Конспект индивидуального логопедического занятия домашние животные. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "домашние животные"

Тема: Домашние животные

Цель: Активизация лексики по теме.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах.

2. Развивать диалогическую и связную речь, логическое мышление, слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.

Оборудование: маски домашних животных, запись «на скотном дворе», игрушка - котенок, презентация к занятию, мольберт, разрезная картинка кошки, на обратной стороне картинки животных, картинки-части «собака», мнемотаблица к рассказу «Кошка», печенье рыбки для сюрпризного момента

Предварительная работа. Заучивание сценки «Спор животных», физминутки, объяснение обозначений в мнемотаблице.

Ход занятия

Введение в тему

Логопед: Куда мы попали, послушайте, какие звуки вы слышите. Кто это кричит?

Ребёнок: Лошадь, корова, собака и т.д.

Логопед: Как одним словом их назвать. Мы попали на скотный двор, где живут домашние животные. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Основная часть.

Сценка «Спор животных» (О.С. Гомзяк)

Логопед: Однажды домашние животные завели спор о том, кто самый нужный для хозяина. Корова сказала...

Ребёнок: Я самая нужная, потому что даю молоко.

Логопед: А кот ей ответил:...

Ребёнок: Нет, я самый нужный, потому что ловлю мышей, которые поедают хозяйские запасы.

Логопед: Но собака была с ним не согласна...

Ребёнок: Я самая нужная, потому что охраняю хозяйский двор.

Логопед: В спор вмешалась лошадь и сказала...

Ребёнок: Я перевожу для хозяина тяжёлые грузы. Поэтому я самая нужная.

Логопед: Очень долго они спорили, но так и не смогли решить. Кто самый нужный.

Ребята! А кто же самый нужный.

Ответы детей, не участвующих в сценке.

Ребенок: Мы все нужные, потому что приносим… (все дружно - пользу)

Логопед: Какую пользу приносит корова, кот, лошадь, собака?

Ребёнок: Корова дает молоко и мясо

Ребёнок: Кот ловит мышей

Ребёнок: Лошадь перевозит тяжелые грузы

Ребёнок: Собака сторожит дом

Логопед: Слышите, кто-то плачет? (звук котенка) Да это же котенок. (игрушка) Что случилось?

Логопед: Поможем ребята, тогда отправляемся в путешествие.

Ребёнок: Это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у козы про маму котенка.

Ребёнок: Коза, ты не видела маму котенка?

Логопед: Чем питается корова?

Ребёнок: Корова питается травой, сеном.

Логопед: Чем питается кошка?

Ребёнок: Кошка питается рыбой.

Логопед: Чем питается собака?

Ребёнок: Собака питается косточками.

Логопед: Чем питается коза?

Ребёнок: Коза питается травой, сеном.

Логопед: Чем питается кролик?

Ребёнок: Кролик питается морковкой.

Логопед: Чем питается лошадь?

Ребёнок: Лошадь питается травой, сеном

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением козы и перевернем ее другой стороной.

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у собаки про маму котенка.

Ребёнок: Собака, ты не видела маму котенка?

(дети по очереди называют части тела).

Логопед: Чем покрыто тело собаки.

Ребёнок: Тело собаки покрыто шерстью

Логопед: Это чьи уши?

Ребёнок: Это собачьи уши.

Логопед: Это чей хвост?

Ребёнок: Это собачий хвост.

Логопед: Это чья голова?

Ребёнок: Это собачья голова

Логопед: Это чья лапа?

Ребёнок: Это собачья лапа.

Логопед: Сложите из частей целое - собаку. (Играйка-собирайка Нищева Н.В.)

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением собакаи и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у лошади про маму котенка.

Ребёнок: Лошадь, ты не видела маму котенка?

Игра «Скажи наоборот».

У коровы длинный хвост, а у свиньи...(короткий.)

У свиньи толстые ноги, а у овечки...(тонкие.)

У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть...(мягкая.)

У козы острые рога, а у барана...(тупые.).

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением лошади и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у коровы про маму котенка.

Ребёнок: Корова, ты не видела маму котенка?

(надевается маска одному ребенку)

Физминутка (Нищева Н.В.)

Я рогатый. (Показывают «рожки» из пальчиков.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Я хвостатый. (Показывают «хвостик»: отводят

руку за спину.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Я ушастый, (Показывают «ушки» из ладошек.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Очень страшный. (Показывают «рожки» из пальчиков.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Испугаю, (Топают.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Забодаю. («Бодаются».)


презентация "Домашние животные"
PPTX / 5.9 Мб
играйка-собирайка собака (Нищева Н.В.)
DOCX / 261.6 Кб
разрезная картинка
DOCX / 2.04 Мб

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением коровы и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у овцы про маму котенка.

Ребёнок: Овца, ты не видела маму котенка?

Ребёнок: У коровы - теленок.

Ребёнок: У собаки - щенок

Ребёнок: У лошади - жеребенок

Ребёнок: У козы - козленок

Ребёнок: У овцы - ягненок

Ребёнок: У свиньи - поросенок

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением овцы и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у свиньи про маму котенка.

Ребёнок: Свинья, ты не видела маму котенка?

Логопед: Скажите, куда пойдет корова?

Ребёнок: Корова пойдет в коровник.

Логопед: Куда пойдет свинья?

Ребёнок: Свинья пойдет в свинарник.

Логопед: Куда пойдет лошадь?

Ребёнок: Лошадь пойдет в конюшню

Логопед: Куда пойдет собака?

Ребёнок: Собака пойдет в конуру (будку)

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением свиньи и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Да, это моя мама

Логопед: Вот и мама нашлась. Кто это?

Ребёнок: Кошка

Логопед: Посмотрите, какая она красивая, большая, пушистая.

Миша, расскажи нам о кошке по схеме.

(рассказ о кошке).

Итог занятия .

Логопед: Где мы с вами побывали?

Ребёнок: Мы побывали на скотном дворе

Логопед: Кого мы искали?

Ребёнок: Мы искали кошку

Логопед: Кого встретили в путешествии?

Ребёнок: Мы встретили козу, собаку, лошадь, корову, овцу, свинью, кошку

Логопед: Что любит есть кошка?

Ребёнок: Кошка любит есть рыбу.

Логопед: Котенок и кошка благодарят вас и приготовили вам сюрприз, вот таких рыбок.

Динамичное и познавательно насыщенноное

Представлен сценарий непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «На ферме». Игровая форма обучения, закрепление предлогов, составление описательного рассказа о животном, ИКТ, образование притяжательных прилагательных и приставочных глаголов.

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «На ферме».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнение и обобщение знаний детей по лексической теме «Домашние животные». Закрепление названия профессии (фермер)
  • Формирование навыка составления описательного рассказа о домашнем животном с опорой на план-схему, навыка связности, развернутости и непрерывности высказывания
  • Употребление имен существительных единственного числа в Т.п.
  • Образование притяжательных прилагательных и их практическое употребление в речи (согласование с именами существительными в роде и числе)
  • Понимание пространственного значения предлогов на, с, под, из-под, за, из-за, к, от
  • Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок:

-вы, -про; -об, -пере; -за

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память
  • развивать мелкую моторику рук
  • формировать динамическую организацию двигательного акта («кинетическую мелодию»): координацию, переключаемость движений
  • корригировать проявления СДВГ
  • совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению
  • совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества
  • воспитывать навыки культуры поведения

Словарная работа:

номинативная лексика : названия домашних животных и их детенышей, названия частей тела, жилища животных (конура, свинарник, конюшня, коровник), сено, овес, трава, картошка, яблоки, мясо, кости, молоко, творог; ферма, фермер

предикативная лексика - заботится, заблудился, мяукает, мычит, ржет, лает, хрюкает; выбежал, пробежал, оббежал, перепрыгнул, залез.

адъективная лексика - лошадиные, коровьи, собачьи, кроличьи, свиные, кошачьи

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал -

  • ноутбук, презентация «На ферме»
  • игрушка Щенок
  • авторские наглядно-игровые пособия: «На ферме», «Чудо-куб» (макет предложных конструкций)

Раздаточный материал -

  • Карточки-схемы предлогов по количеству детей
  • комплект предметных картинок «Кадры» с частями туловища животных к игре «Чей? Чья? Чьи?»
  • Картинка Камера видеонаблюдения

Предварительная работа:

  1. Беседа о ферме и ее обитателях, пользе домашних животных для человека
  2. Рассматривание и обсуждение символов на игровом поле «На ферме»
  3. Составление описательных и сравнительных рассказов о домашних животных
  4. Дидактические игры «Чей? Чья? Чьи?», «Угадай животное», «Назови семью»
  5. Разучивание кинезиологического упражнения «По деревне мы шагаем?»

Методические приемы по ходу занятия:

1.Вводная часть

Организационный момент: игра с мячом

  1. Основная часть

Просмотр видео-фрагмента

Постановка проблемного вопроса

Игровая мотивация деятельности (оказать помощь Тане)

Кинезиологическое упражнение

ИКТ: актуализация детского опыта, работа над построением фразы

Динамическое упражнение «По деревне мы шагаем»

Составление описательного рассказа с опорой на план-схему с выполнением заданий на развитие ММР

Поощрение

Отбор картинок в соответствии со словесной инструкцией педагога

Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»

Постановка проблемного вопроса: В какую сторону побежал щенок?

Сюрпризный момент: нахождение игрушки

Практическое упражнение « Догони-ка!»

3.Заключительная часть

Рефлексия, вопросы к детям

Художественное слово

Активные методы обучения:

Игровые: дидактические игры «Чей? Чья? Чьи?», «Найди спрятавшееся животное»

Средства обратной связи: составление описательных рассказов

Решение проблемных задач: Ребята, что случилось у Тани? О чем попросила вас Таня? Можно ли угадать, в какую сторону побежал щенок?

Обучение по алгоритму: сюжет образовательной деятельности разворачивается по заранее определенной схеме: последовательному поиску щенка; составление описательного рассказа с опорой на план-схему

Стимулирование: словесные поощрения, нахождение игрушки Щенка

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть.

Педагог входит с детьми в зал.

  • Игра с мячом
  • !, 2, 3, 4, 5! Приглашаю поиграть!
  • Мяч ловите - семью детеныша назовите!
  • Котенок: кот, кошка
  • Теленок: корова, бык и т.д.
  • Каким общим словом можно назвать всех этих животных?(домашние животные)
  • Где живут домашние животные? (домашние животные живут на ферме)
  • Кто на ферме заботится о домашних животных? (На ферме заботится о домашних животных фермер)

Основная часть

Мы отправляемся на ферму, а позвала нас девочка Таня.

Дети проходят к ноутбуку. Садятся.

  • Видео- фрагмент стихотворения С.Михалкова «Щенок»
  • Ребята, что случилось у Тани? (у Тани пропал щенок)
  • О чем попросила вас Таня? (Таня попросила помочь ей найти щенка)
  • Кинезиологическое упражнение «Мы шагаем».
  • ИКТ - презентация «Кто где спрятался?»

Педагог предлагает детям достать из-под стульев карточки со схемами предлогов.

  • Вспомните и назовите маленькое слово-предлог, изображенное на вашей карточке. Дети называют предлоги.
  • Посмотрите на экран. Составит предложение по картинке тот, у кого карточка с подходящим предлогом. (Лошадь стоит за домом)
  • Откуда вышла лошадь? (Лошадь вышла из-за дома)

Аналогично проговариваются предлоги НА / С; ПОД / ИЗ-ПОД; В / ИЗ; К / ОТ

  • Проводим животных до фермы. Дети встают и переходят к столу.
  • Динамическое упражнение

По деревне мы шагаем,

Видим будки и сараи.

Тили-ти, тили-ти,

Домашних животных хотим отвести.

Дети садятся за стол, на столе пособие «На ферме»

  • Предлагаю помочь домашним животным добраться до фермера, прокладывая дорогу из шнурка от животного к фермеру.
  • Составление описательных рассказов о домашних животных с опорой на авторское пособие «На ферме»
  • Сделай шаг, объясни, о чем рассказывает животное. Закрути шнурок вокруг столбика и иди дальше.

Дети составляют описательные рассказы по плану:

  • Название животного
  • Жилище
  • Особенности внешнего вида
  • Как подает голос
  • Детеныши
  • Польза для человека
  • А щенка мы так и не нашли. Недалеко отсюда я видела камеру наблюдения. Посмотрим записи.

Дети с педагогом подходят к доске. На столе лежат картинки - кадры с частями туловищ животных.

  • Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»
  • Внимательно посмотрите на фрагменты записи. Каждому из вас нужно отобрать картинки, относящиеся к одному животному. Работайте дружно, договоритесь, кто какие кадры собирает. Дети отбирают картинки, относящиеся к одному животному.
  • Дима, какое животное сфотографировала камера? Это Лошадь.
  • Прикрепи кадры на доску. Что изображено на кадрах? Голова, уши, хвост.
  • Голова чья? Лошадиная. Уши чьи? Лошадиные.

Аналогично рассматриваются остальные изображения.

  • Посмотрите на изображения щенка. Можно ли угадать, в какую сторону он побежал?

Педагог нацеливает ребят обратить внимание на расположение хвоста. Дети приходят к выводу, что щенок побежал направо. Дети с педагогом идут в правую сторону и находят щенка под столом.

  • А вот и наш щенок. Кто вспомнит его кличку? Бобик
  • Вам интересно узнать, как он добежал сюда? Пойдемте за мной.

Педагог проходит с детьми на ковер, на котором стоит пособие по закреплению предлогов «Чудо-куб».

  • Упражнение «Догони-ка». Образование приставочных глаголов.
  • Смотрите внимательно. И запоминайте дорогу, по которой бежал щенок

Образец педагога.

  • Щенок из конуры вы бежал, мимо забора про бежал, за конуру за бежал, конуру об бежал, через дорогу пере прыгнул, под мост за лез и уснул.
  • Кто запомнил, как бежал щенок от Тани? Несколько детей повторяют образец педагога.

Заключительная часть.

  • Зачем мы ходили на ферму? Мы ходили на ферму, чтобы помочь Тане?
  • Что вам особенно понравилось на ферме?
  • Овечка довольна своими ягнятами,
  • Кошка довольна своими …
  • Собака довольна своими …
  • А я очень довольна своими ребятами!

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные задачи: прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы,иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних животных),

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки. )

2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных. ) (Приложение 1.)

Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. (Свинья.)

Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто-то озорничает –
Забодает, забодает, забодает! (Козел. )

Ходит печка
Вся в колечках. (Овца )

Кто меняет
Молоко на сено? (Корова. )

Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак,
В бою – орел. (Конь. )

К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке
Сидит на замочке. (Собака. )

Пан шагает по дороге.
У него, как ласты ноги.
Шея длинная дугой,
Защипает, если злой! (Гусь. )

Ходит на рыбалку
Не спеша в развалку;
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка. )

Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Курица. )

Всегда на всех
Надут как мех. (Индюк. )

Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка. )

Педагог: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, корова, конь, собака, гусь, утка, курица, петух, индюк, кошка.)

– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние. )

– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает… )

3. Пальчиковая гимнастика: Собака.

4. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”

Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да. )

(На фланелеграфе выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)

Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
Индюк – индюшонок
Гусь – гусенок

(Можно повторить – назвать хором. )

Педагог: Молодцы!

Стихотворение “Моя мама лучше всех”.

Может строго и сурово
На других смотреть Корова.
Лишь Теленком целый
Любоваться ей не лень.

Мама – Лошадь так красива!
Пышный хвост, густая грива.
Посмотрите как она
Грациозна и стройна!

Постоим еще минутку –
Поглядим на маму – Утку:
Пусть нагреется вода
Возле берега пруда

Смотрит мама на ягнят.
Полон ласки мамин взгляд.

Нет козы на свете краше
И добрей чем мама наша!

5. Назови ласково:

Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек и т. д.

Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.

6. Игра “Кто так говорит?”

– Корова – хрю-хрю – мычит
– Лошадь – ме-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Козел – ку-ка-ре-ку – блеет
– Овца – и-го-го – блеет
– Собака – кле-кле – лает
– Гусь– ко-ко – гогочет
– Утка – мяу-мяу – крякает
– Курица – гав-гав – клокочет
– Петух – кря-кря – кукарекает
– Индюк – хрю-хрю – клокочет
– Кошка – бе-е – мяукает

(Дети исправляют, и говорят правильно: – Корова – му-у – мычит; и т.д.)

Педагог: Молодцы ребята, вы справились с заданием.

7. Игра “Кто что ест?”

Необходимо распределить животных по группам питания.

Корова – сено и т. д.

8. Рисование или раскрашивание домашних животных.

А каких домашних животных вы хотели бы иметь у себя дома, нарисуйте, пожалуйста!

9. Итог занятия.

– Оцениваются работы детей;

– С какими животными мы с вами сегодня познакомились? (Домашними. )

Список литературы:

  1. Толоконников Н. “Книга загадок” Москва, 1995г.
  2. Лаврентьева Е. “Моя мама лучше всех” Москва 1996г.
  3. Нищева Н. В. “Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики”, 2008 год

Цели:

I. Коррекционно - образовательная:

  1. Учить употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;
  2. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;
  3. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;
  4. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
  5. Упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами;

II. Коррекционно - развивающая:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
  2. Совершенствовать мыслительные процессы;

III. Коррекционно - воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к домашним животным;
  2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
  3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, лабиринт, световые указки, су-джок, игрушки диких и домашних животных, модель «деревни и леса».

Ход занятия:

Дети заходят в группу

I. Организационный момент

Логопед и дети:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Логопед: Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных).

Логопед: Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

II. Д/игра «Загадывание загадок»

Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»?

Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю-хрю»?

Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

Ржёт негромко: «И-го-го»?

Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у-у»

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Кролик)

С бородой, анне мужик,

С рогами, а не бык. (Козел)

Когда ребята отгадывают загадки, логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением отгадок домашнего животного.

III. Работа на магнитной доске.

Логопед: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске).

Логопед: - Кто это?

(Корова, собака, лошадь, свинья, кошка,

Логопед: Молодцы!

Логопед: - Как можно назвать, одним

словом этих животных? Дети.

Домашние животные.

Логопед: Почему их так называют?

Дети: Потому, что за ними ухаживает человек.

Логопед: Молодцы!

Логопед: Пока мы с вами отгадывали домашних животных, все животные перепутались. Помогите мне навести порядок.

Моделирование (на столах расположены домашние и дикие животные, дети должны распределить животных кто, где живет).

Логопед: Что это?

Дети: Деревенский домик.

Логопед: А это?

Дети: Лес.

Логопед: Распределите животных по своим местам обитания.

Логопед: Молодцы! Все справились с заданием.

Логопед: Летом большая группа коров пасется на лугу. Как, можно назвать эту большую группу коров? (Стадо).

Логопед: Когда пасутся кони? (Табун).

Логопед: Пасутся овцы? (Отара).

Логопед: Кто их пасет? (Пастух).

Логопед: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму»

IV. Д/игра «Найди свою маму» . (Использование мультимедиа системы)

Мультимедиа Д/упр. «Найди свою маму» дети лазерной указкой находят маме своего детеныша.

У собаки кто? - щенок;

У коровы кто? - теленок;

У лошади кто? - жеребенок;

У кошки кто? - котенок;

У свиньи кто? - поросенок;

У козы кто? - козленок;

У кролика кто? - крольчонок.

Логопед: Молодцы ребята. Вы каждому детенышу нашли маму.

Логопед: Вы не устали? Давайте с вами немного отдохнем.

Логопед: Подойди все ко мне и возьмите по мячу. (Раздаются су-джок)

V. Физкультминутка

Мячик - ежик

Дети делают движения в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю Между ладоней.
Взад - вперед его гоняю. Смена рук.
Им поглажу я ладошку Катают взад - вперед.
Будто я сметаю крошку. Смена рук.
И сожму его немножко, Сжимают.
Как сжимает лапу кошка. Смена рук.
Каждым пальцем мяч прижму. Нажимают пальцами на мяч.
И другой рукой начну. Смена рук.
А теперь последний трюк: Мяч летает между рук! Перебрасывание мяча из руки в руку

Логопед: Мы с вами немного отдохнули. Ответьте мне на вопрос. Как вы думаете, чем питаются домашние животные? (Подходим к системному оператору).

VI. Д/игра «Кто чем питается? » (использование пиктограмм)

Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням.

Логопед: Давайте проверим. Чем питается корова? (Травой,сеном).

Чем питается кошка? (Рыбой).

Чем питается собака? (Косточками).

Чем питается коза? (Травой).

Чем питается кролик? (Морковкой).

А почему матрешка осталась.

Дети: Потому что она игрушка.

Логопед: Молодцы! Вы все справились с заданием.

Логопед: У кого из вас есть дома домашнее животное? Дети: У меня.

Логопед: Какое животное живет у тебя дома?

Логопед: Как вы ухаживаете за ними?

Дети: (Кормим, лечим, моем, чистим и т.д.)

VII. Д/игра «Кто какую приносит пользу» .

Логопед: Какую пользу приносят все эти домашние животные человеку корова и баран?

Дети выбирают на столах картинки и вывешивают их на мольберты.

Логопед: Молодцы! Все эти домашние животные нужны человеку, без них человек не сможет прожить.

Конь, собака, кот, коровы,

Козы, овцы - все готовы

С нами рядом в дружбе жить

И на радость нам служить

VIII. Анализ занятия.

Звучит музыка

Логопед: Вот мы и побывали в мире животных.

Логопед: Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?

Что нового вы узнали?

Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнка»

Никифоровского района Тамбовской области

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме

Домашние животные

подготовила

учитель - логопед

Давыдова Елена Юрьевна

р.п. Дмитриевка

201 5 г.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;
- учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами – в упражнении «Назови ласково».

Коррекционно-развивающие:
- корригировать мышление через упражнение. «Собери картинку»;
- укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
- прививать любовь к домашним животным.

Ход занятия:

    Оргмомент.

Логопед: О ком мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадки.

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу. (Кошка)

Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молочка дает. (Корова).

Логопед: А как назовете всех этих животных одним словом?

(Домашние)
Логопед : Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

    Артикуляционная гимнастика.

Кошка лакает молоко.

Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Теленок сосет молоко.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать

Фырканье лошади.

Вибрация губ.

    Упражнение “У кого кто?”

Логопед: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание.

Логопед: Теперь проверим. Кто у кого?

У кошки – котенок.

.

У лошади – жеребенок.


У собаки – щенок


У свиньи – поросенок.


У коровы – теленок.


    Упражнение «У кого что?».

Логопед : Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы)
У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (У кошки)
У кого есть вымя? (У коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (У свиньи)

    Упражнение «Один-много».

Логопед : Сейчас поиграем в игру «Один - много».

Кошка – кошки,

Собака - собаки,

корова - коровы,

лошадь - лошади,

овца - овцы,

котенок - котята,

теленок - телята.

    Упражнение. «Назови ласково».

Логопед: А сейчас, ребята, будем ласково называть животных.

Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка),

собака-собачка,

лошадь-лошадка,

коза-козочка,

овца-овечка.


7. Физкультминутка.

«Котик»

Вот какой коташка, (Идут «кошачим» шагом)

Круглая мордашка, (Гладят лицо)

А на каждой лапке (Изображают когти)

Коготки – царапки.

Все ему игрушки - (Прыжки на месте)

Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Прыгают друг за другом по кругу) По квартире скачет.

8.Упражнение. «Собери картинки».

Логопед: Соберите картинки и назовите животных, которые у вас получились:

Свинья

кошка

баран

собака

Поделиться