Поиск в базе данных. Как усыновить ребенка инвалида из детского дома Отдам ребенка инвалида на усыновление

Каждый ребёнок испытывает неподдельную потребность в семье, родительской любви и домашнем уюте, даже если он «отказник» биологических родителей ввиду своей физической неполноценности от природы рождения.

Такому малышу быть усыновлённым – это лучший сценарий будущего жизненного пути.

Правда, стоит отметить, что при всём благородстве поступка усыновления ребёнка с инвалидностью у будущих опекунов может возникнуть масса трудностей в процедуре его реализации. Поэтому хотелось более подробно остановиться на всех аспектах данной проблемы.

Желающим принять в свою семью такого ребёнка не стоит забывать о некоторых негативных моментах, которые впоследствии могут их коснуться:

  1. неадекватная реакция окружающих людей, т.е. в основной массе все, наверняка, будут лишь видеть меркантильные причины опекунов, стимулирующие такой акт усыновления;
  2. возможные частые нервные срывы ребёнка-инвалида из-за проблем общения в социуме;
  3. очень весомая и большая статья расходов в семейном бюджете на медицинское обслуживание, так как усыновлённый малыш будет нуждаться постоянно во всевозможном лечении (платные операции, не менее дорогостоящие послеоперационные реабилитирующие периоды и т.д.);
  4. финансовые проблемы: обеспечение достойного и полноценного проживания ребёнка-инвалида подразумевает значительные денежные затраты;
  5. возможное равнодушие со стороны чиновников различных государственных структур в случае обращения к ним опекунов с просьбой о помощи;
  6. высокий процент вероятности потери любимой работы, потому что усыновителям придётся часто брать отгулы, внеочередные отпуска из-за возможных проблем со здоровьем малыша;
  7. страх заявителей на усыновление, связанный с огромными трудностями в получении ребёнком-инвалидом достойного образования, а также большой сложностью дальнейшего хорошего его трудоустройства;
  8. трудные взаимоотношения ребёнка-инвалида со своими сверстниками в школе, во дворе, другими членами семьи ввиду своих отличительных физических характеристик;
  9. огромные проблемы в получении всевозможных реабилитационных средств (инвалидные коляски, специальные приспособления и тренажёры).

Процесс усыновления

Первым делом родителям, изъявившим желание взять в семью ребёнка-инвалида, нужно будет пообщаться с чиновниками из службы опеки.

Важно помнить, что эта встреча является фундаментом успешности будущего усыновления малыша.

Поэтому чрезвычайно важно будущим маме и папе произвести на этих специалистов максимально положительное впечатление, выстроив тактически грамотно беседу.

Следующим этапом данного сложного мероприятия будет посещение медицинского учреждения с целью обязательного прохождения медосмотра. После успешного прохождения первых двух этапов сделать заявку в суд, а в случае положительного судебного решения – обратиться в местный ЗАГС.

Требования к усыновителям

На сегодняшний день существует определённый свод обязательных критериев, которым должны отвечать будущие родители детей-инвалидов.

  1. сокращение пенсионного возраста опекуна на 5 лет, если возраст инвалида не превышал 8 лет на момент регистрации процедуры усыновления;
  2. скидки по коммунальным услугам;
  3. бесплатный проезд в городском транспорте;
  4. ежемесячно 4 оплачиваемых дополнительных выходных дня, но только одному из родителей;
  5. бесплатное питание ребёнку-инвалиду в школе или же скидка на него;
  6. льготные путёвки в лагеря, оздоровительные санатории и здравницы;
  7. льготные государственные программы по кредитованию и ипотеке;
  8. повышенный коэффициент льготных выплат при соответствующей климатической зоне;
  9. льготный налоговый вычет согласно ст.218 НК РФ ;
  10. получение земельных участков.

Данными льготами государство пытается всячески стимулировать граждан, которые взяли в свою семью детей-инвалидов.

Усыновление ВИЧ-инфицированных детей

Особое место в обсуждении усыновления детей-инвалидов занимает тема усыновления малыша с диагнозом ВИЧ-инфицированный.

ВИЧ-инфицированные дети согласно закону обладают таким же правовым статусом, что и дети других групп инвалидности.

Правда стоит отметить, что ещё 10 лет назад желающих усыновить ребёнка с этим диагнозом было гораздо меньше, чем малыша с любым другим видом инвалидности.

Данное явление происходит из-за неправильного стереотипа восприятия заболевания. Учёными-медиками уже доказано, что дети с позитивным ВИЧ-показателем способны прожить полноценную, долгую и счастливую жизнь, рожать здоровых детей, заниматься практически любым видом профессиональной деятельности, безусловно, при условии соблюдения ими постоянной терапии своего неизлечимого недуга.

Ребёнку с диагнозом ВИЧ-инфицированный законодательством предусмотрено бесплатное лечение и регулярная выдача препаратов специального терапевтического действия в региональных профилактических центрах.

Отличия в адаптации

Правила усыновления ВИЧ-инфицированного малыша были абсолютно идентичны критериям усыновления ребёнка любой другой категории инвалидности вплоть до принятия некоторых поправок от 02.07.2013 г. в соответствующий закон.

Здоровые граждане не обладают правом усыновления ВИЧ-больного малыша, если на зарегистрированной ими жилплощади проживают ещё больные люди.

В частности, усыновитель, ранее взявший опекунство над ВИЧ-инфицированным ребёнком, не сможет усыновить ещё одного, независимо является он больным или абсолютно здоровым человеком. С принятием этой сомнительной поправки в отечественном законодательстве серьёзно усложнился и сам алгоритм процедуры усыновления ВИЧ-инфицированных детей, т.е. усыновителям нужно будет доказывать, что на их жилплощади не проживают граждане, которые являются носителями опасных заболеваний, принуждая всех членов семьи проходить дополнительно долгие медицинские обследования.

Абсурдность нового закона ещё подтверждена категорическим запретом ребёнку с ВИЧ-инфекцией проживать вместе на одной территории с человеком, страдающим таким же заболеванием.

Трудно поддаётся логическому объяснению запрет взрослому ВИЧ-инфицированному человеку (потенциально не угрожающего здоровью общества), который самореализовался в жизни, взять в члены своей семьи ребёнка со схожим диагнозом.

Сколько в России сирот, детей-инвалидов, какие есть формы усыновления, какие должны быть реформы профилактики сиротства, каковы стереотипы восприятия сироты, что делать, чтобы усыновить ребенка? Цифры и факты.

Вальтер Лэнгли, «Сирота» (1889).

В России насчитывается около 650 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в российских детских домах на сентябрь 2013 года находились около 100 тысяч детей (большинство детей-сирот – более 500 тысяч — находится на воспитании в семьях).

В России наблюдается тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за один год. В течение 2012 года было выявлено 74 тысячи 724 таких детей (в 2011 году – более 82 тысяч).

В то же время наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества детей, передаваемых на воспитание в семьи. В 2012 году на семейные формы устройства были переданы 58,8 тысяч детей (в 2011 году – 67,5 тысяч, в 2009 году – 86,6 тысяч). С одной стороны, это обусловлено сокращением числа детей, выявляемых ежегодно как оставшихся без попечения родителей, а также сокращением численности воспитанников, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С другой стороны, это может объясняться тем, что в детских домах осталось много детей-инвалидов, подростков или детей с сильной привязанностью к кровной семье. Эти категории детей сложно устраивать в семьи (для сравнения: на Украине ежегодно растет количество детей, передаваемых на семейные формы воспитания).

Сегодня в России около 85% детей-сирот – это социальные сироты, то есть дети при живых родителях (5 лет назад эта цифра составляла менее 75%). В России пока не выстроена система работы с кровной семьей ребенка, профилактики социального сиротства. В последнее время в Москве и крупных городах делаются первые шаги в данном направлении (например, Департамент соцзащиты Москвы в 2013 году разработал и принял Концепцию модели профилактики социального сиротства, которая, однако, пока еще не начала работать). До сих пор органы опеки и попечительства функционируют в рамках бинарной парадигмы: оставить или забрать ребенка из кровной семьи. Не разработана система социальных услуг, поддержки семьи в трудной жизненной ситуации. По-прежнему не хватает НКО, которые способны взять на себя функции помощи конкретной семье.

Среди сирот в детских домах — 17,5 тысяч инвалидов. Всего в России 576 тысяч детей-инвалидов. В большинстве случаев эти дети – инвалиды с психическими нарушениями. Хотя в 2013 году было увеличено пособие на ребенка-инвалида, а также увеличена сумма единовременной выплаты для тех родителей, которые принимают на усыновление детей-инвалидов, государственная поддержка не покрывает и одной десятой потребности таких семей.

В России система среднего образования не соответствует потребностям детей-инвалидов, отсутствует квалифицированная реабилитационная и медицинская помощь, такие дети лишены дальнейших социальных и образовательных перспектив. Инвалиды с нетяжелыми психическими или ментальными нарушениями не могут устроиться на работу (тогда как в развитых странах, например, людей с синдромом Дауна обязаны принять на простую работу). Многих потенциальных усыновителей останавливает тот факт, что после смерти усыновителей (в большинстве случаев усыновители – люди среднего и старше среднего возраста) инвалид обречен на социальную смерть – помещение в психоневрологический интернат, где он будет изолирован от общества до конца своей жизни и наверняка потеряет все приобретенные социальные навыки. Выходом из ситуации может стать организация тренировочных квартир, частных домов совместного проживания инвалидов под присмотром здоровых людей и т.д.

В связи с так называемым законом Димы Яковлева (запретом на усыновление российских детей в США) тема сирот и их усыновления в России получила широкую огласку и внимание.

К 2018 году правительством РФ поставлена задача вдвое снизить число детских домов. За последние четыре года число государственных детских домов сократилось с 1770 до 1344 (данные на май 2013 года). В Москве в 2013 году государственные детские дома были ориентированы на передачу детей в семьи: каждый детский дом получил соответствующую разнарядку, от выполнения которой зависят объем жалованья и дальнейшее трудоустройство директоров учреждений. В течение нескольких лет в Москве планируется оставить два типа детских домов: малокомплектные (меньше 30 человек) и детские дома семейного типа. В соответствии с указом президента от 28.12.12, в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов страны был внесен пункт о доле детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2012 году в России принята программа «Школа приемных родителей», в рамках которой началась целенаправленная работа с теми семьями, которые намерены взять ребенка в семью. В настоящее время в Москве действуют около 50 таких школ, они открыты и в других регионах.

В 2013 году в Москве началась реформа системы домов ребенка, где младенец, оставшийся без попечения родителей, вынужден находиться до 5 лет. За это время ребенок значительно теряет в развитии из-за недостатка внимания, общения и фактически, усилиями государственной системы, насильственно ограждается от всех потребностей, кроме витальных. В Москве закрыли 7 домов ребенка, с 2014 года планируется оставшиеся 10 учреждений передать в ведение департамента соцзащиты (ранее они находились в ведении департамента здравоохранения) и наладить там процесс оперативной передачи детей в семьи. В отличие от Москвы, проблема домов ребенка по-прежнему актуальна для других российских регионов.

Для того чтобы избежать ситуации с продолжительным нахождением ребенка в лечебном учреждении без внимания и присмотра, необходимо продумать механизм оперативной передачи новорожденных детей в профессиональные приемные семьи. Пока решается вопрос с правами кровных родителей, ребенок должен жить в профессиональной приемной семье, которая, в случае необходимости (возвращения кровным родителям их прав), обязана будет вернуть ребенка в кровную семью.

Фото с сайта http://fishki.net/anti

Процедура устройства ребенка на воспитание в семью

В России предусмотрены 5 форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
— усыновление;
— опека (попечительство);
— создание приемной семьи;
— временная передача детей в семьи;
— создание патронатной семьи.

Усыновление предполагает, что все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. В большинстве случаев такая форма используется, когда речь идет о младенцах.

Опека — форма устройства малолетних граждан, не достигших 14 лет, (от 14 до 18 лет – попечительство), при которой соответствующие обязанности исполняются, как правило, безвозмездно. Чаще всего опеку над подопечным устанавливают его родственники.

Приемная семья — опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Органы опеки обязуются проверять и помогать приемной семье. Приемные родители получают ежемесячное вознаграждение и средства на содержание ребенка.

Временная передача детей в семьи – передача детей в семьи на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях на срок не более 1 месяца. Как правило, используется в экстренных случаях, пока родственники собирают документы на опеку или приемную семью.

Патронатная форма устройства — на данный момент почти не используется. Отличие патронатного воспитания от опеки и усыновления, прежде всего, в том, что эта форма позволяет осуществлять отбор семей, профессиональную подготовку и сопровождение семьи после принятия ребенка.

Основные требования, предъявляемые к усыновителям:

— совершеннолетие;
— отсутствие случаев ограничения родительских прав, отстранения от обязанностей опекуна, приемного родителя, усыновителя;
— дееспособность;
— отсутствие судимости;
— отсутствие медицинских противопоказаний;
— постоянное место жительства, отвечающие санитарным нормам;
— доход, обеспечивающий ребенку уровень жизни не ниже прожиточного минимума;
— прохождение подготовки к усыновлению.

Шаги к усыновлению:

— Получение статуса кандидата в усыновители
— консультация в органах опеки и попечительства;
— обучение в школе приемных родителей;
— сбор необходимых документов;
— получение заключения о возможности быть усыновителем;
— постановка на учет в органах опеки.

— Подбор и знакомство с ребенком
— знакомство с общей базой детей, оставшихся без попечения родителей;
— получение направления для знакомства и знакомство с ребенком;
— принятие решения об усыновлении.

Судебное решение
— получение заключения органов опеки о целесообразности усыновления;
— решение суда;
— оформление документов.

Проблемы устройства детей на воспитание в семью

Несмотря на ряд позитивных изменений, в стране до сих пор нет системы оценки и квалифицированного контроля над приемными семьями. Школы приемных родителей ограничены в своих полномочиях и фактически не могут выдавать отрицательные заключения о возможности устройства ребенка в семью, а органы опеки и попечительства очень часто не являются достаточно компетентными для адекватного решения данного вопроса. Кроме того, не разработана система подготовки специалистов школы приемных родителей.

По-прежнему многие детские дома, особенно дома для детей-инвалидов, являются полузакрытыми учреждениями, куда затруднен доступ волонтеров и общественных организаций (исключение составляет Москва, где государственные учреждения обязали допускать волонтеров). Многие государственные детские дома по-прежнему насчитывают более 100-200 воспитанников, что подрывает идею индивидуальной заботы и внимания по отношению к каждому ребенку.

В процессе усыновления во главу угла ставятся интересы не ребенка, а потенциального усыновителя . Официальный сайт , где опубликована федеральная база данных на детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает в буквальном смысле подбор ребенка по цвету глаз, цвету волос и т.д. Система построена по принципу магазина и исходит из попытки уговорить потенциальных родителей взять ребенка, тогда как в мировой практике не родителю подбирается ребенок, а наоборот – ребенку подбирается родитель . Для того чтобы изменить этот подход, нужно перестроить систему, создать базу данных приемных родителей. Конкретному ребенку необходимо подбирать родителя в зависимости от индивидуальных качеств ребенка и его особенностей.

Не многие в России решаются брать сирот на воспитание в семью. Часто это связано со стереотипами: негативным отношением к факту усыновления ребенка, стремлением родителей к обязательным успехам своего (приемного) ребенка. По разным причинам иметь приемного ребенка в России считается стыдным . Приемные родители в большинстве случаев желают усыновить голубоглазых красивых младенцев, которых надеются вырастить как своих собственных детей. К реальной ситуации (большинство детей – подростки старше 10 лет со своей печальной историей детства либо инвалиды) многие не готовы.

В России с каждым годом растет число детей трудовых мигрантов, в основном неславянского происхождения. Из-за проблем с документами родители таких детей не обращаются в государственные учреждения, при этом очевидна нехватка негосударственных учреждений помощи детям мигрантов.

Cтатистические сведения взяты из открытых источников (сайт usinovite.ru , РИА Новости, заявлений П.А.Астахова, О.Ю.Голодец и др.)

Если же сотрудники органов опеки выявят несоответствие установленным требованиям, то они оформят письменный отказ, который, в случае несогласия, возможно обжаловать в судебном порядке. Поиск ребенка Если опека выдала положительное заключение, то граждане могут приступить к поиску ребенка, воспользовавшись единой электронной базой, расположенной по адресу: http://www.usynovite.ru/db/?p=3&last-search. После того, как ребенок выбран, гражданам необходимо вновь обратиться в опеку и получить разрешение на его посещение. Срок действия разрешения на посещение ребенка составляет 10 дней – если отведенное время будет пропущено, то процедуру придется повторять заново. В рамках разрешения усыновитель имеет право познакомиться и пообщаться с ребенком, а также ознакомиться с его медицинской документацией.

Как усыновить ребенка из детского дома? непросто, но вполне реально

Подготовка будущих усыновителей В 2012 году в перечень обязательных требований к приемным родителям было включено прохождение подготовки. Но и из этого правила есть исключения. Так, в соответствии с законом, вправе не проходить подготовку:

  1. Граждане, являющиеся близкими родственниками ребенка, усыновление которого требуется осуществить.

    К близким родственникам относятся: сестры, братья, бабушки и дедушки.

  2. Лица, которые уже ранее усыновляли/удочеряли ребенка. То есть если граждане уже становились приемными родителями, то подготовку проходить им не нужно.

Все остальные граждане должны пройти подготовку, которая в одних населенных пунктах производится на бесплатной основе, а в других – на платной.

Как правило, перечень мест, где можно пройти обучение, можно уточнить в органах опеки.

Как усыновить ребенка из детского дома?

Видео: Порядок усыновления ребенка Органы опеки и усыновления (ООП) С полным пакетом документов граждане, решившие усыновить ребенка, идут в ООП. После оформления бумаг потенциальных родителей ожидает визит сотрудников ООП домой.

Составляется акт обследования жилищных условий. Жилплощадь должна быть ухоженной, чистой, убранной. В течение 15 дней сотрудники готовят заключение. Если впечатление о гражданах, которые желают усыновить ребенка, положительное, их признают кандидатами в усыновители.

Если последует отказ, он должен быть оформлен в виде официального письма с указанием причины. Поиск ребенка Поиск ребенка можно вести через Федеральный банк данных о детях-сиротах (http://www.usynovite.ru/db/?p=3&last-search) или базу видео анкет детей-сирот, также через ООП по месту жительства или Регионального оператора ГБД о детям-сиротах.

Инвалидность и усыновление детей

  • 1 Кто может быть усыновлен или удочерен
  • 2 Кто может стать усыновителем
    • 2.1 Требования
    • 2.2 Мать одиночка
    • 2.3 Иностранные граждане
  • 3 Как взять ребенка из детского дома
    • 3.1 Куда обращаться
    • 3.2 База данных
    • 3.3 Порядок оформления
    • 3.4 Необходимые документы
    • 3.5 Основания для отмены
  • 4 Особенности усыновления ребенка из детского дома
    • 4.1 Согласие на усыновление
    • 4.2 Определение фамилии, имени и отчества ребенка
    • 4.3 Тайна усыновления
  • 5 Выплаты и льготы
    • 5.1 Материнский капитал
  • 6 Законодательное регулирование

Конечно же, почти все семейные пары мечтают обзавестись своими детьми, но далеко не для всех эта мечта становится реальностью ввиду множества причин.

Усыновление ребенка инвалида

    Автобиография

    Усыновителю необходимо будет предоставить и автобиографию, указав в ней Ф.И.О., адрес и место рождения, образование, место работы и должность, уровень заработной платы, а также иные важные, по его мнению, сведения.
  1. Справка от работодателя

Также усыновителю потребуется приложить справку с места работы, содержащую сведения о должности, которую он занимает, и уровне его заработной платы. Если лицо осуществляет частную предпринимательскую деятельность, вместо справки подойдут декларации о доходах за несколько предыдущих периодов.

  1. Документы на объект жилой недвижимости

Обследование жилой площади, где ребенок будет проживать совместно с усыновителями, является неотъемлемой частью рассматриваемого процесса.

Именно поэтому заявителю нужно будет предъявить документы, связанные с данной жилой недвижимостью.

Как проходит усыновление ребенка-инвалида

Внимание

Также будут проверяться не только условия проживания, но и личностные качества по характеристикам с мест работы и проживания. к содержанию Порядок усыновления ребенка из детского дома Первое, что следует сделать, это пойти к инспектору органов опеки и усыновления по месту проживания. Здесь и будут получены ответы на вопросы о сроках, документах, которые нужно подготовить.


Следует иметь в виду, что бумаги готовятся сразу в двух экземплярах – для отдела опеки и попечительства (далее ООП) и для суда. Разумеется, нужно будет написать заявление в управление ООП с просьбой о выдаче заключения, что претендент не имеет препятствий и годится на роль усыновителя.


Список нужных бумаг уточняется в каждом конкретном случае работником ООП. Срок действия всех документов, собранных для усыновления, составляет 1 год, кроме медицинского освидетельствования, которое действительно всего 3 месяца.

Как усыновить ребенка из детского дома и кто может быть усыновителем

Когда все бумаги с заявлением приняты для рассмотрения и подготовки ответа, жаждущие вкусить родительского счастья получат результат в течение 15 - 30 дней. Это время нужно для проверки сведений, предоставленных в ООП, о состоянии жилья, о личностях потенциальных папы и мамы или одного из них.

В ответе отдела опеки может содержаться отказ или будет выдано заключение с положительным результатом. Если вы желаете усыновить/удочерить ребенка, то в органы опеки нужно подать это заявление: Скачать образец.
к содержанию Поиск ребенка по базе данных: где брать информацию о детях, нуждающихся в семье Данные о детях, нуждающихся в семье, есть в региональной базе данных или в ООП по месту расположения конкретно выбранного детдома.

Порядок усыновления из детского дома: требования к усыновителям, документы

Важно

Личность заявителя установлена, дееспособность проверена, подпись заверяю. «17» марта 2018г. Руководитель органа опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка Любенцева Вероника Григорьевна (подпись).


Также при принятии ребенка в семью (если ему нет 10-лет), от кровных родителей требуется нотариально заверенное согласие на усыновление, но могут возникнуть некоторые затруднения, если:
  • родители пропали без вести либо скончались;
  • не дееспособны;
  • лишены родительских прав.

Определение фамилии, имени и отчества ребенка Смена фамилии имени и отчества малыша может произойти при желании приемных родителей при смене свидетельства о рождении в Загсе. Данная процедура подразумевает под собой тайну усыновления. Но если такового желания нет, приемный сын или дочь могут оставаться на своей фамилии.
Ребенка не передадут в семью, если:

  • это будет противоречить желанию ребенка, создаст угрозу его жизни, здоровью, нарушит его права и интересы;
  • окажется, что вместе с гражданином, который взял ребенка “в гости”, проживает родитель малыша, лишенный родительских прав.

Общий срок пребывания не может быть более трех месяцев. В некоторых случаях продлевается до полугода. Если биологические родители ребенка не смогли по каким-то причинам должным образом выполнять свои обязательства, это могут сделать усыновители, опекуны или приемные родители.

Но и кандидаты в усыновители, и опекуны должны понимать, что новый член семьи - это ответственность, это навсегда. У них будут все те же обязанности, что и у биологической семьи.

Кто может быть усыновлен или удочерен По законодательству РФ усыновленным или удочеренным, может быть сирота от 0 до 18 лет. Усыновленным может быть ребенок:

  • От предыдущего брака супруга, либо супруги. В случае если есть желание взять на себя все права и обязанности полноценного родителя. Но следует позаботиться о наличии согласия от биологического отца.
  • Из дома малютки.

    Малыш возрастом 0-3 лет.

  • Из детского дома, возрастом 3-18 лет.
  • Новорожденный. Процедура усыновления ребенка из роддома фактически не отличается от усыновления ребенка из детдома или дома малютки.

Кто может стать усыновителем Взять сироту в семью желают многие, но далеко не всем гражданам дано право на усыновление, поскольку имеется ряд требований и нюансов, которые должны учитывать кандидаты.

Зачем усыновлять ребенка? Что чувствуют дети, от которых отказались и приемные родители? Кто усыновляет детей-инвалидов? Интервью со специалистом службы подготовки и сопровождения приемных семей.

Татьяна Дорофеева, специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей. Фото с сайта aquaviva.ru

В Санкт-Петербурге всего 4 школы приемных родителей, однако специалисты говорят, что и это уже хорошо, так как специалистов в этой области сравнительно немного. О том, как специалисты работают с мотивациями кандидатов в приемные родители и о других нюансах рассказывает ведущий специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей Северо-Западного благотворительного фонда помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Дети ждут» Татьяна Дорофеева.

– Чем меньше времени тратится на обучение приемных родителей, тем разнообразнее могут быть результаты. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга определяет максимальный срок обучения, а также срок с момента подачи человеком заявления в органы опеки и попечительства, в течение которого он должен обратиться и в школу приемных родителей.

Но с момента обращения в школу приемных родителей может пройти и год, прежде чем человек возьмет ребенка. Это похоже на беременность. Срок подготовки кандидата – от полугода до 9 месяцев. Как бы ни хотел человек взять приемного ребенка, у него должно образоваться пространство, куда этот ребенок может поместиться – и в эмоциональном, и в социальном плане.

Например, люди должны подумать, как они будут работать – ведь ребенок очень сильно изменит их образ жизни. Эмоциональное состояние приемных родителей тоже не должно мешать адаптации ребенка. Так что школа приемных родителей – это для них процесс изучения самих себя.

У нас проводится психологическое консультирование. Если кандидат нуждается в психотерапевтической работе, то проводится и она. Это касается людей, переживающих утраты – либо смерть родственников, либо смену места жительства, и людей, имеющих другие серьезные психологические нарушения, например, ненормативно протекающие возрастные кризисы. Но для психотерапии должен быть запрос – человек должен быть к ней готов. Если в процессе психологического консультирования семьи в ней выявляется человек с некоторыми трудностями, готовый работать, то психотерапия возможна.

– Смена места жительства – это тоже утрата?

Люди иногда с трудом адаптируются на новом месте, и усыновление ребенка может стать способом избавиться от одиночества. Даже если переезжает семья, то ей нужен новый круг знакомств, новые занятия.

– А такая мотивация, как попытка пережить таким образом какую-то утрату – это плохо?

Попытка замены – это не конструктивная мотивация. Замена разрушительна и для ребенка, и для приемного родителя. У приемного родителя в таком случае нет сил на то, чтобы услышать реальные потребности конкретного ребенка – он слышит в основном свои нужды. И тогда он не эффективный родитель – рассеянный, невнимательный, напряженный. Он хочет быть очень хорошим родителем, но у него на это нет ресурсов.

Есть еще такой миф у кандидатов в приемные родители: якобы хорошо, когда ребенок – сирота, у которого родители погибли, например, в автокатастрофе, что в таком случае он будет лучше адаптироваться в приемной семье. Но это самые тяжелые детки, потому что они очень любили своих кровных родителей, и когда они попадают в приемную семью, им долго никто не нужен. Таких детей мало в сиротских учреждениях, чаще их берут к себе другие члены их кровной семьи.

Созидательная, конструктивная мотивация – это когда кто-то хочет не взять, а отдать, когда кто-то хочет помочь ребенку. Например, некоторые мамочки сидят дома и готовы воспитывать много детей – им это нравится, у них это получается. Или когда муж и жена между собой хорошо ладят, но своих биологических детей иметь не могут, а хотят испытать родительские чувства, хотят растить ребенка.

Мы говорим родителям: «Ребенок – это отдельное существо, которое вам не принадлежит полностью, он вам дается на время». Родители сами проходят предварительные тесты на предполагаемый тип воспитания, а результаты этого тестирования мы потом с ними обсуждаем индивидуально – так они понимают свои тонкие места.

– Есть случаи, когда бездетные пары приходят в школу приемных родителей и после психологической или психотерапевтической работы у них появляются свои биологические дети. Такие пары все-таки берут и приемных детей? Или отказываются от этого намерения?

Да, у нас после каждого тренинга случаются беременности. Потому что снимаются тревоги, люди начинают больше обдумывать свою жизнь. И мы поддерживаем любые положительные изменения. Иногда в таких случаях люди отказываются от намерения взять приемного ребенка, но это тоже хороший результат – ведь у них появился свой ребенок.

Однако тема детей-сирот многих из них не перестает волновать, такие пары – очень хорошие волонтеры, они помогают детям адресно, конкретно, не ожидая от детей благодарности. Некоторые из них потом берут и приемных детей – через несколько лет, когда уже подрастут и их кровные.

– Вы формулируете основные задачи вашей школы?

Задача наших кандидатов: научиться строить долгосрочные принимающие честные отношения в семье, в том числе и с ребенком. У нас есть принципы, на которых мы строим обучение – то, как мы понимаем гармоничное воспитание ребенка. Эти принципы основаны на гуманистическом подходе к развитию личности.

Во-первых, это принцип надежды – то, что в человеке уже заложено все, что в нем есть замечательного. Никто не может никого кардинально переделать, мы только можем поспособствовать проявлению тех или иных черт и сочетать их со своими чертами. В каждом человеке есть нечто драгоценное. И родителей, и детей мы настраиваем на то, чтобы изучить себя и найти свои сильные и слабые стороны, научиться объяснять другим про свои слабые стороны, а сильные стороны выращивать и сочетать их с миром.

Никакой доктор не покажет пальцем – вот это хорошо, а это плохо, это придется изучать самим. Со специалистами можно проконсультироваться, но работать придется самим.

Во-вторых, это принцип баланса в мире . Мы исходим не из абсолютных понятий о добре и зле, а из конкретных семейных правил, и говорим о том, что равное количество внимания надо уделять четырем аспектам личности: психологическому, биологическому, духовному и социальному.

То есть родители должны заботиться об эмоциях ребенка, о его внутреннем мире, о его общении с другими людьми, о его играх или другой деятельности, о его здоровье. И так же они должны обращать внимание на эти аспекты своей жизни. То есть это личностно ориентированный подход.

И в-третьих, принцип семьи, как системы . Семья – это динамическое образование, которое живет своей жизнью, но на которое влияют внешние факторы. У некоторых родителей есть представление о том, что когда-то наступит некая стабильность, какой-то покой наступит. Мы развенчиваем этот миф – я сразу говорю приходящим к нам кандидатам: «Вы сегодня выходите из зоны комфорта». Потому, что на самом деле всегда есть динамика, всегда что-то происходит. Вообще с любым человеком всегда что-то происходит.

А здоровая предсказуемость появляется, когда есть конкретика: с одной стороны, что-то происходит, с другой стороны, у нас есть выработанный тип поведения. И что бы в семье ни случилось, все подлежит рассмотрению, из всего можно сделать какие-то полезные выводы.

– Вы считаете, что семейные отношения нельзя рассматривать сквозь призму чьей-то вины?

Да, мы не ищем виноватых, мы рассматриваем ситуацию, смотрим, что каждый может сделать для того, чтобы ее исправить или как-то разрешить. Конечно, мы пытаемся понять причины происходящего, но главная причина проблемы: кто-то кого-то не понял, есть неправильное послание.

Есть такой расхожий термин – «зеленая лампочка»: кто-то что-то сделал, а у нас в сознании «загорелась зеленая лампочка», то есть мы придумали объяснение поступку другого человека, которое вообще никак не связано с его мотивами. Поэтому мы стараемся добиться того, чтобы послания людей были понятными, чтобы люди научились не думать за других.

Ко мне или к другим специалистам нашей школы может обратиться любой член семьи с просьбой поговорить – не дать совет, а именно поговорить. Почему я за долгосрочные и искренние отношения? Если что-то происходит, я настраиваю и родителей, и детей говорить об этом – что мы чувствуем, что мы будем с этими чувствами делать, как мы будем их проявлять.

– Разве это не очевидно, что нужно говорить об этом?

Это не очевидно. Бывают долгосрочные, но неискренние семейные отношения. У нас большинство людей не умеют осознавать свои чувства. Есть такой термин в психологии – алекситимия. Это когда человек чувствует, но выразить свои чувства словами не может, и, соответственно, ему трудно понять, что чувствует другой человек. То есть это такая зацикленность на себе. Потому сейчас так много тренингов развития эмоционального интеллекта.

– Но ведь и человек, который говорит о своих чувствах, может быть зацикленным на себе.

Конечно. И если мы узнаем это о ком-то из наших кандидатов, мы обращаем его внимание на это, выясняем, почему он говорит только о себе и не может слушать других. Но основная проблема детей – то, что они не осознают и не могут выразить свои чувства. И взрослый должен, во-первых, подавать пример ребенку, во-вторых, давать ему понять, что он примет его с любыми эмоциями и будет ему помогать с ними что-то делать.

Например, ребенок может сказать: «Я злой». Взрослый говорит ему: «Давай подумаем, откуда эта злость взялась, что с ней делать, как ее выразить так, чтобы никому не было больно».

Мы не делаем принципиальной разницы между семьей обычной, где есть родители и их кровные дети, и семьей, где есть приемные дети. Но наши кандидаты получают дополнительные знания об особенностях приемных детей, о том, чем приемный ребенок будет отличаться от их кровного. И кандидаты получают возможность измерить свои ресурсы, подумать, смогут ли они адаптировать этого ребенка.

Приемный ребенок гораздо хуже осознает свои эмоции и потребности. Из-за этого у него нарушено поведение, из-за этого он может подвергать свою жизнь опасности, из-за этого ему страшно, из-за этого он меняет всю жизнь семьи. У меня самой есть приемный ребенок, я стараюсь ему помогать. Мои кровные дети спрашивают: «А когда-то будет получше?» Я отвечаю: «Не знаю. Он может так, как может».

– К вам приходят и люди, которые не просто захотели взять какого-то ребенка из детского дома, а у которых уже есть история отношений с конкретным ребенком.

Бывает. Мы изучаем историю этих отношений. Если позволяют условия, я знакомлюсь с ребеночком, с персоналом учреждения, где он находится. Мы смотрим на ситуацию и решаем, как поступить наилучшим образом в интересах ребенка.

Если обратившийся к нам взрослый почему-то все-таки не может стать приемным родителем этого ребенка, то он может стать его помощником – тьютором, волонтером… И параллельно для этого ребенка все-таки будет подыскиваться семья. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что есть какие-то универсальные схемы. Очень многое зависит от личностного роста кандидата, который происходит во время занятий в школе приемных родителей: люди либо готовы многое менять в своей жизни, либо понимают, что не готовы, и отказываются от своего намерения. И мы считаем, что это тоже хороший результат. То есть важно, чтобы отношения были минимально травматичными для ребенка и максимально понятными для взрослого.

– Что вы делаете, если к вам обращаются приемные родители, которые хотят отказаться от ребенка?

Мы приглашаем всю семью, смотрим на ребенка, выясняем у родителей, что происходит – так, чтобы ребенок слышал. Чаще всего всплывают и какие-то позитивные истории, к этому позитиву мы обращаемся и начинаем его выращивать. Чаще всего это желание – такой крик души, и после нашей работы реального отказа может не случиться.

Даже если отказ происходит, то перед этим – месяца три мы с людьми работаем. Если это обращение было просто следствием усталости, то такая работа приносит огромную пользу ребенку, потому что его не ругают, и огромную пользу родителям, потому что их тоже не ругают, каждый член семьи получает поддержку.

Отказы все-таки бывают. Вот в прошлом году был случай, когда пара отказалась от ребенка – за три месяца мы не смогли найти ничего, чтобы их объединило. Ребенок снова оказался в сиротском учреждении, но не настолько травмированный, так как получил поддержку во время работы с нами, а взрослые осознали свои истинные мотивы и продолжают с ним общаться.

Да, для всех участников ситуации это был болезненный опыт, но он не стал для них таким разрушительным, каким мог бы быть. Я работаю и в сиротских учреждениях и могу сказать, что дети после вторичного отказа часто очень снисходительно относятся к их несостоявшимся приемным родителям, говорят: «Ну, не получилось». Им, конечно, потом очень трудно снова идти в какую-то семью, но некоторые превозмогают эту историю и идут, некоторые какое-то время не идут – и это понятно.

– Поддерживаете ли вы связь с теми, кто прошел вашу школу и уже взял приемного ребенка?

Да, у нас предполагается полное сопровождение с момента первичного обращения к нам кандидатов до совершеннолетия ребенка. Мы обсуждаем с людьми все вопросы – и на этапе поиска ребенка, и когда люди забирают его из учреждения, и в период его адаптации. Есть сложные периоды в жизни, есть нормативные кризисы. Но у нас многие родители – люди понимающие, и они, обращаясь к нам, говорят: «Мы понимаем, что происходит, но хотим проверить, все ли так».

Наша школа работает сравнительно недавно – с марта 2015 года, и у нас уже 24 семьи, которые взяли детей. И дети очень разные – от младенцев до 16-летних подростков. И приемные родители уже не задают нам первичных вопросов, они хорошо ориентируются в ситуации.

– С подростками ведь сложнее – в том числе и потому, что у них могут сохраняться связи с биологическими родителями…

Мы работаем с этим. Я могу поехать в любое учреждение и после согласования со специалистами этого учреждения и с родителями подростка, подписав с ними соглашение, познакомиться с молодым человеком, с ситуацией и выяснить у кандидата в приемные родители, готов ли он поддерживать ребенка в его общении с кровными родственниками.

Чаще всего люди оказываются к этому готовы – они понимают, что это история человека и уважительно к ней относятся. Для ребенка очень важно, когда его приемные родители принимают его кровных родителей. И у нас не было случаев перебежки из одного лагеря в другой.

Если ребенок сам не хочет идти в приемную семью, объясняя, что любит своих кровных маму и папу, наши кандидаты это понимают и не стараются его переубедить.

– Если к вам приходит кандидат и говорит, что хочет усыновить ребенка с инвалидностью, что тогда?

С ним проводится индивидуальная работа. У нас уже есть несколько семей, которые взяли детей-инвалидов. Мы с ними регулярно взаимодействуем, составляем для каждого ребенка индивидуальные реабилитационные программы. И кандидату, который заявляет о желании взять именно ребенка с инвалидностью, мы предлагаем встретиться с родителями, которые уже имеют такой опыт.

Эти встречи проходят в тех формах, которые людям удобны и не нарушают их границ. Но иногда ездим и к кому-то домой, как к кандидатам, так и к уже состоявшимся приемным семьям. Говорим о возможных последствиях, смотрим на имеющиеся ресурсы. Ведь одно дело, когда дети-инвалиды маленькие и их воспитывают еще не старые люди, другое дело, когда эти дети вырастают, и родителей рядом с ними уже не оказывается. Значит, в семье должен быть кто-то, готовый их сопровождать и дальше. Поэтому, например, с одинокими женщинами, которые хотят взять детей-инвалидов, проводится особенно долгая работа по изучению их ресурсов.

– И многие пожелавшие взять ребенка-инвалида, отказываются от этого намерения после ваших тренингов?

Как правило, только очень разумные, трезвомыслящие люди берут детей-инвалидов. Некоторые из них – уже с соответствующим опытом. Например, у нас есть женщина, у которой свой ребенок сложный, и она взяла еще и приемного с таким же диагнозом. И у них большая семья, приемный ребенок чувствует себя хорошо. Также это люди, работавшие или работающие в соответствующих учреждениях и хорошо представляющие себе проблематику.

– Среди тех, у кого нет такого опыта, но кто все-таки хочет взять ребенка-инвалида, много ли у кого мифологизированные представления о тех или иных диагнозах?

Нет. Все-таки чаще всего на такую сложную задачу замахиваются люди знающие. Кроме родителей, уже имеющих опыт воспитания своих детей-инвалидов, это либо работники социальной сферы, либо психологи.

Да, встречаются люди, которые говорят: «Я хочу спасти…» Но на первом или втором занятии, посвященном мотивации, они понимают, что спасти они могут только себя, оценив свои реальные возможности.

Мы взращиваем в человеке принятие, смирение и умение не торопиться. При воспитании ребенка-инвалида важно понимать и принимать ситуацию, понимать темпы его развития и соблюдать свои границы – чтобы ребенок понимал, что если он сделает так, будет то и то.

Это важно с любым ребенком, но с инвалидом это должно быть выражено особенно четко, потому что, если эти границы не установлены, инвалид может дать откат назад в развитии.

Например, должно быть правило: «Нельзя бить маму». Никогда нельзя разрешать ребенку бить маму, даже если он инвалид. Какая-то определенная линия поведения у родителей должна быть – чем четче поведение родителя, чем он понятнее себя ведет, чем он надежнее, тем легче ребенку-инвалиду.

В надежной среде любому ребенку легче развиваться. На наших занятиях мы даже репетируем какие-то моменты – я изображаю разных детишек, кандидаты в приемные родители играют в свою реакцию на их поведение. В процессе игры становится понятным, насколько все это сложно даже в смоделированной ситуации.

Ребенок-инвалид тяжело переносит перемены. Поэтому мы предупреждаем, чтобы, забрав ребенка из детского дома, родители какое-то время побыли с ним дома, не ехали сразу на юг или куда-то еще. Стараемся оговорить все, что, может ухудшить адаптацию ребенка. Я всегда говорю родителям: «Можно задавать любой вопрос, даже если он кажется очень глупым». Иногда очень глупый вопрос влечет за собой очень подробный и важный ответ.

Чтобы получить родительские права на ребенка, необходимо будет в обязательном порядке его усыновить. Данная процедура обычно занимает небольшое количество времени, но для её реализации потребуется достаточно много различных документов. Проводится она только с согласия органов опеки и попечительства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основные моменты

Процедура усыновления – имеющий большую юридическую важность акт, проводимый в судебном порядке. Его реализация ведет к множеству самых разных последствий.

Потому прежде, чем решиться на столь ответственный шаг, необходимо максимально подробно изучить их все.

При этом согласно действующему на территории Российской Федерации закону, процедура усыновления может быть осуществлена только по отношению к несовершеннолетним, вне зависимости от иных факторов ( , иное).

Сама процедура усыновления проводится в суде только при наличии пакета соответствующих документов, в который в обязательном порядке должно входить от будущего родителя.

Сама процедура осуществляется в порядке особого производства, по соответствующим правилам гражданского процессуального производства.

Предварительно следует ознакомиться со следующими важными вопросами:

  1. Что это такое?
  2. Куда обращаться?

Что это такое

Под термином усыновление (удочерение) понимается некоторая форма семейного воспитания детей, которые ранее по какой-то причине были опеки своих родных родителей.

Одним из самых важных особенностей подобного рода процедуры является то, что после её осуществления между усыновленным ребенком, а также его усыновителем возникают правовые взаимоотношения, которые регулируются Семейным кодексом Российской Федерации.

Подбор кандидатур

Прежде, чем реализовать процедуру усыновления, необходимо будет в обязательном порядке подобрать соответствующую кандидатуру.

Если по какой-то причине поблизости учреждение, где воспитываются сироты, отсутствует, то лица, желающие усыновить ребенка, могут получить соответствующее направление в учреждения данного типа, расположенные в другом регионе.

Судебное разбирательство

Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству, судебное разбирательство, связанное с усыновлением детей-инвалидов по слуху, проводится в особом порядке.

Данный момент регламентируется Федеральным законом . Главным положительным моментом в данном случае является максимально короткий срок, отводимый суду для принятия какого-либо конкретного решения. Потому в некоторых случаях усыновить ребенка можно в течение всего одного месяца.

Заключительный этап

После того, как суд принял соответствующее решение об усыновлении, необходимо в обязательном порядке осуществить государственную регистрацию данного действия. Для этого необходимо будет обратиться в ЗАГС с письменным или же устным обращением.

При этом помимо самого заявления в органы регистрации государственного состояния необходимо представить следующие обязательные документы:

Следует помнить, что если по какой-то причине усыновители самостоятельно не предоставили соответствующее решение суда в ЗАГС, государственная регистрация осуществляется на основании данного документа, но переданного самим судебным органом почтой.

Основные нюансы

Необходимо помнить, что реализовать чрезвычайно сложно, для этого снова необходимо будет инициировать судебное разбирательство.

Если же соответствующее постановление суда все же было вынесено, то свидетельство о рождении аннулируется и выдается новое. Также работники ЗАГС без согласия самих усыновителей не имеют права раскрывать тайну усыновления.

Какие выплаты при усыновлении ребенка-инвалида

При усыновлении ребенка-инвалида его усыновителям полагаются следующие выплаты:

Сложность процедуры, если у детей синдром Дауна

В некоторых, особых, случаях могут возникнуть сложности. Например, если у ребенка – синдром Дауна.

Сложности связаны со следующими моментами:

  1. Не каждый такой ребенок признается дееспособным.
  2. Необратимость данного генетического изменения.
  3. Маленькая продолжительность жизни.

Не каждый признается дееспособным

Вопрос о признании дееспособности ребенка с синдромом Дауна решается обычно только к 16-18 годам. Так как только в этом возрасте человек уже психологически сформировался, у него появляется право свершать различного рода важные юридические действия.

В каждом отдельном случае признание дееспособности лица с синдромом Дауна – специфический процесс, потому может вызвать некоторые сложности при усыновлении.

Необратимость



Поделиться