадать, в какую сторону побежал щенок?
Обучение по алгоритму: сюжет образовательной деятельности разворачивается по заранее определенной схеме: последовательному поиску щенка; составление описательного рассказа с опорой на план-схему
Стимулирование: словесные поощрения, нахождение игрушки Щенка
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть.
Педагог входит с детьми в зал.
- Игра с мячом
- !, 2, 3, 4, 5! Приглашаю поиграть!
- Мяч ловите - семью детеныша назовите!
- Котенок: кот, кошка
- Теленок: корова, бык и т.д.
- Каким общим словом можно назвать всех этих животных?(домашние животные)
- Где живут домашние животные? (домашние животные живут на ферме)
- Кто на ферме заботится о домашних животных? (На ферме заботится о домашних животных фермер)
Основная часть
Мы отправляемся на ферму, а позвала нас девочка Таня.
Дети проходят к ноутбуку. Садятся.
- Видео- фрагмент стихотворения С.Михалкова «Щенок»
- Ребята, что случилось у Тани? (у Тани пропал щенок)
- О чем попросила вас Таня? (Таня попросила помочь ей найти щенка)
- Кинезиологическое упражнение «Мы шагаем».
- ИКТ - презентация «Кто где спрятался?»
Педагог предлагает детям достать из-под стульев карточки со схемами предлогов.
- Вспомните и назовите маленькое слово-предлог, изображенное на вашей карточке. Дети называют предлоги.
- Посмотрите на экран. Составит предложение по картинке тот, у кого карточка с подходящим предлогом. (Лошадь стоит за домом)
- Откуда вышла лошадь? (Лошадь вышла из-за дома)
Аналогично проговариваются предлоги НА / С; ПОД / ИЗ-ПОД; В / ИЗ; К / ОТ
- Проводим животных до фермы. Дети встают и переходят к столу.
- Динамическое упражнение
По деревне мы шагаем,
Видим будки и сараи.
Тили-ти, тили-ти,
Домашних животных хотим отвести.
Дети садятся за стол, на столе пособие «На ферме»
- Предлагаю помочь домашним животным добраться до фермера, прокладывая дорогу из шнурка от животного к фермеру.
- Составление описательных рассказов о домашних животных с опорой на авторское пособие «На ферме»
- Сделай шаг, объясни, о чем рассказывает животное. Закрути шнурок вокруг столбика и иди дальше.
Дети составляют описательные рассказы по плану:
- Название животного
- Жилище
- Особенности внешнего вида
- Как подает голос
- Детеныши
- Польза для человека
- А щенка мы так и не нашли. Недалеко отсюда я видела камеру наблюдения. Посмотрим записи.
Дети с педагогом подходят к доске. На столе лежат картинки - кадры с частями туловищ животных.
- Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»
- Внимательно посмотрите на фрагменты записи. Каждому из вас нужно отобрать картинки, относящиеся к одному животному. Работайте дружно, договоритесь, кто какие кадры собирает. Дети отбирают картинки, относящиеся к одному животному.
- Дима, какое животное сфотографировала камера? Это Лошадь.
- Прикрепи кадры на доску. Что изображено на кадрах? Голова, уши, хвост.
- Голова чья? Лошадиная. Уши чьи? Лошадиные.
Аналогично рассматриваются остальные изображения.
- Посмотрите на изображения щенка. Можно ли угадать, в какую сторону он побежал?
Педагог нацеливает ребят обратить внимание на расположение хвоста. Дети приходят к выводу, что щенок побежал направо. Дети с педагогом идут в правую сторону и находят щенка под столом.
- А вот и наш щенок. Кто вспомнит его кличку? Бобик
- Вам интересно узнать, как он добежал сюда? Пойдемте за мной.
Педагог проходит с детьми на ковер, на котором стоит пособие по закреплению предлогов «Чудо-куб».
- Упражнение «Догони-ка». Образование приставочных глаголов.
- Смотрите внимательно. И запоминайте дорогу, по которой бежал щенок
Образец педагога.
- Щенок из конуры вы бежал, мимо забора про бежал, за конуру за бежал, конуру об бежал, через дорогу пере прыгнул, под мост за лез и уснул.
- Кто запомнил, как бежал щенок от Тани? Несколько детей повторяют образец педагога.
Заключительная часть.
- Зачем мы ходили на ферму? Мы ходили на ферму, чтобы помочь Тане?
- Что вам особенно понравилось на ферме?
- Овечка довольна своими ягнятами,
- Кошка довольна своими …
- Собака довольна своими …
- А я очень довольна своими ребятами!
Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия
Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-воспитательные задачи: прививать любовь к домашним животным.
Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы,иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних животных),
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки. )
2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных. ) (Приложение 1.)
Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. (Свинья.)Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто-то озорничает –
Забодает, забодает, забодает! (Козел. )Ходит печка
Вся в колечках. (Овца )Кто меняет
Молоко на сено? (Корова. )Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак,
В бою – орел. (Конь. )К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке
Сидит на замочке. (Собака. )Пан шагает по дороге.
У него, как ласты ноги.
Шея длинная дугой,
Защипает, если злой! (Гусь. )Ходит на рыбалку
Не спеша в развалку;
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка. )Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Курица. )Всегда на всех
Надут как мех. (Индюк. )Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка. )
Педагог: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, корова, конь, собака, гусь, утка, курица, петух, индюк, кошка.)
– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние. )
– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает… )
3. Пальчиковая гимнастика: Собака.
4. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”
Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да. )
(На фланелеграфе выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)
Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
Индюк – индюшонок
Гусь – гусенок
(Можно повторить – назвать хором. )
Педагог: Молодцы!
Стихотворение “Моя мама лучше всех”.
Может строго и сурово
На других смотреть Корова.
Лишь Теленком целый
Любоваться ей не лень.Мама – Лошадь так красива!
Пышный хвост, густая грива.
Посмотрите как она
Грациозна и стройна!Постоим еще минутку –
Поглядим на маму – Утку:
Пусть нагреется вода
Возле берега прудаСмотрит мама на ягнят.
Полон ласки мамин взгляд.Нет козы на свете краше
И добрей чем мама наша!
5. Назови ласково:
Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек и т. д.
Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.
6. Игра “Кто так говорит?”
– Корова – хрю-хрю – мычит
– Лошадь – ме-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Козел – ку-ка-ре-ку – блеет
– Овца – и-го-го – блеет
– Собака – кле-кле – лает
– Гусь– ко-ко – гогочет
– Утка – мяу-мяу – крякает
– Курица – гав-гав – клокочет
– Петух – кря-кря – кукарекает
– Индюк – хрю-хрю – клокочет
– Кошка – бе-е – мяукает
(Дети исправляют, и говорят правильно: – Корова – му-у – мычит; и т.д.)
Педагог: Молодцы ребята, вы справились с заданием.
7. Игра “Кто что ест?”
Необходимо распределить животных по группам питания.
Корова – сено и т. д.
8. Рисование или раскрашивание домашних животных.
А каких домашних животных вы хотели бы иметь у себя дома, нарисуйте, пожалуйста!
9. Итог занятия.
– Оцениваются работы детей;
– С какими животными мы с вами сегодня познакомились? (Домашними. )
Список литературы:
- Толоконников Н. “Книга загадок” Москва, 1995г.
- Лаврентьева Е. “Моя мама лучше всех” Москва 1996г.
- Нищева Н. В. “Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики”, 2008 год
Цели:
I. Коррекционно - образовательная:
- Учить употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;
- Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;
- Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;
- Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
- Упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами;
II. Коррекционно - развивающая:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
- Совершенствовать мыслительные процессы;
III. Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать любовь к домашним животным;
- Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, лабиринт, световые указки, су-джок, игрушки диких и домашних животных, модель «деревни и леса».
Ход занятия:
Дети заходят в группу
I. Организационный момент
Логопед и дети:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Логопед: Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных).
Логопед: Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.
II. Д/игра «Загадывание загадок»
Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день, проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?
Кто, на привязи гуляя,
Травку щиплет на холме,
И, хозяйку ожидая,
Одиноко блеет: «Ме-е-е»?
Кто всегда прекрасно знает,
Что на завтрак я варю,
И к лоханке подбегает,
Громко хрюкая «Хрю-хрю»?
Кто на завтрак ждёт сметану,
И не хочет пить какао,
Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит,
И у дома своего,
Ржёт негромко: «И-го-го»?
Кто пасётся на лужайке,
Без панамки и без майки,
Отгоняет вредных мух,
И мычит протяжно: «Му-у-у»
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызет морковку. (Кролик)
С бородой, анне мужик,
С рогами, а не бык. (Козел)
Когда ребята отгадывают загадки, логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением отгадок домашнего животного.
III. Работа на магнитной доске.
Логопед: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске).
Логопед: - Кто это?
(Корова, собака, лошадь, свинья, кошка,
Логопед: Молодцы!
Логопед: - Как можно назвать, одним
словом этих животных? Дети.
Домашние животные.
Логопед: Почему их так называют?
Дети: Потому, что за ними ухаживает человек.
Логопед: Молодцы!
Логопед: Пока мы с вами отгадывали домашних животных, все животные перепутались. Помогите мне навести порядок.
Моделирование (на столах расположены домашние и дикие животные, дети должны распределить животных кто, где живет).
Логопед: Что это?
Дети: Деревенский домик.
Логопед: А это?
Дети: Лес.
Логопед: Распределите животных по своим местам обитания.
Логопед: Молодцы! Все справились с заданием.
Логопед: Летом большая группа коров пасется на лугу. Как, можно назвать эту большую группу коров? (Стадо).
Логопед: Когда пасутся кони? (Табун).
Логопед: Пасутся овцы? (Отара).
Логопед: Кто их пасет? (Пастух).
Логопед: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму»
IV. Д/игра «Найди свою маму» . (Использование мультимедиа системы)
Мультимедиа Д/упр. «Найди свою маму» дети лазерной указкой находят маме своего детеныша.
У собаки кто? - щенок;
У коровы кто? - теленок;
У лошади кто? - жеребенок;
У кошки кто? - котенок;
У свиньи кто? - поросенок;
У козы кто? - козленок;
У кролика кто? - крольчонок.
Логопед: Молодцы ребята. Вы каждому детенышу нашли маму.
Логопед: Вы не устали? Давайте с вами немного отдохнем.
Логопед: Подойди все ко мне и возьмите по мячу. (Раздаются су-джок)
V. Физкультминутка
Мячик - ежик
Дети делают движения в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю | Между ладоней. |
Взад - вперед его гоняю. | Смена рук. |
Им поглажу я ладошку | Катают взад - вперед. |
Будто я сметаю крошку. | Смена рук. |
И сожму его немножко, | Сжимают. |
Как сжимает лапу кошка. | Смена рук. |
Каждым пальцем мяч прижму. | Нажимают пальцами на мяч. |
И другой рукой начну. | Смена рук. |
А теперь последний трюк: Мяч летает между рук! | Перебрасывание мяча из руки в руку |
Логопед: Мы с вами немного отдохнули. Ответьте мне на вопрос. Как вы думаете, чем питаются домашние животные? (Подходим к системному оператору).
VI. Д/игра «Кто чем питается? » (использование пиктограмм)
Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням.
Логопед: Давайте проверим. Чем питается корова? (Травой,сеном).
Чем питается кошка? (Рыбой).
Чем питается собака? (Косточками).
Чем питается коза? (Травой).
Чем питается кролик? (Морковкой).
А почему матрешка осталась.
Дети: Потому что она игрушка.
Логопед: Молодцы! Вы все справились с заданием.
Логопед: У кого из вас есть дома домашнее животное? Дети: У меня.
Логопед: Какое животное живет у тебя дома?
Логопед: Как вы ухаживаете за ними?
Дети: (Кормим, лечим, моем, чистим и т.д.)
VII. Д/игра «Кто какую приносит пользу» .
Логопед: Какую пользу приносят все эти домашние животные человеку корова и баран?
Дети выбирают на столах картинки и вывешивают их на мольберты.
Логопед: Молодцы! Все эти домашние животные нужны человеку, без них человек не сможет прожить.
Конь, собака, кот, коровы,
Козы, овцы - все готовы
С нами рядом в дружбе жить
И на радость нам служить
VIII. Анализ занятия.
Звучит музыка
Логопед: Вот мы и побывали в мире животных.
Логопед: Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?
Что нового вы узнали?
Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка»
Никифоровского района Тамбовской области
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме
Домашние животные
подготовила
учитель - логопед
Давыдова Елена Юрьевна
р.п. Дмитриевка
201 5 г.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;
- учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами – в упражнении «Назови ласково».
Коррекционно-развивающие:
- корригировать мышление через упражнение. «Собери картинку»;
-
укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Коррекционно-воспитательные:
-
воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
- прививать любовь к домашним животным.
Ход занятия:
Оргмомент.
Логопед: О ком мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадки.
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын. (Поросенок)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова).
Логопед: А как назовете всех этих животных одним словом?
(Домашние)
Логопед
: Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.
Артикуляционная гимнастика.
Кошка лакает молоко.
Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
Теленок сосет молоко.
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать
Фырканье лошади.
Вибрация губ.
Упражнение “У кого кто?”
Логопед: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание.
Логопед: Теперь проверим. Кто у кого?
У кошки – котенок.
.
У лошади – жеребенок.
У собаки – щенок
У свиньи – поросенок.
У коровы – теленок.
Упражнение «У кого что?».
Логопед
: Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы)
У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (У кошки)
У кого есть вымя? (У коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (У свиньи)
Упражнение «Один-много».
Логопед : Сейчас поиграем в игру «Один - много».
Кошка – кошки,
Собака - собаки,
корова - коровы,
лошадь - лошади,
овца - овцы,
котенок - котята,
теленок - телята.
Упражнение. «Назови ласково».
Логопед: А сейчас, ребята, будем ласково называть животных.
Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка),
собака-собачка,
лошадь-лошадка,
коза-козочка,
овца-овечка.
7. Физкультминутка.
«Котик»
Вот какой коташка, (Идут «кошачим» шагом)
Круглая мордашка, (Гладят лицо)
А на каждой лапке (Изображают когти)
Коготки – царапки.
Все ему игрушки - (Прыжки на месте)
Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Прыгают друг за другом по кругу) По квартире скачет.
8.Упражнение. «Собери картинки».
Логопед: Соберите картинки и назовите животных, которые у вас получились:
Свинья
кошка
баран
собака